Кто является основателями немецкой системы гимнастики. Дать краткие характеристики немецкой, шведской, французской, сокольской систем физического воспитания. §1.2 Шведская гимнастическая система



ГДР

Германская Демократическая Республика. Государство в Центральной Европе. Территория - 108,2 тыс. кв. км. Население - около 17 млн. человек (1976 г.). Столица - Берлин (1,1 млн. жителей). Государственный язык - немецкий.

Физическая культура и спорт в ГДР являются законным правом всех граждан республики. В 1968 г. в результате всенародного опроса была принята новая социалистическая Конституция ГДР, в статье 18 которой говорится: "Физкультура, спорт, туризм, являясь элементами социалистической культуры, служат всестороннему физическому и умственному развитию граждан".

Определение спорта как гражданского права в Основном законе ГДР подчеркивает то значение, которое придается физической культуре и спорту в Германской Демократической Республике.

Выступая на IV Спортивно-гимнастическом фестивале немецкого спортивно-гимнастического союза (ДТСБ) в мае 1970 г., Первый секретарь Социалистической единой партии Германии Эрих Хонеккер говорил: "Спорт является частью нашей жизни, и поэтому понятно, что партия и правительство постоянно обращают огромное внимание на развитие массового и большого спорта, способствуют ему и поддерживают всеми силами".

Каждый восьмой гражданин ГДР - спортсмен. Из 17 миллионов жителей республики более 2,4 млн. являются членами ДТСБ.

20 сентября 1968 г. было принято постановление Государственного совета ГДР "О задачах физической культуры и спорта в Германской Демократической Республике".

В соответствии с этим постановлением к 1980 г. 35% всего населения должно быть привлечено к регулярным занятиям спортом.

Предпосылкой для выполнения этой задачи является ответственность всего общества за развитие физической культуры и спорта. Поэтому в этом постановлении указывается: "В планировании и руководстве необходимо обеспечивать эффективное сотрудничество органов государственной власти и общественных организаций в деле повышения их личной ответственности.

Народные представительства и их органы обеспечивают координированное взаимодействие всех общественных и государственных сил для широкого развертывания инициативы граждан".

В ГДР руководство физической культурой и спортом осуществляется как по линии государственных органов, так и по линии общественных организаций.

К государственным органам следует отнести Государственный секретариат по делам физической культуры и спорта Министерства народного образования и здравоохранения Каждый из этих органов имеет свои специфические задачи. Например, Государственный секретариат по делам физической культуры и спорта ответствен за развитие материально-технической базы спорта (проектирование, строительство спортивных сооружений, производство спортивного инвентаря), подготовку кадров для спортивного движения, развитие спортивной науки. Министерство народного образования ответственно за физическое образование и воспитание в школах.

Управление спортивным движением в ГДР носит общественный характер и осуществляется Немецким спортивно-гимнастическим союзом (ДТСБ), который работает в сотрудничестве с Объединением свободных немецких профсоюзов и Союзом свободной немецкой молодежи (ОСНМ).

ДТСБ - это демократическая, общественная массовая организация, объединяющая 36 спортивных союзов (федераций) и представляющая любительский спорт страны. Союз был создан в 1957 г. Каждые четыре года собирается спортивно-гимнастический слет ДТСБ, делегаты которого избираются в спортивных организациях, обществах, районных и областных организациях. На слете избирается.

Центральное правление (примерно 160 человек), которое собирается 3-4 раза в год для обсуждения актуальных вопросов дальнейшего развития физической культуры и спорта и принятия соответствующих решений. Спортивно-гимнастический слет разрабатывает программу работы на срок его полномочий, о ходе выполнения которой

Центральное правление должно отчитываться перед следующим слетом.

Центральное правление избирает президиум (22 чел.), в состав которого наряду со спортивными работниками входят известные спортсмены и тренеры.

Повседневное руководство деятельностью ДТСБ осуществляет секретариат. Президентом ДТСБ с 1961 г. является Манфред Эвальд.

ДТСБ объединяет 15 окружных организаций, 2 объединения на правах окружных организаций, 215 районных организаций и более 7,5 тыс. клубов (спортивных коллективов).

ДТСБ объединяет в своих рядах более 2,4 млн. человек. Более 300 тыс. человек трудятся на выборных постах в спортивных обществах и секциях, правлениях, в комитетах и президиумах, а также в правлении ДТСБ. В Союзе работают 170 тыс. тренеров и 80 тыс. спортивных судей.

ДТСБ не ограничивает свою деятельность организацией спортивных соревнований. Его усилия направлены также на то, чтобы совместно с другими спортивными и общественными организациями (Министерством народного образования, Объединением свободных немецких профсоюзов, Союзом свободной немецкой молодежи и др.) внести значительный вклад в дело развития социалистической массовой физической культуры.

Союз свободной немецкой молодежи, Объединение свободных немецких профсоюзов и ДТСБ имеют совместную программу, осуществление которой, например, привлекло к участию в массовых спортивных соревнованиях в 1970 г. (после принятия первой программы) на предприятиях и в центрах отдыха около 2 млн. трудящихся.

В 1974 г. подписана вторая общая программа, намного расширяющая возможности граждан ГДР регулярно заниматься спортом. Цель новой программы - привлечь граждан ГДР, которые являются членами ДТСБ, к регулярным занятиям спортом. В связи с этим спортивная программа включает 4 комплекса: обладатель "Спортивного значка ГДР"; участие в соревнованиях по таким видам спорта, как футбол, легкая атлетика, кегли, настольный теннис, бадминтон, плавание; различные формы туризма и, наконец, участие в массовых соревнованиях: "Бегай ради здоровья!", семейные спортивные соревнования, "Турнир тысяч по настольному теннису" и др.

В осуществлении этой программы огромную роль играют 140 тыс. тренеров-общественников.

Огромной популярностью в ГДР пользуются детские и молодежные спартакиады. Со времени первой юношеской спартакиады (1965 г.) число участников увеличилось с 1,7 млн. человек до 3,05 млн.

Детская и молодежная спартакиада является системой соревнований по олимпийским видам спорта. Она проводится поэтапно, начиная со школ и населенных пунктов, затем - на уровне районных и окружных спартакиад, и завершается каждые 2 года центральной детской и молодежной спартакиадой в Берлине. В финальных соревнованиях по 19 олимпийским гидам спорта участвует 10-11 тыс. молодых спортсменов. Из победителей детских спартакиад выросли многие известные спортсмены ГДР: двукратный чемпион олимпийских игр и рекордсмен мира по плазанию Роланд Маттес, чемпионка мира ио гимнастике Карин Янц, чемпион Европы по десятиборью Иохим Кирст и многие другие.

Большой популярностью в ГДР пользуются соревнования на право получения спортивного значка ГТО (нормативные требования близки к комплексу ГТО, действующему в Советском Союзе). Так, к 1975 г. значок ГТО получили свыше 7 млн. граждан ГДР.

Наиболее популярными и массовыми видами спорта в ГДР являются футбол, гимнастика, рыболовный спорт, легкая атлетика, гандбол, кегли.

Самые крупные спортивные союзы (федерации) ГДР
Наименование Число членов
Немецкий союз футбола ГДР 476 600
Немецкий союз гимнастики ГДР 337 980
Немецкий союз рыболовного спорта ГДР 327 919
Немецкий союз легкой атлетики ГДР 149 880
Немецкий союз игры в кегли ГДР 134 870
Немецкий союз гандбола ГДР 127 660
Немецкий союз плавания ГДР 67 590
Немецкий союз настольного тенниса ГДР 66 160
Немецкий союз волейбола ГДР 66 030
Немецкий союз моторного спорта ГДР 49 528
Немецкий союз дзю-до ГДР 33 300
Немецкий союз шахмат ГДР 32 190
Немецкий союз лыжного спорта ГДР 30 480
ГДР - страна с хорошо развитой спортивной базой.

С 1949 по 1976 г. на территории ГДР состоялись 18 чемпионатов мира, 29 чемпионатов Европы, 56 других официальных международных соревнований. Кроме этого, прошло большое количество матчевых встреч на уровне сборных команд стран по различным видам спорта.

Основные показатели развития физической культуры и спорта в ГДР
Количество спортивных обществ Немецкого спортивно-гимнастического союза ДТСБ 7 527
Количество членов ДТСБ 2 336 050
Количество спортивных групп предприятий и жилых кварталов 62136
Количество занимающихся в спортивных группах предприятий и жилых кварталов 3 569 600
Количество награжденных спортивными значками ГДР "Готов к труду и обороне Родины" 6 976 392
Количество активистов спорта ДТСБ 300 000
Количество спортивных судей ДТСБ 76 106
Количество руководителей занятий ДТСБ 161 180

Спортсмены ГДР являются фаворитами многих крупнейших соревнований, в которых они принимают участие. В 1974 г. представители ГДР завоевали на чемпионатах мира 2-е место по числу чемпионских титулов после СССР, завоевали 26 золотых, 25 серебряных и 22 бронзовые медали. Они первенствовали в лыжном спорте, академической гребле и санном спорте. Особенно заметным было превосходство гребцов ГДР, завоевавших золотые награды в 10 классах судов из 14. Спортсмены ГДР опередили все страны и в комплексе зимних видов. Гонщик Г. Гриммер и прыгун с трамплина Х.-Г. Ашенбах получили по 2 золотые медали. В чемпионатах Европы 1974 г. спортсмены ГДР выступали еще успешнее. Они завоевали 36 золотых, 41 серебряную и 31 бронзовую медаль. Героиней чемпионата континента по плаванию стала К. Эндер, получившая 4 золотые медали.

В 1975 г. представители ГДР завоевали на чемпионатах мира 38 золотых, 24 серебряных и 21 бронзовую медаль, а на чемпионатах Европы - 12 золотых, 18 серебряных и 18 бронзовых медалей.

Золотыми медалистами стали: X. Штоттмайстер - борец вольного стиля, выигравший чемпионат Европы во 2-м среднем весе, велосипедисты К.-Ю. Грюнке, ставший чемпионом мира в гите, и Т. Хушке, победивший на мировом первенстве в индивидуальной гонке преследования. Блестяще выступали гребцы ГДР на чемпионате мира по академической гребле. 33 спортсмена вернулись на родину с золотыми медалями. Чемпионами мира стали Б. Ландфойгт и Й. Ландфойгт в гребле на двойке распашной без рулевого, К. Гункель и Ф. Лукке с рулевым Э. Фричем в гребле на двойке распашной с рулевым, четверка распашная без рулевого, четверка парная и восьмерка, а среди женщин чемпионками стали - А. Шаблих на одиночке, двойка распашная без рулевого, четверка распашная с рулевым, четверка парная и восьмерка.

Выиграли чемпионат мира байдарочники А. Златноф и Г. Руммель на двойке на дистанции 1000 м, среди женщин: А. Оде - на байдарке-одиночке, Б. Кестер и К. Цирцов - на байдарке-двойке и экипаж байдарки-четверки.

3 золотые медали на счету специалистов гребного слалома из ГДР: З. Хорн - байдарка-одиночка, Г. Кретчмер и X. Труммер - каноэ-двойка, команда из трех лодок в слаломе на каноэ-двойках.

Чемпионами Европы стали дзюдоисты Т. Райсман, победивший в легком весе, и Д. Лоренц - в полутяжелом. Чемпионкой мира в женском конькобежном многоборье стала К. Кессов. 4 золотые медали завоевали легкоатлеты ГДР на чемпионате Европы в закрытых помещениях: Г. Штолле выиграл бег на 800 м, три остальные медали выиграли женщины: М. Баркуски (бег 800 м), Р. Аккерман-Бичас (прыжки в высоту), М. Адам (толкание ядра).

Хороших результатов добились пловцы на чемпионате мира. Чемпионом в плавании на спине на дистанции 100 м стал Р. Маттес и 10 золотых наград завоевали женщины: К. Эндер (100 м вольным стилем и 100 м баттерфляем), X. Анке (100 и 200 м брассом), Р. Котер (200 м баттерфляем), У. Рихтер (100 м на спине), Б. Трайбер (200 м на спине), У. Таубер (400 м комплексным плаванием), команда эстафет 4 X 100 м вольным стилем и 4 X 100 комбинированным.

Все первые места на чемпионатах мира и Европы по санному спорту достались спортсменам ГДР. Чемпионами мира стали: В. Фидлер на одноместных санях, В. Хан и У. Хан - на двухместных санях, М. Шуман - среди женщин. Чемпионами Европы стали: Д. Понтер на одноместных санях, X. Ринн и А. Хан - на двухместных санях.

Стрелки ГДР в 1975 г. завоевали 2 золотые награды: А. Фольмар выиграл чемпионат Европы по стрельбе из произвольного пистолета, а мужская команда выиграла чемпионат мира по стрельбе на круглом стенде.

Чемпионом мира и Европы в полусреднем весе стал штангист П. Венцель. Чемпионат континента в женском одиночном катании выиграла фигуристка К. Эррат.

Чемпионом мира стала команда гандболисток ГДР, а мужская команда гандболистов "АСК Форвертс" из Франкфурта-на-Одере выиграла Кубок европейских чемпионов. Кубок обладателей кубков по волейболу выиграла женская команда "Трактор" из города Шверин. Хоккеисты ГДР победили в группе "В" чемпионата мира и в 1976 г. играли уже в группе "А".

В настоящее время спортсмены ГДР поддерживают спортивные связи более чем со 100 странами мира. Наиболее тесные контакты у спортсменов ГДР со спортсменами Советского Союза и других социалистических стран. В 1966 г. между ДТСБ и спортивными организациями Советского Союза было подписано долгосрочное соглашение на 5 лет, которое затем было пролонгировано. В настоящее время ДТСБ имеет подобные соглашения и с другими социалистическими странами. Помимо этих соглашений имеются государственные соглашения в области спорта с Ираком, Финляндией, Египтом, Сирией, а также совместные программы с рабочими спортивными союзами и спортивными организациями многих стран.

Спортивные организации ГДР оказывают значительную помощь развивающимся странам в деле подготовки национальных спортивных кадров. В настоящее время установлены разнообразные контакты более чем с 40 спортивными организациями стран Азии, Африки и Латинской Америки. Это сотрудничество чаще всего регулируется путем соглашений, имеющих силу договора, и общих спортивных программ, предусматривающих обмен спортивными командами, подготовку и повышение квалификации тренеров и преподавателей, отправку спортивных кадров ГДР в эти страны, спортивно-научное сотрудничество. До настоящего времени для этих стран подготовлено на факультетах НВШФК (Немецкая Высшая школа физической культуры) более 1000 тренеров, дипломированных учителей физкультуры, магистров и спортивных врачей.

Особое значение имеет долгосрочное соглашение о дальнейшем сотрудничестве между Высшим советом спорта в Африке и Немецким союзом физической культуры и спорта, подписанное 12 января 1973 г. В 1971 и 1973 гг. в ГДР были организованы летние курсы при ДТСБ, в которых приняли участие 43 ведущих специалиста в области спорта из 24 африканских, азиатских и латиноамериканских стран. Курсы получили высокую международную оценку.

Доказательством большого доверия, которое международная спортивная общественность оказывает спортивным организациям ГДР, явилось поручение ГДР провести в 1975 г. II Европейскую спортивную конференцию.

Спортивные организации ГДР являются членами 79 международных спортивных объединений, в которых 117 представителей республики занимают 168 постов в руководящих, технических, научных и судейских органах и комиссиях. ГДР входит в Международную ассоциацию высших учебных заведений физического воспитания и спорта (АИЕСЕП), Международную ассоциацию спортивной прессы (АИПС), Международную ассоциацию психологии спорта (ИССП), Международный спортивный комитет глухих (КИСС), Международный совет физического воспитания и спорта (СИЕПС), Спортивный комитет Дружественных армий (СКАДА), Международный спортивный союз железнодорожников (УСИК), Международную федерацию спортивной медицины (ФИМС), Международную федерацию университетского спорта (ФИСУ). Кроме этого, представители ГДР входят в отдельные федерации, лиги, союзы по видам спорта: авиационному, автомобильному, бадминтону, баскетболу, бильярду, боксу, велоспорту, воднолыжному спорту, водно-моторному спорту, волейболу, гандболу, гимнастике, гребле академической, гребле на байдарках и каноэ, дзю-до, итальянской лапте, катанию на роликовых коньках, кеглям, конному спорту, конькобежному спорту, легкой атлетике, лыжному спорту, мотоспорту, ориентированию, парусному спорту, плаванию, прыжкам в воду и водному поло, планеризму, подводному спорту, регби, санному спорту, современному пятиборью, спортивному рыболовству, стрелковому спорту, стрельбе, стрельбе из лука, судомодельному спорту, теннису, настольному теннису, тяжелой атлетике, фехтованию, футболу, хоккею, хоккею на траве, шахматам.

Вместе с представителями социалистических стран и прогрессивными деятелями мирового спорта из развивающихся и капиталистических стран представители ГДР в этих объединениях и федерациях ведут работу по дальнейшей демократизации международного спортивного движения и за равноправное представительство спортсменов своей страны на мировой спортивной арене. Эта работа увенчалась значительным успехом. Так, к 1974 г. во всех международных спортивных объединениях спортивные организации ГДР признаны по официальному наименованию республики. Признаны также флаг и гимн ГДР.

За сравнительно короткий период Германская Демократическая Республика стала ведущей спортивной державой мира. Представители ГДР с 1956 г. участвовали во всех летних и зимних олимпийских играх, выступая во всех соревнованиях олимпийского цикла, кроме баскетбола. ГДР включилась в олимпийское движение в 1955 г., когда МОК признал Национальный олимпийский комитет ГДР с условием, что спортсмены ГДР будут выступать на играх вместе с представителями ФРГ в составе объединенной германской команды (ОГК). Состав ОГК определялся по результатам отборочных соревнований, в которых участвовали спортсмены ГДР и ФРГ. С каждым разом спортсмены ГДР завоевывали все больше мест в ОГК. На Олимпийских играх 1956 г спортсмены ГДР составляли 21% членов ОГК, в 1960 г. - 41%, в 1964 г. - 52%. Спортсмены ГДР успешно выступали в соревнованиях по боксу, легкой атлетике, гребле на байдарках и каноэ, прыжках в воду. Выдающегося успеха добились И. Кремер, завоевавший в 1960 и 1964 гг. 3 золотые и 1 серебряную медаль в прыжках в воду. Выступая на Белых олимпиадах 1956-1964 гг. спортсмены ГДР входили в число призеров в соревнованиях по скоростному бегу на коньках, прыжкам с трамплина, санному спорту.

В 1965 г. МОК принял решение о предоставлении ГДР права самостоятельного выступления на олимпийских играх, однако за ее командой сохранилось искусственное наименование "Восточная Германия". Спортсменам ГДР было отказано в праве выступать на играх под своим национальным флагом. В 1968 г. по инициативе представителей СССР и других социалистических стран, поддержанных прогрессивной общественностью, МОК принял решение о том, что после Олимпийских игр 1968 г. ГДР будет полноправно представлена на играх под названием "Германская Демократическая Республика" со своим национальным флагом и гимном. В 1966 г. был избран членом МОК для ГДР председатель НОК ГДР X. Шебель.

Выступление команды ГДР на XIX Олимпийских играх 1968 г. прошло с успехом. Спортсмены ГДР участвовали в соревнованиях по 19 видам спорта и в 17 получили зачетные очки. В неофициальном командном зачете они заняли 3-е место (после США и СССР).

Такое же высокое 3-е место спортсмены ГДР сохранили за собой и на XX Олимпийских играх 1972 г., причем разрыв между командой ГДР и командами сильнейших олимпийских держав - СССР и США по сравнению с 1968 г. значительно сократился (с 3-52,8 до 166,5 очка). Представители ГДР получили на XX Олимпиаде 20 золотых медалей - больше, чем им удалось завоевать на всех предыдущих олимпиадах. Команда ГДР была первой в соревнованиях по академической гребле, слалому на байдарках и каноэ, второй - по легкой атлетике.

На Играх XXI Олимпиады 1976 г. команда ГДР заняла в общем неофициальном командном зачете 2-е место, набрав 638 очков и завоевав 40 золотых, 25 серебряных и 25 бронзовых медалей. Они были первыми в гребле академической, в женской легкой атлетике, в женском плавании, в стрелковом спорте.

На XI зимних Олимпийских играх команда ГДР заняла 22-е место в общем неофициальном командном зачете, опередив ряд стран с высокоразвитым зимним спортом. Олимпийцы ГДР вышли на 1-е место в санном спорте, 3-е - в биатлоне. Олимпийскими чемпионами стали В. Шайдель (одноместные сани), X. Хернляйн и Р. Бредов (двухместные сани) - в мужских, А.-М. Мюллер (одноместные сани) - в женских соревнованиях и У. Велинг - в лыжном двоеборье.

На XII зимних Олимпийских играх 1976 г. спортсмены ГДР были вновь вторыми и завоевали 7 золотых, 5 серебряных и 7 бронзовых медалей. Блестящим было выступление саночников, которые завоевали все золотые медали: Д. Гюнтер на одноместных санях, X. Ринн и Н. Ханн на двухместных и М. Шуман - среди женщин. Впервые выступая в олимпийских соревнованиях по бобслею, команды ГДР завоевали обе золотые медали: на бобслеях-двойках - М. Немер и Б. Гермесхаузен, на четверках - М. Номер, Й. Бабок, Б. Гермесхаузен и Б. Леман.

Вторую золотую олимпийскую медаль в лыжном двоеборье получил У. Велинг. Чемпионом в прыжках с 70-метрового трамплина стал Х.-Г. Ашенбах.

Немецкое гимнастическое (турнерское) движение

Немецкое гимнастическое движение уходит своими корнями в филантропизм. Оно оформилось в начале XIX в. и связао с именами Ф.Яна и Э.Айзелена. Ян был в большей мере организатором и идейным руководителем, а Айзелен - практиком и специалистом в области методики гимнастики. Создание немецкой гимнастики в самом начале было направлено на повышение боевой выучки немецкой армии в борьбе с французскими завоевателями (армией Наполеона). С середины XIX в. содержание военной гимнастики перерабатывается применительно к требованиям школьного физического воспитания. Она получила широкое распространение в армии, школах, различных спортивных обществах. В 1811 г. под Берлином (ныне это парк им. Ф. Яна) была построена гимнастическая площадка (турнплац), оборудованная специальными снарядами - турниками (перекладинами), параллельными брусьями, конем, шестами, лестницами для лазанья и др. Число занимающихся на площадке достигало 500человек

Немецкая гимнастика в своей основе сохранила упражнения из системы, созданной филантропами. Однако были внесены некоторые дополнения: исключили плавание и борьбу, ввели общую разминку, преодоление препятствий, упражнения на растягивание, включили в практику занятий гимнастические снаряды, в самостоятельную группу были выделены лазанья и висы.

Теоретики немецкого гимнастического направления причисляли к гимнастике все виды физических упражнений. Однако многие из них: легкоатлетические упражнения, гребля, бег на коньках, велосипедный спорт, тяжелая атлетика и другие - развивались самостоятельно, вне гимнастики.

Методика проведения занятий и классификация упражнений в немецкой гимнастике не имели достаточно полного научного обоснования. В основу классификации была положена внешняя форма движений, отсутствовали указания по дозированию физической нагрузки, педагогическому и врачебному контролю.

Анализ методов и способов общедисциплинарной дрессировки собак

Движение рядом с дрессировщиком приучает собаку находиться возле дрессировщика при различных темпах движения, а во время остановки -- самостоятельно садиться...

Влияние физических упражнений на здоровье человека

Движение - это самый мощный стимулятор катаболических процессов в организме, которые в период покоя активизируют биосинтетические - анаболические процессы. Ребенок никогда бы не вырос во взрослого человека...

Методика преподавания гимнастики

Гимнастическое оборудование условно можно разделить на три категории: · Стандартное оборудование · Нестандартное оборудование · Оборудование...

Олимпийское движение

Ориентирование на местности

Сущность движения по азимутам состоит в умении найти и выдержать с помощью компаса нужное или заданное направление движения и точно выйти к намеченному пункту, т.е...

Разработка образовательной программы для юных туристов по приобретению навыков безопасного нахождения в природной среде

В наше время скаутское и пионерское движения существуют одновременно и независимо друг от друга, и, несомненно, обе организации вносят существенный вклад в социальное развитие детей и подростков...

Специальная техническая подготовка юных спортсменов-ориентировщиков

Технический прием «бег по направлению» предполагает умение выходить в заданную точку преимущественно за счет движения в заданном направлении, прибегая к чтению карты в качестве вспомогательного средства. В зависимости от размера, видимости...

Чтобы экономно расходовать силы турист должен приучить себя к ровному, свободному шагу. По пересеченной местности следует идти со слегка согнутыми коленами, стараясь не до конца выпрямлять их во время толчка...

Спортивный туризм в Красноярском крае на примере пеших маршрутов

Болота, образовавшиеся в результате затопления или увлажнения низины, преодолевают перешагивая или перепрыгивая с кочки на кочку или пользуясь для опоры ног грунтом около комлей деревьев (кустарников). Для опоры применяются и альпенштоки...

Транспортировка газов во время тренировки на выносливость

Кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выталкивает кровь в аорту периодически. Это возможно потому, что объем выталкиваемой в аорту крови во время систолы сердца растягивает стенки аорты...

Физическое воспитание студенческой молодежи

В 1923 году спортивный отдел Международной конфедерации студентов организовал в Париже Международный спортивный конгресс университетов. С 1924 года стали проводиться чемпионаты мира среди студентов по отдельным видам спорта...

Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции

Процесс формирования национальных систем физиче­ского воспитания проходил в начале XIX века на основе развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии.

Рост промышленности, науки и техники, военного дела привел к необходимости улучшения всего дела воспитания и образования молодежи. Это явилось одной из главных причин возникновения гимнастических и спортивно-игро­вых систем физического воспитания. Влияние на этот про­цесс оказали исследования врачей, анатомов, гимнастов, физиологов и педагогов, призывавших использовать физи­ческие упражнения и закаливание организма в целях улуч­шения физического развития молодежи.

Гимнастические системы преимущественно создавались в странах континентальной Европы (Германия, Швеция, Франция). Это было обусловлено особенностями их поли­тического и военного развития. Наполеоновские войны начала ХIХ века, с применением массовых армий требовали большого количества физически подготовленных резервов. Занятия гимнастикой давали возможность обучать кон­кретным двигательным навыкам, соответствующим тактике ведения боя того времени, а также четкому выполнению строевых команд.

Основателями немецкой системы гимнастики были Йо­ганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян, Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снаря­дах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.), во­енно-игровые упражнения, туризм, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины.

Фридрих Ян (1778 - 1852) в 1811 году на лугу Хазен-хайде под Берлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством зани­малась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» - искусство изворотливости (сокращенно - турнен), и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдель­ных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.

Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стали появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой про­длился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.

Систему Яна применительно к школе развил швейцарец Адольф Шписс (1810 - 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику пре­подавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна - Эйзелена - Шписса состояла из:

1) порядковых упражнений;

2) вольных упражнений;

3) упражнений со снарядами - подвижными и непод­вижными;

4) массовых упражнений;

Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако осталь­ные виды физических упражнений - атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт - развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный мате­риал гимнастики. Поэтому во второй половине ХIХ века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимна­стического движения.

В период нового времени небольшие открытые спортивные площадки начинают строить поклонники немецкой, французской, шведской гимнастик. Площадки включают в себя «современные» лестницы, шесты, заборы, скамейки, перекладины, простейшие тренажеры и т.д. Если же говорить о крупных спортивных сооружениях, то они появляются специально для занятия фехтованием. Именно для фехтования начинают строиться сооружения в виде арены, которые в последствии становятся спортивными комплексами того времени (Николаенко А.В. 1976).

Однако самые крупные спортивные сооружения, строятся благодаря Олимпийским играм современности. Анализ подготовки к Олимпийским играм показывает, что не все игры проходили на высоком материально-техническом уровне. Первые игры прошли в ужасных условиях. Например, пловцы соревновались в открытом море, где температура воды не превышала 14 гр. Олимпийский стадион едва удалось отремонтировать к началу первых состязаний. Инвентарь для соревнований по гимнастике был старым и не соответствовал требованиям даже того времени. Условий для проживания участников создано не было. На вторых играх специальные спортивные сооружения не строились. Пловцы отталкивались от незакрепленных бревен в мутной воде. Игры были придатком всемирной торговой выставки. Тоже самое происходило и на третьих Олимпийских играх.

Рис. 6. Оборудование для занятий немецкой гимнастикой.

Однако, несмотря на низкий уровень материального обеспечения, первые игры сыграли важную роль в строительстве сооружений и совершенствовании спортивного инвентаря. В последствии, после анализа проведения первых игр, организаторы пересмотрят свое отношение к материально-техническому сопровождению игр. Специально будут возводить грандиозные спортивные сооружения, появится спорт-индустрия, будут распространяться, и появляться новые виды спорта.

Период нового времени характеризует принципиально новый взгляд на физические упражнения – массовый, всеобщий. Благодаря новым системам физического воспитания – «гимнастикам», обучение солдат и жителей городов стало проще и быстрее. Строились спортивные площадки, использовалось огромное количество нового инвентаря: лестницы, рукоходы, заборы, шесты, гимнастические стенки, скамейки, гимнастические палки, обручи, скакалки, мячи, брусья, гимнастический конь, перекладина и многое другое. Прогрессивные системы воспитания подрастающего поколения для различных социальных слоев населения также развивались.

Рис. 7. Соревнования легкоатлетов на первых Олимпийских играх современности.

Образование одновременно нескольких международных спортивных обществ по различным видам спорта подтолкнуло идею о всеобщих мировых соревнованиях. Гением Пьера де Кубертена были возрождены Олимпийские игры, что способствовало развитию материальной базы, нового отношения к физическому воспитанию. Совершенствовались спортивные сооружения, изобретался новый инвентарь.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что строительство спортивных сооружений ведется повсеместно. На производстве, в быту, учебе, обороне, при лечении не обойтись без спортивных сооружений. Поэтому направленность СС самая, что ни на есть разнообразная: милитаристическая, воспитательная, зрелищная, лечебная (оздоровительная), спортивная (состязательная), общественно-политическая.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ижевский Государственный Технический Университет


Реферат на тему «Физическая культура в Германии в новое время»


Выполнил: студент группы 1-52-6 Смирнова Н.А.

Проверил: Лазаренко В.Г.


Ижевск 2009


Введение

Филантропизм

Гимнастика

Межвоенный период

Заключение

Список литературы


Введение


Условной границей перехода от Средних веков к периоду Нового времени считается буржуазная революция 1648 г. в наиболее передовой стране Европы того времени - Англии. Буржуазия сыграла на этом этапе исторически чрезвычайно прогрессивную роль.

Наряду с гимнастическими методами физического воспитания во многих странах мира происходит становление и развитие современных видов спорта. Его основу составили физические упражнения, содержащие в себе элементы соревнований. Наиболее интенсивно спорт (термин происходит от древнелатинского « диспортаре» - развлекаться, играть) начинает культивироваться в учебных заведениях Англии и Америки.

Развивающийся капитализм привел к расширению колониальных войн и тем самым определил потребность в усилении военной направленности в физическом воспитании. В это время появляется и ряд реакционных взглядов на физическое развитие и воспитание человека.


Филантропизм


Под влиянием идей Д. Локка и Ж.Ж. Руссо в Германии в конце XVII-начале XIX в. началось буржуазное движение - филантропизм (филантроп - человек, занимающийся благотворительной деятельностью). Это движение нашло свое выражение в создании школ нового типа - филантропии. Из представителей этого движения, занимавшихся практическим введением физического воспитания в школе, выдающуюся роль сыграли преподаватели физического воспитания Г.Фит (1763 - 1836) и И.Гутс-Мутс (1759-1839).

В рамках своей системы филантропы выделяли три главные группы упражнений: игры, упражненя для развития ловкости движений рук, собственно физические упражнения.

По воздействию на учащихся игры различались так: на развитие сообразительности, на внимание, развивающие память, воображение, умственные способности, игры эстетической направленности.

Развитие ручной ловкости отражало не обучение «труду», как это понимается сейчас, а воспитание собственно трудовой деятельностью - в качестве столяра, токаря, садовника и переплетчика (эти профессии были почетны в то время).

Собственно физические упражнения составляли основу системы. Они подразделялись на прыжки, бег, метания, борьбу, лазанья, равновесие, упражнения с отягощениями, упражнения на осанку, танцы, строевые упражнения, плавание, упражнения в пении, умственные упражнения. В свою очередь, указанные виды движений классифицировались на такие составляющие, которые приучали детей к тем обстоятельствам повседневной жизни, с которыми они могли столкнуться в повседневной жизни. Например, практиковались прыжки вверх, спрыгивание с различной высоты, вверх-в длину, вниз-в длину, прыжки с места и разбега, прыжки с различными предметами и снарядами (например с шестом) и т.п.

Значение деятельности филантропов заключается, прежде всего, в том, что благодаря их усилиям физическое воспитание вошло в программу школьного обучения, они стали пионерами немецкого и шведского направления в гимнастике.


Гимнастика


Школьное физическое воспитание в XVIII - середине XIXв. Развивалось преимущественно на основе гимнатики. Этому способствовал ряд обстоятельств:

1.Развивающая промышленность остро поставила вопрос о необходимости обучения детей трудовым движениям. Было установлено, что существует ряд главных форм движений, на которых основаны трудовые операции.

2.Побудительным мотивом развития национальных гимнастических систем была тактика ведения военных действий, в частности успехи прусского короля Фридриха II в Семилетней войне (1756 - 1763). Личная инициатива воина была отодвинута на задний план, и основное внимание уделялось сомкнутому строю, залповому огню, совместным действиям, механическому исполнению команд.

.Важную роль в развитии школьного физического воспитания и внешкольного гимнастического движения играли также национальные устремления к единству и независимости. Не случайно немецкое гимнатическое движение нашло свое применение не только среди немцев, но и среди итальянцев, чехов, поляков, хорватов, словаков, болгар, т.е. там, где движение за национальное освобождение в начале XIX в. находилось в состоянии зарождения или развития.

.Все большее число государственных деятелей, врачей и педагогов признавало важность организованных форм физического воспитания и включения его в число обязательных учебных предметов для наиболее успешного решения задач подготовки молодежи к жизни.

Наиболее крупными национально-буржуазными гимнастическими системами, созданными в начале Нового времени, было немецкое направление.


Немецкое гимнастическое (турнерское) движение


Немецкое гимнастическое движение уходит своими корнями в филантропизм. Оно оформилось в начале XIX в. и связао с именами Ф.Яна и Э.Айзелена. Ян был в большей мере организатором и идейным руководителем, а Айзелен - практиком и специалистом в области методики гимнастики. Создание немецкой гимнастики в самом начале было направлено на повышение боевой выучки немецкой армии в борьбе с французскими завоевателями (армией Наполеона). С середины XIX в. содержание военной гимнастики перерабатывается применительно к требованиям школьного физического воспитания. Она получила широкое распространение в армии, школах, различных спортивных обществах. В 1811 г. под Берлином (ныне это парк им. Ф. Яна) была построена гимнастическая площадка (турнплац), оборудованная специальными снарядами - турниками (перекладинами), параллельными брусьями, конем, шестами, лестницами для лазанья и др. Число занимающихся на площадке достигало 500человек

Немецкая гимнастика в своей основе сохранила упражнения из системы, созданной филантропами. Однако были внесены некоторые дополнения: исключили плавание и борьбу, ввели общую разминку, преодоление препятствий, упражнения на растягивание, включили в практику занятий гимнастические снаряды, в самостоятельную группу были выделены лазанья и висы.

Теоретики немецкого гимнастического направления причисляли к гимнастике все виды физических упражнений. Однако многие из них: легкоатлетические упражнения, гребля, бег на коньках, велосипедный спорт, тяжелая атлетика и другие - развивались самостоятельно, вне гимнастики.

Методика проведения занятий и классификация упражнений в немецкой гимнастике не имели достаточно полного научного обоснования. В основу классификации была положена внешняя форма движений, отсутствовали указания по дозированию физической нагрузки, педагогическому и врачебному контролю.


Последствия Первой мировой войны. Милитаризация


Тенденция к милитаризации физического воспитания особенно ярко проявилась в Германии. Ей, по условиям Версальского мирного договора, разрешалось содержать лишь ограниченную армию. Стремясь к возрождению военной мощи, реваншисты решили готовить будущих солдат в гимнастических и спортивных организациях, в связи с чем всячески поощряли рост их численности. Когда установился фашистский режим, началась открытая милитаризация и фашизация физического воспитания и спорта. Всех школьников сначала принимали в нацистскую организацию «Юнгфольк», а затем юношей - в «Гитлерюгенд» и девушек - в «Cоюз немецких девушек». Ведущая роль в фашизации физического воспитания отводилась «Гелендешпорту» - военизированному спорту на местности. В специально назначенный день все школьники обязаны были участвовать в соревнованиях. Спортивные сооружения Германии отличались от спортивных баз других стран доступностью для молодежи и трудящихся и сравнительной дешевизной.

Милитаризацией воспитания и идеологической обработкой немцев занимались также отряды штурмовиков и гестапо. Они принимали участие в контроле за тем, чтобы каждый мужчина до 35-летнего возраста сдавал нормы на спортивный значок трех степеней - бронзовый, серебряный, золотой; формировали «пятые колонны», которые провокаторством и предательством подрывали спортивные организации зарубежных стран - Австрии, Бельгии, Чехословакии.

Контролировал работу по физической культуре имперский комиссар по спорту. Накануне Второй мировой войны был создан националистический союз физических упражнений. С 1938 по 1943 г. немецкие спортивные организации проводили трансконтинентальные состязания в целях прославления арийской расы и тотальной проверки военно-физической готовности нации.


Последствия Второй мировой войны. Преобразования


После Второй мировой войны развитие физической культуры определялось условиями, связанными с образованием системы социализма и крахом колониализма. Распад мира на различные общественные системы и группы государств привел к образованию трех направлений в развитии физической культуры и спорта: в странах социализма, в развивающихся и капиталистических странах.

Развитие физической культуры в странах социализма пережило несколько этапов. В конце 40-х - начале 50-х гг. в этих государствах были созданы комитеты по физической культуре и спорту. Они отвечали за состояние и дальнейшее развитие физической культуры и спорта, совершенствование систем физического воспитания, укрепление здоровья граждан.

В октябре 1948 г. Союз свободной немецкой молодежи и профсоюзы выступили инициаторами создания Немецкого спортивного комитета. Правительство ГДР в 1949 г. приняло закон «Об участии молодежи в строительстве ГДР и содействии молодежи в учебе, труде, спорте и отдыхе». На основе этого закона физическое воспитание стало обязательной составной частью системы народного образования, были определены научно-методические, организационные и материальные предпосылки для введения нормативных требований и дальнейшего развития физической культуры и спорта. Кроме разрядных значков, особыми значками награждались руководители занятий и спортивные судьи, активисты и успешно сдавшие нормы физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Родины». Выполнение программных требований по физкультуре было обязательно для всех практически здоровых учащихся школ ГДР.

Руководство спортивно-массовой работой с 1957 года осуществлял Германский спортивно-гимнастический союз (ДТСБ) в сотрудничестве с министрами здравоохранения и народного образования, а также с объединениями молодежных и профсоюзных организаций. ДТСБ объединял 36 спортивных союзов (федераций) и каждые 4 года проводил спортивно-гимнастический слет делегатов, которые избирались низовыми, районными и окружными спортивными организациями.

В ГДР в единственной из социалистических стран удалось скоординировать школьную и внешкольную спортивную работу с молодежью.

По результатам важнейших соревнований предолимпийского и олимпийского 1980 г. в десятку сильнейших спортивных держав вошли семь государств социалистического содружества. Успешное решение задач по дальнейшему развитию физической культуры и спорта в социалистических государствах стало возможным благодаря сотрудничеству органов управления физкультурным движением на основе программ СЭВ и «Олимпийская солидарность».

физический спорт гимнастический немецкий

Межвоенный период


В Германии, еще в довоенный период наметились тенденции к государственной регламентации физического воспитания. И если в 1922 г. Немецкий госкомитет ФУ объединял 5,8 млн. чел., то в 1951 г. -6 млн. В период экономического кризиса 1929-55 гг. милитаристский курс физического воспитания и спорта был провозглашен официально указом правительства. Главная задача, которая ставилась перед спортивными организациями, это - в ближайшие годы через полувоенные и спортивные общества и организации осуществить массовую допризывную подготовку молодежи. Для решения таковой использовались разнообразные методы и средства. Особые надежды возлагались на фабрично-заводской спорт, начало которому было положено в 1920 г. введением " паузентурнена " (производственная гимнастика). На предприятиях создавались спортивные клубы, строились спортивные сооружения, оплачивались специалисты, финансировались соревнования.

В 20-е годы, сначала в университетах, а потом в армии и на флоте вводятся обязательные военно-спортивные занятия, открываются спортивные школы. Кроме обязательных 3 часов занятий физическим воспитанием, еженедельно вводятся " послеурочные игры ". Бокс, джиу-джитсу, стрельба, верховая езда, управление моторизованным транспортом должны были дать "суровость и закалку".

Немецкая высшая школа физических упражнений, а с 1925 г. открывшиеся Института физического воспитания при университетах готовят высококвалифицированных специалистов. Ученые Берлинского Университета берутся за создание спортивной науки, разрабатывая медицинские и психологические проблемы спорта.

Заключение


Физическое воспитание в Германии развивалось по пути рационального сближения и поиска интегративных форм движений, заимствованных из гимнастических систем и спортивно-игрового направления. К середине XX в. наблюдается интеграция двух основных направлений в физическом воспитании - гимнастического и спортивно-игрового, что свидетельствует о значительном уточнении классификации физических упражнений по их принадлежности к тем или иным видам спорта. Средства физического воспитания и спорта обретают четкие черты их принадлежности к гимнастике, спорту, играм, туризму. Активному распространению спорта способствовало то обстоятельство, что во второй половине века он выходил на уровень международных отношений, становится средством демонстрации мощи, престижности государств, в чем были заинтересованы государственные политические деятели.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.