Упражнения для быстрого освоения игры в теннис. Технические приемы на столе. Индивидуальные тренировки Как тренироваться в настольный теннис

Один из видов спорта, который привлекает мгновенной скоростью перемещениями по площадке, быстрым вращением мяча, виртуозными подачами и разнообразием тактических приемов защиты, это – настольный теннис. Тренировки сопровождаются силовыми нагрузками, которые и обеспечивают во время игры легкость и отличную реакцию.

Видео-обучение «Настольный теннис»

Требования к спортсмену

Основная стойка игрока настольного тенниса – на носках, в положении полуприсев и немного согнутыми в коленях ногами. Легкость в движениях, которую наблюдают зрители с трибун, дается благодаря огромным силовым нагрузкам. В положении основной стойки спортсмену в течение, например, семи сетов иногда приходится перемещаться у стола от одного до двух километров. Посчитайте, сколько приходится побегать за несколько, а то и 5-7 встреч!

Как выбирают потенциальных игроков команды?

Заниматься настольным теннисом может любой желающий. А вот отбор игроков команды производится, как и в любом другом виде спорта, по своим критериям. Тренерская практика показала, что из ребят в возрасте от шести до девяти лет продолжает тренировки только один из пяти. Из тех, кто занимается в возрасте 10 или 12 лет нагрузки выдерживают двое. Поэтому в течение года принимаются нормативы по физической подготовке. Это, как правило, происходит весной и осенью. Причем, смотрят не столько на сам результат, сколько на то, как набирает «обороты» спортсмен.

Этапы освоения техники игры

  1. Формирование двигательных способностей, а также зрительного образа, отработка раскрепощенных движений и снятие скованности в движениях, освоение плавности и точности.
  2. Освоение техники в отработке двигательных умений. Выявляются и убираются ошибки, ненужные движения, «шлифуется» координация. Отрабатывается комплекс приемов.
  3. Организация игр с партнерами на счет, привлечение к участию в соревнованиях и, таким образом, формирование навыков концентрации спортсмена на игре без реагирования на отвлекающие факторы.
  4. Совершенствование техники, отработка индивидуального «почерка» игры и тактических приемов спортсмена с анализом удачных, рекомендованных приемов и ошибок. Определение технико-тактические комбинаций и тактических вариантов игры, доведение до автоматизма наиболее удачных приемов. Накопление мастерства и опыта игрока.

Основа тренировок

Спорт любит упорных и целеустремленных. Только таких он делает сильными и героями. Не зря говорится, что все и в спорте, и в жизни достигается путем упорных тренировок. Чтобы добиться результатов в настольном теннисе, необходимо научиться во время игры следить за правильностью и точностью действий на игровом столе. Основы техники игры можно отработать и закрепить лишь при условии постоянных тренировок с многократной отработкой сначала упражнений с имитацией движений удара по мячу, приемов атак соперника и т.п. Остальное добавляется за счет реакции, координации движений, скорости перемещения у стола и, конечно же, запаса выносливости и упорства, целеустремленности и работоспособности.

Приступая к тренировкам, следует поставить одну из главных задач – научиться «чувствовать» мяч, ракетку и стол, ориентироваться и предопределять возможное направление полета мяча после удара о поверхность стола.

Помните, самая главная задача — удержать мяч на столе, продуманным и коварным ударом мяча в сторону соперника добиться результата.

Желаем достичь заветных высот и всегда занимать самые высокие места на пьедестале под гимн своей страны.

Как мы уже сказали выше, изучение техники надо начинать с основных технических приемов: удара слева, подачи, удара справа. Сначала изучается один технический прием, например удар слева, и только потом, когда он элементарно осваивается, надо переходить к изучению другого технического приема, совершенствуя на каждом занятии уже освоенный технический прием. Разнообразие технических приемов надо развивать с первых же уроков, уделяя особое внимание слабо усваиваемым приемам. В течение урока работать надо сначала над одним приемом, затем переходить к изучению другого. Не следует начинать изучать технические приемы в обстановке двусторонней игры.

Первые шаги в настольном теннисе новички должны сделать в упрощенных условиях: научиться выполнять движения удара без мяча, затем с мячом, посылая его ракеткой о стену. Нужно, чтобы инструктор-общественник (тренер) или просто более опытный в настольном теннисе товарищ сперва коротко охарактеризовал новичку тот удар, который ему предстоит выполнить. Далее, у стола следует продемонстрировать перед новичком изучаемый удар сначала в обычном темпе, потом в несколько замедленном темпе, чтобы занимающийся мог подметить некоторые детали движения при ударе. Затем вновь надо показать удар в обычном темпе. Демонстрация должна быть технически грамотной, четкой. Ее необходимо сопровождать краткими пояснениями. Цель такой демонстрации - создать у новичка полное представление об ударе, что позволит быстрее и лучше освоить данный технический прием.

Затем движение удара демонстрируется без мяча в таких условиях, в каких начнет выполнять его занимающийся. После объяснения и показа новичкам предоставляется возможность самим выполнить прежде всего движение удара без мяча. Во время исполнения ими этого движения инструктор-общественник (тренер) по возможности кратко и понятно корректирует движения новичка. Будет очень полезно, если инструктор (тренер), встав позади своего ученика, поддерживая его руку, вооруженную ракеткой, поможет занимающемуся правильно выполнить первые удары.

Когда достигнуто элементарное освоение удара без мяча, можно перейти к выполнению этого же удара с мячом, посылая его ракеткой о стену.

Возьмите в руки ракетку (не забудьте проверить правильность хватки), мяч, встаньте на расстоянии 2,5-3,5 м от стены. К стене повернитесь правым боком, правую ногу поставьте немного впереди левой. Тело должно быть свободно от всякого мышечного напряжения, ноги чуть согнуты в коленях. Подкиньте мяч кверху на высоту вашей головы, внимательно следите за мячом глазами и не выпускайте его из поля зрения, пока он не упадет на пол. Проделав такое упражнение несколько раз, приучившись внимательно смотреть на мяч, попытайтесь ударить по мячу, когда он будет падать, ударом слева так, чтобы мяч полетел в стену. Не пытайтесь сразу отбить мяч, отраженный стеной; лучше сообразите, с какой силой нужно ударять по мячу, чтобы он от стены отлетал как раз туда, где вы стоите. После нескольких попыток, очевидно, вам это более или менее удастся. Теперь попробуйте вновь ударить по мячу, снова посылая его в стену. Не забывайте; что вы сделаете это гораздо успешнее, если будете смотреть на мяч, а не на стену. Когда мяч отскочит от стены, попытайтесь ударить его еще раз. Не обращайте внимания на то, какой удар у вас получается - резаный, крученый или плоский: для вас пока что главное - это научиться смотреть на мяч, привыкнуть к отскоку мяча от ракетки, «почувствовать», как мяч ложится на ракетку, начать понемногу учиться передвижению при подготовке к удару, вырабатывать согласованность движений.

Не следует бить слишком сильно, надо соразмерять силу и направление своих ударов так, чтобы отраженный мяч возвращался в одно и то же место.

Пройдет немного времени, и вы начнете согласовывать свои движения с полетом мяча, научитесь «держать» мяч в игре, отражая его от стены по нескольку раз подряд.

Как только новички несколько привыкнут к отскоку мяча от ракетки и обретут некоторый навык в выполнении ударов, им следует перейти к обмену изучаемыми ударами непосредственно у стола. Очень полезно, если руководитель занятий, заняв место у одной половины стола, сам будет не сильными, но точными ударами посылать мяч ученику. Если обучающиеся играют на столе между собой, они должны стараться направлять друг другу мяч так, чтобы было удобно нанести изучаемый удар.

Руководителю занятия не рекомендуется в самом начале обучения обращать внимание своих учеников на все детали движения; следует останавливаться лишь на основных элементах движения. Однако его долг следить за тем, чтобы постепенно, от занятия к занятию, движения ученика при выполнении ударов все более и более совершенствовались, чтобы удары из любого положения выполнялись технически правильно. Задача обучаемых - сознательно подходить к освоению ударов, учиться анализировать технику их выполнения, уметь находить и устранять свои ошибки. Только на основе критической оценки достоинств и недостатков своей техники можно достичь высокого мастерства. Для того чтобы у занимающегося вырабатывалось умение подмечать и вскрывать те или иные технические дефекты в выполнении ударов, инструктору-общественнику (тренеру) рекомендуется во время занятий поручать одному из игроков следить за качеством выполнения упражнений, за игрой товарищей и дать возможность этому игроку выступить на разборе урока, а затем скорректировать его выступление самому.

Со временем в результате многократных повторений технические приемы должны стать двигательными навыками.

Изучение техники самым тесным образом связано с изучением тактики. Инструктор-общественник (тренер) при обучении игрока каждому отдельному техническому приему обязан объяснить тактическое назначение, достоинство и недостатки данного приема, продемонстрировать тактическую комбинацию с применением данного приема, следить за тем, чтобы при выполнении и после выполнения того или иного приема игрок занимал тактически выгодную позицию.

Для того чтобы выработать у начинающих такие важные навыки, как умение внимательно смотреть на мяч, правильно держать ракетку, передвигаться у стола, наносить различные удары ракеткой по мячу, полезно в программу занятий включать специальные групповые упражнения.

Приводим таблицу некоторых групповых упражнений для обучающихся настольному теннису. Ряд упражнений, после того как обучающийся правильно проделает их на занятиях под контролем инструктора (тренера), может с успехом выполняться самостоятельно дома.

Таблица некоторых групповых упражнений для обучающихся настольному теннису
Методические указания

Упражнения в ловле мяча
1. Занимающийся подбрасывает мяч прямо перед собой на высоту 50-70 см и ловит его правой рукой, обращенной ладонью вверх.

2. То же упражнение, усложненное тем что мяч подбрасывается из-за спины, из-под локтя левой руки или направляется несколько в сторону и т. п.

3. Занимающийся подбрасывает мяч с открытой ладони левом рукой (положение ладони, как при подаче) и ловит мяч правой рукой.

4. Занимающийся подбрасывает мяч с открытой ладони левой рукой, как при подаче, и ловит мяч сбоку правой рукой движением справа налево (элементы движений подачи).

5. Перебрасывание мяча руками между партнерами. Двое занимающихся становятся лицом друг к другу на расстоянии 3-4 м и попеременно бросают друг другу мяч, направляя его под правую руку на высоте от пояса до плеч.

6. Перебрасывание двух мячей. То же упражнение, отличающееся тем. что каждый из партнеров бросает другому мяч одновременно.

7. Жонглирование двумя мячами.

8. Жонглирование тремя мячами.

9. Жонглирование двумя мячами одной рукой.

Упражнения в ловле мяча имеют своей целью развитие навыка умения смотреть на мяч.

Во всех упражнениях с мячом занимающиеся должны внимательно смотреть на мяч.

Необходимо тщательно следить за правильностью игровых движений в упражнениях 3 и 4.

Упражнения с ракеткой
1. Занимающийся держит ракетку за головку в левой руке и берет ее правей рукой, наблюдая за правильностью хватки.

2. То же упражнение выполняется занимающимися не глядя на ракетку (с закрытыми глазами); правильность хватки определяется на ощупь.

3. Занимающийся берет ракетку правильной хваткой, после чего все пальцы правой руки, кроме большого и указательного, отводит от ручки ракетки и делает несколько резких взмахов ракеткой (например, обмахивается ею, как веером, совершает удары по воображаемому мячу и т. п.).

Упражнения с ракеткой имеют своей целью закрепление навыка правильного держания ракетки.

Упражнение имеет целью закрепление навыка прочного, но ненапряженного держания ракетки большим и указательным пальцами.

Изучение игровых движений по элемента м
1. Из исходного положения занимающиеся делают поворот направо с шагом вперед левой ногой и принимают положение для удара справа.

2. Из исходного положения занимающиеся делают поворот направо с шагом правой ногой назад и принимают положение для удара справа.

3. Из исходного положения занимающиеся делают поворот налево с шагом вперед правой ногой и принимают положение для удара слева.

4. Из исходного положения занимающиеся делают поворот налево с шагом левой ногой назад и принимают положение для удара слева.

5. Продолжение упражнения 1 - перемещение вперед-вправо с сохранением правильного положения для удара справа.

6. Продолжение упражнения 2 - перемещение назад-вправо с сохранением правильного положения для удара справа.

7. Продолжение упражнения 3 - перемещение вперед-влево с сохранением правильного положения для удара слева.

8. Продолжение упражнения 4 - перемещение назад-влево с сохранением правильного положения для удара слева.

9. Броски направо.

10. Броски налево.

11. Броски вперед.

12. Броски назад.

13. Занимающиеся выстраиваются в затылок друг другу на расстоянии. 3-4 шагов в исходном для игры положении. Затем по команде инструктора делают выпад вперед на правую ногу, одновременно посылая вперед правую руку, вооруженную ракеткой, а левую - назад, после чего возвращаются к исходному положению (элементы движений сильного удара слева).

14. Движения удара толчком слева;
15. Движения крученого удара справа.

16. Движения резаного удара справа.

17. Движения крученого удара слева.

18. Движения резаного удара слева.

Инструктор должен следить за ненапряженным положением тела, контролируя правильность всех элементов движения (перенос веса тела на опорную ногу, поворот на ее носке, поворот туловища, сгибание толчковой ноги при бросках и т. п.).

Упражнения сначала выполняются в замедленном темпе. Не следует переходить к последующему элементу движения, пока не будет правильно выполняться предшествующий элемент (например, не следует делать шаг, пока занимающийся не научится правильно сгибать опорную ногу и переносить на нее вес тела).

В упражнениях 5, 6, 7 и 8 занимающемуся указывается конечный пункт или ориентир для движения.

Броски выполняются занимающимися по зрительному сигналу.

Движения выполняются с места, удар наносится по воображаемому мячу.

В дальнейшем упражнения осложняют, вводя элементы перемещения игрока (повороты, шаги).

Во всех упражнениях на овладение техникой движений инструктор должен следить за согласованием движений и правильностью возврата в исходное игровое положение.

Упражнения на отбивание мяча ракеткой
1. Многократное подбрасывание мяча на высоту 25-30 см ладонной стороной ракетки.

2. Многократное подбрасывание мяча на высоту 25-30 см тыльной стороной ракетки.

3. Многократное подбрасывание мяча на высоту 25-30 см попеременно ладонной и тыльной стороной ракетки (движения поворота кисти для удара справа и удара слева).

4. Многократное подбрасывание мяча на высоту 25-30 см ладонной стороной ракетки резаным ударом.

5. Многократное подбрасывание мяча на высоту 25-30 см тыльной стороной ракетки резаным ударом.

6. Перебрасывание мяча ударом слева толчком между партнерами. В зале натягивается на высоте 80 см веревка или сетка, занимающиеся становятся попарно по обе стороны сетки на расстоянии 3-4 м друг от друга и на расстоянии 1,5-2 м от сетки. Перебрасывая мяч друг другу на высоте пояса, стремятся возможно дольше удержать его в игре.

7. То же упражнение, но перебрасывание осуществляется резаными ударами слева.

8. То же упражнение, но перебрасывание осуществляется резаными ударами справа.

9. Удары по мишеням. На полу расчерчиваются мелом или обозначаются другим способом две мишени - круги диаметром 0,5-0,7 м, центры кругов находятся на расстоянии 1,5 м. Занимающийся становится на расстоянии 5 м от мишеней левым боком к ним и крученым ударом справа посылает подбрасываемый ему мяч в назначенную мишень.

10. То же упражнение, выполняемое с расстояния 4 м крученым ударом слева.

11. То же упражнение, выполняемое резаным ударом слева.

12. То же упражнение, выполняемое резаным ударом справа.

13. Партнеры становятся друг против друга на расстоянии 5-6 м. Один из партнеров направляет мяч с лёта кручеными удар ми, другой отражает их резаными, затем занимающиеся меняются ролями.

14. Упражнение «вратарь». На стене условно намечаются ворота шириной 3 м. Один из занимающихся («вратарь») становится на расстоянии 1- 1,5 м от стены спиной к защищаемым им воротам и отражает ракеткой бросаемые в ворота мячи.

15. Занимающиеся (5-6 человек и больше) образуют круг диаметром 5-6 м. Инструктор или один из более опытных игр ков становится в центр и поочередно посылает мяч каждому занимающемуся. Последние должны направлять мяч обратно в центр определенным, указанным инструктором ударом.

16. То же упражнение, но стоящий в центре игрок направляет мячи не поочередно, а в разбивку, заставляя принимать их неожиданно.

17. Игра о стенку.

Игра о стенку допускает самые различные по сложности упражнения, начиная от обучения удару толчком на первом этапе обучения и кончая отработкой некоторых несложных тактических комбинаций на придвинутом к стенке столе или на столе со специальной тренировочной доской, установленной вплотную к сетке.

Упражнения на отбивание мяча ракеткой имеют своей целью приучить занимающихся к отскоку мяча от ракетки при различных ударах.

Удар производится на высоте груди с лёта, а не после отскока мяча от пола.

Удар производится уровне живота.

Скорость полета бросаемого в ворота мяча постепенно увеличивают. Ширина ворот впоследствии доводится до 5 м. Мячи направляются в ворота на высоте от коленей до груди. Инструктор должен следить за правильностью техники броска.

Разумеется, список тренировочных упражнений отнюдь не исчерпывается перечисленными. Руководитель занятий может разработать и применять большое число аналогичных упражнений. Однако следует предостеречь инструкторов-общественников и тренеров от излишнего злоупотребления групповыми упражнениями, которые ни в коем случае не могут заменить личного показа и индивидуального изучения отдельных технических приемов. Кроме того, большое число групповых упражнений может снизить интерес и ослабить внимание к занятиям.

Приводим примерный конспект урока с начинающими по изучению удара слева толчком.

Основные задачи урока - обучение способу держания ракетки, обучение удару слева толчком, знакомство с исходной позицией и основной игровой зоной у стола.

Примерный конспект урока с начинающими по изучению удара слева толчком
Содержание урока Дозировка упражнения Методические указания
Вводная часть урока - 5 мин.
Построение группы, рапорт старосты, ознакомление с содержанием урока
Медленный бег, чередующийся с ходьбой
100-120 м Движения рук свободные; стопа мягко ставится на землю (пол).
Подготовительная часть урока - 7 мин.
Упражнения для рук, туловища, ног, для развития внимания, кружение рук сбоку туловища
Отведение рук в стороны, назад
Повороты туловища в стороны с вытянутыми в стороны руками
Круговое вращение туловища
Парные упражнения в ловле мяча, отскочившего от пола
Упражнение для развитии кистей (круговые вращения кисти)
Подскоки на месте
Бег в медленном темпе

10-12 раз
8-10 раз

10-12 раз
12 раз

25 раз
50 раз
60-70 м

Занимающиеся стоят в разомкнутом строю. Показ каждого упражнения выполняется руководителем.

Партнеры становятся лицом друг к другу на расстоянии 3-4 м.

Основная часть урока - 120 мин.

Обучение держанию ракетки

Обучение удару слева толчком:
а) движение удара слева толчком выполняется с ракеткой без мяча

Б) удар слева толчком по мячу, отскочившему от стены на пол

В) удар слева толчком по мячу, посланному партнером

Г) ознакомление с исходным положением и основной игровой зоной игрока у стола

Д) удар толчком слева в игре у стола

10 мин.

15-20 мин. для каждой пары

Занимающиеся образуют полукруг, руководитель показывает правильный способ держания ракетки, затем проверяет, насколько правильно держит ракетку каждый из новичков, и поправляет их.

Руководитель объясняет и показывает удар в игре с партнером у стола, а потом показывает движения этого же удара без мяча. Затем занимающиеся в разомкнутом строю выполняют движение удара. Руководитель занятий делает замечания об их ошибках.

Руководитель показывает выполнение упражнения, затем занимающиеся, стоя перед стеной, бросают левой рукой перед собой мяч о пол и выполняют удары мячом в стену и т. д.

Занимающиеся, разбившись попарно, становятся лицом друг к другу на расстоянии 3-4 м и обмениваются ударами с лёта.

Инструктор-общественник (тренер) демонстрирует исходное положение игрока у стола. Занимающиеся затем поочередно занимают это положение. Далее происходит знакомство с основной игровой зоной.

Игроки по очереди попарно ведут игру у стола, причем каждый старается направить мяч противнику под удар слева. Время от времени место у стола занимает инструктор-общественник (тренер), удобно, точно направляя мяч под удар слева своему ученику.

Заключительная часть урока - 10 мин.
Медленный бег и ходьба с упражнениями на расслабление. Краткие итоговые замечания по проведенному занятию

На последующих уроках обучающиеся, повторяя и закрепляя уже известные им удары, изучают другие технические приемы. Примерная последовательность изучения технических приемов приведена в таблице на стр. 118.

Необходимо после элементарного знакомства со всеми основными ударами совершенствовать их на каждом занятии, в игре по схемам и в свободной переброске мяча, а впоследствии - и в игре со счетом.

Примерная таблица последовательности изучения технических, приемов настольного тенниса
1. Удар слева толчком.

2. Подача слева толчком.

3. Удар справа крученый по высокому и полувысокому мячу.

4. Удар слева крученый наводящий («накат»).

5. Удар справа крученый наводящий («накат»).

6. Удар слева резаный.

7. Подача слева резаная.

8. Подача справа крученая.

9. Подача справа резаная.

10. Удар справа резаный.

11. Удар слева крученый (завершающий)
12. Подача слева крученая.

13. Подача справа сильнокрученая.

14. Подача слева сильно крученая.

15. Укороченный удар, слева.

16. Укороченный удар справа.

17. Крученая свеча справа.

18. Крученая свеча слева.

19. Резаный завершающий удар по высокой свече справа.

20. Резаный завершающий удар по высокой свече слева.

Для того чтобы наряду с совершенствованием техники каждого удара возрастала и точность ударов, целесообразно на дальнейших тренировках при отработке техники удара вводить упражнения на точность.

Лучшим упражнением на точность является так называемая игра по мишеням. С этой целью в углах стола мелом очерчиваются квадраты 30 X 30 см - мишени. Занимающиеся, отрабатывая, например, удар слева, т. е. посылая друг другу мяч под удар слева, должны стараться направить его не просто под левую руку партнера, но попасть при этом в определенную цель - мишень.

Сначала начинающие будут довольно редко попадать в мишени, но это не должно смущать ни их, ни руководителей занятий. Через некоторое время благодаря тренировкам по мишеням игроки обретут известную точность игры. С помощью мишеней отрабатывается не только точность различных ударов, но и подачи. Безупречно точная подача особенно ценна в парной игре.

Необходимо наблюдать за игрой сильных, техничных игроков и анализировать их удары. Надо не просто любоваться игрой, а внимательно изучать, каков способ держания ракетки, на какой высоте производится удар, по какой части мяча он наносится; надо оценить характер и длительность контакта ракетки с мячом при различных видах вращений, какое вращение получает мяч в зависимости от того или иного технического приема. Особенно важно следить за движением кисти. Какие меры принимает игрок, чтобы нейтрализовать действие вращения при приеме мяча и т. д. Анализировать надо сначала один какой-нибудь технический прием, а затем, освоив его, переходить к тщательному наблюдению другого элемента техники.

По мере овладения элементами техники надо снова и снова наблюдать за хорошими ударами сильных игроков, подмечая все новые и новые детали в выполнении ими того или иного технического приема. Это поможет быстрее понять существо техники современного настольного тенниса, поможет быстрее овладеть этой техникой.

Наряду с обучением технике игры инструктор-общественник (тренер) должен на теоретических и практических занятиях, на просмотре выступлений сильнейших игроков и последующих разборах их игры ознакомить занимающихся в самых общих чертах с элементарными положениями тактики настольного тенниса. Каждый играющий в настольный теннис должен отчетливо представлять себе тактическое назначение того или иного удара в игре, например подачи, крученого и резаного удара, длинного и косого удара и т. п. Он должен быть знаком с основными тактическими комбинациями и учиться тактически правильно использовать в игре освоенные им тактические приемы. Наконец, играющему нужно учиться внимательно наблюдать за действиями противника и предугадывать его ответы, занимать в соответствии с этим наиболее выгодные позиции вблизи или в некотором отдалении от стола.

Знание основ тактики, безусловно, способствует техническому совершенствованию начинающего игрока, намного повышает его боеспособность в играх со счетом, в выступлениях на соревнованиях.

Когда спортсмен изучил удар слева, справа, научился выполнять подачу, наиболее эффективные приемы защиты, ознакомился с основными положениями тактики и умеет вести игру со счетом, первую стадию обучения можно считать законченной.

Групповые или персональные тренировки по настольному теннису помогут развить имеющийся потенциал, обрести отличную физическую форму, устранить стресс и главное – обучиться популярной игре, которая, к тому же, является олимпийским видом спорта. Игроки любого возраста и пола могут насладиться матчем с другом или знакомым, для этого требуется только захотеть. Участие в любительских тренировках подразумевает аренду специального стола для настольного тенниса или покупку абонемента на занятия с опытным тренером.


Профессиональный подход к этому виду спорта требует большего, а именно регулярных тренировок, включающих разминку, упражнения на подвижность и точность, занятия со спарринг-партнером, постоянное совершенствование техник. Вышеописанные мероприятия позволяют разогреть мышцы и с помощью специальных упражнений выработать свою технику ударов, отточить мастерство и рассчитывать на победу. Групповые занятия подходят игрокам, которые хотят обучиться всем премудростям и освоить основные техники. Индивидуальные тренировки являются лучшим вариантом для спортсменов, желающих участвовать и побеждать в турнирах и чемпионатах, а может и в будущих олимпийских играх.

Персональный тренер

Чтобы добиться настоящих успехов в настольном теннисе, которые приведут вас к победе на соревнованиях, нужен персональный тренер. Вы хотите научиться играть не просто хорошо, а отлично, выигрыш является вашей главной целью? Тогда вам требуется много тренироваться и получать соответствующие навыки, постоянная практика поможет быстро добиться желаемых результатов. Индивидуальный подход к тренировкам увеличивает возможности игрока во много раз, что доказано сотнями спортсменов, вышедших на международный уровень.


Есть один нюанс, который отвечает за результативность занятий по настольному теннису, тренировку должен проводить опытный спортсмен, обладающий немалым опытом и высокой квалификацией. Обязательным условием является участие и победа тренера в разных соревнованиях в прошлом и настоящем. В клубе «Арена Топ-спин» работают профессионалы, способные привести вас к успеху, это специалисты своего дела, которые будут сопровождать вас не только во время занятий, но и на многочисленных местных и международных соревнованиях.


Тренировка со спарринг-партнером входит в список обязательных мероприятий, назначаемых тренером, поскольку помогает обучиться искусству игры на практике, прочитать следующий ход соперника в глазах, предугадать его действия и продумать собственные шаги атаки. Посещая тренировку по настольному теннису, необходимо учесть важные аспекты:

  • регулярные занятия,
  • игра с разными по уровню соперниками,
  • чередование легких и сложных упражнений,
  • постоянные эксперименты с техниками.

Группы по настольному теннису

Группы по настольному теннису для детей и взрослых в клубе «Арена Топ-спин» ведут настоящие профессионалы, имеющие за плечами солидный опыт работы. Наши тренеры являются специалистами своего дела, они постоянно участвуют в соревнованиях различного уровня, повышая свою квалификацию. Все категории спортсменов, как профессионалы, так и любители, как взрослые, так и дети, могут рассчитывать на серьезный подход к обучению, на усовершенствование техник, на работу со спарринг-партнером и роботом-тренажером, на теорию и практику. Мы гарантируем результат, так как совершенно уверены в своих тренерах, ученики которых постоянно занимают призовые места на местных и международных турнирах. Набор на групповые занятия по настольному теннису проводится в нашем клубе регулярно, узнать больше информации можно, позвонив нам по контактному номеру телефона.

Аренда теннисного стола

Аренда теннисного стола входит в перечень предложений профильного клуба «Арена Топ-спин». У нас представлены наиболее качественные и современные игровые площадки, отвечающие международным стандартам. Определенная длина, ширина и высота стола имеет огромное значение, причем для любительских и профессиональных изделий эти параметры могут быть различны. Толщина поверхности тоже важна, как и материал, из которого она изготовлена. Матовое однородное покрытие обеспечивает легкость игры и нужную величину оттиска стандартного теннисного мяча, которая по правилам не должна быть ниже 23 или 30 сантиметров (столы для помещений). Вес любительских и профессиональных столов варьируется в пределах 50-70 и 100-140 килограмм соответственно. Поскольку в нашем клубе работают профессионалы, разбирающиеся во всех тонкостях настольного тенниса, наши столы соответствуют всем требованиям.

Робот тренажер

В нашем клубе имеется специальное оборудование для настольного тенниса, помогающее повысить качество игры и степень профессионализма. Робот-тренажер является одним из лучших способов закрепить успех своих достижений в настольном теннисе. Это приспособление является хорошим вариантом для проведения тренировок при отсутствии соперников, оно подает мячи самостоятельно. Оборудование представляет собой электронный механический прибор, который используется для усовершенствования техники ударов. Конечно, он не в состоянии полностью заменить партнера по игре, однако разрешает отточить мастерство.


Подобный тренажер требуется для самостоятельного обучения новичка, также он позволяет исправить недостатки в игре, если таковые имеются. К преимуществам его применения относится развитие скорости реакции и выносливости, внимания и ловкости. Устройство может помочь научиться правильному передвижению по игровой площадке, изучить приемы сложных подач, смоделировать различные ситуации. Робот-тренажер может существенно повысить производительность и поспособствовать быстрой учебе. Если вас интересует тренировка по настольному теннису на роботе-тренажере, в нашем клубе вы всегда сможете найти данную возможность.

Турниры по настольному теннису

Турниры являются неотъемлемой частью тренировки по настольному теннису, поскольку помогают воспитать характер и показать свои умения во время нестандартных ситуаций. Эти мероприятия позволяют развить моральную устойчивость к стрессу и совершенствовать себя во всех техниках, соревнуясь с лучшими соперниками. Часто в процессе игры спортсмены не могут справиться со своими эмоциями, однако участие в турнирах и чемпионатах помогает решить данную проблему. В клубе «Арена Топ-спин» учащимся доступны местные и международные турниры по настольному теннису.


Если для вас настольный теннис – это не просто игра, турниры являются лучшим способом показать себя и изучить техники других спортсменов. Для победы в соревнованиях и чемпионатах недостаточно хорошо играть с постоянными знакомыми, силу удара которых вы уже определили и продумали систему защиты своей стороны стола вместе с нападением на территорию соперника. Тренироваться необходимо с конкурентами, имеющими разный уровень подготовки, силы удара, ловкости и точности, важна игра в настольный теннис с равным или более сильным соперником, это позволяет адаптироваться к новым спортсменам и больше узнать о разных техниках. Именно поэтому турниры считаются необходимыми в тренировочном процессе по настольному теннису.

Инвентарь для настольного тенниса

Эта игра пользуется спросом во всем мире благодаря многим качественным характеристикам, в том числе возможности развить координацию, глазомер, ловкость и моторику. Настольный теннис помогает управлять своим телом, он укрепляет здоровье и снимает напряжение. Если вы решили посещать подобные тренировки, обратите внимание на экипировку, поскольку в процессе занятий вам надо максимально быстро двигаться вокруг стола, и это должно быть удобно. Спортивный инвентарь тоже выбирается с особой тщательностью, ведь от качества ракетки зависит не только легкость игры, но и точность удара. О других нюансах вам обязательно расскажет тренер, он же поможет подобрать инвентарь, составит подходящий график занятий, предварительно оценив ваши физические возможности.

Из этой статьи вы узнаете, как в таком виде спорта, как настольный теннис происходит тренировка . Также вы узнаете о ключевых ошибках, которые допускают любители настольного тенниса в своей тренировке.

Дело в том, что тренировочный процесс имеет определенную структуру, о которой не догадывается большинство любителей. Об этой структуре и о том, как повысить качество элементов через правильную организацию тренировочного процесса пойдет речь в этой статье.

Принцип построения тренировки в настольном теннисе

На эту тему на нашем блоге выходило отличное видео, из которого вы можете узнать, как я планирую в своей группе настольного тенниса тренировку и тренировочную неделю.

Из этого видео вы узнаете:

  • Почему неделя – это оптимальный промежуток для планирования тренировочного процесса
  • Какой продолжительности должен быть тренировочный блок
  • Нужен ли во время тренировки перерыв
  • Сколько тренировочных блоков стоит планировать на одну неделю
  • Как сбалансированно распределить тренировочные упражнения в течение недели

А теперь подробнее о тренировочных блоках в течение одной тренировки для любителей настольного тенниса.

Практически в 100% случаев первые 2 блока стандартные – это физическая разминка, на которую выделяется 10-15 минут и следующая за ней игровая разминка.

На игровой разминке остановлюсь подробнее.

Она нужна для того, чтобы втянуться в игру, почувствовать мяч, дополнительно разогреться. В общем, подготовить свою психику и организм к основной части тренировки.

У профессионалов разминка занимает 10-15 минут и носит стандартный характер.

  1. Сначала в течение 1-й минуты выполняются накаты справа на право
  2. Затем один из спортсменов начинает выполнять топ-спин справа по диагонали, а второй выполняет блок. Топ-спин выполняется в одном ритме на стабильность в течение 2-4 минут.
  3. После этого спортсмены меняются ролями.
  4. После этого спортсмены меняют диагональ и начинают разминаться по левой половинке стола. На разминку по правой диагонали совокупно уходит от 5 до 8 минут.
  5. По левой диагонали происходит то же самое. Сначала 1 минута игры накатами, затем стабильный топ-спин выполняет один теннисист, после 2-4 минут они меняются.

Такой же тип разминки подходит для опытных и техничных любителей, только на мой взгляд у любителей каждая часть такой разминки должна занимать в 1,5-2 раза больше времени, поскольку двум любителям требуется больше времени на обретение стабильности в начале каждой тренировки по настольному теннису, чем профессионалам.

Любителям же, которые играют относительно недавно такой тип тренировочной разминки не подойдет, поскольку у профи все держится на достаточно высоком уровне владения элементами настольного тенниса.

Как же разминаться во время тренировки в настольном теннисе любителю?

Сначала 5-7 минут накат справа на право по диагонали, затем 5-7 минут накат слева на лево по диагонали.

При этом задача, как можно дольше держать мяч на столе и делать это в одном ритме.

Одна из самых главных ошибок любителей настольного тенниса в тренировке заключается в том, что они на разминке играют также, как во время игры на счет. Сколько раз мне приходилось видеть, как играя по диагонали справа на право 2 любителя, не договорившись друг с другом начинают неожиданно делать завершающие удары, подрезки, подавать подачи, контратаковать и т.д.

Уважаемы любители настольного тенниса, запомните, что такой подход НЕПРАВИЛЬНЫЙ!

Дело не в том, что так нельзя. Можно. Но только вы от подобной игры не получаете ровным счетом НИКАКОЙ ПОЛЬЗЫ. Грубо говоря, просто транжирите тренировочное время, за которое могли бы ежедневно улучшать свои элементы.

Ведь 99 любителей из 100 хотят добиться хотя бы небольшого прогресса в технике настольного тенниса на тренировке и результатах на соревнованиях. А это сделать невозможно без повышения качества игры. А качество игры начинается с элементарного качества игры накатами справа на право по диагонали.

Итак, запомните. 5-7 минут ровными накатами по правой диагонали без всякого усиления и смешивания с другими элементами. Максимум внимание технике, стабильности и однородности ритма.

Аналогично по левой диагонали.

После физической и игровой разминки на тренировке в настольном теннисе выполняется 2 рабочих блока.

Как правило, каждый из них посвящен отработке какого-то одного аспекта.

Например, один 1-й рабочий блок может быть посвящен передвижению, а 2-й наигрыванию какой-то связки.

У профессионалов настольного тенниса в тренировку зачастую входит 3 и даже 4 рабочих блока, но такой метод не подойдет любителям, поскольку профессионалы тратят на каждый блок 20-25 минут. Любители же,

  • во-первых, меньше тренируются
  • во-вторых, нуждаются как и при разминке в большем времени на проработку того или иного аспекта настольного тенниса

После 2-х рабочих идет, как правило блок игр на счет, либо тренировка подач и приема подач в настольном теннисе.

Таким образом, тренировка у любителя настольного тенниса должна выстраиваться в среднем из 5 блоков:

  1. Общая разминка
  2. Игровая разминка
  3. Рабочий блок №1
  4. Рабочий блок №2
  5. Игра на счет

Естественно, это примерный план. В каждой отдельной тренировке может быть несколько другая структура. Например, рабочий блок может быть только один, а игра на счет займет больше времени, либо последний блок будет посвящен не матчам, а тренировке подач.

Также хочется немного заострить внимание на рабочих блоках.

Каждый из них делится на 2 части.

  • 1-ю часть какое-то тренировочное задание выполняете вы
  • 2-ю часть какое-то задание выполняет ваш партнер

Тренировка в настольном теннисе происходит именно так – теннисисты постоянно меняются ролями. Сначала один что-то тренирует, а второй выступает спарринг-партнером, затем роли меняются.

Это очень важный момент, который упускают любители. Из-за непонимания этого момента во время тренировки оба любителя просто обмениваются ударами. Каждый пытается тренировать что-то свое. Запомните, что этот подход не работает, и никакого прогресса за счет такого подхода вы не добьетесь.

Если вы находитесь на этапах становления техники, а именно на этом этапе находится большинство любителей, то я дам вам несколько рекомендаций.

Никогда не смешивайте большое количество элементов в одном тренировочном занятии. Если у вас пока не очень получается топ-спин справа, то вам нужно сконцентрироваться именно на его выполнении, а следовательно один из рабочих блоков должен быть посвящен именно ему.

  • Максимум внимания уделите технике и стабильности
  • Выполняйте топ-спин справа по диагонали в одном ритме. Ваш партнер должен постараться принимать ваш топ-спин стабильно, с одной силой и без попыток контратаки.
  • Не нужно пытаться выполнять топ-спин справа в передвижении, если вы не можете стабильно, уверенно и в одном ритме выполнить топ-спин 10-15 раз
  • Топ-спин должен быть выполнен на 50-70% усилий. При большем количестве усилий вы не сможете выполнять топ-спин стабильно

Запомните, что на этапе начинающего и даже среднего любителя настольного тенниса главная задача – это поставить определенный уровень качества игры на тренировке, который будет способствовать реализации вашего арсенала в играх на счет. А качество игры в таком виде спорта, как настольный теннис, достигается только путем подобной тренировки, направленной на повышение стабильности, ритмичности и владения мячом.

Перечитайте последние 2 предложения еще раз!

А чтобы вам было более понятно, как это реализовать практически предлагаю вам посмотреть одно из наших видео, посвященных как раз теме стабильности выполнения топ-спина в настольном теннисе на тренировке.

На этом сегодня у меня все.

Напишите в комментариях о том, как вы строите свою тренировку в настольном теннисе и какими идеями из данной статьи вы воспользуетесь в первую очередь.

P.S. 26 февраля в 18:00 мск я проведу новый бесплатный онлайн-семинар «3 проверенные техники для любителей настольного тенниса» .
На этом мероприятии мы поговорим:

  • О подачах
  • О приеме подач
  • Об одной стратегической фишке, позволяющей чаще обыгрывать более сильных соперников

Ну и конечно ответы на накопившиеся вопросы!

Индивидуальные тренировки по настольному теннису Как научиться хорошо играть в настольный теннис? Как не только играть, но и выигрывать? Эти вопросы задает себе не только начинающий спортсмен, но и тот, у кого есть небольшой опыт игры в настольный теннис. Конечно, для того чтобы отточить мастерство до блеска, приходится много тренироваться. И помогут в этом индивидуальные или групповые тренировки по настольному теннису, проводить которые должны опытные спортсмены, выигравшие различные соревнования. К сожалению, реальность не совершенна. Для того чтобы осуществлять индивидуальную тренерскую деятельность, связанную с обучением, не требуется предъявлять никаких документов, подтверждающих мастерство преподавателя. Поэтому обращаться к неизвестным тренерам опасно: проводить персональные тренировки по настольному теннису должны только профессиональные тренеры, сотрудничающие с благонадежными спортивными клубами или школами.

Квалификация имеет значение

Недаром, в отличие от индивидуальных «предпринимателей», оказывающих услуги по обучению, но порой не имеющих специального образования, все тренера, работающие в спортивных школах являются минимум мастерами спорта или имеют педагогическое, физкультурное образование. Только опытный спортсмен, который проводит индивидуальные или групповые тренировки по настольному теннису, может научить основным движениям.

Персональный тренер

Персональный тренер тренер поможет освоить технику и расскажет об основных приемах игры. Индивидуальные тренировки по настольному теннису – отличная возможность научиться всем тонкостям игры. Интерес к спорту год от года только растет. Многие из тех, кто еще вчера, не знали, как правильно держать в руках теннисную ракетку, сегодня активно тренируются или самостоятельно, или под руководством опытного спортсмена. Однако не все любители настольного тенниса нашли «своего» тренера. Конечно, групповые тренировки по настольному теннису стоят дешевле. Но тем, кто мечтает по-настоящему заниматься этим видом спорта, все-таки рекомендуется выбирать индивидуальные тренировки по настольному теннису. Всем, кто мечтает научиться азам игры или хочет отточить свое мастерство, наш клуб настольного тенниса рад предложить свои услуги. Обратившись к нашим тренерам, вы будете наслаждаться каждой тренировкой.

Мы профессионалы

У нас работают только мастера спорта, которые являются победителями соревнований как Российского так и международного уровня. При этом каждый наш тренер обладает педагогическим талантом. Оценив ваши возможности, грамотно дозируя при этом нагрузку, мы подберем упражнения, которые необходимы именно Вам. Если вы являетесь новичком в этом виде спорта, то профессиональный тренер обучит вас азам игры в настольный теннис, покажет, как грамотно держать ракетку и двигаться во время игры. Уже имея некий навык игры, под руководством опытного спортсмена вы отработаете и доведете до автоматизма основные технические приемы.

Результат и гибкий подход

Проводя персональные тренировки по настольному теннису со спортсменами, которые имеют подготовку хотя бы среднего уровня, тренер поможет закрепить технику, устранив при этом все ошибки, разучит целые связки различных приемов. Индивидуальные тренировки по настольному теннису проводятся на территории нашего клуба. Но при необходимости вы сможете договориться о занятиях, которые будут проходить на Вашей территории.

С чего начать

Просто придите в наш зал, посмотрите своими глазами как устроен процесс, после этого выберите какой формат тренировок нужен Вам.