Особенности организации тренировочного процесса гандболиста. К задачам тактико-технической подготовки гандболистов. Зачетные и экзаменационные требования
1.1.2 Специальная физическая подготовка в общей системе подготовки гандболистов
Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств и способностей, специфических для игры в гандбол . Задачи ее непосредственно связаны с обучением технике и тактике игры.
Средствами специальной физической подготовки являются подготовительные упражнения, развивающие специальные физические качества, такие как прыгучесть, быстрота выполнения беговых упражнений, бросковых движений, акробатическая ловкость, прыжковая выносливость, подвижность рук в лучезапястном и плечевом суставах, гибкость позвоночника. С помощью таких упражнений создаются предпосылки для лучшего овладения техническими приемами гандбола (ловля, передача, бросок, блокирование), совершенствования мастерства их выполнения. Названные упражнения являются своеобразным фундаментом для достижения высокого уровня в технико-тактическом мастерстве .
Таким образом, определяя место и значение специальной физической подготовки в общей системе подготовки гандболистов, следует отметить, что эта подготовка сводится к решению лишь одной группы задач учебно-тренировочного процесса. Однако эта группа задач тесно связана со всем комплексом задач системы подготовки гандболистов. Ее с полным основанием можно назвать базисной.
Специальная физическая подготовка в большей степени связана с технической подготовкой, так как используемые в ней средства близки по форме к основным техническим приёмам игры. Поэтому эта сторона подготовки совершенствует форму новых движений, адекватную ей степень приложения усилий в различных фазах, координацию движений, быстроту овладения двигательными навыками, их устойчивость, приспособляемость к изменяющимся условиям тренировочных и соревновательных нагрузок.
Современный подход к значению СФП просматривается в работе Ю.В. Верхошанского . Он считает, что до сих пор задачи СФП обычно ограничивались развитием специализированных двигательных качеств. Считалось целесообразным развивать их с помощью узко направленных средств и только затем интегрировать в некую структуру при выполнении определённого упражнения. Средства СФП подбирались по внешнему сходству. По мере изучения закономерностей процесса становления спортивного мастерства и морфофункциональной специализации организма спортсмена в ходе многолетней тренировки в связи с первыми шагами в практической разработке идеи программирования тренировочного процесса, появились новые основания к изменению взглядов на СФП. Становится очевидным, считает автор, что её функция заключается не столько в развитии двигательных качеств, сколько в интенсификации мышечной работы в специфическом для каждого конкретного вида спорта, двигательном режиме с целью активизации процесса адаптации организма к условиям спортивной деятельности. Отсюда особую значимость обретает необходимость объединения средств СФП в относительно самостоятельную систему с конкретно выраженной целевой предназначенностью. Последнее является органической частью общей системы подготовки спортсменов и должна занимать в ней строго определённое место.
Выносливость борцов
Выносливость борцов
Специальная физическая подготовка направлена на формирование специальных, характерных только для данного вида спорта, в нашем случае для вольной борьбы, умений и навыков...
Методика физической подготовки юных футболистов
При выборе тренировочных нагрузок тренеры ориентируются на определенные критерии, которые должны отражать соревновательный уровень. С различной степенью обоснованности мы говорим уже и об отставании в физической подготовке...
Общая и специальная физическая подготовка волейболистов
Специальная физическая подготовка способствует развитию специфических качеств волейболиста, которые по своему характеру нервно-мышечных напряжений сходны с навыками основных игровых действий...
Основные методики тренировки
Тренировка является важнейшей частью спортивной подготовки. Только в ней осуществляется формирование специальных знаний, навыков и умений, воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменок...
Основы методики тренировочного процесса в троебории
Общая физическая подготовка (ОФП) -- это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей...
Особенности плавания брассом и подготовки спортсмена к соревнованиям
Работа над совершенствованием физической подготовленности пловца, специализирующегося в брассе, начинается очень рано - практически одновременно с обучением . Первые 2 года главное внимание уделяется общей подготовке...
В процессе специальной технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида лыжного спорта: изучает биомеханические закономерности способов передвижения на лыжах и осваивает необходимые двигательные навыки...
Особенности подготовки юных лыжниц спринтеров
Это практическое овладение тактикой в лыжных гонках путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика ее прохождения...
Особенности проявления взаимосвязи физической подготовленности горнолыжников со спортивно-техническим результатом
Специальная физическая подготовка представляет собой процесс воспитания физических качеств...
Совершенствование системы подготовки спортсменов различной квалификации сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Несмотря на то...
Оценка уровня развития скоростно-силовых способностей у гандболисток команды БГУФК "Виктория-регия"
Игровая деятельность гандболистов характеризуется богатством содержания и разнообразием действий спортсменов. Комплексный и разносторонний характер упражнений в гандболе требует высокой физической подготовленности спортсменов...
Развитие силовой выносливости у начинающих заниматься атлетической гимнастикой
2.1 Общая физическая подготовка Общая физическая подготовка (ОФП) -- это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека...
Спортивная тренировка как важнейший компонент подготовки спортсмена
Общая физическая подготовка (ОФП) -- это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей...
Физическая подготовка гандболистов в спортивной школе (для всех возрастных групп)
Общие подготовительные упражнения
Упражнения для ног . Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища . Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц . Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы . Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости . Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов. Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и настольный, в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные, с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.
Специальные подготовительные упражнения
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести . Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; па количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой нога. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положении лежа, на спине, на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель). Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность, попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.
Упражнения для развития игровой ловкости . Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
Упражнения для развития специальной выносливости . Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
На основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта гандбол, утверждённая приказом Минспорта России от 30.08.2013 года, № 679, программы по гандболу для ДЮСШ и СДЮШОР от 2004 года Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, образовательной программы физкультурно-спортивной направленности "гандбол" СДЮСШОР Кировского района города Санкт-Петербурга
В практике подготовки гандболистов высокой квалификации проблема методов количественной оценки уровня подготовленности спортсменов и качества их соревновательной деятельности в основном решена.
Совершенно иная ситуация сложилась в подходах к распределе-нию тренировочных нагрузок по совершенствованию технико-тактического мастерства гандболистов на различных этапах спортивного совершенствования.
В частности, не решены вопросы об особенностях распределения основных средств подготовки спортсменов в длительном соревновательном периоде, об основных структурных единицах соревновательного периода – мезоциклах и макроциклах. Известно, что главной стратегической линией оптимизации тренировочного процесса на различных этапах спортивного совершенствования является использование моделей, отражающих специфику игры.
В данном случае речь идет о повышении тактического мастерства спортсменов, гибкости его использования, быстроты смены тактических вариантов, совершенствовании умения нейтрализовать сильные стороны соперника и использовать слабые. Однако до настоящего времени не разработаны достаточно объективные модельные характеристики групповых и командных тактических действий гандболистов с учетом игрового амплуа, что препятствует выявлению пробелов в технико-тактической подготовленности игроков с целью внесения необходимых коррекций в учебно-тренировочный процесс.
Мы поставили своей целью разработать эффективную систему совершенствования технико-тактической подготовленности гандболистов на основе индивидуализации тренировочного процесса.
Для этого мы должны:
1. Определить структуру командных и индивидуальных технико-тактических действий высококвалифицированных гандболистов.
2. Выявить критерии оценки технико-тактического мастерства гандболистов с учетом особенностей соревновательной деятельности.
3. Определить эффективные формы организации тренировочных занятий по совершенствованию индивидуальных и командных тактических действий.
4. Разработать и экспериментально обосновали методику технико-тактической подготовленности гандболистов.
Это позволит:
- определить факторную структуру соревновательной деятельности ведущих зарубежных команд и команд высшей лиги Узбекистана;
- выявить узловые компоненты и разработать модельные характеристики соревновательной деятельности гандболистов высокой квалификации (командные и по амплуа);
- определить коэффициенты значимости технико-тактических действий спортсменов и разработать количественную оценку их технико-тактического мастерства в процессе игры;
- экспериментально обосновать методику совершенствования технико-тактической подготовки гандболистов с учетом особенностей соревновательной деятельности.
Таким образом, решение выше поставленных задач позволит разработать ряд новых эффективных инновационных направлений, способствующих рациональному построению учебно-тренировочного процесса гандболистов.
Абдалимов О.Х., Камбаров Д.С
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР
ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ:
"ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ГАНДБОЛА"
г. Омск 2008 год
1. Цель и задачи изучения дисциплины
3. Самостоятельная работа
4. Требования к студентам по выполнению практических нормативов
5. Учебная практика
6. Зачетные и экзаменационные требования
Список литературы
1. Цель и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является подготовка квалифицированных специалистов по гандболу, обладающих необходимыми знаниями и умениями в области теории и методики избранного вида спорта.
Задачи изучения дисциплины :
1.Изучить вопросы теории гандбола.
2.Изучить методику обучения технике и тактике гандбола.
3.Изучить основные приемы техники игры и тактические действия в гандболе.
4.Овладеть практическими навыками судейства соревнований.
5.Научиться проводить занятия по гандболу с различными контингентами занимающихся.
6.Овладеть навыками научно-исследовательской работы.
7.Изучить возрастные особенности организма лиц, занимающихся гандболом.
8.Научиться квалифицированно планировать учебно-тренировочный процесс гандболистов различной квалификации.
9.Изучить практику эксплуатации спортивных сооружений, технические характеристики инвентаря и оборудования.
Будущий преподаватель должен уметь:
1.Составить и провести комплексы упражнений для подготовительной части занятий по гандболу.
2.Обучить выполнению приемов техники игры.
3.Обучить игроков тактическим действиям.
4.Развивать физические качества занимающихся.
5.Правильно планировать и регулировать нагрузку.
6.Вести врачебно-педагогический контроль.
Занятия проводятся в форме лекций, методических, практических, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов.
Учет успеваемости ведется в форме экзаменов, зачетов и промежуточной аттестации.
По окончании обучения студент защищает выпускную квалификационную работу и сдает государственный экзамен по теории и методике специализации.
Согласно учебному плану весь учебный процесс должен быть направлен на формирование у студентов фундамента профессионально-педагогических основ, позволяющего перейти затем к дальнейшей специализации по профилю деятельности «гандбол».
На занятиях углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации группы для занятий, методика их проведения. Составление учебно-методической документации и ведение судейской документации. Организация соревнований различного уровня.
Учебная практика проводится в целях формирования у студентов профессионально-педагогических навыков показа, объяснения упражнений, овладение навыками обучения приемам игры, умение составлять учебно-методические документы, овладевать навыками судейства, проводить анализ и разбор проведенных занятий.
Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение программного материала по учебникам, учебным пособиям и дополнительным литературным источникам, выполнение домашних заданий, участие в организации и проведении соревнований, судейство соревнований, изучение опыта ведущих специалистов, проведение педагогических наблюдений и их регистрацию, методическую и научно-исследовательскую работу по теме курсовой работы, подготовку к производственной практике. Самостоятельная работа дана по курсам.
Программа 1 курса предусматривает изучение следующего материала:
1. Введение в предмет.
Цель и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины. Требования, предъявляемые к будущему специалисту.
2. История развития гандбола.
Зарождение игры. Развитие игры в Европе. Зарождение игры в России, ее развитие до 1941 года. Развитие игры после 1945 года. Гандбол на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.
3. Правила игры в гандбол.
Эволюция правил игры. Действующие правила.
4. Методика судейства соревнований по гандболу.
Состав судейской бригады. Обязанности судей и их взаимодействие. Судейская терминология и жестикуляция. Судейская документация.
5. НИР в спортивных играх.
Цель и задачи НИР. Требования, предъявляемые к курсовым и выпускным квалификационным работам. Методы научных исследований.
6. Техника игры в гандбол.
Определение понятия техники игры. Классификация приемов техники игры. Характеристика приемов техники игры в защите и нападении. Понятия рациональной и вариативной.
7. Тактика игры в гандбол.
Определение понятия тактики игры. Классификация тактических действий. Расстановка игроков на площадке в защите и нападении. Виды и системы защиты и нападения. Характеристика современной тактики игры.
8. Физические качества гандболиста.
Определение понятий: сила, быстрота, выносливость, прыгучесть, ловкость, гибкость. Обоснование необходимости развития физических качеств. Взаимосвязь физической подготовки с техникой и тактикой гандбола.
9. Площадки, оборудование и инвентарь для занятий гандболом.
Характеристика спортивных залов и открытых площадок. Характеристика оборудования и инвентаря. Основные санитарно-гигиенические требования к местам тренировок и соревнований.
10.Организация и проведение соревнований по гандболу.
Значение соревнований в процессе подготовки гандболистов. Виды соревнований. Планирование соревнований. Системы розыгрыша. Документы для проведения соревнований.
11.Средства и методы обучения технике и тактике в гандболе.
Характеристика процесса обучения технике и тактике. Общие принципы обучения. Характеристика средств и методов обучения.
12.Современное состояние игры в гандбол.
Итоги крупнейших соревнований за последние годы в мире и в России. Характеристика игры сильнейших команд. Характеристика и перспективы развития современной техники и тактики игры.
13.Средства и методы развития физических качеств гандболистов.
Характеристика процесса развития физических качеств. Особенности развития различных физических качеств. Характеристика и методы развития физических качеств.
14.Технические средства для обучения и тренировки в гандболе.
Методические подходы к использованию технических средств и тренажеров в учебно-тренировочном процессе. Тренажеры для физической подготовки. Тренажеры для обучения и совершенствования технико-тактических действий.
15.Физическая подготовка гандболиста.
Понятия общей и специальной физической подготовки. Методика развития физических качеств. Средства физической подготовки. Высокий уровень развития специальных физических качеств – основа современного гандбола.
16.Техническая подготовка гандболистов.
Понятия технической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Взаимосвязь с другими видами подготовки. Значение технической подготовки для успеха игровой деятельности.
17.Тактическая подготовка гандболистов.
Понятие тактической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Последовательность обучения тактическим действиям. Взаимосвязь с другими видами подготовки.
18.Психологическая подготовка гандболистов.
Понятие психологической подготовки, ее цель и задачи, средства и методы. Воспитание морально-волевых качеств – необходимое условие подготовки гандболистов.
19.Теоретическая подготовка гандболистов.
Понятие теоретической подготовки, ее место в процессе обучения и тренировке. Теоретическая подготовка на различных этапах обучения и тренировки. Формы занятий по теоретической подготовке. Содержание теоретической подготовки в командах различной квалификации.
20.Игровая подготовка гандболистов.
Место игровой подготовки в процессе обучения и тренировке, ее цель и задачи. Игровая подготовка как средство оценки готовности к соревнованиям. Значение игр для тренировки высококвалифицированных гандболистов.
21.Взаимосвязь видов подготовки в гандболе.
Зависимость эффективности технической и тактической подготовки от физической подготовленности занимающихся. Зависимость эффективности учебно-тренировочного и соревновательного процессов от уровня психологической подготовленности занимающихся.
22.Отбор детей для занятий гандболом.
Организация начального отбора детей. Этап первичного отбора в группах начальной подготовки. Факторы, значимые для успешного овладения навыками игры. Прогнозирование способностей детей. Комплектование учебно-тренировочных групп на основе конкурсного отбора.
23.Организация и методика проведения занятий в группах начальной подготовки в ДЮСШ по гандболу.
Комплектование групп начальной подготовки. Содержание и распределение программного материала. Особенности развития физических качеств. Специальное оборудование и инвентарь для занятий с детьми младшего возраста.
24.Организация и методика проведения занятий в учебно-тренировочных группах в ДЮСШ по гандболу.
25.Организация и методика проведения занятий в группах спортивного совершенствования в ДЮСШ по гандболу.
Комплектование групп СС на основе конкурсного отбора. Особенности развития физических качеств. Особенности технико-тактической подготовки. Ориентация учебно-тренировочного процесса на режим команд мастеров.
26.Особенности тренировки команд мастеров и сборных команд.
Общие принципы и подходы к комплектованию команд. Соотношение видов подготовки в различные периоды годичного цикла. Связь тренера сборной команды с тренерами базовых команд. Контроль за подготовкой отдельных игроков и команды в целом. Научно-методическое обеспечение и врачебный контроль в процессе подготовки команд высокой квалификации
27. Методика занятий с игроками среднего и старшего возраста.
Задачи, средства и методы тренировки лиц среднего и старшего возраста. Особенности работы с гандболистами старших возрастных групп. Учет возрастных изменений в организме занимающихся в процессе работы с ними.
28.Методика занятий с женскими командами.
Анатомо-физиологические особенности женского организма. Влияние занятий гандболом на женский организм. Методика проведения занятий в различных возрастных группах. Особенности организации учебно-тренировочного процесса в женских командах.
29.Руководство командой на соревнованиях.
Значение правильного руководства командой в период соревнований. Подготовка к предстоящим соревнованиям. Наблюдение и анализ игр соперников. Составление общей стратегии соревнований, плана отдельной игры. Модельная тренировка перед предстоящей игрой. Установка на игру, разбор игры. Руководство командой в процессе игры.
30.Организация, планирование и учет тренировки гандболистов.
Значение планирования и учета спортивной тренировки. Виды планировании. Командный и индивидуальные планы спортсменов. Периодизация спортивной тренировки. Документы планирования и учета. Педагогический контроль и его значение.
31.Государственные органы и общественные организации, руководящие работой по развитию гандбола.
32.Научно-исследовательская работа.
Таблица 1
Распределение часов по видам занятий
№ п/п | Виды занятий | Курсы | Всего: | ||||
I | II | III | IV | V | |||
1. | Лекции | 20 | 16 | 22 | 16 | 18 | 80 |
2. | Семинарские занятия | 26 | 18 | 18 | 16 | 10 | 78 |
3. | Методические занятия | 12 | 30 | 14 | 40 | 16 | 116 |
4. | Практические занятия | 44 | 32 | 38 | 26 | 2 | 98 |
5. | Учебная практика | 16 | 24 | 28 | 20 | 20 | 98 |
6. | Зачеты, экзамены | ||||||
7. | Курсовая работа | 5 семестр | |||||
8. | Выпускная работа | гос.экз. | |||||
ИТОГО: | 120 | 120 | 120 | 120 | 60 | 540 |
3. Самостоятельная работа
В ходе изучения дисциплины студенты должны выполнить следующую самостоятельную работу:
Первый год обучения.
1.Изучение истории развития игры в гандбол.
Форма контроля – реферат.
2.Изучение правил игры в гандбол.
3.Изучение методики судейства игр по гандболу (просмотр игр).
Форма контроля – собеседование на семинарском занятии, анализ просмотра игр.
4.Выбор темы курсовой работы.
Форма контроля – предоставить план выбранной работы.
6.Посещение тренировочных занятий и игр команд различной квалификации.
Форма контроля – конспекты посещенных занятий, устный анализ игр.
Второй год обучения.
1.Изучение методик развития физических качеств гандболиста (ОФП).
Форма контроля – собеседование на семинаре, реферат.
2.Изучение методик обучения примам техники игры в гандбол.
Форма контроля – собеседование на семинаре.
3.Наблюдение судейства игры по гандболу.
4.Написание введения, первой и второй главы выпускной квалификационной работы.
Форма контроля – проверка руководителя.
5.Посещение тренировочных занятий и игр команд различной квалификации.
Форма контроля – конспекты посещенных занятий, копии протоколов игр.
6.Поддержание физической подготовки и технических навыков игры в гандбол.
Форма контроля – сдача практических нормативов.
Третий год обучения
1.Изучение методик развития физических качеств (СФП).
Форма контроля – Собеседование на семинаре, реферат.
Форма контроля – анализ судейства.
3.Проведение экспериментальной части в рамках выпускной квалификационной работы.
Форма контроля – предоставление материалов исследования научному руководителю.
4.Посещение тренировочных занятий и игр команд различной квалификации.
Форма контроля – конспекты посещенных занятий, технические протоколы игр.
5.Поддержание физической подготовки и технических навыков игры в гандбол.
Форма контроля – сдача практических нормативов.
Четвертый год обучения
1.Изучение методик обучения и совершенствования групповых тактических действий гандболистов.
Форма контроля – ответ на зачете.
2.Изучение особенностей проведения занятий по гандболу с различными контингентами занимающихся.
Форма контроля – собеседование на семинаре, ответ на зачете.
3.Изучение подготовки команд высокой квалификации.
Форма контроля – реферат.
Пятый год обучения
1.Изучение методик обучения командным действиям в защите и нападении.
Форма контроля – собеседование, реферат.
2.Практическое судейство игр по гандболу.
Форма контроля – справки о судействе, наличие судейской категории.
3.Подготовка к защите выпускной квалификационной работы.
Форма контроля – оценка по специализации, защита на экзамене государственной аттестации.
4. Требования к студентам по выполнению практических нормативов
Первый год обучения
1.Передача мяча в стену с расстояния 3 метра в круг диаметром 1 метр (20 передач). Результат – 20,5 сек.
2.Броски мяча на точность (12 бросков с 9 м в верхние углы ворот 60 х 60 см). Результат – 8 попаданий.
3.Ведение мяча 30 м. Результат – 4,8 сек.
Второй год обучения
1.Передача мяча в стену с расстояния 3 метра в круг диаметром 1 метр (20 передач). Результат – 20,3 сек.
2.Броски мяча на точность (12 бросков с 9 м в верхние углы ворот 60 х 60 см). Результат – 9 попаданий.
Третий год обучения
1.Передача мяча в стену с расстояния 3 метра в круг диаметром 1 метр (20 передач). Результат – 20,2 сек.
2.Броски мяча на точность (12 бросков с 9 м в верхние углы ворот 60 х 60 см). Результат – 10 попаданий.
3.Ведение мяча 30 м. Результат – 4,6 сек.
Студенты старше 40 лет (мужчины) и старше 35 лет (женщины) освобождаются от сдачи практических нормативов.
5. Учебная практика
В процессе изучения дисциплины студенты выполняют следующие виды заданий по учебной практике:
Второй год обучения
1.Обучение технике игры в нападении (стойки, перемещения, передачи, ведение, броски).
2.Обучение технике игры в защите (стойки, перемещения, опека игрока, блокирование мяча).
3.Обучение технике игры гандбольного вратаря.
4.Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите.
5.Обучение индивидуальным тактическим действиям вратаря.
Третий год обучения
1.Обучение групповым взаимодействиям в защите.
2.Обучение групповым взаимодействиям в нападении.
3.Совершенствование групповых взаимодействий в защите и нападении.
4.Развитие специальных физических качеств гандболиста.
5.Применение комплексов упражнений по СФП для игроков различных амплуа.
Четвертый год обучения
1.Развитие физических качеств гандболиста.
2.Совершенствование технико-тактических действий в защите в нападении.
3.Обучение групповым взаимодействиям в защите.
4.Обучение групповым взаимодействиям в нападении.
Все студенты, обучающиеся на специализации, проходят учебную практику в обязательном порядке и аттестуются в рамках зачетных и экзаменационных требований.
6. Зачетные и экзаменационные требования
Итоговыми формами контроля по усвоению теоретических, методических и практических знаний, умений и навыков являются зачеты и экзамены за каждый семестр обучения.
Студенты должны усвоить следующие вопросы по специализации:
Вопросы для зачета за 1 курс:
1)классификация техники игры в гандбол. Последовательность обучения приемам техники игры;
2)классификация тактики игры в гандбол. Последовательность обучения тактическим действиям в гандболе;
3)физические качества гандболиста. Средства и методы развтия физических качеств;
4)методика судейства игры в гандбол. Распределение обязанностей и действий судей на площадке;
5)методика обучения стойкам, остановкам и перемещениям;
6)методика обучения технике игры в защите полевого игрока;
7)методика обучения передачам;
8)методика обучения броска. Особенности техники и обучения броскам с различных позиций;
9)методика обучения обманным действиям (финтам);
13) индивидуальные тактические действия в защите при блокировании мяча;
14) индивидуальные тактические действия в защите при "держании нападающего";
15) индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении бросков;
16) индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении финтов;
17) индивидуальные тактические действия вратаря в гандболе;
23) теоретическая подготовка гандболиста на различных этапах обучения и спортивного совершенствования;
24) взаимосвязь видов подготовки в гандболе.
6.2. Вопросы для зачета за 2 курс:
1)техническая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
2)тактическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
3)физическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
4) психологическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
5)игровая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
6)теоретическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
7)взаимосвязь видов подготовки в гандболе;
8)методика обучения групповым взаимодействиям в защите (подстраховка, переключение, смена игроков, проскальзывание);
9)методика обучения групповым взаимодействиям в нападении ("двойка", "восьмерка", "стягивание", скрестное перемещение);
10) методика обучения групповым взаимодействиям защитников с вратарем;
11) виды и системы нападения в гандболе. Особенности обучения и тренировки;
12) виды и системы защиты в гандболе. Особенности обучения и тренировки;
13) тактика игры в защите и нападении в большинстве;
14) тактика игры в защите и нападении в меньшинстве;
15) особенности техники игры и технической подготовки в различных группах ДЮСШ;
16) общие закономерности и особенности развития физических качеств и физической подготовки в различных группах ДЮСШ;
17) учебно-тренировочные сборы команд различной квалификации. Виды, направленность, план сбора, распределение нагрузки и видов подготовки в микроциклах;
18) перспективное планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в макро циклах;
19) текущее планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в мезо циклах;
20) оперативное планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в микро циклах;
21) методика исправления ошибок и совершенствование техники игры;
22) методика исправления ошибок и совершенствование индивидуальных тактических действий;
23) методика совершенствования групповых взаимодействий в защите;
24) методика совершенствования командных взаимодействий в защите;
25) методика совершенствования групповых взаимодействий в нападении;
26) методика совершенствования командных взаимодействий в нападении.
6.3. Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 3 курс:
1) виды и системы нападения. Особенности обучения и тренировки;
2) виды и системы защиты. Особенности обучения и тренировки;
3) тактика игры в защите и в нападении в большинстве;
4) тактика игры в защите и в нападении в меньшинстве;
5) особенности техники игры и технической подготовки в различных группах ДЮСШ;
6) общие закономерности и особенности развития физических качеств и физической подготовки в различных группах ДЮСШ;
7) учебно-тренировочные сборы команд различной квалификации. Виды, направленность, план сбора, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;
8) перспективное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в макро циклах;
9) текущее планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в мезо циклах;
10) оперативное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;
11) методика исправления ошибок и совершенствование техники игры;
12) методика исправления ошибок и совершенствование индивидуальных тактических действий;
13) методика совершенствования групповых взаимодействий в защите;
14) методика совершенствования командных взаимодействий в защите;
15) методика совершенствования групповых взаимодействий в нападении;
16) методика совершенствования командных взаимодействий в нападении;
17) организация и проведение соревнований. Документация, оборудование и инвентарь, состав и обязанности судейской бригады;
18) методика проведения круговой тренировки по развитию специальных физических качеств и совершенствованию технико-тактических навыков;
19) применение технических средств обучения и тренировки;
20) руководство гандбольной командой в процессе соревнований. Сбор и анализ информации о предстоящих соперниках, разбор проведенных игр, установки на игру, средства и методы настроя на Иру и психологической разгрузки;
21) руководство командой в процессе игры. Определение оптимального стартового состава, замены, тайм-ауты, использование видов и систем защиты и нападения;
22) медицинский контроль в процессе тренировки. Характерые травмы и заболевания, способы их профилактики;
23) пляжный гандбол. Структура игры, правила соревнований;
24) восстановительные мероприятия в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
25) пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса;
26) научно-методическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности;
27) отбор детей для занятий гандболом. Прогноз успешности тренировочной и соревновательной деятельности на основе оценки антропометрических данных, способностей к обучению и развитию физических качеств, двигательной активности и комплекса психологических качеств;
28) особенности комплектования составов команд мастеров и сборных команд и отбор в них квалифицированных игроков;
29) методы обеспечения спортивного долголетия и долгосрочной эффективности, тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных гандболистов.
6.4. Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 4 курс:
1)методика отбора детей в ДЮСШ;
2)анализ индивидуальных тактических действий игроков в защите и методика обучения;
3)особенности построения и проведения тренировочных занятий в различных группах подготовки в ДЮСШ;
4)броски в гандболе. Назначение, выполнение (свободный, боковой, начальный бросок, бросок от ворот, семиметровый);
5)возрастные особенности детей, подростков и юношей в гандболе;
6)анализ техники и тактики постановки заслонов и методика обучения;
7)виды планирования. Перспективное планирование;
8)виды нападения. Анализ тактики быстрого нападения. Методика обучения;
9)документы планирования в гандболе;
10) анализ групповых тактических действий в защите и методика обучения;
11) оперативное планирование (мезо циклы, микро циклы);
12) круговая система розыгрыша для шести команд;
13) методы, приемы и средства психологической подготовки;
14) система розыгрыша с выбыванием после одного поражения для пяти команд;
15) задачи, сроки и содержание, средства и методы подготовительного периода;
16) учет тренировочной работы в гандболе. Виды учета;
17) средства и методы обучения и тренировки детей, подростков, юношей;
18) анализ индивидуальных тактических действий игроков в нападении и методика обучения;
19) текущее планирование. Его этапы и периоды;
20) система розыгрыша с выбыванием после одного поражения для семи команд;
21) задачи, формы и содержание теоретической подготовки в командах различной квалификации;
22) наказание за нарушение правил в гандболе;
23) методика обучения технике и тактике игры вратаря;
24) анализ тактики позиционного нападения. Методика обучения.
6.5. Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 5 курс:
1) классификация техники игры в гандбол. Последовательность обучения приемам техники игры;
2) классификация тактики игры в гандбол. Последовательность обучения тактическим действиям;
3) физические качества гандболиста. Средства и методы развития физических качеств;
4) методика судейства игры. Распределение обязанностей и действий судей на площадке;
5) методика обучения стойкам, остановкам и перемещениям;
6) методика обучения технике игры в защите полевого игрока;
7) методика обучения передачам;
8) методика обучения броскам. Особенности техники и обучения броскам с различных позиций;
9) методика обучения обманным действиям (финтам);
10) методика обучения ведению мяча и дриблингу;
11) методика обучения технике игры вратаря;
12) индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении передач;
13) индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении бросков;
14) индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении финтов;
15) индивидуальные тактические действия в защите при блокировании мяча;
16) индивидуальные тактические действия в защите при "держании нападающего";
17) индивидуальные тактические действия вратаря;
18) техническая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
19) тактическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
20) физическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
21) психологическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
22) игровая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
23) теоретическая подготовка гандболиста на различных этапах подготовки;
24) взаимосвязь видов подготовки в гандболе;
25) методика обучения групповым взаимодействиям в защите (подстраховка, переключение, смена игроков, проскальзывание);
26) методика обучения групповым взаимодействиям в нападении ("двойка", "восьмерка", "стягивание" скрестное перемещение);
27) методика обучения групповым взаимодействиям защитников с вратарем;
28) виды и системы нападения в гандболе. Особенности обучения, тренировки;
29) виды и системы защиты в гандболе. Особенности обучения, тренировки;
30) тактика игры в защите и в нападении в большинстве;
31) тактика игры в защите и в нападении в меньшинстве;
32) особенности техники игры и технической подготовки в различных группах ДЮСШ;
33) общие закономерности и особенности развития физических качеств и физической подготовки в различных группах ДЮСШ;
34) учебно-тренировочные сборы команд различной квалификации. Виды, направленность, план сбора, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;
35) перспективное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в макро циклах;
36) текущее планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в мезо циклах;
37) оперативное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;
38) методика исправления ошибок и совершенствование техники игры;
39) методика исправления ошибок и совершенствование индивидуальных тактических действий;
40) методика совершенствования групповых взаимодействий в защите;
41) методика совершенствования командных взаимодействий в защите;
42) методика совершенствования групповых взаимодействий в нападении;
43) методика совершенствования командных взаимодействий в нападении;
44) организация и проведение соревнований по гандболу. Документация, оборудование и инвентарь, состав и обязанности судейской бригады;
45) методика проведения круговой тренировки по развитию специальных физических качеств и совершенствованию технико-тактических навыков;
46) применение технических средств тренировки;
47) руководство гандбольной командой в процессе соревнований. Сбор и анализ информации о предстоящих соперниках, разбор проведенных игр, установки на игру, средства и методы настроя на игру и психологической разгрузки;
48) руководство командой в процессе игры. Определение оптимального стартового состава, замены, тайм-ауты, использование видов и систем защиты и нападения;
49) медицинский контроль в процессе тренировки. Характерные травмы и заболевания, способы их профилактики;
50) пляжный гандбол. Структура игры, правила соревнований;
51) восстановительные мероприятий в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
52) пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса;
53) научно-методическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности;
54) отбор детей для занятий гандболом. Прогноз успешности тренировочной и соревновательной деятельности на основе оценки антропометрических данных, способностей к обучению и развитию физических качеств, двигательной активности и комплексе психологических качеств;
55) особенности комплектования составов команд мастеров и сборных команд и отбор в них квалифицированных гандболистов;
56) методы обеспечения спортивного долголетия и долгосрочной эффективности тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных гандболистов.
Выводы:
Успешное освоение программного материала курса специализации позволит будущему специалисту вооружиться достаточным количеством теоретических знаний, практических умений и навыков для деятельности в различных областях деятельности по развитию гандбола.
Список литературы
Основная :
1. Волейбол, гандбол, баскетбол: Организация и проведение соревнований по упрощенным правилам:: Учеб. пособие/ В.Ф.Мишенькина, И.А.Рогов, О.С. Шалаев, Д.В. Карбанов. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2004. – 115 с.
2. Гандбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юнош. спорт. шк., специализир. детско-юнош. шк. олимп. резерва/ Авт.-сост.: В.Я.Игнатьева, В.С.Максимов, И.В. Петрачева. – М.: Сов.спорт, 2003. – 115 с.
3. Спортивные игры: Техника, тактика обучения/ Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. – М.: Academia, 2001. – 518 с. – (Высш.образование).
Дополнительная:
1. Игнатьева В.А. Тренировочные задания по специальной подготовке гандболистов: Метод. разраб. для студ., слушателей ВШТ и фак.повышения квалификации ГЦОЛИФКа/ В.А. Игнатьева, Н.М. Ганченко, И.Г. Шестаков. – М.: Б.и. ч.1: Упражнения по физической и технической подготовке. – 1992. – 62 с.
2. Игнатьева В.Я. Гандбол/ В.Я.Игнатьева. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 190 с.: ил. – (Азбука спорта).
3. Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах: Методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с.
4. Правила игры в гандбол: (Официал. правила ИГФ). – М.: Б.и., 2001. – 90 с.
5. Скляренко А.А. Гандбол по-ресски (к 75-летию российского гандбола). – М.: Физкультура и Спорт, 2003. – 448 с., ил.
6. Шестаков М.П. Гандбол: Такт. подготовка/ М.П.Шестаков, И.Г. Шестаков. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 129 с. – (Методика спорт. тренировки).
23) теоретическая подготовка гандболиста на различных этапах обучения и спортивного совершенствования;
24) взаимосвязь видов подготовки в гандболе.
6.2. Вопросы для зачета за 2 курс:
1)техническая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
2)тактическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
3)физическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
4) психологическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
5)игровая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
6)теоретическая подготовка в различные периоды годичного цикла тренировки;
7)взаимосвязь видов подготовки в гандболе;
8)методика обучения групповым взаимодействиям в защите (подстраховка, переключение, смена игроков, проскальзывание);
9)методика обучения групповым взаимодействиям в нападении ("двойка", "восьмерка", "стягивание", скрестное перемещение);
10) методика обучения групповым взаимодействиям защитников с вратарем;
11) виды и системы нападения в гандболе. Особенности обучения и тренировки;
12) виды и системы защиты в гандболе. Особенности обучения и тренировки;
13) тактика игры в защите и нападении в большинстве;
14) тактика игры в защите и нападении в меньшинстве;
15) особенности техники игры и технической подготовки в различных группах ДЮСШ;
16) общие закономерности и особенности развития физических качеств и физической подготовки в различных группах ДЮСШ;
17) учебно-тренировочные сборы команд различной квалификации. Виды, направленность, план сбора, распределение нагрузки и видов подготовки в микроциклах;
18) перспективное планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в макро циклах;
19) текущее планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в мезо циклах;
20) оперативное планирование в гандболе. Структура, распределение нагрузки видов подготовки в микро циклах;
21) методика исправления ошибок и совершенствование техники игры;
22) методика исправления ошибок и совершенствование индивидуальных тактических действий;
23) методика совершенствования групповых взаимодействий в защите;
24) методика совершенствования командных взаимодействий в защите;
25) методика совершенствования групповых взаимодействий в нападении;
26) методика совершенствования командных взаимодействий в нападении.
6.3. Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 3 курс:
1) виды и системы нападения. Особенности обучения и тренировки;
2) виды и системы защиты. Особенности обучения и тренировки;
3) тактика игры в защите и в нападении в большинстве;
4) тактика игры в защите и в нападении в меньшинстве;
5) особенности техники игры и технической подготовки в различных группах ДЮСШ;
6) общие закономерности и особенности развития физических качеств и физической подготовки в различных группах ДЮСШ;
7) учебно-тренировочные сборы команд различной квалификации. Виды, направленность, план сбора, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;
8) перспективное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в макро циклах;
9) текущее планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в мезо циклах;
10) оперативное планирование. Структура, распределение нагрузки и видов подготовки в микро циклах;
11) методика исправления ошибок и совершенствование техники игры;
12) методика исправления ошибок и совершенствование индивидуальных тактических действий;
13) методика совершенствования групповых взаимодействий в защите;
14) методика совершенствования командных взаимодействий в защите;
15) методика совершенствования групповых взаимодействий в нападении;
16) методика совершенствования командных взаимодействий в нападении;
17) организация и проведение соревнований. Документация, оборудование и инвентарь, состав и обязанности судейской бригады;
18) методика проведения круговой тренировки по развитию специальных физических качеств и совершенствованию технико-тактических навыков;
19) применение технических средств обучения и тренировки;
20) руководство гандбольной командой в процессе соревнований. Сбор и анализ информации о предстоящих соперниках, разбор проведенных игр, установки на игру, средства и методы настроя на Иру и психологической разгрузки;
21) руководство командой в процессе игры. Определение оптимального стартового состава, замены, тайм-ауты, использование видов и систем защиты и нападения;
22) медицинский контроль в процессе тренировки. Характерые травмы и заболевания, способы их профилактики;
23) пляжный гандбол. Структура игры, правила соревнований;
24) восстановительные мероприятия в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
25) пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса;
26) научно-методическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности;
27) отбор детей для занятий гандболом. Прогноз успешности тренировочной и соревновательной деятельности на основе оценки антропометрических данных, способностей к обучению и развитию физических качеств, двигательной активности и комплекса психологических качеств;
28) особенности комплектования составов команд мастеров и сборных команд и отбор в них квалифицированных игроков;
29) методы обеспечения спортивного долголетия и долгосрочной эффективности, тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных гандболистов.
6.4. Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 4 курс:
1)методика отбора детей в ДЮСШ;
2)анализ индивидуальных тактических действий игроков в защите и методика обучения;
3)особенности построения и проведения тренировочных занятий в различных группах подготовки в ДЮСШ;
4)броски в гандболе. Назначение, выполнение (свободный, боковой, начальный бросок, бросок от ворот, семиметровый);
5)возрастные особенности детей, подростков и юношей в гандболе;
6)анализ техники и тактики постановки заслонов и методика обучения;
7)виды планирования. Перспективное планирование;
8)виды нападения. Анализ тактики быстрого нападения. Методика обучения;
9)документы планирования в гандболе;
10) анализ групповых тактических действий в защите и методика обучения;
11) оперативное планирование (мезо циклы, микро циклы);
12) круговая система розыгрыша для шести команд;
13) методы, приемы и средства психологической подготовки;
14) система розыгрыша с выбыванием после одного поражения для пяти команд;
15) задачи, сроки и содержание, средства и методы подготовительного периода;
16) учет тренировочной работы в гандболе. Виды учета;
17) средства и методы обучения и тренировки детей, подростков, юношей;
18) анализ индивидуальных тактических действий игроков в нападении и методика обучения;
19) текущее планирование. Его этапы и периоды;
20) система розыгрыша с выбыванием после одного поражения для семи команд;
21) задачи, формы и содержание теоретической подготовки в командах различной квалификации;
22) наказание за нарушение правил в гандболе;
23) методика обучения технике и тактике игры вратаря;
24) анализ тактики позиционного нападения. Методика обучения.
6.5. Вопросы для ЭКЗАМЕНА за 5 курс:
1) классификация техники игры в гандбол. Последовательность обучения приемам техники игры;
2) классификация тактики игры в гандбол. Последовательность обучения тактическим действиям;
3) физические качества гандболиста. Средства и методы развития физических качеств;
4) методика судейства игры. Распределение обязанностей и действий судей на площадке;
5) методика обучения стойкам, остановкам и перемещениям;
6) методика обучения технике игры в защите полевого игрока;
7) методика обучения передачам;
8) методика обучения броскам. Особенности техники и обучения броскам с различных позиций;
9) методика обучения обманным действиям (финтам);
10) методика обучения ведению мяча и дриблингу;
11) методика обучения технике игры вратаря;
12) индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении передач;
13) индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении бросков;
14) индивидуальные тактические действия в нападении при выполнении финтов;
15) индивидуальные тактические действия в защите при блокировании мяча;
16) индивидуальные тактические действия в защите при "держании нападающего";
17) индивидуальные тактические действия вратаря;
18) техническая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
19) тактическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
20) физическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
21) психологическая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
22) игровая подготовка гандболиста в различные периоды годичного цикла тренировки;
23) теоретическая подготовка гандболиста на различных этапах подготовки;
24) взаимосвязь видов подготовки в гандболе;
25) методика обучения групповым взаимодействиям в защите (подстраховка, переключение, смена игроков, проскальзывание);
26) методика обучения групповым взаимодействиям в нападении ("двойка", "восьмерка", "стягивание" скрестное перемещение);