Экстремальные виды двигательной активности. Самые опасные экстремальные виды спорта Экстремальные виды спорта для инвалидов

November 19th, 2011

19 ноября 9 000 велосипедистов выйдут на старт ежегодного благотворительного велотура El Tour de Tucson в Тусоне, штат Аризона. Среди участников - Джордж Хаммел.

После прочтения статьи о его пути к этому старту возникла мысль: "Три перелома позвоночника! Да он просто ненормльный!" А Хаммел говорит, что колеса дают ему необыкновенное чувство свободы. И в это легко поверить, посмотрев о нем сюжет .

Любовь Джорджа Хаммела к мотокроссу началась в 1990-м году. В течение долгих лет выступая в разных уголках страны, он выиграл множество национальных чемпионатов. В 1998-м, выступая в своей первой профессиональной гонке в Калифорнии, он допустил ошибку, набрав слишком большую скорость при движении с горы, и на очередном прыжке его выбросило из сиденья. Пролетев 30 метров, он приземлился на ноги. Удар был такой силы, что Джордж переломал все, что можно - позвоночник, обе ноги, обе руки, тазовые кости и череп. Хирурги вставили пластины в позвоночник от Т12 до L2 и Джорджу было объявлено, что он останется парализован до конца жизни и не сможет ходить.

Но не таким был Джордж, чтобы смириться с приговором. Поставив цель не только научиться ходить, но и вновь принимать участие в мотокроссе, он посвящал многие часы занятиям физиотерапией и различными упражнениями и через 5 лет начал передвигаться, опираясь на костыли, а через 7 лет смог ходить самостоятельно с бандажами на нижних частях ног. Мотивируемый сильным желанием вернуться к активному образу жизни, он также начал ездить на велосипеде, а вскоре вновь занялся мотокроссом.

Это был длинный путь реабилитации и даже после перелома 54-х различных косточек в течение своей карьеры гонщика и преодоления грандиозных препятствий, Джордж смог осуществить свою цель и сделать мечту явью. В 2009 году он завоевал золото в Motocross Extremity Games www.extremitygames.com и принял участие в Х-Играх www.xgames.com в дисциплине Super X Adaptive - для адаптивных спортсменов.

Однако жизнь готовила ему еще испытания. В прошлом году на мотокроссе он сломал спину в третий раз - позвонок Т11. "Ремонтом" Джорджа занимался экстраординарный знающий и опытный нейрохирург, который сделал все возможное, чтобы восстановить позвоночник. В этот раз Хаммелу было сказано, что его спина настолько ослаблена, что он не сможет больше заниматься мотокроссом. Однако для Джорджа участие в гонках - как глоток воздуха, для него жить - значит, гоняться, и вот он вновь на колесах, в этот раз на велосипеде.

В субботу спортсмен впервые примет участие в Tour de Tucson. Он думает, что сможет вдохновить других людей, имеющих сходные травмы. Для начала он записался на 42-мильную часть маршрута, а в будущем планирует увеличить дистанцию до максимальной отметки Тусонского Вело Тура в 109 миль.

Работа над трайком начиналась в 2006-м году как инженерный проект выпускника Университета британского города Бат, большого любителя горного велосипеда. В производство трайк был запущен тремя друзьями по университету. Ребята молодые, энергичные, их энтузиазм сквозит со всех страниц интернета, где они появляются, заставляя верить в успех предприятия.

Одним из параллельных проектов компании, находящихся в стадии активного воплощения в жизнь, является организация нового вида спорта - биатлона на колясках. Правила соревнований составлены по аналогии с лыжным биатлоном и включают гонку на трайке по пересеченной местности и стрельбу из спортивной винтовки. В настоящее время ведется совместная работа с Британским Паралимпийским Комитетом и Британской Армией по организации демонстрационных соревнований.

Кстати, известен даже первый пользователь концептуально новой коляски - им стал уникальный по роду спортивных занятий колясочник-черлидер Рик Роджерс. На фейсбуке он создал клуб Обладателей Горных Трайков . Пока, правда, в этом клубе лишь один член - он сам. :) Но ведь живой человек, а не рекламирующий агент. У него можно поинтересоваться, оправдывает ли трайк надежды и потраченные деньги. Возможно, эта заметка выглядит как рекламная агитка, но очень понравилась идея.

Ах, да! Цена вопроса.£ 3995 = € 4660 = $ 6 400US = 195 000 . Три года гарантия.

  • Flag
  • Flag

May 3rd, 2011

Originally posted by luch_svetik at Экстремал в инвалидной коляске.

Среди множества премий в нашей стране есть одна очень престижная и почетная, учрежденная в 1997 году Благотворительным Фондом Владимира Высоцкого, Министерством Культуры РФ и Комитетом по культуре г. Москвы “Своя колея”. За эти годы лауреатами становились Галина Волчек, Алексей Геман, Борис Стругацкий. В 2003 году она была присуждена детскому врачу Леониду Рошалю. Но первым ее обладателем стал Владимир КРУПЕННИКОВ - инвалид I группы, покоривший Эльбрус на коляске.
Собственно говоря, коляской Владимир Крупенников пользуется только для восхождений в горы.


Он до сих пор не рассказывает журналистам о том случае, который круто изменил всю его жизнь. Как только речь заходит о причинах инцидента, он моментально переходит на общие фразы: “стечение обстоятельств”, “несчастный случай при выполнении задания”… В 1989 году Володя, в ту пору военнослужащий сил охраны и обслуживания космических объектов СССР, упал с высоты 12 метров и сломал позвоночник. Он давно уже не был на службе новичком - дембельского приказа осталось ждать всего две недели. Не был и разгильдяем - в таких войсках кого попало не назначали заместителем старшины роты. Да и служба честолюбивому Крупенникову нравилась. Как хотел, попал в серьезные, “интеллектуальные” войска, сразу после учебки получил лычки сержанта и должность командира отделения. Сержант Крупенников мог не только головой работать, но и за себя постоять - как-никак кандидат в мастера спорта по дзюдо, бронзовый призер Кубка СССР… Но - “так получилось”.


ВСТАТЬ НА НОГИ


Выпускника французской спецшколы ждали дома родители, друзья, второй курс престижного химико-технологического института, спортивные школы и секции дзюдо, у-шу, каратэ. Вместо дома он на полгода попал в госпиталь.
За месяц Крупенникову сделали две операции. Тогда он относился к своей травме, как к обычному перелому. Первое время, когда даже врачам не совсем было понятно, каким будет исход болезни, Володю держали на инъекциях промедола. “Две недели я пребывал в состоянии наркотического опьянения. Дикая боль пришла, когда меня привезли в Москву. До сих пор не знаю, что это было - послеоперационная боль в позвоночнике или ломка?” Степень повреждения спинного мозга выяснилась только в столице. Приговор врачей гласил: первая группа инвалидности. Единственная перспектива - пожизненно быть прикованным к кровати и коляске.

Я был в полном отчаянии, - вспоминает Володя. - Не сломаться окончательно мне помогла только поддержка родителей и друзей. Когда немного отлегло, я стал думать, как жить дальше. Раньше я слышал о Валентине Дикуле, восхищался его мужеством и любовью к жизни, но даже в страшном сне не снилось, что я окажусь на месте таких людей, как он. В общем, 4 года ежедневно я занимался по методике Дикуля в его Центре и в результате встал на костыли. На то, чтобы научиться вот так ходить, я потратил гораздо больше сил, чем на то, что сделал к сегодняшнему дню. Но это того стоило - если сейчас я могу дойти из кухни до комнаты за минуту, раньше у меня на это уходило 7-10 минут. Мои лечащие врачи не сразу поверили, что я смог выбраться из коляски. А Дикуль сразу предупредил: “Если будешь пытаться сочетать костыли и коляску, никогда ходить не научишься”.

Чтобы ходить на костылях, ему и сегодня приходится балансировать между двумя опорами на ровной земле, словно канатоходцу. Поэтому когда Крупенников идет по улице, в желающих помочь и поддержать “неустойчивого” молодого человека нет недостатка. “Приходится объяснять, что мне такая помощь не нужна”.

Володя перевелся в специальный институт для инвалидов-опорников на факультет прикладной математики и вычислительной техники, стал учиться на специалиста в области информационных технологий. Перевелся, как сам говорит, потому, что “химик на костылях не очень хорош, может ведь случайно и кислотой облиться. А компьютер - это такая штука, с которой можно работать дома”. Несколько лет он поднимался на четвертый этаж института на костылях. “Дорога от дома до гаража по льду, подъем и спуск по лестницам давались мне тяжелее спорта и экстремальных походов”.

ДОКАЗАТЬ СЕБЕ

Виды адаптивной физической культуры (АФК)

Исходя из потребностей лиц с отклонение в состоянии здоровья и ограниченными возможностями, можно выделить следующие компоненты (виды) АФК.

Адаптивное физическое воспитание (образование) - вид АФК, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к АФК.

Адаптивный спорт - компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации.

Адаптивная двигательная рекреция - компонент (вид) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая маломобильных людей) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

Адаптивная физическая реабилитация - компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребность индивида с отклонении в состоянии здоровья влечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК - компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

Экстремальные виды двигательной активности - компонент (вид) АФК, удовлетворяющие потребности лиц с отклонением в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Об одном из замечательных экстремальных видов двигательной активности.

Речь пойдет об одном из авиационных видов спорта-- о прыжках с использованием двухместной парашютной системы «Тандем».

Началось всё в XV веке. Великий Леонардо да Винчи в 1495 году создал первую схему парашюта. Но первый прыжок человека с парашютом состоялся лишь в конце XVIII века. Отважным испытателем стал француз Андре Жак Гарнерен.

А в России в 1912 году Глеб Котельников запатентовал своё изобретение -- ранцевый парашют.

2 августа 1930 года был произведён первый учебный десант, с того времени эта дата -- День рождения Воздушно-десантных войск (ВДВ).

Затем к классическому парашютизму прибавились: групповая и купольная акробатика, скайсерфинг, фрифлай, свун, фристайл, бейсджампинг...

Так совпало, что в год официального признания АФК как нового вида научной и учебной деятельности, под эгидой Российского оборонного спортивно-технического общества (РОС-ТО) стала функционировать программа: «Небо, открытое для всех!», которую организовал Российский общественный фонд инвалидов военной службы.

Слово «замечательная» в заголовке присутствует не случайно.

Во-первых, в рамках действующей программы инвалидам военной службы прыжок с парашютом тандемом представляется выполнить бесплатно;

во-вторых, нозология инвалидности не имеет противопоказаний относительно прыжков с парашютом (естественно, за исключением отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы);

в-третьих, высочайшая безопасность при выполнении прыжков гарантирована тем, что парашютная система «Тандем» -- это самая надежная парашютная техника, проходящая обязательную сертификацию; в комплект «Тандема» входит запасной парашют такой же площади, как и основной; плюс ко всему обязательно имеется парашютный страхующий прибор. И, наверное, самое главное, прыжок выполняется вместе с очень опытным инструктором, который выполняет все основные действия по обеспечению отделения от вертолета (самолета), регулирует положение в пространстве во время свободного падения, управляет раскрытием парашюта и, что очень важно для инвалидов, обеспечивает безопасное приземление. Все это полностью соответствует важнейшим условиям занятий экстремальными видами двигательной активности АФК.

В Нижнем Новгороде прыжки с парашютами тандемами стали осуществляться с 2004 года. Попутно отметим, что Нижегородский авиаспортклуб «Сокол» РОСТО имеет богатые и весьма солидные традиции. Достаточно упомянуть, что команда «купольников» является восьмикратным Чемпионом Мира! Одним из инструкторов, работающих по программе «Небо, открытое для всех», является Кирилл Александрович Тюпанов -- мастер спорта России, имеющий на сегодняшний день 1350 прыжков. Внешне он напоминает былинного богатыря: атлетического телосложения, рост 193, проницательный умный взгляд карих глаз (за плечами три высших образования!). Всё в этом человеке говорит об уверенности и надежности. В общем, трудно подыскать второго такого подходящего инструктора-парашютиста по прыжкам в тандеме с инвалидами. Именно с этим профессионалом предстояло совершить свой первый прыжок 23-летнему Сергею А. -- студенту Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

В этом не было бы ничего особенного, если бы не диагноз врачей -- у Сергея рассеянный склероз, тяжелое, трудно поддающееся лечению заболевание. Кстати, испытать прыжок с парашютом ему посоветовал... его лечащий невропатолог (!).

Предполетный осмотр: артериальное давление хоть и подскочило немного (естественное волнение), но не превышает верхнюю границу допустимого. АН-2 набирает высоту. Три тысячи, сигнал -- пора! Сергей, как было сказано во время предполетного инструктажа, поджимает ноги, руки крестообразно на груди с разноименным хватом за плечи (правая рука за левое плечо, а левая -- за правое). В это мгновение инструктор, обхватив Сергея сзади, мощно оттолкнувшись шагает в «бездну». Почти сразу инструктор выбрасывает в стремительный поток воздуха маленький стабилизирующий купол, поддерживающий скорость падения 180 -- 200 км/час. Сергей одновременно с инструктором разводит в стороны слегка согнутые ноги и руки. И в таком положении они находятся в свободном полете целых 30 секунд! При этом инструктор непрерывно контролирует свободный полет, а Сергею предоставляется возможность полностью отдаться эмоциям парашютиста! При достижении высоты 1500 метров инструктор раскрывает основной парашют. В это мгновение Сергей, согласно инструкции, вновь принимает ту же позу неплотной группировки, что и в момент отделения от самолета. Раскрытие парашюта происходит интенсивно, но достаточно мягко, в результате скорость падения уменьшается до 5 м/с -- это стандартное значение безопасного снижения. В дальнейшем перемещение в воздухе происходит под куполом основного парашюта. И в это «блаженное» время Сергей под контролем инструктора самостоятельно управляет куполом парашюта, выполняя пологие повороты. Перед приземлением по команде инструктора Сергей в третий раз принимает позу неплотной группировки, предоставляя инструктору возможность без помех приземлиться.

Эмоциональный подъем, испытанный Сергеем, с трудом поддается описанию, его нужно почувствовать самому. Пропадает неуверенность, появляется чувство самоутверждения. Физически ощущаешь, как раскрываются твои потенциальные возможности для развития силы воли и уверенности: «Я должен! Я сделал это! Я могу!».

Экстремальные виды двигательной активности -- компоненты (виды) адаптивной физической культуры, удовлетворяющие потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Важно отметить, что в основе таких потребностей человека лежат биологические предпосылки. Показано, например, что механизмы потребности к получению нового опыта, связанного с риском, угрозой для жизни и т.п., обусловлены потребностью человека в активизации своей эндогенной опиатной системы, выполняющей функции профилактики состояний фрустрации, депрессии.

Дельтапланеризм, парашютный и горнолыжный спорт, скалолазанье, альпинизм, серфинг, различные виды высотных прыжков и ныряния вызывают «острые» ощущения, связанные с состоянием свободного падения в воздухе, скоростным перемещениям и вращениям тела, резким ускорениям и т.п., которые, в свою очередь, активизируют эндогенную опиатную систему, способствуют выработке так называемых эндорфинов -- гормонов «счастья». При этом преодоление чувства страха приводит к значительному повышению у человека чувства самоуважения, личностной самореализации, к ощущению принадлежности к элитарным группам социума.

Современные нейробиологические исследования показали, что существенной причиной формирования алкогольной и наркотической зависимости является гипофункция эндогенной опиатной системы (Шабанов, 1999).

Основной целью экстремальных видов двигательной активности является преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и т.п.); формирование потребности в значительных напряжениях как необходимых условиях саморазвития и самосовершенствования; профилактика состояний фрустрации, депрессии; создание у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полнокровной жизни.

Перечисленные виды (компоненты) адаптивной физической культуры, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каждый из них решает свои задачи, имеет собственную структуру, формы и особенности содержания; с другой, -- они тесно взаимосвязаны. Так, в процессе адаптивного физического воспитания используются элементы лечебной физической культуры с целью коррекции и профилактики вторичных нарушений; рекреативные занятия -- для развития, переключения, удовлетворения потребности в игровой деятельности; элементарные спортивные состязания. Многие спортсмены-инвалиды проходят последовательный путь от физической реабилитации в условиях стационара к рекреативно-оздоровительному спорту и спорту высших достижений (В.П. Жиленкова,1999; Ю.А. Орешкина, 2000).

Если для здорового человека двигательная активность является естественной потребностью, реализуемой повседневно, то для инвалида -- это способ существования, объективные условия жизнеспособности (С.П. Евсеев, 1996). Она дает независимость и уверенность в своих силах, расширяет круг знаний и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир, улучшает двигательные возможности, повышает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, следовательно, открывает возможности позитивного изменения биологического и социального статуса.

Таким образом, адаптивная физическая культура в целом и все ее виды призваны с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные ресурсы и духовные силы, максимально реализовать возможности организма и личности для полноценной жизни, самопроявления и творчества, социальной активности и интеграции в общество здоровых людей.

В заключении главы необходимо подчеркнуть, что дальнейшее изучение социальных потребностей данной категории населения нашей страны -- актуальнейшая задача теории адаптивной физической культуры.

Решение этой задачи позволит разработать новые ее компоненты (виды), способные значительно активизировать процессы комплексной реабилитации, социальной интеграции и приобщения к образу жизни нормально развивающихся людей, и тех, у кого имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Пояснение эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем языке, лучше мыслит, тоньше понимает себя. Занятия по психогимнастике строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.

1. фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель – выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций – радость, удивление, интерес, гнев, страх и др. Дети знакомятся с элементами выразительных движений – мимикой, жестом, позой, походкой.

2 фаза . Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель – выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам.

3 фаза. Этюды игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель – коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

4 фаза. Психомышечная тренировка. Цель – снятие психоэмоционального напряжения, нежелательного поведения, черт характера. Между второй и третьей фазами делается перерыв несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе (общение между собой). Между третьей и четвертой фазой можно провести игру на внимание, память, подвижную игру. Дошкольников в группе не должно быть более шести, а младших школьников – более восьми. При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей. Этюды и игры на эмоции должны быть на каждом занятии


Заканчивается занятие расслаблением детей, обучением их саморегуляции. На занятиях по психогимнастике используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный для юных спортсменов, адаптированный для школьников. При проведении тренировки необходимо: соблюдать чувство меры, не затягивать отдых и дозировать внушение .

Автор предлагает музыкальное сопровождение каждого этюда, использование приема сочинения историй, в основе которого лежат актуальные проблемы детей. По данному методу широко используются элементы изотерапии. Дети могут раскрашивать лицо изображаемого человека или фон вокруг него в цвет своего эмоционального состояния. Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами, что приводит к усилению воздействия. Наглядность в виде пиктограмм, условных фигурок, изображающих различные позы, фотографии с изображением различных эмоциональных состояний и состояния напряжения и расслабления в мышцах используется для тренировки умения распознавать эмоциональное состояние по мимике и пантомимике.

Авторы из г. Сакт- Бардиер, И. Ромазан, Г. Чередникова разработали другое направление психогимнастики, которую можно использовать для детей, начиная с 3-х летнего возраста. Специфика организации занятий - каждое упражнение включает в деятельность фантазию, чувства, движения. Все занятие строится на сюжетно-ролевом содержании, все предметы и события должны быть воображаемыми; в структуру занятий входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.

В танцевальной терапии основополагающим правилом является единство тела и сознание человека. Характер человека понимается не только как его психологические особенности, но и как способ функционирования его тела, проявляющийся через позу, осанку, физические способности и др. Эмоциональные состояния отражаются в теле и задают ему определенную структуру.

Отрицательные эмоции, подавление чувств способствуют образованию защитных телесных механизмов в форме мышечной закрепощенности и ограничений двигательного диапазона. «Мышечные блоки» оказывают отрицательное влияние на психику.

Задачей психокоррекционной работы является выявление, проработка телесных «зажимов», достижение свободных и естественных движений. Особенности танцевальной терапии заключаются в том, что эти задачи решаются способом выразительного движения . Танец – это общение, культурно-приемлемый способ взаимодействия с другими людьми. Если в телесно-ориентированной терапии, в большей степени, делается акцент на особенности структуры и функционирования тела одного человека вне контекста его социального взаимодействия, то в танце проявляются все способы межличностного общения.

Групповая форма занятия дает широкие возможности для совершенствования социальных умений тех пациентов, которые нуждаются в тренинге элементарных социальных навыков. Направление танцевальной терапии приобрело значимость при работе с больными, испытывающими трудности со словесным взаимодействием. Особую роль танцтерапия имеет, как способ осуществления контакта с аутичными, недоступными для речевого воздействия больными. Выразительные движения позволяют освободить подавленные чувства, исследовать скрытые конфликты, которые могли быть источником напряжения и реализовать это напряжение в креативном русле. Важной целью танцтерапии является развитие положительного образа собственного тела, который связан с положительным образом «Я».


Аналогом телесно-ориентированной терапии можно считать применение лечебной физической культуры (ЛФК) в психотерапевтических мероприятиях. ЛФК улучшает моторную функцию, способствует восстановлению утраченных навыков общения и труда. В танцевальной терапии выделяются: структурированный танец; спонтанные выразительные движения; свободные движения с заданным ритмом и др.

7.5. Экстремальные виды двигательной активности

К отличительным чертам экстремальных видов двигательной активности (ЭВДА) относятся следующие:

1. Наличие риска, повышенное психическое напряжение, новые, опасные условия выполнения двигательных заданий.

2. Для АФК принципиально важно, чтобы двигательная деятельность не несла реальной угрозы занимающимся лицам с отклонениями в состоянии здоровья и, особенно, инвалидам. Экстремальными упражнениями могут быть самые обычные для здоровых людей двигательные действия (прыжок в глубину, лазанье по канату, велоспорт и т. д.). Здесь не стоит стремиться к использованию реально опасных и рискованных для здоровья, жизни людей двигательных заданий. Главное состоит в том, чтобы занимающиеся воспринимали их, как опасные и рискованные упражнения, выполнение которых связано с преодолением чувства страха.

3. Специалисты обязаны предусмотреть все необходимые меры обеспечения безопасности, в том числе, и для случаев неадекватных действий занимающихся, хорошо владеть умениями и навыками оказания физической помощи и страховки.

4. Возможность использования в полной мере так называемого эндорфинового эффекта. Эндорфины – морфиноподобные вещества, вырабатываемые гипофизом в различных ситуациях, в том числе, в результате напряженной физической активности, в период опасности, преодоления страха. По своему эффекту эндорфины способны оказывать болеутоляющее и успокаивающее действие, вызывать ощущение счастья, преодолеть чувство депрессии, тревожности, беспокойства.

5. В момент преодоления страха у занимающегося повышается самооценка, что в дальнейшем способствует самоутверждению личности, повышению уважения, укреплению авторитета в глазах сверстников.

6. Возможность вытеснения из сознания предшествующего мировосприятия, полного переключения на другой вид деятельности .

7. В настоящее время ЭВДА получили развитие в антинаркотической профилактической работе с детьми, подростками и молодежью.

В экстремальных видах адаптивной физической культуры ведущими функциями являются: престижная, социализирующая и интегративная. Преодоление себя, самоутверждение, выделение эндорфинов гипофизом занимающихся лиц способствует доминированию гедонистической функции. Профилактика состояний фрустрации , депрессии и т. д. подчеркивают значимость профилактической и коррекционно-компенсаторной функций в данном виде АФК.

Ведущими принципами ЭВДА являются социальные – интеграции, социализации, приоритетной роли микросоциума , среди специально-методических в указанных видах АФК необходимо выделить принципы компенсаторной направленности, дифференциации и индивидуализации, учета возрастных особенностей.

Методика занятия при занятиях ЭВДА

Для АФК экстремальными видами двигательной активности могут быть хорошо известны упражнения, выполняемые в необычных условиях. Например, следующие:

Ходьба и бег с закрытыми глазами, особенно выполняемые, на ограниченной опоре; ходьба, бег и прыжки на возвышенной опоре; прыжки в глубину (с возвышения); лазанье по канату, гимнастической стенке с открытыми и закрытыми глазами; спуск с возвышения в инвалидной коляске спиной вперед, с закрытыми глазами и т. д. Очень важной группой средств являются упражнения с ускорениями тела человека в вертикальном, горизонтальном направлениях, упражнения с вращениями тела в различных плоскостях.

Такие упражнения очень полезны для тренировки вестибулярного аппарата, что имеет большое значение для неслышащих спортсменов и лиц, использующих инвалидные коляски. В работе дается описание специальных устройств и тренажеров для тренировки вестибулярного аппарата, представим некоторые из них:

§ «Качающаяся палуба» - суть тренировки заключается в развитии способности человека противостоять вестибулярным «недогрузкам».

§ «Многостепенный вращающийся стол», главная задача – научиться восстанавливать и сохранять равновесие после и во время смешанных качаний и вращений. После выработки навыка при зрительном контроле тренировка усложняется путем закрывания глаз.

§ Тренажер «Гигантские шаги». Задача – разбежавшись, начать вращение по большому радиусу, поддерживая вращение толчками ног во время приземлений. Во время выполнения упражнения на тренажере мышцы рук, спины и живота испытывают сильное напряжения.

Для инвалидов некоторых нозологических групп (по слуху, зрению, с поражением интеллекта и др.) приемлемы некоторые виды спорта: автомобильный спорт , гребно-парусное многоборье, парашютный спорт и др.

Для многих лиц с отклонениями в состоянии здоровья, возможно, использовать экстремальные виды двигательной активности: на земле: скейтинг (катание на роликовых коньках с использованием защитной экипировки); скейтбординг – катание на доске с роликами; сноубординг – катание на доске по снегу; маунтинбайк - - горный велоспорт и др. На воде: рафтинг – сплав по бурной воде; вейнбординг – катание на доске по воде с буксировкой спортсмена катером; аквабайк (гидроцикл) – это плавательный аппарат, позволяющий передвигаться по воде с большой скоростью).

Основной отличительной чертой методики экстремальных видов АФК является обеспечение безопасности занимающихся в процессе двигательной активности. Факторы, приводящие к чрезвычайным ситуациям в спорте:

1. природные – температурный, погодный, рельефный;

2. техногенные – оборудование мест тренировок и соревнований; техническое состояние спортоборудования , снаряжения; транспортных средств, защитного оборудования, инвентаря, снаряжения и спасательных средств.

При любых несчастных случаях необходима правовая оценка случившихся событий, определение виновных лиц. Анализ причин, расследований чрезвычайных происшествий в спорте дает основание выделить в человеческом факторе три ситуации: когда ответственность возложена на администрацию, руководителей учебных заведений и спортивных организаций; тренерско-преподавательский состав и инструкторский состав, врачей; самих занимающихся ().

Анни Бреггин. Ориентирование по тропам . Целью нашей книги является иллюстрация возможности преодоления физического недуга с помощью участия в таком виде спорта как ориентирование. Книга предназначена как для желающих заниматься этим видом спорта, так и для сопровождающих их лиц. Для обозначения этих лиц в дальнейшем мы будем употреблять слово "сопровождение", подразумевая при этом людей, помогающих нашим спортсменам в их повседневной жизни - родителей, других членов семьи, друзей, учителей, медицинских работников и т. д. Сюда же относятся и люди, предоставляющие необходимый инвентарь, организующие спортивные мероприятия в школах, спортивных клубах или кружках. Читать

Церемония закрытия XII зимних Паралимпийских игр 2018 в Пхенчхане . Зимние Паралимпийские игры-2018, проходившие с 9 по 18 марта в южнокорейском Пхенчхане, официально объявлены закрытыми. Флаг Международного паралимпийского комитета передали делегации Пекина, где в 2022 году следующие Игры. В соревнованиях приняли участие 567 атлетов из 48 стран. Всего было разыграно 80 комплектов наград в шести видах спорта. Российские спортсмены в Пхенчхане выступали в статусе "нейтральных паралимпийских атлетов" (NPA) и в усеченном составе, в количестве 30 человек. Команда выиграла 8 золотых, 10 серебряных и 6 бронзовых наград, заняв второе место в медальном зачете Паралимпиады-2018.

Церемония открытия XII зимних Паралимпийских игр 2018 в Пхёнчхане . В 2018 году на зимнюю Паралимпиаду в Пхенчхан прибыло рекордное количество участников – 597, которые представляют 49 стран. В состязаниях, которые пройдут с 9 по 18 марта, будет разыграно 80 комплектов медалей. Участники будут состязаться в шести видах спорта: сноуборде, биатлоне, лыжных гонках, керлинге, следж-хоккее и горнолыжном спорте. Международный паралимпийский комитет (МОК) утвердил участие в зимних Паралимпийских играх в Пхенчхане 30 спортсменов из России. Они выступят под нейтральным флагом.

Сладкова Н.А. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в клубах инвалидов . Книга предназначена для оказания практической помощи руководителям клубов инвалидов в их деятельности по комплектованию групп занимающихся, планированию тренировочного процесса, определению нагрузки тренеров по адаптивной физической культуре и спорту. Читать

Церемония закрытия XV летних Паралимпийских игр 2016 в Рио . XV летние Паралимпийские игры проходили с 7 по 18 сентября 2016 года в бразильском Рио-де-Жанейро. Были разыграны 528 комплектов в 22 видах спорта. Впервые были проведены соревнования по гребле на байдарках и каноэ и по триатлону. Соревнования проходили на тех же площадках, которые использовались для летних Олимпийских игр 2016 года.

Церемония открытия XV летних Паралимпийских игр 2016 в Рио . Летние Паралимпийские игры 2016 пройдут с 7 по 18 сентября 2016 года в бразильском Рио-де-Жанейро. Будут разыграны 528 комплектов в 22 видах спорта. Ожидается, что более 170 стран - членов Международного паралимпийского комитета будут участвовать в Играх 2016 года. Международный паралимпийский комитет (МПК) объявил о решении отстранить от Паралимпийских игр в Рио-де-Жанейро всю сборную России.

Торжественная Церемония закрытия XI зимних Паралимпийских игр 2014 в Сочи. В ходе церемонии, прошедшей на стадионе «Фишт» под девизом «Достигая невозможного», был потушен огонь Паралимпиады, а также состоялась передача паралимпийского флага Пхенчхану, где пройдут Игры 2018 года. Церемония закрытия XI зимних Паралимпийских игр, которая завершает очередной четырехлетний цикл, ставший самым удачным для России с точки зрения побед в зимних видах спорта в новейшей истории. Впервые приняв эти престижные соревнования, Россия смогла их выиграть, установив при этом целый ряд рекордов не только в паралимпийском, но и в олимпийском зачете. Паралимпийские игры в Сочи завершились 16 марта 2014 года триумфом сборной России. За десять дней спортсмены завоевали рекордные 80 наград - 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовые.

Торжественная Церемония открытия XI зимних Паралимпийских игр 2014 в Сочи . Первые в истории России Паралимпийские игры откроются красочной Церемонией «Ломая лед». Церемония прославляет силу человеческого духа и рассказывает о том, как важно ломать барьеры непонимания между людьми. Лейтмотивом Церемонии станет тема «Вместе», которая поможет зрителю понять, что вместе мы можем преодолеть любые препятствия и открыть новые пути общения.

Церемония закрытия XIV летних Паралимпийских игр в Лондоне . Церемония закрытия XIV Паралимпийских игр прошла на Олимпийском стадионе британской столицы. За представлением следили 80 тыс. зрителей. В рамках церемонии произошла передача паралимпийского флага от Лондона к Рио-де-Жанейро, где состоятся Игры 2016 года. Заключительное слово сказали президент Международного паралимпийского комитета сэр Филипп Крэйвен и глава оргкомитета лондонской Олимпиады и Паралимпиады Себастьян Коу. Огонь Паралимпиады был потушен британскими чемпионами – пловчихой Элли Симмондс и спринтером Джонни Пикоком. Российские паралимпийцы завоевали на завершившихся играх 102 медали – 36 золотых, 38 серебряных и 28 бронзовых – и заняли второе место в общекомандном зачете. На Паралимпиаде в Пекине россияне завоевали 63 награды (18, 23, 22) и финишировали на восьмом месте в неофициальном медальном зачете.

Церемония открытия XIV летних Паралимпийских игр в Лондоне . На Олимпийском стадионе в Лондоне состоялась торжественная церемония открытия XIV летних Паралимпийских игр. Мировые соревнования среди спортсменов с ограниченными физическими возможностями продлятся до 9 сентября. В них примут участие более 4 тысяч человек. В составе паралимпийской сборной команды России 163 спортсмена из 49 субъектов. Представлять нашу страну они будут в 12 видах. Это легкая атлетика, плавание, настольный теннис, дзюдо, пулевая стрельба, стрельба из лука, фехтование на колясках, пауэрлифтинг, волейбол сидя, академическая гребля, велоспорт, футбол инвалидов с заболеванием ДЦП.

Паралимпийские виды спорта . Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создает условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков. Паралимпийский спорт берет начало в 1880-х годах. Однако только разработка в 1945 году нового режима лечения людей с травмами спинного мозга привела к развитию всемирного спортивного движения для инвалидов, известного сегодня как Паралимпийское движение. Читать

Лисовский В.А., Евсеев С.П. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов . Физкультура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В пособии рассматриваются две взаимосвязанные проблемы - восстановления и сохранения здоровья человека, роль факторов риска в этом процессе. Среди последних выделяются и анализируются наследственный фактор, нервный стресс, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, экологический дисбаланс и здоровье человека и другие. Описываются основные принципы и этапы реабилитации, а также её основные виды - медицинская, физическая, психологическая реабилитация, профессиональный аспект реабилитации. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности адаптивная физическая культура, а также для широкого круга читателей. Читать

Бастрыкина А.В. Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями . уризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями. Туризм является уникальным средством рекреации и реабилитации для людей с проблемами здоровья, так как его функции соответствуют реабилитационным задачам, включают различные механизмы адаптации и самоадаптации, при условии активного участия в процессе самого реабилитанта. Читать

Сладкова Н.А. Функциональная классификация в паралимпийском спорте . Книга Функциональная классификация в паралимпийском спорте допущена в качестве рекомендаций для руководителей учреждений адаптив-ной физической культуры; тренеров и врачей, работающих со спортсменами в паралимпийских видах спорта, классификаторов, организаторов соревнований по паралимпийским видам спорта. Читать

Сладкова Н.А. Рекомендации для руководителей физкультурно-оздоровительных клубов инвалидов по организации занятий физической культурой и спортом и распределению спортсменов на группы по степени функциональных возможностей . 2-е изд., перераб. и доп. Рекомендации предназначены для оказания практической помощи руководителям клубов инвалидов в деятельности клубов по комплектованию групп занимающихся, планированию тренировочного процесса, определению нагрузки тренеров по адаптивной физической культуре и спорту. Читать

Сладкова Н.А. Типовая программа спортивной подготовки спортсменов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по горнолыжному спорту . Настоящая программа реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные в Законе "О физической культуре и спорте в РФ" №329-ФЗ от 04.12.2007 г., приказе Федерального агентства по физической культуре и спорту от 21 июля 2005 г. №448 "О видах спорта, культивируемых среди инвалидов". Программа раскрывает цели и задачи, средства и формы подготовки, систему контрольных нормативов и упражнений, психологическую подготовку, систему восстановительных и воспитательных мероприятий. Читать

Сладкова Н.А. Типовая программа спортивной подготовки спортсменов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по плаванию . Программа реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные в Законе О физической культуре и спорте в РФ №329-ФЗ от 04.12.2007 г., приказе Федерального агентства по физической культуре и спорту от 21 июля 2005 г. №448 О видах спорта, культивируемых среди инвалидов. Читать

Международные правила паралимпийского парусного спорта. (Паралимпийский вид спорта). Парусный спорт сравнительно недавно вошел в программу Паралимпийских Игр. В Атланте в 1996 году он был представлен как демонстрационный вид, и уже на следующей Паралимпиаде в Сиднее он был впервые включен в Программу. В этом виде спорта могут принимать участие спортсмены с физическими (но не умственными) недостатками, в том числе с нарушением ОДА, с ДЦП, слабовидящие. Читать

Официальные правила по баскетболу на колясках. (Паралимпийский вид спорта). Настоящие правила для баскетбола на колясках разработаны для соревнований, которые проводятся под юрисдикцией Международной Федерации баскетбола на колясках (IWBF), и были составлены на базе многолетнего опыта работы в области спорта для людей с физическими недостатками. В их основе лежат правила Международной Федерации баскетбола (FIBA), в которые, с одобрения IWBF, включены некоторые изменения и добавления. Поэтому рекомендуется их изучать вместе с правилами по баскетболу для здоровых людей. Читать

Официальные правила по волейболу сидя. (Паралимпийский вид спорта). В 1953 году в Нидерландах был образован первый спортивный клуб для инвалидов. В 1956 году Датский Спортивный Комитет ввёл новую спортивную дисциплину, именуемую волейболом сидя. С тех пор волейбол сидя развился в одну из крупнейших спортивных дисциплин, практикуемую в Нидерландах на соревнованиях как инвалидов, так и «здоровых» игроков волейболистов с травмой лодыжки или колена. Международные соревнования проходили уже с 1967 года, но лишь в 1978 году Международная Спортивная Организация Инвалидов (ISOD) включила волейбол сидя в свою программу. Первый Международный Турнир под эгидой ISOD прошёл в 1979 году в Харлеме (Нидерланды). В 1980 году он был признан Паралимпийским видом спорта с участием семи команд. Развитие этого вида спорта на международном уровне можно назвать бурным. Во всём мире создавались реабилитационные клиники и ежегодно проводились Всемирные, Европейские и региональные чемпионаты. С 1993 года в чемпионатах по волейболу сидя стали участвовать мужчины и женщины. Читать

Официальные правила соревнований по фехтованию. (Паралимпийский вид спорта). Официальные правила соревнований по фехтованию среди инвалидов были впервые составлены лесли вилом для международной федерации спорта и комитета по фехтованию в начале 1970-х. Он возглавлял этот комитет до 1984 года. Эти правила относятся к английской версии, опубликованной английской ассоциацией по фехтованию. Эти правила необходимо соблюдать, если не предусмотрено другого варианта. Правила изменяли и модифицировали. Читать

Правила керлинга для спортсменов с нарушением ОДА. (Паралимпийский вид спорта). В игре принимают участие спортсмены обоего пола с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе атлеты со значительным повреждением функции ног (перелом позвоночника, церебральный паралич, рассеянный склероз, отсутствие обеих ног и т. д.), которые передвигаются в коляске. Управление спортом осуществляется Международной Федерацией по Керлингу (WCF), игра проходит в соответствии с правилами, утвержденными этой организацией. Читать

Правила международного паралимпийского комитета настольный теннис. (Паралимпийский вид спорта). Настольный теннис был включен в Паралимпийскую программу с самой первой Паралимпиады в Риме в 1960 году. К 2009 году этот вид спорта практикуется в более 100 странах. Участие принимают спортсмены-инвалиды всех категорий, за исключением плоховидящих, в двух категориях - стоячие и сидячие. Мужчины и женщины соревнуются индивидуально, в паре и в команде. В программу Паралимпийских игр входят два вида соревнований - индивидуальные и командные. Игра состоит из пяти партий, каждая играется до 11 очков, победителем становится спортсмен или пара спортсменов, выигравшая три из пяти партий. Читать

Правила международного паралимпийского комитета плавание. (Паралимпийский вид спорта). Плавание является одним из главных видов спорта со времен первых Паралимпийских Игр 1960 года в Риме. Также как и на Олимпийских Играх, участники соревнуются в дисциплинах свободный стиль, плавание на спине, баттерфляй, брасс и комплексное плавание. Управляющий орган - Международная Федерация Плавания (FINA). Отправной точкой развития данного паралимпийского вида спорта считается проведение в 1992 г. Паралимпийских Игр в Барселоне. Тогда 25 стран представили свои спортивные делегации на тяжелоатлетические состязания. Их количество более чем удвоилось в 1996 году на Играх в Атланте. Было зарегистрировано 58 стран-участников (из 68 заявленных, 10 из которых неадекватное финансирование помешало выставить свои команды). Начиная с 1996, количество стран-участников неуклонно повышалось, на сегодняшний день 109 стран на пяти континентах принимают участие в паралимпийской тяжелоатлетической программе. Читать

Правила пауэрлифтинга МПК. (Паралимпийский вид спорта). Отправной точкой развития данного паралимпийского вида спорта считается проведение в 1992 г. Паралимпийских Игр в Барселоне. Тогда 25 стран представили свои спортивные делегации на тяжелоатлетические состязания. Их количество более чем удвоилось в 1996 году на Играх в Атланте. Было зарегистрировано 58 стран-участников (из 68 заявленных, 10 из которых неадекватное финансирование помешало выставить свои команды). Начиная с 1996, количество стран-участников неуклонно повышалось, на сегодняшний день 109 стран на пяти континентах принимают участие в паралимпийской тяжелоатлетической программе. Читать

Правила проведения соревнований по адаптивной гребле. (Паралимпийский вид спорта). Адаптивная гребля является самым молодым видом спорта на Паралимпийских играх. Соревнования по гребле были представлены в Паралимпийской программе в 2005 году, и будут впервые проводиться на Паралимпийских Играх 2008 года в Пекине. Читать

Теннис на колясках. (Паралимпийский вид спорта). Брэд Паркс создал новый вид спорта в США в 1976 году. Во время периода реабилитации после несчастного случая на горных лыжах, бывший теннисист осознал потенциал тенниса для инвалидов-колясочников. Впервые новый вид спорта вошел в программу Паралимпийских Игр 1992 в Барселоне. Читать

Правила по следж хоккею (IPC). (Паралимпийский вид спорта). Следж хоккей является паралимпийской версией хоккея на льду. Этот вид спорта был впервые включен в программу Зимних Паралимпийских игр в 1994 году в Лиллихамере, и с этого момента быстро стал одним из наиболее притягательных зрелищ зимних олимпиад. Это скоростная, требующая большого физического напряжения, игра для мужчин с нарушенной двигательной функцией нижней части тела. Читать

Правила и нормы по биатлону и лыжным гонкам МПК. (Паралимпийский вид спорта). Лыжный спорт - один из древнейших видов спорта, зародившийся в северной Европе сейчас стал паралимпийским и включает лыжные гонки и биатлон. Лыжный спорт появился в паралимпийской программе в 1976 году на зимних играх в Швеции. Мужчины и женщины использовали классический стиль бега на всех дистанциях, коньковый стиль был впервые применен в Инсбруке в 1984 году на зимних паралимпийских играх. С тех пор, соревнования были разбиты на две отдельные гонки: классическая и коньковый стиль. Читать

Правила проведения соревнований по ориентированию по тропам . (Не Паралимпийский вид спорта). Ориентирование по тропам является дисциплиной, которую международная федерация спортивного ориентирования рассматривает как спорт для инвалидов. Дисциплина была разработана, для того, чтобы дать возможность всем, в том числе людям с ограниченной подвижностью, участвовать в реальной спортивной конкуренции в ориентировании с помощью карты в естественных условиях местности. В соревнованиях предусмотрена возможность передвижения на ручной или электрической инвалидной коляске, а также пешком с тростью. При этом разрешается оказывать помощь в перемещении коляски, поскольку скорость движения не учитывается при определении результата соревнований. Читать

Правила соревнований по армспорту . (Не Паралимпийский вид спорта). В виде спорта «армспорт» при проведении международных соревнований действуют правила соревнований Всемирной федерации армспорта (WAF). При проведении всероссийских, зональных, региональных и муниципальных соревнований действуют настоящие Правила, разработанные Российской ассоциацией армспорта (РАА). Читать

Правила шахмат ФИДЕ . (Не Паралимпийский вид спорта). Правила игры в шахматы ФИДЕ относятся к игре за шахматной доской. Правила игры в шахматы состоят из двух частей: 1. Основные правила игры и 2. Правила соревнований. Читать

Модельный закон о паралимпийском спорте . Настоящий Закон имеет своей целью установление общих правовых, экономических и социальных основ деятельности в области паралимпийского спорта, а также определение основных принципов законодательства о паралимпийском спорте, осуществляемых в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. Читать

Распределение спортсменов по функциональным классам . Чтобы обеспечить справедливое состязание между спортсменами, имеющими различные отклонения и нарушения, в каждой международной спортивной организации инвалидов спортсмены распределяются по классам в соответствии с их функциональными возможностями. Читать

Медицинское обслуживание и врачебный контроль за занимающимися в физкультурно-оздоровительных и спортивных клубах инвалидов . Медицинское обеспечение занимающихся осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.08.2001 г. N 337 О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры и других нормативных актов, принимаемых федеральным органом управления в сфере здравоохранения. Читать

Интеграция инвалидов через спорт . Физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации инвалидов и их интеграции в обществе, также как интеграция через трудовую деятельность и образование. Занятие инвалидов физкультурой и спортом во многих случаях можно рассматривать не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности – социальной занятости и достижений.

Григоренко В.Г., Глоба А.П. и др. Организация спортивно - массовой работы с лицами, имеющими нарушения функций спинного мозга: методические рекомендации . Пособие, в котором впервые в нашей стране систематизированы рекомендации по организации физкультурно - оздоровительной работы с инвалидами. Для специалистов, методистов, организаторов, инвалидов, желающих самостоятельно заниматься спортом. Читать

Социальные и гигиенические проблемы спорта инвалидов . Дипломная работа студента института физической культуры и спорта Оренбургского государственного педагогического университета. Читать

Индолев Л.Н. "Тем, кто в коляске и рядом с ними". Глава 14. Все в воду! Запомните, что главное условие правильного и легкого плавания состоит в том, чтобы голова постоянно находилась почти вся под водой и выходила на поверхность только для вдоха. Конечно, можно плавать и с гордо поднятой головой, но при этом ноги будут тонуть, и потребуется значительно большее усилие рук, чтобы удерживать тело на плаву и продвигаться вперед. Читать

Информационно-методическое пособие. Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья . Настоящий информационно-аналитический сборник ставит своей целью восполнение дефицита информации в сфере физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кратко изложена история этой области физической активности, описаны основные учреждения и организации, ответственные за развитие данной области. Сборник не претендует на исчерпывающий охват - в наши дни все большее внимание уделяется адаптивному спорту, возникают все новые ассоциации и федерации инвалидов, появляются даже новые виды спорта для людей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Читать

Индолев Л.Н. "Тем, кто в коляске и рядом с ними". Глава 18. Такова спортивная жизнь . Давайте для затравки я просто перечислю виды спорта и активного отдыха, доступные для колясочников, развитием которых заняты соответствующие ассоциации. Итак: армрестлинг, стрельба из пневматического оружия, стрельба из лука, стрельба из арбалета, баскетбол, боулинг, дартс, футбол (именно так), хоккей, регби для шейников, бадминтон, дорожные гонки, лыже-санный спорт, слалом на колясках, софтбол, плавание, настольный теннис, легкая атлетика, стендовая стрельба, тяжелая атлетика (жим лежа), горнолыжный спорт, фехтование, конькобежный спорт, а также аэробика, спортивная рыбная ловля, ручной велоспорт, авиаспорт, планеризм, гольф. Читать

История и Обзор паралимпийских видов спорта . Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Читать

Спортивные танцы на инвалидной коляске . Спортивные Танцы на коляске, включенные в Паралимпийские игры, - это танцы в стиле Комби. Стиль Комби (от слова "комбинированный") означает, что в паре участвуют танцор-пользователь коляски и танцор не инвалид. Программа включает классические танцы (вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп) и латиноамериканские - самба, ча-ча-ча, румба, пасо добль и джайв. Читать

Индолев Л.Н. Преодоление препятствий (методика преодоления препятствий на активной коляске) . Методика из книги "Тем, кто в колясках и рядом с ними". Читать

О физической культуре и спорте в Российской Федерации . Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.