Летние лыжи на роликах ссср. История развития лыжного спорта в ссср. Зарождение горнолыжного сообщества в ссср

Следуя пробуждающемуся интересу к различным проявлениям (в том числе и бытовым) жизни в стране под названием СССР, мы захотели попробовать окунуться в горнолыжную жизнь тех времен. При создании статьи мы не преследовали цели создания какого-либо аналитического отчета с различными статистическими срезами. Вместо этого мы хотели попробовать передать ту горнолыжную атмосферу в различных мелких зарисовках и частных описаниях, нисколько не претендуя на полноту и общность. Итак, начнем.

История горных лыж в СССР началась в 1923 году, когда врач А.А. Жемчужников вместе с командой лыжников открыли секцию альпийских лыж (позднее буржуазное слово «альпийские» было заменено на «горные»). Секция обосновалась на тех самых Воробъевых горах, позднее ставших одним из центральных горнолыжных мест Москвы. Из Скандинавии завезли снаряжение и материалы по обучению катанию. С этого момента в нашей стране началась собственная горнолыжная история; возводятся новые объекты на Ленинских горах; по стране проходят лыжные спортакиады и соревнования по таким горнолыжным дисциплинам, как слалом, слалом-гигант, скоростной спуск. Великая отечественная война приостановила бурно начавшееся развитие, но тем не менее даже и во время войны проводились городские и союзные чемпионаты по горным лыжам . После войны горнолыжный спорт стал развиваться стремительными темпами. Этому способствовало и вступление СССР в международную горнолыжную федерацию. Основная масса соревнований того времени проводится в Алма-Атинском Чимбулаке. Первая и единственная по сей день бронзовая медаль на олимпийских играх 1956 года в Кортина д"Ампеццо в слаломе досталась советской горнолыжнице Евгении Сидоровой (В 1994-м серебро у Светланы Гладышевой в Лиллехаммере ). В СССР стали проводится собственные чемпионаты с участием спортсменов мировой величины. Впервые СССР учавствует в международных кубковых соревнованиях.

Ски-экстрим

Высокогорный лыжный туризм берет начало еще с 30-х годов. Э кспедиции Осовиахима Жемчужникова и Бархаша совершают походы через снежно-ледовые перевалы Твибер (3600 м) и Цаннер (3950 м) со спуском в Сванетию и возвращением. Первоначально горнолыжный туризм подразумеват под собой как раз многодневные походы в горы, через перевалы, ущелья и ледники, а не цивилизованный отдых в кафе с горячим глинтвейном. Помимо горных лыж в арсенал походника входят спальник, ледорубы, кошки, веревки. Катание на лыжах в глубоком снегу высокогорья — заслуженная награда после изнурительного восхождения. Горные походы при отсутствии качественной связи и служб экстренной помощи являлись серьезным испытанием на выносливость и требовали от участников серьезной спортивной подготовки. Как правило, в такие походы отправлялись команды профессиональных спортсменов от горных секций, но с огромным риском для жизни совершались и одиночные походы. Первый спуск на лыжах с Эльбруса был осуществлен в последствии чемпионом по скоростному спуску Вадимом Гиппенрейтером. Далее были спуски на лыжах с подножий Эвереста, Гималай, Памира.

Из авторских заметок «Ещё раз о лыжах» (http://www.clamber.ru/117-eshhyo-raz-o-lyzhax.html):

Инструктору туристской гостиницы «Азау» Владимиру Майбуку не пришлось ездить за тридевять земель. Я хорошо помню этот случай, едва не стоивший Володе жизни, потому что до сих пор дружу с ним и регулярно переписываюсь. В конце ноября Володя прошел через перевал Чипер-Азау, расположенный в Главном Кавказском хребте, из ущелья Азау в долину Ненскрыра, из Кабардино-Балкарии в Сванетский район Грузии. Он рассчитывал, используя лыжи на подъемах и спусках, пройти от жилья и до жилья за сутки-двое, а переход у него занял четверо суток.
На подъеме он тропил свежевыпавший пушистый снег и продвигался очень медленно. Снег был глубокий, и все время осыпался в колею. Заночевать ему пришлосьв вырытой снежной пещере, не доходя до перевала. Копал лыжами и руками. Палатки у него не было и ему пришлось съежиться от холода в ватном спальнике. Он максимально облегчился, чтобы быстро пройти маршрут, и теплых вещей у него было мало, а те, что были, он постарался использовать с пользой.
Сидел он в горнолыжных ботинках, рюкзак одел на спальник в ногах, всю ночь старался не спать и немного двигаться внутри спальника. К утру он так замерз, что еле вылез из спальника. Но, кое-как одев лыжи, упрямо полез дольше, хотя вернуться было гораздо проще и быстрее. В этот день он рассчитывал пройти перевал и спуститься на лыжах в селение Чубери. Но природа внесла коррективы. По колено и выше в снегу спускаться было очень трудно, почти невозможно, ведь лыжи не катились. И Володя, сняв лыжи и привязав их к рюкзаку, пошел пешком. Пришлось идти чуть не по грудь в снегу, разгребая снег руками, трамбуя коленями. Несколько раз он падал. Это было самое сложное - подняться. Потому что встать на ноги в таком снегу было неимоверно трудно, не было опоры. Володя тонул в снегу, его, упавшего, засыпало, он барахтался, пытаясь встать.
Приходилось снимать рюкзак, вставать, снова одевать рюкзак и уже потом идти дальше. Это отнимало много сил и времени. Спустившись к подножью перевала, он походил на снеговика. В этот момент он начал сомневаться в успехе своего мероприятия.
На второй день пути он провалился в реку до колен. Выжав носки и внутренний ботинок, он обулся и пошел дальше. Идя в мокрой обуви, он подморозил ноги. Они опухли так, что наружный ботинок не застегивался. Они так болели, что каждый шаг давался с трудом и болью. Володя не взял примус и топливо, поэтому горячего попить и поесть не мог.
На лыжах приходилось катиться малую часть пути. Почти все время пешком с обмороженными ногами. Лыжи бросить было жалко (казенный Польспорт), и он тащил их, невзирая на сильную усталость и боль в ступнях ног. На ночевках почти не спал. Лишь изредка забывался на несколько минут. Просыпался от дрожи, сотрясавшей все тело. Тут же начинал растирать немеющее, страдающее тело.
После второй ночевки он понял, что не дойдет. И все же шел, машинально переставляя ноги, корчась от боли, бессонницы, голода и холода. Он уже не шел, а брел, как пьяный, когда вошел в первое сванское селение Чубери. Он смог еще объяснить пораженным сванам, что пришел через перевал. Он смог самостоятельно дойти до дома, где его приютили, накормили и обогрели. А потом выключился на сутки.
Сваны сполна исполнили святой закон горского гостеприимства, но с трудом поверили, что человек может в это время года в одиночку практически без специального снаряжения и продуктов пройти перевал. Но Володя своим рассказом, а, главное, своим видом убедил их.

60-е годы

На 60-е года приходится расцвет любительского горнолыжного катания. В самом начале 60-х сами горные лыжи в обществе еще не воспринимаются какой-то очень дорогой экзотоикой (элитарность и аристократизм этому увлечению станут приписывать позже). Любительские горные лыжи идут в одной связке с горным туризмом и альпинизмом, и катание на них рассматривается лишь как небольшая часть всего турпохода. Однако совсем скоро горнолыжное катание обретает самостоятельность и становится самодостаточным видом любительского спорта.

К этому моменту в мире уже возведено и благоустроено огромное количество горнолыжных курортов . В СССР построена канатная

дорога на горе Чегет, впоследтсвии ставшей одним из самых популярных мест катания. В это же время в спорте появляются имена горнолыжников, ставших впоследствии легендарными — Жана-Клода Кили и Карла Шранца. Карл Шранц посещает туристическую базу Терскол. О его знаменитом визите вполследствии сложилась масса правдивых и неочень историй. По одной из них, якобы выяснилось, что Шранц совсем не любит кататься на горных лыжах, и даже побаивается их. И когда он приехал на Эльбрус, его поверг шок от увиденных гор, никак не соответствующих господствовавшим на тот момент правилам техники безопасности. Перед своим первым спуском он досконально и скрупулезно изучал трассу, настоял на установке демпфирующих элементов безопасности в виде матов и прочего сопутствуещего материала, и потом … медленно спустился по ней. Свидетельства дальнейших совершаемых безобразий горнолыжной звезды на Эльбрусе совместно с советскими партнерами по цеху разнятся и изобилуют различными подробностями, но итоговым результатом этого спортивного (и не очень) путешествия стала фраза, им произнесенная в австрийском спортивном журнале: "Когда русские оседлают Эльбрус канатными дорогами, они будут такими же непобедимыми в горных лыжах, как и в других видах спорта".

Параллельно в СССР и остальном мире создаются системы по обучению любительской горнолыжной технике. Помимо тренеров горнолыжных школ, класс наставников в лыжной иерархии дополняется новой категорией - инструктор по горным лыжам.

К сожалению, у нас только в 80-е годы стали появляться специально разработанные «туристические» методики с педагогическим акцентом на любительский уровень. В 60-е годы за основу обучения берется спортивное катание с различными упрощениями и вариациями.

Типичное инструкторское помещение — маленький вагончик, оборудованный предметами быта первой необходимости, минимальным инструментом по уходу за лыжами и столом для дружеских посиделок с коллегами и новыми учениками. И бывший или по ныне практикующий тренер какой-нибудь детской школы во главе стола.

Коснемся в нескольких словах техники катания. Понятно, что речь будет идти исключительно о классической технике. В 60-е года ключевые моменты в обучении туристическому катанию — телемарк, христиания, авальман, плуг. Что касается телемарка, то в 60-х годах это был уже исчезающий вид катания. С появлением хороших горнолыжных креплений, катание без закрепленных задников сходило на нет, и практиковалось большей частью среди тех, кто по-прежнему катался на старых деревянных лыжах с самодельными креплениями. Но традиция телемарка не умерла, и в 70-е отмечался даже всплеск интереса к такому катанию, и последователей этого типа катания можно встретиь и сегодня. В первые дни занятий с инструктором осваивалось катание плугом, и постепенно делался переход на параллельное катание. После этого можно было уже ехать высоко в горы. После успешного освоения поворота христианией на параллельных лыжах, лыжник на склоне смотрелся уже не так неуклюже. В среднем на постижение незамысловатого туристического катания, чтобы лыжник так резко не бросался в глаза своей неуверенной стойкой, уходил один сезон. Далее шла полировка приемами полученных азов техники. Трассы как правило имели низкое качество подготовки и изобиловали буграми, поэтому значительное время уделялось авальману (выталкивание лыж вперед с подтягиванием ног в начале поворота). Начинающие упорно трудились в попытках загрузки-разгрузки лыж посредством сгибания-разгибания в фазе поворота. У старательных и способных начинающих лыжников апофеозом двухнедельного пребывания в горах становится ритмичное катание на параллельных лыжах с частыми сопряженными поворотами.

Теперь о лыжах . В спортивных кругах и лыжи крутятся другие. Иногда встречались лыжи Слалом - русская копия австрийских Кестле. Также на слуху были такие марки как австрийские Fischer, Kneissl, югославская , и позднее французская фирма Elan. Такие, по-настоящему элитные, лыжи являлись предметом зависти или неописуемого восторга даже у не посвященных в горнолыжную жизнь обывателей. Блеск декоративного покрытия, дизайн, навороченные крепления — все вместе смотрелось авангардом современного искусства. Такие лыжи как правило снабжались креплениями «Маркер» типа «полуавтомат».

Но основная масса «лиц, не приближенных к горнолыжному спорту» ездила на деревянных лыжах. Полноценное собственное производство горных лыж в нашей стране появилось только в начале 70-х, а в 60е годы — это деревянные лыжи с самодельным кантом, как правило, прикрученном на шурупах, либо «бэушные» доставшиеся от спортивных школ лыжи без опознавательных знаков. Либо, мукачевки — лыжи мукачевской фабрики. Делались из сосны, в лучшем случае с добавлением карельской березы. В простонародье звались "дубовые". В 57-м появляются лыжи с дюралевыми кромками.

Горнолыжные крепления. Первые крепления для горных туристов как правило представляли набор кожаных ремней,

несколько раз обмотанных вокруг ботинка. Далее пошли вход крепления типа «кандахар» - жесткое не шарнирное крепление носка ботинка в крепкой скобе. Эта конструкция предусматривала использование только специальной обуви, сшитой из толстой кожи, имевшей плоскую твердую подошву и усиленный задник. К это времени уже разработаны полуавтоматы с фиксированным задником и высвобождающейся головкой (Маркер, Look-Nevada, Salomon), но встречаются они редко. По-прежнему используются ременные крепления, состоявшие из двух или трех пар колец, установленных на лыжи.

Горнолыжные ботинки . Пластмассовые ботинки с клипсами начали только-только появляться в конце 60-х. А до этого катались в кожаных шнурованных ботинках. При длительном катании шнурки ослабевали или развязывались, и их время от времени приходилось заново затягивать. Впервые французская фирма "Caber" выпустила ботинки, вместо шнуровки снабженные металлическими клипсами. Бакли вместо шнурков - великая инновация того времени. Попытки изготовить ботинки из пластмассы долгое время оставались безуспешными. Полимеры того времени были или слишком дороги, или не прочны, или не долговечны, в любом случае не выдерживая конкуренцию с кожей.

КСТАТИ: Автоматические крепления для внутреннего пользования были придуманы Эдгаром Нагорным, отцом знаменитого тренера Вольдемара Нагорного. Пятка фиксировалась специальной защелкой. А к лыжине с боков были приделаны шурупами две металлические пластины. Они шли вдоль ботинка вверх и крепились к лодыжке - там специальный был ремень с войлоком, чтобы не терло. Пластины ходили вместе с ногой вперед-назад, но елозить вправо-влево ботинку не позволяли. При сильном ударе нога из крепления вылетала. (источник http://www.sport-express.ru/newspaper/2002-12-25/8_2/ )

Позднее, среди инвентаря распространение ненадолго получают клепанные и клеевые металлические лыжи. В лыжной экипировке в это десятилетие появляется польская фирма Полспорт, и болгарская Младость, имевшие достаточное количество поклонников в горнолыжной среде .

Фольклер: Хочешь сделать другу гадость - подари ей лыжи Младость.

Металлические лыжи имели ряд конструктивных недостатков — больший вес, на морозе снег намерзал на поверхность, и они практически останавливались. К тому же металлические лыжи сильно вибрировали (по сравнению с деревянными) на жестком снегу, что осложняло управление, а при ударах — легко деформировались.

КСТАТИ: Первыми советскими металлическими лыжами были самолетные лыжи для взлета и приземления на заснеженные участки.

70-е годы

Горнолыжный туризм продолжает наращивать обороты. В Чегет люди ездят уже далеко не по первому разу. Сооружается канатная дорога на вершину Муссу-Ачитару, и Домбай на ряду с Эльбрусом становится одним из главных горнолыжных центров. Прожженные горнолыжники к этому моменту имеют за плечами серьезный горнолыжный опыт, приобретенный в различных горах Советского Союза, и ближнем зарубежье. Но альпийские горы остаются неприступными и непокоряемыми для обыкновенного советского гражданина, и не столько по причине их грандиозности и величественности. Но слухи о небывалом сервисе и комфорте западных горнолыжных курортов начинают расползаться по сарафанному радио от «бывалых» дипломатов и сотрудников торгпредов.

К концу 70-х лавинообразные потоки туристов к всеобщему товарному дефициту Союза добавляют еще одну условную единицу — подъемники. Выстраиваемые утренние очереди к подъемникам сравниваются по длине с очередями в винный магазин перед открытием. Если маятниковые подъемники, доставляющие туристов на гору худо-бедно справляются с потоком, то уже «на месте» покататься на бугеле без длительного простоя в очереди становится невозможно. Очереди и ажиотажный спрос на новомодный туризм дают толчок к началу развития курортной инфраструктуры. В некоторых местах устанавливаются доселе диковинные для советского туриста югославские кресельные подъемники, склоны начинают укатывать специальными машинами-ратраками, завозятся снежные пушки. Студенческие посиделки у камина дополняются апре-ски в советской вариации. Открываются бары и рестораны, строятся новые гостиницы курортного типа, включающие бассейны, сауны, игровые залы.

Возрастает качество экипировки. Уже ставший классическим горнолыжный стиль в виде вязанного свитера и утепленных штанов-шаровар, обычно дополняемых гитарой и термосом обогащается редко встречаемыми в ту пору новомодными горнолыжными комбинезонами. Яркие расцветки костюмов, привлекая внимание на склоне, отрабатывают свои первоначальные функции безопасности, но и намекают на статус приезжего горнолыжника.


Т акже в 70-х запускаются в серийное производство ВИЛСовские и Мукачевские отечественные металлические лыжи. Первые, не смотря на хорошие прочностные характеристики, не отличались какими-либо динамическими качествами. Изначально планировалось выпустить дерево-металлические лыжи, но лыжа просто не получилась. Технология оказалась сложной и капризной, лыжа получилась тяжелой, металлические слои плохо приклеивались, деформировались при сильном ударе и часто отслаивались (это, надо сказать, случалось с металлическими лыжами многих фирм). В конечном итоге был налажен выпуск серийных стеклопластиковых лыж с деревянной сердцевиной под названием ВИЛС. Самые продвинутые горнолыжники умудрялись покупать новые или бэушные лыжи, привезенные из западной Европы.

Мукачевские лыжи были более удачны, но тем не менее впоследствии на заводе стали по лицензии выпускать лыжи под маркой Фишер. ВИЛСовские лыжи перестали выпускаться в начале 90-х годов, поставив точку в советской горнолыжной промышленности.

В 70-е годы появляются и новые технологии в производстве лыж. Точнее, они появляются в 50-х, а успешно внедряются уже в 60-х. Но именно в 70-х о новых типах лыж становится известно особо продвинутым советским горнолыжникам. На смену металлическим конструкциям, приходит новаторская технология «кэп» - лыжа с крышкой из нержавеющей стали и деревянной сердцевиной . Революционером в этой области становится фирма Head. Ховард Хед разработал и в 1954 году запатентовал технологию производства дерево-металлических лыж с пластиковой скользящей поверхностью. Новые лыжи обретают хорошие скользящие свойства, они наиболее прочны на скручивание чем деревянные аналоги, и более динамичны сравнении с металлическими. Декоративный пластик сверху завершал дизайн самой совершенной на тот момент лыжи. В 1967 году Хед предложил модель 360 — универсальную версию Competition для неспортивного катания, которая стала одной из наиболее продаваемых лыж в мировой истории. С ультрановаторскими технологиями фирма Хед к концу шестидесятых становится лидером в производстве горнолыжного снаряжения.


Ski-стопы от Salomon
Применение первого
автоматического
ски-стопа -
тормоз Верли (Wehrly).

Пластиковы горно-
лыжные ботинки
ROCES

Из креплений были распространены советские крепления КЛС, Нева (скопированы у фирмы Маркер), Нева-2. Отсутствие ски-стопов компенсировали веревочками, привязанными к ботинкам. Хотя сами ски-стопы были разработаны еще в 61-м году Э.Миллером. Сами крепления застегивались вручную. Ну и здесь следует упомянуть о ставших уже нарицательными импортных автоматических пружинных креплений со ски-стопами - Маркер и Salomon.

Ботинки в массе своей были кожаные, шнурованные. Для достижения нужной жесткости их приходилось очень сильно шнуровать. Двухслойные ботинки имели систему двойной шнуровки - необходимо было сначала полностью распутать наружную шнуровку, затем подтянуть внутреннюю и вновь завязать наружную. Иногда попадались еще польские кожаные ботинки на клипсах. Стали чаще встречаться завезенные из-за рубежа пластиковые ботинки на клипсах. Новой пластиковой технологией воспользовалась фирма ROCES. Первые пластиковые лыжные ботинки ROCES имели огромный успех. Использование пластика проложило дорогу будущим новинкам - Alpine, Dynafit, Salomon. Появляются отечественные горнолыжные ботинки Терскол на клипсах.

mata (клуб Ski-pro.ru ) пишет :

2-3 года сама каталась на кожаных ботинках.назывались они Чегет, внутренний ботинок надо было шнуровать очень крепко,а внешний можно послабее... а какой длины были шнурки!!! и не шнурки вовсе,киперная лента с Фабрики обогатительной,эта лента тоже безумный дефицит,ее родители с работы приносили!... кольца на палки сами делали... кстати,они и сечас у меня есть, как память оставлены.

Logo-alex (клуб Ski-pro.ru ) пишет :

Лыжи покупали в комиссионке за бешеные деньги, Чешские костюмы горнолыжные стоили 60 руб. Мне такой купили в 79 году в магазине "Прага". Полукомбез, и куртка, не утеплённая с псевдо-защитой на коленях и локтях. Лыжи Советского производства в принципе можно было купить и в магазине в Москве. А вот на склоне нужен был собственный бугель, а на подъёмник пускали бесплатно, склоны были в ведении спортклубов. Помню мы постоянно в Лозу ездили.

80-е годы

Отдельные счастливчики становятся обладателями лыж K2, Blizzard, Elan . Хорошие фирменные лыжи в Москве с большой наценкой можно было приобрести в комиссионном магазине на Соломенной Сторожке. Горнолыжная толкучка располагалась на ул. Сайкина (Автозаводская) . Ассортимент - советские лыжи, лыжи стран восточного блока — младость, поллспорт, редко попадались западные экземпляры. Западные производители осваивают новые технологии, позволяющие создавать чуть приталенные лыжи, сохранив пластичные характеристики. До этого такие эксперименты приводили к поломке лыжи при значительной загрузке в повороте. Лыжи при этом все равно оставались классическими в сравнении с современной карвинговой геометрией, но лыжники стали отмечать возросшую чистоту ведения лыжи.

Кожаные ботинки на шнурках замещались более современными пластиковыми ботинками на клипсах. Самыми популярными в Москве были ботинки Alpine. В 80-е они стоили порядка 160 - 250 рублей . Одноклипсовые ботинки Salvo можно было купить в обыкновенном спортивном магазине, но не каждый день. Также, преимущественно в спортивных школах, встречались ботинки Dynafit, Сан-Марко. Были и совсем экзотические ботинки, состоящие из 2-х частей: внутренний ботинок - кожанный на шнурках, внешний - пластиковый на клипсах. Сначала шнуровался внутренний ботинок, и затем нога вставлялась во внешний.

Самые распространенные крепления Маркер стоили порядка 120-140 рублей. Позже на рынке появились дешевые автоматы от фирмы Look, которые стоили значительно дешевле. Постепенно в Союз стали просачиваться все мировые бренды, и в комиссионках к концу 80-х уже имелся достаточный выбор как лыж, так и креплений с ботинками.

В горнолыжной одежде мембранная ткань появилась позднее, и горнолыжные комбинезоны и куртки в основном были либо на синтепоне, либо с пропитками. Но в СССР по-прежнему, профильный горнолыжный костюм — редкость на склоне. Горнолыжной одежде уделялось не много внимания, и в как-таковую горнолыжную экипировку данная категория не входила. Главное — это оторвать дорогущие импортные лыжи с креплениями-автоматом и комфортные ботинки Альпина. Поэтому в одежде в ход шло все - пуховики, болонки, трикотаж. Наиболее массовый вариант — либо непромокаемые штаны и куртка , либо обычный трикотажный тренировочный костюм. Еще один вариант «горнолыжного костюма» - джинсы плюс куртка появился только после исчезновения джинсового дефицита.

Москвичи катались там же — спортбаза «Турист» в Шуколово, Воробъевы горы, Крылатское, Нагорная. В массе своей преобладали бугельные подъемники от предприятий.

КСТАТИ: В Крылатском до сих пор действует три бугельных подъемника от каких-то там организаций тех времен, которые не только пережили 90-е, но и сохранили такую раритетную собственность в полностью работоспособном состоянии. Иногда там же устраивается любительский слалом «тех времен», когда вместо современных пластиковых вешек, устанавливаются деревянные палочки с флажками.

Начало 80-х годов стало триумфальным и самыми яркими периодом советского горнолыжного спорта. Единственная бронзовая олимпийская медаль Евгении Сидоровой, взятая в слаломе в далеком 56 году, не обещала ни чиновникам, ни болельщикам каких-либо успехов советских спортсменов в горнолыжных дисциплинах. Успех Е. Сидоровой тогда отнесли к разряду случайных, поскольку материальная база отечественного горнолыжного спорта (оснащение горнолыжных центров, гостиницы, подъемники, трассы) далеко отставала от уровня развития зарубежных комплексов. По материально-техническому обеспечению горнолыжный спорт всегда находился на самом последнем месте. Ни экипировки, ни инвентаря, ни подъемников, ни современных трасс. Как завелось еще с 40-х годов, Союз делал ставку исключительно на те виды спорта, в которых спортсмены могли бы взять медали. Горнолыжный спорт в эту категорию совсем не попадал. В парадоксе первоначального появления курицы или яйца спортивные чиновники отдавали предпочтение яйцу. Сначала медали, потом деньги и хорошая экипировка. Так, на Олимпиаде в Инсбруке в 76-м году нашу горнолыжную сборную 18-летний Владимир Андреев представлял в единственном числе! Ни тренера, ни сервисера, обслуживающего спортивный инвентарь, посылать с ним не стали, посчитав напрасной тратой денег. Все равно, дескать, медаль не светит. Наша промышленность не выпускала ничего, кроме допотопных львовских лыж, а закупать все за границей было накладно. И вдруг…

Конечно, те события, которые произошли, нельзя назвать случайными. За победами стояли годы изнурительных тренировок и напряженная борьба. Изменения в политике спорта начали происходить еще в 70-х. Одно из них связано с назначением очень молодого Леонида Тягачева на должность тренера советской сборной. Не смотря на сегодняшнюю несмолкающую критику в адрес этого спортивного чиновника, необходимо признать, что для будущих побед 80-х Тягачев сделал внес наивысший вклад. Он как-то сумел привлечь на свою сторону на общественных началах ряд ведущих мировых специалистов и советских опытных тренеров, которые в молодости сами были спортсменами. Именно его воспитанники впоследствии стали призерами и победителями Кубка мира. Да и к к тому времени уже выросла сильная преподавательская школа, усовершенствовалась спортивная методика тренировочного процесса. Горнолыжные центры Камчатки, Уфы, Кировска, Междуреченска (Кемеровская обл.) и Шуколово (Московская обл.) стали кузницей советских спортсменов. Страна стала обзаводиться современными трассами, достойными для проведения чемпионатов; они находились например в Грузии, Казахстане, Узбекистане, в Карпатах.

И тем не менее, к восходу собственных горнолыжных звезд не был готов никто. Ни у нас, ни на западе. Тут опять стали вспоминать знаменитые слова Шранца про «непобедимых русских», и западный мир всерьез заговорил про пробуждающие ростки новой горнолыжной державы.

В 1981-м заявляет о себе первый советский победитель этапа Кубка мира в Аспене - Валерий Цыганов. Но самым ярким спортсменом той эпохи был безусловно Александр Жиров. Позднее, после трагической гибели Александра, «горнолыжник номер один» Ингемар Стенмарк скажет о нем « Жиров был замечательным горнолыжником. Наверное... (пауза) он был гением. ». Из 19 соревнований на Кубок мира по слалому и слалому-гиганту он 14 раз был в десятке сильнейших, причем 7 раз оказывался среди призеров и четырежды выигрывал эти популярнейшие соревнования. Неоднократно побеждал самого Ингемара Стенмарка в дисциплинах слалом и слалом-гигант. Гибель Александра Жирова в автомобильной катастрофе стала огромной потерей для советского спорта.

Советская горнолыжная школа продолжает совершенствоваться и плоды её деятельности мы увидим еще в начале 90-х. Славу российскому спорту принесут наши знаменитые горнолыжницы Светлана Гладышева, занявшая в 1992 году третье место на чемпионате мира в Заальбахе (Австрия) и в 1994 году второе место на зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия), Варвара Зеленская, ставшая третьей в общем зачете Кубка мира-97 по скоростному спуску — самое престижное достижение в горнолыжном спорте. Но в дальнейшем российскому спорту в горнолыжных дисциплинах похвастать было уже нечем. Новая страна в 90-е годы обрела совершенно другие реалии и ориентиры. Но, как говорится, это уже совсем другая история.

slalomer (клуб Ski-pro.ru ) пишет :

Хорошие лыжи покупались заграницей и тут по знакомым расходились. Предел мечтаний K2 Race, которые привозились заграничниками специально на продажу, причем изрядно поюзанные, но счастья меньше от этого не становилось. Младость и полспот, кажется польские купить было попроще. Ремонтировались лыжи всеми возможными способами, парафинились, латались, шпатлевались и конопатились, но никогда не выбрасывались. Редкость было найти новые канты. В спортмагазах продавались ботинки Salvo кажется одно-двух клипсовые. Больше в них ничего купить было нельзя. Маркеровские крепления с нормальной пяткой появились в москве кажется ближе к концу 80-х.

Mishka-s-Gor (клуб Ski-pro.ru ) пишет :

Начало моей лыжной истории, это 80-е годы и альплагерь "Уллу-тау" в горах Кабардино-Балкарии. В лыжных прокатах были в основном Младость и Полспрорт с крепления Нева и Нева-2. При особом расположении ски-мастера, можно было получить в прокат Фишера с креплениями М-35. Верх изысканности! Автоматы! Заглядывались на спортивные французские Еланы с металлическим обер-кантом и вышеупомянутые американские К-2!

Эх! И ведь на всем этом катались и не нюнили, что лучше купить, чтобы ходить по свежаку или по буграм? У многих Чегет был первой горой!))) До сих пор помню свой первый спуск по второй очереди Чегета, фактически жопслеем).

Ботинки - красные Альпины. Это тоже верх счастья! Если не повезло, то тросиковые Полспорт. Пока застегнешь, все пальцы сломаешь... Одежда формы номер восемь, что нашли - то и носим)). В лучшем случае Абалаковские пуховки, розового цвета. А в основном - ветровки и штаны из болоньи, поверх спортивного костюма.

В первый период развития советского лыжного спорта уровень спортивного мастерства советских лыжников был ниже, чем в северных европейских странах: Норвегии, Швеции, Финляндии. Спортивных встреч по лыжному спорту с сильнейшими лыжниками зарубежных национальных команд советские лыжники не имели до 1948 г. Во встречах с представителями Финского рабочего спортивного союза на первенствах СССР 1926 и 1927 гг. победителями выходили финские лыжники. Только в гонке на 60 км в 1926 г. первым был Д. Васильев.

В 1927 г. сильнейшие лыжники СССР впервые приняли участие в соревнованиях по лыжным гонкам в Финляндии на празднике рабочего спорта под Гельсингфорсом. Ни один из наших лыжников на дистанциях 30, 50 и 15 км не вошел в первую «двадцатку», а женщины в беге на 3 км не заняли ни одного из первых 10 мест.

В 1928 г. в первенстве Москвы с участием финских лыжников рабочего спортивного союза победу одержали советские лыжники: среди мужчин - Дмитрий Васильев, а среди женщин - Галина Чистякова, Антонина Пенязева-Михайлова и Анна Герасимова, занявшие первые 3 места.

В 1928 г. советские лыжники участвовали в соревнованиях I зимней рабочей Спартакиады в Осло (Норвегия). В гонке мужчин на 30 км Д. Васильев занял 2-е место, 5-е и 6-е места соответственно Михаил Борисов (Москва) и Леонид Бессонов (Тула). Среди женщин на дистанции 8 км победительницей была Варвара Гусева (Воробьева, Ленинград), а 4-6-е места заняли соответственно Антонина Пенязева-Михайлова, Анна Герасимова (Москва) и Елизавета Царева (Тула).

Это были первые успехи советских лыжников. К сожалению, в последующие 6 лет советские лыжники не имели спортивных встреч с лыжниками других стран, и на первенстве СССР 1935 г. под Москвой, в районе ст. Первомайская (ныне Планерная), финские лыжники рабочего спортивного союза, мужчины и женщины, принимавшие участие вне конкурса, вновь оказались сильнейшими, продемонстрировав своеобразные особенности техники попеременного лыжного хода. После этого все спортивные организации повели упорную работу по освоению и совершенствованию техники, что наряду с применением новых отечественных методов тренировки с повышенными нагрузками дало положительные результаты.

В феврале 1936 г. сильнейшие советские лыжники приняли участие в двух международных соревнованиях по лыжным гонкам рабочих спортивных союзов в Норвегии и Швеции. В первых соревнованиях, в местечке Хельсос (Норвегия), наши лыжники, как мужчины, так и женщины, не сумели приспособиться к сильнопересеченным лыжным трассам и выступили слабо. Однако во вторых соревнованиях, в Мальмбергете (Швеция), они уже показали высокие результаты: среди женщин в гонке на 10 км москвички Ирина Кульман и Антонина Пенязева-Михайлова заняли соответственно два первых места, а среди мужчин в гонке на 30 км Дмитрий Васильев - 4-е место.

Спустя два года, на первенстве СССР 1938 г. в Свердловске с участием вне конкурса сильнейших лыжников Норвежского рабочего спортивного союза, советские лыжники-гонщики победили (как мужчины, так и женщины).

Великая Отечественная война, развязанная фашистской Германией, нарушила мирную, созидательную жизнь нашей страны. Советский народ стал на защиту своей Родины.

Большую роль в борьбе за свободу и независимость нашего народа сыграли лыжные отряды бойцов и разведчиков, совершавшие смелые рейды по тылам врага. Многие из них геройски погибли на фронтах Великой Отечественной войны и войны с белофиннами 1939-1940 гг.

Из числа сильнейших лыжников-гонщиков пали смертью храбрых ленинградец Владимир Мягков - чемпион и призер первенства СССР 1939 г. (посмертно удостоен звания Героя Советского Союза); Федор Ивачев из Новосибирска - призер первенства СССР 1939 г. (посмертно награжден орденом Ленина, а его именем названа одна из улиц Новосибирска); москвичка Любовь Кулакова - трехкратная чемпионка и шестикратный призер первенств страны 1937-1941 гг. (посмертно награждена орденом Отечественной войны 11 степени) и др.

В 1948 г. советские лыжники-гонщики (мужчины) приняли участие в традиционных Холменколленских играх в Норвегии, где впервые встретились с сильнейшими лыжниками мира и добились неплохих результатов. В гонке на 50 км Михаил Протасов (Москва, «Спартак») занял 4-е, а Иван Рогожин (Москва, «Динамо») - 8-е место.

В 1951 г. советские спортсмены-студенты впервые приняли участие в соревнованиях IX Всемирных зимних студенческих игр в Пояне (Румыния) и были победителями на всех дистанциях лыжных гонок.

В первом в СССР международном соревновании (январь 1954 г.) в Свердловске с участием сильнейших лыжников Финляндии (среди нйх был олимпийский чемпион Вейкко Хакулинен), Чехословакии и Польши советские лыжники продемонстрировали немалые успехи. Ленинградец Владимир Кузин был победителем в гонке на 30 км и занял 2-е место на 15 км. Команда СССР победила в эстафете 4 X 10 км (Федор Терентьев, Владимир Оляшев и Владимир Кузин). А после участия в чемпионате мира 1954 г. и ЗОИ 1956 г. наши лыжники стали считаться одними из сильнейших в мире.

Советские лыжники участвуют почти во всех крупнейших международных соревнованиях. В 1977 г. Иван Гаранин одержал победу в традиционной сверхмарафонской лыжной гонке на 85,5 км, которая проводится в Швеции с 1922 г. Число участников гонки насчитывало 11 800 человек, в том числе 250 спортсменов из других стран. (В 1974 г. И. Гаранин был в этой гонке вторым, а в 1972 г. 2-е место занял .)

История развития лыжных гонок, как в нашей стране, так и за рубежом, проходила в постоянном стремлении усложнить трассы лыжных дистанций и повысить скорость их прохождения. Это заставляло улучшать снаряжение лыжника (лыжи, обувь, крепления, палки, одежда), повышать качество лыжных мазей, а также совершенствовать технику лыжного бега и методы спортивной подготовки. В летний период с 1959 г. стали использовать новое техническое средство: лыжероллеры, всевозможные тренажеры и др.

Повышению скорости прохождения дистанций в лыжных гонках способствует специальная подготовка лыжных трасс с помощью средств механизации - снеговых машин типа «Буран», обеспечивающих уплотненную накатанную лыжню и плотный снег для упора палками на всем протяжении лыжной трассы. Такие механизмы в нашей стране стали применяться с 1970 г.

На чемпионате мира 1974 г. в Фалуне лыжники отдельных стран впервые применили пластиковые лыжи, более легкие и гибкие, имеющие повышенные скользящие свойства. На зимней Олимпиаде 1976 г. в Инсбруке советские лыжники выступали на таких лыжах. В последующие годы пластиковые лыжи в большом спорте полностью вытеснили деревянные.

«Лыжи, возможно, и не являются счастьем, но вполне могут заменить его» — когда-то сказал один из великих французских горнолыжников. В самый разгар лыжного сезона и перед главным периодом поездок на горнолыжные курорты мы предлагаем вам фото-рассказ о том, как менялись сами лыжи и их роль в жизни наших соотечественников с незапамятных времен до сегодняшнего дня.

(Всего 18 фото)

1. Первые упоминания лыж были найдены еще в наскальной живописи за тысячи лет до нашей эры. Северным народам, в том числе нашим далеким предкам, это изобретение было просто жизненно необходимо, чтобы иметь возможность передвигаться по снегу и добывать пропитание в зимний период.

2. Много веков спустя, а именно – примерно с середины XVI столетия, лыжи стали использоваться военными. На фото: картина Иванова С.В. «Поход москвитян. XVI век». Сама картина датируется 1903 годом.

3. Вообще, до самого конца XIX века лыжи применялись в основном для охоты и в армии, поэтому лыжники все это время использовали только одну палку – вторая рука должна была оставаться свободной. Как вид спорта лыжи в России получили официальное признание в 1895 году, когда прошли первые лыжные гонки. Фото: Getty Images

4. Поначалу лыжи не имели специальной обуви и просто привязывались к имеющейся. А учитывая знаменитые русские морозы, первой лыжной обувью чаще всего выступали валенки. Так было вплоть до 30-х годов ХХ века, когда появились рантовые ботинки и крепления, которые активно использовались лыжниками до 70-х годов, а иногда продолжают использоваться и сейчас. На фото: Русский солдат на лыжах и в валенках, 1900-1919 годы.

5. В Советском Союзе, как известно, физкультура и спорт занимали весьма почетное место в жизни каждого гражданина. А лыжи – прежде всего, беговые – стали одним из самых распространенных и популярных зимних видов спорта. Миллионы поклонников спортивного и здорового образа жизни ежегодно принимали участие в массовых лыжных забегах.

6. Приобщаться к лыжному спорту начинали с детства – в долгие зимние месяцы все без исключения советские школьники занимались физкультурой на беговых лыжах. На фото: МГУ, Москва, 1959 год.

7. А это – урок физкультуры в Ульяновске в 1967 году. Фото: Сергей Юрьев

8. У взрослых лыжи также считались прекрасным способом проведения зимнего досуга и даже нередко заменяли романтические свидания. Тут самое время вспомнить знаменитую советскую лыжную мазь с ее специфическим запахом, далеким от всякой романтики. Однако без нее деревянные лыжи, альтернативы которым тогда еще не существовало, не ехали. Фото: Сергей Юрьев

9. Что же касается горных лыж, то они в России начали развиваться гораздо позже, чем беговые, и поначалу входили в основном в состав подготовки альпинистов. На фото: Домбай, 1937 год

10. Первый «прорыв» в советском горнолыжном спорте произошел в 1956 году, когда Евгения Сидорова (на фото) завоевала первую олимпийскую медаль на зимних Олимпийских играх в Кортина д’Ампеццо, Италия. Спортсменка заняла третье место, несмотря на полученную травму плеча.

11. После этого, в 60-е годы, горные лыжи начали завоевывать в стране невиданную ранее популярность. А Домбай стал превращаться из альпинистского лагеря в главный горнолыжный курорт страны. В 1964 году здесь начинается строительство комплекса отдыха и спорта, включающего сеть гостиниц, баз, хижин и канатных дорог. На фото: современный Домбай

12. Еще один примечательный период в истории отечественных горных лыж – эра «золотой команды», время нашего триумфа конца 70-ых – начала 80-ых, когда горнолыжники во главе с Александром Жировым буквально ворвались на пьедесталы этапов Кубка мира. Заголовки спортивных газет впечатляли: «Ахтунг! Русские идут», «Русские рвутся в лидеры», «24 дня русского чуда». Период «золотой команды» был временем расцвета талантов и долгожданных побед отечественного спорта. Фото: Роман Денисов

13. В 1974 году произошел настоящий переворот в лыжном мире – появились первые пластиковые лыжи. В это же время начали активно совершенствоваться ботинки и крепления. В результате лыжный инвентарь приобрел вполне современный вид, хотя и сами лыжи, и крепления и ботинки продолжают постоянно совершенствоваться и сейчас. Фото: Роман Денисов

14. Современным любителям лыжных видов спорта есть из чего выбирать: магазины Спортмастер предоставляют широкий ассортимент лыжных товаров, среди которых подходящий инвентарь может найти не только любитель, но и профессионал.

15. В наше время школьникам по-прежнему положено осваивать азы беговых лыж.

16. А горные лыжи и поездки на горнолыжные курорты с каждым годом завоевывают все большую популярность среди соотечественников. Фото: Роман Денисов

17. Некоторые родители начинают приобщать к любимому спорту малышей с самого раннего возраста – горнолыжные школы принимают учеников от трех лет.

18. А для тех, кто никак не может прожить без лыж даже летом – открываются крытые горнолыжные комплексы с искусственным снегом.

Как люди в СССР катались на горных лыжах? С удовольствием:) А если подробнее?

Зарождение горнолыжного сообщества в СССР

Пожалуй, можно сказать, что интерес к горным лыжам в СССР возник после Олимпиады 1956 года в Кортина д’Ампеццо, на которых Евгения Сидорова завоевала первую в истории горнолыжного спорта нашей страны медаль. Но о реальной массовости, конечно же, разговор не шёл. Причина проста: не было подъёмников и гостиниц для туристов. А те, что были, в первую очередь использовались для нужд спортивных школ.

© Чеботаев В.А.


© Чеботаев В.А.



© Чеботаев В.А.

© Фото из архива Таштагольской горнолыжной школы

На этих подъёмниках тоже встречались любители, но их было мало, и в основном это был народ «непростой»: академики, учёные и «приближенные» к руководству спортивной школы или Федерации горнолыжного спорта. С точки зрения спортсменов и тренеров «любители» только мешали проведению тренировок, поэтому их не жаловали. Да и завидовали: ведь выданное в секции снаряжение не шло ни в какое сравнение с привезённым из редких заграничных командировок.

Первые подъёмники, доступные любителям, строились в горах СССР на протяжении 1960-х. В 1963 году на Чегете была построена первая в стране канатно-кресельная дорога. Первая очередь «Эльбрусской канатки» от станции «Азау» до станции «Кругозор» заработала в 1969 году, а к концу 1960-х кресельные и буксировочные подъёмники заработали и в других регионах СССР: Домбае (Кавказ), Кировске (Хибины), Славско (Карпаты), Бакуриани (Кавказ, Грузия).


Нижняя станция подъёмника Татрапома на Кохте в Бакуриани. Первенство СССР по горным лыжам, 1987 год © Чеботаев В.А.

В 1960-х одним из самых популярных мест активного отдыха во всей стране становится Домбай. В те времена отдых на горных лыжах был доступен далеко не всем и считался развлечением для обеспеченной интеллигенции. Основные причины - отсутствие информации о местах отдыха, а снаряжение было недешёвым и доступным далеко не всем. Вот что писал Юрий Визбор об одной из самых известных своих песенок о горных лыжах:

«Написана она была на Кавказе в 1961 году. Поднимались мы на хижину Алибек в домбайской долине. Среди нас был нобелевский лауреат, физик Игорь Евгеньевич Тамм, был академик Блохинцев Дмитрий Иванович, ну и простой народ. Вот, собственно, в этой хижине и была написана песня, которая потом стала известной под названием «Домбайский вальс»…»

А позже - в 1970-х, на лыжи встали и космонавты, а «Домбайский вальс» прозвучал с орбиты.

Катались в основном на лыжах Mladost и Polsport. Круто, когда удавалось покатать на «Фишерах». В Домбае в начале 80-х функционировала детская спортивная школа, и все местные школьники занимались горными лыжами © Иннокентий Маскилейсон


Про одежду и снаряжение

Снаряжение в 1960-1970-х годах в продаже встречалось редко, а то, что попадало в магазины, было уже устаревшим: деревянные лыжи с прикрученными шурупами стальными кантами, низкие кожаные ботинки - и хорошо, если это были «Терскол» с клипсами, появившиеся во второй половине 1970-х, да простейшие крепления без ски-стопов, скопированные советскими заводами с моделей Marker начала 1950-х. А чтобы лыжи не убегали от своего хозяина, к ботинкам их прикручивали кто - кожаными ремешками, а кто и куском верёвки, в ход шли даже резинки от эспандера и бинты. Особым шиком было достать польские лыжи Rysi Zakopane, которые позже были переименованы в Polsport, и горнолыжные маски Okula. Только к середине 1970-х в Советский Союз начали привозить горные лыжи Elan.


1975 год. Спортсмены Таштагольской горнолыжной школы на вершине горы Холодная. Вид на горнолыжные трассы горы Буланже. Лыжи Polsport и очки Okula © Чеботаев В.А.


1976 год. Спортсмены Таштагольской горнолыжной школы на летнем выезде на соревнования в городе Лениногорск. Лыжи Elan impuls © Чеботаев В.А.

Одежда? Зачастую - шерстяные спортивные «олимпийские» брюки, толстый «кавказский» свитер и брезентовая штормовка, кожаные перчатки и связанная заботливой мамой шапочка. После нескольких падений на шерсть налипал снег, перчатки промокали. О мембранных материалах и лайкре никто и не слышал. Редко встречавшиеся на склонах наших гор горнолыжники на импортном снаряжении и в качественной «фирменной» одежде становились объектами повышенного интереса - ведь всё это стоило очень дорого и не продавалось в магазинах.

Такая ситуация сохранялась практически до начала 1980-х, когда в страну начались поставки горнолыжных ботинок Alpina и Polsport, креплений Marker M4-12 и M4-15, лыж K2, Volkl, а затем Atomic и Fischer. Появились в продаже импортные утеплённые костюмы и эластичные горнолыжные брюки, а позже и маски Uvex. Но и это снаряжение в магазинах нужно было «ловить», а если не повезло, страждущий в Москве отправлялся на горнолыжный «рынок» или в комиссионный магазин.


Именно на рынке можно было «поймать» одежду, перчатки и шапочки, а иногда - лыжи и крепления «со сборной команды», за которые продавцы просили неимоверные суммы. Встречалась и самодельная одежда: блестящий и легко промокающий каландрированный капрон, пух и синтепон добывались всеми правдами и неправдами - часто через секции альпинизма, в ход шли и списанные капроновые парашюты. В результате усилий народных умельцев появлялись симпатичные пуховки и горнолыжные куртки, напоминавшие картинки из чудом попавших в СССР американских журналов Ski и Skiing.




Обложки тех самых журналов «Skiing». Слева-направо: сентябрь 1983, ноябрь 1984 и ноябрь 1989 © Skiing Magazine

Такая ситуация продолжалась до начала 1990-х, ну а затем наступило мрачное время безденежья, когда можно было просто приехать в Приэльбрусье и свободно поселиться в гостинице - катающихся было крайне мало.

Про быт

Любопытно, что даже в начале 1980-х в воспетую Визбором алибекскую хижину зимой по-прежнему приезжали по путёвкам любители горных лыж, и условия были всё те же: воду добывали из-под снега, топили печь, на ней сами готовили еду из продуктов, которые приносили сюда в рюкзаках дежурные.


1985 год. Спортсмены Таштагольской горнолыжной школы на летнем сборе в Саянах © Чеботаев В.А.

Помимо снаряжения и продуктов, сюда нужно было снизу принести и уголь, и топливо для генератора, который вырабатывал электроэнергию, а обратно вниз уносить мусор. В первый день заезда полупринудительно-полудобровольно из числа «отдыхающих горнолыжников» назначалась пара крепких мужиков, которые становились «угленосами»: в чёрных от угольной пыли рюкзаках они буквально «на горбу» доставляли сюда снизу уголь. За это они были освобождены от дежурств по кухне и доставки продуктов. Кстати, задача тех, кто приносил из Алибека продукты и бензин, была немногим легче, разве что почище: ведь нужно было идти с грузом по узкой тропинке вверх несколько километров. Да и душа в хижине не было, впрочем, умывальников тоже: умывались у ручья, откопав его из-под снега, а в душ раз в неделю спускались в альплагерь Алибек, расположенный в нескольких километрах вниз по ущелью.


1983 год. Таштагол. Нижняя станция канатки ВЛ-1000 на горе Буланже. На фото слева Чеботаев В.А., справа Гредин И.Е. © Фото из архива Таштагольской горнолыжной школы

В альпинистских лагерях условия были немного комфортнее, хотя с современными отелями не сравнить. Наиболее спартанским альплагерем в начале 1980-х годов прошлого века был Алибек. Это было круто! Мы жили по 6-8 человек в комнате с единственной лампочкой и двухъярусными армейскими кроватями. В 23:00 два мощных дизеля, снабжающих лагерь электроэнергией (и, соответственно, отоплением), отключали и лагерь погружался во тьму. По ночам бывало не жарко: к утру все четыре одеяла, которые выдавались каждому, уже не слишком спасали. Спали в тёплом белье, тельняшках и свитерах, купленных на базаре в Домбае. А если ночью захотелось в туалет после вечерних чаепитий под гитару, то нужно было бежать на улицу и совершать при свете звёзд «восхождение» на обледеневший бугор, на макушке которого стояло промёрзшее сооружение типа «сортир» с буквами «М» и «Ж».

В Алибеке в те годы существовала система дежурств по кухне: дежурное отделение чистило картошку, убирало столы после еды, разносило тарелки и чайники по столам. Вечерами проходили обязательные лекции - о технике катания, снаряжении, опасностях в горах, правилах поведения на склонах, первой помощи пострадавшим. Иногда «крутили кино». Днём - лыжи, снег и солнце, потом - лекция, а вечером - чай, вино и гитара. Каждый вечер на компанию заваривалась пара трёхлитровых банок с чаем и народ собирался «на гитару».

Песни, чай, сушки, пряники, конфеты и обязательные байки - такое вот апре-ски. Других развлечений не было, а до Домбая с его барами и бассейном нужно было идти километров пять пешком в темноте под вой шакалов, да и стаи диких собак одинокого путника ночью могли сильно понадкусывать. Конечно, были походы в магазины за алкогольными напитками, и в бассейн гостиницы «Горные Вершины», и бурные краткосрочные (чаще всего - продолжительностью в смену) романы, и памятные встречи Нового года, и дружба.

Романтичные прогулки с отогреванием замерзающих рук под пуховкой партнёра и совместным любованием залитыми лунным светом вершинами тоже входили в апре-ски. А можно было договориться с соседями по комнате, чтобы они обеспечили своё отсутствие «с 16:00 до 18:00, бутылку ставлю!», и тогда уют и интим были практически гарантированы (ни слова о том, что гигиенические процедуры при душе раз в неделю и наличии ледяной воды в умывальнике на 8 раковин в общей комнате - дело непростое). Да-да, приехавшие вместе муж и жена жили в разных комнатах…


Чегет, первая половина 1980-х. Георгий Дубенецкий третий снизу © Георгий Дубенецкий

Про инструкторов

Работа инструктора в те времена тоже сильно отличалась от существующей сегодня индустрии. В первый день смены все участники выходили на склон, где инструкторы просматривали их технический уровень и распределяли по отделениям, в которых было примерно по 15 человек. И дальнейшее катание происходило под руководством инструкторов в составе отделений.

Однажды мне пришлось работать с группой из 17 девушек - абсолютных новичков, и каждой приходилось собирать сработавшие крепления, которые разваливались при открытии, регулировать усилия срабатывания, помогать подняться после падения на совершенно неподготовленных для катания бугристых склонах. Добавляло «перца» в занятия ещё и то, что канты полученных в прокате лыж не точились никогда и были буквально круглыми, так что, если склоны были леденистыми, управлять лыжами было почти невозможно… Понятно, что эффективность таких занятий была минимальной: к концу двухнедельных ежедневных занятий реально поехало человек пять - наиболее упорных. Но те, кто действительно хотел научиться и в условиях групповых занятий имел возможность это сделать.


Очередь на бугель. Чегет, первая половина 1980-х. Инструкторов можно было легко узнать по пуховкам ВЦСПС и повязкам на рукаве © Георгий Дубенецкий

Правда, для этого действительно нужно было постараться: узкие, длинные и почти без выреза лыжи требовали больше времени на освоение базовых технических приёмов, да и склоны были не такие ровные и плотные, как в наши дни. Рыхлый снег затруднял манёвренность лыж длиной больше двух метров, все приёмы необходимо было выполнять акцентировано. А о том, чтобы прокатиться «карвингом», используя глубокий боковой вырез, речи не было: радиус у лыж тех лет приближался к 50 метрам - в три-четыре раза больше, чем у современных моделей. Техника катания использовалась самая разная - плуг, упор, базовый поворот на параллельных лыжах. А продвинутые лыжники осваивали различные варианты коротких ритмичных сопряжённых поворотов (годиля) и катание по буграм, а если повезло со снегопадом - то и по целине.

Инструктора в то время были в большом дефиците. Иногда на должность инструктора брали умеющего стоять на лыжах знакомого кого-то из руководства альплагеря или турбазы. В результате встречались и не слишком опытные. Девизом таких инструкторов было: «Инструктор должен уметь делать три вещи: пить водку, любить женщин и играть на гитаре…» Про умение кататься на горных лыжах речь не шла.

Инструктор должен уметь делать три вещи: пить водку, любить женщин и играть на гитаре…

Исключением были наиболее квалифицированные инструкторы альпинистских лагерей и ЦВТБ «Терскол», где ежегодно проходили школы инструкторов, попасть в которые было совсем непросто. В те годы практически все продвинутые лыжники грезили о заветных «корочках» - инструкторском удостоверении, благодаря которому можно было месяц провести в горах, оплатив только дорогу и «разные нехорошие излишества».

Катание

День начинался с обязательной зарядки, потом линейка, завтрак и на склоны. Причём начинающие везде ходили пешком, а в лучшем случае пользовались бугелями. Склоны рядышком - буквально пару сотен метров проходишь от лагеря вверх по ущелью - два или три бугеля «с крючками». Так было в Алибеке, Адыл-Су, Цее, да и других альплагерях. А в Приэльбрусье более опытные катальщики на автобусах отправлялись покорять склоны Чегета или Эльбруса под руководством инструкторов, катание в одиночку было практически запрещено. Самые опытные горнолыжники совершали спуски по свежему снегу, вдали от трасс. О том, что это называется «фрирайд» или о лыжах с талией вдвое шире тех, на которых тогда катались по всему, включая целину, даже и не мечтали. Катание вне трасс, вдобавок, было чревато встречей со спасателем, который мог запросто отобрать одну лыжу - и добирайся потом как хочешь до подножия склонов, где тебя ждал неприятный душеспасительный разговор. Лыжу, конечно, отдавали - но день-то был уже испорчен!

Катание вне трасс, вдобавок, было чревато встречей со спасателем, который мог запросто отобрать одну лыжу - и добирайся потом как хочешь до подножия склонов, где тебя ждал неприятный душеспасительный разговор. Лыжу, конечно, отдавали - но день-то был уже испорчен!

Немногим более комфортным был отдых и на военной турбазе «Терскол»: дисциплина была строгой, а к обязательной зарядке и катанию только с инструктором добавлялись не менее обязательные концерты художественной самодеятельности, создание стенгазет и спартакиада, а в завершении смены - соревнования. Разве что дежурств по кухне не было.

В туристических гостиницах Приэльбрусья и Домбая проживание было комфортнее, режим - свободнее, но и путёвки туда стоили заметно дороже, а добыть их тоже было непросто. В те времена существовало «Бюро по туризму и экскурсиям», где эти путёвки и продавались. Но поскольку у каждой сотрудницы этой организации было огромное количество знакомых и не очень людей, которые делали ей подношения в виде наборов конфет, армянского коньяка или ещё какого-нибудь «дефицита», заканчивались вожделенные путёвки обычно ещё до поступления в свободную продажу.


Получасовая очередь на подъёмник в Домбае или Приэльбрусье была нормой. Приходилось стоять и подольше, особенно в дни массового наплыва экскурсантов - в просторечии «шапок». Часы, проведённые в ледяном «вагончике» в очереди на медленно ползущий вагончик на склоне Эльбруса, помнят все бывавшие в те годы в этом регионе. А когда наконец, поднимался наверх, под ногами лежали бугристые, иногда обледеневшие склоны. Ратраки на склонах были - вот только использовали их не по прямому назначению, а главным образом для доставки горячительных напитков сотрудникам канатных дорог, так что ровный склон можно было застать только сразу после снегопада.


Ала-Арчинский ледник, г. Бишкек (тогда - г. Фрунзе), Киргизская ССР. Спортсмены на летних сборах, 1981 год © Фото из архива Таштагольской горнолыжной школы

Ещё одним вариантом горнолыжного отдыха были самостоятельные поездки в Карпаты, где самым «крутым» местом для катания была гора Тростян в посёлке Славско. Путёвки, как и в другие места, достать было практически невозможно, так что в основном компании горнолыжников размещались в частном секторе - в обычных деревенских домах с печками и удобствами на улице. Выгрузившись из поезда, нужно было перетащить весь скарб, включая и массу продуктов на всю поездку, на пару километров - а потом найти дом, в котором найдётся свободная комната. Ближайший душ - или в спортивной гостинице «Динамо», или в кочегарке, а баня - в городке Стрый, куда нужно было добираться на электричке. Обледеневшие бугристые склоны, единственный кресельный подъёмник и несколько стареньких буксировочных - вот и весь незамысловатый «сервис». Об инструкторах и прокатах речь не шла.

Выезжали на субботники и воскресники - косить траву, утаптывать снег, натягивать тросы, копать канавы для электрокабеля. А зимой отправлялись в электричках дружной компанией единомышленников на целый день на склон - участвовали в соревнованиях, обсуждали недавно вышедшую на русском языке книгу Жоржа Жубера «Горные лыжи: техника и мастерство». А в тёплые весенние дни кто-нибудь захватывал гитару, после катания большие компании собирались в тесный круг и накрывался импровизированный «стол».

Ну а в середине 1990-х начался уже другой период - стали доступными горнолыжные туры в Европу и постепенно всё больше любителей горных лыж открывали для себя курорты Альп. На рынке, который к тому времени находился на улице Сайкина - у входа в дом, где сейчас находится известный всем продвинутым любителям горных лыж Москвы магазин «Спорт Марафон» и в первых магазинах - «Канте» и «АльпИндустрии» появилась масса новенького снаряжения, непонятно какими путями попавшего в Москву.

К 1997 году заработали уже три очереди подъёмников комплекса «Альпика Сервис» в Красной Поляне, открылись первые частные отели. Начали строиться «цивилизованные» места катания и поблизости от крупных городов - в 1997 году заработали первые современные подъёмники парка «Волен». С этого времени и началась история горнолыжного отдыха, каким мы его знаем сегодня.


Георгий Дубенецкий, Шуколово. 1980-е © Георгий Дубенецкий

А тогда - в 1970-1980-е? Весело было! Мы были молодыми, вокруг были горы, рядом хорошая компания и совсем близко - озорные глаза подруг. И можно было нестись по склону, наслаждаясь управляемой тобой скоростью и точно знать, что «во-он там, перед тем бугром, я поверну». И поворачивать с точностью до нескольких сантиметров. И с жаром обсуждать достоинства новых лыж, и дать прокатиться товарищу, и встречать старых друзей прямо на склоне или в очереди на однокресельную канатку. И поздно ночью по очереди вслух читать только что вышедший «Завтрак с видом на Эльбрус» Юрия Визбора, и не говоря ни слова, разойтись - он уже всё сказал за нас.

Что ещё нужно для абсолютного счастья? :)