Основные средства технической подготовки. Понятие, виды, задачи, средства, методы и этапы технической подготовки спортсмена. Этапы и стадии технической подготовки спортсменов
Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.
Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:
1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.
2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.
Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:
1. Сформировать знания о технике спортивных действий.
2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.
3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.
4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).
5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).
В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:
Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия К ним относятся:
а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;
б) показ техники изучаемого движения;
в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных
записей и др.;
г) использование предметных и других ориентиров;
д) звуко- и светолидирование;
е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы сроч
ной информации.
Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений В этом случае применяются:
а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть раз
нообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для ро
ста технического мастерства в избранном виде спорта;
б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они
направлены на овладение техникой своего вида спорта;
в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены
на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники
целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, эле
ментов;
г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой,
соревновательный и другие методы, способствующие главным образом
совершенствованию и стабилизации техники движений.
Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.
Этапы и содержание технической подготовки в многолетнем и годичном циклах тренировки
Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей многолетней тренировки спортсмена.
Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно подразделить на 3 стадии:
Стадии технической подготовки в процессе многолетней тренировки
V | V | V | |||||
Стадия углубленного | |||||||
Стадия базовой | технического совершенствования | Стадия сохранения | |||||
технической подготовки | и достижение высшего спортивно-технического мастерства | технического мастерства | |||||
V | V | V | |||||
Основная направленность технической подготовки на каждой стадии | |||||||
Г | V | V | |||||
Детализированное изучение техники движений; увеличение количества технических приемов и их разнообразия; обеспечение | |||||||
Создание широкого фонда | высокой эффективности техники | Сохранение технического | |||||
разнообразных умений | спортивных действий с учетом | мастерства применительно | |||||
и навыков; | индивидуальных особенностей | к достигнутому уровню | |||||
овладение основами техники | спортсмена, условий | тренированности | |||||
избранного вида спорта | их выполнения (на ответственных соревнованиях, при различной погоде, местности) и состоянии организма спортсмена (при утомлении, эмоциональном возбуждении и т.д.) | ||||||
Рис. 24.2. Стадии и направленность технической подготовки в процессе многолетней тренировки
1. Стадию базовой технической подготовки.
2. Стадию углубленного технического совершенствования и достижение высшего спортивно-технического мастерства.
3. Стадию сохранения спортивно-технического мастерства.
Основную направленность технической подготовки на каждой стадии
можно представить в виде следующей схемы (рис. 24.2).
Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. Например, первая стадия состоит обычно из 4-6 годичных циклов, вторая - 6-8, третья - 4-6.
Поэтому построение, конкретное содержание и методика технической подготовки спортсмена на каждой стадии, как правило, подчиняется периодизации годичного цикла тренировки. Чаще всего это наиболее ярко выражено в подготовке высококвалифицированных спортсменов. Дело в том, что у начинающих спортсменов годичный цикл не подразделяют отдельно на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. У них в течение всего года тренировочные занятия носят подготовительный характер.
Отсюда следует, что процесс овладения и совершенствования техники движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы.
В связи с этим в годичном цикле выделяют 3 этапа технической подготовки: 1) поисковый; 2) стабилизации; 3) адаптивного совершенствования (приспособительного).
Техническая подготовка на 1-м этапе направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного варианта), улучшение предпосылок ее практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий. Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного периода. На 2-м этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода. На 3-м этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости), надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период в целом. Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствовании технического мастерства являются (В.И. Дьячков, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов):
1) достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в избранном виде спорта, повышение их эффективности в соревновательных условиях;
2) частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование кинематики или динамики отдельных деталей навыка с точки зрения достижений современной науки и требований спортивной практики.
Для решения первой задачи, как правило, применяются метод усложнения внешней обстановки, метод упражнения при различных состояниях организма; для решения второй - метод облегчения условий технических действий, метод сопряженных воздействий.
Метод усложнения внешней обстановки при выполнении технических приемов реализуется в ряде методических приемов.
1. Методический прием сопротивления условного противника используется, главным образом, в спортивных играх и единоборствах. Элементы борьбы с условным противником помогают спортсмену совершенствовать структуру и ритм выполнения технического приема, быстрее достигнуть стабильности и результативности. Он обеспечивает также высокую плотность нагрузки в занятии, является действенным психологическим фактором для воспитания уверенности в собственных силах, для воспитания смелости и решительности.
2. Методический прием трудных исходных положений и подготовительных действий. Так, в фигурном катании прыжок в полтора оборота («аксель») совершенствуется сначала с простого разбега, а затем из положения «кораблик». В прыжках в воду уменьшается высота трамплина. Футболистам предлагается выполнять удары ногой и головой по мячу, летящему по сложной траектории, и т.д.
3. Методический прием максимальной скорости и точности выполнения действий. Например, в боксе спортсмену задастся высокий темп ударов за определенный промежуток - 1 раунд. В прыжках в длину - разбег выполняется по слегка наклонной дорожке. В футболе используется сближение между партнерами при выполнении передачи мяча с постоянной силой и др.
4. Методический прием ограничения пространства для выполнения действий позволяет усложнять условия ориентировки при совершенствовании навыка. Так, в лыжном спорте в сложную трассу включаются спуски с закрытым поворотом, что ограничивает время выбора поворота определенного радиуса. В беге и прыжках шаги выполняются по заранее сделанным меткам. В боксе используется уменьшенный ринг и т.п.
5. Методический прием выполнения действий в необычных условиях предполагает изменение условий тренировки (естественных условий, оборудования, инвентаря), содействует совершенствованию одной или нескольких характеристик техники движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и т.д.). Например, в легкой атлетике проводится бег или разбег в прыжках против сильного ветра, на увлажненном грунте, а в лыжных гонках - передвижение по обледенелой лыжне.
Метод упражнения при состояниях организма спортсмена, затрудняющих выполнение технических действий, также реализуется в многообразных приемах.
1. Методический прием выполнения действия в состоянии значительного утомления. В этом случае спортсмену предлагают упражнения на технику после физической нагрузки большого объема и интенсивности. Так, в гимнастике в конце занятия спортсмен выполняет «на технику» наиболее сложную комбинацию, в лыжных гонках техника на трассах с различным рельефом совершенствуется после прохождения дистанции, превышающей соревновательную, со скоростью, близкой к соревновательной. Этот прием оказывает на центральную нервную систему организма большую нагрузку и требует от него высокой концентрации волевых усилий.
2. Методический прием выполнения действий в состоянии значительного эмоционального напряжения осуществляется введением контрольных, соревновательных и игровых методов в выполнение упражнений на технику.
3. Методический прием периодического выключения или ограничения зрительного контроля позволяет избирательно воздействовать на ре-цепторно-анализаторные компоненты двигательного навыка. В результате у спортсменов повышается способность к тонкому восприятию и тщательной оценке собственных движений по кинестетическим ощущениям. Например, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать ход лодки и легче осуществлять контроль за стабильностью навыка при помощи «мышечного чувства».
4. Методический прием формирования рабочей обстановки настраивает спортсмена на обязательное выполнение усовершенствованного технического приема в соревновательной обстановке, стимулирует его активность в процессе совершенствования навыка. Так, в тренировочном бою фехтовальщик получает установку концентрировать внимание преимущественно на технических приемах защиты или, наоборот, на атакующих приемах.
Метод облегчения условий выполнения технических действий состоит из целого ряда методических приемов. Вот некоторые из них.
1. Методический прием вычленения элемента действия. Например, в боксе вычленяются: акцентированное ударное движение кисти, толчок ногой и тазом, вращательное движение туловища и плечевого пояса с последующим соединением этих элементов. В плавании выделяется работа рук и ног.
2. Методический прием снижения мышечных напряжений позволяет спортсмену более тонко корректировать отдельные движения в двигательном навыке, контролировать координацию движений (по механизму обратной связи), что ускоряет процесс совершенствования. Так, в борьбе подбирается противник более легкого веса, в боксе спортсмены выполняют упражнения в легких тренировочных перчатках.
3. Методический прием дополнительных ориентиров и срочной информации содействует наиболее быстрому овладению необходимой амплитудой движения, темпом, ритмом, активизирует процесс осознания выполняемого действия. Например, в фигурном катании на льду предварительно чертится продольная ось фигуры и устанавливаются флажки-ориентиры. Для копьеметателя чертится прямая линия, строго вдоль которой он и выполняет разбег.
Метод сопряженных воздействий реализуется в спортивной тренировке в основном при помощи двух приемов.
1. Методический прием специализированных динамических упражнений основан на взаимном развитии физических способностей и совершенствовании двигательных навыков. Это достигается путем подбора специальных упражнений. Так, в плавании используются ласты и лопатки на Руках для создания дополнительного сопротивления при гребковых движениях. В легкой атлетике прыжковые упражнения, прыжки в длину и высоту выполняются с утяжеленным поясом. В водном поло передачи и броски выполняются утяжеленным мячом и т.д.
2. Методический прием специализированных изометрических упражнений предполагает использование изометрических упражнений в определенных суставных углах, характерных для технического приема. Например, в тяжелой атлетике изометрические напряжения спортсмен выполняет в положении низкого седа при углах сгибаниях ног менее 90 градусов.
Физическая подготовка
Похожая информация.
Глава 16
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ
Спортивная техника
и техническая подготовленность
Под спортивной техникой (техникой вида спорта) следует понимать совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, его дисциплины, вида соревнований. Специализированные положения и движения спортсменов, отличающиеся характерной двигательной структурой, но взятые вне соревновательной ситуации, называются при емами . Прием или несколько приемов, применяемых для решения определенной тактической задачи, являются действием .
Не следует считать адекватными понятия «спортивная техника» и «техническая оснащенность» (подготовленность) спортсмена, как это иногда делают, когда предлагают вводить два значения термина «спортивная техника»: 1) техника вида спорта, 2) техника конкретного спортсмена, характеризующаяся степенью освоения системы движений, составляющих арсенал данного вида спорта.
Вполне естественно, что любое двигательное действие, как бы оно не было организовано, имеет свою технику выполнения, даже в том случае, если эта техника не соответствует требованиям вида спорта. Однако было бы неправильно примитивные двигательные действия начинающего спортсмена или ошибочные двигательные действия квалифицированных спортсменов отождествлять с понятием «спортивная техника». Понятия «техника вида спорта» или «спортивная техника» совсем не то же самое, что понятия «техника выполнения двигательного действия» или «техническая подготовленность».
Техническая подготовленность - степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно, а следует представлять как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие. Вполне естественно, что чем большим количеством приемов и действий владеет спортсмен, тем в большей мере он подготовлен к решению сложных тактических задач, возникающих в процессе соревновательной борьбы, тем эффективнее он может противостоять атакующим действиям соперника и одновременно провоцировать его к принятию неадекватных ситуационных решений.
Развитие тактики спорта, изменение правил соревнований, спортивного инвентаря и др. заметно влияют на содержание технической подготовленности спортсменов. Так, например, в греко-римской борьбе сокращение времени поединков, повышение требовательности судей к активному ведению борьбы и др. существенно сказалось на характере и соотношении двигательных действий квалифицированных спортсменов (табл. 16.1).
Появление нового оборудования и инвентаря в лыжном и горнолыжном спорте, прыжках на лыжах с трамплина, санном спорте, бобслее, спортивной гимнастике, отдельных видах легкой атлетики (метания копья, прыжки с шестом) и других существенно повлияло на спортивную технику в этих видах спорта, позволило спортсменам повысить эффективность действий. На развитие спортивной техники особое влияние оказали результаты научных исследований в области управления движениями, технической подготовки спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта. Еще в 1939г. Д.А.Семеновым в книге «Биомеханика физических упражнений», изданной под общей редакцией Е.А. Котиковой, было представлено биомеханическое обоснование техники наиболее рационального положения тела прыгуна в высоту в момент перехода через планку
(рис. 16.1). Чтобы с блеском реализовать в практике спорта это теоретическое положение, потребовалось почти 30 лет. В 1968 г. на Играх XXII Олимпиады в Мехико Р. Фосбери (США) завоевал золотую медаль, продемонстрировав новый способ прыжка в высоту, главной особенностью которого было положение прыгуна спиной к планке в момент перехода через нее. Этот способ получил название «фосбери-флоп».
Множество новых вариантов спортивной техники, эффективных приемов и действий явились следствием совместной работы тренеров и одаренных спортсменов. Чтобы убедиться в огромном прогрессе спортивной техники, достаточно даже внешнего сравнения техники выдающихся спортсменов, выступавших на различных этапах развития современного олимпийского спорта (рис. 16.2-16.4).
У
ровень развития олимпийского спорта, по мнению многих специалистов, оставляет все меньше возможностей для серьезного улучшения спортивной техники. В тоже время практика спорта постоянно привносит принципиальные новшества в спортивную технику, позволяющие существенно повысить уровень спортивных результатов, даже в тех видах спорта, которые не связаны с использование специального инвентаря и отличаются все-
сторонней научной разработанностью. Так, например, венгерский специалист Нади, опираясь на анализ техники движений пловцов и теорию движения океанских волн, предложил путь существенного изменения техники плавания брассом: «В традиционном плавании брассом существовала мертвая точка общей потери скорости после завершения работы ног и перед началом тяги руками. Мне нравился Дэвид Уилки, когда устанавливал мировой рекорд в Монреале. Он красиво выполнял движение вверх, плечи двигались вверх в форме волны. Но мне не нравился следующий этап, когда он опускался прямо вниз. Я подумал,
--о должен существовать способ, обеспечива--сдий рывок из воды, совмещенный с активным зижением вперед. Начало рывка вперед начинайся с кончиков пальцев на уровне подбородка. 2 заботу включаются сначала кисти, затем локти, плечи и, наконец, голова, которая наклоняется вперед. Необходимо буквально прижать плечи к ушам, опустить голову и в этом положении сделать рывок вперед. Затем этот рывок подхватывается работой ног. Плечи и спина выполняют вол-
нообразное движение, тело пловца как бы скользит по волне. В традиционном брассе вместо рывка пловец опускал тело в воду» (Платонов, 2000).
Внедрить в широкую практику технику волнообразного брасса удалось в последующие годы, когда в правила соревнований этим способом было внесено изменение, разрешающее спортсменам вынимать руки из воды во время возвращения в исходное для гребка положение. В результате внедрения нового варианта брасса продвижение пловца удалось сделать более равномерным, увеличить фазу скольжения при высокой скорости, волнообразные движения плеч при колебаниях в вертикальной плоскости до 50 см и более совместить с небольшими колебаниями бедер, обеспечивающими обтекаемое положение тела. Быстрое возращение рук в исходное положение снизило до минимума потери скорости в фазе перехода от гребка руками к толчку ногами (Платонов, 2000).
Существенному изменению в последние годы подвергнута техника бега на длинные дистанции. Согласно традиционным представлениям, широко освещенным в специальной литературе, оптимальной является техника стайерского бега, которая обеспечивает большую длину бегового шага при относительно невысоком темпе движений. Именно такую технику бега широко применяли выдающиеся спортсмены прошлых, сегодня уже далеких лет, в частности чемпион Игр Олимпиады 1956 г. на дистанциях 5000 и 10000 м Владимир Куц. В последние годы, прежде всего под влиянием достижений многих выдающихся африканских спортсменов, специалисты приходят к выводу, что более эффективным и экономичным является противоположный подход: очень высокая частота беговых шагов (до 240-150 в 1 мин) при небольшой длине. Подобный подход уже много лет назад обосновался в плавании: по мере развития утомления при проплывании средних и длинных дистанций многие выдающиеся пловцы, не имея возможности продолжать движения с высокой мощностью, резко увеличивают темп, что позволяет им сохранить, а иногда и увеличить уровень дистанционной скорости (Платонов, Вайцеховский, 1985; Платонов, 2000).
В структуре технической подготовленности очень важно выделять базовые и дополнительные движения.
Базовые движения и действия составляют основу технической оснащенности данного вида спорта. Без них невозможна эффективная соревновательная борьба с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта.
Дополнительные движения и действия - это второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. Именно эти дополнительные движения и действия во многом формируют индивидуальную техническую манеру, стиль спортсмена. На начальных этапах многолетней подготовки в соревнованиях спортсменов относительно невысокой квалификации уровень технического мастерства и спортивный результат в целом определяются прежде всего совершенством базовых движений и действий. На уровне высшего мастерства дополнительные движения, определяющие индивидуальность конкретного спортсмена, могут оказаться решающим средством в спортивной борьбе.
По степени освоения приемов и действий техническая подготовленность характеризуется тремя уровнями: 1) наличием двигательных представлений о приемах и действиях и попыток их выполнения; 2) формированием двигательного умения; 3) образованием двигательного навыка.
Способность к созданию отчетливых представлений о движениях является важным фактором, обусловливающим как эффективность технического совершенствования, так и реализацию освоенных умений и навыков.
Двигательное умение отличают нестабильные и не всегда адекватные способы решений двигательной задачи, значительная концентрация внимания при выполнении отдельных движений, отсутствие автоматизированного управления ими. Характерными особенностями двигательного на выка , наоборот, является стабильность движений, их надежность и автоматизированность.
Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информированностью для соперника.
Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом; уровню физической, технической, психологической и других видов подготовленности.
Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий соревнований, функционального состояния спортсмена. Следует учитывать, что современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуется большим количеством «сбивающих» факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудования, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности техники и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранять временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в циклических видах спорта попытка сохранить стабильные характеристики движений на второй половине дистанции приводит к значительному снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить или даже несколько увеличить скорость во второй половине дистанции. Например, пловцы высокого класса в конце дистанции часто увеличивают темп движений, что позволяет им поддерживать высокую скорость при уменьшающихся вследствие утомления силовых возможностях и расстоянии, проходимом в результате каждого цикла движений.
Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острой недостаточностью времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и др. (единоборства, спортивные игры, парусный спорт и др.). В этой связи важнейшей стороной технической подготовленности спортсмена является способность объединить различные технические приемы в рациональную цепь двигательных действий (технико-тактический комплекс) в зависимости от ситуации, характерной для конкретного момента соревновательной деятельности. Рационально построенный технико-тактический комплекс действий позволяет оптимальным образом связать между собой последовательно применяющиеся локальные действия нападения и защиты в рациональную цель, обеспечивающую достижение заданного конечного результата с учетом манеры поведения соперника (рис. 16.5).
Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена. Применение таких вариантов техники позволяет существенно интенсифицировать тренировочную и соревновательную деятельность. В спортивных иг-зах, единоборствах, сложнокоординационных видах спорта важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.
Экономичность техники в значительной мере обусловливается способностью к расслаблению мышц. Существует вполне обоснованная позиция (СоуШе, 1979), согласно которой способность к расслаблению можно рассматривать как своего рода двигательный навык, обеспечивающий достижение заданного двигательного результата при минимальном напряжении мышц, вовлеченных в работу, и полном расслаблении мышц, не участвующих в ней. В спорте способность к расслаблению не менее важна, чем способность к максимальной мобилизации мышечного аппарата, его максимальному напряжению. Способность к расслаблению является не только важным фактором повышения экономичности спортивной техники, но и способствует проявлению скоростно-силовых возможностей, выносливости, профилактике травматизма.
Минимальная тактическая информатив ность техники для соперника является важным показателем результативности в спортивных играх
и единоборствах. Совершенной здесь может быть только техника, позволяющая маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны с точки зрения достижения цели, а с другой - не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена.
Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той конечной целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие. Эта конечная цель в различных видах спорта не совпадает. Так, например, спортивная техника в скоростно-силовых видах спорта связана с созданием предпосылок к развитию максимальных показателей мощности и эффективным использованием для этого функциональных резервов, внешних сил и инерции. Техническое совершенствование в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости, требует высокой эффективности стандартных, многократно повторяющихся движений с точки зрения их устойчивости, вариативности, экономичности. В сложнокоординационных видах спорта (спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание и др.) техническая подготовленность определяется сложностью и красотой движений, их выразительностью и точностью, так как именно эти характеристики определяют уровень спортивного результата (Озолин, 1970; Платонов, 1984).
Техническая оснащенность в спортивных играх и единоборствах связана как с широтой технического арсенала, так и с умением спортсмена выбирать и реализовывать наиболее эффективные двигательные действия в вариативных ситуациях при недостаточной информации и остром дефиците времени.
Задачи, средства и методы технической подготовки
К основным задачам , которые требуют решения в процессе технической подготовки спортсмена, необходимо отнести следующие:
увеличение объема и разнообразия двига
тельных умений и навыков;
достижение высокой стабильности и рацио
нальной вариативности специализированных дви
жений - приемов, составляющих основу техники
вида спорта;
последовательное превращение освоенных
приемов в целесообразные и эффективные сорев
новательные действия;
усовершенствование структуры двигательных
действий, их динамики и кинематики с учетом ин
дивидуальных особенностей спортсменов;
повышение надежности и результативности
технических действий спортсмена в экстремаль
ных соревновательных условиях;
совершенствование технического мастерства
спортсменов, исходя из требований спортивной
практики и достижений научно-технического прог
ресса.
Совершенствование приемов и действий связано с поступлением и использованием информации двух видов - основной и дополнительной.
Основная информация поступает от двигательного аппарата - рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, и отражает изменения в длине мышц, степени их напряжения, направлении и скорости движений, расположении различных звеньев тела и др.
Информация о структуре движений и взаимодействии организма спортсмена с внешней средой поступает от органов зрения и слуха, вестибулярного анализатора, проприорецепторов и рецепторов кожи.
Дополнительная информация адресована в первую очередь сознанию обучаемого и осуществляется путем рассказа и показа. Эта информация помогает составить представление о совершаемых движениях, возникающих ошибках, о расхождении фактического выполнения движения с заданным, результативности двигательных действий в целом и др.
Информация о движениях, поступающая в систему управления ими, играет значительную роль в образовании новых умений, в автоматизации навыков, в совершенствовании технического мастерства в целом. Из обилия разнообразных движений отбираются и закрепляются те, которые приводят к достижению заданного результата. При повторении эти движения автоматизируются и образуют навык, в то время как остальные движения, не являющиеся эффективными по обобщенному анализу основной и дополнительной информации, не закрепляются.
В процессе технического совершенствования применяются словесные , наглядные и практи ческие методы . В зависимости от квалификации спортсменов, уровня их подготовленности, этапа обучения движениям преимущественно используется тот или иной метод или их сочетание. Прак-
тическую значимость приобретает проблемное обучение движениям, а также методы моделирования, линейного и разветвленного программирования учебного материала, позволяющие эффективно решать двигательные задачи различной координационной сложности. Так, при обучении сложным движениям эффективным является алгоритм разветвленного типа, включающий четыре уровня дидактического материала (учебных заданий), подлежащих усвоению. Первый уровень содержит задания по структуре и функциям, соответствующих разучиваемому упражнению; второй - учебные задания, необходимые для развития физических качеств, обеспечивающих выполнение движения; третий - задания, формирующие навыки специального назначения (например, в гимнастике - отталкивания, вращения, приземления и др.); четвертый - контрольные задания, которые по обратной связи дают информацию о качестве обучения (Болобан, 1990).
В последние годы при обучении движениям, особенно сложным, в практике стали широко использовать наглядные методы, позволяющие спортсмену оперативно получать информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений и на этой основе корректировать процесс обучения. Например, лаборатории Научно-исследовательского института спорта в Лейпциге (Германия) оснащены специальными диагностическими комплексами, позволяющими в условиях, максимально приближенных к соревновательным, регистрировать разнообразные биомеханические показатели, достаточно всесторонне характеризующие эффективность техники конкретного спортсмена. Полученные данные сразу обрабатываются, сопоставляются с обобщенными моделями, а также с результатами предыдущих обследований данного спортсмена. Результаты анализируются экспертами и уже через несколько минут, перед очередным упражнением, спортсмен получает указания по коррекции двигательных действий. В частности, комплекс для исследований техники метателей копья, толкателей ядра, метателей молота и диска (РегИ е* а1., 1993) представляет собой динамометрическую тензоплощадку, состоящую из семи динамометрических платформ, из которых в зависимости от вида спорта используется максимально четыре (рис. 16.6). При метании копья (заштрихованные платформы) предпоследний (скрестный) шаг фиксируется на платформе 1, реакции опорной ноги в области соединения платформ 1 и 5, а стопорящей - на платформе 4. Во время исследований применяется тензометрическое копье, на котором вблизи обмотки вмонтирован датчик ускорения. Скорость копья в фазе вылета регистрируется с помощью установленных на расстоянии одного метра лазерных устройств (рис. 16.7).
В табл. 16.2 и на рис. 16.8 представлены результаты обследований одного из спортсменов высокого класса.
Фирмой «М1сгода1е» (Италия) разработана оптическая система «Орт^итр» (рис. 16.9, 16.10) для измерения с точностью до 1/1000 с кинематических характеристик различных локомоций. Система состоит из двух инструментальных планок, одна из которых содержит блок датчиков и управления, а во вторую встроена передающая электроника (рис. 16.9). При необходимости увеличения длины дорожки несколько таких планок (единичных элементов) можно соединять вместе (рис. 16.10).
Система может измерять в реальном времени следующие величины:
длину проекции ступни и ее положение на
дорожке;
время фаз полета и опоры в беге;
мгновенную и среднюю скорость;
ускорение;
Кроме того, система позволяет определять
биомеханические характеристики старта и финиша, а также 6 промежуточных показателей, каждый из которых отдельно идентифицируется; свободно передвигаться во время эксперимента, так как в любом месте тренер может получить все временные характеристики по радио; размещать фотоэлементы на большом расстоянии (до 15 м) от отражателя; передавать биомехани
ческие характеристики по радио на расстояние свыше 300 м.
Д
ля оценки эффективности ударов в боксе успешно используется диагностический комплекс, позволяющий регистрировать скорость, силу и частоту ударов (рис. 16.11). Комплекс может быть использован и в качестве тренажера с обратной связью. Для определения специальной тренированности в практике бокса с успехом используется хро-нодинамометр «Спудерг-7» (Вл. Кличко, М. Сав-чин, 2000). Ударный динамометр представляет собой систему из стандартного боксерского снаряда - мешка или груши и компьютерного блока регистрации и обработки (рис. 16.12). Груша (мешок) оборудована специальной гидравлической датчиковой капсулой. Гидравлическая капсула повторяет форму снаряда, что существенно расширяет площадь его ударной поверхности. Блок регистрации динамометра представляет собой специализированный компьютер с многочисленными функциями:
Х
ронодинамометр «Спудерг-7» позволяет регистрировать:
Одновременно осуществляется расчет:
среднего арифметического из трех самых
сильных ударов, выполненных в последней десятке;
относительной силы удара, учитывающей ве
совую категорию спортсмена;
Градиента эффективности ударной комбинации, учитывающей время подготовки и силу акцентированного удара в серии. Все большую популярность в различных видах спорта получают сложные видеосистемы регистрации техники с последующей компьютерной обработкой, числовым и графическим представлением важнейших элементов спортивной техники. Например, комплекс, применяемый специалистами Центра биологии и биомеханики человека (Онтарио, Канада), состоящий из трехплоскостной сети видеокамер с инфракрасными стробоскопическими источниками света, воспринимающих координаты специальных маркеров, укрепленных на суставах тела спортсмена и системы обработки данных в реальном масштабе времени, позволяет получить достаточно обширную и ценную в практическом отношении информацию (рис. 16.13).
Для повышения качества процесса обучения и совершенствования движений может быть использовано программное обеспечение «Дартфиш» (Швейцария), которое позволяет обеспечить визуальную обратную связь просто при нажатии кнопки на пульте дистанционного управления. Благодаря этой технологии спортсмены могут максимизировать краткосрочную мышечную память при тренировке для ее совершенствования в реальном времени. Выполненное действие можно автоматически просматривать в непрерывном и замедленном режимах либо кадр за кадром, чтобы откорректировать неточности в спортивной технике, не прерывая процесса тренировки (рис. 16.14). Программа повышает ценность стандартных видеоклипов благодаря углубленному и детальному анализу, позволяет наложить запись одного действия на другое для точного сравнения. С помощью «5*го Мот.юп» можно разделить спортивное движение кадр за кадром, выделять и объединять от 2 до 4 видеоклипов на один экран и синхронизировать их с целью точного сравнения. Используя весь спектр модулей «Дартфиш» для своих клипов, можно моделировать спортивную технику с помощью линий, окружностей, прямоугольников, углов, вычислять пространственные характеристики и др.
Этапы и стадии технической подготовки спортсменов
Процесс обучения и технического совершенствования может быть подразделен на относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные и взаимообусловленные звенья. Согласно устоявшимся представлениям, можно выделить три этапа технической подготовки спортсмена.
Первый этап - начальное разучивание . В процессе его создается общее представление о двигательном действии и формируется установка на овладение им, изучается главный механизм движения, формируется ритмическая структура, предупреждаются и устраняются грубые ошибки.
Второй этап - углубленное разучивание . Детализируется понимание закономерностей двигательного действия, совершенствуется его координационная структура по элементам движения, динамическим и кинематическим характеристикам, совершенствуется ритмическая структура, обеспечивается их соответствие индивидуальным особенностям занимающихся.
Третий этап - закрепление и дальнейшее со вершенствование . Навык стабилизируется, совершенствуется целесообразная вариативность действий применительно к индивидуальным особенностям спортсмена, различным условиям, в том числе и при максимальных проявлениях двигательных качеств.
Эффективность обучения на различных этапах технической подготовки может быть обеспечена только в случае, если этапы обучения и его содержание тесно увязаны с критериями эффективности (табл. 16.3).
Немецкие специалисты в области спорта (Штарк, 1971; 5сппаЬе1, 1982) рекомендуют разделить процесс технической подготовки на большее количество относительно самостоятельных этапов (стадий), что позволяет точнее детализировать задачи, средства и методы технического совершенствования.
1. Стадия создания первого представления о двигательном действии и формирования ус тановки на обучение ему . Возникающие при этом психомоторные реакции и направленность воли на выполнение действия создают соответствующую функциональную настройку. Достигается это применением словесных и наглядных методов, при использовании которых формируются установки и основные пути освоения техники. Информация, получаемая спортсменом на этой стадии, должна быть представлена в наиболее общем виде и четко характеризовать главный механизм движения. Внимание спортсмена концентрируется на основных частях двигате пьных действий и способах их выполнения. Детали спортивной техники, особенности ее становления в зависимости от индивидуальных и других особенностей на этом этапе не рассматриваются, так как они могут затруднить решение поставленных задач.
2.
Стадия
формирования
первоначального
умения
,
соответствующая
первому
этапу
освое
ния
действия
.
На этой стадии формируется умение
выполнять основную структуру движения. Здесь от
мечается генерализация двигательных реакций, не
всегда рациональная внутримышечная и межмышеч
ная координация, которые связаны с иррадиацией
процессов возбуждения в коре головного мозга.
Эти особенности определяют ориентацию тренировочного процесса - овладение основами техники и общим ритмом действия. Особое внимание необходимо уделять устранению побочных движений, излишних мышечных напряжений. Процесс обучения концентрируется во времени, так как длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения осваиваемого упражнения в занятии не всегда целесообразны, поскольку образование новых навыков связано с быстрым угнетением функциональных возможностей нервной системы.
Основным практическим методом освоения двигательного действия является метод расчлененного упражнения, который предполагает разделение действия на относительно самостоятельные части и изолированное разучивание последних с последующим объединением. Разделение двигательного действия на части, вычленение двигательных характеристик упрощает процесс формирования первоначального умения, так как облегчает постановку задач, подбор средств и методов, контроль за эффективностью обучения, профилактику и устранение грубых ошибок. Лучшему усвоению двигательных действий способствует использование различных методов ориентирования - световых, звуковых и механических лидеров, специальных ориентиров, регламентирующих темп движений, их направленность и т. п.
3.
Стадия
формирования
совершенного
вы
полнения
двигательного
действия
связана с
концентрацией нервных процессов в коре голов
ного мозга. Отдельные фазы двигательного акта
стабилизируются, ведущая роль в управлении дви
жениями переходит к проприорецепторам.
Педагогический процесс направлен на изучение деталей двигательного действия. Особое внимание уделяется методам, основанным на использовании двигательных восприятий.
В этой стадии формируется рациональная кинематическая и динамическая структура движений. С целью формирования целесообразного ритма двигательных действий используется широкий круг традиционных методов и средств, направ-
ленных на создание целостной картины двигательного действия, объединение в единое целое его частей. Применяют также различные технические средства принудительного выполнения двигательных действий в заданном диапазоне двигательных характеристик; миостимуляцию, обеспечивающую целесообразную активность мышечных групп; тренировку в гидроканале (для гребцов и пловцов), принудительное лидирование (для бегунов, конькобежцев) с целью формирования скоростной техники и т. п.; тренажеры для освоения деталей техники в облегченных условиях и др.
4. Стадия стабилизации навыка соответствует этапу закрепления двигательного действия. По мере того как рациональная система движений закрепляется, определяются характерные черты навыка - автоматизация и стабилизация действия.
Педагогическая задача состоит в стабилизации двигательного действия и в дальнейшем совершенствовании его отдельных деталей. С этой целью широко используется многократное повторение упражнений как в стандартных, так и особенно в вариативных условиях.
На этой стадии техническое совершенствование теснейшим образом увязывается с процессом развития двигательных качеств, тактической и психической подготовкой. Особое внимание следует уделять техническому совершенствованию при различных функциональных состояниях организма, в том числе и в состояниях компенсированного и некомпенсированного утомления.
5. Стадия достижения вариативного навыка и его реализации охватывает весь период, пока спортсмен ставит задачу выполнения данного двигательного действия. Благодаря его применению в разнообразных условиях и функциональных состояниях организма развивается вариативный навык. У спортсменов, достигших этой стадии техни ческого совершенства, наблюдается высокая степень совершенства специализированных восприятий (чувства времени, чувства темпа, чувства развиваемых усилий и др.), а также способность к совершенному управлению движениями за счет реализации основной информации, поступающей от рецепторов мышц, связок, сухожилий.
Педагогическими задачами этой стадии являются:
Важнейшее значение на этой стадии приобретает формирование у спортсмена обобщенной чувственной модели (образа) целостного движения, чувственного и логического контроля. В основе последнего лежит мышление, глубокое понимание и осознание значимости использования закономерностей управления движениями.
К способам, затрудняющим условия выполнения действий при различных состояниях организма, относятся их выполнение на фоне значительного физического утомления; повышенного эмоционального напряжения; отвлечения, распределенного внимания; затруднения деятельности отдельных анализаторов и др.
Подобную схему совершенствования техники движений рекомендуют и видные представители российской гимнастической школы В.М. Смолев-ский и Ю.К. Гавердовский (1999). Первой, исключительно важной стадией обучения движениям является формирование у спортсмена двигательных представлений о разучиваемых движениях, для чего используются самые разнообразные методы - разъяснение, показ, наблюдения, опробование, анализ и др. Вторая, очень трудоемкая и ответственная стадия обучения предусматривает переход спортсмена от уровня первичных двигательных представлений до уровня формирования двигательных умений. На третьей стадии формируется первичный двигательный навык, который связан с возможностью выполнения в облегченных условиях (помощь и консультации тренера, привычная обстановка, отсутствие утомления и т.п.). Формирование актуализированного двигательного навыка, которое достигается на четвертой стадии, обеспечивается лишь тогда, когда движение осваивается в оптимальной схеме соревновательной деятельности, возможной связи с другими техническими элементами, в разичных психофункциональных состояниях и условиях окружающей среды. Такая стадия связана с формированием дифференцированного двигательного навыка, позволяющего обеспечивать высокую эффективность двигательных действий в сложных и постоянно изменяющихся условиях внешней среды, в устойчивом состоянии, а также при прогрессирующем утомлении, включая явное. И, наконец,
заключительная, шестая стадия включает достижение такого совершенства двигательного навыка, при котором спортсмен с высокой степенью эффективности варьирует широким спектром родственных движений, что обеспечивает разнообразие и полное соответствие выполняемых движений конкретной соревновательной ситуации. Очень важно не нарушать процесса совершенствования навыка прежней эксплуатацией уже освоенного навыка («амортизирующая» тренировка) вместо его планомерного совершенствования, не допускать перерывов в процессе обучения (детре-нирующий режим), обеспечивать разнообразие и усложнение тренировочных программ, так как стабилизация средств приводит к дегенерации навыка (рис. 16.15).
Совершенствование техники в условиях значительного утомления может стать причиной расстройства движений, закрепления ошибок. Однако отрицательные последствия наблюдаются только в случае, если работа пущена на самотек. Когда совершенствование техники осуществляется методически правильно, с широким использованием разнообразных средств и приемов, находящихся в строгом соответствии с поставленными задачами и функциональными возможностями спортсменов, то у них формируется рациональная стабильная техника с широким спектром компенсаторных колебаний в основных характеристиках структуры движения (Р1ат.опоу, 2002).
В процессе обучения и совершенствования техники постоянно наблюдаются ошибки. Их своевременное выявление и установление причин возникновения в значительной мере обусловливают эффективность процесса технического совершенствования. Однако наряду с установлением характера ошибок и затруднений необходимо определять эффективные методические приемы и средства их устранения и преодоления.
Обучение и совершенствование техники спортивных упражнений должно быть тесно связано с соревновательными особенностями конкретного вида спорта, ведущими характеристиками, определяющими достижение высокого спортивного результата.
В целостном двигательном акте все характеристики (динамические, кинематические и ритмические) взаимосвязаны. Однако при обучении и совершенствовании в каждом конкретном случае следует акцентировать внимание на ведущих для данного действия двигательных характеристиках техники спортивного упражнения. Поэтому при овладении спортивной техникой, ее индивидуализации и совершенствовании необходимо исходить не только из биомеханической целесообразности приемов, но и обязательно учитывать их будущие тактические особенности, возможности применения в целесообразных и результативных соревновательных действиях (Келлер, Платонов, 1987).
Овладевая техникой, спортсмен должен особенно совершенствовать остроту мышечного чувства, зрительных и двигательных восприятий, чувство равновесия и специфические качества, связанные со специализированной соревновательной деятельностью. Специализированная тренировка анализаторов, которым принадлежит ведущая роль в соревновательной деятельности конкретного вида спорта, в процессе спортивно-технического совершенствования приводит к развитию специфических качеств (чувства снаряда, воды, снега, времени, боя и др.), определяющих достижения высокого спортивного результата. Без этого любая биомеханически целесообразная техника движений превращается в формальные двигательные акты и не приводит к высоким и стабильным спортивным результатам.
Основы методики совершенствования техники спортсменов высокой квалификации
Важным методическим положением, способствующим формированию совершенного, стабильного и вариативного технического мастерства спортсменов, позволяющего эффективно действовать в экстремальных соревновательных ситуациях, является использование в тренировочном процессе методов усложнения условий выполнения приемов, деятельности при различных состояниях организма, затрудняющих выполнение действий.
Способами усложнения условий выполнения приемов и действий являются:
усложнение и расширение вариантов исход
ных промежуточных и конечных положений, под
готовительных действий;
ограничение или расширение пространствен
ных границ выполнения приемов и действий;
ограничение временных отрезков действий;
усложнение условий ориентирования в прос
транстве и времени;
выполнение приемов и действий в непривыч
ных условиях (покрытие площадки, форма, масса
и детали спортивного снаряда, время суток, кли
матические условия и др.);
варианты сопротивления условного против
ника;
неадекватные реагирования партнеров и др.
ления (амортизатор, отягощения), без страховки, с супервращениями. В процессе технического совершенствования особое внимание должно быть обращено на зависимость техники двигательных действий от уровня развития психомоторных функций, непосредственно участвующих в саморегуляции движений. Точное управление пространственными, временными и динамическими параметрами движений взаимосвязано с соответствующими проявлениями психомоторики - специализированными восприятиями, простыми, сложными и антиципирующими реакциями. Благодаря этому процесс технического и психического совершенствования идет параллельно. Многократное выполнение двигательных действий способствует повышению уровня точности и быстроты психической регуляции движений, который, в свою очередь, становится основой для дальнейшего совершенствования спортивной техники. Из этого следует важное положение для практики: специальное и целенаправленное совершенствование психомоторных качеств приводит к реализации скрытых резервов организма в отношении технического мастерства спортсмена (Сурков, 1984).
Одним из важнейших методических условий совершенствования рациональной техники является взаимосвязь и взаимозависимость структуры движений и уровня развития физических качеств. Соответствие каждого уровня развития физической подготовленности спортсмена уровню владения спортивной техникой, ее структуре и степени совершенства ее характеристик - важнейшее положение методики технической подготовки в спорте (Платонов, 1986; МагИп е1 а1., 1991; Матвеев, 2001). Повышение физической подготовленности требует перехода на новый уровень технического мастерства и наоборот - более совершенное техническое мастерство спортсмена требует подкрепления соответствующей физической подготовленностью.
Техническая подготовка - это процесс обучения спортсмена технике движений, свойственных данному виду спорта и доведение их до совершенства. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование.
Под спортивной техникой понимают специфический общепринятый и принципиально закономерный способ решения спортивно-двигательной задачи, сложившийся в спортивной практике. Иногда под «спортивной техникой» понимают определенный способ выполнения двигательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективности использования спортсменом своих двигательных возможностей для достижения спортивного результата.
Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.
1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.
2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.
3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.
4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.
Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, чтО он умеет выполнять и кАк владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:
объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен;
разносторонность техники - степень разнообразия технических приемов. Так, в спортивных играх это - соотношение частоты использования разных игровых приемов.
Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, - спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.
Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.
Центральная задача технической подготовки -- формирование таких навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяли бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом.
Основными задачами технической подготовки являются.
1. Расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.
2. Владение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их без излишних напряжений).
3. Улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнении технических приемов) и их устранения.
4. Совершенствование техники за счет изменения формы движений, создавая определенные трудности при выполнении технических приемов.
5. Совершенствование техники игры в соревновательных условиях.
Различают общую и специальную техническую подготовку:
общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности. Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:
1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.
2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств технической подготовки.
специальная техническая подготовка направлена на достижение технического мастерства в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:
1. Сформировать знания о технике спортивных действий.
2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.
3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.
4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).
5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее.
Техническая подготовка - это многолетний процесс, который условно можно разделить на два основных этапа:
первый -- это собственно обучение, первичное освоение технического элемента.
второй -- это процесс углубленного технического совершенствования, овладение высотами спортивно-технического мастерства.
На базовой стадии осуществляется начальное обучение спортивной технике, создается богатый основной арсенал технических умений, навыков (элементов и связок достаточно простых упражнений), на основе которых в дальнейшем развертывается углубленное совершенствование техники избранного вида спорта. Этот процесс можно характеризовать как приобретение спортсменом общей технической подготовленности.
На стадии углубленного спортивно-технического совершенствования происходит совершенствование специальной технической подготовленности спортсмена, меняются конкретное содержание и формы технической подготовки спортсмена.
В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы: средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:
а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;
б) показ техники изучаемого движения;
в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей;
г) использование предметных и других ориентиров;
д) звуко- и светолидирование;
е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.
Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:
а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;
б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;
в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;
г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.
Конкретный выбор тех или иных средств и методов технической подготовки, их соотношение, последовательность, преимущественное использование зависят от зависит от особенностей техники избранного вида спорта, целевых установок многолетней тренировки, задач этапов подготовки, возрастных особенностей и уровня подготовленности спортсмена, условий обучения, сложности структуры изучаемых технических приемов, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки и других факторов.
Из всего многообразия принципов и правил можно выделить главные положения, которые служат первоосновой правильности и эффективности обучения. Процесс обучения построен на реализации следующих основополагающих дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности и др.
Оптимизация обучения во многом определяется принципом доступности, но не сводится только к использованию методических подходов «от простого к сложному» и «от легкого к трудному».
Не менее важно учитывать и то обстоятельство, что вначале надо освоить основные приемы и способы. И наконец, новые двигательные навыки быстрее формируются на базе ранее освоенных. Поэтому следует использовать естественную взаимосвязь и структурную общность различных технических приемов и способов.
Реализация всех перечисленных принципов будет более эффективна, если в процессе обучения будут учтены индивидуальные психофизиологические особенности спортсмена. Объясняется это различием свойств центральной нервной системы: силы, уравновешенности, подвижности.
Таким образом, при определении оптимальной последовательности нужно по возможности учитывать все названные здесь обстоятельства, а не руководствоваться каким-либо одним.
Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.
Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.
В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.
1. Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.
Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.
2. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена.
3. Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
4. Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в циклических видах спорта стремление сохранить стабильные характеристики движений до конца дистанции приводит к значительному снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить или даже несколько увеличить скорость на финише.
Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т.п. (единоборства, игры, парусный спорт и др.).
5. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена.
В спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.
6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой - Не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена.
Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.
Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.
Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мастерства в процессе занятий спортом.
Средствами технической подготовки являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения, которые должны отвечать следующим требованиям,
Упражнения, направленные на формирование соревновательных действий по частям, не должны отличаться по главным структурным признакам от воспроизводимых частей соревновательного упражнения.
Порядок формирования или перестройки фаз соревновательного упражнения зависит как от особенностей структуры, так и от подготовленности спортсмена, в том числе от имеющегося у него двигательного опыта. Чем сложнее соревновательная комбинация и отдельные элементы, которые войдут в нее, тем труднее затем собрать все расчлененные упражнения и сформировать необходимый ритм всего соревновательного действия в целом.
В пределах выполняемых фаз необходимо сформировать и уточнить двигательные задачи, положения тела (исходные, конечные), взаиморасположение звеньев тела, а затем способ перехода из начального в конечное положение.
Независимо от того, разучивается ли действие преимущественно сразу в целом или по частям, спортсмен должен на первом этапе научиться контролировать и корректировать движения (сначала зрительно, затем без участия зрения), для чего необходимо знать главные «контрольные точки» в каждой фазе (положения и взаимоположения звеньев двигательного аппарата).
Закреплять навыки расчлененного выполнения соревновательного упражнения целесообразно, если не возникает серьезных препятствий для объединения частей в целое. Это зависит от того, насколько органически они связаны друг с другом. Например, в гимнастических комбинациях опасность чрезмерного закрепления этих элементов как отдельных навыков сравнительно невелика, а при вычленении фаз прыжков, метаний гораздо больше.
Успешная реализация задач по формированию новой техники соревновательных действий и преобразованию старых навыков на первом этапе (этапе начального разучивания) определяется использованием методических подходов и приемов, облегчающих технически верное выполнение упражнения, особенно когда они отличаются координационной сложностью и связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера.
Кроме приемов расчленения упражнения на части и прямой физической помощи тренера применяются:
1) технические средства: а) средства формирования и уточнения представлений о движениях в сознании занимающихся; б) средства, вводящие в обстановку обучения (различного рода ориентиры); в) средства срочной и сверхсрочной информации о выполняемых движениях; г) тренажеры, применяемые для обучения движениям; д) тренажеры для совершенствования двигательных действий и развития специальных двигательных качеств; е) средства, обеспечивающие страховку;
2) облегченные тренировочные снаряды и специальное оборудование: подвесные лонжи, подкидные мостики для прыжков, батуты, наклонные дорожки, беговые, гребные и плавательные тредбаны.
В процессе технической подготовки спортсмена осуществляется большая, кропотливая работа по усвоению знаний, формированию двигательных умений и навыков.
Двигательное умение - это способность выполнять двигательные действия на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок, при значительной концентрации внимания занимающихся построить заданную схему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания.
Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений, и двигательное умение переходит в навык, характеризующийся такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит, автоматизировано, а действия отличаются высокой надежностью.
В процессе спортивной тренировки двигательные умения несут вспомогательную функцию. Она может проявляться в двух случаях:
когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных двигательных действий;
когда необходимо добиться простого освоения техники соответствующих двигательных действий, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков.
Формируемые двигательные навыки стабилизируются тогда, когда система необходимых воздействий воспроизводится часто и относительно стереотипно. Основные положения стабилизации спортивных навыков следующие:
1. Стабилизация навыка происходит тем легче, чем стандартнее в процессе повторного выполнения действия воспроизводятся его закрепляемые черты. Отсюда следует правило: вначале закрепления навыков целостного выполнения действий следует по возможности исключать факторы, способные вызывать отклонения от оптимальных параметров техники движения (затрудняющие условия внешней среды, утомление, психическая напряженность) и создавать условия, уменьшающие вероятность таких отклонений путем регулирования нагрузок и отдыха, распределения упражнений в структуре занятий, способствующих закреплению навыков, использования соответствующих технических средств, тренажеров, лидирующих устройств, стандартизации условий внешней среды.
2. Обеспечение положительного характера стабилизации, т.е. чтобы все усилия, которые направлены на стабилизацию навыков, не теряли смысла, если при этом закрепляются ошибки. Поэтому стандартность упражнений относительна: повторять их следует без ошибок и с точностью закрепляемых параметров движения. На этапе стабилизации и на всех других этапах техническую подготовку необходимо сочетать с воспитанием способности точно регулировать и определять пространственные, временные и динамические параметры движения, рационально чередовать мышечные напряжения и расслабления, управлять переменными моментами действия в целом.
Закреплять навыки соревновательных действий целесообразно в той мере, в какой это придает им необходимую стабильность, но не превращает в стереотипы и согласуется с общей тенденцией развития тренированности на данном этапе большого (годичного) цикла тренировки.
В процессе закрепления сформированных навыков соревновательных действий все параметры упражнений, обеспечивающие стабилизацию, должны постепенно приближаться к целевым, к достижению, намеченному в данном цикле тренировки. При этом в скоростно-силовых видах спорта на первый план выдвигается проблема стабилизации навыков в условиях всевозрастающих проявлений скоростно-силовых качеств. Применяют прием «позонного освоения интенсивности». Так, если на первом этапе упражнения без отягощений выполнялись в основном с интенсивностью, не превышающей 90%, то на этапе стабилизации интенсивность значительной части этих упражнений смещается вначале в зону 90-93%, а затем и в более близкую к соревновательной. При закреплении навыков в видах спорта, не требующих предельных проявлений скоростно-силовых способностей, можно сразу же обеспечивать стабилизацию главных черт техники движений применительно к целевому уровню по интенсивности.
Надежность спортивной техники зависит от возможности изменять сформированные навыки соответственно меняющимся условиям состязаний, а, следовательно, и от вариативности навыка.
Однако стабильность и динамичность навыка представляют собой не только противоположные, но и взаимообусловленные свойства. Их взаимосвязь проявляется в том, что заданные кинематические параметры действия могут оставаться одними и теми же при его выполнении в различных условиях.
Целесообразная вариативность техники соревновательных действий характеризуется их оправданной изменчивостью, которая одинакова в условиях соревнований и способствует сохранению результативности действий. Она допускает отклонения от закрепленных форм движений, но не больше, чем это необходимо 0я достижения соревновательной цели. Степень вариативности в различных видах спорта неодинакова. Одна из основных задач технической подготовки спортсмена при совершенствовании закрепленных навыков состоит в том, чтобы обеспечить вариативность, соответствующую особенностям вида спорта. Это достигается путем направленного варьирования отдельных характеристик, фаз, форм упражнения, а также внешних условий их выполнения. Исходная основа различных приемов варьирования заключается в сочетании постоянной установки на результативность соревновательных действий и целесообразно изменяемых оперативных установок в тренировке. Наиболее широкий диапазон направленных вариаций установок характерен для видов спорта с нестандартным составом действий, непрерывно меняющимся по ходу изменения соревновательных ситуаций (спортивные игры, единоборства). Наряду со стабильностью и вариативностью навыков необходима также их надежность. Она определяется психической устойчивостью, специальной выносливостью, высокой степенью координации и других способностей спортсмена. Надежность действий спортсмена в соревнованиях есть комплексный результат совершенствования его навыков и способностей, гарантирующий высокую эффективность действий вопреки возникающим внешним и внутренним сбивающим факторам (помехоустойчивость) (Рис. 7).
Основными путями и условиями повышения сформированных навыков помехоустойчивости являются следующие.
1. Адаптация навыков к условиям предельных проявлений физических качеств в тренировке.
Техническая подготовка спортсмена в этих условиях органически сливается с его специальной физической подготовкой. Главными адаптирующими факторами при этом являются объем и интенсивность специфических тренировочных нагрузок, приближенных к соревновательным и превышающих их. Соотношение числа упражнений, выполняемых с околопредельной и предельной интенсивностью, должно изменяться в сторону постепенного увеличения (особенно в скоростно-силовых видах спорта).
Надежность спортивной техники в видах спорта, требующих предельных проявлений выносливости, зависит от степени устойчивости навыков в условиях утомления. Поэтому задача упрочения навыков выполнения соревновательных действий решается в единстве с задачами воспитания специальной выносливости.
Одним из основных методических направлений при этом является расширение объема упражнений, выполняемых с целевой интенсивностью сопряженных с нарастанием утомления по ходу работы.
Рис.7. Характер сбивающих факторов и причины возникающих нарушений
Стернь утомления следует лимитировать так, чтобы оно не допускало существенных отклонений от заданных оптимальных параметров движений. Утомление, если оно не чрезмерно, не только не разрушает прочно закрепленные навыки, но и может способствовать совершенствованию координации движений.
2. Моделирование соревновательных напряженных ситуаций и введение дополнительных трудностей.
Устойчивость навыков обеспечивается путем взаимодействия технической и специально психической подготовки. С началом стабилизации навыка необходимо исключать приемы, облегчающие выполнение упражнений, и вводить отдельные трудности, усложняющие задачи управления движениями (усложнять пространственные и временные условия, ограничивать зрительный самоконтроль, использовать отягощения). С приближением соревнований нужно моделировать в тренировке соревновательные ситуации, отличающиеся высокой психической напряженностью, что способствует повышению степени надежности навыков, используя при этом методы контроля и коррекции возникающих ошибок, а также методы специальной психической подготовки, мобилизующие спортсмена на преодоление трудностей.
Систематическое участие в тренировочных соревнованиях в качестве фактора закрепления и совершенствования новых форм спортивной техники целесообразно использовать после обеспечения первоначальной стабилизации сформированных навыков.
Освоение новых форм и вариантов техники, их закрепление и совершенствование происходят в зависимости от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы в рамках больших циклов тренировки (годичных или полугодичных). Этапы технической подготовки должны соответствовать общей структуре. В каждом большом цикле у прогрессирующего спортсмена можно выделить три этапа технической подготовки:
1-й этап совпадает с первой половиной подготовительного периода больших тренировочных циклов, когда вся подготовка спортсмена подчинена необходимости становления спортивной формы. Это этап создания модели новой техники соревновательных движений (ее улучшения, практического освоения, разучивания отдельных элементов, входящих в состав соревновательных действий) формирования их общей координационной основы;
2-й этап. На этом этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительногo периода больших тренировочных циклов (специально подготовительный, предсоревновательный этапы);
3-й этап. Техническая подготовка строится в рамках непосредственной предсоревновательной подготовки и направлена на совершенствование приобретенных навыков, моделирование соревновательных программ, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период.
В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки (рис. 8).
|
Рис.8. Состав ошибок, возникающих, в процессе технической подготовки
Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.
Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:
1.Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта;
2.Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФИ. Специальная техническая подготовка направлена на овладение технической движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:
1.Сформировать знания о технике спортивных действий;
2.Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена;
3.Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях;
4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования);
5.Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее(например техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска).
В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:
Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия.
К ним относятся:
а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др;
б) показ техники изучаемого движения;
в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др
г) использование предметных и других ориентиров;
д) звуко- и светолидирование;
е) различные тренажеры, регулирующие устройства, приборы срочной информации.
Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений .
В этом случае применяются:
а); общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;
б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;
в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;
г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой,
соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.
Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники выбранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.
Этапы и содержание технической подготовки в многолетнем и годичном циклах тренировки.
Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей многолетней тренировки спортсмена.
Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно подразделить на три стадии:
1.Стадию базовой технической подготовки.
2.Стадию углубленного технического совершенствования и достижение высшего спортивно-технического мастерства.
3.Стадию сохранения спортивно-технического мастерства.
Процесс овладения и совершенствования техники движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы.
В связи с этим в годичном цикле выделяют три этапа технической подготовки:
1.Поисковый;
2. Стабилизации;
3 Адаптивного совершенствования (приспособительного).
Техническая подготовка на первом этапе направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного материала), улучшения ее предпосылок ее практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного периода.
На втором этапе техническая подготовка направленная на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода.
На третьем этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости),надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период в целом.
Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствование технического мастерства являются:
1. Достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в избранном виде спорта, повышение их эффективности в соревновательных условиях;
2. Частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование кинематики или динамики отдельных деталей навыка с точки зрения достижений современной науки и требований спортивной практики.