Как сделать самодельный картинг. Карт или картинг (история картинга) Максимальная скорость на картинге

Ка́ртинг - вид спорта и развлечения, гонки на картах - простейших гоночных автомобилях без кузова. Скорость карта (класс Суперкарт) может достигать 260 км/ч.

Одно из существующих и, видимо, наиболее близких к истине мнений о зарождении картинга гласит, что его корни следует искать в США тридцатых годов, когда группа мальчишек стихийным образом устроила соревнования на безмоторных тележках, катящихся под горку. Поскольку интерес к таким соревнованиям нарастал, они проводились все чаще, а конструкции тележек все более усовершенствовались. Логичным продолжением этого явилось то, что на них появился простейший двигатель внутреннего сгорания.

Альфред Хичкок на карте в клубе "Go Kart"

Первую машину, наиболее похожую по конструкции на нынешние карты, построили летом 1956 года механик гоночных автомобилей Арт Инглс и сотрудник нефтяной компании в Калифорнии Луи Борелли. Для изготовления рамы Инглс применил трубы, которые употреблялись в производстве гоночных автомобилей. Двигатель мощностью 2,5 л.с. (1,85кВт) был установлен позади сиденья водителя. Проведя испытания карта и убедившись в его перспективности, Инглс и Борелли основали фирму по производству картов. Одновременно новинкой заинтересовались и другие энтузиасты, которые, объединившись в декабре 1957 года, основали первую картинговую организацию - американский клуб "Го карт".

В дальнейшем были разработаны первые технические требования и первые правила соревнований, основанные на правилах автомобильных трековых гонок. В частности, уже тогда применялся распространенный ныне метод определения стартовых мест с помощью контрольных заездов.
География картинга начала расширятся, когда по заказу сотрудника ВВС США Микки Флина, служащего в то время в Великобритании, фирма "Го карт" в сентябре 1958 года направила ему пять картов. За полтора года картинг настолько распространился в Англии, что с февраля 1960 года начал с успехом издаваться периодический журнал "Картинг", существующий и поныне.

Начало шестидесятых годов - время победоносного шествия картинга по планете, а 1964 год - год первого чемпионата мира, который проходил в Риме. Чемпионом мира по картингу стал итальянец Г.Сала.

Первый карт в нашей стране был построен в 1960 году в курском городском дворце пионеров под руководством большого энтузиаста картинга, выпускника Харьковского автомобильно-дорожного института Льва Кононова, в память о котором в Курске ныне ежегодно проводятся традиционные соревнования по картингу. Именно здесь при Курском Дворце пионеров в конце 50-х годов прошлого века была создана ЭЛМА - экспериментальная лаборатория малолитражных автомобилей.

Из стен лаборатории выехали оригинальные самодельные автомобили "Курск", "Спутник", "Товарищ", а в 1961 году был собран первый карт. Потом началось бурное развитие картостроения, соревнования по картингу были супер популярны! Картингом увлекались тысячи и тысячи и ребят, и девчонок.

Но не только автомобили выезжали из стен лаборатории. Перед вами фото микромотороллера, изготовленного воспитанниками Льва Кононова в 1960г. Двигатель - велосипедный, объемом до 50 куб. см. О японских скутерах тогда ничего не знали...

Другим очагом зарождения оказался Харьковский дворец пионеров, где с конца 1960 года успешно действовала картинговая секция под руководством Виталия Енина и Эдуарда Костенко.

В декабре 1960 года картинг официально уже был признан, когда Федерация автомобильного спорта (ФАС) СССР утвердила Правила проведения соревнований, а также классификацию и технические требования к картам.

В 1961-1963 годах картинг окончательно становится на ноги в Москве, Курске, Харькове и Одессе, Латвийской и Эстонской ССР. В Латвийской ССР с 1961 года начал накапливаться опыт проведения картинговых соревнований, которые проходили на велотреках и беговых дорожках стадионов. Благодаря усилиям заслуженного тренера Латвийской ССР Леона Рейнхольда, за короткое время картинг настолько развился в Латвии, что первые всесоюзные соревнования по картингу в 1962 году были проведены в Риге. В них приняло участие 80 спортсменов и 8 городов. Победителями стали участники из Курска, которые к тому же получили приз за лучшую конструкцию карта в классе 50 см³.

Через год в Москве состоялся первый чемпионат СССР по картингу, который разыгрывался по системе двоеборья: кольцевая гонка на площадке в Лужниках и гонки по треку стадиона Юных пионеров. Победителями стали О.Кошиц в классе 175 см³ и В.Степанов в классе 125 см³.
Второй чемпионат страны принес победы эстонским гонщикам В.Аллипере в классе 125 см³ и В.Кутсару в классе 175 см³. Большим событием в спортивной жизни стал также розыгрыш приза по картингу спортивного общества "Калев" в Эстонии.
С третьего чемпионата СССР система двоеборья была отменена, и соревнования стали проводится только по кольцевой трассе, так как гонки по велотреку оказались небезопасными.

В 1964 году во всесоюзных соревнованиях в Харькове были представлены первые модели картов Таллинского авторемонтного завода "Эстония К-1" и "К-2". За 1965 год было изготовлено 100 таких картов, которые отличались повышенной прочностью рамы, более широкими колесами и наличием тормозов на каждом колесе.

Курские спортсмены явились пионерами также и в зимнем картинге, который начал быстро распространяться после гонок, состоявшихся в декабре 1963 года в Курске. Первый всесоюзный зимний картинг был проведен на ледовой дорожке Ленинградского мототрека с участием представителей 9 городов - Москвы, Таллина, Одессы, Каменск-Уральска, Каунаса, Риги, Курска, Краснодара и Ленинграда. Зачет был лично-командный. Первое место заняла команда города Таллина в составе Юка Рейнтама и Велло Валинга, на втором месте были Москвичи, на третьем - рижане. Первые 16 участников, выигравших командные гонки, были допущены к личным соревнованиям.

Гонки состояли из пяти заездов, а каждый заезд из пяти 400-метровых кругов. Первое место занял Чертов, победивший во всех пяти заездах, второе - Лыткин, третье - Колпаков из Москвы.

Впервые советские картингисты вышли на международную арену в 1964 году, приняв участие в розыгрыше "Хрустального кубка", учрежденного Венгерским автоклубом для награждения лучшего гонщика социалистических стран в классе 125 см3. Соревнования состояли из трех этапов, проходивших в Берлине, Будапеште и Варшаве. Первое командное место заняла сборная ГДР.

В октябре 19645 года советская команда выезжала в Болонью и Флоренцию на матчевые встречи с итальянскими картингистами в классе 125 см3 с коробкой передач. В свою очередь, в июле 1966 года итальянская команда приезжала на гонки в Москву, Ленинград и Ригу.
В 1966 году были учреждены лично-командные многоэтапные соревнования на Кубок дружбы социалистических стран, в которых советские картингисты неизменно принимают участие, а в последнее время являются лидерами и в командном, и в личном зачете.

В деле развития картинга в нашей стране велики заслуги заслуженного работника физкультуры РСФСР, судьи всесоюзной категории А.С. Черкасского - участника автопробега Москва - Кара-Кумы - Москва 1933 года. По его инициативе в 1971 году были организованы и проведены Всесоюзные соревнования среди школьников 9-14 лет на приз газеты "Пионерская правда". В программу этих соревнований входили практическая проверка знаний Правил дорожного движения в городке ГАИ, фигурное вождение и кольцевые гонки. Соревнования прошли с большим успехом, превратившись в подлинный праздник для детворы. Их проведение в последующие годы столь явственно проявило их актуальность, что совместным Постановлением ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения, МВД СССР и ЦК ДОСААФ СССР было принято решение о том, чтобы сделать их ежегодными.

В истории картинга известны случаи использования карта как рекордно-гоночного автомобиля. Обладая малым сопротивлением движению, карт может применяться также для побития рекордов скорости в классе малых кубатур, где скорости не столь велики, чтобы аэродинамическое сопротивление играло решающую роль.

Ученик участника первых чемпионатов СССР по картингу харьковчанина В. Енина Борис Корсунский в октябре 1977 года на карте установил рекорд скорости СССР для автомобилей с поршневыми двигателями рабочим объемом менее 250 см3. Стартуя с места на дистанции 500 м, он показал среднюю скорость 90 км/ч на Чугуевской трассе.

Австриец Георг Плетцер осуществил занимательный эксперимент, использовав карт для практического испытания построенного им же ракетного двигателя. Для прямолинейности хода он установил два идентичных двигателя по бокам, а сзади между двигателями поместил тормозной парашют, который, однако, сгорел в пламени двигателей в первом же заезде. Испытателю посчастливилось отделаться лишь сильным испугом. Журналистам он заявил, что подобные опыты заполняют его жизнь смыслом.

В другом эксперименте с помощью карта немецкий физик и энергетик Лайнг доказал, насколько компактным и надежным может быть паросиловая установка, в которой происходит круговорот пара и жидкости. В горячей зоне жидкость превращается в пар, приводящий в движение поршень. В холодной зоне пар конденсируется. Затем цикл повторяется.

Продолжая славные традиции харьковчан и желая выявить новые возможности карта, в 1974 году Юрий Стебченко построил и экспонировал электрокарт "ХАДИ". В 1981 году впервые в СССР на соревнованиях в городе Курске на приз газеты "Пионерская правда" по инициативе А.С. черкасского и корреспондента газеты "Пионерская правда" А.В. Лельевра были проведены показательные заезды на девяти электрокартах произвольной конструкции. К сожалению, этот опыт не находит пока распространения. Развитие картов с электрическим двигателем сдерживает та же причина, что и электромобилей, - несовершенные источники тока, аккумуляторы.

В 70-80-x годах в СССР картинг занимает прочное место в спортивной жизни молодежи. В пяти тысячах секций при школах, дворцах пионеров, станциях юных техников, вузах, техникумах, заводах, научно-исследовательских институтах, спортивно-технических клубах (СТК) ДОСААФ картингом занималось 130 тысяч детей, юношей, девушек и взрослых под руководством трех тысяч тренеров-преподавателей. К услугам любителей этого увлекательного и полезного вида спорта было предоставлено 180 трасс (из которых, однако, подавляющее большинство временные) и 33 тысячи картов.

Налажено было и промышленное производство картов различных классов, предназначенных для проведения занятий и участия в соревнованиях всех возрастных групп. Одесский завод ДОСААФ выпускал карты класса "Пионер" для детей (на фото).

В 1988 году выпуск картов того же класса начало Камское производственное объединение большегрузных автомобилей. Ленинградское производственное объединение "Патриот" ДОСААФ производило карты для юниоров, взрослых и членов сборной команды страны. Абовянский завод ДОСААФ изготовлял карты для детей и юниоров. Общее число производимых в год картов достигало в то время 10 тысяч!

Ежегодно проводились чемпионаты и первенства СССР, союзных республик, городов Москвы и Ленинграда, краев и областей. Однако для массовости картинга большое значение имели соревнования городского и районного масштаба. В общей сложности за год во всевозможных соревнованиях, проводимых на территории СССР, принимало участие 150 тысяч человек.

Картинг входил в зачет всесоюзных и всероссийских спартакиад и юношеский игр школьников.

Картинг сегодня

У карта всего две педали: правая - газ, левая - тормоз (при этом в зависимости от типа карта бывает, что передние тормоза с ручным управлением). Водителям автомобилей, с ходу севших на карт, не всегда легко приспособиться к такому алгоритму, ведь левая нога не привыкла к чувствительной педали тормоза. Непривычными покажутся и жёсткий ход карта, и зудящие вибрации. Если покрытие трассы оставляет желать лучшего, то протрясёт изрядно, а можно и мозоли кое-где натереть. У карта нет подвески - колёса и задняя ось крепятся к раме без каких-либо демпфирующих элементов. Лонжероны рамы, конечно, работают на кручение и изгиб, но смягчающим фактором это не назовёшь. Вибрации вызваны работой высокооборотистого мотора, который тоже прикручен непосредственно к раме. От тренировки к тренировке к этим особенностям привыкаешь, равно как и к вою двигателя справа под ухом.

Конечно, динамика - это первое, что ощущаешь в карте. Но ещё больше удовольствия доставляет управление машинкой на высокой скорости. Колёса у карта поворачиваются следом за мыслью, ведь тут как такового рулевого механизма и рейки нет. Две тяги, правая и левая, при помощи шарниров прикручены непосредственно к рулевой колонке.

Руль, кстати, не делает ни оборота. Вкупе с низким центром тяжести, жёсткой рамой и отсутствием подвески управляемость фантастическая. По сравнению с автомобилями карт словно приклеен к асфальту. Но, конечно, до поры до времени. Как и на всё остальное в этой жизни, на него распространяются все законы физики, поэтому, достигнув определённого момента, задняя ось сорвётся в занос.

Как и в любом виде спорта, в картинге есть свои хитрости. К примеру, разный угол поворота колёс относительно оси. Повернув до упора руль налево, можно даже визуально заметить, что левое колесо вывернуто гораздо круче правого. То же самое получится, если повернуть руль направо. Естественно, в зависимости от трассы эти параметры можно регулировать прямо на месте. Такая игра с геометрией колёс позволяет карту буквально ввинчиваться в поворот. Для него характерна именно избыточная поворачиваемость, нежели недостаточная.

Стоит заметить, что, несмотря на всю простоту рулевой системы, маленькие колёса и скромный вес болида, карт требует физической подготовки. Пары-тройки кругов хватит, чтобы почувствовать, как забились бицепсы, а ещё через кружок-второй неподготовленный человек почувствует сильную усталость - руки словно свинцом налились. Утром, естественно, вчерашние покатушки напомнят о себе болью в мышцах.

Картинг, кстати, является универсальным видом спорта по той причине, что может проходить в зимнее время. К примеру, Формулу-1 по снегу не проводили никогда, кузовной WTCC тоже. Правда, зимний картинг проводят в основном в северных странах, включая Россию, а главным отличием от летнего сезона является использование шипованных шин.

В традиционном картинге шины также имеют разные тип и назначение. Для сухого покрытия используют слики без протектора. Можно подумать, что они изношены, а спортсмены не торопятся их поменять. Но нет, изначально именно такие шины имеют лучшие сцепные способности на сухом асфальте картодрома. В дождь ставят шины с направленным протектором, которые уже напоминают автомобильные. Кстати, даже один тип шин может быть разным по составу, т. е. мягкости. Подбор правильной резины зависит и от особенностей трассы, и от температуры окружающей среды, и от стиля пилотирования.

В это непросто поверить, но в школу картинга пацаны (и девчонки, кстати, тоже) принимаются уже с 9 лет. Встречаются, правда, спортсмены и ещё моложе, но к соревнованиям допускают с 9-летнего возраста. Для занятия картингом, естественно, требуется настоящая автоспортивная амуниция: шлем, перчатки, огнеупорный комбинезон, специальная обувь, воротник для шеи, защитный жилет. Требуется и специальное нательное бельё. В общем, всё как у Шумахера.

Кстати, гонщики Формулы 1 тоже иногда садятся за карт и соревнуются между собой. Вот здесь на видео и сам "Красный Барон" на таких гонках в 1994 году:

А можно стать настоящим гонщиком в столь юном возрасте? Легко. Да так, что объедешь и опытного гражданского водителя с мегастажем. Картинг - самый идеальный фундамент для начала занятий автоспортом. Все азы поведения четырёхколёсного транспортного средства заложены именно в этой маленькой, на первый взгляд несерьёзной машинке. А как известно, чтобы превратиться в профессионала, спортом надо заниматься с детства. Так и выходит, что картинг совмещает такие ключевые особенности: доступен для детей, является первой важной ступенью в автоспорте.

Картингом занимается народ разных возрастов, и соответственно машины делятся на группы и классы, которые, в свою очередь, различают карты по размерам, весу, объёму двигателя и т. д. Это только так кажется, что все карты одинаково маленькие. А вот и нет. Разновидностей их больше, чем в любом другом виде автоспорта. Мы распишем их лишь поверхностно, чтобы иметь представление о том, как примерно делятся классы в Казахстане. Все технические требования по гоночным машинам расписаны куда детальнее.

Итак, детишкам предоставляется карт маленьких размеров, двигатель тоже ограничен по объёму. Для детей от 8 до 12 лет - до 50 куб. см, без коробки передач (класс «Бастау»). Есть класс MINI, он ограничен 60-кубовыми моторчиками без коробки передач - для детей от 9 до 14 лет.

Юноши пересаживаются на взрослые гоночные машины класса KF3, Intercontinental A-J, «Союзный-Юниор», «Ротакс Макс-Юниор». Рост и физическое развитие уже вполне соответствуют, но движки ограничены от 100 до максимальных 125 кубиков. В зависимости от класса разнится возраст гонщиков - от 13 до 18 лет - а также коробки передач.

Самые мощные болиды у взрослых - объём двигателя достигает 250 куб. см. В эту группу можно вступить уже с 15 лет (KF 2, «Ротакс Макс» - объём до 125 кубиков без коробки), а во все остальные, включая свободный класс SA 250, - с 16 лет (KZ-2, Intercontinental A, SA 250, «Союзный» - моторы от 100 до 250 куб. см, коробки в зависимости от класса - либо есть, либо нет).


Если вес пилота не дотягивает до класса (к примеру, в KZ-2 снаряжённая масса с пилотом должна быть 175 кг), то вешаются дополнительные грузики

Кстати, в разных странах технические требования и правила могут различаться, классы называться по-другому. Но если рассмотривать глобально, то примерно всё одинаково.

Картинг - это один из самых массовых видов автоспорта. Официальным видом автоспорта во многих странах картинг стал в начале 60-х годов, когда были составлены первые национальные и международные правила и Классификация и Технические Требования к гоночным микроавтомобилям типа "карт" и начали проводиться региональные, национальные и международные соревнования (Кубки, Трофеи, Чемпионаты, Первенства и т.д.). Он сразу привлёк внимание общественности своей доступностью по сравнению с другими видами автоспорта.

С течением времени картинг эволюционировал и очень сильно изменялся, становился всё более-и-более массовым. Уровень пилотирования гонщиков значительно возрос. Устойчивость и динамика картов тоже выросли, так что многое делается для обеспечения безопасности участников соревнований и зрителей. И это не напрасные хлопоты, т.к. максимальные скорости картов самых массовых взрослых классов во всём мире (KF1, KF2, KF3, SuperKart, KZ1, KZ2) на различных трассах достигают от 120 до 200+ км/ч, а детских (Мини, Супер-Мини) 80-120км/ч, что при условии отсутствия кузова может быть довольно опасно. Но в конструкции современных картов присутствуют элементы, повышающие безопасность (металлические отбойники, искусно скрытые под пластиковым обвесом), трассы проектируются с выполнением многих обязательных критериев по безопасности (многочисленные зоны безопасности, мягкие тюки перед ограждениями, нахождение на трассах посторонних лиц во время соренований строжайше запрещено и пр.), а также сами пилоты в обязательном порядке экипированы в соответствиии с мировыми стандартами. В данный момент условно можно выделить спортивный летний и зимний, а также прокатный картинг.

Основные виды картинга



Спортивный (профессиональный) картинг


Зимний спортивный (профессиональный) картинг


Прокатный (Любительский, хобби) картинг

Когда-то мальчики мечтали стать космонавтами, сегодня одна из самых популярных детских “мечт” - стать Шумахером или Алонсо! Почему? Да потому что крутые автогонщики получают все - славу, деньги, красивых женщин и, что немаловажно, адреналина выше крыши. Дети вырастают, но мечта развить внеземную скорость на спорткаре никак не самоликвидируется. За неимением возможности ее воплотить в формате “один к одному”, люди ищут более доступные аналоги и отправляются на карт-треки.

Карты в руки

Простейшая гоночная машинка была изобретена американцами, и с английского название “карт” переводится как “тележка”. В качестве силовой установки для нее использовался двигатель от газонокосилки. Тогда, конечно, это был весьма примитивный агрегат, но современная малышка-карт может развивать скорость до 200 километров в час! Для сравнения, гоночный автомобиль с «Формулы-1» развивает скорость примерно 330 километров в час.

Когда картинг стал приобретать огромную популярность в Америке и странах Европы, Международная федерация автоспорта официально приняла картинг в свои ряды. Таким образом, с мая 1960 года картинг является видом автоспорта, а не просто развлечением для широких масс.

Уже в 1964 году в Риме был проведен первый Чемпионат мира по картингу, в котором приняли участие автомобили с двигателями объемом 100 кубических сантиметров. Кстати, выиграл тогда немецкий картингист.

И вот какой интересный факт: многие гонщики «Формулы-1» начинали как раз с картинга. Среди них и упомянутый нами Михаэль Шумахер, и Фернано Алонсо, и Мика Хаккинен.

Отечественный производитель

Секса в СССР не было, это знают все. Но вот был ли картинг? “Вря-я-яд ли”, - протянете вы. Однако зря вы такого мнения о Советском Союзе. Пришла пора узнать, что картинг в СССР был. Первый отечественный карт смастерил выпускник Харьковского автодорожного института Лев Кононов в 1960 году. В этом же году Федерация автомобильного спорта СССР утвердила “Правила проведения соревнований, классификацию и технические требования к микроавтомобилям типа „Карт“. Картинг стал невероятно популярным благодаря простоте конструкции главного атрибута - самой машины. Ее можно было собрать даже в гараже из подручных средств. В ход шли шины от мотороллеров, вертолетов и даже усиленные велосипедные колеса. История зафиксировала появление карта, сиденье которого было сделано из алюминиевого тазика. В технических журналах типа “Юного техника” публиковались чертежи, как сделать карт своими руками. Да-да, интернета тогда не было!

В 1964 году Таллиннский авторемонтный завод запустил выпуск советского серийного карта, а уже через год отечественные спортсмены-картингисты вышли на международный уровень, приняв участие в гонках среди социалистических стран.

Какой бывает картинг?

Картинг подразделяется на спортивный (зимний и летний) и прокатный (именно так именуется картинг «для всех»). Несмотря на то, что автомобили для этих двух разновидностей существенно отличаются по цене, в общих чертах они похожи: в качестве основания машины - рама, есть мотор, кресло пилота, руль, тормоза и нет подвески (именно поэтому машина едет очень жестко и требует идеального покрытия трассы). Самое существенное отличие во внешнем облике - это то, что в «развлекательных» картах нет коробки передач, а в спортивных - есть.

В спортивном картинге, как и следовало ожидать, всё сложно - куча правил, классификаций и требований - как в настоящих гонках.

Зато в прокатном картинге, по сути дела, нет никаких правил. Сел в машинку, запомнил, где газ, где тормоз (сцепления никакого там и в помине нет) - и в путь. Выжимай из своей малышки по максимуму и не бойся ничего! Потому что и сами карты для проката, и трассы оборудованы по всем требованиям безопасности, да и без соответствующей экипировки вас на трек никто не выпустит (обязательно наденут шлем и перчатки, а иногда еще и выдадут специальную обувь и комбинезон). Самое страшное, что с вами может случиться, - вы застрянете. Помните главное правило: даже если это горе с вами стряслось, не выходите из авто. Сидите и дожидайтесь, пока инструктор вас подтолкнет. И бравада типа “да что я, маленький ребенок, что ли, сам не справлюсь?” тут совсем не уместна, потому что на трассе вы наверняка не в единственном экземпляре, а если вас собьют при скорости, хотя бы 100 километров в час (а меньше на картах никто и не ездит), вас никакой шлем не спасет!

В правилах обращения с картом нет ничего нелогичного. Как и в обычной машине, жать одновременно на газ и тормоз нельзя - это перегрузит двигатель и приведет к поломке. И не трогайте двигатель, иначе обожжетесь. Вот, пожалуй, самые основные требования, которые предъявляются к картингистам-любителям. Ну а профессиональный картинг - это совсем другая история.

"Какой русский не любит быстрой езды?" - гласит народная поговорка, хотя ее справедливо отнести ко всем, кто водит автомобиль или катался по ровному покрытию автобана. Правилами дорожного движения утверждены скоростные режимы и мера наказания за лихачей. А если нельзя, но очень хочется рвануть, то, пожалуй, лучшего и безопасного способа, чем картинг, не найти.

Все началось с тележки

И все это осталось бы на уровне забавы, если бы не конструктор компании "Кертис краф компани", которая специализировалась на выпуске гоночных машин. Арт Ингл, так звали конструктора и бывшего летчика, представил публике в 1956 году на гонках простенькую открытую машину с мотором, которую окрестили тележкой. В переводе на английский слово звучит как cart. В последствии машинки стали называть картами, а гонки картингом.

В США основаны две фирмы-производителя: "Гоу-картинг компани" и "Инглз-Борелли". Производство картов начинает экспансию в развитые европейские страны. Так, купленные британским бизнесменом пять автокартов в 1958 году у американцев переросли к 1960 году в сотню фирм, производящих карты. Тогда же Великобритания запускает журнал "Картинг".

Первые карты в России

Самый первый отечественный карт вышел из стен курского городского дворца пионеров в 1960 году, благодаря экспериментальной лаборатории малолитражных автомобилей и мастеру Льву Кононову. Другим пунктом популяризации стал Харьковский дворец пионеров. Там успешно работала секция картинга Эдуарда Костенко и Виталия Енина.

Настолько бешенную популярность приобрел картинг, что такой спорт необходимо было признать на официальном уровне. Федерация автомобильного спорта СССР в конце 1960 года берет шефство над ним и создает первые положения и требования к картингам, классификацию и правила соревнований. Первые всесоюзные гонки прошли в Риге в 1962 году, а в 1963 Москва приняла первый Чемпионат СССР по картингу. Действовала система двоеборья: кольцевая гонка и гонка по треку.

Первыми чемпионами страны стали О. Кошиц и В. Степанов в категориях 175 см 3 и 125 см 3 соответственно. К 70-80 годам картинг становится абсолютны выбором молодежи. В ДОСААФ занимаются около 130 тысяч юношей и девушек, взрослых и детей. Для этого построено 180 трасс и 33 тысячи картов.

Возникновение федераций

В мае 1960 года Международная федерация автоспорта решила, что картинг - такой же вид автоспорта, как Формула 1. Была создана Международная комиссия по картингу, которая проводила соревнования. Дебютное первенство состоялось в 1962 году в столице Италии. В 1992 году на смену Федерации автомобильного спорта СССР пришла Российская автомобильная ассоциация (РАФ), которая впоследствии по договоренности с Международной федерацией автоспорта выделила Ассоциацию Картинга РАФ для поддержки и продвижения национального спорта.

Устройство современных картов

Болид имеет две педали: газ и тормоз. Педаль тормоза достаточно чувствительная, а ход жестковат в сравнении с привычным автомобилем. Никакой амортизации. Вибрация вызвана оборотами мотора, который крепится к раме. Динамичный ход болида доставляет водителям удовольствие такое, что картинг становится излюбленным времяпрепровождением.

Отличительная особенность на разных фото картинга такая, что можно заметить разный выворот колес на передней оси на поворотах. Чем больше выкручивать руль влево, тем больше левое колесо выворачивается больше правого. С правым выворотом происходит то же самое по аналогии. Маленький вес и простота рулевого управления все же требует достаточной физической подготовки. Даже после небольшого трекинга очень устают мышцы рук и плечевой пояс, да и попытка удержать болид на скорости заставляет все тело работать в статическом напряжении.

Еще одна особенность карта - это его всесезонность. На зимней резине шипы и протекторы такие, что картингом и зимой прекрасно заниматься. Мало того, в северных странах в основном и проводят зимние соревнования на болидах.

Классификация машин

Что же такое картинг с технической точки зрения? Это динамически развивающийся спорт, требующий новых технологий, эргономичных решений, мощности и усиленных мер безопасности. И механики работали и работают над этим постоянно. Разнообразные технические характеристики и возможности сложились в единый классификатор болидов. Официально это звучит так: "Классификация и технические требования к гоночным автомобилям карт".

Выделяют четыре группы:

  • Группа 1. К ней относятся карты "Формула А" и "Формула Супер А". Схожие технические характеристики с небольшими преимуществами второго. KF-1 и "Супер карт" относятся к первой группе, отличаются объемом двигателя.
  • Группа 2. Ко второй группе относятся "Интерконтиненталь-А-Юниор", "Интерконтиненталь-А", KZ1, KZ2,"Ротакс Макс" и другие.
  • Группа 3 . "Пионер", "Кадет", "Микро" - это все болиды, зарегистрированные в Российской автомобильной федерации.
  • Группа 4. Разнообразные вариации класса "Иззи Карт" характеризуются объемом двигателя от 50 до 125 кубов без коробки передач. Также есть "Иззи Карт Шифтер" с 6-ступенчатой коробкой.

Соревновательные классы

Классы, в которых соревнуются спортсмены, напрямую зависят от типа картов:

Международные классы представлены картами KF2, KF3, KZ1, KZ2, "РОТАКС МАКС", ИЗЗИ КАРТ". Болиды участвуют в международных турнирах.

Национальные классы ("Пионер", "Кадет", "Национальный Юниор" и др.) проводятся на государственном уровне, все болиды зарегистрированы в РАФ.

Детские классы начинаются от класса "Микро" и заканчиваются классом "Иззи карт 60". Характерзуются возрастными группами и скоростным режимом.

Любительские классы участвуют в соревнованиях на прокатных картах, то есть любой картинг-центр может устроить первенство с собственным призом. Особенностью является отсутствие получения разряда.

Заводские классы представляют состязания на болидах одного изготовителя.

Основные правила

Национальные спортивные правила по картингу датируются 2006 годом. Всего в правилах восемь основных пунктов. В них говорится, что официальным правомочным организатором является Федерация автомобильного спорта. Все правила картинга для соревнований местного масштаба должны быть согласованы с ФАС, иметь правильно заполненную документацию. Далее приводятся особенности проведения непосредственно заезда. В документе сказано, что регламентом должен быть определен стартовый сигнал для участников.

Обозначается линия старта, который может быть с хода или с места. Для линии старта с места характерна черта, перед которой строятся все болиды. Линия старта с хода является точкой отсчета хронометража. Описаны требования к расположению сигнального светофора. В случае поломки светофора на соревнованиях используют сигнальные флаги. Основными правилами картинга установлены следующие задачи хронометража: определение времени на контрольных заездах, хронометраж каждого водителя и хронометраж лучшего времени или лучшего круга.

Не только профессиональным спортсменам, но и любителям стоит знать о правилах прохождения поворотов в картинге. Верно заданная траектория на поворотах позволяет сохранять скорость карта и выжать по максимуму из болида. Поворачивать нужно по пологой кривой трассы. Если выбрать короткую траекторию или внутреннюю сторону трассы, то необходимо снизить скорость. Профессионалы советуют въезжать в поворот медленно, а на выезде ускоряться. Тактика в поворотах зависит и от самой трассы. Если однин поворот сменяется другим, то продумывать нужно сразу весь путь, замедляясь на первых поворотах.

Детский картинг

На вопрос, что такое картинг для детей и нужен ли он, можно смело ответить, что это практически идеальное начало для занятий автоспортом. С него начинали Михаэль Шумахер, Микки Хакинен. К тому же заниматься можно с 6-летнего возраста. Выделяют соответствующие классы: "Микро" (6-9 лет), "Мини" (8-11 лет), "Супер Мини" (11-13 лет), "Иззи карт".

Особенности детского картинга, пожалуй, состоят в весе и литражности болида. Для местных соревнований скоростной режим карта достигает 40 км/ч. Максимальная скорость в 100 км/ч допускается в классе "Супермини" для участников 11-13 лет.

По телевизору, на оборудованных трассах в парках аттракционов или автодромов можно увидеть гонки людей на крошечных открытых машинках. Это захватывающее зрелище. Попробовать себя в роли гонщика может практически каждый. Некоторых картинг увлекает так, что становится любимым занятием на долгие годы.

Картинг — что это такое?

Одна из разновидностей автомобильных гонок на специальных машинах — картах — называется картингом. Карт представляет собой небольшой малолитражный автомобиль для гонок открытого типа, без кузова. Его конструкция состоит из рамы, на которую крепится миниатюрный двигатель, сиденье и колеса. Карт может развивать скорость от 60 до 260 км\ч, в зависимости от типа и класса автомобиля. Гонки проходят как на открытых трассах, так и в специально оборудованных местах — на картодромах.

Каково значение слова "картинг"? Оно пришло в русский язык из английского (carting) и имеет два значения:

  • гонки на картах;
  • площадка для подобных соревнований.

То есть и специально оборудованная трасса тоже называется картингом.

Управление картом — справится даже ребенок

Картинг — занятие для людей практически любого возраста. Управлять прокатным (любительским) картом совсем несложно. В нем отсутствует коробка передач, и есть только две педали — газ и тормоз. Управление под силу детям, начиная с 6-летнего возраста, хотя известны случаи, когда даже четырехлетки вполне успешно пробовали себя в картинге.

Во многих городах существует популярное развлечение — детский картинг. Что это такое? На достаточно простых трассах, езда по которым доступна маленьким любителям автогонок, соревнуются в заездах дети. Для них созданы специальные детские карты, которые по габаритам меньше взрослых, чтобы ребенок мог удобно сидеть и без усилий доставать до педалей. Подобные трассы могут действовать на территории парков аттракционов, на авто- и картодромах. Детский картинг, как и взрослый, — распространенное корпоративное мероприятие.

Хотя гонки у большинства людей ассоциируются с повышенной опасностью, картинг достаточно безопасен, особенно если речь идет о его любительской разновидности. Самое худшее, что может случиться с гонщиком, — это ушиб и ссадины, и то это маловероятно.

Перед заездами гонщики облачаются в специальную экипировку. Для любительского картинга обязательный минимум составляет шлем, комбинезон и специальный шейный воротник. Профессиональную экипировку также дополняет специальная обувь, подшлемник, перчатки и ряд других аксессуаров.

Спорт или развлечение?

Попробуем правильно классифицировать картинг. Что это такое? Полноправный вид спорта или азартное развлечение? Оба ответа верны. Существует профессиональный и любительский картинг. Дело в том, что машины в картинге имеют практически официальное разделение на два типа. Одни автомобили предназначены именно для спорта и отличаются более сложным устройством, повышенной мощностью, скоростными возможностями. Профессиональные соревнования по картингу бывают летними и зимними, а заезды — индивидуальными и командными.

Другие машины предназначены для любительского картинга. Их называют прокатными. Это карты, которые используются для гонок в качестве развлечения. У них более простое управление.

Большинство автогонщиков пришло в профессиональный автомобильный спорт именно из картинга.

За что любят картинг?

Это занятие привлекает любителей острых ощущений. Высокая скорость, адреналин, азарт, воля к победе — отличительные особенности картинга. Многие любители отмечают, что гонки помогают снять нервное напряжение, дают заряд бодрости и оптимизма.

В последнее время распространение получил корпоративный картинг. Что это такое? Как и прочие мероприятия для сотрудников одной организации, автогонки на картах несут в себе ряд определенных функций. Они способны развить в коллективе командный дух, объединить сотрудников, повысить мотивацию к новым результатам и достижениям. Поэтому организация для сотрудников компаний гонок на картодромах стала довольно частым явлением.