Спасём Стадион “Юных Пионеров” и район Беговой в целом от массовой застройки! Что случилось с советскими мозаиками стадиона юных пионеров Снесли стадион юных пионеров на динамо

Московские власти окончательно зачистили территорию, на которой в советские годы располагался стадион «Юных пионеров», имеющий полувековую историю. Последними под снос пошли стелы с мозаиками – это все, что осталось от первого в истории СССР внешкольного спортивного учреждения. Теперь на этом месте идет строительство элитного жилого комплекса.

13 мая рабочие убрали мозаику работы скульптора Эльвиры Жерносек с ограды бывшего стадиона «Юных пионеров» на Ленинградском проспекте. Демонтаж панно был проведен в рамках строительных работ. Еще в 90-х годах на Ходынском поле были построены деловой центр и автосалон. Теперь по соседству строится элитный жилой комплекс.

Местные жители пытались протестовать против стройки, проводили митинги и писали обращения властям. Застройщики и местные чиновники обещали, что построят на данной территории физкультурно-оздоровительный комплекс, а мозаику сохранят и вернут на прежнее место после окончания стройки. Москвичи в это обещание не верят и отмечают, что восстановить авторскую работу невозможно.

Стадион «Юных пионеров» был первым специализированным спортивным внешкольным учреждением в СССР. Он был возведен на месте стадиона имени Томского, где играли в футбол в послеревлюционной Москве. Старожилы рассказывают, что именно там «начинался московский «Спартак»». «Мы, мальчишки, там и в футбол, и в хоккей с мячом играли», - рассказал старейший болельщик красно-белых Отто Фишер, которому сейчас уже 102 года.

В 60-е года стадион был обновлен. При советской власти там построили легкоатлетический манеж и установили два мозаичных панно. На Олимпиаде 1980 года на стадионе проходили соревнования по хоккею на траве. Сейчас на этом историческом месте строится высотное здание, а на месте одного мозаичного панно с велосипедистами, бегунами и девочкой со скакалкой находится парковка. Второе панно с футболистами работы Мартуни Потикян должны снести в ближайшее время.

Член Московского союза художников, специалист в области монументально-декоративного искусства Марина Терехович в беседе с «Российской газетой» сообщила, что организация направила письмо в департаменты культуры и культурного наследия Москвы, а так же депутатам по поводу мозаик, однако ответа от чиновников не последовало.

Проблема состоит в том, что закона по сохранению таких памятников нет, а когда новые собственники покупают землю, их не ставят в известность о том, что это произведение искусства. В итоге собственник поступает с произведениями искусства по своему усмотрению.

В пресс-службе департамента культурного наследия города Москвы по поводу сноса мозаики заявили, что она не является объектом культурного наследия и «комментировать тут нечего».

Уничтожение мозаики стадиона «Юных пионеров» вызвало негодование у застуженного тренера России Татьяны Тарасовой. Она назвала ответственных за снос «скотами и вредителями».

Татьяна Тарасова назвала стадион «Юных пионеров» в Москве «намоленным местом» и домом для педагогов и юных спортсменов. «Именно это место в Москве нужно было уничтожить? Твари, не имеющие памяти, не имеющие уважения к истории родного города, уважения к славному началу нашего советского и российского олимпийского движения! Почему не умеем беречь? Почему умеем разрушать?», - заявила заслуженный тренер в беседе с порталом «Sports.ru».

«Мы жили там, это был наш дом. Эти городские пришельцы думают повыкидывать нашу жизнь и работу. Выгнали фанатов, разломали и уничтожили детский стадион. Безмозглые скоты! Временщики! Падлы и вредители Москвы!», - добавила Татьяна Тарасова.

Заметили ошибку? Выделите текст мышкой и затем нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Виктор Курасов

В прошедшие выходные была снесена монументальная ниша с мозаикой, являющаяся частью ограды Стадиона юных пионеров (СЮП), в эти выходные сносят Ледовый дворец .

СЮП был одним из старейших стадионов города Москвы. В декабре 1895 года на поле будущего стадиона торжественно открылся Московский клуб лыжников. С 1900 г. проводились соревнования по легкой атлетике, лыжному и конькобежному спорту. В 1911 г. Москва передала здание «Царский павильон» клубу лыжников с условием бесплатных занятий с детьми. В этом же году на стадионе была построена первая в России специализированная футбольная площадка. В 1913 г. на стадионе прошли соревнования по бегу на 100 м.

В марте 1923 г. стадион стал собственностью РКСМ Краснопресненского района. Грандиозные по масштабам работы начались в апреле 1926 года, и к июлю была построена новая арена, крупнейшая на тот момент в СССР, получив название «стадион Союза пищевиков имени Томского».

В 1934 г. по инициативе Московской партийной организации стадион передается пионерам и школьникам города Москвы. С тех пор стадион Юных пионеров становится центром по развитию детского и юношеского спорта, первым специализированным физкультурно-спортивным внешкольным учреждением в СССР.

Все спортивные сооружения на стадионе предназначались для проведения занятий детско-юношеских спортивных школ. При штате менее 100 человек в день через СЮП проходило до 3000 мальчишек и девчонок. На стадионе работало несколько спортшкол по легкой атлетике, гимнастике, фигурному катанию, хоккею на льду, хоккею на траве, велоспорту, бегу, футболу, волейболу, баскетболу, теннису, шахматам. Всего на СЮПе работало около 30 кружков и секций.

Неоднократно на стадионе проводились соревнования по программе Спартакиады народов СССР, межрайонные и городские соревнования. По решению оргкомитета XXII Олимпийских игр центральное спортивное ядро было включено в число баз и сооружений для игр и тренировок команд по хоккею на траве стран — участниц игр Олимпиады-80.

Для занятий спортивной гимнастикой и шахматами в 1955 г. был построен Дом спорта, где на протяжении многих лет проводилась подготовка спортсменов высокого класса по спортивной гимнастике и шахматам. В этом же году был построен четырехсотметровый асфальтово-цементный велотрек. Вплоть до 1980 г. этот трек был единственным в Москве.

В 1967 г. был построен и введен в эксплуатацию легкоатлетический манеж для занятий легкой атлетикой, многоборьем, бегом с препятствиями.

В 1977 г. взамен старого был построен и введен в эксплуатацию Дворец спорта с искусственным льдом для занятий по фигурному катанию, на котором занимались многие чемпионы мира и Европы: Ирина Моисеева — Андрей Миненков, Наталья Бестемьянова — Андрей Букин, Марина Климова — Сергей Пономаренко, Анна Семенович, Ирина Слуцкая и другие. На льду СЮПа много лет работали великие советские тренеры Т.А. Толмачева, Т.А. Тарасова.

В 30-60-е годы входы в парки, скверы, стадионы и их территория благоустраивались, к проектированию привлекались ведущие архитекторы и художники.

В 1946 году по проекту архитектора Юрия Владимировича Щуко была построена новая металлическая ограда, высотой 3,7 метра, которая опирается на столбы и расположенные с шагом 4 м спаренные стойки диаметром 120 мм со скрытыми под чугунной облицовкой стальными стержнями сечением 80Х40 мм, между которыми находится чугунная вставка-заполнение. Центр этой вставки – крупный диск (его диаметр 90 см,) с символами пионерской организации, остальное пространство заполнено растительным орнаментом.

(По проекту Ю.В. Щуко построен в 1955 г. главный вход с металлической оградой центрального парка культуры и отдыха им. Горького, являющийся выявленным объектом культурного наследия. По проектам Ю.В. Щуко также построены Центральный павильон (главный) ВДНХ, 1939 г., фонтаны центральной аллеи (14 фонтанов) на ВДНХ, 1954 г., которые являются объектами культурного наследия. )

В углах ограды, выходящей на Ленинградский проспект, сооружены закругленные каменные ниши для мозаики, в которых в 1964 году были размещены мозаичные панно.

Дальняя от центра города мозаика на тему детского спорта создана по проекту художника-монументалиста, члена Союза художников СССР Эльвиры Павловны Жерносек. (Произведения в Ленинграде, в Москве «Юность. Весна. Любовь» — Дворец бракосочетаний, Москва, 1966 г. и др. )

Ближняя к центру мозаика на тему детского спорта создана по проекту члена Союза художников СССР Мартуни Левоновича Потикяна. (Им созданы произведения для Дома культуры Автомобильного завода им. Ленинского комсомола, произведения в Курчатове (Курская АЭС), Калуге (Музей космонавтики) и др. В 1981 г. был удостоен звания Лауреат премии Совета Министров СССР ).

Ограда является единственным в своем роде образцом металлической ограды с угловыми нишами с мозаикой, в которой используется пионерская и спортивная тематика.

Ограда частично находится в границах и частично проходит по границе объединенной охранной зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) № 266 и полностью расположена в границах зоны регулирования застройки № 011, (Постановление Правительства Москвы от 28.12.1999 № 1215 «Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между Камер-Коллежским валом и административной границей города )»).

Когда СЮП решением ГЗК был окончательно приговорен к сносу и застройке, несмотря на все возражения и противодействие жителей района, градозащитниками была предпринята попытка сохранить хотя бы его историческую ограду. В феврале 2016 года в Департамент культурного наследия г. Москвы (ДКН) была подана заявка о присвоении статуса объекта культурного наследия (ОКН) металлической ограде «Стадиона Юных пионеров» (ковка, литьё) в каменных столбах с закругленными каменными угловыми нишами с мозаикой.

Приказом ДКН №521 от 7 июля 2016 г. ограде было отказано в присвоении статуса выявленного ОКН. Мягко говоря, удивляет странная и непонятная позиция ДКН. Департамент с упорством защищает восстановленную внешнюю стену бывших (снесенных) трибун, как значимый элемент градостроительной среды и отказывает в защите достойному сохранения памятнику. Новодел, построенный в 2008 году, оказался ДКН дороже, чем оригинальная ограда 1946 г. и мозаика 1964 г. известных архитекторов и художников-монументалистов.

Стоит отметить, что ДКН не только фактически позволил сносить ограду, но и согласовал варварскую застройку всего СЮПа. До 12 мая 2009 года объединенная охранная зона проходила по торцам ныне снесенных трибун и пока стоящему легкоатлетическому манежу. Фактически сохранялась широкая (60-70 метров) защитная полоса вдоль Ленинградского проспекта. Но учитывая решения секции N 1 «Историко-культурная экспертиза объектов, заявленных к включению в реестр объектов недвижимого культурного наследия» при Комитете по культурному наследию города Москвы (протокол от 27 ноября 2008 г. N 1/30) и секции N 3 «Экспертиза земель историко-культурного значения и зон охраны объектов культурного наследия» при Комитете по культурному наследию города Москвы (протокол от 4 декабря 2008 г. N 3/19) была произведена корректировка границ объединенной охранной зоны N 266 (Постановление Правительства Москвы от 12.05.2009 N 420-ПП) и широкая полоса превратилась в небольшой прямоугольник вокруг выявленного ОКН «Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, 1882 г., арх. А.Э.Вебер, А.С.Каминский», позволив застройщику проектировать вокруг выявленного ОКН массив в форме колодца – подковы.

Самое интересное то, что строительство производится не в чистом поле, а в одной из зон охраны – зоне регулирования застройки, что в соответствии со ст. 34, Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определяется как территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность .

Так уж сложилось в практике московского стройкомплекса и органа охраны московской старины ДКН, что когда говорят – зона регулирования застройки, то почему-то подразумевают – чистое поле. Поэтому, по уже сложившейся московской традиции, в 20-30 метрах от одноэтажного ОКН «Царский павильон» растут 19-21-этажные небоскребы. Но никого это давно не волнует, как не волнует и то, что в проектной документации нет обязательного раздела об обеспечении сохранности выявленного ОКН, включающего оценку воздействия от строительства, прошедшего государственную историко-культурную экспертизу.

Приложили к проекту математический расчет, что просадка грунта будет менее 10 миллиметров,- и все, вопрос закрыт. Такая у нас московская специфика отношения к историческому наследию. Зато в Беговом теперь есть новая градостроительная доминанта. Пусть на ее фоне потеряется «Царский павильон», пусть задохнется в пробках и так перегруженный район – проблемы индейцев шерифа не волнуют.

В настоящее время судьба ограды отдана на милость застройщика. Дважды из нее вырезались целые секции, то для устройства дополнительного, по словам рабочих, въезда/выезда, то для установки павильона отдела продаж. С трудом, благодаря письмам и звонкам жителей, удалось ее восстановить.

По словам представителя застройщика, будет сохранена только въездная группа и три секции ограды, попавшие в очерченный ДКН прямоугольник. Все остальное, включая и оставшуюся угловую нишу, будет снесено. Прохождение границы охранной зоны по ограде СЮПа (по ППМ) трактуется как не вхождение самой ограды в эту зону. Т.е. после сноса ограды граница между зоной охраны и зоной регулирования застройки будет проходить по виртуальной, воображаемой линии.

Неизвестна и дальнейшая судьба демонтированных мозаичных панно. В настоящее время они находятся на складе застройщика, но где будут воссозданы, доподлинно пока неизвестно. В буклетах и презентациях мозаичные панно предполагалось воссоздать на той самой, дорогой ДКН, декоративной стенке. Но по словам представителя застройщика, данный вопрос не согласован, поэтому где будут восстановлены мозаичные панно — большой вопрос.

Вот так, шаг за шагом, уничтожается историческая застройка, человеческая память и детский спорт. Под бравурные лозунги и речи к чемпионату мира по футболу 2018 года Москва теряет свои стадионы. В радиусе менее километра между СЮПом и Динамо вместо одного детского и двух взрослых полноразмерных футбольных полей теперь осталось только одно поле – ВТБ Арена. Бывшие спортивные поля и пространства зарастают апартаментами, офисами, гостиницами и торговыми центрами.

На прошедшем 8 декабря 2015 года совместном заседании Совета по развитию физической культуры и спорта и организационного комитета «Россия 2018» по проблемам российского футбола по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018 года В.В. Путиным было сказано : «Однако основой всего, главным ресурсом в развитии футбола был и остаётся массовый спорт. Следует уделять особое внимание совершенствованию системы молодёжных и детских любительских турниров, таких, к примеру, как «Кожаный мяч», стимулировать, поддерживать у ребят интерес к футболу как к одному из видов активного, полезного отдыха и досуга и создавать необходимую для него инфраструктуру

К сожалению, слова президента у нас все понимают по-разному. Учитывая, что в настоящее время 90% акций застройщика принадлежит ООО ВТБ Недвижимость , 100% которой принадлежит ПАО Банк ВТБ, контрольный пакет которого принадлежит Российской Федерации, остается маленькая надежда, что бывшие пионеры Д. Медведев и А. Костин оставят от когда-то огромного детского стадиона Юных Пионеров хотя бы его ограду как память для сотен тысяч советских детей о своем счастливом спортивном детстве.

Для наглядности отрезок, о котором я сейчас рассказываю, на карте 1915 г. с наложением на нее карты с современной нумерацией домов, справа бывший стадион Юных пионеров.

В 4-й части я рассказала про выставку 1882 г.
И в дальнейшем Ходынское поле было известно своими выставками.
В 1885 г. тут состоялась Ремесленная выставка, она проводилась в павильонах выставки 1882 г.


Внутреннее пространство.

Другие фотографии с ее интерьерами можно посмотреть у уважаемого humus .
Выставка была открыта в честь столетия дарования Императрицей Екатериной II самостоятельных прав ремесленному сословию. К ее открытию был выпущен вот такой памятный жетон.

Французская торгово-промышленная выставка проходила тут в 1891-м году, она походила и на парад парижских мод, и на демонстрацию достижений технического прогресса, и на концертную площадку.
Вот выдержки из статьи А. Беляновского "Главный вход на выставку был украшен множеством русских и французских флагов, изображениями российских орлов, вензелями Государя Императора и большими медальонами с литерами RF (Республика Франция). Здесь же находились гербы французских провинций и русских губерний.

Основная экспозиция Французской выставки разместилась в Центральном здании, представлявшем собой восемь продольных павильонов, соединенных круговыми галереями.
Павильон главного входа, первый на пути гостей, встречал тончайшим ароматом французской парфюмерии и праздничной выкладкой произведений прикладного искусства - майолики, хрусталя, стекла, зеркал, "мельхиора и иных подделок под серебро». Их дополняли художественная бронза, люстры и канделябры.
Другое необычное сооружение - отдельно стоящий Военный павильон возвели в виде старинного укрепленного замка в готическом стиле. Материалом послужило дерево, однако благодаря раскраске в цвета природного камня он производил впечатление прочного каменного здания. Внутри находилось несколько комнат. Главный зал, занимавший половину объема, заполнили чучелами лошадей и манекенами французских солдат и офицеров различных родов войск. Стены скрыли под декорацией, изображавшей артиллерийскую батарею и военный лагерь. В других залах экспонировали товары поставщиков французской армии.
Здание Императорского павильона предназначалось исключительно для отдыха Августейшего Семейства. Построенное еще в 1882 году для Всероссийской выставки, оно было полностью обновлено и отреставрировано. Мебель, ковры, портьеры и украшения доставили французские экспоненты, что, несомненно, прибавило им репутации и послужило хорошей рекламой предлагаемых товаров.


Театры, рестораны и светящиеся фонтаны просыпались к вечеру и жили полной жизнью до часу ночи. Многие тогда вполне искренне считали Французскую выставку… парком увеселений. Действительно, как еще назвать тенистый ухоженный парк с двумя театрами, дорогими ресторанами, арабской кофейней, трактиром, многочисленными оркестрами и широко раскинувшейся россыпью торговых киосков?
Прямо за Центральным зданием вырос концертный театр Омона (напомню, в эти годы Омон арендовал участок по соседству, у купца Постникова, ), где трижды в день давала представления «смешанная франко-русская шансонетная труппа, гимнасты, укротители зверей и разные тому подобные увеселители. С трех сторон здание окружили широкой террасой, где в антрактах играл военный оркестр. Там же устроили буфет и расставили столики для гостей.
Другой очаг искусства - опереточный театр Лотомба находился внутри Центрального здания. Выстроен он был в два этажа, имел три яруса лож и вмещал 1400 зрителей. Билеты здесь продавали не только на кресла в партере, но и на отдельные стулья в ложах, как во Франции (в России ложи выкупали целиком).
Два главных ресторана - Александрова и Ломача (русский) и Ансара (французский) - соседствовали в Центральном здании.
И еще одно место паломничества - маленькая арабская кофейня надолго запомнилась москвичам горячим кофе и представлениями труппы обворожительных танцовщиц.
Для простого люда работал трактир - «дешевый, ну совершенно русский народный».
В центральном саду на специальных эстрадах с 5 до 11 часов вечера играли оркестры. Здесь же поставили 24 киоска, сдав их в аренду предпринимателям для торговли цветами, фруктами, табаком и фруктовой водой. Лишь в одном из них продавали газеты и журналы.
Главная достопримечательность и приманка выставки, ее апофеоз - Fontaines Lumineuses! - светящиеся фонтаны работали в 9, 10 и в 11 часов вечера, после закрытия павильонов, служа, таким образом, лишь увеселению публики.
Зрелище, по тем временам, было абсолютно новым и невиданным. И потому понятно восхищение журналиста, писавшего: «Бесспорно, они оправдывают репутацию, созданною им Парижской Всемирною выставкою. Когда все водяные столбы, поднимаясь на десять сажень, рассыпаются миллионами брызг и водяная пыль клубится серебристым туманом, а снизу вся эта громада воды освещается то ярким светом расплавленного золота, то рубиновыми огнями, то нежно-голубыми и темно-синими, картина поражает своей фантастичностью. Это какие-то волшебные чертоги из расплавленных драгоценных камней, это - блестящий огненный фейерверк. Зритель забывает, что пред ним вода, и чем больше он вглядывается, тем сильней делается иллюзия, переносящая его в сказочный мир. Освещение фонтанов варьируется с большим вкусом, и картина особенно красива, когда боковые струи освещены боковыми огнями, а средний, главный водяной столб отливает матовым серебром или изумрудным светом морской пучины. Толки о фонтанах не погрешили против истины. Фонтаны выше всех своих описаний". Полностью статья .
В 1914 году на этом месте открылась Фабрично-заводская и ремесленная выставка. Для нее уже были построены новые павильоны. Общий вид.

Журнал Искры в 1914 г. писал "Её устроило Взаимно-вспомогательное общество ремесленников, осн. в 1875 году. Все-таки выставка не совсем закончена еще и не приведена в порядок и потому не дает необходимой полноты впечатления. Восхищение публики вызвали павильоны, созданные по проектам архитекторов Карла Александровича Грейнерта и Владимира Васильевича Воейкова .
Многие выставочные здания пустуют, и лицам, посещающим выставку, придется любоваться не экспонатами, а лишь павильонами, подчас красивыми и стильными...
Красив еще главный павильон, напоминающий Ярославский вокзал в Москве. Здесь также имеются кое-какие экспонаты, но павильон далеко еще не полон и своей пустотой производит гнетущее впечатление. Зато на выставке отведено широкое место увеселительной части....
Так же запоминаются Дворец мод и Фабрично-заводской, выстроенные в стиле ампир".
Главный вход.

Главный павильон.

И далее в журнале ""Среди многочисленных увеселительных заведений самое видное место занимает театр Суходольского . Здесь будут концерты и гастроли столичных и приезжих артистов и артисток".

В 1916 г. собирались открыть огромную Всероссийскую выставку, но наступали другие времена и этой задумке не суждено было осуществиться.
Уже до революции, в промежутках между выставками, здесь стали проводиться первые спортивные состязания, т.к. еще в 1911 году город Москва отдал бывший Царский павильон Клубу лыжников с условием бесплатных занятий с детьми зимою. В тот же год здесь была построена первая в России специализированная футбольная площадка. С этого учреждения началась история стадиона Юных Пионеров или коротко СЮП..
В 1913 г. здесь прошли соревнования по бегу на 100 м, ; вот снимок легкоатлетов 1915 г. у клуба лыжников (бывшего Царского павильона), : а в 1917 г. от того же Царского павильона стартует первый выезд клуба московских мотористов, .
На сайте, посвященной истории команды "Спартак", я прочла следующее: "Во время 1-й мировой войны стадион пришел в запустение, и на его месте образовалось гигантское кладбище сломанных трамваев. В марте 1923 года стадион МКЛ (московский клуб лыжников) стал собственнос-тью РКСМ Краснопресненского района, но так и остался не восстановленным. Грандиозные по масштабам работы начались в апреле 1926 года. И к июлю новая арена, крупнейшая на тот момент в СССР, была построена, получив название - стадион имени Томского союза пищевиков.(М.П. Томский в то время занимал должность пред-седателя ВЦСПС).
В состав комплекса, когда он был доведен до конца, входили: три футбольных поля (основное и два тренировочных), две легкоатлетические дорож-ки, специальные площадки для отдельных видов легкой атлети-ки, 4 баскетбольных площадки, 4 волейбольных, пушбольная, для игры в крокет, четыре теннисных корта, три бетонных пло-щадки для игры в городки, специальные оборудованные места под навесом для летних занятий борьбой, боксом, гирями, ке-гельбан, 200-метровый тир, 500-метровый велодром. Но глав-ным предметом гордости служила центральная арена стадиона - футбольное поле размером 85 на 115 метров, окаймленное три-бунами (на момент открытия была построена лишь одна). За футбольными матчами могли одновременно наблюдать 13 ты-сяч зрителей (позже стадион располагал трибунами на 8000 че-ловек и насыпью, где могли расположиться еще 15 тысяч). Существует эта арена и поныне. Это всем известный Стадион Юных пионеров".
Вот так выглядел стадион на фото 1926 г.

У Ильфа и Петрова в "12 Стульев" в рукописи встречается фраза "Велосипедисты бесшумно летели со стадиона Томского, с первого большого междугороднего матча", в позднейших изданиях вместо "стадиона Томского" - "Стадион юных пионеров".
После причисления Томского к "оппозиционерам" в 1929 г., его имя упоминать запрещалось, позже стадион переименовывают в стадион Юных пионеров и из взрослого он превратился в детский.
Отсюда во всех советских путеводителях датой основания СЮП считается 1932 - 1934 гг.
Ограда стадиона. Фото 1934 -1937 гг.


К сожалению, старых фотографий того времени почти не сохранилось.
А послевоенном времени стадиона замечательно написала заслуженный тренер Т.А. Тарасова в своей книге "Четыре времени года" - "На СЮПе всегда было шумно и везде бегал народ. Кто в волейбол играет, кто в баскетбол. Зимой каток на стадионе заливали не только для фигуристов, по краям были проложены дорожки для конькобежцев. С конькобежцами фигуристы дружили — они целый день на льду и мы тоже... Ах, уже нет сейчас того, что было,— выходишь из теплушки, кружатся вокруг крупные хлопья снега... Каждый вечер — праздник. Музыка грохотала до двенадцати ночи, из соседних домов жильцы писали жалобы. Мы разойтись по домам не могли. Нам не хватало льда..."


У меня со стадионом связана своя история, нет я здесь никогда не занималась, в мое время уже были стадионы ближе ЦСКА и Динамо, но иногда бывала, т.к. тоже жила на Соколе. А история моя такова, как-то мои родители зимой поехали на стадион и взяли с собой меня, когда мы сошли с трамвая, меня посадили на санки и повезли вдоль ограды стадиона, на каком-то ухабе я свалилась и выпала из санок, но почему-то не заплакала, а родители продолжали идти, о чем-то весело болтая, и ничего не замечая, пока шедшая в отдаление женщина не крикнула "Эй, папаша, ребенка потеряли". Эту историю так часто вспоминали в моей семье, что я уже точно не знаю, правда ли я помню удаляющиеся фигуры родителей или это уже мое воображение дорисовало.
В путеводителе по Москве за 1975 г. читаем: "От входа через весь стадион ведет аллея. Справа от нее — сектор баскетбола и волейбола, слева — футбольное поле с трибунами на 7 тыс. человек, легкоатлетические секторы и беговая дорожка.


Далее расположены гимнастический и акробатический городки, теннисные корты, за которыми - малое атлетическое поле. Рядом с кортами - здание первого в Советском Союзе крытого катка с искусственным льдом (1955). По аллее можно пройти к Дому физической культуры, в котором есть гимнастический зал и ряд других помещений.


В западном секторе расположен велотрек, построенный в 1951 г. В 1967 г. здесь вступил в строй легкоатлетический манеж.

Стадион - крупнейшая детская спортивная школа, в которой занимается более 2 тыс. юных спортсменов в возрасте 5—18 лет. Здесь начинали свой путь многие выдающиеся мастера спорта: футболисты, гимнасты, легкоатлеты, фигуристы, лыжники и другие.
Путеводитель 1989 г. сообщает, что второе рождение СЮП получил в период подготовки к олимпиаде 1980 г. На территории в 7 га наряду с традиционными сооружениями появился ряд уникальных и разных по назначению сооружений: тренировочное поле покрытое искусственным газоном, асфальтированный роликодром, легкоотлетический манеж, велотрек с трибунами,



каток искусственного льда, специализированные залы хореографии и гимнастики, шахматная школа и др.

Продолжение.

Другие достопримечательности.

Использованы материалы:

В соцсетях пишут о сносе двух стел с мозаиками на Ленинградском проспекте. Это последнее, что осталось от стадиона "Юных пионеров", на месте которого строят жилой комплекс. Москва лишилась еще одного памятника, пусть и не имевшего охранного статуса.

Стадион "Юных пионеров" - первое специализированное физкультурно-спортивное внешкольное учреждение в СССР. Его построили на месте стадиона имени Томского, где играли в футбол в послеревлюционной Москве.

Мы жили в районе Петровского парка. Стадиона "Динамо" там еще не было (он появится в 1928-м - прим. "РГ"). Но рядом был стадион имени Томского. Вот на этом стадионе "Спартак", можно сказать, и начинался. Мы, мальчишки, там и в футбол, и в хоккей с мячом играли, - рассказывал два года назад старейший 102-летний болельщик красно-белых Отто Фишер.

Хорошо помню братьев Старостиных, - вспоминал основателей спартаковского движения Фишер. - И Андрея, и Александра, и Николая. Еще был Петя, но он помоложе. Александр на правом краю играл, Андрей - в центре нападения... Мы были мальчишками, они старше. Но все равно мы за ними бегали. Кричим им: "дядя Коля!" или "дядя Саша!". Они нас и по головке, бывало, погладят...

Позже стадион будут несколько раз обновлять. В 1960-е тут построят легкоатлетический манеж, сделают два мозаичных панно, а в 1980-м во время Олимпиады на стадионе будут проходить соревнования по хоккею на траве. Победителями станут мужская сборная Индии, а лучшей женской сборной - команда Зимбабве. Экзотика! То была первая (и сразу - золотая) олимпийская медаль в истории Зимбабве. Следующее золото этой страны случится только в 2008-м, когда Кристи Ковентри выиграет золото в плавании.

Теперь здесь соревнуются в темпах строительства. Высотное здание будущего жилого комплекса вплотную прилегает к старинной ограде, проект которой относят к 1946 году. Сейчас ограда находится в плохом состоянии. Она не имеет статуса культурного наследия. Как и мозаичные панно, одно из которых на днях исчезло. Сейчас на его месте - парковка.

Речь о панно со стороны 1-го Боткинского проезда, здесь были изображены велосипедисты, девочка со скакалкой и бегуны.

Стела со стороны Беговой улицы (на ней изображены вратарь, полевые игроки и девочка с обручами) пока сохраняется - сейчас она вплотную примыкает к крытому пешеходному проходу. Как говорят, мозаику в ближайшее время снимут, стелу разрушат.

А вот нидерландец Колхас, например, когда на месте кафе-стекляшки в Парке имени Горького строился музей современного искусства "Гараж", оставил мозаику 70-х годов, она ему не помешала, - говорит член Московского союза художников, специалист в области монументально-декоративного искусства Марина Терехович.

По ее словам, секция монументально-декоративного искусства Московского союза художников в прошлом году отправляла письмо в департаменты культуры и культурного наследия Москвы, а так же депутатам по поводу судьбы мозаик на Ленинградке.

Ответа мы так и не получили. А в нашей секции ведь около 600 художников, многие из которых украшали Москву мозаиками, - говорит Терехович.

Проблема в том, что у стел с мозаиками нет статуса. Статус же "Объект, имеющий признаки культурного наследия" застройщика территории ни к чему не обязывает.

Писала в префектуру Северного округа, - рассказывает Терехович. - Они мне ответили, что после окончания стройки все восстановят. Но как можно восстановить авторскую работу?

Автор сохраняющейся пока мозаики - Мартуни Потикян. Марина Терехович говорит, что пока не удается найти ни его самого, ни потомков. Вторая мозаика, которую создавала Эльвира Жерносек, в последнее время была в плачевном состоянии.

Нет закона по сохранению таких памятников, - говорит Марина Терехович. - И когда новые собственники покупают землю, я так понимаю, никто им не говорит, что это произведение искусства. В советское время такие работы авторам заказывал город. Деньги на это выделялись. А сейчас собственник поступает с этим, как считает нужным. Представляете, если, к примеру, в Италии собственники покупали бы землю и ломали то, что им не нужно? Надоел Микеланджело - снесли. Леонардо - тоже. Ну, что же поделать, - ведь мешают...

Корреспондент "РГ" обратился в пресс-службу департамента культурного наследия города Москвы. Там отметили, что нужно направить официальный запрос по поводу стел на месте бывшего стадиона "Юных пионеров". Но при этом добавили: "Насколько известно, они не являются объектами культурного наследия. В таком случае нам и комментировать нечего".

По телефонам, указанным на стенде у стройки, корреспонденту "РГ" ответили, что необходимо обратиться в другую девелоперскую компанию, которая ведет этот проект. Там прояснили ситуацию с исчезнувшей мозаикой.

Мозаика бережно демонтирована и вывезена для хранения в помещении, - говорит директор по маркетингу девелоперской компании Евгения Старкова. - В дальнейшем запланирована интеграция обоих панно в проект благоустройства, который разрабатывается архитектурным бюро Wowhaus. При этом панно станут знаковыми объектами на территории жилого комплекса. Перед монтажом будет проведена очистка загрязненных элементов панно и реставрация. К монтажу панно будет привлечена организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Старкова также отметила, что кроме панно отреставрируют части металлической ограды.

Как именно мозаику интегрируют в проект благоустройства - не сообщается. Так или иначе, сейчас только мозаика и часть ограды напоминают о пионерском стадионе на месте которого строят комплекс под названием "Царская площадь".

Девелоперская компания Coaclo, принадлежащая бывшему акционеру «Металлоинвеста» Василию Анисимову, намерена построить на Ленинградском проспекте многофункциональный комплекс «Царская площадь» на 288 500 кв. м, который будет включать в себя квартиры, апартаменты и всю необходимую инфраструктуру. Информация об этом опубликована на сайте компании. Управляющий партнер консалтинговой компании Blackwood Константин Ковалев оценивает инвестиции в такой проект примерно в $430 млн.

В 2009 г. Coalco планировала возвести на территории Стадиона юных пионеров спортивно-оздоровительный центр и гостинично-деловой комплекс общей площадью 400 000 кв. м, но из-за кризиса так и не взялась за проект. Год назад Градостроительно-земельная комиссия одобрила новый вариант застройки этой территории: под проект, получивший название Royal Plaza, появилась возможность возвести уже 274 000 кв. м, из которых примерно 104 000 кв. м отводилось под офисы и столько же под жилье. Теперь, как следует из информации на сайте Coalco, компания полностью отказалась от строительства офисов.

Скромный, но рост

3% на столько увеличился ввод жилья в Москве в январе – сентябре 2015 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, по данным городского правительства. За девять месяцев в эксплуатацию сдано 2,404 млн кв. м жилых помещений. Еще около 11,5 млн кв. м в стадии строительства

Сотрудник Coalco переадресовал корреспондента «Ведомостей» в MR Group, которая управляет активами девелопера и развивает их. Заместитель гендиректора MR Group Ирина Дзюба сказала, что компания уже много лет последовательно сокращает офисные проекты в пользу жилья. Еще кризис 2008 г. показал, что много офисных площадей внутри одного проекта рынку не нужно, поэтому MR Group пересмотрела концепцию ряда объектов, говорит она. Например, в проекте «Водный» она решила сфокусироваться на строительстве торгового центра, жилья и офисов, а в «Фили град» – на жилом квартале с офисной и торговой составляющими. Такой же позиции, похоже, придерживается и Сoalco. На территории хлебозавода им. Зотова (пересечение Пресненского Вала и Ходынской улицы), где компания хотела строить офисно-жилой центр «Хрустальные башни» площадью 168 000 кв. м, ныне запланирован жилой комплекс «Пресня сити» на 200 000 кв. м.