О телосложении и возрастных группах пловцов. Антропометрические показатели, влияющие на технику и скорость плавания

Бесспорно, у плавания есть целая куча положительных преимуществ, которые невозможно не учесть при выборе идеально подходящей вам физической нагрузки для регулярных занятий спортом, но одним из самых весомых плюсов плавания является возможность обрести стройное, подтянутое и идеальное тело. В конце концов, вы хоть раз слышали от кого-нибудь фразу на подобии: «Оу, у того чувака такое крутое тело! Точно пловец».

Тела пловцов привлекают к себе внимание потому, что обычно мы стройные и накачанные. Мы обычно высокие, широкоплечие с (обычно) чётко очерченными кубиками пресса! Пловцы выглядят модно, стильно и круто круглый год! Вот 9 признаков того, что у тебя тело, как у настоящего чемпиона:


1. Ты высокий! В большинстве случаев!

Посмотрите на спортсменов, входящих в элиту мирового спортивного плавания, обычно все они невероятно высокие. К примеру, среди мужчин, обладателей мировых рекордов на 100м в/с, 1976 и более позднего г.р., средние показатели роста равны приблизительно 1,92м плюс, а самый низкорослый среди мировых рекордсменов сборной США- Роуди Гейнс, имеет рост 1,85м.

Если же ваши родители не были дядей и тетей Стёпой, не стоит отчаиваться. Легендарная покорительница длинных дистанций Джанет Эванс имеет рост всего 1,65м, Дэвид Беркофф - человек, невероятный дельфин которого на олимпиаде 1988 года в Сеуле заставил всех разинуть рты, имеет рост 1.75м. Если же брать наших с вами «современников», то и смотреть высоко не нужно, японская суперзвезда Хагино Касукэ (1,77м) являет собой живое доказательство того, что несмотря на общую тенденцию, плавать и блистать можно, обладая не самым высоким ростом.

2. Ты гибкий!

Перед началом каждого заплыва, Майкл Фелпс встает на тумбу и разминается, совершая перекрёстные махи руками, заканчивающиеся хлопком за спиной. У Фелпса также невероятно гибкие голеностопы и, кажущиеся какими-то нечеловеческими шарнирами, локти и колени.

Движения, требующиеся от нашего тела для быстрого плавания делают гибкими широчайшие мышцы спины, плечи и сами спины пловцов. В конце концов, тысячи проносов рук над головой во время плавания кролем уже сами по себе придают гибкость нашим плечам.

3. Ты сильный!

Здесь я имею ввиду вовсе не способность поднимать огромные веса в тренажёрном зале, а относительную физическую силу (хотя видео, в котором знаменитый кролист Натан Эдриан выполняет жим лёжа с 80кг гантелями в каждой из рук, может сказать об обратном). Майкл Фелпс в лёгкую подтягивается по 30 раз за один подход. А хрупкая Натали Коглин, с лёгкостью жонглирующая гантелями и гирями, и вовсе утрёт нос многим качкам. Да, вы скорее всего не увидите, как мы отрываем дуло танку и швыряемся автомобилями, но зато мы можем с относительной легкостью пройтись по полу на руках и сделать пару десятков отжиманий, не вспотев.

4. У тебя ярко выраженные широчайшие мышцы спины!

Широчайшие мышцы твоей спины тянутся через всю спину, от позвоночника до плеча. Из-за квадриллионов миллиардов гребков, которые мы делаем каждый день в течении всей своей карьеры, именно эти мышцы становятся, эм, немного больше. Чрезмерно хорошо развитые мышцы спины всегда будут являться отличительной чертой, выдающей в тебе настоящего пловца.

5. У тебя плечи пловца!

Огромные Плечищщщщщаааааааа!
Произносится это слово именно так, именно потому, что данная особенность характерна только для нас. Изюминка фигуры пловца, являющей собой чёткий перевернутый треугольник - массивные плечи. Я их еще называю Мегаплечи, и не зря, ведь в совокупности с развитыми широчайшими мышцами спины эта особенность нашей фигуры делает каждый поход за одеждой настоящим приключением. Широкие плечи - это своего рода визитная карточка, по которой пловец пловца узнаёт из далека вне зависимости от нации, языка или религии.


6. Ты обтекаем, как торпеда!

Несмотря на всю нашу (относительную) физическую силу и шокирующее количество времени, проводимое нами в бассейне и тренажёрном зале, мы не обладаем горами мышц и скорее имеем сухое и подтянутое тело. В конце концов, успех на воде требует этого от нас. В отличие от наших сухопутных спортивных братьев и сестёр мы соревнуемся, погружаясь в среду, которая сопротивляется каждому новому нашему движению. Вода плотнее воздуха на уровне моря почти в 800 раз. Для того, чтобы приспособиться к подобным условиям, наши тела должны принять форму не гоночного автомобиля, а скорее торпеды. Более обтекаемо сложенные пловцы всегда имеют немного больше преимуществ перед лицом своих более мускулистых соперников. Пловцы настоящие, крепкие «сухарики» и именно это позволяет им плыть быстро и эффективно.

7. Твои волосы всегда влажные и всколоченные!

Пловца не так трудно отличить от остальных групп населения, лишь кинув быстрый взгляд на его макушку. В зимнее время года только у пловца уже с самого раннего утра волосы влажные и взъерошенные, а вся спина свитера или рубашки покрыта мокрыми пятнами. Летом всё тоже самое, за исключением того, что 1-2 разовая обработка волос хлором и солнышком придаёт им эффект легкого мелирования. Если же пловца не удается определить по волосам, не отчаивайтесь, помогут малиновые отпечатки от плавательных очков, красующиеся вокруг его глаз в любое время года.

8. У тебя ого-го какие трицепсы!

У пловцов красивые и накачанные трицепсы. Абсолютно все пловцы, за исключением лягухоподобных брассистов, (Я так говорю, наверное, потому что так и не смог освоить брасс в полной мере и завидую вам, ребята) используют трицепс в завершающей части гребка, а это значит, что каждый из нас на протяжении всей своей карьеры делает в среднем чуть более чем 3.2 миллиона сокращений на каждый трицепс. После такой работы у этих мышц не остается другого выбора, кроме как быть красивыми и большими.

9. Количество волос на твоём теле постоянно меняется!

Волосы ведь тоже часть твоего тела? Да-да! Иногда тоже, а иногда нет)
Именно этот риторический вопрос стоит за душераздирающими предсоревновательными сеансами бритья груди и спины у мальчиков, и раздражением которое заполняет девочек, когда тем приходится пояснять за волосатые ноги. Не важно сколько раз мы ещё услышим: «И чё, это что ли делает какую-то разницу?» - мы будем знать, что разница колоссальная. Лишь мы понимаем, что ничто не сможет заменить то ощущение, когда ныряя в воду в первый раз после бритья, ты чувствуешь, как вода сама тебя несёт вперёд с каждым гребком!

Статья подготовлена и переведена сайт с использованием материалов с ресурса: SwimSwam.com / Спасибо за фотографию: TYR

Покупайте качественные товары для плавания в магазинах Swimlike по России и в интернет-магазине с быстрой доставкой (1-10) дней по России и СНГ!

Записывайтесь в школу правильного плавания Swimlike для взрослых в Москве и Санкт-Петербурге на сайте:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Заочный факультет

Кафедра ЛАЛС

Контрольная работа

Тема: «Анатомическое строение пловца и его влияние на технику »

Выполнила: Студентка Силкова В.Н.

Гомель 2011

План

Введение

1. Строение костно-мышечного аппарата и двигательного качества

2. Краткий перечень упражнений

3. Антропометрические показатели, влияющие на технику и скорость плавания

Заключение

Список использованной литературы

В ведение

Анатомические особенности человека необходимо учитывать не только при выборе способа плавания, но и при овладении техникой движений, в том или ином способе плавания.

Анатомия человека в своем развитии прошла длинны и сложный путь. Основную роль в ее возникновении и развитии играли запросы практической жизни. Анатомия развивалась не изолированно, а вместе с другими науками и в первую очередь с биологическими. Остановимся на взаимосвязи между анатомическими занятиями и развитием физической культуры и спорта. Потребность в анатомическом анализе движений для повышения спортивных результатов, половых и индивидуальных особенностей организма для обоснования методов и средств физического воспитания обуславливала необходимость анатомических исследований по изучению двигательного аппарата, механики движения человеческого тела. В свою очередь, расширение анатомических знаний способствовало прогрессу в области теории и практики физической культуры. Труды П.Ф.Лесгафта по вопросам анатомии и физического воспитания имели большое значение для развития как анатомии, так и науки о физической культуре. В своих рудах П.Ф. Лесгафт заложил основу учения о движениях человеческого тела. Им был создан курс «Теория телесных движений», в котором излагался материал о пропорциях человеческого тела, учения о его положении и движениях. В определении индивидуальных анатомических особенностей человека играет роль рост, площадь наибольшего поперечного сечения, сложение и пропорции тела.

На основе опыта предшествующих поколений, знаний, литературных сведений, можно прийти к следующему выводу: важнейшее влияние на технику и скорость пловца оказывает анатомическое строение и некоторые размеры тела человека.

1 . Строение костно-мышечного аппарата и двигательного качества

Техника современных спортивных способов плавания, претерпевшая существенные изменения, создавалась и совершенствовалась с учетом двигательных возможностей человека.

Форма движений зависит от строения суставов, их формы и подвижности.

Спортсмены, обладающие хорошей подвижностью в суставах, могут свободно и легко выполнить движения по большим дугам, не нарушая положения тела и общей координации движений, а также включать в работу основные группы мышц, участвующих в движении.

Строение костно-связочного аппарата человека таково, что каждую конечность можно рассматривать как систему рычагов, последовательно соединенных друг с другом. Для этих рычагов суставы служат точками соединения и опоры, причем возможные направления и амплитуду движений каждого из этих рычагов определяет строение соответствующего сустава. Следовательно, «рабочие» движения не могут быть выполнены строго в направлении спереди назад, что было бы наиболее правильным с точки зрения механики. Если бы конечности были простыми, а не многочленными рычагами, движение гребущих поверхностей могло бы происходить только по дугам окружности, центром которой был бы сустав, соединяющий конечность с туловищем. Такое движение было бы мало эффективным, так как с точки зрения создания силы тяги, гребущие поверхности большую часть пути проходили бы в невыгодном положении. Благодаря тому, что конечности представляют собой систему рычагов, создается возможность изменить путь основных гребущих поверхностей и проводить их не по дуге, а по несколько другому направлению, придав им положение, более выгодное с точки зрения создания силы тяги.

Какие же части конечностей являются основными гребущими поверхностями?

Очевидно, те, которые будут испытывать во время гребка наибольшее сопротивление воды. Такими частями являются дистальные звенья конечностей-рычагов.

Во-первых, они имеют наименее обтекаемую форму. Во-вторых, относительно большую лобовую поверхность. В-третьих, самое главное, они движутся с наибольшей скоростью.

Из этого видно, что верхняя часть руки не только не создает силы тяги, но даже затормаживает продвижение пловца. Происходит это потому, что когда пловец продвигается вперед, то вместе с ним движутся и руки. Верхняя часть руки по отношению к неподвижной точке в пространстве перемещается не назад, а вперед. Сопротивление же воды, создающее опору пловцу, возникает только на той части руки, которая движется назад со скоростью, большей скорости продвижения пловца вперед. Так как скорость движения точки на рычаге пропорциональна удалению ее от точки крепления, а сопротивление пропорционально квадрату скорости, то наибольшее сопротивление на единицу поверхности возникает на самом конце конечности - рычага.

Поэтому, основными гребущими поверхностями будут кисти рук, стопы и прилегающие к ним части предплечья и голени.

При развитии таких физических качеств спортсмена как сила и гибкость необходим учет анатомических особенностей. В соответствии с изменением этих особенностей можно совершенствовать и технику плавания.

Двигательная деятельность происходит в результате взаимодействия внутренних и внешних сил. К внутренним силам относятся силы, возникающие в самом организме и действующие внутри него. Они могут быть пассивными и активными. Первые представляют собой сопротивление мышц, сухожилий, связок, костей деформирующему действию внешних сил. При растяжении упругих частей двигательного аппарата, в особенности мышц, возникают силы упругого напряжения, противодействующие растяжению и ограничивающие его. Наличие этих сил может быть легко выявлено: при устранении растяжения мышца укорачивается. Основное значение в деятельности двигательного аппарата имеют активные силы, возникающие при возбуждении мышц.

Активная сила мышцы характеризуется величиной максимального напряжения, которое она способна развить при возбуждении. Для измерения силы мышцы требуется выяснить вес груза, который мышца при своем максимальном возбуждении способна удержать, не сокращаясь при этом и не растягиваясь.

Сила, проявляемая мышцей, зависит от:

1) сократительной силы входящих в ее состав одиночных мышечных волокон;

2) количества волокон в мышце;

3) исходной длины мышцы;

4) характера нервных воздействий на нее;

5) механических условий действия мышцы на кости скелета.

Чем большее количество волокон входит в состав мышцы, тем больше ее сила. Одиночная двигательная единица, состоящая, например, из 100 волокон, может развивать силу уже в 10-20 грамм. Многие скелетные мышцы обладают силой, превышающей вес тела.

В процессе спортивной тренировки происходит утолщение мышечных волокон и увеличение их энергетических ресурсов. В связи с этим сила волокон, а, следовательно, и сила мышцы в целом возрастает.

Для характеристики сократительной способности большое значение имеет определение абсолютной силы мышцы. Так называемая сила, приходящаяся на 1 кв.см поперечного сечения мышечных волокон. Чтобы определить ее, нужно величину силы, развиваемой мышцей в целом, разделить на величину ее физиологического поперечника. Необходимо иметь в виду, что физиологический поперечник (то есть площадь поперечного сечения всех волокон мышцы в целом) часто не совпадает с анатомическим поперечником (то есть с площадью поперечного сечения мышцы).

Абсолютная сила разных мышц человека выражается в среднем следующими величинами (в килограммах на 1 кв.см): икроножная + камбаловидная - 6,24; разгибатели шеи - 11,4; плечевая - 12,1; трехглавая плеча - 16,8.

Большое влияние на силу мышц и их работоспособность оказывает симпатическая нервная система. Л.А.Орбели и его сотрудники установили, что импульсы, приходящие к мышце по симпатическим нервным волокнам, повышают ее возбудимость и функциональную подвижность, усиливают обмен веществ в ней и ее питание. Все это вместе взятое приводит к увеличению мышечной силы.

Сила, развиваемая мышцей, зависит от исходной ее длины. Если предварительно сблизить концы мышцы, то она при прочих равных условиях будет развивать меньшее напряжение. Напротив, если мышцу предварительно растянуть, как это делается при многих физических упражнениях, то она становится способной к более высокому напряжению и сокращению. Однако при чрезмерном растяжении работоспособность ее снова падает.

Большое значение для уточнения топографии работающих мышц, а также объема направленности специальной силовой подготовки для пловцов разных специализаций имеет анализ зависимости между девятью площадями сечений, пересекающих мышцы, несущие основную нагрузку при плавании, и силовыми показателями.

Для кролистов-спринтеров сечений - дельтовидного плеча и силовой подготовленностью и плавания этим способом. У кролистов-стайеров взаимосвязь между размерами площадей сечения и показателями силы значительно меньше, чем у кролистов-спринтеров. У стайеров самая высокая зависимость наблюдалась между величиной тяговых усилий в воде с помощью ног и полной координацией. Значит, для успеха в плавании кролем на 1500 м силовые возможности не являются решающими. В тренировке стайеров следует использовать наибольшие отягощения, избирательно нагружая мышцы, участвующие в гребке руками.

Представители плавания на спине отличаются специфической силовой подготовленностью. При плавании на спине надо в основном развивать силу мышц плеча, предплечья, мышц, приводящих плечо, принимающих большое участие в середине и конце гребка руками, и широчайшую мышцу спины.

У дельфинистов отмечена высокая корреляционная связь между силовыми показателями и площадями сечений дельтовидного плеча и бедра. Большое внимание нужно уделять развитию силы мышц плечевого пояса и рук, мышц задней и передней поверхностей туловища.

Брассисты по всем показателям силы рук уступают пловцам, специализирующимся в остальных способах, зато по величине гребковых усилий ногами они занимают первое место. В специальной силовой тренировке брассистам необходимо применять упражнения, направленные главным образом на увеличении силы мышц нижнего пояса и нижних конечностей, в первую очередь бедра, ягодичных мышц, сгибателей стопы.

Таким образом, специфика функциональной мышечной топографии у пловцов зависит от специализации; высокие спортивные результаты в одних способах плавания достигаются преимущественно за счет силовой подготовленности, тогда как в других - за счет хороших гидродинамических качеств и выносливости.

Сила мышц, участвующих в работе, определяется в положениях, характерных для плавания. Например, тест - в положении стоя давить на рукоятки подвешенного станового динамометра. Рукоятки динамометра расположены на уровне плечевого пояса. Более точные данные этого теста могут быть получены, если это измерение проводить в положении лежа на спине.

Большие величины соотношения показателя силы мышц к весу спортсмена соответствуют его лучшим данным.

Как известно, подвижность в суставах и сила мышц имеют отрицательную взаимосвязь. Поэтому пловцы, у которых отмечаются высокие силовые показатели, как правило, обладают меньшей подвижностью в суставах.

Понятие «подвижность суставов» тесно связано с понятием «гибкость», под которым подразумевается физическое качество, позволяющее выполнять движения с большой амплитудой. Часто видят в этих понятиях синонимы, однако, между ними имеются определенные различия. Под подвижностью в суставе понимают объем движения в конкретном суставе, под гибкостью - объем движений в какой-то части или частях тела.

Выделяют три вида подвижности в суставе: свободная, активная, пассивная подвижность. Объем свободной подвижности предполагает естественные плавные и экономные движения, при которых активные силы мышц действуют не в течение всего периода выполнения движения, а только в определенных границах. Например, хорошо заметны свободные, не фиксированные движения кисти при проносе руки по воздуху при плавании кролем на груди.

При измерении подвижности в суставах определяют объем активной подвижности, которая увеличивается за счет максимального усилия участвующих в движении мышц и растяжимости мышц - антагонистов. Только при плавании брасом тыльное сгибание в голеностопном суставе перед началом движения ног требует активной подвижности.

При определении объема пассивной подвижности необходимо строго дозировать давление (внешнюю силу) на сегменты тела. Объем пассивной подвижности самый большой, так как здесь отсутствует сопротивление антагонических мышц и связок. При плавании кролем на груди, на спине и дельфином требуется пассивная подвижность в голеностопных суставах при выполнении удара ногами.

Способ плавания, техника его выполнения, а также различные индивидуальные ее варианты базируются на возможностях суставов, обусловленных анатомическим строением. Развитие структурно-функциональных механизмов движений в суставах не только не позволяет правильно понимать сущность самого способа плавания и его техники, но и создает перспективу индивидуального моделирования последней с учетом особенностей строения суставов у каждого пловца.

Индивидуальные различия в показателях подвижности в суставах проявляются очень рано, еще в дошкольном возрасте, поэтому эти показатели служат надежным критерием, как для отбора юных пловцов, так и для ориентации выбора основного способа плавания.

Большая амплитуда движений - основное условие правильной техники спортивного плавания, которое позволяет достигнуть высоких результатов при экономном расходовании энергии.

Плохая подвижность суставов затрудняет освоение правильной техники и вызывает лишние движения, снижающие эффективность выполнения упражнения в горизонтальном положении. Подвижность рук зависит от подвижности плечевых суставов, а также от подвижности позвоночного столба, грудного и поясничного отделов. При недостаточной подвижности плечевого пояса спортсмен, плавающих способом «баттерфляй-дельфин», вынужден поднимать верхнюю часть туловища из воды для выполнения подготовительных движений руками. Большое значение при плавании брассом имеет подвижность в тазобедренном, особенно коленном и голеностопном суставах: ограниченность ее не позволяет выполнять гребковые движения ногами. При плохой подвижности шейного отдела позвоночника в плавании кролем на груди пловец не только поворачивает голову для вдоха, но и поднимает ее вверх. Это нарушает общую структуру и согласованность движений. В результате возникают изменения колебания туловища, и изменяется положение тела, угол атаки.

Пловцы с недостаточной подвижностью в голеностопном суставе не могут добиться высокой скорости при плавании ногами способом «кроль на груди и на спине», а в отдельных случаях вообще не продвигаются вперед. Это объясняется тем, что стопа является основным звеном ноги, обеспечивающим продвижение пловца при плавании кролем одними ногами. Поэтому форму и особенно подвижность в голеностопном суставе имеют первостепенное и решающее значение для создания поступательного движения (А.К.Дмитриев). Учитывая огромное значение подвижности в суставах, пловцы должны систематически выполнять упражнения, содействующие развитию данного качества.

2 . Краткий перечень упражнений

Упражнения на подвижность в плечевых суставах (выполняются в парах):

1. Исходное положение - первый, руки на поясе, второй, стоя на шаг сзади, держит за локти впереди стоящего. Пружинящие движения локтями внутрь (соединение).

2. Исходное положение - стоя напротив друг друга на расстоянии 1-1,5 метра, с широкой стойкой рук, наклонив туловище, положить ладони на плечи партнера. Пружинящие покачивания вниз, надавливая на плечи.

3. Исходное положение - стоя спиной друг к другу на расстоянии шага, сцепить прямые руки внизу. Одновременный выпад ногой вперед с последующим пружинящим покачиванием.

4. Исходное положение - первый сидит, подняв руки вверх, второй в выпаде стоит сзади, уперев коленом между лопаток партнера, и держит его за руки, производя пружинящие покачивания руками назад через верх и назад через стороны.

5. Исходное положение - первый в выпаде, наклонившись, отводит руки назад-вверх, второй в выпаде спереди держит партнера за ноги, производя пружинящие покачивания руками на себя.

Упражнения на подвижность в тазобедренном и голеностопном суставах:

1. Исходное положение - сидя на правой ноге. Не поднимая таза, перенести туловище на правую ногу.

2. Исходное положение - стоя боком у стенки, держась за нее одноименной рукой. Маховые движения ногой вперед и назад. То же другой ногой.

3. Исходное положение - сесть, согнув ноги, развести колени в сторны, руками взяться за низ голени, локтями упереться на внутреннюю сторону ноги у колена. Пружинящие покачивания коленями вниз, нажимая локтями.

4. Исходное положение - стойка на коленях, стопы вытянуты тыльной поверхностью к полу. Наклоняя туловище назад с опорой руками о пол сзади и отрывая колени от пола, пружинящие покачивания на подъеме стопы.

5. Исходное положение - то же, но ступни развести в разные стороны. Выполнение аналогичное.

6. Исходное положение - стойка на коленях, стопы вытянуты тыльной поверхностью к полу. Маховым движением руками вверх приподняться, отрывая колени от пола.

7. Исходное положение - сидя на полу, положить одну ногу на другую, противоположной рукой взяться за середину ступни. Вращение рукой ступни вправо, влево, круговые движения в обе стороны.

8. Исходное положение - упор соя на коленях. Приподнимая колени, покачивание на тыльной стороне стоп.

9. Исходное положение - правая нога согнута в коленном суставе. Вращение стопой в одну и другую сторону. То же другой ногой.

Как известно, подвижность в суставах и сила мышц имеют отрицательную взаимосвязь. Поэтому пловцы, у которых отмечаются высокие силовые показатели, как правило, обладают меньшей подвижностью в суставах. Среди кролистов самые высокие показатели подвижности в суставах у стайеров, самые низкие - у спринтеров (таблица 1.).

Таблица 1. Подвижность в суставах

Способы плавания

Сгибание в плечевых суставах, см

Подошвенное сгибание стопы, град.

Тыльное сгибание стопы, град.

Сгибание в коленном суставе, град.

Кроль 100 м

Кроль 400 м

Кроль 1500 м

Комплексное плавание

Лучшая подвижность в суставах, особенно в плечевом и голеностопном, наблюдается у представителей наиболее сложных в техническом отношении способов плавания - на спине и дельфин.

Для специализирующихся в комплексном плавании характерна достаточно высокая подвижность во всех суставах. В плавании брассом подвижность в плечевых суставах не имеет решающего значения. Поэтому показателю брассисты занимают последнее место, зато по показателям подвижности в коленных суставах и тыльного сгибания стопы им принадлежит первое место, что отражает специфику плавания этим способом.

анатомический мышечный подвижность плавание

3 . Антропометрические показатели, влияющие на технику и скорость плавания

Из всех видов спорта при отборе используются различные тесты на определение пригодности того или иного спортсмена к какому-либо виду спорта. В плавании при отборе особо учитываются антропометрические показатели или, как их еще называют, тотальные размеры тела (вес, рост, длина и окружность конечностей, окружность грудной клетки).

Отправными данными для создания представления о росте и весе пловцов, а также и о том, насколько существенны эти показатели, могут послужить данные участников XXVII Олимпийских Игр в Сиднее 2000 года (таблица 2).

Таблица 2

Росто-весовой индекс

Росто-весовой индекс

В данной таблице приводятся средние данные роста, веса и роста весового индекса, который равен разности (рост - 100 - вес), Олимпийских чемпионов, бронзовых призеров, пловцов, занявших 6-е место. Из таблицы видно, что распределение наград среди участников подчинено некоторой закономерности: «большим» - большие награды, «маленьким» - маленькие.

Росто-весовой показатель является основным при определении предрасположенности к плаванию.

Пловцы разных способов плавания существенно отличаются друг от друга по тотальным размерам тела.

Как показали исследования, самыми высокими являются пловцы, специализирующиеся в плавании на спине. Величина сопротивления, которое испытывает пловец в воде, определяемая методом буксировки, оказалась больше при положении пловца на спине, чем при положении на груди. Вероятно, этим можно объяснить то, что представители плавания на спине выше кролистов-спринтеров, легче их по весу и имеют небольшую относительную поверхность тела. Несколько уступают им по длине тела спортсмены, специализирующиеся в комплексном плавании. Более существенная разница между представителями плавания на спине и дельфинистами. Самые низкорослые пловцы - брассисты.

Самый большой вес у брассистов, на втором месте по этому показателю находятся представители комплексного плавания, несколько уступают им в весе дельфинисты и наиболее легкие по весу, несмотря на высокий рост, спортсмены, специализирующиеся в плавании на спине.

Телосложение, то есть пропорции отдельный частей тела, оказывают влияние на владение техникой плавания и спортивным мастерством.

У кролистов-стайеров, плавающих на длинные дистанции, тотальные размеры тела меньше, по телосложению относятся к мускульному типу по С.Сиго или атлетическому по Е.Кречмеру, что означает хорошее развитие двигательного аппарата: скелета и мускулатуры. Грудная клетка у них цилиндрическая и более широкая, живот подтянутый, крепкий. Для этих пловцов важнейшее значение имеют функциональные возможности организма, обуславливающие высокие достижения при работе на выносливость.

Пловцы-спинисты также обладают большими размерами, как и спринтеры, но в свою очередь незначительно выше ростом, с большей окружностью грудной клетки при ее небольшой глубине. Очевидно, длина тела имеет большое значение при плавании на спине.

Несколько уступают спинистам пловцы комплексного плавания, хотя они ростом и равны. Телосложение у них более мускульное, с большими обхватами. Размеры пловцов, специализирующихся в брассе и баттерфляе, почти одинакова, но несколько отличны от других пловцов. Они менее рослы, но с более развитой мускулатурой, особенно спортсмены, плавающие баттерфляем, с более округлой грудной клеткой.

Возможно, меньшие размеры не играют решающей роли при достижении высоких результатов в данных видах плавания, хотя за последние годы наблюдается рост этих пловцов. Некоторые из них или близки к размерам кролистов-стайеров или равны.

Различаются пловцы и обхватами и площадями соответствующих сечений.

Спортсмены, работа которых носит скоростно-силовой характер, т.е. кролисты-спринтеры и дельфинисты, имеют высокие показатели обхватов и сечений соответствующих площадей, таких как плечевой пояс, плечо, таз, бедра, голень.

В сечениях плечевого пояса и плеча также близки пловцы-брассисты и пловцы комплексного плавания (их обхваты и сечения несколько меньше). Самой маленькой площадью сечения плечевого пояса обладают кролисты-стайеры.

По обхватам талии и бедра первенствуют брассисты, а затем, по этим же обхватам и соответствующим площадям сечений, идут кролисты-спринтеры, пловцы-спинисты, плавающие дельфином. Самые последние пловцы комплексного плавания и кролисты-стайеры.

Теперь рассмотрим как по величине обхватов плеча и бедра косвенно можно судить о силовых возможностях спортсменов (таблица 3).

Таблица .3 Обхватные размеры тела пловцов высокого класса (см)

Способ плавания

Запястье

Предплечье

Кроль 100 м

Кроль 400 м

Кроль 1500 м

Комплексное плавание

У спортсменов, специализирующихся в плавании кролем на разные дистанции, обхватные размеры грудной клетки, бедра, плеча уменьшаются с увеличением длины дистанции.

С увеличением длины дистанции скорость падает и работа переходит в зону более низкой мощности, не требующей больших мышечных усилий, а, следовательно, изменяются и требования к морфологическому типу пловца.

На первое место выходят признаки, характеризующие выносливость и способствующие лучшему положению тела в воде, лучшей обтекаемости, плавучести. У спортсменов, специализирующихся в плавании на спине и дельфином, обхватные показатели самые высокие, так как скорость плавания приближается к скорости кролистов-спринтеров. У брассистов же наиболее высокими являются показатели обхватов бедра и ягодиц, поскольку в плавании брассом основная нагрузка приходится на ноги. Представители плавания на спине и комплексного плавания по величине обхвата талии и ягодиц не отличаются друг от друга, но существуют статистически значимые различия между ними и брассистами и дельфинистами. По обхвату ягодиц первое место занимают дельфинисты. У представителей плавания на спине и комплексного плавания этот показатель наиболее низкий.

На технику и скорость плавания влияют и размеры конечностей. Так лица с более длинными конечностями и большей гребущей поверхностью имеют меньшее удельное давление на единицу площади воды. Эти пловцы могут обладать более длинным и мощным гребком, но с меньшим темпом движений. Спортсмены с относительно короткими конечностями имеют тенденцию к повышению темпа движений, а также к повышению удельного давления воды на единицу гребущей поверхности.

Кроме самих размеров тела и конечностей надо обращать внимание на показатели их соотношений, например, в соотношении ширина плеч / рост - ширина таза / рост, чем меньше показатель, тем больше пригодность к плаванию, а в таких соотношениях как длина рук / рост и длина ног / рост, наоборот, то есть, чем больше показатель, тем лучше возможности спортсмена, а это значит, чем длиннее конечность, тем больше площадь удельного сопротивления воды, тем мощнее гребок. Для выявления показателя зависимости длины рук от роста пловца можно использовать и другой метод определения: отношение размаха рук к росту. Размах рук определяется расстоянием между концами средних пальцев рук, разведенных в стороны. Если размах рук больше роста, то наблюдается повышенная пригодность спортсмена. Если размах рук равен росту, то - умеренная, и, если размах рук меньше роста, то - пониженная.

В результате анализа корреляционной зависимости между спортивными результатами и 83-мя морфофункциональными признаками выявлены особенности телосложения и физической работоспособности, определяющие успех в том или ином способе плавания.

Скорость плавания кролем на 100 метров находится в тесной корреляционной связи с признаками, характеризующими силовые возможности: длиной и весом тела; площадями сечения - дельтовидного, плеча, предплечья, бедра; длиной руки и кисти. Высокая связь обнаружена также между спортивным результатом и величиной силовых показателей в статистическом, динамическом и гидродинамическом режимах работы. Обнаружена высокая корреляционная зависимость между результатом и возрастом пловцов, то есть спринтеры достигают высот спортивного мастерства в более зрелом возрасте, чем стайеры.

Скорость плавания на дистанции 400 метров вольным стилем зависит от таких показателей, как подвижность в плечевых суставах, жизненная емкость легких, длина верхнего отрезка (длина шеи и головы), длина ноги и корпуса. Кроме того, морфологическими предпосылками для успеха на этой дистанции являются малый обхват талии и уплощенная форма грудной клетки.

Скорость плавания на дистанции 1500 метров вольным стилем тесно связана с такими признаками, как подвижность в голеностопных суставах, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), высота стопы, длина верхнего отрезка, ширина кисти, а также индексы отношения веса тела к росту и ширины таза к росту, длина корпуса. Показатели, характеризующие силовые качества пловцов - вес тела, площади дельтовидного сечения и голени, имеют отрицательную связь с результатом. Кроме того, эти пловцы самые юные по возрасту, поэтому они уступают спринтерам в весе, обхватных размерах, поперечных сечений, и, следовательно, силовых показателях.

Таким образом, пловцы, специализирующиеся в плавании на средние и особенно длинные дистанции, по телосложению и физической подготовленности значительно отличаются от спринтеров, что объясняется законами биоэнергетики. Если у спринтеров работа носит скоростно-силовой характер и происходит в анаэробной зоне, то у стайеров она относится к зоне аэробного энергообеспечения, где большие требования предъявляются к функциональным возможностям пловцов, прежде всего к выносливости.

Скорость плавания на спине обусловлена показателями длины тела, подвижностью в плечевом и голеностопном суставах, ЖЕЛ, обхватом плеча и индексом отношения веса тела к росту. Установлена взаимосвязь спортивного результата в плавании этим способом с силовыми показателями рук: в статическом режиме с показателями в середине и конце гребка; в динамическом режиме - с малыми и средними весами; величиной тяговых усилий с помощью рук и с полной координацией. Отрицательная связь с возрастом указывает, что высот спортивного мастерства в этом способе плавания достигают в более юные годы.

Спортивные результаты в плавании дельфином определяются такими морфо-функциональными показателями, как вес тела, высота стопы, обхват плеча и грудной клетки, подвижность в плечевых и голеностопных суставах. Скорость плавания тесно связана с силовой подготовленностью, показателями которой являются площади сечения плеча, дельтовидного, бедра. Имеется отрицательная взаимосвязь между спортивным результатом и показателями длины верхнего отрезка, ноги, бедра, голени, а также площади тазобедренного сечения и талии. При плавании дельфином основным движителем являются плечевой пояс и руки, о чем свидетельствуют площади сечения дельтовидного и плеча и их связь с силой и спортивным результатом. Вероятно, участие мышечных групп, которые пересекают сечения талии и тазобедренного, не играет определяющей роли в скорости плавания этим способом, а их чрезмерное развитие создает препятствие для продвижения вперед, ухудшая обтекаемость тела. Выявлена также значительная корреляционная связь с возрастом, то есть в плавании дельфином высокие спортивные результаты можно показывать в более старшем возрасте.

Скорость плавания брассом тесно связана с такими морфо-функциональными признаками, как подвижностью в коленном и голеностопном суставах, обхват бедра, длина плеча, площадь сечения бедра, длина бедра и верхнего отрезка. Отмечается отрицательная связь результата с шириной плеч. Установлена взаимосвязь в скорости плавания с величиной тяговых усилий с помощью ног и с полной координацией. Пловцы высокого класса, специализирующиеся в брассе, имеют самый большой возраст.

Морфо-функциональными предпосылками для достижения высоких результатов в комплексном плавании являются подвижность в голеностопном (сгибание-разгибание), коленном, плечевом суставах, показатели длины тела, бедра, индекс отношения ширины таза к росту. Лучшие результаты в плавании этим способом показывают спортсмены высокого роста с хорошей подвижностью в суставах и легким костяком, а также с длинными руками, о чем свидетельствуют величины пощади сечения плеча, предплечья, длины кисти, руки. Успешно выступать в этом виде плавания могут юные спортсмены.

Пловцы, обладающие длинными, хорошо развитыми конечностями и сравнительно небольшим весом тела, имеют более благоприятные возможности для достижения высоких спортивных результатов.

Большинство пловцов, победителей Олимпийских игр и других крупных соревнования, имели высокий рост, небольшой вес тела и длинные конечности. Не случайно, что многие спортсмены в 14-17 лет (в период энергичного роста тела и особенно конечностей в длину) даже при недостаточной силе мышц, но относительно малом весе тела добиваются высоких достижений в плавании.

Некоторые пловцы в таком возрасте не только добивались спортивных результатов международного класса (С.Белиц-Гейман, В.Мазанов, Л.Викторова, Г.Яковлева, Г.Андросов и другие), но и установили ряд мировых рекордов (Г.Прозуменщикова, И.Кондрас, Д.Фрезер, М.Роуз, Д.Кондрадс, Т.Сток и другие).

Изучение физического развития лучших пловцов подтвердило, что пловцы, как мужчины, так и женщины характеризуются следующими особенностями: высоким ростом, средним весом, укороченным туловищем, длинными руками и ногами, широкими плечами, суженным по отношению к плечам тазом, уплощенной, но широкой грудной клеткой, обладающей хорошим развитием и большой подвижностью, большой жизненной емкостью легких, большой силой вдоха и средней силой выдоха, гармонично развитой мускулатурой (Г.М.Краковяк).

Понятно, что длинные конечности при соответствующем развитии мускулатуры дают возможность выполнять длинные и мощные гребки; широкие плечи, узкий таз, длинные ноги придают телу обтекаемую, каплеобразную форму; уплощенная грудная клетка создает устойчивое положение тела; большая экскурсия грудной клетки и большая жизненная емкость легких позволяет делать глубокий вдох, обеспечивающий организм необходимым количеством кислорода при интенсивной работе и придающий телу пловца меньшим удельный вес. При плавании основная опора о воду возникает от движения кисти и стопы пловца. Поэтому размер стопы и кисти спортсмена имеет определенное значение. Преимущество получают пловцы с большими стопами и ладонями. По сравнительным данным Г.М.Краковяка, длина стопы пловца в среднем значительно превышает длину стопы спортсменов других специальностей. Так Г.М.Краковяк нашел, что средняя длина стопы у пловцов равна 29 см.

З аключение

1. При отборе детей к плаванию, тренерам следует учитывать особенности и размеры телосложения человека, а также подвижность в суставах.

2. В плавании способом «кроль на ногах» помимо таких факторов, как сила мышц, частота движений, подвижность суставов в достижении высокой скорости влияет и их длина.

3. При равной длине ног большую скорость развивает тот пловец, у которого длиннее и подвижнее стопы.

4. Большую скорость при одинаковой длине рук развивает тот пловец, у которого длиннее кисти рук.

5. При плавании координации «кроль на груди» наибольшая скорость развивается при помощи работы рук, а ноги создают незначительную тяговую силу и поддерживают тело на воде.

6. В достижении высоких результатов главным является не рост, а пропорции тела, то есть отношении длины конечностей к длине тела пловца.

7. Безусловно, высокий рост, длинные конечности, длинная стопа и кисть, не могут в полной мере определить уровень спортивных достижений, они лишь создают предпосылки для успешной спортивной деятельности пловца.

8. Изучение анатомического строения и размеров тела человека позволяют решать ряд практических задач и подойти к вопросам отбора детей в плавание и индивидуализации процесса с научно-обоснованных позиций.

Список использованной литературы

1. Абсалямов Т.М. Научное обеспечение подготовки пловцов [Текст]: учеб.пособие /Т.М.Абсалямов, Т.С.Тимакова. - М.: ФиС, 1985.

2. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов [Текст]: учеб.пособие / Н.Ж.Булгакова - М.: ФиС, 1978.

3. Бутович Н.А. Плавание [Текст]: учеб.пособие / Н.А.Бутович. - М.: ФиС, 1965.

4. Вржесневский И.В. «Основы техники плавания» [Текст]: учеб.пособие / И.В.Вржесневский. - М.: ФиС, 1966.

5. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера [Текст]: учеб.пособие / В.А. Геселевич. - М.: ФиС, 1982.

6. Дмитриева А.К. Плавание [Текст]: учеб.пособие / А.К.Дмитриева. - М.: ФиС, 1966.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Плавание как учебный предмет, область знаний, которая включает гидродинамические и биохимические законы взаимодействия человека с водой, технику плавания и методику обучения. Понятие и разновидности техники плавания. Согласование движений рук и ног.

    реферат , добавлен 27.05.2013

    Укрепление мышечного корсета у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата воспитывающихся в детском саду компенсирующего вида. Проведение сюжетных физкультурных занятий как формы организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2014

    Общая характеристика и эффективность применения подготовительных упражнений на суше. Общеразвивающие, имитационные и специальные упражнения пловца. Упражнения с резиновыми амортизаторами, сопровождающиеся упражнениями на развитие подвижности в суставах.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2011

    Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата. Функции мышц, особенности силовых упражнений, направленных на развитие мышц тела. Работа мышц в покое и при физической нагрузке. Влияние занятий спортом на состояние скелетной мускулатуры.

    реферат , добавлен 28.04.2015

    Техника спортивного плавания, в которой отражаются закономерности механического перемещения тела пловца по дистанции и проявление способностей спортсмена. Изучение сил, действующих на тело пловца в воде. Изменение величины сопротивления вихреобразования.

    реферат , добавлен 24.08.2015

    Распространение деформаций опорно-двигательного аппарата среди младших школьников. Самоконтроль соблюдения двигательного режима, гимнастические упражнения, направленные на исправление осанки и формирование мышечного корсета туловища в условиях урока.

    презентация , добавлен 30.01.2015

    Техника плавания "кроль" как предмет исследования. Инвентарь, используемый в тренировке пловцов. Анатомо-физиологические особенности 13-14-летних пловцов. Динамика антропометрических показателей и результатов тестов после проведенного эксперимента.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2016

    Оценка специальной выносливости пловца с помощью контрольных упражнений. Приспособленность основных реакций физиологических систем в условиях водной среды. Разработка принципов оценки медико-биологических показателей, используемых при тестировании пловца.

    статья , добавлен 03.08.2009

    Исторический экскурс в историю плавания, его влияние на здоровье человека. Стили плавания (брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй). Роль плавания в повышении качества физической подготовки сотрудников Министерства внутренних дел России.

    реферат , добавлен 10.07.2016

    Сущность спортивной тренировки, ее задачи. Основные виды подготовки пловцов: физическая и техническая подготовка. Развитие специальной силы пловца. Комплекс специальной гимнастики пловца. Недостатки в технике плавания и упражнения для их устранения.

С момента создания компании Swim Smooth в 2004 году мы постоянно говорим о необходимости индивидуального подхода в плавании, о том, как важно учитывать в процессе обучения возраст, рост, опыт, пол и даже личностные качества пловца. Многие традиционные учебные программы, напротив, относятся ко всем одинаково, все должны повторять одинаковые упражнения, держа в уме единственно верный вариант техники. Такой однобокий подход имеет несколько серьезных недостатков.

  • Идеальный образец технического исполнения может не соответствовать физическим данным конкретного пловца, к примеру, его росту, силе, полу, природной плавучести.
  • Полностью игнорируются исходные данные конкретного пловца, в процессе обучения не учитываются его индивидуальные потребности. В результате его прогресс замедляется или вовсе сходит на нет.
  • Рост Кэйнвен составляет 160 в то время как рост Энди - 200 см. Разве может их техника плавания быть одинаковой?
  • Не принимаются во внимание место конкретных соревнований и необходимость адаптации техники к этим условиям (бассейн, открытая вода, плавание в гидрокостюме или без него).
  • Наше решение разделить пловцов на определенные типы позволяет использовать в обучении индивидуальный подход.
  • Классификация дает возможность выбрать, к какому из двух образцовых стилей стремиться, при этом только один из них будет соответствовать вашему телосложению и личностным характеристикам.
  • Определив свой тип и наметив путь саморазвития, вы быстрее улучшите свои навыки.
  • Классификация показывает, насколько те или иные стили подходят к разноплановым местам проведения соревнований, это может обеспечить преимущество. Смысл состоит не только в достижении максимальной результативности: правильная техника облегчает нагрузки, делает плавание комфортным и приносящим радость.

С 2008 года наша классификация использовалась только тренерами компании Swim Smooth. В 2010 был запущен сайт www.swimtypes.com, и теперь сотни наших последователей по всему миру берут на вооружение эту систему.

Как разрабатывался наш классификатор пловцов

Классификация пловцов - это детище Пола Ньюсома. Он хорошо помнит, что легло в основу этой разработки и историю ее создания.

Пол Ньюсом:

В Великобритании, где я вырос, проходит много соревнований по плаванию, и мне всегда был очень интересен вопрос: как телосложение пловца влияет на его результаты в плавании баттерфляем, кролем на спине, брассом и вольным стилем. Наиболее высокие пловцы с гибкими тазобедренными суставами особенно хорошо плыли брассом; высокие мускулистые спортсмены с мощными ударами ног были хороши в вольном стиле и спринтерских заплывах на спине; более коренастые ребята, гибкие в верхней части корпуса, замечательно плавали баттерфляем. Поскольку сам я был невысок ростом (по сравнению с некоторыми из моих соперников-гигантов), мне лучше всего удавались дистанции в 100 и 200 метров баттерфляем, а также заплывы на более длинные дистанции вольным стилем. Казалось, сколько бы я ни работал над скоростью, я не смогу достичь большего в спринте, но зато я прекрасно плавал от бортика к бортику, выдерживая среднюю скорость. К сожалению, за регулярные тренировки и прилежание не выдают призы, в нашем деле ценилось одно - доплыть первым.

Я не мог выбрать себе другой рост или размер стопы. И мне было бы намного легче, если бы кто-нибудь тогда подсказал мне, что мои генетические данные могут дать мне преимущества в одном из стилей или на определенной дистанции. Тогда я, конечно же, оставил бы попытки достичь сверхъестественной скорости на 50 метрах вольным стилем, соревнуясь с соперниками с ростом под 190 см. К тому же стиль и техника, подходившие для этих парней, в моем случае были совершенно бесполезными.

Когда я был юниором, тренеры сообщили, что мои результаты выглядят не слишком убедительными. Друзья дали мне прозвище «Пароходик Вилли», намекая на частоту и энергичность моих гребков. К сожалению, в конце 1980-х - начале 1990-х годов плавание на открытой воде еще не было популярным видом, и юных пловцов в возрасте 10-11 лет не поощряли плавать на дистанции, превышающие 400 метров. Остается только пожалеть, что мы тогда не знали о том, как разнятся стиль и навыки применительно к плаванию в различных условиях и на разные дистанции.

К сожалению, мне как спортсмену не удалось выйти на международный уровень. Зато в 16 лет я переключился на триатлон и, очутившись на открытой воде, сразу почувствовал себя как дома: сказалось преимущество в аэробной подготовке и быстрый темп гребка. На длинных дистанциях с неспокойной водой я чувствовал себя намного увереннее, чем на 50- или 100-метровках в бассейне. Еще будучи юниором и относясь к возрастной категории до 23 лет, в 1997-2001 годах я уже представлял Великобританию в соревнованиях по триатлону. Это просто фантастическое ощущение - знать, что ты один из самых быстрых пловцов. Я был благодарен своим тренерам за знания и опыт, полученные в плавании, и самому себе - за упорство в занятиях спортом, в то время как многие из моих товарищей «ушли на покой», будучи еще подростками.

У меня никогда не было сомнений по поводу того, чем заниматься после получения диплома в Университете Бата: я собирался стать тренером по плаванию и триатлону, было желание поработать в первую очередь с взрослыми спортсменами, имеющими небольшой опыт в плавании. Я хотел помочь им повысить эффективность в воде за счет своих знаний в области биомеханики и навыков видеоанализа. Все получилось как нельзя лучше.

В 2002 году я оказался в солнечном Перте (пока в роли обычного туриста с длинными светлыми волосами, всем своим видом напоминающего хиппи). Мне предложили… должность главного тренера в самом большом клубе по триатлону в Западной Австралии. Водный центр на стадионе «Челлендж» должен был стать моей базой, он имел три 50-метровых бассейна. Спортивный объект поистине невероятнейших размеров! Здесь круглосуточно работало лучшее в мире оборудование и, казалось, возможности для моего любимого видеоанализа и корректировки техники спортсменов просто бесконечные. Тогда я и начал нарабатывать свою «видеобиблиотеку», накапливая по ходу дела бесценный практический опыт. Несмотря на то что местные ребята постоянно подшучивали над тем, что какой-то «англикашка» будет учить их, австралийцев, плавать, я приступил к работе сразу с большим количеством пловцов. Кто-то из них делал только первые шаги в спорте, другие были призерами в соревнованиях по триатлону и в плавании на открытой воде. Когда есть счастливая возможность изо дня в день работать с сотнями пловцов разного уровня подготовленности, волей-неволей начинаешь замечать в их движениях определенные закономерности. Я, будучи человеком пытливым, да еще и с аналитическим складом мышления, начал сопоставлять основные ошибки в технике с особенностями телосложения, пола и опыта спортсменов. Я задался вопросами: нет ли связи между эффективностью плавания и физическими данными? Правильно ли я делаю, давая в зависимости от типа пловца разные указания и советы, ведь иногда они даже противоречат друг другу?

В то время считалось, что всех нужно учить одинаково, «стричь под одну гребенку» вне зависимости от особенностей физического сложения и предыдущего опыта. Одним из самых важных указаний тогда был призыв максимально удлинить гребки, настолько, насколько это физически возможно, снижая их частоту. Считалось, что это повышает эффективность. Но как понять, что означает «удлинить» и «соблюсти верное количество гребков», если спортсмены различаются по росту, длине рук? Заветным для пловцов и тренеров тогда считался показатель менее 40 гребков на 50 метров; в конце концов, и Иан Торп, и Александр Попов делали меньше гребков, чем кто-либо из их соперников, и их работа на дистанции выглядела очень грациозной. Пловцов постоянно заставляли выполнять бесконечные комплексные заплывы в бассейне, снижая количество гребков на заданной дистанции. Тех, у кого было наименьшее их количество, хвалили, других, с показателями выше среднего, «забраковывали», ставили на них клеймо «неэффективен», и уже не имело никакого значения, какую скорость они покажут на очередных соревнованиях.

Кажется, что садясь за написание своих учебников, большинство тренеров и теоретиков от плавания просто отказывались замечать, что в мире существуют и пловцы, преуспевающие на дистанциях, превышающих 400 метров в бассейне, втом числе и пловцы на открытой воде. Возьмем, к примеру, чемпионку мира в плавании на открытой воде, многократную победительницу в марафонских заплывах Шелли Тейлор-Смит из Перта. В 1991 году Шелли заняла первое место в марафонском заплыве, причем обошла в нем не только всех женщин, но и всех мужчин. В том же году она выиграла золото чемпионата мира на дистанции 25 километров на открытой воде. Ни в каких других спортивных дисциплинах, требующих длительной физической нагрузки, женщинам не удавалось превзойти мужчин. Но Шелли это сделала наперекор всем традициям.

Шелли сломала не только гендерные стереотипы, она нарушила и традиционную технику плавания! При росте 165 сантиметров Шелли, как и большинство пловцов с такими физическими характеристиками, не могла выполнять менее 40 гребков на 50 метрах в бассейне, ее показатель составлял около 52 гребков. Шелли добивалась скорости за счет правильного сочетания длины и ускоренной частоты гребка (около 90 гребков в минуту). Для многих, осмелившихся работать с такой высокой частотой гребка, это означало бы однозначный приговор: «Неэффективен». Но вот на свет вышла одна из лучших пловцов на длинные дистанции, и ее техника исполнения была именно такой. И результат: кубок за кубком на крупнейших соревнованиях, женщина-спортсмен превосходит пловцов-мужчин. Шелли развивала и совершенствовала движения, оптимальные для ее комплекции, так же, как потом это делали олимпийские чемпионы Джанет Эванс и Лаура Манаду, Дэвид Дэвис и Лотта Фриис (все они были удостоены медалей на Олимпийских играх). Было очень волнительно встретиться с Шелли и своими глазами наблюдать за тем, как она плывет. И чем больше я наблюдал, тем лучше понимал, что традиционное мнение о плавании ошибочное: в нем нет одного для всех способа стать эффективным.

Стили плавания

В то время как в прессе и интернете все продолжали твердить: «длинный гребок всегда лучше», на практике я обнаружил, что для некоторых это действительно было так, но другим данный совет наносил ужасный вред, потому что не отвечал их росту и силовой подготовке. В погоне за более длинным гребком эти пловцы создавали столько же проблем, сколько и решали. Термин «глиссер» я ввел в обращение еще в 2004 году, наблюдая за многими пловцами, старавшимися максимально удлинить свой гребок за счет глиссирования (скольжения). У них все было в порядке с согласованием движений, с положением тела в воде, но они остановились в своем развитии, пытаясь выработать максимально удлиненный гребок. Получив научное образование в области спорта, я понимал, что необходимо провести соответствующее исследование, получить неоспоримые доказательства ошибочной пропаганды удлиненного гребка, тем более что примеры критического отношения к прежде незыблемому постулату начали приходить один за другим.

Мысленно возвращаясь к собственному опыту, я понимал, что для великанов с ростом 190 см и мощными ударами прием со скольжением подходит прекрасно, ведь они между гребками могут использовать работу ног для того, чтобы проталкивать себя вперед, но лично я не обладал ни высоким ростом, ни мощными ударами. Такими же характеристиками отличались и многие из моих учеников, и большинство из них тренировались для выступлений на соревнованиях на открытой воде и в триатлоне, где на поверхности воды возникает постоянное волнение и рябь из-за соседства с другими пловцами. Понимание необходимости разных подходов к обучению плаванию разных людей стало главным результатом моих размышлений. Для начала полезно использовать наглядные примеры (как, например, наша анимация «Мистер Смуз»), у вас должна быть возможность адаптироваться к условиям, в которых вы будете плавать, а также найти оптимальный стиль с учетом вашего опыта, физической подготовки и даже личных качеств.

Один из моих тренеров в университете всегда говорил: «Стили плавания - это как отпечатки пальцев, не существует двух одинаковых». И, понимая, что это действительно так, я, начал сопоставлять увиденное и пришел к выводу, что некоторые повторяющиеся ошибки и закономерности в движениях складываются в определенные «типы» пловцов. Более сильным атлетам с ограниченным опытом в плавании мешало заниженное положение ног в воде. Другие ученики могли похвастаться хорошей работой ног и чудесным положением тела, но они неизменно оказывались позади всех, когда использовали колобашку. Пловцы с более аналитическим складом ума могли подробно объяснить, что и как они должны делать в воде, но оказывались совершенно неспособными воплотить это в жизнь. Себя я относил еще к одной категории - пловцов с большим опытом, у которых развился комплекс «неправильной» техники, неспособных активно работать ногами (и при этом они могут плыть спринт!).

Было очевидно, что пловцы должны развивать навыки и работать над техникой по-разному. Если бы их можно было классифицировать, разбить на определенные типы, выдать каждому индивидуальные рекомендации по совершенствованию навыков, они могли бы наработать оптимальную частоту гребка и технику, максимально подходящую к их телосложению. Мы бы смогли уйти от программ, написанных под копирку, срабатывающих только на нескольких везунчиках. Работая совместно с другими тренерами компании Swim Smooth, обмениваясь опытом и идеями, в 2007-2008 годах я окончательно сформулировал принцип разделения пловцов на типы. За два года до того, как эта информация была выложена на сайте www.swimtypes.com, мы опробовали и усовершенствовали систему «работы над ошибками». Я испытывал радостное волнение при мысли о потенциале, заложенном в нашей классификации, но вместе с тем понимал, что ее еще нужно как следует проработать, обосновать, перед тем как явить на всеобщее обозрение.

Проработав технические вопросы, касающиеся каждого типа пловца, я заинтересовался тем, что всем им присущи свои отличительные черты характера. Как тренер я за 15 лет работы убедился, что умение наставника общаться и правильно давать советы означает для спортсмена не меньше, чем сами советы. За эти годы я встречался с огромным количеством пловцов: некоторые из них были очень прямыми людьми, желавшими получить прямые ответы на прямые вопросы, без всякого сопутствующего лицемерия, другие жаждали услышать научные пояснения, некоторые не хотели, чтобы тренер вмешивался в технические вопросы, но нуждались в поддержании своей мотивации, есть те, которых нужно подбадривать, ни в коем случае не «запугивать» техническими терминами. Если вы наставник, то наш классификатор поможет вам наладить общение с другими пловцами. Когда вы знаете, о чем надо говорить, когда говорить и как сделать, чтобы информация была понята собеседником, - вы нашли ключ к успеху на тренерском поприще. Лично для меня это самое интересное, что я смог почерпнуть из разработки своей системы.

В общем, перед вами своеобразный итог тысяч часов тренерской работы. Мы приложили много усилий, чтобы максимально адаптировать эту систему, сделать ее легкой для понимания и практического применения. Чтобы вы могли легче запомнить необходимую информацию, мы прибегли к мультипликации, легкому юмору. Только не думайте, что мы включили их в текст из беспечности. Как раз наоборот. Определите, к какому типу вы относитесь, и выясните, как нужно работать над оптимизацией навыков, и тогда вы начнете быстро прогрессировать, как если бы вы занимались у нас в Перте.

Адам Янг:

Если вы впервые слышите о разделении пловцов на типы, вы можете засомневаться, насколько оно оправданно. У меня самого было много вопросов, когда мы с Полом начинали обдумывать эту концепцию в 2007 году. Пожалуйста, не будьте предвзяты, когда ознакомитесь с описанием каждого типа. Просмотрите информацию о каждом из них, ознакомьтесь с видеоклипами на нашем сайте. Я абсолютно уверен, что вскоре вы начнете сами распознавать типы пловцов по их технике и по личностным особенностям.

После обнародования нашей системы мы беседовали со многими тренерами по всему миру. Они говорили, что и сами частенько задумывались о разделении пловцов на типы, однако не смогли систематизировать свои суждения. Если вы тоже размышляли об этом, то наше разделение пловцов на личностные типы, а также представление двух идеальных стилей плавания должны стать для вас очень интересными. Я надеюсь, что эта классификация вдохновит вас на новые тренерские идеи, придаст уверенность в борьбе с обучением «под копирку», с которым все мы вынуждены были мириться на протяжении последних 20 лет.

О Шелли Тейлор-Смит

Физические данные и техника исполнения Шелли были как будто специально предназначены для идеального плавания на открытой воде. Я сравнивал ее с «феррари»: создана для высокой скорости на длинных дистанциях. Шелли могла удерживать устойчивую скорость 40-45 циклов в минуту (80-90 Г/мин) во всевозможных условиях: как на волнах, так и на ровной воде, при разных температурных показателях.

Лучше всего Шелли характеризует следующая история: однажды, когда ей было под 40 (она все еще оставалась мировым лидером в плавании на открытой воде), Шелли пришла ко мне и заявила, что иногда ей хочется поменять свое тело (в частности, широкие плечи), чтобы выглядеть более женственной. Я ответил: «Это тело - тело победительницы мировых чемпионатов, на пенсии ты можешь делать с ним все, что тебе вздумается, но сейчас ничего не надо менять в этом идеально отлаженном механизме!»

Стивен Мунатонс, основатель сайта www.openwaterswimming.com и бывший тренер сборной США по плаванию на открытой воде заметил: «Победы Шелли Тейлор-Смит, когда она раз за разом обходила конкурентов-мужчин, привели к тому, что Международной федерации пришлось учреждать равноценное денежное вознаграждение для женщин и мужчин. Достижение Шелли всегда будет жить вечно, перекочевывая из водоема в водоем по всему миру».

Тренер Грэм Керролл

Эффективное плавание. Методика тренировки пловцов и триатлетов / Пол Ньюсом, Адам Янг; пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 400 с. (Спорт-драйв). Публикуется с разрешения издательства.

Как известно, тренерский опыт проявляется не только в умении подготовить хорошего спортсмена, но и в умении найти более одаренного.

В связи с недостаточной разработкой научных основ отбора особенно важно изучать и распространять передовой опыт практической работы тренеров. Исходя из этого, мы поставили задачу выяснить, используя анкетный опрос (включающий 26 вопросов), по каким признакам тренеры отбирают детей в бассейне, какие применяют упражнения при отборе, что считают главным, а что второстепенным и т. д. В опросе участвовали 107 наиболее продуктивно работающих тренеров нашей страны.

Что же показал анализ анкетных данных?

Возраст поступающих . Около 95% опрошенных тренеров принимают во внимание на первых этапах отбора новичков их возраст. Из них 13% тренеров предпочитают набирать новичков 5-6 лет, 43%-7-8 лет, 34% -9- 10 лет и 10% - старше 10 лет.

Внешние данные (телосложение) . Наибольшее предпочтение визуальной оценке отдают 91% тренеров. 64% тренеров применяют упражнения в воде и 46% - на суше.

Это свидетельствует о том, что сегодня тренер принимает решение оставить ребенка в ДЮСШ или нет, ориентируясь в основном на его внешний вид. Тренеры стремятся набирать для занятий плаванием детей высокого роста (91% тренеров), стройных (68%), с малым весом (55%), с длинными мышцами (54%), с хорошей осанкой (31,8%). Кстати говоря, в основном на эти же морфологические признаки при отборе ориентируются и тренеры ГДР.

Из дополнительных сведений, даваемых тренерами по вопросу о телосложении, интересны следующие. Предпочтение отдается мальчикам и девочкам с широкими плечами и узким тазом (Т. И. Тальянская), стройным, «поджарым», с узким тазом (Г. В. Яроцкий), с длинными конечностями, большими кистями и стопами (С. С. Бородчак, Ю. П. Бурменский, Ю. Ф Железное, А. М. Карпова, И. М. Кошкин, Л. П. Креер и др.).

Тренеры отмечают важность такого признака, как тонкие запястья и суставы (О. П. Римш, И. М. Чумакова), свидетельствующие о легкости костного скелета, а также объем и строение грудной клетки (Ф. Б. Житкова, 3. Т. Пахомова), характеризующие функциональные возможности дыхательной системы и плавучесть.

Одним из положительных признаков, обусловливающих успешные занятия плаванием, заслуженный тренер РСФСР Н. М. Нестерова считает «сухие» ноги и «острые» колени у новичков. Заслуженный тренер СССР И. Ю. Кистяковский называет в качестве основного показателя перспективности новичка легкость ног и относительную силу рук.

В связи с тем что морфологические признаки человека тесно связаны с его функциональными показателями, можно по внешнему виду определить предрасположенность, например, к работе скоростно-силового характера (анаэробная производительность) или к работе, требующей проявления выносливости (аэробная производительность).

Исследования, проведенные нами на сильнейших юных пловцах Москвы, показали, что дети, имеющие лучшие результаты в плавании на 50 и 100 м вольным стилем, обладают большими весом, шириной плеч, окружностью бедер, ростом, длиной рук и ног. На средних и длинных дистанциях имеют успех спортсмены более легкого веса, с меньшей мышечной массой, с тонкими запястьями и лодыжками, с лучшими показателями обтекаемости и плавучести, обладающие большей способностью противостоять утомлению (умением «терпеть»).

Тренерами назван и ряд других факторов, которые целесообразно учитывать при отборе . Среди них - близость места жительства поступающих от бассейна (67% тренеров), общий вид ребенка, цвет лица, характеризующие здоровье, телосложение (72%), спортивное прошлое родителей (68% тренеров).

Многие тренеры (Н. М. Нестерова, Т. А. Клембровская, О. Н. Прохоров и др.) предпочитают отбирать детей, которые отличаются сообразительностью, имеют «живые» глаза, хорошо успевают в общеобразовательной школе.

Упражнения, применяемые при отборе . Тренеры используют различные упражнения (тесты), при помощи которых выявляются такие качества, как гибкость, обтекаемость тела и плавучесть, физическая подготовленность и др. Особенно широко применяются упражнения для проверки гибкости (87%): наклоны туловища в разные стороны, всевозможные отведения и приведения рук, сгибание и разгибание в голеностопных суставах, отведение рук вверх-назад (подвижность в плечевых суставах), вращение рук; имитация работы ног «кролем»; выполнение «мостика» или такого упражнения, как достать угол лопатки противоположной рукой.

Для определения умения расслабляться О. П. Римш и Г. В. Яроцкий предлагают следующий тест: взяв за ладонь руку новичка, держать ее на весу, заставляя расслабить все ее мышцы, затем отпустить; при этом рука должна упасть вниз как «плеть» - вяло а «безжизненно».

Функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем более 30% опрошенных считают нужным выявлять, применяя пробу Штанге (определение длительности задержки дыхания).

В воде наиболее эффективны при выяснении одаренности детей, по мнению 31,4% тренеров, упражнения в скольжении без движения ногами и плавание с доской с движениями ногами.

Основные критерии для включения в учебно-тренировочные группы . Все тренеры ставят на первое место показатели здоровья (99% тренеров), трудолюбия (99%), работоспособности. (99%), желания заниматься плаванием и посещаемости (98%), освоения техники плавания (98%), успеваемости в школе (78%).

К наиболее типичным признакам хорошей техники плавания тренеры относят: высокое положение тела, обтекаемость и плавучесть (56% тренеров), ритмичность (36%), «продвигаемость» от гребка (33%), а также мягкость, легкость и свободу движений (Н. А. Александрова, Т. И. Тальянская, Г. В. Яроцкий).

Касаясь различий между отбором мальчиков и девочек, тренеры отмечают, что девочек нужно набирать в ДЮСШ плавания раньше (по возрасту) на 1-2 года, так как отсев их по разным причинам больше, чем у мальчиков. По поводу критериев при отборе девочек и мальчиков тренерами высказываются следующие мнения: «Предпочтение отдаю эмоциональным и самостоятельным мальчикам, рослым и эмоциональным девочкам» (В. Л. Красильников);
«У мальчиков обращаю внимание на длину ног, у девочек - на рост и общее физическое развитие» (А. Н. Давиташвили); «У девочек очень важно, обращать внимание на перспективы физического развития» (И. Ю. Кистяковский).

Практический интерес представляет такая, например, характеристика, даваемая опытными тренерами: мальчики быстрее осваиваются с водой и обучаются спортивным способам плавания, они смелее девочек, но девочки более дисциплинированны, они лучше осваивают движения, обладают более устойчивым вниманием и большим трудолюбием, с ними легче, спокойней; мальчики больше переоценивают свои возможности, а девочки недооценивают, у них чаще встречается боязнь воды; мальчики приходят в бассейн сами, девочки стыдливей, их в основном приводят; девочек надо больше заинтересовывать, но заниматься с ними легче, так как они внимательней, организованней, быстрей схватывают объяснения тренера; к мальчикам необходима большая требовательность, с ними нужно быть «жесткими»; девочки требуют больше мягкости в обращении.

Психологические качества будущего чемпиона, его характер . Даже самые высокие качества не будут реализованы в спортивный результат без активной мобилизации морально-волевых ресурсов личности. А такая мобилизация невозможна без воли, характера, целенаправленности.

Отвечая на вопросы анкеты, тренеры указывают, что чертами характера будущего чемпиона должны быть преданность спорту, энтузиазм, желание стать чемпионом (М. С. Фарафонов, В. А. Гуща, Н Ф. Крюкова и др.), твердый характер (Л. П. Креер), самостоятельность, пытливость, эмоциональность, живость (Н. М. Нестерова, Ф. Б. Житкова, В. П. Банников). Они подчеркивают, что тренер должен способствовать воспитанию этих качеств, а не подавлять их.

М. Н. Кремлева, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК, Москва

Вы можете вырасти благодаря регулярным занятиям в бассейне, особенно если период полового созревания у вас не завершился и зоны роста не закрылись. Может ли плавание помогать в увеличении роста тем, у кого пик роста уже завершился и зоны роста закрылись? На мой взгляд, да, вполне может.


Действие сил гравитации в воде ограничено, в отличие от суши, где действие этих сил проявляется в полной мере, поэтому диски между позвонками, а также кости скелета будут иметь меньшую нагрузку и могут легче увеличиваться в длину. Суставы тела станут более подвижными. Широкие движения руками и ногами во время плавания способны улучшать дыхание и растяжку тела. От физической нагрузки уровень гормона роста повысится. Всё это будет влиять на рост человека как с закрытыми зонами роста, так и с открытыми, только в первом случае основной прирост будет за счёт распрямления позвоночника и сжатых тканей, а во втором – благодаря удлинению костей.

Какие стили плавания лучше?

Многие руководства и специалисты по увеличению роста называют самым лучшим стилем плавания для роста – «брасс». Совершенно точно, плавание брассом отлично работает на нашу цель, однако я бы добавил к нему «кроль» и плавание «кролем на спине». В комплексе эти стили плавания вытягивают рост отлично.


Когда плаваете кролем на спине, выпрямите руки за головой и выгибайтесь назад, чтобы удлинить торс. Вам нужно сохранять голову и шею прямой. Во время кроля на груди тянитесь руками вперёд. При плавании брассом движения рук должны растягивать спину в обоих направлениях в постоянном темпе, а движения ног – добавлять гибкости передвижению тела. Чтобы было нагляднее, посмотрите видео ниже.


Плавание брассом:



Плавание кролем:



Плавание кролем на спине:



Лучшие результаты дают регулярные занятия продолжительностью не меньше 3–6 месяцев, 3–5 раз в неделю и не менее часа в день. Плюс к этому, важно использовать 8–10-часовой сон и .


В детстве я всегда немного сутулился, но в итоге исправил ситуацию, когда стал интересоваться увеличением роста и впервые попробовал выполнять , а затем . И всё же небольшая сутулость сохранялась. Когда я начал заниматься плаванием, я заметил, что моя осанка выровнялась, моё дыхание стало медленным и глубоким. Грудь стала шире и мощнее, поэтому я стал чувствовать дополнительную уверенность.


С точки зрения спортивной формы польза была очевидна. Мой показатель VO2max, который характеризует способность тела поглощать и усваивать кислород воздуха, после 6 месяцев занятия плаванием был равен 68 мл/кг/мин. У обычного нетренированного человека этот показатель около 40–50 (перед началом занятий не измерял, но подозреваю, что был как у всех). Я заметил, что мой торс приобрёл другие очертания, живот сжался, а мои мышцы спины расширились и тело стало V-образной формы. Стала немного стройнее шея, а мои мысли стали яснее.


Мой рост стал выше на пару сантиметров. Среди тех моих товарищей, которые ходили в бассейн со мной, стали выше ростом все! Нам было по 20–25 лет и многие не росли в течение последних 3–4 лет. После нескольких месяцев занятий плаванием каждый вырос в среднем на 2–3 см. Знаю человека, которому удалось запустить свой рост и за год бассейна вырасти на более чем 10 см.




В действительности надо заниматься плаванием, даже если вы не ставите перед собой цель вырасти, потому что из всех способов улучшить тонус организма, я считаю, лучше плавания ничего нет.

Как заниматься в бассейне?

Итак, бассейн влияет на рост, помогает и способствует здоровью человека. Осталось разобрать некоторые рабочие моменты, чтобы занятия плаванием приносили вам максимальную пользу.


Начинать тренировку нужно с разминки, затем основная часть, которая состоит из плавания «кролем на спине», «брассом», «кролем на животе» и потом восстановление. Фокусируйте внимание на дистанцию. Чем большее расстояние вы можете проплыть без отдыха, тем лучше. Имеет значение также интенсивность и скорость. Если вы ставите перед собой задачу увеличения роста, то предпочтительнее тренировка с чередованием быстрого и медленного темпа, чем плавание в постоянном медленном темпе. Именно во время интенсивной работы мышц усиливается выработка гормона роста. Если хотите добавить нагрузку, используйте утяжелители.


Помните, что межпозвонковые диски разжимаются и удлиняются не сразу после входа в воду. Это может занимать и несколько часов, но обычно, не больше 30 минут интенсивного плавания.


Ну вот, в принципе, и всё о плавании для роста! Я думаю, вы всё поняли! Нет ничего сложного. Регулярно ходим в бассейн. Там плаваем брассом, кролем, на спине. Качественно спим и питаемся. Получаем нужный результат. Продолжаем плавать в бассейне для сохранения хорошего здоровья, но уже не так часто и интенсивно. Всё!


Засим откланиваюсь. Надеюсь, статья вам понравилась! До связи!


С уважением, Вадим Дмитриев