Под офп понимают тренировочный процесс направленный на. Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни. К показателям физического развития относятся

1. Олимпиониками в Древней Греции называли:

а) жителей Олимпии;

б) участников Олимпийских игр;

в) победителей Олимпийских игр;

г) судей Олимпийских игр.

2. Девиз Олимпийских игр:

а) «Спорт, спорт, спорт!»;

б) «О спорт! Ты – мир!»;

в) «Быстрее! Выше! Сильнее!»;

3. Одним из основных средств физического воспитания является:

б) физические упражнения;

в) физическая тренировка

г) урок физической культуры.

4. Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный:

а) на формирование правильной осанки;

б) на гармоническое развитие человека;

в) на всестороннее развитие физических качеств;

г) на достижение высоких спортивных результатов.

5. К показателям физической подготовленности относятся:

а) сила, быстрота, выносливость;

б) рост, вес, окружность грудной клетки;

в) артериальное давление, пульс;

г) частота сердечных сокращений, частота дыхания.

6. К показателям физического развития относятся:

а) сила и гибкость;

б) быстрота и выносливость;

в) рост и вес;

г) ловкость и прыгучесть.

7. Гиподинамия – это следствие:

а) понижения двигательной активности человека;

б) повышения двигательной активности человека;

г) к футболу.

15. Остановка для отдыха в походе называется:

а) стоянка;

б) ночлег;

в) причал;

г) привал.

16. Олимпийские игры (летние или зимние) проводятся через каждые:

17. Какая страна является родиной Олимпийских игр:

б - Китай;

в - Греция;

г - Египет.

18. Где проводились древнегреческие Олимпийские игры:

а - в Олимпии;

б - в Спарте;

в - в Афинах.

19. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) предполагает:

а - упорядоченный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек;

б - регулярное обращение к врачу;

в - физическую и интеллектуальную активность;

г - рациональное питание и закаливание.

20. Назовите из предложенного списка неправильно названные физические качества (несколько ответов):

а - стойкость;

б - гибкость;

в - ловкость;

г - бодрость;

д - выносливость;

е - быстрота;

21. Бег на дальние дистанции относится к:

б - спортивным играм;

22. При беге на длинные дистанции по правилам соревнований применяется:

а - низкий старт;

б - высокий старт;

в - вид старта по желанию бегуна.

23. Назовите способы передвижения человека (несколько ответов):

а - ползание;

б - лазанье;

в - прыжки;

г - метание

д - группировка;

24. Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке:

а - вверху - красное, голубое, черное, внизу - желтое и зеленое;

б - вверху - зеленое, черное, красное, внизу - голубое и желтое;

в - вверху - голубое, черное и красное, внизу - желтое и зеленое;

г - вверху - голубое, черное, красное, внизу - зеленое и желтое.

25. Пять олимпийских колец символизируют:

а - пять принципов олимпийского движения;

б - основные цвета флагов стран-участниц Игр Олимпиады;

в - союз континентов и встречу спортсменов на Олимпийских играх;

г - повсеместное становление спорта на службу гармонического развития человека.

Как отмечалось выше, физическая подготовка в баскетболе является одной их важнейших частей спортивной тренировки и представляет собой процесс, направленный на развитие до требуемого уровня физических качеств. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Под общей физической подготовкой понимают процесс гармоничного развития двигательных качеств, оказывающих положительное влияние на достижения в спортивной деятельности баскетболиста и эффективности тренировочного процесса. Она ориентирована на создание специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств, технико-тактической подготовки. Высокий уровень функциональной подготовленности дает возможность баскетболисту выполнять тренировочную работу большого объема и интенсивности, быстрее восстанавливаться после тренировочных нагрузок, а разнообразие средств улучшает координационные способности и облегчает процесс построения, совершенствования технико-тактического мастерства за счет приобретения новых двигательных навыков. Корригирующее значение общей физической подготовки заключается в исправлении недостатков телосложения, препятствующих овладению рациональной техникой игровых действий.

К основным средствам общей физической подготовки относятся неспециализированные упражнения, среди которых основное место отводится общеразвивающим упражнениям и упражнениям из других видов спорта - кроссовый бег, упражнения с отягощениями, спортивные и подвижные игры, плавание и др. Упражнения из других видов спорта применяются для общего физического развития соответственно специфике баскетбола (Львова Ю.И.,1973, Зациорский В.М., 1970).

Для развития общей выносливости и улучшения здоровья используются кроссы, плавание, ходьба на лыжах и т.п., для укрепления мышечной системы -упражнения с отягощениями различного веса, для приобретения быстроты - спринтерский бег, а для развития ловкости и координации движений - различные спортивные и подвижные игры и упражнения на гимнастических снарядах. Общеразвивающие подготовительные упражнения с различными предметами (палки, скакалки, гантели и др.) и без них, а также на снарядах и тренажерах предназначены для всестороннего физического развития, в первую очередь для новичков и мало подготовленных баскетболистов. С их помощью повышается подвижность в суставах и улучшается умение спортсмена координировать свои движения. Эти упражнения используются также для исправления дефектов телосложения и физического развития. Все эти упражнения выполняются в самых разнообразных условиях - в лесу, на стадионе, в специализированных залах гимнастики, штанги и пр.

Однако, неспециализированные (общефизические) средства тренировки малорациональны для специальной подготовки баскетболиста. Их применение в неразумных объемах приводит к расходованию адаптационных ресурсов организма из-за вовлечения в работу неспециализированных функциональных систем, которые не принимают участие или же являются второстепенными в игровой деятельности баскетболиста и не требуют значительного развития, в результате чего нарушается сбалансированность содержания тренировочных воздействий. Эти нецелесообразные траты адаптационного ресурса организма, а также тренировочного времени происходят за счет соответствующего уменьшения объема средств специальной физической подготовки, специализированных упражнений, в связи с чем замедляется рост спортивного мастерства баскетболиста и реально достигнутые его показатели будут ниже потенциально возможных.

На высших этапах спортивного мастерства, как правило, складывается ситуация, когда уровень развития как специализированных (специальных), так и неспециализированных (общих) качеств у спортсмена достигает очень высоких показателей. Дальнейшее удержание их на достигнутом уровне, а тем более повышение, связано с предельной мобилизацией ресурсов организма. В этой связи, в тренировках высококвалифицированных баскетболистов неспециализированные упражнения должны составлять сравнительно небольшую часть общей тренировочной программы, обеспечивая поддержание их на необходимом уровне. Однако этого нельзя сказать о тренировке баскетболистов низкой квалификации. Для них повышенный объем неспециализированных упражнений служит тем фундаментом, на котором возможно совершенствование технико-тактического мастерства и специальных физических качеств (ЗациорскийВ.М,1970).

В практике тренировки высококвалифицированных баскетболистов нередко можно столкнуться с фактами, когда в неспециализированных (упражнениях ОФП) упражнениях стремятся достичь очень высоких результатов, значительно превышающих предъявляемым требованиям. Подобные факты снижают эффективность тренировочного процесса из-за нецелесообразной траты адаптационных ресурсов организма. Вместе с тем полное исключение средств общей физической подготовки из подготовки высококвалифицированных баскетболистов нецелесообразно в связи с тем, что неспециализированные упражнения вовлекают в активную деятельность все без исключения компоненты организма, что, в свою очередь, стимулирует усиление этих компонентов и, следовательно, жизнестойкость всего организма в целом. Последнее является необходимым условием эффективности тренировочного процесса. Следовательно, разнообразные неспециализированные упражнения необходимы каждому баскетболисту, но на этапах высшего спортивного мастерства они должны выступать в основном в роли оздоравливающих, реабилитирующих средств и обеспечивать двигательную подготовку на уровне неспециализированной цели.

Использование неспециализированных упражнений в разминке. Специфика применяемых в разминке упражнений должна соответствовать специфике предстоящей основной двигательной деятельности. Это относится как к тренировкам, так и особенно к соревнованиям. Разминка должна способствовать концентрации резервов организма именно там, где предстоит особенно напряженная работа. Включение в разминку достаточно напряженных неспециализированных упражнений (например, длительного бега) активизирует в большей степени функции и мышечные группы, которые в основной части тренировочного занятия не будут функционировать на высоком и предельном уровне. В данном случае настройка организма происходит «не по адресу». Происходит дезориентация организма. Однако это не говорит о том, что необходимо полностью исключить из разминки неспециализированные упражнения. Они должны включаться в нее, но только в начальной части и обязательно в ненапряженных (по объему и интенсивности) режимах их выполнения - разнообразные упражнения при таких условиях поднимут функциональную подготовленность организма, подготовят мышечно-связочный аппарат спортсмена, не создадут даже временно ненужного режима «наибольшего благоприятствования» для неспецифических баскетболу двигательных функциональных систем. Достигнув разнообразными и несложными упражнениями ОФП общей активизации организма, последующие специализированные упражнения со все возрастающей их напряженностью, этот общий фон трансформируют в направленную активизацию специализированных функциональных систем, которым предстоит выполнять напряженную работу в основной части тренировки или соревновании.

6 класс

1. Впервые в истории человечества Олимпийские игры состоялись:

а) в V в. до н.э.; б) в 776 г. до н.э.; в) в I в. н.э.; г) в 394 г. н.э.

2. Олимпиониками в Древней Греции называли:

а) жителей Олимпии; б) участников Олимпийских игр;
в) победителей Олимпийских игр; г) судей Олимпийских игр.

3. Первые Олимпийские игры современности проводились:

а) в 1894 г.; б) в 1896 г.; в) в 1900 г.; г) в 1904 г.

4. Основоположником современных Олимпийских игр является:

а) Деметриус Викелас; б) А.Д. Бутовский;
в) Пьер де Кубертен; г) Жан-Жак Руссо.

5. Девиз Олимпийских игр:

а) «Спорт, спорт, спорт!»; б) «О спорт! Ты – мир!»;
в) «Быстрее! Выше! Сильнее!»; г) «Быстрее! Выше! Дальше!»

6. Олимпийская хартия представляет собой:

а) положение об Олимпийских играх;

б) программу Олимпийских игр;
в) свод законов об Олимпийском движении;
г) правила соревнований по олимпийским видам спорта.

7. Впервые советские спортсмены приняли участие в Олимпийских играх:

а) в 1948 г.; б) в 1952 г.;
в) в 1956 г.; г) в 1960 г.

8. Основоположником отечественной системы физического воспитания является:

а) М.В. Ломоносов; б) К.Д. Ушинский;
в) П.Ф. Лесгафт; г) Н.А. Семашко.

9. Одним из основных средств физического воспитания является:


в) физическая тренировка г) урок физической культуры.

10. Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный:

а) на формирование правильной осанки;
б) на гармоническое развитие человека;
в) на всестороннее развитие физических качеств;
г) на достижение высоких спортивных результатов.

11. К показателям физической подготовленности относятся:

а) сила, быстрота, выносливость;
б) рост, вес, окружность грудной клетки;
в) артериальное давление, пульс;
г) частота сердечных сокращений, частота дыхания.

12. Индивидуальное развитие организма человека в течение всей его жизни называется:

а) генезис; б) гистогенез;
в) онтогенез; г) филогенез.

13. К показателям физического развития относятся:

а) сила и гибкость; б) быстрота и выносливость;
в) рост и вес; г) ловкость и прыгучесть.

14. Гиподинамия – это следствие:

а) понижения двигательной активности человека;
б) повышения двигательной активности человека;
в) нехватки витаминов в организме;
г) чрезмерного питания.

15. Недостаток витаминов в организме человека называется:

а) авитаминоз; б) гиповитаминоз;
в) гипервитаминоз; г) бактериоз.

16. Пульс у взрослого нетренированного человека в состоянии покоя составляет:

а) 60–90 уд./мин.; б) 90–150 уд./мин.; в) 150–170 уд./мин.; г) 170–200 уд./мин.

17. Динамометр служит для измерения показателей:

а) роста; б) жизненной емкости легких;
в) силы воли; г) силы кисти.

18. Упражнения, где сочетаются быстрота и сила, называются:

а) общеразвивающими; б) собственно-силовыми;
в) скоростно-силовыми; г) групповыми.

19. Разучивание сложного двигательного действия следует начинать с освоения:

а) исходного положения; б) основ техники;
в) подводящих упражнений; г) подготовительных упражнений.

20. С низкого старта бегают:

а) на короткие дистанции; б) на средние дистанции;
в) на длинные дистанции; г) кроссы.

21. Бег на длинные дистанции развивает:

а) гибкость; б) ловкость;
в) быстроту; г) выносливость.

22. Бег по пересеченной местности называется:

а) стипль-чез; б) марш-бросок;
в) кросс; г) конкур.

23. Туфли для бега называются:

а) кеды; б) пуанты; в) чешки; г) шиповки.

24. Один из способов прыжка в высоту называется:

а) перешагивание; б) перекатывание;
в) переступание; г) перемахивание.

25. Размеры волейбольной площадки составляют:

а) 6х9 м; б) 9х12 м; в) 8х16 м; г) 9х18 м.

26. Продолжительность одной четверти в баскетболе:

а) 10 мин.; б) 15 мин.; в) 20 мин.; г) 25 мин.

27. В баскетболе запрещены:

а) игра руками; б) игра ногами; в) игра под кольцом; г) броски в кольцо.

28. Пионербол – подводящая игра:

а) к баскетболу; б) к волейболу; в) к настольному теннису; г) к футболу.

Правильные ответы

1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – в; 5 – в; 6 – в; 7 – б; 8 – в; 9 – в; 10 – в; 11 – а; 12 – в; 13 – в; 14 – а; 15 – а; 16 – а; 17 – г; 18 – в; 19 – в; 20 – а; 21 – г; 22 – в; 23 – г; 24 – а; 25 – г; 26 – а; 27 – б; 28 – б; 29 – в; 30 – г

Бланк для ответов на вопросы тестового задания по учебному предмету «физическая культура»

Фамилия, имя ___________________________________ Класс ____

Введение

1. Основы физической подготовки

2. Физическая подготовка спортсмена

3. Структура физической подготовки

4. Общая физическая подготовка

5. Специальная физическая подготовка

Список литературы

Введение.

Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень которой имеет свою структуру и свои специфические особенности.

Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности. Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки.

Общая физическая подготовка создает основу для овладения упражнениями, способствует развитию двигательных способностей, повышение общей работоспособности. Для представителей многих видов спорта она одинакова и содействует развитию качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях.

1. Основы физической подготовки.

Базовый спорт характеризуется относительно невысокими спортивными результатами и значительной массовостью. На этом уровне достижений подготовка спортсменов осуществляется в свободное от основной деятельности время. Проходит под руководством тренеров различной квалификации, в том числе тренеров-инструкторов, работающих на общественных началах. Нагрузки невелики .

Спорт высших достижений связан со стремлением к достижению наиболее высоких результатов (мировые рекорды, победы на Олимпийских играх, Чемпионатах мира, Европы, России и т.д.). Однако чем выше достижение, тем меньше количество спортсменов способных выйти на этот уровень (3% от населения страны в возрасте 16-25 лет) .

Спорт высших достижений может занимать доминирующее положение в определенные периоды жизни спортсмена. Подготовка проводится под руководством тренеров высшей квалификации, в ней используются новейшие достижения науки и техники, применяются большие величины тренировочных и соревновательных нагрузок, а спортсмены проходят тщательный многоэтапный отбор. Экспертная опенка показывает, что только 1 из 65 человек начавших заниматься продолжает занятия в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), норматив мастера спорта по плаванию способен выполнить один человек из 34 000 обученных .

Анализируя специфику направлений спортивного движения, ученые говорят о следующем основном механизме взаимообусловленности массовости спорта и уровня достижений спортсменов высшей квалификации. Спортивные результаты, которые демонстрируют спортсмены высокого класса, особенно в популярных видах спорта, служат эффективным средством пропаганды активных занятий физкультурой и спортом .

Благодаря этому в практику спортивной деятельности вовлекается все больше участников и, следовательно, возрастают шансы на выявление среди них новых талантливых спортсменов, которые в перспективе смогут поднять высшие спортивные достижения на новый уровень. Поэтому, делают они вывод, - прогресс каждого вида спорта базируется наряду с другими аспектами и на неразрывной связи всех сторон спортивного движения .

В определении понятии спорт мы использовали термин «соревновательная деятельность». Для его объяснения нам придется оговорить еще несколько понятий .

Все спортивные соревнования проходят по определенным правилам, которые и регламентируют деятельность участников. Кроме этого, каждый участник спортивных соревнований старается достигнуть определенного спортивного результата (успеха). Для достижения успеха участники соревнований должны реализовать свои возможности или соревновательный потенциал. Поэтому соревновательная деятельность в спорте представляет собой регламентированный правилами процесс реализации соревновательных потенциалов участников, каждый из которых стремится к достижению запланированного результата .

Общая цель спортивной тренировки - развитие духовных и физических способностей спортсменов.

Специфическая цель - достижение высоких спортивных результатов.

Под спортивной тренировкой понимают специализированный педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение спортсменом высоких спортивных результатов .

Частными задачами спортивной тренировки являются: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие спортсмена, воспитание его морально-волевых и физических качеств, формирование необходимых умений, закрепление и совершенствование необходимых навыков избранного вида спорта, приобретение специальных знаний по гигиене, самоконтролю и др.

В настоящий момент существует несколько наиболее распространенных классификаций видов спорта: Матвеев Л.П.,1977; Келлер B.C., 1986; и др. Наиболее широкое распространение получила классификация видов спорта входящих в программу летних и зимних олимпийских игр:

1 - циклические (гребля, плавание, лыжи, велосипедный, конькобежный, беговые виды легкой атлетики);

2 - скоростно-силовые (прыжки, метания, тяжелая атлетика);

3 - координационно-сложные виды спорта (гимнастика спортивная и художественная, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и т.д.);

4 - единоборства (борьба, бокс и т.д.)

5 - спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, водное поло и т.д.);

6 - многоборья (легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье, лыжное двоеборье и т.д.) .

2. Физическая подготовка спортсмена.

Она направлена на развитие физических качеств и является базой для совершенствования техники, подразделяется на общую и специальную.

ОФП - создает основу для овладения упражнениями, способствует развитию двигательных способностей, повышению общей работоспособности. Для представителей многих видов спорта она одинакова и содействует развитию качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях и хорошей физической подготовленности.

СФП - основа поддержания спортивной формы, быстрого овладения техникой упражнений вида спорта, достижения высокого уровня функциональных возможностей спортсмена и способности переносить большие тренировочные, а также соревновательные нагрузки. Средствами специальной физической подготовки являются упражнения «своего» вида спорта, сходные по структуре с соревновательными действиями.

Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень, которой имеет свою структуру и свои специфические особенности.

Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности. Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки .

3. Структура физической подготовки.

Один из ведущих специалистов в теории спортивной подготовки В.Н. Платонов (1986) отмечает, что современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям .

В системе подготовки спортсмена выделяют: спортивную тренировку, соревнования, вне тренировочные и вне соревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований.

Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая, тактическая, психическая и интегративная подготовки.

Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижения высокого уровня физического развития, воспитанию необходимых спортсмену физических качеств. Ее принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Цель ОФП - достижение высокой работоспособности. Ее средствами являются разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощениями и др.).

СФП направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта. Она проводится систематически и помогает спортсмену подготовиться к соревнованиям.

Средствами ее являются специальные упражнения и элементы избранного вида спорта. Соотношение ОФП и СФП в процессе спортивной тренировки меняется по мере роста спортивного мастерства постепенно возрастает удельный вес СФП. В зависимости от квалификации спортсменов на ОФП отводится от 70% (в начальный период подготовки) до 30%(для спортсменов высших разрядов) тренировочного времени.

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена системе движений соответствующей особенностям данного вида спорта.

Техническая подготовленность (или другими словами техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что умеет делать спортсмен и как умеет он владеет освоенными действиями. В первую группу показателей входят: объем, разносторонность, рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую- эффективность, освоенность выполнения (Д.Д. Донской, В.М. Зациорский 1979г.).

В структуре технической подготовленности спортсмена очень важно выделять базовые и дополнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное ведение соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена. Дополнительные движения и действия- это второстепенные движения и действия, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. (Платонов В.Н.,1986).

Тактическая подготовка. Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки, -пишет Платонов В.Н., - понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения им средствами, формами и видами тактики данного вида спорта. Средствами спортивной тактики являются все технические приемы и способы их выполнения, формами - индивидуальные, групповые и командные действия, видами - наступательная, оборонительная и контрактующая тактика.

Тактика опирается на стратегию, так А.Я. Гомельский в книге «Библия баскетбола» пишет, что стратегия - основная теоретическая направленность всей работы команды, определяющая средства и методы подготовки к главным соревнованиям. Четырехлетний план подготовки сборной СССР к Олимпиаде в Сеуле - стратегия команды в 1985-1988 годах. Стратегия предусматривает управление командой в соревнованиях.

Тактика - это часть стратегии, которая решает главные задачи подготовки с учетом конкретных возможностей - ресурсов команды, особенностей соперников, условий соревнований. Все это определяет тактический и комбинационный багаж команды.

Психическая подготовка - связана с воспитанием у спортсменов в процессе занятий моральных, волевых и специальных психических качеств.

Занятия различными видами спорта способствуют формированию специфической структуры психических качеств, так А.Ц. Пуни (1984) установил, что у представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества.

4. Общая физическая подготовка.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека .

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

  1. достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
  2. приобрести общую, выносливость;
  3. повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
  4. увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц; улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
  5. научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться .

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других - силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка .

Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень которой имеет свою структуру и свои специфические особенности .

Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается бе сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности. Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а Иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки .

5. Специальная физическая подготовка.

(СФП) - это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий, обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения в "своем" виде спорта. Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач. Принцип единства основывается на том, что приспособительные реакции организма на нагрузки носят избирательный характер и не могут обеспечить развитие всех необходимых для показа высокого спортивного результата качеств. Каждое качество в зависимости от биологической структуры используемых движений, от интенсивности нагрузки развивается специфически. Отклонение в ту или иную сторону при использовании либо специфических средств, либо общеразвивающих физических упражнений, не дает необходимого эффекта. Уровень развития физических качеств неодинаков у представителей различных видов спорта .

Единственно правильное решение вопроса об использовании общей и специальной физической подготовки состоит в их разумном сочетании на разных этапах учебно-тренировочного процесса .

На начальном этапе подготовки должна преобладать базовая ОФП независимо от вида спорта Использование средств ОФП для разносторонней подготовки необходима и спортсменам высокого класса. В разных видах спорта для ОФП используются различные средства, специфические для данного вида спорта. Но при этом нельзя впадать в другую дойность - использовать преимущественно специализированные упражнения, тем более одни и те же. Это эмоционально обедняет процесс подготовки и, во-вторых, организм адаптируется к ним - результат - неэффективность тренировочного процесса .

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

  1. спортивная подготовка;
  2. профессионально-прикладная физическая подготовка.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых .

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений .

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения .

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной) .

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований .

В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

  1. устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;
  2. кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;
  3. способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;
  4. способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
  5. способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

Список литературы.

1. Белов В.И. Молодость до ста лет. / Энциклопедия здоровья. 1993г.

2. Биологические и педагогические аспекты выносливости //Матер, всесоюзн. симп. //Теория и практика физической культуры, 1972, №8, с. 29-33.

3. Желязков Ц.О. сущности спортивной формы. //Теория и практика физической культуры, 1997, № 7.

4. Зациорский В.М. Воспитание физических качеств: Учебн. ТиМФВ для ИФК. - М.: Физическая культура и спорт, 1967

5. Коваленко В. А.. 2000г. Физическая культура: Учебное пособие

6. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.

7. Коц Я.М., Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

8. Малиновский С.В. Тактическая подготовка в спортивных играх.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 167 с.

9. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977.

10. Найгоф Р. Некоторые принципы и критерии увеличения нагрузок при воспитании общей и специальной выносливости. Опыт наших друзей. - М.: Спорткомитет СССР, 1982, 31 с.

11. Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена. - М.: ФиС,1959, 128 с

12. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. -М.: ФиС, 1969.

13. Родионов А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры.- 1993.- N 2.- с. 7-9

14. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Физиология активности Н.А.Бернштейна как основа теории технической подготовки в спорте // ТиПФК. № 11,1996.-С.58-62.

а) способность точно дозировать величину мышечных усилий;

б) способность быстро перестраивать двигательную деятельность в меняющейся обстановке с овладением новыми движениями;

г) способность технически верно повторить заданное упражнение.

а) гибкость;

б) быстроту;

в) координацию;

г) ловкость.

12. Сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности, объединяется в понятие:

а) биологическая активность;

б) двигательная активность;

в) оптимальная активность;

г) физиологическая активность.

Отметьте вид физической подготовки, который обеспечивает наибольший эффект, нацеленный на оздоровление.

а) регулярные занятия оздоровительными упражнениями на свежем воздухе;

б) аэробика;

в) альпинизм;

г) велосипедный спорт.

14.Гигиена – это…

а) область экологии, изучающая особенности воздействия среды обитания на человека;

б) свод санитарно-эпидемиологических законов и нормативных документов;

в) область медицины, изучающая влияние внешней среды на здоровье человека;

г) все выше перечисленное.

15.Осанка – это…

а) особенности телосложения человека;

б) правильное положение тела человека за письменным столом;

в) привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе, сидении;

г) форма позвоночника.

16.Основными источниками энергии для организма являются:

а) белки и минеральные вещества;

б) углеводы и жиры;

в) жиры и витамины;

г) углеводы и белки.

Недостаток витаминов в организме называется:

а) авитаминоз;

б) гиповитаминоз;

в) гипервитаминоз;

г) бактериоз.

18.Какой из перечисленных видов не входит в программу современного пятиборья

а) стрельба

б) фехтование

в) гимнастика

г) верховая езда

19.Какое из понятий является наиболее емким (включающее в себя все остальные):

б) система физического воспитания;

в) физическая культура.

20. При каком виде физических упражнений происходит массаж межпозвоночных дисков?

а) ходьба

б) шпагат

в) метание

г) стрельба из лука

Спорт это –

а) вид социальной деятельности, направленный на оздоровление человека и

развитие его физических способностей;

б) специализированный педагогический процесс, построенный на системе

физических упражнений и направленный на участие в соревнованиях;

в) это соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также

межчеловеческие отношения и нормы, присущие этой деятельности;

г) педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека.

Что понимают под термином «средства физической культуры»?

а) лекарственные средства;

б) медицинские обследования;

в) оздоровительные силы природы;

г) физические упражнения.

Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный:

а) на формирование правильной осанки;

б) на гармоническое развитие человека;

в) на всестороннее развитие физических качеств;

г) на достижение высоких спортивных результатов.

Для оценки физического развития человека используются:

а) показатели антропометрических измерений;

б) показатели уровня развития физических качеств;

в) показатели сформированности двигательных умений;

г) показатели функциональных систем.

Результатом физической подготовки является:

а) физическое развитие человека;

б) физическое совершенство;

в) физическая подготовленность;

г) физическое воспитание.

Физические качества – это:

а) индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека;

б) врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности;

в) комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в определенных результатах;

г) двигательные умения и навыки, присущие человеку.

27. Дополните определение: «Сила – это способность преодолевать… или противостоять ему за счет…..»

а) внутреннее сопротивление, мышечного напряжения;

б) физическую нагрузку, мышечного напряжения;

в) физические упражнения, внутреннего потенциала;

г) внешнее сопротивление, мышечного усилия.