Темп движения пешехода таблица. Способ определения скорости движения пешехода перед наездом на него транспортного средства. Правильное положение тела

Какова средняя скорость движения пешехода?

    Средняя скорость движения пешехода равна 5 км/час. Со школы известно. В задачах по математике встречается часто, да и везде об этом говорят. Ну, а если у кого-то скорость больше, то человек здоров и хорошо тренирован. Если меньше, человек слаб здоровьем. Ученые заметили, что от скорости движения человека зависит продолжительность его жизни. Долгожители ходят быстро.

    Считается, что средняя скорость пешехода это 5 км/ч. Если вам надо решить задачку по физике и там написано про скорость пешехода , знайте, что это 5 км/ч. Хотя, конечно, разные люди ходят с разной скоростью.

    Каждый понимает, что разные люди при различных условиях могут передвигаться с разными скоростями. Но так как вопрос стоит именно Какова средняя скорость передвижения пешехода?, то акцент нужно делать на общепринятый усредннный показатель. А этот показатель равен пяти километрам в час (5 км/ч).

    Ходьба бывает разная.

    1.Она может быть очень медленная , примерно 65 шагов в минуту. И если брать среднюю длину шага 0,8м, то скорость получится 65 шагов х 0,8м х 60минут = 3120 м/час или 3,12 км/час

    2.Она может быть быстрая, примерно 130 шагов в минуту. И если брать среднюю длину шага 0,8м, то скорость получится 130 шагов х 0,8м х 60 минут = 6240 м/час или 6,24 км/час .

    3.Может быть и очень быстрая спортивная ходьба. Там уже свыше 140 шагов в минуту.

    Вообщем если брать в среднем, то средняя скорость ходьбы получится около 5 км/час.

    Средняя скорость движения пешехода , как уже писали ранее - 5км в час.

    Сам не раз засекал время, когда ходил пешком.

    1км я проходил за 10 минут. Если учесть, что я спешил на работу, а можно и не спешить, то получится немного медленнее, а значит и расстояние прошел бы меньше. Вот и получается то что уже написал - 5 километров за 1 час.

    по наблюдательным исследованиям учные доказали что средняя скорость передвежения пишехода обычным шагом состоит от трх с половиной до пяти километров в час, тоесть если человек гуляет не спеша или идт в магазин примерно 5 км

    Пешеход - это понятие растяжимое. Пешеходами могут быть как взрослые, так и дети. Взрослые так же бывают молодыми и стариками (или людьми в возрасте). Но в среднем, если считать пешеходом взрослого человека и ходьба его - спокойный шаг, то скорость будет равна 5 километрам в час. Вот на этом сайте приведено несколько таблиц по скорости людей разных возрастов. Интересно.

    Она может быть разной, в зависимости от возраста и цели прогулки по городу. А вот при целенаправленном походе в лес я заметила, что 5 км в час - это обычная норма. На обратный путь уходит чуть больше времени из-за усталости и корзин с лесным урожаем, поэтому выходим с запасом. чтобы успеть на электричку.

    Средняя скорость человека примерно равна пяти километрам в час, это данные, подтвержденные статистикой. Конечно, человек может идти и быстрее, но если брать именно среднюю скорость движения то около пяти километров. Необходимо учитывать еще и рельеф, климат (жарко, холодно), и множество других факторов.

    работая на станции детского и юношеского туризма,мы проводили замеры,поэтому информация довольно точная.по дороге - 4,5 - 5,5кмч.в зависимости от загрузки рюкзаков.

    по пересечнной местности - 2,5 - 4кмч.зависит от многих факторов (погода,направление и скорость ветра,количество подъмов,заболоченность...)

Мы часто поражаемся скорости кенгуру, страуса или гепарда. А насколько мы стремительны, какова средняя скорость человека при ходьбе и беге? Все эти показатели зависят от различных факторов и для определения требуют индивидуального подхода.

Вконтакте

Ходьба

Человек перемещается преимущественно с помощью ходьбы или бега. Их виды зависят от таких факторов, как динамика и темп. Исходя из этого, можно определить следующие основные виды ходьбы:

  • Прогулочная. Такую ходьбу мы осуществляем во время прогулки. Она характерна вальяжным, медленным темпом, коротким шагом при невысокой скорости , средняя скорость пешехода не превышает 4 км/ч. Количество шагов за одну минуту составляет от 50 до 70. Пульс пешехода варьируется около 70– 0 уд./мин. Прогулку трудно назвать оздоровительной, ведь она не несёт особой физической или кардионагрузки. Исключением являются люди с нарушением работы опорно-двигательного аппарата или люди преклонного возраста. Их передвижение медленным темпом уже является достижением. Чаще всего человек при такой походке отдыхает во время неспешной прогулки.
  • Для ходьбы средним темпом характерна более широкая поступь . За минуту выполняется от 70 до 90 шагов. Средняя скорость пешехода составляет 4–6 км/ч.
  • Оздоровительная. Характеризуется более ускоренным темпом. Скорость ходьбы человека может достигать 7 км/ч. Частота шагов при этом составляет от 70 до 120 за минуту. Название этого вида говорит о том, что он обладает оздоровительным эффектом. При передвижении в таком темпе увеличивается частота сердцебиения, благодаря чему улучшается по всему организму и работа всех органов. В темпе оздоровительной ходьбы человек торопится к назначенному месту.
  • Спортивная. Ее принцип заключается в стремлении к максимальной скорости передвижения, соблюдая принципы и технику ходьбы, т. е. не переходя на бег. Необходимо исключить фазу полета при перемещении. Одна из стоп должна постоянно контактировать с поверхностью. Этот вариант требует хорошего физического здоровья, ведь идти можно даже быстрее, чем бежать. Профессиональный «ходун» может развить скорость до 16 км/ч. Во время соревнований пульс поднимается до 180 уд./мин. С портивная ходьба особенно полезна для женщин, ведь она способствует улучшению фигуры.

Важно ! Во время движения устойчивость тела увеличивается по сравнению с положением стоя. Этим объясняется то, что стоять труднее, чем идти.


Сколько пешеход проходит за день

Расстояние, которое пешеход проходит за один день, зависит от обстоятельств и образа жизни конкретной личности. У кого-то работа сидячая, а у кого-то динамическая. Врачи рекомендуют делать за день не менее 10 тысяч шагов.

Если нет времени или возможности преодолевать большие расстояния, можно попробовать ходить на работу пешком или, например, встать на одну остановку раньше, затем пройтись до работы пешком, таким же образом по пути домой. Сейчас становится очень популярной «скандинавская ходьба ». Она заключается в передвижении ускоренным темпом с помощью особых палок.

Длина шага человека

Средняя длина поступи зависит от таких факторов как пол, рост, раса, вес, походка (манера), и может колебаться от 30 см до 1 метра. Но определена среднестатистическая длина, для мужчины она составляет 0,76 м, а средняя длина шага женщины – 0,67 м.

Поступь каждого человека имеет приблизительно одинаковую величину. Существует формула для определения средней длины шага в зависимости от роста .

Дл.Ш = P:4 + 0,37

где: Дл.Ш – длина шага (м);

Таким образом, средний шаг человека ростом 1,79 м составляет:

Дл.Ш = 1,79: 4 + 0,37 = 0,82 м

Практически длину шага человека можно измерять опытным путем . Для этого необходимо отмерять участок длиной 10 метров, пройти по нему, подсчитывая количество шагов. Затем 10 м разделить на это количество, и получим длину одного.

Допустим, пешеход проделал за 10 метров 13 шагов. Получаем:

Дл.Ш = 10: 13 = 0,77 м

Важно ! В Советском Союзе было произведено определение средней длины шага. Оно составляло 1,5 метра за два, или 3 метра за четыре шага.

Бег

В процессе бега выполняются практически те же движения тела, что при ходьбе, но здесь присутствует фаза полета (моменты, когда ноги не опираются на поверхность), к тому же исключено опирание на две ноги одновременно.

Во время бега ритмически преодолевается гравитация земли, и кровоток входит в резонанс с бегом.

Это позволяет максимально заполнить все капилляры кровью, благодаря чему улучшается работа всего организм а.

Исходя из дистанции, бег разделяется на следующие разновидности:

  • Бег на месте. Его эффективность значительно ниже классического бега, однако явным преимуществом является возможность выполнения при любых условиях. Не нужна пересеченная местность или стадион, достаточно одного квадратного метра.
  • Бег на короткие дистанции не требует особой выносливости, но важна максимальная самоотдача спортсмена , чтобы как можно быстрее достичь финиша.
  • Средняя дистанция – от 600 метров до 3 км. Большое расстояние бежать на предельной скорости невозможно. Поэтому выбирается темп немного выше среднего.
  • Длинная дистанция определена от 2 миль до марафонских 42 км. На такую дистанцию лучше бежать трусцой.

Скорость бега человека:

  • Легкий бег немногим отличается от ходьбы. Скорость движения 5–6 км/ч. Этот темп подходит для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, излишним весом и пожилых людей.
  • Средний темп бега наиболее часто используется для утренней пробежки непрофессиональными спортсменами. Его скорость составляет 7–8 км/ч.
  • Бег трусцой используется для оздоровления организма. Скорость достигает 12 километров в час. Этим темпом можно бегать на средние или длинные дистанции. Во время передвижения перегоняет большой объем крови, что способствует укреплению сердечной мышцы и насыщению кровью всего организма. Бег трусцой благоприятно влияет на сердечно-сосудистую, эндокринную, нервную, а также иммунную систему.
  • Спринтерский бег предполагает развитие максимальной скорости при полной самоотдаче. Конечно, быстрым темпом долго бежать невозможно, поэтому используется только на короткие дистанции до 200 метров.

Внимание! Максимальная скорость, которую может развить бегун, составляет 44,72 километра в час. Такой результат показал спортсмен из Ямайки Усейн Болт.


Определение быстроты

Самым простым, но точным способом определения своей скорости бега или ходьбы является использование беговой дорожки .

Если ее дома нет, то в любом спортзале она точно есть. Для того чтобы ею воспользоваться, не обязательно покупать месячный абонемент, достаточно будет одного дня.

Можно определить быстроту при помощи несложных арифметических вычислений. Для этого нужно выбрать определенный участок и узнать его длину. Затем засечь время передвижения из точки А в точку Б .

Предположим, дистанция длиной 300 метров была преодолена за 3 минуты. Значит, за 1 минуту было пройдено 100 м (300 / 3 = 100). Умножая на 60 мин (1 час), получаем расстояние, пройденное за час (100 * 60 = 6000 метров). Таким образом, пешеход шел со скоростью 6 километров в час.

Как работают мышцы ног при ходьбе

Польза от ходьбы

Вывод

Важно знать свою скорость бега, чтобы контролировать нагрузку, воспринимаемую организмом, и правильно рассчитывать время действия нагрузки. Начинать оздоровление нужно с медленного темпа, затем постепенно его наращивать. Со временем можно увеличивать дистанцию. Наиболее полезными для здоровья является оздоровительная ходьба и бег трусцой. – это жизнь и . Будьте здоровы!

А Вам известно, с какой скоростью идет по улице обыкновенный пешеход? Какова средняя скорость человека при ходьбе?

«Это зависит от пешехода», — скажете Вы. Если замерить скорость студента, который опаздывает на лекцию и скорость бабушки, идущей в магазин — это будет довольно большой разброс.

Примерно от 2,5 км/час до 7 км/час. Причем скорость 7 км/час — это уже почти бег. Таким образом мы получаем среднюю скорость человека при ходьбе — 4-5 км/час.

Скорость оздоровительной ходьбы

Для начинающих спортивную карьеру (неважно, сколько вам лет, 9 или 90) ходьба — это самый лучший вид фитнеса.

Во-первых, нагрузка на суставы самая оптимальная: занимаясь ходьбой, навредить себе почти невозможно.

Во-вторых, вам понадобится минимум снаряжения.

В-третьих, заниматься ходьбой можно в любую погоду: в хорошую — гуляйте по улице, ну а в дождь и в гололед — ходите по беговой дорожке в любом фитнес-клубе…

Если вы хотите похудеть, скорость нужно «включать» побольше, чтобы началось сжигание жира. Это быстрая ходьба, почти на грани бега: 6-7 км/час.

Если вы хотите просто размяться, и лишнего веса у вас нет, можно двигаться помедленнее — со скоростью 3-4 км/час.

Обувь для ходьбы

Очень важно подобрать правильную обувь. Лучше всего для ходьбы подходят, конечно же, кроссовки. Выбирайте их тщательно, смотрите, чтобы пятка была плотно фиксирована.

Кроссовки обязательно должны хорошо гнуться в своей средней части, это облегчает ходьбу.

Ну и еще одна важная деталь — обувь для ходьбы должна иметь амортизатор. Поэтому при покупке, если вы не уверены во всех этих качествах, лучше посоветуйтесь с продавцом и объясните, что вам нужны кроссовки именно для ходьбы.

Правильное положение тела

Ходьба принесет вам пользу только если вы будете соблюдать правильное положение тела. А именно: ступни должны быть точно на ширине бедер, носки обуви «смотрят» прямо вперед.

Руки согните в локтях под углом 90 градусов, локти прижмите к корпусу. Лопатки сведите вместе, грудь «выпячивайте»! А вот плечи надо опустить и отвести немного назад.

Мышцы живота напрягите, как во время занятий пилатесом (сожмите мышцы тазового дна, а живот словно «застегните на молнию»).

Чтобы не было скучно, включите любимую музыку в плеере. Можно купить небольшой приборчик. который вешается на пояс и считает пройденные вами шаги и километры. Он называется шагомер и продается в любом магазине спортивных товаров.

И помните: средняя скорость человека при ходьбе, если вы хотите получить оздоравливающий эффект, должна быть не менее 4-5 км/час!

Движение на автомобиле в темное время суток считается самым опасным, а для пешеходов, которые переходят проезжую часть это время становится смертельно опасным. Стоит прочесть эту статью, чтобы раз и навсегда определить для себя, с какой скоростью вы можете ехать по дорогам в условиях ограниченной видимости в свете фар автомобиля, для того чтобы не стать убийцей.

Данную скорость можно определить по формуле (1):

(1)

где V дв – максимально-допустимая скорость движения ТС по условию видимости, км/ч; Т 1 – время реакции водителя по условию видимости или время реакции водителя при выборе скорости движения; S в – видимость с места водителя в направлении движения ТС (как правило, берется из исходных данных), м.

Таким образом: если V а > V дв, то скорость движения ТС не обеспечивала безопасность движения по условию видимости и действия водителя не соответствуют требованиям п. 10.1ч.1 ПДД РФ. Иными словами, если вы при движении в темное время суток на неосвещенном участке автодороги двигались с включенным светом фар, ближним или дальним вне населенного пункта, то ваша скорость не могла быть равна 90 км/час по условиям видимости, а должна была быть значительно меньше. При этом любые манипуляции с показаниями в этом случае грозят еще большими проблемами водителю, что мы покажем чуть дальше.

Если V а < V дв, то скорость движения ТС не обеспечивала безопасность движения по условию видимости и действия водителя не противоречат требованиям п. 10.1ч.1 ПДД РФ.

Наличие технической возможности избежать столкновения определяется по формуле (2).

(2)

где S о – остановочный путь ТС в данной ДТС, м; S у – удаление ТС от места наезда на пешехода в момент возникновения опасности для движения.

Остановочный путь ТС при максимально-допустимой в данной ДТС скорости движения ТС по условию видимости будет определяться по следующей формуле (3):

(3)

Удаление ТС от места наезда на пешехода при применении водителем экстренного торможения при возникновении опасности для движения (см. рис. 1) будет определяться по формуле (4):

(4)

где * – это путь, пройденный ТС до образования следов тормозного юза с учетом времени реакции водителя и характеристик ТС; S " т – расстояние, пройденное ТС от начала образования следов торможения до места наезда на пешехода, зафиксированного на схеме происшествия, м; L п.с. – длина переднего свеса ТС, м.


Рис. 1. Превышение скорости движения

Таким образом: если S о < S у, то водитель имел техническую возможность предотвратить ДТП (наезд на пешехода), своевременно и полностью применив меры к снижению скорости при возникновении опасности для движения.

Если S о > S у, то водитель не имел технической возможности предотвратить ДТП (наезд на пешехода).

Теперь попробуем разобрать простой, но очень часто повторяющийся пример такого ДТП. И описать вранье водителя сбившего пешехода насмерть.

Вопрос который нас в данном случае будет интересовать -

  1. Состоятельна ли версия обстоятельств ДТП, изложенная водителем автомобиля Ford Transit г.р.н. ХХХХ, ивановым И.И. с технической точки зрения?

Первым этапом автотехнической экспертизы и анализа ДТП при наезде на пешехода, является определение взаимного располо­жения участников происшествия в момент возникно­вения опасной обстановки. Решение этой задачи при восстановлении механизма наезда автомобиля на пеше­хода представляет особые трудности, так как пешеход в отличие от автомобиля может двигаться по самой неопределенной траектории и с резко меняющейся ско­ростью. Поскольку истинной траектории и фактической скорости пешехода в материалах дела не установлено, эксперт предполагает, что пешеход двигался по проезжей части равномерно и прямолинейно. Скорость движения пешехода принята согласно табличным данным статистических исследований НИЛСЭ (таблица 1)

Таблица 1. Скорость движения (м/с) пешеходов-мужчин данным статистических исследований НИЛСЭ.

Характеристика пешеходов

Шаг

Бег

мед­лен­ный

спо­кой­ный

быст­рый

спо­кой­ный

быст­рый

Школьники, лет:

0.86

2, 36

3, 39

8-10

0, 94

2, 47

3, 53

10-12

2, 58

3, 83

12-15

2, 77

4, 05

Молодые 15-20 лет

2.86

4, 53

» 20-30 лет

3, 05

4,64

Среднего возраста 30-40 лет

2, 84

4, 31

То же 40-50 лет

2, 67

3, 97

Пожилые 50-60 лет

0, 94

2, 39

3, 47

» 60-70 лет

0, 83

1, 94

2, 92

Старики старше 70 лет

0, 69

0, 89

1.56

2, 42

С протезом ноги

0, 64

0, 94

1, 67

В состоянии алкогольного опьянения

0, 89

2, 27

2, 78

Ведущие ребенка за руку

0, 75

1, 67

3, 14

С ребенком на руках

0, 97

1, 86

С громоздкими вещами

1, 08

3, 25

Идущие под руку

0, 97

2, 5

В зависимости от основных признаков, определяющих механизм наезда, обычно их разбивают на три группы. По характеру движения автомобиля различают наезд при равномерном движении и наезд в процессе торможения. По величине угла между векторами скоростей автомобиля и пешехода. А так же по расположению места удара на автомобиле.

Учитывая показания свидетелей и водителя автомобиля данный наезд можно классифицировать как – наезд при торможении, поперечный, боковой поверхностью. Такой наезд является наиболее распространенным и хорошо описанным в экспертной литературе.

Необходимо определить момент возникновения опасности для движения автомобиля. Согласно протоколу судебного заседания по гражданскому делу №ХХХ на момент наезда на пешехода автомобиль двигался в торможении со скоростью около 10 км.час. После удара машина остановилась, пешеход лежал позади автомобиля. Согласно объяснениям, данным 25.10.2013, водителем Ивановым И.И., он двигался со скоростью около 50 км.час после столкновения автомобиль проехал примерно на один корпус вперед от места где лежал сбитый пешеход. Учитывая вышеизложенное, определим остановочный путь автомобиля Ford Transit г.р.н. ХХХ при скорости 50 км.час.

Учитывая характер наезда, затратами кинетической энергии на отброс пешехода можно пренебречь. Таким образом, учитывая конечное положение автомобиля, определенное со слов водителя Иванова И.И. (см. выше) можно сделать вывод, о том, что от места возникновения опасности до места конечного положения пешехода на проезжей части автомобиль проехал около 25,5 метра. Учитывая скорость движения пешехода, находящегося в состоянии алкогольного опьянения и ширину проезжей части можно сделать вывод, что в момент возникновения опасности для движения пешеход двигался со скоростью 2,78 м.сек. и преодолел в полосе движения автомобиля расстояние 5,2 метра от разделительной полосы до места наезда.

Таким образом, автомобиль Ford Transit, двигавшийся со скоростью 13,9 м.сек, на расстоянии 2,8 м от правой границы проезжей части, совершил наезд на пешехода, пересекавшего улицу слева на право, со скоростью 2,78 м.сек. Габаритная ширина автомобиля 2,08 м (без зеркал). Максимальное замедление, которого можно было достичь в данных дорожных условиях варьируется в зависимости от температуры рабочей тормозной системы и может составлять от J=0,55 до J=0,72 м.сек 2 Поэтому для расчетов принимаем среднюю величину J=6,8 м.сек 2 (согласно требований ГОСТ 25478-82)

Попробуем рассмотреть данный вариант развития событий:

Удар по пешеходу был нанесен левой боковой поверхностью автомобиля. Место удара находится на расстоянии 0,5 м от передней стороны автомобиля.

Время движения в поле зрения водителя рассчитывают по формуле t вп =5,2/2,78-0,5/13.9=1,87-0,03=1,84с.

Время в течении которого водитель мог наблюдать действия пешехода больше времени, необходимого для приведения в действие тормозной системы. Следовательно, применив торможение, водитель с технической точки зрения действовал правильно, использовав все возможности для предотвращения наезда на пешехода.

Удаление автомобиля от места наезда с момента, когда пешеход неожиданно побежал в другую сторону пересекая проезжую часть, можно рассчитать по формуле:

Sy=5,2*13,9/2,78 – 0,5= 25,5

S O = (T1 + T2 + 0,5xT3)V Д /3,6 + V Д 2 /26J =

=(1,0+0,1+0,5x0,3)x50,0/3,6+50,0 2 /(26x6,8)= 31,5м,

где: Т1 – время реакции водителя автомобиля Ford Transit, Колодина Д.В. , в данной ДТС, Т1 = 1,0с;

Т2 – время запаздывания срабатывания тормозной системы;

Т3 – установленное время нарастания замедления ТС;

J – тормозные характеристики автомобиля Ford Transit ;

Т2 =0,1с, Т3 =0,3с, J = 6,8 м/с 2 ;

V Д – максимально разрешенная скорость движения согласно показаниям водителя Иванова И.И. (см.выше) V Д =50,0км/ч.

Остановочный путь больше удаления автомобиля от места наезда, поэтому водитель не имел технической возможности предотвратить наезд на пешехода.

Однако данный вариант развития событий не вписывается в картину обособленных трасологических признаков, зафиксированных на месте ДТП. Во-первых – место падения пешехода находится на значительном расстоянии от места наезда зафиксированного на схеме ДТП, что при скользящем боковом наезде практически исключено, и возможно только, в том случае если пешеход зацепился о выступающие части автомобиля. Во-вторых, все мелкие детали одежды и обуви находятся непосредственно возле места образования луж крови на проезжей части. Так же следует учесть, что следовая обстановка на месте происшествия была изменена водителем автомобиля – автомобиль переставлен, пострадавший перемещен, при оказании первой помощи. Так же, учитывая показания водителя автомобиля Иванова И.И. и место наезда на пешехода указанное на схеме ДТП, можно сделать вывод о том, что если пешеход создал опасность для движения автомобиля за 25 метров от места наезда на него, то при остановочном пути автомобиля на скорости 50 км. час – 31,5 метров, конечное положение автомобиля должно было находиться не более чем в 6 метрах от места наезда на пешехода, а это значит, что при наезде на пешехода скорость движения автомобиля Ford Transit была значительно выше 50 км в час.

Исходя из вышеизложенного, при рассмотрении данного ДТП версия водителя несостоятельна с технической точки зрения.

Мы сознательно не публикуем все исследование, дабы не облегчать преступникам жизнь. Однако для опровержения версии водителя существуют и .

Для установления скорости движения пешехода необходимо допросить по этому вопросу не только водителя автомашины, но и очевидцев. При этом подробно отразить, как именно двигался пешеход по отношению к движущемуся транспорту: справа налево или наоборот; под каким углом он пересекал проезжую часть и как именно двигался- медленно или быстро шел, медленно или быстро бежал, останавливался ли в процессе движения и т. п. Кроме того, у всех допрашиваемых необходимо выяснить, смогут ли они определить скорость движения пешехода экспериментально.

При определении лиц, с которыми будет проводиться эксперимент, необходимо учитывать, кто из них и что может уточнить по данному вопросу, их расположение у места происшествия, наличие возможности наблюдать те или иные события, как у самого места происшествия, так и на прилегающих к нему участках. При этом необходимо избегать необоснованного сокращения числа лиц, участвующих в производстве эксперимента и неоправданного увеличения их количества.

В процессе подготовки к данному эксперименту решается вопрос о том, кто будет имитировать движение потерпевшего. Этот вопрос возникает во всех случаях, когда при ДТП потерпевший погибает или получает травмы, исключающие возможность его непосредственного участия в эксперименте. Исполнитель роли пешехода должен подбираться так, чтобы быть одного возраста, роста, комплекции с потерпевшим, а также должен быть одет в одежду по внешнему виду похожую на одежду потерпевшего. Когда эксперимент производится с очевидцами, наблюдавшими пешехода в незначительный отрезок времени, не успевшими достаточно хорошо разглядеть его и определить его возраст, возраст потерпевшего и соответствие ему возраста лица, имитирующего потерпевшего в процессе эксперимента, значения не имеет. В таком случае необходимо лишь, чтобы рост, комплекция и одежда этого человека соответствовали росту, комплекции и одежде потерпевшего, т. к. восприятие движущегося человека и скорости его движения может изменяться в зависимости от изменения этих параметров. Кроме того, на восприятие события и точность воспроизведения тех или иных действий могут значительно влиять особенности ландшафта, строений, расположение дорожных знаков и указателей и т. п., что обуславливает необходимость проведения следственного эксперимента данного вида именно на месте происшествия. Когда это по тем или иным причинам невозможно, для проведения такого эксперимента необходимо выбрать участки улиц (дорог) одинаковые или в достаточной степени похожие по указанным параметрам.

Для надлежащей фиксации хода и результата эксперимента заранее подготовить необходимые технические средства. Заранее составить масштабную схему места происшествия с указанием на ней расположения лиц, по показаниям которых будет определяться скорость движения пешехода, место на котором данный свидетель увидел потерпевшего и место, на котором он перестал быть ему виден, либо место наезда на него. Для удобства и сокращения времени проведения эксперимента необходимо заранее заготовить несколько масштабных схем с указанием на них всех неподвижных объектов, так или иначе влияющих на видимость места происшествия и позволяющих произвести привязку иных объектов, в т. ч. и участников эксперимента, к данному месту. Подготовка таких схем желательна при производстве практически всех видов экспериментов по делам о ДТП. При их составлении используются выкопировки с планшетов по населенным пунктам, а также результаты, полученные при осмотре места происшествия. На выкопировках должны быть указаны в масштабе не только ширина проезжей части и тротуаров, габариты и расположение строений и иных инженерных сооружений, но и величина уклона проезжей части, что в дальнейшем может потребоваться для производства автотехнической экспертизы.

При производстве таких экспериментов обычно требуется рулетка для измерения расстояний, секундомер и фотоаппарат для фиксации хода и результатов эксперимента.

После прибытия участников эксперимента к месту происшествия лицу, по показаниям которого будет определяться скорость движения потерпевшего, предлагается занять то место, с которого он наблюдал ДТП. Это место и расположение на нем очевидца фиксируется на схеме и в протоколе следственного эксперимента, а также с помощью фотосъемки, привязывается к неподвижным объектам. Затем по его показаниям устанавливается путь, по которому двигался потерпевший перед происшествием, что также фиксируется вышеуказанным образом. При этом расстояние, которое преодолел пешеход в поле зрения данного свидетеля, измеряется рулеткой. После этого лицу, имитирующему потерпевшего, предлагается несколько раз с различной скоростью пройти или пробежать по указанному пути. При этом свидетель, по показаниям которого определяется скорость движения пешехода, уточняет, какая именно скорость более всего соответствует той, с которой двигался потерпевший перед ДТП. С учетом его показаний необходимо добиться того, чтобы скорость движения пешехода при эксперименте соответствовала той, с которой он двигался при ДТП. По достижению этого, лицу, имитирующему потерпевшего, предлагается несколько раз преодолеть данный отрезок пути и каждый раз секундомером фиксируется время, за которое он это расстояние преодолевает. Эксперимент проводится не менее 3–4 раз, чтобы убедиться в стабильности полученных результатов.

Фотосъемку в процессе эксперимента проводят с того места, на котором находится лицо, определяющее скорость движения пешехода. При этом объектив фотоаппарата должен располагаться на уровне глаз данного участника эксперимента и делается не менее трех снимков: первый – в момент нахождения пешехода в точке, где его первоначально увидел данный свидетель или в том месте, откуда он начал движение; второй – в момент, когда пешеход находится примерно в середине пути; третий – в конечной его точке. Кроме того, необходимо сделать и обзорный снимок места происшествия, на котором было бы видно место, где находится данный свидетель, начальная и конечная точка пути потерпевшего. Наличие таких снимков позволит более наглядно представить то, как этот путь был виден данному свидетелю.

При применении в процессе такого эксперимента видеозаписи или киносъемки весь ход его снимается на пленку с соблюдением тех же правил, что и при фотосъемке. Кроме того, при производстве видеозаписи желательно дублировать ее с помощью фотосъемки, т. к. это позволяет более качественно закрепить полученные экспериментальным путем результаты и позволяет более наглядно использовать их в качестве доказательств.

С каждым из очевидцев эксперимент проводится отдельно. Это не исключает составления одного большого протокола, однако в нем должна быть произведена запись, что каждый из очевидцев согласен, чтобы эксперимент проводился в присутствии других. Кроме того, по тактическим соображениям (о чем говорилось выше) с каждым из участников эксперимента могут быть составлены отдельные протоколы с соответствующими приложениями к ним (схемы, фототаблицы и т.п.).

После составления протокола (протоколов) эксперимента, схем, фототаблиц, просмотра видеозаписи или киносъемки результаты эксперимента оцениваются и сопоставляются. При этом может быть составлена сводная схема, позволяющая определить расположение всех очевидцев у места происшествия, оценить совпадение или расхождение их показаний о пути движения потерпевшего, месте наезда на него.

Как правило, экспериментально полученные данные о скорости движения потерпевшего отличаются от первоначальных показаний очевидцев, в связи с чем, после производства экспериментов их необходимо дополнительно допросить о том, когда ими были даны более точные показания о скорости движения потерпевшего: при первоначальном допросе или при производстве эксперимента и чем это обусловлено.

При наличии противоречий в показаниях нескольких лиц между ними проводятся очные ставки, а также может быть проведен повторный эксперимент с одновременным участием в нем этих лиц. При производстве такого эксперимента, являющегося по сути очной ставкой на месте происшествия, могут быть уточнены показания свидетелей и выявлены причины, повлиявшие на дачу ими противоречивых показаний.

В процессе рассматриваемого эксперимента определяется время, за которое пешеход преодолевает то или иное расстояние. При этом полученные данные выражаются в метрах в секунду, что и записывается в протокол эксперимента.