Тактическая подготовка в силовых видах спорта. Спортивная тактика. Тактическая подготовка спортсмена и её особенности в различных видах спорта. Тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактической подготовки в различных видах спорта

Тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности.

Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнова­ниях; моделирование необходимых условий в тренировке и конт­рольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей так­тики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

Практическая реализация тактической подготовленности пред­полагает решение следующих задач:

Создание целостного пред­ставления о поединке;

Формирование индивидуального стиля ве­дения соревновательной борьбы;

Решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внеш­ней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хо­рошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства со­ставляют тактические знания, умения, навыки и качество такти­ческого мышления.

Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются све­дения о принципах и рациональных формах тактики, вырабо­танных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и на­выков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для ре­шения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - крат­чайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специ­альную.

Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.

Специаль­ная тактическая подготовка - на овладение знаниями и такти­ческими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

Специфическими средствами и методами тактической подго­товки служат тактические формы выполнения специально подго­товительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает то, что:

Установка при выполнении данных упражнений ориентиро­вана в первую очередь на решение тактических задач;

В упражнениях практически моделируются отдельные такти­ческие приемы и ситуации спортивной борьбы;

В необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.

В зависимости от этапов подготовки тактические упражне­ния используются в облегченных условиях; в усложненных ус­ловиях; в условиях, максимально приближенных к соревнова­тельным.

Облегчить условия выполнения тактических упражнений в тренировке обычно бывает необходимо при формировании новых сложных умений и навыков или преобразовании сформированных ранее. Это достигается путем упрощения разучиваемых форм тактики, если расчленить их на менее сложные операции (с выде­лением, например, действий атакующей, оборонительной, конт­ратакующей тактики в спортивных играх и единоборствах, пози­ционной борьбы на дистанции и т.д.).

Цель использования тактических упражнений повышенной труд­ности - обеспечение надежности разученных форм тактики и сти­мулирование развития тактических способностей. К числу отно­сительно общих методических подходов, воплощаемых в таких упражнениях, относятся:

а) подходы, связанные с введением дополнительных тактичес­ких противодействий со стороны противника. Спортсмен (коман­да) при этом оказывается перед необходимостью, решая такти­ческие задачи, преодолевать более значительное противодействие, чем в условиях соревнований. Например: реализовать намеченный тактический замысел в тренировочной схватке с несколькими соперниками (поочередно меняющимися по ходу схватки), в иг­ровых упражнениях и тренировочных играх «Один против двух», «Трое против пяти» и т.д.; преодолеть заданными технико-такти­ческими приемами сопротивление соперника, которому разре­шено пользоваться более широким арсеналом приемов;

б) подходы, связанные с ограничением пространственных и временных условий действий;

в) подходы, связанные с обязательным расширением исполь­зуемых тактических вариантов;

г) подходы, связанные с ограничением числа попыток, предо­ставленных для достижения соревновательной цели.

В процессе совершенствования тактического мышления спорт­смену необходимо развивать следующие способности: быстро вос­принимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать со­ревновательную ситуацию и принимать решение в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности и своего оперативного состояния; предвидеть действия противника; строить свои действия в соответствии с целями соревнований и задачей конкретной состязательной ситуации.

Основным специфическим методом совершенствования так­тического мышления является метод тренировки как с реальным, так и с условным противником.

Наряду с обучением и совершенствованием основ спортивной тактики необходимы:

Постоянное пополнение и углубление знаний о закономер­ностях спортивной тактики, ее эффективных формах;

Систематическая «разведка» (сбор информации) о спортив­ных соперниках, разработка тактических замыслов;

Обновление и углубление спортивно-тактических умений и навыков, схем и т.д.;

Воспитание тактического мышления.

В качестве практического раздела содержания спортивной трени­ровки тактическая подготовка наиболее полно представлена на этапах, непосредственно предшествующих основным состязани­ям, и на этапах между основными соревнованиями.

На этапе непосредственной подготовки к ответственному соревнованию методика тактической подготовки призванна обеспе­чивать в первую очередь возможно более полное моделирование тех целостных форм тактики, какие будут использоваться в дан­ном состязании. Цель моделирования при этом - апробировать выработанный тактический замысел и план в условиях, как мож­но больше совпадающих с условиями предстоящего состязания.

ТЕМА: ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА

План лекции:

1. Характеристика тактической подготовки

2. Понятие о видах, задачах, формах и характере тактики

3. Методика тактической подготовки

4. Тактический план, его содержание и методика составления

Литература: 1. Платонов, в ОС; 2. Курамшин, Ю. Ф. ТиМФК; 3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. ТиМФВиС; 4. Волков, И. П. ОТиМСТ; 6. Матвеев, ТС

Спортивная тактика - способы объединения и реализации двигательных действий, обеспечивающие эффективную соревновательную деятельность, приводящую к достижению поставленной цели в конкретном старте, серии стартов, соревновании.

Тактическая подготовка - это процесс, направленный на овладение рациональными способами ведения спортивной борьбы в специфической соревновательной деятельности.

Тактическая подготовка сводится к рациональному распределению сил спортсмена в ходе соревнований и целесообразному использованию техники для решения конкретных спортивных задач, к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами по команде или к быстрому переключению с одной системы тактических действий на другую. Тактическая подготовка предусматривает предварительную разработку своих действий и последующую их реализацию в условиях соревнований. Тактическая подготовка формируется исходя из функциональных возможностей спортсмена, технического совершенства, психической готовности, уровня соревнований.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хо­рошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства со­ставляют тактические знания, умения, навыки и качество такти­ческого мышления.


Основу тактического мастерства составляют следующие понятия:

Тактические знания – совокупность представлений о средствах, принципах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности избранного вида спорта.

Тактические умения – форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний. Могут быть выделены умения разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику и т. п.

Тактические навыки – это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий.

Тактическое мышление – это мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.

Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и на­выков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для ре­шения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - крат­чайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.

Факторы, определяющие содержание тактики:

1) специфика вида спорта

в циклических видах спорта – предварительное составление графика – скорости преодоления отрезков дистанции с учетом собственного состояния, состава противников, метеорологических условий и задач соревнований; легкоатлетические метания, прыжки, тяжелая атлетика – стремление технически совершенно выполнять упражнения, более интенсивно выполнять определенную часть – результаты показанные в ходе борьбы в попытках; спортив/худож гимнастика, акробатика, фигурное катание , в воду – тактика сводится к изменению технических приемов, элементов спортивного упражнения, к нахождению средств большей выразительности движений; единоборства и спортивные игры – продуманная и неожиданная тактика для соперника – нападения (атаки) и защиты, разведка, маневрирование, различные обманные движения (финты); многоборья – тактика изменяется в зависимости от результатов, достигнутых спортсменом и его противниками в отдельных видах многоборья.

2) задачи, поставленные перед спортсменом или командой;

3) уровень подготовленности - состояние подготовленности самого спортсмена, его физических данных, уровня развития физической подготовленности;

4) коли­чество освоенных умений и навыков ведения тактической борьбы;

5) знания правильного исполь­зования их в различных ситуациях;

6) психологическая устойчивость при выполнении тактиче­ских приемов при влиянии сбивающих факторов;

7) способность быстро оценивать возникающую ситуацию;

8) качество технического выполнения тактических действий, согласованность своих действий с партнерами;


9) особенность действий соперников-противников (росто-весовые данные, особенности поведения, в наибольшей степени сказывается в видах спорта типа единоборств, спортивных игр (например, действия боксера будут зависеть от того в какой стойке противник ведет бой – левосторонней или правосторонней), от его роста, длин рук.

РАЗЛИЧАЮТ ДВА ВИДА ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ :

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам, т. е. овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.

Специальная тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими действиями, их совершенствование, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника. В этом случае следует учитывать все стороны подготовленности спортсмена, его «спортивную форму», что является основой решения поставленной тактической задачи, а именно: использования сложившейся ситуации спортивной борьбы, внешних факторов, активности болельщиков , стрессовых состояний и др.

В процессе тактической подготовки решаются следующие ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ :

1. Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике;

2. Создание целостного представления о соревнованиях (условиях предстоящих состязаний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере в этой стране);

3. Изучение основных соперников, сильных, слабых сторон их подготовки. Сбор информации о соперниках;

4. Разработка плана выступления спортсмена на соревновании, индивидуальной тактики, исходя из готовности, включая все стороны подготовленности (функциональная, техническая, психическая, физическая);

5. Освоение и совершенствование тактических приемов ведения соревновательной борьбы;

6. Формирование тактического мышления и непосредственно связанных с ним способностей – наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, результатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника;

7. Максимальное использование своих преимуществ и недостатков соперника;

8. Овладения приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.

ВИДЫ ТАКТИКИ

- Наступательная (атакующая);

- Оборонительная (защитная);

- Контратакующая (комбинация защитных и атакующих действий с учетом возникающей ситуации).

- Активная тактика – это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег, резкие переходы от активного наступательного боя в боксе к замедленному. Частая смена технических приемов и комбинаций в футболе, гандболе ; достижение высокого результата сразу же в первой попытке, заезде, заплыве – в прыжках в длину и в высоту, метаниях, велоспорте , плавании и др.

- Пассивная тактика – это заранее предусмотренное предоставление инициативы сопернику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия. Например, финишный «бросок» из-за спины в беге, велосипедном спорте, контратака в боксе, фехтовании, в футболе и др.

- Смешанная тактика – включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

По характеру применения тактика:

- Индивидуальная (применяемой одним спортсме­ном);

- Групповая (использование нескольких групп спортсменов с различными действиями);

- Ко­мандная (с участием нескольких спортсменов).

Разновидности тактических схем:

ü алго­ритмическая (заранее подготовленную и строго выполняемую вне зависимости от ситуации);

ü вариантностная (использование спортсменом нескольких тактических схем);

ü эвристическая (без специальной разработки тактических схем с учетом собственного опыта - новая);

ü экспромтная тактика (по сложившейся ситуации).

Тактика спортсменов в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним. От решения какой-либо одной из задач в соревновании и будет зависеть, какую тактику изберет спортсмен или команда.

Формы ведения соревновательной борьбы:

- Тактика рекордов. Основная задача: показать максимальный, рекордный результат. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия основных конкурентов, заставить их

нервничать, менять свои тактические планы.

- Тактика выигрыша соревнований . Основная задача: победить соперника. Обычно применяют в финальных соревнованиях: «тактика отрыва», «тактика финишного спурта» сохранение сил для финального броска, «тактика изматывания спортсмена».

- Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом . Основная задача: выиграть соревнования и показать одновременно высший результат.

- Тактика выхода в очередной тур состязаний . Основная задача: показать результат достаточный для выхода в следующий тур соревнований – четвертьфинал, полуфинал и финал.

Специфическими средствами тактической подго­товки служат тактические способы выполнения специально подго­товительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения, используемые для решения определенных тактических задач.

В зависимости от этапов подготовки тактические упражнения используются:

а) в облегченных условиях;

в) в условиях мах приближенных к соревновательным;

б) в усложненных условиях.

Для овладения тактикой действий может использоваться вся совокупность словесных, наглядных и практических средств и методов подготовки.

В циклических видах спорта - многократное выполнение упражнений в соответствии с тактической схемой и при постоянном контроле за эффективностью двигательных действий. При этом учитывается скорость и время прохождения отрезков и дистанций; темп движений, расстояние,

характер и величина развиваемых усилий.
В спортивных играх и единоборствах - в основе практических методов тактической подготовки лежит принцип моделирования деятельности спортсмена в соревнованиях.

К ним относятся:

Ä Метод тренировки без соперника

Ä Метод тренировки с условным соперником (используются вспомогательные снаряды и приспособления: тренажерные устройства, манекены и др.)

Ä Метод тренировки с партнером является основным для овладения тактикой действий.

Ä Метод тренировки с соперником – воспитания умения использовать свои возможности в различных тактических ситуациях, создаваемых соперником в условиях информационного и временного дефицита, быстро изменяющих ситуаций.

Наибольший объем средств и методов тактической подготовки в макроцикле приходится на конец подготовительного и соревновательный период. На первом этапе подготовительного периода совершенствуются лишь отдельные компоненты тактики. Важное место тактическая подготовка занимает на этапе непосредственной подготовки к основным соревнованиям. Уровень технического мастерства, физической и психической подготовленности, сформировавшийся к этому этапу, позволяет перейти к отработке тактики в её наибольшем приближении к условиям предстоящей соревновательной деятельности.

Все средства, способы и формы ведения спортивной борьбы излагаются в тактическом плане.

Тактический план – это программа основных действий отдельных спортсменов или команды.

Он составляется в процессе подготовки к соревнованиям и окончательно уточняется к моменту начала соревнований.

Тактический план имеет следующие разделы:

1. Главная задача, которая ставится перед спортсменом или командой в этих соревнованиях;

2. Общая форма тактической борьбы – активная, пассивная, комбинированная;

3. Распределение сил на протяжении всего соревнования с учетом режима соревнований;

4. Распределение сил в процессе каждого выступления (график скорости прохождения дистанции, темп игры, боя, длительность и характер разминки);

5. Возможные переключения от одного вида тактики к другому непосредственно в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы;

6. Способы маскировки собственных намерений (действий);

7. Данные о противниках, слабы и сильные стороны в их подготовке;

8. Данные о местах соревнования, о погоде, о судействе предстоящих соревнований и о зрителях.

В спортивных играх кроме общего тактического плана игры команды может быть составлен тактический план и для отдельных игроков. В основу такого плана может быть положен анализ соотношения сил, единоборствующей пары (нападения и защита).

План проведения предстоящего состязания составляется спортсменом и тренером совместно, так как рост тактического мастерства спортсмена невозможен без его активного участия в составлении тактических планов соревнований.

Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды - называют спортивной тактикой.

Каждый вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга. Так например, в игровых видах спорта тактику определяют как организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником.

В целом, смысл тактики состоит в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний. Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений.

Тактика может относиться к соревновательным, стартовым (бой, поединок, схватка, старт и др.) и ситуационным целям. Особенностью тактики является ее индивидуальный, групповой или командный характер, определяемый видом спорта, спортивной дисциплиной и особенностями соревнований.

Различные варианты тактики соревновательной деятельности могут решаться при разном составе участников:

Отдельными спортсменами в индивидуальных видах спорта, имеющими свои индивидуальные задачи и не связанными с другими членами команды (единоборства, циклические виды, сложно-координационные и скоростно-силовые дисциплины). Такая тактика относится к индивидуальной;

Группой спортсменов, имеющих общие задачи и выполняющих одинаковые функции и одинаковую работу в ходе соревновательной деятельности (групповые упражнения в художественной гимнастике, синхронном плавании, гребле в экипажах, эстафетном беге, командной гонке в велоспорте) - такая тактика относится к групповой;

Командой спортсменов, имеющих общие задачи, но выполняющих различные функции в соревновательной деятельности (игре) -вратарь, линия защиты, средняя линия и нападение. Такая тактика относится к командной.

В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации, возникшей в соревнованиях, можно выделить: алгоритмический, вероятностный и эвристический характер тактики .


Алгоритмистическая тактика предусматривает выполнение действий в строго запланированной последовательности по заранее составленному плану. Это характерно для видов спорта с минимальной вариативностью тактических решений (метания, тяжелая атлетика, гребля, конькобежный спорт и др.).

Вероятностная тактика ведения соревновательной борьбы предполагает "преднамеренно-экспромтные" действия, в которых планируется лишь определенное начало; варианты продолжения действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях.

Эвристическая тактика строится на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка.

Успешность соревновательной деятельности связана со многими факторами, в том числе и с уровнем подготовленности партнеров и соперников и их морфометрическими данными.

В целом ряде видов спорта, особенно в спортивных играх, боксе на профессиональном уровне существует даже специально организованная "разведка", заключающаяся в регулярном наблюдении и видеозаписи выступлений предполагаемых соперников, оценке уровня их подготовленности и выработке рекомендаций по построению тактики соревновательной деятельности.

Важное значение в выработке модели будущей соревновательной деятельности имеют росто-весовые данные соперников в сочетании с техникой выполнения упражнений. Все это особенно ярко влияет на ход поединка в единоборствах и спортивных играх. Например, в боксе - левосторонняя или правосторонняя стойка, длина рук, рост, в гандболе и баскетболе - наличие высокорослых игроков и т.д.

Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного Уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам; и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на xoрошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы успеху.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

Вопросы для контроля усвоенного материала.

1 Что называют спортивной тактикой?

2 Дать характеристику особенностям тактики: индивидуальный,

групповой командный характер, определяемый видом спорта.

3 Дать характеристику «алгоритмическая тактика»,

4 Дать характеристику «вероятностная тактика»

5 Дать характеристику «эвристическая тактика».

6 Что такое спортивно-тактическая подготовка 7Перечислить задачи тактической подготовленности.

8 Общая и специальная тактическая подготовка

Тактическая подготовленность - это умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от степени владения им средствами, формами и видами тактики вида спорта.

Средствами тактики являются все тактические приемы и способы их выполнения.

По форме тактика бывает:

Индивидуальной (выполнение тактических приемов одним спортсменом);

Тактика отдельных групп спортсменов (групповая тактика);

Командная тактика (выполняемая всеми спортсменами одной команды).

Виды тактики:

Наступательная (захват инициативы у соперника);

Оборонительная (отдав инициативу сопернику решаются частные тактические задачи);

Контраатакующая (используются ошибки соперника для захвата инициативы в наиболее важный момент спортивной борьбы).

В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации возникающей в соревнованиях, тактика по своему содержанию может быть:

Алгоритмическая тактика (строиться на заранее запланированных действиях и их преднамеренной реализации);

Вероятностная тактика (предполагает преднамеренно-экспромтное действие в котором планируется лишь определенное начало);

Эвристическая тактика (строиться на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации, заранее не готовиться).

Выбор тактики зависит от следующих факторов:

1. От специфики вида спорта.

2. Индивидуальных особенностей спортсмена.

3. От уровня и значимости соревнования.

4. Возможностей соперников.

5. Воздействия внешних условий.

6. Непредвиденных ситуаций.

Большое значение имеет качество тактической подготовки. Для ее совершенствования необходимо:

а) обладать достаточным уровнем знаний о тактике соревновательной борьбы и объемом освоенных спортсменом умений и навыков;

б) наличие способности предвидения (прогнозирования) возможных вариантов тактической борьбы на соревнованиях.

в) психологическая устойчивость спортсмена при решении тактических задач.

г) оперативная коррекция тактики в ходе соревнований;

д) достаточная мотивация (заинтересованность) спортсмена и его волевые возможности при достижении цели;

е) правильный анализ результатов соревнования для дальнейшего совершенствования тактической подготовленности.

Совершенствование тактической подготовленности предполагает решение следующих задач:

1. Расширить знания о тактике соревновательной борьбы в избранном виде спорта.



2. Увеличить объем освоенных спортсменом умений и навыков ведения соревновательной борьбы.

3. Сформировать психологическую устойчивость спортсмена при решении тактических задач.

4. Развить способность к оперативной коррекции тактики в ходе соревнования.

5. Улучшить уровень мотивации (заинтерисованности) спортсмена в достижении спортивного результата.

6. Формирование способности проводить анадиз результатов соревнования.

Для решения 1 задачи “Расширить знания о тактике соревновательной борьбы в избранном виде спорта, необходимы следующие действия:

Анализ соревновательной деятельности выдающихся спортсменов;

Изучение научной литературы и информационных материалов о соревновательной деятельности;

Расширение знаний о правилах соревнований, тактических действиях соперников и условий проведения главных соревнований.

При решениий 2 задачи “Увеличить объем освоенных спортсменом умений и навыков ведения соревновательной борьбы, необходимо использовать 4 группы средств тактической подготовки:

Тренировка без противника, применяется для овладения основными технико-тактическими действиями;

Тренировка с условным противником, предполагает использование вспомогательных снарядов и приспособлений (манекенов, моделей противника с заранее разработанной программой действий, тренажерные устройства);

Тренировка с партнером по команде, создает более приблеженные к соревнованию условия;

Тренировка с неизвестным противником, позволяет совершенствовать тактику в условиях информационного и временного дефицита.

Решение 3 и 4 задач, “Сформировать психологическую устойчивость спортсмена при решении тактических задач”, и “Развить способность к оперативной коррекции тактики в ходе соревнования”, применяются следующие методические приемы:

Создание облегченных условий выполнения технико-тактических действий (лидирование и информация о качестве выполняемых действий (данные о скорости, темпе, развиваемых усилиях и т.д.);

Создание усложненных условий выполнения технико-тактических действий;

Создание контрастных условий с резким изменением ситуации при выполнении технико-тактических действий;

Реализация изучаемых технико-тактических действий в соревновательной обстановке.

Решение 5 задачи “Улучшить уровень мотивации (заинтересованности) спортсмена в достижении спортивного результата”, предполагает:

Выявление индивидуальных особенностей психики спортсмена;

Определение важных для спортсмена мотивов занятия спортом;

Создание точной “установки” на результат;

Добиться сохранения высокого уровня мотивации на соревновании.

Решение 6 задачи “Формирование способности проводить анализ результатов соревнования”, требует следующих подходов:

Собрать необходимый объем информации о прошедших соревнованиях.

Оценить действия спортсмена и его соперников;

Разработать новые технико-тактические действия с учетом проведенного анализа полученной информации.

Тактическая сторона спортивной тренировки связана со способностями вести спортивную борьбу в процессе специфической соревновательной деятельности. Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения ими средствами спортивной тактики (техническими приёмами и способами их выполнения), её видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Спортивно-тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения соревнования с «противником». Её главная задача – наиболее целесообразное использование сил и возможностей для победы. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта; приёмов судейства и положений о соревнованиях; тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений сроить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировках и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

Тактические знания представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.

Тактические умения – это форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний.

Тактические навыки – это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных или коллективных действий.

Тактическое мышление – это мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.

В процессе тактической подготовки решаются следующие задачи:

1) создание целостного представления о поединке;

2) формирование индивидуального стиля спортивной борьбы;

3) решительное и своевременное воплощение принятых решений, благодаря рациональным приёмам и действиям с учётом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка – на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного противника.

Специфическими средствами и методами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специально подготовленных соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает то, что:

1) установка при выполнении данных упражнений ориентирована в первую очередь на решение тактических задач;

2) в упражнениях практически моделируются отдельные тактические ситуации и приёмы спортивной борьбы;

3) в необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.

К числу относительно общих методических приёмов, воплощаемых в таких упражнениях, относятся:

а) подходы, связанные с ограничением пространственных и временных условий действий;

б) подходы, связанные с введением дополнительных тактических противодействий со стороны «противника»;

в) подходы, связанные с ограничением числа попыток, представленных для достижения соревновательной цели;

г) подходы, связанные с расширением используемых тактических вариантов.

Факторы, влияющие на тактику соревновательной деятельности спортсменов:

Правила соревнований;

Положение о соревнованиях;

Условия внешней среды, сопутствующие спортивным соревнованиям.

Психологическая подготовка спортсменов

Психологическая подготовка – это система психолого–педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надёжного выступления в них. Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенности в своих силах, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Состояние психической готовности – это уравновешенная, относительно устойчивая система личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развёрстывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условии соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию.

Общая психическая подготовка решается двумя путями:

1) обучение спортсмена универсальным приёмам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способах саморегуляции эмоциональных состояний, уровня концентрации и распределения внимания; способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;

2) обучение приёмам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей.

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определённого эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности её достижения. На этом этапе психическая подготовка включает психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированную оптимизацию «сильных» сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д.

По цели применения средства и методы психологической подготовки делятся на: 1) мобилизующие; 2) корригирующие (поправляющие); 3) релаксирующие (расслабляющие).

1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);

2) преимущественно психологические (внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые и комбинированные);

3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

По сфере воздействия средства и методы психологической подготовки делятся на:

1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

2) средства воздействия на интеллектуальную сферу;

3) средства воздействия на эмоциональную сферу;

4) средства воздействия на волевую сферу;

5) средства воздействия на нравственную сферу.

По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:

1) средства, направленные на психическую подготовку тренера;

2) средства управления непосредственно спортсменом или командой.

По времени применения эти средства делятся на: 1) предупреждающие; 2)предсоревновательные; 3) соревновательные; 4) постсоревновательные.

По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействие других участников педагогического процесса – тренера, психолога, врача, массажиста и т.п.).

В системе психологической подготовки следует выделять следующие направления:

Формирование мотивации занятий спортом;

Волевая подготовка;

Идеомоторная тренировка;

Совершенствование реагирования;

Совершенствование специальных умений;

Регулирование психической напряжённости;

Совершенствование толерантности к стрессу;

Управление стартовым состоянием.

Психическая подготовка осуществляется на всём протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.

Физическая подготовка

Физическая подготовка – это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные возможности для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития физических качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения – бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др. С их помощью развивают, укрепляют, совершенствуют отдельные звенья организма, чем в итоге достигается суммарный эффект ОФП. Особенно важно через общую физическую подготовку укрепить слабые места в организме, повысить функциональные возможности систем и органов.

Упражнения ОФП по их направленности и эффекту можно несколько условно разделить на две группы – косвенного и прямого влияния.

Упражнения косвенного влияния призваны повысить работоспособность органов и систем организма, обеспечить слаженность их функций. Обычно такие упражнения косвенно способствуют повышению тренированности (например, кроссы для непрофильных специализаций, силовые упражнения для шахматистов и т.д.).

Общеразвивающие упражнения прямого действия непосредственно направлены на повышение физической подготовленности в избранном виде спорта. С их помощью укрепляют органы и системы, повышают функциональные возможности, развивают двигательные качества применительно к требованиям построения общего фундамента для избранного вида спорта. Физические упражнения прямого действия должны быть схожи по координации и характеру с движениями и действиями (или частями их), имеющимися в избранном виде спорта.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течении всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка (СФП) характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Основными средствами СФП являются все специально-подготовительные упражнения. Чем ближе эти упражнения по характеристике к соревновательным, тем синхроннее они действуют на спортивный результат

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется, прежде всего, скоростно-силовыми возможностями, уровнем анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в-третьих – скоростно-силовыми и координационными способностями; в-четвёртых – равномерным развитием различных физических качеств.