Тактические приемы, тактические комбинации, тактические операции. Формы, методы и средства тактической подготовки Тактических методов определенной направленности

Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортив­ной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика - это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Так­тика может быть также пассивной, активной и комбинированной (сме­шанной).

Пассивная тактика - предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпри­нять активные действия.

Активная тактика - это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так на­зываемый рваный бег.

Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

В зависимости от того какая задача поставлена перед спортсменом выделяют 4 тактические формы ведения соревновательной борьбы:

1. Тактику рекордов.

2. Тактику выигрыша соревнований независимо от показанного ре­зультата.

3. Тактику выигрыша соревнований с высоким результатом.

4. Тактику выхода в очередной тур состязаний.

Тактика рекордов. В циклических видах спорта чаще всего применя­ется тактика лидирования в ходе состязания. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия основных конкурентов, заставить их нервничать, менять свои тактичес­кие планы.

Выделяют два варианта тактики лидирования:

Лидирование с равномерной скоростью при прохождении дистан­ции - в беге, плавании, гребле;

Лидирование с изменением скорости, темпа на дистанции. Тактику рекордов с равномерным темпом успешно демонстрировали

Тактика выигрыша соревновании независимо от показанного результа­та. Эту тактику обычно применяют в финальных соревнованиях, а также тогда, когда показанный спортивный результат не может повлиять на окон­чательное распределение мест между основными соперниками. В этом случае могут применяться следующие тактические варианты ведения со­ревновательной борьбы. Любой из тактических приемов дол­жен быть тщательно подготовлен в процессе тренировки.

Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом. Это довольно редкая тактика. Она встречается тогда, когда места в соревнованиях опре­деляются без финалов, т.е. по результатам, показанным в различных за­бегах, попытках, заплывах - в конькобежном спорте, тяжелой атлетике,

При решении этой задачи возможны две ситуации:

1) когда основные соперники уже стартовали и спортсмену известен их результат;

2)когда основные конкуренты стартуют в последующих забегах, зап­лывах.

Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затра­чивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижаю" свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал

Принято различать общую и специальную тактическую подготовку.

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовке направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в из­бранном виде спорта.

В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:

1. Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эф­фективных формах, тенденциях развития в избранном и смежных видах спорта).

2. Сбор информации о соперниках, условиях предстоящих состяза­ний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере е этой стране и разработка тактического плана выступления спортсмена на соревновании.

3. Освоение и совершенствование тактических приемов ведения со­ревновательной борьбы.

4.Формирование тактического мышления и непосредственно связан­ных с ним способностей - наблюдательности, сообразительности, твор­ческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, ре­зультатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника.

5. Овладение приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.

Тактика выхода в очередной тур состязаний. Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затра­чивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижаю" свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал.

Спортсмен должен знать:

    правила соревнований, особенности их судейства и проведения; ус­ловия соревнований и своих противников;

    основы тактических действий в спорте, их зависимость от физичес­кой, технической и волевой подготовленности; главные особенности так­тики своего вида спорта и др.

Важное значение имеет изучение специальной литературы, изучени правил, особенностей судейства и проведения соревнований, анализ фот киноматериалов по тактике, анализ наблюдений на соревнованиях, из; чение условий и мест проведения соревнований.

Тактическая подготовка сводится в одних случаях к рациональному распределению сил спортсмена в ходе соревнований или целесообразному использованию техники для решения конкретных спортивных задач, в гих - к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами команде или к быстрому и своевременному переключению с одной симы тактических действий на другую.

При изложенном выше исходном понимании криминалистической тактики значительно теряет смысл дискуссия о соотношении тактического приема и тактической рекомендации, тем более, как верно отмечается В. Ю. Шепитько, в этимологическом понимании это разные понятия . Каждая рекомендация, которая по существу есть совет, включает в себя определенный прием либо приемы - способы действий, целесообразные для использования в каких-либо конкретных ситуациях. Различия и тонкости в понимании этих двух терминов ограничены даже в теоретических рассуждениях, поскольку порой опираются лишь на некоторые стилистические неточности в определениях, даваемых разными авторами . С точки зрения следователя, тактическая рекомендация - это прежде всего тот способ действий, который следует учитывать и применять в конкретных ситуациях расследования. Кроме того, в процессе расследования, как это и ни покажется парадоксальным, нередко не следователь выбирает тот или иной тактический прием и принимает в связи с этим свое решение, а наличная ситуация по существу диктует, подталкивает его на применение того или иного способа действий в соответствии с разработанными криминалистической тактикой положениями (приемами, правилами, технологиями, предписаниями).

Тактический прием - это разработанный криминалистической тактикой наиболее рациональный, целесообразный способ действий, порядок, процедура, последовательность, алгоритм проведения следственных действий, обеспечивающий оптимальные возможности раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Тактическое правило - разработанное криминалистической тактикой предписание о том, как надо наиболее целесообразно действовать в той или иной ситуации, несоблюдение которого чревато потерей доказательственной информации и возможностей установления истины по делу.

Тактическая рекомендация - содержащийся в криминалистической тактике совет по определению наиболее эффективной линии поведения и способам действий в специфических ситуациях, возникающих в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Тактическое предписание - это те способы действий, которые в соответствии с тактическими положениями, в частности рекомендациями, являются настолько рациональными, целесообразными и эффективными, что обязательность их использования в следственной деятельности признается и подкрепляется соответствующими служебными распоряжениями, приказами, наставлениями, инструкциями, ведомственными и межведомственными соглашениями.

В категориальном аппарате криминалистической тактики, т.е. наиболее существенных ее элементах, особое место занимают такие понятия, как "тактическая комбинация", "тактическая операция", "следственная ситуация", "тактическое решение", "тактический риск" . Сущностные элементы этих понятий и уже рассмотренных взаимно обусловлены. Их взаимозависимость определяется направленностью на разработку наиболее рациональных, целесообразных, эффективных способов действий при проведении следственных действий и процесса расследования.

Тактические приемы, правила, средства и другие способы осуществления оптимальной деятельности могут использоваться в различных сочетаниях, комплексах, которые в своей совокупности обеспечивают наиболее оптимальное решение задач расследования. Эти комплексы принято обозначать как "тактические комбинации" и "тактические операции". Тактические комбинации и тактические операции являются своеобразными модулями - составными частями процесса расследования, объединяющими разного характера способы осуществления деятельности и реализации тактических положений.

Тактическая комбинация - это сочетание определенных тактических приемов, следственных и иных действий, направленных на решение конкретных, в том числе и взаимосвязанных задач, возникающих в процессе проведения отдельных следственных действий, а также того или иного этапа расследования.

Тактическая операция - это та тактическая комбинация, при решении задач которой необходимо использование возможностей оперативных служб правоохранительных органов.

Операция (лат. - действие) может пониматься и как единица деятельности, способ выполнения действий, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации .

Успешное проведение тактических комбинаций и тактических операций во многом зависит от точно поставленных целей, конкретных задач, четкой организации взаимодействия с оперативно-разыскными органами, совместного плана, включающего первоочередные и неотложные следственные действия, задачи, решаемые оперативными средствами, и те технико-криминалистические средства, которые необходимо при этом использовать.

Следственная ситуация - это совокупность реальных условий, обстановка, фактическое положение, складывающиеся на определенном этапе расследования.

Следственные ситуации классифицируются по разным основаниям. Выделяются ситуации проблемные (сложные) и беспроблемные (простые), конфликтные и бесконфликтные, типовые, ординарные, тупиковые и т.д.

Ситуацию характеризуют следующие субъективного и объективного характера компоненты, зависящие от многих различных факторов.

Компоненты, обусловленные факторами психологического характера. К ним относятся субъективные, личностные, профессиональные качества следователя; особенности и характер противодействия расследованию со стороны лиц, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, их личностные, интеллектуальные, волевые качества и наличие у них объективной возможности противодействовать процессу расследования.

Компоненты информационного характера. Обусловлены объемом имеющейся у следствия информации о расследуемом событии, причастных к нему лицах, возможностях преодоления их противодействия расследованию, источниках доказательственной информации.

Компоненты процессуального и тактического характера. Определяют тактическую и процессуальную возможность проведения тех или иных следственных, процессуальных действий (обыска, выемки, избрания меры пресечения и т.п.), использования конкретных способов проведения следственных действий, определенной линии поведения и т.п.

Компоненты материального и организационно-технического характера. Обусловливают зависимость следственной ситуации от наличия материально-технического обеспечения следственной деятельности, средств, времени, организационно-управленческих и иных возможностей эффективного осуществления следственных действий, тактических комбинаций и операций.

Тактическое решение - волевое мыслительное действие, волевой акт, обусловленный конкретной, чаще всего проблемной ситуацией, по осознанию цели, задач, способов и средств преодоления неблагоприятных компонентов этой ситуации, снижению ее исходной информационной и иной неопределенности, преодолению негативных последствий и изменения ее в благоприятную для следствия сторону.

Процесс принятия решения подразделяется на три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап характеризуется возникновением своеобразного побуждения к деятельности, осознанием факта наличия проблемной ситуации и цели - нейтрализации, преодоления либо изменения ее в благоприятную для следствия сторону.

На основном этапе оценивается наличная доказательственная и иная информация, имеющиеся тактические, материально-организационные, технические и иные средства, все остальные компоненты, характеризующие возникшую или возникающую ситуацию. На этом этапе формулируется цель деятельности, возможность разделения исходной проблемы на более простые промежуточные задачи. При принятии решения, выборе цели и способов, методов воздействия на ситуацию в психических переживаниях конкретного лица чаще всего происходит борьба мотивов, когда приходится выбирать "за" или "против" намечаемого решения. Здесь необходимо предвидеть, спрогнозировать возможный результат своих действий, учесть противодействие заинтересованных лиц, определить степень риска и шансы достижения желаемого результата.

Тактический риск - ситуативная характеристика деятельности следователя, связанной с принятием решения, исходящая из неопределенности и различных вариантов ее возможного исхода с учетом способов, комплекса действий при достижении намеченной цели.

Риск может пониматься, во-первых, как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, сочетания вероятного неуспеха и степени неблагоприятных последствий; во-вторых, как действие, в том или ином отношении грозящее потерей (проигрышем); в-третьих, как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действий: 1) менее привлекательным, более сложным, трудоемким, затратным по времени и средствам, однако более надежным; 2) более привлекательным, но менее надежным, исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями. Как отмечается психологами, способность к принятию рискованного решения больше всего свойственна лицам, уверенным в себе и имеющим навыки принятия подобных решений .

Заключительный этап принятия решения. Оценивая благоприятные и неблагоприятные последствия своих будущих действий, следователь использует версии о том, что может предпринять криминальный субъект и иные лица в ответ на принятое следователем решение. В подобных ситуациях целесообразно использовать положения теории игр и возможности рефлексивного взаимодействия и рефлексивного управления. В процессе принятия решения в ситуации риска следователю надо обязательно спланировать свои будущие возможные действия, которые могли бы в определенной мере компенсировать неудачу, отрицательный результат принятого решения.

Основные свойства тактических положений

В тактико-криминалистической литературе выделены следующие наиболее важные свойства тактических положений, разработанного тактического инструментария следственной деятельности .

  • 1. Научная обоснованность. То есть тактические положения, полученные в результате обобщения опыта следственной деятельности и при использовании данных специальных наук: логики, психологии, научной организации труда, теории игр, праксеологии и др., должны опираться на их реальную научно-практическую проверку и обоснование.
  • 2. Законность тактических положений. Определяется их точным соответствием духу и букве закона. Они должны способствовать претворению в жизнь основных начал и принципов уголовного и уголовно-процессуального права - обеспечивать защиту прав и законных интересов лиц и организаций, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ).
  • 3. Этичность, нравственная допустимость. При использовании тактических положений (приемов, правил, рекомендаций и т.д.) недопустимы ложь, обман, угрозы, насилие, действия и обращение, унижающие честь и достоинство личности, нарушающие нравственные нормы, принципы справедливости и гуманизма.
  • 4. Познавательная эффективность. Выделяя это требование и поясняя его, А. Р. Ратинов отмечал: "Познавательная эффективность - направленность каждого тактического приема к выяснению истины, неспособность его помешать этому, породить ошибки и искажения" .
  • 5. Избирательность тактического приема. Этот термин предложил А. Р. Ратинов. Термин "избирательность" первоначально понимался совсем иначе, не так, как это трактуется в современной криминалистической литературе. Под ним подразумевалась не свобода выбора рекомендуемых криминалистической тактикой способов следственной деятельности, а совершенно иное. Он был предложен для характеристики условий, пределов допустимости приемов психического воздействия, в том смысле, что "средства психического воздействия должны обладать избирательным действием. Необходимо, чтобы они давали положительный эффект только в отношении лица, скрывающего правду, препятствующего установлению истины, и были бы нейтральны в отношении незаинтересованных лиц".

Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана, патрулирование, блокирование, окружение, оцепление, изъятие, рассредоточение, преследование, поиск, демонстрационные действия, сопровождение, конвоирование, захват, прикрытие.

Охрана – комплекс оперативно-служебных, служебно-боевых, режимных, инженерно-технических и иных мероприятий, проводимых силами и средствами в интересах обеспечения безопасности объектов.

Патрулирование – действия привлекаемых сил по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах и в иных общественных местах городов и других населенных пунктов путем несения патрульно-постовой службы.

Блокирование – действия сил по изоляции участка местности (района, города, населённого пункта или их части) предполагаемого нахождения правонарушителей или перекрытие наиболее вероятных направлений выхода правонарушителей за пределы изолированного участка местности (района, города, населенного пункта или их части), Блокирование также предполагает недопущение или ограничение допуска в изолированный район посторонних лиц. Блокирование может быть сплошным (непрерывным), выборочным (по направлениям), в один и более рубежей (внутренний и внешний).

Окружение – действия по изоляции мест проведения массового мероприятия, специальной операции, возникновения массовых беспорядков, пожара, взрыва, аварии и при обеспечении режимно-карантийных мероприятий.

Изъятие – действия сил по захвату правонарушителей или наиболее активных участников массовых беспорядков, находящихся в толпе.

Рассредоточение – действия сил по разделению участников массовых беспорядков на части и вытеснению их с занимаемой территории.

Вытеснение – действия сил по освобождению района проведения специальной операции от граждан в целях восстановления общественного порядка.

Преследование – неотступное движение подразделений (нарядов), отдельных сотрудников милиции или военнослужащих за лицами, бежавшими из под охраны наряда, с целью их задержания. Преследование может быть непосредственным и по следам.

Поиск – действия сил, направленные на обнаружение искомого объекта с целью его захвата или ликвидации, а также на обнаружение и изъятие принадлежащих преступникам (правонарушителям) предметов, которые могут служить орудиями совершения преступлений или вещественными доказательствами. Поиск может быть сплошным или выборочным.

По способам ведения поиск подразделяется на односторонний, двусторонний, по направлениям, участкам (объектам) и комбинированный.

Сопровождение – действия экипажей патрульных автомобилей ГИБДД, оперативных (патрульных) автомобилей или подразделений ВВ МВД России по обеспечению безопасного проезда автомобилей специального назначения или прохождения колонн (эшелонов)с людьми и грузами.

Конвоирование – действия сил по сопровождению лиц, взятых под стражу, в установленные места сбора.

Захват – действия сил по штурму места нахождения вооруженных правонарушителей, их задержанию, а при активном сопротивлении = их ликвидации.

Прикрытие – действия сил по обеспечению выполнения задачи группой захвата (изъятия), поддержке её огнём, специальными средствами.

Досмотр – действия сил по проверке объектов, транспортных средств в целях обнаружения разыскиваемых преступников, изъятию незаконно хранящихся (перевозимых) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков и других запрещенных в гражданском обороте предметов и веществ.

При отражении вооруженных нападений на охраняемые объекты, участии в ликвидации незаконных вооруженных формирований подразделениями и нарядами могут также применяться и общевойсковые тактические способы действий, установленные соответствующими боевыми уставами Вооруженных сил России.

Основной формой тактических действий личного состава, привлекаемого к выполнению задач в районах вооруженного конфликта, единственным средством достижения победы в вооруженном столкновении с противником (преступниками) будет являться бой.

В ходе боя требуется непрерывное ведение разведки, умелое применение вооружения, техники, средств защиты и маскировки, высокая подвижность и организованность, полное напряжение всех моральных и физических сил, непреклонная воля к победе, железная дисциплина и боевая сплоченность.

В зависимости от условий оперативной обстановки, состава и характера действий преступников (правонарушителей), наличия сил и средств и характера местности СО будут проводиться различными способами. Под способом проведения СО понимается порядок применения сил и средств, привлекаемых при ЧО, в целях выполнения поставленных задач.

Основными способами проведения СО являются:

СО, проводимая способом поиска в блокированном районе;

СО, проводимая способом поиска в неблокированном районе;

СО, проводимая способом окружения (штурмом);

СО, проводимая способом засады.

Поиск в блокированном районе – способ проведения СО, заключающийся в действиях сил и средств, направленных на обнаружение, задержание или ликвидацию преступников, обнаружение и изъятие принадлежащих им предметов в блокированном районе.

Основными тактическими способами действий в СО являются: блокирование и поиск. Кроме этого могут применяться: патрулирование, окружение, преследование, демонстративные действия, конвоирование, захват, прикрытие и др.

Особенностями способа поиска в блокированном районе являются:

СО проводится при наличии неполных данных о вероятном районе нахождения преступников;

Имеется достаточное количество сил и средств как для блокирования, так и для поиска;

Блокирование района проведения СО, как правило, сплошное, что исключает возможность ухода преступников из района операции и обеспечивает успешное проведение поиска, однако привлекаемые к блокированию силы и средства используются недостаточно активно и длительное время не оказывают непосредственного воздействии на преступников; при наличии труднопроходимых участков местности (обрывы, ущелья, водные преграды) применяется выборочное блокирование;

Применяется сплошной поиск (односторонний или двусторонний).

Управление (ОШ);

Группы оперативно-служебного и служебно-боевого применения: поиска, блокирования, ведения переговоров, разведки, захвата, прикрытия и применения специальных средств, разграждения, конвоирования, следственно-оперативная, документирования преступных действий, тылового и технического обеспечения, резерв.

Ведение СО способом поиска в блокированном районе предусматривает:

1. Выдвижение группировки сил и средств в исходный район.

Выдвижение совершается скрытно, по заранее определенным маршрутам с соблюдением правил походного охранения. При расположении в исходном районе с целью исключения внезапного нападения преступников организуется сторожевое и непосредственное охранение.

Исходный район:

Назначается в одном двух километрах от района операции с тем, чтобы группы могли выйти из него на указанные им рубежи пешим порядком за 15-20 минут;

Должен обеспечить скрытое расположение группировки сил и средств;

Должен иметь удобные и скрытые пути выхода групп на исходные рубежи.

В исходном районе элементам оперативного построения (группам) уточняются задачи, производится разведка местности, определяются и уточняются маршруты выдвижения на рубеж блокирования, исходный рубеж для поиска.

Когда назначение исходного района невозможно или нецелесообразно, то элементы оперативного построения пребывают в район проведения СО, развертываются и указанные им рубежи занимают с ходу.

2. Занятие группой блокирования рубежа блокирования.

Группа блокирования должна изолировать район проведения СО, воспретить выход преступников за его пределы, обеспечить их задержание и ликвидацию.

Изоляция района проведения СО осуществляется заслонами. Рубежи блокирования все заслоны должны занять одновременно. Заслонам указывается полоса наблюдения и ведения огня. Заслоны располагаются отдельными нарядами (посты наблюдения, дозоры, патрули, резервы).

С выходом на рубеж блокирования:

Уточняются задачи;

Устанавливается связь между заслонами и с ВПУ (вспомогательным пунктом управления) руководителя операции;

Организовывается система огня и наблюдение;

Уточняются вопросы взаимодействия внутри группы блокирования и с группой поиска;

Устанавливаются КПП;

Развертывается пункт управления группы блокирования.

Заслон в составе отделения (10 человек) обеспечивает выполнение задач на рубеже протяженностью до 250 м (на закрытой местности), до 500 м (открытая местность), в составе взвода (25-30 человек) – до 750 м (закрытая местность) и до 1500 м (открытая местность).

При обнаружении преступников заслон организует его задержание своими силами или во взаимодействии с другими нарядами.

В случае прорыва преступников, служба нарядов не прекращается, организуется преследование и задержание преступников силами резерва.

Группа поиска в это время находится в исходном районе в готовности к решению задач в зависимости от обстановки.

3. Занятие исходного рубежа.

Группа поиска занимает исходный рубеж с завершением блокирования. С выходом на исходный рубеж:

На местности уточняется полученная задача;

Уточняются вопросы взаимодействия;

Организуется обеспечение действий;

Определяются азимуты и направления движения;

Устанавливается связь с группой блокирования и руководителем операции.

Остальные группы (следственно-оперативная, ведения переговоров, захвата, прикрытия, применения специальных средств и др.) располагаются в указанных районах, выдвигаются на указанные позиции и рубежи.

По готовности групп к выполнению задач (к указанному времени), руководители групп по радио докладывают руководителю операции.

4. Ведение поиска.

Поиск начинается по установленному сигналу или команде
поисковыми группами (ПГ).

Если поиск односторонний, то он ведется путем одновременного движения отдельных групп в одном направлении в пределах назначаемых им полос. Двусторонний поиск ведется путем встречного движения поисковых групп в пределах назначенных им полос.

ПГ в составе отделения ведет поиск, имея полосу поиска – по фронту до 100 м, взвод – до 300 м. Темп поиска 1-2 км/час.

ПГ выполняет поставленные задачи построением личного состава в цепь.

Для ведения разведки и недопущения внезапного нападения преступников из засад впереди поисковых групп и на фланги высылаются дозоры со служебно-розыскными собаками на удаление, обеспечивающее наблюдение и поддержку огнем.

Резерв группы поиска продвигается на наиболее опасных направлениях.

Для подразделений, ведущих поиск, назначаются: исходный район, исходный рубеж, полоса поиска, разграничительные линии, уравнительные рубежи, рубеж встречи (при двустороннем поиске), конечный рубеж.

Группы окружения, разграждения, захвата, прикрытия и применения специальных средств перемещаются за поисковыми группами на удалении указанном руководителем специальной операции.

В случае не обнаружения преступников при выходе на конечный рубеж (рубеж встречи) поиск продолжается в обратном направлении.

5. Обнаружение преступников, их захват или уничтожение.

При обнаружении преступников целостность поисковой цепи не нарушается, задержание или ликвидация преступников осуществляется силами и средствами руководителя СО или, по его распоряжению, резервами группы поиска. На период задержания преступников поиск приостанавливается, если необходимо – возобновляется вновь.

Проведение операции завершается осмотром обнаруженных мест укрытия, маршрутов передвижения, путей отхода с целью выявления и задержания укрывшихся (замаскировавшихся) преступников, изъятия оружия, боеприпасов и другого имущества, а также для документирования и производства следственных мероприятий.

Группировка сил и средств выводится из района операции в район сосредоточения, где проверяется наличие личного состава, вооружения, боеприпасов, имущества, транспортных средств, проводится разбор операции и представляется донесение старшему начальнику.

Поиск в неблокированном районе – способ проведения СО, заключающийся в действиях сил и средств, направленных на обнаружение, задержание или ликвидацию преступников, обнаружение и изъятие принадлежащих им предметов в неблокированном районе.

Основной тактический способ действий в СО – поиск. Кроме этого могут применяться: блокирование, окружение, патрулирование, преследование, конвоирование, захват, прикрытие, досмотр и др.

Особенностями поиска в неблокированном районе являются:

СО проводится при наличии данных о вероятном районе нахождения преступников;

Количество сил и средств для проведения СО недостаточное;

Применяется выборочный поиск (как правило, односторонний), т.е. осматривается не вся местность или населенный пункт, а лишь отдельные участки района поиска, отдельные направления, части населенного пункта (поиск по направлениям, по участкам, по объектам, комбинированный поиск);

На направлениях вероятного отхода преступников возможно выставление отдельных нарядов: заслонов, засад, секретов.

Для ведения действий в СО привлекаемая группировка сил и средств может иметь следующее оперативное построение:

Управление (ОШ);

Группы оперативно-служебного и служебно-боевого применения: поиска, блокирования, ведения переговоров, разведки, захвата, прикрытия и применения специальных средств, разграждения, конвоирования, следственно- оперативная, документирования преступных действий, тылового и технического обеспечения, резерв.

Ведение СО способом поиска в неблокированном районе предусматривает:

1. Выдвижение группировки сил и средств в исходный район;

2. Занятие исходных рубежей для поиска (возможно с ходу, после совершения марша из пунктов постоянной дислокации).

3. Ведение поиска:

а) при ведении поиска по отдельным направлениям (когда местность труднодоступная, движение преступников и поисковых групп возможно только по отдельным направлениям) поисковым группам назначаются: исходный рубеж для поиска, направление и ширина полосы поиска, темп поиска, конечный рубеж поиска. Поисковые группы могут действовать в походном порядке, в линию отделений.

б) при ведении поиска по участкам (когда исключается одновременный осмотр всего района) поисковым группам назначается: исходный рубеж для поиска, район (участок) поиска, темп поиска, конечный рубеж. Поисковая группа действует в цепи, имея охранение и резерв.

в) при ведении поиска по объектам (когда осматривается отдельные дома, строения, постройки в населенных пунктах) поисковым группам назначаются: исходный рубеж для поиска, объекты поиска, темп поиска, конечный рубеж.

При обнаружении мест хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ: докладывается по команде; организуется охрана места хранения оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ; место хранения проверяется на минирование; при обнаружении растяжек или самодельных взрывчатых устройств производится их подрыв.

При обнаружении преступников: производится окружение преступников; ведение переговоров; если переговоры не дали положительного результата, то после применения подавляющего огня и специальных средств производится захват преступников или уничтожение.

Окружение – способ проведения СО, заключающийся в действиях сил и средств по задержанию или ликвидации преступников в случаях, когда имеются достоверные данные о их местонахождении.

Если преступники располагаются в труднодоступных укрытиях и для их задержания необходимы действия штурмовой группы, то данный способ проведения СО называют штурмом.

Основными тактическими способами действий в СО являются: окружение и захват. Кроме этого применяются: патрулирование, оцепление, демонстративные действия, преследование, конвоирование, прикрытие, досмотр и др.

Особенностями проведения СО способом окружения или штурма являются:

СО проводится при наличии данных о точном местонахождении преступников;

При проведении СО в населенных пунктах необходима эвакуация населения на безопасные расстояния;

Окружение может осуществляться в ходе проведения поиска;

Для ведения действий в СО привлекаемая группировка сил и средств имеет следующее оперативное построение:

Управление (ОШ);

Группы оперативно-служебного и служебно-боевого применения: окружения, ведения переговоров, штурмовая или захвата, прикрытия и применения специальных средств, оцепления, разграждения, конвоирования, следственно-оперативная, документирования преступных действий, тылового или технического обеспечения, резерв.

Ведение СО способом окружения или штурма предусматривает:

1. Занятие группой окружения назначенного рубежа.

2. Ведение переговоров с преступниками.

3. Захват или уничтожение преступников.

В случае отказа вооруженных преступников сложить оружие и сдаться, штурмовая группа или группа захвата, после применения специальных средств, проникает в укрытие для их захвата или уничтожения.

Засада – способ проведения СО, заключающийся в действиях сил и средств по заблаговременному и скрытному расположению в заранее намеченном месте для внезапного нападения на преступников с целью их захвата или уничтожения.

Основными тактическими способами действий в СО являются: наблюдение и захват. Особенностями проведения СО способом засады являются:

Засада организуется при наличии точных данных о времени и месте появления преступников, в местах наиболее вероятного их появления или на путях вероятного движения;

Местность для устройства засады должна обеспечивать: хороший просмотр подступов к месту засады, скрытность расположения личного состава, удобство ведения огня, внезапность нападения;

В состав засады назначаются наиболее опытные сотрудники, обладающие выдержкой, смелостью и хорошей физической подготовкой;

Численность засады зависит от количества преступников, их социальной опасности, характера задач и может быть до роты.

Для ведения действий в СО создается следующее оперативное построение:

Управление;

Группы оперативно-служебного и служебно-боевого применения (наблюдения, захвата, прикрытия, огневая, резерв).

Ведение СО способом засады предусматривает:

1. Выход элементов оперативного построения к месту засады.

2. Расположение сотрудников по местам выполнения задач (для подразделений – занятие исходных рубежей и позиций).

3. Наблюдение за подступами к засаде.

4. Задержание преступников или уничтожение.

При обнаружении преступников: наблюдатели установленным сигналом сообщают об этом руководителю СО; пропускают преступников к основным силам засады и продолжают вести наблюдение за ними.

Группы оперативно-служебного и служебно-боевого применения должны располагаться таким образом, чтобы: преступники попали вогневой мешок и подверглись одновременному огневому нападению с фронта и флангов или обеспечивалось внезапное, стремительное, по возможности (при необходимости) бесшумное их задержание.

Таким образом:

1. Специальные операции проводятся в условиях резкого осложнения оперативной обстановки, когда для её нормализации необходимо осуществление комплекса решительных и быстрых мер с помощью различных сил и средств.

2. Специальные операции подразделяются как:

СО проводимые в ходе раскрытия преступлений по «горячим следам»; СО проводимые структурными подразделениями ОВД;

Крупномасштабные оперативно-профилактические комплексные СО;

Специальные операции при ЧО;

СО при выполнении задач территориальной обороны в военное время.

3. Специальные операции классифицируется по уровню управления силами и средствами, по форме выражения и содержанию оперативно-служебных и служебно-боевых задач, по продолжительности, по административно- территориальному признаку, по составу привлекаемых сил и средств и их численности.

4.Специальные операции проводятся в три этапа. Для их ведения назначается руководитель специальной операции. Основным органом управления будет являться оперативный штаб.

5. Успешное проведение специальных операций, проводимых ОВД при ЧО достигаются:

Наличием заранее разработанного плана действий ОВД при ЧО;

Постановкой конкретной задачи каждому сотруднику, действующему в СО;

Четкими действиями каждого сотрудника в сложной обстановке;

Безотказной работой всех средств связи и других технических средств;

Умелыми, решительными и хладнокровными действиями руководителя операции;

Безукоризненной исполнительской дисциплиной и высокой профессиональной подготовкой всего личного состава.

Только глубокое знание вопросов объёма подготовки подразделений ОВД, порядка организации и ведения действий в СО позволит руководителю ОВД принимать правильные решения и применять целесообразные способы действий при осложнении оперативной обстановки.

Сен 30, 2015 Сен 18, 2017 by vaulter

Цель спортивной подготовки

Целью является достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Основные задачи спортивной подготовки

  • освоение техники и тактики избранного вида спорта;
  • обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;
  • воспитание должных моральных и волевых качеств;
  • обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
  • приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;
  • комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.

Указанные задачи в наиболее общем виде определяют основные стороны (направления) спортивной подготовки, имеющие самостоятельные признаки: техническую, тактическую, физическую, психологическую и интегральную . Из содержания каждой из этих сторон вытекают конкретные задачи подготовки.

В области технического совершенствования такими задачами являются: создание нужных представлений о спортивной технике, овладение необходимыми умениями и навыками, усовершенствование спортивной техники путем изменения ее динамических и кинематических параметров, а также освоения новых приемов и элементов, обеспечение вариативности спортивной техники, ее адекватности условиям соревновательной деятельности и функциональным возможностям спортсмена, обеспечение устойчивости основных характеристик техники к действию сбивающих факторов.

Тактическое совершенствование предполагает анализ особенностей предстоящих соревнований, состава соперников и разработку оптимальной тактики на предстоящие соревнования. При этом следует постоянно совершенствовать наиболее приемлемые для конкретного спортсмена тактические схемы, отрабатывать оптимальные варианты в тренировочных условиях путем моделирования особенностей предстоящих соревнований, функционального состояния спортсмена, характерного для соревновательной деятельности. Необходимо также обеспечивать вариативность тактических решений в зависимости от возникших ситуаций, приобретать специальные знания в области техники и тактики спорта.

В процессе физической подготовки спортсмену необходимо повышать уровень возможностей функциональных систем, обеспечивающих высокий уровень общей и специальной тренированности, развивать двигательные качества - силу, быстроту, выносливость, гибкость, координационные способности, а также способность к проявлению физических качеств в условиях соревновательной деятельности, их «сопряженное» совершенствование и проявление.

В процессе психологической подготовки воспитываются и совершенствуются морально-волевые качества и специальные психические функции спортсмена, умение управлять своим психическим состоянием в период тренировочной и соревновательной деятельности.

Отдельная группа задач связана с интеграцией, т. е. объединением в единое целое качеств, умений, навыков, накопленных знаний и опыта, преимущественно связанных с различными сторонами подготовленности, что достигается в процессе интегральной подготовки .

Разделение процесса подготовки на относительно самостоятельные стороны (техническую, тактическую, физическую, психологическую, интегральную) упорядочивает представления о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования.

Вместе с тем в тренировочной и, особенно, соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно; они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей (Платонов, 1997). Степень включения различных элементов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие обусловливаются закономерностями формирования функциональных систем (Анохин, 1975), нацеленных на конечный результат, специфический для каждого вида спорта и компонента тренировочной или соревновательной деятельности.

Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и обусловливает их уровень. Например, техническое совершенствование спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств - силы, быстроты, гибкости, координационных способностей.

Уровень проявления двигательных качеств, в частности выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. С другой стороны, тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, умением составить рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и определяется уровнем технического мастерства, функциональной подготовленностью, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др.

Возникающие в процессе спортивной тренировки задачи конкретизируются применительно к однородным группам спортсменов, командам, отдельным спортсменам с учетом этапа многолетней подготовки, типа занятий, уровня спортивного мастерства, состояния здоровья, подготовленности и других причин.

Средства спортивной подготовки – разнообразные физические упражнения, прямо или опосредованно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов. Состав средств спортивной підготовки формируется с учетом особенностей конкретного вида спорта, являющегося предметом спортивной специализации.

Физические упражнения

Средства спортивной тренировки – физические упражнения - условно могут быть подразделены на четыре группы: общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные, соревновательные.

К общеподготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находиться с ними в определенном противоречии (при решении задач всестороннего и гармоничного физического воспитания).

Вспомогательные (полуспециальные) упражнения предполагают двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.

Специально-подготовительные упражнения занимают центральное место в системе тренировки квалифицированных спортсменов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности и действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма.

Соревновательные упражнения предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований. Соревновательные упражнения характеризуются рядом особенностей. Во-первых, при их выполнении достигаются высокие и рекордные результаты; определяется предельный уровень адаптационных возможностей спортсмена, которого он достигает в результате применения в своей подготовке общеподготовительных, вспомогательных и специально-подготовительных упражнений. Во-вторых, сами соревновательные упражнения можно рассматривать как наиболее удобные и объективные наглядные модели резервных возможностей спортсмена (Лапутин, 1986).

Средства спортивной тренировки разделяются также по направленности воздействия. Можно выделить средства, преимущественно связанные с совершенствованием различных сторон подготовленности — технической, тактической и др., а также направленные на развитие различных двигательных качеств, повышение функциональных возможностей отдельных органов и систем организма.

Методы спортивной подготовки

Под методами спортивной подготовки, следует понимать способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение.

В практических целях все методы условно делят на три группы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

В процессе спортивной тренировки все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной подготовки. При подборе методов следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности. В спорте, где особое место уделяется связи с практикой, а также в силу специфических особенностей спортивной деятельности основная роль отводится практическим методам.

К словесным методам , применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы , используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обусловливают действенность процесса подготовки. К ним, прежде всего, следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен.

В спортивной практике широко применяются вспомогательные средства демонстрации — учебные фильмы, видеозаписи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры. Широко используются также методы ориентирования. Здесь следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные - световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.

Методы практических упражнений:

1) методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники , т. е. на формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта;

2) методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств .

Следует учитывать, что освоение спортивной техники практически всегда предполагает одновременное овладение тактикой применения технических приемов и действий в соревновательных условиях. Особенно это характерно для единоборств, спортивных игр, велосипедного спорта, горнолыжного спорта, в которых овладение тем или иным техническим приемом (например, приемом в борьбе или баскетболе) непременно предполагает изучение тактики применения этого приема в условиях соревнований.

Широкий арсенал и разнообразие физических нагрузок, характерных для второй группы методов, развивают не только физические качества, но и совершенствуют технико-тактическое мастерство, психические качества. Обе группы методов тесно взаимосвязаны, применяются в неразрывном единстве и в совокупности обеспечивают эффективное решение задач спортивной тренировки.

Методы, направленные преимущественно на освоение спортивной техники

Следует выделять методы разучивания упражнения в целом и по частям. Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При использовании методов освоения движений как в целом, так и по частям большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения служат для облегчения освоения спортивной техники путем планомерного освоения более простых двигательных действий, обеспечивающих выполнение основного движения. Это обусловливается родственной координационной структурой подводящих и основных упражнений. Так, в тренировке бегуна в качестве подводящих упражнений применяется бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, семенящий бег, бег прыжками и др.

Каждое из этих упражнений является подводящим по отношению к бегу и способствует более эффективному становлению его отдельных элементов: эффективного отталкивания, высокого выноса бедра, уменьшения времени опоры, совершенствованию координации в деятельности мышц-антагонистов и др.

В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий. В качестве имитационных упражнений может быть использовано педалирование на велоэргометре — для велосипедистов, имитация плавательных движений — для пловцов, работа на гребном тренажере — для гребцов и т. д. Имитационные упражнения очень широко используются при совершенствовании технического мастерства как новичков, так и спортсменов различной квалификации. Они не только позволяют создать представление о технике спортивного упражнения и облегчить процесс его усвоения, способствовать настройке оптимальной координационной структуры движений непосредственно перед соревнованиями, но и обеспечивают эффективную координацию между двигательными и вегетативными функциями, повышают эффективность реализации функционального потенциала в соревновательном упражнении (Дьячков, 1972; Шапкова, 1982).

Эффективность методов, направленных на освоение спортивной техники, в решающей мере зависит от количества, сложности и особенностей сочетания применяемых упражнений. При освоении движений, особенно сложных в координационном отношении, очень важно подобрать совокупность упражнений, объединенных общностью программы, исходных положений, подготовительных и основных действий, и различающихся лишь координационной сложностью. При этом освоение каждого сложного технического приема предполагает наличие большого количества упражнений различной сложности, увязанных в единую дидактическую цепь. В случае рационального подбора и распределения упражнений в этой цепи удается обеспечить планомерный процесс освоения спортивной техники с широким использованием возможностей положительного переноса двигательных навыков, при котором освоение нового упражнения опирается на широкий фундамент предпосылочных умений и навыков (Гавердовский, 1991, Матвеев, 2001).

Эффективность методов обучения прямо связывают с подбором упражнений на основе их структурных отношений и соответствующих им медицинских приемов. В качестве основных приемов, разработанных на материале одного из наиболее сложных в техническом отношении вида спорта — спортивной гимнастики, рекомендуются следующие:

  • включение - введение ранее хорошо освоенного движения в состав нового, двигательного действия;
  • экстраполяция - усложнение движения путем количественного наращивания признака, уже включенного в движение;
  • интерполяция - освоение нового упражнения на базе уже освоенных более легкого и более трудного упражнений, когда требуется формирование промежуточного по сложности навыка.

Методы, направленные преимущественно на развитие двигательных качеств

Важнейшими показателями, определяющими структуру практических методов тренировки, является то, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных методов — непрерывного и интервального.

Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы; интервальный - предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха. При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном, так и в переменном режимах. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить обобщенный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер.

При обобщенном воздействии осуществляется параллельное (комплексное) совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном — преимущественное развитие отдельных качеств.

При равномерном режиме использования любого из методов интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывный метод тренировки, применяемый в условиях равномерной работы, в основном используется для повышения аэробных возможностей, развития специальной выносливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10 000 м с постоянной скоростью при частоте сердечных сокращений 145-160 уд-мин -1 , бег на дистанциях 10 000 и 20 000 м при такой же частоте сердечных сокращений. Указанные упражнения будут способствовать повышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности.

Возможности непрерывного метода тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнения, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных видов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при пробегании на коньках дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг пробегается с результатом 45 с, следующий свободно, с произвольной скоростью. Такая работа будет способствовать развитию специальной выносливости, становлению соревновательной техники, повышению аэробно-анаэробных возможностей.

Прогрессирующий вариант связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий — с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м (первый стометровый отрезок, который проплывается за 64 с, а каждый последующий - на 2 с быстрее, т. е. за 62, 60, 58 и 56 с) является примером прогрессирующего варианта; пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин - пример нисходящего варианта.

Интервальный метод тренировки, предполагающий равномерное выполнение работы, широко применяется в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой продолжительности с постоянной интенсивностью и строго регламентированными паузами является типичным для данного метода. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на развитие специальной выносливости: 10 х 400 м — в беге и беге на коньках, 10 х 1000 м — в гребле и др. Примером варьирующего варианта могут служить серии для развития спринтерских качеств в беге: Зх 60 м с максимальной скоростью, отдых – 3-5 мин; 30 м с хода с максимальной скоростью, медленный бег — 200 м.

Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 1600 м 4- 2000 м) либо стабильной длины при возрастающей скорости (6-кратное проплывание дистанции 200 м с результатами 2 мин 14 с, 2.12, 2,10, 2.08, 2.06, 2.04). Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.

В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты. В качестве примера может быть представлен комплекс, широко применяемый для развития специальной выносливости в плавании на дистанцию 1500 м: 600 м, отдых 30-40 с; 400 м, отдых 20-30 с; 200 м, отдых 15 с; 100 м, отдых 10 с; 50 м, отдых 5 с; 50 м (скорость 85-90 % максимально доступной на соответствующем отрезке). В этом случае от одного повторения к другому планомерно возрастает скорость плавания и убывает протяженность отрезков.

Выполнение упражнений с использованием интервального метода может носить непрерывный характер (например, 10х800 м — в беге, 6 х 5 км — в лыжном спорте и др.) или серийный 6 х (4 х 50 м) - в плавании и т. п.

В качестве самостоятельных практических методов принято также выделять игровой и соревновательный. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций. Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий и связано с решением задач в постоянно изменяющихся ситуациях, эффективно при наличии разнообразных техникотактических и психологических задач, возникающих в процессе игры. Эти особенности игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости, настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями и подчинять личные интересы интересам команды, проявления высоких координационных способностей, быстроты реагирования, быстроты мышления, применения оригинальных и неожиданных для соперников технических и тактических решений. Все это предопределяет эффективность игрового метода для решения задач, относящихся к различным сторонам подготовки спортсмена. Однако действенность игрового метода не ограничивается решением задач, связанных с повышением уровня подготовленности спортсменов. Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения результативности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с исключительно высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психологическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований с тем, чтобы максимально приблизить их к требованиям, в наибольшей мере способствующим решению поставленных задач. Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по отношению к тем, которые характерны для официальных соревнований.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:

  • проведение соревнования в среднегорье, в условиях жаркого климата, при плохих погодных условиях;
  • соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньшего размера, при большей численности игроков в команде соперников;
  • проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами против нескольких соперников;
  • соревнования в играх и единоборствах с «неудобными» противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы;
  • применение в процессе соревнований утяжеленных снарядов (в метании молота, толкании ядра), ограничения дыхательных циклов в циклических видах спорта.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:

  • планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах, уменьшением продолжительности боев, схваток — в единоборствах;
  • упрощением соревновательной программы - в сложнокоординационных видах;
  • использованием облегченных снарядов – в метаниях, уменьшением высоты сетки — в волейболе, массы мячей - в водном поло и футболе;
  • применением «гандикапа», при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество - он стартует несколько раньше - в циклических видах, получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах - в спортивных играх и т, д.

Материал взят из книги В.Н. Платонова «Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте»

Тактика - это учение о бое, она является составной частью военного искусства и охватывает теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, воинскими частями и соединениями.

Тактика зародилась с появлением армий. Её развитие было связано с совершенствованием оружия, появлением новых средств вооружённой борьбы, качественным изменением личного состава войск.

Тактическая подготовка - это обучение личного состава, и воинских частей подготовке и ведению боя. Она является основой полевой выучки воинов. Это обусловливается тем, что только на тактических занятиях и учениях возможно максимальное приближение обучения к реальной боевой обстановке.

Тактические действия - организованные действия подразделений, воинских частей и соединений при выполнении поставленных боевых задач.

Формы тактических действий . Основной формой тактических действий является бой.

Бой - это организованное вооружённое столкновение подразделений и частей воюющих сторон. Бой может быть общевойсковым, дальним (бесконтактным), огневым, противовоздушным, воздушным и морским.

Удар - одновременное и кратковременное поражение группировок войск и объектов противника путём мощного воздействия на них всеми имеющимися средствами поражения.

Огонь - поражение противника стрельбой из различных видов оружия.

Манёвр - организованное передвижение подразделений (огневых средств, военнослужащих) в ходе боя. В ходе манёвра подразделения занимают выгодные положения для ведения огня и атаки или выходят из-под удара противника. Манёвр проводится силами и средствами, а также огнём. Видами манёвра силами и средствами являются: охват, обход, отход.

Охват - манёвр, совершаемый подразделениями для удара во фланг противника.

Обход - глубокий манёвр, совершаемый подразделениями для удара по противнику с тыла.

Отход - манёвр, применяемый в целях вывода своих подразделений (огневых средств) из-под удара противника, выигрыша времени и занятия более выгодного рубежа (района).

Виды общевойскового боя . Виды общевойскового боя: оборона и наступление.

Оборона осуществляется с целью отразить наступление превосходящих сил противника, нанести ему максимальные потери, удержать важные районы (объекты) местности и тем самым создать благоприятные условия для последующих действий.

Оборона может подготавливаться заблаговременно до начала боевых действий или организовываться в ходе боя. Она должна быть устойчивой, активной, способной противостоять ударам всех видов оружия противника.

В обороне каждый солдат должен, используя своё оружие, фортификационные сооружения и выгодные условия местности, умело противостоять наступающему противнику и успешно вести борьбу с его бронеобъектами.

Наступление проводится в целях разгрома (уничтожения) противника и овладения важными районами (рубежами, объектами) местности.

Наступление заключается в поражении противника всеми имеющимися средствами, решительной атаке, стремительном продвижении подразделений в глубину его боевых порядков, уничтожении (пленении) живой силы, захвате вооружения, военной техники и намеченных районов (рубежей) местности. Оно должно проводиться с полным напряжением сил, в высоком темпе, безостановочно днём и ночью, в любую погоду, при тесном взаимодействии штатных, приданных и поддерживающих подразделений.

Наступление может вестись на наступающего, отходящего и обороняющегося противника. На наступающего противника наступление осуществляется путём встречного боя и продолжается до тех пор, пока одна из сторон не откажется от наступления. Наступление на отходящего противника проводится путём его непрерывного преследования, осуществляемого как с фронта, так и по параллельным маршрутам.

Передвижение . Марш - организованное передвижение подразделений в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж в установленное время, в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи. Он является основным способом передвижения подразделений. При совершении марша осуществляется походное охранение.

Расположение на месте . При расположении подразделений на месте организуются боевое, сторожевое и непосредственное охранение.

Обеспечение боевых действий проводится для создания условий успешного и своевременного выполнения подразделениями и частями поставленных перед ними задач. Оно включает боевое, техническое и тыловое обеспечение. Боевое обеспечение составляют: разведка; охранение; радиационная, химическая и биологическая защита; тактическая маскировка; инженерное обеспечение; идеологическая работа.

Техническое и тыловое обеспечение - пополнение бое- припасов, заправка горючесмазочными материалами, прове- дение технического обслуживания боевых машин и вооруже- ния, обеспечение личного состава средствами индивидуальной защиты и специальной обработки, продовольствием, водой и другими материальными средствами.

Специальные войсковые действия . Для уничтожения вооружённых формирований противника соединения, части и подразделения Сухопутных войск во взаимодействии с формированиями других силовых структур могут проводить специальные войсковые действия. Основу действий подразделений, ведущих борьбу с диверсионно-разведывательными экстремистски настроенными преступными вооружёнными группами, составляют быстрый и гибкий манёвр и внезапность.

Основными способами действий подразделений при выполнении специальных задач являются:

  • блокирование (изоляция, окружение);
  • поиск;
  • рейд, засада, налёт, атака, штурм;
  • преследование;
  • прочёсывание (зачистка);
  • поддержание установленного режима комендантского часа (военного положения);
  • сторожевое охранение;
  • сопровождение колонн;
  • караульная служба;
  • патрулирование.

Блокирование - действие войск по изоляции района вероятного расположения противника. Цели блокирования: воспретить выход противника из района, обеспечить его поиск, захватить или уничтожить.

При блокировании мотострелковое подразделение может назначаться в заслон, засаду или находиться в резерве. Заслон - способ тактических действий по прикрытию направления, на котором предполагается появление противника или выявлено его продвижение.

При обнаружении противника блокирующие подразделения принимают меры к его захвату, при оказании сопротивления - вступают с ним в бой и уничтожают. Подозрительных лиц задерживают. При прорыве (обходе) заслона или засады блокирующие подразделения остаются на занимаемом рубеже до завершения проведения разведывательнопоисковых действий.

Поиск - тщательный осмотр местности и местных предметов в целях обнаружения (при благоприятных условиях - захвата, при вооружённом сопротивлении - уничтожения) противника в местах его вероятного расположения, а также выявление его опорных пунктов, баз, складов, пунктов управления.

Поиск обычно осуществляется в блокированном районе, но могут осматриваться и неблокируемые районы. Для подразделений, ведущих поиск, назначаются исходный район или исходный рубеж для поиска и полоса (направление) поиска. Для поиска назначаются также уравнительные рубежи, рубеж встречи, конечный рубеж, участок поиска.

Засада - способ действий подразделения, при котором оно скрытно располагается на пути движения боевиков (диверсантов), а затем внезапно нападает на них, наносит им максимальное поражение огнём прямой наводкой, кинжальным огнём и применением минно-взрывных заграждений.

В ходе ведения боевых действий командиру подразделения при выполнении специальных задач предоставляется право: выставлять служебные наряды и контрольно-пропускные пункты на охраняемом объекте; осматривать местность и населённые пункты, а также конфисковывать оружие, боеприпасы и военное имущество у местного населения. Ему предоставляется право останавливать и проверять автотранспорт, следующий через охраняемый объект (зону); вести войсковую разведку, направленную на выявление враждебных и преступных элементов.

  1. Назовите формы тактических действий. Охарактеризуйте виды манёвра.
  2. Что такое бой? Каким может быть современный бой?
  3. Назовите виды общевойскового боя и охарактеризуйте их.
  4. Расскажите о целях и основных способах действий при выполнении специальных задач.