Типы тренировочных занятий. Построение тренировочных занятий. Программы подготовки по этапам

Основной единицей процесса физического воспитания в вузе является – учебно-тренировочное занятие такое занятие, в котором сочетается примерно в равной пропорции обучение различным двигательным действиям и воспитание физических способностей занимающихся. Хорошие результаты учебного процесса обеспечиваются, прежде всего, умелой разработкой содержания такого занятия и правильной последовательностью решения его педагогических задач.

Структура и направленность учебно-тренировочного занятия

Последовательность решения задач раскрывается в общих правилах, обязательных для построения (структуры) занятия. Структурой определяется:

Количество частей занятия;

Их назначение и содержание;

Последовательность этих частей;

Их продолжительность.

Общая структура учебного занятия по физкультуре имеет три части:

Подготовительную;

Основную;

Заключительную.

Любое учебное занятие имеет определенную цель, выраженную основными педагогическими задачами, а построение этого занятия должно обеспечить оптимальные условия для их решения. Главной в занятии является основная часть, где решаются основные задачи данного занятия. Решение основных задач занятия по физкультуре связано с преодолением ряда трудностей и зависит от хорошей подготовленности организма занимающихся к исполнению двигательных действий. Функционирование двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем должно быть координировано. Необходимая подготовка организма к такой деятельности обеспечивается на подготовительной части занятия. Решение главных задач занятия нередко связано со значительным напряжением и необходимостью продолжать действия, несмотря на утомления. Плавный переход от работы высокой интенсивности к деятельности небольшой интенсивности осуществляется организацией активного отдыха и подведением итогов занятия – все это выполняется в заключительной части занятия.

Основные задачи подготовительной части занятия:


  • Необходимо сконцентрировать внимание занимающихся.

  • Создать бодрое настроение и положительную мотивацию для занятия.

  • Организовать и разместить группу учащихся для проведения занятия.

  • Повысить функции внутренних органов и подготовить двигательный аппарат к работе.
Содержание учебного материала, используемого в этой части занятия разнообразно и зависит от условий проведения занятия (в помещении или на открытом воздухе и т.д.) и от особенностей группы.

В подготовительной части используются:


  • строевые упражнения;

  • ходьба и бег небольшой интенсивности;

  • упражнения на внимание;

  • подвижные игры;

  • танцевальные шаги;

  • упражнения спортивной направленности (общеразвивающие упражнения).

Основная часть


  • Решает оздоровительные задачи (развитие мускулатуры, формирование правильной осанки и т.д.).

  • Задачи совершенствования общей координации движений.

  • Задачи овладения двигательными навыками, знаниями и умениями.

  • Задачи развития двигательных и волевых качеств.

  • Задачи подготовки занимающихся к исполнению упражнений с большой интенсивностью в разнообразных условиях занятия.
Содержание учебного материала, используемого в основной части занятия это: основные упражнения видов спорта, гимнастики и игр; общеразвивающие упражнения; специально подготовительные упражнения; подводящие упражнения; упражнения в расслаблении .

Заключительная часть


Правильно завершить занятие – это значит создать благоприятные условия для более быстрого протекания процессов восстановления в организме занимающихся и подвести итоги занятия. Уровень нагрузки необходимо снижать постепенно. После основной части занятия у занимающихся наблюдается значительное нервное возбуждение, повышение частоты пульса по отношению к исходному, учащенное дыхание, повышение тонуса мускулатуры. Необходимо завершить работу занимающихся, обеспечив переход к иной деятельности или к отдыху. Завершение занятия должно обеспечить хорошее самочувствие учащихся, ощущение бодрости и желание заниматься в дальнейшем .

В заключительной части используются : упражнения динамического характера небольшой и средней интенсивности; медленная ходьба; спокойные игры; упражнения в расслаблении; упражнения на внимание; танцевальные шаги; упражнения для отдельных частей тела с большой амплитудой.

Занятие заканчивается разбором проделанной работы, подведением итогов и постановкой задач на дальнейшие занятия.

Продолжительность частей урока неодинакова. В 45-минутном занятии продолжительность подготовительной части колеблется в пределах 7-10 минут, основная часть продолжается 25-30 мин., а заключительная не превышает 4-6 мин. С увеличением общей продолжительности всего учебного занятия (60, 90, 120 мин. и более) соответственно увеличивается время на основную часть.

Дозировка нагрузки на учебных занятиях по физическому воспитанию .

В распоряжении преподавателя имеется несколько способов определения и регулирования нагрузки занятия:


  • Подсчет пульса занимающимися, для определения нагрузки. Установлено, что между учащением пульса и увеличением кровяного давления существует прямая зависимость. Это позволяет считать подсчет пульса способом определения нагрузки отдельных упражнений и характера ее нарастания на занятии.

  • Плотность занятия . Многообразие педагогических задач, которые необходимо решать на занятиях, обязывает рационально относиться к каждой минуте учебного времени. Плотность занятия выражается в процентах, которые указывают на отношение времени, затраченного рационально, по отношению к общей продолжительности всего занятия.

  • Дозировка физических упражнений достигается за счет регулирования темпа, частоты движений, продолжительности выполнения упражнений, изменения исходного положения, изменения амплитуды движений.
Зоны и интенсивность физических нагрузок. В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физической подготовки, одним из – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения, а также степень переносимых при этом трудностей.

Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются:

с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы в механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движения и т.п.);

с другой – величины функциональных сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объема крови и т.д.).


Первые относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые к «внутренней». И те, и другие показатели важны для оценки и направленного регулирования нагрузок в процессе физической подготовки. Между внешней и внутренней сторонами нагрузки, при относительно одинаковом исходном состоянии организма, существует определенная соразмерность: чем больше нагрузки по своим внешним параметрам, тем значительнее функциональные сдвиги в организме . По мере увеличения работоспособности в результате систематических упражнений нагрузка одна и та же с внешней стороны становится постепенно все меньшей с внутренней стороны, поскольку происходит адаптация к ней.

Существенными понятиями, характеризующими физическую нагрузку, являются – объем и интенсивность. Объем не что иное, как внешние признаки нагрузки, а интенсивность – внутренние.

Соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратно-пропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.

Внешние признаки физической нагрузки достаточно точно могут быть измерены объективными показателями выполненной работы (м; км; кг; количество повторений; время работы и т.п.). Однако достаточно сложно, в прямую, говорить о внутренних признаках , так как физиологические процессы сложны и многообразны. Наиболее часто используемым показателем интенсивности нагрузки является измерение динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС; пульс). Классификация данного показателя представлена в Таблице 3.

Осуществляя контроль за физической нагрузкой по степени ее интенсивности, по методу контроля по ЧСС, следует помнить, что применение высоких и максимальных нагрузок возможно только после достаточного количества тренировок со слабыми и средними нагрузками.

В настоящее время существует следующая классификация интенсивности физической нагрузки:


Для оценки внутренних признаков физической нагрузки возможно использование и субъективных критериев, часто используемых в практике занятий (настроение, усталость, боли в мышцах и др .)

Целесообразное использование нагрузок в процессе физической подготовки непрерывно связано с нормированием и направленным регулированием интервалов отдыха между упражнениями, их повторениями и занятиями в целом. Данные показатели будут рассмотрены в других лекциях.

В третьей тренировочной зоне (более 180 уд./мин) совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. Частота пульса перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, но приобретают вес показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности количество молочной кислоты.

Контрольные вопросы

Существуют обязательные учебные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями.

Учебные занятия – основная форма физического воспитания. Они подразделяются на:

Теоретические, практические, контрольные;

Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

Индивидуальные и групповые (консультации);

Самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

Вне учебные занятия организуются в форме:

Физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки);

Занятий в секциях, организованных факультетом физической культуры и спорта;

Самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

Массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных соревнований в масштабах вуза, района, города.

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и вне учебных занятий создает необходимые условия для нормального функционирования организма молодого человека.

Принципы спортивной тренировки.

В основу тренировки спортсменов положены две группы принципов. Первая охватывает общие принципы дидактики, характерные для любого процесса обучения и воспитания. К ним относят научность, сознательность и активность, наглядность, прочность, систематичность и последовательность, доступность, индивидуальный подход в условиях коллективной работы.

Другая группа – специфические принципы спортивной тренировки:

Направленность к высшим достижениям, углубленная специализация;

Непрерывность тренировочного процесса;

Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;

Волнообразность и вариативность нагрузок;

Цикличность тренировочного процесса;

Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.

Если дидактические принципы и их установки общеизвестны /они составляют основу любого процесса обучения/, то принципы спортивной тренировки требуют рассмотрения.



Принцип направленности к высшим достижениям является одним из ведущих принципов спортивной тренировки в полном соответствии с сутью спорта и содержанием соревновательной деятельности. Этот принцип предопределяет постоянное совершенствование всех и всего, кто и что обуславливает высокие спортивные результаты, возможности высоких достижений не только в разных видах спорта, но и в различных дисциплинах одного и того же вида. Поэтому в спортивной тренировке необходимо соблюдать принцип углубленной спортивной специализации.

Принцип закономерности развития и становления различных сторон подготовленности спортсмена и связанные с ними особенности и изменения, имеющие место в организме спортсмена, требуют регулярных тренировочных воздействий на протяжении длительного времени. Это обуславливает выделение в качестве одного из принципов спортивной тренировки-непрерывности тренировочного процесса. Данный принцип характеризуется следующими положениями:

1. Спортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных спортивных результатов.

2. Воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа и т.д. должно <<наслаиваться>> на результаты предыдущих.

3. Периоды нагрузки и отдыха регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие необходимых, спортивно важных качеств и способностей.

Эти положения трактуются в строгом соответствии с квалификацией, возрастом, подготовленностью спортсменов.

Принцип единства постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам.

Закономерности адаптации организма к тренировочным воздействиям предполагают постепенное повышение предъявляемых к организму требований для эффективного протекания приспособительных процессов.

Выделяют следующие направления интенсификации тренировочного процесса:

Увеличение суммарного годового объема работы от 100-200 до 1300-1500ч;

Увеличение количества тренировочных занятий в течение недельного микроцикла от 2-3 до 15-20 и более;

Увеличение количества тренировочных занятий в течении дня от 1 до 3-4;

Увеличение количества занятий с большими нагрузками в течении недельного микроцикла от 1 до 5-7 и т.д.

Разумное использование перечисленных возможностей позволит соблюдение данного принципа спортивной тренировки.

Тренировочное занятие.

Первой узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие. В нем непосредственно решаются задачи тренировки спортсмена.

Существующая структура занятия определяется закономерными изменениями функционального состояния организма спортсмена во время работы.

Подготовительная часть занятия включает вводную и практическую составляющие.

Во вводной решаются организационные вопросы /построение, рапорт дежурного, приветствия/, конкретизируются задачи занятия, формируются методические указания, рекомендации: продолжительность ее – 2-4 минуты.

Далее практическая составляющая или разминка, под которой подразумевается выполнение комплекса специально подобранных упражнений, способствующих оптимальной подготовке спортсменов к предстоящей работе. Разминку делят на две части: общую и специальную. Первая способствует активации деятельности систем организма – опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вегетатики и т.д. В этой части разминки используются общеподготовительные упражнения.

Во второй части разминки применяют специально-подготовительные упражнения. Они направлены на подготовку и настройку организма спортсмена на специфическую деятельность.

Продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношение могут колебаться в значительных пределах и зависят от индивидуальных особенностей каждого спортсмена, характера предстоящей работы, условий и пр.

В основной части занятия решаются его главные задачи. Выполняемая работа может быть самой разнообразной и воздействовать на стороны подготовленности спортсменов в самых различных сочетаниях.

Продолжительность основной части занятия зависит от характера и методики применяемых в нем упражнений, величины тренировочной нагрузки, тренировочного эффекта и т.п.

В заключительной части занятия для приведения организма спортсмена в состояние, по возможности близкое к дорабочему, и создания условий для более полного развертывания восстановительных процессов выполняются соответствующие упражнения пониженной интенсивности.

Контрольные вопросы.

1. Для сохранения тренировочного эффекта перерывы между тренировками не должны превышать (в днях):

Ответы: 1) 1-3

3) 4-5 -правильный ответ

2. Суммарное проявление физической силы, выносливости, нервно-психической деятельности определяется как:

Ответы: 1) физическое развитие –правильный ответ

2) спортивное достижение

4) прототип

5) физиологический уровень организма

3. Принцип направленности к высшим достижениям относится к:

Ответы: 1) утренней гимнастики

2) спортивной тренировке

3) учебным занятиям

4) оздоровительным занятиям

5) соревнованиям

4. Уровень развития двигательных способностей человека определяется как

Ответы: 1) тестами (контрольными упражнениями) –правильный ответ

2) спортивным результатом

3) разрядными нормативами

4) умение выполнять упражнения

5. При высокой интенсивности физической нагрузки частота сердечных сокращений составляет (ударов в минуту)

Ответы: 1) 100-130

3) 150-200- правильный ответ

6. Артериальное давление измеряется в

Ответы: 1)кг/см 2

2)барометрах

3)паскалях

4)мм.рт.ст.- правильный ответ

7. Сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни и организованных или самостоятельных занятий

физической культуры определяется как

Ответы: 1) физическое воспитание

2) двигательная активность- правильный ответ

3) физическая культура

8. Бюджет времени студентов в течении семестра

Ответы: 1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

4) зависит от рабочего режима

5) увеличивается в период зачетов к сессии- правильный ответ.

Список литературы

1. Программа по физическому воспитанию в высших учебных заведениях России. - М., 1994.

2. Приказ №777 от 26.07.94 г. <<Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях>>. – М., 1994.

3. Физическая культура: программа курса. – Уфа: Восточный университет, 2000.

4. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

5. Всеобщая история физической культуры и спорта / Под ред. В.В.Столбова. – М.: Радуга, 1982.

6. Теоретические основы физической подготовки и спорта. – М., 1981.

7. Правила соревнований по видам спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

8. Спортивные игры и методика преподавания / Под ред. Ю.И.Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

9. Лыжный спорт / Под ред. Д.М.Васильева. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

10. Легкая атлетика. Анализ техники и методика обучения: методическое пособие. – Уфа, 1999.

11. Петров П.К. Гимнастика в школе: учебное пособие. – Ижевск: Издательство Удм. ун-та, 1996.

12. Физкультура и спорт: малая энциклопедия. – М., 1982.

13. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2000.

Занятие 31.

Тема: Тренировочное занятие как относительно самостоятельное звено тренировочного процесса .

Учебные вопросы:

1. Виды тренировочных занятий

2. Структура тренировочного занятия.

3.План-конспект тренировочного занятия

Виды тренировочных занятий.

Классификации тренировок, которые отражают следующие аспекты отдельного тренировочного занятия: организацию, задачи и уровень нагрузки.

Классификация тренировок по форме организации

Тип тренировки Форма организации Возможные преимущества
Групповая Выполняется коллективом спортсменов согласно строгому или гибкому плану Командный дух, эмоциональная привлекательность, использование элементов соревновательности и партнерства
Индивидуальная Запрограммированная, выполняется под руководством тренера Сосредоточение внимания тренера и спортсмена на правильном выполнении деталей тренировочных упражнений/техники
Запрограммированная выполняется спортсменами самостоятельно Снижение эмоционального напряжения, выполнение нагрузки в удобное время и в удобном месте
Свободная свободная без строгого плана Раскрепощение инициативы спортсмена, самостоятельное регулирование уровня нагрузки
Смешанная Комбинация двух предыдущих организационных форм (свободная и запрограммированная) Разнообразие, возможность комбинирования преимуществ представленных выше организационных форм

Многие факторы определяют соотношение используемых типов организации тренировки: специфика вида спорта, средства тренировки, количество спортсменов, контролируемых тренером, доступность индивидуальных приспособлений для самонаблюдения (секундомера, метронома и т.д.), возможность комбинирования упражнений, выполняемых в помещении и на улице, в рамках одной тренировки, и, конечно, особенности каждого спортсмена и его предпочтения в плане работы в группах или индивидуально.

Групповые тренировки, как организационная форма, позволяют тренерам управлять максимальными нагрузками; этот тип тренировки наиболее часто используется в программе тренировочных сборов и при так называемой централизованной подготовке, когда ряд одинаково подготовленных спортсменов тренируется вместе. Разумеется, это преобладающая организационная форма в командных видах спорта и единоборствах. Нужно отметить, что длительная подготовка с использованием исключительно групповых тренировочных занятий имеет четкие психологические и нейрофизиологические ограничения. Если спортсмены тренируются с высокой мотивацией, соревновательным и длительным эмоциональным напряжением, это может привести к чрезмерному и хроническому возбуждению центральной нервной системы и, в конечном счете, к эмоциональному истощению. Вот почему так важно найти гармоничное сочетание таких групповых (строго запрограммированных) и других типов тренировочных занятий.

Индивидуальные тренировки используются для осуществления как амбициозных и строго запрограммиронных тренировочных программ (таких, как при использовании групповых тренировок, см. выше), так и для более свободной и менее напряженной подготовки. Конечно, индивидуальные тренировочные занятия чаще используются в индивидуальных дисциплинах, чем в командных видах и единоборствах

Смешанные тренировки часто используются во многих видах спорта. В индивидуальных дисциплинах индивидуальная часть тренировки обычно нужна для совершенствования техники, восстановления и расслабления; в командных видах и единоборствах индивидуальные части тренировочных занятий обычно посвящаются кондиционной подготовке, приобретению отдельных технических навыков и расслаблению.

Классификация тренировок по типу задач тренировочного процесса

Тип тренировки Задачи тренировки Примечания
Кондиционная Совершенствование двигательных способностей, обшей и/или специальной по виду спорта двигательной подготовленности Этот тип тренировки является преобладающим во многих видах спорта; он часто комбинируется с решением технических задач
Техническая Приобретение новых технических навыков, совершенствование техники движений Этот тип тренировки предназначен для совершенствования движений и требует наличия показателей оценки качества
Тактическая или технико-тактическая Приобретение новых тактических (или технико-тактических) навыков, совершенствование индивидуальной и/или командной тактики Физические и интеллектуальные упражнения могут комбинироваться; возможно включение теоретических занятий
Контрольная Оценка возможностей спортсмена Могут моделироваться специфические по виду спорта соревновательные условия
Комбинированная Развитие различных спортивных способностей комбинированным решением различных задач Два варианта: 1) последовательное включение различных типов тренировки; 2) комбинированное решение различных задач в определенных упражнениях

Кондиционные тренировки , посвященные развитию общих и специфических по виду спорта двигательных способностей, формируют главную часть тренировочных программ во многих видах спорта. Очень часто этот тип тренировочных занятий включает техническую работу, хотя и не слишком напряженную. Здесь могут использоваться различные организационные формы, такие, как групповые или индивидуальные занятия, проводимые тренером или самими спортсменами.

Технические тренировки обычно требуют большего внимания и больших организационных усилий. Приобретение новых технических навыков, например, совершенствование техники движений, нуждается в оценке в реальном масштабе времени и в немедленной коррекции в следующих попытках. Конечно, эта работа должна тщательно контролироваться тренером или специально приглашенными экспертами; следовательно, индивидуальные тренировки, проводимые самими спортсменами, не являются подходящими для этой цели. Дополнительный фактор, влияющий на уровень сложности технических тренировок, - использование средств визуализации, подобных видеозаписи, для обеспечения спортсменов объективной информацией о качестве выполнения соревновательного упражнения и значимых деталях правильной техники. Этот тип тренировки весьма значительно нагружает центральную нервную систему спортсменов, что должно быть принято во внимание при планировании тренировочного процесса.

Тактические или технико-тактические тренировочные занятия сосредоточены, главным образом, на приобретении новых тактических навыков и совершенствовании индивидуальной или командной тактики Этот тип тренировки более характерен для командных видов спорта и единоборств, где значимость тактических навыков относительно выше.

Контрольные тренировки предназначены, главным образом, для оценки физических и технических способностей спортсменов в плане специальных компонентов подготовленности (типа специфических по виду спорта силы или выносливости) или осуществляются в искусственно созданных ситуациях с максимальным приближением к условиям предстоящих соревнований.

Комбинированные тренировки посвящены развитию некоторого количества спортивных способностей (например, физических и технических или физических и технико-тактических) в рамках одного занятия. Например, первая часть тренировки может быть посвящена освоению движений, в то время как вторая - кондиционной тренировке. Точно так же контрольная тренировка может сопровождаться кондиционной.

скоростной выносливости.

Классификация тренировок по уровню соотношения цели и нагрузки

При планировании и анализе тренировочного процесса дифференцирование тренировочных занятий по нагрузке имеет особое значение. Для практических целей необходимо перечислить три главные функции тренировки: развитие, поддержание и восстановление. Правильно выбранный уровень нагрузки должен соответствовать этим целям. Фактически каждый план тренировки является определенной комбинацией этих функций: некоторые занятия предназначены для развития, другие необходимы для поддержания определенных способностей на предварительно достигнутом уровне; а для восстановления должны быть запланированы специальные занятия.

Ранжирование тренировок: классификация по соотношению цели и нагрузки

Главное ограничение касается тренировок, связанных со значительными психологическими и нейрофизиологическими усилиями. Классификация, представленная выше, использует время, необходимое для полного восстановления, как объективный индикатор уровня нагрузки. Фактически такой подход применим к кондиционной тренировке с использованием упражнений на силу, мощность, выносливость и скорость. Тренировки, требующие проявления высокого уровня координации, и тренировки, вызывающие повышенное нервно-эмоциональное напряжение, обычно требуют меньше времени для полного восстановления. Тем не менее общепринятый подход предусматривает серию из нескольких тренировочных занятий, которая соответствует желаемому уровню нагрузки, оцененному педагогическими и специфическими по виду спорта показателями.


Похожая информация.


92 93 94 95 96 97 98 99 ..

Организационно-методические формы учебно-тренировочных занятий хоккеистов

Эффективности формирования профессиональных качеств студентов и слушателей во многом способствует знание структуры и содержания тренировочного процесса, в том числе организационно-методических форм его проведения. Целесообразное их использование в зависимости от контингента занимающихся, тренировочного этапа, условий имеет существенное значение. К настоящему времени в практике хоккея широко используются следующие организационно-методические формы проведения учебно-тренировочного процесса - раздельная, круговая, поточная, самостоятельная.

Раздельная тренировка - это традиционная форма организации тренировочного процесса. Она предполагает выполнение серии упражнений, разделенных соответствующими интервалами отдыха в различных построениях группы (шеренга - по фронту; в колоннах - по два, по три, по четыре; по кругу) с одновременным выполнением всеми занимающимися одних и тех же упражнений. При этом в интервалах отдыха делается установка на выполнение следующего упражнения.

Использование раздельной организационно-методической формы не исключает деления группы на подгруппы в ходе занятия, если это методически целесообразно. Например, используя эту форму занятий по силовой подготовке, следует разделить группу на отдельные подгруппы, исходя из силовых возможностей спортсменов. При этом в каждой подгруппе выполняется одно и то же упражнение, однако вес снарядов и отягощений будет различный.

Круговая тренировка в последнее время получила широкое распространение. Ее основная суть заключается в последовательном системном выполнении упражнений на отдельных станциях, расположенных по кругу. В хоккее практикуется несколько модификаций круговой тренировки экстенсивного и интенсивного характера. Их преимущество перед традиционными организационными формами связано со следующими особенностями: круговая тренировка позволяет комплексно воздействовать на ряд двигательных качеств и навыков в структуре соревновательной деятель-ности. Она позволяет увеличивать моторную плотность занятия, повысить интерес и эмоциональный настрой, охватить большее число занимающихся. В круговой тренировке можно решать задачи физической, технической и тактической подготовки как избирательно (по отдельному виду), так и комплексно.

Подбирая комплекс упражнений по физической подготовке, следует предусмотреть их распределение по «станциям» таким образом, чтобы обеспечить последовательное воздействие на отдельные мышечные группы (шеи, плечевого пояса, туловища, ног).

Так как основные концепции круговой тренировки разработаны и достаточно полно представлены в работах Р. Моргана-Адамсона (1952- 1958), М. Шолиха (1966), Л. П. Матвеева (1977) и др., рассмотрим в качестве примера несколько комплексов с учетом специфики тренировки хоккеистов.

Комплекс общей силовой направленности (рис. 13.2).

1-я станция Стоя. Жим штанги из-за головы

2-я станция Выпрыгивание с гирей в руках, стоя на двух параллельных скамейках

3-я станция Наклоны вперед со штангой (гирей) за головой

4-я станция О. с. руки с гантелями впереди. Вращение кистями рук

Влево-вправо

5-я станция Приседания со штангой на плечах

6-я станция И. п. лежа на наклонной скамейке, руки с «блином»

За головой. Поднимание туловища до положения сидя

7-я станция И. п. упор лежа, стопы на скамье - отжимание

8-я станция Прыжки через скамью с «блином» в руках

Комплекс экстенсивного характера используется преимущественно на общеподготовительном этапе. На каждой станции располагаются по два человека. Работа проводится примерно в таком режиме: 50 с - работа, 60 с - интервал отдыха. После выполнения упражнения двумя спортсменами идет смена станций. Количество повторений упражнения на станции индивидуально и равно 3/4 от максимально возможного количества повторений. После прохождения всех станций круга пауза отдыха 3 мин. Всего три круга.

Комплекс рассчитан на общее силовое развитие основных мышечных групп.

Специализированный комплекс, направленный на развитие скоростносиловых качеств и скоростно-силовой выносливости (рис. 13.3).

1-я станция Имитация броска шайбы, выполняемая на тренаже-

Ре с отягощением 20 - 30% от максимума

2-я станция Челночное перемещение с имитацией бега на коньках

3-я станция Отжимание из упора лежа с последующим кувырком

4-я станция Бег с поясным эспандером

5-я станция Ведение утяжеленной шайбы

6-я станция Прыжки через скамейку

Рис. 13.2. Круговая тренировка силовой направленности

Рис. 13.3. Специализированный комплекс круговой тренировки

Режим работы: спортсмен проходит все станции с ходу, выполняя упражнения в максимально возможном темпе. Продолжительность упражнений на каждой станции равна примерно 10-15 с. Всего за тренировку спортсмен проходит 5 - 6 кругов. Интервал отдыха между кругами 3 мин.

Этот комплекс, так же как и предыдущий, проводится вне льда. Однако его упражнения по структуре и нервно-мышечным усилиям адекватны соревновательным упражнениям. Кроме того, комплекс адекватен и по режиму работы, поэтому он используется преимущественно в конце этапа общей и начале этапа специальной подготовки.

Комплекс специальной скоростно-силовой направленности

1-я станция Броски по воротам с максимальной силой и частотой

(скорострельность)

2-я станция Челночный бег с утяжеленным поясом (10* 10 м)

3-я станция Ведение утяжеленной шайбы на ограниченном участке ледового поля

4-я станция Падение на одно-два колена с быстрым подъемом в

Основную стойку (с утяжеленным поясом)

5-я станция Передачи утяжеленной шайбы партнеру (в одно касание)

6-я станция Единоборство за шайбу на ограниченном участке ледового поля

Режим работы:

Продолжительность упражнений на каждой станции - 30 -

Каждый конкретный этап спортивной подготовки подразделяют на основные и дополнительные занятия. В основных занятиях выполняется основной объем работы, связанный с решением главных задач периода или этапа подготовки, в них используются наиболее эффективные средства и методы, планируются наиболее значительные нагрузки и т. п. На дополнительных занятиях решаются отдельные частные задачи подготовки, создается благоприятный фон для протекания адаптационных процессов. Объем работы и величина нагрузок в таких занятиях обычно невелики, применяемые средства и методы, как правило, не связаны с максимальной моби­лизацией возможностей функциональных систем организма спорт­сменов.

По признаку локализации направленности средств и методов, применяемых в занятиях, следует различать занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности.

Занятия комплексной направленности. Существует два варианта построения занятий, предусматривающих одновременное развитие различных качеств и способностей. Первый заключается в том, что программа отдельного занятия делится на две или три относительно самостоятельные части.

При анализе методики построения занятий с последовательным решением задач возникают два основных вопроса. Первый заклю­чается в определении рациональной последовательности примене­ния средств, способствующих развитию различных качеств, вто­рой - в выборе рационального соотношения объема этих средств.

При сочетании средств различной направленности в комплексных занятиях следует учитывать взаимодействие упражнений. Оно может быть положительным – очередная нагрузка усиливает сдвиги, вызванные предыдущей нагрузкой; нейтральным – очередная нагрузка не изменяет существенно характера и величины ответных реакций; отрицательным – нагрузка уменьшает сдвиги, возникшие в ответ на предыдущее воздействие.

Направленность занятий с параллельным решением задач обу­словлена характером и методикой применения тренировочных средств. В таких занятиях обычно удается полноценно решать две равнозначные задачи: 1) обеспечивать совершенствование скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного харак­тера; 2) развивать выносливость при работе аэробного и анаэроб­ного характера; 3) совершенствовать техническое и тактическое мастерство и т. п

Нагрузка в занятии

Основным фактором, определяющим степень воздействия трени­ровочного занятия на организм спортсмена, является величина на­грузки.

Большая нагрузка сопровождается значительными функциональными сдвигами в организме спортсмена, снижением работоспособности, свидетельствующим о наступлении явного утомления. Для получения большой нагрузки спортсмену необходимо выполнить значительный объем работы, адекватной уровню его подготовленности в данное время. Внешним критерием большой нагрузки является неспособность спортсмена продолжать выполнение предлагаемой работы.

Значительная нагрузка характеризуется большим суммарным объемом работы в условиях устойчивой работоспособности и не сопровождается ее снижением. Завершают работу в этом случае при появлении стойких признаков компенсированного утомления. Объем работы в занятиях со значительными нагрузками обычно составляет 70 % объема работы, выполняемой до наступления яв­ного утомления.

Средняя нагрузка соответствует началу второй фазы устойчивой работоспособности, сопровождающейся стабильностью движений. Объем работы в этом случае обычно колеблется в пределах 40- 50% объема работы, выполняемой до наступления явного утом­ления.

Малая нагрузка значительно активизирует деятельность различных функциональных систем, сопровождается стабилизацией движений. Количество упражнений, выполняемых спортсменами в занятиях с малой нагрузкой, составляет обычно 20-25 % объема работы до наступления явного утомления.