Примерный план-конспект занятий по борьбе. План-конспект урока по физической культуре по разделу «Единоборства» (10 класс) План конспект урока по физической культуре единоборства

Учебное занятие

по классической борьбе с группой начинающих.

Дата проведения

Задачи: 1. Изучить движение туловищем при упоре головой, руками и ногами в ковер. 2. Повторить переворот рычагом. 3. Изучить переворот за ру­ки сбоку.

Инвентарь: борцовский ковер.

Часть

урока и время

Дозировка

Организационно-методические указания

Построение группы,

рапорт дежурного преподавателю.

Проверка присутствующих.

Объяснение задач урока.

Проверка гигиенического состояния занимающихся.

Строевые упражнения: повороты

налево (направо), кругом

Проверить, острижены ли ногти. Проверить форму одежды

вительная-

Ходьба: высоко поднимая колени; на внешней (внутренней) стороне стопы; спортивная ходьба.

Бег: пятками доставая ягодицы; правым (левым) боком вперед; скрещивая ноги; с ускорением; с постепенным переходом

на ходьбу.

Ходьба: в полуприседе; обычная ходьба.

Кувырки вперед, назад

Построение группы в круг.

1). Исходное положение (И. п.) - основная стойка (о. с), ноги на ширине плеч:

1 - поднять руки вверх, 2, 3 - рывок руками назад, 4- И. п.

2). И. п. - руки за головой, локти отведены назад: 1, 2- два наклона

вправо, 3, 4 - то же влево

3). И. п. - о. с:1, 2,3 - три пружинистых наклона вперед, 4. - И. п.

4). И. п. - руки за головой: 1 - поворот туловища налево, 2 - И. п., 3 - поворот туловища направо, 4. - И. п.

5). И. п. - руки на пояс: 1-4- круговое движение туловищем вперед-вправо,

5-8- то же вперед-влево

6). И. п. - упор лежа: 1, 2 - согнуть руки, 3,4 -И. п.

7). И. п. - лежа на животе с захватом руками голеностопных суставов:

1 - прогнуться, 2 - И.п.

8). И. п.- лежа на спине, руки вдоль туловища: 1,2 - коснуться носками ног ковра за гололовой, 3, 4 -И. п.

9). Движения на мосту вперед-назад с поворотом головы налево-направо

10). Борьба ногами лежа 2 + 2 мин

Каждое упражнение выполняется на

Протяжении 25 м , всего 5 мин.

4 раза по 30 сек.

Ходьба налево в обход. Обратить внимание на осанку.

При движении правым боком левая нога попеременно ставится то спереди, то сзади правой ноги

Кувырки выполняются по диагонали

ковра в колонне по одному

Каждый рывок делается с большей силой.

Голову вперед не наклонять

При наклонах доставать ковер руками

Локти вперед не сводить

С места не сходить

Туловище прямое

И. п. принимать только после команды

Ноги в коленях не сгибать

Вначале упражнение выполняется с помощью рук

Пары подбирают примерно равного веса. Упражнения выполняются левой и правой ногой

ная-40мин.

1. Изучение движений туловища в упоре головой, руками, ногами в ковер: вперед-назад, в стороны, круговые

2. Повторение переворота рычагом на несопротявляющемся партнере и на партнере, сопротивляющемся не в полную силу после захвата

3. Изучение переворота захватом рук сбоку

4. Учебная схватка 2+2 мин

5. Повторение передвижений, захватов и борьба за захваты

Выполняются с помощью рук

Повторение с правой и левой стороны от противника

Обратить внимание на скручивание парт­нера

Перемена партнеров местами после 1 мин отдыха

тельная -

Упражнения для укрепления моста.

Спокойная игра: «Делай, как я».

Ходьба строевым шагом. Построение. Подведение итогов урока. Задание на дом. Замечания по уроку

2 раза по30 сек

Обязательное выполнение утренней зарядки

Учебно-тренировочное занятие . Учебно-тренировочное заня­тие - наиболее распространенная форма организации занятий. Продолжительность 135-180 мин. Задачи: изучение и совершен­ствование техники и тактики борьбы, совершенствование физиче­ских и волевых качеств.

Учебно-тренировочное занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

1. Вводная часть. Продолжительность 3-7 мин. В ввод­ной части урока ставятся те же задачи и применяются такие же средства, что и в учебном уроке. При необходимости даются за­дания отдельным занимающимся.

2. Подготовительная часть. Продолжительность 20 - 30 мин. Задачи и средства те же, что и в подготовительной части учебного урока.

3. Основная часть. Продолжительность 95-105 мин. при уроке 135 мин. и 140-150 мин. при уроке 180 мин. Задачи: изу­чение новых и совершенствование ранее изученных технических и тактических действий, совершенствование специальных физи­ческих и волевых качеств.

Основная часть урока в большинстве случаев начинается с повторения ранее пройденного материала (выполняются части приемов, связки комбинаций, контрприемов и т. п.). Затем зани­мающиеся изучают новые специальные упражнения, приемы, за­шиты, контрприемы, способы тактической подготовки.

Повторив ранее пройденный материал и усвоив новый, зани­мающиеся совершенствуют его в учебных, учебно-тренировочных или тренировочных схватках. В конце основной части урока да­ется задание на совершенствование дожимов, уходов и контр­приемов с уходом с моста. Основная часть заканчивается выпол­нением специальных упражнений на развитие силы, гибкости или выносливости по заданию тренера.

4. Заключительная часть. Продолжительность 3-7 мин. Задачи и средства этой части урока не отличаются от заключи­тельной части учебного урока.

Учебно-тренировочное занятие проводится групповым методом. Однако в конце подготовительной части урока может быть отве­дено время для самостоятельной работы по заданию.

Подбор специальных упражнений и их дозировка, время изу­чения и совершенствования техники и тактики борьбы, характер и длительность схваток зависят от задач и подготовленности группы.

Во время проведения схваток свободные борцы, исключая пару, готовящуюся к борьбе, или следующие пары (при борьбе на нескольких коврах) выполняют упражнения по заданию тре­нера вне ковра.

За борцами, свободными от борьбы, наблюдает другой пре­подаватель или помощник из способных борцов. Борцы, которые готовятся к схватке, отдыхают, настраиваются на ее проведение, продумывают способы решения поставленных задач. В это время они могут наблюдать и за схваткой, отмечая для себя ее инте­ресные ситуации.

Если одновременно ставится задача совершенствовать физи­ческие качества, то совершенствовать быстроту и ловкость надо в начале урока, пока занимающиеся еще не устали. Упражнения на развитие силы, гибкости и выносливости выполняют в конце урока, когда занимающиеся хорошо разогрелись и подготовили мышцы к большой нагрузке.

Примерный план-конспект занятий по борьбе

Учебно-тренировочное занятие

по вольной борьбе с группой борцов 2-го разряда

Дата проведения

Задачи: совершенствовать равновесие, повторить переворот скрестным захватом голеней; изучить вариант выполнения этого приема.

Инвентарь: борцовский ковер.

Часть

урока

и время

Дозировка

Организационно-методические

указания

Построение группы, расчет, рапорт. Проверка присутствующих. Объяснение задач урока.

Задание: 1-4-три шага вперед, 5 - упор присев, 6 - упор лежа, 7 - согнуть руки, 8 - разогнуть руки, 9 - что и 5, 10 -о. с, 11-12 -поворот направо

После выполнения задания с первым счетом занимающиеся

выполняют движение налево в обход

вительная-

Ходьба, ходьба носками внутрь (кнаружи), ходьба в полуприседе с поворотами налево (направо), ходьба на коленях, выставляя голень вперед-внутрь

Спортивная ходьба. Бег с поворотами на 360°, бег с ускорениями. Прыжки на ногах с прогибанием и продвижением вперед

Ходьба, кувырки вперед, назад

Кувырки назад с выходом в стойку на кистях, переворот боком, полет-кувырок через чучело.

Построение группы в колонну по 4.

1). И. п. - правая перед левой, руки перед грудью: 1,2 - два рывка руками назад, 3-рывок прямыми руками назад с поворотом туловища налево (направо), 4.-И. п.

2). И. п. - то же:1 - наклон влево, 2 - И. п., 3 -наклон вправо, 4 - И. п.

3). И. п. - стоя на правой ноге, левая сзади:

1 - наклон вперед с касанием руками ковра справа от правой ноги, 2 - то же с касанием ковра спереди от правой ноги, 3 - то же с касанием ковра слева от правой ноги, 4 - И. п.

4). То же, что и 3, но стоя на другой ноге

5). И. п. - ноги на ширине плеч: 1,2,3 - прогнуться и достать ладонями пятки, 4 - И. п.

6). И. п. - о. с, носки вместе, руки на пояс:

1-4 - вращение туловищем вперед-влево, 5-8-то же в другую сторону

7). И. п. - выпад вправо на правую, стоя на

носках, руки на пояс: 1,2 - переход в выпад

на левую. 3-4 - И. п.

8). И. п. - стоя на левой (правой) ноге. Движения правой (левой) спереди назад (как при отхвате)

Движения туловища, стоя в положении моста, вперед-назад с поворотом головы налево-направо.

Движения туловища в упоре головой о ковер

вперед-назад, влево-вправо, круговые.

Движения туловища в положении моста с поднятой правой (левой) ногой.

Каждое упраж-нение выпол-няется на про-тяжении 25 м

каждой ногой

на каждой ноге

Повороты выполняются произвольно, без нарушения движения в обход

Повороты выполняются по хлопку, ускорения - по свистку.

Акробатические упражнения выполняются с поворотом налево в колонну по 2.

После полета-кувырка встать в о. с. и остаться стоять

С места не сходить

Вперед не наклоняться

С места не сходить

При прогибании таз не опускать

Таз не поднимать и не касаться пятками ковра

После первой серии отдых- 30 сек.

Амплитуда движения предельная

Выполняются с помощью рук

ная-95 мин.

Партер. Повторение переворота скрестным захватом голеней из положения партера (положение атакованного - лежа, в партере)

Изучение варианта переворота скрестным захватом голеней со вставанием в стойку

Учебная схватка на совершенствование переворотов скрестным захватом голеней 3/3

Учебно-тренировочная схватка на совершенствование ранее изученной техники 4/4

Различные упражнения в положении моста

Ранее переворот изучался без вставания атакующего в стойку

При вставании тащить партнера на себя

Обратить внимание на выходы наверх

Темп, выполнения спокойный.

тельная -

Упражнения на успокоение дыхания и расслабление. Упражнения на внимание в движении. Построение. Подведение итогов занятия. Замечания по уроку

Упражнения выполняются со словом «группа». Выполнивший упражне­ние без слова «груп­па» занимает место последнего в колонне

Тренировочное занятие. Продолжительность 135-180 мин. Объем работы по сравнению с учебно-тренировочными занятиями уменьшается, а интенсивность увеличивается. Задачи: дальней­шее совершенствование техники и тактики борцов, совершенство­вание физических и волевых качеств, достижение высокого уров­ня спортивной формы, выявление лучших борцов к предстоящим соревнованиям, определение уровня различных сторон спортив­ного мастерства борцов.

Тренировочный урок состоит из трех частей: разминки, объе­диняющей вводную и подготовительную часть, основной и заключительной.

1. Разминка. Разминка длится 15-25 мин. Задачи: ознаком­ление группы с задачами занятия, порядком его проведения, с конкретными задачами, порядком пар для ведения борьбы. По­рядок пар целесообразно вывешивать в зале, где проходит тре­нировка. Повышение функций и настройка организма на выпол­нение работы в основной части урока. В разминку включаются общеразвивающие упражнения для разогревания организма и специальные упражнения для настройки нервно-мышечного аппарата к предстоящей работе. Специальные упражнения лучше проделывать с партнером, так как они могут наилучшим образом соответствовать упражнениям из основной части занятия.

2. Основная часть. Продолжительность 105-115 мин. при длительности урока 135 мин. или 150-160 мин. при длительно­сти урока 180 мин. Задачи: совершенствование борцов в физиче­ской, волевой, технической и тактической подготовке; выбор бор­цов на предстоящие соревнования; определение степени спортив­ного мастерства борцов.

Основная часть начинается с тренировочных схваток, которые проводятся по правилам соревнований (не засчитывается только туше и схватка продолжается в стойке). Тренировочные схватки прерываются только в исключительных случаях. Все замечания делаются в ходе схватки.

При подготовке к турнирным соревнованиям разрешается проводить две тренировочные схватки. При одной тренировочной схватке можно провести дополнительную, но уже учебно-трени­ровочную схватку. Длительность такой схватки - сокращают или уменьшают темп ее проведения. После схваток дается за­дание на совершенствование технических и тактических дей­ствий.

Основная часть тренировочного занятия~заканчивается про­ведением специальных упражнений для развития гибкости, силы или выносливости. Наиболее распространенными упражнениями являются дожимы, уходы и контрприемы с уходом с моста в классической и вольной борьбе, удержания и уходы от них в борьбе самбо.

3. Заключительная часть длится 3-5 мин. В ее за­дачу входит приведение организма в относительно спокойное состояние и подведение итогов урока. Борцы могут проводить заключительную часть индивидуально по определенному за­данию.

Организационно-методическиеуказания. После построения группы и объяснения задач занятия разминка проводится групповым или индивидуальным методом.

При групповом методе разминку проводит преподаватель. В такую разминку включают общеразвивающие и наиболее до­ступные специальные упражнения. После разминки отводится 3-5 мин. для самостоятельной подготовки к схватке. В это вре­мя борец выполняет специальные упражнения, которые необхо­димы только ему.

Специальную разминку можно проводить и в виде борьбы с партнером, который сопротивляется не в полную силу. Размин­ка не должна быть утомительной. Для большинства борцов ее следует заканчивать за 10-12 мин. до выхода на схватку.

Индивидуальная разминка аналогична групповой. В ее зада­чу входит общее разогревание организма и подготовка его к выполнению конкретных задач в основной части занятия. Индиви­дуальная разминка на тренировке должна быть похожей на разминку перед соревновательной схваткой.

Порядок применения средств тренировки в основной части занятия может быть несколько изменен. Вначале выполняются задания на совершенствование тактико-технических действий, затем проводится тренировочная схватка, после чего даются до­полнительные задания.

Примерный план-конспект

Тренировочное занятие по борьбе самбо

с группой мастеров спорта и борцов 1-го разряда.

Дата проведения.

Задача: совершенствование спортивного мастерства по индивидуаль­ным планам.

Инвентарь: борцовский ковер 8X8 м, гимнастическая стенка, гири 16 и 24 кг, разборная штанга, канат, кольца, скакалки.

Часть

урока

и время

Дозиров­ка,

Организационно-методические

указания

Построение, рапорт, проверка присутствующих

Объяснение задач урока

Общеразвивающие упражнения

Специальные упражнения

Указывается порядок пар

Выполняются, самостоятельно с включением элементов самостраховки

Тренировочные схватки по правилам

Учебно-тренировочные схватки длительностью 8 мин.

Совершенствование удержаний и переходов на болевые приемы

Совершенствование физических качеств: гибкости, силы, выносливости

Задачи схватки борцы решают самостоятельно

Первые 4 мин. один из борцов копирует для партнера борьбу его будущего противника. Затем борцы меняются ролями

Удержания совершенствуются в положении, которое получается в результате проведения коронного приема

По заданию тренера

тельная -

Упражнения на расслабление и успокоение дыхания

Построение. Подведение итогов занятия. Замечания по занятию

Проводятся самостоятельно

Проводит тренер

При любом порядке применения средств тренировки трениро­вочная схватка является основной.

Основная часть урока проводится двумя преподавателями. Один наблюдает за схваткой, другой записывает преимущества и недостатки борцов. Если нет второго преподавателя, то для ведения схватки подбирают помощника из числа лучших борцов. При этом запись ведет преподаватель.

Если при распределении борцов на тренировочные схватки один остается без пары, то его надо соединить с парой борцов соответствующего веса и квалификации. В этом случае борцы попеременно борются с каждым. Задачу схватки устанавливает преподаватель.

При самостоятельном выполнении длительных или трудных заданий борцы в случае усталости отдыхают. Однако время от­дыха не должно быть длительным, так как при охлаждении борцы обычно теряют желание тренироваться.

При подготовке к конкретному соревнованию тренировочные схватки борцы проводят с учетом индивидуальных особенностей своих будущих противников. Для этого надо подбирать таких партнеров, которые по манере борьбы и своим индивидуальным особенностям были бы похожи на будущих противников. Если таких партнеров нет, то можно дать задание спортсмену: бо­роться в стиле и манере предполагаемого противника (моделиро­вание).

Занятия другими видами спорта . Занятия други­ми видами спорта в основном относятся к числу тренировочных занятий.

Из других видов спорта борцы наиболее часто используют гимнастические упражнения: вольные и на снарядах; баскетбол, волейбол, ручной мяч, кроссы, прыжки, метания, греблю, плава­ние, акробатику, штангу, ходьбу на лыжах, слалом.

Занятия другими видами спорта целесообразно проводить на свежем воздухе. Начинать их рекомендуется коротким бегом с применением небольших комплексов общеразвивающих упраж­нений. Такие занятия могут заканчиваться специальными упраж­нениями, в парах без бросков. При проведении занятий с целью разностороннего физического развития можно использовать ес­тественные средства природы: камни, деревья, песчаный берег и др.

Подобные занятия могут проводиться по одному виду спорта или быть смешанными. Во втором случае занятия начинаются, например, с игры в баскетбол, а заканчиваются упражнениями со штангой или акробатическими упражнениями или кроссом.

С целью избирательного развития физических качеств могут проводиться комплексные занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. На таких занятиях для одних борцов, например, дается задание совершенствовать силу мышц с по­мощью штанги, для других - выносливость с преодолением ди­станции кросса, для третьих - ловкость с помощью акробатиче­ских упражнений и т. п.

Занятия другими видами спорта можно включать в подгото­вительную часть или в конец основной части урока по борьбе.

Заканчиваться занятия должны упражнениями на успокоение дыхания и на расслабление.

После окончания занятий, если позволяют условия, можно провести кратковременное купание.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Борьба – это жизнь, жизнь – это борьба.

На протяжении всей жизни человек включается в борьбу за выполнение поставленных целей.

Борьба, с любой точки зрения, это путь к преодолению трудных периодов жизни. А как вид спорта, борьба позволяет и учит умению защитить себя, своих близких, Родину, закаляет не только физически, но и морально.

В Маливской средней школе с 1977 года по настоящее время работает секция борьбы самбо. За более чем 30-летний период были подготовлены, а также стали в будущем, 1 Мастера спорта Международного класса, 2 Мастера спорта России, более 50 спортсменам присвоено звание “Кандидат в мастера спорта” и 1го взрослого разряда по борьбе самбо и дзюдо.

Среди достижений есть призеры молодежных чемпионатов Мира и Европы, призер чемпионата СССР, победители и призеры чемпионатов России, чемпионы и призеры Московской области, г. Москвы, других областей, а также призеры различных Всероссийских и международных турниров. Сколько учащихся занималось за этот период в секции, никто не считал. За это время секцией руководили местные воспитанники. Очень большое количество юношей, закончив заниматься в секции, служили в элитных войсках России – воздушно-десантных войсках и морской пехоте.

В связи с этим в школьную программу была включена новация, а именно: начиная с 1 класса, были введены учебные часы по борьбе.

Борьба – это название общего раздела, в нее были включены броски из различных единоборств, в основном из борьбы самбо и дзюдо. Большое значение в формировании сознательного отношения к борьбе имеет слово. Беседуя с ребятами, я стараюсь дать полное представление, зачем она нужна, что она развивает, что воспитывает.

Специальный зал борьбы при школе позволяет учащимся проводить занятия по программе, которая включает в себя специальные упражнения для борцов: умение правильно падать, овладевать акробатическими элементами, а также бросками в положении “стоя” и “лежа” и умение применять их на ковре и в экстремальных ситуациях.

Как учитель я стараюсь подбирать упражнения для занятий с детьми различных возрастных категорий так, чтобы интерес к данному виду спорта не угасал, а наоборот только возрастал. Например, в 1–8-х классах упор делается на игры, в которых есть элементы борьбы: “регби на коленях”, “салки-догонялки с кувырками”, “слон”, и другие игры,– которые развивают еще и силу, выносливость, гибкость, быстроту мышления, волю, целеустремленность к победе. В 9–11-х классах больше внимания уделяю развитию силы, ловкости, постоянно увеличивая нагрузку к максимальным возможностям.

При зале борьбы оборудована комната, где установлены различные тренажеры, среди которых есть такие, которые ребята изготовили сами, под руководством учителя и тренера.

Борьба позволяет дать четкое представление ребятам, каким видом спорта им предстоит заниматься. Даже те из них, которые, не сделав этого выбора, не занимаются этим видом спорта, имеют возможность на уроках физкультуры познавать и совершенствовать навыки борьбы в течение всего обучения в школе.

Стало традицией проводить открытое первенство Коломенского района по борьбе самбо среди юношей и девушек, мальчиков и девочек в спортивном зале нашей школы.

Я надеюсь, что занятия борьбой не прошли бесследно для воспитанников. Доказательством тому является и то, что только за последние четыре года 8 юношей и девушек поступили учиться в ВУЗы на Факультеты Физкультуры и спорта, что является еще одним доказательством правильно выбранного пути. Эта новация, спортивная борьба, позволяет поддерживать традиции школы, Коломенского района – растить будущих защитников Родины, сильных физически и морально, уверенных в своих силах, готовых в любых жизненных ситуациях постоять за себя и свое Отечество. Ведь жизнь – это борьба, а борьба – это жизнь.

Методические разработки по ведению урока борьбы в 6–8-х классах.

Упражнения разминки на месте. Кувырком вперед без сгибания ног. Самостраховка: падение вперед с опорой на руки. Болевой прием: рычаг локтя через бедро. Беседа на тему “Методы развития силы”. Выведение из равновесия рывком с захватом руки и шеи. Приемы самозащиты: освобождение от захвата руки рукой.

  1. Упражнения разминки на месте обычно выполняются после упражнений в движении. Когда группа занимающихся большая, а помещение для занятий недостаточно просторное, выполняются только упражнения на месте.
    Примеры упражнений.
    1) Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.
    2) Бег на месте с ускорением (по хлопку учителя).
    3) Бег с доставанием пятками ягодиц.
    4) Прыжки с поворотом на 180º (360º) í а двух ногах и на одной ноге.
    5) Махи ногой вперед, назад, в стороны (с максимальной амплитудой).
    6) Приседания с партнером на плечах.
    7) Наклоны вперед без сгибания ног, руками касаться ковра.
    8) Из положения стоя на коленях садиться на ягодицы слева и справа.
    9) Из положения стоя на коленях прогнуться, доставая затылком ковер.
    10) Из положения лежа на спине, поднимая ноги, достать носками ковер за головой вперед, назад, в стороны.
  2. Помимо приведенных упражнений на уроке изучают кувырок вперед с прямых ног. Занимающимся дается задание выполнить обычный кувырок вперед, но без сгибания ног. Можно также предложить ученикам сначала сделать кувырок без сгибания ног из положения ноги врозь (шире плеч), затем выполнить кувырок вперед из положения ноги вместе. После переката по спине ноги следует согнуть, чтоб встать в стойку.
  3. Самостраховка: падение вперед с опорой на руки.
    Последовательность упражнений:
    1) В упоре лежа сгибание и разгибание рук.
    2) В упоре лежа на пальцах сгибание и разгибание рук.
    3) Из положения на коленях, руки назад падение вперед, прогнувшись с опорой на руки.
    4) Из положения стоя, ноги расставлены широко, падение вперед с опорой на руки. При падении ученики не должны касаться грудью ковра, при этом необходимо сгибать руки, амортизируя удар. Падение на выпрямленные руки запрещается. Туловище следует держать прямо.
  4. Приемы борьбы “лежа”: рычаг локтя через бедро. Благоприятные условия: прием проводится после выполнения удержания сбоку (ученик находится сбоку). Проведение приема: захватить предплечье атакуемого и отжать его к бедру ноги, лежащей на ковре так, чтобы плечо ложилось на бедро, предплечье опускалось к ковру между ногами. Плавно разгибать руку до подачи сигнала (голос, хлопки по ковру другой рукой), если борцу не хватает силы одной руки для отжимания руки противника, следует помочь бедром, усилить давление на предплечье разгибаемой руки.
  5. Беседа на тему: “Методы развития силы”. Под силой мы понимаем способность с помощью напряжения мышц производить движения, преодолевать какие-либо силы или противостоять им. Существует два основных метода развития силы: с помощью динамических и статических упражнений. Динамические упражнения выполняют, преодолевая силы тяжести, сопротивление партнера и др. Характеризуются они сравнительно небольшими нагрузками (выполняются до появления усталости, “до отказа”, большими нагрузками выполняются 1–3 раза также до появления усталости; после небольшого отдыха, 2–3 минуты, упражнения повторяются), сменяющимися нагрузками. Сначала выполняются упражнения с небольшой нагрузкой, затем со средней и предельной. Может быть и иная последовательность. Например, выполняют упражнения с максимальной нагрузкой (1–2 раза), затем с меньшей, но с большим количеством повторений.
    Статические упражнения заключаются в противодействии каким-либо силам в течение определенного времени. Занимающийся принимает какую-либо позу (угол, вис, упор и др.) и удерживает ее определенное время или стремится поднять вес выше своих возможностей. Поза и отягощение должны вызывать сокращение определенных мышц.
    К основным средствам развития силы относятся упражнения с тяжестями (штанга, гири, гантели) и отягощением (собственным весом или весом партнера).
  6. Приемы борьбы “стоя”: выведение из равновесия рывком с захватом руки и шеи. Благоприятные условия: противник неправильно перемещает ноги или становится в низкую стойку (скрещивает ноги, далеко отставляет одну ногу, очень широко расставляет ноги, сильно разворачивает плечи относительно плоскости таза, переносит вес тела на одну ногу, опирается руками на атакующего).
    Проведение приема: атакующий рывком за руку переносит вес противника на одну ногу. Поворачиваясь в направлении рывка, атакующий толчком плеча в шею противника вынуждает его падать вместе с собой. Скручивая вокруг продольной оси.
  7. Приемы самозащиты: освобождение от захвата руки рукой.
    1) От захвата одной рукой за запястье разноименной руки. Освобождение выполняется рывком внутрь большого пальца руки атакующего. Предварительно следует вращать руку таким образом, чтобы лучевая кость оказалась в промежутке между большим и остальными пальцами руки противника.
    2) От захвата одной рукой за запястье одноименной руки. Выполняется рывком наружу в сторону большого пальца там, где он соединяется с другими пальцами. Принцип освобождения тот же, что и в первом случае, изменяется только направление рывка и вращение руки.

Литература:

  1. Е.М. Чумаков “Физическая подготовка борца”. Учебное пособие для тренеров.
  2. В.М. Андреев “Борьба самбо”.

Методическая разработка по ведению урока борьбы в 5 классе.

Упражнения разминки в движении.
Акробатические упражнения-кувырки вперед.
Самостраховка при падении на бок.
Бросок задней подножкой.
Переворот с захватом рук.
Упражнения для развития силы с партнером.

Упражнения разминки в движении позволяют совершенствоваться в способах перемещения по ковру и одновременно подготовить организм к нагрузке.

Пример упражнений:

  1. Ходьба на носках, на пятках, носками внутрь, носками наружу, на внутреннем и наружном крае стопы, в полуприседе, в полном приседе.
  2. Бег спиной вперед, боком вперед (приставными шагами, со скрещиванием ног), на четвереньках.
  3. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с поворотом в воздухе на 180º и на 360º.
  4. Ходьба с вращением рук вперед и назад.
  5. Ходьба с поворотами туловища.
  6. Чередование прыжков и бега.

Акробатические упражнения – кувырки вперед. Кувырок вперед с места выполняется таким образом: поставив ноги вместе и присев, не разводя колени, сильно согнуть спину и поставить ладони на ковер. Чуть приподняв таз, затылком коснуться ковра и, оттолкнувшись носками, сделать перекат вперед по спине, не выпрямляясь. Во время переката по спине ноги согнуть. Кистями захватить голени и прижать пятками к ягодицам.

Изучение самостраховки при падении на бок начинается с освоения занимающимися конечного положения (группировки), в которое они должны приходить при завершении броска. Когда группировка изучена, необходимо научиться быстро приходить в положение группировки из положения лежа. Занимающиеся делают хлопок одной рукой по ковру и подтягивают ноги к груди. При этом ногу. Одноименную руке, делающей хлопок, следует, согнув, положить около руки, другую ногу поставить примерно на уровне середины голени лежащей ноги.

Задняя подножка под выставленную ногу.

Благоприятные условия:

  1. Противник выставляет вперед ногу и тянет атакующего.
  2. Противник стоит на атакуемой ноге.

Подготовка. Резким рывком вынудить противника перенести вес на атакуемую ногу, для сохранения равновесия он наклоняется назад и уменьшает устойчивость в направлении броска.

Проведение приема. Атакующий ставит ступню сзади, между ногами противника, упираясь в его подколенный сгиб своим подколенным сгибом. Выпрямляя ногу и отталкиваясь ею от ковра, атакующий сгибает ближнюю ногу противника и увлекает его на себя вперед и в сторону. При падении противника на спину необходимо сделать шаг вперед другой ногой, поддержать его и смягчить падение.

Переворот захватом рук. Благоприятные условия: противник стоит на четвереньках, расставив руки нешироко. Проведение приема. Встать сбоку от партнера на одно колено (ближнее к его ногам), захватить его дальнее плечо двумя руками. Подтягивая руки к себе и надавливая плечом в бок атакуемого, перевернуть его на спину.

Упражнения для развития силы с партнером.

  1. Угол в упоре (прямые ноги подняты над матами под углом 30º).
  2. Удержание и перенос партнера на руках.
  3. Перенос партнера на бедре (на одном затем на другом).
  4. Повороты туловища в наклоне с партнером, лежащим на плечах.
  5. Приседания с партнером, сидящим (стоящим) на плечах.
  6. Сгибание и разгибание рук стоя.

Литература:

  1. Е.М. Чумаков “Сто уроков самбо”.

Конспект урока по борьбе.

9-й класс

Задачи урока:

  1. Обучение приему борьбы стоя – через бедро; приему борьбы лежа – удержание сбоку, болевым приемам – узел руки и рычаг руки от удержания сбоку.
  2. Развитие силы и координации.
  3. Воспитание дисциплинированности, самостоятельности, интереса к занятиям борьбой.

Тип урока: обучающий.

Метод проведения: фронтальный, групповой, игровой.

Место проведения: зал борьбы.

Инвентарь: маты.

Время проведения: 45 мин.

Часть урока Содержание Дозировка ОМУ (организационно-методические указания)
1 2 3 4
I. Вводная

1. Построение, сообщение задач.

2. ОРУ в ходьбе и беге:

  • ходьба на носках, на пятках;
  • бег с захлестыванием голени;
  • бег с высоким подниманием бедра;
  • бег с приставными шагами;
  • бег с крестным шагом;
  • в ходьбе: наклоны и повороты головы;
  • в ходьбе: рывки руками;
  • в ходьбе: наклоны туловища влево, вправо, вперед, назад;
  • ходьба в полном приседе.

3. ОРУ на ковре:

  • из положения сидя: наклоны вперед, назад, в стороны;
  • из положения лежа на спине: наклоны в стороны;
  • из положения стоя на коленях сед на ягодицы;
  • передний и задний мост.

4. Акробатические элементы:

  • кувырок вперед;
  • кувырок назад;
  • кувырок назад с выходом в стойку;
  • кувырок вперед в высоту с разбега;
  • переворот боком;
  • сочетание упражнения переворот боком и кувырок вперед в длину с места;
  • игра “салки кувырками”.
Дежурный сдает учителю рапорт о готовности класса к уроку.

Следить за осанкой во время выполнения беговых упражнений.

Упражнения выполняются в колонне по одному, соблюдать дистанцию 1 м; следить за правильной осанкой.

Упражнение выполняется до касания грудью ковра.

Упражнения выполняются ногами в центр ковра.

Упражнения выполняются в колонну по 2-е, дистанция 3–4 метра, следить за своевременным выполнением группировки.

II. Основная часть

1. Бросок через бедро из стойки.

  • Рассказ, показ, опробование;
  • изучение по частям;
  • повторение ранее изученных бросков.

2. Удержание сбоку в положении лежа

  • Рассказ, показ, опробование.

3. Болевые приемы – узел и рычаг руки от удержания сбоку.

  • Рассказ, показ, опробование;
  • изучение по частям.

4. Упражнения для развития силы:

  • Отжимание в упоре лежа;
  • из положения лежа на спине поднимание туловища;
  • из положения лежа на спине с упором на локтях “угол”.
25 мин.

2п*15р
2п*10р

Ученики разбиваются парами.

Следить за полным разворачиванием туловища и подбивать верхней частью бедер назад, вверх.

Положение ног – одна нога вытянута вдоль туловища, вторая стоит на стопе.

Следить, чтобы во время выполнения приема сигнал о том, что болевые действия достигли цели, подавался своевременно.

III. Заключительная часть.
  • Упражнение на расслабление;
  • подведение итогов занятия;
  • домашнее задание.
3 мин.

Лежа на спине расслабиться.
Построение в одну шеренгу.
Отжимания в упоре лежа.

План проведения внеклассного мероприятия по борьбе среди учащихся 5–11 классов.

  1. Класс делится на две равные по силам команды.
  2. каждая команда имеет свое название и девиз.
  3. Судейство осуществляет учитель и его помощник.
  4. Каждый этап соревнования имеет свое название.
  5. За каждую победу на этапе начисляется 3 очка, за ничью – 2 очка, за поражение – 1 очко.
  1. “Знание” – командам одновременно задаются вопросы по борьбе (правила борьбы, оказание первой помощи, травмы, гигиена и т.д.). В течение 3 минут команды должны дать верный ответ на каждый вопрос. Побеждает команда, ответившая на большее количество вопросов.
  2. “Сила” – каждый участник команды в упоре лежа сгибает и разгибает руки максимальное количество раз, результат суммируется. Побеждает команда, сделавшая наибольшее количество повторений.
  3. “Быстрота” – каждый участник команды участвует в эстафете с включением акробатических элементов (кувырки вперед, назад, переворот боком и т.д.). Побеждает команда, показавшая наименьшее время.
  4. “Гибкость” – команды принимают положение “сидя” с упором на локтях лицом друг к другу, ноги приподнимаются над ковром под углом 30º. Побеждает команда, участник которой последним останется держать ноги.
  5. “Регби на коленях” – от каждой команды участие в игре принимают 5 человек. Передвигаясь по ковру на коленях и передавая друг другу мяч, игроки стараются занести его в “дом” соперника. Побеждает команда, которая сделает наибольшее количество “заносов”.
  6. “Бросок” – участие принимает вся команда. Участники разбиваются парами. За отведенное время нужно выполнить наибольшее количество бросков из положения “стоя”. Побеждает команда, выполнившая наибольшее количество бросков.
  7. “Стенка на стенку” – участвует вся команда. Бросается жребий. Участник каждой команды борется в положении “стоя” с участником другой команды до первого броска. Выигрывает команда, победившая в большем количестве схваток.

В соревнованиях побеждает команда, набравшая на всех этапах наибольшее количество очков.

Просмотр правильного выполнения техники приемов освобождения от захватов за руки, туловище, одежду.

Вступительное слово учителя: Часто возникает ситуация, когда используются захваты конечностей, одежды и различные обхваты тела с целью сковать действия противника. В связи с этим возникает актуальная проблема нейтрализации такого рода воздействия, посредством использования приемов самозащиты.

Учащихся разделить, попарно учитывая физические, весовые и половые характеристики.

Каждый из вариантов требует использование различных методов нейтрализации, которые рассмотрены в презентации урока, Обратить внимание на детей, которые работают левой рукой.

4 варианта освобождения

1.1 Тяните руку вверх. Во время этого движения предплечье противника будет выкручиваться внутрь, что приведет к невозможности удержания нормального захвата.

1.2 Вращайте свою кисть по часовой стрелке. Противник не может удержать захват, так как вы создали неудобное положение для его кисти. Кроме этого вы двигаете свою кисть к пальцам оппонента, которые являются самым слабым местом захвата. Считается, что наиболее слабым звеном является большой палец и, соответственно, в большинстве случаев освобождения от захвата усилие направляют именно в его сторону

1.3 Вращайте кисть по дуге вверх и в сторону. В этом случае усилие вновь направляется в сторону его большого пальца. Противник вынужден ослабить захват, что дает вам возможность освободиться.

1.4 Опустите свою кисть вниз поверх запястья оппонента. Освобождение осуществляется за счет воздействия на большой палец его руки.

4 варианта освобождения

2.1 Тяните свою руку вверх и внутрь к себе. Одновременно локоть опускается вниз. Этим движением вы разжимаете пальцы оппонента и освобождаетесь.

2.2 Вращайте свою кисть вниз, вверх и наружу, освобождаясь от захвата.

2.3 . Давите своей кистью вниз поверх запястья руки оппонента. Освобождение осуществляется за счет воздействия на большой палец его руки.

2.4 Давите своей кистью вниз поверх запястья руки оппонента. Освобождение осуществляется за счет воздействия на большой палец его руки.

3.1 Противник удерживает ваше правое предплечье двумя руками (большие пальцы направлены вверх) — Вы поворачиваете свое правое предплечье так, чтобы большой палец был направлен вверх. Одновременно захватываете свой правый кулак своей левой рукой между руками противника и совершаете резкий рывок вверх и на себя. При этом вы поворачиваетесь налево и сгибаете правую руку под прямым углом.

3.2 Противник удерживает ваше правое предплечье так же, как на рисунке 6. Вы берете левой рукой свой правый кулак и поднимаете его до тех пор, пока правое предплечье не займет вертикального положения. С силой прижимаете кулак к предплечью нападающего по направлению книзу.

Цель урока:

Задачи урока:

Должны знать:

Должны уметь:

Формируемые УУД: предметные:

метапредметные:

личностные:

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физической культуре: "Приемы борьбы в стойке"»

Развернутый конспект урока по физической культуре

Учителя Бондаренко А.А.

Дата проведения: 12.12. 2016г.

Раздел: Элементы единоборств

Тема урока: Приемы борьбы в стойке.

Цель урока: изучение элементов техники приемов в стойке, переворот нырком. Контроль и оценка индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Задачи урока:

Должны знать:

Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни. Формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения. Требования безопасности на занятиях физической культурой. Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Должны уметь:

Планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности. Комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки. Проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты элементов единоборств (в роли помощника учителя). Оказывать первую доврачебную помощь при травмах

Формируемые УУД: предметные: владеть навыком систематического наблюдения за своим физическим состоянием, иметь представления о технике единоборств.

метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности к занятиям единоборств; осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки;

личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Метод проведения: поточный, индивидуальный.

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь: свисток, секундомер, гимнастические маты

Характеристика обучающихся (класс): 11 класс

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть, 11 минут

1. Построение в одну шеренгу:

а) рапорт физорга класса;

б) приветствие;

в) проверка учащихся;

г) сообщение задач урока.

д) пульсометрия

2. Строевые приёмы на месте; повороты и перестроение в шеренге и колонне:

Обратить внимание на спортивную форму, обувь занимающихся, технику безопасности на занятии

2. Ходьба:

высоко поднимая колени,

на внешней/внутренней стороне стопы.

Бег: с захлестом голени назад, правым/левым боком вперед, скрестным шагом,

с ускорением,

с постепенным переходом на ходьбу.

Ходьба в полуприсиде, обычная ходьба.

Кувырки вперед, назад, с выходом на прямые руки, длинный кувырок, подъем разгибом.

3. ОРУ на месте:

1) И. п. - ноги на ширине плеч 1, 2, 3-поднимая руки вверх. Сделать ими три рывка назад. 4-и.п.

2) И, п. - руки за голову, локти отведены назад. 1,2-два наклона вправо. 3,4-то же влево.

3) И. п. - ноги на ширине плеч. 1, 2, 3-три пружинистых наклона вперед. 4-и. п.

4) И. п. – руки за головой. 1 – поворот туловища налево. 2 – й. и п. 3 – поворот туловища направо. 4 – и. п.

5) И. п. – руки на поясе 1 – 4 – круговое движение туловищем вперед направо. 5 – 6 – то же вперед – налево.

6) И. п. – упор лежа. 1, 2 – согнуть руки. 3 – 4 разогнуть руки.

7) И. п. – лежа на животе, захватив руками голеностопные суставы. 1 – прогнуться. 2 –й. и. п.

8) И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1, 2, - коснуться ковра за головой носками ног. 3, 4, - и. п.

9) Движения на переднем мосту вперед - назад, с поворотом головы налево и направо.

10. Борьба на руках

по 0,5круга

по 10 повторений

8 повторений

8 повторений

8 повторений

8 повторений

10 повторений

8 повторений

10 повторений

8 повторений

Напра-во! В обход по залу шагом марш!

Обратить внимание на осанку.

При движении правым боком левая нога попеременно ставится то спереди, то сзади правой ноги.

Голову вперед не наклонять

Ноги в коленях не сгибать

Локти вперед не сводить

С места не сходить

Туловище прямое

И. п. принимать только после команды

Колени на пол не ставить

Ноги поставить шире плеч упор руками в ковер

Активно работать корпусом

Основная часть, 25 минут

1. Перевод рывком захватом одноименного запястья и туловища

Защита: зашагивая повернуться грудью к атакующему и захватить его разноименную руку. 12мин
Конрприем: бросок подворотом захватом запястья.

2. ^ Перевод нырком захватом туловища с дальней рукой

Защита: отходя от атакующего и поворачиваясь к нему грудью захватить свободной рукой его плечо.13 мин
Контрприемы:
а) бросок подворотом захватом руки под плечо;

б) накрывание выседом захватом руки по плечо.
в) пульсометрия

ПУЛЬСОМЕТРИЯ

Заключительная часть, 4 минуты

1. Упражнения для укрепления мышц шеи.

2. Спокойная игра «на внимание».

3. пульсометрия

2. Подведение итогов.

3. Организованный уход из зала.

Указать на ошибки. Выделить ребят, которые хорошо справлялись с заданиями. Похвалить всех за работу.


Тема: « Дзюдо. Приемы борьбы лежа и стоя».

Дата проведения: 02.12.2014 г.


Место проведения: МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа № 2 » Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Провёл: тренер-преподаватель по дзюдо

Щербаков Виктор Алексеевич

Цель урока: развитие координационных, силовых способностей, силовой выносливости и гибкости, ознакомление с основами олимпийского движения.

Задачи урока:

Изучить бросок в борьбе стоя «Переднюю подножку» и совершенствовать бросок «задняя подножка».

Изучить болевой прием в борьбе лежа «рычаг локтя при захвате руки двумя ногами».

Теоретические сведения: продолжить знакомство с олимпийским движением.

Инвентарь: дзюдоистский ковер (татами).

Части кл.часа

Содержание классного часа


Дозировка


Методические указания


1.


Вводная часть.

1. Построение, перекличка учащихся.

2.Проблемная ситуация, задача урока.

3.Воспитательный момент.


2 мин.


С наступлением зимы участились обращения граждан в травпункт.

Что необходимо знать и уметь, чтобы не получить травму или правильно оказать помощь.

Воспитание чувства сопереживания к людям, возможность прийти на помощь, укрепление здоровья


2.


Подготовительная часть

1. Измерение частоты сердечного сокращения (ЧСС). Разминка: легко бегом, бег приставными шагами, захлестом голени, высоким подниманием бедра, бег с поворотами на 360 градусов.


10 мин.

2 мин.


Бег в колонне по одному. Дистанция один метр. Вдох носом, выдох ртом


2. О.Р.У стоя, упражнения для развития мышц шеи, плечевого сустава, рук, туловища, тазобедренных суставов; упражнения для коленных суставов. Выпады влево, вправо (полушпагаты), шпагат продольный и поперечный.

3. Упражнения в партере (лёжа) для развития гибкости

А) Упражнение мост из положения стоя на коленях.

Б) Повороты туловищем из положения сидя на коленях касаясь руками ковра за спиной.

В) Разминка шеи из положения стоя в упоре на голове «мост» согнувшись.

Г) Разминка шеи из положения стоя в упоре на голове «мост» прогнувшись.

Д) Кувырки вперед и назад, переворот боком, переворот вперед. Измерение ЧСС.

4 мин.


Не вращать головой. Руки прямые.

Основная часть.

1. Совершенствование страховки, падение на бок и на спину.

2. Учитель рассказывает и показывает новый прием. Измерение ЧСС

3. Разучивание техники приема передняя подножка. Этот прием может выполняться, если партнёр находится в защитной стойке или когда партнёр двигается вперёд. Тори в синем кимоно стоит во фронтальной (защитной) стойке, левой рукой захватывает правую руку Укэ в белом кимоно, а правой рукой, держит захват на шее. Укэ стоит в атакующей (правосторонней) стойке правая нога впереди, и держит такой же захват как Тори, Укэ руками делает тягу Тори на себя и переносит центр тяжести своего тела на правую ногу, делает разворот заводя левую ногу за правую и становится спиной к Тори,делает подсед и правой ногой перекрывает обе ноги Тори перенося центр тяжести на левую ногу, левой рукой тянет правую руку а правой рукой захватив шею Тори и делает бросок. Измерение ЧСС.

5. Игра, проведение конкурса по решению кроссворда на олимпийскую тематику.

А) Вопросы по горизонтали

1.Место проведения древних Олимпийских Игр (Олимпия).

2. Источник здоровья (спорт).

Б) Вопросы по вертикали

1. Комплексное, массовое соревнование(Спартакиада).

6.Измерение ЧСС. Борьба лежа (партер). Разучивание болевого приема рычаг локтя при захвате руки двумя ногами. Укэ в белом кимоно лежит на спине, Тори немного отодвигается назад, делает паузу в положении стоя на левом колене, затем придвигается ближе. Поднимая правую руку, Укэ захватывает левый отворот Тори. Тори сразу реагирует, захватывая правую руку партнера двумя руками и ставя правую ногу у подмышки борца в белом. Поднимаясь на правой ноге, Тори перешагивает левой ногой через голову Укэ, поставив пятку около его шеи. Одновременно Тори подтягивается ближе к правому плечу Укэ. Тори садится на татами у правого плеча партнера. Сжимая колени, Тори вытягивает руку Укэ в направлении наружу, скручивая ее с помощью своего правого бедра. Укэ подает сигнал «сдаюсь» двойным хлопком по левой ноге Тори. Измерение ЧСС.

28 минут.

5 мин.


Делать хлопок прямой рукой.

Технические действия выполнять без сопротивления.

Стойка прямая.

Класс делится на две группы и борется по 5 мин.

Следить за постановкой ног и тягой

Страховать партнёра при падении.

Игра на олимпийскую тематику

Повернуть предплечье руки атакуемого таким образом, чтобы большой палец запястья был направлен вверх.


4.


Заключительная часть.

1. Приведение организма в относительно спокойное состояние, легко бегом.

2.Дыхательные упражнения. Брюшное грудное и полное дыхание. Лежа на спине, левая рука лежит на животе, а правая на груди, делать брюшное дыхание, 5-7 вдохов, глаза закрыты. Грудное дыхание 5-7 вдохов. Полное дыхание, начиная вдох животом, переводить вдох грудью, начиная выдох грудью и заканчивая выдох животом. 3.Измерение ЧСС.

4. Построение, подведение итогов урока: выделение лучших учащихся, задание отстающим. Домашнее задание.


5 минут.

2 мин.

Правая рука не должна шевелиться, а левая рука поднимается