Можно ли православным монахам заниматься физкультурой. Беседы с батюшкой. Спорт, физическая культура и православие. – Бывает, что узнают на улице

Спорт – любопытнейшее явление. Спорт современный – явление сложное и во многом противоречивое. А потому интересно знать, что думает о нем христианство, как воспринимает и что в этой области рекомендует. С одной стороны, к олимпийской сборной России приставлен священник – известный московский батюшка, призванный окормлять спортсменов. С другой стороны, люди, близкие к спортивным кругам, признают, что у спортсменов далеко не часто возникает потребность задуматься о душе. Грешно ли заниматься спортом? О том нужен ли спорт современному человеку, если он думает о душе, рассказывает диакон храма преподобного Максима Исповедника отец Сергий Будников.

- Отец Сергий, как православному человеку относиться к занятиям спортом?

Прежде чем ответить на этот вопрос нужно разделить понятия спорт и физкультура. Физкультура без сомнения всегда полезна и православному человеку ничем не грозит, а на вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, я не готов однозначно ответить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт - просто спасение. С другой стороны, большой спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно, что нельзя упустить тот момент, когда занятия для здоровья становятся чрезмерными и превращаются в греховную страсть.

Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

Это и отношение к славе. Если для человека спорт - смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат - как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме - это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его - он будет упрям, недокормишь - ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд - в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» - писал апостол Павел в послании к Коринфянам. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех. Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия профессиональным спортом нужно оставлять, если это губит душу.

Однако, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

- Что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви?

Некоторые святые, жившие в 19-20 веках, - одним из них был святитель Феофан Затворник - рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий епископ Кинешемский писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Перу святителя Василия принадлежит и такие слова: «…всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость». С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи помилуй!», - во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину, чистому - всё чисто.

В советское время очень популярным был лозунг «В здоровом теле – здоровый дух». Каково ваше мнение об этом крылатом выражении?

Хотелось бы произнести полностью, ведь оборвано первое слово этого лозунга: «Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух!», это будет точнее. А там - как Бог даст. Здоровое тело не признается величайшим благом в христианстве. Мы знаем множество примеров святых, подвижников, праведников, которые не имели здорового тела, но у них был здоровый дух, и они достигали высокой духовной жизни.

- Как вести себя православному спортсмену во время поста? Нужно ли спортсмену поститься?

Здесь человек должен сделать для себя выбор однажды: что ему дороже для души – спорт или пост. Можно такой пример привести. В армии ведь многие были. Знаете, как в армии кормят – мяса ведь практически нет. Ушел в армию худой, пришел в три раза шире. На чём? На каше! Можно вспомнить отца Василия Рослякова – иеромонаха, мастера спорта международного класса по водному поло. Он ел постоянно одну гречневую кашу. По поводу мяса сегодня ходит много легенд – о его стопроцентной необходимости. И вообще, если сводить пост только лишь к диете, к не вкушению скоромных продуктов, то он будет мало плодотворен. Пост – это более широкое понятие, включающее в себя исполнение многих христианских добродетелей.

Отец Сергий, как вы относитесь к Федору Емельяненко? Слышал, что он своим примером привел многих к вере во Христа, и к занятию спортом, сам являюсь большим его поклонником, интересно ваше мнение.

По отношению к Федору Емельяненко могу сказать одно - это нагляднейший пример православного отношения к спорту, тем более к боям без правил в которых он участвует. Его отношение к соперникам и православная вера помогает ему оставаться христианином всегда. О чем собственно Федор сам говорил, и слова полководца Суворова были для него правилом: «Победи себя - и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!».

Ну и в заключение хочу сказать, что христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона. Желаю всем нашим читателям в наш век гиподинамии непременно заниматься физкультурой и посещать Церковь, следить за своим телесным и духовным здоровьем! Храни вас Бог!

беседовал Латышев Дмитрий

Будь сильным духом и телом!

Сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.

Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога - это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?

Цель йоги как духовной практики

Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии - буддизма , который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?

Православный взгляд на йогу

Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.

Йога - это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта .

Более точное определение йоги - это система духовных воззрений, так что упражнения в первую очередь нацелены на изменение сознания человека и его духа.

Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.

Православие о других теориях и учениях:

В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее - расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий - это результат регулярных практик.

В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.

Почему медитация - это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.

Йога — часть индуизма

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек - всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он - бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама - решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир - это свобода от религий, где нет Бога, а главное - это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

  • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
  • отсутствие различий между добром и злом;
  • концентрация на человеческом «Я»;
  • отсутствие Бога;
  • достижение лже-покоя;
  • отрицание Господа.
Важно! Все то, что пропагандирует эта практика - покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Православная церковь и йога

Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.

Отношение церкви к йоге

Патриарх Московский Кирилл , давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.

Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.

Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации - все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.

Должен ли христианин заниматься йогой

Ответ священства

Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.

Духовная жизнь православного христианина:

Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении - завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.

Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.

Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.

Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.

Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.

А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».

Вначале человек должен приобрести полный контроль над своим телом, затем над своим психологическим телом, что достигается с помощью медитаций. После многочисленных сеансов транса в разум человека должен войти свет его собственной божественности.

Важно! Йога - это не просто безобидная практика интересной физкультуры. Это начало серьёзной языческой религии, которая рано или поздно захватит ум человека, если вовремя от нее не отвернуться.

В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.

Православная церковь о занятиях йогой

С одной стороны, занятия спортом делают человека здоровым, сильным и выносливым, с другой -- спортивные успехи развивают честолюбие. Стоит ли православным приходам поддерживать спортивные инициативы своих прихожан? Ответы искал корреспондент «НС» Александр ЛАНИ.

Отец не благословил
До конца сезона Ивану оставалось сыграть в составе футбольного клуба «Крылья Советов» три матча, когда у него состоялся серьезный разговор с отцом. Ивану исполнилось восемнадцать, ему начали поступать предложения профессиональных футбольных клубов, сулившие спортивную карьеру. Отец, священник Рязанской епархии, настаивал на том, чтобы Иван ушел из профессионального спорта. Батюшка считал, что посвящать жизнь спорту неразумно, стремление к спортивным достижениям развивает в человеке азарт, тщеславие, уводит от веры, а травмы отнимают здоровье. Иван долго не мог смириться с отцовским решением. «Доиграю три матча, а потом… может, отец и передумает», -- решил он. Но в первой же игре во время атаки на ворота противника Ивана буквально снесли с ног. Встать с газона он уже не смог.
В больнице ему объяснили, что порваны связки и об игре в футбол придется забыть навсегда. «Лежа на больничной койке, я думал: что я делаю? зачем мне это надо? -- рассказывает Иван. -- До сих пор единственной мечтой моей жизни был футбол. Ни на что другое не оставалось времени. И вот все рухнуло. Выходит, отец был прав?» Ивану повезло: первоначальный диагноз оказался ошибочным. Здоровье вернулось, но с большим спортом он расстался. В сентябре юноша уходит в армию, надеется попасть в ВДВ: оказывается, можно заранее приехать в часть, пройти тестирование на пригодность и получить в военкомате направление именно туда. А пока тренирует подростковую сборную по мини-футболу московского Свято-Димитриевского храма. А также играет за храм в футбольном турнире среди воскресных и духовных школ на Кубок Димитрия Донского.


Спорт доступен каждому - мужчинам и женщинам, детям и взрослым, больным и здоровым. Важно найти свою меру

Волейбольная сетка на стене Лавры
«Семинаристы играют в футбол или волейбол (сетку натягиваем между семинарским корпусом и крепостной стеной) регулярно, -- говорит учащийся экстерната МДАиС Антон Глозман. -- В Лавре сегодня около 500 семинаристов, из них примерно 50 человек -- активно играющих в футбол. Давно замечено, что хорошая физическая форма благотворно влияет на умственную деятельность. Перед поступлением в МДАиС я окончил Бауманский университет, объем преподаваемых знаний там тоже достаточно высок, но в учебной программе обязательно есть уроки физкультуры Поиграл в футбол, хорошо выспался -- голова соображает лучше. Примерно половина семинаристов -- молодые люди 18-20 лет. Им необходимо куда-то сбрасывать энергию».
Год назад владыка ректор уже благословил создание футбольной команды МДАиС, так что с благословением на участие сборной МДАиС в турнире на Кубок Димитрия Донского проблем не было. «К слову, это были первые соревнования, где мы смогли помериться силами с достойными противниками», -- добавляет Антон.

Без мата и обид
Турнир по мини-футболу среди воскресных и духовных школ проводится уже второй раз. В этом году в соревнованиях, организованных Андреевским благочинием Москвы, участвовало восемь команд (в том числе команды МДАиС, ПСТГУ, Перервинской и Сретенской семинарий и три приходские). Победителем стала команда храма свв. апостолов Петра и Павла в Ясеневе -- «Витязь».
«Если вы начинаете заниматься на приходе спортом с молодежью, у вас увеличивается приток прихожан», -- говорит член комиссии по деятельности воскресных школ при Епархиальном совете Москвы священник Андрей Алексеев. Несколько лет назад приход св. вмч. Параскевы Пятницы в Качалове, где служит о. Андрей, сумел организовать стихийное желание юных прихожан играть в футбол. Сначала была игра между воспитанниками старших групп воскресной школы на заснеженном поле. Энтузиазм мальчишек был так велик, что они сами его и расчистили. Потом с одной из окрестных школ удалось договориться насчет спортзала для тренировок. А поскольку в школе тоже была своя футбольная команда, то сыграли и с ними. Узнав об этом, желание играть в футбол изъявили несколько воскресных школ и центров военно-патриотической работы Андреевского благочиния. В итоге по благословению благочинного о. Анатолия Кожи появилась спортивная лига воскресных школ во имя св. блгв. Димитрия Донского.
Сегодня только в Андреевском благочинии десять футбольных команд. Регулярно проводятся внутренние соревнования. «На них ребята учатся достойному отношению друг к другу, -- говорит о. Андрей Алексеев. -- Учатся обуздывать свои эмоции, работать над собой. А в конце матча подводим итоги: почему ты толкнул соперника? А как твой соперник отнесся к этому? А вот ты пришел к нам в первый раз: почему ты считаешь, что вправе ругаться матом? Да, есть железная чаша -- победный Кубок, которую ты можешь выиграть, но каков ты сам, получивший ее? И победа ли это, если ты завоевал ее, но вел себя недостойным образом?»
В команды принимают не только воцерковленных. «На матчи их участники приглашают своих друзей, пока еще далеких от православной жизни. Двери у нас открыты для всех, -- продолжает о. Андрей. -- Но при этом есть свои правила и принципы. Например, соревнования начинаются с молебна. На матче обязательно присутствие священника. Если кто-то из болельщиков непристойно ведет себя, например ругается, кричит, оскорбляя достоинство соперников, ему напоминают, что здесь это не принято».
Бывает, о. Андрей сам проводит тренировки. «Это повод для живого, неформального общения с ребятами. В это время они могут выяснить все волнующие их вопросы -- о Боге, о семье, об отношении к ближнему, об Отечестве. На последней тренировке я рассказывал мальчишкам, которые совсем недавно пришли в нашу команду, что такое исповедь. Потом они мне помогли отнести инвентарь в храм, наша беседа продолжилась. Понимаете, священник приходит на тренировку не для того, чтобы погонять мяч, а чтобы быть рядом с ребятами». Результаты такого общения не заставляют себя ждать. Кто-то из мальчиков вскоре приходит креститься, а кто-то на исповедь. Когда спортсмены из «Восхода» решили на день Святой Троицы всей командой исповедаться и причаститься, их подержали и те, кто бывает в храме только от случая к случаю. О. Андрей не исключает, что скоро в Москве появится спортивная лига, объединяющая воскресные школы всего города.



На Первом спортивном турнире для православной молодежи «Покровские Старты», который состоялся 19 ноября 2006 года во Дворце Спорта «Динамо», участники состязались во всех видах спорта - от шахмат до восточных единоборств

Батюшка в кимоно
Но не только футболом занимаются на приходах. Например, в Екатеринбурге при храме Вознесения Господня уже несколько лет существует молодежный клуб «Вознесение». По словам алтарника Вознесенского прихода Алексея Кирилова, спортивные секции (футбол, волейбол, баскетбол, лыжи, коньки, тяжелая атлетика, водный туризм) посещают примерно 30 человек. Чтобы записаться в секцию, необязательно быть прихожанином: «через спорт мирская молодежь начинает воцерковляться». Молодежь здесь понимают широко -- спортсменам от 18 до 40 лет, из них около 40 процентов -- женщины. Девушки занимаются всеми видами спорта, за исключением тяжелой атлетики. Неудивительно, что на Вознесенском приходе молодые православные люди находят себе пару и заключают браки. «В городе шутят, что у наш клуб создан специально для этого», -- смеется Алексей. Все занятия, даже в тренажерном зале, бесплатные. Дело в том, что среди прихожан екатеринбургских храмов есть и владельцы тренажерных залов.
А в Курчатовском районе Курской области настоятель Богоявленского храма села Быки о. Сергий Пашков преподает детям уроки дзюдо (батюшка -- мастер спорта). В соседнем селе Макаровка, где он живет, юных дзюдоистов уже около 30 человек. По четвергам после тренировки о. Сергий беседует с ребятами о вере и православной культуре. У самого о. Сергия четверо детей, все тоже занимаются дзюдо. По подсчетам батюшки, примерно треть юных спортсменов стали время от времени исповедоваться и причащаться, хотя раньше были далеки от Церкви. «Я никогда не навязываю веры. Может быть, мои беседы не сразу принесут плоды, а через десять-двадцать лет ребята уже сознательно придут в храм. В этом я надеюсь на милость Божию».
Казалось бы, облаченный в кимоно батюшка может подорвать свой авторитет, разрушая привычный образ священника. Но видя, что в селе нашелся хоть один человек, который безвозмездно занимается с детьми, не знающими, куда девать свободное время, сельчане прониклись к о. Сергию доверием. Добрая слава -- священник неравнодушен к детям -- увеличила число прихожан.
«Если из спорта исключить гордыню и стремиться к первенству для того, чтобы научиться защищать своих близких и свой дом, почему бы не заниматься спортом? -- размышляет о. Сергий. -- Сам я всегда ходил по улице спокойно, хоть и не был олимпийским чемпионом. Но смотрю на некоторых мужчин -- они собственной тени боятся! Плохо это, ведь в Откровении сказано -- Царство Божие не есть удел боязливых».

Приходская качалка
«Девушка, осторожней, сигареткой не обожгитесь!» -- смеется Владимир Сергеевич вслед курящей барышне. «Не могу спокойно смотреть, как молодежь гробит свое здоровье, особенно если девчонки и женщины дымят», -- переживает тренер секции тяжелой атлетики Свято-Димитриевского храма (Москва). Ему 67 лет, в спорте с 16, 20 лет проработал в цирке: демонстрировал акробатические номера. Болезнь позвоночника уложила в постель. Однажды приснился ему сон из детства. Будто стоит он на площади посреди села, куда весной из амбара выносили двухпудовую гирю, и все, кто хотел, поднимали ее. В 16 лет двумя руками Владимир поднимал гирю 15 раз. Проснулся с одной мыслью -- вот как можно восстановить здоровье. Начал тренироваться. Сначала подползал и вставал по стенке. Укреплял спину разными упражнениями. Потом купил гантельки по 2 килограмма, потом штангу на 80 килограммов, потом -- на 132. По телевизору призывали заниматься с молодежью. Этому он и решил посвятить свою жизнь. Обошел все инстанции, просил зал для бесплатных занятий с детьми. Ничего не добился. Однажды пригласил священника пособоровать своего пожилого тестя. Священник, о. Александр Ковтун из храма Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане, увидел гири, гантели и предложил Владимиру Сергеевичу заниматься физкультурой в воскресной школе с ребятишками.
С помощью прихожан нашли зальчик. Занимался там Владимир Сергеевич не только с «мелкотой», подтянулись и приходские подростки. В секцию тяжелой атлетики пришли даже бабушки! Самой старшей был 81 год. Они тоже гантели поднимали, только легкие, по силам. А другая, 60-летняя, -- 25 раз и левой и правой рукой поднимала аж 8 килограммов, а лежа отжимала штангу 35 килограммов. Конечно, под бдительным присмотром тренера. Так продолжалось больше трех лет, пока помещение не отобрали под коммерческие цели.
Но долго без общественной работы дедушке-«качку» сидеть не пришлось. Вскоре он познакомился с диаконом Свято-Димитриевского храма Иваном Захаровым. Молодой диакон, курирующий спортивную работу при храме (футбол, водный, горный и велотуризм), предложил тренеру заниматься с молодежью. За некоторое время до этого группа инициативных прихожан стала приносить в подвал, переделанный под небольшой спортзал, гири и штанги, покупать вскладчину спортивные тренажеры. Сейчас тяжелой атлетикой при Свято-Димитриевском храме занимаются 12 человек. Возраст -- от 14 до 26 лет. Для каждого Владимир Сергеевич подобрал индивидуальную программу. И учит не только гирю тягать, но защищать слабых, всем помогать, не реагировать на личные оскорбления. «Разовьется ли у человека гордыня оттого, что у него крепкие мышцы, зависит от тренера. Я учу ребят другому -- постоять за себя и уметь защитить своих близких».


Приходской хоккей в храме св.блж.Ксении Петербуржской (РПЦз) в г.Канате (Канада)


Тяжело в ученье, легко в бою
«Физкультура может быть хорошим подспорьем для приведения современных молодых людей в состояние, когда они смогут вообще над чем-то задуматься. А то у них глаза в разные стороны бегают, собраться в одну точку не могут. У них потерян волевой компонент. Но духовная жизнь без этого компонента невозможна», -- считает настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области протоиерей Роман Братчик. Значит ли это, что священники могут заниматься спортом только из «педагогических» соображений? Оказывается, нет. «Я много жил в деревне. Там за день так намашешься, напрыгаешься, что только бы до дому дойти. И настоящему монаху, если он делает столько поясных поклонов, сколько положено, спорт не нужен. А в большом городе мы почти не двигаемся, и здесь без физкультуры нельзя. Поэтому летом я много плаваю, зимой хожу на лыжах километров по восемь-десять. И в тренажерном зале занимаюсь. Поддерживаю форму. А как без этого? Смотрю на многих своих сверстников (мне 47) -- инвалиды, все время заняты лечением», -- говорит клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Москва) священник Григорий Ковалев.
Многие батюшки с удовольствием вспоминают, как занимались спортом в молодые годы: «Я заканчивал в Москве 57-ю математическую школу, -- говорит протоиерей Андрей Воронин, настоятель храма Преображения Господня в городе Нерехта Костромской области. -- Когда поступили, нас собрал учитель физкультуры и сказал: «Думаете, вы сюда математикой пришли заниматься? Нет, здесь главный предмет -- физкультура. Когда вы это поймете, сможете заниматься математикой». И был прав. Мы выигрывали международные математические олимпиады, но без спорта никто из нас не выдержал бы в той школе учебных нагрузок». Священник Михаил Резин, настоятель Знаменского собора города Ардатова Нижегородской области: «Регулярно я спортом не занимаюсь, хотя понимаю, что для здоровья это нужно. Когда-то занимался борьбой, боксом, много ездил на велосипеде, ходил в пешие походы высоких категорий сложности. Надо содержать тело в нормальном состоянии, это же храм души». Однако у батюшек, конечно, времени на спорт обычно нет. «Можно сказать, что занимаюсь автоспортом, -- смеется священник Алексий Кульберг, настоятель храма Рождества Богородицы в селе Великое Ярославской области. Поскольку я служу в одной епархии, а семья живет в другой, мне приходится два раза в неделю преодолевать расстояние в триста километров -- настоящее ралли. А по поводу спорта... “Тяжело в учении -- легко в бою”. Спорт -- это учение, подготовка к чему-то. А священническое служение -- это уже бой».



К сожалению, пока большинство приходских секций - для мужчин. Сестры Свято-Димитриевского училища сестер милосердия в ожидании, пока дойдет очередь и до них, гоняют мяч на перемене

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт - это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт - это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX-XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» - во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому - всё чисто.

Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы - безусловная глупость и грех

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы - безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту - Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя - и будешь непобедим! Молись Богу - от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое - это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе - это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество - умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни - умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле - это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, - все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

- «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

Не должно быть спорта ради спорта

Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны - спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

Если можешь удержаться от азарта - смотри соревнования, если нет - лучше воздержись

Спорт в древнем мире и спорт сейчас - разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь - от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры - то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет - то лучше не стоит.

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела - храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях - но без азарта, без осуждения и тщеславия.

Нужно ли православным заниматься физкультурой и спортом?

Древние говорили не «в здоровом теле здоровый дух»,

а что нужно стремиться, чтоб в здоровом теле был здоровый дух».

Вот это и есть воспитание в православном духе.

(протоиерей Валериан Кречетов).

Каждый с детства слышит о том, что для здоровья полезно вести активный образ жизни. Так-то оно так… Однако когда человек становится верующим, он почему-то эту прописную истину часто забывает. Что греха таить, для многих воцерковленных людей физкультура и спорт являются «недуховным» занятием. Не берусь никого судить: у всякого свое представление о духовности и спасении собственной души, свой путь в Царствие Небесное. Как говорится, в главном должно быть единство, во второстепенном (в нашем случае это методы физического оздоровления) - многообразие, а во всем - любовь. С духовной точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги и физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи помилуй!», - во время тренировки. (Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву). В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину, чистому всё чисто.

Кстати, некоторые святые, жившие в 19-20 веках, - одним из них был святитель Феофан Затворник - рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, этот святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. А святитель Василий епископ Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Перу святителя Василия принадлежит и такие слова: «…всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

Так стоит ли верующему пренебрегать своим телом и здоровьем? На вопрос о том, мешает ли тело спасению, священник Георгий Рябых ответил, что жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души. Потому правильнее было бы говорить не о том, мешает ли тело спасению, а о том, как тело может ему помочь. (Конечно, если человек все свои силы направит лишь на служение телу, то в этом случае речь о духовной жизни уже вести нельзя). Далее батюшка сказал: «Аскетический путь, предлагаемый каждому христианину, исходит из того, что душа и тело представляют собой единство. То, что происходит в душе, отражается в теле, а что происходит в теле, отражается в душе. Невозможно быть умеренным и собранным в душе, если мы даем волю своему телу во всем и всегда. Поэтому, если человек работает над воспитанием своей души, то одновременно он должен работать и над воспитанием своего тела… Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее, упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует... А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой - тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен… Здесь, как, собственно, в любой работе, на первый план выходит философия того занятия, которому человек посвящает свою жизнь. Если он использует свое лишь тело в качестве инструмента для реализации высокой цели - тогда любой спорт оправдан. Если спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению, то есть формированию правильно устроения человеческой личности… Спорт помогает человеку преодолевать свои страхи, свою немощь. Когда им начинают занимаются инвалиды - они снова чувствуют себя полноценными людьми, избавляются от уныния, иными словами, решают свои духовные проблемы. Но когда спорт - только зрелище, когда цель человека - исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности - тогда спорт лишь уводит человека от Истины».



В настоящее время у Церкви меняется отношение к спорту. К примеру, в марте 2005 г. в Сергиевом Посаде по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходил Первый международный форум Русского Боевого Искусства "Золотой Витязь". А в феврале того же года по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия священнослужители епархии и прихожане многих храмов приняли участие в ставших уже традиционными ежегодных лыжных соревнованиях «Лыжня России». Не так давно в Ярославле прошел первый в России турнир по мини-футболу среди православных приходов. Играли настоятели ярославских церквей и их прихожане. Лучшей оказалась сборная храма Михаила Архангела. Как сообщает «Голос России», болельщиков было много, и они разительно отличались от обычных: не пили, не кричали, не ругались и не выпрыгивали на поле. Вот уже шесть лет воспитанники воскресных школ и духовных семинарий проводят в Северном Бутово футбольный турнир на кубок Дмитрия Донского.

Хотелось бы отметить, что перед Олимпийскими играми в Афинах состоялся молебен в храме св. Георгия Победоносца на Поклонной горе. Более того, нашей олимпийской сборной Патриарх Алексий II выделил духовника - протоиерея Николая Соколова, настоятеля храма святителя Николая в Толмачах… Есть свой духовник (отец Глеб Грозовский) и у футбольной команды «Зенит». В общем, Православная Церковь провозглашает, что «… для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом»…

Газета «Известия» писала о священнике Андрее Лазареве (г. Кимры), который объявил войну наркоторговле в своем городе и вышел из этой битвы победителем. Вот что говорит сам отец Андрей: «"С иглы" люди слезли, зато по-прежнему сидят "на стакане". Но среди наших постоянных прихожан уже не пьет ни один. Наше оружие теперь — это спорт и молитва. Мы уже открыли в городе на деньги спонсоров семь православных секций бокса, рукопашного боя и тэквондо, и еще откроем. Мы уже почувствовали свою силу».

Мне кажется, в определенном смысле ответом на вопрос: «Совместимо ли Православие с разумным занятием физкультурой и спортом, ради укрепления здоровья?» - являются слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху». Иначе говоря, врачевать движением и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме православным нужно для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и близким. Ведь как ни крути, но помочь другим в бытовых нуждах или экстремальных ситуациях в полной мере может лишь тот, кто сам крепок духом, здоров и силен.

Митрополит Филарет (Вознесенский) учил: «Христианин должен следить за своим здоровьем. Наша жизнь есть величайший дар Господа Бога и поэтому за ней нужно следить. Если мы болеем, то не можем помогать другим, не только это, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами».

В общем, здоровье — бесценный дар Божий — нужно поддерживать и матерям, и отцам, и подрастающим деткам. Безусловно, правильное питание, свежий воздух (а для детей ещё желательно с минимальным количеством одежды), а также физические упражнения просто необходимы для того, чтобы жить с пользой не только для себя, но и для окружающих.

Подводя итог вышесказанному, хочу подчеркнуть, что физически нездоровому человеку (не без исключений) бывает сложнее продуктивно мыслить, что-то делать, принимать решения. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных».

Православным можно и нужно разумно заниматься физкультурой и спортом во славу Божию, то есть поступать так, как сказано в Писании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию». И если нашей целью будет воспитание, оздоровление собственной души, в том числе и через физические нагрузки, то этот внутренний ориентир не даст нам сбиться с правильного пути.