Инновации и новые технологии спортивной подготовки. Рождение новых технологий в спорте: интересные факты. Олимпийский комитет в России

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЭЛЕМEНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Васюкова Виктория Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и управления» Воробьева Ирина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономики и управления» Коваленко Наталья Петровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и управления» Куштова Марина Хизировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и управления» Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск (Россия)

Аннотация. Для выявления особенностей инновационных процессов в сфере физической культуры и спорта, следует акцентировать внимание на том, что физическая культура и спорт являются частью общей культуры, а также на том, что инновации, в определенной мере затрагивающие культуру общества, представляют собой изобретение новых форм деятельности, новых символов, образов, норм и правил поведения, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира. Инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта является достаточно важная и неотъемлемая часть рассматриваемого элемента национальной экономики, в которой объектом служат физкультурно-спортивные организации и сферы их деятельности, подвергающиеся воздействию инновационных процессов с целью удовлетворения потребностей общества в услугах физкультурно-оздоровительного и спортивно-развлекательного характера. Развитие физической культуры, спорта и туризма в целом по краю и, особенно, в сельской местности, нуждается в приоритетном внимании со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований края к решению проблем, как, как одного из главных средств организации здорового образа жизни населения - физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физическая культура личности, инновационная деятельность, национальная инновационная система, спорт, SWOT - анализ.

INNOVATIVE ACTIVITY IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AS AN INTEGRAL PART OF THE ELEMENT OF THE NATIONAL ECONOMY

Vasjukova Victoria Alekseevna, candidate of economical science, associate professor of the department of «Economy and management» Vorob"eva Irina Vasil"evna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the department of «Economy and management» Kovalenko Natal"ja Petrovna, candidate of economical science, associate professor

of the department of «Economy and management» Kushtova Marina Hizirovna, candidate of economical science, associate professor of the department of «Economy and management» Nevinnomyssk state Humanitarian -technical University, Nevinnomyssk (Russia)

Abstract. In article it is considered - the Role of physical training and sports in the modern world, feature of innovative processes in area of physical training and sports. To determine the characteristics of innovative processes in the sphere of physical culture and sports, should emphasize that physical culture and sport are part of general culture, as well as on the fact that innovation, to a certain extent affect the culture of the society constitute the invention of new images, symbols, norms and rules of conduct, new forms of activities aimed at changing the living conditions of the people, a new type of thinking or perception of the world. Innovation in the sphere of physical culture and sports is quite important and integral part of the reporting elementa the national economy, in which the object served as a sports organization and the scope of their activities exposed to innovative processes to meet the needs of society in health and fitness services and sports and recreation. Further development of physical culture, sport and tourism in General on the edge, especially in rural areas, need priority attention on the part of organs of local self-government of municipalities to tackle the problems of one of the principal means of organizing healthy living population, physical culture and sports.

Keywords: Physical training of the person, innovative activity, national innovative system, sports, SWOT - the analysis.

Роль физической культуры и спорта в современном мире основана на признании безусловной важности физкультурно-спортивной деятельности для человека, государства и общества в целом. Необходимость привлечения всего арсенала средств и методов системы физической культуры и спорта для полноценного развития современного общества, является, в частности, насущная потребность укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и формирование здорового стиля жизни у подрастающего поколения. .

Большое количество людей мотивированно испытывают потребность в оздоровлении и здоровом образе жизни, осознавая, что их материальное благополучие и качество жизни напрямую связано с состоянием здоровья, а физическая культура и спорт становятся для них средством его сохранения .

Однако на протяжении последних лет в нашей стране наблюдается тревожная тенденция снижения уровня здоровья населения, остаются высокими показатели смертности, заболеваемости, инвалидности, а показатели продолжительность жизни в России одни из самых низких в мире. Лишь только две трети россиян в настоящее время составляют здоровое трудоспособное население нашей страны. Число инвалидов достигло 12 млн. человек и продолжает увеличиваться. Растет

уровень заболеваемости по всем классам болезней. Все это осложняется тем, что в России сформировались обширные группы населения, условия и образ жизни которых несовместимы со здоровым образом жизни. Неконтролируемое употребление алкоголя и наркотических средств также наносит сокрушительный удар здоровью россиян .

Физкультура и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества. Экономическая роль физкультуры и спорта наиболее рельефно проявляется по нескольким основным направлениям:

Во-первых, физкультура и спорт являются одним из основных компонентов подготовки качественных трудовых ресурсов и, следовательно, фактором обеспечения экономического роста;

Во-вторых, физическая активность и оздоровительно-массовый спорт способствуют минимизации экономических потерь практически во всех сферах жизнедеятельности, выступают альтернативой вредным привычкам, которые оказывают мощное разрушающее воздействие на экономическую систему;

В-третьих, физическая активность, спорт и туризм являются в настоящее время важнейшей сферой обширной предпринимательской деятельности, которая,

с одной стороны, обеспечивает занятость большой части населения, а с другой - за счет налоговых поступлений пополняет бюджеты различных уровней бюджетной системы;

В-четвертых, физическая активность выступает значимым фактором увеличения продолжительности жизни населения, позитивно влияет на увеличение трудоспособного возраста .

Следует отметить, что основные понятия сферы физической культуры и спорта содержатся в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329-Ф3 (далее - ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ») . Так, согласно данному закону, под физической культурой понимается составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях развития физических и интеллектуальных способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, адаптации к изменяющимся условиям существования посредством физического воспитания, физической подготовки, физического развития и спортивной деятельности.

По мнению профессора Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры Ю.М. Николаева, физическая культура личности - это ее самореализация в развитии духовных и физических способностей (сил) посредством физкультурной деятельности в связи с освоением, созданием, поддержанием, а при необходимости и восстановлением ценностей в сфере физкультурного совершенствования человека, проявляющаяся в формировании ее специфических видов, имеющих самоценный характер при актуализации в его жизнедеятельности .

Л.П. Матвеев, заслуженный профессор Российского государственного университета физической культуры, доктор педагогических наук, подразделяет физическую культуру на базовую физическую культуру, спорт, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную и фоновую физическую культуру, проводя деление на виды в соответствии с наиболее общими решаемыми ими задачами .

Так, базовая физическая культура является одним из важнейших компонентов образования и воспитания, т.к. направлена на обеспечение базового уровня общей физической подготовленности, необходимого в любой сфере человеческой деятельности.

Л.П. Матвеев дает определение «спорта» в узком и широком смысле. В узком смысле спорт - лишь соревновательная деятельность, исторически сложившаяся и выделившаяся в форме состязаний, выявляющаяся в условиях четко регламентированного соперничества и направленная на максимальную реализацию достижен-ческих возможностей индивида. Однако, как считает Матвеев, данное определение не исчерпывает всей сути понятия «спорт» как многогранного социального феномена. Так, по его мнению, понятие «спорт» охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней, а также специфические отношения и поведенческие нормы, возникающие на основе этой деятельности .

Для определения особенностей инновационных процессов в сфере физической культуры и спорта, следует акцентировать внимание на том, что физическая культура и спорт являются частью общей культуры, а также на том, что инновации, в определенной мере затрагивающие культуру общества, представляют собой изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.

Причинами возникновения новаций являются неприятие отдельными индивидами или группами господ-

ствующих культурных ценностей, регулятивных норм, традиций, обычаев, правил поведения и поиск своих собственных путей культурного и социального самоутверждения. Можно утверждать, что новации возникают и в традиционных, и в модернизированных культурах . Создателями культурных инноваций часто выступают выходцы из других стран или другой социокультурной среды, имеющими ценности, отличные от той среды, куда они приходят и оказывающиеся гетерогенными для данного общества.

Инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта является достаточно важная и неотъемлемая часть рассматриваемого элемента национальной экономики, в которой объектом служат физкультур-но-спортивные организации и сферы их деятельности, подвергающиеся воздействию инновационных процессов с целью удовлетворения потребностей общества в услугах физкультурно-оздоровительного и спортивно-развлекательного характера . Тогда инновационный менеджмент в сфере физической культуры и спорта будет представлять собой вид деятельности, направленной на прогнозирование, планирование, организацию, контроль, координацию и необходимое регулирование разработки и реализации продуктов инновационных процессов в данной сфере с целью получения прогрессивного социально-экономического эффекта и повышения уровня жизни населения Российской Федерации.

Особенности инноваций в сфере физической культуры и спорта характеризуются специфичностью данной сферы, которая имеет две принципиально различные составляющие: с одной стороны - это физкультурно-оздоровительная линия, основанная на гармонизации, духовном и физическом развитии человека, с другой - соревнования, борьба и развлечения, - категории в значительно большей степени материального и потребительского характера . Важно понимать, что при этом они образуют четкую систему взаимодействия друг с другом. Здоровье и общая физическая подготовка всегда подвергается проверке на практике в плане эффективности в противостоянии и соревнованиях, при этом стрессовые ситуации, борьба (развлечения, на наш взгляд, в данном аспекте следует рассматривать лишь как попутный, дополнительный элемент) в определенной мере меняют требования к подготовке, состоянию личности, союзов и объединений людей, являясь стимулом для совершенствования и движения вперед по первой линии. Отсюда следует сделать вывод, что сфера физической культуры и спорта сама по себе заведомо обладает большим инновационным потенциалом, в ее сущности заложена потребность в нововведениях.

Физическая культура, спорт и туризм являются составной частью здорового образа жизни населения Ставропольского края, где проживает 2705 тыс. человек, в том числе :

Детей и подростков (до 15 лет) - 402 тыс. чел.;

Молодежи (до 30 лет) - 699 тыс.чел.;

Взрослых (до 60 лет) - 1121,0 тыс.чел.;

Населения (старше 60 лет) - 474,2 тыс.чел.

В настоящее время физической культурой и спортом в крае занимается 12,4% населения (более 330 тыс. человек).

Наиболее высокие показатели в Благодарненском, Изобильненском, Кировском, Шпаковском районах, городах Пятигорске, Ставрополе.

Самые низкие показатели - Ипатовском (7,1%), Левокумском (6,2%), Советском (5,6%), городах Кисловодске (9%), Невинномысске (8,5%).

За всю историю Ставрополья победителями чемпионатов Европы и мира стали 60 спортсменов, 22 принимали участие в Олимпийских играх, 9 раз они становились победителями и призерами Олимпийских игр. Заслуженными мастерами спорта стали 20 человек. Нормы мастера спорта выполнили около 3 тыс. человек, 9 тренерам присвоено звание «Заслуженный

Создание уполномоченных органов муниципальной власти в области физической культуры и спорта во всех территориях края Отсутствие современных спортивных сооружений, позволяющих осуществлять эффективную подготовку сборных команд края и проводить спортивные соревнования Российского и международного масштаба

Принятие мер по развитию туристической отрасли, создание во всех городах и районах края туристических клубов, повышения объема внутреннего туризма, особенно для сельских жителей края Неэффективность социальной поддержки спортсменов и тренеров Ликвидация команд по игровым видам спорта и отток ведущих спортсменов из края

тренер СССР», 55 - «Заслуженный тренер России», 5 -«Заслуженный работник культуры», 35 - «Заслуженный работник физической культуры» . Для более детальной и полной картины развития физической культуры, спорта и туризма в Ставропольском крае необходимо знать и понимать все сильные и слабые стороны Отрасли, а также угрозы и возможности таблица 1.

Таблица 1 - SWOT - анализ развития физической культуры, спорта и туризма в СК.

Сильные стороны развития отрасли (S) Слабые стороны развития отрасли (Ж)

Наличие высококвалифицированных физкультурных кадров Недостаточная законодательная база, регулирующая развитие физической культуры и спорта

Выгодное географическое положение для организации и проведения многочисленных спортивных мероприятий в ЮФО. Этому способствуют крупнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали Отсутствие в большинстве территорий края муниципальных целевых программ развития физической культуры и спорта

Климатические условия, позволяющие круглогодично заниматься населению края физической культурой и спортом, в том числе осуществлять подготовку сборных команд России Низкая обеспеченность материально - спортивной базой, отсутствие условий для подготовки спортсменов высокого класса

Заинтересованность спортивных организаций РФ: министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Олимпийского комитета России, спортивных федераций, а также физкультурных организаций Ставропольского края в организации и качественном проведении спортивных мероприятий по легкой атлетике, спортивному ориентированию, спортивным единоборствам и игровым видам спорта Слабое финансирование физической культуры и спорта, что является одной из причин оттока из края ведущих спортсменов. Отсутствие в большинстве сельских районов края уполномоченных органов в области физической культуры и спорта

Развитая сеть курортных учреждений, способствующая лечению и восстановлению спортсменов Отсутствие туристских клубов в городах и районах края.

Наличие интересных туристических маршрутов, условий для развития военно - прикладных и спортивно - технических видов спорта Слабое медико - биологическое обеспечение физической культуры и спорта, недостаточный уровень врачебного контроля за занимающимися

Наличие 87 ДЮСШ и СДЮШОР, 2 УОР и 2 ШВСМ, обеспечивающих подготовку спортивного резерва и работу в спорте высших достижений Недостаточно наглядной агитации и пропаганды физической культуры и спорта

Наличие факультета физической культуры при Ставропольском государственном университете, обеспечивающего подготовку физкультурных кадров Отсутствие условий для проведения в крае Российских и международных соревнований, что является одной из причин недостаточного роста межрегиональных спортивных связей и дополнительного финансирования со стороны министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ

Возможности Угрозы

Создание условий для вовлечения в занятия физической культурой, спортом и туризмом для всех категорий населения, в том числе - и лицам с ограниченными возможностями как за счет внутрикраевых, так и за счет внешних инвесторов Несвоевременное обеспечение отрасли законодательной базой, непринятие целевых комплексных программ развития физической культуры и спорта

Развитие физкультурно -спортивной работы по месту жительства Отсутствие достаточного финансирования физической культуры и спорта

Повсеместное создание спортивных клубов в трудовых коллективах, в общеобразовательных школах, в средних и высших учебных заведениях Ликвидация простейших спортивных сооружений по месту жительства.

Основными проблемами, сдерживающими развитие и эффективное использование физической культуры, спорта и туризма в организации здорового образа жизни населения края является безынициативность, отсутствие целенаправленной инновационной работы физкультурных организаций, что отрицательно сказывается на показателях развития физической культуры и спорта, в том числе на уровне обеспеченности спортивными сооружениями, их оснащении современным инвентарем и оборудованием .

Потребность в спортсооружениях в целом по краю обеспечена на 28%. Особенно низки показатели в обеспечении плавательными бассейнами - 6%. Десятилетиями не осуществляется капитальный ремонт и реконструкция ряда спортивных залов и бассейнов, в результате чего техническое состояние многих из них представляет угрозу для здоровья физкультурников и спортсменов. Это является одной из причин крайне медленного роста числа занимающихся в платных группах, доходы от которых составляют всего 1,6% от всех финансовых поступлений на физическую культуру и спорт в крае. По этой причине остается неудовлетворенным спрос различных групп населения на качественные и безопасные услуги. В крае нет ни одного стадиона с современным покрытием беговых дорожек и секторов для занятий одним из самых массовых видов спорта - легкой атлетикой.

В большинстве регионов ЮФО действуют легкоатлетические манежи. Отсутствие же оборудованных стадионов и манежей в крае не позволяет принимать российские и международные соревнования, что в значительной степени отрицательно влияет на имидж Ставропольского края.

Серьезной проблемой в крае остается организация работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

В настоящее время большая часть детей дошкольного возраста не занимается физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений; из числа дошкольников, посещающих дошкольные образовательные учреждения. По этой причине наблюдается низкий уровень готовности детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательных школах, в том числе и по показателям физического развития и физической подготовленности .

К числу основных проблем дошкольного физического воспитания относятся:

Низкий уровень заработной платы инструкторов физической культуры дошкольных образовательных учреждений (в среднем он более чем в 1,5 раза ниже, чем у учителей физической культуры);

Высокая наполняемость групп в дошкольных образовательных учреждениях;

Не соответствие спортивной базы дошкольных образовательных учреждений современным требованиям;

отсутствие критериев контроля за реализацией образовательных программ по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях;

Отсутствие системы мер, позволяющих вовлекать в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятель-

ность детей дошкольного возраста не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

Отсутствие научно-обоснованных методических рекомендаций по физическому воспитанию для родителей, обеспечивающих оптимальный двигательный режим для полноценного всестороннего развития дошкольников с учетом возраста, их состояния здоровья и уровня развития дошкольников;

Отсутствие центров возрастного консультирования для детей дошкольного возраста, родителей и педагогов, в том числе и по вопросам физического воспитания и развитию спорта.

Другой проблемой в развитии физической культуры и спорта является низкий уровень финансирования отрасли. Средние показатели расходования средств на эти цели в Ставропольском крае составляют около 120 рублей на человека (по России - около 200 рублей на человека).

Из-за ликвидации коллективов физкультуры в начале 90-х годов, крайне слабо организована физкультур-но-спортивная работа в трудовых коллективах. Здесь занимается всего около 6% трудящихся. Еще ниже показатели в работе по месту жительства - только 3-4% населения вовлечено в активные занятия физической культурой.

Повсеместное создание спортивных клубов в трудовых коллективах, по месту жительства и учебных заведениях будет способствовать вовлечению населения края в занятия физической культурой, спортом и туризмом .

Дальнейшее развитие физической культуры, спорта и туризма в целом по краю и, особенно, в сельской местности, нуждается в приоритетном внимании со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований края к решению проблем одного из главных средств организации здорового образа жизни населения - физической культуры и спорта. В настоящее время в рейтинге физкультурных организаций России Ставропольский край занимает 37 место, в ЮФО - 4 место .

Инновационная система предусматривает наличие инфраструктуры, стимулирование инноваций, развитие научных исследований, компетенций кадров, внедряющих инновации в учебно-тренировочный процесс .

Основной задачей современного периода является формирование национальной инновационной системы. Это совокупность институтов, занимающихся формированием научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг . Цель этой системы это обеспечение социально-экономического развития страны на современном уровне с переориентацией приоритета сырьевых отраслей, занятых добычей и первичной переработкой сырья, к экономике знаний и инноваций.

Инновационный процесс это создание распространение и потребление субъектами национального хозяйства научно-технических, производственных, организационных, управленческих и других новшеств, составляет основу модернизации экономики и общества в целом .

Инновационная деятельность сопровождается формированием комбинаций новых факторов производства, появлением новых товаров, услуг, новых процессов производства, рынков, человеческого потенциала .

Инновационное направление развития системы включает:

Формирование человеческого капитала как особого фактора экономического развития, который меняет структуру населения в обществе и способствует повышению производительности труда;

Внедрение продукции с новыми свойствами, обеспечивающими удобство жизни населения, комфорт.

Физкультура и спорт продлевают трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность его жизни. В современных условиях, когда население многих стран неуклонно стареет, рождаемость имеет постоянную тенденцию к снижению, проблемы прод-

ления трудоспособного возраста напрямую связаны с проблемами пенсионного обеспечения граждан, имеют первостепенное значение. Таким образом, экономика и физическая культура и спорт взаимообратны и взаимозависимы в своём развитии .

Использование новой или улучшенной техники, новых технологических процессов;

Появление новых рынков сбыта;

Использование новых видов сырья;

Изменения в организации управления производством и его материально-техническом обеспечении.

Всё это приводит к тому, что инновационный процесс формирует новую систему общественного воспроизводства, а экономика становится открытой инновационному пути развития. Экономика отрасли «Физическая культура и спорт» является одной из составляющих национальной экономики страны .

Инновационная деятельность предполагает организацию инновационных процессов. Инновационный процесс в обобщенном понимании определяется как создание, распространение и применение продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности. В этом сложном процессе задействованы внешние и внутренние участники различных профилей деятельности. Эта обобщенная деятельность реализуется в организационной форме инновационных проектов.

Инновационный проект представляет собой систему стратегических и тактических планов, программ по их достижению, взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям, направленных на разработку и коммерциализацию конкретной инновации .

Инновационным организациям выгодно реализо-вывать проекты, которые имеют поддержку государственных структур . Это те проекты, которые ориентированы на социально-экономические результаты. Наиболее типовые критерии оценки, характерные для большинства проектов, показаны в таблице 2.

Таблица 2 - Типовые критерии оценки, характерные для инновационных проектов

Критерии оценки инновационных проектов. Основные критерии оценки Содержание критерия оценки

Социальные критерии. Благосостояние, здоровье, культура, личная безопасность, уровень занятости, вклад в решение важнейших проблем, обеспечение населения энергией, энергией, продовольствием, медицинскими услугами, транспортом.

Экономические критерии. Определение эффекта и эффективности, Повышение эффективности использования ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, создание новых экономически эффективных продуктов, затраты на проект, затраты на опытный образец, капиталовложения в создание производства, срок окупаемости затрат, время начала получения прибыли, рентабельность инвестиций.

Рыночные критерии. Конкурентоспособность продукции на внутреннем рынке, спрос, замещение импорта, позиции в конкурентной борьбе, коммерческий риск.

Обеспечение национальной безопасности. Вклад в обороноспособность страны, вклад в экологическую безопасность, снижение выбросов вредных веществ в природную среду, вклад в природовосстановительную деятельность.

Научно- технические критерии. Соответствие мировому уровню инноваций, вклад в крупные технологические сдвиги, степень новизны, степень реализуемости проекта, наличие кадров исследователей высшей квалификации, наличие экспериментальной и производственной базы, технический и организационный риск реализации проекта в срок.

Для снижения риска инновационной деятельности необходима детальная оценка инновационных проектов . Эффективные проекты для одной организации

могут оказаться совершенно неэффективными для других организаций из-за территориального расположения организаций, состояния качества менеджмента, степени изношенности и структуры основного капитала, умения управлять внеоборотными активами.

Оценить степень влияния этих факторов количественно затруднительно, поэтому необходимо учитывать их на стадии отбора проектов. Универсальной системы оценки проектов нет, но выделяют факторы, которые характерны для большинства инновационных проектов, являющиеся критериями для оценки .

Таким образом, сфера физкультурно-оздоровительных и спортивно-зрелищных услуг обладает значительным инновационным потенциалом. Активное внедрение инноваций в деятельность физкультурно-спортивных организаций даст дополнительный импульс к развитию сферы услуг территориальных образований, росту уровня качества жизни населения Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Голубев Г.М. Формирование функциональных стратегий развития региона // Межвуз. сб. науч. тр. «Проблемы управления развитием социально-экономических систем». Вып. 19. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2005.- С. 36-39.

2. Баранов В.А. Социальные проблемы физической культуры и спорта в современном обществе. - М.: Изд-во Рос. гос. торгово-экон. унта, 2006.

3. Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-би-ол. проблемы физич. воспитания и спорта. - 2009. - № 10. - С. 25-27

4. Матвеев Л. П., Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для институтов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 543 с

5. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329-ФЗ [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. -http:/ /www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана.

6. Николаев Ю. М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №8. - С. 2-10.

7. Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. - лЮберцы: Юрайт, 2016. - 247 с.

8. Смирнов М.О. Инновационный менеджмент в сфере физической культуры и спорта: концептуальные особенности // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru, свободный. - Загл. с экрана.

9. Григорьев В.И. и др. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

10. Интернет - портал Министерство физической культуры и спорта Ставропольского края [Электрон. ресурс] http:// http://www.minsport.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

11. Свечкарев В.Г., Турин В.В. Адаптивные системы управления в практике физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие. - Майкоп: Глобус, 2008.

12. Густомясова Е.В., Густомясов А.А. Планирование и организация физической культуры и спорта: учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.

13. Гусев А.Г. Развитие физической культуры и спорта в системе местного самоуправления. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.

14. Жестянников Л.В. Физическая культура и спорт: современные проблемы и современные решения // 72

Теория и практика физ. культуры. -2000. -№3.- С. 48.

15. Ильина, И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.Н. Ильина, К.С. Леонард, Д.Л. Лопатников и др.. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 с.

16. Мустяца В.М. Управление инвестиционным обеспечением инновационного процесса на региональном уровне // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 189-191.

17. Крамин Т.В., Леонов В.А., Григорьев Р.А. Определение направлений повышения инновационного потенциала региона посредством развития инновационных технологий и компетенций в процессе подготовки и реализации крупных инвестиционных проектов // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 (36). С. 141-150.

19. Донец О.В. Об оценке инновационного потенциала и инновационной активности регионального отраслевого научно-учебного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 46-50.

20. Каримов P.P., Закиров Э.А. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие. - Уфа: Изд-во Вост. унт, 2004.

21. Моисеев В.Б. Основные направления развития инновационной деятельности академии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 6 (10). С. 13-14.

22. Щербаков И.В. Мотивация инновационной деятельности индивида с экономикоинституциональных позиций // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 154-157.

23. Царук В.Ю. Совершенствование механизма инвестирования инновационной деятельности // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 141-145.

24. Якунин В.Н. Современные направления инновационного развития вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 78-83.

25. Купчак В.Р. Управление инновационным развитием энергосферы в условиях формирования единого межрегионального экономического пространства // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 43-49

26. Починкин, А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие / А.В. Починкин.- М. : Советский спорт, 2016 .- ISBN 978-5-9718-0594-6

27. Фролова О.Ю., Хорошева Т.А. Индустрия спорта: коммерческая деятельность и политика министерства спорта РФ // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 69-72.

28. Якубов Ю.Д. К вопросу о правовом оформлении региональных стратегий развития физкультурно-спор-тивной политики Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 226-230.

29. Бакулина Я.С., Ведерников А.В., Гусев А.А. Социально-экономические проблемы в области спорта и физической культуры системы вуза, пути решения и развития // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 18-22.

30. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта = Sports law of Russia: учеб. для студентов / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Юнити: Закон и право, 2005.

31. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер,

2013. - 448 с.; Якобсон, А.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.Я. Якобсон. - М.: Омега-Л,

32. Поташник Я.С. Оценка стоимости собственного капитала предприятия с учетом финансового риска инвестиционного проекта // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 90-94.

33. Полтева Т.В., Колачева Н.В. Методы определения ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционных проектов // Вестник НГИЭИ.

2015. № 3 (46). С. 82-85.

34. Великая Е.Г., Чурко В.В. Механизм стратегического управления затратами малобюджетного бизнес проекта // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 43-47.

35. Кузнецова С.Н. Экономика предприятия и общественные эффекты при реализации проекта промышленного парка // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 68-75.

36. Башмачникова Е.В., Абрамова Л.А. Элементы формирования теории управления проектами // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 2 (28). С. 125-133.

37. Прокопьев О.А. Оценка экономической эффективности систем мониторинга реализации проектов // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 101-106.

38. Крупнова К.Ю. Социальные стратегии public relations в сфере физической культуры и спорта. -М.: Компания Спутник+, 2008.

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Менеджмент физической культуры и спорта.»

По теме:

«Инновации в физической культуре и спорте.»

Исполнитель:

Рунк Виктор Александрович

Москва 20 17 год

Содержание

Введение

1.Хронология понимания необходимости инноваций в физической культуре и спорте.

2.Инновации и её проблемы в физической культуре и спорте в современный период.

Заключение

Список литературы

Введение

Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров,

дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет.

Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения,

деятельность и серьезные упражнения.

Ян Коменский

Актуальность исследований инновационных аспектов физкультурной и спортивной деятельности обусловлена всем комплексом вне- и внутрисистемных ее взаимодействий с иными областями общественной жизни. Какие бы акценты ни расставлялись в дискуссиях о путях развития современной России, совершенно очевидно, что она, дрейфуя отчасти естественно-исторически, отчасти под влиянием искусственно-исторических воздействий , переходит в качественно новое состояние. И сколь бы ни был велик соблазн все и вся сводить к сетованиям по поводу недостаточного финансирования, бороться против ухудшения генофонда нации надо сегодня. Олимпийские игры и чемпионаты мира надо выигрывать сегодня, превращать физическую культуру и спорт из дотационной сферы в отрасль деятельности, обеспечивающую не только самофинансирование, но и прибыль в местные, региональные и федеральные бюджеты, надо сейчас. Для этого необходима инновационная переориентация, как говаривали в былые времена, "сверху донизу и снизу доверху".

1. Хронология понимания необходимости инноваций в физической культуре и спорте.

Несмотря на то что термин "инновация", как утверждают специалисты , впервые используется в научных текстах XIX века, инновации в физической культуре и спорте как отражение объективных потребностей в сфере управления обществом и самоуправления личности зафиксирована (пусть в ином терминологическом оформлении) еще в классической древности. Отношение к новому было принципиальным пунктом размышлений не только Лао-Цзы и Конфуция, софистов и Сократа, но и оппонирующих друг другу идеологов всех последующих эпох.

Однако объективная потребность в новом у общества в целом и аналогичная ориентация субъектов конкретной сферы деятельности формируются отнюдь не синхронно. И если во второй половине XX века эстафету разработки инноваций из рук теоретиков социально-политических преобразований принимают эксперты в области научного и промышленного менеджмента, то субъекты управления спортом и физической культурой не торопятся последовать их примеру. Это не обнаруживается даже у чутких ко всему новому американцев, если судить по достаточно серьезному с фактологической точки зрения обзору А.В. Серебрякова и Н.И. Пономарева . Что же говорить об отечественной науке, где даже в общей постановке вопроса социология спорта и физической культуры на один-два порядка уступает в темпах становления и развития спортивной науки стран-лидеров?

Справедливости ради необходимо отметить, что у советской теории и практики физической культуры (по крайней мере в разделах, касающихся спорта высших достижений) был шанс стать лидером инновационных исследований в стране, опережающим весь административно -управленческий, идеологический, научный, организационный комплекс. Речь идет о периоде подготовки к московской Олимпиаде, когда на базе Киевского института физической культуры была сделана попытка методологического прорыва в подготовке тренерских и научно-исследовательских кадров высшей квалификации . Но Олимпийские игры миновали, и несмотря на то, что Киевский институт вплоть до конца восьмидесятых годов пополнял ряды методологов системно-деятельностной ориентации, магистральные линии развития методологии инноватики уходили все дальше от проблемных полей физического развития.

Принимая вызов, брошенный творцами инновационного бума 70 - 80-х годов , инновационную проблему начинает разрабатывать коллектив авторов, группирующихся вокруг ведущих специалистов ВНИИСИ ГКНТ АН СССР (проф.Н.И. Лапин и др.) , но интересы и этого научного сообщества не пересеклись с волнующей нас сферой. Положение мало изменилось и в постсоветский период, чем бы это ни объяснялось: особенностями российской ментальности, трудностями переходного периода или относительной молодостью спорта как потенциального заказчика исследований, свидетельствующими о социально-культурной зрелости субъекта (коллективного или индивидуального).

Между тем актуальность исследований инновационных аспектов физкультурной и спортивной деятельности обусловлена всем комплексом вне- и внутрисистемных ее взаимодействий с иными областями общественной жизни. Какие бы акценты ни расставлялись в дискуссиях о путях развития современной России, совершенно очевидно, что она, дрейфуя отчасти естественно-исторически, отчасти под влиянием искусственно-исторических воздействий , переходит в качественно новое состояние. И сколь бы ни был велик соблазн все и вся сводить к сетованиям по поводу недостаточного финансирования, бороться против ухудшения генофонда нации надо сегодня. Олимпийские игры и чемпионаты мира надо выигрывать сегодня, превращать физическую культуру и спорт из дотационной сферы в отрасль деятельности, обеспечивающую не только самофинансирование, но и прибыль в местные, региональные и федеральные бюджеты, надо сейчас. Для этого необходима инновационная переориентация, как говаривали в былые времена, "сверху донизу и снизу доверху".

Если иметь в виду теоретико-методологическую основу данного процесса, то начинать, как было упомянуто выше, приходится не с нуля.

По сути дела, физическая культура и спорт - имманентно инновационные явления. Вспоминаем ли мы этимологию базового понятия, останавливаем ли свое внимание на важнейшей социально-адаптационной функции испытания человека (его организма, психики, личных качеств) в экстремальных, пограничных ситуациях, констатируем ли неразрывную связь рассматриваемой сферы с экономикой, политикой, образованием и т.д. - всюду обнаруживаем возможность не только абстрактно-теоретического анализа диалектики старого и нового, функционирования и развития, традиционализма и модернизма, консерватизма и революционности (хотя бы в контексте НТП), но и практической реализации инновационно-управленческих технологий.

Правда, в инновационной трактовке процессов спортивного единоборства и физического развития есть по крайней мере один пункт, требующий методологической решимости. Он связан с привычным для общенаучного и философского анализа различением роста и развития. Новое, как оно трактуется сегодня большинством исследователей, связано с переходом изменяющейся (становящейся, прогрессирующей и т.п.) системы в иное качественное состояние . Привносит ли указанное изменение достижение более высокого спортивного результата? Во всяком случае определения физического развития, имеющиеся в базовых учебниках для студентов институтов физической культуры и иных специальных изданиях , дают много поводов для критически ориентированных размышлений. Но это не снимает проблемы, а лишь заостряет ее.

    1. Инновации и её проблемы в физической культуре и спорте в современный период.

В нынешних условиях возможно и необходимо использование всего арсенала, накопленного отечественной и зарубежной инноватикой за последние десятилетия. Для реализации замысла данной статьи, в целях компактности и цельности, воспользуемся в качестве основы лишь одним источником , достаточно адекватно отражающим тенденции развития данного научного подхода. На наш взгляд, полноценная разработка и внедрение инноваций в физической культуре и спорте предусматривает осуществление следующих программ:

1. Теоретико-методологический анализ инновационных компонентов данной сферы творческой активности.

Для пояснения здесь можно привести еще один пример. А.И. Пригожин, определяя предмет инноватики, как форму управленческого развития, целенаправленного процесса перехода управляемой системы в качественно иное состояние, при котором среда внедрения обогащается новыми, относительно стабильными элементами [там же], при этом подчеркивает, что кадровые перестановки (например, в составе сборной команды или назначение ее нового тренера. - А.Г.), как и ремонт однотипного оборудования, в собственном смысле нововведением не являются. Но тогда значительная часть творческой активности субъектов управления в сфере физической культуры и спорта (в первую очередь - тренеров) заведомо лишается возможности инновационной интерпретации. Значит, надо, начиная с азов, - определения, что есть новшество, инновация, инновационный процесс в данной сфере, - адаптировать устоявшийся тезаурус (или создать новый) на основе специально разработанных концептуальных схем.

2. Осуществление паспортизации наиболее существенных по значимости инновационных проектов регионального и федерального уровня, как реализованных в недавнем прошлом, так и принимаемых к внедрению. Типовая методика такой паспортизации инновационных процессов разработана и неоднократно апробирована энтузиастами отечественного инновационного движения первой волны. В результате ее применения к сфере физической культуры и спорта были бы возможны экспертиза инновационного потенциала отрасли в целом, отдельных субъектов управления, создание карты инновационных потоков, локализация "мертвых" с точки зрения развития зон.

3. Создание отраслевого (регионального, фирменного, клубного и т.д.) банка инновационных идей и нереализованных проектов с целью формирования базы для разработки инновационной стратегии развития физической культуры и спорта в конкретных локусах, оказания помощи субъектам инновационных инициатив.

4. Проведение конкретных социологических, социально-психологических, педагогических и т.д. исследований с целью диагностики инновационного потенциала различных профессионально-деятельностных групп, представленных в отрасли. Так, по наблюдениям автора статьи, совпадающим с констатацией других исследователей (например, З.Т. Усмановой, КамГИФК, 2000 г.), инновационная ориентация студентов и выпускников вузов катастрофически падает по мере увеличения стажа работы по специальности, особенно среди специалистов, успешно реализующих свой карьерно-административный потенциал.

5. Разработка спецкурсов лекционных, практических занятий для студентов специализированных учебных заведений и системы повышения квалификации по проблематике: "Инноватика и спорт", "Инноватика и физическая культура", "Инноватика и спортивная педагогика", "Инноватика и спортивный менеджмент" и т.п., а также тренинговых программ, нацеленных на актуализацию и развитие творческого мышления, овладение эвристическими технологиями, формирование инновационно-творческой мотивации. К сожалению, опыт научно-педагогической деятельности автора показывает тревожную динамику в изменении указанной мотивации у студентов физкультурного вуза. А это обещает обострение инновационно-управленческих проблем в недалеком будущем.

3. Основные направления инноваций в области физической культуры и спорта.

Основой повышения эффективности обязательного физического воспитания детей, подростков и молодежи В. К. Бальсевич счита­ет использование технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, показателей физической нагрузки и лично приемлемого уровня планируемых результатов при обязательном выполнении индиви­дуально определенных образовательных стандартов.

Научно-тех­нологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании состоит в приоритетной направленно­сти содержания педагогического процесса в общеобразователь­ной школе на усвоение обучающимися нравственных, интеллек­туальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, ком­муникативных, здоровьеформирующих и здоровье сберегающих ценностей физической и спортивной культуры по механизму кон­версии приемлемых элементов элитной национальной и мировой культуры спортивной подготовки в массовое физическое воспи­тание.

Заслуживают внимания проблемы олимпийского образования: место в системе физкультурного образования, значение, сущность, содержание, формы организации и методы осуществления. Олимпийская культура с ее мощным гуманизирующим содержанием способна преодолеть уже сложившуюся практику утилитарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основе идеалов, воплощенных в Олимпийской хартии.

Значительное место в содержании олимпийского образования уделено истории игр и их современному состоянию, интеграции спорта и культуры, своеобразию состязаний на Олимпийских иг­рах, направленности идей олимпизма на формирование лично­сти, содействие олимпийскому движению и политике вокруг него.

Заключение.

Фронтальный прорыв в разработке научно-исследовательских и социально-технологических программ инновационной ориентации возможен, если не надеяться на спорадические вспышки местечкового энтузиазма. Как показывает опыт отечественной и зарубежной инновации, он возможен только тогда, когда возникает заказчик, обладающий достаточно солидным инновационным потенциалом. Речь идет не столько о финансовых возможностях, сколько о наличии стратегически ориентированной организационно-управленческой воли к запуску процессов обновления.

Конечно, возможно наличие перспективных инновационных проектов, но еще более значимо стремление к их разработке или заимствованию для внедрения.

Если не один из ведущих спортивных клубов, то, может быть, все мы вместе в союзе с ведущими организациями учебной и научно-исследовательской направленности возьмет на себя указанную миссию?

Список литературы

1. Гайков А.В. Старое и новое как философские категории //Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки специалистов физической культуры: Межвуз. сб. научн. тр. - Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 1998, с. 99 - 104.

2. Инновационные процессы: Труды семинара. - М.: ВНИИСИ, 1982. - 161 с.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культ - М.: ФиС, 1991. - 543 с.

4. Перлаки И. Нововведения в организациях. - М.: Экономика, 1981. - 186 с.

5. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). - М.: Политиздат, 1989. - 271 с.

6. Серебряков А.В., Пономарев Н.И. Социология спорта США на службе капитализма. - М.: ФиС, 1987. - 223 с.

7. Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности: Системно-структурное строение, смысл и содержание //Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1986. - М.: Наука, 1987, с. 124 - 146.

8. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности //Нововведения в организациях: Труды семинара. - М.: ВНИИСИ, 1983, с. 33 - 53.

УДК: 796:338.2

СИСТЕМНЫЕ ИННОВАЦИИ

в сфере физической культуры и спорта на муниципальном уровне: внедрение и эффективность

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Хромин А.В. Колычев, С.В. Субботина, Н.Г. Радостев

Департамент по спорту и молодежной политике Администрации г. Тюмени

MUNICIPAL SYSTEM INNOVATIONS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT: ADOPTION AND EFFECTIVENESS

E.V. Khromin, associate professor, Ph.D.

A.V. Kolychev, S.V. Subbotina, N.G. Radostev

Department of Sport and Youth Policy of the Administration of Tyumen, Tyumen

Key words: systemic innovation, integration, strategy, health, basic and post-secondary education, monitoring, communication marketing, information support.

The purpose of the research was to develop the theoretical and methodological foundations of the strategic approach to the management of innovations in the field of physical culture and sport, as well as to develop and test a technology of implementation of system innovations. The implementation of the strategy of systemic innovations contributed to significant development of the infrastructure of physical culture and sport and extending the opportunities for regular training, as well as to creating conditions for the development of youth sport through a series of activities stipulated in the paper.

The concept of the systemic innovation strategy in the field of physical culture and sport was designed and implemented in the study. In addition, there was formed a municipal bank of innovations being tested and implemented in pilot sites.

The share of people regularly engaged in physical culture and sport has increased on the average per year. The number of students of educational institutions, engaged in physical culture and sport has risen significantly compared to the previous year. The absolute number of those regularly engaged in domiciliary training has increased by 91% compared to 2012.

Thus, the strategic approach to the implementation of the system innovations in the field of physical culture and sport was proved to be efficient based on the stated criteria.

Ключевые слова: системные инновации, интеграция, стратегия, здоровье, основное и дополнительное образование, мониторинг, коммуникационный маркетинг, информационное сопровождение.

Введение. В основу «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» (далее Стратегия-2020) положен переход развития сферы физической культуры и спорта на инновационную модель. При разработке Стратегии-2020 учтены вопросы, направленные на улучшение здоровья нации, повышение уровня и качества жизни россиян, улучшение подготовленности человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности российского спорта и престижа России на международной арене, улучшение воспитания подрастающего поколения и единение российского общества.

Не останавливаясь на имеющихся социально-экономических проблемах, для разрешения которых могут использоваться возможности физической культуры и спорта, отметим, что спортивно-оздоровительная деятельность реально улучшает здоровье и физическую подготовленность человека, способствует воспитанию подрастающего поколения, физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов, повышает работоспособность и производительность труда экономически активного населения, продлевает период активной трудовой деятельности.

Социальный эффект инноваций состоит в том, что он способствует повышению благосостояния общества, повышению качества жизни, условий и производительности труда, ускорению обновления жизненной среды через процесс формирования здорового стиля жизни и ее продолжительности.

В данной ситуации инновационное управление выступает эффективным способом достижения этих целей, обеспечивающим новые возможности для улучшения здо-

http://www.teoriya.ru

ровья нации, повышения уровня и качества жизни россиян и т.д. .

Необходимо обосновать стратегические подходы к обновлению и повышению качества работы систем управления различных уровней, а также созданию механизмов, позволяющих практически решать эти задачи. В связи с этим исследование проблем инновационного управления и управленческих инноваций, место и роль которых определяется принципиальными сдвигами в содержании и характере информационного, методического и практического базиса развития сферы физической культуры и спорта, представляется крайне важным.

Стратегия системных инноваций в сфере физической культуры и спорта - это целенаправленное изменение состава ее функций, организационных структур, технологий и организации, а также методов системы управления, ориентированное на замену ее элементов с целью ускорения или улучшения решения поставленных обществом задач и реализации Стратегии-2020 .

Несмотря на значительное число публикаций, посвященных различным аспектам инноваций, следует отметить, что в них недостаточно разработаны и представлены базовые теоретические и методологические проблемы, связанные со стратегическим подходом к планированию и реализации инноваций в сфере физической культуры и спорта. Поэтому остается нерешенной задача разработки и обоснования целостной, системной концепции -стратегии системных инноваций в контексте современного менеджмента.

Актуальность и значимость для развития сферы физической культуры и спорта рассматриваемых проблем, их недостаточная разработанность обусловили выбор темы и направлений настоящего исследования.

Цель исследования - разработать теоретические и методические основы стратегического подхода к управлению инновациями в сфере физической культуры и спорта, а также создать и апробировать механизм внедрения системных инноваций.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что реализация стратегии системных инноваций позволит существенно развить инфраструктуру физической культуры и спорта, расширить возможности для систематических занятий физической культурой и спортом, а также создать условия для развития детско-юношеского спорта путем:

Создания необходимых условий и внедрения инноваций;

Реализации инновационных проектов: «Мониторинг состояния всех имеющихся в городе объектов физической культуры и спорта», «Интеграция ресурсов учреждений основного и дополнительного образования детей и молодежи», «Мониторинг здоровья и физической подготовленности юных спортсменов», «Организация физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения», «Коммуникационный маркетинг

и информационное продвижение физической культуры и спорта»;

Определения системных показателей продуктивности управления инновационными процессами.

Это позволит:

Создать целостную концепцию стратегии управления инновационными процессами, обеспечивающую постоянное и поступательное внедрение инновационных разработок;

Получить социальные эффекты от системного внедрения инноваций: повышение уровня здоровья населения, а значит, и улучшение качества его жизни; повышение квалификации кадров, работающих в отрасли;

Создать синергетический эффект от внедрения инноваций, выражающийся в интеграционном взаимодействии специалистов разных отраслей: педагогики, спорта, медицины, юриспруденции и создание единой инновационной и информационной среды.

Задачи исследования:

1. Разработать и реализовать концепцию стратегии системных инноваций в сфере физической культуры и спорта (прогнозировать изменение требований к системе управления в перспективе, использовать метод программно-целевого планирования на среднесрочную и отдаленную перспективы, определять приоритетные звенья, обеспечивать согласование связей между различными нововведениями).

2. Сформировать муниципальный банк инновационных разработок, прошедших апробацию и внедрение на экспериментальных площадках.

3. Доказать эффективность стратегического подхода к реализации системных инноваций в сфере физической культуры и спорта по критериям: доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в среднегодовой численности населения; количество и доля учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся физической культурой и спортом; абсолютное количество

Системные инновации в управлении физической культурой и спортом на муниципальном уровне

Мониторинг состояния всех имеющихся в городе объектов физической культуры и спорта

Организация физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения

Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности юных спортсменов

Коммуникационный маркетинг и информационное продвижение сферы физической культуры и спорта

Интеграция ресурсов учреждений основного и дополнительного образования детей и молодежи

Рис. 1. Системные инновации в управлении физической культурой и спортом

http://www.teoriya.ru

систематически занимающихся физической культурой по месту жительства населения. Методика и организация исследования. Основная научно-исследовательская работа осуществлялась на базе детско-юношеских спортивных школ и центров г. Тюмени, плоскостных сооружений по месту жительства населения, учреждений основного общего и высшего образования. В работе были задействованы специалисты Департамента по спорту и молодежной политике Администрации г. Тюмени, Департамента образования, руководители, тренеры, педагоги дополнительного образования и спортивные организаторы, а также руководители и специалисты других отраслей социальной сферы.

В своем исследовании мы придерживаемся интенсивной стратегии решения проблемы оздоровления и увеличения количества занимающихся физической культурой и спортом, которая позволяет при наличных ресурсах, даже скромных, находить внутренние резервы повышения эффективности политики оздоровления различных слоев населения, в т. ч. школьников, благодаря внедрению инноваций в образовательный и учебно-тренировочный процессы .

Системные инновации (рис. 1) - это связанные между собой локальные нововведения, которые оказывают многократно больший, системный эффект и облада

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «Физическая культура и спорт»

  • КОГО И КАК СЧИТАТЬ ЗАНИМАЮЩИМСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

    ВИНОГРАДОВ П.А., ОКУНЬКОВ Ю.В. - 2012 г.

  • ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

    ЗОЗУЛЯ С.Н., КУЗЬМИЧЕВА Е.В. - 2008 г.

  • ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА КАК УНИКАЛЬНЫЙ ПРИМЕР НАСЛЕДИЯ XXVII ВСЕМИРНОЙ ЛЕТНЕЙ УНИВЕРСИАДЫ


На этой неделе в Москве проходит Чемпионат Мира по легкой атлетике, на который съехались лучшие спортсмены со всего мира. Но современный спорт – это не только физические достижения, но и технологии . О десятке лучших примеров слияния физики и физиологии пойдет речь в этом обзоре.



Интерактивные очки Recon Jet созданы, в первую очередь, для того, чтобы помочь любителям активных видов спорта. Они оснащены процессором, камерой, снимающей видео в HD-разрешении, слотом памяти, беспроводными интерфейсами и 3D-акселератором. Пользоваться этим девайсом можно и летом, и зимой.




Иногда появление какого-то нового девайса становится началом рождения нового вида спорта. Подобное случилось и с устройством под названием Flyboard, которое позволяет человеку буквально летать над водой, выполняя при этом невероятные кульбиты.




Компания NIKE запустила в Мадриде необычный спортивный и социальный проект. Она создала микроавтобус, который может ездить из района в район и создавать на площадях, парковках и прочих пустырях лазерный вариант спортивной площадки. Достаточно лишь отправить СМС на нужный номер, указав в нем время и место.




Иногда не только технологии влияют на спорт, но и спорт на технологии. В качестве одного из самых ярких примеров тому можно назвать появление миниатюрного аудиоплеера iPod Nano, который компания Apple создала специально для нужд людей, занимающихся спортом. Ведь им нужен был очень компактный плеер с быстрым и удобным доступом к музыке во время тренировок.




Не так давно компания Adidas запустила технологию цифрового тренера под названием MiCoach. К этим ее начинаниям присоединилась главная футбольная лига США – MLS, которая решила оснастить каждого игрока и тренера в каждой из девятнадцати команд комплектом девайсов, контролирующих его физическое состояние во время матчей и тренировок.




Иметь доступ к современным технологиям на стадионе должны не только спортсмены, оганизаторы и судьи, но и зрители. Понимая это, команда по американскому футболу San Francisco 49ers возводит стадион Santa Clara Stadium на 69 тысяч мест, который после завершения строительства станет спортивной ареной с самой высокой в мире плотностью покрытия Wi-Fi.




MINI MINI – это уменьшенная в четыре раза копия автомобиля MINI E. Создана она была ограниченной партией специально к Олимпийским Играм 2012 года в Лондоне. И предназначено это транспортное средство для обслуживания состязаний – перевозки копий, ядер, дисков и прочего спортивного инвентаря.




Камеры из серии GoPro – это излюбленный девайс людей, занимающихся экстремальными видами спорта. Ведь этому устройству не страшна ни вода, ни жара, ни холод, ни удары. Оно будет снимать ваши занятия спортом в любых условиях, чтобы потом у вас была возможность продемонстрировать свои достижения всему миру!




Уже несколько лет существует футбольный мяч, который в автоматическом режиме определяет, пересек он линию ворот или нет. miCoach Smart Ball от Adidas умеет куда больше. Он может выступить в качестве личного тренера для футболиста, помогая тому отточить мастерство по нанесению разнообразных ударов (пенальти, штрафной, на дальность, угловой и т.д.)




C-Ring Dumbbells – это гантели, которые сами подсчитают количество сожженных вами во время тренировки калорий, и, в зависимости от показателя, будут светиться разными цветами. Зеленый означает, что вам еще тренироваться и тренироваться. Желтый – что тренировка в самом разгаре. А красный – что вам уже достаточно нагрузки на сегодня.


1

2. 2012–2014 Открытые инновации. Московский международный форум инновационного развития. http://www.forinnovations.ru/

3. 2013-2014. Спорт высоких инноваций. ТОП-10 лучших примеров слияния спорта и технологий. http://www.novate.ru/blogs/140813/23740/

4. Питер Друкер. Бизнес и инновации. – М.: Вильямс, 2007. – 432 с. – ISBN 0-88730-618-7.

Прогресс не стоит на месте и с каждым днем появляются разнообразные новшества, и не в последнюю очередь инновации в спорте. Нововведения стараются улучшить результаты спортсменов, удобства для самих занимающихся, а так же для зрителей, судей. И просто получение удовольствие от занятия физическими упражнениями. Цели работы: ознакомление с инновационными разработками в сфере спорта. Задачи: исследование инноваций в спорте, изучение спортивной отрасли и выявление новшеств в сфере спорта. Объектом исследования является внедрение инноваций в спортивной деятельности. Предметом исследований являются инновации в спорте. Методы исследования - анализ учебной литературы и теоретических данных.

1. Инновации в спорте

Инновация (англ. innovation) - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Инновациями не могут быть любые новшества, а лишь те, которые серьезно повышают эффективность действующей системы. Проблеме инноваций в спорте в настоящее время уделяется особое внимание. Это объясняется колоссальными изменениями в экономике, политике и духовной жизни разных стран, которые не могли не затронуть и сферу спорта. Сейчас спортсменам и тренерам приходится постоянно работать с нововведениями. Инновации, которые может использовать тренер, многообразны: новые методики спортивной тренировки, проблемное обучение, диалоговое преподавание и многое другое. В спорте подразделяют разные категории исследования, и в каждой постоянно появляется что-то новое.

1. Психологические

2. Медицинские

Новые технологии психологической поддержки

В процессе спортивных состязаний происходит испытание спортивного мастерства, умственных и физических возможностей атлета. Психологическая подготовка к конкретному соревнованию - заключительный этап всей психологической подготовки, проводившейся в процессе тренировочной и воспитательной работы. Важнейшая задача этого этапа - формирование оптимального психического предстартового состояния, при котором спортсмен не только способен проявить свои лучшие спортивные качества, но и превзойти их. Еще задолго до старта у спортсмена, как правило, возникает напряженность, волнение, повышается частота сердечных сокращений, происходит изменение мышечного тонуса. При помощи этих реакций идет настройка функций организма на все виды нагрузок приближающихся состязаний. Это дает возможность спортсмену к моменту старта мобилизовать все свои качества и возможности. Однако если такие процессы, особенно эмоциональное возбуждение, выходят из оптимальных пределов, то они отрицательно сказываются на действиях спортсмена.

При правильной стимуляции наш мозг может образовывать новые нервные пути, изменять существующие соединения, а также адаптироваться к окружающей действительности и по-разному реагировать на нее. Исследователи из компании Lumos Labs Inc. установили, что мозг обладает невероятной способностью к изменениям, что особенно ярко проявляется в обучении и памяти. Каждый человек может использовать огромный потенциал нейропластичности, чтобы улучшить когнитивные способности, повысить способность воспринимать и запоминать новую информацию, а также улучшить память. В 2011 году разработан проект Human Cognition Project Lumosity, который представляет учебную программу, в которой упражнения («уроки») содержат комбинации движений, созданные для улучшения понимания на опыте того, как мы действуем и используем себя и свое тело. Выполнение этих уроков позволяет найти альтернативный способ выполнения действий, более легкий и эффективный. Результатом такого переобучения становится устранение излишних напряжений и связанных с ними симптомов, более эффективный расход сил, общее ощущение легкости, повышение спортивных результатов и улучшение качества жизни.

Новый стандарт экстренной медицинской помощи спортсменам

Травма спортсмена - главная угроза для успеха спортсмена или всей команды. Поэтому главная задача любого тренера - снизить риск травм и повреждений. В США пересмотрена программа оказания доврачебной помощи спортсменам (Sport Safety Training Program). Новая версия программы в 2007 году подготовлена американским Красным Крестом (American Red Cross) и одобрена национальным Олимпийским комитетом (United States Olympic Committee). Программа устанавливает минимальный образовательный стандарт для тренеров, которые в первую очередь отвечают за безопасность атлетов. Разработаны учебные курсы, задача которых - повысить эффективность профилактики спортивных травм. Первая доврачебная помощь, которой обучают тренеров, представляет собой комплекс простейших мероприятий, направленных на помощь атлету до прибытия медицинских работников. Основная задача - предупреждение возможных осложнений. В случае необходимости, необходимо обеспечить максимально благоприятные условия для транспортировки пострадавшего. Цели обучения просты - выявление и устранение потенциально опасных факторов в различных средах спорта. Разработчики программы считают, что необходимо обеспечить атмосферу, в которой спортсмены могут спокойно тренироваться, зная, что их тренер полностью контролирует ситуацию и им будет оказана своевременная помощь в случае необходимости.

Предусмотрены гибкие варианты, в том числе - обучение приемам оказания первой помощи с использованием аппаратуры автоматизированной внешней дефибрилляции. Курс обучения включает видео, практическое обучение, а также интерактивные упражнения, а также удобный автоматизированный справочник, который должен сопровождать тренера во время соревнований и тренировок. для уже сертифицированных и / или лицензированных спортивных тренеров и других специалистов, предусмотрен специальный сокращенный курс. Переработанный стандарт безопасности имеет удобный формат и служит оперативным инструментом в реальной чрезвычайной ситуации. Каждый тренер, спортивный тренер и все, кто работает со спортсменами должны держать руководство в легко доступном месте - также, как аптечку или спортивную сумку.

3. Обзор технологических инноваций

К различным изобретениям относится в первую очередь одежда спортсмена. В последние годы появляется все больше различных видов спортивной экипировки, снабженных датчиками, которые должны помочь отслеживать физическое состояние и успехи спортсменов во время тренировок и восстановления. Например, созданы спортивные бюстгальтеры, которые используют проводящую ткань для регистрации сердечного ритма спортсменок. «Вычислительный центр» такого бюстгальтера на кремниевых чипах располагается в миниатюрном пластиковом корпусе и передает сигнал на принимающее устройство. С помощью системы датчиков и микропроцессора спортивная электроника может контролировать многие показатели физического состояния человека: силу воздействия на тело, электрические импульсы от сердца и нервной системы, кровяное давление, ритм ходьбы или бега, нагрузку на суставы. Данные могут быть обработаны «на месте» или переданы на другое устройство. Часто подобные разработки являются «побочными продуктами» космических технологий. Так, испанская компания Emxys совместно с Европейским космическим агентством (ESA) разработали устройство TrainGrid, представляющее собой «электронную майку» для тренировок. Устройство отличается тем, что оно не только измеряет и передает на компьютер основные параметры тела и местоположение спортсмена, но и фиксирует удары, падения и среднюю скорость его движений. В настоящее время разработчики TrainGrid изучают возможность использования этого устройства в других сферах деятельности - таких, как мониторинг удаленных рабочих мест, помощь в борьбе с пожарами или в чрезвычайных ситуациях. Франсиско Гарсия-де-Кирос, технический директор компании Emxys, подчеркивает, что данная разработка стала возможной только благодаря политике органов управления Европейского Союза, которые уделяют большое внимание конверсии технологии из космической сферы в другие области деятельности.

Также одними из наиболее распространенных инноваций в сфере спорта являются следующие изобретения:

Спортивные очки Recon Jet. Recon Jet - это интерактивные очки, приспособленные, в первую очередь, для занятия спортом на открытом воздухе. В техническом плане очки Recon Jet могут похвастаться камерой, которая может снимать HD-видео с разрешением 720p, 8 гигабайтами постоянной флеш-памяти, 3D-акселератором, модулями беспроводной связи Wi-Fi и Bluetooth, а также портом проводного соединения Micro USB.

IPod Nano - плеер для спортсменов. Иногда не только технологии влияют на спорт, но и спорт на технологии. В качестве одного из самых ярких примеров тому можно назвать появление миниатюрного аудиоплеера iPod Nano, который компания Apple создала специально для нужд людей, занимающихся спортом. Ведь им нужен был очень компактный плеер с быстрым и удобным доступом к музыке во время тренировок.

MiCoach Smart Ball - «умный» футбольный мяч. Уже несколько лет существует футбольный мяч, который в автоматическом режиме определяет, пересек он линию ворот или нет. miCoach Smart Ball от Adidas умеет куда больше. Он может выступить в качестве личного тренера для футболиста, помогая тому отточить мастерство по нанесению разнообразных ударов (пенальти, штрафной, на дальность, угловой и т.д.)

Заключение

История учит, что развитие физической культуры и спорта представляет собой объективный, закономерный процесс в жизни человеческого общества. История физической культуры и спорта показывает, как на различных ступенях развития человечества изменения, происходящие в области физической культуры и спорта, обусловливаются определённым образом производства, политикой, культурой, наукой. В духовном творчестве народа ведущие общественные деятели, педагоги, врачи и учёные черпают свои идеи, средства и формы, создавая научные системы и методы физической культуры и спорта. Благодаря спортивным инновациям людям становится интереснее, легче и доступнее заниматься спортом. А так же, возможно самое главное, добиваться высоких результатов и получать удовольствие. С помощью новшеств, спорт никогда не будет стоять на месте, будет востребован по всему миру.

Библиографическая ссылка

Черепанов Е.В. АКТУАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В СПОРТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3-1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=12061 (дата обращения: 05.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»