Дайте определение понятию физическое упражнение. Виды физических упражнений. Примерами классических статупражнений считаются

Физические упражнения - движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.

С одной стороны - это средство физического совершенствования, телесного преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. С другой стороны - это также и метод (способ) физического развития человека. Физические упражнения являются основным, "сквозным" средством всех видов физической культуры неспециального физкультурного образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации (Курамшин Ю. Ф.).

Физические упражнения -- это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой -- как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений -- это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно - сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно - сосудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Содержание любого физического упражнения сопряжено, как, правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера по спорту) умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения -- это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения -- это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С).

ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ - двигательная активность чело­века, организованная в соответствии с закономерностями физического воспитания (Л.П.Матвеев, 1976).

Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражается в схожести их биомеханических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может служить основой для отождествленияются в следующем:

Во-первых, физическими упражнениями решаются педагогические задачи (физическое упражнение направлено на «самого себя», на личное физическое совершенство), а трудовыми действиями решаются произ­водственные задачи (улучшение производительности труда).

Во-вторых, физические упражнения выполняются в соответствии с закономерностям физической культуры, а трудовые – производства.

В-третьих, только система физических упражнений позволяет гармонично развивать органы и системы, физические качества человека. Трудовые же действия имеют специализированный к производству ха­рактер и не оказывают всестороннего воздействия.

Из всего перечня представленных выше средств физической куль­туры, самым специфичным и наиболее широко используемым средст­вом, является физическое упражнение. Обусловлено это следующими причинами:

1. Физические упражнения наиболее полно удовлетворяют потреб-ность человека в двигательной активности.

2. Физические упражнения воздействуют не только на морфофунк-циональное состояние, но и на личность занимающегося.

3. Физические упражнения как системы движений выражают мыс­ли и эмоции человека, его отношение к окружающей действи­тельности.

4. Физические упражнения – это один из способов передачи обще­ственно-исторического опыта в области физической культуры, его научных и практических достижений.

Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений. При выполнении отдельно взятого упражнения практически не­возможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Не­обходимо многократное повторение упражнения с тем, чтобы усовер­шенствовать движение и развить физические качества. При этом при выполнении физических упражнений в организме занимающегося про­исходят физиологические, психические, биохимические и другие про­цессы, которые вызывают соответствующие изменения как в двигатель­ной, так и в вегетативной сфере. Но необходимо помнить, что выполне­ние физических упражнений может способствовать как положитель­ным перестройкам в работе организма, так и нанести вред, в случае, ес­ли они применяются без учета закономерностей физической культуры. Следовательно, знание факторов, определяющих эффективность воздействия физических упражнений, позволит повысить продуктив­ность их использования.



Все многообразие факторов, может быть сгруппировано следующим образом:

1)Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, уровень умственной, нравственной, физической и моральной подготовленности, уровня заинтересованности в двигательной деятель­ности, сформированности мотивов и др.). Одно и то же физическое уп­ражнение в зависимости от индивидуальных особенностей производит различный эффект на занимающихся.

2)Научные факторы . Чем больше научных исследований и внедрений их в практику, тем эффективней можно использовать физи­ческие упражнения.

3)Методические факторы . Среди них особого внимания за­служивают такие как оптимальная дозировка и учет явлений последст­вия. Оптимальная дозировка предполагает строгую избирательность ха­рактеристик нагрузки, таких как: продолжительность, интенсивность, количество и частота повторений, характера отдыха и др. в зависимости от конкретных задач и условий занятий, а также индивидуальных осо­бенностей занимающихся. Учет явлений последствия предполагает умение фиксировать, правильно понимать и оценивать те функцио­нальные изменения, которые произошли под воздействием от предыду­щего упражнения или занятия. Эффект от выполнения упражнений мо­жет быть срочным, который возникает после одного или серии упраж­нений в одном занятии; отставленным, появляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), который проявляется после серии занятий.

4)Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности. Нарушение режима дня, питания не приводит к положительному результату от использования физических упражнений.

5)Метеорологические факторы . В зависимости от условий ок­ружающей среды (температура, осадки, атмосферное давление и др.) должны изменяться состав используемых упражнений и параметры ис­пользования нагрузок.

6)Материальные факторы . Использование более качественно­го оборудования, инвентаря, специальной одежды, обуви способствует повышению эффективности воздействия физических упражнений.

Физические упражнения имеют свои содержание и форму.

Результатом этих процессов является способность человека к дви­гательной деятельности, выражающихся в физических и психических качествах. Эффект физических упражнений определяется прежде всего его содержанием.

ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение.

К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервно-мышечной координации, биологических, психических и др.) при беге будет иной, нежели при плавании.


Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, соотно­шением пространственных, временных и динамических характеристик (техникой).

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание при этом играет ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными бу­дут и компоненты техники (темп, длина шага и др.). На проявление фи­зического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходо­ванию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая педагогическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы высту­пает взаимосвязь, согласованность двигательных умений и навыков, входящих в данное двигательное действие. В качестве внешней формы выступает результат решения поставленной задачи («освоение», «не ос­воение» и др.). «Представителем» содержания являются физические ка­чества, а формы – техника упражнений. Но поскольку содержание все­гда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «ста­рая» техника физических упражнений сдерживает проявление физиче­ских качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Нахождение оптимального соотношения содержания и формы физических упражнений в каждый конкретный момент является одной из важных проблем теории и практики физического воспитания.

Одним из наиболее простых, эффективных и доступных средств для профилактики различных недугов, поддержания хорошего самочувствия и крепкого здоровья являются физические упражнения. Регулярная физическая активность даёт возможность улучшить работу всех систем человеческого организма, насытить клетки кислородом, повысить уровень работоспособности человека. Какие бывают физупражнения, и какую программу выбрать для домашних тренировок, давайте разберёмся.

Понятие физическое упражнение

Физупражнения - это ряд двигательных действий и их совокупностей, которые разработаны и адаптированы для полноценного физразвития человеческого организма. Они дают возможность активизировать деятельность ферментов, отвечающих за сжигание жиров и направить их на выработку энергии, требуемой для мышечной активности. Физупражнения считаются залогом хорошего самочувствия и крепкого здоровья.

Сегодня разработано множество различных упражнений, направленных на выполнение целого ряда задач: сброса веса, наращивания мышечной массы, выработки выносливости и силы.

Виды

В теории физкультуры существует несколько видов упражнений, классифицирующихся в соответствии с типом сокращения групп мышц, посредством которого осуществляется выполнение того или иного действия.

Статические

Статические упражнения - это ряд движений, характерной чертой которых является фиксация в определённом положении некоторых частей тела на некоторое время. При таких тренингах нет движений тела и конечностями, но присутствует напряжение в мышах.

Примерами классических статупражнений считаются:

  • стойка в боковом выпаде или в наклоне вперёд;
  • планки с упором на локти или ладони;
  • боковые и обратные планки;
  • планки на фитболе;
  • асаны в йоге;
  • стойка «плие»;
  • неполная «ласточка»;
  • «стульчик» с упором в стену.


Статические упражнения имеют ряд преимуществ, среди которых можно отметить:

  • максимально длительная нагрузка на мышцы, без возможности расслабить их, что позволяет достичь эффекта сжигания жиров и, как следствие, похудения;
  • все части тела человека находятся в неподвижном состоянии, что даёт возможность воздействовать на конкретную группу мышц;
  • возможность проводить тренировки в любом месте, без применения специальных спортивных снарядов и экипировки;
  • повышение возможности удерживать тело в равновесии;
  • выработка силы и выносливости;
  • экономия времени на тренировки, так как статзанятия длятся не более 10–15 минут;
  • возможность безопасно укрепить связки, сухожилия.

Важно! Статические упражнения необходимо практиковать с большой осторожностью, так как существует риск повышения артериального давления, развития аритмии у людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Динамические

В отличие от статических, динамические упражнения подразумевают все виды фитнес-нагрузок, связанных непосредственно с движением тела и его отдельных частей, перемещением в пространстве. Именно динамика позволяет развивать силу, нарастить мышцы. Классикой спортивной динамики считаются: бег, различные виды прыжков, спортивная ходьба, выпады, отжимания, махи ногами и руками, плаванье, езда на велосипеде и т.п.
Динамические упражнения являются одними из самых популярных видов нагрузки, и всё благодаря их значительным преимуществам. Они:

  • позволяют активно сжигать жиры и бороться с лишними килограммами;
  • положительно влияют на функционирование сердечно-сосудистой системы, тренируют мышцу сердца;
  • дают возможность привести мышцы в тонус и сделать тело более рельефным;
  • отлично нагружают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию застойных явлений;
  • улучшают самочувствие, поднимают настроение, заряжают энергией;
  • ускоряют метаболические процессы, улучшают работу пищеварительной системы;
  • улучшают функционирование суставов.

По количеству противопоказаний динамика считается одной из самых безопасных, однако, также имеет определённые недостатки:

  • некоторые упражнения могут быть противопоказаны людям с заболеванием сердца, позвоночника;
  • многие упражнения требуют определённого места для тренировок, например, прыжки, бег;
  • для наращивания мышц и создания более объёмного тела необходим дополнительный спортинвентарь: гири, штанги, гантели и т.п.


Разнообразие динамической нагрузки позволяет подобрать каждому желающему свой комплекс упражнений, независимо от возраста, состояния здоровья, общей физической подготовки.

Статодинамические

Статодинамические упражнения, как понятно из названия, объединяют базовые принципы статических и динамических. В данном случае все упражнения проделываются очень медленно с постоянным напряжением мышц и небольшой амплитудой, так называемым «качем». Результатом выполнения статодинамики является колоссальное чувство жжения в мышцах, во время которого происходит выделение стероидных гормонов.

Статодинамический тренинг может включать такие упражнения, как приседания и отжимания со статикой, выпады и «плие» со статикой и т.п.
Основными достоинствами подобных занятий считаются:

  • возможность выполнять упражнения практически в любом месте;
  • не несут риска повышения артериального давления, не оказывают негативного воздействия на сердечно-сосудистую систему;
  • возможность практиковать тренинг людям среднего и пожилого возраста;
  • положительное влияние на силу и выносливость организма.

Действенность любых физупражнений определяется их содержанием, то есть симбиозом психологических, физических и биохимических процессов, которые выполняются в человеческом организме в период проведения упражнения. При проделывании тренинга всегда предполагается спецустановка на достижение определённого результата.
Содержание физупражнений обусловливает их:

  • функцию оздоровления. Безусловно, любой тренинг направлен на конкретные перемены и биофункциональные перестройки организма, способствующие улучшению самочувствия и общему оздоровлению. Посредством грамотно подобранной физпрограммы можно положительно воздействовать на развитие физкачеств человека и его спортивную подготовку;
  • образовательную функцию. Во время выполнения упражнений человек приобретает навыки и знания по законам движения тела, его отдельных частей, что даёт возможность более совершено познавать законы движений в спорте, управлять своими действиями. Подобные навыки позволяют намного легче, как физически, так и психологически, адаптироваться к условиям внешней среды;
  • воздействие на личность человека. В процессе физтренингов человек учится бороться с трудностями, контролировать свои эмоции, что в свою очередь позволяет развивать новые качества характера, вырабатывать ценные свойства, например, силу воли, терпеливость, выносливость, настойчивость, упорство и т.п.

Знаете ли вы? Для того, чтобы поддерживать уровень холестерина и артериальное давление на уровне нормы, американские врачи советуют три раза в неделю по 40 минут заниматься аэробными нагрузками, например, прыжками, спортивной ходьбой, плаваньем.

Классификация

Существует огромное количество всевозможных физупражнений и их вариаций, которые можно сгруппировать по определённым параметрам:


Любая классификация предполагает, что каждое из физупражнений имеет относительно постоянные свойства и несёт аналогичный эффект влияния на человеческий организм.

Эффекты

Целесообразность занятий физической подготовкой определяется её влиянием на организм человека. Под эффектом подразумевают наличие положительных (желаемых) перемен в состоянии организма, вызываемых при проделывании упражнений.

Знаете ли вы? Доказано, что регулярные физнагрузки способствуют зарождению новых клеток мозга, отвечающих за память и обучение. Люди пожилого возраста, занимающиеся физкультурой, показывают лучшие результаты при тестировании, которое направлено на процесс принятия решений и выполнения задач.

Различают три основных тренировочных эффекта, которые отличаются временным проявлением:

  • срочный спортэффект: его можно наблюдать в ходе выполнения тренинга или после его завершения;
  • отсроченный спортэффект: является результатом преобразования срочного эффекта, действующий до начала следующего тренинга;
  • кумулятивный эффект: своего рода накопительный эффект, объединяющий результат срочного и отставленного спортэффекта, полученного за довольно большое количество тренировок. Такой эффект способствует приобретению и усовершенствованию спортивной формы, хорошего тренировочного состояния.

Показания к физическим нагрузкам

Физупражнения являются прекрасным средством оздоровления организма и, даже значительные нарушения в состоянии здоровья не являются противопоказаниями к спортивным нагрузкам, если они не запрещены врачом.

Показаниями к физтренировкам считаются:

  • наличие избыточного веса;
  • малоподвижный, сидячий образ жизни, низкая физическая активность;
  • желание вести здоровый образ жизни, повысить иммунитет и укрепить здоровье;
  • заболевания, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • сахарный диабет второго типа в стадии компенсации;
  • ВСД, повышенное артериальное давление;
  • реабилитация после инфаркта миокарда, нарушений мозгового кровообращения, операций на сердце, перенесённых физических травм.


Регулярные занятия физкультурой являются прекрасной профилактикой болезней сердца, дыхательной системы, они дают возможность улучшить кровообращение в клетках, насытить их кислородом, и тем самым, устранить негативные симптомы малоподвижного, неправильного образа жизни.

Знаете ли вы? Регулярные занятия физкультурой способствуют улучшению сексуальной функции и поднятию либидо. Так, мужчины, которые занимаются спортом, редко страдают от эректильной дисфункции, а женщины - чаще доходят до «пика наслаждения».

Противопоказания

Несмотря на всю пользу физических упражнений, существует перечень патологических состояний и недугов, при которых занятия категорически противопоказаны:

  • заболевания нервно-психического характера;
  • хронические и острые недуги в стадии обострения;
  • тяжёлые нарушения в работе сердечно-сосудистой системы;
  • сахарный инсулинозависимый диабет в острой форме;
  • заболевания онкологического характера;
  • болезни внутренних органов, например, пороки сердца, ишемическая болезнь, астма, болезни лёгких и т.п.;
  • недуги позвоночника и их последствия (заболевание Шейерманна-Мау, Кальве, поражение крупных суставов, артерий, лимфоузлов).


Относительными противопоказаниями, которые требуют консультации с врачом, являются:

  • инфекционные заболевания в хронической форме;
  • недостаток железа в крови;
  • недавно перенесённые кровотечения;
  • простудные недуги;
  • гипертония и гипотония.

Важно! В любом случае, даже если человек чувствует себя абсолютно здоровым, перед началом тренировок обязательно необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.

Основные физические упражнения для женщин и мужчин дома

Домашняя физтренировка является не менее действенной и эффективной, чем занятия в тренажёрном зале. Одним из основных успехов тренинга дома считается его регулярность и правильность выполнения упражнений. Существует огромное количество различных физупражнений, однако, в свою программу тренировок можно включить базовые, классические, направленные на проработку всех групп мышц.

Любой домашней тренировке предшествует качественная, лёгкая и простая разминка, основная задача которой заключается в том, чтобы разогреть мышцы, подготовить их к дальнейшей нагрузке.
Разминка может выполняться в различных вариантах, один из них включает такие упражнения:

  • круговые вращения шеей, с увеличением амплитуды;
  • поднятие вверх/вниз плечевых суставов, вращение плеч;
  • круговые вращения руками, согнутыми в локтях;
  • наклоны корпуса в стороны;
  • вращение тазом по часовой и против часовой стрелки;
  • проработка ног посредством махов;
  • лёгкие приседания;
  • дыхательная гимнастика.

Добиться положительных результатов от домашних занятий возможно только при выполнении комплексной тренировки. Разминка - один из главных пунктов комплекса, который позволяет избежать травм и растяжений. Никогда не стоит его игнорировать.

Видео: Разминка перед тренировкой

Для живота

Добиться совершенства фигуры, особенно в таких проблемных местах, как живот и талия, очень сложно. Особенно трудно сохранить плоский, подтянутый живот после 40 лет. Но, в этом помогут несколько базовых упражнений, которые смогут выполнять даже неподготовленные:


Для ягодиц и бёдер

Одной из наиболее привлекательных частей человеческого тела являются ягодицы. Поддерживать их в отличной форме, придать им упругости и объёма, а также сделать бёдра более округлыми и красивыми можно посредством следующих упражнений:


Для рук

Сформировать красивую, изящную линию рук, подтянуть мышцы и придать им объём, поможет следующий комплекс:


Для ног

Придать ногам совершенной формы без применения каких-либо тренажёров помогут такие простые физупражнения:


Для спины

«Закачать» спину, улучшить и вернуть здоровье позвоночнику позволит следующий комплекс:


Заминка

Не менее важным заключительным этапом домашней тренировки является заминка, которая позволяет:

  • восстановить дыхание, привести в норму функционирование сердечно-сосудистой системы;
  • увеличить гибкость суставов и мышечных соединений;
  • наполнить клетки кислородом;
  • распределить кровь по телу, тем самым предупредить застойные явления;
  • вывести из мышц молочную кислоту, тем самым уменьшить проявления крепатуры.

Видео: Заминка после тренировки Заминку необходимо проводить в медленном темпе, который позволит организму перестроиться из интенсивного состояния на более спокойный лад. В качестве заминки можно выполнить растяжку на все группы мышц: шеи, плеч и предплечья, таза, мышц спины и т.п.

Пример программы тренировок

Чтобы было легче начать процесс тренировок в домашних условиях, специалисты разработали специальные программы занятий, которые направлены на проработку всех групп мышц, поддержании тела в тонусе и общего оздоровления организма. Начинать занятия рекомендуется с 3-х раз в неделю, по 30–60 минут, в зависимости от цели тренинга. Приблизительная программа тренировок выглядит следующим образом, при этом рассчитана она на средний уровень физической подготовки и включает 5 занятий в неделю:

Название упражнения Количество повторений Количество подходов
Понедельник (ноги, руки и грудь)
Классические приседания 15–20 3–5
Выпады вперёд 15–20 3–5
Подъём на носки Максимум 3
Отжимания классически 15–20 3–5
Разведение гантелей лёжа на скамье 12 5
Отжимания обратные 15–20 3–5
Растяжка/заминка
Вторник (пресс)
Скручивания 20–25 4
Боковые скручивания По 20 раз на каждую сторону 4
Подъём ног 20–25 5
«Велосипед» 25–30 4
Растяжка
Среда (спина, руки, в частности трицепс)
Отжимание от пола 15–20 5–7
Отжимания обратные 15–20 5–7
Подтягивание широким хватом 10–15 5–7
Тяга гантели 20 5–7
Заминка
Четверг (отдых)
Пятница (ноги, плечи)
Приседания «плие» 15–20 3–5
Подъёмы на носки Максимум 3
Приседания классические 15–20 3-5
Подъём гантелей перед грудью 15–20 3–5
Разведение гантелей 15 4
Заминка/растяжка
Суббота (пресс)
«Книжка» 20–25 3–5
Скручивания обычные 20–25 3–5
Подъём ног 20–25 3–5
«Велосипед» 25–30 3
Растяжка
Воскресенье (отдых)
class="table-bordered">

При проведении тренинга не стоит забывать самые главные правила - регулярность и правильное выполнение всех упражнений.

Сегодня существует множество способов поддерживать своё тело в подтянутой красивой форме. И одним из таких способов являются домашние тренировки посредством базовых физических упражнений. Такие тренинги позволяют, не тратя много времени и финансов, оздоровиться, похудеть, вернуть спортивную форму. Чем интенсивнее будут тренировки, тем сильнее и красивее будет становиться тело, закаляться характер. Не теряйте времени, приступайте к занятиям прямо сейчас.

Возникновение физических упражнений
Возникновение физических упражнений уходит корнями в далекое прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетворением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и т.д.
По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли трудовая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить, человеку приходилось совершенствовать свои психофизические качества: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.
Охота и другие жизненно важные занятия требовали сноровки, умения выполнять определенные действия. Перед тем, как идти на охоту, человек изображал на скале или земле то животное, на которое ему предстояло охотиться. Он наносил по изображению удары или стрелял по нему из лука. Это был своеобразный тренинг, благодаря которому он приобретал волевой настрой и необходимые навыки.
Человек всегда стремился к движению, оптимизации двигательной активности. Страх перед мистическими, непознанными явлениями природы способствовал возникновению различных религиозных обрядов, сопровождаемых культовыми танцами, плясками, играми.
У многих первобытных народов существовал обряд с своего рода педагогической направленностью — это обряд инициации (посвящения), связанный с переходом юноши или девушки в возрастной класс мужчин и женщин. Готовясь к инициации, молодые люди тренировались, закалялись, участвовали в охоте, соблюдали строгую дисциплину.
Таким образом, возникновению физических упражнений способствовали трудовые процессы, охота, религиозные обряды, инициации и многие другие события и процессы, происходящие в
обществе.
С развитием человеческого общества сходство между трудовыми действиями и собственно физическими упражнениями утрачивалось. Из сложной двигательной деятельности, связанной с процессом труда, постепенно вычленялись отдельные действия, которые затем стали применяться в физическом воспитании как упражнения (бег, метание, прыжки и др.). Специально создавались упражнения для различных групп мышц. Они выполнялись с предметами и без них. Широко использовались подвижные игры, возникшие на заре развития человеческого общества (горелки, лапта, ловишки и др.). Постепенно появляются и спортивные игры: баскетбол, теннис, хоккей, футбол и т.д.
Развитие и создание физических упражнений не прекращается. В настоящее время создаются новые системы развития двигательной активности ребенка, направленные на его дальнейшее физическое развитие.
Определение физических упражнений
Физические упражнения — основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.
Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма.
Термин «упражнение» в теории и практике физического воспитания имеет два значения. Им определяют виды двигательных действий, сложившиеся в качестве средств физического воспитания, а также процесс неоднократного воспроизведения действий, которые организуются в соответствии с методическими принципами. Хотя эти понятия взаимосвязаны, однако имеются и различия между ними. В первом случае речь идет о том, посредством чего воздействуют на физическое состояние ребенка в процессе физического воспитания; во втором — как, какими методами осуществляется это воздействие. Чтобы четко разграничить эти значения, необходимо внести терминологическое уточнение: в первом случае целесообразно пользоваться термином «физическое упражнение», во втором — термином «метод (или методики) упражнения».
Двигательные действия, совершаемые ребенком, многообразны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность и т.д. Совокупность его движений, объединенных в целостные действия, проявляется в активном отношении к жизни. «Все бесконечное разнообразие внешнего проявления мозговой деятельности, — писал И.М.Сеченов, — сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению» .
Двигательные действия способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении и одновременно развивают его.
К физическим упражнениям относятся только те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Отличительным признаком физических упражнений является соответствие их формы и содержания сущности физического воспитания, закономерностям, по которым оно происходит. Например, если в целях физического воспитания используются ходьба, бег, метание, плавание и т.д., то они приобретают значение средства физического воспитания, им придаются рациональные формы, оправданные целью их использования. Они обеспечивают функциональную активность организма и соответствие эффективного воспитания психофизическим качествам. Физические упражнения не отождествляются и не могут быть подменены определенными трудовыми, бытовыми действиями.
Количество используемых в физическом воспитании физических упражнений достаточно большое и разнообразное. Они отличаются друг от друга по ф о р м е и содержанию, что при выборе физических упражнений учитывает педагог.
Содержание и форма физических упражнений
Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные действия и процессы, которые происходят в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие. Эти процессы многообразны и могут рассматриваться в психологическом, физиологическом, биомеханическом и других аспектах.
В психофизиологическом аспекте физические упражнения рассматриваются как произвольные движения, которые, по выражению И.М.Сеченова, «управляются умом и волей» (в отличие от «невольных», безусловно, рефлекторных движений).
Выполнение физических упражнений предполагает сознательную установку на достижение результата действия. Он соответствует конкретным задачам физического воспитания, при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д.

Результативность физических упражнений зависит от предвидения результатов, выбора способов выполнения движений.
Физические упражнения активизируют работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они требуют волевых усилий, развивают эмоции, сенсомоторные функции.
Понимание педагогом содержания физических упражнений позволяет определить их значение в реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач (формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств).
Форма физических упражнений представляет собой внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется взаимосвязью различных процессов в организме во время выполнения упражнения.
Внешняя структура — это видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных, динамических параметров движения. Содержание и форма физических упражнений взаимосвязаны.
Техника физических упражнений
Техника физических упражнений — это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача*. Например, выполнять бег можно с разной скоростью, разными способами (на носках, с высоким подниманием бедра, спиной вперед и т.д.). Выбор способа передвижения влияет на результативность использования его в различных жизненных ситуациях.
Техника физических упражнений совершенствуется под воздействием систематических тренировок. Критерием оценки эффективности техники движения являются качественные и количественные результаты выполнения двигательной задачи. Совершенствованию техники движения способствует применение спортивного инвентаря, учет биомеханических закономерностей.
В технике физических упражнений выделяют основу, определяющее звено и детали.
Основа техники — главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. Отсутствие отдельных элементов основ техники приводит к невозможности выполнения упражнения.
Определяющее звено техники — наиболее важная и решающая часть данного движения (например: для прыжка в длину с места — это будет отталкивание двумя ногами).
Детали техники — второстепенные особенности упражнения, которые могут изменяться, не нарушая техники. Они зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей человека и условий, в которых упражнение выполняется.

При анализе техники физических упражнений во внимание принимается ряд признаков, характеризующих рациональное выполнение движения.
В методике физического воспитания важное место отводится кинематическим характеристикам двигательных действий.
К ним относятся пространственные, пространственно-временные, временные и ритмические характеристики.
Пространственная характеристика двигательных действий
Движения человек выполняет в пространстве. К пространственным характеристикам относятся: исходное положение и положения тела и его частей во время выполнения упражнения, траектория движения.
Исходное положение — выражает готовность к действию, это точно принятое, эффективное, экономное соотношение взаимодействующих сил. Эффективность и результативность упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняющий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы, обеспечивающие движение.
Принятое исходное положение создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих действий. От сохранения наиболее выгодного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых упражнений. Изменяя исходное положение тела или его частей, можно изменить сложность упражнения, усилить или снизить нагрузку на разные группы мышц. При принятии исходного положения в теле или отдельных его частях наблюдается статическое напряжение. Некоторые исходные положения и статические позы имеют самостоятельное значение, например стойка «смирно».
В работе с детьми используются разнообразные исходные положения: для ног — ноги вместе; на ширине плеч или слегка расставлены и т.д.; для рук — руки вдоль туловища, вперед, на поясе и т.д.
Траектория движения путь движущейся части тела или предмета. От нее зависит успешное выполнение двигательной задачи.
В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду движения.
По форме траектории бывают прямолинейные и криволинейные. Прямолинейные движения применяются, когда требуется развивать наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (удар по подвешенному мячу). Криволинейные движения не

требуют затраты дополнительных мышечных усилий для преодоления инерции тела, поэтому они используются чаще. Сложность траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще, например, движения руки разнообразнее, чем ноги.
Направление движения. Направление движущихся частей тела влияет на эффективность воздействия физических упражнений, выполнение двигательной задачи.
Направление движения определяется по отношению к собственному телу. Их принято называть парно-противоположной терминологией — «вверх—вниз, вперед—назад, вправо—влево».
Направление сгибательных движений определяют по плоскостям тела, применяя термины «вперед», «назад»; для движений в боковой (переднезадней) плоскости: например, наклон назад, вперед, вправо—влево; для движений в линейной плоскости: наклоны в сторону, направо, налево; для вращательных движений в горизонтальной плоскости: например, повороты направо, налево. Применяются также промежуточные направления (например, вполоборота налево и др.).
Амплитуда движения — величина пути перемещения частей тела. Она может определяться в условных величинах (градусах), линейными мерами (длина шага) и условными обозначениями (полуприседание) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног), ориентирами на собственном теле (хлопок о колено правой ноги).
Амплитуда движений зависит от строения костей, суставов, эластичности связок и мышц. Подвижность сочленения, которая достигается сокращением мышц, называют активной. Подвижность, вызываемая действием внешних сил (партер), называется пассивной. Величина пассивной подвижности больше активной. В жизни и в практике физического воспитания максимальная, анатомически возможная амплитуда движений обычно не используется. Для достижения максимальной амплитуды требуется добавочная затрата мышечных усилий, направленных на предельное растяжение мышц-антагонистов и связочного аппарата. Если чрезмерно увеличить амплитуду, можно повредить мышцы и связки.
Пространственно-временные характеристики
Скорость движения определяется отношением величины (длины) пути, пройденного телом или его частью, к затраченному на это времени. При выполнении физических упражнений различают скорость движения всего тела и отдельных частей тела. Если временные характеристики не будут соответствовать требованиям двигательной задачи, ее выполнение окажется невозможно или будет затруднено. От степени своевременности и согласованности всех движений во времени в составе сложного двигательного действия зависит возможность его выполнения и конечная эффективность. В процессе физического воспитания ребенка необходимо учить управлять скоростью движений: выдерживать заданную скорость (развивать «чувство скорости»), увеличивать или замедлять ее.
Временные характеристики
К временным характеристикам относится длительность выполнения упражнений и его отдельных элементов, отдельных статических положений и темп движения.
Каждое упражнение выполняется в течение определенного времени и в определенной временной последовательности. По длительности выполнения упражнений и его отдельных элементов можно определить общий объем нагрузки и регулировать его.
Большое значение имеет темп движений — количество движений в единицу времени или частота повторения циклов движений. Изменение темпа движений приводит к увеличению или уменьшению физической нагрузки. Дети дошкольного возраста выполняют упражнения в умеренном темпе, увеличение его повышает нагрузку на организм. У каждого ребенка свой индивидуальный темп движений. Это зависит от состояния его нервной системы, психического типа, роста, массы и т.д.
Под воздействием систематических упражнений можно научить детей приспосабливаться к общему темпу.
Ритмическая характеристика
Ритм — одно из условий жизни, он проявляется во всем, формируя цикличность. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ритм представляет собой сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Точное чередование мышечного напряжения и расслабления является показателем правильности выполнения физического упражнения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Основу ритма составляет закономерное расчленение временной последовательности акцентов. Без акцентов нет ритма, утверждал известный психолог Б. М. Те плов.
Ж. Далькроз говорил, что всякий ритм есть движение. В образовании и развитии чувства ритма участвует все тело человека. Каждый ребенок имеет свой индивидуальный ритм. Ритмические движения нравятся ребенку. Он с удовольствием прыгает через скакалку под стихотворный ритм. Под воздействием занятий физическими упражнениями можно изменить соотношение длительности активных и пассивных частей движения.
Чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильного, экономного решения двигательной задачи. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.
Качественные характеристики движений
В теории физического воспитания широко используются количественные характеристики движений. Однако не менее важны и качественные их характеристики. Они представляют собой комплекс частичных признаков в их единстве. Качественные характеристики многообразны, тем не менее некоторые из них можно выделить. Так, понятие «точность движения» включает пространственные, временные и силовые характеристики.
Точность движения — это степень соответствия требованиям двигательной задачи, которая будет выполнена, если движение соответствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.
Экономные движения — движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.
Энергичные движения — движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.
Плавные движения — движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений. Плавные движения характерны для художественной гимнастики.
Выразительность движения — выражение психического состояния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.
Воспитание выразительности движений имеет огромное значение, поскольку обеспечивает:

  1. управление психическими процессами;
  2. установление связи между внутренними переживаниями и внешними проявлениями;
  3. развитие психики, психофизических качеств;
  4. развитие отделов коры головного мозга;
  5. гармонизацию личности и т. д.

Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные упражнения и сюжетные подвижные игры.

Физические упражнения

1. Физическое упражнение (понятие)

Термин «упражнение» в теории и практике физического воспитания имеет двоякое значение. Им обозначают, во-первых, определенные виды двигательных действий, сложившихся в качестве средств физического воспитания; во-вторых, процесс неоднократного воспроизведения данных действий, в соответствии с методическими принципами физического воспитания

Эти два значения термина «упражнение» не только взаимосвязаны, но и частично совпадают.

Однако, в первом случае идет речь о том, чем (посредством чего) воздействуют на физическое состояние человека в процессе физического воспитания; во втором же – о том как (каким методом) осуществляется это воздействие.

Чтобы не смешивать эти значения, вводят терминологическое уточнение: в первом случае пользуются термином «физическое упражнение», во втором – термином «метод упражнения».

Таким образом, физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.

Не каждое двигательное действие может быть названо физическим упражнением. Только те действия, которые направлены на решение задач физического воспитания и подчинены его закономерностям, составляют физические упражнения.

Физические упражнения имеют характерные признаки.

1.Физическим упражнением решается педагогическая задача (другими словами, физическое упражнение направлено «на себя», на свое личное физическое совершенствование), трудовым действием – решается производственная задача (т.е. действие направлено на предмет производственной деятельности).

2.Физическое упражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания, которые, с одной стороны, наиболее эффективно воздействуют на организм человека, с другой – позволяют показать наивысшую результативность. Трудовое действие выполняется в соответствии с закономерностями производства.

3.Только системы физических упражнений создают возможности для развития всех органов и систем человека в оптимальном соотношении. Трудовые действия в силу своей специализации не в состоянии оказывать разностороннего влияния на физическое совершенствование человека.

2. Содержание и форма физических упражнений

В психолого-физиологическом аспекте физические упражнения рассматриваются как произвольные (т.е. управляемые умом и волей) движения, в отличие от «невольных», безусловнорефлекторных движений, протекающих машинообразно.

При выполнении физического упражнения всегда предполагается сознательная установка на достижение конкретного результата (эффекта), соответствующего тем или иным задачам физического воспитания. Реализация этой установки связана с активной мыслительной работой (предвидением результата и оценкой условий его достижения, разработкой программ действия и выбором способа его выполнения, управлением движениями, волевыми усилиями).

Функциональные сдвиги, происходящие во время выполнения упражнения, стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему физические упражнения при определенных условиях служат мощным фактором повышения функциональных возможностей и совершенствования его структурных свойств (мускулатура, физиологические показатели и др.) (в качестве примера - явление суперкомпенсации)

При рассмотрении содержания физических упражнений с педагогической точки зрения особенно важным является то, что они целенаправленно развивают способности человека в единстве с формированием определенных умений и навыков.

Форма физического упражнения представляет собой его внутреннюю и внешнюю структуру (построение, организацию).

Внутренняя структура физического упражнения характеризуется тем, как во время его выполнения связаны между собой различные процессы функционирования организма, как они соотносятся, взаимодействуют и согласуются друг с другом. (Например, соотношение различных энергетических [аэробные и анаэробные] процессов существенно отличаются при беге на короткие и длинные дистанции).

Внешняя структура физического упражнения - это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений, т.е. то, что относится к понятию техники физических упражнений.