Государственный тренер (по виду спорта). Государственный тренер (по виду спорта) Какими личностными качествами должен обладать тренер

Деятельность тренера в настоящее время является одной из самых сложных среди педагогических специальностей. Это объясняется многими причинами. Студентам, которые намерева­ются после окончания физкультурного вуза стать тренерами, надо знать эти причины, знать проблемы, которые ожидают их в буду­щей профессиональной деятельности, и быть готовым преодоле­вать их.

Одной из главных причин является высочайший уровень достижений в современном спорте, сложности и трудности подготовки спортсменов высокого класса - мастеров спорта, чемпионов и рекордсменов различного уровня, начиная с областей, городов и кончая первенствами Европы, мира, Олимпийскими играми.

В данном случае речь идет не о рекреационном спорте на заводах, предприятиях, учреждениях, учебных заведениях общего типа (школы, вузы), а о так называемом спорте высших достиже­ний, олимпийском, профессиональном.

Главная цель этого спорта - раскрытие биологических ре­зервов организма, его адаптационных возможностей на предель­ных или субпредельных уровнях. В этом смысле спорт является гигантской лабораторией, позволяющей раскрывать потенциаль­ные запасы физических и морально-волевых способностей лю­дей. И в этом плане достигнуты огромные результаты. Достаточно сказать, что почти все рекорды первых Олимпийских игр (1896г.) укладываются в нормы современного III-го спортивного разряда.

Едва ли не ежегодно совершенствуются спортивная техника способы выполнения двигательных действий методы обучения и тренировки, более конкретными и целенаправленными становят­ся способы развития физических способностей и их сочетаний. Совершенствуются методы контроля за процессами физического развития. В ряде случаев информация, которую студент физкультурного вуза получил на 1-2 курсах, значительно устаревает к тому времени, когда молодой специалист начинает свою спортивно-педагогическую деятельность.

Другими словами, надо обладать надежной теоретико-методической базой, чтобы быть в состоянии оперативно попол­нять и углублять ее новыми знаниями в процессе профессио­нальной деятельности.

Еще одной причиной, порождающей проблемы в тренерской работе, является наличие «конкурентов» в спортивно-тренировочной деятельности спортсменов.

В самом деле, тренировки проводятся ежедневно (иногда до 2 раз в день по несколько часов подряд). Много времени ухо­дит еще и на поездки на тренировку. Все это в совокупности соз­дает большую физическую, психическую, эмоциональную нагруз­ку. В связи с такой занятостью остается мало времени на чтение литературы, образование, культурные мероприятия, личную жизнь и быт.

В то же время спортсменам часто приходят в голову мысли: "А для чего все это? Кому это нужно?"

Действительно, куда проще и без особых затрат физических сил и интеллектуальных способностей пойти в бар, на дискотеку, потанцевать, пообщаться с друзьями, посидеть у телевизора, по­лежать на диване. Наконец, просто позаниматься физическими упражнениями в виде спортивных игр, бега, гимнастики в собст­венное удовольствие, не ограничивая себя определенным видом, формой организации занятий и их продолжительностью, вместо того, чтобы месяцами, годами "тянуть лямку" тренировок и сорев­нований.

Задачи тренера - сформировать мотивы, стимулы у моло­дых людей для самоотверженной, во многом педантичной спор­тивной деятельности, воспитать потребность в ней, хотя это свя­зано и с некоторыми элементами аскетизма в быту и в жизни.

Долг тренера - раскрыть романтику спорта, восхождения к его высотам, неистребимую жажду самосовершенствования, вос­хитительный "вкус" победы, перспективы побывать в различных городах и странах. Не последнее значение имеет и материальная сторона дела: обеспечение спортивной обувью и одеждой, инвен­тарем и оборудованием высокого класса, стипендиями и окладами, призовыми и премиальными вознаграждениями.

Поэтому очень важно тренеру воспитывать у спортсменов волю, настойчивость, умение "терпеть" на дистанции, на ковре, рин­ге, площадке.

В настоящее время наем на работу и определение заработной платы тренера осуществляются, как правило, на контрактной и конкурсной основе. Следовательно, не взирая на диплом о высшем образовании, лучшее место и более высокие оклады по­лучат те претенденты, которые фактически, а не на словах, больше знают и лучше умеют. Основой этого является учеба в вузе и постоянное, каждодневное, самообразование, совершенствова­ние методов учебно-тренировочного процесса.

Тренер по спорту может работать в ДЮСШ, школах олим­пийского резерва, в сборных командах спортивных обществ, сборных командах городов, республик, в национальных сборных командах России, а также и за рубежом.

Спорт противоречив. Он не только формирует благородные черты человека, но и создает «идолов»; он воспитывает чувство долга, но может поразить человека крайним эгоизмом. Честолю­бие ведет спортсмена либо к вершине славы и способствует проявлению лучших его морально-волевых качеств, либо разрушает человеческую личность, развиваясь до степени порока. И все-таки в основном спорт - это жизнь, наполненная борьбой и радостью победы, утверждение человеческого достоинства, форма прояв­ления нравственной и физической красоты.

Рекордсмен или чемпион страны, Европы, мира это не уни­кум, не сверхчеловек и не заурядная личность, единственным бо­гатством которой являются выдающиеся физические способно­сти, дарованные ему природой. Это сформированный в процессе совместного творчества тренера и его самого человек из «завтрашнего дня» первопроходец, который открывает новый путь или делает новый шаг к неизвестным пока загадочным и не­исчерпаемым биологическим резервам, к раскрытию человече­ских возможностей в двигательной деятельности.

Высшая сложность деятельности педагога, которая требует проявления всех его способностей, заключается в умении вскрывать и преодолевать противоречия процесса воспитания в широком смысле этого слова.

Возьмем пример из другой области деятельности. Случает­ся так, что летчика в 35-38 лет отстраняют от полетов. Можно се­бе представить, с каким чувством влюбленный в полеты, здоро­вый, крепкий опытный пилот, по существу, еще очень молодой человек, смотрит в небо, слушая гул моторов, зная, что ему уже больше не дадут летать.

В спорте так бывает часто. Сильный и еще очень молодой по общечеловеческим меркам жаждущий побед человек не в со­стоянии состязаться с более молодыми соперниками, пришедши­ми ему на смену. Его не включают больше в команду, в которой он выступал много лет, он «старичок». Во многих видах спорта спортсмен переходит в разряд «старичков» еще задолго до три­дцати лет. О нем уже не пишут газеты, не говорят по радио, его не показывают по телевизору, болельщики не аплодируют и не под­носят цветов. Да и его экономическое положение, если он не на­копил денег и имущества, сразу же резко ухудшается. Такие уда­ры конечно трудно выдержать. И если спортсмен еще задолго до окончания своей спортивной карьеры не подготовился в матери­альном и психологическом плане к этому все может обернуться тяжелыми, драматическими последствиями. Как помочь ему пережить эту тяжелую психологическую травму.

И тут самую действенную помощь может оказать тренер - наставник и друг. По мере накопления жизненного и профессио­нального опыта, углубления и расширения своих специальных знаний, постоянного общения в сфере своей профессии тренер постоянно поднимается по ступенькам своего профессионального мастерства и выходит на тот уровень, когда он уже может гото­вить своих воспитанников на уровне абсолютных для каждого кон­кретного отрезка времени рекордов, открывать и использовать ка­кую-то новую часть биологических резервов организма человека. И порой ему кажется, что это - предел. На самом деле истинные пределы возможностей человека в двигательной деятельности далеко не исчерпаны. Поэтому и современные рекорды ни в коей мере не являются абсолютными. В этом - романтика поиска и за­лога новых открытий в работе тренера.

В спорте время от времени появляются феномены, оше­ломляющие на некоторое время своими фантастическими резуль­татами весь мир и вызывающие сомнения в возможности сорев­новаться с ними на равных условиях. Некоторые рекорды мира продержались по 20-25 лет (Ж. Регуло, Д. Оуэнс). Однако прохо­дит какое-то время и на смену им появляются другие спортсмены, показывающие еще более высокие результаты.

Современные тренеры стоят еще в самом начале разра­ботки целины, имя которой - человеческие возможности. И вели­чие труда педагога состоит в том, что он постоянно ищет и находит новые пути и методы совершенствования физических и ду­ховных качеств своих воспитанников. Будущее принадлежит союзу тренера с наукой.

Рекорд, например, - это годы поисков, усилий, аскетизма, труда, концентрация энергии не только личности педагога и его ученика, но и их предшественников и современников спортсме­нов, тренеров, ученых. В момент установления высшего достиже­ния ярко проявляются физическая мощь и нравственная красота человека, в одно это мгновение раскрывается вся его сущность. Этот момент подводит итог его стремлениям, дает высокую оцен­ку его воле, организованности, венчает славой победителя и от­крывает дорогу к дальнейшим, более высоким достижениям само­го спортсмена или его последователям и соперникам.

Задача тренера – в том, чтобы воспитать у спортсмена способность всегда быть «заряженным» на борьбу, на победу над противником, над собой, временем, пространством и даже возрастом. В этой сложной и эмоциональной борьбе человек не мо­жет остаться равнодушным. Тренер должен помнить, что среди движущих мотивов поведения спортсмена не последнее место занимает честолюбие. В нем заложено противоречивое единство сознания собственного превосходства в борьбе с противником, неистребимое желание победить во чтобы то ни стало и благо­родное стремление вести эту борьбу в строгих рамках правил на честных началах.

Педагог должен постоянно учить своих воспитанников вла­деть собой. Сдерживающим началом в стремлении к безгранич­ному утверждению и обособлению собственной личности (иногда подсознательному ее противопоставлению остальным) являются порядочность, твердость характера, воля и самообладание, кото­рые тоже воспитываются спортом. Поэтому можно сказать, что формы поведения человека в соревнованиях отражают степень его воспитанности, собранности, а значит и степень эффективно­сти воспитательной деятельности педагога в широком смысле слова.

Всему миру известно выдающееся педагогическое мастер­ство одного из ведущих тренеров страны В.И. Алексеева, воспи­тавшего десятки мастеров международного класса по различным видам легкой атлетики. Среди его воспитанников - чемпионы и ре­кордсмены страны, Европы, мира, Олимпийских игр по прыжкам, метанию копья, толканию ядра, мужчины и женщины.

Любая личность всегда носит в себе задатки неповторимо­сти, своеобразия и, в известном смысле слова, исключительно­сти. Но чтобы ее индивидуальность проявилась, педагог должен создать определенные условия для своего воспитанника.

Спорт - это область интересного и интенсивного творчества ученых, тренеров и самих спортсменов. Творчество направлено на создание новой техники, тактики, методики тренировки.

В системе "спортсмен - тренер - наука" еще задолго до по­явления рекорда планируются определенные результаты, зара­нее "конструируется" динамическая модель будущего рекорда, определяются временные характеристики движения результатов и т.д. В процессе занятий физической подготовкой тренер высту­пает не только как педагог, но и как математик и психолог, архи­тектор и строитель будущего высшего спортивного достижения. Неистощимость творчества позволяет постоянно совершенство­вать спорт во всех его проявлениях: разрабатывать оригинальную технику выполнения упражнений, новую конструкцию снарядов, новые методы спортивной тренировки и тактику спортивной борь­бы.

Так были созданы известные всему спортивному миру ленинградская штанга и фиберглассовый шест, беговая дорожка с искусственным покрытием, пластиковые шесты и лыжи способ плавания "дельфин" и прыжок в высоту "фосбери-флоп", моно­ласты, фристайл и многое другое.

Уникальная особенность спорта заключается в том, что в процессе тренировок и, особенно, соревнований, личность прояв­ляется всесторонне, в комплексе всех (или почти всех) своих дос­тоинств и недостатков. Мало есть видов деятельности, в которых человек находился бы в таких стрессовых условиях или решал бы в считанные мгновения множество в высшей степени сложных и важных для данного момента задач.

И положение тренера тоже уникально. Он имеет возмож­ность видеть своего ученика в весьма сложных и ответственных условиях, оценить его поведение, выявить его сильные и слабые стороны и найти нестандартные выходы, способы воздействия на спортсмена на основе своего представления об особенностях его характера, психики.

Это зависит от опыта тренера, степени его образованности, широты кругозора, уровня и характера знаний педагогики и психо­логии, интуиции и некоторых других причин.

Известно, что один и тот же человек в разных ситуациях бу­дет выглядеть и действовать по-разному, так же как разные люди в одной и той же ситуации могут действовать далеко не одинако­во. И тренеру зачастую более интересно знать не то, что объеди­няет данного человека с другим, а то, что составляет его индиви­дуальность, исключительность. При этом решающим в оценке спортсмена является не его отношение к спорту, а к жизни в це­лом, к труду, деятельности, людям. Важны и его установка, цен­ностные ориентации, идеалы, чувство долга и ответственности за любое дело, которое он делает.

Много времени сэкономит и позволит сохранить больше сил правильная организация труда тренера. Ему зачастую приходится начинать свой рабочий день очень рано, а заканчивать довольно поздно, работать по субботам, воскресеньям и праздничным дням, часто выезжать в командировки.

В связи с этим первым условием хорошей организации его труда является составление плана занятий в личное и служебное время и контроль за его выполнением, что позволит упорядочить труд и быт, более или менее реально определить время не только для работы, но и для организации собственного быта, личной жизни, для семьи.

Целесообразно продумывать и планировать всю учебно-тренировочную работу с учетом необходимости проведения календарных соревнований, товарищеских и матчевых встреч и дру­гих мероприятий. Кроме того, надо всегда держать в поле зрения вопросы, связанные с материально-финансовым обеспечением, своевременной закупкой и ремонтом спортинвентаря и оборудо­вания, обуви, одежды, спортивной формы.

В организацию труда тренера входит оборудование своего рабочего места, обеспечение специальной литературой, посещение курсов, семинаров, соревнований.

И в заключении хочется отметить, что нынешним студентам первого курса после окончания института будет труднее, чем их предше­ственникам, выводить своих учеников на уровень мировых дости­жений, поскольку этот уровень будет выше чем сейчас. Но зато они, наверно, будут владеть более совершенными приборами, более надежными методами, более глубокими и обширными зна­ниями. И в этом смысле они будут богаче своих предшественни­ков и старших товарищей. У них будут совершенно новые взгляды на возможности человека. И эти свои взгляды они смогут пере­дать своим ученикам, убедить их, что все рекорды, установленные до них, - дело прошлого, а они должны работать на будущее.


Похожая информация.


Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н

Государственный тренер (по виду спорта)

Должностные обязанности. Обеспечивает проведение государственной политики развития вида спорта на территории Российской Федерации. Взаимодействует с всероссийской федерацией по виду спорта, представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных, медицинских и других государственных учреждений по обеспечению организации и проведения спортивных мероприятий, по пропаганде развития вида спорта в субъектах Российской Федерации. Вносит в установленном порядке предложения по привлечению тренерских кадров для работы со спортивными сборными командами. Координирует работу физкультурно-спортивных организаций, тренеров и специалистов, принимающих участие в подготовке резерва спортивных сборных команд. Организует проведение в спортивных сборных командах работы по патриотическому воспитанию спортсменов, по профилактике и предотвращению нарушений антидопинговых правил. Обеспечивает разработку и совершенствование комплексных целевых программ совместно с тренерским составом и всероссийской федерацией по виду спорта. Обеспечивает постоянный контроль за эффективностью подготовки ближайшего резерва кандидатов в спортивные сборные команды. Осуществляет контроль за поэтапным выполнением комплексных целевых программ по виду спорта. Обеспечивает организацию и проведение мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним. Проводит совместно с тренерским составом и специалистами спортивных сборных команд анализ выполнения планов подготовки спортсменов и результатов их выступлений на международных спортивных соревнованиях, вносит предложения по корректировке планов подготовки. Обеспечивает внедрение новейших методик подготовки спортсменов по виду спорта в практику тренировочного процесса. Проводит анализ работы тренеров спортивных сборных команд по подбору наиболее перспективных спортсменов в состав резерва спортивных сборных команд. Разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке планы обеспечения спортивных сборных команд инвентарем, оборудованием, спортивной базой. Вносит рекомендации по внедрению новых образцов материального оснащения в подготовку спортивных сборных команд. Подготавливает предложения по развитию вида спорта для рассмотрения федеральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в области физической культуры и спорта; Олимпийскую хартию Международного олимпийского комитета; положения, правила и регламенты проведения международных спортивных соревнований, принятые международными федерациями по видам спорта; Устав Олимпийского комитета России; современные методики спортивной тренировки и соревновательной деятельности; основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи; порядок обеспечения безопасности проводимых соревнований; основы психологии; педагогику, спортивную гигиену; порядок допинг-контроля и антидопинговые правила; Международный стандарт ВАДА по тестированию; Международный стандарт ВАДА "Запрещенный список"; Международный стандарт ВАДА "Международный стандарт по терапевтическому использованию"; порядок составления и ведения первичной учетно-отчетной документации; нормативные документы, регламентирующие работу со служебной информацией; основы трудового и налогового законодательства; основы экономики, организации труда и управления; основы работы на персональном компьютере; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, наличие высшей квалификационной категории тренера - преподавателя по спорту, стаж работы в должности тренера спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта) либо по непосредственной подготовке спортсмена - члена спортивной сборной команды не менее 5 лет или высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, наличие высшей квалификационной категории тренера - преподавателя по спорту, стаж работы в должности главного тренера спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта) не менее 2 лет.

Деятельность тренера в настоящее время является одной из самых сложных среди педагогических специальностей. Это объясняется многими причинами. Студентам, которые намерева­ются после окончания физкультурного вуза стать тренерами, надо знать эти причины, знать проблемы, которые ожидают их в буду­щей профессиональной деятельности, и быть готовым преодоле­вать их.

Одной из главных причин является высочайший уровень достижений в современном спорте, сложности и трудности подготовки спортсменов высокого класса - мастеров спорта, чемпионов и рекордсменов различного уровня, начиная с областей, городов и кончая первенствами Европы, мира, Олимпийскими играми.

В данном случае речь идет не о рекреационном спорте на заводах, предприятиях, учреждениях, учебных заведениях общего типа (школы, вузы), а о так называемом спорте высших достиже­ний, олимпийском, профессиональном.

Главная цель этого спорта - раскрытие биологических ре­зервов организма, его адаптационных возможностей на предель­ных или субпредельных уровнях. В этом смысле спорт является гигантской лабораторией, позволяющей раскрывать потенциаль­ные запасы физических и морально-волевых способностей лю­дей. И в этом плане достигнуты огромные результаты. Достаточно сказать, что почти все рекорды первых Олимпийских игр (1896г.) укладываются в нормы современного III-го спортивного разряда.

Едва ли не ежегодно совершенствуются спортивная техника способы выполнения двигательных действий методы обучения и тренировки, более конкретными и целенаправленными становят­ся способы развития физических способностей и их сочетаний. Совершенствуются методы контроля за процессами физического развития. В ряде случаев информация, которую студент физкультурного вуза получил на 1-2 курсах, значительно устаревает к тому времени, когда молодой специалист начинает свою спортивно-педагогическую деятельность.

Другими словами, надо обладать надежной теоретико-методической базой, чтобы быть в состоянии оперативно попол­нять и углублять ее новыми знаниями в процессе профессио­нальной деятельности.

Еще одной причиной, порождающей проблемы в тренерской работе, является наличие «конкурентов» в спортивно-тренировочной деятельности спортсменов.

В самом деле, тренировки проводятся ежедневно (иногда до 2 раз в день по несколько часов подряд). Много времени ухо­дит еще и на поездки на тренировку. Все это в совокупности соз­дает большую физическую, психическую, эмоциональную нагруз­ку. В связи с такой занятостью остается мало времени на чтение литературы, образование, культурные мероприятия, личную жизнь и быт.

В то же время спортсменам часто приходят в голову мысли: "А для чего все это? Кому это нужно?"



Действительно, куда проще и без особых затрат физических сил и интеллектуальных способностей пойти в бар, на дискотеку, потанцевать, пообщаться с друзьями, посидеть у телевизора, по­лежать на диване. Наконец, просто позаниматься физическими упражнениями в виде спортивных игр, бега, гимнастики в собст­венное удовольствие, не ограничивая себя определенным видом, формой организации занятий и их продолжительностью, вместо того, чтобы месяцами, годами "тянуть лямку" тренировок и сорев­нований.

Задачи тренера - сформировать мотивы, стимулы у моло­дых людей для самоотверженной, во многом педантичной спор­тивной деятельности, воспитать потребность в ней, хотя это свя­зано и с некоторыми элементами аскетизма в быту и в жизни.

Долг тренера - раскрыть романтику спорта, восхождения к его высотам, неистребимую жажду самосовершенствования, вос­хитительный "вкус" победы, перспективы побывать в различных городах и странах. Не последнее значение имеет и материальная сторона дела: обеспечение спортивной обувью и одеждой, инвен­тарем и оборудованием высокого класса, стипендиями и окладами, призовыми и премиальными вознаграждениями.

Поэтому очень важно тренеру воспитывать у спортсменов волю, настойчивость, умение "терпеть" на дистанции, на ковре, рин­ге, площадке.

В настоящее время наем на работу и определение заработной платы тренера осуществляются, как правило, на контрактной и конкурсной основе. Следовательно, не взирая на диплом о высшем образовании, лучшее место и более высокие оклады по­лучат те претенденты, которые фактически, а не на словах, больше знают и лучше умеют. Основой этого является учеба в вузе и постоянное, каждодневное, самообразование, совершенствова­ние методов учебно-тренировочного процесса.

Тренер по спорту может работать в ДЮСШ, школах олим­пийского резерва, в сборных командах спортивных обществ, сборных командах городов, республик, в национальных сборных командах России, а также и за рубежом.

Спорт противоречив. Он не только формирует благородные черты человека, но и создает «идолов»; он воспитывает чувство долга, но может поразить человека крайним эгоизмом. Честолю­бие ведет спортсмена либо к вершине славы и способствует проявлению лучших его морально-волевых качеств, либо разрушает человеческую личность, развиваясь до степени порока. И все-таки в основном спорт - это жизнь, наполненная борьбой и радостью победы, утверждение человеческого достоинства, форма прояв­ления нравственной и физической красоты.

Рекордсмен или чемпион страны, Европы, мира это не уни­кум, не сверхчеловек и не заурядная личность, единственным бо­гатством которой являются выдающиеся физические способно­сти, дарованные ему природой. Это сформированный в процессе совместного творчества тренера и его самого человек из «завтрашнего дня» первопроходец, который открывает новый путь или делает новый шаг к неизвестным пока загадочным и не­исчерпаемым биологическим резервам, к раскрытию человече­ских возможностей в двигательной деятельности.

Высшая сложность деятельности педагога, которая требует проявления всех его способностей, заключается в умении вскрывать и преодолевать противоречия процесса воспитания в широком смысле этого слова.

Возьмем пример из другой области деятельности. Случает­ся так, что летчика в 35-38 лет отстраняют от полетов. Можно се­бе представить, с каким чувством влюбленный в полеты, здоро­вый, крепкий опытный пилот, по существу, еще очень молодой человек, смотрит в небо, слушая гул моторов, зная, что ему уже больше не дадут летать.

В спорте так бывает часто. Сильный и еще очень молодой по общечеловеческим меркам жаждущий побед человек не в со­стоянии состязаться с более молодыми соперниками, пришедши­ми ему на смену. Его не включают больше в команду, в которой он выступал много лет, он «старичок». Во многих видах спорта спортсмен переходит в разряд «старичков» еще задолго до три­дцати лет. О нем уже не пишут газеты, не говорят по радио, его не показывают по телевизору, болельщики не аплодируют и не под­носят цветов. Да и его экономическое положение, если он не на­копил денег и имущества, сразу же резко ухудшается. Такие уда­ры конечно трудно выдержать. И если спортсмен еще задолго до окончания своей спортивной карьеры не подготовился в матери­альном и психологическом плане к этому все может обернуться тяжелыми, драматическими последствиями. Как помочь ему пережить эту тяжелую психологическую травму.

И тут самую действенную помощь может оказать тренер - наставник и друг. По мере накопления жизненного и профессио­нального опыта, углубления и расширения своих специальных знаний, постоянного общения в сфере своей профессии тренер постоянно поднимается по ступенькам своего профессионального мастерства и выходит на тот уровень, когда он уже может гото­вить своих воспитанников на уровне абсолютных для каждого кон­кретного отрезка времени рекордов, открывать и использовать ка­кую-то новую часть биологических резервов организма человека. И порой ему кажется, что это - предел. На самом деле истинные пределы возможностей человека в двигательной деятельности далеко не исчерпаны. Поэтому и современные рекорды ни в коей мере не являются абсолютными. В этом - романтика поиска и за­лога новых открытий в работе тренера.

В спорте время от времени появляются феномены, оше­ломляющие на некоторое время своими фантастическими резуль­татами весь мир и вызывающие сомнения в возможности сорев­новаться с ними на равных условиях. Некоторые рекорды мира продержались по 20-25 лет (Ж. Регуло, Д. Оуэнс). Однако прохо­дит какое-то время и на смену им появляются другие спортсмены, показывающие еще более высокие результаты.

Современные тренеры стоят еще в самом начале разра­ботки целины, имя которой - человеческие возможности. И вели­чие труда педагога состоит в том, что он постоянно ищет и находит новые пути и методы совершенствования физических и ду­ховных качеств своих воспитанников. Будущее принадлежит союзу тренера с наукой.

Рекорд, например, - это годы поисков, усилий, аскетизма, труда, концентрация энергии не только личности педагога и его ученика, но и их предшественников и современников спортсме­нов, тренеров, ученых. В момент установления высшего достиже­ния ярко проявляются физическая мощь и нравственная красота человека, в одно это мгновение раскрывается вся его сущность. Этот момент подводит итог его стремлениям, дает высокую оцен­ку его воле, организованности, венчает славой победителя и от­крывает дорогу к дальнейшим, более высоким достижениям само­го спортсмена или его последователям и соперникам.

Задача тренера – в том, чтобы воспитать у спортсмена способность всегда быть «заряженным» на борьбу, на победу над противником, над собой, временем, пространством и даже возрастом. В этой сложной и эмоциональной борьбе человек не мо­жет остаться равнодушным. Тренер должен помнить, что среди движущих мотивов поведения спортсмена не последнее место занимает честолюбие. В нем заложено противоречивое единство сознания собственного превосходства в борьбе с противником, неистребимое желание победить во чтобы то ни стало и благо­родное стремление вести эту борьбу в строгих рамках правил на честных началах.

Педагог должен постоянно учить своих воспитанников вла­деть собой. Сдерживающим началом в стремлении к безгранич­ному утверждению и обособлению собственной личности (иногда подсознательному ее противопоставлению остальным) являются порядочность, твердость характера, воля и самообладание, кото­рые тоже воспитываются спортом. Поэтому можно сказать, что формы поведения человека в соревнованиях отражают степень его воспитанности, собранности, а значит и степень эффективно­сти воспитательной деятельности педагога в широком смысле слова.

Всему миру известно выдающееся педагогическое мастер­ство одного из ведущих тренеров страны В.И. Алексеева, воспи­тавшего десятки мастеров международного класса по различным видам легкой атлетики. Среди его воспитанников - чемпионы и ре­кордсмены страны, Европы, мира, Олимпийских игр по прыжкам, метанию копья, толканию ядра, мужчины и женщины.

Любая личность всегда носит в себе задатки неповторимо­сти, своеобразия и, в известном смысле слова, исключительно­сти. Но чтобы ее индивидуальность проявилась, педагог должен создать определенные условия для своего воспитанника.

Спорт - это область интересного и интенсивного творчества ученых, тренеров и самих спортсменов. Творчество направлено на создание новой техники, тактики, методики тренировки.

В системе "спортсмен - тренер - наука" еще задолго до по­явления рекорда планируются определенные результаты, зара­нее "конструируется" динамическая модель будущего рекорда, определяются временные характеристики движения результатов и т.д. В процессе занятий физической подготовкой тренер высту­пает не только как педагог, но и как математик и психолог, архи­тектор и строитель будущего высшего спортивного достижения. Неистощимость творчества позволяет постоянно совершенство­вать спорт во всех его проявлениях: разрабатывать оригинальную технику выполнения упражнений, новую конструкцию снарядов, новые методы спортивной тренировки и тактику спортивной борь­бы.

Так были созданы известные всему спортивному миру ленинградская штанга и фиберглассовый шест, беговая дорожка с искусственным покрытием, пластиковые шесты и лыжи способ плавания "дельфин" и прыжок в высоту "фосбери-флоп", моно­ласты, фристайл и многое другое.

Уникальная особенность спорта заключается в том, что в процессе тренировок и, особенно, соревнований, личность прояв­ляется всесторонне, в комплексе всех (или почти всех) своих дос­тоинств и недостатков. Мало есть видов деятельности, в которых человек находился бы в таких стрессовых условиях или решал бы в считанные мгновения множество в высшей степени сложных и важных для данного момента задач.

И положение тренера тоже уникально. Он имеет возмож­ность видеть своего ученика в весьма сложных и ответственных условиях, оценить его поведение, выявить его сильные и слабые стороны и найти нестандартные выходы, способы воздействия на спортсмена на основе своего представления об особенностях его характера, психики.

Это зависит от опыта тренера, степени его образованности, широты кругозора, уровня и характера знаний педагогики и психо­логии, интуиции и некоторых других причин.

Известно, что один и тот же человек в разных ситуациях бу­дет выглядеть и действовать по-разному, так же как разные люди в одной и той же ситуации могут действовать далеко не одинако­во. И тренеру зачастую более интересно знать не то, что объеди­няет данного человека с другим, а то, что составляет его индиви­дуальность, исключительность. При этом решающим в оценке спортсмена является не его отношение к спорту, а к жизни в це­лом, к труду, деятельности, людям. Важны и его установка, цен­ностные ориентации, идеалы, чувство долга и ответственности за любое дело, которое он делает.

Много времени сэкономит и позволит сохранить больше сил правильная организация труда тренера. Ему зачастую приходится начинать свой рабочий день очень рано, а заканчивать довольно поздно, работать по субботам, воскресеньям и праздничным дням, часто выезжать в командировки.

В связи с этим первым условием хорошей организации его труда является составление плана занятий в личное и служебное время и контроль за его выполнением, что позволит упорядочить труд и быт, более или менее реально определить время не только для работы, но и для организации собственного быта, личной жизни, для семьи.

Целесообразно продумывать и планировать всю учебно-тренировочную работу с учетом необходимости проведения календарных соревнований, товарищеских и матчевых встреч и дру­гих мероприятий. Кроме того, надо всегда держать в поле зрения вопросы, связанные с материально-финансовым обеспечением, своевременной закупкой и ремонтом спортинвентаря и оборудо­вания, обуви, одежды, спортивной формы.

В организацию труда тренера входит оборудование своего рабочего места, обеспечение специальной литературой, посещение курсов, семинаров, соревнований.

И в заключении хочется отметить, что нынешним студентам первого курса после окончания института будет труднее, чем их предше­ственникам, выводить своих учеников на уровень мировых дости­жений, поскольку этот уровень будет выше чем сейчас. Но зато они, наверно, будут владеть более совершенными приборами, более надежными методами, более глубокими и обширными зна­ниями. И в этом смысле они будут богаче своих предшественни­ков и старших товарищей. У них будут совершенно новые взгляды на возможности человека. И эти свои взгляды они смогут пере­дать своим ученикам, убедить их, что все рекорды, установленные до них, - дело прошлого, а они должны работать на будущее.

Несмотря на то, что очень часто тренеры остаются в тени своих звездных учеников, именно им спортсмены обязаны своими достижениями. Эта сложная и ответственная работа имеет множество особенностей и нюансов, о которых мы сегодня и поговорим.

В современном обществе активно популяризируется здоровый образ жизни , неотъемлемой частью которого являются занятия спортом. При этом независимо от того, занимаетесь ли вы спортом профессионально или для поддержания здоровья, тренировка представляет собой определенный комплекс упражнений, направленный на достижение поставленной цели. И только тренер может подобрать наиболее оптимальные и эффективные упражнения, отвечающие как вашим требованиям, так и физическим возможностям.

Другими словами, несмотря на то, что очень часто тренеры остаются в тени своих звездных учеников, именно им спортсмены обязаны своими достижениями. Эта сложная и ответственная работа имеет множество особенностей и нюансов, а ее освоение требует от кандидатов больших усилий и знаний не только в области спорта, но и педагогики. О том, что должен знать и уметь тренер, а также о разновидностях этой профессии мы сегодня и поговорим.


Кто такой тренер?

(от англ. to train - подготавливать, обучать) - специалист, профессионально занимающийся воспитанием и подготовкой спортсменов. Как правило, он является экспертом в определенном виде спорта, а в его обязанности входит выявление, развитие и совершенствование способностей подопечных.

История возникновения профессии уходит в далекое прошлое. Еще в древности люди организовывали различные спортивные состязания, а их участников обучали по специальным методикам, позволяющим тренировать силу и выносливость. Вспомним известные бои гладиаторов в Колизее, для подготовки которых приглашали опытных военных инструкторов, или же традицию проведения Олимпиад в Древней Греции, которая возобновилась в 20 веке и поддерживается до сих пор. Каждая победа или достижение всегда в значительной степени являлась заслугой тренера.

На сегодняшний день выделяют две основные разновидности этой профессии: спортивный тренер и фитнес-тренер .

Фитнес-тренер - эксперт по здоровому образу жизни, который помогает своему клиенту достичь желаемых результатов: например, набрать мышечную массу, похудеть или стать более выносливым. Обычно они работают в спортивных комплексах и проводят либо индивидуальные, либо групповые занятия. Сегодня очень популярными являются тренеры по фитнесу, пилатесу, аэробике, йоге, спортивным танцам и т.д. К основным обязанностям фитнес-тренера относят:

  • выявление потребностей клиента;
  • составление программы тренировок (индивидуальный подбор необходимых упражнений и объема нагрузок);
  • демонстрация правильного выполнения комплекса упражнений;
  • контроль эффективности тренировок клиента;
  • подбор соответствующей диеты.

Спортивный тренер - человек, работающий с начинающими и профессиональными спортсменами, от усилий которого зависят их спортивные достижения и будущая карьера. Его обязанности варьируются в зависимости от вида спорта, на котором он специализируется, но чаще всего работа является многоплановой и требует от профессионала широкого спектра знаний и умений. К основным обязанностям спортивного тренера относят:

  • грамотный подбор режима тренировок, распределение нагрузки, определение эффективного комплекса упражнений;
  • составление плана питания, диеты;
    теоретическая и психологическая подготовка спортсменов, мотивация;
  • контроль правильности и регулярности выполнения упражнений;
  • подготовка к соревнованиям и участие в них;
  • первичная медицинская помощь при получении травм, наблюдение за состоянием здоровья подопечного.


Какими личностными качествами должен обладать тренер?

Тренер - прежде всего, эталон и пример для подражания. Поэтому наставник сам должен быть профессионалом своего дела. Очень большое значение в профессии имеет физическое и психическое здоровье. Тренер всегда должен:

  • находиться в хорошей форме,
  • следить за собой,
  • регулярно совершенствоваться,
  • демонстрировать силу воли, физическую силу и выносливость.

Профессиональный тренер обладает высокой скоростью реакции, хорошей координацией и моторной памятью.

Поскольку не каждое соревнование для спортсмена заканчивается успехом, среди ключевых качеств тренера выделяют умение преодолевать неудачи, быть сдержанным и поддерживать спортсмена, мотивируя его на более усиленную подготовку.

Способствовать достижению спортивных результатов можно только, будучи целеустремленным человеком. Нужно любить спорт , но в то же время не быть фанатиком, рационально оценивая ситуацию, способности своего подопечного и собственную работу. Тренер должен уметь оказывать влияние на спортсмена, а также знать, когда следует вовремя остановиться, чтобы избежать негативных последствий.

К важным качествам тренера также относятся коммуникативные способности, уровень воспитания и хорошие манеры. В работе спортивного тренера очень часто приходится взаимодействовать не только со спортсменами, которых он тренирует, но и с представителями СМИ, различными организациями и учреждениями и коммуникативные навыки в этом случае играют не последнюю роль.

Нередко разъездной характер работы и напряженный график тренировок приводит к большой психоэмоциональной нагрузке, что требует от тренера высокого уровня стрессоустойчивости, умения сосредоточиться и продолжать работу в экстремальных ситуациях.


Преимущества профессии тренер

Лучшей наградой за свою работу большинство тренеров считают высокие результаты своих подопечных. Во время любых соревнований они переживают за свою команду или конкретного спортсмена и иногда радуются победе даже больше, чем сами участники. Они любят спорт и получают большое моральное удовлетворение от возможности быть его частью.

Для спортивных тренеров большим преимуществом является общественное признание и повышение репутации на спортивном поприще. У них берут интервью, принимают во внимание мнение относительно того или иного спортивного события, прислушиваются к советам и рекомендациям.

Отметим, что с каждой победой спортсмена спрос на услуги его наставника значительно увеличивается, следовательно, поднимается и стоимость работы конкретного тренера. Профессионал международного класса может рассчитывать на многомиллионный контракт и работу в самых известных спортивных клубах .

Работу фитнес-тренера также можно отнести к прибыльным видам деятельности. И хотя на его доход непосредственное влияние оказывает не столько спортивные достижения клиентов, сколько количество проведенных занятий, настоящий профессионал с легкостью может заработать на бутерброд с черной икрой. У хорошего тренера занятия расписаны на много недель вперед, а со многими клиентами он проводит индивидуальные занятий, которые стоят значительно дороже групповых. В среднем зарплата фитнес-тренера колеблется в пределах 300-700 рублей в час, но все зависит от его опыта и квалификации. Также существует возможность устроиться на работу персональным инструктором публичных людей, и таким образом существенно увеличить свой доход.

Имея большой опыт тренерской работы , собственные награды и достижения, можно задуматься об открытии собственного бизнеса. Сегодня спортивные секции или кружки пользуются большим спросом у населения, поэтому правильно выстроенная позиция принесет хорошую прибыль.

Недостатки профессии тренер

К недостаткам профессии относят большую физическую и эмоциональную нагрузку. Обычно тренер имеет очень плотный график тренировок, а в периоды подготовки к соревнованиям у него отсутствуют такие понятия, как выходной или праздник.

Участие в областных/региональных соревнованиях, чемпионатах страны или мира предполагает командировки и требует большого количества времени проведенного в дороге. Поэтому тренер не может планировать личный досуг и часто находится вдали от семьи.

Поскольку в спорте бывают не только победы, но и поражения, тренеру иногда приходится переживать тяжелые периоды, наполненные критическими замечаниями болельщиков, направленными в его адрес, и разочарованием спортсменов. В некоторых случаях подопечные получают серьезные травмы или уходят из спорта по собственному желанию, и тогда тренеру приходится искать новую "спортивную звезду".

Сложно стать хорошим тренером, если нет необходимого опыта. Одного образования здесь недостаточно, нужно также иметь собственные достижения в спорте. Успех в этой сфере деятельности приходит уже в зрелом возрасте.

Где можно получить профессию тренер?

Тренерский состав состоит преимущественно из бывших спортсменов, не желающих бросать любимое дело. Однако не каждый спортсмен может переквалифицироваться в тренера.

Тренер - это прежде всего педагог. А значит, у него должны быть специальные педагогические навыки, позволяющие осуществлять подготовку спортсменов. Кроме того, он должен владеть знаниями в области медицины, психологии и основ физиологии.

Чтобы стать профессиональным тренером, необходимо получить высшее образование либо в профильном университете, либо в одном из ВУЗов, где имеется факультет физической культуры . Наиболее популярными профильными учебными заведениями в России считаются:

  • Национальный государственный Университет физической культуры, cпорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург);
  • Кубанский государственный университет физической культуры;
  • Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (г. Омск).

Источники изображений: crusfit.com, start-fit.ru, fitagat.com, m.by.tribuna.com

Деятельность тренера-преподавателя по виду спорта существенно отличается от деятельности учителя физкультуры прежде всего потому, что она направлена на выявление и развитие спортивных способностей школьников и молодежи, на прогнозирование их достижений в спорте, базой которого служит гармоничное развитие и физическое совершенствование личности .

Тренер-преподаватель по виду спорта в совершенстве должен знат ь :

Принципы, средства и методы системы подготовки спортсменов;

Теорию и методику обучения и тренировки в избранном виде спорта, а также методику обучения основным видам физических упражнений;

Особенности организации спортивной работы в условиях учебно-тренировочных сборов и спортивно-оздоровительных лагерей;

Санитарно-гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, меры профилактики травматизма в процессе занятий спортом;

Особенности конструкции спортивного сооружения, правила его эксплуатации, правила использования и сохранности спортивного инвентаря и оборудования.

Тренер-преподаватель должен уметь :

Определять общие и конкретные цели спортивной подготовки, цели и задачи конкретного тренировочного занятия;

Применять в учебно-тренировочном процессе современные методы тренировки с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся и уровня их физической подготовленности;

Определять и оценивать физическое развитие и особенности телосложения занимающихся с целью их спортивной ориентации;

Корректировать собственную деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;

Владеть методами спортивно-педагогического контроля с использованием современной метрологической аппаратуры, а также приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, и способами оказания первой медицинской помощи;

Организовывать соревнования и принимать в них участие в качестве судьи, представителя команды;

Прививать занимающимся навыки самостоятельной подготовки к проведению спортивных занятий;

Проводить профориентационную работу среди занимающихся, готовить спортивный актив, способный оказывать помощь в организации учебно-тренировочного процесса и соревнований.

Условия деятельности тренера ДЮСШ существенно отличаются от тех условий, в которых работают учителя физкультуры в школе и преподаватели физического воспитания в ПТУ, колледже и вузе.


К специфическим особенностям деятельности тренера ДЮСШ относятся:

1) добровольность выбора и посещения занятий занимающимися. Добровольность занятий в ДЮСШ существенно влияет на характер взаимоотношений занимающихся с тренером. Неудовлетворенность этими взаимоотношениями может стать причиной ухода из ДЮСШ перспективного спортсмена. Только хороший контакт с тренером, доверие и уважение к нему, чувство ответственности перед тренером и коллективом может удержать занимающихся от подобного шага;

2) особые условия общения на тренировках, вне занятий, в условиях учебно-тренировочного сбора, в период соревнований. От тренера требуется большой такт по отношению к каждому воспитаннику. От его поведения во многом зависят поведение и результаты выступления юных спортсменов;

3) необходимость постоянно поддерживать на высоком уровне свои физические возможности и техническое мастерство. Физические возможности тренера подразумевают его состояние здоровья, способность выполнять упражнения вместе с занимающимися. Под техническим мастерством понимается умение технически правильно выполнить упражнение. Уровень физических возможностей и технического мастерства существенно влияет на показ упражнения и, естественно, на авторитет тренера;

4) воспитательная работа с занимающимися. Тренер, работающий с детьми, руководит педагогическим процессом не только во время учебно-тренировочных занятий - его воспитательная деятельность продолжается и за пределами ДЮСШ. Он является наставником своих воспитанников в очень ответственный для них период проведения соревнований; оказывает огромное влияние на их образ жизни, выбор жизненного пути, старается узнать все подробности жизни юных спортсменов; следит за состоянием их тренированности, организует рациональный режим занятий и отдыха;

5) специфика детского спортивного коллектива. Такой коллектив отличается от обычного школьного сложностью структуры и управления им. Члены спортивного коллектива, как правило, одновременно являются членами разных коллективов по месту учебы. Нередко их объединение в данном спортивном коллективе носит кратковременный характер (сборная команда, учебно-тренировочный сбор и т. п.). Необходимость согласовывать влияние двух коллективов (общеобразовательной школы и ДЮСШ), непостоянство состава спортивного коллектива создают большие трудности в работе тренера;

6) необходимость воспитания у занимающихся устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта. Тренер, работающий с начинающими спортсменами, должен постоянно помнить о том, что у них еще нет убежденности в правильности выбора вида спорта, что в процессе однообразных и утомительных тренировок у них может пропасть интерес к занятиям. Поэтому тренеру ДЮСШ необходимо постоянно заботиться о воспитании устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта - во избежание ухода способных спортсменов из ДЮСШ.

Работу тренера трудно регламентировать. Помимо общих педагогических функций - учебно-тренировочной, воспитательной, организаторской, психологической (гностической) и др. - тренер выполняет также специфические функции - судейскую, секундантскую, материально-технического обеспечения, научно-исследовательскую и др. (подробнее о функциях тренера см. в книге А. Я. Корха «Тренер: деятельность и личность»).

Особую специфику имеет педагогическая деятельность тренера клубной и сборной команд. Различия в работе тренера ДЮСШ, СДЮСШОР и тренера, работающего со спортсменами высокого класса, весьма значительны и заключаются в следующем.

Функция обучения , свойственная тренеру, который работает на этапе начальной подготовки с детьми, не типична для тренера сборной команды клуба, города, республики, который руководит уже обученными спортсменами. Коррективы, вносимые тренером в технику и тактику их подготовки, можно характеризовать как экспертно-консультативную функцию .

Воспитательная функция тренера сборной команды больше направлена на создание благоприятного психологического климата и на сплочение коллектива, чем на установление элементарных норм поведения и формирование мотивов занятий спортом - последнее свойственно тренерам ДЮСШ.

Показателями успешности педагогической деятельности тренеров, работающих с высококвалифицированными спортсменами, являются:

1) стабильность спортивных результатов команды и отдельных спортсменов;

2) соблюдение всеми членами команды норм общественной морали и спортивной этики;

3) создание в спортивном коллективе условий для дальнейшего прогрессирования в спорте без ущерба для всестороннего развития личности спортсмена.

Возникновение в команде конфликтных ситуаций, частичное или полное неприятие спортсменами требований тренера могут рассматриваться как показатели низкого уровня воспитательной работы и неблагоприятного психологического климата в спортивном коллективе.