Что за Сават: История происхождения и правила соревнований французского бокса. Пинок в кадык для мсье: как появился французский бокс Обратные фронтальные удары ногами

Savate ; другие названия: boxe française , французский бокс , французский кикбоксинг [ ] и французская ножная борьба ) - французское боевое искусство, в котором используются в равной мере и руки, и ноги, комбинируя элементы западного бокса и удары ногами. В классическом савате руки выполняют главным образом защитную функцию, удары производятся открытой ладонью. В современном савате (французский бокс) удары наносятся кулаками, с использованием боксёрских перчаток. Удары ногами наносятся стопой (ребром, носком, подошвой, пяткой) и, преимущественно, ниже пояса, что отличает его от современных европейских (кикбоксинг) и азиатских (муай-тай и силат) аналогов [ ] . Сават, возможно, является единственной старинной школой, в которой бойцы надевают обувь с толстой и плотной подошвой и выступающим рантом. В России сават повлиял на славяно-горицкую борьбу. Люди, практикующие сават, называются по-русски саватисты или саватёры .

Боевое искусство

Название «сават» происходит от французского слова savate , означающего «старый ботинок». Современный формализованный образ стиля является, в основном, сплавом французских техник уличных боёв с начала XIX века - «классического сават». Тогда сават был типом уличного боя, популярным в Париже и северной Франции. На юге, особенно в портовом городе Марселе , моряки разработали стиль борьбы с высокими ударами ногой и пощёчинами. Считается, что удары ногой были добавлены, чтобы позволить бьющему использовать свободную руку для сохранения равновесия на качающейся палубе. Также, удары ногой и пощёчины не считались нелегальными, так как в то время закон запрещал удары кулаками. Этот стиль был известен как «jeu marseillais» (рус. марсельская игра ), позже переименованный в «шоссон» (фр. chausson , «тапочек»), так как моряки в те времена носили тапки. В Англии (место рождения бокса) удары ногами считались неспортивными.

Двумя ключевыми историческими фигурами в истории превращения уличного боя в современный спортивный сават были Мишель Кассо (1794-1869), французский аптекарь, и Шарль ЛеКур (1808-1894). Кассо открыл первое заведение в 1825 для практики и рекламы регулированной версии шоссо и савата (запрещая удары головой, царапанья глаз, захваты, и др.). Но этот спорт так и не потерял своей репутации как техника для уличного боя. Шарль ЛеКур, ученик Кассо, был побеждён в дружеском поединке с британцем Оуэном Свифтом в 1830. Он посчитал, что его технике не хватает ударов кулаками, так как открытой ладонью можно лишь отбивать мощные удары боксёра, но не нападать самому. Занимаясь боксом последующие два года, ЛеКур комбинировал бокс с шоссо и саватом, создавая современную версию этого стиля, «boxe française». В какой-то период развития савата, в стиль было добавлено фехтование тростями (шпаги были запрещены). С тех пор, трость «la canne» является неотъемлемой частью обучения саватьё, хотя те из них, которые тренируются только для соревнований, могут пропустить эту часть тренировки. Иной сават был разработан учеником ЛеКура Жозефом Шарльмоном и его сыном Шарлем Шарльмоном. Принципиальное отличие их стилей заключалось в том, что в стиле Лекура удары руками базировались на боксёрских приёмах, в стиле Шарльмона - на фехтовальным приемах. В результате удары в савате Лекура более мощные, а в савате Шарльмона - более многочисленные.

Позже сават был кодирован под надзором Национального комитета по французскому боксу под предводительством графа Пьера Барузи, учеником Шарля Шарльмона. Граф считается отцом современного савата и был одиннадцатикратным чемпионом Франции и её колоний, став чемпионом до Первой мировой войны . Барон Джеймс Шортт из Кастлшорта, ученик графа, основал сават в Великобритании и Ирландии . Методы, запрещённые в соревнованиях, называются «Defense de la Rue» (рус. уличная самозащита

Разделы соревнований:

  • l’assault - лёгкий контакт;
  • le pre Combat;
  • le Combat - полный контакт.

Соревнования по савату разрешают использование лишь четырёх типов ударов ногой и четырёх типов ударов рукой:

  • Удары ногой:
  1. фуэтэ - fouetté (рус. плеть , удар с разворота)
  2. шассе - chassé (удар сбоку или спереди)
  3. реверс - revers (удар обратной стороной ноги)
  4. coup de pied bas (низкий удар по голени; при ударе, саватист наклоняется назад)
  • Удары рукой:
  1. direct bras avant (прямой удар передней рукой)
  2. direct bras arrière (перекрёстный удар задней рукой)
  3. crochet (хук согнутой рукой)
  4. uppercut (апперкот любой рукой)

Знаком уважения к савату было включение его как демонстрационный спорт в Олимпийских играх 1924 года в Париже. Несмотря на корни спорта, он является сравнительно безопасным для обучения.

В наши дни сават практикуется по всему миру любителями от Австралии до США и от России до Великобритании. Многие страны имеют национальные федерации по савату. Сават был также представлен в соревновании Ultimate Fighting Championship , где голландский чемпион по савату Жерард Гордо победил борца сумо и американского кикбоксера , прежде чем проиграл практиканту бразильского джиу-джитсу Ройсу Грэйси в финальном раунде. Французский саватист Фарид Кидер одержал убедительную победу над японским каратистом Юя Ямамото в супербое по кикбоксингу K1. В 1996 году саватист Франсуа Пиннокио одержал победу над легендой муай тай Рамоном Деккерсом. Из действующих французских бойцов необходимо отметить пятикратного чемпиона мира по савату Фредерика Беллоньи, который также является чемпионом мира среди профессионалов в муай тай . В России больших достижений в данном виде спорта добились Нина Абросова (см.: Абросова Нина Алексеевна) и Сергей Егоров . В 1899 году первый в России чемпионат по французскому боксу провёл

Текущая страница: 2 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Сегодня его правила определяют четыре формы проведения боя по степени контакта и разрешенным зонам нанесения ударов: ограниченный контакт; легкий контакт; полный контакт; свободный стиль (разрешены круговые удары по ногам) (Куликов А., 1999.). Некоторые авторы считают, что кикбоксинг является синтезом бокса, карате и дзюдо (Филимонов В. И., Нигмедзянов Р. А., 1999.).

Одними из лучших пособий по изучению техники кикбоксинга можно считать учебные фильмы выпущенные Бенни Уркидесом (Urquidez Benny, 1986; 1989.). В этих учебных пособиях чемпион мира по кикбоксингу Бенни Уркидес, получивший в спортивном мире прозвище «реактивный», последовательно рассматривает многие аспекты подготовки спортсмена в кикбоксинге. Данные фильмы сделаны в форме учебного семинара со спортсменами разного уровня подготовки, занятие проводится в зале Бенни Уркидеса и вся техника демонстрируется им лично (Benny «The Jet» Urquidez, №№ 1–6, 1986).

Другая серия из восьми учебных фильмов, созданная Бенни Уркидесом, распространялась через магазин «Budostore» (Paris) в 1989 году. Принципиальных отличий от предыдущей учебной серии она не имела и отличалась добавлением двух фильмов: № 5, «Savoir pour gagner!» («знать, чтобы победить!») и № 7, «Une Self-defense efficace» («эффективная самооборона») (Benny «The Jet» Urquidez, «Budostore», 1989.).

С автором данных учебных пособий нам доводилось встречаться на учебном семинаре в Москве, где Бенни Уркидес на ринге демонстрировал технику кикбоксинга, рассказывал о себе и своем пути в спорте. Он был приглашен для проведения семинара, который проходил во время чемпионата мира среди профессионалов по кикбоксингу, с участием спортсмена из нашего клуба Сергея Андрианова.

Когда наш спортсмен досрочно выиграл бой, пояс чемпиона ему вручил Бенни Уркидес. Мы задали вопросы прославленному чемпиону, чтобы узнать его мнение о бое и технике нашего ученика. Г-н Уркидес охотно ответил на вопросы и дал полезные советы, которые были учтены нами в дальнейшей работе, как с Сергеем Андриановым, так и с другими спортсменами из сборной команды России по сават.

Подводя итог рассмотрению кикбоксинга как вида спорта, можно сделать следующий вывод: ведение боя без обуви вынуждает кикбоксеров вести бой на более короткой дистанции, чем в боксе сават.

Тай-бокс (таиландский бокс, тай-боксинг или муай тай) является жестким видом единоборства, использующим в бою удары руками в перчатках (как в английском боксе), локтями, и ногами – стопой, голенью и коленом.

Учебные пособия по этому виду единоборства, книги и учебные видеофильмы сегодня выходят под несколькими названиями: muay thai, «muay thai – chakuriki», thai kickboxing, thai boxing, тайский бокс и таиландский бокс. При описании данного единоборства нами было принято название «тай-бокс», ввиду его краткости.

По мнению некоторых авторов (Артеменко О. Л. и др.,2001.), точную дату зарождения данного вида единоборства установить невозможно, так как в 1767 году бирманские войска разрушили древнюю столицу Сиама, и все более ранние исторические документы были сожжены завоевателями.

Сегодня тай-бокс очень популярен в Таиланде, четыре телевизионных канала демонстрируют бои по тай-боксу несколько раз в неделю. Что касается «фирменных» ударов тай-бокса, то это в первую очередь удары локтями (особенно эффективны удары локтями в голову) и удары коленями.

В качестве учебного пособия по технике тай-бокса можно использовать фильм «Thai kickboxing», созданный компанией «Panther Productions» в 1986 году (Pudpad Noy Worawoot, 1985.). Данный фильм был создан при участии чемпиона по тай-боксу по прозвищу «Golden Leg» – Pudpad Noy Worawoot: «Fighting, training, techniques», в нем рассматриваются многие аспекты обучения тай-боксу: традиционный танец, исполняемый таиландскими боксерами перед боем, боевая стойка, передвижения, техника ударов.

Для представления о том, как развивается таиландский бокс в США, можно ознакомиться с учебным пособием по тай-боксу – «Thai kickboxing» выпущенным в «American Martial Arts University» (Master Robert Lyons, 1995.). Рассказ о тай-боксе и демонстрацию технических приемов в данном фильме осуществляет «Master Robert Lyons» из штата Флорида.

Еще одним пособием по изучению техники тай-бокса, но более высокого уровня, можно назвать учебный фильм, созданный Томом Харингом, известным тренером из Голландии. Анализируя «школу тай-бокса» Тома Харинга можно сделать вывод, что в ней удачно сочетается хорошая техника английского бокса и традиционная манера ведения боя тайскими боксерами (Thai boxing. The Hardest Sport On Earth. «Kwon», 1991).

Среди других фильмов о тай-боксе, следует выделить серию из четырех учебных фильмов (общая продолжительность – 3 часа), в которой рассматриваются различные аспекты обучения тай-боксу («Scorpio film», №№ 1–4, 1992.).

Подводя итог рассмотрению тай-бокса, можно сделать вывод, что в традиционном тай-боксе большое значение придавалось силовой борьбе, а также силе и жесткости ударов, что отрицательно сказывалось на технике передвижений. Нанесение ударов голенью, коленом и локтем диктовало необходимость вести бой на более близкой дистанции, чем в боксе сават.

1.3. Терминология и толковый французско-русский словарь

Проблемой для тренеров, спортсменов и судей, желающих развивать бокс сават в России, явилось отсутствие исходной информационной базы. Это в первую очередь касалось таких направлений исследований, как разработка и систематизация современной русифицированной терминологии бокса сават (позволяющей более кратко и точно описывать технические приемы), а также описания и классификации технических приемов.

Определенные трудности вызывало отсутствие толкового французско-русского словаря терминов бокса сават, так как спортивно-терминологический перевод многих слов из лексикона бокса сават в общих словарях и словарях, посвященных олимпийским видам спорта, отсутствует. Это создавало трудности в общении между специалистами, снижало эффективность взаимодействия между спортсменами, тренерами и судьями, осложняло использование специальной литературы.

Отсутствие сравнительного анализа техники бокса сават с техникой родственных видов единоборств, приводило к недопониманию смысла целого ряда приемов, специфичных для бокса сават, и, как следствие, неправильной их трактовке.

Учет вышеперечисленных факторов привел к необходимости разработки данных направлений исследования – создания исходной информационной базы – для ее дальнейшего использования в научно-методической и практической работе.


Таблица 2

Характеристика этапов разработки исходной информационной базы, необходимой для организации учебно-педагогического процесса обучения боксу сават


Систематизация терминологии бокса сават

В отличие от уже ставшей в России привычной терминологии английского бокса, терминология французского бокса сават еще находится в стадии формирования и нуждается в уточнении. Международная терминология бокса сават определена техническим регламентом Французской федерации бокса сават (что создает языковые трудности в ее использовании в России) и имеет недостатки в систематизации технических приемов.

В настоящей работе приводится систематическое описание терминологического аппарата бокса сават, более удобное для использования. В основу терминосистемы бокса сават была положена терминология английского бокса, принятая в России.

Для наименования элементов техники, специфичных для бокса сават, используется перевод соответствующего французского термина на русский язык (например, chassé – прямой удар ногой), а в тех случаях, когда русскоязычный эквивалент не способен полностью передать смысловое наполнение французского термина, сужает или чрезмерно расширяет значение исконного слова, делается заимствование наименования из французского языка.

Например, развернутое описание удара фуэте (фр. – fouetté) может быть представлено следующим образом: «хлыстообразный» удар ногой сбоку, по дуговой траектории, снаружи-внутрь по направлению к опорной ноге, наносимый поверхностью подъема стопы или носком». В практической работе столь длинное название удара использовать неудобно.

В отношении заимствований, мы придерживаемся в настоящей работе господствующего в современной лингвистике взгляда, в соответствии с которым заимствование наименования вместе с понятием зачастую является предпочтительным.

Многие исследователи языка говорят о том, что предпочтительнее заимствовать иноязычное наименование вместе с понятием, вместо того, чтобы подбирать наименование из лексических средств «своего» языка. В качестве аргументов в поддержку заимствования иноязычного слова приводятся следующие:

1. Семантическая определенность, «терминологичность» заимствуемых слов (Сорокин Ю. С., 1965; Лотте Д. С., 1982.).

Как отмечает Ю. С. Сорокин, новые понятия необходимо выражать с помощью устойчивых терминов. В то же время, как отмечает исследователь, многие коренные слова, в силу их широкой употребительности и сочетаемости с другими словами, характеризуются многозначностью. Напротив, заимствованные слова часто характеризуются смысловой однозначностью. По определению Ю. С. Сорокина, они «склонны к терминологизации, т. е. выступают в заимствующем языке как прямые знаки известных предметов и понятий» (Сорокин Ю. С, 1965, с. 59.).

Сходной точки зрения придерживается и Д. С. Лотте. Одной из основных причин заимствования терминологической лексики исследователь считает необходимость сочетать требование «научной точности», с одной стороны, и практической краткости», с другой. Иноязычное заимствование связывается чаще всего со всем понятием целиком: оно «привлекается для выражения не какого-либо отдельного признака, а совокупности всех необходимых и достаточных признаков, характеризующих данное понятие» (Лотте Д. С., 1982).

Ю. С. Сорокин указывает на тот факт, что заимствованные слова выражают оттенки понятия настолько подчеркнуто и специально, что смысловое наполнение их и русскоязычных соответствий все же различно. (Сорокин Ю. С., 1965).

2. Тенденция к соответствию нерасчлененности обозначаемого понятия с нерасчлененностью обозначающего (Крысин Л. П., 1968.).

Л. П. Крысин указывает на следующий факт: если обозначаемое представляет собой единое целое, одно явление, то язык стремится назвать его одним словом, а не словосочетанием, (Крысин Л. П., 1968.). По этой причине, с точки зрения исследователя, иноязычное слово зачастую предпочтительнее исконного оборота (например, одночленное выражение – «снайпер» часто употребляется вместо двучленного выражения «меткий стрелок»).

Нами также учитывался опыт использования иноязычных слов при создании терминологии в таких видах спорта, как гимнастика и акробатика (сальто, рондат, курбет), фигурное катание (тулуп, флип) и фехтование (батман, ремиз, финт) (Уркан М. Л., Шлемин А. М., 1977; Коркин В. П., 1981; Мишин А. Н., 1985; Тышлер Д. А., 1978.).

Заимствование части терминологии бокса сават из французского языка определяется также следующими экстралингвистическими факторами:

1. Приоритетная роль Франции в развитии французского бокса сават, где зародился этот вид спорта, и где находится штаб-квартира Международной федерации сават (FIS).

2. Выпуск большого количества литературы по проблемам бокса сават на французском языке.

3. Официальным языком судейства международных соревнований по французскому боксу сават является французский язык.

4. Расширяющиеся контакты России и Франции в области развития бокса сават.

Вышеуказанные факторы определяют влияние французского языка на русскоязычную терминологию бокса сават, выражающееся, в частности, в проникновении в нее заимствований. Ниже приводится краткий толковый французско-русский словарь терминологии бокса сават и система терминов, принятая в настоящей работе.

Краткий толковый французско-русский словарь терминов

В первом столбце приводится термин, принятый Международной федерацией сават (FIS); во втором столбце приводится краткое описание данного технического приема, выполненное автором; в третьем – предлагаемый термин.


Таблица 3

Передвижения


Таблица 4

Удары руками


Таблица 5

Прямые фронтальные удары ногами


Таблица 6

Прямые латеральные удары ногами


Таблица 7

Боковые удары ногами


Таблица 8

Обратные фронтальные удары ногами


Таблица 9

Обратные латеральные удары ногами


Таблица 10

Удары ногами снизу


Таблица 11

Защиты


Для наименования элементов техники бокса сават, которые могут быть описаны с помощью устоявшейся спортивной терминологии, в настоящей работе используется соответствующая терминология (в основном из терминосистемы английского бокса).

Глава II. Техника бокса сават

Прямой латеральный удар выполняет чемпион Европы Жиль Ле Дюигу

2.1. Технические приемы и методы обучения
2.1.1. Основные положения боксера сават

Боевая стойка. Боевая стойка в боксе сават должна создавать оптимальное исходное положение, как для наступательных, так и для оборонительных действий. Типовую боевую стойку, с которой начинают обучение техническим действиям в боксе сават, характеризует: выпрямленное положение туловища, чуть завернутые внутрь плечи, слегка опущенная голова, кулаки, поднятые на высоту подбородка, локти, свободно касающиеся передней части грудной клетки.

Позиция ног боксера сават в типовой боевой стойке следующая: левая нога выдвинута вперед, тело развернуто левым плечом вперед вполоборота к противнику, ступни ног опираются о поверхность ринга всей подошвой или только носками, носки ног чуть завернуты внутрь, а стопы расположены примерно на ширине плеч.

Распределение веса тела на ногах должно быть оптимальным и позволить спортсмену свободно действовать левой, впереди стоящей ногой, которая в боксе сават чаще всего используется для нанесения ударов и сама, в свою очередь, является самой частой мишенью для атак противника.

Постановка правой ноги на ринг должна быть удобной как для часто используемой защиты уходом (от атак ногами в нижний уровень), так и для нанесения ударов ногами на скачке, что также часто используется в боксе сават.

Боксер-левша выдвигает вперед правую ногу и разворачивает все тело правым плечом вперед.

Использование длинных ударов правой ногой, ударов ногами с разворотом тела на 180 или 360 градусов и ударов ногами со значительным смещением во фронтальной плоскости, приводит к тому, что спортсмен в ходе боя неоднократно принимает положение правосторонней, левосторонней и фронтальной боевой стойки.

Индивидуализация боевой стойки боксера сават может проявляться в различном расположении стоп в боевой позиции, так как разная манера ведения боя и индивидуальная манера выполнения технических действий требует для себя соответствующих боевых положений.

При ударе ногой с поворотом тела на 180 или 360 градусов, голова, плечи и руки спортсмена включаются в общее движение поворота с небольшой задержкой, и взгляд фиксирует противника до последнего момента (насколько гибкость спортсмена позволяет ему сохранять положение рук и плечевого пояса неизменным). Во время движения возврата и постановки ударной ноги на место (в положение боевой стойки), защитная позиция рук обеспечивает защиту головы и туловища боксера сават от ответной контратаки противника.

Постановка кистей рук и предплечий в боевой стойке должна обеспечивать надежную защиту туловища и головы от ударов во время передвижений по рингу во всех эпизодах боя. Кисти рук находятся примерно на высоте подбородка, с тем, чтобы своевременно обеспечивать кистями и предплечьями защиту головы от ударов руками и ногами. Плечи расслабленны, а локти находятся в чуть сведенном внутрь положении перед грудной клеткой. Локти обеспечивают защиту туловища, участвуя в выполнении защит от ударов руками и ногами подставками и отбивами.

При частой смене боевой стойки в ходе боя (что характерно для ведения поединка в боксе сават), нанося удары ногами с поворотом тела на 180 или 360 градусов, боксер сават должен постоянно следить, чтобы его локти находились в оптимальном для защитных действий положении.

Типовая стойка боксера сават в бою на дальней дистанции высокая, туловище выпрямлено, левая рука может быть вынесена вперед по направлению к противнику, тело сильно развернуто левым плечом вперед, левая нога находится впереди правой. Расстояние между стопами ног в стойке боя на дальней дистанции немного превышает ширину плеч. Такое положение тела позволяет боксеру сават, в случае необходимости, вести поединок, используя удары и защиты только ногами, пресекая попытки противника сократить дистанцию и наносить удары руками.

Пространство боевого взаимодействия на дальней дистанции имеет большую протяженность в длину, чем во фронтальной плоскости. Это обстоятельство ограничивает возможности боксеров сават наносить удары ногами с большим смещением во фронтальной плоскости и практически исключает возможность нанесения ударов руками с фронтальным смещением.

Типовая стойка боксера сават в бою на средней дистанции обычно является полуфронтальной, правая нога расположена ближе к левой ноге по глубине и более выдвинута вперед, чем в позиции боевой стойки на дальней дистанции. Такая позиция ног позволяет боксеру сават наносить удары ногами с шагом в любую сторону, не выходя из положения боя на средней дистанции.

Туловище боксера сават чуть согнуто, плечи слегка завернуты внутрь, положение рук более высокое, чем в стойке на дальней дистанции, и они постоянно страхуют голову от неожиданных ударов.

На дистанции ближнего боя, боксер сават ниже наклоняет голову и принимает более сгруппированную стойку, чем в позиции на средней дистанции, его правое плечо больше выдвинуто вперед и он ведет бой с фронтальным положением туловища.

Он больше сгибает туловище, чем в положении боевой стойки на средней дистанции и чуть подседает вниз немного сгибая ноги в коленных суставах. Положение стоп почти фронтально, что позволяет боксерам сават наносить с одинаковой легкостью удары как левой, так и правой ногой в любой момент боя на ближней дистанции.

Малое расстояние между спортсменами на дистанции ближнего боя не позволяет им использовать весь арсенал ударов ногами бокса сават, а также наносить удары ногами достаточно эффективные, чтобы закончить бой досрочно. Удары ногами на этой дистанции чаще выполняют связующую роль в ходе ведения боя: с их помощью боксеры сават стараются нарушить равновесие противника, отвлечь его внимание и нанести решающий удар рукой.

Так как на дистанции ближнего боя из всех ударов ногами используемых в боксе сават может наноситься (из-за малого расстояния) только нижний удар ногой, эту дистанцию часто предпочитают спортсмены, недостаточно технически подготовленные для ведения поединков в стиле бокса сават.

Ограниченный арсенал ударов ногами на ближней дистанции (возможно нанесение только одного удара ногой – нижнего удара ногой в нижний уровень), упрощает для спортсмена с недостаточной технической подготовкой выполнение защитных действий от ударов ногами на этой дистанции.

Передвижения по рингу. Наиболее частый вид передвижений по рингу в боксе сават – приставные шаги, при комбинировании ударов руками и ногами также используются удары на обычном шаге под разноименную ногу, а при нанесении ударов ногами с дальней дистанции основными видами передвижений являются приставные шаги или скачок.

В начале обучения технике ударов ногами, для передвижения с ударами ногами используется сравнительно медленное передвижение скрестным шагом (marché-croisé), такой вид передвижения дает возможность начинающему боксеру сават легче научиться сохранять устойчивость тела. По мере дальнейшего изучения техники передвижение скрестным шагом часто заменяется более быстрым видом передвижения – скачковым.

Умение свободно и быстро передвигаться во время боя в любом направлении является одним из самых важных умений в боксе сават. Удары в ногу – одно из главных видов оружия бокса сават. Эффективно защищать ноги боксера сават от атак в нижний уровень позволяет «легкая» постановка ног на ринг, умение в любом эпизоде боя быстро нанести удар ногой, убрать ногу из-под удара противника и в темп нанести ею же ответную контратаку.

Постоянная и плотная постановка ног на ринг боксером сават, «укоренение» (по терминологии принятой в некоторых восточных единоборствах), лишает спортсмена необходимой подвижности, сковывает его действия и ограничивает возможности в использовании полного объема технического арсенала бокса сават.

В свою очередь, легкое и быстрое передвижение по рингу позволяет боксеру сават постоянно сохранять боевую дистанцию, успешнее выполнять быстрые защиты ног от ударов уходами и оттяжками, эффективно маскировать подготовку собственных атак и своевременно и внезапно их проводить.

Чтобы наносить сильные и длинные удары ногами в туловище или в ногу, боксер сават выполняет подседание на опорной ноге в момент акцента удара с понижением О. Ц. Т. тела и жесткой фиксацией мышц в момент контакта с целью.

Умение боксера сават быстро и своевременно переходить от легкого и быстрого передвижения по рингу к жесткому напряжению мышц тела в момент нанесения акцентированного удара ногой и опять быстро переходить к продолжению передвижения по рингу, определяется его техническим уровнем и умением контролировать степень напряжения и расслабления мышц.

Высокий темп боя с частым использованием скачковых ударов ногами предъявляет повышенные требования к выносливости боксера сават: потеря подвижности на ринге в заключительных раундах боя приведет к проигрышу боя, так как боксер сават не сможет защитить свои ноги от ударов противника.

«Необходимым условием ведения боя является изменение боевой стойки в зависимости от перемещений соперника» (Дегтярев И. П., 1979. – С. 25). Корректировка положения тела, в зависимости от действий противника, может осуществляться как перемещением с использованием шагов по относительно простым и прямолинейным траекториям, так и скачковым передвижением с поворотом тела.

Боевые дистанции. В боксе сават существуют три основные боевые дистанции: дальняя, средняя и ближняя. Разница в анатомической длине рук и ног вынуждает боксеров сават вносить уточнения при необходимости точного определения боевой дистанции.

Дальняя дистанция. На дальней дистанции боксер сават, находящийся в положении боевой стойки, может нанести удар ногой или выпрямленной рукой, сделав скачок или шаг вперед. Дальняя дистанция позволяет наносить удары почти полностью выпрямленной в заключительной ударной фазе ногой. Большая по сравнению с рукой масса ноги, сильные мышцы ноги, тяжелые боксерки сават на ногах, – все это делает удары ногами с дальней дистанции грозным оружием.

Близкое расположение вертикальной оси бедра в момент заключительной фазы удара к О. Ц. Т. тела и более короткое, по сравнению с ударами руками, расстояние от опоры по вертикали, придают ударам ногами большую жесткость и позволяют наносить на дальней дистанции достаточные по эффективности удары любой ногой.

Для успешного ведения боя на дальней дистанции, боксеру сават необходимо хорошо владеть техникой передвижений, уметь одинаково хорошо двигаться по рингу в любом направлении, владеть обостренным чувством дистанции. «Расчет дистанции в быстром темпе боя – один из самых трудных навыков, приобретаемых только постоянной практикой в тренировочных боях» (Градополов К. В., 1965 – С. 31).

Средняя дистанция. Позиция тела боксера сават в боевой стойке на средней дистанции более низкая и собранная, чем в стойке боя на дальней дистанции. Спортсмены расположены друг от друга на расстоянии удара ногой или выпрямленной рукой (при нанесении удара с наклоном туловища вперед), без необходимости выполнения шага вперед для выхода на дистанцию удара, они постоянно находятся в зоне возможной атаки, в сфере досягаемости любого удара рукой или ногой, входящего в арсенал бокса сават.

Близкое расстояние от противника, находящегося на средней боевой дистанции, не дает спортсмену возможности полноценного визуального контроля его действий, поэтому на средней дистанции возрастает значение навыка спортсмена определять структуру ударных действий на ранних стадиях развития удара, в ходе подготовительных действий. Такое умение приходит к спортсмену в результате большого объема специальной работы и закрепляется в ходе ведения условных и вольных боев.

Передвижения вперед во время ведения боя на средней дистанции для изменения ударного расстояния не используются, при нанесении ударов руками и ногами спортсмены используют наклоны туловища вперед (при нанесении удара рукой) или отклоны туловища назад (при нанесении некоторых ударов ногой).

Движения туловищем (наклоны вперед и отклоны назад) позволяют боксеру сават легче изменять ударное расстояние и связывать в комбинации удары руками и ногами более быстро, чем при использовании передвижения. В тоже время, шаговые движения при нанесении ударов облегчают противнику применение подсечек, которые часто производятся в темп по вышагивающей ноге и могут привести к нарушению равновесия или даже к падению спортсмена.

При определении средней дистанции в боксе сават необходимо учитывать, что на этой дистанции расстояние, на котором возможно нанесение ударов выпрямленной ногой без шага, оказывается недостаточным, для того, чтобы нанести удар выпрямленной рукой без шага или наклона туловища;

Ближняя дистанция. На ближней дистанции могут наноситься удары только согнутой в локте рукой (прямые, снизу и сбоку) или нижний удар ногой. Остальные удары ногами из арсенала бокса сават на ближней дистанции не наносятся, так как они будут, в силу своей специфики, иметь запрещенную правилами форму (по правилам бокса сават удары ногой наносятся только зоной, защищенной обувью, удары голенью или коленом – запрещены).

Нижний удар ногой наносится практически выпрямленной в коленном суставе ногой, поэтому он может наноситься с минимального расстояния до цели и без замаха. Близкое расстояние между боксерами сават на дистанции ближнего боя не позволяет нанести нижний удар ногой достаточной силы, чтобы решить одним таким ударом исход боя в свою пользу.

Что же такое Сават? Портовая французская прикладуха, это современный спорт или какое-то раритетное боевое искусство.

На самом деле Сават – это один из видов современного спорта, но также он оставил в себе черты портовой уличной драки. Он потерпел некоторые изменения: облагородился и сгладился для того, чтобы не наносить максимум увечий сопернику в спортивном поединке.

Картинка 1 — Сават

Развитие такого вида борьбы, как смешанные единоборства, происходит семимильными шагами. Бойцы ММА жадно ищут различные приемы в других видах борьбы. Найденные техники и приемы они осваивают на ходу, а затем несут это в свой зал, в свои тренировки, и постепенно внедряют в свой спорт.

Разница заключается в том, что все бойцы абсолютно разные. У них разные техники, разные удары, разные слабые и сильные стороны. Также они совершенно по-другому наносят свои удары, двигаются и прочее. Изменяется и «мода» в ММА. Например, что было «в моде» (удары, фишки и так далее) пару лет назад – сейчас это уже считается «прошлым веком».

Динамика изменений Савата

В мире смешанных единоборств отмечена большая и серьезная динамика изменений.


Картинка 2 – Французское боевое искусство

Одно из множества направлений, которое в последнее время набирают популярность как раз и является французский бокс (Сават). Это искусство появилось в 1800-е годы, и модернизировалось в течении всего века.

Оно было создано для того, чтобы научить людей с улице искусству самообороны, кто вынужден был хотя бы изредка сталкиваться с «дикой» общественностью.

Само название этого французского бокса – «Сават» — происходит от слова «сапог».

Что включает в себя Сават

На сегодняшний день, Сават включил в себя довольно множество направлений и приемов из других видов бокса. Сават включил в себя борьбу ногами, наследуемую от моряков и других членах морского судна.

На юге этот стиль боевого искусства чаще всего носил название, в переводе которое обозначалось «туфля». На севере же этот стиль и назывался «сапогом», что в переводе на другие языки звучал как «сават».

Таким образом, весь мир разделился на 2 половины: северную и южную. Хотя стиль борьбы был один и происходил, в принципе, от одного и того же слова, но все-таки отличия находились, и иногда довольно грубые.

Было решено, что этот стиль нужно полностью делать общим. Но в течении стольких лет, в основным правилам, которые и были взяты за основу, приросли свои фишки и приемы. Проблема заключалась в том, что у каждого подвида этого искусство все было немного по-другому.

Вызвались двое бойцов, которых звали Мишель Кассе и его последователь – Шарль Лекур.


Картинка 3 – Сават – французское боевое искусство

Шарль немного в последствии доработал то, что создал его учитель. Он добавил различные ударные техники.

Современный Сават

В современном Савате главным отличием от предыдущая является только бешенная динамика. Главное отличие, по которому можно отличить французский бокс от любого другого вида единоборств – это однотонные костюмы и соответствующая обувь.

Удары с бока в Савате, которые чаще всего называют ронтальной или низкой фронтальной атаками. Именно эти удары оставляют двойственное впечатление после знакомства с ними. С одной стороны, эти удары довольно эффективны. Но всё-таки, с другой стороны, они все же противоречивы друг другу. Из-за их исполнения боец не имеет хорошей защиты. Но, как показал на собственном примере Густаффсон – лучшей защитой является постоянное движение.

Конор во французском боксе

Конор также внес в этот вид спорта свои дополнения и изменения. Он в свою тактику взял косой удар, и внес свои коррективы. Конор также использует позицию в клинче, а это значит, что скорее всего, и этот прием он взял из мира Французского бокса.

Время идет дальше, а это значит, что через какое-то время Сават снова пополниться новыми фишками, техниками. Добавится что-то новое, модернизируется старое. И этот вид единоборств снова задышит с новой силой, обновиться. Удары либо другие фишки могут долгое время использоваться в октагоне, в боях без правил. Но всё-таки замысел такого стиля единоборств, как Сават, был изобретен именно для того, чтобы показать изящную работу ног, а также телодвижения.

Именно бойца сами обновляют виды спорта. Они развивают свои стили ведения боя, берут что-то из разных видов спорта. МакГрегор развивается в сложнейшей методике, которую сам себе составляет. Развитие этих единоборств проходит очень быстро.

Занимаясь боевыми искусствами многие приходят к тому, что когда-то описал Брюс Ли в своей книге «Путь опережающего кулака» - поиску новой информации о других системах с целью расширения своего кругозора и боевого арсенала. Дэниел Даби своим фильмом «Уличный сават» подтверждает это правило. Кроме Саватэ, он изучал Кунгфу, Самбо, Дзюдзюцу и естественно знаком с трудами Брюса. В свою очередь это наложило отпечаток на его технику и позволило рассматривать методику в рамках Джит Кун До.

Французскому боксу он обучался у мастера традиционного (не спортивного) Савата, Филиппа Бужома. Мастера с большим опытом уличных драк. Скорее всего именно этот опыт и позволил сохранить в его арсенале техники ударов ногой в ботинке. Которые представляют наибольший прикладной интерес, и которые максимально подробно рассмотрены в этом видео.

Эта аутентичная техника удара с использованием каблука и ранта ботинка, рассматривается в каждой из четырех частей. Связано это с тем, что она прекрасно вписывается в рамки самообороны.

Ведь мы чаще ходим в обуви, а не босиком. Это значит, что нужно учитывать те преимущества, которые нам дает обувь - защита стопы во время удара и использование подошвы с ее гранями в качестве ударной поверхности. Это увеличивает арсенал и КПД ударов ногами.

Другой аспект, на который следует обратить внимание, это способ разгона ноги махом. Который дает нам некоторые тактические преимущества в схватке. Именно здесь можно найти место ударам в обуви, отличных от классических вариантов принятых, например в каратэ.

Каждая часть видео имеет свою определенную тему.

В первой части фильма, Дэниел Даби базовую технику и разогревающие упражнения.

Во второй, секреты французского бокса - всевозможные хитрости и уловки, которые сохранились до наших времен и известны немногим мастерам современности.

Третья часть останавливающим ударам ногой, объясняет аутентичную технику с использованием каблука и рассматривает Сават, как составляющую часть Джит Кун До.

В четвертой, большое внимание работой в клинче, контролю противника с помощью работы ног на близкой дистанции. В этой части разбираются техники заимствованные им из других стилей, что составляет арсенал его боевой системы.

В свою очередь он рассматривает ее как воплощение трех аспектов:

1. Уличный (прикладной) Сават.

2. Спортивный вариант.

3. Сават, как часть личной боевой системы, то есть в рамках Джит Кун До.

Фильм полезен тем, что демонстрирует наглядный пример соединения спортивных и традиционных техник в рамках личной боевой системы с сохранением прикладной направленности.

Содержание статьи

ФРАНЦУЗСКИЙ БОКС САВАТ (Savate), вид спортивного единоборства и система самообороны. Арсенал используемых приемов включает как ударную технику (ногами, коленями, руками), так и всевозможные захваты, заломы, броски и болевые замки. Предусмотрена работа с подручными предметами – палкой, тростью и т.д. Система приемов самообороны позволяет одному человеку вести бой с несколькими противниками одновременно. Входит в систему подготовки военнослужащих французской армии.

Название «французский бокс сават» стало общепринятым после второй мировой войны. (Его также называют европейским кикбоксингом.) Как спортивная дисциплина культивируется сейчас во многих странах. Регулярно проводятся соревнования по французскому боксу, в том числе раз в два года – чемпионаты мира среди мужчин и среди женщин.

Правила.

Формула поединка.

Проходит на стандартном боксерском ринге 8×8 м и может состоять из 2, 3, 4 или 5 раундов, длительность каждого из которых составляет минуту, полторы или две минуты «эффективного» боевого времени (назначаемые рефери тайм-ауты не входят в хронометраж поединка). Перерыв между раундами – одна минута.

Соревнования проходят по правилам близким к правилам кикбоксинга, фулл-контакт каратэ и евро-тайбокса (европейской версии тайского бокса – без ударов локтями в голову). Разрешен жесткий контакт руками и ногами.

В савате возможна как победа по очкам, так и чистая победа (нокаут).

Бои проводятся в перчатках весом 16 унций – 454 г, облегченной обуви и гимнастическом трико либо в спортивных брюках и майке. Из защитного снаряжения используются капы, а также (в некоторых видах соревнований) шлемы, щитки, протекторы на тело и т.д.

Спарринги.

Различают три их вида.

Условный контакт – удары должны быть технически правильными, точными, быстрыми, но не сильными. В подобных поединках оценивается техническое мастерство и индивидуальный стиль бойца.

Полуусловный контакт – удары наносятся в полную силу, но при этом соперники используют весь набор защитных средств: шлемы, щитки, протекторы на тело и т.д. Помимо техники и стиля, в полуусловном спарринге учитывается также эффективность наносимых ударов и боевой дух соревнующихся.

Полный контакт – защитное снаряжение не используется, удары наносятся в полную силу и на максимальной скорости. Оцениваются, прежде всего, «боевые» оставляющие спортивного поединка.

Разрешенная и запрещенная техника.

В савате различают ударную технику рук и ног. Соответствующие удары классифицируются в зависимости от направления и характера движения ноги (всего – 11 категорий ударов) и руки (прямой удар, апперкот, свинг и хук). Защитная техника включает различные уходы и блоки.

Помимо разрешенных правилами в технике савата есть и запрещенные приемы, применение которых допускается только в целях самообороны, но не во время спортивных поединков. К их числу относятся:

удары ниже пояса (за исключением ударов ногой по ноге);

удары ногой по задней части шеи, по затылку и по макушке;

опасные движения (головой, коленом и пр.)

в соревнованиях женщин – любые удары в область груди.

Правилами запрещается также тянуть или толкать соперника, наносить удары, одновременно удерживая противника, бить его в тот момент, когда он лежит на ринге или пытается подняться, наносить удары ногами, опираясь руками на пол или канаты, затягивать время поединка.

Весовые и возрастные категории.

Согласно международным правилам участники соревнований по французскому боксу подразделяются на 18 (условный спарринг) и 14 (полуусловный и полный контакт) весовых категорий. В первом случае самой маленькой считается категория до 24 кг, а самой большой – свыше 89 кг. Во второй классификации, соответственно: 39–42 кг и свыше 85 кг.

Возрастное деление включает восемь категорий: 7–9 лет, 10–11, 12–13, 14–15, 16–17, 18–20, 21–34 и 35 лет и старше.

Квалификации.

Со времен второй мировой войны во французском боксе существует деление на разряды.

Подобно цветным поясам, принятым в каратэ, здесь используются цветные – «ученические» – полоски на перчатках вокруг запястья шириной один дюйм (2,5 см): синяя, зеленая, красная, белая, желтая. Для инструкторов предусмотрены три степени серебряных полосок и золотая полоска – для профессоров.

Считается, что ученик – при условии непрерывных тренировок – может выполнить норматив «желтых перчаток» за два года. Все степени от синих до желтых перчаток присваивает соискателю инструктор либо профессор в том клубе, где тренируется спортсмен.

Серебряные перчатки присваивает Техническая комиссия Национальной федерации французского бокса. Чтобы быть допущенным к экзамену на серебряные перчатки первой степени, спортсмен должен: быть не моложе 16 лет, иметь стаж занятий боксом не менее двух лет и «желтые перчатки». Для допуска к экзаменам на каждую последующую степень серебряных перчаток, а также на степень профессора, требуется два года тренировок между аттестациями.

Для аттестации на профессорскую степень необходимо продемонстрировать теоретические знания в объеме выпускника физкультурного института или колледжа. Чтобы сдать экзамен на степень профессора, спортсмен должен хотя бы один раз победить на престижном турнире, или не менее трех раз входить в тройку призеров. При этом получить во Франции степень профессора, не являясь гражданином Франции, невозможно.

Помимо цветных полосок на перчатках, боксеры носят соответствующую эмблему на груди, с левой стороны. Наличие эмблемы обязательно для участия в соревнованиях, семинарах и экзаменах. Участвовать в состязаниях могут только боксеры, сдавшие экзамен на степень не ниже «красных перчаток».

Зарождение французского бокса. Его составляющие.

В основу французского бокса легли сават, шоссон, английский бокс и фехтование.

Сават.

Старинное народное развлечение, в котором два соперника старались ударить друг друга ногой по голени. Название происходит от французского «savate» (что означает «старый стоптанный башмак»). Наибольшее распространение, – как вид поединка, – получил среди грузчиков, рабочих, бродяг, уголовников, извозчиков и т.п. Когда именно зародился сават, точных сведений нет. К примеру, французский историк Мишель Делайе считает, что он появился на окраинах Парижа в 17 в.

Удары в савате наносились носком, ребром или каблуком грубого башмака по голени, по колену, в пах или в живот. Удары руками играли вспомогательную роль и производились в основном ребром или основанием ладони, реже – кулаками. Цели для поражения руками – уши, виски, нос, горло, сонные артерии, затылок.

Со временем забава простолюдинов трансформировалась в разновидность дуэли и рукопашного боя. Сформировался целый дуэльный кодекс саватеров. Бои шли либо очень жестко («на смерть»), либо в более мягком варианте («до первой крови»). Жесткие единоборства велись в грубых ботинках, подбитых гвоздями, в этом варианте савата разрешалось практически все – удары в горло руками, ногами в пах и т.д. В более мягком варианте допускались удары подъемом ступни по голени и бедру, а руками разрешалось работать только по корпусу.

В середине 18 в. одним из самых известных мастеров дуэльного савата считался бывший танцор Батист. Ему приписывается авторство нескольких ударов ногами на верхнем уровне.

Удары руками в голову привнесли в сават уголовники. Акцент делался на выведение противника из строя одним ударом: выбив глаз, перебив горло, разорвав барабанную перепонку и т.д. Уголовники также первыми стали пускать в ход всевозможные подручные средства – кастеты, дубинки и ножи.

Шоссон.

От фр. chausson (ночной тапочек). В середине 17 в. в Марселе среди французских моряков была популярна игра, в которой надо было коснуться партнера выше пояса ногой в мягкой обуви. Со временем местные моряки стали использовать удары ногами в корпус и голову во время драк. Нередко французские матросы выясняли отношения с английскими. Англичане в большинстве своем хорошо «работали» руками: сказывалась школа английского бокса.

Позаимствованные у англичан приемы со временем заметно обогатили технику французского бокса. Шоссон стал популярен у широкой публики гораздо позднее савата – в начале 19 в. Считается, что сам термин «шоссон» появился в 1829.

Парижские наставники шоссона ввели в обиход пухлые кожаные перчатки. Их волновала сохранность лиц изучавших основы единоборства выгодных клиентов, основную часть которых составляли обеспеченные молодые люди.

«Визитной карточкой» шоссона стал удар ногой в голову. Но при этом в шоссоне ценилась не сила, а скорость и точность ударов, техника и ловкость участников поединка. Пик моды на шоссон приходится на 1830–1848.

Английский бокс.

Искусство кулачного боя в сочетании с борьбой и фехтованием на шестах и дубинах существовало на Британских островах еще до норманнского вторжения. К 17 в. сложились три стиля рукопашного боя: вестморлендский, девонширский и кумберлендский. Из их смешения и возник бокс .

Искусство английского бокса во Франции было хорошо известно, – и не только из-за портовых потасовок моряков. В Париже существовали клубы любителей бокса, в которых преподавали английские специалисты.

Один из основателей французского бокса Шарль Лекур изучал английский бокс в Лондоне, а затем продолжил обучение в Париже, у английского тренера по фамилии Адамс. Лекур был сильным бойцом савата, но уступал английским специалистам в технике рук. Благодаря ему произошел синтез французского бокса и английского. Он же ввел в обиход термин «французский бокс», опубликовал кодекс боксеров, правила (в основном повторяющие правила бокса Броутона 1743 года) и изложение основных технических приемов.

В отличие от английского бокса, в котором еще долго сражались голыми руками, Лекур сразу ввел перчатки. Помимо бокса, Лекур преподавал в своем спортивном зале фехтование.

Фехтование.

В классическом французском боксе, существовавшем до начала второй мировой войны, отчетливо прослеживалось влияние фехтования. Например, боевая стойка повторяла стойку фехтовальщика, не признавались уходы с линии атаки: удары противника должны были парироваться. Основными были прямые удары руками и ногами. Удары руками проводились с выпадом вперед – на манер фехтовальных. Характерно, что точность попадания и скорость движения и нанесения удара ценились выше силы удара.

Дальнейшее развитие савата.

Как самостоятельная дисциплина французский бокс окончательно сформировался к середине 19 в. Дальнейшее его развитие связано, прежде всего, с деятельностью таких выдающихся мастеров, как отец и сын Шарлемоны и Пьер Барузи.

«Эпоха Шарлемонов».

Признанный мастер фехтования, Жозеф-Пьер Шарлемон начал изучать французский бокс в Алжире, где проходил военную службу. В 1862 совершил путешествие по ряду европейских стран, где бросал вызов известным мастерам английского бокса, фехтовальщикам на палках и представителям других единоборств. Ни в одном поединке он не знал поражения.

В 1871 принял деятельное участие в Парижской коммуне, но после поражения коммунаров был вынужден бежать вместе с сыном Шарлем в Бельгию. Там Шарлемон разработал собственную систему единоборства, упорядочил схему проведения поединков и издал книгу по французскому боксу.

По возвращении в Париж в 1879 открыл Академию французского бокса. Последний свой бой провел в Марселе в 1897, – в возрасте 57 лет – с Мишелем Жину, и победил. Прекрасный боец и превосходный организатор, Шарлемон-ст. оказал огромное влияние на дальнейшее развитие французского бокса, по сути, превратив его из сомнительной забавы в настоящее спортивное единоборство.

В 1899 передал руководство Академией сыну Шарлю Шарлемону, которого обучал основам боксерской техники с юных лет. Шарль стал первым в истории чемпионом мира по французскому боксу: в 1899 он выиграл в шестом раунде бой с чемпионом по английскому боксу в среднем весе Джерри Дрисколлом.

Французский бокс в 20 в. Деятельность Пьера Барузи.

Пьер Барузи (он же – граф Бароцци и барон де Санторен) из прожитых им 97 лет 83 посвятил французскому боксу.

С 1922 по 1937 11 раз становился чемпионом Франции в среднем, полутяжелом и тяжелом весе. В общей сложности выходил на ринг более 200 раз, не считая показательных выступлений. Последний бой провел в возрасте 70 лет.

В 1924 представлял французский бокс на Олимпийских Играх в Париже. С 1934 возглавлял комиссию по французскому боксу в руководстве Французской федерации бокса, объединявшей два направления: французский бокс и английский.

В 1937 году состоялся последний – перед долгим перерывом – чемпионат Франции, следующий прошел только через 30 лет. Накануне второй мировой войны французский бокс в самой Франции практиковало не больше 500 человек (для сравнения: в начале 20 в. их число превышало 100 тыс.). В 1938 закрылась Академия Шарлемона и – вопреки стараниям Барузи – французский бокс оказался на грани исчезновения. Это связано, прежде всего, с огромной конкуренцией со стороны олимпийских спортивных дисциплин и отсутствием мощной и действенной организационной структуры.

Вплоть до 1960 Барузи практически в одиночку издавал журнал, посвященный французскому боксу, на свои средства арендовал залы, обучал тренеров, платил жалование инструкторам.

Возрождение французского бокса началось с середины 1960. В 1965 Барузи создает Национальный комитет французского бокса сават. Комитет объединил 30 клубов по всей стране, с общим числом занимающихся около тысячи человек. Спустя десять лет комитет был преобразован в Национальную федерацию. (По иронии судьбы первая национальная федерация французского бокса была создана – еще в 1922 – не на его родине, а в Бельгии, которая наряду с Францией и Италией стала одним из очагов развития савата.) С 1975 начинается подлинное возрождение французского бокса. Ко времени создания в 1985 ФИС (см. ниже) Федерация Франции насчитывала 25 000 членов.

Барузи скончался в 1994, будучи почетным президентом национальной и Международной федераций французского бокса, созданных при его непосредственном участии. Единственное, чего он не успел сделать, – добиться признания савата в качестве олимпийского вида спорта.

Международная федерация французского бокса сават (FIS).

Известно, что международные поединки (с участием саватеров Бельгии, Франции и Италии) проводились еще в начале 19 в. Тем не менее, создание Международной федерации стало возможным лишь в конце предыдущего столетия.

Она организована в марте 1985 на встрече представителей 11 государств. Поначалу объединяла около 20 стран: Бельгию, Берег Слоновой Кости, Великобританию, Германию, Нидерланды, Грецию, Испанию, Италию, Камерун, Португалию, Сенегал, Францию, Швейцарию, Югославию и др. В настоящее время в ФИС (иногда используется также аббревиатура СИФ) входят национальные федерации более 60 стран мира, в том числе России.

Под эгидой ФИС проводятся мужские и женские чемпионаты мира, Европы (с 1997 также турниры стран Африки, а с 2003 – арабских государств) в различных видах спаррингов среди взрослых спортсменов и юниоров.

Французский бокс как система самообороны.

Развивается параллельно спортивному направлению. Идет от Мишеля Кассо и барона Фенье.

Мишель Кассо (род. в 1794 в предместье Парижа) с детства участвовал в уличных стычках и приобрел со временем репутацию опытного уличного бойца. В 1824 опубликовал брошюру, в которой описал собственную систему боя, которую он назвал «сават». Приблизительно в это же время открыл ряд спортзалов, где занималось немало представителей знати, в том числе Ш.Лекур.

Основу системы Кассо составляли прямые, боковые и круговые удары ногами, обутыми в грубые башмаки, по голеностопному суставу, голени, колену, паху. Руки лучше держать преимущественно внизу, для захвата ног противника и для блокировки ударов, направленных в пах. Удары руками Кассо рекомендовал наносить открытой ладонью по носу, ушам и горлу. В особых случаях советовал пользоваться палкой, либо кастетом.

Система Кассо, не имеющая ничего общего со спортом, тем не менее, является прародительницей современного французского бокса. Сегодня во Франции существует многочисленная группа энтузиастов, пропагандирующая «ортодоксальный сават» как национальную систему самозащиты. Эта группа входит в Ассоциацию воинских искусств «Франкомба».

Французский бокс в России.

Россию с боксом сават познакомил выпускник Жуанвильской высшей школы спорта Эрнест Лусталло. (В этой школе была разработана четырехсторонняя защита, позволявшая бойцу вести бой в 4 направлениях одновременно.) Прибыв в 1897 в Санкт-Петербург по приглашению Атлетического общества доктора В.Ф.Краевского, Лусталло стал преподавать бокс, плавание, фехтование и гимнастику: он имел международные чемпионские титулы по всем названным видам спорта.

В 1899 Атлетическое общество провело первый чемпионат страны по французскому боксу сават, где победил Эрнест Лусталло, его ученики Гвидо Мейер и Франц Кастерс.

В СССР французский бокс не культивировался. Возродился лишь в конце века, когда в 1987 в петербургской Академии физкультуры им. П.Ф.Лесгафта чемпион мира и Европы Ришар Силла продемонстрировал студентам необычную технику спортивного единоборства. Зав. кафедрой бокса Владимир Таймазов поддержал инициативу развития эффективной системы самозащиты и разработал программу методик и наставлений для проведения тренировок.

В 1989 по приглашению Федерации бокса сават России, возглавляемую ныне ректором Академии физкультуры профессором В.А.Таймазовым, к нам в страну прибыли специалисты из Франции, которые провели первый международный семинар для спортсменов, инструкторов, судей.

В 1991 состоялся дебют России на Чемпионате мира в Париже: серебряные медали завоевали петербуржец Александр Иевлев, уступивший лишь неоднократному чемпиону Европы Франсуа Пинаккио, и Вадим Лапин (Архангельск), проигравший чемпиону мира Андре Панза.

Официальный дебют нашей сборной на Чемпионате Европы – в 1992 – был еще более впечатляющим: 3 золотых, 1 серебряная и 7 бронзовых медалей. Первое «золото» завоевал Владимир Коноплев (Екатеринбург), одолевший титулованного француза Валери Буше. Блестяще выступили студенты-лесгафтовцы Сергей Володин и Сергей Андрианов, ставшие победителями континента среди молодежи.

Сейчас центры развития бокса сават действуют в Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Краснодаре, Волгограде, Саратове, Мурманске, республике Саха и др. регионах страны.

Удачно выступают на международных турнирах и российские спортсменки, освоившие технику набирающего популярность женского савата. Наталья Ларионова за десять лет выступлений трижды становилась чемпионкой Европы и получила Большой кубок чемпионки мира. Чемпионкой мира и континента становилась Елена Логункова из Уфы. Долгие годы лидировали на международной арене представительницы Санкт-Петербурга Елена Фаткуллина, Светлана Гашута и Наталья Агеевец.

С 1991 по 2002 на чемпионатах Европы и мира россияне завоевали в общей сложности 13 золотых, 36 серебряных и 28 бронзовых наград.

Президентом Европейской федерации бокса-сават в настоящее время является В.А.Таймазов, по инициативе которого была проведена всемирная Универсиада по савату.

Игорь Рязанцев