Оклеветанный бэр. Обратная сторона доллара

Макс Бэр - талантливый боксер, красивый мужчина, снискавший за свою игровую манеру ведения боя прозвище "Неразгаданный клоун".


Макс Бэр (настоящее имя Максимиллиан Адальберт Бэр) родился 11 февраля 1909 года в немецкой еврейской семье. Это был талантливый боксер, красивый мужчина, снискавший за свою игровую манеру ведения боя прозвище "Неразгаданный клоун".

Макс Бэр выступал с шестиконечной звездой на трусах. Выйдя на ринг, он обычно делал сальто. Мог в перерыве по-свойски покалякать с кем-либо из зрителей, любопытствуя, скажем, здоровьем тещи или урожаем на ферме. Давал самые экстравагантные интервью, репортеры валом валили на его пресс-конференции. Он имел живой характер и репутацию бабника и выпивохи, что не мешало ему быть отличным боксером.

В 1933 году на одной из пресс-конференций он заявил, что разделается с двумя "нацистами". Макс имел ввиду бывшего чемпиона мира немца Макса Шмелинга и нынешнего чемпиона мира итальянца Примо Карнеру.

Уже в июне 1933 года Бэр встретился с первым из них. Бой прошел в Нью-Йорке с подавляющим преимуществом Макса Бэра над своим именитым тезкой. Зрители кричали: "Бей! Нациста!", что Бэр с удовольствием и делал. В 10-ом раунде рефери остановил поединок и объявил Макса Бэра официальным претендентом на матч за чемпионский титул.

Итак следующим соперником "клоуна ринга" должен был стать, обласканный Муссолини итальянец Примо Карнера. Весь год в период подготовки к матчу Макс в многочисленных интервью прессе всячески оскорблял соперника, а однажды во время съемок фильма, в котором они снимались вместе с Примо Карнерой, он подошел к итальянцу и сказал: дескать, это режиссер не позволил мне послать тебя на тот свет, но теперь поспеши выбрать себе местечко на кладбище.

Поединок состоялся 6 июня 1934 года в нью-йоркском Мадисон Сквер Гарден. На протяжении всех одиннадцати раундов Макс избивал чемпиона и в каждом раунде тело любимца Италии оказывалось на полу. Трижды Карнера обращался к рефери с просьбой остановить бой, но рефери угрожал спортсмену пожизненной дисквалификацией и избиение продолжалось. Лишь в 11-ом раунде рефери остановил бой и объявил новым чемпионом мира Макса Бэра.

Взяв высший титул, Макс Бэр изменил свой образ жизни. Он признался журналистам, что никогда не любил мордобой, другое дело - беззаботная светская жизнь. Спортивные репортеры были в отчаяньи, они не могли запечатлеть Макса в тренировочном зале, при боевых перчатках. Зато их коллеги из других изданий то и дело публиковали снимки, где чемпион нежился на пляже, снимался в Голливуде, тискал победительниц конкурсов красоты... Такой образ жизни не способствовал улучшению спортивной формы чемпиона мира и ровно через год он потерял этот титул в бою против малоизвестного потомка ирландских переселенцев Джеймса Бредока.

Наверно, все видели фильм «Cinderella Man» (букв. «Золушок»), вышедший в русском прокате под именем «Нокдаун» и посвященный боксеру Джеймсу Брэддоку (James Braddock). Фильм, как известно, был снят Роном Ховардом по сценарию Акивы Голдсмана в 2005 году. Главную роль, роль Джимми Брэддока, сыграл Рассел Кроу. Если кто-то все-таки запамятовал или не смотрел, в двух словах перескажу сюжет.

Дисквалифицированный боксер Джеймс Брэддок во времена Великой депрессии готов браться за любую работу, дабы прокормить семью. Однажды за небольшую плату ему предлагают выступить в роли «мяса» в боксерском матче с Джоном Гриффином. Никто не верит в победу Джеймса, у которого, между прочим, еще и сломана рука. Но неожиданно Брэддок побеждает уже в третьем раунде. После столь же сенсационных побед над Джоном Льисом и Артом Ласки Брэддоку выпадает возможность провести бой за звание чемпиона мира. Опять же никто не верит в победу Брэддока. Действующий чемпион, Макс Бэр (Max Baer), и моложе, и сильнее, и профессиональнее. Но, в полном соответствии с законами Голливуда, победа достается главному герою, Джимми Брэддоку.

Это сюжет фильма, который не противоречит историческим фактам. Но для нас сейчас важнее разобраться с тем, как в фильме представлены Джеймс Брэддок и Макс Бэр. Джимми - идеальный семьянин, готовый на все ради семьи. Он кумир бедноты - прежде всего тех работяг, которые вместе с ним за гроши трудились в доке. На этом фоне Макси Бэр - любимчик фортуны. Он богат и любим женщинами. Отношение к нему публики по кинокартине не совсем ясно. Однако лейтмотивом в фильме проходит мысль, что Бэр убил на ринге двух боксеров. И сделал он это как бы и не без удовольствия. Ибо, согласно фильму, грозит Брэддоку летальным исходом - да еще и в присутствии жены Джеймса. Показательно, что, когда Брэддок спрашивает Бэра, за что тот хочет убить его, отца троих детей, Макс, согласно фильму, и не думает развевать домыслы спрашивающего. Да плюс ко всему еще и обещает посвататься к будущей вдове Брэддока. Вот таким показан в фильме Макс Бэр. И не приходится удивляться, что все симпатии зрителя на стороне Брэддока.


Художественный прием создателей фильма понятен, но стоит ли делать монстра из персонажа, который является реальной исторической личностью? Может, стоит восстановить справедливость и поинтересоваться, кем же на самом деле был Макс Бэр?

Макс, или, точнее, Максимиллиан Адальберт Бэр родился 11 февраля 1909 года в Омахе штата Небраска. Он был голливудским красавчиком, талантливым боксером, шоуменом и снискал за свою игровую манеру ведения боев прозвище «сумасбродного Макси» (Madcap Maxie), «кулачного Арлекина Голливуда» (The Fistic Harlequin of Hollywood) и др. Кроме того, Бэра отличал весьма сильный удар правой, которым он мог сбивать соперников с ног, придавая поединкам оттенок античности, за что Макс был прозван также «американским Адонисом» (The American Adonis).


Надо сказать, Бэр был экстравагантной фигурой. Выйдя на ринг, Макси обычно делал сальто. Из своих боев он устраивал зрелища, так мало похожие на осторожные и выверенные поединки тяжеловесов. В перерывах между ударами он мог свободно переговариваться с кем-то из публики, интересуясь, к примеру, здоровьем тещи. Обладая от природы не только спортивным талантом, но и артистизмом, он устраивал журналистам самые остроумные пресс-конференции, за что корреспонденты его безумно любили. Максу, например, принадлежит следующее высказывание: «Если после пропущенного удара я вижу уже не одного, а трех или больше соперников, я даю сдачи тому из них, кто в центре». Известный американский писатель Норман Мейлер, живо интересовавшийся боксом, как-то назвал Бэра «неразгаданным клоуном».

Макса Бэра действительно обвиняли в убийстве Фрэнки Кэмпбела (Frankie Campbell) на ринге. Этот бой состоялся 25 августа 1930 года. Во втором раунде Кэмпбел после удачного удара салютовал публике, но тут же пропустил точный удар от Макси. В перерыве между раундами Фрэнки сказал своему наставнику: «Something feels like it snapped in my head». Бой, однако, не был остановлен, и Кэмпбел даже выиграл третий и четвертый раунды. Но в пятом Бэр прижал соперника к канатам и обрушил на него серию ударов. Наставники Кэмпбела еще могли выбросить полотенце, но не сделали этого, и только когда рефери остановил бой, выяснилось, что Фрэнки нужна срочная медицинская помощь.

Бэр вскоре примчался в больницу к умирающему и встретился там с женой Фрэнки. Они пожали друг другу руки. «Мне очень жаль», - сказал Бэр. На что Элли Кэмпбел ответила: «Но ведь это могло случиться и с вами, не правда ли...» («It even might have been you, mightn’t it?»).


Фрэнки скончался в больнице на следующий день. Еще через день спортивный обозреватель Боб Шенд сообщил, что «никто не чувствует большего сожаления по случаю трагедии, нежели сам Бэр. Большое дитя убито горем и готово оставить спорт (the big kid is heartbroken and ready to quit the racket)».

Против Бэра было возбуждено уголовное дело, но Макс был оправдан по всем статьям. Когда впоследствии вдову Кэмпбел спросили, простила ли она Макса Бэра, Элли ответила: «Я не имею ни малейшей обиды на мистера Бэра (I have no resentment toward Mr. Baer)». Между прочим, Бэр не оставил семью Кэмпбел, он помог ей средствами и финансировал учебу детей Фрэнки.

До конца своей жизни Макс Бэр так и не смог оправиться от этого случая. Он часто всхлипывал по ночам, сожалея о трагедии. И после этого боя он уже никогда не относился к боксу с той серьезностью, которой требовал этот вид спорта. В частности, Макс начал пить и курить.

Не правда ли, это «большое дитя» в реальности совсем не похоже на того монстра, каковым представлен Макс Бэр в фильме «Нокдаун»?.. Но этого мало. Авторы фильма «Cinderella Man» приписали Бэру убийство, которого он вообще не совершал - убийство Эрни Шаафа (Ernie Schaaf). Макс действительно нанес Шаафу серию серьезных ударов в голову, но за пять месяцев (!) до смерти последнего. Погиб же Эрни 11 февраля 1933 года в бою с итальянцем Примо Карнерой.


Интересная деталь: та народная любовь, которую мы наблюдаем в фильме «Нокдаун» по отношению к Брэддоку, была присуща и Максу Бэру. По совету наставников Бэр стал подчеркивать свое частичное еврейское происхождение, тем самым как бы воплощая в демократической Америке антифашистские тенденции. В частности, Макс выходил на ринг с шестиконечной звездой Давида на трусах и не забывал перекинуться с кем-то из публики парой фраз на идише.


В то время, как в гитлеровской Германии запретили фильм «Боксер и леди» (1933), открывший карьеру «кулачного Арлекина» в Голливуде, - запретили именно по причине частичного еврейского происхождения Бэра, «сумасбродный Макси» на одной из пресс-конференций заявил, что разделается с двумя «нацистами», имея в виду бывшего чемпиона мира немца Макса Шмелинга (Max Schmeling) и тогдашнего чемпиона мира итальянца Примо Карнеру (Primo Carnera) - того самого, кто убил Эрни Шаафа и кто был личным фаворитом Муссолини.

Американцы очень надеялись на своего любимчика. «Слава» чудика, бабника и выпивохи не мешала Бэру иметь репутацию достойнейшего претендента на чемпионский титул. И американцы не ошиблись. Уже 8 июня 1933 года в Нью-Йорке под вопли зрителей «Бей нациста!» Макс Бэр десять раундов гонялся за обалдевшим от страха и боли Шмелингом, пока рефери не остановил бой, подняв руку Бэра.

Затем в течение года «сумасбродный Макси» готовился к поединку с Примо Карнерой, попутно унижая в прессе простодушного итальянца, понося его со всею силой своей язвительности. Карнера был побит все в том же Нью-Йорке - и с не меньшей эффективностью, нежели его немецкий «соратник». Под те же антифашистские выкрики публики 6 июня 1934 года Примо был беспощадно избиваем Бэром одиннадцать раундов, пока рефери не остановил бой, объявив новым чемпионом мира Макса Бэра. Чемпионаты мира тяжеловесов еще не знали таких результатов - 11 нокдаунов за 11 раундов. Причем Карнера трижды обращался к рефери с просьбой остановить бой, но судья, подстрекаемый интересом публики, требовал продолжения боя, угрожая Карнере пожизненной дисквалификацией.

Конечно, после столь успешных боев, да еще и с известными всему миру боксерами, Макс не мог ожидать, что в следующем году ему придется отстаивать чемпионский титул перед уже не молодым и мало кому известным Джеймсом Брэддоком.

Брэддок не принадлежал ни к фашистам, ни к нацистам, он был из семьи ирландских переселенцев и, в принципе, отличался всеми теми положительными качествами, о которых нам рассказывает фильм «Нокдаун».

Трудно сказать, насколько великим спортсменом был Джеймс Брэддок - мнения специалистов на этот счет расходятся, а послужной список достаточно беден. Ясно одно: Макс Бэр не воспринимал его всерьез. По одной из версий, он вышел на бой с поврежденными руками (по другой - обе руки Макса были сломаны во время матча с Брэддоком). Бэр вышел на ринг, словно на прогулку. В то же самое время Джеймс понимал, что судьба дает ему единственный шанс вылезти из нищеты, и шанс этот Брэддок не упустил: «Золушок» очистился от золы и стал принцем. Несмотря на то, что прогнозы были десять к одному в пользу «Кинг-Конга» Бэра, журналисты и болельщики не учли силу духа «голодного боксера», способного противостоять более сильному спортсмену.

Однако и здесь авторы фильма «Нокдаун» предусмотрительно умолчали, что перед боем с Брэддоком Макс Бэр публично заявил: «Я желаю Джимми удачи, и независимо оттого, что происходит, я надеюсь, что мы можем все еще быть друзьями». - «I wish Jimmy the best of luck and no matter what happens, I hope we can still be friends». И здесь авторы фильма «Cinderella Man» предусмотрительно умолчали, что во время матча, чувствуя, что проигрывает по очкам, Макс Бэр сказал Брэддоку: «Я рад, что большие деньги достанутся тебе, Джимми, - ты их потратишь с большей пользой, нежели я». И отнюдь не случайно они не включили в фильм фразу, высказанную Бэром сразу же после поражения: «Я рад за Джимми!» - «I’m happy for Jimmy». Да, действительно, совсем не похож исторический Макс Бэр на одноименного героя кинокартины. И нечего удивляться, что сын Макса Бэра, а также часть экспертов бокса сочли, что фильм «Cinderella Man» является недостоверным, ибо ради возвеличивания Брэддока был оклеветан Бэр.

Осталось рассказать лишь о дальнейшей судьбе Макса Бэра. После поражения Брэддоку он уже не показывал высоких спортивных результатов и вскоре совсем оставил бокс. В дальнейшем он выступал в разговорном жанре в собственном варьете и снимался в Голливуде.

21 ноября 1959 года Макс испытал сердечный приступ и вызвал врача. Подоспевшему медику он, по обыкновению, рассказывал анекдоты и вообще пытался шутить, хотя было видно, что положение серьезно. Вскоре Макс Бэр скончался. Ему было всего 50...

Макс Бэр (настоящее имя Максимиллиан Адальберт Бэр) родился 11 февраля 1909 года в немецкой еврейской семье. Это был талантливый боксер, красивый мужчина, снискавший за свою игровую манеру ведения боя прозвище "Неразгаданный клоун".

Макс Бэр выступал с шестиконечной звездой на трусах. Выйдя на ринг, он обычно делал сальто. Мог в перерыве по-свойски покалякать с кем-либо из зрителей, любопытствуя, скажем, здоровьем тещи или урожаем на ферме. Давал самые экстравагантные интервью, репортеры валом валили на его пресс-конференции. Он имел живой характер и репутацию бабника и выпивохи, что не мешало ему быть отличным боксером.

В 1933 году на одной из пресс-конференций он заявил, что разделается с двумя "нацистами". Макс имел ввиду бывшего чемпиона мира немца Макса Шмелинга и нынешнего чемпиона мира итальянца Примо Карнеру.

Уже в июне 1933 года Бэр встретился с первым из них. Бой прошел в Нью-Йорке с подавляющим преимуществом Макса Бэра над своим именитым тезкой. Зрители кричали: "Бей! Нациста!", что Бэр с удовольствием и делал. В 10-ом раунде рефери остановил поединок и объявил Макса Бэра официальным претендентом на матч за чемпионский титул.

Итак следующим соперником "клоуна ринга" должен был стать, обласканный Муссолини итальянец Примо Карнера. Весь год в период подготовки к матчу Макс в многочисленных интервью прессе всячески оскорблял соперника, а однажды во время съемок фильма, в котором они снимались вместе с Примо Карнерой, он подошел к итальянцу и сказал: дескать, это режиссер не позволил мне послать тебя на тот свет, но теперь поспеши выбрать себе местечко на кладбище.

Поединок состоялся 6 июня 1934 года в нью-йоркском Мадисон Сквер Гарден. На протяжении всех одиннадцати раундов Макс избивал чемпиона и в каждом раунде тело любимца Италии оказывалось на полу. Трижды Карнера обращался к рефери с просьбой остановить бой, но рефери угрожал спортсмену пожизненной дисквалификацией и избиение продолжалось. Лишь в 11-ом раунде рефери остановил бой и объявил новым чемпионом мира Макса Бэра.

Взяв высший титул, Макс Бэр изменил свой образ жизни. Он признался журналистам, что никогда не любил мордобой, другое дело - беззаботная светская жизнь. Спортивные репортеры были в отчаяньи, они не могли запечатлеть Макса в тренировочном зале, при боевых перчатках. Зато их коллеги из других изданий то и дело публиковали снимки, где чемпион нежился на пляже, снимался в Голливуде, тискал победительниц конкурсов красоты... Такой образ жизни не способствовал улучшению спортивной формы чемпиона мира и ровно через год он потерял этот титул в бою против малоизвестного потомка ирландских переселенцев Джеймса Бредока.

Руслан Смородинов
в свете фильма «Cinderella Man» («Нокдаун»)
«Оклеветанный Бэр»

Это сюжет фильма, который не противоречит историческим фактам. Но для нас сейчас важнее разобраться с тем, как в фильме представлены Джеймс Брэддок и Макс Бэр. Джимми - идеальный семьянин, готовый на все ради семьи. Он кумир бедноты - прежде всего тех работяг, которые вместе с ним за гроши трудились в доке. На этом фоне Макси Бэр - любимчик фортуны. Он богат и любим женщинами. Отношение к нему публики по кинокартине не совсем ясно. Однако лейтмотивом в фильме проходит мысль, что Бэр убил на ринге двух боксеров. И сделал он это как бы и не без удовольствия. Ибо, согласно фильму, грозит Брэддоку летальным исходом - да еще и в присутствии жены Джеймса. Показательно, что, когда Брэддок спрашивает Бэра, за что тот хочет убить его, отца троих детей, Макс, согласно фильму, и не думает развевать домыслы спрашивающего. Да плюс ко всему еще и обещает сделать будущую вдову Брэддока своею любовницей. Вот таким показан в фильме Макс Бэр. И не приходится удивляться, что все симпатии зрителя на стороне Брэддока.

Джо Гулд и Джеймс Брэддок
(вверху — исторнические; внизу — из фильма «Cinderella Man»)



Джимми Брэддок и Рассел Кроу, сыгравший его

Художественный прием создателей фильма понятен, но стоит ли делать монстра из персонажа, который является реальной исторической личностью? Может, стоит восстановить справедливость и поинтересоваться, кем же на самом деле был Макс Бэр?

Кинофильм «Нокдаун» (Cinderella Man, 2005) буквально оклеветал Макса Бэра (трудно найти другое слово), и весь сайт посвящен разоблачению этого. Если Бэр действительно был зол на Карнеру, то к Брэддоку он относился вполне дружелюбно, если не сказать безалаберно. Макс публично заявил: «Я желаю Джимми (Брэддоку) удачи, и независимо оттого, что происходит, я надеюсь, что мы можем все еще быть друзьями». Сразу после окончания боя Бэр поздравил Брэддока с победой буквальными объятиями и словами: «Я рад за Джимми!» — что вовсе не было обязательным даже с точки зрения боксерского этикета. На послематчевой пресс-конференции Макс признал победу Брэддока вполне заслуженной. Так мог поступить только человек большого сердца и безусловной чести, а не тот подонок, которого под именем «Макс Бэр» нам навязывает фильм «Нокдаун».

Макс Бэр, 1929 г.


Макс, или, точнее, Максимилиан Адальберт Бэр родился 11 февраля 1909 года в Омахе штата Небраска. Он был голливудским красавчиком, талантливым боксером, шоуменом и снискал за свою игровую манеру ведения боев прозвище «сумасбродного Макси» (Madcap Maxie), «великолепного сумасброда» (the Magnificent Screwball), «кулачного Арлекина Голливуда» (the Fistic Harlequin of Hollywood), «боксерского позера» (the Pugilistic Poseur) и др. Кроме того, Бэра отличал весьма сильный удар правой, которым он мог сбивать соперников с ног, придавая поединкам оттенок античности, за что Макс был прозван также «американским Адонисом» (American Adonis).

Макс Бэр, 1933–1935 гг.


Надо сказать, Бэр был экстравагантной фигурой. Выйдя на ринг, Макси обычно делал сальто. Из своих боев он устраивал зрелища, так мало похожие на осторожные и выверенные поединки тяжеловесов. В перерывах между ударами он мог свободно переговариваться с кем-то из публики, интересуясь, к примеру, здоровьем тещи. Женской половине зрителей Бэр раздавал воздушные поцелуи, а подругу соперника «подбадривал» словом «C’mon!» Свои удачные удары он сопровождал теми или иными возгласами, кланялся то сопернику, то рефери. Также Макси любил симулировать подкашивание колен (как в 8-ом раунде с Брэддоком) и даже мимолетные обмороки. Зрители восторгались боями с участием Макси, называя его «грозным клоуном» (the Menacing Clown), поскольку, несмотря на все паясничество, «ливерморский экзекутор» (Livermore Larruper) посылал соперников в нокаут с завидным постоянством. Обладая от природы не только спортивным талантом, но и артистизмом, он устраивал журналистам самые остроумные пресс-конференции, за что корреспонденты его любили до сладкой икоты.

Сам факт того, что Макс Бэр выиграл более пятидесяти боев нокаутом (при 13-ти поражениях), вводит его в «золотой фонд» истории бокса. (Джеймс Брэддок при том же временнóм периоде боксерской карьеры ничем подобным похвастаться не может: только 26 побед нокаутом при 24-х поражениях.) Не считая Макса, из чемпионов-тяжеловесов только Роберт Фитцсиммонс, Джек Дэмпси, Примо Карнера, Джо Луис, Эззард Чарлз и Джордж Форман могут похвастаться преодолением пятидесятикратного барьера побед по нокаутам. В то же самое время у Мохаммеда Али только 37 побед нокаутом, у Майка Тайсона - 44. Согласно журналу «Ринг» от 2003 года , Бэр числится 22-ым в списке ста лучших боксеров-панчеров всех времен (учитываются не только тяжеловесы). (Брэддок в этом перечне вообще отсутствует.)

Макса Бэра действительно обвиняли в убийстве Фрэнки Кэмпбела (Frankie Campbell) на ринге. Этот бой состоялся 25 августа 1930 года. Во втором раунде Кэмпбел после удачного удара салютовал публике, но тут же пропустил точный удар от Макси. В перерыве между раундами Фрэнки сказал своему наставнику: «Something feels like it snapped in my head» (по другой версии: «Something feels as though it broke in my head»). Бой, однако, не был остановлен, и Кэмпбел даже выиграл третий и четвертый раунды. Но в пятом Бэр прижал соперника к канатам и обрушил на него серию ударов. Наставники Кэмпбела еще могли выбросить полотенце, но не сделали этого, и только когда рефери остановил бой, выяснилось, что Фрэнки нужна срочная медицинская помощь.


Поверженный Кэмпбел, легендарный «правый» Бэра, 1930 г.


Бэр вскоре примчался в больницу к умирающему и встретился там с женой Фрэнки. Они пожали друг другу руки. «Мне очень жаль», - сказал Бэр. На что Элси Кэмпбел ответила: «Но ведь это могло случиться и с вами, не правда ли...». — «It even might have been you, mightn’t it?». (По другой версии, она ответила: «Всё в порядке. Такое могло случиться и с вами. Это не ваша вина». — «It’s all right. It might have been you. It wasn’t your fault».) Об этом повествуют тогдашний спортивный обозреватель Боб Шенд (Bob Shand) и современный биограф Джереми Шаап (Jeremy Schaap), ссылаясь на документы прошлого. Некоторые отличия в формулировке слов Элси — но при сохранении сути сказанного — только подтверждают истинность этой встречи и ее характера.

Фрэнки Кэмпбел, 1929 г.

Фрэнки скончался в больнице на следующий день. Боб Шенд сообщил в «Oakland Tribune», что «никто не чувствует большего сожаления по случаю трагедии, нежели сам Бэр. Большое дитя убито горем и готово оставить спорт (the big kid is heartbroken and ready to quit the racket)».


Макс Бэр у гроба Кэмпбела, 1930 г.

Против Бэра было возбуждено уголовное дело, но Макс был оправдан по всем статьям. Когда впоследствии вдову Кэмпбел спросили, простила ли она Макса Бэра, Элси ответила: «Я не имею ни малейшей обиды на мистера Бэра (I have no resentment toward Mr. Baer)». Между прочим, Бэр не оставил семью Кэмпбел, он помог ей средствами и финансировал учебу детей Фрэнки.

До конца своей жизни Макс Бэр так и не смог оправиться от этого случая. Он часто всхлипывал по ночам, сожалея о трагедии. И после этого боя он уже никогда не относился к боксу с той серьезностью, которой требовал этот вид спорта. В частности, Макс начал пить и курить. Причем даже пресса отмечала, что Макс стал самоограничивать свой «правый»: во всех матчах, начиная с боя со Шмелингом, Бэр, имея возможность, не наносил своего легендарного удара правой почти поверженному сопернику и просто отходил в сторону.

Не правда ли, это «большое дитя» в реальности совсем не похоже на того монстра, каковым представлен Макс Бэр в фильме «Нокдаун»?.. Но этого мало. Авторы фильма «Cinderella Man» приписали Бэру убийство, которого он вообще не совершал - убийство Эрни Шаафа (Ernie Schaaf) . Макс действительно нанес Шаафу серию серьезных ударов в голову, но за пять месяцев (!) до смерти последнего. Смертельно же ранен Эрни был 10 февраля 1933 года в бою с итальянцем Примо Карнерой и умер через четыре дня. Кроме того, вскрытие показало, что Шааф болел менингитом, поэтому и умер не от столь уж сильного удара левой Карнеры .


Интересная деталь: та народная любовь, которую мы наблюдаем в фильме «Нокдаун» по отношению к Брэддоку, была присуща и Максу Бэру. По совету наставников Бэр стал подчеркивать свое частичное еврейское происхождение (евреем был его дед по отцу), тем самым как бы воплощая в демократической Америке антифашистские тенденции. В частности, Макс выходил на ринг с шестиконечной звездой Давида на трусах и не забывал перекинуться с кем-то из публики парой фраз на идише.

На одной из пресс-конференций «сумасбродный Макси» заявил, что разделается с двумя «нацистами», имея в виду бывшего чемпиона мира немца Макса Шмелинга (Max Schmeling) и тогдашнего чемпиона мира итальянца Примо Карнеру (Primo Carnera) - того самого, кто убил Эрни Шаафа и кто был личным фаворитом Муссолини. Американцы очень надеялись на своего любимчика. «Слава» чудика, бабника и выпивохи не мешала Бэру иметь репутацию достойнейшего претендента на чемпионский титул. И американцы не ошиблись. Уже 8 июня 1933 года в Нью-Йорке под вопли зрителей «Бей нациста!» Макс Бэр десять раундов избивал обалдевшего от страха и боли Шмелинга, пока рефери не остановил бой, подняв руку Бэра. После каждого удачного удара «ливерморский экзекутор» Бэр приговаривал: «This one’s for Hitler!», - хотя в конце боя сам же сказал рефери, что пора бы пощадить Шмелинга, который был уже буквально забиваем Бэром.

Макс Бэр против Макса Шмелинга, 1933 г., отдельные эпизоды

Макс Бэр после победы над Шмелингом, 1933 г.


(Справедливости ради надо сказать, что Макс Шмелинг не был нацистом и не состоял ни в каких партиях. Мало того, однажды он даже укрыл у себя евреев-подростков во время еврейских погромов нацистами. На протяжении многих лет он был одним из самых уважаемых ветеранов бокса . Шмелинг умер 2 февраля 2005 года на сотом году жизни. Незадолго до своей смерти он послал в больницу находящемуся там по случаю травмы плеча украинскому боксеру Виталию Кличко цветы и открытку с пожеланиями скорейшего выздоровления. Сам Виталий одного из своих сыновей назвал Максом — именно в честь Шмелинга. А ведь Виталий, по данным журнала «Лехаим », — внук еврейки Тамары Ефимовны Этинзон...)

Макс Бэр в фильме «Боксер и леди», 1933 г.


Скажете, это мнение заинтересованной стороны? Ведь это - рассказ родного сына. Но это ничего не значит! Потому что есть фотоснимки и видеозаписи (часть из них - на этом сайте), есть масса книг и журналов, которую умудрилась раскопать в архивах Кэтрин Джонсон (Catherine Johnson). Есть всё, но только нет образа того монстра, каковым показан Макс Бэр в фильме «Нокдаун». Может, у создателей фильма свои, секретные, информаторы, отличающиеся не только долгоЖИТельством (надо же, середину 30-х помнят!), но долгоЛЖИтельством?..


А теперь я предлагаю посмотреть вам несколько вялотекущих раундов (все раунды смотрите в разделе «Видео ») за чемпионский титул и сравнить, правдоподобно ли показан бой между Бэром и Брэддоком в фильме «Cinderella Man» («Нокдаун»). Показательно, что в кинокартине даже звезду Давида убрали с трусов Бэра - наверно, по причине толерантности (это при общей-то клевете!). Убедитесь сами, что постановка боя в фильме сугубо художественная и вымышленная по сути: особенно «умиляет» преднамеренное и почти удавшееся убийство в последнем раунде Джеймса Максом. В действительности же, первые раунды Бэр пританцовывал, характерно поправлял трусы, салютовал публике - короче, валял дурака. Брэддок, если и пропускал удары, давал в ответ не менее весомые. И только к седьмому раунду (по-моему, это наиболее удавшийся Бэру раунд) Макс, кажется, наконец-то понял, что матч им уже почти проигран. Но было поздно - Джеймс и не собирался отдавать другие раунды, и бой шел с переменным успехом. А что утеряно - не вернешь, и в результате победил Джеймс Брэддок.


1935 г., 1, 2 и 3-й раунды

Матч за чемпионский титул, Макс Бэр против Джеймса Брэддока,
1935 г., 4, 5 и 6-й раунды

Матч за чемпионский титул, Макс Бэр против Джеймса Брэддока,
1935 г., 7 и 15-й раунды

Я уже не говорю, что Макси и в дальнейшем не прекращал обезьянничать:

Матч за чемпионский титул, Макс Бэр против Джеймса Брэддока,
1935 г., 8-й раунд, эпизод

Хотелось бы все-таки сказать несколько слов о Джимми Брэддоке, дабы не сложилось впечатления, что умаляется его значимость как человека и спортсмена. Да, я неоднократно читал, что Брэддок «стал великим всего-навсего из-за одного, да и то посредственного поединка» (имеется в виду матч с Бэром). Джеймс действительно не обладал теми талантами, которыми природа одарила Макси. Зато Брэддок обладал тем, чего у Бэра не было - настоящей волей. Имея кое-какое наследство от рождения, Бэр достаточно некритично относился к жизни и карьере. Его интересовали удовольствия. А вот Брэддок не понаслышке знал, что такое нищета. Кроме того, он обладал твердым характером и той выносливостью, которые позволили ему, тридцатилетнему, не только выдержать натиск Бэра - натиск того самого боксера, который так основательно подавил им Шмелинга и Карнеру, - но даже вырвать у него победу.

Уникальность Джимми Брэддока именно в том, что он Золушок (Cinderella Man), как однажды его назвал известный журналист Дэймон Раньон (Damon Runyon) . Брэддок воплотил мечту всех золушков и золушек: без денег, без всякой поддержки «сверху» (про сказочную фею мы как бы «забываем»), без чего бы то ни было, за что было бы стыдно, - он ступил на вершину Олимпа. Я думаю, в этом его уникальность. И заслуженная слава. И в этом отношении все тот же Раньон отчасти прав: «In all the history of the boxing game you find no human interest story to compare with the life narrative of James J. Braddock». — «Во всей истории бокса не встретишь рассказа о человеческой судьбе, который был бы интереснее повествования о Джеймсе Брэддоке» (эпиграф к фильму «Cinderella Man»).

Джеймс Брэддок, 1937 г.

А вот на Олимпе, уже при деньгах, Джеймс, похоже, перестал быть тем, кем был до этого: переговорами просто оттягивал матч со Шмелингом 1936 года. Еще через год, 22 июня 1937 г., Брэддок отдал чемпионский титул уже другому спортсмену - настоящему боксеру, талантливому, целеустремленному, названному в 2003 году журналом «Ринг» лучшим боксером-панчером всех времен , Джо Луису (Joe Louis) . И если в первом раунде Брэддок послал Луиса в сомнительный нокдаун (Джо сразу же встал), то в восьмом раунде «коричневый бомбардир» (the Brown Bomber) точным ударом правой уложил Джеймса в совершенный нокаут . Ну что тут скажешь: годы, старые болячки, статус неваляшки не вечен...

В то же самое время Бэр на ринге был артистом. Если бы не его природная леность и недооценка соперников, он, возможно, мог бы долго возглавлять боксерский Олимп. Но история не знает сослагательного наклонения. Бэр был чемпионом мира всего один год. Но кем бы он ни был, он не был подонком, каковым нам его представляют в фильме «Cinderella Man» («Нокдаун»). Поэтому мои тихие претензии никак не к Бэру и не к Брэддоку, а к создателям означенного фильма - прежде всего, к режиссеру Ховарду (Хауэрду) . В режиссуре Рон, безусловно, профессионал, и когда-то я весьма любил его за фильм «Apollo 13

Будем знать их в лицо

Однако, думаю, всем четверым должно быть стыдно пред семейством и поклонниками Макса Бэра. Я, будучи атеистом, уже не говорю о Высших Законах Мироздания...


Дружеский спарринг между Максом Бэром и Миджетом Волгастом

21 ноября 1959 года Макс испытал сердечный приступ и вызвал врача. Подоспевшему медику он, по обыкновению, рассказывал анекдоты и вообще пытался шутить, хотя было видно, что положение серьезно. Вскоре Макс Бэр скончался. Ему было всего 50...

Некролог, возвещающий о смерти Бэра, вышел на первой странице «New York Times». Более полутора тысяч человек хоронило Макса. Специально попрощаться приехали в Сакраменто, штат Калифорния, четыре экс-чемпиона мира, в том числе и легендарный Джек Дэмпси и непревзойденный Джо Луис...

«I never got into a fight outside the ring. I never harmed anyone outside the ring. I loved people» (Max Baer ).


Макс не лгал, он любил людей. И люди платили ему тем же. Ну разве можно было не влюбиться в острослова, для которого шутка стала столь же привычной, как и выдох? Ну разве можно было не влюбиться в спортсмена, который из бокса сделал искусство зрелища? Ну и какая женщина устоит перед мужчиной с идеальной фигурой, гордо именуемым народной молвой «Американским Адонисом»?..


И никакие фильмы не заставят нас предать эту любовь...

В конце мая 1930 он встретился с Джеком Линкхорном, таким же молодым, перспективным, как и он сам, который провёл 18 боёв и во всех победил нокаутом.
Макс нокаутировал его в первом раунде, и тогда о нём впервые заговорили как о возможном чемпионе мира.
25 августа 1930 в Сан-Франциско Бэр встретился с Фрэнки Кэмпбеллом. Это был бой двух молодых тяжеловесов за право выхода в более высокий эшелон.
На следующий день после боя Кэмпбелл скончался в больнице.
Обвинение в убийстве, абсолютно нелепое, с Бэра вскоре сняли, так как произошедшее не его вина, а несчастный случай.
Свой следующий бой, в декабре с Эрни Шаафом, он проиграл по очкам. Макс теперь просто боялся бить противника во всю силу.

В 1931 Бэр проиграл бой Томми Лограну. Не обладавший ни большой силой, ни большим весом, Логран был великолепным боксером-технарём.
Томми Логран познакомил Макса с Джеком Демпси, который согласился стать его тренером.
Бэр стал встречаться с довольно сильными боксёрами и в феврале-мае 1931 проиграл два боя, но это не смутило ни его, ни Демпси.

В следующий раз он проиграл только четыре года спустя.
В конце 1932 Бэр ещё раз встретился с Эрни Шаафом и сделал то, чего не смог сделать в их первой встрече.
За пять секунд до конца боя он послал его в глубокий нокаут, но рефери объявил победу по очкам.
В 1933 Бэра рассматривали уже как одного из главных претендентов на бой за чемпионский титул, но, чтобы добиться этого права, он должен был встретиться с экс-чемпионом Максом Шмелингом.

Нацисты тогда только что пришли к власти и тут же начали преследовать евреев. Абсолютно равнодушный к политике Бэр воспринял это очень близко к сердцу и искренне возненавидел Шмелинга как представителя фашистского режима.
Их бой состоялся 8 июня 1933, и именно на этот бой Бэр впервые вышёл с шестиконечной звездой на своей форме.
Национальный вопрос Макса Бэра не интересовал с детства. В тот момент, когда ему предстояло драться с немцем, представителем антисемитского государства, Бэр решил, что именно его еврейская составляющая должна стать самой главной.
А вот расплачиваться за всё пришлось бедняге Шмелингу, который от антисемитизма был так же далёк, как и сам Бэр.

Лучшим для Шмелинга оказался первый раунд. Его правый потряс Бэра, который с большим трудом устоял на ногах.
Вскоре уже Шмелингу стало казаться, что на ринге целая куча Бэров - так сильно ему от него доставалось.
Огромный опыт позволил немцу продержаться до десятого раунда, но на этом всё и кончилось.
После двух нокдаунов рефери счёл за благо остановить бой.

Путь к бою с чемпионом был открыт, и 14 июня 1934 Бэр вышёл против Примо Карнеры. Он не дал итальянцу ни одного шанса.
В первом же раунде Макс трижды послал его в нокдаун, причём после первого нокдауна огромный Карнера просто бегал от него по всему рингу.
Раунды с третьего по седьмой прошли в равной борьбе, при этом Карнера постепенно наращивал обороты и, пожалуй, три из них он всё-таки выиграл, хотя и с минимальным преимуществом.
В восьмом раунде Бэр стал снова забирать инициативу в свои руки.
Девятый раунд опять выиграл итальянец. Однако в десятом раунде всё стало на свои места. Бэр дважды посылал Карнеру в нокдаун. Когда раунд закончился, Карнера не мог найти свой угол и пошёл за Бэром к его секундантам.
Конец наступил в одиннадцатом раунде. После ещё двух нокдаунов Карнеры и его неоднократных просьб прекратить избиение, рефери остановил встречу.

Макс Бэр потерял титул в следующем же бою, всего через год, проиграв по очкам Джеймсу Брэддоку.
Ещё через несколько месяцев он встретился с восходящей звездой Джо Луисом. Бэр был нокаутирован в четвёртом раунде.

После ухода с ринга Макс много и удачно снимался в Голливуде.
В 1959 он снимался в известном фильме «Тем громче они падают». Это была вольная трактовка судьбы Примо Карнеры.

21 ноября 1959, находясь в гостинице в Голливуде, Макс неожиданно почувствовал сильнейшую боль в груди.
Он вызвал врача, но, когда тот приехал, стал, по обыкновению, шутить, хотя ему было явно плохо.
На похороны собралось больше 1500 человек. Одним из тех, кто нёс гроб, был Джек Демпси.

Похоронен Бэр Макс по желанию жены на католическом кладбище в Сакраменто, штат Калифорния, США.
За спортивную карьеру провёл 84 боя: 72 победы (из них 52 нокаута) и 12 поражений.

Он был введён в Международный Зал Славы бокса в 1995.