Что дает форма внеклассной деятельности по физкультуре. Планирование работы по физкультуре. Руководство внеклассной работой в школе

Виды планирования:

  1. Перспективное.
  2. Текущее.
  3. Оперативное.

Перспективный план составляется на несколько лет

Текущее или тематическое планирование составляется на одну конкретную четверть.

Оперативное планирование предполагает разработку поурочных планов на каждое занятие

Требования к планированию:

  1. Целевая направленность. При составлении плана необходимо обозначить цель и конкретные задачи. Цель должна быть реальной, поэтому учитель при планировании исходит из возможностей школы: наличия спортивной базы и инвентаря.
  2. Всесторонность планирования поставленных задач цель надо конкретизировать определёнными задачами, установить для них точные сроки выполнения.
  3. Необходимость учитывания основных закономерностей физического воспитания: последовательность формирования физических качеств, умений, навыков; учитывание половых особенностей детей, их возрастных и психических возможностей.
  4. Контроль планирования. План должен быть конкретным и выполнимым. Поставленные задачи, избранные методы и дозировка нагрузок должны соответствовать подготовленности учеников и условиям занятий.

Основные документы планирования: основными документами планирования учебного процесса по ф-ре являются:

  1. Учебный план по физическому воспитанию учащихся 1 – 11 классов (Приложение 1 ).
  2. Государственная программа по физическому воспитанию
  3. План-график учебного процесса на год. (Приложение 2 )
  4. Тематический план на учебную четверть. (Приложение 3 )
  5. План-конспект урока.

Учебный план и программа по физическому воспитанию - государственные документы.

План – график на учебный год составляет учитель, исходя из возможностей школы.

Тематический план на учебную четверть составляется на основании годового плана – графика и содержит последовательное изложение содержания каждого урока.

Тематическое планирование включает:

  1. Цель и задачи для определённого класса.
  2. Основные теоретические сведения.
  3. Основные средства, которыми решаются поставленные задачи.
  4. Зачётные требования, учебные нормативы, контрольные упражнения и сроки проверок.

При распределении учебного материала по урокам необходимо:

  1. Идти от простого к сложному
  2. Учитывать взаимосвязь упражнений различных разделов.
  3. Подбирать упражнения, оказывающие всестороннее действие на развитие учеников.
  4. Давать знания о технике изучаемого материала, о влиянии данного упражнения на организм, о правилах безопасности при его выполнении.
  5. Давать в конце каждого урока закрепляющий материал в виде спортивных игр, эстафет, подвижных игр.
  6. Давать в обязательном порядке домашнее задание, соответствующее материалу, пройденному на уроке, с целью его закрепления и совершенствования, с последующей проверкой выполнения.

План – конспект урока – это самый подробный план. Качество урока будет определяться чёткой постановкой задач.

В плане конспекте урока также указываются:

  1. Средства и методы решения поставленных задач.
  2. Необходимый спортивный инвентарь для конкретного урока.
  3. Методы организации работы с учениками.
  4. Учебные нормативы.
  5. Домашнее задание.

Планы разрабатываются непосредственно самим учителем на основании учебного плана и государственной программы по физическому воспитанию учащихся 1–11-х классов. Годовой план – график и тематический план на учебную четверть проверяются администрацией школы до начала учебного года и заверяются школьной печатью.

Внеклассная работа по физической культуре-

как фактор формирования интереса у обучающихся.

Хилько Александр Сергеевич,
руководитель физического воспитания
Красноярский колледж отраслевых технологий

и предпринимательства

Роль физической культуры в жизни общества с развитием цивилизации существенно возрастает. Это связано, прежде всего, с увеличением значимости показателей физического состояния человека в стандартах качества жизни, с влиянием негативных последствий современной цивилизации - гиподинамии, ухудшения экологии, курения, алкоголя, наркотиков и т.п. К тому же все более возрастающий ритм жизни требует от людей хорошей физической формы.

Интерес к физической культуре- одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к обучающемуся мотивацию следует различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям студента, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у студента вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда ученик испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива во время этих занятий.

Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а наоборот, интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором (усилителем) энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности, либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремлённости.

Для поддержания активного интереса к физической культуре необходимо систематически давать студенту соответствующую информацию как при обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для выполняющего его.

К сожалению, значительная часть населения, даже имея высокий образовательный уровень, не умеет правильно поддерживать себя в хорошей физической форме, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье. Основной причиной является недостаток соответствующих знаний и заинтересованности. Поэтому ещё в школьном возрасте необходимо сформировать интерес у ребенка к занятиям физическими упражнениями.

Одна из серьёзных проблем современного образования - ослабление интереса обучающихся к физической культуре и спорту. Задача педагогов изменить подобное отношение к предмету, сформировать интерес к занятиям физической культурой и спортом.

В настоящей работе представлены подходы к формированию интереса у студентов к физической культуре за счёт использования возможностей внеклассной работы.

1. Методы, используемые в формировании интереса.

Для формирования интереса у обучающихся к предмету физическая культура существует два пути: урочная форма работы и внеклассная форма работы.

Для формирования интереса у обучающихся к физической культуре и спорту используются различные методы: словесный, наглядный, практический, которые в свою очередь делятся на группы методов. Все они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Методы использования слова, наглядности и самих движений неразрывно связаны между собой в силу единства физической и духовной сферы человечества и объективной логике процесса обучения и воспитания. С физиологической точки зрения это органическая взаимосвязь объясняется единством первой и второй сигнальных систем восприятия действительности, а с философской - единством чувственной, рациональной ступени познания и практической деятельности.

Отсюда ясно, что в процессе физического воспитания нельзя ограничиваться какой-либо одной группой методов. Хотя основополагающую роль в этом процессе играют специфические методы. Успех дела зависит от того, насколько рационально они сочетаются со всеми другими способами педагогического воздействия.

2. Внеклассная работа по физическому воспитанию

"Можно привить вкус к, безделью, хулиганским выходкам, пьянству и низменным наслаждениям, а можно воспитать любовь к отдыху умному, красивому, развивающему человеческие силы.

Одной из важнейших задач воспитания является задача научить детей отдыхать хорошо, интересно, весело, отдыхать так, чтобы отдых действительно помогал и лучше трудиться, и лучше учиться - словом, по-настоящему жить.

Внеклассная работа по физическому воспитанию представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых колледжом во внеурочное время.

Задачи, содержание и организация внеклассной работы обусловлены целью и общими задачами физическою воспитания подрастающего поколении. Они регламентируются рядом инструктивно-методическихи нормативных документов Министерство Образования РФ с учетом места внеклассной роботы среди других форм физического воспитания школьников, её оздоровительных и образовательно-воспитательных возможностей,

В течение ряда лет проводится робота по выявлению подходов к формированию у учащихся интереса к физической культуре и спорту через внеклассную работу.

Основные задачи этой роботы заключаются в том, чтобы:

1. Выявить возможности внеклассной роботы в повышении эффективности и процесса формирования интереса у учащихся к физической культуре

2. Предложить подходы по формированию интереса к физической культуре у современных студентов.

Для этого было необходимо:

– привлечь всех заинтересованных учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

– пропагандировать здоровый образ жизни среди всех учащихся колледжа.

Для того чтобы решить поставленные задачи, в лицее ведется работа по следующим направлениям:

1. Организация занятий в спортивных секциях и кружках;

2. Физкультурно-оздоровительное направление

3. Спортивно-массовые мероприятия;

4. Патриотическое направление;

5. Работа с родителями;

6. Пропаганда спорта в начальной школе с помощью учащихся старшей классов.

В процессе работы используются методы:

· наглядный, который включает в себя: показ упражнения и действия; демонстрация с помощью наглядных пособий, технических средств обучения и т.п.

· словесный - рассказы, описание, объяснения, беседы, разбор, указания, команды и т.п.

· практический - игровой, соревновательный, тренировочный и т.п.

1. Организация занятий в спортивных секциях и кружках.

Занятия в спортивных секциях и кружках ведутся по следующим направлениям;

Спортивные секции от СДЮШОР и клубов;

Лицейские кружки по видам спорта;

Кружки по подготовке команд к выступлениям в различных соревнованиях;

Группы для работы с отстающими детьми,

Для привлечения детей к занятиям в спортивных секциях и клубах, которые располагаются на территории колледжа. В ходе них дети могут стать непосредственными участниками.

Секции по видам спота работают по двум направлениям;

– Подготовка команд к районным соревнованиям,

– Поддержания интереса у детей к различным видам спортивной деятельности.

Секции подготовки команд для выступления в различных соревнованиях не входящие в спартакиаду района. А именно:

– Занятия с командами для подготовки к военно-патриотической игре «Патриот».

– Занятия с командами для подготовки к участию в зимних и летних туристических слётах.

Группы для работы с отстающими детьми. Целью этих групп является помощь учащимся в освоении физических упражнений, которые не были усвоены во время учебного процесса по тем или иным причинам.

2. Физкультурно-оздоровительное направление.

Работа идёт по нескольким направлениям:

Дни здоровья.

Занятия в группах продленного дня.

Физкультурные минутки, паузы, игры на переменах.

Спортивные праздники.

Занятия в бассейнах.

Работая в тесном контакте с учителями начальной школе, мы разработали различные комплексы по физкульт-минуткам, картотеку подвижных игр для использования их на переменах. Для детей занимающихся в группах продлённого дня выделено время для занятия в спортивном зале.

Дни здоровья в Колледже проводятся в виде однодневных походов загород. Ребята вместе с классными руководителями сами выбирают маршрут следования.

Регулярно в колледже проводятся спортивные праздники такие как: «Осенний марафон», включающий в себя различные виды командных и личных соревнований, проводящиеся на улице; «А ну-ка.Юноши» посвящённый дню Защитника Отечества.

3. Спортивно-массовые мероприятия: общешкольные соревнования, районные и городские соревнования; муниципальные соревнования.

В колледже проводятся спортивные соревнования по различным вида спорта:

Первенство колледжа по мини-футболу.

Первенство колледжа по волейболу.

Первенство колледжа по баскетболу.

Первенство колледжа по лыжам.

Главная задача этих соревнований проверить подготовленность классов и личные физические качества учащихся с цель отбора для дальнейшего выступления в районных, городских и муниципальных соревнованиях. А так же для воспитания коллективизма и уважительного отношения друг к другу.

Большое значение в формировании интереса у учащихся к физической культуре и спорту имеют соревнования, проводимые администрацией Октябрьского района, и краевые соревнования, входящие в программу по работе с детьми, подростками, молодёжью. Главной задачей этой программы является привлечение к занятиям спортом детей, подростков, пропаганда здорового образа жизни, формирования навыков организации свободного времени детей и подростков.

Для выявления достойного представителя лицея на этих соревнованиях проводятся внутри-колледжные соревнования. Также проходят соревнования по волейболу, футболу, баскетболу. Самым популярным и ответственным для учащихся был и остаётся участие в ежегодных зимних и летних туристических слётах.

4. Патриотическое направление.

Обновлённое российское общество, ориентированное на удовлетворение потребностей людей, заинтересовано в раскрытии способностей и развитии личности каждого его члена. Это возможно на основе крепкого, мощного государства, пользующегося уважением мировой общественности. Постановлением правительства РФ разработана федеральная целевая программа "Молодежь России", в которой отмечается, что становление новой Российской государственности требует пристального внимания к патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи через приобщение к истории, культуре, традициям страны, народа, их славным именам и подвигам, воспитание чувства гордости за Родину, готовности к защите Отечества.

Проводимые на общероссийском уровне исследования показывают, что лишь каждый третий молодой россиянин гордится историей своей страны, победой народа в Великой Отечественной войне. Крайне незначителен процент тех, кто испытывает гордость за российские вооруженные силы, считает предметом гордости место России в мировом сообществе.

А поэтому не случайна тенденция к усилению внимания к проблеме военно-патриотического воспитания, к решению которой непосредственное отношение имеет система образования, каждое образовательное учреждение (школа, лицей и др.). Эффективная работа по социализации личности каждого ребенка, подростка, введение её в мир не только материальной, но и духовной культуры, возрождение национального самосознания, становление гражданина, патриота, способного и готового самостоятельно строить свою судьбу и ответственного за судьбу страны, - главная задача каждого педагогического коллектива, каждого педагога. В решении этой проблемы не маловажную роль играет предмет "физическая культура".

Устойчивое представление о том, что физическая культура в учреждениях образования – дело простое, не требующее особых усилий, затрат, к сожалению, сохраняется во многих учебных заведениях. В поиске этих представлений, в повышении статуса этого предмета в образовательной системе в школе и в каждом учебном заведении ведущая роль принадлежит учителю физической культуры. Именно его инициатива, творческий подход к своему делу может сыграть решающую роль в преодолении сложившихся стереотипов. И государство тоже сделало шаг в этом направлении, имеется в виду увеличение объёма учебной нагрузки по физической культуре до 3 часов в неделю. Конечно, остается сложнейшая проблема совершенствования материально-технической базы, но и в этом вопросе инициатива учителя способна продвинуть её решение.

Опыт работы учителем физической культуры позволяет сделать вывод о том, что содержание предмета "физическая культура" имеет высокий развивающе-воспитательный потенциал, который может быть усилен выбором целесообразных методических подходов.

Идей организации учебного процесса по физической культуре стала идея воспитания гражданина, патриота, способного строить свою судьбу и ответственного за судьбу своей страны, готового в нужный момент стать на её защиту. Процесс воспитания не может быть эффективным, если в него не вовлечен сам учащийся как творец своей личности и своей судьбы. Причастность и неравнодушие ко всему, что происходит вокруг - необходимое условие самовоспитания.

Главной целью стало создание педагогических условий, способствующих включению учащихся в процесс самовоспитания и саморазвития как активных "субъектов деятельности".

Основными принципами построения учебно-воспитательного процесса стали:

Принцип демократизации и гуманизации обучения, построение его на основе - сотрудничества, содружества, сотворчества;

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющий "дойти" до каждого, помочь каждому ученику почувствовать себя личностью, обрести уверенность в себе;

Пинцип "трудной цели", заставляющей педагога работать "в зоне ближайшего развития" учащихся, выбирать оптимальную меру трудности, стимулирующей умственное и нравственное развитие;

Принцип единства учебной и внеучебной деятельности, именно это обеспечивает возможность целостного, эффективного воздействия на личность, создание условий для складывания определенного "образа жизни";

Принцип единства интересов личности и коллектива, реализация которого позволяет создать коллектив единомышленников, являющийся действенным средством воспитания.

На реализацию этих принципов и направлена вся работа по физическому воспитанию.

Основной задачей физического воспитания остается физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья, пропаганда здорового образа жизни. Здоровье каждого человека - высшая ценность, как для самого человека, так и для общества. И здесь можно опереться на известное высказывание "В здоровом теле здоровый дух". Особое внимание обращается на методически нравственное построение занятия, оптимальный подбор упражнений для каждого структурного компонента занятия в соответствии с его задачам и с учетом дифференцированного подхода, позволяющего каждому учащемуся двигаться к выполнению нормативов своими темпами. Одновременно с выполнением программы ведется работа по обучению основам совершенствования и самоконтроля. Учащиеся приобретают умение контролировать свое физическое и психическое состояние, самостоятельно разработать комплексы физических упражнений, самостоятельно отрабатывать навыки по выполнению.

Прикладная физическая подготовка, проводимая на уроках, включает общеизвестные упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости. Во внеклассной работе для ребят задача усложняется, и кроме общефизической подготовки они знакомятся с полосой препятствий. Преодоление полосы препятствий относится к числу наиболее эффективных прикладных навыков в процессе физической подготовки. Занятия на полосе препятствий требуют от занимающихся проявления разнообразных двигательных действий: бег с максимальной скоростью, преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий, проходов в лабиринте, передвижение по узкой опоре, метание гранаты на заданное расстояние и в цель и др. Для успешного преодоления отдельных элементов единой полосы препятствий в занятие необходимо включать избирательно-направленные упражнения, развивающие у учащихся качества, необходимые для её преодоления.

В программу работы входит также: строевая подготовка, стрелковая подготовка, атлетическая гимнастика, патриотическое воспитание. Многие упражнения прикладного характера «рождаются» именно на занятиях. Совершенствуются детали, с подготовленными ребятами отрабатывается методика выполнения, и только потом они используются на уроке в том или ином варианте.

Уроки и внеклассная работа - неразрывны. Это как две стороны одной медали. Необходимы занятия с учащимися во вне учебное время, чтобы у них была возможность заняться нужным, полезным делом, отвлечь их от «соблазнов» улицы. Уроки и военно-патриотическая работа - это целенаправленное движение в одном направлении.

Формы организации военно-патриотической воспитания:

Встречи и общение с ветеранами войны и участниками военных действий;

Знакомство с реальной жизнью воинских частей;

Участие в соревнованиях, где учащиеся представляют свой лицей, район;

Совместный просмотр художественных и документальных отечественных фильмов военной тематики, их осмысление и обсуждение;

Участие в организации и проведении различных мероприятий.

Критерием оценки воспитательной и образовательной работы можно считать убеждение А.С. Макаренко: "Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали".

Гениальность педагога Макаренко в том и заключается, что он, как никто другой, понял: воспитание - это не совокупность условий, методов, действий талантливой личности. Это особые отношения, воспроизводимые самими воспитанниками в первую очередь потому, что сами они в таких отношениях нуждаются. Конечно, и условия, и методы, и личность воспитателя - немаловажные факторы, влияющие на эффективность воспитания. Но единственной, ничем не заменимой основой его эффективности являются - только - отношения, в которых проявляются человеческие потребности, интересы, ценностные ориентации, целевые устремления и воля. Коллектив, в котором есть такие отношения, и будет средством воспитания.

5. Работа с родителями.

Важным фактором развития интереса у ребят к занятиям физической культурой и спортом является работа с родителями обучающихся.

Работа заключается в следующем:

Подключение родителей к организации и проведению спортивных мероприятий, праздников..

Руководство кружками,

Помощь в организации подготовки команды к туристическим слётам (приобретение туристического оборудования, формы, подготовка к конкурсам художественной самодеятельности).

Литература.

1. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. проф. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. - М.: Физкультура и спорт, 1998.-496 с.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К.Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.,

ВВЕДЕНИЕ

1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1.1 Специфика физического воспитания учеников начальных классов

1.2 Задачи физического воспитания учеников начальных классов

1.3 Средства физического воспитания учеников начальных классов

1.4 Развитие двигательных качеств учеников начальных классов

2 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.

Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.

Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.

1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1.1 Специфика физического воспитания учеников начальных классов

Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.

Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями – это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность и в силу этого частота сердечных сокращений ребенка 7 лет – 88 уд/мин, 10 лет – 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7 лет – 85/60, 10 лет – 90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке хребта. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.

С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности .

Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.

1.2 Задачи физического воспитания учеников начальных классов

Задачи физического воспитания младших школьников такие:

1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;

2) формировать двигательные умения и навыки;

3) вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;

4) развивать двигательные (физические) качества;

5) формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;

6) воспитывать позитивные морально-волевые качества;

7) готовить учеников к сдаче норм комплекса ГТО.

Успешное решение задач физического воспитания младших школьников возможно лишь в том случае, если оно становится органической частью всего учебно-воспитательного процесса школы, предметом общего беспокойства педагогического коллектива, родителей, общественности, когда каждый педагогический работник выполняет свои обязанности в соответствии с «Положением о физическом воспитании учеников общеобразовательной школы» .

Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию учеников является важной задачей начальной школы. Физическое состояние ребенка, его здоровье является той базой, на которой развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные.

Правильное физическое воспитание учеников - необходимое условие нормального развития всего организма. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности. Известно, что когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих ровесников, которые имеют правильный двигательный режим.

Выдающийся педагог В. О. Сухомлинский большое значение придавал деятельности школы, учителей, направленной на улучшение здоровья школьников, особенно учеников младших классов. Он считал, что заботиться о здоровье детей - важнейшее задание учителя .

Задача укрепления здоровья ребенка предусматривает закаливание его организма. С этой целью занятие физкультурой по возможности следует проводить на воздухе, а проводя их в помещении, придерживаться гигиенических требований.

Важным показателем нормального физического развития ребенка является правильная осанка, которая предопределяет нормальное положение и функционирование внутренних органов. Формирование правильной осанки зависит от многих условий, а именно от того, как ученик ходит, стоит, сидит, выполняет ли ежедневно утреннюю гимнастику, физкультминутки на уроках, игры и упражнения на переменах. Физические упражнения являются основным средством формирования правильной осанки.

Двигательная активность, которую ребенок осуществляет в процессе физического воспитания, является необходимым условием нормального развития его центральной нервной системы, средством усовершенствования анализаторов и развития взаимодействия их. Недаром говорят, что мышца воспитала мозг, нервную систему. Существует тесная взаимосвязь между двигательной деятельностью ребенка и ее умственным развитием.

Выполнение целеустремленных двигательных действий занимает важное место в жизни детей младшего школьного возраста и является одним из действенных факторов развития их эмоционально-волевой сферы, источником позитивных эмоций. И. И. Павлов назвал удовольствие, которое получает человек от двигательной деятельности, «мускульной радостью» .

Формирование двигательных умений и навыков в начальных классах проводится согласно с учебной программой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, игр, лыжной подготовки, плавания.

Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий.

Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия .

Формируя у учеников жизненно важные умения и навыки, следует уделять надлежащее внимание выработке у них умения быстро и точно выполнять мелкие движения пальцами рук, умело взаимодействовать обеими руками, быстро перестраивать движения в соответствии с условиями. Развитие у школьников движений руки, этого основного органа предметных действий человека, является важным заданием начальной обучения. На развитие движений руки ученика влияют разные виды деятельности: письмо, рисование, ручной труд, самообслуживание, занятие физической культурой. Следует подчеркнуть, что занятия физкультурой играют специфическую роль в развитии движений руки и, в частности, в развитии произвольной регуляции их. Именно на этих занятиях ставятся и выполняются задания развития у учеников точных и согласованных между собой движений рук с помощью упражнений с предметами (с большими и малыми мячами, со скакалкой, с палками, флажками и др.), а также с помощью специальных упражнений для развития дифференцированных движений пальцев рук.

Основатель научно обоснованной теории физического воспитания П. Ф. Лесгафт одним из основных заданий физического воспитания считал формирование у детей умения с наименьшей затратой усилий и в наименьший промежуток времени сознательно выполнять наибольшую работу . Совокупность названных выше качеств и определяет уровень «двигательной культуры» ребенка. Высокое развитие таких умений и качеств необходимо для обучения, для многих современных профессий, а также для бытовых действий и военного дела. Развитие умения эффективно осуществлять двигательные действия является важным компонентом всестороннего гармоничного развития личности.

Вооружение учеников знаниями по физической культуре, гигиене, с правилами закаливания. В начальных классах ученики должны иметь представление о правильном двигательном режиме, осознавать значение утренней гигиенической гимнастики, физической культуры, активного отдыха во внеурочное время, знать, какая одежда и обувь нужны для занятий физическими упражнениями, следить за правильностью осанки, знать правила закаливания, содержание начальной степени комплекса ГТО «К стартам готов».

Получение учениками знаний по физической культуре является необходимым условием сознательного овладения учебным материалом по этому предмету, привитие интереса и привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Особенную роль играют знания учеников по физической культуре в формировании у них умений самостоятельно выполнять физические упражнения, в выработке у учеников убеждения о необходимости систематически заниматься физкультурой, закалять организм с помощью использования естественных факторов (солнца, воздуха, воды). Все это содействует не только физическому развитию и укреплению здоровья учеников, но и воспитывает у них правильное отношение к своему здоровью и к здоровью других людей, способствует предотвращению или искоренению вредных для здоровья привычек .

Развитие двигательных (физических) качеств заключается в том, чтобы в процессе занятий физкультурой развивать у учеников скорость, силу, ловкость, выносливость. Этот процесс тесно связан с формированием двигательных навыков и обусловлен объемом и характером двигательной активности ребенка. От уровня развития двигательных качеств зависят результаты выполнения таких естественных движений, как бег, прыжки, метание, плавание и др.

В младшем школьном возрасте естественное физиологичное развитие двигательных качеств имеет свои особенности: ловкость и скорость движений развиваются интенсивнее, чем сила и выносливость. Для методики физического воспитания важно учитывать то, что мышца как орган ощущения созревает раньше, чем как рабочий орган. У детей с 7 до 13 лет наблюдаются наибольшие сдвиги в развитии координации движений. Учитывая это, важно правильно определить содержание и методы физического воспитания, которые бы содействовали развитию у детей двигательных качеств в соответствии с их возрастными особенностями .

Введение. 2

Сущность и система физического воспитания школьников. 3

Внеклассная работа по физической культуре. 6

Организация внеклассной работы 10

Руководство внеклассной работой в школе. 14

Планирование внеклассной работы 14

Контроль внеклассной работы 16

Заключение. 20

Список источников. 21

Введение

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов обще­образовательной и профессиональной школы; физической подго­товкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; про­граммами спортивных школ, секций, кружков, систематической зарядкой дома и на производстве. Широко используется много­образие национальных форм осуществления физической культуры» Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спорт­залов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный че­ловек смолоду должен заботиться о своем физическом совершен­ствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.

Сущность и система физического воспитания школьников

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко органи­зованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее по­коление в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармо­ничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном един­стве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эсте­тическим воспитанием. В комплексной программе физического вос­питания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: ук­репление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систе­матических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Оте­чества; приобретение минимума знаний в области гигиены, меди­цины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятель­ности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнасти­ческих и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают пре­одолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, против употребления нар­котиков, токсических средств и курения табака.

Физическое воспитание способствует преодолению некоторых жизненных противоречий. Ребенок, будучи от природы активнодеятельным существом, удовлетворяющим естественные потребности организма за счет движения, попадает в современной школе и семье в условия ограниченной физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности и психологических пере­грузок, порождающих гиподинамию, застойные явления в организме, ожирение, патологические нервно-психические и сердечно-сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к раз­решению этого противоречия являются различные заболевания, нервные срывы, инфаркты, физическая слабость, нравственная апатия, нежелание трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и семейной жизни.

Еще одно субъективно создаваемое и обостряемое противоречие возникает между нормальной целью физического воспитания как Средства достижения здоровья, удовлетворения потребностей в от­дыхе, общении, деятельности, с одной стороны, и стремлением некоторых педагогов-тренеров, родителей использовать физкультурно-спортивные занятия часто в ущерб детям, для удовлет­ворения своих честолюбивых притязаний, - с другой. Они поощ­ряют, а порой и принуждают детей заниматься спортом, лелея надежду, что из ребенка вырастет выдающийся спортсмен, участ­ник сборной страны и международных соревнований. На почве внушенных иллюзий возникает трагическая ситуация не свершив­шихся стремлений и надежд. Попавшие же в избранный круг нередко развивают в себе уродливое сознание своей исключитель­ности и вседозволенности, попадают в плен мещанства, вещизма, духовной ограниченности.

Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения детей в систему всеобщего физического воспи­тания, использования всех механизмов и стимулов физического совершенствования. Основными механизмами физического воспи­тания являются: физкультурно-спортивная деятельность, система отношений в процессе этой деятельности и возникающее на ее основе духовное общение. Благодаря физкультурно-спортивной де­ятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосу­дистая системы, растет сопротивляемость организма заболеваниям, оттачиваются физические способности, повышается уровень морально-психологической устойчивости. В ней проявляются закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. Система отношений, как результата хорошо организованной физкультурно-спортивной деятельности, воспитывает нравственные качества: коллективизм, иммунитет против индивидуализма и эгоизма, самоотверженность и взаимовыручку, сдержанность скромность в победе, достоинство в поражении. Общение удовлетворяет духовную потребность в другом человеке, в освоении опыта товарищей, формирует общественное мнение, объединяет детей в полезном использовании свободного времени.

Деятельность, отношения и общение в физкультурно-спортивной работе с детьми педагогически стимулируются. Главным стимулом деятельности для ребенка является стремление развить физические силы, сохранить здоровье, быть полезным и активным членом демократического общества, оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным умениям и навыкам. С этими стимулами сочетается естественное стремлен детей к деятельности, подвижности, активности, которое лучше всего реализуется в общественно значимых формах физкультуры и спорта. В стимулировании детей к занятиям физкультурой имеет значение и то, что их результатом бывает ощущение прилива сил и бодрости, переживание физического удовольствия. Дети постепенно развивают в себе эстетическое чувство, способность наслаждаться красотой человеческого тела и созидать красоту. Переживание радости победы над внешними препятствиями и собственными слабостями рождает у школьников стремление к труду и борьбе. Горечь поражения побуждает к новым и новым попыткам добиться успеха и утвердиться в собственном и общественном мнении. Физкультурно-спортивную деятельность ребят стимулирует и здоровое честолюбие, желание быть популярным в кругу товарищей.