Спорт жизни детей в семье. Информационный проект "спортивная жизнь моей семьи". Значение занятий спортом

Наверняка в каждой семье есть общие интересы или традиции, объединяющие всех ее членов. У кого-то это приготовление традиционного блюда или совместная настольная игра, у кого-то отдых в определенном месте или просмотр старого фильма, а в нашей семье всех объединяет спорт.

С детского сада или школьной скамьи нам рассказывают о пользе занятий спортом, проводят зарядки, уроки физкультуры, но многие останавливаются на этом уровне. В нашей семье спорт стал доброй традицией, которая способна нас сплотить и объединить в самые сложные времена. Папа еще с детства приучил меня к зарядке и веселым подвижным играм. Честно сказать, раньше мне не очень нравилось делать зарядку по утрам, но с возрастом стало проще, выработалась привычка. Среди нас нет профессиональных спортсменов, но все любят активный отдых, прогулки на природе в разное время года.

Моя мама романтик, поэтому осенью мы всегда ездим за грибами, а я собираю для нее букет из последних цветов и осенних листьев. Летом мы регулярно выбираемся на природу, обязательно берем мяч, ракетки и воланчик. Зимний отдых конечно менее активный, но все же удается посетить каток и конечно слепить снеговика. Современный ритм жизни, к сожалению, очень выматывает и не позволяет уделять должное внимание семье. Сейчас я понимаю всю полезность наших совместных прогулок и пикников на природе по выходным. Этой зимой планируем купить семейный абонемент в спортивный зал и бассейн. Не зря ведь говорят: «В здоровом теле - здоровый дух».

Несколько интересных сочинений

  • Суть и смысл комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Сначала комедия считается простым повседневным произведением – главная мысль линейна и централизована на замужестве Софьи. Она еще ребенком осталась без родителей и живет в помещичьей семье Простаковых.

  • Стиль и язык романа Капитанская дочка Пушкина художественные особенности

    «Капитанская дочка» - по утверждению Гоголя – решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде».

  • Сочинение по произведению Легкое дыхание Бунина

    В своем рассказе Легкое дыхание Бунин описывает историю Оли Мещерской – молодой девочки гимназистки, которая трагически погибает от казачьего офицера. История Бунина по большей части рассказывает

  • Характеристика героев пьесы Вишневый сад Чехова

    Любовь Андреевна – главная героиня пьесы Чехова «Вишневый сад». Эта женщина является основным представителем женской половины дворянства того времени со всеми их пороками и положительными чертами.

  • Сочинение Основные проблемы романа Шолохова Тихий Дон

    Помимо всем известной роман – эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», есть еще одна не менее важная. Написана она Михаилом Шолоховым. Произведение носит название «Тихий Дон». Создавалось оно немало времени

Воскресенье - единственный день в неделе, когда вся семья в сборе, никто не спешит на работу. И хорошо, если проводить этот день вместе, уезжая за город, стало доброй традицией. В такой семье муж не отправится с утра один к приятелям или еще куда, он знает, что воскресенье - день семейный. Дети привыкают к веселым воскресным путешествиям - заранее мечтают о них, готовятся, приглашают своих друзей. А когда они сами станут взрослыми, обзаведутся семьями, то будут поступать по примеру родителей, прививших им добрые, хорошие вкусы и увлечения.

Конечно, в семье не у всех одинаковые интересы и склонности, да это совсем и не обязательно. Один увлекается игрой на гитаре, другой предпочитает рыбалку, третий отдает все свободное время коллекционированию чего-то. Но любовь к физической культуре, спорту и уважительное, разумное отношение к воскресному отдыху становятся тем цементом, который скрепляет эти разные увлечения, укрепляет семью. Очень многое здесь зависит от женщины - жены или мамы. Если она молода душой, бодра, подтянута, энергична, в семье неизменно будет царить атмосфера радости, оптимизма, которая помогает отдыхать, набираться сил. Такой мамой гордятся дети и отношения между родителями и детьми складываются особые - дружеские, доверительные, по-настоящему близкие.

Матери и отцы должны заниматься физкультурой не только в интересах собственного здоровья (хотя и это очень важно), но и ради здоровья детей. Какое это счастье, когда они растут крепкими, закаленными! И если родители хотят привить сыну или дочке гигиенические навыки, закалить их, приучить к физкультуре, а при этом курят и употребляют алкоголь, то шансов на успех будет мало.

Они прежде всего должны показать в этом личный пример.

Можно неделями убеждать ребенка в пользе утренней гимнастики, но если родители, заслышав утром бодрые звуки спортивного марша, спешат выключить телевизор или, что не лучше, руководят гимнастикой «теоретически», не вылезая из теплой постели, никакого толка не будет.

Иное дело, если утром мама и папа бодро сами встанут на зарядку.

С помощью физкультуры не только родители воспитывают детей, но и дети - родителей. Пообещав, например, сыну пойти с ним в воскресенье на лыжах или покататься на велосипедах, отец должен сдержать слово во что бы то ни стало, даже если погода испортится и друзья будут упорно приглашать «зайти на часок-другой». Если мама учит дочку «закаляться, как сталь», ей и самой надо показать пример. А там, глядишь, маме, хотя бы в целях упрочения своего родительского авторитета, и плавать придется научиться, и в бадминтон играть, и бегать в спортивный зал, а там и брюки себе приобрести «специально для походов». Хорошие примеры заразительны!

В плотном графике работы родителей и при занятости детей в школе, кажется, практически невозможным найти свободное время для общих занятий спортом. Однако, сделать это просто необходимо, хотя бы в выходные дни. Забота о здоровье всей семьи не только полезна сама по себе, но и позволит вам сэкономить в дальнейшем свое время, силы и средства. Вам придется гораздо реже ходить по врачам самому и водить туда своих родственников. Занятия спортом - главное средство профилактики различных заболеваний. Люди, ведущие спортивный образ жизни меньше подвержены болезням. У них лучше зрение, а у детей лучше развивается скелет, правильная осанка и многое-многое другое.

Все это замечательно, скажете вы, но как вовлечь этих лентяев в регулярные занятия спортом? Лучший - способ - заниматься спортом всей семьей! При этом помимо спорта как такового можно говорить и о совместном семейном времяпрепровождении. Такие занятия спортом сплачивают семью, а дети учатся вести здоровый образ жизни. У многих выдающихся спортсменов, добившихся небывалых вершин, в детстве было на кого равняться - родители вели активную спортивную жизнь. И это был точно не "литрбол".

Занятия спортом – полезно для здоровья!

1. Составьте расписание занятий спортом на неделю. Нужно заранее позаботиться о времени, которое вы планируете посвятить занятиям спортом. Вспомните, нет ли у детей дополнительных занятий, музыкальной школы или других мероприятий. От совместных упражнений не должна страдать успеваемость ребенка. И еще, если после таких занятий спортом он валится с ног и не успевает делать домашнее задание, следует уменьшить нагрузки.

2. Чередуйте виды спорта, в которых упражняется ваша семья в течение месяца. Во-первых, заниматься одним и тем же утомительно и неинтересно, во-вторых, разные виды укрепляют различные группы мышц, появляются разные навыки и умения, а кроме того, дети будут развиваться более гармонично и разносторонне, а занятия спортом не превратятся в скучную рутину.

3. Сделайте «журнал достижений» для каждого члена семьи. Это позволит развивать дух состязательности, закалит характер. Помимо этого, такие наблюдения наглядно показывают, чего вы достигли за время регулярных занятий спортом. Всегда приятно узнать, что за год ваш вес снизился на десять килограммов, а вес штанги, которую вы поднимаете, вырос на тридцать.

4. Помогите каждому члену семьи найти спорт по душе. В нем результаты будут расти быстрее, он придаст уверенности в своих силах. Еще в детском возрасте желательно выяснить, к чему лежит сердце у ребенка, к футболу или к метанию молота, к бильярду или прыжкам в длину. При этом можно пользоваться косвенными признаками, например, если у ребенка длинная ступня, это говорит о том, что он вырастет высоким, попробуйте приучить его к баскетболу или волейболу. Если ваш сын растет крепким, коренастым - стоит попробовать единоборства, если он худой - у него может хорошо получиться бег на средние и длинные дистанции. Выясните, какой спорт больше всего нравится вашему ребенку, и поощряйте его увлечение. Пусть он не станет чемпионом мира (хотя чем черт не шутит), но зато он вырастет крепким и здоровым. Кстати, может и вы чего-нибудь добьетесь благодаря занятиям спортом? Валуев начал боксировать в 20 лет, Тихонов заиграл на профессиональном уровне после службы в армии. А ведь есть виды спорта, в которых возраст не помеха, например - бильярд, дартс и керлинг.
Занятия спортом - было бы желание!

Сейчас открываются большие спортивные центры, аквапарки и развлекательные комплексы, в которых можно с комфортом провести вечер всей семьей, занимаясь различными видами спорта.

У вас нет на это времени и денег? Не беда, купите или сделайте тренажеры для занятий спортом у себя дома: турник в квартире просто необходим, шведская стенка, и гантели - все это не займет много места, но позволит всей семье увлекательно и полезно проводить время за играми. Помните, только в соревновании можно вырастить из ребенка не болезненное растение, чахнущее при малейшей трудности, а уверенного в себе самостоятельного человека, который твердо будет стоять на своих ногах. Но не переусердствуйте, не стоит заставлять человека заниматься нелюбимым делом, это испортит и ваши отношения, и его характер.

Если вы едете всей семьей на пляжный отдых, не забывайте, что и там занятия спортом приветствуются. Маленькими детьми займутся аниматоры, для взрослых обычно существует куча активных развлечений - плавание, футбол, волейбол, теннис, дартс, стрельба из лука и пневматического оружия, аквааэробика и масса других интересных вещей. Не нужно налегать на шведский стол и халявную выпивку. Лишние килограммы, тяжесть в желудке и плохое самочувствие только испортят вам отдых, а занятия спортом, напротив, помогут почувствовать себя лучше. К сожалению, у нас в обществе еще существует некая романтизация алкоголя, даже в спортивной среде нередко слышишь: "пивка для рывка, водочки для обводочки" - на самом же деле ничего хорошего от регулярных возлияний вы не получите.

Помимо подвижных игр, не стоит забывать и про интеллектуальные, они развивают сообразительность и память. Настольные игры скрасят досуг всей семьи: шахматы, шашки, нарды, экономические игры типа "монополии", даже разгадывание кроссвордов - все это гораздо полезнее, чем пустое ковыряние пальцем в носу под непрерывный круговорот отвратительных реалити-шоу и тупых сериалов. Даже компьютерные игры могут принести пользу - это и развитие сообразительности, реакции и изучение иностранного языка. Занятия спортом – это не только тяжелые физические нагрузки.

Но нужно не забывать главное правило - умеренность должна быть во всем. И в занятиях спортом – тем более. И тогда время, проводимое вами с семьей, превратится из домашней каторги в веселую интересную игру. Здоровье не купишь ни за какие деньги, но его можно оплатить временем.

Исследовательский проект "Моя спортивная семья". Готовила вместе с дочерью, исследовали как занятия спортом могут повлиять на семью и личность человека.

Текст выступления.

Народная мудрость гласит «Друзей мы выбираем, родственники же нам достаются». Я считаю, чтобы семья была единой и крепкой, у её членов должны быть общие интересы и увлечения.

Мою семью объединяет увлечение спортом. Я с гордостью могу сказать, что у меня спортивная семья. Моя бабушка кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике, дедушка мастер спорта по альпинизму, мама мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу, а я четыре года занимаюсь художественной гимнастикой и собираюсь заниматься спортом дальше.

Почему я выбрала данную тему. Занятия спортом разнообразны и актуальны круглый год. Спортивные победы не раз прославляли нашу страну на весь мир. В 2014 году наша страна будет хозяйкой Олимпийских игр. Подрастающее поколение должно подготовить достойную смену великим российским спортсменам, чтобы завоёвывать награды на следующих олимпиадах. Встаёт проблема: «Как привлечь школьников к занятию спортом?» Мы выдвигаем гипотезу: «Чтобы ребёнок успешно и с интересом занимался спортом, этим должна быть увлечена вся его семья».

Цель исследования:

Изучить влияние занятий спортом на личность младших школьников.

Для достижения данной цели поставлены задачи:

· Изучить историю спортивных достижений членов моей семьи.

· Проанализировать положительное влияние занятий спортом на развитие личности ребёнка и укрепление семьи.

· Исследовать роль спорта в жизни младших школьников.

Социальная значимость исследования:

Материалы работы могут быть использованы при проведении классных часов или публикации в школьных газетах для пропаганды спорта, семейных ценностей, здорового образа жизни и привлечении школьников к спорту.

Глава 1. Спортивная летопись моей семьи.

В моей семье никогда не было споров о том, стоит ли отдавать ребёнка в спортивную секцию. Моя бабушка, мама, дедушка с детства увлекались спортом, хотя и не стали профессиональными спортсменами.

Я хочу рассказать о спортивных успехах своих родственников и о том, как занятия спортом повлияли на их жизнь.

Моя бабушка, Надежда Николаевна, начала заниматься спортивной гимнастикой с 8лет. Спортивная гимнастика - вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и опорных прыжках. Бабушка занималась гимнастикой до 17 лет, а в институте её покорил ещё один захватывающий вид спорта – альпинизм. В 20 лет она попала а альпинистский лагерь «Ждайлык», и горы покорили её навсегда. В альпинистском лагере она познакомилась с молодым человеком, который потом стал моим дедушкой. Бабушка прошла подготовку и сдала спортивные испытания на 2 спортивный разряд, дедушка – мастер спорта по альпинизму. Бабушка хотела, чтобы мама тоже стала заниматься спортивной гимнастикой. К сожалению, мою маму из-за высокого роста не взяли в спортивную школу. После этого, начиная с 6 лет, моя мама занималась шахматами, горными лыжами, плаванием, лёгкой атлетикой, каратэ.

Серьёзно заниматься спортом мама начала в институте, когда ей было 19 лет. Однажды она пришла в тренажёрный зал университета, её замелил тренер и с этого времени начались занятия неженским видом спорта.

Пауэрлифтинг – это силовое троеборье, связанное с поднятием штанги.

В 20 лет мама выполнила норматив мастера спорта, заняв 3 место на Чемпионате России среди юниоров в Красноярске, потом окончила университет, а потом родилась я.

Через 2 года моя мама продолжила занятия спортом в городе Коврове в спортивном комплексе «Звезда» под руководством заслуженного тренера Вячеслава Филимонова. Первый раз я пришла в тренажёрный зал, когда мне был 1 год.

Два года мама упорно шла к заветной цели – нормативу мастера спорта международного класса. Выполнить его удалось только на пятых соревнованиях в городе Уфа в 2008 году. А потом родилась моя сестра.

Лариса приехала в тренажёрный зал на коляске в возрасте 1 месяца. Сейчас мы часто ходим на тренировки все вместе, я вместе с мамой бегаю по стадиону, присматриваю за сестрой, общаюсь с друзьями. Сейчас мама редко выступает на соревнованиях, но регулярно ходит в тренажёрный зал, потому что для неё это уже не спорт, а образ жизни.

Я с пяти лет занимаюсь художественной гимнастикой.

Художественная гимнастика - вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

В Коврове очень сильна школа художественной гимнастики. Сейчас ребята занимаются в двух организациях – СДЮСШОР по плаванию и ДЮСШ на Набережной.

Когда я только начинала заниматься гимнастикой, мы тренировались в маленьком зале плавательного бассейна, но через год у нас появился большой и светлый зал в здании Управления образования. Первый год было очень сложно, больно тянуть шпагаты и носки, обидно, когда не получается элемент. Но вскоре я поняла, что просто не могу жить без гимнастики. Потом этим видом спорта «заболели» мама и бабушка, мы смотрим выступления гимнасток по интернету, выбираем фасоны купальников, покупаем дорогие гимнастические предметы. Сейчас мы тренируемся 6 раз в неделю по 2 – 3 часа, а перед соревнованиями даже больше. Выступление на соревнованиях – 1.5 – 2 минуты под музыку. Кажется очень мало, а надо столько успеть – красиво и правильно выполнить элементы, тянуть носки, руки и колени, не потерять предмет, поймать броски, выполнить танцевальные шаги, не выскочить за ковёр, успеть закончить упражнение под музыку, а главное – всё время улыбаться. На тренировке мы также занимаемся хореографией, бегаем, делаем силовые упражнения, ведь гимнастка должна быть стройной, красивой и подтянутой. Постоянно надо следить за весом, не есть жирного, сладкого, потому что от внешнего вида гимнастки оценка на соревнованиях тоже зависит. Летом мы ездим тренироваться в лагерь «Искатель», мне там очень нравится.

Но самое замечательное в занятиях гимнастикой – это соревнования. Уже 3 года я езжу на соревнования в другие города – Владимир, Шую, посёлок Вольгинский. Мы уезжаем на 2-3 дня на автобусе, живём в гостинице. Перед выступлением всегда очень стучит сердце и хочется пить, потом с нетерпением ждёшь своих оценок, потом оценок соперниц. Я несколько раз занимала первые, вторые и третьи места, у меня есть несколько медалей и даже один кубок. Медали висят вместе с мамиными, на двоих у нас их уже больше 50 и надеюсь, что это не предел. У меня пока только первый юношеский разряд, но я очень хочу и буду тренироваться дальше.

Я считаю, что не важно, каким видом спорта ты занимаешься. Какие у тебя достижения, главное, чтобы тебя поддерживали и ты получал от этого удовольствие.

Глава 2. Десять причин, почему надо заниматься спортом.

Я считаю, что спортом должен заниматься каждый человек по мере своих сил и возможностей. Зачем? Я долго разговаривала с мамой и бабушкой, и мы вместе сформулировали 10 плюсов занятий спортом, которые привлекут любого человека.

Плюс первый . Занятия спортом помогают всегда быть красивой.

Плюс второй. Спорт – это здоровье. Занятия спортом являются профилактикой многих заболеваний.

Плюс третий. Спорт - возможность путешествовать.

Плюс четвёртый. Спорт– дисциплина и тренировка силы воли. Я тренируюсь по три часа шесть раз в неделю, перед соревнованиями хожу на две тренировки в день.

Плюс пятый – новые друзья и знакомства.

Плюс шестой – возможность карьерного роста.

Плюс седьмой – интересный досуг.

Плюс восьмой – возможность получить заслуженную награду.

Плюс девятый – азарт. Мне кажется, что жить без риска – неинтересно. Каждое неудачное выступление на соревнованиях даёт стимул исправлять свои ошибки, разучивать сложные элементы, чтобы потом победить.

Плюс десятый – Занятия спортом помогают в учёбе. В жизни должно быть дело, которое приносит удовольствие, для всех членов моей семьи – это спорт!

Мои одноклассники и спорт.

Мне стало очень интересно, а разделяют ли моё увлечение спортом ребята, с которыми я учусь классе. Я провела опрос среди учащихся 3 « А» и 3 «Б» класса гимназии № 1 города Коврова. Всего на вопросы анкеты отвечали 50 учеников. Им было задано 4 вопроса.

Вопрос № 1. Посещаете ли вы спортивные секции?

Из 50 опрошенных 32 занимаются спортом. Я сделала вывод, что занятия спортом популярны среди ребят.

Вопрос № 2. Сколько раз в неделю вы занимаетесь в спортивных секциях?

6 человек (18 %) занимаются спортом 1- раза в неделю, 14 человек (44 %) - 3-4 раза в неделю, 12 человек (44 %) 5-6 раз в неделю. Можно сделать вывод, что большинство ребят уделяют занятиям спортом много времени, и что спорт стал важной частью их жизни.

Вопрос № 3. Занимались (занимаются) спортом ваши родители?

Родители у 34 опрошенных ребят занимались спортом, а у 16 нет, что свидетельствует о том, что занятия спортом у многих ребят стали традицией, у них тоже спортивная семья.

Вопрос № 4. Что вам дают занятия спортом?

27 человек считают, что занятия спортом дают здоровье, 25 человек – хорошую физическую форму, 6 человек – грамоты и призы, 6 человек –интересный досуг и общение с друзьями. Большинство ребят считают, что именно здоровый образ и занятия спортом сохранят и приумножат здоровье и позволят всегда оставаться в хорошей физической форме.

Можно сказать, что занятия спортом очень популярны среди младших школьников 9-10 лет. Я надеюсь, что мы все станем настоящими спортсменами и сможем достойно представлять город Ковров и Россию на различных соревнованиях. А наши близкие будут за нас болеть и гордиться!

(2,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Введение (I слайд)

Каждому родителю важно чтоб его ребенок рос физически крепким, здоровым и гармонично развитым. Для этого необходимо знать, не мало, важных правил и элементов. В этой презентации я постараюсь всем родителям объяснить, насколько, важно и правильно заниматься здоровьем ваших детей.

Актуальная проблема (II слайд)

К сожалению, с каждым годом уровень физического развития детей, их спортивные способности снижаются, увеличивается количество детей с заболеваниями. Дети увлекаются интернетом, компьютерными играми, все реже бегают, играют на улице, меньше посещают спортивные секции.

Не все знают, что это приводит к серьезным последствиям. По причине того, что дети постоянно сидят перед телевизором и компьютером, снижается зрение, возникает деформация позвоночника, что приводит к различным заболеваниям, детей с ними становится все больше и больше. А самая тревожная болезнь века – гиподинамия (малоподвижность).

Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом страдает не только мускулатура тела, недостаточно развиваются и другие системы организма, прежде всего нервная и сердечнососудистая, задерживается формирование произвольных движений, человек плохо владеет своим телом. Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем общего состояния здоровья и развития. А поскольку движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, то степень двигательного развития ребенка в значительной мере зависит от родителей. Но по статистике лишь 20 % родителей уделяют должное внимание сохранению здоровья и развитию физических качеств детей.

Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес так называемым “болезням цивилизации”.

Родителям школьников нужно подойти с полной серьезностью к современной проблеме века. Я расскажу, как создать здоровый быт вашему ребенку, как сохранять и укреплять его здоровье.

Физиологическое развитие детей в школьном возрасте (III слайд)

Для правильного представления возможностей своего ребенка, нужно знать его физиологические особенности развития. Выделяют три школьные возрастные группы.

Первая группа – младший школьный возраст (8-10 лет). Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для роста подвижности во всех основных суставах. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5-2,0 часа провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей.

Вторая группа – средний школьный возраст (11-14 лет)Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. Подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Третья возрастная группа – старший школьный возраст (16-18 лет). Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании. В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных способностей.

Гигиена (IV слайд)

Большое значение для правильного физического и здорового развития детей в семье имеет положительное отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие “здоровый быт” включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Всё это можно назвать одним словом – гигиена.

В своей презентации я выделяю 5 основных гигиенических требований личной гигиены:

Ребенок во всем берет пример со своих родителей. Если родители любят проводить свободное время на улице, ходят в спортивный зал, ведут активный образ жизни, тогда и ребенок будет стремиться к такому же образу жизни.

Режим дня (V слайд)

Четко и рационально составленный распорядок дня экономит силы ребенка, сохраняет его здоровье, повышает продолжительность жизни . Режим дня не может быть одинаковым для всех людей без различия возраста, рода деятельности и состояния здоровья.

Наш организм приспособлен к ритмичной работе. Мы встаем и ложимся спать, занимаемся, трудимся, едим и отдыхаем приблизительно в одно и то же время; в нервной системе формируется динамический стереотип. Это повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует полноценному отдыху.

Основными элементами режима дня школьника являются:

  • учебные занятия в школе и дома;
  • активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
  • регулярное и достаточное питание;
  • физиологически полноценный сон;
  • свободная деятельность по индивидуальному выбору.

Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность – от 10 до 30 минут.

После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.

Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.

Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.

Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.

Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.

Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.

Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение

Перед сном обязательно следует принять душ, почистить зубы, хорошо проветрить комнату.

Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену (начало занятий в 8.30)

  1. Подъем 7.00.
  2. Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30.
  3. Утренний завтрак 7.30-7.50.
  4. Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.20
  5. Занятия в школе 8.30-12.30.
  6. Горячий завтрак в школе около 11 ч.
  7. Дорога из школы или прогулка после занятий в школе12.30-13.00.
  8. Обед 13.00-13.30.
  9. Послеобеденный отдых или сон 13.30-14.30
  10. Прогулка или игры на воздухе и спортивные занятия 14.30-16.00.
  11. Полдник 16.00-16.15.
  12. Приготовление домашних заданий 16.15-17.30.
  13. Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00.
  14. Ужин и свободные занятия 19.00-20.00.
  15. Приготовление ко сну 21.00-21.30.
  16. Сон 22.00-7.00.

Режим питания (VI слайд)

Помочь ребенку (школьнику) может не только правильная организация режима дня, но и обеспечение его рационального питания. Рациональное питание необходимо для восполнения энерготрат при умственной и физической деятельности. Это восполнение возможно за счет получения учеником необходимого количества калорий, белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Утром ребенок должен получить около 25% от суточной потребности в этих веществах и калориях (Яйца, творог, мясные изделия, сыр и др.). Кроме того, очень полезны молочные каши.

В рацион школьных завтраков полезнее всего включать: каши, в т.ч.молочные, творожные, мясные изделия, омлет, напитки (чай, кофе с цикорием, соки, колбасные, сыры, сливочное масло).

Максимальный прием пищи должен приходиться на обед (домашний или школьный), как по калорийности (45% от суточного рациона), так и по биологической ценности).Этот прием пищи должен содержать закуску, 1, 2, 3 блюда.

Дома или в группе продленного дня дети должны получить еще и полдник (после прогулки или другого вида деятельности и перед приготовлением домашнего задания). Желательно на полдник детям дать фрукты, соки, чай, кондитерские изделия. Это составит до 10 % от суточного рациона.

И наконец, в ужин (20% от суточного рациона) детям предложите легко усваиваемые блюда, каких не было в завтрак и обед, в т.ч. рыбные, овощные, крупяные, творожные и другие. предложите ребенку любой кисломолочный продукт (кефир, ряженка, йогурт и т.д.).

Закаливание (VII сайд)

Закаливание можно начинать с раннего детства, главное это выполнять правильно. Существуют такие виды закаливания:

Закаливание воздухом. Воздушные ванны можно условно разделить

  • на теплые (30-20 °С),
  • прохладные (20-14 °С),
  • холодные (ниже 14 °С).

Воздушные ванны принимают в обнаженном виде, постепенно увеличивая пребывание на воздухе более низкой температуры. Закаливание воздухом проводятся в помещении, которое предварительно проветривалось, лучше, если это будет сквозное проветривание. В теплое время года небольшой сквозняк не повредит. Температура в комнате должна быть +20С с понижением в дальнейшем с помощью проветриваний до 15-16С. Продолжительность воздушных ванн в начале будет всего 4-5 минут, но дальше стремитесь постепенно увеличить это время до получаса. Когда эта температура будет освоена, можно выходить на более холодный открытый воздух. Лучшее время приема воздушных ванн - утренние часы, когда воздух насыщен ультрафиолетовыми лучами солнца. Очень хорошо воздушные ванны сочетать с физическими упражнениями, ритмической гимнастикой, бегом.

Водные процедуры. Вода, обладающая большой теплоемкостью и текучестью, самым тесным образом соприкасается с кожей и оказывает одновременно раздражающее, тонизирующее и очистительное действие. Существует 3 вида закаливания водой, все они одинаково полезны, если правильно их применять.

Обливание ног. Вечером, или за полчаса – час до сна надо облить ступни (примерно до середины голени) самой холодной водой из-под крана. Можно воспользоваться душем или ковшом – чем угодно. Закаливание холодной водой стоит начать именно с обливания ног. Время не ограничено: 5, 10 секунд, 1 минуту - смотря по ощущениям.

Контрастный душ. Человек становится в ванну и обливается водой приятной температуры. Затем воду делают настолько горячей, насколько это возможно (разумеется, не ошпариваясь). Через 30-60-90 секунд перекрывают горячую воду и пускают одну холодную. Облив все тело (20-30 и более секунд), вновь включают самую горячую воду, обдают все тело и, особо долго не нежась, пускают холодную. На этот раз под холодным душем лучше постоять подольше. Затем опять не очень горячий длительный душ и завершающий холодный. Во время выполнения контрастного душа обливать надо все части тела, не задерживаясь подолгу на одном месте. Всего делают три контраста (перехода от горячей к холодной). Завершать надо всегда холодной водой. Перед охлаждением всего тела желательно не забывать смачивать лицо.

Примерная схема контрастного душа:

  • Теплый (чтобы привыкло тело)
  • Горячий (пока приятно)
  • Холодный (20-30 и более секунд)
  • Горячий (20-40 секунд)
  • Холодный (до минуты и более)
  • Горячий (20-60 секунд)
  • Холодный (сколько приятно)

Привыкать к контрастному душу, как и к любому новому воздействию, нужно постепенно. Сначала на протяжении 2-х-4-х недель ежедневно принимать комфортный душ (душ приятной температуры). Затем делать только один контраст и не очень долго стоять под холодной водой (5-10 сек.), через неделю-другую перейти на два, а затем и на три контраста.

Обливание холодной водой. Обливание – уже довольно серьезный метод закаливания. Начинайте закаливание холодной водой сразу с ног. Постепенно, через несколько дней, обливайте свое тело все выше и выше. Голову обливать не надо. Холодную воду не разбавляйте теплой, лучше сразу, пока не привыкли, обливайте меньшую часть своего тела. Со временем ваше тело привыкнет к холодной воде так же, как и ваши руки, которые вы моете в любой воде без всяких последствий. Эта процедура должна происходить каждый день, так же, как вы каждый день чистите зубы и умываетесь, ибо если вы пропустите один день, то очень тяжело начинать снова. Облившись утром холодной водой, вы будете целый день чувствовать себя бодро, тело ваше будет гореть приятным, нежным покалыванием, это - здоровье. Выполнение физических упражнений после водной процедуры особенно важно.

Закаливание солнцем. Закаливание солнцем проводится на открытом воздухе во время занятий спортом. Систематическое закаливание способствует переносимости высокой температуры воздуха, совершенствует терморегуляцию организма в условиях перегревания, в частности, при тяжелой физической работе. В зависимости от времени года, погоды закаливание начинают с сеансов продолжительностью 5-10 мин. в день. Постепенно их увеличивают на 5-10 мин. ежедневно и доводят до 2-3 часов. После каждого часа облучения необходимо делать перерыв на 10-15 мин и отдыхать в тени.

Физическая культура (VIII слайд)

Воспитывать спортивные наклонности нужно с раннего детства. Очень важно обострить у ребенка чувство радости и наслаждения во время мышечной работы. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время - вот главное, что надо знать родителям на этот счет. Физическая культура является средством физического воспитания населения и важным элементом личной гигиены. При активном отдыхе быстрее восстанавливается работоспособность и проходит умственное утомление. Главной задачей родителей в воспитании у ребенка любви к спорту является личный пример. Проснувшись утром делать зарядку вместе с ним, это будет проявлять у ребенка больший интерес. Выходить на природу всей семьей, выполнять пробежки, лыжные походы, катание на коньках и.т.д. Это верный способ вовлечения ребенка в активную и здоровую жизнь.

  1. Прежде чем начать зарядку, нужно хорошо потянуться вверх на носках.
  2. Медленно выполнить круговые движения головы.
  3. Круговые или пружинистые движения на мышцы и суставы рук. (Упражнения не должны быть резкими)
  4. Затем выполнить наклоны туловища, растягивая тем самым мышцы спины и живота.
  5. Переходим на упражнения для мышц и суставов ног. Это могут быть выпады вперед, вправо, влево; приседания; круговые движения стоп.
  6. Выполнить прыжками на носках на месте.

Упражнением на восстановление дыхания. Глубокий вдох руки через стороны вверх, выдох руки через стороны вниз(4-6 раз). (Для мальчиков среднего и старшего возраста можно выполнить отжимания или подтягивания, но главное не усердствовать)

Гигиена одежды, обуви и жилища (IX слайд)

Одежда должна соответствовать погоде. В холодное время года она должна быть теплой, но кутаться не следует. Слишком теплая одежда приводит к перегреву организма.

Обувь должна быть легкой, эластичной, хорошо вентилируемой и правильно подобранной по ноге. При длительном использовании узкой обуви пальцы стопы деформируются, появляются потертости и мозоли. Во время занятий спортом одежда должна быть удобной, комфортной, по размеру, по погоде.

Дома нужно следить за чистотой, ежедневно проводить влажную уборку, проветривать комнаты и главное приучать к этому своего ребенка.

Ваш ребенок должен знать, что чистота - залог здоровья!

Заключение (X слайд)

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья - это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детства. Приучать ребенка правильно питаться, соблюдать режим дня, закаляться, заниматься спортом. Соблюдая правила личной гигиены, ребенок будет активным, выносливым, подвижным, а главное здоровым.