Как надо проводить тренировку футбольной команды. Командная тренировка в CS:GO. Общие сведения о подходе к тренировкам

Тренировка футбольной команды.

1. Количество тренировок 3 раза в неделю. Плюс кросс (или игра) по воскресеньям с баней.
2. Начало тренировок 17-00
3. Продолжительность от 2 до 2.5 часов.
4. Содержание тренировки.


4.1. Разогрев. Продолжительность 10 минут. Игроки приходят к началу тренировки, одевают тренировочные манишки (защитники и опорные полузащитники – зеленые, нападающие и прочие полузащитники – оранжевые). Игрок берет мяч и не спеша ведет его 2 круга по периметру поля. Если мячей на всех не хватает, первый круг с мячом, второй просто семенящим бегом (и наоборот первый без мяча, второй с мячом). Можно дополнять бег круговыми вращениями рук и туловища.

4.2. Растяжка. Продолжительность 5 минут. Игроки становятся полукругом, тренер в центре (10 метров от игроков). Тренер показывает (только начало упражнения), можно начало и окончание – свистком.
4.2.1. Растяжка паха. Поднимаешь вверх колено и тянешь его вправо, затем влево.
4.2.2. Растяжка голени. Правой рукой взять носок правой ноги (за спиной) и тянуть ногу вверх, затем левой.
4.2.3. Растяжка голеностопа. Правой рукой взять носок левой ноги (перед собой) и тянуть ногу вверх, затем левой.
4.2.4. За время всей тренировки тренер проводит 4-5 дополнительных растяжек (п.4.2.1 - 4.2.2.) на 1-2 минуты (после групп упражнений) – как бы отделяя этим этапы тренеровки – на момент растяжки все игроки «как бы замирают в растяжке» - в данные мгновения тренер должен добиться тишины. В остальное время необходимо создавать веселую атмосферу.

4.3. Беговые упражнения (без мяча). Продолжительность 10 минут.
4.3.1. Тренер переводит игроков к заранее приготовленным фишкам (три фишки в ряд с расстоянием в 1,5-2 метра и еще 3 фишки в ряд на расстоянии 15-20 метров от них. Получается 2 коридора. Игроки выстраиваются в 2 колоны парами (по цвету манишек). И по свистку тренера начинают движение парами – это не эстафета. Бег с захлестыванием назад. После выполнения упражнения игроки легким бегом возвращаются в свои колоны.
4.3.2. Бег с высоким подниманием бедра. После выполнения упражнения игроки легким бегом возвращаются в свои колоны.
4.3.3. Бег «свободный стиль лыжника», с выносом ног влево-вправо. После выполнения упражнения игроки легким бегом возвращаются в свои колоны.
4.3.4. Рывки. Игроки по свистку (хлопку) тренера. Парами делают ускорения. Данное упражнение повторяют 3-4 раза. Для усложнения – игроки спинами подходят к фишкам и по сигналу тренера делают резкий разворот и далее рывок. Все беговые упражнения (4.3.1-4.3.4) можно проводить не парами, а шеренгой. Но парами больше соревновательности, в шеренгу больше для профессионалов.
4.3.5. Эстафета. Игрок обегает фишку, бежит обратно, передает эстафету хлопком руки по корпусу следующего участника. Начало по свистку тренера.
4.3.6. Разнообразие беговых упражнений огромно, тренер может варьировать, для разнообразия процесса тренеровки.

4.4. Беговые упражнения с мячом. Продолжительность 10 минут. Фишки можно раздвинуть чуть шире.
4.4.1. Эстафета с мячом. По свистку тренера игроки начинают вести мяч до фишек, обводят их и пасом отправляют его в начало эстафеты (створ фишек на старте).
4.4.2. Эстафета с мячом. По свистку тренера игроки начинают вести мяч до фишек, обводят их и далее ведут его до начала эстафеты, передача при пересечении линии фишек.
4.4.3. Ведение мяча. Тренер (помощник) расставляет на одной линии фишки 10-12 шт ч/з 2 метра. По свистку тренера игрок начинает движение с мячом с обводкой фишек. После обводки последней фишки игрок с мячом возвращается в конец колоны. Можно это и в режиме эстафеты (тогда расставлять 2 линии фишек). Необходимо делать 2 прогона, сначала с обводкой в одну сторону, затем с началом в другую.

4.5. Упражнения с мячом в квадратах. Продолжительность 10 минут.
4.5.1. Тренер (помощник) расставляет фишки на квадраты со стороной 5-7 метров. Делается несколько квадратов с расстояниями между ними 5 метров. В каждом квадрате 4 человека по сторонам (м/у фишками) и 1 или 2 внутри.
4.5.2. Пас в ДВА касания. Четыре человека передают друг другу мяч (не более 2-х касаний), а один человек (4+1) в центре круга старается его забрать. Тренер сам определяет 5-ки игроков (по уровню) и сам ставит игрока в центр. Если мяч перехвачен, или покинул пределы – игрок из-за кого это произошло, становится в центр (на перехват). Хорошо около квадрата положить запасные мячи (если игровой мяч улетел за пределы квадрата игроки не бегут за ним, а берут запасной). Пока идет игра в квадрате тренер собирает мячи, кладет их на место запасных.
4.5.3. Тот же квадрат но Пас в ОДНО касание (4+1). Пас, как правило (т.к. малое расстояние) выполняется «шечкой».
4.5.4. Пас в ДВА касания. Но в середине уже 2 игрока (4+2). С выходом из круга по очереди. Самый сложный элемент, пас в одно касание, по системе 4+2.
4.5.5. Упражнения на растяжку.

4.6. Упражнение с мячом. Удары по воротам. Продолжительность 20-30 минут.
4.6.1. Игроки разбиваются на пары (по игровым связкам). И выполняют передачи мяча друг другу на расстояние 20-30 метров. Окончание по свистку тренера. Продолжительность 5 минут.
4.6.2. Удары по воротам с ведения. Тренер ставит 2 фишки на линии штрафной (по центру). Еще две фишки в 15 метрах от первых фишек, чуть левее (так удобнее бить с правой ноги). Игрок встраиваются в колону. По свистку тренера первый игрок ведет мяч и выполняет удар по воротам. Далее тот же игрок забирает отскочивший мяч и передает его в колону. В командах мастеров собирают мячи помощники. Интервал между игроками определяют сами игроки от готовности вратаря. Каждый игрок должен сделать не менее 4-5 ударов.
4.6.3. С повышением уровня мастерства можно ставить посредине фишку и игрок до удара должен ее обвести. Или перед ударом выполнять резкое смещение направления.
4.6.4. Удары по воротам с паса. Тренер выбирает лучшего пасующего (полузащитник под нападающим). Пасующий стоит на линии штрафной, игроки выстраиваются в колону (в 15-20 метрах по центру). По свистку тренера первый игрок делает 2-3 шага с мячом, затем отдает пас пасующему, получает от него передачу и бьет по воротам. Далее, бьющий бежит за мячом, и возвращает в колону. Каждый игрок должен сделать не менее 4-5 ударов. Тренер может в середине упражнения сменить пасующего.
4.6.5. Игроки разбиваются по 3 человека. Один в центре, 2-у других от него в 8-15 метрах. У каждого крайнего по мячу (это упражнение можно проводить при большом кол-ве мячей). По свистку тренера крайний делает пас центральному игроку, отдав пас обратно, центральный игрок резко разворачивается и получает пас от другого крайнего и тут же отдает ему ответный пас. По свистку тренера происходит смена центрального.
4.6.6. Упражнения на растяжку.

4.7. Двухсторонняя игра. Продолжительность 30-40 минут.
4.7.1. Игроки разбиваются на 2 команды (по цвету манишек – зеленые: защитники и опроные полузащитники, оранжевые: нападающие и прочие полузащитники). Или 1-й и 2-й состав по усмотрению тренера. Можно играть на половине поля (фишками). Мяч зачитывается если ВСЕ игроки команды в этот момент находились на половине команды соперника. Можно усложнять, например не более 2-х касаний.

4.8. Завершение занятий. Беговые упражнения. Продолжительность 5 минут.
4.8.1. Игроки выстраиваются в шеренгу (на завершающем этапе лучше без эстафет) между фишками. По первому свистку тренера совершают прыжки на месте. По второму свистку делают ускорения до следующих фишек (15-20 метров) и возвращаются обратно легким бегом.
4.8.2. То же упражнение, но начальные прыжки спиной к фишкам. По второму свистку тренера игроки резко разворачиваются и делают ускорение.
4.8.3. Упражнения на растяжку.

Техника.

1. Техника паса - шекой. При приеме-передаче мяча ступня опорной ноги игрока должна быть направлена по направлению движению мяча. Опорная нога должна быть чуть сугнутой (Правило: на одной ноге игрок стоит, а другой играет), корпус чуть наклонен, руки в сторону(для равновесия и «закрытия» мяча) . На первом этапе паса (прием или передача) игрок должен занять правильную позицию (носок опорной по направлению мяча). При приеме мяча, игрок встречает мяч на расстоянии 20-30 сантиметров впереди пятки опорной ноги. И смягчает движение мяча отводя ногу(плавно) на 20-30 сантиметров назад, до остановки мяча (напротив опорной). При передаче, мяч должен находиться напротив опорной ноги, размах по силе и дальности удара. При пасе(ударе) шекой игрок наносит удар в центр мяча. Сушествует еще один способ удара по мячу шекой - удар выполняется по точке лежащей чуть выше от середины мяча, при этом ударная нога движется как-бы сверху вниз (и вперед), мяч "вдваливают" в землю. Тренер должен научить игроков в первую очередь правильно ставить опорную ногу. Мастера после правильной постановки опорной ноги, уже не смотрят на момент удара, а делают это «автоматически».

2. Удар подъемом. Перед ударом необходимо правильно поставить опорную ногу (см.п.1). Мяч напротив опорной ноги (6-10 см). При ударе подъемом опорную ногу необходимо приподнять на носке. Точка приложения удара должна находиться по центру мяча. Если правильно поставить опорную ногу и приподнять ее на носке, и «как бы» навалиться корпусом на мяч, тогда мяч полетит «прижатым». Ошибки: мяч впереди опорной ноги – при ударе мяч полетит вверх, прижатия не будет; удар не по центру мяча (ниже) – мяч полетит вверх, прижатия не будет.

Тактика.

1. Защитник «держит» нападающего перед собой. Если нападающий получил мяч спиной к защитнику, тогда защитник не дает ему развернуться с мячом.
2. При атаке команды защитники выходят из своей зоны с целью заполнения центра.
3. При обороне защитники не стараются в первую очередь забрать мяч, они должны остановить атаку, в это время полузащитники и нападающие отходят в оборону (заполняют центр). Крайние защитники должны играть персонально против крайних нападающих.
4. Крайние защитники делают передачи почти всегда крайним полузащитникам (те должны всегда для этого открываться на бровке когда мяч у «его» защитника). Передачи поперек (с края на центр) поля для крайних защитников – почти ошибка в крайних случаях (вдали от соперников).
5. Последний защитник играет как чистильщик (подстраховка крайних), он двигается всегда поперек поля (от одного края к другому). После начала атаки он «выгоняет» своих защитников по направлению атаки, он следит за положением «вне игры». У последнего защитника не должно быть персонального нападающего – он по определению чистильщик (помощник).
6. Передний защитник – волнорез. Он перемещается вдоль поля (от ворот до ворот по центру поля). Его главная задача срыв атаки, борьба перед штрафной площадкой. Он так же должен начинать атаки пасом центральным полузащитникам или крайним. Должен хорошо играть головой.
7. Опорный полузащитник располагается перед передним защитником – выполняет те же функции, но ближе к центру. Старается начать атаку пасом полузащитнику под нападающим.
8. Крайний полузащитник. Его игра – открылся, получил мяч от своего крайнего защитника, прошел с мячом по краю и сделал навес на угол вратарской площадки (дальний угол от себя). При этом крайний полузащитник на противоположном фланге должен двигаться к месту прострела. Крайние полузащитники должны растягивать (передачи с фланга на угол вратарской) оборону что бы нападающим и полузащитнику (под нападающим) было более свободно атаковать в центре.
9. Полузащитник под нападающем. Или разыгрывающий – это самый техничный и умный игрок (если у него мало сил – можно частично освободить от защитных действий). Он делает последний пас (перед голом), он делает опасные (перехват, провал) пасы поперек поля.
10. Нападающие – игроки с хорошим ударом, с хорошей стартовой скоростью, с быстрым изменением направлением движения, хорошо играющие головой. Должен «просить» мяч за защитником.
11. Основа командных действий: выход защитников к центру поля при атаке команды (защитники не должны отдыхать – они должны насытить центр поля в случае срыва атаки – последний защитник или тренер выгоняют их), при срыве атаки все полузащитник (и нападающие) должны вернуться в защиту – разобрать (взять себе одного, а не 2-е на одного) игроков другой команды.
12. Перед футбольным матчем можно провести сжатую (20-25 минут) тренеровку по такой же методике, что бы игроки легко вошли в игру.

Футбольные мячи.

Мячи бывают кожаные, поливинилхлоридные, полиуретановые и кордлей-полиуретановые.

ПВХ (поливинилхлоридные) - самые плохие. Это те 10-12-долларовые мячи, которыми просто кишат наши рынки. Они даже частенько не соответствуют требованиям по весу и размерам. Годятся для детворы играть в дыр-дыр.
Кожаные мячи - это уже вчерашний день, от воды разбухают, летят неровно. Единственное, что хорошо - это то, что после игры на морозе они не рассыпятся в порошок.
Полиуретан, желательно многослойный (чем больше слоев, тем лучше) - пока самый подходящий материал для мячей, из него большинство нормальных мячей и делается.
Специальный японский полиуретан Кордлей-2000 - это самая продвинутая вещь. Стоимость мяча начинается от 80 баксов. И Февернова, и Ротейро, и Ультимакс делаются как раз из этого материала. В наших краях нормальной ценой для Адидас-Февернова можно считать 90 долларов.
80% мячей Митре - 26-панельные (т.е. чем-то похожие на волейбольные), потому что 26-панельный покрой позволяет мячу после удара быстрее восстанавливать свою форму, а это самое главное для мяча. В наших краях больше принято играть обычными 32-панельными мячами.
95% мячей производится в Индии и Пакистане, так что когда вам говорят о "классных французских мячах", улыбайтесь: вас снимают скрытой камерой.
По назначению мячи бывают матчевые и тренировочные. Первые - многослойные, красиво разукрашенные, но недолговечные, в чем я сам и убедился, когда несколько лет назад покупал Митре Профессионал. Вторые обычно покрыты сверху резиноподобным слоем, что продлевает срок их службы. Вот такие мячи я бы и рекомендовал покупать для повседневного использования.

Мяч прослужит дольше, если следовать простым правилам, которые, как показывает практика, мало кто соблюдает.
- В первую очередь необходимо внимательно следить за давлением: оно должно быть от 0.7 до 1.00 атмосферы. - Тренировочные мячи накачивают в пределах от 0.6 до 0.7 атмосферы. А после игры надо не полениться спустить мяч, чтобы ослабить напряжение на швы и панели. Они должны ходить и, соответственно, восстанавливать форму. Если их все время оставлять в напряжении, они потеряют упругость, вытянутся. Мяч, который постоянно накачен, быстрее изнашивается. К сожалению, об этом многие не думают даже в профессиональных клубах. Нет культуры мяча.
При низких температурах мяч нужно выносить на мороз сухим, а после игры тщательно вытереть и положить сушиться в теплом месте. На его поверхности есть поры и микротрещины, которые появляются после ударов. Если мяч вынести на мороз влажным, скопившаяся в микротрещинах вода превращается в лед, расширяется, трещина увеличивается, и идет процесс

Тренировка футбольной команды станет весьма полезным и увлекательным опытом для любого, кто когда-либо играл в футбол или просто был с ним связан. Новый спортивный опыт, помощь местной команде, игра в быстром темпе и возможность влиять на развитие футболистов – вот лишь несколько плюсов тренерской работы. С чего же начинать человеку, который никогда никого не тренировал?

Понимание основ игры.

Вам не обязательно потребуется научиться всему и сразу, так как многое зависит от возраста и уровня спортсменов. Для изучения основ можно читать пособия по правилам, основным моментам игры и пенальти. Можно наблюдать за матчами и учиться у других тренеров, чтобы почувствовать ритм игры.

  • Компания Sports Interactive создает видеоигры, которые помогают получить определенный опыт в тренировке команды и управлении клубом. Игра называется Football Manager. Если вы играете в нее, то у вас наверняка уже есть определенные познания в этом ремесле.Хороший футбольный тренер:
    • Обладает хорошими навыками общения
    • Дает наставления
    • Помогает игрокам
    • Вдохновляет их
    • Передает игрокам часть полномочий
    • Развивает игровой потенциал
    • Мотивирует игроков
    • Умеет слушать
    • Дисциплинирован
    • Подает личный пример

      Решите, будете ли вы заниматься этим профессионально. Вы можете стать тренером на добровольных началах. Если вы хотите получать деньги за тренерскую работу, то вам необходимо обладать определенной квалификацией и начать с низших лиг, чтобы потом добраться до ведущих чемпионатов и получить возможность обеспечивать всю семью.4

      Игра вашей команды должна нравиться зрителям, так как они пришли поддержать команду, а вы должны отблагодарить их интересным матчем, чтобы потом они снова пришли на стадион.

      Приведите в порядок финансы. Одним из важнейших показателей работы тренера для игроков и клуба является управление финансами и страхованием. Финансовое положение имеет высокую важность по той причине, что в профессиональном футболе игрокам необходимо платить соразмерно их умениям и роли в команде, ведь хорошие игроки получают более высокую зарплату, плюс вам нужно покупать новых игроков из других клубов. Прочная финансовая база помогает клубу развиваться. Рекомендуется застраховать клубный автобус, спортивный инвентарь и даже футбольное поле.

      Читайте СМИ. Внимание множества мировых СМИ сосредоточено на футболе; это телевидение, радио и газеты; наибольшее значение имеют журналы. Ежемесячно издается журнал, посвященный Английской Премьер-Лиге.

      В клуб необходимо привлечь лучших медицинских работников. Футбол сопряжен с большим количеством травм, часто требуется помощь физиолога, терапевта и физиотерапевта. Эти специалисты работают в клубе на условиях полной занятости. Вам как тренеру всегда необходимо знать функциональное состояние и готовность игроков, поэтому уделите особое внимание медицинским аспектам.

      Решите вопросы с транспортом. Транспорт необходим для того, чтобы добираться на выездные матчи. Большие клубы и национальные сборные путешествуют на самолетах и автобусах. У богатых клубов имеется собственный автобус.

Необходимы, когда вам требуется сплотить команду, научить её действовать более слаженно и эффективно.

Упражнения на командообразование могут проводиться с двумя разными тренерскими целями: показать группе, что они пока ещё не являются идеальной командой или же, наоборот, дать группе ощущение мощной, сильной, сплоченной команды. Также упражнения на командообразование часто затрагивают вопросы эффективной коммуникации, распределения ролей в группе. В собраны рекомендации опытных тренеров, как привести упражнения на командообразование к нужной вам цели, как сформировать у группы именно те выводы, которые необходимы, как провести упражнения с максимальным результатом.

Тренинги командообразования были и остаются одними из самых востребованных тренингов на рынке, поэтому качественные упражнения на командообразование пригодятся практически любому тренеру.

Эксперты портала сайт подобрали для вас 5 эффективных упражнений на командообразование , которые можно найти в открытом доступе. Эти упражнения могут использоваться как в аудиторном тренинге командообразования, так и в тренинге на природе.

Упражнение на командообразование «Тролли»

Цель : Упражнение дает группе опыт слаженного командного взаимодействия

Время : 25-35 минут

Размер группы : 12-40 человек

Вам понадобится две дощечки 10х35 см — тролли. Также, перед началом упражнения отметьте поле для игры — две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Для проведения упражнения мы делим участников на команды по 6-8 человек.

Инструкция:

«Коллеги, перед вами стоит задача — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли. У вас 10 минут для выработки стратегии. Затем вы должны будете выполнить задание. Учтите, что есть несколько правил. Если кто-то из команды касается земли — команда начинает проходить поле сначала. Команда выполнившая задание первой получает 10 баллов. За второе место 5 баллов. За 3 место 2 балла. Остальные баллов не получают. Тренироваться на поле для игры запрещается ».

Итоги упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало/ что мешало справиться с заданием?
  • Кого хотите отдельно выделить/ поблагодарить?

Упражнение на командообразование «Тропинка»

Цель: Упражнение представляет из себя хорошее испытание на сплоченность и терпение команды. При реализации этого упражнения проявляются командные роли участников.

Время: 30-40 минут

Размер группы: 8-30 человек

К этому упражнению тренеру необходимо подготовиться. Если вы проводите тренинг на природе, то возьмите 15-17 кирпичей и разложите их змейкой. Если вы проводите в аудитории, то устройте ту же самую змейку с помощью скотча и бумаги А4. Кирпичи или бумагу нужно располагать друг от друга на расстоянии одного человеческого шага, но шаг этот должен быть достаточно большим.

Инструкция к упражнению:

Внимание. Перед вами «ядовитое болото». И вам необходимо всей командой его преодолеть. Первый и последний кирпич/лист это начало и конец «болота». Преодолевая болото вам нужно быть аккуратными. Важно соблюдать следующие правила:

  • Все участники должны находиться в постоянном контакте друг с другом.
  • Если контакт разорвался, то участники начинают прохождение болота заново.
  • Если кто-нибудь касается земли, вся команда начинает тонуть в «болоте» и упражнение также начинается сначала.

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Группа достигла цели? Она может гордиться результатом?
  • Что помогло вам?
  • Что мешало?
  • Какие выводы сделаем из этого упражнения?

Другой вариант этого же упражнения на командообразование:

Тренер отмечает на земле/полу начало и конец болота. Дает стопку листов бумаги и участники должны сами разложить их таким образом, чтобы пересечь болото. Здесь тренеру важно заранее отрегулировать один параметр: расстояние между границами должно быть таким, чтобы команде пришлось собирать за собой листы и передавать впереди идущему участнику.

Упражнение на командообразование «Волшебная лампа»

Цель: Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Также это упражнение подходит для эффектного и теплого завершения тренинга командообразования.

Время: 20-30 минут в зависимости от размера команды

Размер группы : 10-20 участников

Необходимые материалы . Бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.

Описание:

1. Группа, сидящая в общем кругу, получает следующую инструкцию: «Представьте себе: вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и — сюрприз! — из нее появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джинна вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к рабочей обстановке. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать так, чтобы с вами работала ваша любимая тетя, чтобы коллеги чаще улыбались, чтобы офисный стол стал больше, и т. д. Каждый может загадать свои три желания ».

2. Каждый пишет свои три желаемых изменения, относящихся к командной работе.

3. Общегрупповой список фиксируется на доске.

Подведение итогов упражнения:

Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то что можно сделать для улучшения ситуации?

Другой вариант этого упражнения:

После того как каждый написал свои 3 желания, делим группу на мини-группы по 4 человека, каждая мини-группа получает по листу бумаги формата A3, на котором им нужно отобразить в виде рисунков, диаграмм и т. д. те изменения, которые эти четыре участника хотели бы видеть в своей команде. Затем один представитель каждой мини-группы рассказывает о том, что было решено в его группе.

Упражнение на командообразование «7 факторов»

Цель: Упражнение тренирует умение участников группы договариваться между собой.

Время : 45-50 минут

Размер группы : 8-25 участников.

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на мини-группы по 5-6 человек.

Каждая мини-группа должна будет составить список из 7 факторов, которые кажутся вам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, и др.

На эту работу у вас будет 15 минут. Для того, чтобы не мешать друг другу, предлагаю группам разойтись по разным местам в аудитории.

15 минут идет работа

Справились? Отлично! Теперь задача каждой команды проранжировать эти факторы по их важности для работы в коллективе. Обязательное условие: с этим решением должны быть согласны все члены команды.

На это еще 15 минут. После этого команды по-очереди выступают, презентуя группе свои 7 факторов.

Итоги упражнения:

  • Насколько быстро и слаженно вы смогли составить список?
  • Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?
  • О каких качествах долго спорили?
  • Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?
  • Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно?
  • Чему вы научились в этом упражнении?
  • Какое качество лично вам кажется особенно важным?
  • Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

Упражнение на командообразование «Узел»


Цель:
Упражнение демонстрирует этапы формирования команды, командные роли.

Время: 20-50 минут

Размер группы: 8-30 человек

Вам понадобится веревка. Длина веревки зависит от количества участников.

Инструкция:

«Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две команды. Постройтесь, пожалуйста, в линию. Каждый из группы должен взяться за веревку. Задача — завязать веревку в узел на границе между командами».

Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Что мы могли наблюдать в ходе нашего упражнения?
  • Что вас удивило?
  • Что вы еще хотели бы сказать?

Другой вариант данного упражнения на командообразование — потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами.

Надеемся, что наши упражнения на командообразование пригодятся вам в тренингах. Но стоит учесть, что эти упражнения взяты из свободных источников, и поэтому они:

  • могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим
  • содержат лишь краткое описание упражнения, без раскрытия "подводной части айсберга", без раскрытия технологии искусного проведения этих упражнений

Команда профессионалов сайт делает 2 важных дела:

  1. отбирает лучшие и эксклюзивные упражнения , которые используют в своей работе самые известные и звездные тренеры
  2. подробно описывает скрытую тренерскую методику их проведения, раскрывая всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты

Полная база лучших упражнений для тренингов по доступным ценам в разделе

Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано в тренингах командообразования, бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

Это упражнение послужит блестящей подводкой к теме конфликтов в команде. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.


Упражнение «Строим дом из веревки» взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

Данное упражнения решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников тренинга, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и в тренингах для руководителей. В упражнении «Строим дом из веревки» участники поисследуют свой собственный стиль лидерства, увидят свои ключевые особенности и ошибки, смогут потренировать другие модели лидерства. На тренингах для руководителей это упражнение позволит потренировать и навыки лидерства, и навыки эффективной организации процессов, навыки управления.

Вторая задача упражнения — умение слаженно работать в команде. Упражнение «Строим дом из веревки» идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга. Упражнение позволит участникам тренинга наглядно увидеть, насколько они сейчас могут работать общей командой, и что нужно сделать, чтобы работать вместе более слаженно.

Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

«Титаник» особенно подходит для тренингов командообразования и тренингов личностного роста. Будет также отличным упражнением для тренировки участников, которым в жизни часто приходится решать задачи, требующие проявления лидерских качеств, креативности, активности в нестабильных обстоятельствах.

Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность команды и успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

Упражнение идеально подходит для тренингов командообразования и тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.

Масштабное упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться . На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"

    Интересное упражнение , которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов .

    Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, луч ше понимать людей , сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, решать возникающие конфликтные ситуации.

    Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» авторская , а значит она мало распространена, не «заезжена», её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые уже проходили тренинги и хотят «чего-то новенького».

  • Бизнес-игра "Крестики-Нолики"

    Одно из самых эффективных упражнений , позволяющих за 30-60 минут наглядно продемонстрировать участникам тренинга, что стратегия «Win-Win» в бизнесе и в жизни существенно эффективнее других стратегий. Упражнение представляет из себя захватывающую «экономическую» игру, которая мощно вовлекает участников, поднимает энергетику и мотивацию группы.

    Это упражнение-бриллиант , его точно стоит положить в свою тренерскую копилку!

    Подробная тренерская методичка с изложением тонкостей проведения данного упражнения, разбором возможных возражений и сложных ситуаций, описанием вариаций упражнения в зависимости от уровня группы. Вся «подводная часть айсберга», все тренерские секреты и хитрости теперь доступны для вас!

  • Убеди другого!

    Глубокое упражнение для тренингов продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар. Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!

Большинство современных молодых людей, связавших свою жизнь со спортом, выбирают между футболом и хоккеем как самыми популярными командными видами спорта. В этой статье МирСоветов даёт практические рекомендации молодым футболистам: как правильно строить тренировочный процесс, к какой методике тренировок обратиться, как правильно реализовать свой игровой потенциал.

Общие сведения о подходе к тренировкам

Оптимальным возрастом, когда юноше можно начинать профессионально заниматься футболом, считается 15 лет. Ограничения по весу: от 50-ти до 90 кг. Главной характерной чертой любого полевого игрока считается дриблинг, поэтому с самого начала нужно делать главный упор на тренировки в движении, работу с мячом. В профессиональных командах ежедневным тренировкам отводят 4-6 часов, прибавляя ещё полноценный 90-минутный спарринг, у юношей и детей – совсем другие нагрузки. До 8 лет дети получают первые футбольные навыки, закладывается фундамент игры, с этого же возраста начинается специализация, т.е. работа исключительно на своё предполагаемое амплуа. К 11-ти годам навыки наработаны, специализация закреплена – начинается их оттачивание плюс совершенствование. Практическая подготовка в тренировочном процессе должна иметь перевес над теоретическими занятиями примерно 8:1. Особый уклон на тактические занятия делается уже в сознательном для футболистов возрасте (15-18 лет). Для молодого футболиста подход к овладению техникой должен содержать следующие этапы:
  1. Знакомство с дриблингом, начало скоростной работы.
  2. Изучение основных финтов, постоянная работа с мячом в движении.
  3. Закрепление навыков дриблинга.
В работе с мячом выделяют этапы обработки, собственно, «владения» мячом плюс ставка (в случае с игроками полузащиты) делается на пас. В юношеском возрасте в организм футболиста закладываются все данные, чтобы во время профессиональной карьеры он мог играть 45-60 игр за сезон (хотя у большинства футболистов пяти ведущих европейских чемпионатов редко набегает даже 40 игр за сезон).

Футбольные методики, их влияние на формирование футболиста

Согласно большинству методик, скоростно-силовой комплекс нужно развивать с 13-ти лет, когда организм, по большому счёту, сформировался. До 13-ти упор делается на развитие скоростного потенциала, потом идёт основная работа на «физику» и развитие мышечного комплекса. Футбольные методики различаются и по принадлежности к странам. В футбольных школах Италии учат, прежде всего, грамотной игре в полузащите со смещением в защиту. Здесь очень много времени уделяется тактике, в отличие от Испании, Голландии, где основная ставка сделана на дриблинг и скоростные упражнения. Английская футбольная школа – это баланс выносливости и дриблинга, здесь повышенное внимание уделено точности и завершённости дальних передач. Скандинавские футбольные школы – это обрабатывание стандартов и тренировка выносливости изо дня в день до 14-15-ти лет.
Мнение, что в подготовительный период (стартовый, с 6 до 12 лет) нужно закладывать основы выносливости, тренировать молодого футболиста в условиях диких нагрузок – ошибочно. В подготовительный период следует как раз больше внимания уделить финтам, умению правильно выбирать позицию на поле, игре в пас, а не физической выносливости. Выносливость приходит с годами, когда организм становится восприимчивым к увеличивающимся нагрузкам. Некоторые тренеры советуют придерживаться плана в 3 тренировки в день, другие подходят к этому вопросу с более оптимальным решением – 2 тренировки в день (утром – беговая плюс силовая, вечером – работа с мячом, исключая всякие кроссы – всего за день должно выходить 6-8 часов тренировочных занятий). Очень осторожно нужно относиться к тренировкам без мяча – футболист в этом случае должен быть предельно занятым плюс не уставать (работа без мяча чревата травмами мышц), здесь следует чередовать насыщенный с разминочным (по две пробежки каждого вида). Тренировки без мяча перемежаются вспомогательными упражнениями (работа в паре, имитация движений без мяча). Особое внимание в молодёжных командах уделяют вопросу питания: норма, начиная с 6-летнего возраста (здесь питание не играет очень важной роли) до 16-летнего вырастает до 1700 Ккал в день – при таком объёме игрок может проводить стабильные два матча в неделю и полноценные тренировки 4 дня в неделю, исключая тренировки в день матча плюс один выходной день в неделю при таком темпе игры (если команда проводит не более одного профессионального матча в неделю, персональные выходные ей вообще не нужны). К 20-ти годам каждый футболист обязан проходить особые тесты на выносливость (в таком возрасте этот компонент становится наиболее важен), которые заключаются в измерении стандартной скорости для данного игрока: если он не может бежать на скорости 2,7-3 м/с больше 5-10 с (начинает при этом уставать), то на таком футболисте можно ставить крест на период восстановления: обычно процесс набора игровых кондиций занимает не одну неделю.
Венгерская, как и европейская в целом, система подготовки футболистов к сезону состоит из четырёх периодов (в этом сущность годового европейского цикла) – причём это начинает проявляться на профессиональном уровне (в юношеских лигах с обилием незапланированных турниров подобной четырёхступенчатости придерживаться трудно). Цикл «вкатывания» в сезон и подготовки к первым турам – особый процесс, требующий фундаментальных тренировок по «закладыванию» физики и отработке командной игры. Далее идут период пика формы и её поддержания в течение как можно большего времени. МирСоветов сообщает, что совсем не так подходят к тренировкам в Латинской Америке: система двух чемпионатов за сезон требует более гибкого подхода к развитию и поддерживанию формы футболистов.
В футбольных школах России, по примеру Запада, тренировочный процесс для юношей делят на собственно «тренировки» и контрольные срезы (школьники независимо от пика формы показывают всё, на что способны в плане дриблинга и игрового мышления), кроме того, нередки смешанные тренировки (осваивается большой объём нагрузки – тренеры смотрят, на что способны юноши на максимуме «износа», правда, при этом нередка травматичность, но условия – самые боевые). Смешанные тренировки особенно актуальны в период 12-14 лет, во время перестройки организма.
В футбольных тренировках выделяют непрерывный подход и подход с чередованием серии упражнений. Непрерывный интенсивен и короток (кросс плюс двусторонка – всё вместе не длиннее полутора часов). Прерывный включает в себя серии разминочных упражнений, паузы, в результате которых увеличивается объём сделанного, но не растёт нагрузка. Вместе с тем стоит отметить, что игра никогда не будет проходить как интенсивная тренировка – футболисты подменяют друг друга в течение матча, чередуют активные фазы с пассивными. Однако лучшие клубы мира проводят матчи зачастую и в бешеном темпе – не сбивая ритма в течение всего поединка, действуя предельно заряженно все 90 минут. Но таких клубов единицы – «Барселона», «Аякс», «Интер».

Пример тренировки

Вся тренировка делится на вводную разминку, основную (тяжёлая работа) и заключительную часть, в ходе которой футболисты разгружают мышцы и отходят от нагрузок. Кроме того, отдельные часы отведены теоретическим занятиям, где футболистам преподносят вопросы тактики, разбирают футбольные схемы.
Двухчасовая тренировка не требует предварительного полного плана. Обычно она начинается с разминки или лёгкого бега (занимает 7-10 минут), после чего следует комплекс упражнений (причем тренирующиеся могут быть разделены на несколько групп – в зависимости от того, какой элемент отрабатывается – игра головой, дальние удары, взаимодействие в средней линии).
Упражнения (самые разные, в том числе работа в эстафетах) продолжаются 25-30 минут, после чего команда делится на две половины и переходит к двусторонке (обычно игра проходит на одной половине поля, чтобы исключить разброс сил футболистов – плюс компактность поля, в сущности сведённого к мини-футбольному, способствует увеличению КПД, борьбы на фактически «клочке» поля: футболисты не боятся идти на контакт, играть на пределе сил).
По окончании двусторонки команда совершает общий кросс (игроки, не набравшие необходимых кондиций, занимаются по индивидуальной программе – с увеличенными нагрузками).
МирСоветов дал подробный обзор футбольных методик по вырастанию в футболиста профессионального уровня. Такой подход к тренировкам принят как в футбольных академиях профессиональных клубов, так и в любительских сельских командах. Главное, не упустить ребёнка и начать занятия футболом лет с 5-6-ти, чтобы к 12-ти весь необходимый технический комплекс был в него заложен. К 15-ти юноша уже сможет играть за профессиональный клуб – и это самое время, когда он будет восприимчив к тактическим схемам и моделям игры. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос профессиональным футболистом, то отдавать его в спортивную школу надо в раннем детстве. Причем делать это МирСоветов рекомендует только в том случае, если вы уверены, что жизнь вашего ребёнка будет связана со спортом, что зарабатывать деньги он будет именно таким способом. Нужно решаться делать этот шаг сразу: или отдавать ребёнка в 5-6 лет, или не делать этого вовсе. В юном возрасте ему заложат все навыки футболиста или разовьют то, что в нём было заложено природой. Причём не факт, что ваше чадо возьмут после окончания спортшколы в профессиональный клуб. Будьте готовы к тому, что ваш сын, возможно, будет работать преподавателем на спортивной кафедре какого-либо вуза, тренером в той же спортшколе, учителем физкультуры в школе – необязательно, что он будет играть со временем в «Депортиво» или «Вест Хэме». Всё зависит от личного упорства ребёнка, от отношения к тренировкам, от того, насколько известна спортшкола, где он занимается. Выпускники футбольной академии «Аякса», например, на виду у всей Европы… Следует принимать как должное то, что ваш талант, возможно, не оценят. Уровень предложения и спроса на футбольном рынке сейчас настолько велик, что вашего дарования могут попросту не заметить – и вам придётся играть в лучшем случае во второй лиге или преподавать где-нибудь на спортивной кафедре.
Самую большую отдачу первые годы занятий нужно демонстрировать на тренировках – чтобы заложить правильный футбольный фундамент, чтобы как следует натренировать выносливость. Выкладываться ли в играх на все сто процентов? Вряд ли стоит это делать в юном возрасте, ещё не имея контракта с профессиональным клубом – есть риск получить травму, которая перечеркнёт весь ваш тренировочный процесс, а вместе с ним и футбольное будущее. Ориентироваться надо не только на сверстников, занимающихся в одной с вами спортшколе, а на игроков старшего возраста, на футболистов из других спортшкол.
Имейте в ввиду, что, приобретая футбольное мастерство, вы лишаетесь возможности получать обычное начальное образование и, чтобы не отстать от госпрограммы и поступить с течением лет в какое-либо учебное заведение, вам придётся заниматься либо с репетитором, либо осваивать всё самому. В любом случае учеба и спорт для вас пойдут по одной дорожке, если только вы сделаете акцент на футболе, например, а учёба станет для вас чем-то вроде вечернего факультатива или заочного получения знаний.

Собака - друг человека. Для того, чтобы ваш пёс был умным и грамотным другом, полезным для вас в походе или в городской квартире, сторожевой собакой на даче или на садовом участке, его необходимо обучить выполнению основных команд и привить ему некоторые полезные навыки. Если вы готовите собаку не для выставки, а для повседневной жизни, обучение - некоторый общий курс дрессировки можно провести самостоятельно в домашних условиях . Основные навыки и команды для управления собакой следующие.

  • Идти рядом с хозяином.
  • Подойти к хозяину по команде "Ко мне" и возвратиться на прежнее место.
  • Выполнять команды по управлению собакой на расстоянии:"Сидеть", "Лежать", "Стоять", "Место".
  • Принести предмет по команде "Апорт" и отдать по команде "Дай".
  • Не брать корм, предлагаемый посторонними или разбросанный по земле.
  • Прекратить нежелательные действия.
  • Преодолевать препятствия.

К началу занятий собака должна знать свою кличку, позволять надевать ошейник и не сопротивляться, когда пристёгивают поводок.
Для занятий с собакой необходимо приготовить следующие предметы:

  • Намордник
  • Ошейник мягкий
  • Ошейник строгий (для крупных собак)
  • Поводок короткий 1,5-2 м
  • Поводок длинный 5-8 м
  • Палочка в виде гантели, или мячик, или любимая игрушка собаки
  • Небольшой коврик для обозначения места

Выполнение команды "Рядом"

Собака, получив приказ, должна идти рядом с хозяином не только прямо, но и при поворотах, изменении темпа движения, стоять при остановках. Этот навык отрабатывается так.

Взять собаку на короткий поводок, левой рукой держать поводок ближе к ошейнику, свободную часть поводка взять в правую руку. Пёс находится у левой ноги. Произнести команду "Рядом" и идти, позволяя собаке уходить вперёд, отставать, отходить в сторону.

Как только пёс обогнал вас, произнести строго "рядом" и сделать рывок поводком назад, чтобы собака оказалась у вашей левой ноги. Если собака поняла вас правильно, следует погладить её левой рукой, дать лакомство и произнести "Хорошо, рядом". Так же поступать, если пёс отошёл в сторону или отстал.

Чтобы проверить, насколько усвоен приём, нужно уловить момент, когда пёс ушёл вперёд или отстал, и, не делая рывка поводком, подать команду "Рядом". Если пёс самостоятельно займёт место у вашей левой ноги, значит, приём усвоен.

Далее следует усложнить задачу, произнося команду "Рядом" при поворотах, ускорении движения, замедлении, переходе на бег. Затем тот же приём отработать без поводка. Вначале незаметно опустить поводок на землю, потом вообще отстегнуть его. Однако отказываться от поводка следует только при прочном усвоении приёма. Рекомендуется контрастный метод воздействия - сначала угрожающая команда "Рядом", а если она выполнена - поглаживание, ласковое одобрение "Хорошо" и лакомство.

Дрессировку крупных, сильных собак ускорит применение строгого ошейника. Силу рывка поводком следует соразмерять с размерами и весом собаки. Очень важно установить контакт с животным, чтобы оно выполняло команду при любых обстоятельствах.

Выполнение команды "Ко мне"

Команду "Ко мне" не следует связывать с чем-то неприятным для собаки, чтобы не выработать у неё боязнь. Если собака бегала свободно, а подойдёт к вам по команде, не стремитесь тут же пристегнуть поводок, наоборот, поощрите лакомством, погладьте и через некоторое время отпустите гулять. В первый момент обучения нельзя наказывать пса за то, что он плохо выполняет приказ и не сразу подходит.
Навык "Ко мне" отрабатывается так.

Отпустить собаку на длинном поводке на некоторое расстояние от себя и, произнося кличку, спокойно подать команду "Ко мне", при этом в руке показать лакомство.
Если пёс подойдёт, его следует поощрить. Если собака отвлекается, нужно применить несильный рывок поводком. Если подходит вяло - подбодрите собаку своими действиями, делая вид, что убегаете. В любом случае, когда она подходит, обязательно повторяйте "Ко мне, хорошо" и дайте лакомство.
По мере выполнения приёма снимать поводок и усложнять обстановку, например, подать команду во время игры.

В последующем команду "Ко мне" нужно увязывать с жестом - правую руку, вытянутую в сторону на уровень плеча, быстро опустить вниз к бедру. После нескольких повторений собака будет подходить по команде жестом.
Приём считается отработанным, когда по команде "Ко мне" или жесту собака сразу подходит и и садится у вашей левой ноги.

Выполнение команды "Сидеть"

Команды по управлению собакой на расстоянии следует обучать в два этапа - пусть вначале все команды собака выполняет рядом с вами, находясь на поводке, а когда приём будет усвоен, подавайте команду на расстоянии голосом и жестом.
Команда "Сидеть" отрабатывается так.

Поставить собаку на коротком поводке слева от себя, затем, повернувшись к ней вполоборота, отдать приказ. Одновременно правой рукой подтягивать собаку за поводок вверх назад, а левой рукой нажимать на круп. Собака садится. При попытке встать повторить команду "Сидеть", сильно нажимая на круп животного. Правильную посадку поощряйте лакомством.

С помощью лакомства можно также отрабатывать выполнение этой команды. Стоящему слева псу покажите лакомство в правой руке и поднимите руку с лакомством чуть назад над его головой. Собака следит за рукой, поднимает голову вверх и непроизвольно садится. Помогите ей сесть, нажимая левой рукой на круп.

В дальнейшем, посадив собаку, отходите от неё в сторону, повторяя приказ при попытке изменить положение. Управляя животным на расстоянии, одновременно с командой "Сидеть" поднимайте правую руку, согнутую в локте под прямым углом, ладонью вперёд, на уровень плеча.

Выполнение команды "Лежать"

Исходное положение собаки - сидя у левой ноги хозяина на поводке.
Повернувшись к собаке опуститься на правое колено, произнести команду, одновременно нажимая левой рукой на холку, а правой за поводок осторожно тянуть вперёд вниз. Стремясь за лакомством, животное ложится.
Удерживайте собаку в положении лёжа левой рукой, повторяя слова "Хорошо, лежать", дайте лакомство, когда приём будет выполнен.

Как только собака научилась ложиться по команде у левой ноги хозяина, следует начинать отрабатывать выдержку. Подать команду "Лежать" и медленно отходить. При каждой попытке животного встать или сесть повторяйте команду "Лежать" и укладывайте его. Каждое выполнение приёма следует поощрить. Жест, используемый для укладки, - правая рука, вытянутая вперёд, ладонью вниз.

Выполнение команды "Стоять"

Во время чистки собаки или во время ветеринарного осмотра требуется, чтобы она некоторое время стояла, не меняя положения. Для этого необходимо отработать команду "Стоять". Сидящей слева от вас собаке подайте команду и одновременно правой рукой сделайте несильный рывок поводком вперёд и вверх, а левой нажимайте псу на живот, как бы поднимая его. Некоторое время удерживайте его на ногах, повторяя "Хорошо, стоять", дайте лакомство.
Выполняя приём, собака не должна переступать конечностями вперёд. Пусть замрёт как вкопанная. Так же, как и при приёмах "Сидеть", "Лежать", необходимо закрепить команду "Стоять" отработкой выдержки, а уже затем приступать к управлению на расстоянии голосом и жестом.

Выполнение команды "Место"

Находясь на расстоянии от вас, пёс часто самостоятельно срывается с места и подходит. Но его необходимо вернуть на место командой. Подали команду - уложите животное, а рядом с ним оставьте приготовленный коврик или свою вещь. Медленно отходите, пока пёс не побежит за вами. Как только он побежал, медленно возвратитесь с ним к оставленной вещи и со словами "Место, лежать" снова уложите рядом с вещью и опять отходите.
При попытке собаки уйти от вещи громким голосом подайте команду "Место" и возвратите её. По мере усвоения команды после некоторой выдержки командой "Место" сами подзывайте собаку приказом "Ко мне". Кроме того, жестом правой руки в сторону оставленной вещи пошлите к ней собаку командой "Место".

Выполнение команды "Апорт"

Команда означает - возьми, схвати, подай. Это очень важная команда для служебных собак, необходимая при узнавании вещи, обыске местности, работе по следу. В вашей повседневной жизни команду необходимо отработать для того, чтобы пёс поднимал и подносил вещь хозяину.

Техника дрессировки строится на врождённой реакции хватать движущийся предмет. В качестве апортировочного предмета можно использовать игрушку или мячик. Помашите игрушкой перед сидящим псом, сопровождая свои действия командой "Апорт". Если он пытается схватить предмет, дайте такую возможность. Пусть некоторое время он удерживает предмет в пасти, в это время повторяйте "Апорт, хорошо". Усложните приём - помашите игрушкой перед собакой, и, когда она проявит к предмету интерес, забросьте его недалеко. Затем командой "Апорт" и жестом правой руки в направлении предмета пошлите принести вещь.

Если пёс поднимает апорт, но не подносит, можно подозвать его командой "Ко мне" или сделать вид, что вы убегаете. Собака с предметом побежит к вам.
Если собак подносит апорт, но по команде "Дай" не отдаёт, предложите лакомство одновременно с командой "Дай". В это время обменяйте лакомство на предмет.
По мере усвоения приёма посылайте собаку за предметом не сразу, а после некоторой выдержки. Первое время, бросив предмет, можно подать команду "Сидеть" и придержать собаку за поводок.

Приём считается отработанным, когда собака, находясь у левой ноги хозяина, бросившего предмет, сидит, а по команде "Апорт" бежит за предметом, самостоятельно возвращается с ним, садится слева от хозяина и по команде "Дай" отдаёт предмет.

Запрещающая команда "Фу"

Эту запрещающую команду очень важно отработать. Команда совершенно обязательна для выполнения, так как именно этой командой вы можете предупредить или прекратить нежелательные действия собаки. Как правило, этот приём отрабатывают с применением болевых раздражителей - рывок поводком (для крупных собак надевать строгий ошейник), удар хлыстом по крупу. При этом необходимо силу рывка и удара соизмерять с силой животного.

Приём отрабатывается на прогулке. Пустите собаку на длинном поводке, и как только она пытается подбежать с лаем к постороннему человеку или наброситься на животных, попытается подобрать что-либо с земли (можно заранее что-либо разбросать), взять лакомство от незнакомого, - дайте команду "Фу" и чуть рваните поводком или ударьте по крупу хлыстиком. Когда команда будет прочно усвоена, собаку можно отпускать без поводка.

Команда "Фу" используется ещё в одном случае. В транспорте, либо на прогулке в оживлённом месте пёс должен быть в наморднике. Надевайте его правой рукой, удерживая за ошейник левой. При попытке пса содрать намордник отвлекайте его от этого, строгим тоном подавая команду "Фу.

Преодоление препятствий

Когда ваша собака освоит выполнение этих основных команд, она будет управляема. Останется научить её преодолевать препятствия. Во время прогулок не упускайте случая дать ей возможность перепрыгнуть через канаву, упавшее дерево, пройти по узкому мостику или доске, подняться по лестнице.

При прыжке через барьер подавайте команду "Барьер". Первое время вместе с собакой на поводке и сами перепрыгивайте невысокое препятствие. Впоследствии лишь подбегайте к барьеру вплотную, но сами не прыгайте, а заставляйте это сделать собаку по команде "Барьер". По мере занятий высоту препятствия увеличивайте. Для собак, которые охотно хватают апорт, можно бросить вещь через барьер и приказать взять её. Злобных псов, которые бегают по вашему огороженному участку свободно, не следует обучать прыжкам в высоту, чтобы они не устраивали себе самостоятельно прогулки за забором.

Чтобы приучить собаку к хождению по доске, бревну или поваленному дереву с пологими входом и спуском на высоте 1 метр, подайте команду "Вперёд". Взяв собаку правой рукой за ошейник, левой поддерживая под живот, проводите её по бревну. Повторите несколько раз. Не давайте спрыгнуть с бревна, но оберегайте от падений. Вначале выбирайте широкие доску или бревно. Можно заставить собаку пройти по доске с помощью лакомства. В любом случае при выполнении приёма похвалите собаку и поощрите чем-нибудь вкусным.

Хождение по лестнице начинайте осваивать на лестнице с широкими ступенями на небольшой высоте. По команде "Вперёд" вместе с собакой на поводке ступайте на лестницу. Очень важно, чтобы собака самостоятельно поставила лапы на первые ступеньки. Если она трусит, осторожно переставьте лапы на следующие ступеньки, непрерывно поглаживая и одобряя словами "Хорошо, вперёд". При спуске подзывайте командой "Ко мне", показывая лакомство. Не рекомендуется посылать собаку на лестницу с пристёгнутым поводком, он мешает ей и может зацепиться.

При обучении вашей собаки выполнению основных команд не переутомляйте её выполнением одних и тех же приёмов, команды подавайте чётко, спокойно, не раздражаясь при невыполнении, повторно приказывайте более строго, не кричите, но команды не меняйте. Поощрение должно следовать сразу за выполнением приёма. В качестве поощрения можно спустить собаку с поводка с командой "Гуляй".