Как разобрать старую каретку на велосипеде. Виды кареток. Как заменить каретку велосипеда. Откручиваем каретку с помощью специнструмента

Велосипед является не только транспортным средством, но и спортивным снарядом для любителей активного отдыха. Поэтому фирмы-изготовители прилагают большие усилия, направленные на совершенствование конструкции своих изделий.

Основное предназначение

Любой велосипед имеет в составе своей конструкции узлы трансмиссии. Одним из важных элементов такой системы является каретка. Она служит для размещения педального узла системы в раме с наилучшим удобством и максимальной эффективностью.

Несмотря на кажущуюся простоту данного узла, каретки для велосипеда должны в полной мере отвечать повышенным техническим требованиям во время производства и эксплуатации.

Конструкция велосипедной каретки

В состав каретки для велосипеда входят следующие основные детали:

  • корпус, предназначенный для размещения подшипниковых узлов и оси;
  • чашка, позволяющая закрепить каретку в стакане определённым образом;
  • кареточный стакан, являющийся конструктивным элементом велосипедной рамы;
  • ось каретки, представляющая собой подвижный элемент, вращающийся на подшипниках. На торцевых поверхностях оси выполнены шлицевые соединения, предназначенные для установки шатунов.

Все части кареточного механизма производятся из высококачественных материалов для обеспечения длительных сроков эксплуатации велосипеда и возможности преодоления повышенных нагрузок на элементы трансмиссии.

Типы велосипедных кареток

Основными критериями классификации кареток для велосипеда возможно считать следующие:

  • размерность (длину) оси вращающегося вала;
  • геометрические параметры корпуса;
  • тип резьбового соединения стакана;
  • вариант посадочного соединения шатунов.

Изначально каретки для велосипедов имели открытое исполнение. Однако такой тип не мог обеспечить высокие эксплуатационные параметры. Низкая герметичность конструкции, а также применение шариковых подшипников из низкосортных сталей приводили к быстрому износу данного узла.

Постепенно конструкторы смогли разработать новый тип кареток, получивших название картриджных. В ней успешно сочетается применение инновационных технологий сборки, совместно с использованием комплектующих нового типа. Кроме того, картриджные каретки для велосипеда не требуют проведения постоянных регламентных работ, связанных с демонтажными операциями.

Большое значение для подбора каретки приобретает размер стакана и параметры его резьбы. Основными линейными размерами принято считать такие:

  • 68 и 73 мм, применяемых для комплектации велосипедов класса MTB;
  • 83 мм, для использования в специализированных моделях типа BMX, а также Trial;
  • 100 мм, которые отлично подходят для рам повышенной ширины.

Для обеспечения работы кареточного узла при повышенных нагрузках применяется новый стандарт BB30, иначе именуемый Press-Fit. Данный вид кареток обеспечивает использование вала диаметром 24 или 30 мм. Кроме того такие каретки для велосипеда могут применяться в самых различных стаканах с посадочным диаметром от 37 до 46 мм.

Некоторые варианты кареток имеют эксцентриковый механизм, который позволяет выполнять натяжение цепи с быстрой фиксацией.

Для крепления шатунов предполагается обустройство торцевой поверхности вала специальными шлицевыми элементами. Такое решение позволяет добиться максимального передаточного усилия от педалей к ведущей звёздочки.

Шлицевые соединения кареток имеют следующие варианты исполнения:

  • квадратный или SQR, имеющий давнюю историю применения, однако не всегда подходящий для экстремальных видов спорта;
  • многошлицевые версии, которые обеспечивают лучший способ соединения подвижных деталей.

В свою очередь многошлицевые варианты подразделяются в зависимости от марки производителя:

  • Octalink, выпускаемый мировым поставщиком велотехники Shimano. Изготовитель выпускает два типа шлицов, различающихся по длине. При таком типе соединения удаётся устанавливать полый вал особого типа, который позволяет снизить вес конструкции при повышенных параметрах прочности;
  • Hollowtech II, специализированный вариант, который применяется в интегрированных системах при особых способах монтажа. Благодаря малому количеству деталей и прочному валу конструкторам удалось создать лёгкий и надёжный агрегат;
  • GSP, ISIS Drive представляют собой аналоги системы Hollowtech и Octalink, имея в своём составе схожие конструктивные решения. Однако их использование может потребовать комплектации шатунами, совместимыми с данным типом каретки;
  • Howitzer, новый тип кареток, применяемых для велосипедов экстремального типа. Конструкция такого варианта предполагает наличие подшипникового узла внешнего типа и вала специальной формы.

Сервисные операции

Постоянная эксплуатация велосипедов предполагает постоянное воздействие внешних факторов. В результате возможно появление коррозионных и механических повреждений деталей каретки для велосипеда. Для устранения подобных проблем выполняются профилактические и сервисные работы.

В связи с тем, что каретка любого варианта исполнения установлена в стакане требуется выполнить её демонтаж. Данная операция производится в правильно оборудованном помещении с помощью специализированного инструмента.

Для снятия каретки потребуются такие инструменты:

  • гаечные ключи нужных размеров и конфигурации;
  • съёмники, предназначенные для выпрессовки подшипников;
  • отвёртки различных типов.

Перед снятием каретки для велосипеда требуется произвести полную мойку всех деталей. Рама должна быть надёжно зафиксирована для предотвращения травмирования при работе. Выполнять демонтажные операции следует в полном соответствии с рекомендациями фирмы-производителя, указанными в технической документации.

Первым снимается шатун, который находится с левой стороны. После снятия пластиковых заглушек с помощью отвёрток необходимо правильно установить элементы съёмника. При этом особое внимание следует обратить на состояние резьбовых элементов. Усилие при заворачивании не должно превышать установленных пределов.

Следует помнить, что даже незначительный перекос деталей может привести к повреждению деталей каретки, а также стакана, что потребует впоследствии дорогостоящего ремонта в фабричных условиях.

Чашки каретки предполагают разные виды резьбы для обеспечения правильного монтажа. Правая чашка каретки имеет левую резьбу. Данное свойство необходимо учитывать при работе с данными элементами.

После снятия деталей разборной каретки необходимо самым тщательным образом проверить состояние внутренних полостей стакана. При обнаружении коррозионных и прочих повреждений следует выполнить ремонтные операции с восстановлением антикоррозионного покрытия. При выходе размеров за пределы эксплуатационных ограничений следует заменить все негодные детали.

Каретки для велосипеда картриджного типа требуют менее частого сервисного обслуживания, поскольку имеют лучшие показатели герметичности соединений. Однако при первых проявлениях неисправности данного узла следует произвести замену каретки в сборе. Ремонт кареток такого типа – сложное мероприятие, которое должно выполняться в специализированных мастерских.

После сборки следует проверить плавность вращения вала и отсутствие различных люфтов. При этом следует обратить внимание на состояние уплотнительных элементов, поскольку они играют важнейшую роль в обеспечении дальнейшей эксплуатации данного узла.

Чтобы выполнить ремонт велосипеда своими руками, необходимо владеть определенными навыками и знаниями. В этой статье мы расскажем, как выполнить ремонт втулки заднего колеса велосипеда, ремонт каретки велосипеда, а также расскажем, как самостоятельно устранить прокол заднего колеса велосипеда, а для начинающих велолюбителей расскажем, какое давление в шинах велосипеда должно соответствовать норме.

РЕМОНТ ВТУЛКИ ЗАДНЕГО КОЛЕСА

Самой распространенной неисправностью, которой вас может огорчить задняя втулка байка, является ослабление или затяжка в конусе. Если в конусе наблюдается ослабление, то колесо начнет сильно люфтить. Во втором случае, при перетяжке конуса, велосипед будет двигаться значительно более «туго» чем в нормальном режиме, и могут хрустеть подшипники. Так или иначе, нужно как можно быстрее выполнить ремонт втулки заднего колеса велосипеда.

Для устранения люфта или, напротив, подтяжки конуса необходимы гаечные ключи, чаще всего пользуются рожковым конусным ключом на 15, и рожковым на 17 мм. Сперва, нужно заняться послаблением контргайки, после чего нужно перейти к послаблению или зажатию конусной гайки до требуемого положения.

В идеальном варианте, люфт должен отсутствовать. В завершение, контргайка должна быть закручена на место. Если конус отрегулирован должным образом, колесо будет легко проворачиваться, за счет силы тяжести, действующей на катафот или сосок.

Случается и такое, что задняя ось втулки может быть поломана или погнута. Основной причиной такой неисправности обычно являются некачественные детали. Если такое случилось, нужно полностью заменить ось втулки новой, более качественной.

Во время замены оси, или при прохождении планового ТО, или во время ремонта втулки заднего колеса байка, чтобы было удобнее поможет демонтаж трещотки. Если суть ремонта - просто подтяжка или ослабление конуса, то это действие выполнять не обязательно.

Чтобы избежать возможных поломок, нужно периодически проходить ТО. Его суть чаще всего сводится к регулировке конуса и мойке, чистке составляющих и смазыванию подшипников.

Реже - меняют подшипники, сальники или шайбы. Стоимость ремонта может вылиться в большие затраты, в том случае, если обслуживание проводилось редко и вообще за втулкой не особо следили.

К примеру, случается, что подшипниками «выедаются» канавки в корпусе втулки, это может произойти, потому что ось была искривлена или недостаточно смазана. В этом случае, чтобы отремонтировать заднее колесо байка, нужно будет полностью заменить корпус втулки, а может и само колесо.

Следовательно, во избежание такой ситуации, перед тем, как отправиться в длительное путешествие на велосипеде нужно провести ТО вашего байка, и если обнаружились проблемы, то своевременно их устранить.

ДЕЛАЕМ РЕМОНТ КАРЕТКИ

Одним из наиболее сложных узлов велосипеда является каретка. Что же делать, если в пути она вас подвела, а попросить о помощи некого? Все просто, и прочитав текст, написанный ниже, при помощи минимального количества инструментов, вы сможете с легкостью разобрать и выполнить ремонт каретки велосипеда.

Для разборки кареточного узла первым делом нужно демонтировать звезды и систему шатунов. Подробно на этом останавливаться не будем, так как это не настолько сложно, да и информации на эту тему в сети предостаточно.

На прогулочные велосипеды и недорогие «горники» устанавливают каретку стандартной модификации. Порядок её разборки указан далее:

  1. Первым делом, нужно открутить контргайку слева, при помощи специального ключа;
  2. После этого производим снятие чашки каретки на той же стороне, используя для этого ключ на 16 (обратите внимание, на левой стороне выполнена нарезка правой резьбы, и аналогично справа выполнили левую резьбу);
  3. Если имеется необходимость, потребуется еще откручивание чашки справа. Для этого понадобится использование ключа на 32;
  4. Теперь вынимаем кареточный узел. Лучше всего сразу же выполнить промывку и, соответственно, очистку кареточной трубки, в первую очередь, резьбы;
  5. Далее занимаемся промывкой деталей кареточного узла бензином или керосином, попутно смотрим целые ли подшипники, чашки и оси. Если есть необходимость, нужно произвести замену изношенных деталей;
  6. Следующий шаг – это те же самые операции, только в обратном порядке: вкручиваем чашку справа до самого конца;
  7. Теперь нужно все тщательно промазать смазкой (литолом), надеть на ось подшипники, и вставить ее на место;
  8. Далее нужно вкрутить чашку слева, до тех пор, пока ось не прекратит вращаться. А теперь чашку нужно постепенно отпускать, до тех пор, пока вращению оси ничего не будет мешать, и оно будет плавным. Стоит помнить о том, что люфт не допускается;
  9. Теперь должна быть затянута контрящая гайка;
  10. Производим окончательную проверку вращения и отсутствия люфта. Если в этом есть необходимость, то нужно повторить пункты 8-9.

РЕМОНТ ЗАДНЕГО КОЛЕСА: УСТРАНЯЕМ ПРОКОЛ

Для начала, стоит сказать, что ремонт заднего колеса велосипеда может быть связан и с устранением «восьмерки» на колесе или начинке втулки колеса. Однако, поскольку это специфические операции, для которых нужен определенный опыт и инструмент, они заслуживают отдельного рассмотрения, и в данном тексте описаны не будут. Ниже будет рассказано, как справиться с проколом заднего колеса, так как с таким может столкнутся каждый.

Прежде чем заняться ремонтом колеса, нужно его демонтировать. Переднее колесо снимается легко, а вот снятие заднего, для начинающего велолюбителя, может стать не такой уж и легкой задачей. Рассмотрим более детально, как демонтировать заднее колесо.

КАК СНЯТЬ ЗАДНЕЕ КОЛЕСО?

  1. Если ваш велосипед снабжен ободными тормозами, то первым делом нужно их расстегнуть. Это осуществляется следующим образом: нужно свести в кучу рычаги, к которым прикрепляются колодки, и приподнять деталь фиксирующую тросик.
  2. Теперь следует перевернуть байк седлом вниз, так, чтобы он нашел свою опору на руле и седле. Если ваш велосипед снабжен фарой или велокомпьютером, вам следует быть внимательным, чтобы не повредить их.
  3. Далее займемся ослаблением эксцентрика колеса, удерживающего колесо на раме.
  4. Займите позицию позади велосипеда. Теперь нужно немного разогнув рычажок в заднем переключателе скоростей, вытянуть заднее колесо, которое без особого труда должно подняться кверху.
  5. Все что осталось – это снятие цепи со звездочек колеса. Теперь колесо отсоединено.

СНЯТИЕ ПОКРЫШКИ

Чтобы получить доступ к пробитой камере, потребуется выполнить разбортировку и снятие покрышки с колесного обода. Чтобы провести разбортировку, потребуется некоторая сноровка, поэтому не расстраивайтесь, если это не получится у вас сразу. Происходит это следующим образом:

  1. Колесо, которое вы сняли, нужно положить кверху звездочками.
  2. Теперь потребуется снятие колпачка ниппеля.
  3. Следующим действием нужно при помощи бортировочной лопатки прицепиться к краю покрышки и вывернуться в середину колеса.
  4. После фиксации бортировочной лопатки, нужно взять другую такую же, и выполнить те же действия вдоль окружности, тем самым разбортировав колесо полностью.

Так как шину уже разбортировали, она уже легко снимается, и процесс извлечения камеры нисколько вас не затруднит.

ЗАКЛЕИВАЕМ КАМЕРУ

  1. Первым делом, нужно определить в каком месте камера прокололась. Чтобы это сделать, камеру нужно накачать и внимательно осмотреть. В месте прокола будет раздаваться характерное шипение. Это место нужно как-то пометить.
  2. Затем нужно освободить камеру от воздуха, путем нажатия язычка ниппеля.
  3. В вашем ремонтном наборе должна быть мелкая наждачная бумага, нужно взять её и хорошо потереть место, где шина прокололась.
  4. Теперь нужно нанести клеящее средство тонким слоем. Это делается таким образом, чтобы кусочек, на который нанесен клей немного превосходил заплатку по размеру.
  5. Дайте клею пару минут полежать, а потом следует произвести приклеивание заплатки, с которой заранее снята защитная пленка. Будьте внимательны, под заплатку не должны попасть воздушные пузырьки.
  6. Теперь выполните прижатие заплатки к камере, как можно сильнее и дольше.

После заклейки камеры, проведите рукой по внутренней стороне шины. Не редки случаи, когда причина прокола застряла в покрышке, и если это так, то её нужно удалить. Не забудьте про этот момент.

Вот и все, колесо отремонтировано.

КАКОЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ ДОЛЖНО БЫТЬ?

Велолюбителей всегда волновал вопрос – насколько сильно нужно накачивать шины? Это особенно актуально для начинающих велосипедистов, которые еще не обладают специальными навыками и не могут сразу сказать, каким должно быть давление в шинах велосипеда, чтобы обеспечить комфортную и безопасную езду.

На самом деле никакой сложности тут нет. Большинство байков имеет на своих шинах указания о давлении, лучше всего подходящем именно этой модели. Чаще всего, диапазон давления колеблется от 2,38 до 4,08 атмосфер.

Эти показатели давления велосипедных шин являются оптимальными, если ездить в условиях бездорожья или в горах. Объема воздуха в шинах «горника» вполне много, следовательно, заниматься перекачиванием его шин ни к чему.

Так же не стоит забывать о том, что, учитывая низкое давление и большой объем, подкачку колес «горника» следует проводить не чаще, чем 1 раз в течение недели.

Для определения давления, до которого нужно накачивать колеса байка, потребуется всего лишь прочитать надписи на шине. Производителями на шинах обычно указывается значение верхнего и нижнего пределов по давлению.

Но, в отличие от горного, шины в шоссейном велосипеде, нужно накачивать до немного более высокого давления, так как объем колес невелик. Значение давления в шинах «шоссейника» должно лежать в пределах от 6,46 до 9,18 атмосфер. И проверку давления нужно осуществлять ежедневно.

Традиционный способ проверки – это надавить на колесо пальцами, и если оно не продавилось, то можно двигаться в путь. Так делал каждый, когда был маленьким. Но лучше не заниматься самодеятельностью и просто подкачивать колеса в зависимости от показателей, которые выдал манометр.

Показателя давления в велосипедных колесах также могут меняться в зависимости от того, какой вес имеет велосипедист, и из чего состоит дорога. Если маршрут вашей поездки состоит, в основной своей массе, из бездорожья, гор или обычной каменистой дороги, то перекачанные колеса – это явно не то, что вам нужно.

Более низкое давление в шинах позволит вам меньше переживать по поводу ударов во время езды, и максимально повысит управляемость за счет сцепления с грунтом, в то время как при перекачанных колесах легко упасть. Но ситуация меняется на хорошем шоссе, где хорошо накачанные колеса ощущаются намного лучше.

Если давление в шине слишком низкое (1,9 - 2,17 атмосфер), то это причина многих проблем. Для начала, шина может пробиться от малейшего столкновения с камнем или кочкой, а если во время этого камера будет зажата ободом, то она будет пробита в нескольких местах и починить её будет практически невозможно.

Помимо этого, существует еще и вероятность повреждения обода, а это, мало того, что долго чинится, так еще и дорого стоит. И последнее, но наиболее неприятное – во время резкого поворота покрышка с малым давлением может соскочить с колеса, и в этом случае повреждения будут и у обода, и у велосипедиста.

Каретка заднего колеса - это другой узел, с другим назначением, который иногда также называют кареткой, что не совсем точно. Она снимается с велосипеда заодно со всем колесом как его неотъемлемая часть. Задняя каретка велосипеда имеет иную конструкцию: состоит из подшипникового блока, пакета зубчатых колёс цепной передачи и служит ступицей заднего колеса.

Кареточные стаканы имеют ряд стандартных размеров. Наиболее распространены стаканы длиной 68 мм, тип BSA для горных велосипедов - 73 мм, для особо нагруженных кареток - 83 мм, итальянский тип - 70 мм, использовавшийся на советских шоссейных велосипедах, 100 мм - для фэт-байков. Длина вала каретки имеет следующие наиболее распространённые размеры (мм): 110,113,118,5, 122,5 и 127,5.

Типы кареток

Конструктивно каретки подразделяют на открытые и закрытые (картриджные).

Каретка закрытого типа представляет собой пыле и влагозащищённый блок подшипников - картридж, смонтированный в собственном корпусе. Основное достоинство заключается в том, что неисправная каретка просто меняется на новую. Такие каретки не подлежат ремонту. В эксплуатации они неприхотливы, не требуют регулировки, исключён перекос подшипников, надёжно защищены от попадания грязи.

Каретка открытого типа собирается непосредственно в кареточном стакане велосипеда. Практически любой старый велосипед имеет каретку данного типа. Чтобы обеспечить нормальную работу каретки и грязезащиту, требуется грамотная сборка и регулировка. Обслуживание каретки велосипеда открытого типа заключается в её периодической промывке и смене смазки подшипников. Сами подшипники - двух видов: сепараторные или закрытые. Сепараторные подшипники наиболее уязвимы в эксплуатации; для них внутренним кольцом служит вал каретки, а наружным - кареточный стакан. Если при работе появился хруст и повышенное сопротивление, значит, пора менять подшипники; для сепараторного подшипника это может означать также смену вала или кареточного стакана. Закрытые подшипники достаточно просто меняются на новые.

По уровню универсальности и взаимозаменяемости каретки условно подразделяют на интегрированные и неинтегрированные.

Виды соединения кареток и шатунов

Существует несколько общепризнанных типов или стандартов соединений кареток и шатунов:

  • 1 SQR - под квадрат;
  • 2 Truvativ Howitzer;
  • 3 Truvativ Powerspline;
  • 4 Truvativ HammerSchmidt;
  • 5 Shimano Octalink v.1;
  • 6 Shimano Octalink v.2;
  • 7 GXP;
  • 8 ISIS Drive;
  • 9 HOLLOWTECH II.

Особенности ремонта кареток

Ремонт каретки горного велосипеда отличается от ремонта каретки шоссейного только нюансами. Горные велосипеды рассчитываются на относительно большие динамические нагрузки.

Ремонт каретки велосипеда в общем случае - задача технически не сложная, так как не требуется специального высокоточного измерительного оборудования и станков. Важно правильно определить параметры каретки и приобрести соответствующие запасные части или узлы. В частности, для замены интегрированной каретки, как правило, требуется знать только её производителя (стандарт) и длину кареточного стакана, причем для моделей 73 и 68 мм (английская резьба) используется одна и та же каретка.

При ремонте неинтегрированной каретки порядок действий следующий:

  • 1 определить требуемый стандарт каретки (квадрат или шлицевой);
  • 1 определить параметры кареточного стакана (длина, вид резьбы);
  • 1 из руководства по эксплуатации на передний переключатель узнать допустимую линию цепи (chainline);
  • 1 передняя каретка велосипеда должна иметь определённую длину вала - взять из инструкции по эксплуатации;
  • 1 приобрести каретку требуемого стандарта, с необходимой длиной вала и под нужную длину стакана;

Если передний переключатель E-Type, то требуется искать соответствующую неинтегрированную каретку, тогда как интегрированные каретки совместимы по определению.


Езда на велосипеде становится всё более популярной, это универсальный вид транспорта как для перемещения по городу, так и просто для активного отдыха. В процессе эксплуатации велосипеда возникает необходимость в разборке и последующей сборке велосипеда или его составных частей.

Дорожный велосипед, в котором чаще всего используется одна передача — самый популярный вид велосипеда для города, он прост в обслуживании. В статье рассматривается как разобрать велосипед именно такого типа.

Работы по разборке велосипеда лучше выполнять на чистом полу, чтобы к смазанным узлам велосипеда не прилипала грязь и мусор. Разобрать велосипед при наличии необходимого инструмента под силу любому физически здоровому человеку за несколько часов максимум.

Вот основные шаги по разборке велосипеда:

Шаги не обязательно выполнять по порядку, однако если разбирать велосипед в последовательности указанной в статье, то потребуется меньше времени и работу выполнить будет легче. Можно воспользоваться для разборки велосипеда ремонтным стендом, но это не обязательно.

Шаг 1: Снимаем педали

При снятии педалей нужно обратить внимание на следующее: правая педаль со стороны цепи откручивается как обычно против часовой стрелки, левая откручивается наоборот — по часовой стрелке.

1. Возьмите ключ подходящего размера и отвинтите педали, зацепившись ключом за педаль у самого края шатуна.

2. Педаль необходимо придерживать свободной рукой, чтобы она не упала на пол.

Шаг 2: Снимаем левый шатун

Первым начнём снимать левый шатун, его снять легче, так как правый шатун соединён со звёздочкой. На обоих шатунах стандартная резьба.

1. Для начала необходимо снять пылезащитный колпачок. Потом открутить болт шатуна в том месте, где шатун соединяется с кареткой. Чаще всего необходим шестигранный ключ, однако могут быть варианты — всё зависит от марки шатуна.

  • Вы должны увидеть резьбу внутри шатуна и вал каретки.

2. Слегка отвинтите ручку съемника шатуна, как показано на рисунке, толкатель съемника должен спрятаться в его резьбовой части.

3. Аккуратно ввинтите съемник в шатун. Съемник должен войти на всю глубину, так как при снятии шатунов на резьбу будет прилагаться большое усилие.

4. Крутите ручку съемника по часовой стрелке, таким образом толкатель будет ввинчиваться на место болта крепившего шатун. Шатун с некоторым усилием должен сняться с каретки.

Шаг 3: Снимаем колеса

1. Ослабьте гайки на дропаутах и снимите колёса.

  • Гайки должны быть ослаблены до такой степени, чтобы колеса легко снялись.

Шаг 4: Снимаем цепь

После того, как мы сняли заднее колесо, цепь повиснет на раме и задней звёздочке.

1. Возьмите выжимку цепи. Звено цепи разместите между толкателями выжимки, чтобы оно там плотно разместилось.

2. С выжимкой нужно работать так само, как и с тисками, направьте толкатель выжимки на тот кусок металла, который соединяет звенья (смотрите рисунок ниже).

3. Крутите выжимку, покуда соединительный элемент цепи почти не вылезет с другой стороны. Металлическая скоба, которая соединяет звенья цепи, должна остаться в одной половинке звена, при этом вторая половинка должна освободиться и цепь распадётся.

  • Чередуйте закручивание выжимки в цепь и снятие ее с цепи, проверяйте каждый раз не расцепилась ли цепь (пока цепь находится в съемнике вы не сможете этого увидеть). Делайте всё аккуратно, не спешите.

4. Как только цепь раъединится, её можно снять с велосипеда полностью. Положите её на чистый лист бумаги, чтобы не замазать.

Шаг 5: Снимаем тормоза

1. Открутите винты, крепящие внизу руля ручки тормозов.

2. Снимите с руля ручки тормозов, старайтесь ничего не уронить.

3. Отвинтите болт на вилке, который держит тормоз.

4. Сейчас самое время при необходимости поменять тормозные колодки и почистить тормоза.

  • Если тормоза V-брейк (как на рисунке), то необходимо с каждой стороны отвинтить небольшой винт, который удерживает тормозную колодку.

  • После снятия, отвинтите еще один небольшой винт как на рисунке, он удерживает саму колодку, снимите ее с металлической подложки.

  • Поменяйте колодку на новую. Тормозные колодки стоят не дорого, однако существенно увеличивают безопасность на дороге благодаря надёжному торможению.

Шаг 6: Снимаем руль

1. Открутите болты, расположенные на выносе рулевой колонки, они плотно фиксируют руль в одном положении.

2. Не потеряйте запорную пластину после снятия последнего болта.

Шаг 7: Снимаем рулевую колонку

Во время выполнения этого шага придерживайте вилку, после выкручивания болтов, которые удерживают колонку в рулевой трубе вилка может выпасть. В результате подшипники могут повредиться. Возможно, вам не придется с этим столкнуться, если у вашего велосипеда рулевая колонка неразборного типа, то такого не случится.

1. Отвинтите болт сверху на крышке колонки.

2. На валу колонки отвинтите кольцевые гайки (как раз в это время и может выпасть вилка).

3. Вытяните рулевую колонку из вилки.

4. Если есть кольца качения, снимите их с вилки.

5. Из чашек на раме достаньте подшипники. Положите их на чистый лист бумаги, можете смазать специальной смазкой для подшипников.

  • Для начала очистите подшипник от старой смазки например растворителем.
  • Смажьте шарики подшипника подходящей смазкой.

6. Запомните, сфотографируйте или запишите расположение колец подшипников и чашек и последовательность разборки. Нужно будет в точности собрать в обратном порядке.

Шаг 8: Снимаем вилку

1. Вытащите вилку из рамы так, чтобы не потерять кольцо подшипника из нижней чашки.

2. Потянув вверх, снимите с рамы кольцо подшипника и чашку.

Шаг 9: Снимаем правый шатун

Снимите правый шатун точно по такому принципу, как вы снимали левый. На правом шатуне находится звездочка. Если есть необходимость заменить её, то отвинтите шестигранным ключом болты, которые держат звёздочку на шатуне.

Шаг 10: Снимаем каретку

Снять каретку — наиболее трудоёмкая часть работы. Возможно вы сами не справитесь и придётся обратиться к веломеханику. Обратите внимание, что существует большое количество моделей кареток и под них существуют свои специфические ключи. В статье рассматривается демонтаж ISIS каретки. Чашки каретки имеют стандартную резьбу, в каретке же резьба обратная.

1. Наденьте кареточный ключ на шпиндель каретки, который сам по себе не глубокий. Ключ легко наденется. Работайте аккуратно, не сорвите резьбу и шлицы на каретке.

2. В ISIS каретке есть 2 части — корпус и стопорная чашка. На них резьба нанесена по разному, проверьте, какой стороной надевается стопорное кольцо. В большинстве случаев у стопорного кольца обычная резьба, оно должно отвинтиться достаточно легко (если сравнивать с другой стороной).

3. Выберите другую сторону, крутите ключ против часовой стрелки до той поры, покуда не снимется чашка.

4. Как снимете чашку со шпинделя, переверните раму и вытяните каретку, предварительно вращая ее по часовой стрелке.

Шаг 11: Снимаем седло

1. Открутите болт на верху подседельной трубы — там, где седельный штырь вставляется в раму.

2. Движениями влево-вправо вытащите из рамы седло со штырем.

Шаг 12: Снимаем стопорное кольцо

Стопорные кольца на велосипедах с одной передачей находятся на внешней резьбе втулки заднего колеса. Эти кольца предназначены для фиксации задней звёздочки и предупреждения откручивания её, когда педали вращаются назад. Поэтому стопорное кольцо закручивается на втулке в обратном направлении, что способствует плотному прижиму звёздочки. Резьба на стопорном кольце направлена в обратную сторону, это не дает открутиться звездочке во время движения велосипеда вперёд.

1. Нужно взять съемник для стопорных колец и расположить его стороной с одной насечкой.

2. Поверните съёмник по часовой стрелке, чтобы открутить стопорное кольцо.

Шаг 13: Снимаем заднюю звездочку

На задней звездочке направление резьбы обычное.

1. Расположите ключ-хлыст на звездочке как показано на рисунке той частью цепи, которая не свисает.

2. Обмотайте цепь ключа вокруг задней звездочки, натяните цепь в направлении противоположном направлению обмотанной цепи.

3. С силой проверните ключ против часовой стрелки для того, чтобы снять звездочку. Если будет тяжело сделать это самостоятельно, тогда попросите кого-нибудь вам помочь. Необходимо смотреть, чтобы цепь оставалась на звёздочке.

Шаг 14: Снимаем шины

1. Спустите воздух в шинах.

2. Под обод заведите пластиковую бортировку.

3. Нажимая, поднимите край шины над ободом по всей длине.

4. После того как часть шины вытянется из обода, оставшаяся часть вытянется легко.

5. Протяните бортировкой по колесу, вытяните край шины.

6. Вытяните ниппель из отверстия в ободе, снимите камеру из шины.

7. Повторите те же действия, чтобы освободить второй край.

8. Если камера была проколота, заклейте дырку или замените саму камеру. Можно также установить на ободе специальную протовопрокольную ленту (слиппер).

Советы

  • Нормальная или обычная резьба — это резьба, которая закручивается по часовой стрелке, обратная резьба — резьба, которая закручивается против часовой стрелки. Внимательно следите за указаниями по типу резьбы.
  • Регулярное смазывание резьбовых соединений продлевает срок их службы.
  • При снятии деталей желательно произвести чистку и смазку перед установкой обратно на велосипед, что существенно продлит срок службы велосипеда.
  • Внимательно смотрите за направлениями резьбовых соединений закручивающихся узлов велосипеда. Проверьте направление резьбы, если деталь застряла и не хочет проворачиваться. Возможно вы крутите не в том направлении.
  • После снятия детали с велосипеда, внимательно её изучите и запомните как и где она стояла на велосипеде. Можно также делать фотографии этапов разборки велосипеда.

Предупреждения

  • При повороте педалей или колес на велосипеде старайтесь не размещать пальцы рядом с цепью или звездочками. Вы можете покалечить палец, если он попадёт между цепью и звездочкой.

Инструменты для разбора велосипеда

  • Тряпки, бумажные полотенца, жидкость для чистки велосипеда
  • Универсальная смазка
  • Шестигранные ключи (набор)
  • Ключ-хлыст
  • Съемник для шатунов
  • Съемник для каретки
  • Кареточный ключ
  • Пластиковые бортировочные приспособления для шин
  • Насос
  • Ключ для стопорного кольца
  • Ключ для снятия педали
  • Выжимка цепи

Наглядное видео как разобрать велосипед:

Возможно, любители простых периодических велопокатушек не знакомы с таким термином, однако те, кто часто использует велосипед в качестве транспортного средства и уж, тем более, профессионалы в области вело, в курсе, что такое кареточный механизм.

Как и любой механизм, эта деталь со временем подвергается внешнему воздействию, изнашивается или вовсе приходит в негодность, что требует обслуживания, полной или частичной замены. В любом случае, сначала необходимо снять каретку, установить пригодность детали, а затем уже решать, ремонтировать ее или менять на новую.

Велосипедная каретка: что это и зачем?

Каретка – это узел, расположенный в средней части рамы, помещенный в специальную полость – стакан. Где искать? Все просто: она спрятана там, где находятся шатуны с педалями и звездами. Основные функции каретки – это соединение с остовом велосипеда и обеспечение крутящего момента при педалировании.

Может возникнуть вполне резонный вопрос: а что, без этого приспособления совсем не обойтись? Велосипеда без каретки не бывает. Если такой все же попался, это означает, что он сейчас не в ходу.

В зависимости от модели велосипеда, каретки отличаются по размерам и ремонтопригодности. Наибольшее распространение получили 68-миллиметровые узлы, но можно встретить и другие диаметры. Диапазон длин кареточного вала: 110мм, 113мм и 122.5 мм.

Типы кареточных узлов:

  • картриджные (одноразовые);
  • разборные, которые подлежат ремонту.

К первому виду относятся каретки, устанавливаемые в раму и не подлежащие разборке. Очевидно, что срок службы такого механизма равен времени полного износа подшипников или оси. Полная герметизация узла позволяет эксплуатировать его длительное время даже в экстремальных условиях, не говоря уже о размеренной езде.

Разборные механизмы потребуют от владельца периодического осмотра и обслуживания. Последнее заключается в замене изношенных подшипников и смазке всего узла. О них как раз и поговорим далее: как снять каретку, устранить неисправность и снова собрать узел.


Детали разборной каретки

Определение неисправности

О том, что каретка стала «глючить», можно узнать только при вращении педалей. Визуально проблемы узла определить трудно, поэтому лучше навострить уши и переместить внимание в область нижней части рамы. Слишком заслушиваться не стоит, особенно, если движетесь по оживленной дороге. Впрочем, если состояние каретки неважное, она о себе «прокричит» без промедлений.

Неисправная каретка не даст быстро ехать на велосипеде. Забившаяся грязь, изношенные подшипники и отсутствие смазки будут постоянно затруднять движение. Все это сопровождается неприятным скрипом и характерным стуком снизу. Также узел может начать люфтить (разбитые подшипники и перекос оси).

Окончательно проверить, действительно ли стоит разбирать каретку, можно методом «стоячей езды». Для этого надо немного разогнаться, привстать с сиденья и покрутить педали. При заклинивании кареточного механизма звуки и ухудшение хода педалей только усилятся.


В таком положении нужно проверять состояние каретки

Снятие каретки: делаем правильно!

Абсолютно логично, что для устранения неисправности сначала нужно снять узел с велосипедной рамы. Если быть точным, то вытащить его из стакана. Как раз о том, как сделать это своими руками, и пойдет разговор.

Итак, прежде чем приступить к процедуре снятия, понадобится комплект инструментов:

  • Шатунная выжимка.
  • Гаечный ключ. Если размер гайки неизвестен, то пойдет разводной ключ.
  • Плоская отвертка.
  • Небольшой молоток.
  • Съемник каретки для извлечения из стакана.

Прежде чем приступить к разборке, следует очистить все пространство вокруг каретки. Влажной тряпкой убирается вся грязь и пыль с рамы, области кареточного стакана и шатунов. Этого будет достаточно, чтобы при разборе внутрь не попадала лишняя грязь. Но лучше будет, если помыть велосипед целиком. Чистота – лучший помощник в ремонте. Доказано!

С шатунов снимаются заглушки. В основном это пластиковые крышки, которые легко поддеваются отверткой и также легко вставляются обратно. Далее необходимо открутить гайки крепления шатунов к каретке. В этом деле и поможет выжимка: одеваем ее на гайку, затем берем ключ и отвинчиваем. В зависимости от типа резьбы, направление ослабления и затяжки гаек может меняться. Существует вариант, где на левой стороне резьба правая (против хода часовой стрелки – ослабление), а на правой – левая (против ЧС – затяжка). Может быть на обеих сторонах только правая резьба, разобраться будет несложно.

Следующий этап – . Выжимка вставляется другим концом и закручивается в шатун. Болт выжимки с усилием ввинчивается в шатун, в результате чего он постепенно сходит с оси. Начинать снятие рекомендуется с той стороны, где нет трансмиссионных звезд.


Инструмент для снятия шатунов с оси

Держится с помощью специальных чашечек, зафиксированных кольцами. К кольцу приставляется отвертка таким образом, чтобы ее конец смотрел влево. Легкими постукиваниями молотка по отвертке колечко плавно проворачивается влево и соскакивает. Аналогично поворотом влево, ударным методом, извлекается и чашечка.

Итак, наконец-то подобрались к кареточным подшипникам. Эти маленькие детальки можно снять все той же отверткой: подденьте, и они выскочат.


Подшипники каретки в чашечках, кольцо-фиксатор

И, наконец, съемным устройством из стакана вытаскивается вал каретки – вращающаяся деталь, которая играет главную роль в подвижности шатунов велосипеда.

Устранение неисправностей: обслуживание, чистка, замена

Разобрали каретку, вытащили ее из рамы и что видим? Состояние кареточного стакана зависит от того, насколько много грязи попало в него и как сильно износились подшипники. Иногда подшипники просто разбиваются вдребезги и необходима их полная замена. Такое часто бывает, если кареточный узел эксплуатировался более трех-пяти лет.

Сначала все детали нужно проверить на дефекты. В первую очередь, это относится к подшипникам. Затем осматриваем каретки, чашечки с фиксаторами. Если какая-либо составляющая имеет видимые повреждения, то нужно поменять ее на новую. Остальные детали очищаются в растворителе. Сложнее всего будет прочистить подшипники: грязь очень прочно держится между шариками.

Пространство внутри стакана каретки чистится при помощи тряпки. Мелкую грязь лучше сбрызнуть смазывающим спреем (WD-40, например) и обтереть стенки мягкой сухой салфеткой.

Смазка и сборка каретки

При помощи отвертки обрабатываются стенки стакана. Наносить средство следует ровным тонким слоем. Не нужно класть внутрь горы смазки. Это ни к чему. Затем смазка наносится на подшипник, который вставляется со стороны звезд. Плоская рамка должна смотреть наружу. Затем необходимо смазать вал каретки и вставить его так, чтобы длинный конец был со стороны трансмиссии. В общем, сборка каретки происходит в обратном порядке.

Подшипник с другой стороны вставляется наоборот, рамкой в стакан. Чашечки смазываются изнутри, а потом одеваются. Закручивать необходимо до полного устранения осевого люфта. При этом вращение вала должно быть немного стеснено. Как только будут монтированы крепящие кольца, чашечка слегка отодвинется, и ось будет крутиться свободно.

Осталось собрать шатуны. Здесь самое главное – это надеть их так, чтобы при педалировании они, не дай бог, не отвалились. Процедура эффективной сборки шатунов:

  1. Квадрат смазывается небольшим количеством смазки, это поможет глубже насадить его на ось.
  2. Обработка винта резьбовым фиксатором.
  3. Закручивание шатунной гайки с максимальным усилием до упора. Можно даже удлинить ключ – резьба не сорвется.
  4. Вставка заглушек.

Велосипед – крайне неустойчивый агрегат, поэтому при проведении любых ремонтных работ его необходимо тщательно зафиксировать. Рама не будет болтаться туда-сюда, что исключит риск падения велосипеда на ноги или руки.

Каретка собрана и пригодна к эксплуатации. В целом, процедура несложная даже для первого раза, а уж в дальнейшем разобрать и установить механизм вообще не составит труда.