Горный, шоссейный или BMX - какой велосипед выбрать? Что лучше bmx скоростной велосипед

Типы велосипедов: классификация и особенности . Несмотря на многообразие мира велосипедов, все их можно классифицировать по нескольким типам: горные, городские, дорожные, bmx, подростковые и детские. В этой статье кратко рассмотрены их общие черты, отличия и преимущества. После прочтения материала выбрать наиболее подходящий для вас велосипед будет гораздо проще. В конце даны ответы на часто задаваемые вопросы.

(др. названия скоростные, маунтинбайк, мтб, mountain bikes). Можно смело сказать, что горные велосипеды - самый популярный и распространенный тип велосипедов в России. Давайте разберемся почему.

Рис. 1. Типы велосипедов: горные велосипеды.

Преимущества горных велосипедов:

  • универсальность - на них можно с одинаковым успехом ездить как по бездорожью, так и в городе;
  • яркий, спортивный вид - выделиться любят многие;
  • высокотехнологичное оборудование - всем нравятся хорошие амортизаторы, многоскоростная система передач и дисковые тормоза;
  • легкость замены и модернизации оборудования - на рынке представлено колоссальное количество аксессуаров и запчастей для горных велосипедов - от разноцветных колпачков на нипели до зимней шипованной резины Nokian;
  • цена - часто цены начинаются с нескольких тысяч рублей;
  • возможность заниматься экстремальными видами спорта;
  • массовость - большинство людей ездит на горных.

Если же вы покупаете велосипед для обычных поездок по городу, отдыха или фитнеса, обратите внимание на некоторые особенности данного типа велосипедов:

  • посадка на горных велосипедах спортивная, то есть все сделано так, чтобы вес вашего тела был равномерно распределен между рулем и сидением - спина будет слегка изогнута, а руки вытянуты;
  • покрышки на колесах горных велосипедов чаще всего с грязевым протектором ("зубастые"), поэтому при движении по асфальту вы будете ощущать небольшие вибрации и шум, а также будете прикладывать больше усилий при движении, чем владелец схожего по характеристикам городского велосипеда с гладкими покрышками. Я ни в коем случае не отговариваю вас от покупки горного велосипеда, но если значительная часть ваших поездок приходится на асфальтированные дороги, рациональней будет присмотреться к гибридам или городским (гибриды похожи на горные, но при этом оборудованы очень быстрыми 28" колесами - см. в каталоге дорожных велосипедов);
  • в штатной комплектации всех горных велосипедов (кроме некоторых моделей фирмы Stels) отсутствуют заводские крылья, защищающие вас от воды и грязи. Это сделано в целях экономии веса и для соответствия спортивной концепции велосипеда - "ничего лишнего". Разумеется крылья можно докупить отдельно.

(др. название city bikes). Богатый разнообразием тип велосипедов. Здесь и классические городские велосипеды (с крыльями и багажником), и модели, сочетающие скорость и комфорт, и складные, круизеры и др. Бывает сложно разложить все по полочкам, так как одни модели сильно похожи на горные велосипеды, а другие на дорожные. И все же их объединяет одно - все они созданы для поездок в городской черте. Чем же хороши современные городские велосипеды?

Рис. 2. Типы велосипедов: городские велосипеды.

Преимущества городских велосипедов:

  • широкое разнообразие видов под любые нужды - от легких складных велосипедов до вальяжных круизеров,
  • внешний вид - часто очень красивы и даже изящны,
  • городские "примочки" - заводские крылья, багажники, корзины, подножки, защита цепи, фары, клаксоны и др. полезные вещи (впрочем некоторые модели, созданные для быстрых поездок, не оборудуются этими аксессуарами),
  • комфорт - посадка на большинстве городских велосипедов сделана такой, чтобы ваша спина отдыхала и вы получали удовольствие от езды; мягкие, удобные сидения, специальные ручки руля, безопасные педали и др.,
  • удобные регулировки - зачастую, кроме высоты седла можно отрегулировать высоту и наклон руля,
  • практичность - вы можете ездить в любой привычной для вас городской одежде и не выглядеть нелепо,
  • гладкие (не "зубастые") покрышки на колесах, благодаря чему велосипед великолепно катится и экономит ваши силы.

В силу неразвитости в России вело инфраструктуры, городские велосипеды на улицах страны пока в меньшинстве. Однако в последнее время намечается устойчивый тренд на покупку именно городских моделей. Каждый находит в них что-то для себя: удобство (комфортные), мобильность (складные), стиль и красота (круизеры, чопперы) и др. Кроме того, городские велосипеды очень практичны и не требуют особого ухода. Во многих городах Европы велосипед играет важную роль в жизни горожан. Убедитесь в этом сами на примере Копенгагена .

(др. название road bikes). Узкоспециализированный тип велосипедов, прочно завязанный на фитнесе, спорте и длительных путешествиях. Это и классические шоссейные гонки, и велокросс, и триатлон. К этому типу также относятся популярные гибридные и туристические велосипеды. Каждая спортивная дисциплина предъявляет свои требования к конструкции велосипеда, однако между всеми моделями прослеживается явное сходство: легкие рамы с тонкими трубами, накатистые 28" дюймовые колеса, спортивные седла и большое количество передач.

Рис. 3. Типы велосипедов: дорожные велосипеды + модели для города.

Преимущества дорожных велосипедов:

  • малый вес,
  • передовые материалы - легчайшие алюминиевые сплавы, карбон,
  • высокая скорость при наименьших трудозатратах,
  • лаконичность - минимализм в лучшем виде, ничего лишнего,
  • отличный вариант для поддержания себя в хорошей физической форме (fitness),
  • возможность передвижения на большие расстояния,
  • возможность участвовать в соревнованиях мирового уровня.

IV. BMX велосипеды (др. название бмх). Это небольшие велосипеды без амортизаторов, которые используются для трюкового катания или гонок. Недорогие модели популярны среди подростков, т.к. они очень крепкие и неприхотливые для разучивания трюков, в отличие от горных велосипедов. Дорогие модели весят значительно меньше и на них проще выполнять сложные трюки (кручения, сальто и др.).

Рис. 4. Типы велосипедов: bmx велосипеды.

Аббревиатура BMX расшифровывается как Bicycle Moto Cross (велосипедный мотокросс), т.е. соревнования, где райдеры гоняют на специально подготовленной трассе с невысокими трамплинами (по аналогии с мотокроссом). Для таких гонок есть отдельная категория бмх.

Преимущества bmx велосипедов:

  • очень прочные, благодаря жесткой конструкции и крепкой стальной или хром молибденовой раме,
  • маневренные, позволяющие легко выполнять целый ряд трюков, благодаря компактным размерам и специальной геометрии рамы,
  • неприхотливые - легко ремонтируются в случае поломки,
  • недорогие - цены на bmx начинаются от нескольких тысяч рублей,
  • позволяют участвовать в разнообразных соревнованиях,
  • компактные - легко перевозятся в автомобиле, метро, электричках и другом общ. транспорте.

Рис. 5. Типы велосипедов: подростковые и детские велосипеды.

......................................

Часто задаваемые вопросы (FAQ).

1. Почему большинство людей покупает горные велосипеды для езды по городу?
На это есть несколько причин. Во-первых, это самый распространенный в магазинах тип велосипедов (особой популярностью в России пользуются недорогие велосипеды марки Стелс). Во-вторых, большинство покупает для себя один велосипед и в этом случае отдает предпочтение универсальному - на горном можно ездить как по бездорожью, так и по асфальту. В-третьих, менталитет. Мужчины в России любят все спортивное: спортивную одежду, обувь, газеты, автомобили и т.д. В-четвертых, много людей просто не знают или не интересуются велосипедами, а в магазине им не рассказывают об альтернативах. Думаю можно и дальше продолжать;)

2. А на городских велосипедах можно кататься по паркам и лесным дорожкам?
Конечно, можно. Городские велосипеды часто оснащены быстрыми, накатистыми колесами размером 28" дюймов - это идеальный вариант для быстрых или ежедневных поездок. Если же вы хотите часто бывать в парках или лесопарках с укатанными дорожками, присмотритесь к комфортным гибридам с 26" колесами (такой же размер колес, как и у горных). Городские велосипеды с 26" колесами чуть пониже, а покрышки на них достаточно широкие, чтобы можно было беспроблемно проехать по земле или песку.

3. Что есть такого в горных велосипедах, чего нет в городских?
Маунтин байк - это, прежде всего, спорт и соревнования. На этих велосипедах вы можете кататься в различных спортивных и экстремальных вело дисциплинах, таких как Кросс-кантри, Байкер-кросс, Даунхилл, Дерт, Стрит и др. Поэтому требования к прочности и технологичности оборудования очень высокие. Рамы горных велосипедов прочные и способны выдержать серьезные нагрузки. На городских велосипедах вы вряд ли встретите мощный передний или задний амортизатор и дисковые гидравлические тормоза. Они там просто не нужны.

Метки: типы велосипедов, классификация велосипедов, особенности и преимущества. |

О сновные отличия между горным велосипедом и BMX заключаются в их дизайне. BMX предназначен для коротких спринтов по гладкому искусственному треку, в то время как горный велосипед нужен для преодоления длинных дистанций по жесткой пересеченной местности.

Рама

Из-за тяжелых условий BMX гонок, в этих велосипедах лёгкая, крепкая и жесткая рама. У горных же велосипедов рамы могут быть крупнее, более гибкие для плавной езды, а также, как правило, имеют крепления для бутылки, насоса и даже фар.

Колёса

В стандартных велосипедах BMX колёса составляют 20 дюймов в диаметре, а в BMX класса «крузер» - 24 дюйма.

Они очень прочные, чтобы выдерживать приземления и жесткие, из-за быстрых изменений в направлении.

Колёса горных велосипедов – 26 дюймов в диаметре у стандартных и 29 дюймов у крупногабаритных. За счёт больших колёс велосипеду легче справляться с камнями, ямами и другими препятствиями.

Тормоза

На BMX обычно устанавливают только задний клещевой тормоз, чтобы контролировать скорость и управлять велосипедом в движении на поворотах, во время прыжков и трюков.

Тормоза горных велосипедов могут быть клещевыми, дисковыми или комбинированными. Они очень мощные, чтобы справляться с грязью, водой и высокой температурой, возникающей во время длинных спусков.

Передачи

BMX имеют всего одну передачу, а горные велосипеды могут иметь вплоть до 24, что позволяет легко проходить всевозможные ландшафты: от крутых подъемов до затяжных спусков.

Педали на BMX могут иметь зацепы или крепиться к ноге. На горных велосипедах также может присутствовать ремешок, придерживающий обувь.

Подвеска

BMX не имеют подвески, поэтому велосипедисты должны прикладывать максимум усилий, чтобы справиться с препятствиями во время спринта, все удары принимает на себя тело.

У современного горного велосипеда может быть установлена передняя амортизационная вилка, может стоять только передняя подвеска или же общая (передняя и задняя). Подвеска позволяет шинам лучше преодолевать неровности и смягчает езду велосипедиста.

Под BMX чаще понимают не BMX велосипеды, а сам спорт – Bicycle Motocross, или Велосипедный мотокросс. Название вполне историческое. Молодые ребята, у которых не хватало денег и возможностей для покупки и содержания кроссовых мотоциклов, пытались проделать и проехать сложные трассы на доступных им велосипедах.

Появление и история

Появление BMX относят к рубежу 60-х – 70-х годов, и в течение 10 лет это было неофициальное развлечение, хотя специализированные велосипеды для трюков уже появлялись. В 1981-м появилась Международная федерация BMX, а в 2003-м BMX стал олимпийским видом спорта. Первыми играми, где выступали BMX’еры, стала летняя олимпиада 2008-го года в Пекине.

Состав дисциплины

Как и многие другие экстримальные виды спорта, BMX разделяется на множество дисциплин и отдельных течений. Формализованы далеко не все:

  • Race – BMX гонки, скоростное прохождение специально подготовленного трека, содержащего несколько прямых и поворотных участков, а так же несколько «профильных» препятствий: двойной и тройной трамплины, плоские «стол» и «ступенька», волнообразные участки.
  • Flatland – трюки на плоской поверхности, иногда называемые «танцами». Далеко не самая простая дисциплина.
  • Vert-BMX (Vertical) – наборы трюков, выполняемые в U-образной рампе, очень опасный и зрелищный из-за высоких скоростей вид BMX.
  • Dirt-BMX – трюки на грунтовой трассе с большим пространством для приземления и разгона.
  • Street-BMX – городская среда, сверхпопулярная дисциплина среди подростков и любителей видеотрансляций, здесь и нужны настоящие трюковые велосипеды.

Конструкция BMX велосипеда

Перейдём к самим велосипедам. Вот основные отличия классического BMX от условно классического байка:

  • Синглспид – никаких переключателей, максимально прозрачная и надёжная система привода.
  • Заниженная рама – для выполнения трюков.
  • Усиленные элементы – и рама, и колёса, и педали с рулём должны выдерживать очень большие нагрузки.
  • Небольшие (стандарт – 20”) колёса.
  • Пеги – трубы, устанавливающиеся на оси велосипеда для опоры на них при выполнении трюков.
  • Гироротор для передачи усилия тормозного троса.

Рама

Главный элемент не только BMX, но и любого велосипеда – рама. Из-за своих небольших размеров рама BMX часто становится слабым звеном всего велосипеда. На форумах профессионалов половина тем относится к весу рамы, а вторая – к починке и профилактике трещин, ведь практически любой трюк – это либо удар, либо серьёзная нагрузка на изгиб для рамы.

Итак, важно понимать, на что смотреть при выборе рамы:

  1. Вес. Всё, что весит больше 3 кг – уже не подходит для «настоящих» трюков – слишком тяжело. Тем не менее, для начального уровня и небольших цен можно и больше.
  2. Материал. Связано с весом, но выбирается отдельно. Некоторые очень легки, но хрупки, некоторые тяжелы, но надёжны и ремонтопригодны.
  3. Размеры. Сложный вопрос для любого велосипедиста. Ростовки определяются по верхней трубе, для подростков высотой 150 см подходит размер в 20”, для высоких спортсменов – длина до 21.5”. Как видно, разброс невелик, и всегда необходимо учитывать факторы типа трюков и удобства для конкретного спортсмена.

Руль

Достаточно сложный элемент BMX велосипеда, так как на руль часто приходится основная нагрузка. Рули для BMX различаются по своей геометрии:

  • Классика (двухэлементный) – стандартный руль из одной изогнутой трубы и кроссбара (перекладины).
  • Четырёхэлементный – когда в каждую сторону уходит независимая приваренная к центральной перекладине труба, плюс кроссбар.

Существует ещё несколько видов рулей, например, с занижением кроссбара для трюков с небольшой нагрузкой, но высокими требованиями к настройке.


1 – двухэлементный руль, 2 – четырёхэлементный руль, 3 – с заниженным кроссбаром

Классический руль рекомендуется всем, а вот четырёхэлементный обычно намного менее крепок и рекомендуется, когда необходимы серьёзные изменения относительно «прямой» геометрии. Например, крутые загибы вперёд или назад (backsweep).

Педали

Педали для BMX мало отличаются от стандартных, разве что чуть крупнее. Обычно выпускаются из прочных сплавов:

  • Алюминий – универсальный, не особо крепкий и достаточно тяжёлый материал. Недорог, чем и подкупает.
  • Магний – легче, но намного дороже алюминия.
  • Пластик – самый лёгкий материал, но педали из него хуже держат и легко разрушаются.

Также в стоимости педалей серьёзно участвуют используемые подшипники. В недорогих используются обычные насыпные подшипники, в дорогих моделях – более надёжные и не требующие обслуживания промышленные.

Втулки и пеги

Во втулках BMX применяются исключительно , хотя корпус почти всегда алюминиевый. Иногда используется усиленное крепление на болтах. Самое важное в BMX втулках – это пеги и защита самой втулки на случай серьёзных нагрузок.

Пеги – небольшие трубы, почти всегда стандартного (4 см в диаметре, 11 в длину) размера, закрепляющиеся на осях. На них наступают спортсмены для выполнения сложных трюков, ими скользят по различным поверхностям. Для защиты во время исполнения таких трюков некоторые устанавливают дополнительную защиту втулки перед пегой.

Механически сложна задняя втулка. Здесь много вариантов. Может использоваться и обычная храповая, с движением в одну сторону, и фрикостеры для движения накатом в обе стороны.

Тормоза

В самих тормозах нет ничего необычного. V-brake или U-образные надёжные ободные тормоза, классические ручки. К тому же, на некоторых BMX велосипедах тормоза попросту не устанавливаются. Это требование некоторых дисциплин, да и просто проявление храбрости.

Особая задача – передача нагрузки на тросик в условиях, когда он может перекручиваться (что далеко не редкость в BMX). Для этого применяется механизм гироротора, который передаёт нагрузку через свою систему подшипников и разветвителей, независимо от поворота и закручивания вилки.

Как выбрать BMX-байк

При выборе готового велосипеда стоит пройтись по каждому элементу и понять, подходит он под ваш стиль катания или нет. Что проверяем, покупая BMX велосипед:

  1. Определить стиль катания. Для трюков на плоской поверхности – максимально компактные модели, подходящие по росту и к рукам, для гонок – длинные облегчённые модели, для сложных трюков – максимально прочные варианты.
  2. Опыт. Для начинающих стоит смотреть в сторону более дешёвых и крепких моделей – падений будет много.
  3. Рост. Определяем длину байка и удобство руля, пробуя на нём прокатиться и сделав пару трюков.
  4. Вес. Отталкиваемся то того, как байк будет использоваться (см. п. 1).
  5. Руль. Надёжный, за исключением «танцевальных» трюков – для него можно брать сложные четырёхэлементные рули.
  6. Втулки и система. Насколько позволяют средства, выбираем промышленные подшипники и современные сплавы.
  7. Рама. Конфигурация зависит от стиля катания, а вот сварные швы стоит проверить ещё при покупке. Это зона риска для любых BMX.

Надо понимать, сколько стоит BMX байк. Можно разделить рынок на три сегмента:

  • До 15 000 р. – начальный сегмент, особых BMX-составляющих здесь не найти, лишь форма рамы да базовая устойчивость в трюках. Могут быть проблемы с установкой пег или тормозами. Гироротор обычно заменяют обычными тросиками.
  • 15 000 – 30 000 р. – средний сегмент для начинающих и для экспериментирующих. Базовые байки.
  • От 30 000 р. и выше – профессиональные решения. Следует отметить, что «выше» может быть очень серьёзной суммой. Многие брендовые сборки стоят далеко за 100 тысяч рублей.

Производители

Пожалуй, велосипеды BMX реже всего покупают в сборе от производителей – больше всего времени комьюнити тратит на обсуждение тех или иных составных деталей байка. Тем не менее, можно выделить несколько именитых производителей:

  • BSD – британский бренд, очень широкая линейка велосипедов и запчастей;
  • Federal – этот английский производитель, больше известен своим промоушеном, но производит компоненты приличного качества;
  • Stereo bikes – новая немецкая компания, выпускают с точки зрения дизайна;
  • Duo – очень качественные компоненты и велосипеды из Америки;
  • Verde – ещё один американский производитель.

Вместе с тем, BMX-комплектации выпускают и вполне известные MTB производители – от качественных импортных GT до доступных китайских Giant и русских Stels. Начинающим можно выбрать и их.

Заключение

BMX – отдельное направление велоспорта, мало связанное с шоссе или кросс-кантри. Трюки, своеобразные байки, яркая музыка и высокий риск создали совершенно отдельную культуру, а высокие технологические требования сформировали совершенно новое направление в конструкции велосипедов.

Вряд ли прародители велосипеда могли представить, каким многофункциональным и многоликим станет их детище всего через пару сотен лет. Из разряда самых простых средств передвижения человека, велосипед перевоплотился в важный атрибут экстрима, активного отдыха и спортивной жизни.

Еще каких-то тридцать лет назад все велосипеды делились на мужские, женские и детские, а так же на спортивные и дорожные. Модельный ряд претерпел значительную эволюцию, а одновременно модернизировалась и классификация велосипедов, и важное место в ней заняли три типа байков: горные и шоссейные велосипеды, велосипеды BMX. Познакомимся с ними получше!

Для быстрого спуска с холмов и гор и для передвижения по пересеченной местности отлично подойдут именно горные велосипеды. Стремление людей покорять "трассы" с весьма трудным рельефом на очень высокой скорости, заставляет производителей горных велосипедов быть к своему товару предельно внимательными и требовательными.

Все детали байка, и вся конструкция горного велосипеда должны быть рациональными, ведь экстрим неизбежно сопряжен с риском для жизни и здоровья спортсмена. Большое внимание уделяется жесткости рамы, амортизаторам, которые гарантируют свободных ход передним и задним колесам, устойчивости и маневренности велосипеда, тормозной системе, надежности крепления всех деталей и узлов. Так как за грунт более тяжелый байк держится лучше, что некоторым образом помогает сделать спуск более четким и уверенным, производители нередко не стараются минимизировать массу горных байков.

Традиционными примерами горных велосипедов считаются велосипед K1, велосипед Wheeler, велосипеды Stels , велосипед Upland, велосипед Trek, велосипед Kellys, велосипед Stark, велосипед Scott, велосипед Gary Fisher, велосипед Panther, и другие.

Для скоростного передвижения по ровному гладкому асфальту подходит шоссейный велосипед. Здесь главная цель велосипедиста и аппарата - развить максимальную скорость. Для профессиональных шоссейных велосипедов чрезвычайно важен вес изделия. Благодаря применению в производстве шоссейных велосипедов самых современных карбоновых технологий и магниевых и алюминиевых сплавов, вес изделия минимизируется до 7-10 килограммов, (что непременно сказывается на цене велосипеда!). Рамы велосипедов этого типа имеют предельную жесткость. Колеса шоссейных велосипедов предлагают внушительный диаметр (около 28 дюймов). Чтобы уменьшить трение качения используют тонкие покрышки. Амортизаторы на шоссейных байках просто отсутствуют. Соответствие уровня руля и седла приобретает ключевое значение. Водителю требуется занять как можно более горизонтальное положение, чтобы минимизировать сопротивление воздуха. Для этого сидение максимально поднимается, а руль делается как можно ниже.

В профессиональном спорте удачно себя зарекомендовали велосипед KHS, шоссейные велосипеды Trek , велосипед Felt, велосипед Sprint, велосипед Specialized, велосипед Jaguar, и ряд моделей других производителей.

Велосипеды BMX (BikeMotorCross) представляют из себя, можно сказать, самую молодую, но едва ли не популярнейшую категорию, в том числе среди "прогрессивной" молодежи. Своим появлением BMX-модели обязаны веломотокроссу - катанию на велосипедах по бездорожью или специальным закольцованым трассам с бесчисленными природными препятствиями и всевозможными вариантами искусственно созданных трамплинов.

Вид экстремального катания BMX потребует значительной сноровки велосидедиста, и "поворотливости" велосипеда. BMX могут похвастаться наличием функционального ротора, гарантирующего простой поворот переднего колеса вокруг своей оси, маленькими габаритами, отсутствием нередко переднего тормоза, жесткой передней вилкой, достаточно низкой рамой из надежной легированной стали или хромомолибденового сплава.

Яркими известными моделями с безупречной репутацией в таком виде спорта считаются велосипед Haro, велосипед Specialized,