Когда изобрели ролики. История развития развития роликовых коньков. Развитие технической мысли на протяжении XVIII века

Роликовые коньки - удивительное изобретение. Ведь катание по твердой и ровной поверхности на них занятие не только приятное и полезное. А самое главное - такое времяпрепровождение доступно практически всем без исключения, невзирая на возраст. На роликах катаются и дети, и старики. Максимальный же эффект от таких занятий обуславливается не только мастерством самого человека, но еще и качеством самой техники.

Выбор роликовых коньков - непростое занятие. На мелочи распыляться не стоит, предъявляя к дешевой продукции неоправданно высокие требования. Выбирая первую пару коньков лучше не пытаться брать специализированную или скоростную модель. Достаточно будет выбрать товар проверенного и известного бренда, это хоть как-то гарантирует хорошее качество комплектующих. Готовясь заняться таким спортом, люди часто находятся в плену распространенных мифов о нем. Так что пора развеять мифы о роликовых коньках.

Нужно брать ролики с амортизацией, которые не будут прыгать на кочках. В современных моделях мягкость хода и амортизация достигается за счет пластичных колес, мягкой стельки и пластиковой рамы. Более никаких дополнительных антиамортизационных систем производители роликовых коньков не ставят.

Нужно выбирать коньки с металлической рамой, она самая лучшая. Недаром говорят, что лучшее - враг хорошего. Металлическая рама действительно рассчитана на более быструю езду, что достигается увеличенными колесами с диаметром более 80 мм. Только вот далеко не все люди, особенно начинающие в этом спорте, могут справиться со стремительно растущей скоростью. В итоге это влечет за собой травмы и психологический дискомфорт. Именно поэтому, приобретая свои первые ролики, куда важнее обратить внимание на другие характеристики, не уделяя принципиального внимания именно металлической раме.

Для первых коньков лучше брать подшипник «семерку» или «девятку». Часто люди обращаются к продавцам именно с такой просьбой. Но покупатели просто не понимают смысла своей просьбы. В разных ценовых категориях на изделиях ставят цифровое обозначение. Оно соответствует скоростному режиму. Тройка - это детские ролики, пятерка - базовые взрослые, а вот семерка или девятка - скоростные. Этот цифровой показатель напрямую связан с точностью обработки деталей подшипника в соответствии с ГОСТом, однако ничего не имеет общего с качеством смазки или материала. Именно поэтому нельзя ориентироваться только на этот показатель. Лучше приобретать продукцию известных марок, где и так буду уже стоять подшипники неплохого качества.

Стоит покупать универсальную модель, с которой можно будет кататься и в дождь, и по плохой дороге. Прежде всего стоит сказать, что ездить на роликах в плохую погоду вообще нежелательно. Ведь грязь, песок, влага - это те факторы риска, которые только ускорят выход из строя подшипников. Стоит бережно относиться к своей экипировке, тогда ролики прослужат дольше без ремонта и замены частей. Так что выбор универсальной модели для ее неправильной эксплуатации попросту лишен смысла.

Надо брать ролики с каучуковыми колесами. Часто покупатель ищет для себя именно такие колеса, считая их более выносливыми и тихими. Но сегодня практически все производители ставят на свои модели полиуретановые колеса. Этот материал также бесшумный, прочный и пластичный. Его идеальным не назовешь. Но ведь лучшие колеса тогда должны быть особенно износостойкими, быстрыми, обеспечивать хорошее сцепление. Правда, тогда каждое из них стоила бы порядка 10 долларов, и это еще не считая подшипников. Так что неудивительно, что производители в своих фитнес-роликах ставят менее дорогие варианты. А износ колес обуславливается качеством полиуретана, а также интенсивностью эксплуатации и ее особенностью.

Самые лучшие колеса - гелиевые. На самом деле стоит сказать, что колеса не готовят ни из геля, ни из гелия. Первоначально роликовые коньки вообще оснащались жесткими колесами из ПВХ. Но при езде по асфальту они издавали громкий и грохочущий звук. Сегодня применяется куда более современный и технологичный материал - полиуретан. Его внешний вид, особенно без цветовых наполнителей, полупрозрачный. Именно поэтому и говорят о геле, считая и колеса «гелиевыми».

Надо выбирать модель роликовых коньков на застежках и без шнуровки. Около десяти лет назад на рынке были ходовыми жесткие пластиковые модели на застежках. Сегодня же фитнес-ролики стали намного легче, удобнее и комфортнее, а выпускаются они с мягким шнурованным ботинком. Самые ленивые могут потратиться и купить себе скоростные ролики, на которых шнуровку можно фиксировать одним движением.

Надо искать модель со специальными вентиляционными отверстиями. Сегодня при изготовлении роликовых коньков используются особенные технологи и материалы. Ткани в такой продукции и влагопроводящие, и дышащие, они в полной мере обеспечивают циркуляцию воздуха. А вот дырочки и сеточки давно уже выполняют просто функцию дизайнерского элемента, проще говоря, они просто для красоты.

Роликовые коньки могут стать причиной плоскостопия и плохой фигуры. Стоит вспомнить о том, что плоскостопие - это врожденное и наследственное заболевание. Ролики никак не могут его породить. Те же дети, кто уже имеет плоскостопие, могут тоже кататься на роликах, если на то нет противопоказаний со стороны врача-ортопеда. Не стоит бояться того, что коньки сделают накачанными мышцы на бедрах и испортят девичью фигуру. Такие утверждения ничем не обоснованы.

С помощью роликовых коньков нельзя похудеть. На самом деле это отлично средство сбросить вес, о чем должны помнить представительницы прекрасного пола. Всего получасовое интенсивное катание поможет израсходовать 280 килокалорий. Много это или мало? Столько же энергии сгорит на часовом занятии на степплатформах. Но лучше не пытаться сразу ставить рекорды. Сперва катание будет и непривычным особенно затратным. Так что лучше начинать входить в ритм постепенно, разграничивая тренировки по времени.

Роликовые коньки вообще не нужны - это травмоопасный вид спорта. Именно «благодаря» этому мифу многие и не пытаются встать на ролики. Кажется, что велик риск сломать себе руку, ногу, а то и шею. Конечно, вероятность травмы существует, но стоит мыслить здраво. Катание, если им заниматься правильно, отлично развивает выносливость, ловкость, координацию, помогает сохранить хорошую форму. Да и коньки на самом деле ничуть не опаснее, чем футбол. Да и в качестве семейного досуга на свежем воздухе коньки - отличное решение.

Защита обладателям роликовых коньков не нужна. Кажется, что купив ролики, можно уже быстрее бежать с ними на улицу. Защита? Пусть ею пользуются трусы и новички. Однако, скорее всего после пары серьезных падений любой, даже самонадеянный человек, начнет думать о приобретении защитной амуниции. Если же речь идет о ребенке, то стоит ли вообще его подвергать опасности. Защита понадобится при первых уроках, пригодится она даже после того, как человек научится, как ему кажется, хорошо ездить. Неслучайно каждый производитель коньков выпускает еще и комплекты защиты. Главное при ее выборе - степень защиты, личное удобство и конечно же цена. В комплект обычно входят налокотники и наколенники, которые охраняют самые уязвимые места у детей. Есть и специальная защита для запястий, который защитит кисть от удара, а запястье от вывиха. Самые частые травмы при езде на роликовых коньках - вывихи переломы запястий, ушибы. И тут нет привязки к стилю катания или опыту - просто при падении человек инстинктивно вытягивает руки вперед. А для защиты головы служит шлем. И хотя этот элемент экипировки часто забывается, для детей он особенно важен.

Кататься на роликах можно везде. На самом деле лучше выбирать такие места, где есть относительно ровный и сухой асфальт. Лучше всего, если рядом будет поменьше машин и собак. Да и роллеры обожают кататься рядом с единомышленниками. Правда, в городах таких мест обычно немного. В Москве это - ВВЦ (бывшая ВДНХ) и Поклонная гора. Последнее место вообще является любимым для московских роллеров. Здесь и асфальт отличный и кататься можно бесплатно и в любое время суток.

Можно купить хорошие ролики по низкой цене. Неудивительно желание сэкономить на приобретении нового и не вполне понятного. Однако такая привычка может в итоге выйти боком. На рынке есть предложения роликовых коньков по цене в 15-20 долларов. Но на такие предложения явно китайской продукции вестись не стоит. Мало того, что эти коньки доставят массу неудобств, так еще вскоре придется снова идти в магазин за более качественным товаром. Более-менее приемлемые цены начинаются с 50-70 долларов. Такие роликовые коньки будут если и не самыми лучшими, то не будут греметь и рассыпаться. Но в мире роллеров и эта продукция считается низкосортной и действительно классные магазины такой продукцией не торгуют. Такие коньки подойдут для тех, кто хочет проехаться пару раз в неделю по улице без особых профессиональных планов. А вот приличные коньки стоят уже от 120 долларов. Цены в среднем колеблются до 270 долларов. Естественно, речь идет о фитнес-моделях, агрессивные стоят еще дороже. Так что недорогие роликовые коньки на рынке действительно представлены. Но вот только стоит ли недоплачивать в вопросах своего удовольствия?

Роликовые коньки

Ро́ликовые коньки́ - ботинки с прикреплёнными к ним рамами, в которых закреплено от двух до пяти колёс , предназначенные для передвижения по твёрдой ровной поверхности, аналогично передвижению по льду на традиционных коньках . Используются как спортивный инвентарь, для занятий фитнесом и активного отдыха.

Первая запись об использовании роликовых коньков датируется 1743 годом . Произошло это в Лондоне , имя изобретателя неизвестно. Первая задокументированная демонстрация роликовых коньков с металлическими колесами состоялась в 1760 году . Своё изобретение представил Джон Жозеф Мерлин (англ. John Joseph Merlin ). К сожалению, конструкция была несовершенной: изобретение мастера оказалось практически неуправляемым. И прямо во время бала Мерлин въехал в большое зеркало. Пострадали и зеркало и сам изобретатель. Публика сочла новинку травмоопасной и не пожелала прокатиться на таком снаряде. Первый патент на роликовые коньки был получен во Франции в 1819 году М. Птиблэ (M. Petitbled).

Роликовые коньки в начале 19-го века не были похожи на современные. Коньки с попарным расположением колес, квады , впервые появились в 1863 году в Нью-Йорке и были разработаны Джеймсом Леонардом Плимптоном (англ. James Leonard Plimpton ). Первый публичный роллердром был открыт при поддержке Плимптона в 1866 году в Ньюпорте . Именно данная конструкция коньков оставалась доминирующей почти до конца 20-го века.

В 1876 году Уильям Баун (William Bown) разработал и запатентовал прообраз современных колес для роликов: колесо содержало 2 подшипника и ось. Тогда же в 1876 году был запатентован первый тормоз для роликовых коньков. Подобная конструкция тормоза до сих пор используется на квадах .

В 1979 году Скотт Олсон (Scott Olson) и Бреннан Олсон (Brennan Olson) представили роликовые коньки с привычной сегодня схемой расположения колес в линию (inline), разработанные в 1960-х фирмой «Чикагоу Роллер Скэйт Кампани» (Chicago Roller Skate Company). Они решили, что эти коньки имеют большой потенциал для проведения тренировок хоккеистов без льда. В результате были использованы ботинки от хоккейных коньков и применены последние на тот момент технологии. Через несколько лет Скотт Олсон основал компанию «Роллерблэйд» (англ. Rollerblade Inc. ) Успех был оглушителен. Вскоре многие другие фирмы стали изготавливать подобные коньки, так что разработки Олсона фактически создали новую индустрию, а инлайн-ролики стали гораздо более популярны, чем привычные на тот момент квады.

До середины 1990-х годов практически все роликовые коньки имели жёсткий ботинок, напоминающий горнолыжный ботинок. В 1995 году фирма K2 (англ. ) представила первые ролики с мягким ботинком, которые гораздо лучше подходили для прогулочного катания и вскоре заняли доминирующую позицию.

В 1997 году в Америке появилась новая фирма Upsidedown, чья первая модель роликов - Damocles - стала поистине революционной. Многие её детали - раму, баклю (пластиковая застежка в верхней части ботинка, фиксирующая ногу), каф (манжета роликов с жёстким ботинком, на который крепятся бакли), соулплэйты (вставки из жёсткого пластика, крепящиеся к нижней части ботинка и предназначенные для выполнения скольжений) - можно было заменить. Кстати, название компании было символичным: она хотела перевернуть всю индустрию агрессив-скейтинга с ног на голову (именно так переводится с английского словосочетание upside down), позволив менять практически все детали роликовых коньков на аналогичные, но уже других производителей. Это дало бы роллерам уникальную возможность создать ролики, которые полностью удовлетворяли бы их требованиям и предпочтениям. Спустя год компания поменяла свое название на более короткое и звучное USD и очень скоро превратилась в одну из крупнейших и наиболее уважаемых фирм на рынке агрессив-скейтинга.

Разновидности

Конёк с попарной установкой колёс

Кроме привычных в России роликовых коньков, где колеса расположены в одну линию (инлайн, inline), существуют коньки с попарной установкой колес(quad, квады, «табуретки», «копыта», собственно «ролики»). Одна из разновидностей коньков представляла собой металлическую платформу, к которой крепилось две пары колёс на двух осях. Сама платформа крепилась к обуви ремешками.

  • Ботинок
  • Рама. Изготавливается из металла , пластика , иногда из углепластика(карбона) или стеклопластика.
  • От 2 до 5 колёс, установленных в раму на одной линии (инлайн), или 4 колес, установленых попарно (квад). Колёса делаются из полиуретана различной жёсткости. На дешёвых китайских роликах можно встретить колёса и из пластмассы . На роликах-внедорожниках ставят пневматические колёса.
  • Пяточный тормоз (обычно ставится на один из коньков) пассивный (тормозная колодка закрепелена) или активный (тормозная колодка опускается, когда ролик выдвигается вперёд).

Ботинки можно разделить на жёсткие и мягкие, высокие и низкие, каркасные, а также профессиональные гелевые:

Мягкий ботинок (SoftBoot)

Как правило, ботинки всех роликов, не являющихся узкоспециализированными слаломными или спидскейтерскими - мягкие. Мягкий ботинок обеспечивает достаточную для большинства случаев жесткость и управляемость, он попросту удобнее, чем жесткий. Основное его предназначение - создавать ощущение комфорта у людей, которым полная фиксация ноги не нужна. Большинство роликовых ботинок являются высокими, то есть поддерживают голеностоп от изгиба вбок, что позволяет предотвратить растяжения. Но есть также и низкие ботинки, верхняя часть которых заканчивается чуть выше уровня щиколотки, слегка прикрывая её сбоку. Для новичков без особой спортивной подготовки рекомендуется именно такой ботинок.

Жёсткий ботинок

Жёсткий ботинок хорошо «держит» ступню. Жесткий ботинок делается достаточно тесным, из твёрдого пластика с тонким «валенком» и благодаря этому хорошо фиксирует ногу. Используется или в беговых роликах с низким ботинком, где голеностоп не зафиксирован и с мягким ботинком просто не удастся эффективно бежать, или в слаломе, где повышенная фиксация ноги облегчает выполнение особо трудных элементов. С другой стороны, такие ролики могут жать и натирать, если форма вашей ступни отличается от формы колодки, по которым выпускаются ролики. Используется для агрессивных роликов, слаломных и фрискейтерских (прыжковых) роликов.

Каркасный ботинок

Это ботинки, напоминающие по виду крепления для сноуборда, состоят из пластиковых креплений, в которых закрепляется нога роллера, обутая в кроссовку. Существуют фитнес-модели роликов с таким ботинком, но особую популярность приобрели агрессивные ролики с ботинком такого рода (XSJado).

Низкий ботинок

Если это мягкий ботинок (SoftBoot), то высота края ботинка над щиколоткой 2-3 см, такие ботинки называются «training», что подразумевает что он предназначен для более комфортной тренировки спидскейтеров . Ролики с таким ботинком как правило оснащаются длинной рамой с колёсами от 90 мм.

Беговой ботинок является наиболее низким и жёстким из вышеперечисленных, поэтому требует тщательного подбора под ногу, а, как правило, и последующей подгонки. Высота верхнего края бегового ботинка - чуть выше щиколотки. Сам ботинок изготавливается из углепластика (иногда из стеклопластика) с тонкой прослойкой 1-2 мм кожезаменителя (или микрофибры) на внутренней поверхности, для смягчения соприкосновения с ногой. Голеностоп в таком ботинке абсолютно свободен и никак не фиксируется, поэтому для катания в таких ботинках необходима правильная техника. В то же время, жёсткость фиксации стопы позволяет более точно позиционировать конёк при беге, жёсткость подошвы способствует более полной передаче усилия, а свободный голеностоп облегчает движения ноги. К тому же вес такого ботинка намного ниже.

Классификация

Роликовые коньки делятся на несколько видов по стилю катания:

  • Фитнес - самый распространённый и популярный вид роликов. Предназначен для активного отдыха на роликах. Традиционно фитнес-ролики имеют по 4 колеса в одну линию (размер 76-84 мм, жёсткость 76А-84А). В последние годы лидирующие компании по производству роликовых коньков стали выпускать модели с диаметром колеса 84 и 90 мм. Обычно такие ролики оснащены штатным тормозом на ботинке. Некоторые роллеры предпочитают сразу его снимать.
  • Слалом - ролики для тех, кто предпочитает красивое артистичное катание, со сложными элементами. В этом виде езды проводятся международные фестивали. Ролики для этого вида езды самые дорогие на рынке. Дело в том, что они сочетают в себе максимальную крепость как агрессивные ролики, максимальную маневренность и максимальную легкость. Вследствие того, что этот вид катания является самым сложным из всех, он наименее популярен.
  • Фрискейт - ролики для тех, кто предпочитает свободную езду по городу в быстром темпе с элементами прыжков, вращений и преодоления различных преград. Обычно имеют прочный жесткий ботинок и крепкую раму, что позволяет как прыгать, так и заниматься слаломом или играть в колдунчики без риска сломать ролики.
  • Агрессив - ролики, которые используются только для выполнения различных трюков, прыжков с большой высоты, скольжений по поверхностям. Отличаются массивным (большим, тяжелым и мягким) ботинком с хорошей амортизацией, большим весом, короткой твёрдой рамой, оснащенной специальными пластинами для скольжения по различным граням и поверхностям (плейтами), маленькими (по диаметру 48-72 мм в основном 52-56 мм), широкими по профилю и жёсткими колёсами(более 80A), по 2 или 4 колеса на каждой раме. Для более удобного скольжения по трубе вместо средних колес вставляют антирокеры и G-блоки для скольжения по грани. Большую скорость на таких роликах набрать трудно, но они хорошо сохраняют скорость.
  • Беговые - ролики для бега. Отличаются низким жестким лёгким ботинком, зачастую изготавливаемым из карбона, длинной рамой. На роликах данного класса ранее было установлено пять колес диаметром от 80 до 85 мм (5х84), для большего сцепления с асфальтом, но сейчас используется рама с четырьмя колесами диаметром 100 мм (4x100). Вариант 4x100 в последнее время фактически полностью вытеснил 5х84, не так давно был официально разрешён для использования в мировых гонках стандарт 4х110. Жесткость колес большая, от 81 до 86 и выше у колёс для дорог и треков, также есть колёса и для закрытых помещений с гладким нескользящим покрытием.
  • Фигурные - ролики для фигурного катания. Они имеют специальный стопор в передней части рамы, необходимый для выполнения вращений, дорожек шагов и прыжков, а колёса расположены по дуге, аналогичной форме лезвия для ледовых фигурных коньков . Рама и ботинок для фигурного катания обычно продаются отдельно, позволяя подобрать раму и ботинок под конкретный стиль катания, а также использовать ботинки от ледовых коньков.
  • Детские - раздвижные ролики (позволяют менять размер конька вместе с ростом ноги ребенка), обычно имеют 3-4 колеса на каждом ботинке, штатный тормоз (иногда два тормоза - на каждый из ботинков).
  • Хоккейные - ролики с жёстким ботинком для игры в инлайн-хоккей.
  • Внедорожные - 2 - колёсные ролики с металлической рамкой (реже конструкции квады с пластиковой рамкой и полиуретановыми колёсами) длиной примерно от 50 см до 80 см,обладающие повышенной проходимостью (есть модели с тормозами и без них) и так называемой возможностью кататься всесезонно, имеющие пневматические резиновые колёса диаметром от 125 - 130 мм до 200 мм и шириной от 3 до 5 см, что обеспечивает им возможность ездить по бездорожью (степень возможного покорения бездорожья зависит от длины рамки ролика, дорожного просвета (клиренса) и размеров колёс), более уверенно чувствовать себя в мокрую погоду на асфальте, так как сцепление у резиновых колёс куда лучше, чем у полиуретановых. Правда за такие ролики приходится и больше платить по сравнению с обычными традиционными. Зато самые продвинутые модели такого вида роликовых коньков лучше всего подходят для бездорожного даунхилла и фрирайда (т. е. на них можно даже прыгать).

Даунхилл – это одна из дисциплин роллерспорта. Смысл его заключается в максимально быстром спуске на роликах со склона. С любого склона можно съехать двумя способами: притормаживая, все время контролируя скорость, либо разогнавшись под действием силы тяжести, тогда скорость набирается намного выше и остановиться в любой момент уже не так просто. Именно о втором способе и пойдет речь.

Одним из основных моментов является стойка. Она немного отличается от той, в которой катаются по прямой. Главная задача – это набрать скорость побольше, при этом удержаться на этой скорости. Поэтому стойка должна быть как можно ниже. Это смещает центр тяжести роллера ниже, что придает устойчивости и улучшает маневренность. Чем ниже посадка, тем сложнее при более резком повороте завалиться на бок. Это связано с тем, что чем больше скорость, тем большим должен быть радиус поворота. Если же радиус недостаточный, то есть слишком крутой поворот, то колеса просто заносит, и если этот занос неконтролируемый, то можно упасть на бок. Низкая посадка позволяет поворачивать с меньшим радиусом. Также на устойчивость влияет «ширина» стойки, то есть расстояние между правым и левым роликом. Чем больше это расстояние, тем более устойчиво ехать. Однако это действует лишь тогда, когда рамы перпендикулярны земле, если же они стоят под углом к дороге, то они проще уходят в занос.

Сообщества

Монашки на роликах

Роллерспорт становится всё более популярным. Спидскейтинг , бег на роликовых коньках, является кандидатом для включения в олимпийскую программу. Роликовые коньки становятся крайне популярным видом отдыха и поддержания физической формы, отдыхом в компании единомышленников. В крупнейших городах России уже сегодня насчитываются тысячи роллеров, проводятся регулярные соревнования и мероприятия, такие как Пятничная Ночная inlinelife в Санкт-Петербурге . В Киеве популярным является встреча рассвета на ролликах - «Ямакаси» - участники на роликах добираются в условленное место с красивым обзором и вместе встречают рассвет, после чего разъезжаются по домам. Для совмещения катаний и прогулок созданы «сталкерские покатушки», которые соединяют в себе поездки в места с достопримечательностями или просто интересные, загадочные, красивые точки города. Для развлечения устраивают покатушку «куда-глаза-глядят» - ведущий меняется каждые 5 минут и выбирает абсолютно непредсказуемый маршрут. В Москве в сезон практически каждый день проводятся «организованные покатушки» на роликах, как для новичков, так и для тех кто давно катается.

Стили катания на роликовых коньках

См. также

Ссылки

Первые роликовые коньки появились... в начале XVIII века! Тогда датчанин Ханс Бринкнер приделал к своим башмакам небольшие деревянные катушки. Впрочем, конструкция была столь несовершенной, что его идею надолго забыли.

Настоящим же изобретателем роликовых коньков стал Жозеф Мерлин, бельгийский фабрикант музыкальных инструментов. Прикрепив к ледовым конькам по два металлических колеса, он в 1760 году на костюмированном балу представил новинку лондонскому двору. Грациозное скольжение по паркетному полу Мерлин сопровождал игрой на скрипке. Публика восторженно аплодировала. Окрыленный успехом 25-летний изобретатель стал кружиться быстрее, быстрее и... на полном ходу врезался в дорогое зеркало, разбив вдребезги его, скрипку и серьезно пострадал сам. Тормозов на его коньках тогда еще не было.

Первый "удачный" показ роликовых коньков состоялся в 1849-м году, когда француз Луи Легранж (Louis Legrange) использовал роликовые коньки, чтобы изображать катание на ледовых коньках в пьесе "Le Prophete". Он сделал ролики, приделав к ледовым конькам маленькие колёсики. Прогресс был виден невооруженным взглядом

И только Более чем через 100 лет после падения Мерлина, благодаря американцу Джеймсу Плимптону, на свет появились ролики с 4 колесами и резиновым тормозом. Разработка Плимптона считается основой для современного роликового конька. Именно его идея была организовать массовые катки. Первоначально эта идея была направлена только на высшие слои общества, но с прибытием эмигрантов в штаты ситуация изменилась и кататься стали все, кто мог позволить купить себе коньки на колесиках или ролики, как мы сейчас их и называем!

А еще век спустя - появилось менее глобальное изобретение, но все же ноу-хау, Владимира Ефимова.(Гордимся отечественным изобретением!) Ролики с единым креплением для коньков и лыж.

А вот такой конек мы привыкли видеть сейчас:

Современные роликовые коньки оснащены высокими рабочими характеристиками, учитывают отличия женской ноги от мужской, имеют возможность корректировать размер для детских роликов. А слышали ли вы о возможности подключения коньков к компьютеру с последующим вычислением эффективности тренировок, скорости, пройденного расстояния? А коньки с разъемом для Flash-карты? Все это уже позволяют нам современные технологии.

Остается только выбрать, что именно тебе нужно от роликов!

Сегодня кататься на роликах умеет каждый второй. Это достаточно и активного отдыха как среди совсем юной молодёжи, так и среди людей постарше. Любители такого вида спорта и активного отдыха выезжают в парки и на трассы как только сходит снег с дорожек и катаются практически до поздней осени. Однако далеко не все из тех, кто освоил ролики, знают о том, как, где и когда впервые они появились и как эволюционировали до современного вида. А роликовые коньки имеют почти 300-летнюю историю. И за это время уже успели обрасти легендами и историями.

Легенды о первом происхождении

Легенд об их первичном происхождении несколько. Одни говорят о том, что ещё японские ниндзя катались на ботинках с колёсиками, что и позволяло им двигаться со значительной скоростью. В других источниках говориться о том, что ролики возникли как замена обычным ледовым конькам в скандинавских странах. Обычные коньки были привычным способом перемещения по замёрзшим водоёмам. А вот в летнее время для более быстрого и удобного передвижения они использовали обычные в ряд. Однако это лишь легенды. Первые официальные упоминания были датированы более поздним временем.

Первые официальные упоминания

Первая запись, в которой упоминалось об устройстве, очень схожем с роликами, была сделана в 49 году XVIII века. Однако информация о том, кто его изобрёл, не сохранилась. Следующее упоминание о них встречается лишь спустя 11 лет. На одной из своих презентаций известный в то время бельгийский фабрикант музыкальных инструментов Джон Джозеф Мерлин выехал на сценическую площадку на роликовых коньках. Скользя по сцене, он играл на скрипке. Это была хорошая рекламная акция. Публика была в восторге. Мерлин, окрылённый успехом, начал набирать скорость… и врезался в зеркальную стену, разбив при этом дорогостоящие в то время большие зеркала. Он не учёл недостатки конструкции - отсутствие тормозов. Результат этой презентации оказался плачевным и для автора, и для его изобретения. Такая антиреклама привела к снижению количества покупателей, которых и до этого было очень немного. Это была одна из причин, по которым Мерлин так и не получил авторское свидетельство на свои коньки. Про них забыли на некоторое время.

Идея создания роликов со временем мигрировала во Францию. Максимилиан Леде в 1789 г. презентовал своё изобретение - роликовые коньки. Это были ботинки на платформе из металла с деревянными колёсиками. Своё изобретение он назвал patin a terre, что с французского в переводе «катиться по земле». Несмотря на то что популярными его ролики так и не стали, за идею ухватились и другие изобретатели. Ещё спустя 30 лет француз Петитблед презентовал и первым получил авторский патент на устройство, схожее с тем, которое сегодня называют «инлайн» коньки. В них было три стоящие в ряд колеса, которые были прикреплены к подошве сапога с помощью специальных кожаных ремешков. Конструкция со временем менялась. Были вариации с материалом изготовления, колёсики были деревянными, металлическими, изготовленными из слоновой кости. Количество в ряду их тоже варьировалось от 2 до 6. Однако в следующие 40 лет все ролики имели только инлайн-конструкцию - один ряд колёс.

В последующие годы было получено ещё несколько патентов. 1823 год - пятиколёсные ролики запатентовал конькобежец Д. Таерс. 1828 год - авторское свидетельство на трёхколёсные ролики было выдано австрийцу А. Лонеру. Его коньки отличались тем, что их колёса располагались достаточно необычно, одно спереди и два сзади. Также на них впервые был поставлен затвор, который не позволял откатываться назад.

Коньки с каждым годом всё больше совершенствовались и популяризировались. Уже в 1840 году под Берлином в таверне Corse Halle официантки раздавали пищу и охлаждённые напитки, разъезжая на коньках по залу. Это не только ускоряло обслуживание, а и придавало большую популяризацию роликам.

В 1940 году Луи Легранж выступил на роликах в пьесе Le Prophete. А спустя ещё 17 лет впервые были открыты катки в Королевском оперном театре и на Центральной улице в Лондоне.

Несмотря на все попытки и способы популяризировать , в широких массах они всё-таки редко применялись. Это объяснялось недостатками конструкции. Несмотря на все попытки усовершенствовать, коньки были очень плохо управляемыми и в них отсутствовали тормоза.

История квадов

Первые «квады» - коньки с двумя рядами колёс - были предложены уже не французами, а американцами. В 1863 году Д. Л. Плимптоном были разработаны первые коньки с колёсами в два ряда. Они располагались попарно на двух осях и были изготовлены из самшита. Квады были значительно более устойчивы, и на них можно было относительно безопасно ездить как вперёд, так и задом.

Для распространения своего новшества среди американцев Плимптон спустя 3 года открывает первый роллердром в Ньюпорте. Со временем роллердромы открывались не только в Америке, а и в Европе. И если до этого приобрести и кататься на роликах - это было больше привилегией богатых, то с открытием роллердромов возможность научиться и стала доступной почти каждому. К тому же стали появляться более дешёвые аналоги и купить себе уже мог практически каждый такие коньки.

Квады почти на столетие вытеснили с рынка инлайн-коньки. Со временем на квады был запатентован и первый тормоз (1876). В этом же году было получено авторское свидетельство и на подшипниковые колёса на оси.

С начала XX века активно усовершенствуются уже и инлайн-ролики. В 1913-м была запатентована и педальная модель. Это было что-то среднее между обычными инлайн-коньками и велосипедом. А в 1960 г. был получен патент на ролики с ботинком. Однако в то время они не стали общераспространёнными.

Активная популяризация роликов началась лишь к 80 годам, когда в 1979 году хоккеисты братья Олсоны случайно наткнулись на роликовые коньки в магазине. Они решили, что в межсезонье это может быть отличной заменой обычным конькам . Они разработали новую модель. Колёса с рамой прикрепили к хоккейному ботинку. С этим изобретением они обратились в компанию, которая занималась выпуском роликов, однако их эта идея не заинтересовала. С того времени Олсоны стали задумываться о приобретении авторского свидетельства. Патент на выпуск был приобретён в 1981 году. Олсонами была создана фирма Ole’s Innovative Sports, которая и начала заниматься выпуском этой продукции.

Со временем они переквалифицировались с роликов для хоккея на ролики для развлечения. Такой вид активного отдыха уже в то время был достаточно популярным. За последние 20 лет его популярность только растёт. На сегодня ролики признаны одним из самых популярных видов спорта и активного отдыха. Параллельно с популярностью роликов совершенствуется и их конструкция.

Раздвижные колёса

Первый патент на раздвижные колёса был получен ещё в 1905 г. в Нью-Йорке. Джон Джей Юнг предложил конструкцию, которая могла динамически менять размер. Это был обычный двухколёсный механизм, который имел раздвижные колёса. Однако особой популярности эта конструкция в то время не приобрела, ведь такие ролики были менее скоростными и манёвренными, нежели другие модели. Однако со временем раздвижные колёса стали устанавливать на детских коньках. В 1994 году братья Олсоны выпустили первые раздвижные инлайн-ролики для детей. Раздвижные механизмы позволили значительно сэкономить семейный бюджет многих родителей, ведь детская нога растёт очень быстро, а каждый год покупать новые достаточно дорого. А раздвижные механизмы помогают комфортно изменять размер.

С того времени конструкция немного менялась и совершенствовалась. Было изобретено много новшеств, которые позволяли сделать и детские, и взрослые коньки более удобными. Совершенствовалась система тормоза. Со временем, уже в начале XXI века, раздвижные колёса стали устанавливаться и на квадах. Спустя несколько лет появились горнолыжные раздвижные коньки для детей, что позволило развить настоящее направление и в детском горнолыжном спорте.

С момента изобретения первых однорядных роликовых коньков (далее - инлайны) до традиционных двурядных "квадов" (quad) про историю катания на роликах нельзя говорить, не упомянув Сэма Низвицки (Sam Nieswizski). Он написал книгу под названием "Роллермания" ("Rollermania") (1991), на которую ссылаются многие спортивные издания Франции и, возможно, всего мира...

А были ли первые ролики инлайнами?

Однако, с учетом того, что традиционные ледовые коньки имели похожую форму, можно предположить, что именно они и послужили прообразом модных инлайнов. К сожалению, нам лишь отчасти известно, кто изобрел ролики. Возможно, им был один голландец, живший в XVII веке, но для полной уверенности у нас нет подтверждающих документов.

С того самого момента, когда умные люди придумали такое развлечение для народа, как ролики, мы не можем не заметить, что конструкция старых коньков не так уж сильно отличается от современных моделей. Тайерс (Tyers) использовал в своей модели 5 колес, закрепленных на раме в один ряд. Эта рама очень сильно напоминает рамы роликов для спидскейтинга (скоростного катания). Как мы можем заметить, колеса на тех роликах были разного диаметра (золотое правило "рокеринга" (3)). То есть, уже ТОГДА роллеры намотали себе на ус, что использование рокеринга способствует лучшему прохождению кривых и поворотов на высокой скорости. В задней части конька аналогичным образом крепился тормоз.

Развитие технической мысли на протяжении XVIII века

В 1819 году изобретатель Петибле (Petibled) запатентовал свои первые инлайны, оснащенные 3 колесами (расположенными в один ряд). Ролики были оснащены передним тормозом и изготавливались из дерева или металла. Тормоз представлял из себя стопор, состоявший из болта, приделанного к пятке. Рама крепилась к ботинку ремешками, наподобие роликовых коньков нашей молодости (квадов).

Многие изобретатели стали подражать Петибле. Вот некоторые из них: Спенс, Тайерс, Лохнер, Гарсин, Легран (Spence, Tyers, Lohner, Garcin, Legrand). Катание на роликах стало очень модным и популярным в крупных городах Америки и Европы. Во всем мире сооружались специальные площадки для катания.

Материалы, существовавшие во второй половине XIX века, не позволяли изготавливать качественные колеса. Латунь, дерево и даже рога животных не обеспечивали уверенного сцепления с поверхностью и обладали очень плохим накатом, учитывая еще тот факт, что дороги были не такими гладкими как сейчас. Гарсин предложил использовать слоновую кость для изготовления колес, но нам достоверно неизвестно, были такие колеса действительно изготовлены или нет. Впоследствии конструкция роликов не переставала меняться и модернизироваться.

1863: Рождение традиционных коньков ("квадов")

Изобретение Плимптона имело 4 деревянных колеса, закрепленных на 2 осях, по 2 колеса в ряд. Стоило владельцу коньков наклониться вправо/влево, как его коньки охотно слушались его. Единственным большим недостатком данной системы был быстрый износ колес со стороны осей. Тогда, Плимптон предложил использовать бронзовую накладку - кольцо внутри оси, а также смазку в местах трения, что помогло снизить износ колес. Своим изобретением Плимтон сумел сколотить себе приличное состояние.

Увы, начиная с этого времени, дорогие мои братцы-кролики, инлайны начинают пользоваться меньшим спросом. Квады могли похвастаться лучшей управляемостью в поворотах и позволяли выполнять самые головокружительные пируэты. Однако, инлайны полностью не канули в лету. Они по-прежнему оставались более легкими, более доступными и требовали меньшего ухода.

Появление подшипников

В 1852 году англичанин Д. Гидман (J. Gidman) решил запатентовать новое изобретение - роликовые коньки с подшипниками!!! Однако, такие ролики были выпущены только 30 долгих лет спустя. С. Низвицки сообщил нам, что подшипники были изобретены намного раньше, показывая иллюстрации 15 века Леонардо да Винчи. Долгое время подшипники были всего лишь зародышем, поскольку шарики для них было очень сложно изготовить. Однако, еще до да Винчи похожие концепции уже были предложены другими изобретателями.

На сайте фирмы SKF (4), специализирующейся на производстве подшипников, есть информация о том, что подшипники в привычной нам всем форме существовали уже во времена Римской Империи. Такие подшипники были обнаружены среди обломков лодки, относящейся ко времени правления императора Калигулы в 40 году до нашей эры. Интересно отметить, что мнение специалистов фирмы SKF, а также самого Сэма Низвицки совпадает в одном: настоящий прорыв в области подшипникостроения начался только в XIX веке.

Пользовался подшипниками и американец Левант Марвин Ричардсон (Levant Marvin Richardson) (1884). В то время и началось серийное производство подшипников. Ричардсон доработал модель упомянутого нами Плимптона, добавив маленькие резиновые прокладки для правильной центровки осей. Вот теперь, ролики стали очень похожи на современные.

В 1907 году талантливый шведский изобретатель Свен Вингквист (Sven Wingqvist) представил широкой публике первый подшипник, в котором шарики выравнивались самостоятельно. Эти подшипники стали безоговорочным коммерческим успехом.

Конец XIX и начало XX веков были отмечены появлением нового чуда - роликов для езды по любым поверхностям. Их конструкция была схожа с квадами и инлайнами. Они отвечали возросшим требованиям роллеров прошлого - теперь стало возможным кататься по любым поверхностям. Именно эти коньки стали прототипом внедорожных роликов, в которых используются надувные шины.

Новая революция - полиуретановые колеса

Конкурирующие компании создают ролики с деревянными колесами (самшит), которые обеспечивали лучшее качение, но также были и достаточно хрупкими. Также иногда использовалась резина (1912 год, Франция). Ролики, оснащенные настоящими надувными колесами и камерами, появились только в 1987 году.

Настал 1980 год, СССР "запал" на пластиковые колеса, пользующиеся огромной популярностью. Полиуретан впервые был использован в качестве колес для роликов в 1979 году. Такие колеса обладали рядом существенных преимуществ, как для роллеров, так и для производителей. Новинка увеличила популярность инлайнов в разы. Инлайны начинают свой марш по Америке в 80-х, затем по Европе в начале 90-х. Именно с этого момента стали различать различные конструкцию роликов и сами ролики.

Количество колес могло быть разным: от 2 до 6 и даже до 8 колес (не в один ряд). Самая длинная рама с колесами в один ряд состояла из 7 колес.

Однорядные ролики тогда еще называли "роллерблейдами". Название происходит от одной из самых известных фирм по производству роликов (впрочем, представители самой фирмы постоянно возражали против подобной опасной "вульгаризации" наименования их фирмы). Эти коньки, будучи более быстрыми, привлекали молодежь 80-90-хх годов.

Катание на роликовых коньках было впервые продемонстрировано на хоккейном стадионе, на Олимпийских играх в Барселоне в 1992.

Выход на рынок компании "Роллерблейд" (Rollerblade.) Рост популярности инлайнов

Первой компанией-производителем, подавшей патент на инлайны в 1960 году, была компания "Чикаго" (Chicago) (США).

Создание фирмы Rollerblade окутано легендами. Как-то раз, 2 американских хоккеиста, Скотт и Бренан Олсоны (Scott and Brenan Olson), будучи непослушными детишками, решили похимичить в гараже родительского дома и смастерили ролики. Братья решили превратить ледовые коньки в ролики для того, чтобы можно было играть в хоккей летом.

Результат начала работы фирмы можно было лицезреть на улицах Миннесоты. Ролики стали очень популярными среди лыжников, желающих тренироваться в летнее время. Во время шоу в Лас-Вегасе к Олсонам подошел и решил познакомиться один итальянец, владелец фирмы Рочес (Roces). Он покупает у братьев название торговой марки Rollerblade и запускает свою линейку инлайнов под брендом Roces.

Однако самый пик роста фирмы Rollerblade пришелся на 1985 год, когда фирмой стал владеть Роберт Нагеле (Robert Naegele). Я купил дапоксетин и получил бонус Впоследствии Rollerblade стала дочерней компанией фирм Benneton Sport System и Tecnica.

По оценкам Benneton Sport System на 1998 год доля инлайн рынка Роберта Нагеле составляла 50 %. Однако мы полагаем, что данные показатели будут снижаться. Большое количество крупных компаний по производству лыжного снаряжения тоже заинтересованы во вложениях в инлайн производство (6).

Безоговорочный лидер (пионер) в мире инлайнов

Рынок роликов начал расти в 80-х, но продажи начали расти с 1984 года, благодаря усилиям маркетологов, сумевших преподнести данный вид спорта под новым соусом.

В 90-е годы роликов Rollerblade производились на фабрике фирмы Nordica в городе Тревигано, Италия. Стоит отметить, что в этом регионе свои производства основали и многие другие компании.

В 1994 году, Rollerblade продал 60 тысяч пар роликов во Франции. В 1995 продажи Rollerblade составили 36% от общего числа доходов компании Benetton Sport System. (8)

Рост продаж роликовых коньков компании Rollerblade с 1993 по 1997 гг.

Прирост в %