Дыхательные упражнения для восстановления голоса. Исключить курение и употребление алкоголя. Восстановление голоса народными средствами

Голосовые связки играют важную роль в процессе речевого общения: от степени их смыкания и натяжения зависит громкость голоса и его высота. При парезе голосовых связок их движения ограничены, из-за чего голос может звучать охрипло, слабо или отсутствовать. Проблемы с голосовыми связками связаны с патологическими процессами, которые возникают в головном мозге ( , ) либо непосредственно в ЛОР органах. Осиплость голоса в результате пареза голосовых связок возникает также вследствие отравления свинцом.

При лечении этого нарушения ведущим методом считают использование специальных упражнений для восстановления голоса после пареза. Голосовая гимнастика при парезе голосовых связок включает в себя, главным образом, дыхательные упражнения. Такая гимнастика при парезе позволяет включить компенсаторные возможности организма.

Упражнения рекомендованы для всех категорий больных. Даже при полном параличе голосовых связок возможно восстановление речевого общения за счет обучения больного методу получения звуков речи с помощью пищевода. Проводить упражнения с больным может фониатр или логопед.

Дыхательная голосовая гимнастика при парезе голосовых связок

При парезе необходимо нормализовать дыхание. После решения первоначальной задачи произойдет смыкание голосовых складок из-за компенсаторного процесса: здоровая часть гортани выйдет за среднюю линию и сблизится с паретичной частью. В том случае, если складки на пораженной стороне будут колебаться хотя бы немного, это позволит нормализовать голос полностью или улучшить его.

Самое первое дыхательное упражнение, которое проводят с больным при парезе, напоминает игру на губной гармошке. Больной должен медленно, неторопливо дуть, озвучивая дутьё протяжным звуком одной высоты. Длительность выполнения упражнения в первый день – 45 секунд. Затем продолжительность может быть постепенно увеличена до 2 минут за две недели. Частота ежедневного повторения упражнений составляет до 10 раз за день в начале работы по восстановлению дыхания, и до 15 раз в дальнейшем.

Когда упражнение становится для больного менее затруднительным, продолжительность каждого из вдохов и выдохов можно сократить. Такое упражнение позволяет стимулировать мышцы гортани за счет их массажа воздушной струёй, и удлинить выдох. Используют следующую дыхательную гимнастику:

  • быстрый неглубокий вдох через нос, далее – продолжительный выдох носом;
  • носом вдыхать, выдыхать ртом;
  • вдыхать через рот, носом выдыхать;
  • вдыхание и выдыхание одной половиной носа, вторая половина закрыта, затем меняем;
  • вдыхание через одну половину носа, вторая закрыта, а при выдыхании открываем ранее закрытую половину и закрываем первую.

Гимнастика для активизации мышц шейного отдела и гортани

Для того чтобы укрепить мышцы шейного отдела и гортани через 1-2 недели после проведения занятий по нормализации дыхания можно начать выполнение физкультурных комплексов. Промежуток после занятий по нормализации дыхания соблюдают, чтобы избежать перегруженности больного, а также для наиболее полного овладения всеми заданиями.

Для проведения занятий больной садится на стул. Рекомендован следующий гимнастический комплекс:

  • больной кладет на затылок сцепленные вместе руки, после этого наклоняет голову назад;
  • больной выполняет наклоны головы вперед, его кулаки при этом упираются в подбородок;
  • больной кладет руки на уши и наклоняет голову вправо и влево;
  • выполнение движений нижней челюстью, ей можно двигать вперед, вниз, влево и вправо;
  • сжимать и разжимать зубы;
  • надувать щеки;
  • доставать языком до мягкого нёба;
  • поднимать мягкое нёбо, как бы зевая.

Упражнения просты в выполнении, не вызывают перегрузок у больного. Этот гимнастический комплекс рекомендовано повторять до 6 раз в течение дня, каждое движение при этом выполняется по 5 раз. Рекомендуют сочетать предложенные упражнения с занятиями в кабинете лечебной физкультуры, направленными на установление диафрагмального (глубокого) дыхания. После выполнения данных упражнений в течение 1-2 недель можно перейти к фониатрическим упражнениям. Голосовой аппарат к этому моменту будет более подготовленным: удлинится выдох, могут появиться небольшие колебания в паретичной голосовой складке.

Фониатрическая гимнастика при парезе голосовых связок

После того как были решены задачи предыдущих этапов, выполняют фониатрическую гимнастику, рекомендованной при парезе голосовых связок. Начинаются такая гимнастика с произношения звука «М». Этот звук не требует сильного напряжения голосовых складок, воздушная струя слабая. Далее можно выполнять и другие фониатрические упражнения.

Краткое произнесение данной фонемы в спокойном положении гортани. Воздух при произнесении следует направить так, чтобы он оттолкнулся от твердого неба. В ходе такой работы звучность и ясность произнесения должна увеличиться. Можно увеличить и длительность звука. После того, как выполнение этого задания перестанет вызывать затруднения, приступают к работе со слогами.

Работу со слогами строят так: к продолжительному звуку «М» добавляем все гласные, произнося их кратко и опуская челюсть. Должны получится слоги МА, МЭ, МЫ, МУ, МО. После того, как упражнение перестало быть сложным для больного, можно приступить к произнесению слогов и с другими звонкими согласными.

Далее больной тренируется в произнесении цепочек слогов, которые ему уже хорошо знакомы: МА-МА-МА, НА-НО-НУ. Тренируют и произнесение цепочек гласных звуков, например АУ, АЭ, АОИ, АУО и других. Получатся это должно легко, без напряжения, голос звучный. Гласные нужно также произносить со звуком Й, например ОЙ, ЕЙ, ЮЙ,ЭЙ, АЙ, ЯЙ. При этом гласный произносится кратко, а Й длинно.

На этапе автоматизации больной тренируется в произнесении слов. Сначала это должны быть простые слова с открытыми слогами. Затем слова можно усложнять. Голос считают восстановленным, если он звучит достаточно громко и звучно и речевое дыхание больного хорошо организовано. Длительность такой работы может составлять до 4 месяцев, особенно эффективна она при раннем начале занятий.

Подведем итоги

Восстановление больного будет более быстрым и полноценным при условии помощи родных и близких. Все упражнения требуют многократного повторения в течения дня, что невозможно организовать, если с пациентом занимается только логопед или фониатр. Но и без консультаций специалистов обойтись невозможно, они помогут составить программу и направить помощь родных в нужное русло.

В работе рассказано доступным языком о сторении голосового и дыхательного аппарата; о постановке певческого дыхания,; о проблемах, которые возникают при неверной постановке дыхания и их устранении. Описан основной комплекс дыхательных упражнений и их воздействие на организм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой: практическое применение в детской школе искусств

Школа пения- это школа дыхания

Франческо Ламперти(1813-1892)

Итальянский педагог и теоретик

Искусство пения – это искусство духовного самовыражения через звуки.

Пение в большей степени, чем другие музыкальные звуки, воздействует на эмоциональное состояние человека. Это один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Звуки человек создаёт, рождает в себе посредством голосового аппарата. Голосовой аппарат человека – это единая система органов и мышц, участвующих в образовании звуков в пении и речи.

  1. Аппарат, рождающий звук голоса - это гортань и голосовые складки.
  2. Аппарат дыхания - те органы и мышцы, которые находятся ниже гортани и подают воздушную струю - энергетическая система голосового аппарата.
  3. Мышцы и органы, расположенные выше голосовых складок -голосообразующая система резонаторов и артикуляционного аппарата.

Рассмотрим отдельно аппарат дыхания. Это трахея, бронхи, легкие, диафрагма, мышцы грудобрюшной полости.

Трахея - дыхательный орган, расположенный ниже гортани и выше бронхов. Длина её 11-13см. , состоит из хрящевых полуколец, соединенных связками. Трахея разделяется на два бронха. В пении трахея играет роль резонатора.

Бронхи - продолжение дыхательных путей от трахеи, которые переходят в бронхиолы. Это очень тонкие воздухоносные сосуды, которые, в свою очередь, имеют на конце пузырёк (альвеолу). Общая масса этих пузырьков (альвеол) составляет лёгкие.

Лёгкие - дыхательный орган в котором происходит газообмен. Альвеолы пронизаны кровеносными сосудами (капиллярами) , посредством которых эритроциты (красные кровяные тельца) обменивают углекислый газ на кислород, поступающий в альвеолы.

Диафрагма – гладкая мышца с сухожильным куполом, вдающимся в центре в лёгкие. Отделяет грудную полость от брюшной, прикрепляется краями к нижней апертуре грудной клетки и поясничным мышцам. Это главная дыхательная мышца певца.

Мышцы грудобрюшной полости – это межреберные мышцы и мышцы передней стенки живота. Эти группы мышц также участвуют в процессе дыхания.

Дыхание делится на две основные фазы: вдох и выдох. Различают несколько типов дыхания. Все эти типы или способы дыхания относят большей частью к первой фазе – вдоху. Как мы знаем, лёгкие не имеют собственной мускулатуры и поэтому могут наполняться воздухом только при помощи мышц грудобрюшной полости. Задействие различных групп мышц и определяет тип дыхания.

Типы дыхания:

Ключичное;

Грудное;

Нижнерёберно - диафрагмотическое (костоабдоминальное) ;

Брюшное (абдоминальное).

Из истории вокального искусства известно, что певцы в разные времена пользовались разными типами дыхания. В настоящее время учёные, певцы и педагоги приходят к выводу о том, что наиболее целесообразным и рациональным для певцов является костоабдоминальное дыхание.

Когда певец правильно использует все приёмы певческого дыхания, то в подсвязочном пространстве создаётся необходимое для фонации подсвязочное давление. В результате этого связки колеблются с максимальным эффектом. Голос при этом обретает звучность, полётность, тембральность. Это и называется пение на опоре. Неправильное дыхание приводит к «пению связками». Сжатие мышцами шеи гортани в её верхней части способствует уменьшению её просвета, что и приводит к возникновению надсвязочного давления. Однако, этот способ создания звука чреват большими неприятностями для певца. Во-первых, звук создаваемый связками, теряет большое количество обертонов, создаваемых голосовыми резонаторами, он беден по окраске и имеет «горловое» звучание. Во-вторых, мышцы шеи быстро утомляются от несвойственной им работы, связки начинают работать с большой физической перегрузкой. Это приводит к их быстрой изнашиваемости, стиранию тембра и даже к заболеваниям, вплоть до появления певческих узлов, что может стать причиной полной потери певческого голоса.

Александра Николаевна Стрельникова (1912-1989) – оперная певица, театральный педагог, автор уникальной дыхательной гимнастики, которая не только восстанавливает дыхание и голос, но вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Улучшает дренажную функцию бронхов;

Устраняет некоторые морфологические изменения в бронхо-лёгочной системе;

Способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков лёгочной ткани;

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;

Налаживает нарушенные функции сердечно – сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

Исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

Способствует восстановлений нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно – психическое состояние.

Практика Александры Николаевны показала, что дыхательная гимнастика полностью восстанавливает и возвращает голос. Её подопечными были Лариса Голубкина, Маргарита Терехова, Максим Штраух, Ольга Воронец, Лайма Вайкуле, София Ротару, Алла Пугачёва. В процессе работы Стрельникова пришла к выводу, что расстройства певческого голоса, как и многих других функций организма, могут быть обусловлены тремя причинами:

Дизритмией системы дыхания, в частности, её мускулатуры;

Нарушение функции диафрагмы, обеспечивающей нормальную работу лёгких, сердца и органов брюшной полости;

Расстройством психо – эмоционального состояния человека.

Возникла мысль: если для восстановления работоспособности и оздоровления любой мышцы организма требуется постоянная нагрузка на неё, то нельзя ли использовать этот же принцип для укрепления дыхательной мускулатуры и голосовых связок? Немалую роль в дыхательном процессе играет диафрагма. Самая мощная мышца в нашем теле совершает в норме 1000 колебаний в час, со средней амплитудой движения 8см.. Она влияет на вентиляцию лёгких, оживляет крово - и лимфообращение органов брюшной полости. При дыхательной гимнастике диафрагма совершает не 1000 движений, а в 4 раза больше.

Суть методики дыхательной гимнастики заключается в следующем:

Форсированные, короткие, как укол вдохи через нос, направляющие воздух на всю глубину лёгких, от верхушек до основания, и полное отсутствие контроля над выдохами через рот;

Активизация мышечного аппарата диафрагмы и грудной клетки, их тренировка;

Обеспечение диафрагмой вентиляции лёгких с одновременным массирующим действием мускулатуры органов брюшной полости и их клапанных аппаратов;

Нормализация процессов возбуждения – торможения коры головного мозга и подкорковых структур, их биоэлектрической активности, улучшение кровообращения и обеспечение кислородом клеток мозга.

Правила применения дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой:

  1. Чем естественнее вдох, тем он эффективнее;
  2. Не думать о выдохах, после вдоха они должны происходить самопроизвольно и желательно ртом, а не носом. Тренируйте короткие, частые активные вдохи, ритмично и легко. Чем активнее, шумнее вдох, тем легче и незаметнее получается произвольный выдох.

Основной комплекс дыхательных упражнений.

Упражнение «ладошки»

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательные движения) . Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.

Упражнение « шаги »

Маршируйте на месте, делая ритмические вдохи: левой- вдох, правой- вдох. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох. Учитывая простоту, начинать дыхательную гимнастику можно с «шагов ». К тому же это упражнение позволяет исключить движения плечами.

Упражнение « погончики »

Исходное положение: стать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну, пальцы рук широко растопыриваются. На выдохе вернитесь в исходное положение.

Упражнение « насос »

Встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, спина круглая, голова опущена, шею не тянуть и не напрягать. Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке наклона. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент пассивный выдох через рот. Снова наклонитесь и одновременно с наклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот.

Упражнение « кошка »

Встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие пружинистые танцевальные приседания. Одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. Кисти рук на уровне пояса. При поворотах вправо и влево одновременно с вдохом делаем руками хватающее движение. Кисти рук далеко от пояса не отводить. Голова поворачивается вместе с телом. Колени слегка гнутся и выпрямляются, приседание лёгкое, пружинистое. Спина всё время прямая, не сутультесь!

Упражнение « обними плечи »

Встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, что бы руки двигались параллельно, а не крест- накрест. При этом одна рука окажется над другой. Главное - в течение всего упражнения положение рук менять не следует.

Упражнение « повороты головы »

Встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий вдох. Затем, без остановки, поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух. Шею не напрягайте. Туловище неподвижно, плечи не поворачиваются за головой.

Упражнение « ушки »

Встаньте прямо. Смотрите перед собой. Слегка наклоните голову вправо – короткий шумный вдох носом. Голова прямо – выдох. Затем наклон головы влево – вдох, голова прямо - выдох. Плечи при этом не поднимаются, их нужно удерживать в неподвижном состоянии.

Упражнение « маятник головой »

Встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз, посмотрите на пол - вдох. Откиньте голову назад, посмотрите на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный, свободный в промежутке между вдохами. Шею не напрягайте.

Упражнение « восьмёрки »

Это хорошее упражнение на задержку и объём дыхания. Сделайте мгновенный глубокий вдох на поклоне вперёд. Задержите воздух, не выпрямляясь и на одном вдохе считайте вслух до восьми столько раз, сколько получится. Каждый раз считая до восьми зажимайте пальцы, что бы знать, сколько восьмёрок вы насчитали. Не останавливаться, не брать дыхание. Очень хорошо, если на одном вдохе у вас будет получаться проговаривать по 10-15 восьмёрок.

Упражнение « алфавит »

Произнесите на лёгком поклоне вперёд каждый звук по восемь раз: Р, Л, М, Н, В, Ф, З, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, Г, К, Х.

Строго следите за одновременностью выполнения поклона и произнесения звука. Одно вдоха должно хватать на произнесение нескольких звуков. Голова опущена, шею не напрягать. Говорить всем телом, освобождая его от чрезмерного напряжения.

Все звуковые упражнения делаются на опоре. Что бы создать опору, нужно встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Положите ладони обеих рук на брюшной пресс и, слегка наклоняясь на каждом звуке или слове мгновенно напрягите живот во время поклона, надавливая на него при этом ладонями сверху вниз. Таким образом создаётся диафрагмальная опора. С её помощью преодолевается ларингоспазм любой степени тяжести.

Выполняя все упражнения, необходимо контролировать количество вдохов - движений, их периодичность и время отдыха между ними. Во всём мире ритм песен, плясок, вальсов составляет 8, 16,32 такта. Данный счёт естествен и, следовательно, физиологичен. Счёт вдохов - движений можно начинать до 4, до8, до16, до24 и до32.

Можно проводить гимнастику и под пение различных песен: куплет «Чижика»- 8 вдохов, припев « Мы с тобою оба правы »- 16, а куплет из песни « Подмосковные вечера »- 32. На первом уроке упражнения следует делать по 4 или 8 вдохов с отдыхом в 2-4 секунды между ними. Упражнения должны не утомлять, а приносить удовольствие. Соблюдайте ритм, темп, не торопитесь. Вдохи в минуту следует делать равными частоте пульса или даже чаще. Чувствует усталость – остановитесь. Начинать делать упражнения лучше сидя, а затем стоя.

С помощью гимнастики мы добиваемся расслабления мышц шеи и плечевого пояса во время пения. Уходит зажатость. Натренированная диафрагма начинает активно работать, давая опору звуку. Во время гимнастики тренируются определенные мышцы для постановки профессионального дыхания. Мы учимся управлять дыханием. Изучаем главные принципы работы дыхания во время пения.

Никогда не думайте о дыхании, ни в пении, ни в речи. Думайте о смысле того, о чём поёте. Зрители не должны видеть как певцы на сцене пользуются дыханием. Не тяните и не напрягайте шею во время пения. Напряжение мышц шеи передаётся на гортань, и происходит недосмыкание голосовых связок. Звук получается сдавленным. Абсолютно свободными, не зажатыми должны быть плечи. Только при таком условии будут свободно и объёмно звучать низкие ноты (грудной регистр). А вот для того чтобы хорошо звучал головной регистр, чтобы звонкими были верхние ноты, необходимо создать диафрагмальную опору.

Стрельниковской дыхательной гимнастике можно обучать детей практически в любом возрасте, после того, как они научатся говорить. Нужно научить ребенка дышать предельно глубоко, чтобы лёгкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований. Нужно как следует натренировать диафрагму, заставить её активно участвовать в голосообразовании. Надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми. Стрельниковская дыхательная гимнастика поможет развить певческий аппарат и создаст, так называемый, « столб звука ».

У людей, поющих голосами, которые мы называем « поставленными от природы » , связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но при этом правильно и легко, дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если случайность их нарушит.

Задача педагога – устранить все неправильные приобретённые рефлексы работы голосового аппарата, создать новые, устойчивые навыки координации управления мышцами, способствующие правильной работе диафрагмы с мышцами гортани и ротовой полости.

Дыхание – основа правильного интонирования и голосоведения. Именно правильно организованная система певческого дыхания помогает поддерживать на должном уровне функционирование всего певческого аппарата.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. – М.: Метафора, 2008.
  2. Заседателев Ф. Научные основы постановки голоса. – М.: Гос.муз.издательство,1929.
  3. Витт Ф. Практические советы обучающемуся пению. – Л.: Музыка, 1963.
  4. Вопросы вокальной педагогики // 1976. - №5,8; 1984. - №7,9.
  5. Пекерская Е. М. Вокальный букварь. – М., 2008.

Постановка дыхания важна не только для будущих певцов. Это прекрасный способ у детей, а также полезная гимнастика для здоровья как детей, так и взрослых.

В преддверии , которые Я – Родитель организует совместно со Школой Искусств МакSим 22 ноября, педагоги школы по вокалу Лия Матиссэн, Дмитрий Попов и Дмитрий Нестеров подготовили несколько дыхательных упражнений и рекомендаций для юных певцов, а также и всех тех, кто интересуется правильной постановкой голоса.

Почему важно следить за дыханием?

В мире существует множество разных школ постановки голоса, но все они базируются на классической итальянской школе, которая обрастает новыми формами и приемами.

Дыхание любого человека происходит рефлекторно: оно устанавливается с первым криком маленького человека, когда тот появляется на свет. Но с течением времени у ребенка могут появиться те или иные зажимы разных групп мышц, в том числе и тех, которые отвечают за дыхание.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время множество людей дышат поверхностно, иногда шумно, сопят, даже задыхаются. От неправильной работы дыхательного аппарата появляется предрасположенность к различным заболеваниям. Поэтому занятия пением или просто дыхательные упражнения очень полезны: они помогают убрать зажимы, освободить выдох, усилить силу звука, сделать голос более объемным, спокойным, грудным и приятным на слух.

Гимнастика Стрельниковой

Педагог Школы Искусств МакSим по вокалу Лия Матиссэн рассказала Я – Родителю, что дыхательные упражнения, которые используются в пении, чаще всего основываются на практиках из йоги. Самая распространенная гимнастика носит имя Александры Стрельниковой. Она была разработана ею для певцов, потерявших голос. Это лечебная гимнастика, которая тренирует и массирует мышцы, отвечающие за звукообразование, в том числе и связки, расправляет легкие и увеличивает их объем. Главное внимание уделяется вдоху. Он тренируется – короткий, глубокий, легкий.

Упражнения гимнастики Стрельниковой

Для начинающих есть три простых упражнения. Лучше всего выполнять их вместе с малышом. Так он научится правильно его выполнять. Кроме этого, вместе со взрослым ему будет намного веселее упражняться.

1. «Ладошки»

Попросите ребенка встать прямо и показать вам ладошки. Локти должны быть опущены. Затем скажите ребенку сделать короткий и шумный вдох и одновременно сжать кулаки. Следите за тем, чтобы ребенок сжимал все пальцы одновременно и очень активно.

После вдоха нужно разжать кулачки и сделать свободный выдох через нос или рот. Повторите так несколько раз.

После четырех шумных вдохов остановите ребенка, пусть он отдохнет в течение трех-пяти секунд. Для наилучшего эффекта необходимо дышать таким образом 24 цикла по четыре вдоха-выдоха.

На что обратить внимание:

  • не стоит растопыривать пальцы при выдохе. Кисти рук после сжатия необходимо расслабить;
  • не нужно контролировать выдох. Активным должен быть только вдох;
  • не нужно делать задержек на вдохе или выдохе;
  • если ребенок почувствовал головокружение при выполнении задания, остановите его. Упражнение можно продолжить сидя.

2. «Погончики»

Попросите ребенка встать прямо и сжать руки в кулачки, а потом поставить их на талию. Пусть ребенок сделает такой же короткий и шумный вдох носом, как в предыдущем упражнении, одновременно вытягивая и толкая кулаки в сторону пола. Это движение похоже на отжимание. И вместе с этим движением нужно разжать кулаки.

Необходимо сделать подряд восемь вдохов с движениями, не останавливаясь. Затем отдохнуть в течение трех-пяти секунд и повторить восемь вдохов.

На что обратить внимание:

  • после разжимания кулаков попросите ребенка растопыривать пальцы рук;
  • на вдохе напрягаются плечи, а руки тянутся к полу;
  • вдох происходит легко и пассивно, руки возвращаются на место и сжимаются в кулаки;
  • не стоит широко открывать рот при выдохе;
  • не концентрируйтесь на выдохе;
  • данное упражнение можно делать сидя или лежа.

3. «Насос»

Попросите ребенка встать «по стойке смирно». Пусть он наклонится вниз, но не сильно. Спину необходимо слегка скруглить, а голову опустить. Затем попросите его сделать короткий шумный вдох.

Теперь пусть он приподнимется, но не выпрямляется полностью, и выдыхает свободно.

Необходимо сделать так восемь поклонов-вдохов, после взять паузу на три-пять секунд и повторить еще раз по восемь.

Дыхательное упражнение от Дмитрия Попова

Дмитрий Попов – певец, музыкант и преподаватель по вокалу Школы Искусств МакSим – рекомендует самое простое, но эффективное упражнение на постановку дыхания – вдыхание через нос и выдыхание ртом.

Таким образом человек учится распределять дыхание равными дозами. Это нужно, чтобы в процессе пения юным исполнителям удавалось держать длинные ноты. Можно сделать два равномерных вдоха и два равномерных выдоха, потом четыре или восемь.

3 рекомендации Дмитрия Нестерова для детей, занимающихся вокалом

Дмитрий Нестеров придерживается мнения, что пение – это совокупность дисциплин, включающая в себя слух, артикуляцию, сценическую речь, понимание тональностей и многое другое. Ниже Дмитрий дает рекомендации родителям детей, которые уже посещают занятия вокала.

  1. Запишите на диктофон гаммы и интервалы

    Можно тренироваться петь интервалы: до-ре, до-ми, до-соль. Попросите преподавателя сыграть эти интервалы и запишите его игру на диктофон. А дома уже занимайтесь с ребенком. В идеале сделать так, чтобы ребенок самостоятельно пел под диктофон: ведь наедине с собой нет зажимов и , и ребенку проще тренировать мелодический слух и ритм.

  2. Попросите ребенка «позевать» перед занятием

    Это нужно для того, чтобы будущий певец правильно интонировал. Здесь очень помогает позиция «зевок». Перед вокалом лучше всего позевать, это настраивает тональность. Если не хочется, можно толкнуть кончиком языка в небо, опуская основание языка.

  3. Устраивайте домашние концерты

    Начинающим певцам необходимо как можно чаще давать домашние концерты, выступать перед друзьями, родственниками, чтобы научиться не бояться сцены. Как только человек научится петь, он перестанет бояться многих вещей, и перед ним откроются новые возможности, о которых он не подозревал. Главное – не бояться.

Я – Родитель и Школа Искусств «МакSим» приглашают юных москвичей от семи лет на , которые состоятся 22 ноября. Вход свободный, необходима регистрация. Торопитесь! Количество мест ограничено.

Елена Баталина

Глава четвертая

Помните главную героиню старого советского фильма "Приходите завтра" Фросю Бурлакову? Казалось бы, природа дала ей необыкновенный голос - сильный, чистый, красивый. Но девушка с далекого сибирского хутора стремится во что бы то ни стало поступить в музыкальный институт. Потому что понимает: чтобы пользоваться этим голосом, раскрыть все его возможности, нужно поставить его.

Существуют различные методики постановки голоса разными певческими школами. Стрельниковская дыхательная гимнастика, как вы уже знаете, создавалась как методика, позволяющая вылечить профессиональные заболевания певцов, поставить голос.

ПРОТЯЖНАЯ РЕЧЬ ПОВЫШЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ

Пение - один из способов общения и самовыражения человека, естественный и простой, доступный почти каждому.

Пение имеет отношение не только к эстетической и эмоциональной сферам, но и к работе комплекса мышц, связанных с дыханием, бессознательно организованной творческим эмоциональным настроем. Итак, процессом пения руководит эмоция. Из этого следует, что профессионал должен уметь создавать ее и сохранять во время пения.

У людей, поющих голосами, которые мы называем "поставленными от природы", связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но правильно и легко и дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если их нарушит какая-то случайность.

Но в большинстве случаев певческие школы предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления на каждую ноту. Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены (напевной плавной мелодии) и осмысленность фразы и думает не о том, кому, почему и для чего поет, а о том, попал ли звук на нужную ноту. Хотя направить звук никуда невозможно. Звук возникает в гортани от смыкания голосовых складок (которые чаще называют связками), и единственное, что звук может сделать, это выйти из гортани в полость рта, а оттуда - в зал. А вот каким он попадет в зад, зависит от вашего звуковедения.

Увлеченность пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть к объединению мышц, участвующих в нем, к организации координирующего центра. Анализирование своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения, потому что анализ - разъединение. А иногда внимание певца сосредоточивается на какой-нибудь одной группе мышц, например при выполнении команд: "В маску! В маску!", "На зубы!", "В купол!" и т.п., и это нарушает связи звуковедения.

Если глубокие внутренние связи не нарушены певцом - голос звучит. Кажется только странным, что хорошо поющий человек некрасиво отваливает нижнюю челюсть или бессмысленно улыбается. Но, к несчастью, можно потерять и глубокие внутренние связи, а с ними и чувство радостно поющего тела, которое есть у человека от природы, как есть оно у соловья или жаворонка. Потеря этого чувства - симптом нарушения естественности пения.

Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознана певцами. Именно их создает и сберегает певческий эмоциональный настрой, но до тех пор, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубом же вмешательстве связи рвутся в каком-то звене, и голос перестает звучать. Вот почему так легко теряют голоса даже представители знаменитой итальянской школы. Ведь потеря голоса - это нарушение связей звуковедения, а его возвращение - восстановление этих связей - недостижимо (да простят меня коллеги) никакими медикаментами и электропроцедурами в мире!

Голос поет и говорит мелодию. А мелодия - это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел - его бросила рука, ветка качнулась - ее толкнул ветер и т.п. Следовательно, из работы над голосом логически исключаются так называемые "маски" и "зубы". Они абсолютно неподвижны и потому не могут вести мелодию. Подвижны органы дыхания, их мускулатурами мускулатура внешняя, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь!

Пение - единственная разновидность музыки, в которой инструмент - часть тела музыканта, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы его дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю К/ритму зависят от эмоциональных состояний.

Учиться петь - это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Ведь если дыхание подчиняется эмоциям, эмоции могут подчиняться дыханию. И можно автоматически создавать вдох взволнованных и спокойных состояний и подчинять ему пение, речь и самочувствие.

У актеров и певцов есть профессиональный термин - "опора". Все согласны, что "опертый" звук - хорошо, "неопертый" - плохо и что "опертый" звук возможен только там, где есть "опертый" вдох, хотя, чем отличается "опертый" вдох от "неопертого", неизвестно. А между тем все просто.

"Опертый""голос - это звонкий голос. А что такое "опертый" вдох? Прикоснуться к плечу партнера - еще не значит на него опереться. Опереться - значит перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, "опертый" вдох - это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он "оперся", говоря попросту, уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и вы чувствуете; это. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется кричать иди петь!

Вдох - движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох - это мысленно установить связь с дном легких. Направление гортани диагонально по отношению к легким, следовательно, ей удобно петь, если вы сделали, сознательно или бессознательно, вдох, "опертый" в спину. Легкие расширяются к основаниям не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объем его велик.

Звучание - выдох, колеблющий голосовые связки. Следовательно, чтобы сохранить во время звучания чувство "опоры", надо оставить воздух там, откуда вы его "взяли". Сквозное действие певца - задерживать правильно сделанный вдох. А выдох уходит сам: выдох -это звук.

Не думайте о дороге, по которой вы поведете этот вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что, если вы думаете о дороге, там возникают напряжения. (Кстати, большинство профзаболеваний голоса являются результатом грубого нарушения условий давления в системе трахеи и бронхов.) Не ищите этот вдох умом. Ищите движением и эмоциональным настроем. Чаще всего наклоном во время вдоха. Затаите его и пойте, никуда не направляя звук.

Существует мнение, что "запирать" дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох, искажающий форму легких, задерживать, да и делать вредно. Вдох, заполняющий легкие, не искажая, может вернуть и голос, и здоровье.

Следовательно, если вы сознательно произвел" правильный вдох и задерживаете его, все остальное сделает ваша певческая интуиция. Можно помогать ей движением и мыслью.

Прежде всего, какие связи возникают в теле певца? Источник звука - голосовые связки. Чтобы прозвучать, они должны сомкнуться - встречное движение на уровне шеи. Воздушная струя, которая колеблет их, чтобы они звучали, идет из двух бронхов в одну трахею - встречное движение на уровне груди. Оба эти движения неуправляемы. Но легкие, как на фундаменте, лежат на диафрагме и подчиняются ей, а она - им. Если, чтобы прозвучать, две голосовые связки смыкаются, а две воздушные струи встречаются, следовательно, помогая им, диафрагма должна во время звучания объединять легкие.

Как? С помощью вдоха, который, заполняя легкие воздухом, не разъединяет их. И так как диафрагма самый сильный мускул среди всех, связанных с дыханием, ей подчинятся и смыкание голосовых связок в гортани, и встречное движение воздушных струй в груди. Заполнить легкие, не разъединяя их, может только один вдох - вдох в спину.

Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню коллективного труда, например нашу "Дубинушку". Во всех случаях песня поднимает настроение, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, которых не могут объединить слова. Но не бывает вокализирующих солдат, бурлаков, и даже самая пьяная компания старается выговорить слова. И это понятно: желая выразить мысли и чувства, люди ищут прежде всего слова и поют их, когда эмоциональный настрой выше среднего или его хотят поднять. Следовательно, для человека, поющего естественно, пение - это протяжная речь повышенной эмоциональности.

И в профессиональном пении, в эстрадной, романсовой, опереточной и даже оперной музыке вокализ - исключение, чаще всего на верхних нотах, где произнесение слов затруднено. И нет естественной границы между разговором и речитативом, а речитатив - вступление к арии. Следовательно, и профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да еще с постановкой голоса. Ведь тогда оно - действие заумное и сложное. И слова мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь? Если для вас пение - протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое и слова помогают петь, организуют кантилену. Надо только уметь произнести, потому что хорошо произнесенное наполовину спето.

Принято думать, что протяжность звука зависит от работы внутренней мускулатуры (диафрагмы, брюшного пресса), а произнесение слов - от мускулатуры внешней (губы, челюсти). Певец, поверивший в это, стоит перед выбором: лучше тянуть или лучше произносить? Его внимание раздваивается: кантилена - внимание на брюшной пресс и диафрагму, дикция - на движения челюстей и губ. Активная артикуляция - по существу гримаса, которая разрушает внешний облик певца. Кроме того, челюсть - кость. Она тяжелая. Гортань - хрящ. Он легкий. Каково гортани петь, когда над ней активно лязгают челюсти? И сколько времени она может это выдержать? Представьте себе Венеру, отвалившую нижнюю челюсть, или Аполлона, сделавшего "мопса". Как они будут выглядеть? Не лучше ли вспомнить образное народное выражение, звучащее похвалой певцу, - "нутром поет"? И не думайте, что петь нутром - значит петь особо выразительно. Нет!

Народ говорил как слышал: поет нутром, - значит, тело звучит как музыкальный инструмент. Звучит дудка и звучит грудь. Они подвижны и активны. А "маска", "купол", "зубы" - неподвижная надстройка над тем, что поет. Поэтому думайте, что произносите слова все той же диафрагмой. И не насилуйте ее. Она все знает.

Достаточно только подумать о том, что она произносит слова, и потянуть сказанное. Протяжность расширит ваш диапазон, продемонстрирует ваш тембр и превратит речь в одну из разновидностей музыки - мелодию с текстом.

Музыка имеет три измерения - высоту, тембр и силу. Певец должен помогать голосовым складкам смыкаться, чтобы точной была высота -каждой ноты, освобождать тембр от посторонних звуков. А вот о силе думать нельзя, форсировка ее не создаст. Надо думать о звонкости - звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких - грудные мышцы. У нас это делается конкретными движениями, которые тренируются "актерскими упражнениями" (см. главу третью, раздел "Заикание").

У всех наших пациентов-певцов, жаловавшихся на короткий диапазон, слабость звука, быструю утомляемость от пения и разговора, сухость и боли в горле, певческие и фиброматозные узелки, было мелкое ключичное или грудное перерасширенное и напряженное дыхание. Оноахэ и являлось главной причиной болезни.

Звучание - выдох, колеблющий голосовые складки. Следовательно, если в узких верхушках легких воздуха слишком много, ему тесно, и он стремится уйти во время звучаний такой широкой струей, что мешает голосовым связкам смыкаться. Он давит снизу на гортань так, что стремится вытолкнуть гортань с сомкнутыми голосовыми связками кверху. Замолчать певец, актер, да и просто человек, которому надо говорить, не может. Он продолжает петь или говорить на недосомкнутых или с трудом смыкающихся голосовых связках и в результате становится больным.

Идет к врачу. Бюллетень. Медикаменты. Советы беречь голос. Болезнь усугубляется страхом. А это плохой советчик. Человек ведет внутренний монолог непрерывно, иногда даже во сне. Он начинает напряженно думать о гортани и голосовых связках, а они напрягаются в ответ на его мысли. Гортань и голосовые связки лишаются покоя. Они работают непрерывно и неправильно, потому что человек меньше всего думает, что голосовым связкам надо помогать смыкаться. Он боится встречных движений внутри тела, старается открыть горло шире и, делая вдох, расправить плечи. От неверного звуковедения начинает расти узелок. Бюллетени все чаще и продолжительнее, и, если молчание и медикаменты не помогают, следует оперативное удаление узелка. Но как бы ни был искусен хирург, улучшение самочувствия и звука кратковременно, потому что дыхание и звуковедение остались неверными. Возможно повторное возникновение узелка.

И снова оперативное удаление и в большинстве случаев предложение сменить профессию...

Первое, что я рекомендую и актерам, и певцам, - убрать избыток воздуха из верхней доли легких (упражнение "Обними плечи"). Тренируйте вдох, самый удобный для задержания. Это создает воздушный резерв в основаниях легких и не допускает в гортань избыток воздуха. Петь и говорить сразу становится легче, настроение поднимается.

Затем делайте звуковые упражнения на тех же движениях, на каких делали вдохи (см. главу третью, раз дел "Заикание"). Диафрагма и брюшной пресс начинают активно работать во время звучания, и болевые ощущения (или узелок) постепенно исчезают. А когда вы тренировкой приучили их работать в помощь звуку, вы можете стоять, сидеть или лежать - как хотите. Они сработают по привычке. Но привычка требует подкрепления, поэтому дыхательные упражнения надо повторять. Кроме того, они являются массажем для голосовых связок и гортани, делают их сильнее и подвижнее.

Если во время пения в какой-то части тела у вас возникает неприятное ощущение, знайте, там ошибка. Необходимо найти движение, которое это ощущение уберет (попробуйте в течение нескольких дней проделать полный комплекс стрельниковских упражнений). Это не значит, что напряжений во время профессионального пения нет. Есть! Обязательно есть! Но они приятны и создают высокий эмоциональный настрой.

Проверьте все сами. Спойте что-нибудь раза четыре подряд, чтобы не думать, что. вы еще "не распелись". А затем сделайте упражнение "Насос" 9 раз по 32 вдоха-движения, то есть выполните три "сотни" (см. главу вторую). И повторите ту же самую вещь. Вы почувствуете, что петь намного легче, и услышите, что голос звучит лучше. Дыхание, которое вы тренировали, продержится по инерции некоторое время.

Сделав мгновенный неслышный мягкий вдох ртом, практически не ощутимый внутри тела, "затаите" дыхание и пронесите этот вдох восемь шагов. Руки при этом движении будто прижимают к груди мяч. Затем "затаите" дыхание и пронесите вдох двенадцать шагов, шестнадцать шагов. Направляйте воздух в спину.

Тренируйте вдох на наклоне вперед. И на нем пойте, то есть говорите нараспев, думая о смысле слов и мелодии. Вскоре вы почувствуете, как чистые, сильные звуки буквально польются из вашего горла.

"Неужели все так просто?" - можете удивиться вы.

Нам ведь нередко внушают, что хорошо петь трудно и сложно, а плохо - легко и просто. На самом деле все наоборот: плохой певец поет трудно и сложно, а хороший - легко и просто!

Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогла очень многим актерам и певцам. К ним относится и художественный руководитель Московского детского музыкально-драматического театра, заслуженный артист Российской Федерации Геннадий Чихачев.

"В конце 70-х годов, - вспоминает он, - судьба подарила мне встречу с удивительным человеком - Александрой Николаевной Стрельниковой. Встреча эта произошла в Театральном училище им. Б. Щукина на занятиях по сценической речи. И она определила мою творческую жизнь. Дело в том, что с детства я часто болел ангиной - 6-8 раз в год. Были проблемы с голосовыми связками, с бронхами. И вот от Стрельниковой я узнаю, что эти проблемы могут быть решены, и довольно быстро. Надо только чуть-чуть приложить усилия. Я скептически выслушал Александру Николаевну: много докторов билось над моими болячками, а тут обещает помощь педагог по сценической речи.

Но оказалось, что гимнастика А.Н. Стрельниковой может делать чудеса. 20 лет прошло с тех пор, как я постиг азы ее гимнастики, и все это время и не вспоминал об ангине. Поэтому и своих студентов я учу дыхательной гимнастике по Стрельниковой.

Люди наших профессий, театральных профессий, с благодарностью вспоминают Александру Николаевну и ее гимнастику. Методика Стрельниковой значительно укрепляет всю дыхательную систему, которая является основой основ актерской профессии. И не только актерской - всех профессий, связанных с голосом, - режиссера, учителя, политика..."

Из книги Шаги к долголетию автора Борис Васильевич Болотов

Из книги Живём ли мы свой век автора Фёдор Григорьевич Углов

Глава четвёртая Лечащий врач сказал Молдаванову: - Завтра начнем делать вам загрудинные блокады. Сказал просто, как о нечто само собой разумеющемся. Певец уже знал, что такое загрудинная блокада, и сообщение это, казалось, не произвело на него особого впечатления. -

Из книги Продукты, которые исцеляют, продукты, которые убивают автора Владимир Пищалев

Глава четвертая Энергетические напитки «зажигают»Эксперты считают, что энергетические напитки пришли в Европу из Китая чуть более 20 лет назад. По крайней мере, многие из них утверждают, что рецепты таких напитков завезены из Гонконга. В Россию они пришли намного позже.

Из книги Начало жизни вашего ребенка автора Евгений Олегович Комаровский

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ВАШ НОВОРОЖДЕННЫЙ (о новорожденных вообще; чего хотят и не хотят родители; выбор варианта действий; постоянство принципов).Условия, в которых будет находиться доставленный из роддома ребенок, во многом определят его будущее здоровье.К глубочайшему

Из книги Средство от бессонницы автора Андрей Владимирович Курпатов

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Сейчас мы переходим к самой, наверное, интересной главе этой книги, а именно к обсуждению и уяснению психотерапевтических средств улучшения сна. Сон - явление психическое, а потому лечение бессонницы - это

Из книги Танатология - наука о смерти автора Сергей Валентинович Рязанцев

Из книги Здоровье вашего позвоночника автора Андрей Викторович Долженков

Глава четвертая Эпидемия остеохондроза Чтобы понять истоки массовости остеохондроза, необходимо разобраться в механизмах, «запускающих» и развивающих его. Они достаточно полно описаны в главе «Это горькое слово остеохондроз». Автор называет следующие главные причины

Из книги Хатха-йога Прадипика автора Свами Сатьянанда Сарасвати

Глава четвертая. САМАДХИ Шлока 1. Приветствие гуру Шиве, рассматриваемому как нада, бинду, калаа Приветствую Гуру Шиву, который рассматривается как нада, бинду и калаа (звук, ядро и исходящий луч). Тот, кто всецело предан ему, переходит в вечно безупречное состояние.Шива -

Из книги Проблема «бессознательного» автора Филипп Вениаминович Бассин

Глава первая.

Из книги Закодируй себя на стройность автора Михаил Борисович Ингерлейб

ГЛАВА 5. ПОСТАНОВКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ Диеты не помогают!Вся диеты - фигня! Если вы считаете иначе, то ваш оптимизм просто издевается над здравым смыслом.Ведь вам уже приходилось «сидеть» на диете, причем не на одной. Все известные вам диеты основываются на ограничениях,

Из книги Все дыхательные гимнастики. Для здоровья тех, кому за… автора Михаил Борисович Ингерлейб Из книги 4 группы крови – 4 образа жизни автора Ольга Ивушкина

Глава четвертая Упражнения для шеи

Из книги Для тех, кто хочет жить 120 лет счастливым, здоровым и богатым автора Наталья Калиновская

Глава 5. Четвертая группа крови Психологические черты Из людей с четвертой группой крови получаются хорошие священники, духовные наставники и целители. Это альтруистические натуры, готовые понять любого человека. У них сильно развита способность к сочувствию. И хотя эти

Из книги автора

Глава четвертая Вода О вода – ты есть сама жизнь. С плаката горводоканала Человек, в зависимости от возраста, на 75–85 % состоит из жидкости, и в основном этой жидкостью является вода (Н20). Это факт, и с ним, хотим мы или нет, приходится считаться. Первые обитатели Земли жили в

После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием. При поражениях нижнего гортанного нерва резко ограничена двигательная функция самой гортани, а голосовая складка на пораженной стороне может быть полностью неподвижна. Одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационное дыхание. Особенно это выражено при медиальной позиции голосовой складки. Восстановить двигательную функцию гортани при параличах невозможно. Для восстановления голоса выбираются такие функциональные тренировки голосового аппарата, которые включают его компенсаторные механизмы. Тренировки должны максимально увеличить подвижность здоровой половины гортани, а на парализованной стороне хотя бы частично восстановить двигательную функцию голосовой складки. Необходима также нормализация физиологического и фонационного дыхания. Осуществление этой задачи вызовет смыкание голосовых складок за счет компенсаторного перехода здоровой половины гортани за среднюю линию и сближения ее с неподвижной половиной гортани. В этом случае при организованном дыхании и даже частичном колебании пораженной голосовой складки голос восстановится или значительно улучшится. Тренировки для активизации двигательной функции гортани сочетаются с нормализацией дыхания, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втягивая и выдувая воздух на одной ноте. Физически здоровые обучающиеся начинают тренировки с 45-60 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Первую неделю упражнение выполняют 8-10 раз в день по 45-60 секунд. В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 15 раз по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Продолжительность каждого вдоха и выдоха через губную гармошку в начале занятия значительно укорочена далее тогда, когда упражнение совершенно не затрудняет пациента. Плавность, полнота вдоха и длительность выдоха достигаются постепенно по мере тренировок. «Дутью в губную гармошку» отводится значительная роль в функциональных тренировках голосового аппарата. Оно удлиняет выдох, необходимый для правильного голосоведения, а равномерные движения вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи массируют гортань. Этим приемом достигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и некоторая активизация парализованной, т. е. под действием воздушной струи происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.

Одновременно с «дутьем в губную гармошку» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлиненный выдох.

Комплекс А. Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:

1) вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный);

2) вдох через нос, выдох через рот;

3) вдох через рот, выдох через нос;

4) вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);

5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);

6) вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;

7) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

8) вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями).

Через 7-10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления на перегружать занятий упражнениями. Последовательное включение тренировок позволяет обучающимся полностью овладеть ранее предложенными заданиями.

Комплекс Б. Упражнения выполняются сидя:

1) исходное положение - руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук;

2) исходное положение - сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;

3) исходное положение - ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;

4) движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;

5) надувание щек;

6) доставание кончиком языка мягкого нёба;

7) поднятие мягкого нёба при зевке.

Оба комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня по 4-5 раз каждое упражнение.

На данном этапе логопедические упражнения желательно сочетать со специальными занятиями для установления диафрагмального типа дыхания в кабинете лечебной физкультуры. Упражнения второго этапа подготавливают голосовой аппарат к фонации. В результате тренировок исчезает рефлекторный кашель, ощущение инородного тела в горле, значительно удлиняется выдох и появляются слабые колебательные движения края парализованной голосовой складки. После этого можно переходить к следующему этапу работы - голосовым упражнениям для тренировки кинестезии и координации голосового аппарата. Дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку» рекомендуется продолжать до завершения коррекционного

Голосовые упражнения строятся с учетом воздействия различных звуков на сам механизм голосообразования. Звонкие согласные и гласные звуки влияют на функцию голосового аппарата посредством импеданса. В момент фонации при формировании различных звуков в надставной трубе возникает различное противодавление за счет меняющихся объемов полостей и сужений в рото-глоточном канале. Устанавливается взаимосвязная система колебаний резонаторов и голосовых складок. Поскольку этот акустический механизм зависит от индивидуального анатомического строения артикуляционного и голосового аппарата, а также способа образования звуков, одни звуки всегда имеют больший импеданс, чем другие. Вместе с тем путем тренировок его можно «подобрать» для каждого голосового аппарата таким образом, что при малых затратах мышечной энергии можно добиться хорошего акустического эффекта. В этом и состоит постановка голоса.

Начинается коррекция голоса с произнесения звука м. Выбор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической основой для установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба. Это звук довольно большого импеданса.

Упражнение 1. Предлагается произносить звук м кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Постепенно, по мере тренировок, длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, звучным. Как только обучающийся без затруднений начинает выполнять это упражнение, переходят к произнесению открытых слогов.

Упражнение 2. После длительного произнесения звука м, слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма, мо, му, мэ, мы. Упражнения проводят со всеми звонкими согласными звуками.

Упражнение 3. Произнести слоги:

ма-ма на-на

ма-мо на-но

ма-му на-ну и т. д. и сочетания слов с перемещающимися ударениями.

Упражнение 4. Произнести:

мама-мама-мамама;

нана-нана-нанана и т. д.

По достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходят к упражнению 5.

Упражнение 5. Тренировка сочетаний гласных звуков с j.

Звук произносится с незначительным шумом, голосовые складки колеблются. Большой импеданс j и звучание гласных на твердой атаке оказывают активизирующее влияние на смыкание голосовых складок. Гласный звук должен звучать коротко, твердо, а j - длительно: аи... яй..., ой... ей..., уй... юй..., эй... ей...

Упражнение 6. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т. д.

Сначала сочетания произносятся отраженно за логопедом, затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать законченным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.

По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса. Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов - ма, мо, му, мэ, мы. При произнесении слов типа манка, море, муха, мыло легко включается верхний резонатор и закрепляются наилучшие условия голосоведения. Далее приступают к фразовой речи и чтению стихотворений и прозы. На завершающем этапе речевой материал подбирается не по фонетическому принципу, а с учетом возраста и интересов обучающихся.

Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса, вокальные упражнения проводятся в диапазоне одной, полутора октав, малой или первой в зависимости от высоты восстановленного голоса. Пропеваются гаммы, трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.

Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле. При оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за счет компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой складки на пораженной стороне. Глоттография выявляет равномерные колебания голосовых складок с четко выраженными фазами.

Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и времени начала занятий. К восстановлению голоса необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания. Своевременно начатые тренировки голосового аппарата при соблюдении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок активнее мобилизуют компенсаторные возможности организма, предупреждают образование патологического навыка головедения и развитие невротических реакций.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.