Методика проведения школьной олимпиады по истории методическая разработка по истории на тему. Методика проведения олимпиады Методика проведения олимпиад в школе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

8- я ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

12-я МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОЛИМПИАДА

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2010 г.

Порядок проведения муниципального этапа

    Для проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников создаются оргкомитет и жюри муниципального этапа.

    В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников принимают участие на добровольной основе обучающиеся государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы.

    В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников принимают участие только учащиеся 9-х, 10-х и 11-х классов текущего учебного года.

    Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников проводится по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.

    Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников проводится по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией регионального этапа олимпиады с учётом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады.

    Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников проводится с использованием единого комплекта заданий для всех групп участников. Этот комплект заданий включает все виды заданий Всероссийской олимпиады, кроме задания по аудированию.

    Квота на участие в региональном этапе определяется оргкомитетом регионального этапа.

    Победители и призёры муниципального этапа определяются на основании результатов участников, которые заносятся в итоговую таблицу результатов участников муниципального этапа. Итоговая таблица результатов участников муниципального этапа представляет собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.

    Победителем муниципального этапа признаётся участник, набравший наибольшее количество баллов, при условии, что количество набранных им баллов превышает половину максимально возможных.

Предметно-методическая комиссия регионального этапа не исключает возможности того, что победителями окажутся несколько человек. В этом случае работы победителей предоставляются в жюри регионального этапа для проверки .

    Призёрами муниципальногоэтапа в пределах установленной квоты признаются участники муниципального этапа, занявшие призовые места муниципального этапа.

    Призовыми местами считаются два следующих в итоговой таблице за победителем места (второе и третье места в ранжированном списке участников муниципального этапа) .

В случае, когда у участника, определяемого в качестве призёра, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, призёрами признаются все участники, набравшие одинаковое количество баллов. В этом случае предметно-методическая комиссия оставляет за собой право затребовать материалы призёров муниципального этапа для проверки.

    Квота на количество победителей и призёров муниципального этапа определяется организатором регионального этапа по согласованию с организационным комитетом регионального этапа.

    Победители и призёры муниципального этапа участвуют в составе команды города / муниципального округа в региональном этапе Всероссийской олимпиады.

    Участники регистрируются оргкомитетом с присвоением каждому участнику идентификационного номера.

    Перед началом каждого конкурса председатель или член жюри проводит инструктаж участников и объясняет им правила работы.

    Участники допускаются до всех предусмотренных программой туров. Промежуточные результаты не могут служить основанием для отстранения от участия в олимпиаде.

    Перед входом в аудиторию участник должен предъявить паспорт или другое удостоверение личности.

    Участник может взять с собой в аудиторию письменные принадлежности, прохладительные напитки, шоколад.

В аудиторию не разрешается брать бумагу, справочные материалы (словари, справочники, учебники и т.д.), пейджеры и мобильные телефоны, диктофоны, плейеры и любые другие технические средства.

6. Во время выполнения задания участник может выходить из

аудитории только в сопровождении дежурного.

Участник не может выйти из аудитории с заданием или листом ответов.

    Каждому участнику перед выполнением каждого задания выдается лист ответов и проводится инструктаж по заполнению листов ответов и по порядку их сдачи после окончания работы.

    Члены жюри должны зафиксировать время начала и окончания выполнения задания на доске.

За 15 и 5 минут до окончания выполнения заданий старший член жюри в аудитории должен напомнить об оставшемся времени и предупредить о необходимости тщательной проверки работы.

    Все ответы необходимо отмечать на листах ответов.

    Тексты заданий можно использовать в качестве черновика. Однако проверке подлежат только ответы, перенесённые в лист ответов. Сами тексты заданий сдаются вместе с листами ответов после окончания выполнения задания, но не проверяются.

    Члены жюри в аудитории должны строго следить за тем, чтобы все работы были сданы.

Требования к заполнению листа ответа

    Участники заполняют графу «идентификационный номер» на листе ответа.

    Все ответы необходимо отмечать на листе ответа. Правильный вариант пишется в соответствующей клеточке на листе ответа.

    Исправления на листе ответа ошибками не считаются, однако почерк должен быть понятным. Спорные случаи трактуются не в пользу участника.

    Ответы записываются только черными или синими чернилами / пастой.

письменных туров

60 – 80 мин.

Лексико-грамматическое задание

60 – 80 мин.

Письменная речь

Лингвострановедческая викторина

Оценка выполнения заданий

Задание по чтению: Задание по чтению включает две части: В первой части предлагаются 10 высказываний, предполагающих поиск соответствия или несоответствия какого-либо высказывания содержанию текста, а также установления того, упоминается ли в тексте данная информация вообще. Вторая часть задания предлагает найти подходящее продолжение для 10 предложений. Два высказывания в правой колонке являются лишними и вообще не соответствуют содержанию текста. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, таким образом, первая часть задания может быть оценена в 10 баллов, вторая часть задания может быть оценена в 10 баллов, задание на чтение может принести максимально 20 баллов .

Лексико-грамматическое задание: Лексико-грамматическое задание состоит из двух частей: в первой части предлагается заключённые в скобки глаголы поставить в нужной временной форме. Каждый правильный ответ оценивается в один балл, первая часть задания может принести 30 баллов. Во второй части необходимо заполнить пропуски в тексте словами и словосочетаниями, указанными в правой колонке, в нужной грамматической форме. Каждый правильный ответ оценивается в один балл, вторая часть задания может принести 8 баллов. Максимальное количество баллов за лексико-грамматическое задание составляет 38 баллов .

Лингвострановедческая викторина: предусматривает выбор одного из нескольких вариантов ответов на 10 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за лингвострановедческую викторину составляет 10 баллов .

Письменная речь: В письменном сочинении предлагается написать историю, используя начало и конец истории. Задание на креативное письмо может принести максимально 20 баллов .

Устный тур представляет собой устные презентации по 3 -4 человека по предложенной теме. Устный тур оценивается в 25 баллов .

Максимальное количество баллов за пять конкурсных заданий муниципальной олимпиады составляет 113 баллов.

Письменные туры

Схема оценки выполнения письменных заданий

Баллы

Коммуникативные задачи Языковые средства

Полная реализация коммуникативных задач

Связный текст, адекватное применение лексико-грамматических средств, их широкий диапазон. Языковые ошибки не существенны. Корректное применение формул письменной речи.

Достаточно связный, естественный текст, восприя-тие которого может быть затруднено некоррект-ным применением (или отсутствием) связующих элементов.

Реализованы практически все коммуникативные задачи, но реализация их предельно упрощена.

В тексте есть грубые грамматические или лекси-ческие ошибки, искажающие смысл предложений, но их количество не велико (не более 3). Структурный и лексический диапазоны заметно ограничены, связность текста нарушена, есть некоторые нарушения, связанные с нормами оформления письменной речи.

Коммуникативные задачи в целом реализованы, поскольку понятен общий смысл текста.

Недостаточно корректный контроль за структурой предложений, большое количество грубых лексико-грамматических ошибок. Восприятие текста затруднено.

Отмечаются попытки реа-лизации коммуникативных задач, но понимание текста затруднено многочислен-ными грубыми ошибками.

Текст трудно воспринимается из-за частых лексико-грамматических ошибок, упрощенной конструкции предложений, несоблюдения правил пунктуации, ведущей к несогласованности текста.

Несоответствие содержания поставленным задачам

Текст практически «не читаем», набор отдельных фраз и предложений с большим количеством ошибок.

1 - 2 балла могут быть сняты за

    орфографические ошибки в словах активного вокабуляра или в простых словах

    небрежное оформление рукописи.

Участники разбиваются на группы по три или четыре человека. Уровень владения иностранным языком у членов группы должен быть примерно одинаковым. Группы формируются организаторами олимпиады по итогам письменного тура. Каждой группе присуждается номер.

Группа располагает 60 мин. для подготовки ток-шоу по предложенной теме. Группы могут готовиться в одном большом помещении, в котором они не мешают друг другу. Во время подготовки презентации в помещении находится учитель немецкого языка, который наблюдает за процессом подготовки. Важно, чтобы это не был учитель одного из присутствующих участников. Учителя распределяются по помещениям организаторами олимпиады.

Участникам объясняется задание (это может быть информационный листок, вывешенный накануне устного тура) и указывается на следующие важные моменты:

    презентация ток-шоу длится не более 10 - 12 мин.;

    члены группы могут выступать в предлагаемых в задании ролях или подобрать для себя другие роли;

    роль модератора нельзя заменить на другую;

    решение о распределении ролей принимается всеми участниками группы;

    все члены группы должны высказаться приблизительно в равном объеме;

    оценивается как индивидуальный, так и групповой результат.

Образец листовки для участников:

Информация для участников олимпиады

Задание устного тура –

Креативная презентация в группе

по определенной теме

Организаторы олимпиады разбивают участников на группы по три – четыре человека. Группа получает задание с определенной темой ток-шоу. Время на подготовку презентации ток-шоу – 60 мин. Порядок выступления групп определяется жеребьевкой. В жеребьевке принимает участие один представитель группы.

Правила презентации

Презентация длится не более 10 мин. - 12 мин

Все члены группы должны высказаться приблизительно в равном объеме

Оценивается как индивидуальный, так и групповой результат

При подготовке презентации участники могут придерживаться ролей, предложенных в задании, или заменить их на другие по собственному выбору. Роль модератора заменить другой нельзя.

В ходе презентации оцениваются как работа группы в целом, а именно:

Форма презентации

Взаимодействие участников,

так и индивидуальный результат каждого участника по критериям:

Убедительность, наглядность изложения

Выразительность, артистизм

Владение немецким языком.

По истечении времени на подготовку презентаций, проходит жеребьевка очередности выступлений групп. В жеребьевке участвует один представитель от группы. Далее группы по очереди предстают перед жюри. Во время ожидания своей очереди участникам не разрешено продолжать обсуждать презентацию.

Оценка: Жюри (в каждом помещении, если их несколько) включает не менее 3 человек. Каждый член жюри оценивает каждого участника и группу в целом. Итоговые баллы выставляются по согласованию между членами жюри. Каждый участник получает баллы, состоящие из оценки результатов всей группы (эту одинаковую оценку получают все члены группы) и оценки его личных результатов. Каждое выступление фиксируется на аудио- или видеоаппаратуре .

Критерии оценки выполнения устного задания

Оценка результата группы (10 баллов)

Коммуникативная задача полностью выполнена. Тема раскрыта. Смысл презентации ясен, содержание интересно, оригинально.

Коммуникативная задача полностью выполнена. Тема раскрыта. Смысл выступления вполне понятен, однако содержание отчасти скучно и ординарно.

Коммуникативная задача выполнена не полностью. Тема раскрыта в ограничен-ном объеме. Содержание презентации не претендует на оригинальность.

Коммуникативная задача выполнена частично, тема раскрыта очень узко, содержание презентации банально.

Коммуникативная задача выполнена частично. Смысл презентации узнаваем, но тема практически не раскрыта. Содержание неинтересно.

Коммуникативная задача не выполнена. Смысл презентации неясен, содержание отсутствует, тема не раскрыта.

Работа в команде / взаимодействие участников

Распределение ролей соответствует содержанию и форме презентации. Участ-ники слаженно взаимодействуют друг с другом и высказываются в равном объеме.

Распределение ролей соответствует содержанию и форме презентации. Участники в основном взаимодействуют друг с другом, однако равный объем высказывания не всегда соблюдается.

Распределение ролей соответствует содержанию и форме презентации. Взаимо-действие участников ограничивается соблюдением очередности высказывания.

Все члены группы высказываются, но распределение ролей не оптимально. Взаимодействуют не все участники группы.

Высказываются лишь некоторые участники, смена высказываний не достаточно продумана.

Некоторые участники высказываются, но взаимодействие отсутствует.

Оценка индивидуальных результатов участника (15 баллов)

Убедительность, наглядность изложения

Высказывания аргументированы, аргументация сильная, сопряжена с высказываниями других членов группы.

Аргументация в целом убедительна и логична.

Излагает свою позицию неубедительно, не аргументируя.

Не излагает своей позиции, не аргументирует высказываний.

Выразительность, артистизм

Демонстрирует артистизм, сценическую убедительность, органичность жестов, пластики и речи, выразительность.

Присутствуют отдельные проявления выразительности, однако жесты и пластика не всегда естественны и оправданы.

Предпринимает отдельные попытки выразить эмоции, в том числе с помощью жестов и пластики.

Не демонстрирует сопричастности происходящему, жестикуляция отсутствует.

Лексическое оформление речи

Владеет широким вокабуляром, достаточным для решения поставленной задачи, использует его в соответствии с правилами лексической сочетаемости.

Демонстрирует достаточный словарный запас, однако в некоторых случаях испы-тывает трудности в подборе и правильном использовании лексических единиц.

Вокабуляр ограничен, в связи с чем задача выполняется лишь частично.

Словарный запас недостаточен для выполнения поставленной задачи.

Грамматическое оформление речи

Демонстрирует владение разнообразными грамматическими структурами, грамматические ошибки немногочисленны и не препятствуют решению задачи.

Грамматические структуры используются адекватно, допущенные ошибки не оказывают сильного негативного воздействия на решение задачи.

Многочисленные грамматические ошибки частично затрудняют решение задачи.

Неправильное использование грамматических структур делает невозможным выполнение поставленной задачи.

Произношение

Соблюдает правильный интонационный рисунок, не допускает грубых фонематических ошибок, произношение соответствует языковой норме.

Фонетическое оформление речи в целом адекватно ситуации общения, иногда допускаются фонематические ошибки и неточности в интонационном рисунке.

Иногда допускает грубые фонематические ошибки, в интонации и произношении слишком явно проявляется влияние родного языка.

Неправильное произнесение многих звуков и неадекватный интонационный рисунок препятствуют полноценному общению.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

учебно-методическим советом КРИПКиПРО на заседании кафедры

Протокол № от «_____»_______2011 г. гуманитарных и художественно - Председатель __________ эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Задания школьной олимпиады содержат, как правило, вопросы и упражнения различных типов и степени сложности. В них должно быть несколько более простых, «утешительных» вопросов для менее подготовленных, или впервые участвующих в олимпиаде школьников. Наличие в олимпиадных заданиях более легких вопросов считаем обязательным, так как, поставив перед новичками очень сложную задачу, мы рискуем навсегда вселить в них неверие в свои силы со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Сложные вопросы олимпиады должны играть главную роль в отборе победителей школьного тура олимпиады. Их решение требует от участников олимпиады большого напряжения сил, и с ними могут справиться лишь те учащиеся, которые находятся на достаточно высокой ступени интеллектуального развития и овладения системой биологических знаний.

Основное методическое требование к каждому отдельному вопросу школьного тура вытекает из общего характера большинства заданий городского и областного туров олимпиады. Оно состоит в том, что ответ на олимпиадный вопрос должен показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет фактами науки, навыками абстрактного мышления, умеет ли он думать. Это требование особенно важно соблюдать при проведении олимпиад, в которых участвуют учащиеся профильных классов, так как часто учителя, работающие в таких классах, первостепенное внимание уделяют «знаниевому» компоненту воспитательно-образовательного процесса, часто выпуская из вида необходимость развития самостоятельных познавательных и творческих сил школьников.

Таким образом, главное в вопросах школьной олимпиады – это творческий характер заданий, требующих проявить школьникам навыки познавательной самостоятельности. Приведем основные типы заданий, используемые нами при составлении текстов школьных олимпиад:

1) Задачи, требующие мобилизации имеющейся в памяти информации;

2) Вопросы с рисунками и схемами;

3) Задачи типа «найди ошибку»;

4) Вопросы на наблюдательность;

5) Вопросы на перечисление;

6) Вопросы о функциях;

7) Задания на связь строения с образом жизни;

8) Упражнения о способах решения задачи;

9) Задания на сопоставление;

10) Вопросы на глобальные связи;

11) Задания, требующие выдвижения гипотез;

12) Задания-тесты (именно они в последние годы получают все большее распространение среди олимпиадных заданий, они позволяют в максимальной степени формализовать ответ учащегося, что существенно облегчает проверку и сравнение результатов и делает их более объективными) и др.

На основе отчетов о проведении внутришкольных олимпиад, предоставленных председателями методических объединений учителей-предметников, администрация школы обобщает и анализирует итоги этих соревнований школьников, утверждает составы команд на городские олимпиады; оформляет заявки на участие в них.

Победителей внутришкольных олимпиад учителя готовят к городской олимпиаде. Подготовка к городскому туру олимпиады требует разработки индивидуальной программы для каждого ее участника, которая учитывает степень его владения фактическим материалом различных разделов того или иного школьного курса, уровень сформированности познавательной самостоятельности, творческий потенциал, особенности мышления и другие факторы. После разработки программы начинается ее последовательная реализация. Работа ведется по всем разделам школьного курса биологии, при этом рассматриваются задания разной степени сложности, структуры и характера.

Безусловно, работа по подготовке школьника к олимпиаде, не сводится лишь к рассмотрению заданий, предлагаемых учителем. Она предполагает большую самостоятельную работу ученика с дополнительной литературой, в том числе и по поиску ответов на вопросы и задания, предлагаемые учителем. Во всей этой работе кроется огромный потенциал для развития познавательных сил школьника-участника олимпиады.

Победители городских предметных олимпиад готовятся для участия в областных олимпиадах. Порядок подготовки школьников к областным олимпиадам остается примерно таким же, как при подготовке к городским олимпиадам, но задания и вопросы, рассматриваемые при этом, являются более сложными. В подготовке учащихся к областным олимпиадам широко используются задания олимпиад прошлых лет.

Программы подготовки старшеклассников к областным олимпиадам обязательным компонентом включают в себя практическую часть: распознавание микропрепаратов, приготовление тонких срезов из живого и фиксированного материалов с помощью лезвия, зарисовка наблюдаемого микроскопического объекта, определение растений и животных, морфологический анализ и описание биологического объекта, точное описание наблюдаемых явлений, сравнение изучаемых объектов и т. д.

Таким образом, для успешной подготовки школьников к олимпиадам по предметам естественнонаучного цикла требуется наличие соответствующего лабораторного оборудования , его наличие во многом в современных экономических условиях зависит от деятельности администрации школы.

Безусловно, учащиеся старших классов уже имеют определенные навыки работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами. Учителю требуется на этом этапе подготовки расширить круг изучаемых биологических объектов, вести работу по выработке у школьника-участника олимпиады точности и скрупулезности в проводимых исследованиях и фиксировании их результатов и, можно сказать, культуры в работе с лабораторным оборудованием.

Итак, подготовка школьников к олимпиадам заключается, на наш взгляд, не столько в «наполнении и накачивании» их дополнительными знаниями (они и так знают достаточно много), сколько предполагает широкое использование заданий творческого характера, предполагающих оригинальное решение различных биологических проблем.

Олимпиады, как показывает наш педагогический опыт, обладают огромным потенциалом для выявления наиболее талантливых, увлеченных наукой школьников, построения для них индивидуальных образовательных программ (траекторий), существенно расширяют возможности социализации учащихся, то есть способствуют достижению основных целей обучения в школе.

Успешное выступление школьников в олимпиадах определяется не только работой учителя-предметника, но и деятельностью администрации школы, создающей в конечном итоге условия для качественной подготовки учителем обучающихся к предметной олимпиаде.

Литература

1. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие /М. Б. Беркинблит, С. М. Глаголев, М. В. Голубева и др. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994. – 216 с.

2. Грищенко В. В. Открытый лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи по биологии //Биология. – 2003. – № 9. – С. 12–13.

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Учительская газета. – 2002. – № 31.

4. Кучменко В. С. Биология: Задания и вопросы с ответами и решениями /В. С. Кучменко, В. В. Пасечник. – М.: Астрель»: «Издательство АСТ», 2002. – 299 с.

5. Меркулов Б. А. Организация учебного процесса в специализированных биологических классах //Биология в школе. –1992. –№ 1‑2. – С.47‑50.

6. Меркулов Б. А. Специализированные школы: проблемы и решения //Биология в школе. –1991. –№ 5. – С.41‑44.

7. Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. – СПб: Акцидент, 1998. – 175 с.

8. Петунин О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: Монография – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 124 с.

Приложение 1

Положение о проведении внутришкольной олимпиады

1. Общие положения.

1. 1. Внутришкольные предметные олимпиады проводятся среди учащихся 9–11-х классов с целью выявления наиболее одаренных детей в той или иной области знаний.

1. 2. Олимпиады проводятся по учебным предметам физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного циклов.

1. 3. Олимпиады проводятся ежегодно в сроки, предшествующие проведению городских олимпиад.

2. Задачи олимпиады.

2. 1. Всестороннее развитие интересов, способностей учащихся.

2. 2. Повышение у школьников уровня учебной мотивации.

2. 3. Повышение интереса учащихся к углубленному изучению предметов гуманитарного, естественнонаучного, математического циклов.

2. 4. Ознакомление учащихся с новейшими достижениями в той или иной области знаний.

3. Участники олимпиады.

3. 1. Участником школьной олимпиады может быть каждый ученик школы, успешно усваивающий школьную программу.

3. 2. Для участия в олимпиаде учитель по предмету комплектует команду в количестве не менее 2-х человек по каждому предмету от каждого класса, максимальное количество участников не ограниченно.

4. Руководство олимпиадой.

4.1. Руководство проведением олимпиады возлагается на заместителя директора школы по учебной работе.

4.2. Функции руководителя олимпиады:

· определяет время проведения олимпиады;

· контролирует общий порядок проведения олимпиады;

· определяет состав жюри;

· выносит на заседание соответствующего методического объединения учителей критерии оценки и порядок награждения победителей для обсуждения и утверждения;

· обеспечивает непосредственное руководство и организованное проведение олимпиад в со6тветствии с настоящим Положением;

· совместно с жюри подводит итоги олимпиады.

5. Функции и состав жюри.

5.1. В состав жюри входят опытные учителя, руководитель методического объединения, являющийся председателем жюри.

5.2. Члены жюри проводят проверку работ участников олимпиады и определяют победителей.

5.3. Председатель жюри доводит до сведения учителей школьного методического объединения результаты олимпиады, осуществляет анализ выполненных заданий.

5.4. Члены жюри могут привлекаться к составлению текстов олимпиадных заданий.

6. Порядок проведения олимпиады.

6.1. Для участия в олимпиаде учитель-предметник определяет фамилии учащихся и сообщает их руководителю олимпиады.

6.2. Во время проведения олимпиады члены жюри контролируют работу учащихся.

6.3. Указания к решению заданий раздаются членам жюри после окончания олимпиады.

7.3. Участники олимпиады, занявшие первые места по предмету, участвуют в городской олимпиаде.

7.4. Учителя, подготовившие победителей, отмечаются приказом по школе и поощряются.

Составитель

зав. кафедрой ЕНиМД

канд. пед. наук, доцент

Методика проведения школьной олимпиады по истории

  1. Введение
  1. Важной частью внеклассной работы в преподавании истории являются организация и проведение олимпиад. Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации исторических знаний. Кроме того, олимпиада дает возможность учителю проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.
  1. Цели проведения олимпиады:

а) Пропаганда исторических знаний и предмета «история».

б) Активизация творческих и познавательных способностей детей.

  1. Участники олимпиады:

Учащиеся 5, 6, 7, 8, 9 классов.

  1. Время проведения олимпиады: октябрь, ноябрь.
  1. Структура олимпиады
  1. Олимпиада проводится в 2 или 3 тура, т.к. дает возможность использовать разнообразные формы заданий, полнее раскрыть способности учащихся.
  1. 1 тур – заочный: учащиеся выполняют исследовательскую или творческую работы (исторические сочинения, эссе, рефераты …) на заданную тему. При проверке этого задания оценивается умение ученика самостоятельно искать, систематизировать и излагать информацию, формулировать и решать исторические проблемы, готовить задания для проверки материала.
  1. 2 тур – очный или заочный (так называемая домашняя олимпиада). Выполняется письменная работа по решению исторических задач. Участниками 2 тура могут стать все желающие. При выполнении заданий 2 тура предполагается применение учащимися следующих умений и навыков: - соотносить даты и события истории с определенным хронологическим отрезком; - группировать события и явления истории по какому-либо признаку; - показывать знание важнейших фактов, объяснять смысл основных понятий и терминов истории; - выделять общее и различное в исторических событиях; - анализировать исторический источник; - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (карта, схема, диаграмма, таблица и т.п.); - устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами и явлениями.
  1. 3 тур – очный (если есть возможность проведения).

Варианты:

  1. Игра для учащихся 5 – 9 классов «Непобедимая армада».
  2. Представление презентаций по заданным темам (7 – 9 классы), игра «Интеллектуальное казино» (5 – 6 классы, и могут участвовать учащиеся 7 класса, не создавшие презентаций).
  3. Защита исследовательских работ или диспут на заданную тему (8 – 9 классы) игра – 5–7 классы.
  1. Система оценки заданий
  • При оценке отдельных заданий надо исходить из сложности вопроса и объема ответа. Есть вопросы, которые требуют однозначного ответа (да, нет, конкретная дата или имя). Такие ответы оцениваются в 1 балл те вопросы, которые развернутого ответа, обобщений, размышлений, аргументов, предлагается оценивать в диапазоне от 1 до 3 баллов либо от 1 до 5 баллов в зависимости от объема ответа. Есть вопросы – проблемные, на них нет однозначного ответа. Важно учитывать не совпадение позиции ученика с позицией учителя, а то, как он аргументирует свое мнение и насколько хорошо знает все точки зрения на проблему и умеет это изложить.
  • Оценки, полученные в 1 и 2 турах, суммируются, и по сумме баллов определяется победитель.
  • Оценки, полученные за задания в 1 и 2 турах, заносятся в ведомость «Результаты олимпиады» (Приложение № 1), где указывается количество участников.
  1. Победители олимпиады
  1. Победителями олимпиады становятся три участника, занявшие 1, 2, 3 места, набравшие максимальное количество баллов (более 50%). Награждаются грамотами.
  2. Остальные участники могут получить поощрительные грамоты за победу в номинациях: «Хит-рассказ», «Гран-при рассказ», «Самая интересная творческая работа», «Самый активный участник олимпиады»…
  3. Система поощрений оценкой: - победители (1 – 3 места) каждого тура получают дополнительную текущую оценку «5»; - остальные участники получают дополнительную текущую оценку «4» (во 2 туре необходимо выполнить 30 – 50% заданий).
  4. Ученики, занявшие 1 место в олимпиаде (по классу) могут участвовать в районной олимпиаде по истории.
  1. Используемая литература:
  1. Уткина Э.В. «Школьные олимпиады. История 5 – 9 классы». М.: Айрис-пресс, 2010

Приложение №1

Примерные вопросы по различным периодам истории

Олимпиада по ИДМ

2011 – 2012 уч. год

  1. Участники: учащиеся 5 класса
  1. Время проведения: октябрь
  1. Структура олимпиады: 2 тура

Тема «Один день из жизни родового старейшины».

Условия:

Критерии оценки:

До 5 баллов;

2 тур – очный – решение исторических задач: чтение и анализ текста; умения

Соотнести понятия и определения, проводить вычисления, располагать события

В хронологическом порядке.

Максимальное количество баллов – 33.

Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 48.

Олимпиада по истории, 5 класс

Раздел «Жизнь первобытных людей»

1 тур

  1. Соотнесите понятие с определением:
  1. Человеческое стадо А) обработка земли с помощью орудий труда;
  1. Земледелие Б) хозяйство при котором древние люди все

Необходимое брали у природы;

  1. Присваивающее

хозяйство В) коллектив древнейших людей;

  1. Производящее Г) условная точка, от которой ведется счет лет;

хозяйство

  1. Эра Д) хозяйство, при котором люди все необходимое

Для жизни производили сами;

  1. Родовая община Е) коллектив людей разумных, в котором жили

Родственники и все делали сообща.

  1. Решите задачи А, Б, В

(Чтобы облегчить решение задач, надо начертить «линию времени» и выставить указанные в условии даты, а затем продумывать решение).

А. В 1900 году археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь?

Б. По преданиям первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 году до н.э., а в 394 году н.э. император Феодосий 1 запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр?

В. В 221 году до н.э. правитель царства Цинь объединил разрозненные государства Китая под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?

  1. Появление древнейших людей на Земле.
  2. Возникновение земледелия и скотоводства.
  3. Овладение огнем.
  4. Появление «человека разумного».
  5. Появление родовой общины.
  1. Исправьте ошибки в тексте.

Родовые общины были большими. Несколько родовых общин объединялись в племя. Руководили племенные старейшины и уважаемые вожди. Они собирались на совет старейших. Самый главный из них становился старейшиной. Старейшины племени избирали его на общем собрании.

  1. Прочтите отрывок текста и ответьте на вопросы:

Искусство – это художественное творчество человека, рисунки и картины, скульптуры и различные украшения. Оно требует особенного мастерства и вдохновения. У животных искусства нет. Древнейший человек тоже не создавал произведений искусства. Его воображение было неразвитым, а руки слишком неловкими. Искусство возникло у «человека разумного». Но неужели он творил просто ради развлечения?

Некоторые ученые считали, что первобытные художники хотели оставить память об удачной охоте. Другие ученые считали, что для наших далеких предков произведения искусства имели особый смысл.

Вопросы:

  1. Что такое искусство?
  2. Почему древнейший человек не создавал произведений искусства?
  3. Какие мнения ученых существуют о причине занятия искусством людей разумных?

Олимпиада по ИСВ

2011 – 2012 уч. год

  1. Участники: учащиеся 6 класса
  1. Время проведения: октябрь
  1. Структура олимпиады: 2 тура

1 тур – заочный – творческая работа.

Задание «Имитация исторического источника».

Тема «Один день из жизни средневековой монахини».

Условия: при создании «документа» учащиеся должны стать на место персонажа,

Смотреть на мир глазами человека древности, попытаться понять его «изнутри».

Критерии оценки:

Полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –

До 5 баллов;

Грамотность изложения – до 5 баллов;

Оформление: рисунки, шрифт … - до 5 баллов.

Максимальная оценка за работу – 15 баллов.

2 тур – очный – решение исторических задач: соотнесение событий и дат,

Проведение вычислений, расположение событий в хронологическом порядке,

Заполнение таблицы, определение исторического лица по его характеристике,

Чтение и анализ текста.

Каждое задание имеет свою оценку.

Максимальное количество баллов – 44.

Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 59.

Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.

Олимпиада по истории, 6 класс

Раздел «Живое средневековье» (гл. 1, 2)

1 тур

  1. Соотнесите даты с событиями:
  1. 500 г. А) Образование священной Римской империи.
  2. 800 г. Б) Возникновение государства франков.
  3. 843 г. В) Верденский договор о разделе империи Карла Великого
  4. 962 г. Г) Провозглашение Карла Великого императором.
  1. Решите задачу А, Б

(Начертите «линию времени», выставьте указанные в условии даты, а затем продумывайте решение).

А. Гай Юлий Цезарь погиб в44 году до н.э. в возрасте 56 лет. В каком году он родился?

Б. Арабское государство образовалось в 630 году н.э. Сколько лет ему было бы в этом году?

  1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
  1. Падение Западной Римской империи, окончание истории Древнего мира.
  2. Великое переселение народов.
  3. Создание Хлодвигом Франкского королевства.
  4. Появление бенефиция.
  5. Феодальная раздробленность в Европе.
  1. Из предложенного списка имен королей Франкского государства составьте таблицу «Династии королевские».

Меровинги

Каролинги

Капетинги

Короли: Карл Толстый, Хлодвиг, Хлоторь, Гуго Капет, Карл Мартелл, Людовик Ленивый, Карл Великий, Пипин Короткий, Хильдерик.

  1. Объясните значение слов:

Феод, бенефиций, крупные землевладельцы, феодал, феодальная раздробленность, сеньор.

  1. Исторический портрет.

О ком идет речь? – на карточках

№ 1

№ 7

  1. Исправьте ошибки в тексте.

Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался герцог: он был высшим судьей в спорах между ними; а во время войны возглавлял войско. Король был сеньором для высшей знати – герцогов и графов. В их владениях насчитывались 1 – 2 деревни, они распоряжались маленькими отрядами воинов. Ниже стояли бароны и виконты – сеньоры герцогов и графов.

Примечание - к заданию № 6.

№ 1. Применяя подкупы, предательство и насилие, он истребил других военных вождей, вместе с которыми завоевывал Галлию. Особенное рвение проявил он в уничтожении своих родственников. И таким образом, он стал королем – единственным верховным правителем государства. Ему подчинялось теперь не одно племя, а население всей страны. Король передавал власть по наследству своим сыновьям. Действия против короля наказывались смертью.

№ 7.

Войско этого короля совершило поход в Испанию. Война с арабами для него была неудачной, и франкам пришлось отступить. Отход войска прикрывал маленький отряд во главе с племянником – графом Роландом. В суровых Пиренейских горах отряд попал в засаду и был полностью перебит в ожесточенном бою с местными жителями-басками.

Олимпиада по новой истории, 7 класс

(2011 – 2012 уч. год)

  1. Участники – учащиеся 7 класса
  1. Время проведения – октябрь
  1. Структура олимпиады – 2 тура

1 тур – заочный – творческая работа.

Задание «Историческое сочинение».

Тема «Дневник русского путешественника по Европе в эпоху Реформации» (с 1517 г. возможно описание одного или нескольких дней; причина: недостаточное количество времени для объемной работы – 2 дня на 1 и 2 тур).

Условия: написать рассказ о событиях, связанных с процессом Реформации от лица русского путешественника.

Критерии оценки:

Полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –

До 5 баллов;

Грамотность изложения – до 5 баллов;

Литературный стиль близок к эпохе – до 5 баллов.

Максимальная оценка за работу – 20 баллов.

2 тур – очный – решение исторических задач: располагать события в хронологическом порядке, объяснить значение терминов, определить, о ком из исторических лиц идет речь, соотносить события с историческими датами, чтение и анализ источников, решение проблемного вопроса.

Каждое задание имеет свою оценку.

Максимальное количество баллов – 61.

Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 81.

Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.

Олимпиада по истории, 7 класс

(Новая история, глава 1)

  1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
  1. Аугсбургский религиозный мир.
  2. Реформация в Европе (начало).
  3. Великие географические открытия.
  4. Тридентский собор.
  5. Религиозные войны в Германии.
  1. Объясните значение слов:

Мануфактура, капитал, биржа, банк, рассеянная мануфактура, протестанты.

  1. Исторический портрет (укажите, о ком идет речь, выбрав из предложенных имен исторических деятелей: Джордано Бруно, Карл Пятый, Николай Коперник, Мартин Лютер, Христофор Колумб, Фернан Магеллан).

А) Быть императором в эпоху перемен сложно, особенно во время начала Реформации в Германии, когда вся страна оказалась ввергнутой в вооруженное противостояние, когда император в 1529 году подтвердил решение Вормского сейма о запрете лютеранства …

Б) Этот ученый при помощи сложных вычислений сделал вывод: Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси…. В 1543 году вышла его книга «О вращении небесных сфер», но он был уже при смерти. … Сегодня никто не знает, где его могила.

В) Осенью 1519 года из порта г. Севилья (Испания) на пяти каравеллах его эскадра отправилась на поиски пути к «островам пряностей», идя на запад и обогнув новый континент … Открыли новый океан, назвав его Тихим … Плавание продолжалось 4 месяца.

  1. Соотнесите события с историческими датами:

1) Начало Реформации А) 1492 год

2) Экспедиция Бартоломеу Диаша Б) 1488 год

3) Открытие Нового Света В) 1517 год

Христофором Колумбом

  1. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

Из «Баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери»

(1597) Томаса Делони

В горнице просторной и длинной

Стояло двести станков, прочных и крепких:

На этих станках – истинная правда –

Работали двести человек,

Все в одну шеренгу.

Возле каждого из них

Сидело по прелестному мальчику,

Которые с большим восторгом

Приготовляли челноки.

А тут же в другом помещении

Сто женщин без устали чесали шерсть,

С радостным видом и звонко

Распевая песни.

В следующей комнате, находившейся возле,

Работали сто девушек в красных юбках,

С белыми, как молоко,

Платками на головах.

Эти прелестные девушки не переставая пряли

В этой горнице весь день, распевая нежно-пренежно

После этого они вошли в другую комнату,

Где увидели бедно одетых детей:

Все они сидели и щипали шерсть,

Отбирая самую тонкую от грубой;

Всех их было полтораста, детей бедных,

Слабых родителей;

В награду за свои труды каждый получал вечером

По одному пенни, кроме того,

Что они выпьют и съедят за день,

Что было для этих бедных людей

Немаловажным подспорьем.

В следующем помещении он видит

Еще пятьдесят молодцов:

Это были стригали, показывавшие здесь

Свое искусство и умение.

Тут же, возле них, работали

Целых восемьдесят гладильщиков.

Кроме того, он имел еще красильню,

При которой держал сорок человек,

Да еще на сукновальне двадцать.

Определите, к какому типу предприятия относилось предприятие Джека из

Ньюбери. Найдите в тексте черты предприятия нового типа, указывающие

На его отличия от мастерской ремесленника. Подсчитайте, сколько человек

Работало на этом предприятии.

  1. Проблемный вопрос:

Какое значение для европейцев имело создание лютеранской церкви. В чем вы видите причины того, что лютеранская церковь существует в 21 веке?

Олимпиада по Новой истории, 8 класс

(2011 – 2012 уч. год)

  1. Участники – учащиеся 8 класса
  1. Время проведения – октябрь
  1. Структура олимпиады – 2 тура

1 тур – заочный – творческое задание: составить текст с ошибками по указанной теме.

Темы:

  1. «Англия: сложный путь к величию и процветанию»
  2. «Объединение Италии»
  3. «Германия: на пути к единству».

Условия: из 5 – 8 предложений составить текст, имеющий логическую последовательность изложения, дающий общее представление о происходящих событиях в стране.

Критерии оценки:

Полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –

До 5 баллов;

Грамотность изложения – до 5 баллов.

Максимальная оценка за работу – 10 баллов.

2 тур – очный – решение исторических задач: соотнесение событий и дат; определение исторического лица по его характеристике; расположение событий в хронологическом порядке; объяснение значений терминов, чтение и анализ источника, решение проблемного вопроса.

Каждое задание имеет свою оценку.

Максимальное количество баллов – 40.

Общий максимальный балл (1 и 2 туры) – 50.

Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.

Олимпиада по Новой истории

8 класс

  1. Соотнесите события с датой:
  1. 1799 – 1804 гг. А) Первая империя во Франции
  2. 1804 г. Б) Поход Наполеона в Россию
  3. 1804 – 1814 гг. В) Период консульства во Франции
  4. 1812 г. Г) Наполеон Бонапарт становится

«императором французов»

  1. 1848 – 1849 гг. Д) Революции в Европе («весна народов»)
  1. Исторический портрет (из предложенных имен определите, о ком идет речь).

А. Стал известен во время Великой французской революции. После переворота 18 – 19 брюмера 1789 года стал главой Французского государства. Занимался восстановлением экономики Франции. При нем у Франции была активная внешняя политика, воевала с Россией.

Б. Эпоху с 1837 по 1901 года В Англии называют по имени этой королевы. Англия в годы ее правления стала «мастерской мира», создает свою колониальную империю.

Политические деятели: Фуше, Наполеон Бонапарт, Эммелина Панкхорст, Виктория.

  1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
  1. Разгром империи Наполеона
  2. Объединение Италии
  3. Восстановление династии Бурбонов во Франции
  4. Революции 1848 – 49 гг. в Европе
  5. Деятельность Бисмарка по объединению Германии.
  1. Объясните значение слов:

Капитализм, конкуренция, либерализм, индустриальное общество.

  1. Работа с документом.

Задание: прочитайте документ и сделайте вывод об уровне подготовки Франции к войне с Пруссией.

Из докладной генерала Трошю

(Извлечения)

Генерал Трошю, начальник парижского гарнизона в начале франко-прусской войны, писал о мобилизации солдат: «… С минуты объявления войны сухим путем и морем, в вагонах и на судах, постепенно и хаотично приводятся в движение сформированные части войск, интендантские склады, продовольственные запасы и т.п., загромождая все пути, они скучиваются в огромном числе и совершенно случайно –

в том или другом пункте. Каждому отряду, который высаживаются всегда с недостатками в снаряжении ив беспорядке, какой только возможно представить, говорили: «Разберитесь» - и отряд тут же беспечно отправлялся навстречу неприятелю с этой чисто французской формулой … Не успели еще разобраться, как неприятель нагрянул огромными массами и застал все в невообразимом хаосе».

  1. Проблемный вопрос:

Как вы считаете, почему в европейской истории первых двух третей

19 века движения протеста и революции были частым явлением?

Почему в Англии, в отличие от Европейского континента, движения протеста не перерастали в революции?


Технич олимпиада. Проведение технич олимпиады позволяет систематизировать и проверить кач-во усвоения учащимися теоретич-их сведений, оценить уровень сформированности практич-их умен и нав, повысить мотивацию шк-ков к трудовому обучению. Техническая олимпиада включает в себя два этапа: теоретич-ий этап и этап выполнен трудового задан. Олимпиаду следует проводить на занятиях, завершающих изучение разделов программы трудового обучения, в конце учебной четверти или учебного года. Рез-таты олимпиады учитываются при определении итоговых оценок учебной Д учащихся за соответствующ период времени. В ходе подготовки к олимпиаде учитель должен выполнить следующую работу: 1. Конкретизировать цели и задачи проведения олимпиады. 2. Определить место проведения олимпиады в системе изучения курса. 3. Выполнить отбор содержания теоретич-ого материала олимпиады. 4. Разработать задания и задачи для проведен теоретич этапа олимпиады. 5. Определить содержание трудового задания, выбрать объект труда. 6. Разраб структуру и сценарий проведения технич-кой олимпиады. 7. Разраб критерии и системы оценки выполнения учащимися теор и практич заданий. 8. Подобрать членов конкурсной комиссии. 9. Выбрать методы и ср-ства поощрен участником олимпиады. 10. Подготовить материалы, оборудование и инструмент для приготовления прак-го задания. 11.Заранее проинструктировать шк-ков о примерном содержании заданий, критериях и системе оценки, а также о времени и порядке проведения олимпиады.

В школе технич-ую олимпиаду лучше всего проводить внутри одного класса и м/д классами по параллелям. При подготовке к олимпиаде особое внимание следует обращать на разработку критериев и системы оценки теоретич-их решений и практич-их умен шк-ков. Дело в том, что обязательным усл-ем технич-ой олимпиады по технологии явл равнозначность теоретич-ой и практич-ой подготовки шк-ков. Т.е, при разработке критериев оценки сформированности знан и практич умен уч-ль должен помнить о том, что количество баллов, к-рые может получить учащийся за выполнение теоретич-ого и практич-ого задания, должно быть одинаковым. Объём и сложность заданий выбирают такими, чтобы на их выполнение учащиеся со средними способностями могли потратить не более 20--30 минут учебного времени. Предельно важное значение для шк-ков 5-7 классов имеют формы и ср-ства награждения победителей олимпиады. Этот возраст хар-ется осознанным самоутверждением и утверждением в коллективе, обостренной р-цией на внешнюю оценку их Д. Поэтому правильный выбор ср-ств и форм поощрен играют весомую роль в формиров-и у шк-ков положит-ой мотивации, к обучению технологии и к учёбе в целом.

Награждение должно быть гласным. О рез-татах олимпиады следует объявить по шк-ному радио, написать в стенной газете, сообщить родителям и т. д. В кач-ве ср-ств поощрен можно использовать: 1.Присвоение звания «Лучший по профессии» с выдачей символических удостоверений, вымпелов, лент. 2.Занесение фамилии победителей в почётную книгу победителей олимпиад. 3.Занесение фамилий, фотографий на почётную доску победителей. 4.Награждение грамотой, символической медалью (деревянной), ценными подарками (книги, набор инструментов, учебные и спортив-е принадлежности и т. д.). 5.Представление права защищ честь класса или школы на олимпиадах более выс уровня. 6.Выставл-е итоговой оценки в журнал успеваемости. Состав конкурсной комиссии должен быть представит-ным. В него желательно включать директора или завуча школы.

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2011. Вып. 3 (22). С. 13-19

Организация и проведение школьных предметных олимпиад как средство выявления и развития способностей личности школьника (на примере олимпиады по ПРЕДМЕТУ «Основы православной культуры»)

Т. В. Комарова

Данная статья посвящена вопросу выявления и развития способностей учащихся посредством школьных предметных олимпиад на примере олимпиады по предмету «Основы православной культуры». В статье автором проанализированы основные проблемы организации и проведения ученических предметных олимпиад в России, а также рассмотрены наиболее эффективные пути их решения.

В современных условиях модернизации российского образования, предлагающего многообразие форм, методов, видов обучения и дисциплин, наряду с вопросом выявления способностей школьников к освоению учебного материала ставится не менее важный вопрос о развитии качеств личности каждого учащегося. Для того чтобы объединить эти два основополагающих момента в образовании, группой современных исследователей в данной области1 была выявлена необходимость проведения школьных предметных олимпиад на новом, более усовершенствованном уровне, отвечающем требованиям современного образования. На протяжении многих лет доминирующей задачей школьной олимпиады по различным предметам было определение уровня знаний учащихся. Однако на данном этапе эта задача не отвечает запросам личностно ориентированной концепции в педагогике. Именно поэтому учеными2 была поставлена еще одна задача, содержащая идею развития способностей личности каждого школьника (включая и тех детей, которые по результатам олимпиады не занимают первые места).

1 См.: Шарапков А. Н. Педагогические условия гуманизации режима интеллектуального испытания школьников на предметных олимпиадах. Рязань, 2003; Кирьяков Б. С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах (по физике). рязань, 2002.

2 Огурэ Л. Б. Многопредметная образовательная олимпиада как диалектическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников. М., 2004; Корсу-нова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. М., 2003.

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников от 25.05.1995 г., целями и задачами олимпиады являются «пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности, активизация работы спецкурсов, кружков, научных современных обществ учащихся, развитие других форм работы со школьниками, создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации»3.

Как видно из вышесказанного, олимпиада изначально была нацелена прежде всего и в основном на одаренных и талантливых школьников, на стимулирование их интеллектуальной деятельности и профессиональной ориентации, в то время как учащиеся, не прошедшие первый отборочный школьный тур, оставались без должного внимания со стороны не только организаторов олимпиады, но зачастую и школьных учителей, т. к. по итогам проведенного интеллектуального испытания не смогли показать высоких результатов.

Подобного рода ситуация (невнимательное отношение к ученикам среднего звена) чаще всего имела отрицательный результат: у основной массы школьников вырабатывалось безразличное, а порой и негативное отношение к участию в олимпиадах, что не могло благоприятно сказываться на развитии олимпиадного движения в целом.

По мнению современных ученых4, перед олимпиадным движением в системе образования на данный момент стоит ряд сложных и еще не решенных задач, которые мешают реализации идеи о всестороннем развитии каждого школьника. Основными проблемами проведения и организации школьных предметных олимпиад являются:

1. Однообразие и монотонность в проведении туров и соревнований

Подобного рода проблема решается на более высоких уровнях, когда учащиеся доходят до финала. При проведении финального тура некоторые организаторы зачастую устраивают тематические игры, театрализованные представления по истории, обществознанию, культурологии, проводят выездные семинары и экскурсии. На начальных же этапах все эти виды деятельности считаются нецелесообразными, поэтому больший процент учащихся считают участие в олимпиаде однообразным и монотонным занятием.

2. Отсутствие содержательной обратной связи с детьми-участниками и педагогами

Отсутствие обратной связи организаторов олимпиады, а именно методистов, составляющих вопросы к турам, с педагогами и детьми снижает продуктивность проведения олимпиады ввиду отсутствия информации от учителей о сложности предлагаемых заданий для учащихся. Без связи с учениками-участниками и их преподавателями методисты в большинстве случаев ориентируются на учебные программы различных дисциплин, составляя задания, которые могут быть сложными или неинтересными для выполнения.

3 Положение о Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам. Приложение к приказу Министерства образования РФ №261 от 25.05.95. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_09/prm695-1.htm

4 См.: Шарапков А. Н. Указ. соч.; Корсунова О. Ю. Указ. соч.; Кирьяков Б. С. Указ. соч.

3. Акцент на соревновании, а не на взаимодействии между участниками. Коммуникативная изоляция участников

Участников олимпиады в заключительных турах можно назвать «диффузной группой»5, где каждый участник коммуникативно изолирован от остальных. Такая группа, по словам А. Н. Лутошкина, представляет собой «песчаную россыпь... каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что “сцепляло” бы, соединяло людей. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, “рассыпчатости” группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит»6.

4. Усложнение заданий не только от тура к туру, но и от года к году

В проведении олимпиад все чаще наблюдается тенденция усложнения заданий, которая заключается не только в более требовательном отборе учащихся, переходящих от тура к туру, но и в повышении уровня сложности заданий в парадигме времени. Эта проблема опасна тем, что участники, показывающие средние результаты, по истечении времени и переходе в следующие классы могут не справиться с предложенными заданиями. Помимо этого, сами задания на олимпиаде должны быть построены по принципу «от простого к сложному», с соблюдением стратегии усложнения1 от программных задач по предмету к задачам повышенной трудности. При несоблюдении данного принципа участники испытывают стрессовое состояние: если одно из первых сложных заданий является для учащегося непреодолимым, то он попадет в ситуацию «неуспеха» и не может приступить к выполнению следующих задач.

5. Восприятие олимпиады большинством учащихся как «навязанного извне» мероприятия

Во многих школах на участие в олимпиадах учителями и директорами выдвигаются учащиеся, имеющие высокие показатели при изучении различных дисциплин. Таким образом, зачастую в обязательном порядке именно отличники и хорошисты становятся участниками олимпиад как по гуманитарным, так и по точных наукам. Желание участвовать в олимпиаде исходит не от школьников, а от администрации. Это делается для повышения уровня учебного заведения, но является большим минусом для самих учащихся, т. к. подобные действия воспринимаются школьниками негативно и снижают интерес участников к олимпиадам, а также препятствуют раскрытию способностей в определенной области ввиду усталости от количества необходимых и навязанных администрацией соревнований.

6. Понижение интереса большинства школьников к участию в предметных олимпиадах

Следствием всего вышеперечисленного является снижение интереса большинства школьников к участию в различного рода олимпиадах.

5 Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М., 1996. С. 314

6 Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.,1988. С. 67.

7 Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. М., 2003. С. 80.

Дети, не подходящие под определение «одаренный и талантливый», были лишены возможности развития своих личных способностей в ходе многих лет проведения предметных олимпиад. Б. М. Теплов, ученый, занимающийся данной проблематикой, справедливо замечает: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»8. Следовательно, для развития способностей школьника важными являются не столько результаты, показываемые при выполнении заданий, сколько сам процесс организации и проведения олимпиады наряду с выполнением правильно составленных заданий.

В данное время, как уже было сказано выше, наблюдается тенденция гуманизации как образования в целом, так и самого проведения школьных предметных олимпиад, где ведущую роль педагоги отводят не только выявлению, но и развитию способностей. В педагогической литературе выделяют следующие виды способностей9:

1) интеллектуальные способности;

2) академические способности;

3) креативные способности;

4) организаторские или лидерские способности.

Все перечисленные виды способностей при правильной организации и проведении школьных олимпиад могут быть не только выявлены, но и развиты, но для этого необходимо решить один из важнейших вопросов: каким образом привлечь школьников к участию в олимпиаде добровольно? Ответ оказывается довольно простым: хорошо продуманная организация способствует появлению у учащихся мотивации к участию в подобного рода соревнованиях.

Мотивы, возникающие у школьников, А. И. Савенков предлагает классифицировать следующим образом10.

1. «Мотивация содержанием»

В процессе подготовки и участия ученики узнают новые факты, овладевают знаниями и способами их применения, постигают суть вещей. Именно поэтому задания олимпиады необходимо выстраивать по дидактическому принципу «от простого к сложному», чтобы не препятствовать развитию интеллектуальных, академических и креативных способностей ребенка.

2. «Мотивация процессом»

В ходе проведения олимпиад учащимся необходимо сознавать себя частью единого сообщества единомышленников. В ходе подобного общения сам процесс участия становится не только увлекательным, но и необходимым для выявления и развития организаторских способностей. Педагогам, проводящим олимпиаду, необходимо осознавать всю значимость сплочения коллектива, организации тренингов и семинаров, командных работ, т. к. именно все это способствует развитию у участников мотивации происходящим процессом.

8 Теплов Б. М. Проблемы индивидуальхых различий. М., 1961. С. 9-20.

9 Обучение и развитие одаренных детей в школе: сб. статей. Йошкар-Ола, 2003.

10 См.: Савенков А. И. У колыбели гения М., 2000.

3. «Широкие социальные мотивы» (общественно ценные мотивы долга, ответственности, чести, а также узколичные мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования)

На ученике, представляющем на олимпиаде свою школу, область или регион, лежит огромная ответственность. Для пробуждения мотива долга и чести необходимым условием является самостоятельное волеизъявление школьника на участие в соревнованиях. Если это участие будет обязательно-принудительным и навязанным администрацией учебного заведения, мотив долга будет заменен на мотив «избегания неприятностей», что, несомненно, подавит творческое начало учащегося и не позволит его способностям раскрыться в полной мере, не даст школьнику самоутвердиться как личности.

На современном этапе в педагогической науке методологически недостаточно разработан и освещен вопрос проведения и организации школьных предметных олимпиад, особенно по тем предметам, которые не являются обязательными для изучения в школьной программе (экология, экономика и др.). Один из таких предметов - «Основы православной культуры».

В настоящее время уже сложилась практика преподавания данного предмета в различных регионах страны, были разработаны авторские методики и программы обучения.

В 2008 г. по благословлению Святейшего Патриарха Алексия II и при поддержке Министерства образования РФ и Совета ректоров России на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета впервые во всероссийском масштабе прошла первая олимпиада по основам православной культуры для учащихся 5-11 классов всех видов образовательных учреждений.

Целью олимпиады стало расширение и поддержка изучения подрастающим поколением россиян основ православной культуры. Также методистами олимпиады была поставлена цель не только выявлять одаренных в данной области учащихся, но и посредством определенных методов организации способствовать развитию их способностей.

Для решения проблем проведения олимпиады организаторами были учтены практически все нюансы проведения школьных предметных всероссийских олимпиад.

1) Включение в программу олимпиады консультаций, экспертных обсуждений, групповых заданий, нацеленных на пробуждение мотивации к участию в олимпиаде

На заключительном, финальном этапе участникам предлагаются учебные семинары, экскурсии и поездки, в ходе которых преодолевается их отчужденность, налаживается коммуникативность и избегается состояние «диффузной группы», что позволяет выявлять и в процессе совместной деятельности развивать их организаторские и лидерские способности. Также в ходе подготовки к участию в олимпиаде и непосредственно в условиях проведения семинаров и выездных заседаний выявляются академические способности участников.

2) Организация и поддержка обратной связи с учащимися и их преподавателями с целью получения объективного представления о прохождении олимпиады на местах

Специально для организации и поддержки обратной связи в сети Интернет был создан отдельный сайт11, посетителями и активными участниками которого могут стать не только преподаватели образовательных учреждений, но и учащиеся. На сайте содержится нормативная база документов, история олимпиады с момента возникновения, новости олимпиады, методические разработки по предмету «Основы православной культуры», а также форум, где все зарегистрированные пользователи могут оставить свои комментарии к темам и обсудить волнующие их вопросы.

3) Включение в программу проведения олимпиады форм групповых заданий и проектной деятельности

При проведении финальных туров проектная деятельность школьников со всей России является неотъемлемой частью олимпиады. Работая в группах, учащиеся выполняют такие проектные задания, как, например, исследование храмов Москвы с последующим оформлением и изданием собственного журнала12 творческой группы. Подобного рода деятельность раскрывает креативные способности каждого участника.

4) Разработка методологической основы организации олимпиады по основам православной культуры с целью улучшения качества олимпиады

В данный момент разрабатывается методологическая основа организации олимпиады. Ведущими специалистами по данной проблематике читаются доклады и публикуются статьи13.

Однако методисты олимпиады при разработке заданий пока еще не всегда соблюдают один из основных принципов дидактики - «от простого к сложному»14, что может негативно сказываться на раскрытии интеллектуальных способностей школьников. Одной из особенностей комплекта заданий на начальных турах является идентичность тестовых вопросов для всех классов без исключения. Одинаковый (как для 5-го, так и для 11 класса) первый блок располагается в самом начале олимпиадной работы и является для учащихся 5-6 классов, несомненно, трудным для выполнения. Как было сказано выше, ребенок, попадая в ситуацию, когда его знаний становится явно недостаточно, испытывает стресс, следствием которого является неуверенность в себе и снижение уровня результатов в последующих заданиях.

Еще одной сложностью в организации олимпиады является то, что в России не существует единой программы по изучению данного предмета, поэтому мето-

11 См.: [Электронный ресурс]. URL: http://pravolimp.ru/

12 См.: [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravolimp.ru/pages/21

13 См.: [Электронный ресурс]. URL: http://pstgu.ru/news/life/Christmas_readings/2011/ 01/28/27624/

14 Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. М., 1999. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. С. 458.

дистам приходится рассчитывать не на базовые знания учащихся, а на межпредметные связи основных дисциплин с основами православной культуры.

Подобного рода проблемы организации и проведения олимпиады по основам православной культуры нуждаются в тщательном изучении и теоретическом осмыслении на данном этапе.

Ключевые слова: выявление и развитие способностей, школьные олимпиады, православная культура.

Organization and Holding of School Subject Contest as a Means of Eduction and Development

of Pupil’s Talents (Upon the Example of Orthodox Cultural Studies Contest)

Tatiana V. Komarova

This paper deals with the issue of eduction and development of pupils’ talents by means of school subject contests upon the example of Orthodox Cultural Studies contest. The author analyses main problems in organization and holding of pupils’ subject contests in Russia, and suggests most efficient solutions for them.

Keywords: eduction and development of talents, school contests, Orthodox culture.