Репшнур и паракорд, страховочный шнур и полиамидная веревка, капроновый шнур – как отличить и надо ли? Рекомендации по использованию схватывающих узлов Что такое репшнур в туризме

Репшнур и паракорд, страховочный шнур и полиамидная веревка, капроновый шнур – как отличить и надо ли?

Для начала разберемся в понятиях.

Фал (от vallen — падать, спускать) — снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов, вымпелов и т.п.

Фалы, используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу. В зависимости от предназначения фалы получают дополнительное наименование, например, дирик-фал, кливер-фал, стаксель-фал, сигнальный фал, якорный фал и др.

Воднолыжный фал — плавучий трос из синтетических волокон, снабженный рукояткой на одном конце и крепящийся другим концом к пилону на катере. Служит для буксировки спортсменов-воднолыжников. Аналогично используется в гидрофойле, вейксерфе, вейкскейте и вейкборде.

Часто фалом называют страховочный трос (например, трос для крепления вытяжного устройства парашюта к самолету, космонавта - к космическому кораблю при выходе в открытый космос).

Буксировочным фалом называется трос, используемый при аэробуксировке планёров, которым соединяется планер и самолёт-буксировщик. Также фалом называют в автомобильной практике - буксировочный трос.

Репшнур - это вспомогательная статическая верёвка диаметром 3—8 мм. Такая веревка имеет сердечник и плетеную оплетку. Количество прядей в оплетке может отличаться и это влияет на эластичность и прочность веревки. Применяется в альпинизме, скалолазании и спелеологии исключительно для выполнения вспомогательных функций.

Репшнур используется как вспомогательная веревка для решения различных задач в горных и водных походах, а также в кемпинге. Синтетический (капроновый, полипропиленовый либо комбинированный) репшнур предназначен для вязки схватывающих узлов.

Внимание! Репшнур не рассчитан на динамическое изменение нагрузки и не предназначен для страховки в качестве основной веревки.

Парако́рд (англ. Parachute cord) — легкий веревочный трос, изготовленный из нейлона (он же полиамид, он же капрон), изначально использовавшийся в стропах парашютов. Оболочка (оплетка) паракорда сплетена из множества переплетенных нитей, благодаря чему является достаточно эластичной.

Из сказанного выше делаем вывод, что синтетическая ( , ) веревка (капроновый шнур) - это веревка, которую в зависимости от задачи и диаметра можно назвать по-разному: Репшнур, Страховочный шнур, Фал капроновый, Паракорд, Веревочный трос, буксировочный трос и т.д.

(шнуры, фалы) имеют широкое применение в промышленном альпинизме, строительстве, спелеологии, скалолазании, спорте, туризме. Также шнур капроновый (веревка полиамидная, фал полипропиленовый) применяется для обеспечения вспомогательных функций, подтягивания, вытаскивания, закрепления грузов, для крепления инструментов к гибкой подвесной системе или альпинистской площадке, для монтажа и демонтажа разных конструкций и изделий, растяжки тентов, закреплении баннеров, для установки палаток, как лидер-трос для протягивания электрических кабелей и линий связи, обвязки погружных насосов и других вспомогательных целей.

И спелеологии исключительно для выполнения вспомогательных функций - для вязания петель со схватывающими узлами (например, прусик , узел Бахмана , австрийский схватывающий узел), изготовления альпинистских лестниц и др.

Обычно используется капроновая верёвка диаметром 3-8 мм, которая в зависимости от марки и года производства имеют различную прочность, от 230 кгс для 4-мм верёвки до 1200 кгс для 7-мм и 1550 кгс для 8-мм верёвки (данные 1983 года). Кевларовые верёвки более крепкие, но они более скользкие и жёсткие и неудобны для схватывающих узлов. Не используются также верёвки с особо скользкой оплёткой (фторопласты , полиэтилен и др.), даже если по прочности они соответствуют стандартной, а также кручёные верёвки без оплётки.

  • Шнуры толщиной 7-8 мм используются для вязания петель, импровизированных нижних и верхних обвязок и в других вспомогательных целях.
  • Шнуры толщиной 5-7 мм лучше всего подходят для вязания самозатягивающихся узлов .
  • Шнуры толщиной 3-6 мм используются для изготовления альпинистских лестниц, подвязывания различных грузов и инструментов к гибкой подвесной системе или альпинистской площадке.

Важно: Надо знать, что репшнур не рассчитан на динамический рывок.

См. также

Напишите отзыв о статье "Репшнур"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Репшнур

После всего того, что сказал ему Наполеон, после этих взрывов гнева и после последних сухо сказанных слов:
«Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre», Балашев был уверен, что Наполеон уже не только не пожелает его видеть, но постарается не видать его – оскорбленного посла и, главное, свидетеля его непристойной горячности. Но, к удивлению своему, Балашев через Дюрока получил в этот день приглашение к столу императора.
На обеде были Бессьер, Коленкур и Бертье. Наполеон встретил Балашева с веселым и ласковым видом. Не только не было в нем выражения застенчивости или упрека себе за утреннюю вспышку, но он, напротив, старался ободрить Балашева. Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это.
Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками.
За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.

Репшнуры - это вспомогательные верёвки. Они тоньше, чем основные верёвки, которые мы используем для страховки. Их диаметр от 2 до 8 мм, прочность от 100 кг до двух тонн в зависимости от диаметра. Выбирать диаметры репшнуров нужно, исходя из каждой конкретной задачи.

Использование репшнуров

Репшнуры используются в целом ряде случаев:

    В качестве вспомогательных отрезков для вязки схватывающих узлов и организации спасработ. Как блокировка при организации станций. Для сдёргивания основной верёвки после дюльфера. Пристраховать что-то ценное: молоток или экстрактор к беседке, тиблок к карабину и т.п. Как шнурки для ботинок, оттяжки для палаток и прочие «бельевые верёвки» для базового лагеря.

Требования к прочности репшнуров зависят от области применения. Наиболее высокие требования предъявляются к репшнурам для организации страховки, но и в остальных прочность тоже важна.

Для использования в горах не подойдут шнуры из супермаркетов. Обычно их делают из полипропилена, а этот материал значительно проигрывает полиамиду, из которого производятся репшнуры для альпинизма - и в прочности, и в износостойкости, и в устойчивости к ультрафиолету

Разновидности репшнуров

Репшнур, как и обычная верёвка, состоит из сердечника и оплётки - за исключением самых тонких. В основном репшнуры различают по диаметру и материалам, из которых их изготавливают.

Для «силовых» назначений (там где важны выдерживаемые репшнурами нагрузки) применяются шнуры от 5 до 8 мм. Большинство высокопрочных репшнуров делают из полиамида - как сердечник, так и оплётку. Иногда встречаются экзотические варианты, с особыми свойствами. Примеры:

    сердечник из арамида (кевлара), оплётка из полиамида; сердечник из дайнимы, оплётка из полиамида; 100% дайнима - и сердечник, и оплётка; репшнур Rap Line от Edelrid; репшнур с несколькими кевларовыми нитями в оплётке, для более эффективной работы схватывающих узлов; репшнур со светоотражающей нитью в оплётке; репшнур Touch от Tendon.

Все эти варианты чаще всего созданы для выполнения одной конкретной задачи. Так, материалы дайнима или арамид в сердечнике дают увеличение прочности при том же весе и меньшем диаметре. Но в отличие от полиамида они суперстатичны, то есть вообще не тянутся. Это в одних случаях плюс, в других - скорее недостаток.

Репшнуры для организации станций

При организации станции прочность репшнура для блокировки не должна быть ниже 1 тонны. Поэтому использовать классические репшнуры из полиамида можно только если их диаметр не менее 7 мм.

Современные производители помимо классических репшнуров из полиамида делают много других более хитрых и интересных по конструкции вспомогательных верёвок. Они позволяют выиграть и в весе экипировки, и в удобстве использования.

Самый частый вариант - репшнур с разным материалом оплётки и сердцевины. Сердцевину делают из материала высокой прочности, например, кевлара и дайнимы, а сверху защищают износостойким полиамидным кожухом. Получается очень прочный репшнур: при диаметре в 5-6 мм он будет держать примерно в полтора раза больше, чем классический полиамидный репшнур (в ряде случаев, до 1800 кг). В итоге уменьшается вес снаряжения и увеличивается диапазон его использования.

Из-за своей статичности такие репшнуры теряют значительно больше прочности в узлах: до 50%, тогда как полиамидные шнуры только до 30%.

Репшнуры для схватывающих узлов

Для схватывающих узлов требования немного другие. Насколько хорошо будет работать схватывающий узел на верёвке, в первую очередь зависит от соотношения диаметров репшнура и основной верёвки. Оптимальное соотношение - примерно 10:7, то есть для основной верёвки диаметром 10 мм хорошо будут работать репшнуры диаметром 7 мм. Для более тонких верёвок подойдут репшнуры потоньше. Для более толстых верёвок в 11-12 мм, которые часто используются в спасработах, нужно брать и более толстый репшнур - диаметром 8 мм, а иногда и толще.


Качество схватывающего узла зависит и от того, из какого материала сделана оплётка. Чем менее скользкий материал, тем лучше репшнур будет схватываться при срывах или движении по перилам. Поэтому есть варианты репшнуров с добавлением арамида и кевлара в саму оплётку. Например, в составе оплётки репшнура Rap Line от Edelrid есть арамид и кевлар - это делает её нескользкой, с верёвкой удобно работать, когда держите её в руках, и при этом схватывающие узлы хорошо срабатывают при минимальных нагрузках.

В линейке Tendon есть репшнур Touch . Он отличается специальной «лохматостью» нити в оплётке (что чувствуется на ощупь, поэтому и Touch) и мягкостью для лучшего схватывания.

Верёвки для сдёргивания дюльферов

Не самая популярная техника, несколько отошедшая в прошлое с появлением тонких динамических верёвок. На данный момент верёвки half и twin с диаметром 6.9-7.9 мм часто выигрывают по весу и удобству. Тем не менее, для адептов использования одинарной основной верёвки и тонкой для сдёргивания необходим тонкий, прочный и максимально жёсткий репшнур. Отличным вариантом будет 4-7-миллиметровый репшнур с сердечником из дайнимы и оплёткой из полиамида или полиэстера.

Универсальные и специальные репшнуры

Ряд репшнуров можно использовать для разных задач. Например, тот же репшнур Rap Line от Edelrid можно назвать универсальным. Сердцевина и конструкция оплётки у него сделаны по тем же технологиям, что и динамические верёвки. Получается, что этот репшнур диаметром 6 мм проходит ряд испытаний, по которым тестируют динамические верёвки класса Twin, и является с одной стороны тонкой динамической верёвкой, а с другой - хорошим эффективным репшнуром для вспомогательных нужд. Это универсальный продукт, который можно использовать и для организации станций, и для спасработ, и в иных условиях.

Некоторые производители находят новые решения и получают верёвки с уникальными свойствами. Например, репшнур со светоотражающей нитью. Его характеристики полностью соответствуют стандартным вспомогательным верёвкам, но при этом у него есть дополнительная опция видимости в темноте. С ним удобно работать при свете фонарика - в сложных условиях это качество часто незаменимо. Кстати, оттяжки для палаток из такого репшнура диаметром 2-3 мм - самое оно.

Верёвки туристские - являются основным техническим средством для страховки в туристическом походе и передвижения туристов на сложных участках рельефа. Изготовляются из синтетических прядей, образующих сердцевину сложной конструкции, которая окружена защитной оплёткой, так называемые плетёные верёвки, как на рисунке 1.

Для страховки и передвижения туристов на маршруте, служат верёвки, называемые основными, имеющие диаметр 9—12 мм и погонную массу 50—90 г/м. Испытание прочности и качества новой верёвки производится на образцах, отрезанных от бухты длиной 150—500 м. Верёвка диаметром 11—12 мм подвер­гается 4 рывкам выбрасываемого груза массой 80 кг. Верёвка диаметром 9-10 мм — 10 рывкам при массе груза 40 кг. Кроме того, образцы доводятся до разрыва при статической нагрузке, как на рисунке 2. Основные технические данные страховочных верёвок приведены в таблице.

В качестве опоры при передвижении, а также для навески перил лучше применять относительно жёсткие верёвки, слабо удлиняющиеся под нагрузкой. Для страховки — более упругие, способные поглощать за счёт значительного удлинения (до 30%) часть энергии рывка в случае падения туриста. Верёвка должна хорошо скользить и завязываться в узлы, быть лёгкой и удобной в работе, сохранять свои качества в течение длительной эксплуатации.

При организации страховки обычно применяют одну, так называемую, одинарную верёвку диаметром не менее 11 мм. На сложных участках маршрута, где возможен срыв со свободным падением, используют двойную верёвку — две верёвки одинакового диаметра, как правило, 9—10 мм, либо разного, например, 11 и 9 мм диаметра. При работе с двойной верёвкой обычно подбирают концы разного цвета.



Для навески перил могут служить основную верёвку любого диаметра. Работая с верёвкой, необходимо учитывать, что в узле происходит значительное снижение прочности верёвки. Например, в узле «стремя» на 40%, в узлах «булинь» и «восьмёрка» на 25%. Прочность верёвки на перегибе в карабине снижается на 30%.

Обычная длина одной верёвки или, как принято говорить, конца верёвки 40 м — условная единица длины, называется «верёвка». Для лыжных, горнолыжных, пешеходных и несложных горных походов достаточно иметь концы верёвки длиной 25 - 30 метров. В сложных горных и спелеомаршрутах применяют верёвки длиной 45 - 80 м и более.

Срок службы страховочной верёвки в зависимости от интенсивности и условий эксплуатации от 2 до 6 лет. Сохранность верёвки необходимо проверять перед походом, а также после прохождения каждого участка маршрута, где она могла быть повреждена. Верёвку со значительными повреждениями оплётки или выдержав­шую большую динамическую нагрузку нельзя использовать для страховки, а также в качестве опоры при передвижении без дополнительной страховочной верёвки.

В случае намокания верёвку просушивают в тени, при сильном загрязнении стирают в тёплой мыльной воде с тщательным ополаскиванием, хранят в прохладном, сухом, закрытом от прямого солнечного света месте. Чтобы уменьшить намокание, верёвку пропитывают специальными составами. Основные верёвки переносят смотанными в одинарные или двойные кольца, как на рисунке 3.

Для грудных обвязок и «беседок» в несложных походах, для закрепляемых на выступах и крючьях петель самостраховки и петель при навешивании перил, а также вместе с основной верёвкой при переправах и спусках, как правило, используется плетёная капроновая верёвка диаметром 6 - 8 мм, называемая вспомогательной или репшнуром. Репшнур выдерживает до разрыва не менее 500 кг статической нагрузки. Для этой же цели служит плетёная капроновая лента диаметром 20—30 мм такой же прочности.

В ситуациях, когда применение верёвки не связано непосредственно с безопасностью людей, например, подстраховка рюкзаков и других предметов снаряжения, увязка грузов и вьюков, сооружение носилок и так прочее, можно использовать любые верёвки, в том числе кручёные, а также верёвки и ленты из сизаля, пеньки, хлопчатобумажные с прочностью на разрыв 100—150 кг.

Торможение верёвки (троса) применяется для регулирования, вплоть до остановки, движения при спуске людей или груза, а также при динамической страховке.

Для торможения верёвки используют выступы рельефа, как на рисунке 4. Карабин, навешиваемый на выступы или искусств, точки опоры (крючья, закладки, ледовый столбик, проушина, снежный якорь, ледоруб) непосредственно или с помощью петли, как на рисунках 5 и 6.

Тормозные приспособления без возможности блокировки верёвки — «шайба Штихта», «лягушка», «восьмёрка», как на рисунке 7. Тормозные приспособления, блокирующие верёвки — «лепесток», бугель Мунтера, «букашки» Кашевника, «рогатка», «решётка», «каталка», как на рисунке 8.

Автоматически блокирующиеся фрикционные устройства Петцла и Серафимова, как на рисунке 9. Карабинные тормоза, как на рисунке 10. Карабины в сочетании с тормозными узлами, как на рисунке 11, а также корпус и руки туриста.

Торможение верёвки, в котором принимают участие только корпус и руки, применяется при страховке через плечо и поясницу, как на рисунке 4,6. Иногда в качестве допол­нительной страховки при спуске спортивным «сванским» способом и классическим «дюльфером».

Торможение верёвки через корпус и руки в сочетании с тормозными приспособлениями используется при динамической страховке и различных способах спуска по верёвке, как на рисунке 12 и рисунке 13. Для торможения троса, как правило, применяют блок-тормоз и фрикционные устройства: «трубку», «лесенку», «кассету» Рогожникова, как на рисунке 14.

Степень торможения зависит от трения, развиваемого в местах опоры верёвки (троса) и в тормозных приспособлениях, а также от усилия туриста, удерживающего («протравливающего») ненагруженный свободный конец верёвки. Под блокировкой подразумевается обеспечение неподвижности верёвки или троса относительно тормозного устройства либо тормозного устройства относительно верёвки (троса) без приложения удерживающего усилия человека. Иногда торможение В. осуществляется с помощью амортизаторов.


Количество показов: 5716