Дыхательная гимнастика «Воздушный шар. Лечебная гимнастика. Дыхательные упражнения при бронхиальной астме Дыхательные упражнения с воздушным шариком

Занятие проводится босиком.

I . Дети проходят в зал, строятся в одну шеренгу.

Ведущий (инструктор ФИЗО): Во время сильного ветра у продавца воздушных шаров улетели все воздушные шары в сторону леса, и он просит вас, их найти. Поможем, ребята? Тогда в путь!

1. Ходьба в колонне по одному;

Не хватает нам сноровки, Дружно вместе выполняйте

Не хватает тренировки, Все движения со мной

Чтоб до леса нам дойти Будет вам сноровка,

И воздушный шар найти. Будет тренировка.

2. Упражнение «Струнка»

Ходьба на носках, руки через стороны вверх.

3. Бег - произносится буквосочетание «цок - цок».

4. Ходьба приставным шагом в сторону. Шаг в сторону - вдох, приставить ногу, полуприсед - выдох.

5. Бег «змейкой», дыхание произвольное.

6. Упражнение на дыхание. «В лесу».

Сделать вдох, на выдохе прокричать «а-у-у»

7. Ходьба с перестроением в 3 колонны.

II . ОРУ с дыхательной гимнастикой под музыкальное сопровождение.

1. И. п.: о. с. Руки вверх - вдох; медленно опускаем через стороны - выдох.

2. И. п. - о. с. Отвести правую руку в сторону с поворотом головы - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

З. И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе, темп медленный. Вдох - 2-4 наклона туловища вправо (выдох), в и. п. (вдох). То же в левую сторону.

4. И. п.: стойка на коленях, руки к плечам. Отвести плечи назад - вдох, в и. п. - выдох. Произносим звук - у-у.

5.И. п.: сидя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Руки в стороны - вдох, подтянуть ноги к животу, обхватить колени руками - выдох.

6. Прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой, дыхание произвольное.

8. Перестроение в колонну по одному.

Ведущий: Как настроение и самочувствие? Можно, я проверю ваш пульс? (Имитация измерения пульса у 2-3 детей). Пульс немного учащен. Нужно привести наше дыхание в норму. Давайте возьмемся за руки и сделаем круг.

Медитация: Взялись за руки, почувствовали тепло, близость друг друга, сели в позу «по-турецки». Посмотрели друг на друга и улыбнулись, сохраним настроение добра и света в нашем кругу. Закроем глаза и медленно посчитаем до 5.Теперь пульс в норме, сердце бьется ритмично. Продолжаем наше путешествие - поиск воздушных шаров. (Дети встают).

«Спорт нас зарядил здоровьем и помог набраться сил.

Шары найдем мы очень быстро и продавцу их отдадим».

Основные виды движений.

Ведущий: Сейчас мы ловкие, сильные и можем преодолеть любые преграды. Вот обрыв перед нами, но он нам не страшен – ползание по гимнастической скамейке на четвереньках с опорой на ладони и колени. Кочки – прыжки из обруча в обруч. Согнувшееся дерево - подлезание под дугу боком (предложить ребенку показать технику выполнения). Перестроение в 2 колонны для выполнения основных видов движения.

Перестроение в колонну по одному.

Дыхательное упражнение «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим».

Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы хорошо умеете дышать носом.

Подвижная игра «Ловишки». Кого задел ловишка, тот становится на коврик и делает массаж рук и ног массажными мячиками.

После каждого повтора игры проводится упражнение на дыхание «Ладошки» по Стрельниковой.

III . Игра на восстановление дыхания «Надуй воздушный шар».

Ведущий: Ребята! Вот мы и нашли воздушные шары

(Воспитатель и инструктор ФИЗО раздают детям воздушные шары).

Полюбуйтесь, какие красивые наши шары. Давайте превратимся сами в воздушный шар (дети садятся «по-турецки», закрывают глаза).

Релаксация: «Я превращаюсь в шар, он легкий, воздушный, яркий. Подул на шарик маленький ветерок. Он поднял шар в воздух и начал кружить его. Ветер стал усиливаться, сильнее кружить шарик над землей. Постепенно ветер утих и опустил шар на землю».

Было славно нам летать,

А теперь пора вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

В группу дружно мы вернулись!

Дети встают и выходят из зала.

Выполнение движений по тексту.

Вот так шарик надуваем

И до облака взлетаем.

Шарик лопнул - выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

7. Упражнения на формирование

правильного звукопроизношения.

Упражнение «В гостях у Шипящей семейки».

Логопед говорит детям о том, что сегодня они будут в гостях у Шипящей семейки. Затем повторяет с детьми артикуляционный уклад шипящих звуков, учит детей давать их фонетическую характеристику 1 .

Игра «Подбери одежду для шипящей семейки»

Логопед просит детей подобрать одежду для каждого звука Шипящей семейки:

Ш - штаны, шуба, шорты...

Ж - пиджак, жакет, жилетка...

Ч - сорочка, чулки...

Щ - плащ...

8. Динамическая пауза «Стирка».

Дети под веселую музыку имитируют процесс ручной стирки.

9. «Ежиковый массаж» (см. занятие 1).

10. Ритуал прощания. Оценка работы детей.

Занятие 10. Тема: «В гостях у братьев Л, Ль»

Цели: вырабатывать правильную артикуляцию звуков Л, Ль; совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, слуховое внимание, память; активизировать словарный запас по теме «Обувь».

Оборудование: зубочистки, комплект массажа «Времена года», пособие «Домик звуков», картинки по теме «Обувь», кубики Н.А. Зайцева на буквы Л, Ль.

Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение на внимание

«Что ушло, что пришло».

Логопед выставляет на доску картинки по теме «Обувь», предлагает детям запомнить их. Затем просит детей закрыть глаза и заменяет одну (две) картинку. После этого логопед просит детей назвать картинки, которые «ушли» и картинки, которые «пришли».

3. Лексико-грамматическое упражнения по теме

«Одежда». Игра «Подбери действие»

Логопед: Сядет тот, кто подберет слово-действие к слову рубашка. (Шить, покупать, стирать, гладить, носить, порвать, зашивать).

4. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 7).

5. Артикуляционная гимнастика (см. занятие 7).

6. Массаж лицевых мышц «Времена года. Осень» (см. занятие 5).

7. Упражнения на формирование правильного

звукопроизношения.

Логопед говорит о том, что сегодня они будут гостить у звуков Л, Ль. Затем повторяет с детьми артикуляционный уклад звуков, учит давать их фонетическую характеристику. После этого рассматривает вместе с детьми пособие «Домик звуков» и просит ответить на вопросы:

Кто показывает дорогу к домику? (Емеля.) А что у него на ножках? (Лапти.)

Какой звук стоит в начале этого слова?

Где живет этот звук?

Куда надо подняться языку? (Дети рассматривают артикуляционный уклад звуков Л, Ль и дают фонетическую характеристику этим звукам с использованием кубиков Н.А. Зайцева.)

8. Лексико-грамматическое упражнения

по теме «Обувь».

Упражнение «Назови обувь»

Логопед: Вспомните названия обуви, в которых есть звуки Л, Ль. (Туфли, сандалии, галоши, валенки.)

Игра «Закончи предложение

Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы обуви. Затем просит детей послушать начало предложений и закончить их, выбрав нужную картинку: Летом мы надеваем... В дождь... Дома мы носим... Для занятий спортом нужны... Женщины носят... Мужчины носят... Из резины делают... Из кожи делают... .

9. Ритуал прощания. Оценка работы детей.

Занятие 11. Тема: «В гостях у братьев Р, Рь»

Цели: уточнить артикуляцию звуков Р и Рь; учить детей находить эти звуки в словах; уточнить и расширить словарь по теме «Человек. Части тела»; дать понятие о слоге; отрабатывать артикуляционные упражнения, добиваясь легкости, точности, быстрой переключаемости; работать над мелкой моторикой пальцев рук.

Оборудование: зубочистки, картинки по теме «Человек. Части тела»; пособие «Домик звуков», кубики Н.А. Зайцева.

Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение на внимание.

У тебя есть пальцы, ногти,

Руки есть, запястья, локти,

Ноги, шея, плечи, грудь,

И животик не забудь.

Есть колени, лоб, спина,

Голова - она одна.

Есть два уха, две щеки,

Брови, скулы и виски.

Подбородок есть и губы,

Глазки, нос, язык и зубы.

2. Объявление темы и цели занятия.

3. Лексико-грамматические упражнения по тем

«Обувь». Игра «Какие могут быть сапоги».

Логопед: Сядет тот, кто скажет, какие могут быть сапоги (маленькие, большие, новые, меховые, старые, кожаные, войлочные и т.д.).

4. Пальчиковая гимнастика.

Читает логопед

Выполняют дети

Пальцы тянутся вперед.

Кто из них сильней нажмет?

А потом они согнулись, Головами вдруг столкнулись,

Пальцы, начиная с указательного, поочередно прижимаются подушечками, а потом ногтями к одноименным пальцам противоположной руки.

Пальцы средние у нас

Стать сильней хотят сейчас. Хоть им сила и важна

Гибкость тоже им нужна.

Безымянные ребятки

Тоже делают зарядку

То сильнее нажимают,

То головку нагибают.

Мы мизинцы выпрямляем

Очень крепко их сжимаем, - Попытаемся согнуть

И сдавить легко, чуть-чуть.

Эй, друзья, теперь опять,

Будем пальчики сплетать,

А большие мы согнем,

По другому их сожмем.

Какова роль дыхания

Наша жизнь начинает-ся не с момента появ-ления на свет, а с первого вздоха, первого крика. В этот момент легкие рас-правляются, и организм на-сыщается кислородом, кото-рый необходим нам больше, чем пища и вода.

  • Почти 90% необходимой организму энергии выраба-тывается благодаря кисло-роду. Можно сказать, что энергия кислорода — это энергия нашего тела.
  • Под воздействием кис-лорода все, что мы едим, расщепляется в конечном итоге на углекислый газ и воду. При кислородном дефиците реакция рас-щепления останавлива-ется на образовании не-органической щавелевой кислоты. Она вредна, так как обра-зует невыводимые из орга-низма соли. Их скопление в тканях вызывает болезни суставов и поражение со-судов.
  • Кроме обогащения ор-ганизма кислородом, дыха-ние играет еще одну очень важную роль, о которой известно не так много. За счет дыхания выводится 70% вредных веществ, и в их числе болезнетворные микроорганизмы.
  • Дыхание позволяет поддерживать количество возбудителей болезни на таком уровне, что они не могут размножаться и ос-таются безопасными для организма.

Тренировка дыхания

Дыхательная система — единственная в нашем организме, которой можно и управлять: дыхание мож-но ускорять, замедлять, контролировать. При помощи простых приемов тренировки дыхания мы можем влиять на способность орга-низма насыщаться кислородом. А это, в свою очередь, отражается на нашем само-чувствии, работоспособнос-ти и самочувствии.

  • Физические упражнения, особенно для плечевого пояса, на «раскрытие» грудной клетки, бег и за-каливание с контрастным душем — лучшая профи-лактика воспалительных заболеваний органов дыхания от насморка до пневмонии.
  • Очень благоприятны для органов дыхания дли-тельные пешие прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, плавание, а зимой еще и катание на коньках и ходьба на лыжах.
  • Надувание воздушных шариков — едва ли не самое доступное и эф-фективное средство для тренировки дыхания. Максимально глубокие вдохи и выдохи активизируют дыхательные рефлексы, позволяют «продышаться».
  • Если у вас есть вокаль-ные данные — пойте, если нет — пойте в ванной. Уже давно доказано лечебно-оздоровительное воздейс-твие вокалотерапии. Пение поднимает тонус дыха-тельных мышц и укрепляет легкие, трахеи, бронхи, мышцы гортани и носоглот-ки. Упражнения в вокале формируют правильное гармоничное дыхание, мягко тренируют диафраг-му, межреберные мышцы, мышцы живота. Изменение глубины вдохов и выдохов задействует в процессе дыхания все доли легких. Фактически во время пения мы «прокачиваем» легкие, улучшая газооб-мен и увеличивая приток энергии.
  • Для тренировки дыхания полезно даже просто смеяться — погромче и подольше. При смехе привычный ритм дыхания сменяется на порцион-но-короткие энергичные вдохи и выдохи. В ответ на это активизируется работа дыхательных центров.

Техника полного дыхания

Наше дыхание — это не просто процесс вдоха-выдоха. Оно напрямую свя-зано с жизненной силой. Для того чтобы эта энергия действовала во благо, можно освоить несколько способов техники дыхания .

Полное дыхание позво-ляет накопить большое количество энергии в организме, увеличивает полезный объем легких.

Примите любое положение — лежа, сидя или стоя. Вы-дохните максимально полно. Вдохните через нос, совер-шенно не помогая себе ртом. Опуститедиафрагму. При этом живот слегка выпячи-вается, ребра раздвигаются, ключицы и плечи поднима-ются. Вдох нужно делать на каждый 8-й удар пульса, что-бы в цикле вдох — задержка дыхания — выдох соблюда-лась пропорция 2:1:2. В таком положении задержите дыха-ние на 4 удара пульса. Затем начинайте выдох — медленно, соблюдая ту же последовательность, что и при вдохе. Техника дыхания стиму-лирует обмен веществ, что ведет к омоложению организма. Развиваются такие качества, как уме-ние сосредоточиваться, скорость реакции и мышления. Вы можете стоять, сидеть или лежать. Делайте полный вдох через нос на каждый 8-й удар пульса. За-держите дыхание на такой же отрезок времени. Потом полностью выдохните воздух через рот, издавая свистящий звук. Губы плот-но не сжимайте. Продол-жительность выдоха вдвое больше вдоха. Повторите упражнение 5 раз.

Интересные факты о дыхании

  • У новорожденных час-тота дыхания составляет 40-60 вдохов-выдохов в минуту, у детей постарше — 20-30. Взрослые люди в состоянии покоя соверша-ют в среднем 14 дыхатель-ных движений с допусти-мыми колебаниями от 10 до 18. Считается, что тот, кто дышит реже, живет дольше. Тренированные люди могут делать 8-10 вдохов-выдохов в минуту.
  • Различают два типа дыхания — грудное и брюшное. Но правильным — гармоничным, полным — считается такое, когда мы дышим и грудью, и живо-том. Есть свои особенности у людей разного возраста и даже разных профессий. С годами человек переходит на нижнее, брюшное дыха-ние. Те, кто занят тяжелым физическим трудом, тоже дышат преимущественно животом (у спортсменов есть своя техника дыхания при беге). Считается, что грудной тип дыхания боль-ше распространен среди женщин.
  • Максимальный объем легких бывает в возрасте от 20 до 30 лет. А дальше каждые 10 лет показатель уменьшается на 10-25%. Значит, если не трениро-вать свою дыхательную систему, естественными последствиями станут ухудшение самочувствия, одышка при физических нагрузках, быстрая «стари-ковская» усталость.
  • Когда мы заболеваем, изменяются газовый со-став выдыхаемого нами воздуха, объем легких, глубина дыхания. На этом основаны некоторые мето-ды диагностики не только бронхолегочных заболева-ний, но и некоторых желу-дочно-кишечных.
  • По тому, как человек дышит в данную минуту, можно определить его состояние. Когда мы волнуемся или напуганы, наше дыхание становится частным и поверхностным. В момент испуга дыхание может даже прерываться. В подобных случаях говорят: «Дух перехватило». И тогда человеку совершенно пра-вильно советуют: «Дыши ровнее, глубже».
  • Нельзя надышаться впрок, наш организм не может «запастись» кис-лородом. Но некоторые люди — например, ловцы жемчуга, йоги, эстремалы-дайверы — демонстрируют чудеса техники задержки дыхания . Абсолютный мировой ре-корд по задержке дыхания на вдохе был установлен в США в 2008 году Дэвидом Блейном. После нескольких недель специальных тре-нировок дыхания он смог вдохнуть столько воздуха, что про-держался 17 минут и 4 се-кунды, не упав в обморок. Это далеко не полный список интересных фактов о дыхании.

Заболевания органов дыхания

Любые нарушения свобод-ного дыхания являются болезненным состоянием, которое надо лечить техникой правильного дыхания. К ним относятся:

  • заболевания верхних дыхательных путей — от банального насморка, ринита, синусита до гаймо-рита;
  • заболевания бронхов — острый и хронический бронхиты, бронхиальная астма;
  • воспаление легких — пнев-мония, туберкулез и ХОБЛ — хроническая обструктивная болезнь легких (такой диагноз появился относи-тельно недавно).

Причинами заболевания органов дыхания могут быть инфекции, хроническое вос-паление, кистозные и опухо-левые новообразования. У детей существует опасность случайного попадания в дыхательные пути инород-ных предметов. У взрослых затрудненное дыхание не-редко бывает из-за искрив-ления носовой перегород-ки. Почти 80% людей имеют искривленную перегородку носа, и многие даже не обра-щают на это внимания. Но в некоторых случаях все же не обойтись без хирургического вмешательства.

Еще одной причиной ощу-щения нехватки воздуха могут оказаться аденоиды. Раньше ошибочно счита-лось, что они бывают только у детей. У взрослых их не-возможно обнаружить без эндоскопического обследо-вания, ни прощупать, ни уви-деть с помощью гортанного зеркала. Тем не менее аде-ноиды у взрослых — это час-тая причина простуд, храпа и апноэ (кратковременной задержки дыхания во сне), и даже гипертонии, сердечной недостаточности. Аденоиды второй и третьей степени могут значительно ухудшать самочувствие аллергиков и повлиять на слух.

Целебные травы

Багульник

Багульник содержит цен-ные эфирные масла и гликозиды, обладающие сильным антибактериальным, сосудо-расширяющим и противокашлевым действием.

  • При кашле пьют чай из багульника. Для этого столо-вую ложку травы заливают стаканом кипятка, настаива-ют 10 минут.
  • При бронхитах, коклюше и пневмонии можно при-менять холодный настой багульника: 1 ч. л. сухого измельченного сырья зали-вают 2 стаканами холодной кипяченой воды, настаивают при комнатной температу-ре 8 часов, процеживают и пьют по полстакана четыре раза в день.

ВНИМАНИЕ! Багульник — это ядовитое растение, поэтому важно соблюдать дозировки.

Анис обыкновенный

Анис обыкновенный не менее ценен для лечения за-болеваний дыхательных пу-тей. Содержащийсяв его плодаханетол оказывает стимулирующее действие на слизистую оболочку бронхов и усиливает функции желе-зистого аппарата дыхатель-ных органов. Анисовое масло прописывают при ларингитах, трахеитах. Оно способствуют отделению бронхиальной сли-зи и откашливанию мокроты.

  • При бронхитах аптечное анисовое масло принимают по 2-3 капли на 1 ст. л. теп-лой воды каждые 4-5 часов.

Мать-и-мачеха

Мать-и-мачеха описана как лечебное растение, применя-емое при болезнях дыхатель-ных путей, еще в античных медицинскихтрактатах. Ее листья содержат гликозиды, которые улучшают как вне-шнее, так и внутриклеточное дыхание. В народной медицине мать-и-мачеха применяется как противовоспалительное, отхаркивающее средство. Со-держащаяся в листьях слизь обволакивает стенки носог-лотки и гортани.

  • Для приготовления отвара возьмите 5 г сухих листьев, залейте стаканом кипятка и настаивайте 15 минут. Затем процедите и принимайте по столовой ложке 4 раза в день.

Среди взрослого населения хронический бронхит встречается очень часто. Продолжительная затяжная болезнь характеризуется затрудненным дыханием, сухим приступообразным кашлем, общей слабостью и постоянным дискомфортом.

Однако наиболее опасна эта болезнь своими , связанными с изменениями в легких (пневмофиброзом и эмфиземой), а также нарушениями работы сердца. Именно поэтому к лечению нужно подходить максимально ответственно и комплексно. Наряду с прописанными медикаментами следует обратить внимание на такие занятия, как ЛФК и, прежде всего, дыхательная гимнастика.

В чем польза дыхательной гимнастики

Правильно выполненные дыхательные упражнения помогают разрабатывать легкие, делать более продуктивные и глубокие вдохи, тренировать мускулатуру грудной клетки, улучшать кровообращение, уменьшать отек. Что касается , то такая дыхательная активность ко всему прочему способствует оттоку слизи из легких и бронхов, что является отличной профилактикой обострений.

Ведь проблемы, которые вызывает эта болезнь, связаны, в первую очередь, с застойными явлениями. Кроме этого, укрепляя мышцы грудной клетки, гимнастика способствует нормализации процесса дыхания.

Она поможет перевести сухой кашель в продуктивный (влажный), тем самым поспособствовать оттоку застоявшейся мокроты.

Выполняемая в соответствии со всеми правилами дыхательная гимнастика повысит защитные свойства слизистой, что благотворно повлияет на улучшение местного иммунитета.

Вместе с ЛФК (лечебной физкультурой) они способствуют укреплению общего иммунитета, поскольку оздоровляют организм в целом. А значит – бронхит не будет отягощаться дополнительными простудами и другими болезнями.

О чем важно не забывать?

Нужно учитывать, что весь благотворный эффект на здоровье возможен лишь в том случае, если выполняется четко по правилам. Недопустимы тренировки через силу или при общем плохом самочувствии, слабости, температуре. Особенно это важно, если речь идет о человеке преклонного возраста, или у него уже есть те или иные проблемы с сердцем.

При бронхите подход к занятиям должен быть системным – заниматься необходимо ежедневно, без каких-либо перерывов и выходных.При этом не прекращать занятия на протяжении нескольких недель. Только в таком случае можно будет ощутить положительное влияние на здоровье.

Экспресс-комплекс дыхательных упражнений

Иногда на полноценные занятия просто не хватает времени. И человек начинает заниматься нерегулярно. В результате никакого существенного эффекта не наблюдается. Для занятых людей врачи рекомендуют этот экспресс-комплекс.

Дыхательная гимнастика состоит всего из 5 простых упражнений и рекомендована для профилактики обострений хронического бронхита, а также в том случае, если наблюдаются общие проблемы с дыханием. По времени это занимает совсем немного – не более 10 минут. Зато заряд бодрости почувствуется сразу.

  1. Надуйте воздушный шарик за минимальное количество выдохов. Желательно брать шар из мягкой тонкой резины среднего размера, чтобы дыхание было свободным, без чрезмерных усилий.
  2. Аккуратно зажмите нос пальцами и постарайтесь сделать максимально полный вдох через нос. Расслаблено выдохните ртом.
  3. Сложите губы в трубочку и сделайте глубокий вдох, замрите на 2–3 секунды, выдох произвольный.
  4. Попробуйте втянуть воздух через широко растянутый рот. Важно, чтобы дыхание было глубоким, поднимался живот (так воздух пройдет по всем отделам легких).
  5. Вдохните воздух через одну ноздрю, зажав пальцем другую. Затем выдохните через другую. Повторите то же для второй ноздри. Не делайте это упражнение, если болезнь сопровождается кашлем или насморком.

Популярные упражнения

Начинать упражнения врачи рекомендуют уже со второго-третьего дня после начала медикаментозной терапии, так лечение пройдет более эффективно. В идеале лечащий врач должен дать рекомендации касательно тех упражнений, которые подойдут в вашем индивидуальном случае.

Однако существует универсальный набор, который можно делать при любой форме бронхита, в любом возрасте. Следует помнить правильную тактику тренировки, ведь, как и любые другие виды, дыхательная гимнастика состоит из трех блоков: разминки, основного и завершающего.

Вводный (разминочный) этап

Начинать тренировку нужно с глубоких неспешных вдохов и выдохов, которые следует повторить по 15 раз ртом и столько же носом. Каждый заход делается по 3 раза с перерывами в 5–7 секунд. Такая дыхательная активность позволит настроить организм на продуктивные упражнения.

Базовый комплекс

Врачи рекомендуют достаточно большой объем упражнений в качестве основного блока дыхательной гимнастики. Однако если вы чувствуете определенный дискомфорт или быстро утомляетесь, то можно сократить их количество до 3.

Ниже приведен перечень наиболее популярных упражнений, которые легко выполнить и без консультации с тренером.

Большинство из перечисленных упражнений нередко включают в комплекс ЛФК, поскольку они предполагают определенную физическую нагрузку.

  • Потягивания. Соединить обе руки в кулак и сильно на вдохе потянуться ими вверх, на пару секунд зафиксировать положение. Затем с медленным выдохом опустить руки. Повторить 6 раз за один подход.
  • Ходьба на месте. Делайте упражнение в хорошо проветриваемом помещении, старайтесь глубоко дышать. Можно в ритм шагу поднимать и опускать руки (однако для пожилых людей это вовсе не обязательно).

  • Гибкие наклоны. Из положения стоя медленно наклониться немного вперед и при этом вытянуть руки параллельно полу (вдох), на выходе подняться. На вдохе слегка наклониться назад и завести поднятые и сомкнутые руки за линию плеч, при интенсивном выдохе вернуться в исходное положение. Это упражнение следует выполнять без пауз и остановок, плавно переходя из одной позы в следующую. Делать по 3–5 подходов.
  • Махи руками. Стоя прямо, поочередно махать руками назад и вперед. Сопровождать упражнения частым дыханием – вдохи ртом, шумные выдохи носом. При таком интенсивном дыхании очень важно следить за самочувствием, если вдруг закружилась голова, то лучше прекратить упражнение, сесть, закрыть глаза и сделать глубокий вдох (примерно за 7 секунд – проще всего про себя считать до семи) и такой же длительный выдох.

Заключительный этап

Упражнения этой группы призваны восстановить силы после тренировки, привести дыхание в норму. Начинать их нужно с небольшим перерывом после последнего из базовой группы. Хватит 5–6 секунд.

Популярная дыхательная гимнастика на этом этапе такова: стать прямо, расслабить мышцы, медленно наклоняться то в одну сторону, то в другую, чередуя при каждом наклоне вдох носом и выдох ртом. Делается это очень плавно, не менее 6 раз в каждую сторону.

Если после этого количества дыхание не стало ровным и размеренным, то можно повторить наклоны еще 5–6 раз.

Дополнительные методы

Дыхательная гимнастика играет ведущую роль при различных проблемах с бронхами, однако лучше всего совмещать ее с ЛФК и массажами. В качестве лечебной физкультуры при обострениях бронхита вполне достаточным будет обычная ходьба в том ритме, который позволяет состояние здоровья. Желательно проводить в движении не менее часа и совершать прогулки по паркам, лесу или набережной. Также можно заниматься йогой, но только под контролем тренера.

Чтобы дети были здоровы, родители готовы пойти на многое. Оздоровление в санаториях, поездки на море, спортивные секции, прогулки на свежем воздухе – все это, безусловно, укрепляет иммунитет малыша, но порой отнима ет много сил и времени у родителей.

Все мы понимаем, что в наше время каждая минута на счету и уехать с ребенком на недельку из города – это редкая возможность. При этом, если ребенок заболеет, то больничный обойдется в ту же неделю, но потраченного времени будет крайне жаль.

Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?

Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.

Уберечь ребенка от вредных факторов окружающей среды получается не всегда, поэтому важно не «спрятать» его от внешних угроз, а научить защищаться. Дыхательная гимнастика – один из способов защиты детского организма. Постоянные занятия помогут ребенку легче справляться с вирусными заболеваниями и не растрачивать драгоценное детство на грипп и ОРВИ.

Чтобы узнать больше о защите детей от болезней, на наш блог. Будем присылать полезные статьи раз в неделю.