Катание на велосипеде по городу. Как ездить по оживленному шоссе на велосипеде. Следуйте указаниям дорожных знаков

Приобретя велосипед и успешно катаясь на нём по дворам и ближайшему парку, рано или поздно появляются другие потребности в передвижении. Например, у жителя крупного города, уставшего от автомобильных пробок, возникает желание попробовать ездить на работу на велосипеде. Кто-то мечтает о том, чтобы выбраться на велосипеде за город, но для того, чтобы добраться до железнодорожной станции, придётся проехать некоторое расстояние по городу.

Ездить по городу на велосипеде можно двумя способами. Велосипедист, в отличие от остальных участников движения, имеет свойство мгновенно переходить из состояния пешехода в водителя транспортного средства. Этой уникальной возможностью нужно пользоваться.

Велосипедист-пешеход

На правах пешехода можно передвигаться только по тротуарам или по дорожкам парка. Проезжие части дорог пересекаются по надземным или подземным пешеходным переходам, двигаясь пешком рядом с велосипедом. При езде по тротуарам велосипедист находится в относительной безопасности, и в этом случае требуется лишь минимальное знание Правил дорожного движения. Если возраст велосипедиста не достиг 14 лет, то в этом случае пешеходный способ езды является единственно возможным.

Проблемы при пешеходном способе катания заключаются главным образом в необходимости прыгать с бордюров и обратно перед каждым перекрёстком и въездом во двор. Если эти прыжки приходится совершать через каждую сотню метров, такой стиль передвижения быстро утомляет.

Опасность при езде по тротуарам обычно исходит от пешеходов с непредсказуемым поведением.

Например, дети, престарелые или нетрезвые. В этом случае пешеход может в мгновение оказаться на траектории движения велосипедиста. Кроме этого, под колёсами может также оказаться детская кукольная коляска или небрежно выкинутая бутылка.

Другая опасность при езде по тротуарам — автомобиль, заезжающий во двор или выезжающий из него. Если следовать Правилам дорожного движения, то автомобиль при выезде на прилегающую территорию должен пропустить всех пешеходов и велосипедистов, двигающихся по тротуару. Но это правило соблюдается далеко не всегда. Кроме того, водитель может не заметить велосипедиста из-за припаркованной машины, дерева или в принципе может не рассчитывать на скорость движения объекта по тротуару со скоростью 15−20 км/ч.

Таким образом, подъезжая по пешеходной дорожке ко въезду во двор, следует снизить скорость и убедиться в отсутствии машин.

Ещё одна опасность — внезапно открывшаяся дверь припаркованного автомобиля. У водителей со временем вырабатывается инстинкт — перед тем, как открыть дверь, посмотреть назад и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств. Но у пассажиров такого инстинкта может не быть.

Приближаясь к припаркованному автомобилю, следует объехать его на расстоянии открытой двери.

Кроме того, нельзя забывать, что на тротуаре велосипед находится в нарушение Правил дорожного движения, явно запрещающих здесь перемещение транспортных средств (п. 9.9 ПДД). С точки зрения Правил, велосипед на тротуаре ничем не отличается от автомобиля. В этом есть определённое противоречие — где же тогда ездить велосипедистам, не достигшим 14 лет? Поэтому следует всегда помнить, что при движении по тротуару преимущество всегда остаётся за пешеходом.

Впрочем, сотрудники ГИБДД, как правило, не обращают внимания на велосипедистов, едущих по тротуару. Потому что в ряде случаев тротуар — единственное безопасное место для велосипедиста.

Велосипедист-водитель

В этом случае велосипед — самое настоящее транспортное средство (но без двигателя).

В этом случае велосипедист обязан соблюдать Правила дорожного движения, то есть ехать только по проезжей части, следовать дорожной разметке, сигналам светофора, и т.д.

На правах водителя транспортного средства можно ездить только велосипедистам, достигшим 14 лет и имеющим навыки уверенного управления велосипедом.

Здесь вряд ли пригодятся навыки прыжков или трюкового катания, но зато пригодится умение ездить по прямой траектории (особенно с небольшой скоростью). Умение чётко держать выбранную траекторию позволяет быть более предсказуемым для других участников движения и как следствие — обеспечить более безопасное передвижение.

Существует такое понятие, как максимальная безопасная скорость водителя. Оно относится не только к водителям автомобилей, но и к велосипедистам. Пока водитель едет со скоростью, не превышающей его «безопасную» скорость, он способен замечать все детали дорожной обстановки, которые его окружают и успеть принять правильное решение. При превышении этого порога скорости способность контролировать окружающую обстановку заметно уменьшается. В этом случае водитель может не заметить пешехода, пересекающего проезжую часть, дорожного знака, требующего уступить дорогу или дорожное препятствие.

Человек, который только что научился кататься на велосипеде, имеет безопасную скорость порядка 8−12 км/ч. Конечно, он может ехать быстрее, но всё его внимание будет сосредоточено на том, чтобы удержать равновесие. Таким образом, выезжать на проезжую часть можно, только в том случае, если велосипедист способен передвигаться со скоростью 25−30 км/ч и при этом полностью контролировать дорожную обстановку. В противном случае лучше не спешить и начать тренировку на парковых дорожках, во дворах и на тротуарах — то есть на правах пешехода.

Растущая популярность велотуризма и проблема городских пробок приводят к тому, что велосипед, ранее считавшийся транспортом для подростков, становится всё более популярен среди взрослых. То есть среди велосипедистов всё чаще встречаются те, кто научился кататься ещё в детстве, а теперь заново осваивает этот вид транспорта после многолетнего перерыва. Получается, что многие начинающие велосипедисты имеют водительские права и многолетний опыт вождения автомобиля. Совет тем, кто умеет хорошо водить автомобиль, а за рулем велосипеда не сидел много лет: улица или перекресток выглядят совершенно по-разному из кабины автомобиля и за рулём велосипеда. Этот факт обязательно нужно учитывать.

Безопасность

Как показывает практика, если ехать, соблюдая все правила, вести себя на дороге предсказуемо и адекватно и никому не создавать необоснованных помех, то подавляющее большинство водителей будут относиться к велосипедисту с уважением, а езда станет достаточно комфортной и безопасной. Не стоит также пренебрегать известным правилом «трёх дэ» — дай дорогу дураку.

Сигналы поворота и торможения

Согласно Правилам дорожного движения, при движении по проезжей части водитель любого транспортного средства и, в частности, велосипеда обязан подавать сигналы поворота и торможения.

На велосипеде указатели поворота обычно отсутствуют, поэтому эти сигналы подаются руками. Подача сигнала рукой должна начинаться заблаговременно до начала выполнения манёвра и может быть закончена непосредственно перед началом поворота (п. 8.2 ПДД).

Для обозначения поворота необходимо вытянуть руку в соответствующую сторону (п. 8.1 ПДД).

Рука, согнутая в локте, обозначает поворот в противоположную сторону. Велосипедисты обычно не используют этот сигнал: он предназначен для водителей автомобилей, у которых оказались неисправны указатели поворотов.

Торможение обозначается поднятой вверх рукой (любой). Сигнал торможения тоже надо подавать заблаговременно, за пару секунд до начала самого торможения, поскольку одновременно тормозить и подавать сигнал достаточно затруднительно. Сигнал торможения на практике подаётся только если за велосипедистом едет автомобиль или другой велосипедист, и для него манёвр может оказаться неожиданным.

Сигналы поворота и торможения нужно подавать предельно чётко и ясно.

По каким улицам ехать не стоит

Все городские улицы можно разделить на 3 группы:

  • магистральные улицы (без светофоров);
  • улицы с интенсивным движением;
  • улицы без интенсивного движения.

Разумеется, это деление условно — одна и та же улица может оказаться забитой автомобилями по утрам и совершенно пустой днём.

На магистральных улицах (например, МКАД или третье транспортное кольцо) на велосипеде лучше не появляться — из-за высокой средней скорости движения автотранспорта существенно труднее не создавать помех при объезде препятствий или съездов с основной трассы. Зачастую развязки спроектированы так, что примыкающая дорога вливается в основную справа. То есть велосипедист, находящийся в крайнем правом ряду, может внезапно оказаться между двумя ожвлёнными потоками автомобилей.

Если вдоль магистрали проходит тротуар — лучше двигаться по нему. Обычно тротуар вдоль магистральных улиц отделён от проезжей части защитными ограждениями, и ехать по нему значительно безопаснее. В противном случае лучше поискать другой маршрут.

По остальным типам дорог можно ездить на велосипеде, руководствуясь Правилами дорожного движения.

Как следует ездить

Самое главное правило при езде на городских улицах — ехать уверенно и предсказуемо. То есть все намерения велосипедиста должны быть понятны для всех остальных участников движения. Для этого необходимо хорошо знать общепринятые Правила дорожного движения.

Существует несколько распространённых заблуждений, касающихся безопасности при движении по городским улицам:

Как можно медленней

Это верно только в том случае, если ехать по пустой дороге. При движении в транспортном потоке самая безопасная скорость — это скорость потока. При движении по правому краю проезжей части следует придерживаться скорости, с которой едут автомобили в правом ряду. Обычно средняя скорость в крайнем правом ряду ниже, чем в остальных — многие паркуются или готовятся к повороту направо. Таким образом, двигаясь со скоростю 25−30 км/ч, можно свести к минимуму помехи для других участников движения.

Если снизить скорость до 10−15 км/ч, то для водителей велосипедист станет близок к пешеходу, вышедшему на проезжую часть. Данная ситуация может возникать, например, при движении в гору. В этом случае следует покинуть проезжую часть и перейти на тротуар.

Как можно ближе к бордюру

Раньше в ПДД велосипедисту разрешалось ехать не далее 1 метра от края проезжей части. В последние годы это требование было практически невыполнимо — край проезжей части часто полностью заставлен припаркованными машинами. В связи с этим в новой редакции Правил этот пункт претерпел изменения — теперь велосипедист должен ехать «по возможности правее» (п. 24.2 ПДД). Действительно, во многих случаях на велосипеде следует ехать как можно ближе к правому краю проезжей части. Но из этого правила есть исключения. Иногда безопаснее ехать посередине правого ряда. Только следует помнить о том, что для того, чтобы никому не мешать, нужно двигаться достаточно быстро.

Распространенная ситуация, когда велосипедист едет по улице, прижимаясь к обочине, а в это время с прилегающей территории выезжает автомобиль. Водитель смотрит налево, не видит автомобилей и продолжает движение. Велосипедист мог остаться незамеченным из-за ограниченной обзорности (например, из-за припаркованного автомобиля или дерева).

Постоянно ездить посередине правого ряда тоже не следует — велосипед будет мешать движению автомобилей. Перестраиваться в центр правого ряда имеет смысл только при проезде перекрёстков или выездов с прилегающих территорий и только в том случае, если правый ряд свободен.

Во время езды надо избегать резких перестроений и перемещений поперёк дороги. Если возникает необходимость переместиться левее (например, при объезде препятствия на проезжей части, припаркованного автомобиля или открытого люка), то следует заблаговременно (за 50−100 метров) подать рукой сигнал левого поворота и не спеша начать перестроение, посматривая назад (или в зеркало заднего вида). Начинать перестроение непосредственно перед препятствием слишком рисковано. В связи этим во время движения следует смотреть не на переднее колесо своего велосипеда, а на то место, в котором велосипед окажется через 5−10 секунд.

Часто приходится ехать по улице, правый ряд которой плотно заставлен припаркованными автомобилями. В этом случае нужно ехать примерно в метре от этих автомобилей, поскольку метр — это примерное расстояние открытой двери. В противном случае можно не успеть затормозить при резко открывшейся водительской двери.

Если правый ряд заставлен припаркованными машинами неплотно и между ними есть промежутки в 100−200 метров, то лучше ехать прямо, не заезжая в них — так безопаснее. Любой манёвр на дорогее потенциально опасен, и по возможности лучше придерживаться максимально прямолинейной траектории движения.

Если планируется ездить в сумерках и в темноте, то нужно сделать свой велосипед заметным для водителей автомобилей. Обычно велосипеды комплектуются светоотражателями, (спереди — белым, сзади — красным, по бокам — жёлтыми или оранжевыми). Сами по себе они не светят, но делают велосипед заметным в свете автомобильных фар. Если передвигаться в потёмках только по дворам, то светоотражателей будет достаточно, но если придётся выезжать на автомобильные дороги, лучше установить на велосипед переднюю фару белого цвета и красный задний фонарь.

Включать фонари на велосипеде нужно как только начало смеркаться. Сумерки — это довольно опасное время. Кажется, что ещё светло, но на самом деле многие мелкие объекты видны уже с трудом. Не стоит экономить батарейки в ущерб безопасности. При проезде оживлённых перекрёстков не помешает включить переднюю фару и в светлое время суток — так транспортное средство становится более заметным для всех остальных участников движения.

Что запрещено делать

В ПДД явно написано, что запрещается ехать на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой, поскольку в противном случае велосипед лишается тормозов: тормозные рукоятки на велосипедах находятся на руле, а возможностей ножного тормоза может не хватить для экстренного торможения. Кроме того, любая незначительная неровность на дороге может привести к полной потере контроля за управлением велосипеда.

Нельзя «висеть на колесе» у автомобиля, хотя такой соблазн существует — за движущимся автомобилем образуется воздушный поток, в котором можно ехать несколько быстрее. Опасность такой езды заключается в том, что дистанция между велосипедом и автомобилем оказывается недостаточной. Если водитель неожиданно применит экстренное торможение, то попутного столкновения избежать будет непросто. Возможна также ситуация, когда водитель пропускает препятствие между колёс (яма, камень или другой посторонний предмет). При несоблюдении должной дистанции можно неуспеть среагировать на внезапное появление препятствия из-под колёс.

Нельзя ездить по улицам в низкой посадке, при том, что она обеспечивает лучшую аэродинамику. Водитель любого транспортного средства должен смотреть вперед на дорогу, а не на своё переднее колесо. Низкая посадка хороша только для гонок, когда свободную дорогу обязаны обеспечить организаторы соревнований.

Останавливаясь перед светофорами, не следует приближаться к едущему впереди автомобилю ближе, чем на 1,5−2 метра. Особенно в том случае, если он остановился на подъёме. Перед началом движения автомобиль может откатиться назад. Кроме того, неопытный водитель может по ошибке вместо первой передачи включить задний ход.

Небольшие габариты велосипеда — это одно из его преимуществ, особенно при движении в потоке транспорта. Но не стоит злоупотреблять этим преимуществом. Иногда появляется соблазн объехать справа автомобили, стоящие перед светофором в очереди: между правыми бортами автомобилей и тротуаром может быть расстояние, достаточное для проезда велосипедиста. Но только до тех пор, пока автомобили стоят неподвижно. Когда поток начинает движение даже с небольшой скоростью, то существует опасность прижима велосипедиста к тротуару. В этих условиях может выручить умение запрыгивать на бордюрный камень, но лучше в такие ситуации не попадать. Особенно опасно оказываться рядом с правым бортом грузовика или автобуса: из кабины крупногабаритного автомобиля велосипедист не виден вовсе. Если у перёкрестка скопилась длинная очередь автомобилей, то велосипедисту следует перебраться на тротуар и проехать пару сотен метров на правах пешехода.

Во время езды по дороге не стоит пользоваться наушниками плеера. Водитель должен контролировать обстановку вокруг себя, а слух является весьма важным каналом получения информации. В крайнем случае можно оставить свободным одно ухо. Во время движения не следует также пользоваться сотовым телефоном.

Важно также понимать, что не стоит учить водителей соблюдать ПДД, рискуя своим здоровьем и жизнью. Несмотря на вопиющую несправедливость и невежество, зачастую возникающие на дорогах, доказывать что-то железу своим телом слишком неравноценно и более того — абсолютно бесполезно.

Переезд через рельсы

Если на улице, по которой осуществляется движение велосипедиста, проходят трамвайные пути, то следует знать и все соответствующие пункты Правил дорожного движения. Трамвай должен уступить вам дорогу в трёх случаях:

  • если он выезжает из депо;
  • если ему горит запрещающий сигнал светофора, а велосипедисту — разрешающий;
  • если он находится на второстепенной дороге, а велосипедист — на главной.

Во всех остальных случаях трамвай имеет преимущество, то есть начинает движение первым.

Некоторые особенности есть и при проезде перекрёстков с трамвайными путями. Если сигнал светофора разрешает движение и трамваю, и велосипедисту, то последний обязан уступить трамваю дорогу.

Еще одна особенность касается левого поворота на перекрестке с трамвайными путями посередине. В этом случае левый поворот на велосипеде можно сделать лишь в режиме пешехода (п. 24.3 ПДД), поскольку следуя правилам, повернуть налево разрешено только с трамвайных путей. Выезжать же на пути на велосипеде не стоит, так как придётся пересекать рельсы под острым углом, а в этой ситуации весьма высок риск падения.

Не стоит забывать, что пересекать рельсы на велосипеде лучше всего под прямым углом. Особенно в сырую погоду.

Велосипед и автомобиль

Езда на велосипеде на правах транспортного средства — неплохая практика для будущих водителей автомобилей. Первоначальные навыки вождения велосипеда лучше всего приобретать во дворах (автомобили там ездят, но с небольшой скоростью) и на тихих улицах. По мере приобретения опыта можно переходить и на оживленные улицы.

Кроме того, взгляд на дорогу со стороны велосипедиста впоследствии неплохо помогает лучше замечать их и относиться с особым уважением, находясь в автомобиле.

Добрый день, уважаемый читатель.

Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.

По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Правила дорожного движения для велосипедов

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов . При беглом просмотре текста может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил " ". Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относиться конкретный пункт правил. В числе прочих это механическое транспортное средство , транспортное средство и водитель . Велосипед без двигателя не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов , включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления , сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда , у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления . Причем речь идет не только об управлении велосипедом со сломанным рулем или тормозами.

Существуют "увлеченные" велосипедисты, которые пытаются уменьшить вес велосипеда всевозможными способами. В том числе в ход идет удаление тормозов и прочих элементов конструкции. Наказание за подобное нарушение предусмотрено кодексом об административных правонарушениях и будет рассмотрено в конце статьи.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:

  1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют.

Например, по обочине (пункт 3) можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также отсутствии возможности движения по правому краю проезжей части.

Кроме того, есть и несколько исключений:

  • По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  • По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
  • По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.

При движении по проезжей части следует иметь в виду следующие пункты правил:

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

Дополнительная информация:

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Обратите внимание, что "велосипедисты-школьники" не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.

Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

Таким образом в настоящее время движение велосипедистов возможно в том числе и по тротуарам и обочинам. При этом правила велосипедиста предъявляют дополнительные требования:

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Отмечу, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедист не должен создавать помехи движению иных лиц. В случае необходимости велосипедист должен слезть с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.

Рассмотрим интересный пример. Предположим, по тротуару едут автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет столкновение (ДТП), то виноваты в нем будут оба участника дорожного движения. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то в ДТП он виноват не будет (не будет оплачивать ремонт автомобиля).

Таким образом, пункт 24.6 подчеркивает, что в случае ДТП на тротуаре одним из его виновников в любом случае будет велосипедист.

Выделенные полосы для велосипедистов

В 2019 году на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками:

По этим полосам разрешено движение только на велосипедах и мопедах.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Кроме того, в 2019 году велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта. Пункт 18.2 Правил:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Обратите внимание, велосипедист может выехать на полосу общественного транспорта только в том случае, если эта полоса обозначена одним из перечисленных выше знаков. Кроме того, не должно быть дополнительных условий, запрещающих въезд на указанную полосу.

Например, в некоторых российских городах движение организовано следующим образом. Фактически дорога имеет выделенную полосу для маршрутных транспортных средств и все участники движения это понимают. Однако с точки зрения ПДД полоса не обозначается перечисленными выше знаками. Просто при въезде на нее устанавливается знак 3.1 "кирпич".

Требования этого знака могут игнорировать только водители общественного транспорта. Остальные же транспортные средства, в том числе велосипедисты, проезжать под "кирпич" не могут.

Дополнительная информация:

Велосипедные зоны

С 14 декабря 2018 года в правилах дорожного движения появилось понятие "Велосипедная зона". Для обозначения велозоны используются следующие дорожные знаки:

По велосипедной зоне могут двигаться не только велосипедисты, но и механические транспортные средства (автомобили). При этом должны соблюдаться следующие правила:

  • Велосипедисты имеют приоритет над автомобилями.
  • Велосипедисты могут двигаться по всей попутной стороне проезжей части, а не только у правого края.
  • Велосипедистам не запрещены поворот налево и разворот на широких дорогах.
  • Скорость движения ограничена цифрой 20 км/ч.
  • Пешеходы могут переходить дорогу в любом месте, но преимущества они при этом не имеют.

Более подробная информация про велозоны приведена в следующей статье:

Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Световые приборы для велосипедов

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни:

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

До сих пор мне не довелось встретить ни одного велосипедиста, который бы использовал ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении днем. В связи с этим сотрудники ГИБДД могут наложить штраф практически на любого водителя велосипеда.

Возраст для управления велосипедом

Управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются (речь об этом шла выше).

Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет .

Запреты для водителей велосипедов

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:

1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах.

Примечание. Данное требование не распространяется на велосипедные зоны, а также на дороги, где поворот налево разрешен из крайней правой полосы.

На практике можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или обочине.

Так что штрафы для водителей велосипедов в настоящее время не идут ни в какое сравнение со (30 000 рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения). Кроме того, преимущество велосипедистов на дороге состоит и в том, что за нарушение требований ПДД их штрафуют крайне редко. А это в свою очередь ведет к тому, что большинство "двухколесных" ведут себя на дороге непредсказуемо, провоцируя возникновение опасных ситуаций.

На этом рассмотрение особенностей закончено. Еще раз напоминаю, что каждому велосипедисту необходимо хотя бы раз прочитать полную версию .

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть короткое видео, которое наглядно демонстрирует, к чему может привести нарушение ПДД для велосипедистов:

Ездить по тротуару, если есть проезжая часть не занятая припаркованными автомобилями - нельзя.

По тротуару можно ехать при перевозке или сопровождении ребенка. Если Вы едете один, то следует ехать по проезжей части.

Ездить по выделенной для общественного транспорта полосе - можно.

Только если над выделенной полосой нет знаков, запрещающих движение по ней. Например, у нас в городе над выделенными полосами дополнительно установлен знак "Въезд запрещен" (кирпич) и в этом случае ездить по таким полосам нельзя.

Удачи на дорогах!

Иван , Вы не правы.

В КоАП есть собственное определение транспортного средства, она приведено в примечании к .

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

В КоАП велосипеды транспортными средствами не являются.

По поводу развязок. Приложите схему интересующего Вас участка дороги. Посмотрим, как там можно проехать. К сожалению, на велосипеде можно проехать далеко не везде и далеко не всегда.

Удачи на дорогах!

Повторяю, написано чётко "Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют." Там НЕТ выбора.

А трагедия в ТОМ, что я не имею права в ПРИНЦИПЕ двигаться по ОБОЧИНЕ и ВСЕМ пешеходным зонам.

Ну и аргумент "нарушай как хочешь, пока не штрафуют" выглядит довольно интересно на этом форуме))).

запомните раз и нафсегда пункт правил 1.5

и всегда двигайтесь так чтобы выполнялся именно он

на авто на велесе пишкой

Давайте я вам приведу всего лишь несколько примеров, а дальше вы сами НО ТОЛЬКО ЦИТАТОЙ ИЗ ПДД их попробуете опровергнуть.к как меня через несколько минут собъют.

3. Правый край проезжей части разбит и там находятся многочисленные повреждения дорожного покрытия.

Евдокимов

Евгений-249, с вашей логикой согласен, ибо сам такой же следую.

Причина, на мой взгляд: юридическая дыра. А именно, - не описаны обстоятельства, характеризующие ОТСУТСТВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ двигаться по правому краю проезжей части. Например:

1. Припаркованные авто дают "отсутствие возможности..." ?

2. Сливные колодцы с продольными ребрами дают?

3. Ямы и канавы дают?

Вообщем только прецедентная судебная практика нам поможет. Ну не дай бог нам с вами ее формировать))

Александр-655

3. Приведенная Вами цитата является вольной трактовкой правил, а не цитатой из правил.

Максим, может уже и упоминал, но скажу лишь так. Как показывает практика, даже если бы это являлось прямой цитатой из правил, то я почему-то больше чем уверен что как минимум половина пешеходов на неё всё равно клали бы гордо с высокой колокольни. Потому как до сих пор у немалого количества пешеходов осталась привычка переходить проезжую часть в неположенном месте например, хотя я и сам иногда так делаю. Ну, или на красный (сам на красный не перехожу за исключением случая если только вижу что в радиусе 100 метров нет ни одного авто / мото). Но также правды ради скажу, что и я и большинство тех кто делает стали хотя бы более тщательно осматриваться прежде чем с ходу делать это нырком чтобы для всех в тот момент было безопасное окно для пересечения. Поэтому что данная цитата есть, что её нет, вряд ли бы что-то она координально меняла.

Легким движением ноги не крутя педали,а стоя на одной из педалей я превращаю велосипед в...самокат.

Поперек пч нет, только сходя с велосипеда по пп.

Есть выражение " лазейка в законе". И если закон дурной то использовать эту лазейку вполне оправданно. Ширина пешеходного перехода= ширине разметки-зебры, а между зеброй и линией стоп всегда бывает расстояние это, в прямом и переносном смысле,лазейка для езды на велосипеде. С одной стороны вас прикрывают пешеходы с дугой линия стоп.

Этим опытом поделился sclar

Стас , здравствуйте.

Если рядом с пешеходным переходом нет прочих условий, запрещающих движение (сплошной разметки, например), то ехать там можно. Однако никакого преимущества в этом случае иметь Вы не будете и в случае ДТП оплатите ремонт автомобиля.

Удачи на дорогах!

Пыткаракинсульт , не существует федерального законодательства, запрещающего хранить велосипед в квартире. Про региональные законы такого плана я тоже не слышал.

Только если в Вашем доме собственники квартир на общем собрании решили, что хранение велосипедов в жилом доме запрещено и, например, выделили под это отдельное нежилое помещение. Хотя и это крайне редкий случай.

Удачи на дорогах!

А если другой попадется, собьет и штраф выбьет. Так что копите наличку.

Я вам больше скажу, даже при езде по тротуару если велосипедист попадет в ДТП с автомобилем выезжающим из(в) двора вина будет или обоюдная или на велосипедисте-нарушение п.24.6(зависит от скорости движения велосипеда,обзора и пр. - решает суд),прецеденты были.

Вывод,как писали ранее, ВЕЗДЕ необходимо ездить соблюдая п.1.5 "Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда..."

И в частности,пересекая дорогу на разумной скорости рядом с пешеходным переходом я должен убедиться есть ли прикрытие пешеходами и пропускает или нет меня поворачивающий автомобиль.

И еще желательно, чтобы не было претензий со стороны инспекторов ГАИ и бдительных граждан о том,что я нарушаю ПДД.

п.с. Упражнение для любителей "не езды а ерзанья", сидя за компьютером на седле стуле вы не просто сидите,а периодически,прмерно раз в 2 минуты,вставайте и делайте круг по комнате (за 2 мин велосипедист при езде по тротуару на скорости 10км/час проезжает 330 метров-примерное расстояние между перекрестками).

Особенно эта процедура будет полезна законотворцам придумывающим законы для велосипедистов.

Знаки 3.2 - 3.9, 3.32 и 3.33 запрещают движение соответствующих видов транспортных средств в обоих направлениях.

Т.е. если знак установлен справа от проезжей части, то движение по всей проезжей части запрещено.

ГОСТ Р 52289-2004 дает следующую информацию по поводу знака 3.9:

5.4.29. Знаки 3.2 - 3.9, 3.32 и 3.33 устанавливают на каждом въезде на участок дороги или территории, где запрещается движение соответствующих видов транспортных средств. Перед боковыми выездами на дорогу знаки применяют с одной из табличек 8.3.1 - 8.3.3.

Никакой дополнительной информации по этому знаку в нормативных документах нет.

Если придерживаться общих принципов установки запрещающих знаков, то они запрещают движение слева от себя. То есть, если справа от знака есть тротуар, то ехать по нему можно.

Сложность может возникнуть в том случае, если тротуар прилегает вплотную к проезжей части, а столбы установлены справа от тротуара. В этом случае знак находится справа от всей дороги и возникает непонятная ситуация. Если Вы столкнулись с подобной ситуацией на практике, то имеет смысл написать обращение в ГИБДД с просьбой разъяснить порядок движения или изменить схему движения на данном участке дороги.

Удачи на дорогах!

Алексей-464

Велосипедисту запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

В Вашем комментарии сказано, что практически нигде нельзя поворачивать налево. Почему? Данное направление - это поворот налево или разворот. Если на проезжей части по 3 полосы в каждом направлении, а поворот налево (и разворот, если не запрещен) разрешен только из левой полосы, где написано, что нельзя повернуть из третьей полосы? В этом направлении только из одной полосы. Или правила криво написаны, или читающие их не понимают, что написано. Прочтите внимательно. Для тех, кто поворачивает налево, направление прямо или направо не является данным. Оно вообще для него отсутствует, он туда не едет.

где написано, что нельзя повернуть из третьей полосы?

Пункт 24.2 запрещает отъезжать от правого края ПЧ, если движение осуществляется по проезжей части.

Данное направление - это поворот налево или разворот

Нет, такое направление в ПДД называется "намеченное направление движения" (см. "проезд перекрёстков": "выехать в намеченном направлении"). "Полосы данного направления" имеются в виду все полосы для движения вперёд, неважно вперёд-налево, вперёд-прямо или вперёд-направо. "Полосами данного направления" не являются только "полосы встречного направления" и разделительная полоса, да на перекрёстках есть ещё пересекаемые.

Дмитрий-484

Бархударов, вы правы - ПДД для велосипедистов написаны людьми, которые не только не ездят на велосипедах но и судя по всему ненавидят велосипедистов. В первую очередь все сделано для автомобилистов, потому что сильнейшие и богатейшие в первую очередь автомобилисты. Уже ходят слухи что и права для велосипедистов введут. Вместо того чтобы приструнить обнаглевших до предела автомобилистов, которые не только массово нарушают права, но и в ряде случаев сознательно стараются подставить велосипедиста - подрезают, не включают сигнал правого поворота.

Здравствуйте! Про спешивание на регулируемом перекрестке, о котором писали пару постов назад, честно говоря не нашел. Но я про другое хотел спросить.

1. Требование п. 24.2 двигаться по правому краю означает ли обязательность движения направо, если знаки/разметка из правой полосы разрешают только направо? Судя по контексту п. 24.8 и 8.5 наверное нет. Ведь 24.8 не запрещает налево на однополосных дорлгах, а 8.5 требует занять крайнее положение, не полосу, а именно положение. Т. е. допускается выезд от правого края при необходимость, а значит и перестраиваться в полосу, с которой можно прямо, если с правой только направо.

2. П. 24.2 разрешает движение по обочине лишь при невозможности движения по правому краю ПЧ, хотя для мопедов и гужевых повозок сохранилась старая формулировка "допускается движение по обочине, если это не создаст помех пешеходам". Не лучше бы было сохранить подобное в п. 24,2,

2. Такие предложения лучше направлять прямо в Правительство РФ, т.к. именно сотрудники этого ведомства занимаются составлением текста ПДД.

3. Интересный вопрос. В пункте 24.11 говорится о приоритете велосипедистов над механическими ТС. В этом пункте ничего не говорится о приоритете на перекрестках. Поэтому оказывается непонятным, чем именно должны руководствоваться водители и велосипедисты на перекрестках (разделом 13 или пунктом 24.11).

Удачи на дорогах!

Велосипет

Всегда виноват тот, кто быстрее "прилетел". На велосипеде езди где хочешь, только никому не мешай специально и не в кого спецом не врезайся, а то убьешься сам и других поцарапаешь. "А там где начинаются чужие правила, там кончается твоя личная свобода"

Не уверен, что вина полностью на велосипедисте. Взыскать ущерб - по ст 1064 ГК РФ.

Раньше было правило, что велосипедисты должны двигаться навстречу потоку, тоесть по встречке, что бы. Это замечательное правило отменили???

Антон-150 , п 24.2 ПДД допускает движение велосипедистов только по правому краю ПЧ.

Идет добавление комментария

Велосипед, даже если он детский или подростковый — это все равно транспортное средство, а значит, по автомагистралям и улицам на нем ездить можно только соблюдая правила. Причем и общие ПДД, и правила движения для велосипедистов.

Вело-правила

В действующих сегодня правилах дорожного движения велосипеду дается соответствующее определение. Это транспортное средство на (минимум) двух колесах, приводимое в движение мускульной силой человека, на нем едущего. Велосипед двигается с помощью педалей или особых рукояток. А еще он может быть оснащен электродвигателем (изменение, внесенное в ПДД в апреле 2014 года). Однако максимально допустимая мощность электрического велосипедного двигателя не должна превышать 0,25 кВт при самой длительной нагрузке. Кроме того, такой мотор должен отключаться, если скорость велосипеда перемахнула за отметку в 25 км/ч.

И коль скоро велосипеды — это колесные транспортные средства, то все действующие ныне ПДД можно отнести и к регулированию их движения. Особенно раздел 24 упомянутых правил.

Требования для велосипедистов :

  1. Поддержание удовлетворительного (с технической точки зрения) состояния транспортного средства, находящегося в эксплуатации. Ведь правилами запрещено отправляться в дорогу на велосипедах, у которых неисправны, например, тормоза и/или рулевое управление.
  2. Нельзя садиться на велосипед в состоянии опьянения или под действием наркосодержащих веществ. Также запрещено передавать управление велотранспортом человеку пьяному или в любом другом неадекватном состоянии.
  3. По автомобильным дорогам и улицам запрещается ездить велосипедистам, которым нет 14 лет.

Где разрешено ездить на велосипедах

В раздел 24 настоящих правил дорожного движения в апреле 2014 года были официально включены сразу несколько пунктов, касающихся вело-движения.

Теперь велосипедисты старше 14 лет могут ездить:

  • по полосам на автомобильных дорогах, выделенным разметкой или соответствующими дорожными знаками для велосипедного и/или пешеходного движения;
  • по правому краю проезжей части;
  • по обочинам, а также тротуарам;
  • по пешеходным дорожкам.

Ехать надо в соответствии с каждым следующим из перечисленных пунктов списка, если отсутствуют предыдущие. Например, когда нет велосипедной или велопешеходной дорожки, можно двигаться по правому краю автодороги. Если же этот край мал или не подходит для езды, то выбирают обочину и т.д.

Специальные велодорожки

Из названных правил имеются исключения. Можно передвигаться на велосипеде:

  • по проезжей части, когда ширина вело-транспорта (или доставляемого на нем груза) больше 1 м;
  • по проезжей части в составе вело-колонны;
  • по дорожке для пешеходов или тротуару, сопровождая велосипедиста младше 7 лет, или с пассажиром того же возраста.

Нужно знать также, что справа по краю проезжей части вело-колонна может двигаться, образуя только один ряд. Однако такая колонна может состоять и из двух рядов, если ширина каждого транспортного средства в ней меньше или равна 0,75 м. При движении в один ряд в колонне велосипедистов предусмотрено распределение по группам, в каждой из которых должно быть не больше десятка транспортных средств, а при движении в два ряда — не более 10 пар ТС. Расстояние между такими вело-группами не может быть меньше 80 или даже 100 метров.


Движение детей на велосипедах

Ребята в возрасте от 7 лет до 14 лет могут двигаться на велосипеде по:

  • тротуарам;
  • вело- и велопешеходным дорожкам;
  • территории пешеходных зон.

Школьники-велосипедисты не могут кататься по:

  • дорожным полосам для велосипедов;
  • проезжей части;
  • обочинам.

Малыши до 7 лет по тротуарам, вело- и велопешеходным дорожкам, а также в пределах внутридворовых и специальных пешеходных зон могут кататься исключительно в компании пеших взрослых.

Дополнительные требования к велосипедистам

Помимо основных пунктов правил существует еще ряд доптребований, предъявляемых к лицам, управляющим велосипедами:

  1. Если велосипед в разрешенных для его проезда местах создает помехи прочим участникам движения, водителю необходимо спешиться.
  2. Спешившийся велосипедист обязан соблюдать правила движения, написанные для пешеходов.
  3. Быть внимательным к дорожным знакам, выделяющим для вело-движения специальные полосы.

Изменения-2015 в ПДД, касающиеся велосипедистов

С 2015 года велосипедистам с 14-летнего возраста, управляющим исправными ТС, разрешено ездить по полосам, выделенным на проезжей части автодорог для общественного транспорта.

Всё больше и больше людей в городах отказываются от автомобилей. А почему бы и нет? Ездить на велосипеде по городу это интересно, полезно для здоровья, а также позволяет увидеть ваш город с новой стороны. На велосипеде можно ездить за продуктами, на концерты, в школу, на работу — решать вам.

Но сначала необходимо знать основы рационального и безопасного передвижения на велосипеде по городу, и обслуживания велосипеда.

Какой велосипед лучше купить для города.

Для катания по городу подойдет любой велосипед: , и . Обычно для передвижения по городу выбирают классический 10-скоростной или тюнингованный , способный подчеркнуть ваш стиль. Если вы за год накатываете не одну тысячу километров, то обратите внимание на — простой в обслуживании и очень надежный. Если вам приходится ездить в дождливую погоду, обязательно установите на велосипед крылья.

Если вам негде хранить велосипед или же просто нет денег на него, то для эпизодических поездок вы можете брать велосипед в аренду.

Перевозка багажа на велосипеде.

Отправившись на велосипеде в город даже по самому пустяковому делу, вам нужно будет где-то разместить свои вещи. Вы можете выбрать четыре варианта перевозки багажа на велосипеде:

  • Рюкзак: Подходит для перевозки небольшого количества вещей и коротких поездок. Предоставляет высокую универсальность. Он всегда с вами, независимо от того вы на велосипеде или нет.
  • Передняя корзина: Придаёт европейский стиль. Возможно разместить несколько небольших предметов. Более компактным вариантом является сумка на руль.
  • и велобаул: Позволяет перевозить более тяжелые грузы на длинные расстояния. Некоторые можно использовать в качестве рюкзака или обычной сумки. Это самый лучший вариант для частых поездок по городу.
  • Грузовой прицеп: На прицепе можно перевезти значительный объём вещей, например, с рынка или строительного магазина.

Защита велосипеда от угона.

К сожалению кража велосипедов является печальным фактом нашей жизни. Для снижения риска :

  • . Если вы планируете отлучиться от велосипеда на несколько минут, можете воспользоваться замком в виде троса. В опасных районах, или когда вы оставляете велосипед на длительный срок используйте сверхмощный U-образный замок.
  • При любой возможности старайтесь оставлять велосипед не на парковке, а под охраной.
  • Берите велосипед с собой в здание, но сначала спросите разрешение.
  • В районах с высоким уровнем преступности используйте недорогие, не привлекающие внимания велосипеды. Вряд ли вор позарится на старый велосипед 90-х годов выпуска, если рядом будут стоять велосипеды за 3000 долларов.
  • Также защищайте все и ! Например, на лучше установить зажим на болтах, а не с эксцентриковым креплением. Снимите с велосипеда и положите в и фонарик, чтобы это не сделал за вас кто-то другой. Также замкните на замок , колёса и другие дорогостоящие компоненты велосипеда.

Всегда берите велозамок с собой. Можете закрепить его прямо на велосипеде, положить в велобаул или рюкзак, чтобы им можно было всегда воспользоваться.

Велоодежда для езды по городу.

Для большинства поездок на велосипеде по городу специальная велосипедная одежда не потребуется. Если вы передвигаетесь по городу исключительно на велосипеде, . Можете использовать любую одежду, которая вам нравится, но при одном условии — она не должна ставить под угрозу вашу безопасность.

Старайтесь не одевать длинные шарфы, куртки и юбки, которые могут запутаться в заднем колесе или тормозах. На велосипедах, на которых не установлена защита цепи, длинные брюки могут испачкаться смазкой или их может зажевать цепью.

  • Штаны: Если это не трико, то для предотвращения попадания штанов в цепь закатайте их, заправьте концы в носки или закрепите с помощью специальных липучек.
  • Обувь: Нет необходимости покупать специальную . Обычная обувь более универсальна. Цепкая подошва помогает легче удерживать ноги на . Если у вас обувь с гладкой подошвой, то купите безремешковые туклипсы.
  • Куртка: Куртка пригодится на случай дождя или сильного ветра. Во время дождя можете даже надеть водонепроницаемые брюки и бахилы.

Так как передвигаться на велосипеде по городу становиться всё популярнее, то в продаже появилась модная велоодежда. Эластичная ткань, светоотражающие полосы и «дышащие» вкладки брюк помогут вам ездить, работать, развлекаться и при этом не выглядеть как фотомодель в стиле спандекс.

Безопасность при езде на велосипеде по городу.