Виктор кровопусков личная жизнь. Олимпийский чемпион Кровопусков: Когда умер сын, я запил, но взял себя в руки. Альдо был удобным соперником

Виктор Алексеевич Кровопусков (род. 29 сентября 1948, Москва, СССР) - советский фехтовальщик, саблист, заслуженный мастер спорта СССР (1976).

Биография

В 1963 году начал заниматься фехтованием в клубе «Локомотив». В 16 лет его тренером стал Л. С. Корешков. Затем перешёл к клуб ЦСКА, где тренировался под руководством Д. А. Тышлера.

В 1968 году выиграл чемпионат мира среди молодёжи.

Олимпийский чемпион 1976 и 1980 годов в личных и командных соревнованиях. В сборной СССР тренировался под руководством М. С. Ракиты. Чемпион мира 1974, 1975, 1979, 1983 и 1985 годов в командных соревнованиях, чемпион мира 1978 и 1982 годов в личных соревнованиях, чемпион СССР 1976 года в личных и командных соревнованиях. Серебряный призёр 1973, 1978, 1981 и бронзовый 1982 годов в командном первенстве. В 1979 году признан Международной федерацией фехтования лучшим саблистом мира.

Отличался быстротой реакции, сохраняя хладнокровие в решающие моменты поединка.

Окончил ГЦОЛИФК.

По окончании спортивной карьеры работал тренером в СССР, России, Японии, Иране. Ныне - тренер-преподаватель в московской спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва «Чертаново».

В 2006 году введен в Зал фехтовальной славы России.

Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени (1976)
  • Орден Ленина (1980)
  • Медаль «За трудовую доблесть» (1985)

Кровопусков Виктор Алексеевич (род. в 1948) - российский спортсмен, четырехкратный чемпион Олимпийских игр 1976 и 1980 гг.: в личных турнирах и в составе сборной СССР. Несколько раз был чемпионом мира в личных и командных соревнованиях. Чемпион СССР.

Виктор Кровопусков родился 29 сентября 1948 г. в Москве. Фехтованием впервые занялся в четырнадцать лет, но через год бросил тренировки. Вернулся к ним только через два года и сразу же попал на глаза тренеру Льву Корешкову.

Характер Виктора отличался твердостью, самолюбием и желанием постоянно одерживать победы. Его не надо было заставлять тренироваться, скорее наоборот, его чуть ли не силой приходилось уводить из зала. В юноше жила уверенность, что он лучше всех и обязательно выиграет чемпионат СССР.

До 1968 г. ощутимых результатов, кроме упорства, не было. Проигрывать Кровопусков не умел. Зачастую, не понимая причины проигрыша, он спорил с судьями и нередко был с ними некорректен. Со вспыльчивостью ученика боролся тренер, объясняя, что своей грубостью он восстанавливает арбитра против себя. Постепенно такая простая истина прочно вошла в голову молодого спортсмена, и конфликтов с судьями становилось все меньше и меньше. Одновременно с этим стало расти число побед.

Первую крупную победу Кровопусков одержал на Всесоюзном юношеском турнире, который проходил в Ворошиловграде в 1967 г. Ровно через год в Лондоне Виктор выигрывает первенство мира среди молодежи. На чемпионате его замечает тренер Давид Тышлер, у которого Кровопусков начинает заниматься сразу же после возвращения из Лондона.

У Тышлера тренировались такие сильные фехтовальщики, как Ракита, Сидяк и Назлымов. Все трое были чемпионами Олимпийских игр. Таким образом, Виктор оказался в благодатной среде асов. Чемпионы совместно с тренером тянули новичка вверх, не подозревая, что однажды он обыграет их и достигнет величайшего успеха, которого не было еще ни у одного русского фехтовальщика.

Кровопусков сильно расстроился, когда его решили не брать в команду на Олимпийские игры 1972 г. Тренер не знал, как успокоить своего ученика, но тот заявил, что собирается побить всех на следующей Олимпиаде.

За два года до начала монреальских Олимпийских игр Тышлер возглавил кафедру фехтования в Центральном институте физкультуры, передав своих учеников Раките. То, что новый тренер много лет знал Кровопускова не только как фехтовальщика, но и как человека, облегчило его работу с бывшим спарринг-партнером.

Свою первую золотую медаль на Олимпийских играх Виктор завоевал в 1976 г. в Монреале, как и обещал бывшему тренеру. Финальные встречи он провел со своими товарищами, Назлымовым и Сидяком. Их бои нельзя было назвать интересными, т. к. за многие годы совместных тренировок и соревнований они настолько изучили технику друг друга, что никакая, даже самая хитроумная ловушка не могла застать противника врасплох. Но Кровопусков все же одержал победу, считая, что ему просто повезло.

Выиграв бой у своих, Виктор уже не мог позволить себе проиграть иностранцам. Его победы достались ему довольно легко, несмотря на то что его соперниками были знаменитые фехтовальщики мира. Лишь однажды, в бою с итальянцем Микеле Маффеем, он выиграл с минимальным перевесом 1: 0.

Не менее удачно проводили встречи Сидяк и Назлымов. В результате все медали достались русским спортсменам. Кровопусков завоевал в Монреале две золотые награды, в личном и командном первенстве.

В следующем году Виктор получил травму - порвал ахиллово сухожилие. Все думали, что он уже не сможет продолжать свою спортивную карьеру, но Кровопусков вновь вышел на помост и в 1978 г. во второй раз выиграл первенство мира, а в 1979 г. на аналогичных соревнованиях стал вторым.

На Олимпийских играх, проходивших в Москве в 1980 г., претендентов на золотую медаль было двое: русские сабельники - Кровопусков и его друг Бурцев. Сложно было сказать, кто победит в перебое, у них был один тренер и одна школа. Однако Виктор сумел изменить тактику и, сбив противника с толку, выиграл поединок.

Последнюю свою золотую медаль Виктор Кровопусков завоевал в 1986 г., еще раз став чемпионом мира.

Краткий биографический словарь

"Кровопусков Виктор" и другие статьи из раздела

О том, помогают ли родные стены, какое фехтование показывают в кинофильмах и с кем ему больше нравилось сражаться.

Во взрослую сборную я попал довольно поздно - в 25 лет, но рвался туда постоянно, будучи запасным. Всегда брали любого запасного, кроме меня (смеется). Правда на первом своем чемпионате попал в финал, где было шесть человек, и я стал пятым. А в команде мы проиграли. У нас было серебро. Да, тогда мы это считали проигрышем. Вообще, саблисты тех времен, я имею в виду нашу команду, других медалей кроме золотых не хотели. Остальные призовые места считались за неудачу. Так что можно сказать, что первый мой чемпионат мира в Гетеборге и был, собственно, неудачным.

- Сам город помните?

Единственное, что помню, там тогда можно было смотреть фильмы из разряда "Эммануэль". У нас такого тогда не было. Ходили смотреть.

- В Гренобле уже была совсем другая история?

Я был вторым в личных соревнованиях и мы выиграли в команде. У нас тогда была очень сильная команда. Владимир Назлымов, Виктор Сидяк, Эдуард Винокуров. Одни имена сами за себя говорят. А в 1975 году я не попал в финал и понял, что серебро в предыдущем году совсем не означает попадание в финал в следующем. Вообще, уже тогда конкуренция была очень серьезная - любой спортсмен из двадцатки сильнейших мог выиграть.

- Основными конкурентами были итальянцы или венгры?

На Олимпиаде мы всегда бились с итальянцами. Они говорили: самые сильные мы и русские. Преемственность в итальянском фехтовании, конечно, впечатляет. Я дрался с Альдо Монтаной, а у него сын теперь стал олимпийским чемпионом. Вот такая у них школа, у венгров тоже, теперь у французов. Отдельно сильные спортсмены есть много где, но понятие школы, оно все-таки доминирует.

- На французском говорите?

Ни на каком языке не говорю свободно, кроме русского.

- Как с соперниками общались?

После банкетов как-то находили общий язык (смеется).

- К домашним соревнованиям у вас какое было отношение?

Могу сказать, что я, например, "Московскую саблю" не выигрывал. Вообще дома выиграл только один турнир - Олимпиаду.

- Вас наверняка накручивали перед Играми в Москве.

Накручивали, говорили, что проиграть не имеете права. Первую встречу для жеребьевки проиграли, сразу вызвали на ковер, начали кричать. Перед ними стоят золотой и серебряный призер, а их отчитывают, будто они не хотели выигрывать. В спорте иногда и проигрывают, случается (смеется). Вообще, многие боялись перегореть, я просто все эти накрутки старался убирать из головы.

- Как?

Просто говорил себе "убираю это из головы" (смеется). Вообще, никогда не нужно думать о конечном результате, нужно думать о ближайшем поединке, о ближайшем бое, как нанести первый удар, как не пропустить первый удар. Без этого не будет никакого конечного результата.

- Неудобные соперники были?

Я не любил драться с венграми, любил драться с итальянцами.

- А с Кровопусковым, думаете, любили драться?

Не знаю. Думаю, что не очень (смеется).

Золотая Олимпиада

- Как начался тот день, когда вы выиграли золото домашней Олимпиады?

Наверное, это было обычное утро, как на всех соревнованиях. Такие дни, как правило, начинаются одинаково, но заканчиваются особенным образом. Правда осознание все равно происходит потом.

- Вы тоже не сразу осознали значимость той победы?

Потом пришло. К тому же после личных у нас командные соревнования. Знаете, как у нас говорят? Когда в личном, ты выигрываешь один, когда побеждаешь в команде, то выигрывают все.

- Финал, наверное, помните во всех деталях!

Финалы складывались хорошо. Вообще, у нас полуфиналы всегда проходили тяжело. На самом деле, когда проигрывал в полуфинале, мне уже драться не хотелось за третье место, потому что для нас эта бронза была проигрышем.

- Какие впечатления у вас остались от Игр 2012 года в Лондоне? Там саблистам не удалось завоевать золото.

Олимпиада - это особые соревнования, особый статус, особый подход. На Олимпиадах в фехтовании может случиться буквально все - вспомните пекинскую, когда выигрывали китайцы. Тут уже дело не в рейтинге, это один день, который решает все.

- Леше Якименко советы даете?

Советы даю только когда меня попросят. У него есть свой тренер. Мой взгляд - взгляд человека со стороны. А Леша, он ведь спортсмен мирового уровня, с огромным опытом. Он сам давно все знает.

- Говорят, он как раз может перегореть перед соревнованиями.

Это всем свойственно в какой-то мере. Мне вот жаль, что у него часто случаются травмы.

- Вас в кино никогда не звали сниматься?

Участвовал как-то в съемках, но это было не художественное кино. Помните фильм "Арап Петра Великого" (фильм "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", по мотивам произведения А.С. Пушкина "Арап Петра Великого")? Вот там наши армейские спортсмены в съемках участвовали. Вообще, никакого фехтования в кино нет. Не надо путать сценическое фехтование со спортивным.

- Смешно смотреть на фехтование в художественных фильмах?

Вы видели, как фехтуют в "Д"Артаньян и три мушкетера"? Это и правда смешно.

- Зато мушкетеры песни поют!

Да! Это мюзикл! И совсем необязательно там все делать по правилам спортивного фехтования.


«Более полутора десятков лет в сабельном фехтовании первые роли принадлежат советским спортсменам, среди которых было много ярких звезд. Пожалуй, наиболее ярко засияла в последние пять-шесть лет звезда первой сабли мира Виктора Кровопускова».
«Экип», 25 сентября 1980 г.

Казалось, в этот вечер в фехтовальном зале футбольно-легкоатлетического комплекса ЦСКА все было как всегда: внимание зрителей, до отказа заполнивших трибуны, приковано к приподнятой над полом дорожке; звон клинков, перемигивание цветных ламп на показателе нанесенных ударов, французская скороговорка арбитра. В этот вечер - 25 июля 1980 года - здесь разыгрывалось личное первенство Игр XXII Олимпиады по фехтованию на саблях - самом быстром, динамичном, взрывном виде оружия. Но в то же время этот вечер был не совсем обычным. Впервые за всю олимпийскую историю в финале встретились два ученика одного тренера. Мало того, два очень близких друга, два спарринг-партнера, которые всегда тренируются вместе. Это Виктор Кровопусков и Михаил Бурцев - ученики заслуженного тренера СССР, заслуженного мастера спорта Марка Ракиты.

С самого начала и до последнего боя лидерство удерживал Михаил Бурцев. Он обыграл всех соперников, в том числе и Кровопускова. Все были убеждены, что чемпионом станет именно он.


Но ведь недаром Кровопусков славится крепкими нервами и отличными бойцовскими качествами. Он спокойно и расчетливо заставил капитулировать одного за другим всех остальных своих соперников. Бурцев же проиграл последний поединок известному венгерскому саблисту Имре Гедовари, и в результате у друзей-соперников оказалось одинаковое количество побед. Для выявления чемпиона был назначен дополнительный поединок. На дорожке Кровопусков и Бурцев. Больше всех волновался Марк Ракита, хотя причин для волнения не было: олимпийским чемпионом в любом случае становился его ученик. Сколько раз вот так они обменивались ударами на тренировках.

Но ведь сегодня олимпийский финал. И наверняка их спокойствие лишь внешнее. Победа для Кровопускова - возможность повторить достижение замечательного венгерского саблиста Рудольфа Карпати, дважды подряд выигрывавшего олимпийские игры. А для Бурцева победа - возможность сразу стать первой саблей мира. Со счетом 5:3 выиграл Виктор Кровопусков. А через четыре дня Виктор вместе с товарищами по команде вновь поднялся на высшую ступень олимпийского пьедестала почета и стал единственным советским саблистом, сумевшим на двух олимпиадах подряд выиграть четыре золотые медали. Сейчас Виктор Кровопусков обладает всеми возможными в фехтовании титулами: он олимпийский чемпион и чемпион мира, многократный победитель самых крупных международных турниров, победитель первенств и Кубков Советского Союза, Спартакиады народов СССР.


Несколько раз Международная федерация фехтования признавала его лучшим саблистом года. Советское правительство высоко оценило выдающиеся спортивные достижения и успехи Кровопускова в развитии физической культуры и спорта, наградив его высшим орденом нашей Родины - орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

К высоким наградам и титулам Виктор шел много лет. И путь этот не был усыпан розами. Сколько титанического труда и упорства было вложено в любимое дело, сколько раз приходилось преодолевать себя, чтобы не отступить. Иногда, оглядываясь назад, Виктор, быть может, удивляется тому, как он смог пройти такой трудный путь. А может, и совсем не удивляется и с самого начала верил в то, что станет первой саблей мира.


Работа на велоэргометре - неотъемлемая часть медицинского обеспечения тренировки

Заслуженный мастер спорта СССР, четырехкратный олимпийский чемпион, обладатель Кубка Европы, семикратный чемпион мира, многократный чемпион СССР

Родился 29 сентября 1948 года в Москве. Отец – Кровопусков Алексей Павлович (1917–1981). Мать – Кровопускова Мария Федоровна (1923–1996). Супруга – Кровопускова-Кирьякова Марина Михайловна, заслуженный мастер спорта, чемпионка СССР по волейболу, призер чемпионата Европы (ЦСКА). Сын – Кровопусков Алексей Викторович, хоккеист, вице-чемпион мира по хоккею среди молодежи, мастер спорта международного класса.
Отец будущего чемпиона, Алексей Павлович, – участник Великой Отечественной войны, служил танкистом, в мирное время работал шофером. Мать, Мария Федоровна, более 25 лет работала в ремонтно-механическом цехе ткацкой фабрики «Красная Роза» имени Розы Люксембург. Виктор вырос в детских учреждениях этого предприятия, много раз выезжал в пионерский лагерь комбината, там впервые проявил незаурядные спортивные способности. Когда мальчик смотрел по телевизору показательные бои саблистов, всегда удивлялся тому, как ловко у них все получается, а самих спортсменов в своем воображении ассоциировал с мушкетерами – дух рыцарства всегда витал над боевой дорожкой.
Семья Кровопусковых жила в 5 минутах ходьбы от стадиона «Лужники», и когда Виктор прочел объявление о приеме в школу фехтования – сразу записался, начав заниматься в возрасте 13 лет. Молодой тренер Лев Корешков уже на первых тренировках отметил талантливого парнишку – Витя оказался быстрым, шустрым, «реактивным», к тому же природным левшой – редкое качество в данном виде спорта. Кровопусков всегда требовал от тренера обоснований – зачем нужно осваивать прием, почему его выполнять так, а не иначе. Корешков учился педагогическим методам у лучших тренеров страны – по утрам ездил в ЦСКА, где работали Виталий Аркадьев, Лев Кузнецов, Давид Тышлер – знаменитые сабельные маэстро. Наблюдал часами, записывал уроки, допытывался сам, чтобы вечером дать точные ответы на постоянные расспросы ученика. Они взрослели вместе – начинающий спортсмен и тренер, который приучал мальчика наносить в бою 10 победных ударов вместо нужных 5, чтобы ничто не мешало ему выиграть. После 3 месяцев владения саблей на первенстве Москвы среди юниоров Виктор Кровопусков завоевал 3-е место, а к 19 годам выполнил норматив мастера спорта СССР.
В сборной страны по фехтованию в то время лидировали Марк Ракита, Виктор Сидяк, Владимир Назлымов, Умяр Мавлиханов, Эдуард Винокуров – мастера с мировыми именами. Однажды Кровопускова взяли к ним спарринг-партнером как левшу – так он познакомился с заслуженным мастером спорта СССР, заслуженным тренером СССР Давидом Тышлером. Тогда на сборе они встречались мало, но знаменитый тренер время от времени давал юноше задания. Сабля для Тышлера – это прежде всего игра ума, доказательство теоремы в долю секунды. Чтобы ускорить путь к удаче, он унифицировал особенности спортсменов, близких по типу, создал своеобразные модели и с их помощью готовил учеников, развивал их способности к самоанализу, учил действовать, читать, размышлять, копить знания, расширять интеллект. В то время первым учеником Тышлера оставался Марк Ракита, который завоевывал золотые медали Олимпиад и мировых первенств, поэтому на первых порах Виктору приходилось довольствоваться ролью тренировочного партнера чемпиона – сначала в учебных боях Ракита побеждал его довольно-таки легко, но потом заслуженному мастеру становилось все тяжелее.
О Викторе Кровопускове порой говорили: «Фехтовальщик сильный, но сильнейшим ему не быть». Уже тогда отличительной особенностью Виктора была неожиданность нанесенного удара. Это обстоятельство не раз помогало ему до нужных времен сохранить свежесть восприятия и спортивный азарт.
Попав в ЦСКА, Кровопусков в течение полугода победил всех юниоров Москвы, успешно выступил на всесоюзном турнире, завоевал путевку на молодежное первенство мира 1968 года. Дебют оказался более чем удачным – Виктор стал чемпионом мира. В то время он учился в Институте инженеров железнодорожного транспорта, впоследствии перешел в Институт физической культуры, который окончил в 1982 году по специальности «тренер фехтования», пробовал себя в научной работе.
Первую высоту спортсмен взял блестяще, но в сборную команду страны долго не мог попасть – с 1968 года вращался на ее орбите как кандидат. Однако Виктор всегда был уверен, что нельзя спешить и отчаиваться, даже если поначалу что-то не получается, – очень важно проявить упорство на пути к своей цели. Для спортивной карьеры В. Кровопускова характерна завидная стабильность – он дебютировал в чемпионатах страны в сезоне 1970 года и с тех пор становился неизменным участником всех финалов. В 1972 году, в канун игр XX Олимпиады, Виктор прошел в финалы практически всех турниров, имел победы над всеми сильнейшими зарубежными саблистами, выдержал экзамен на прочность и в 1973 году его впервые включили в состав национальной сборной СССР.
На первом же своем чемпионате мира он попал в финальную шестерку. На первенстве мира в 1974 году завоевал командное «золото» и личное «серебро», а в 1975 году вновь стал чемпионом мира в командном зачете. Кровопусков шел к спортивной зрелости, и этот путь не был легким. Он попадал в финалы мировых чемпионатов, становился призером международных турниров, побеждал виртуозных венгров, темпераментных итальянцев, стремительных поляков, но своим товарищам в решающий момент зачастую проигрывал, и только перед самой Олимпиадой стал опережать на всех отечественных турнирах Назлымова и Сидяка.
Его тренером в то время стал заслуженный мастер спорта СССР Марк Ракита. Давид Тышлер решил углубленно заняться научной работой и возглавил кафедру в Институте физкультуры, а Марк продолжил его дело, решив сделать Кровопускова сильнейшим саблистом мира. Ракита – человек, досконально знающий свое дело, продемонстрировал наглядное свидетельство связи поколений. Он оценил преданность фехтованию молодого спортсмена, его стремление не останавливаться на достигнутом, умение спокойно выслушивать замечания. Марк Семенович Ракита создал специально для Виктора комбинации из 2–3 приемов, которые многие маститые мастера до сих пор не могут освоить. Сделать так, чтобы их не смогли расшифровать, прочитать соперники, помогала спортсмену импровизация во время поединка или домашняя заготовка. Кровопусков развил удивительный талант, который позволял оценить и осмыслить ситуацию, не отчаиваться при поражении и осознавать, что главное – это сама борьба. Этим самовнушением спортсмен добился того, что угроза проигрыша его не сковывала, а, напротив, подхлестывала, мобилизовывала, – ведь бойцовские качества оцениваются по тому, как спортсмен ведет себя в критических, экстремальных ситуациях. Виктор стал классическим примером того, как может выступать спортсмен, обладающий природной одаренностью, колоссальным трудолюбием, блестящим мастерством и передовой фехтовальной методикой. Кровопусков приобрел исключительную мощность, быстроту передвижения по дорожке, широкий технический арсенал, тактическую смелость, способность вести бой с предельной эмоциональной отдачей, с математической точностью рассчитать момент атаки. Его фехтование настолько технически непогрешимо, что даже профессионалы, видя Виктора впервые, не сразу замечали, что он – левша.
Перед Олимпиадой в Монреале Виктор Кровопусков уже носил титул двукратного чемпиона мира в командных соревнованиях. Случилось так, что в первом бою на Олимпиаде малоизвестный кубинский саблист сразил Виктора молниеносными атаками и повел в счете 4:1. Но Кровопусков повторил про себя то, чему учили его Тышлер и Ракита: «Не торопись, оцени ситуацию, потом рискуй». И спортсмен действительно продемонстрировал великолепное передвижение по дорожке, с математической точностью рассчитывал момент для атаки. Эти достоинства Виктора Кровопускова проявились особенно отчетливо, когда против него на дорожку один за другим входили зарубежные соперники. Даже молодой румынский саблист Поп, который в этом турнире фехтовал в отличном стиле, оказался безоружен в поединке с будущим чемпионом. Виктор стал полным хозяином ситуации, блистательно проводил комбинации «защита – ответ», преспокойно шел в обоюдные атаки. Он победил и больше ни разу не позволил себе расслабиться, дойдя до финала без единого поражения. Весь турнир Виктор Кровопусков провел на одном дыхании и показал, что становление его как мастера самого высокого класса полностью состоялось. Сколько ни сопротивлялся техничный представитель быстро прогрессирующей школы румынского фехтования, сколько ни вздымали руки, ни хватались за голову, ни разражались возмущенными колоратурами итальянцы, исход оказался один – победа советского саблиста, завоевавшего 2 золотые медали. Финальный матч сборной СССР против сборной Италии закончился полной победой советских саблистов со счетом 9:4. История этого древнего вида спорта знает не так уж много примеров, когда в соревнованиях такого высокого ранга, как Олимпийские игры, сразу 3 спортсмена из одной страны поднимались на пьедестал почета. Виктор Кровопусков стоял на нем вместе с Владимиром Назлымовым и Виктором Сидяком, в командных соревнованиях став лидером среди более знаменитых спортсменов. Это событие стало настоящим триумфом советской школы фехтования.
Но в 1977 году из-за полученной на одном из международных турниров травмы – полного разрыва ахиллова сухожилия Кровопусков был вынужден пропустить чемпионат мира, и в Аргентине сборная выступала без него. Самым большим огорчением для Виктора стало известие о том, что травма необратима. Многие думали, что ему придется распрощаться с фехтованием. Однако после операции, сделанной доктором В.Ф. Башкировым в 1-м врачебно-физкультурном диспансере, Виктор начал восстанавливать былую форму путем долгих часов тренировок до полного изнеможения – бег по пересеченной местности, в горах, в легкоатлетическом круге. В. Кровопусковым двигало огромное желание во что бы то ни стало вновь войти в сборную команду страны. Поверить в свои силы спортсмену помогли тренер, врач, друзья.
Перед очередным турниром на Кубок СССР Д. Тышлер сказал: «Я не советовал Марку выставлять Витю... Пожалуй, еще рановато. Хотя, если, предположим, Витя попадет в финал... Значит, он вернулся». Кровопусков попал в финал. В 1978 году он добился двух выдающихся побед: выступая на чемпионате мира в Гамбурге, завоевал золотую медаль, затем завершил сезон золотой и серебряными наградами первенства в Мельбурне, где его признали лучшим саблистом года, выиграл Кубок Европы и блестящим победителем вернулся в большой спорт.
Летом 1980 года на Олимпиаде в Москве Кровопусков сделал свой второй олимпийский дубль. Чтобы завоевать золотую олимпийскую медаль, ему пришлось победить в перебое за 1-е место своего друга соперника Михаила Бурцева. В 32 года Виктор стал четырехкратным олимпийским чемпионом, неоднократным чемпионом мира и Советского Союза. Когда спортсмен второй раз подряд завоевал золотую олимпийскую медаль в фехтовании на саблях, Марк Ракита впервые в жизни не смог сдержать чувств. На дорожку вызвали двух его учеников – Виктора Кровопускова и Михаила Бурцева, и в этом поединке решилась судьба золотой и серебряной наград Олимпиады в личном зачете. Самые близкие друзья оказались прекрасны в бою, плели тонкую вязь комбинаций, расставляли сети ловушек, разгадывали их и снова ставили друг перед другом тактические задачи. Сабля Виктора оказалась удачливее – ему помог больший опыт, привычка мыслить и высочайшее мастерство.
История современного олимпийского сабельного фехтования знала до этого момента лишь два случая, когда один спортсмен две Олимпиады подряд выигрывал личные соревнования, – ими стали венгерские фехтовальщики Е. Фукс (1908 и 1912) и Р. Карпати (1956 и 1960). В 1980 году в историю мирового спорта вписано имя советского фехтовальщика, сделавшего олимпийский дубль.
Виктор Кровопусков входит в число сильнейших советских фехтовальщиков, являясь наследником традиций всемирно признанной московской сабельной школы. Он – четырехкратный олимпийский чемпион (1976 – в командном и личном зачетах, 1980 – в командном и личном зачетах), семикратный чемпион мира (1974, 1975, 1979, 1983, 1985 – в командном зачете, 1978, 1982 – в индивидуальных соревнованиях), обладатель Кубка Европы, шестикратный чемпион СССР в личном зачете и 14-кратный чемпион СССР в командных соревнованиях. Он – один из немногих спортсменов и единственный фехтовальщик, награжденный орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Международная федерация фехтования трижды признавала его лучшим саблистом мира.
С 1986 по1991 год он – тренер ЦСКА, с 1991 по1993 год работал тренером в Турции, с 1994 года – тренером в Московской спортивной школе фехтования в Чертаново.
Про Виктора Кровопускова друзья, специалисты говорят, что он удивительный человек. Мягкий, спокойный, но в решающих поединках проявляет исключительную жажду победы. Тонкий, обаятельный, склонный к повышенной эмоциональности, он мало реагирует на поражения, не падает духом – неудачи не могут выбить у него саблю из рук. Кровопусков любит спорт, его притягивают сам путь к победе, преодоление турнирных подводных рифов. Ему нравится общаться с товарищами, соперниками, непрерывно что-то познавать, обучаться, ведь фехтование – это тот вид спорта, где борьба бывает необычайно интересной. Фехтовальщики используют сотни приемов, ситуации в поединке меняются мгновенно, поэтому спортсмену приходится просчитывать их на несколько ходов вперед – как в шахматах. Виктор считает себя шахматистом в фехтовании, а уровень его класса и мастерства определяется серией побед. Бои на саблях – это шквалы атак, и побеждает тот, кто умеет раньше определить, когда начинать нападение. «Танец с саблями» Виктора Кровопускова неповторим – у каждого фехтовального боя рождается своя мелодия – во время поединка яростно звенит сталь, которую заглушает чечетка шагов, скачков, прыжков, выпадов – борьба завораживает, а легендарный саблист действительно похож на королевского мушкетера.
Живет и работает в Москве.