Традиционный японский лук "юми". Записи с меткой ‘японский лук’ Верховая стрельба из лука

Япония в наших статьях появляется крайне редко — и пневматика-то там не приветствуется (кроме эйрсофта), и луки с арбалетами исторически были не самым распространенным оружием, в основном из-за природно-климатических особенностей, хотя, похоже, имел место и субъективный фактор.

Кюдо — стрельба из традиционного японского лука

Любой японец знает, что почтенные господа на снимке собрались отнюдь не на рыбалку или, скажем, дачу для установки каркаса парничка. Их путь лежит в особый зал (кюдодзё) или на площадку для занятий боевым искусством Кюдо («Путь лука»). Как само оно, так и используемое оружие, резко выбиваются из привычных для большинства стран канонов.

Мы неоднократно обращались к теме так называемых «азиатских» луков, максимально приспособленных для стрельбы с коня — мощных, коротких рекурсивов, способных чуть ли не завязываться узлом без разрушения. В их основе лежали дерево, рог и жилы. Японцы же, то ли в силу неких исторических условий, то ли, что более реально, из-за природных особенностей, изготавливали свои луки в основном из бамбука.

Характерно, что лук (как и арбалет) из-за своеобразного климата не получил на островах особого распространения, хотя каждый самурай был обязан владеть искусством стрельбы из него. В том числе и с лошади. Изобретательные японцы создали свой уникальный вариант длинного метательного оружия, именуемый вакю (яп. 和弓, «японский лук»), дайкю (яп. 大弓, «большой лук»), а то и просто юми (яп. 弓, «лук»). Его конструкция асимметрична, рукоять расположена не по центру, а смещена примерно на две трети вниз. Именно это и позволяло при стрельбе не цеплять законцовкой нижнего плеча за седло, колени или собственно лошадку. Естественно, вакю применялись и в пешем строю.

Поныне это удивительное оружие, как и занятия Кюдо, весьма популярно в Японии. И не только там, о чем свидетельствует приведенный ниже видеоролик. Единственно, трудно сказать, способны ли европейцы в полной мере проникнуться философией «Пути лука», ведь это не просто упражнения в стрельбе, не столько спортивная дисциплина, сколько некий ритуал, причем чрезвычайно формализованный. Это как сравнивать японскую «чайную церемонию» с нашим традиционным перекусом на бегу и выпитой залпом чашкой кофе.

Самураи как они есть, точнее — были

Эти снимки сделаны в период с 1860 по 1890 годы. Дело в том, что как раз за несколько лет до этого в Японии завершилась добровольная самоизоляция, известная как Сакоку (яп. 鎖国, буквально «страна на цепи»). И туда начали поступать новинки научно-технического прогресса.

Вот и самураи — вроде такие серьезные дядьки — не остались в стороне и с детским восторгом приняли искусство фотографии. А кто бы отказался — вон и сейчас Инстаграм живет и процветает, а порой совершенно дурацкие селфи заполонили Сеть.

Кстати, снимки любовно раскрашены вручную (ага, прообраз аниме). Естественно, большинство из них постановочные, ну, где герои в фамильных доспехах, так и вовсе на 100 процентов.

А теперь главное. На всех фото присутствуют мечи, кое-где тамошние алебарды (нагината, нет?), частенько — юми. А вот арбалетов на десятках изображение нет, от слова совсем.

Почему так? Об этом читайте ниже.

Японские арбалеты: пасынки Страны восходящего солнца

Итак, луком так или иначе был обязан владеть любой профессиональный воин, вспомните «Самурай без юми подобен самураю с юми, но только без юми…». Арбалет же оказался в своеобразном загоне, о чем свидетельствуют очевидные и не очень факты.

Во-первых, количество модификаций крайне мало. За исключением крепостных баллист о-юми (т.е. «большой лук») это фактически лишь одна модель — теппо-юми. И вот в отношении ее заметны некие странности. Смотрите, «теппо» по-японски означает «ружье» (именно так назывались первые полученные от европейцев аркебузы). То есть выходит, что само название возникло после этих не столь уж давних событий, не раньше середины XVI века. В это время Европа, не говоря уже о географически близком Китае, пользовали самострелы сотни и тысячи лет.

Хотя имеются сведения, что арбалеты попали на острова в виде китайский даров еще в 618 году н.э. т довольно активно применялись несколько столетий. Однако постепенная стабилизация государства привела к почти полному их забвению. На произведениях японских живописи мне не удалось найти ни одного образца, луков — сколько угодно! Поэтому, исходя из исторических реалий, представлю изображение китайского крепостного станкового арбалета (баллисты), причем весьма небанальной трухлучной конструкции. Не думаю, что японские варианты чем-то особым отличались от заморских прототипов.

Во-вторых, теппо-юми представляют собой довольно примитивную, особенно для данного исторического периода, конструкцию:

Сравните его с подлинными «машинами смерти» последних легионеров Средневековья — генуэзских наемников:

Похоже, теппо-юми с ложей и размахом плеч примерно по 60 сантиметров не отличались выдающимися стрелковыми характеристиками и не так уж часто применялись на полях сражений. Может, ниндзя какие работали из них по коллегам из враждебных кланов или зазевавшимся самураям. Да и то на коротких дистанциях из засады.

А может, имел место субъективный фактор. Если в Европе арбалеты не раз пытались запретить как «оружие дьявола», то почему бы самураю не считать их несовместимыми с уложениями бусидо? Именно поэтому островитяне, столь многое перенявшие у китайцев, отнеслись к заморским самострелам без энтузиазма.

Кстати, о заимствованиях. Интересно, что, пусть и в мизерных количествах, в Японии существовали практически полные копии :

Эти магазинные девайсы именовались «докю». По-русски это своеобразный палиндром (слово наоборот, вроде ГРОМ — МОРГ) от «кюдо» (Путь лука). К сожалению, мы не знаем, как название арбалетов записывались иероглифами, а то можно было бы порассуждать и на эту тему.

Еще об истории оружия:

Охотничье оружие. От Средних веков до двадцатого столетия Блэкмор Говард Л.

Японские луки

Японские луки

Японская культура развивалась под сильным китайским влиянием. Интенсивные культурные и торговые связи между двумя странами начали складываться в период династии Тан (618-906 н. э.), принесший в страну мир и процветание, и не могли не затронуть конструкцию различных видов вооружения. Так, у древних японских мечей обнаруживается явное сходство с изделиями из Северного Китая и Кореи. В стихотворении японской императрицы Суико (593-629 н. э.) восхвалялись «украшения из провинции Хэга, что касается сабель, то лучшими были добрые лезвия из Куре (Китая)!». В японском фольклоре сохранились многочисленные сюжеты о подвигах китайских лучников. Они сбивали гусей, летевших выше облаков, прицеливаясь только на крик птицы.

Большая часть древних японских составных луков по конструкции аналогичны китайским образцам. В Императорской сокровищнице в Токио хранится пара огромных серебряных литавр, датированных 8 марта 767 г. и покрытых гравированными изображениями конных лучников, охотящихся на кабана и оленя. Они используют составные луки с длинными «ушами» явно азиатского типа.

В некоторых коллекциях находятся несколько цельных длинных прямых луков, изготовленных из дерева катальпа или цуки и датируемых тем же периодом. На некоторых луках сохранились следы обвязки. В 764 г. в хранилище находились порядка сотни луков, изготовленных из бересклета и других пород дерева.

По мере ослабления влияния династии Тан японцы стали стремиться к проявлению самобытности в изготовлении практически всех видов оружия, пока наконец не сосредоточились на длинных тонких луках из бамбука. Монгольское вторжение 1274-1281 гг. привело к появлению более мощных и более коротких составных луков, бытовавших на континенте, и в последующее время японцы продолжили изготавливать луки указанного типа.

Обучение стрельбе из лука считалось обязательной частью образования представителя знати, прежде всего тренировали навыки стрельбы с движущейся лошади. Даже после распространения ручного огнестрельного оружия лук продолжал рассматриваться как главное оружие охоты и воспринимался в качестве такого вплоть до второй половины XIX в.

Японские луки мало различались по длине, но по конструкции их можно разделить на пять основных групп:

маруки – плоские деревянные луки;

сигэтоюми – луки, обмотанные ротангом;

банкуи – луки караульных;

ханкуи – укороченные луки;

хокоюми – луки для стрельбы дротиками.

Первые две разновидности считаются типично японскими, по форме они длинные и изящные, от 7 до 9 футов (от 2 до 2,7 м) в длину (рис. 58). Обычно их ширина доходила до 1 дюйма, они имели круглое сечение по всей длине и почти не украшались. Сигэтоюми, или составные луки, изготавливались из планок каких-либо лиственных деревьев (тутового дерева, сумаха или вишни), укрепленных полосками бамбука, причем кора образовывала внешнюю сторону. Такой трехслойный лук укреплялся обмоткой из колец ротанга. Как и меч, лук имел собственное имя и являлся предметом специального культа.

При натяжении тетивы лук приобретал небольшую кривизну. К отличительным особенностям именно японского лука можно отнести также положение захвата, который размещался не посередине, а примерно на трети длины лука снизу, приспосабливаясь таким образом к низкорослому японскому лучнику, который стрелял со спины лошади или с коленей. Над захватом располагалось одно из ратанговых колец (нигири), использовавшееся как прицельное приспособление.

Лук банкуи был примерно вдвое меньшего размера и использовался прежде всего для стрельбы со спины лошади. К этой же группе относились ханкуи, или церемониальные луки для караула, в основном имевшие декоративное, а не практическое применение.

Самым сложным по устройству был хокоюми, представлявший собой усовершенствованный вариант древнего китайского составного лука. Нередко он усиливался металлическими пластинами. Из него стреляли небольшими дротиками (юмияри) длиной примерно 3-4 дюйма. Чтобы при выстреле тетива не соскакивала, на концах делались специальные выемки с роговыми накладками.

Поскольку длинные луки легко натягивались до уха, что соответствовало японской традиции, японские стрелы были гораздо длиннее европейских и имели крупные наконечники, внешне мало отличавшиеся от наконечников дротиков.

Наверное, известная толика истины содержится в историях о великане-лучнике Тамитомо (1139-1170), который использовал лук длиной в 8 футов и 9 дюймов (более 2,5 м). Рассказывают, что он затонул, когда погрузился в маленькую лодку всего лишь с одной тяжелой стрелой. Изготавливавшиеся из металла японские наконечники для стрел (янонэ) отличались невероятным разнообразием форм и размеров (рис. 59), и все же их можно объединить в четыре основных класса.

Тогари-я – в данном классе головок для стрел отмечается широкое разнообразие форм от длинных заостренных пикообразных головок до широких плоских в виде сердечек. Большинство из них покрывались резьбой.

Янаги-ха – самая распространенная форма головок для стрел, грубая копия листа ивы, формы и пропорции существенно различались, длина варьировалась от 3 /4 дюйма до 2,5 дюйма.

Каримата – головка, похожая на европейский тип с вилообразными, остро заточенными зубцами. Ширина колебалась от 1 до 6 дюймов.

Ватакуси – ланцетовидная головка с обратными зубцами. Дословный перевод названия «разрывающая плоть», ибо данная головка могла нанести тяжелую рану.

Рис. 58. Японский лучник. По гравюре Морикуни (1729). Отметим длинный лук, который поворачивается в руке так, что веревка покоится на задней стороне запястья

Внутри перечисленных четырех типов было множество вариантов, имевших свои собственные названия. Так, среди тогари-я отмечается головка для стрелы, называвшаяся ринзэцу (драконий язык). Отметим также омодаке (водяной подорожник), наносивший сильные увечья. Большие головки для стрел покрывались изысканными узорами и стихотворными строками. Очевидно, что они предназначались в качестве подношений.

Мы не описываем кабура-я – деревянные стрелы с утолщенной головкой с отверстиями, издававшими в полете свист, поскольку они не использовались для охоты. Вместе с тем обратим внимание на кихоко – расплющенную деревянную головку, применявшуюся в охоте на собак (инуои) – отвратительном развлечении, введенном в XII в. императором Тобой. Во время охоты собаку выпускали внутрь огороженной площадки, где она становилась мишенью для конных охотников, перемещавшихся по периметру.

Чтобы разместить столь разнообразные виды стрел, разработали огромное количество разновидностей колчанов, многие из них отличались изящной отделкой и предназначались для чиновников, стражей и парадов. Колчан для охоты (кари-йебира) представлял собой сплетенный из тонкого бамбука короб, набитый стрелами. Для большей прочности бамбуковую основу обшивали деревянными планками. Еще один тип охотничьего колчана, изображенный на многочисленных портретах охотников, – уцобу – цилиндрической формы короб, покрытый снаружи мехом или кожей с отверстием спереди в нижней части. Один из самых коротких японских луков изготавливался из кости кита и был всего лишь в 2-3 фута длиной, часто его переносили в открытом покрытом лаком футляре риманку вместе со стрелами.

Отметим, что японские приемы стрельбы из лука сильно отличались от китайских. Лук надо было держать легко, «как будто боясь разбить воображаемое яйцо», так что после выстрела он сильно раскачивался, и тетива могла достаточно ощутимо ударить по левой руке с тыльной стороны.

Японские лучники постоянно находились в поиске приемов идеальной стрельбы и деликатного управления луком, что отражалось и в указаниях по стрельбе, где говорилось следующее: «Лук никогда не должен знать, когда будет выпущена стрела… сам же лучник не должен знать, когда вылетит стрела… такой выстрел, как считают, вызывает только долгий звук за собой… стрела перемещается так же легко, как дыхание, и действительно кажется живой».

Рис. 59. Японские стрелы. Верхний ряд: две вилкообразные головки (каримата), головки копья в виде сердца (тогари-я). Нижний ряд: две головки в виде листа ивы (янаги-ха), трехзубая (ватакуси), утолщенная головка (кихоко)

Японцы использовали и монгольскую методику пуска стрелы, когда кольцо для большого пальца замещалось разновидностью рукавицы для стрельбы (югакэ) с подбитым рифленым большим пальцем. Для более официальных случаев использовали специальные нарукавники (юготэ) и доспехи для груди (томо). Несмотря на большую величину, длинные японские луки не могут сравниться по мощности с более короткими составными луками, ибо из них не удавалось выстрелить дальше чем на 200 ярдов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. 弓 , «лук») представляет собой лук длиной более двух метров, но в отличие от других луков, рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один (низ) к двум (верх). В современной Японии используется во время занятий кюдо (яп. 弓道 кю:до: , «путь лука») . Традиционные луки изготавливаются из слоёного бамбука , дерева и кожи , используя технологии, не меняющиеся веками, хотя существуют более дешёвые аналоги изготовленные из стекло- и углеволокна .

Форма

Юми - асимметричный лук, с расположением рукоятки приблизительно в одной трети длины лука снизу. Существуют несколько гипотез возникновения такой формы. Основная гипотеза гласит, что такая форма необходима для стрельбы с лошади с возможностью свободного прицеливания в любую сторону. По другой гипотезе данная форма нужна для стрельбы из положения сидя. Также существует гипотеза, что такая форма возникла во времена до изобретения композитного лука для компенсации различий свойств древесины по удалению от корня. Без тетивы лук выгибается в противоположную сторону

Тетива

Цуру (яп. 弦 , «тетива ») для юми традиционно изготавливают из пеньки , но большинство современных лучников используют синтетическую тетиву из таких материалов, как кевлар из-за большей долговечности. Обычно тетиву не меняют до самого обрыва. Место контакта со стрелой усиливают дополнительной нитью с клеем, что позволяет защитить тетиву и более надёжно удерживать стрелу.

Отношение к луку

Серьёзно занимающиеся кюдо относятся к луку с уважением, как к предмету великой силы, говорят, что лук содержит часть души человека его изготовившего. Ученик никогда не должен переступать лук лежащий на земле, что рассматривается как неуважение. Обычно к луку относятся так, как хотели бы, чтобы относились к ним, например храня подальше от жары или холода, в сухом, но не слишком, месте. Также считается неуважительным трогать лук без разрешения его владельца.

Уход

Бамбуковый лук требует внимательного ухода . Без этого лук может потерять форму и стать бесполезным. Форма лука может измениться в худшую сторону, и для исправления может потребоваться приложение давления через специальные болванки, или оставление его с натянутой тетивой или, наоборот, без тетивы на некоторое время. Если лук принял примерно плоскую форму, то его оставляют без тетивы. При чрезмерном выгибании лук оставляют с тетивой. При хорошем уходе лук может прослужить многим поколениям, в противном случае его жизнь будет коротка.

Длина лука

Выбор лука зависит от роста владельца.

Рост Длина стрелы Рекомендуемый лук
< 150 см < 85 см Сансун-дзумэ (212 см)
150-165 см 85 - 90 см Намисун (221 см)
165-180 см 90 - 100 см Нисун-ноби (227 см)
180 - 195 см 100-105 см Ёнсун-ноби (233 см)
195-205 см 105-110 см Рокусун-ноби (239 см)
> 205 см > 110 см Хассун-ноби (245 см)

История

Напишите отзыв о статье "Японский длинный лук"

Отрывок, характеризующий Японский длинный лук

– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c"est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l"ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]
Князь Андрей ничего не понимал.
– Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе?
– Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал.
– И не видали, что везде укладываются?
– Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей.
– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.

Старая проверенная практика наращивания мощи за счет увеличения размеров рано или поздно наталкивается на барьер невозможной эффективной эксплуатации огромного устройства. Так было и с простым луком. По свидетельствам историков, английские лучники,стреляющие из знаменитых больших луков «лонгбоу », имели большие проблемы с нарушением костей плечевого сустава. В таких ситуациях, когда развитие доходит до своей критической точки происходит либо отказ от применения приспособления, либо находится революционное решение, резко улучшающее характеристики старого устройства.

Очевидно, что в цивилизации Древнего Востока такой переломный момент для наступил значительно раньше, чем в Европе. Два революционных решения было применено в азиатском луке:

  • композитная структура – деревянная или бамбуковая основа, усиливалась со стороны «живота» роговыми пластинами, устойчивыми на сжатие, и оклеивалась эластичными и выдерживающими растяжение сухожилиями со стороны «спинки» лука. Все вместе оклеивалось и окручивалось сухожилиями и защищалось покрытием лака или другим материалом.
  • рекурсивная форма – изогнутый лук выпрямляется и сгибается в обратную сторону, что значительно увеличивает силу разгибания, и, как следствие, силу выстрела.

Улучшения обеспечили модернизированному луку увеличение его мощности в полтора раза. Необходимость в солидных размерах отпала, потому что один человек уже не смог бы справиться с натягиванием тетивы большого лука.

Но что же случилось с луком страны Восходящего Солнца дайкю (яп. 大弓, «большой лук»), который обычно просто называют общим словом «юми » (яп. 弓, «лук»)? И почему он так не похож на другие традиционные восточные композитные луки, к благородному семейству которых он и принадлежит?

Нестандартная структура

В самый ранний период японский имел простое строение из цельного куска древесины. Где-то в III веке н. э. он обрел длинную плоскую форму Маруки . С IX-X столетия лук юми начал укрепляться впереди бамбуковыми пластинами (Фусэтакэ ). В это время в Японию пришел и к XII веку окончательно закрепился дзен-буддизм с его негативным отношением к убийству животных. Когда в том же XII веке японский лук приобретает характерные для восточного типа 3 слоя, передний роговой слой, животного происхождения, не приживается. Вместо этого устанавливается своя структура Санмаэути – деревянная сердцевина с бамбуковыми частями на «животе» и «спинке». Дальнейшее развитие юми уже продолжалось в направлении все тех же комбинаций дерева и бамбука. В Сиходакэ был деревянный сердечник и бамбук со всех сторон. Начиная с 1550 г. в юми делают с передней и задней бамбуковой пластиной, твердой древесиной по бокам и пластинами бамбука внутри – вначале 3 у Санбонхиго , потом 4 у Ёхонхиго , и от 5 до 7 у Гохонхиго . Последняя форма считалась совершенной и с 1650 г. структура традиционного японского лука юми закрепилась. Тем не менее, дыхание нового времени коснулось и юми. С 1971 г. наряду с традиционной формой производятся стекловолоконные дайкю с деревянным сердечником и с передней и задней пластинами из армированного фиберпластика.

Самый большой в мире

Известный английский лонгбоу (длинный или большой лук) обладал размерами от 1,7 м до 2,1 м. Японский юми, который подбирается по длине руки, что, в общем-то, соответствует росту человека, для среднего европейца (165-180 см) имеет длину 2,27 м (тип «нисун-ноби »). Для более низких японцев (150-165 см) стандартным является «намисун » в 2,21 м, что больше самого длинного лонгбоу. А самый большой юми, хассун-ноби , имеет размер в 2,45 м. Такие внушительные размеры имеют простое логическое объяснение – мощность. Отсутствие у юми характерных для восточных луков роговых пластин и сухожилий негативно сказывается на технических характеристиках лука. Даже будучи Голиафом в мире луков, дальнобойность его – 100 м или немного больше, в то же время английский лонгбоу, который и сам значительно уступает турецкому луку, незащищенного противника поражает на расстоянии до 300 м.

Асимметричная форма

Пожалуй, самое необычное у юми это его форма. Обычно все луки являются симметричными. Хотя стрелки-мастера и различают у своих луков верхнее и нижнее плечо, но, все же, традиционно размеры обоих плеч одинаковы – они симметричны. Японский дайкю стоит особняком в этом отношении. Захват юми (размещение рукояти юдзука ) производится на одной трети длины лука. Таким образом, нижнее плечо в два раза короче верхнего плеча, т. е. лук несимметричный. Существует несколько версий-объяснений этому.

Лошадиная версия

Считается, что одно из плеч (ката ) было укорочено из соображений удобства для всадника владением луком. Лук очень труден в обучении. Для совершенного владения им требуются годы тренировок, поэтому лук не является оружием плохо обученных мобилизованных воинов. Мастерами владения луком были профессиональные воины-самураи, который обучались своему ремеслу, в т. ч. и владению луком, с самого детства. Обычно, они были богаты и имели во владении лошадь, тем более, что это значительно повышало боеспособность воина (пеший противник явно уступает верховому). Такая версия имеет право на существование, тем более, что в других странах всадники действительно пользовались короткими версиями луков. В Японии укорочено было только одно плечо лука, чтобы сохранить достаточную мощность, и того не слишком выдающихся характеристик, оружия.

Охотничья версия

Здесь все просто. Подстерегая добычу, охотник сидел или лежал в засаде. Длинный лук был бы неудобен в эксплуатации.

Растительная версия

Интересную трактовку озвучивают сторонники этой версии. Они утверждают, что поскольку растение, дерево или бамбук, имеют неоднородную, более плотную структуру ближе к основанию (корню), то изготовителям луков приходилось компенсировать слабость верхней части и силу нижней, перенося центр лука на нижнюю треть. Собственно, такая трактовка проявляет неуважение к своим мастерам-изготовителям луков. Даже если допустить, что они не знали, как подбирается материал по плотности и упругости, то перенять опыт других народов они могли бы.

Эргономическая версия

Существует еще одна версия, связанная с характерным для дзен стремлением к совершенству. Симметричный лук удерживается вытянутой рукой с небольшим наклоном кисти. Давящая сила приходится не строго перпендикулярно, а под углом, что снижает надежность удержание лука в вытянутой руке.

В искусстве владения луком кюдо захват рукояти тенучи происходит по прямой оси рука-кисть, которая образует с линией лука угол около 65°. Такой совершенный захват возможен только при асимметричной форме лука.

Правда, трудно сказать, что здесь было первым – яйцо или курица.

Какая из версий верна, думаю, значения не имеет. Обычно, народные традиции несут в своей основе важную и проверенную многовековым опытом основу. Даже если новейшая наука, порой, оспаривает рациональность каких-то обычаев, то со временем она всё равно приходит к тем же выводам, которые наши предки получили путем длительного пути проб и ошибок.

Подтверждением определенной рациональности асимметричной формы лука может служить существование подобной асимметрии в формах примитивных луков тихоокеанских аборигенов на островах Новые Гебриды или американских индейцев хида́тса в Северной Дакоте.

Немного о духе и технике кюдо

В основе кюдо (яп. 弓道, «путь лука»), искусстве владения луком, лежит японское традиционное военное мастерство к юдзюцу (яп. 弓術, «искусство лука»), которое дополнено дзен-буддистской философией о стремлении к совершенству на пути к просветлению. Поэтому здесь присутствует и священное отношение к оружию, и облаченная в церемонию техника стрельбы, и философское наполнение каждого элемента кюдо. Поскольку в дзен отрицаются письменные источники, то истинная передача опыта происходит исключительно в общении ученика с учителем, и через трансформацию и осмысление приобретенных знаний уже самим учеником. Зрелище состязаний по кюдо поистине завораживающе.

Используемые в кюдо и экипировка имеют жесткую регламентацию, отклонение от которой не допускаются, собственно, как и в других традиционных искусствах. Самым главным элементом здесь, конечно, есть лук юми – священный предмет, и отношение к нему соответственное. Не менее уважительное отношение и к стрелам я, и к тетиве цуру . Никак не обойтись в кюдо без специальной перчатки для стрельбы югаке , колчана для стрел ядзуцу и защитного чехла для лука юмибукуро . – традиционная для японских будо : черные хакама (широкие брюки-юбка), белые таби (японские носки-варежки), пояс оби , белая куртка-уваги . Для женщин нужен еще специальный защитный нагрудник мунеате .

Техника выстрела из лука – как танец из 8 неразрывных элементов:

  1. кюдока встает на позицию для стрельбы, правильно расставив ноги (асибуми),
  2. тело занимает определенное положение (додзукури),
  3. лук берется как для стрельбы и устанавливается стрела (югамаэ),
  4. юми со стрелой поднимается над головой в плоскость выстрела (утиокоси),
  5. руки разводятся в разные стороны, одновременно оттягивая и лук, и тетиву (хикивакэ),
  6. руки опускаются на горизонталь выстрела, и одновременно юми полностью натягивается (каи),
  7. выстрел (ханарэ),
  8. завершающая стадия дзансин – возвращение в исходное состояние.

Все это происходит, плавно перетекая из одного в другое, в определенном ритме дыхания. И кюдока полностью погружен в процесс, но не сконцентрирован на его выполнении, а, наоборот, пребывает в состоянии отрешенности, медитации.

Верховая стрельба из лука

Рассматривая японское искусство владения луком, нельзя обойти вниманием его верховую разновидность. Сейчас этот вид не так популярен, поскольку требует больших пространств для тренировок, умение скакать на лошади и очень сильные навыки в меткости стрельбы. До сих пор сохранилась только обрядовая конная стрельба из лука ябусамэ , которую проводят на религиозных праздниках и на особых официальных мероприятиях. Военная суть своеобразного 4-этапного ритуала простая, хотя и не легкая – необходимо на полном скаку поразить сразу три цели в виде самураев в полном боевом облачении.

А ранее лучники-всадники тренировались и в иных состязаниях. Инуоумоно было довольно жестоко, хотя с воинской точки зрения эффективно. Тренировка меткости стрельбы практиковалась на живых собаках. Хотя их и не убивали, но стрелы сильно травмировали несчастных животных. Хорошо, что эта практика в прошлом. А в касагакэ воин должен был на полном скаку максимальное количество раз поразить стоящую в стороне цель.

Популярность верхового вида стрельбы в свое время была настолько велика, что среди самураев проводились даже конные дуэли – мчащиеся навстречу друг другу всадники стреляли с лука (кто, сколько успеет) друг в друга.

Другие виды японских луков

Хотя весь мир наслышан о дайкю, и называет его просто юми (общее название для японских луков), все же в истории Японии существовали и другие виды луков:

КЮДО – стрельба из лука. Из всех , трансформировавшихся в середине ХХ в. в спортивные виды, кюдо в наибольшей мере сохранило свою первоначальную форму.

Кю-дзюцу (японское искусство стрельбы из лука)

Знатоки японского оружия знают, что Японию издавна называют Страной Длинных Луков. Лук – самое старое японское оружие , а с учетом природных условий страны – самое выгодное. Бой на кораблях, в труднодоступных горных массивах, оборона обрывистых берегов, лесные засады – лук везде является самым важным оружием. Конный лучник мог справиться с группой атакующей пехоты, либо убежать от группы не вооруженных луками преследователей, при этом стреляя с разворота назад. При правлении сегунов конная езда и владение луком были разрешены только высокородным самураям.

В то время, когда лук имел военное значение, хороших лучников отмечали. Лучших брали охранниками императорских садов (фактически – дворцовая стража), либо в личную охрану сёгуна.

После отражения монгольского вторжения среди лучников стали проводиться “турниры-марафоны”, где нужно было стрелять быстро и в течении долгого времени, сохраняя при этом точность. В хрониках отмечено много достижений японских лучников на этих состязаниях. В 1686 году в Киото лучник Вада Деихати выстрелил в течении 24 часов 8 тысяч стрел, попадая раз за разом в мишень на расстоянии ста метров. В 1852 году лучник Масатоки повторил это достижение. В течении двадцати часов он выпустил в цель 10 тысяч стрел, попав 8 тысяч раз. Японцы использовали луки разных типов. Женщины пользовались небольшими луками адзуса-юми . соревновались с луками аудзумэ-юми , в бою пользовались луками ханкю и ёкю , реже – луком монгольского типа ёко-юми . Лучники-снайперы пользовались огромными луками дайкю . Для стрельбы использовались разные типы стрел. Фактически, каждый крупный род использовал свою форму наконечников. Особым искусством было изготовление колчанов, отделка колчана показывала ранг самурая.

Монгольское вторжение продемонстрировало японцам непривычную тактику использования луков – групповую стрельбу конных лучников. Хотя тайфун и помог избежать опасности, но стало ясно, что нужно думать об обороне страны в случае массированного вторжения. Была сделана ставка на повышение индивидуального мастерства конных лучников отдельных самурайских родов, когда каждый из родов отвечал за оборону своего участка побережья. Воины, пережившие пятьдесят дней битв, сделали упор на два аспекта стрельбы из лука: физическую выносливость лучника, и его психическую устойчивость. В поисках тренировочных методов взоры обратились к . Требовалось научить воинов быстрому техничному натяжению лука (без лишних затрат сил) и стрельбе без прицеливания (а, следовательно, без смещения линии стрельбы), ибо в условиях битвы прицелиться практически невозможно. Однако со временем боевое значение лука сошло на нет. Кюдзюцу (искусство стрельбы из лука) превратилось в (путь стрельбы из лука) – не , а систему духовного самосовершенствования, где лук и стрелы – просто инструмент для самопознания.

Инуоумоно

Упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня, вид спорта буси. ИНУОУМОНО представляло собой стрельбу по собакам тупыми стрелами. В центре конного манежа веревкой окружался круг диаметром около 14,3 м. Внутри него выделялся круг меньшего диаметра…

Касагакэ

При практике КАСАГАКЭ стрелки пускали коней галопом по специальной дорожке по направлению к мишени и с середины ее начинали выпускать стрелы по обтянутой кожей деревянной мишени диаметром около 50 см., установленной на расстоянии около 15 м в стороне от дорожки…

Ябусамэ

Церемония синто, проводимая для отпугивания злых духов и гадания, и упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня по мишеням. ЯБУСАМЭ включает 4 элемента: сначала руководитель группы стрелков, которых может быть 7, 10 или 16, выпускает стрелу в небо и в землю для установления вечного мира между ними…