Японское оружие - юми. Японское оружие и его виды

和弓 , «японский лук ») , дайкю (яп. 大弓 , «большой лук») , или обычно просто юми (яп. 弓 , «лук») представляет собой лук длиной более двух метров, но в отличие от других луков, рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один (низ) к двум (верх). В современной Японии используется во время занятий кюдо (яп. 弓道 кю:до: , «путь лука») . Традиционные луки изготавливаются из слоёного бамбука , дерева и кожи , используя технологии, не меняющиеся веками, хотя существуют более дешёвые аналоги изготовленные из стекло- и углеволокна .

Форма

Скоба для переноски стрел

Юми - асимметричный лук, с расположением рукоятки приблизительно в одной трети длины лука снизу. Существуют несколько гипотез возникновения такой формы. Основная гипотеза гласит, что такая форма необходима для стрельбы с лошади с возможностью свободного прицеливания в любую сторону. По другой гипотезе данная форма нужна для стрельбы из положения сидя. Также существует гипотеза, что такая форма возникла во времена до изобретения композитного лука для компенсации различий свойств древесины по удалению от корня. Без тетивы лук выгибается в противоположную сторону

Тетива

Цуру (яп. 弦 , «тетива ») для юми традиционно изготавливают из пеньки , но большинство современных лучников используют синтетическую тетиву из таких материалов, как кевлар из-за большей долговечности. Обычно тетиву не меняют до самого обрыва. Место контакта со стрелой усиливают дополнительной нитью с клеем, что позволяет защитить тетиву и более надёжно удерживать стрелу.

Отношение к луку

Серьёзно занимающиеся кюдо относятся к луку с уважением, как к предмету великой силы, говорят, что лук содержит часть души человека его изготовившего. Ученик никогда не должен переступать лук лежащий на земле, что рассматривалось бы неуважительно. Обычно к луку относятся так, как хотели бы, чтобы относились к ним, например храня подальше от жары или холода, в сухом, но не слишком, месте. Также считается неуважительным трогать лук без разрешения его владельца.

Уход

Бамбуковый лук требует внимательного ухода. Без этого лук может потерять форму и стать бесполезным. Форма лука может измениться в худшую сторону, и для исправления может потребоваться приложение давления через специальные болванки, или оставление его с натянутой тетивой или, наоборот, без тетивы на некоторое время. Если лук принял примерно плоскую форму, то его оставляют без тетивы. При чрезмерном выгибании лук оставляют с тетивой. При хорошем уходе лук может прослужить многим поколениям, в противном случае его жизнь будет коротка.

Длина лука

Выбор лука зависит от роста владельца.

Рост Длина стрелы Рекомендуемый лук
< 150 см < 85 см Сансун-дзумэ (212 см)
150-165 см 85 - 90 см Намисун (221 см)
165-180 см 90 - 100 см Нисун-ноби (227 см)
180 - 195 см 100-105 см Ёнсун-ноби (233 см)
195-205 см 105-110 см Рокусун-ноби (239 см)
> 205 см > 110 см Хассун-ноби (245 см)

История


Wikimedia Foundation . 2010 .

Весьма затруднительно установить место и время изготовления первого лука древним человеком. Раскопки мест стоянок и древних захоронений позволяют предположить, что это произошло в эпоху позднего палеолита или начала мезолита. Это подтверждается множеством наскальных изображений сцен охоты с луками, которые обнаружены в различных местах земного шара. Помимо охоты, луки широко использовались и в боевых действиях между племенами и народами.

В древних рукописях содержатся сведения о том, что уже в XII веке до нашей эры при царе Тиглате-Палассаре III (745-727 годы до нашей эры) ассирийские цари в составе своих войск имели отряды пеших и конных лучников. Известен и факт последнего массового применения лучников в боевых действиях - участие полка башкирских лучников в Крымской войне 1853-1856 гг. Таким образом, можно заключить, что для ведения боевых действий человечество использовало луки со стрелами не менее 30 веков. Более того, и в настоящее время луки продолжают применять, но теперь лишь для охоты и в спортивных целях.

Пешие и конные ассирийские лучники

Конструктивно луки подразделялись на простые (из цельного фрагмента упругой ветви дерева), сложносоставные (многослойные и комбинированные) и самострелы или арбалеты (с механическим натяжением и спуском стрелы).

Лук европейского типа состоял из единого куска ветви дерева и тетивы, для изготовления которой могли использоваться сухожилия животных, сыромятный ремень, пеньковая или шёлковая пряди.

В руках опытного стрелка лук давал поразительные результаты точности и дальности стрельбы. Как следует из известных источников, наилучший результат в дальности стрельбы (889 м) был достигнут турецким султаном Селимом III в 1798 г. на соревновании в Стамбуле. Классического результата в точности попадания вцель добился английский король Генрих VIII, попавший в яблоко на расстоянии 220 м.

Для изготовления сложного лука использовалось несколько сортов древесины, а также фрагменты из кости и рога, повышающие упругость всей конструкции. Роговые и костяные элементы соединялись с основой лука замковым устройством «под шип». Такие луки отличались не только конструктивными особенностями, но и способами их применения. Они получили распространение в странах Азии и Востока. В Каире экспонируются находки из гробницы фараона Тутанхамона (XIV век до нашей эры), в числе которых 14 простых и 32 сложносоставных лука.

В Китае сложные луки, изготовленные из дерева, рога и сухожилий, появились уже впоследней четверти II тысячелетия до нашей эры.

Наиболее характерным представителем сложносоставных луков явился японский лук, сведения о котором в российских источниках весьма скудны.

Японский асимметричный боевой лук «юми» или «дайкю» (большой боевой лук) был самым распространённым оружием самураев. Его длина находилась в пределах 180-220 см, а точка натяжения (место слёта стрелы) располагалась ниже центральной части лука на одну треть. Дальность стрельбы (я-гакари) и поражающая способность такого лука находилась в пределах 300 метров. Искусный стрелок свободно поражал движущуюся мишень (размером с собаку) на расстоянии 150 метров.

Доспехи и вооружение японского воина: лук «дайкю» (о-юми) и колчан «хира-янагун»

Самурай в защитном доспехе («о-ёрой») и большим луком («дайкю»)

Помимо классического асимметричного «юми», применялись и складные луки «таби-юми» с бамбуковыми плечами и стальной рукоятью, а также малые луки «ко-юми», длина которых составляла 100-120 см. Последние, из-за сравнительно малой мощности, редко использовались самураями, но зато часто применялись воинами-разведчиками - «ниндзя».

Основа лука изготавливалась из разновидности японского тиса («орума»), которая укреплялась пластинами отборного специально выращенного бамбука. Все элементы лука смазывались рыбьим клеем, затем плотно стягивались между собой специальными приспособлениями. В некоторых образцах основа лука составлялась из трёх-пяти скреплённых между собой стеблей бамбука, а роль боковых уплотнителей выполняли пластины орума. Для предохранения от влаги и придания конструкции лука упругости, её обматывали в нескольких местах волокнами ротанговой пальмы или тростниковым лыком и обтягивали китовым усом или конопляными нитями, а затем покрывали несколькими слоями лака. Любопытно отметить, что лук, имевший обмотку по всей длине, предназначался лишь для генералов - «тайсё». Лук, обмотанный оплётками красного цвета на чёрной основе, назывался «сингэто».

Рукоять лука («юдзука») находилась на расстоянии в 1/3 длины от его нижней оконечности. В этом месте наносилась обмотка, состоящая из тростниковых и кожаных полосок. Каждая часть лука (ил. 1) имела своё наименование:

1- «дзюхатсу»- место крепления тетивы (тонкие окончания лука);

2 - «ката» - плечо лука («ко-ката» - малое плечо, «о-ката» - большое);

3 - «юдзука» - рукоять лука;

4 - «ю-хадзу» - концы лука;

5 - «отоканэ» - роговые вставки лука;

6 - «цуру» - тетива лука.

Все детали лука (кроме тетивы) изготавливали специальные мастера («юми-си»). Тетиву же («цуру») изготавливали другие мастера («цура-саси»). Для боевых свойств лука качество тетивы имело главенствующее значение. Она должна была обладать устойчивостью к сырости, быть упругой и иметь значительную прочность. Для её изготовления использовались сухожилия животных, полосы из сыромятной кожи, шёлковые нити, реже растительные волокна конопли или крапивы, пропитанные жиром или воском. Растительные тетивы обычно покрывались клеем и лаками. Качество тетивы в значительной степени зависело и от способа её изготовления. Верхний конец тетивы обматывался красной шёлковой нитью, нижний - белой или синей. Помимо петли одеваемой на лук, тетива имела ещё дополнительную петельку, за которую она удерживалась зубами во время установки тетивы на лук.

К тетиве и луку относились весьма бережно. Обычно лук хранился в специальном (матерчатом или кожаном) чехле («юбукуро»), концы которого затягивались шнурами. Для предохранения от сырости запасную тетиву («гэн») наматывали на плоскую катушку («цурумаки») и помещали в деревянный футляр, который крепился кпоясу воина или к его колчану.

Стрелы луков средневековой Японии существенно отличались от европейских своим разнообразием. Стрела («я») (ил. 2) состояла из:

1 - «я-но-нэ» - наконечник;

2 - «ягара» - древко;

3 - «куцумаки» - обмотка древка стрелы;

4 - «ябанэ» - оперение;

5 - «я-хадзу» - углубление для тетивы.

Древко стрелы изготавливалось из лёгких и крепких сортов бамбука, кедра, кипариса или тростника. «Редкие стрелы» склеивались из четырёх деревянных фрагментов, каждый из которых в поперечном разрезе составлял четверть круга. Слои древесины, собранные в единый пакет, склеивались между собой рыбьим клеем и обматывались пальмовым лыком («куцумаки»). Затем стрела тщательно просушивалась, выверялась на прямизну и балансировалась. Центр тяжести готовой стрелы обычно находился на границе первой трети её длины. Для стабилизации полёта стрела снабжалась трёхсторонним, или реже четырёхсторонним оперением. В качестве оперения использовались перья орла, фазана или других крупных птиц.

Длина стрелы определялась размерами лука, степени его изгиба при боевом натяжении и обычно составляла около 1 метра. Диаметр стрелы находился в пределах 10-14 мм, при массе 50-80 г. На заднем срезе древка стрелы делалось специальное углубление для тетивы.

Формы наконечников стрел, с учётом их предназначения, были различными. В древности наконечники японских стрел были каменными, роговыми или бронзовыми, позднее их сменили железные кованные, а с XVII в. в обиход вошли литые.

Наконечники скреплялись со стрелой при помощи хвостовика («накаго»), вбиваемого в центр торца древка, который после этого усиливался одной из разновидностей обмотки - «куцумаки».

Наконечники подразделялись на следующие группы: обычные - для охоты («сацу-я») или поражения противника, незащищённого доспехами, усиленные (пирамидальные, гранённые) - для стрельбы по противнику, защищённому доспехами. В зависимости от формы наконечника стрелы получали наименования: по форме зубила - «цубэкэ-нэ» (ил. 3.1), в виде листа ивы - «янаги-ба» (ил. 3.2), или «хосо-янаги-ба» (узкий «янаги-ба»), в виде листа бамбука - «саса-но-ха», а узкие наконечники большей длины назывались - «тогари-я» (ил. 3.3). Особую группу составляли, так называемые, специальные стрелы, которые выполняли различные функции. Некоторые из них («срезни») подразделялись на два типа: раздвоенные (вилкообразные) - «каримата» (ил. 3.4), расстояние у которых между «вилками» могло составлять до 10 см, и плоские широколезвийные - «тадэнари» (ил. 3.7). Эти стрелы предназначались для подрезания сухожилий у коней противника, пеньковых канатов у корабельных якорей и подъёмных мостов крепостей. К специальным стрелам относились: зажигательные (в буквальном переводе «огненная стрела») - «хийа» и поющие стрелы - «кубурая». Поющая стрела не имела аналогов среди европейских стрел. Её наконечник - «хикимэ» (ил. 3.5) был изготовлен в виде металлического или костяного свистка, закреплённого на древке стрелы. Такие «поющие стрелы» в полёте издавали характерный чёткий звук («хёто»), которым противник оповещался о начале боевых действий. Иногда к свистку («хикимэ») добавлялся вилкообразный боевой наконечник («каримата») (ил. 3.6).

К категории редких относилась и «родовая стрела», на которую наносился «ка-мон» - указатель родового клана владельца (фамильный герб), иногда имя владельца прорубалось на самом лезвии стрелы (ил. 5) - такая форма наконечника стрелы называлась - «хира-нэ». Наконечники этих стрел отличались высоким качеством изготовления, художественным оформлением, порой с использованием серебра и золота. Такая стрела обычно оставалась в колчане и, возможно, выполняла роль визитной карточки. Некоторые историки считают, что она никогда не использовалась в бою и предназначалась для опознания самого воина в случае его гибели.

Запас стрел («я-данэ») для лука (обычно 18-24 шт.) помещался в колчане, входившим в снаряжение лучника - «итэ-гусоку». Колчаны средневековой Японии можно подразделить на два типа - открытые и закрытые. Каждые были по-своему удобны. В первом типе колчана стрелы отделялись одна от другой лёгкой перегородкой, что предотвращало повреждение оперения и позволяло, при необходимости, быстро извлечь стрелу из колчана. Самый древний колчан этого типа - «хира-янагуи» (ил. 4.1). Он широкий с большой плоской задней стенкой. Стрелы в нём располагались в один ряд. Позднее эта конструкция была заменена классическим колчаном - «эбира», стрелы в котором располагались в несколько рядов, в специально разделённом прутьями основании - «якубари». Такие колчаны вмещали до 50 стрел (ил. 4.3). На гравюрах того времени видно, что во время длительных переходов «эбира» закрывался специальным чехлом, закрепляемым на задней стенке колчана («такагашира») специальными ремнями - «маэо». Во время боя стрелы удерживались в колчане от выпадения стянутыми шнурами - «уваоби». «Эбира», декорированный мехом, очень часто использовался на охоте и назывался - «кари-эбира». Существовал ещё один тип открытого колчана, который обычно использовался дворцовой стражей - «хэй-короку». Этот колчан был богато декорирован. Стрелы в нём располагались в виде павлиньего хвоста (ил. 4.2).

Второй тип - закрытые колчаны, тоже был по-своему удобен. Он лучше защищал стрелы от непогоды и исключал возможность потери стрелы при передвижении воина, хотя и требовал большего времени на извлечение стрелы. Самый простой колчан этого типа - «цубо-ямагути» (ил. 4.4), выполненный в форме вытянутого футляра. Наиболее известный (классический) закрытый колчан появился в начале периода Муромати (1333-1573 гг.), который вскоре вытеснил ранее существовавшие образцы. Эти колчаны имели цилиндрическую или сигарообразную форму с закруглённым верхним концом. Они получили название - «уцубо». К этому типу относится колчан хранящийся в оружейном фонде ЦВММ (ил. 6). Верхняя часть колчана имела овальный вырез для загрузки и извлечения из колчана стрел, который в походе закрывался крышкой. Крышка на горловине колчана удерживалась в закрытом положении костяной застёжкой - «кохадзе». Колчаны снабжались двумя ремнями, изготовленными из шёлковых или кожаных полос, которые удерживали его за спиной или на поясе воина. Короткий левый ремень назывался «какео». Он снабжался металлическим кольцом, расположенным посередине. К этому кольцу крепился и правый, более длинный ремень - «укео». Здесь же крепилась и катушка с запасной тетивой - «цурумаки». В доме самурая лук, колчан и стрелы располагались на специальных подставках - «тядо-какэ» (ил. 7).

Ил. 6. Классический закрытый колчан, хранящийся в фондах Центрального Военно-морского музея в Санкт-Петербурге

Ил. 7. Специальная подставка «тядо-какэ», для хранения лука, колчана и стрел

Стрельба из лука являлась частью воинских искусств («ко-будо») и называлась «ко-до» (искусство стрельбы из лука). Существовал и более ранний термин «сягэй» (умение стрелять из лука). Интересно отметить и такой факт, что для средневекового японца значение слова «юми-я» означало как «лук и стрела», так и «война». Небезызвестного синтоистского (синто - древняя религия Японии) бога войны (Хатимана) японцы часто именовали Юми-я-но-Хатиман.

Японские лучники называли свою левую руку «юнодэ» (или «юми-но-тэ» - рука, в которой держат лук) и считали её более нужной, чем правая. Полагали, что воин, получивший травму левой руки не может далее хорошо сражаться (владеть мечом и луком). Возможно, поэтому до сегодняшних дней сохранился обычай «японских мафиози» - якудза отрезать себе палец на левой руке в качестве искупления вины за серьёзный проступок перед своим господином («оябуном»).

Обучение стрельбе из лука начиналась с раннего детства и производилось по отработанной методологии. В основе подготовки учеников лежало физическое воспитание. Их приучали держать на вытянутой руке тяжелый посох, при этом постепенно увеличивалось время удержания. Ученику прививали навыки правильно держать и натягивать лук. Японский стрелок из лука удерживал стрелу неподвижной правой рукой, а левая, вытягиваемая вперёд, производила его натяжение и ориентацию на цель (ил. 8).

Ил. 8. Техника стрельбы из японского лука

Заметим, что в Европе эта операция выполнялась наоборот. Натяжение тетивы лука осуществлялась правой рукой, тогда как, вытянутая вперёд левая рука лишь фиксировала лук в нужном направлении.

Японский всадник поднимал руку с луком вверх, затем разворачивал его вертикально (ил. 9). Пеший воин перед натяжением держал лук горизонтально на уровне талии, затем так же, как ивсадник, переводил его в вертикальную плоскость. При подобном повороте лука, лучевая кость предплечья оказывалась внизу. Это снижало вероятность травмирования её тетивой в процессе стрельбы. Захват стрелы и удержание её при прицеливании производился большим, средним и указательным пальцами при помощи специального кольца, изготавливаемого из кости или нефрита (ил. 10). Кольцо с зацепом для тетивы, как правило, имело художественное оформление. Иногда вместо кольца японские лучники использовали специальные перчатки «югакэ», усиленные на пальцах кожаными накладками. При спуске тетивы, в процессе стрельбы, кисть левой руки расслаблялась и лук, свободно проворачиваясь в руке, возвращался в исходное положение, что предотвращало возможность травмирования предплечья. Вращение лука при выстреле называлось «юкаэри». Этот способ стрельбы «югумаэ» был менее травмоопасным, что позволило отказаться от использования защитных щитков на левой руке. Вообще же, японские стрелки порой использовали специальный наруч «ю-готэ» - но, очевидно, лишь для того, чтобы не повредить одежду.

Ил. 9. Техника стрельбы из лука конного воина

Ил. 10. Для стрельбы из лука могло использоваться специальное кольцо

Такой способ стрельбы был удобен и надёжен, он позволял стрелкам добиваться прекрасных результатов. По воспоминаниям очевидцев, известный сёгун Ёритомо Минамото, «…Всегда стрелял без промаха и держал по три стрелы в воздухе…» (пока первая стрела подлетала к цели, он успевал выпустить ещё две).

Японские лучники отличались не только меткостью, но скорострельностью и выносливостью. История сохранила уникальные итоги состязательной стрельбы. В 1686 г. Вада Дайхати за 24 часа непрерывной стрельбы - «инагаси» (в переводе с японского - «непрерывно стрелять из лука») послал из одного конца известного тренировочного зала для стрельбы «яба» Сандзюсангэн-до («зал 33 столбов и арок») в другой 8 133 стрелы. Расстояние до мишени было около 117 метров, а скорострельность составила 5 стрел в минуту. Однако в 1852 г. в том же зале этот рекорд был побит Цурута Масатоки. За 20 часов непрерывной стрельбы он выпустил 10 050 стрел, из которых в центр мишени попало 5 383, при средней скорострельности 9 стрел в минуту.

Стрельба из лука в храме Сандзюсангэндо

С той поры в Японии произошли большие перемены. Япония стала передовой промышленной страной мира, но до сих пор у населения сохранилась традиционная почтительность к древнему луку.

При оформении материала были использованы фотографии предметов из частной коллекции.

弓 , «лук») представляет собой лук длиной более двух метров, но в отличие от других луков, рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один (низ) к двум (верх). В современной Японии используется во время занятий кюдо (яп. 弓道 кю:до: , «путь лука») . Традиционные луки изготавливаются из слоёного бамбука , дерева и кожи , используя технологии, не меняющиеся веками, хотя существуют более дешёвые аналоги изготовленные из стекло- и углеволокна .

Форма

Юми - асимметричный лук, с расположением рукоятки приблизительно в одной трети длины лука снизу. Существуют несколько гипотез возникновения такой формы. Основная гипотеза гласит, что такая форма необходима для стрельбы с лошади с возможностью свободного прицеливания в любую сторону. По другой гипотезе данная форма нужна для стрельбы из положения сидя. Также существует гипотеза, что такая форма возникла во времена до изобретения композитного лука для компенсации различий свойств древесины по удалению от корня. Без тетивы лук выгибается в противоположную сторону

Тетива

Цуру (яп. 弦 , «тетива ») для юми традиционно изготавливают из пеньки , но большинство современных лучников используют синтетическую тетиву из таких материалов, как кевлар из-за большей долговечности. Обычно тетиву не меняют до самого обрыва. Место контакта со стрелой усиливают дополнительной нитью с клеем, что позволяет защитить тетиву и более надёжно удерживать стрелу.

Отношение к луку

Серьёзно занимающиеся кюдо относятся к луку с уважением, как к предмету великой силы, говорят, что лук содержит часть души человека его изготовившего. Ученик никогда не должен переступать лук лежащий на земле, что рассматривается как неуважение. Обычно к луку относятся так, как хотели бы, чтобы относились к ним, например храня подальше от жары или холода, в сухом, но не слишком, месте. Также считается неуважительным трогать лук без разрешения его владельца.

Уход

Бамбуковый лук требует внимательного ухода . Без этого лук может потерять форму и стать бесполезным. Форма лука может измениться в худшую сторону, и для исправления может потребоваться приложение давления через специальные болванки, или оставление его с натянутой тетивой или, наоборот, без тетивы на некоторое время. Если лук принял примерно плоскую форму, то его оставляют без тетивы. При чрезмерном выгибании лук оставляют с тетивой. При хорошем уходе лук может прослужить многим поколениям, в противном случае его жизнь будет коротка.

Длина лука

Выбор лука зависит от роста владельца.

Рост Длина стрелы Рекомендуемый лук
< 150 см < 85 см Сансун-дзумэ (212 см)
150-165 см 85 - 90 см Намисун (221 см)
165-180 см 90 - 100 см Нисун-ноби (227 см)
180 - 195 см 100-105 см Ёнсун-ноби (233 см)
195-205 см 105-110 см Рокусун-ноби (239 см)
> 205 см > 110 см Хассун-ноби (245 см)

История

Напишите отзыв о статье "Японский длинный лук"

Отрывок, характеризующий Японский длинный лук

– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c"est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l"ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]
Князь Андрей ничего не понимал.
– Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе?
– Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал.
– И не видали, что везде укладываются?
– Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей.
– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.

Тяжелые юми обычно использовали в морских сражениях. Огромные стрелы поражали вражеские лодки. Этот лук имеет двухтысячелетнюю историю. В настоящее время он используется для занятий кюдо и различных обрядов.

Особенности юми

Традиционный японский лук изготавливают из дерева, бамбука и кожи. Современные аналоги создают из угле- и стекловолокна. Японский лук - оружие асимметричной формы. По одной из версий, такая форма более удобна для стрельбы с лошади. Также из юми можно стрелять с колена и стоя.

Техника стрельбы из лука

Особенность японского лука в том, что стрелок использует более длинные стрелы, натягивая тетиву за ухо. При этом стрела удерживается неподвижно одной рукой, а другая натягивает тетиву луком. Европейская техника предусматривает натягивание стрелы той рукой, в которой лучник держит стрелу. Всадник поднимал японский лук юми вверх и разворачивал его вертикально.

Пешие войны во время похода держали лук сбоку. При стрельбе юми также поднимали и разворачивали. Захват стрелы производился с помощью специального костяного кольца. Иногда вместо него использовали перчатки с кожными накладками. После выстрела лук свободно проворачивался в руке. Такая техника наименее травмоопасна, но требует долгих тренировок. Наконечники стрел полые. Поэтому при полете они издают характерный свист. Считается, что так стрелок отпугивает злых духов и устрашает своих врагов. Свист стрелы также был сигналом о начале боя.

Лучники и их оружие

Японские лучники отличались выносливостью и скорострельностью. Опытный мастер поражает мишень с расстояния Тетиву для юми делали из пеньки. Современные лучники предпочитают ей различные синтетические материалы. Тетиву не меняют до обрыва. Место, в котором стрела соприкасается с тетивой, усиливают нитью с клеем.

Отношение к юми

Люди, занимающиеся кюдо (японское искусство стрельбы из лука), верят, что юми содержит часть души изготовившего его мастера. Поэтому к нему относятся как к живому человеку, защищают от жары и холода. К луку нельзя прикасаться без разрешения его владельца. Также нельзя переступать через лежащий на земле лук. Юми нужно хранить в помещении с определенной влажностью воздуха, чтобы он не потерял свою форму. При этом можно корректировать форму лука, натягивая и ослабляя тетиву. Также для этого используют специальные приспособления. При должном уходе юми может прослужить своему хозяину несколько десятилетий.

Искусство стрельбы из лука

Кюдо относят к традиционным боевым искусствам. В середине ХХ века оно трансформировалось в вид спорта. Кюдо появилось во времена монгольского нашествия на Японию. Тогда начали создаваться первые школы по стрельбе. Большое внимание уделялось воспитанию духовной личности воина. Поэтому кюдо для японцев - это еще и образ жизни. На это искусство огромное влияние оказал дзен-буддизм.

Стрельба из японского лука стала особым ритуалом. Она значительно отличается от традиционной европейской техники. При стрельбе большая часть лука находиться под держащей его ладонью. Диаметр мишени - 36 см. Расстояние до нее - 28 м. Мастер должен соблюдать все формы и правила кюдо. Это гораздо важнее попадания стрелы в цель. В Японии этим боевым искусством занимается 500 тысяч человек. Это государство издревле называют Страной Длинных Луков.

Учить стрельбе начинали с детства. Будущий лучник удерживал в вытянутой руке тяжелый посох, постепенно увеличивая время. Юми изготавливали из дешевых природных материалов. Поэтому японский длинный лук был самым доступным оружием.

Использование в бою

Юми незаменим в любых природных условиях. Его использовали в морских боях, для обороны берегов, горных массивов, лесных засад. Опытный лучник на коне легко справлялся с группой пехотинцев. Удобна форма лука позволяла ему стрелять в любую сторону, резко поворачивая корпус. Такое занятие было обычным делом для благородных самураев. Для обезвреживания война с луком необходимо было убить его коня. Менее состоятельные японцы становились пешими лучниками. Их использовали для штурма замков и других укреплений. Войны выстраивались в несколько рядов. Каждая линия выпускала стрелы поочередно, пока другие лучники готовились. Это позволяло обрушить на противника непрерывный град из стрел. С изобретением мушкетов эффективность использования конных лучников стала минимальной. Но самураи не прекращали заниматься этим искусством. В их резиденциях создавались огромные стрельбища, на которых устраивались соревнования. Юми также применяли для охоты. Убийство конным лучником оленя было редким событием. В этом случае в семью самурая отправляли гонца с сообщением.

Турниры

Лучших лучников набирали для охраны сегунов и в дворцовую стражу императора. Среди них проводились турниры, на которых оценивалась не только точность стрелка, но и его скорость и выносливость. Лучник Вади Деихати в 1686 г. за сутки выпустил 8 тысяч стрел, каждая из которых поразила мишень. Лишь через 150 лет другой стрелок, Масатоки, повторил его достижение. Японские женщины пользовались небольшими луками - адзюса-юми.

Ханку, екю, еко-юми, дайкю - названия боевых типов луков. Таби-юми - складной лук. Ко-юми - лук ниндзя. Каждый род самураев пользовался стрелами с особой формой наконечников. По отделке колчанов можно было определить ранг война. Изначально кюдзюдзу считалось искусством стрельбы из лука. Его главной целью было повышение физической выносливости и психологической устойчивости война. Мастера кюдзюдзу защищали границы побережья от монгольского вторжения. Постепенно воинское искусство превратилось в систему для духовного совершенствования кюдо.

Материалы

Лук изготавливали из японского тиса и укрепляли пластинами бамбука. Все части лука смазывали рыбьим клеем и стягивали. Затем изделие обтягивали конопляными нитями и покрывали лаком. Луки генералов обматывали по всей длине. Тетива изготавливалась отдельно специальными мастерами. Ведь она считалось самой важной частью оружия. Для ее изготовления использовали сухожилия животных, кожу, шелк и другие материалы. Тетива также обматывалась нитью. Во время натягивания тетивы на лук мастер зажимал в зубах дополнительную петлю на ней. Лук хранили в специальном чехле из кожи или материи. К колчану война крепили деревянный футляр с запасной тетивой, намотанной на специальную катушку. Стрелы изготавливали из прочных и легких пород дерева. Некоторые стрелы склеивали из четырех фрагментов и обматывали пальмовым лыком. Затем стрелу сушили, проверяли и балансировали с помощью оперения. Чаще всего использовали перья филина и орла. На задней стороне стрелы делали выемку для тетивы.

Наконечники делали из камня, рогов животных. Затем их сменили на бронзовые и железные. Наконечники вбивали в стрелу и закрепляли обмоткой. Их форма зависела от назначения. Существовали "родовые" наконечники. На них изображался фамильный герб. Такие стрелы оставались в колчане и не использовались в бою. По ним опознавали самурая в случае гибели. Колчаны были двух типов - открытые и закрытые. В первых стрелы отделялись друг от друга перегородками. Так их оперение не повреждалось. Стрелу можно было легко извлечь из колчана. От выпадения их удерживали специальные шнуры. Закрытые колчаны надежно удерживали стрелы и защищали их от дождя. Они закреплялись на спине или поясе война двумя кожаными ремнями. Лук и колчан хранили в доме на специальных подставках. Обычно длина стрелы не превышала 1 м, средний диаметр - 14 мм, масса - 80 г.

Левая рука

Войны считали свою левую руку, в которой держали лук и меч, более нужной, чем правая. Самурай повредивший левую конечность считался бесполезным в бою. У японских якудза сохранился обычай отрезать себе палец на левой руке в знак признания своей вины. До сих пор жители Страны восходящего солнца с почтением относятся к лучникам и японскому луку. Фото со стрелками любят делать туристы, путешествующие по этой стране.

Некоторые термины

Иноуномо - упражнение, в котором конный лучник стрелял по собакам тупыми стрелами. При этом пространство ограничивалось веревками. Касагакэ - еще одно упражнение. Конные стрелки должны были преодолеть определенное расстояние и поразить мишень.

Ябусаме - специальная церемония, которая включает изгнание злых духов, гадание и стрельбу из лука. В ее начале один из стрелков выпускает стрелу в небо в знак вечного мира.

Старая проверенная практика наращивания мощи за счет увеличения размеров рано или поздно наталкивается на барьер невозможной эффективной эксплуатации огромного устройства. Так было и с простым луком. По свидетельствам историков, английские лучники,стреляющие из знаменитых больших луков «лонгбоу », имели большие проблемы с нарушением костей плечевого сустава. В таких ситуациях, когда развитие доходит до своей критической точки происходит либо отказ от применения приспособления, либо находится революционное решение, резко улучшающее характеристики старого устройства.

Очевидно, что в цивилизации Древнего Востока такой переломный момент для наступил значительно раньше, чем в Европе. Два революционных решения было применено в азиатском луке:

  • композитная структура – деревянная или бамбуковая основа, усиливалась со стороны «живота» роговыми пластинами, устойчивыми на сжатие, и оклеивалась эластичными и выдерживающими растяжение сухожилиями со стороны «спинки» лука. Все вместе оклеивалось и окручивалось сухожилиями и защищалось покрытием лака или другим материалом.
  • рекурсивная форма – изогнутый лук выпрямляется и сгибается в обратную сторону, что значительно увеличивает силу разгибания, и, как следствие, силу выстрела.

Улучшения обеспечили модернизированному луку увеличение его мощности в полтора раза. Необходимость в солидных размерах отпала, потому что один человек уже не смог бы справиться с натягиванием тетивы большого лука.

Но что же случилось с луком страны Восходящего Солнца дайкю (яп. 大弓, «большой лук»), который обычно просто называют общим словом «юми » (яп. 弓, «лук»)? И почему он так не похож на другие традиционные восточные композитные луки, к благородному семейству которых он и принадлежит?

Нестандартная структура

В самый ранний период японский имел простое строение из цельного куска древесины. Где-то в III веке н. э. он обрел длинную плоскую форму Маруки . С IX-X столетия лук юми начал укрепляться впереди бамбуковыми пластинами (Фусэтакэ ). В это время в Японию пришел и к XII веку окончательно закрепился дзен-буддизм с его негативным отношением к убийству животных. Когда в том же XII веке японский лук приобретает характерные для восточного типа 3 слоя, передний роговой слой, животного происхождения, не приживается. Вместо этого устанавливается своя структура Санмаэути – деревянная сердцевина с бамбуковыми частями на «животе» и «спинке». Дальнейшее развитие юми уже продолжалось в направлении все тех же комбинаций дерева и бамбука. В Сиходакэ был деревянный сердечник и бамбук со всех сторон. Начиная с 1550 г. в юми делают с передней и задней бамбуковой пластиной, твердой древесиной по бокам и пластинами бамбука внутри – вначале 3 у Санбонхиго , потом 4 у Ёхонхиго , и от 5 до 7 у Гохонхиго . Последняя форма считалась совершенной и с 1650 г. структура традиционного японского лука юми закрепилась. Тем не менее, дыхание нового времени коснулось и юми. С 1971 г. наряду с традиционной формой производятся стекловолоконные дайкю с деревянным сердечником и с передней и задней пластинами из армированного фиберпластика.

Самый большой в мире

Известный английский лонгбоу (длинный или большой лук) обладал размерами от 1,7 м до 2,1 м. Японский юми, который подбирается по длине руки, что, в общем-то, соответствует росту человека, для среднего европейца (165-180 см) имеет длину 2,27 м (тип «нисун-ноби »). Для более низких японцев (150-165 см) стандартным является «намисун » в 2,21 м, что больше самого длинного лонгбоу. А самый большой юми, хассун-ноби , имеет размер в 2,45 м. Такие внушительные размеры имеют простое логическое объяснение – мощность. Отсутствие у юми характерных для восточных луков роговых пластин и сухожилий негативно сказывается на технических характеристиках лука. Даже будучи Голиафом в мире луков, дальнобойность его – 100 м или немного больше, в то же время английский лонгбоу, который и сам значительно уступает турецкому луку, незащищенного противника поражает на расстоянии до 300 м.

Асимметричная форма

Пожалуй, самое необычное у юми это его форма. Обычно все луки являются симметричными. Хотя стрелки-мастера и различают у своих луков верхнее и нижнее плечо, но, все же, традиционно размеры обоих плеч одинаковы – они симметричны. Японский дайкю стоит особняком в этом отношении. Захват юми (размещение рукояти юдзука ) производится на одной трети длины лука. Таким образом, нижнее плечо в два раза короче верхнего плеча, т. е. лук несимметричный. Существует несколько версий-объяснений этому.

Лошадиная версия

Считается, что одно из плеч (ката ) было укорочено из соображений удобства для всадника владением луком. Лук очень труден в обучении. Для совершенного владения им требуются годы тренировок, поэтому лук не является оружием плохо обученных мобилизованных воинов. Мастерами владения луком были профессиональные воины-самураи, который обучались своему ремеслу, в т. ч. и владению луком, с самого детства. Обычно, они были богаты и имели во владении лошадь, тем более, что это значительно повышало боеспособность воина (пеший противник явно уступает верховому). Такая версия имеет право на существование, тем более, что в других странах всадники действительно пользовались короткими версиями луков. В Японии укорочено было только одно плечо лука, чтобы сохранить достаточную мощность, и того не слишком выдающихся характеристик, оружия.

Охотничья версия

Здесь все просто. Подстерегая добычу, охотник сидел или лежал в засаде. Длинный лук был бы неудобен в эксплуатации.

Растительная версия

Интересную трактовку озвучивают сторонники этой версии. Они утверждают, что поскольку растение, дерево или бамбук, имеют неоднородную, более плотную структуру ближе к основанию (корню), то изготовителям луков приходилось компенсировать слабость верхней части и силу нижней, перенося центр лука на нижнюю треть. Собственно, такая трактовка проявляет неуважение к своим мастерам-изготовителям луков. Даже если допустить, что они не знали, как подбирается материал по плотности и упругости, то перенять опыт других народов они могли бы.

Эргономическая версия

Существует еще одна версия, связанная с характерным для дзен стремлением к совершенству. Симметричный лук удерживается вытянутой рукой с небольшим наклоном кисти. Давящая сила приходится не строго перпендикулярно, а под углом, что снижает надежность удержание лука в вытянутой руке.

В искусстве владения луком кюдо захват рукояти тенучи происходит по прямой оси рука-кисть, которая образует с линией лука угол около 65°. Такой совершенный захват возможен только при асимметричной форме лука.

Правда, трудно сказать, что здесь было первым – яйцо или курица.

Какая из версий верна, думаю, значения не имеет. Обычно, народные традиции несут в своей основе важную и проверенную многовековым опытом основу. Даже если новейшая наука, порой, оспаривает рациональность каких-то обычаев, то со временем она всё равно приходит к тем же выводам, которые наши предки получили путем длительного пути проб и ошибок.

Подтверждением определенной рациональности асимметричной формы лука может служить существование подобной асимметрии в формах примитивных луков тихоокеанских аборигенов на островах Новые Гебриды или американских индейцев хида́тса в Северной Дакоте.

Немного о духе и технике кюдо

В основе кюдо (яп. 弓道, «путь лука»), искусстве владения луком, лежит японское традиционное военное мастерство к юдзюцу (яп. 弓術, «искусство лука»), которое дополнено дзен-буддистской философией о стремлении к совершенству на пути к просветлению. Поэтому здесь присутствует и священное отношение к оружию, и облаченная в церемонию техника стрельбы, и философское наполнение каждого элемента кюдо. Поскольку в дзен отрицаются письменные источники, то истинная передача опыта происходит исключительно в общении ученика с учителем, и через трансформацию и осмысление приобретенных знаний уже самим учеником. Зрелище состязаний по кюдо поистине завораживающе.

Используемые в кюдо и экипировка имеют жесткую регламентацию, отклонение от которой не допускаются, собственно, как и в других традиционных искусствах. Самым главным элементом здесь, конечно, есть лук юми – священный предмет, и отношение к нему соответственное. Не менее уважительное отношение и к стрелам я, и к тетиве цуру . Никак не обойтись в кюдо без специальной перчатки для стрельбы югаке , колчана для стрел ядзуцу и защитного чехла для лука юмибукуро . – традиционная для японских будо : черные хакама (широкие брюки-юбка), белые таби (японские носки-варежки), пояс оби , белая куртка-уваги . Для женщин нужен еще специальный защитный нагрудник мунеате .

Техника выстрела из лука – как танец из 8 неразрывных элементов:

  1. кюдока встает на позицию для стрельбы, правильно расставив ноги (асибуми),
  2. тело занимает определенное положение (додзукури),
  3. лук берется как для стрельбы и устанавливается стрела (югамаэ),
  4. юми со стрелой поднимается над головой в плоскость выстрела (утиокоси),
  5. руки разводятся в разные стороны, одновременно оттягивая и лук, и тетиву (хикивакэ),
  6. руки опускаются на горизонталь выстрела, и одновременно юми полностью натягивается (каи),
  7. выстрел (ханарэ),
  8. завершающая стадия дзансин – возвращение в исходное состояние.

Все это происходит, плавно перетекая из одного в другое, в определенном ритме дыхания. И кюдока полностью погружен в процесс, но не сконцентрирован на его выполнении, а, наоборот, пребывает в состоянии отрешенности, медитации.

Верховая стрельба из лука

Рассматривая японское искусство владения луком, нельзя обойти вниманием его верховую разновидность. Сейчас этот вид не так популярен, поскольку требует больших пространств для тренировок, умение скакать на лошади и очень сильные навыки в меткости стрельбы. До сих пор сохранилась только обрядовая конная стрельба из лука ябусамэ , которую проводят на религиозных праздниках и на особых официальных мероприятиях. Военная суть своеобразного 4-этапного ритуала простая, хотя и не легкая – необходимо на полном скаку поразить сразу три цели в виде самураев в полном боевом облачении.

А ранее лучники-всадники тренировались и в иных состязаниях. Инуоумоно было довольно жестоко, хотя с воинской точки зрения эффективно. Тренировка меткости стрельбы практиковалась на живых собаках. Хотя их и не убивали, но стрелы сильно травмировали несчастных животных. Хорошо, что эта практика в прошлом. А в касагакэ воин должен был на полном скаку максимальное количество раз поразить стоящую в стороне цель.

Популярность верхового вида стрельбы в свое время была настолько велика, что среди самураев проводились даже конные дуэли – мчащиеся навстречу друг другу всадники стреляли с лука (кто, сколько успеет) друг в друга.

Другие виды японских луков

Хотя весь мир наслышан о дайкю, и называет его просто юми (общее название для японских луков), все же в истории Японии существовали и другие виды луков: