Как управлять скоростным велосипедом. Правила переключения скоростей на велосипеде. Лучший способ переключения передач на велосипеде

В нашем детстве все было просто – ни о каких передачах мы не слышали, ездили на одной скорости. Со временем все усложняется, и сейчас нам доступны модели велосипедов, на которых количество передач может доходить до тридцати! Как же справиться с управлением всей этой сложной системой?

Правильное переключение передач на велосипеде

Давайте разберемся, что представляют собой эти передачи вообще. Мы имеем две группы звезд – задние (так называемые ведомые, от 6-10 штук, в нашем случае их 7) и передние (они же ведущие, в нашем случае их три, хотя бывает и меньше).

Эти звезды различны по размеру, от маленьких до больших, за счет чего можем управлять скоростью движения и маневренностью нашего транспорта, примерно, как с помощью коробки передач на автомобиле.

В итоге диапазон скоростей современных велосипедов будет колебаться от 18 до 30, самый распространенный из них – 21-скоростной, он же горный, велосипед.

Правильное переключение передач способствует комфорту езды, велосипедист меньше устает сам и не подвергает свое средство передвижения преждевременному износу.

Попробуем сформулировать основные принципы переключения скоростей, которые применимы как к 21-скоростному велосипеду, так и для всех остальных, имеющих больше одной скорости.

Как переключать передачи - правила

  1. Чем выше подъем, тем больше передача, то же самое – для спуска. При этом следует ориентироваться на усилие, которое вы ощущаете в педалях. Как только почувствуете тяжесть, сбрасывайте передачу, если же крутить стало слишком легко - можно повысить.
  2. Переключать передачи следует перед подъемом или спуском, а не во время них.
  3. Необходимо правильно выбрать удобную частоту вращения, чтобы не тратить силы даром и обезопасить себя от риска получения травмы.
  4. Если вы собираетесь переключать скорость, ни в коем случае нельзя крутить педали назад. Перепад мощности негативно скажется на техническом состоянии велосипеда.
  5. В тот момент, когда вы меняете скорость, нужно уменьшить усилие на педали. Этим вы обеспечите мягкий переход на другую скорость, что благоприятно для трансмиссии.
  6. Реально применять не более двух третей из всех возможных передач, так как частое использование очень низких или высоких скоростей вызовет преждевременный износ цепи и звезд.
  7. Самое важное правило - нельзя допускать перекоса цепи, а это может произойти, когда передняя и задняя звезды стоят на крайних позициях.

Приобретая опыт, вы интуитивно почувствуете, в какой момент нужно переключить скорость и какую передачу выбрать. Езда на велосипеде требует внимательного и вдумчивого отношения, а остальное достигается практикой. Желаем вам удачи на дорогах!

На самом деле, переключение скоростей на велосипеде – это тренируемое искусство, которое зависит и от физического состояния райдера, и от долговременной подготовки, и от устройства конкретного велосипеда. Рассмотрим в этой статье различные факторы.

Механика

В первую очередь, правильное переключение зависит от устройства велосипеда. Ранее проблем с переключением не было, так как и скоростей на большинстве велосипедов не было. Все препятствия преодолевались с помощью силы райдера или пешком. Чтобы понять, как переключать скорости, следует изучить саму конструкцию системы переключения.

Скорости и звёзды

Первыми велосипедами с переключением были такие модели как «Турист», массовые наследники спортивных байков из 70-х. У них не было переднего переключателя, зато кассета позволяла выбирать одну из четырёх скоростей.

Со временем количество доступных скоростей росло, и сейчас уже стандартом де-факто становятся велосипеды с 18, 21, 24 и 27 значениями. Обычно это комбинация 3-х звёзд на переднем переключателе и 6-9 на заднем, в комбинации 3 и 7 звёзд получается 21 скорость. Некоторые скоростные модели обзавелись уже 10-ью звёздами на заднем переключателе , но пока это редкость.

Собственно, «скорость» – это и есть звезда, а суммарное передаточное число получается из комбинации текущих звёзд, выбранных передним и задним переключателями.

Механика переключения

Правильное переключение не требует больших знаний. Практически все модели велосипедов оснащены тросиком, который приводит усилие с манетки – элемента управления переключателем – на сам переключатель.

При натяжении тросика рамка переключателя передвигается и переносит цепь на звезду большего диаметра, при освобождении – спадает или передвигается к меньшим звёздам. Данные действия производятся без вспомогательных механизмов, с использованием гибкости цепи и трения с рамкой переключателя, т.е. цепь и все элементы испытывают нагрузки, в нормальной работе трансмиссии не предусмотрены. Из-за этого и появляется рекомендация не переключать скорости под нагрузкой или без движения.

Корректные комбинации

Несмотря на то, что номинально в трансмиссии может быть 27-30 скоростей, т.е. комбинаций звёздочек, не все из них рекомендуется использовать, так как они опасны для механизмов велосипеда. Почему так происходит? Не все звёзды находятся в одной плоскости, а это значит, что при их комбинации цепь испытывает нагрузку под небольшим углом, что вызывает дополнительное трение и, в итоге, искривление звеньев, затем – растяжение цепи и последующее повреждение как цепи, так и звёзд.

Базовое правило – это примерная параллельность цепи плоскости звёздочек, без перекосов. В цифрах, для классического на данный момент 24-скоростного горного велосипеда , значение на заднем переключателе должно быть между удвоенным и утроенным значением на переднем, за некоторыми исключениями – на краях, например, комбинаций 1-1. Т.е. из 24 вариантов рекомендуется использовать следующую схему переключения скоростей:

  • На 3 – самой большой передней звезде – задние скорости 6, 7, 8.
  • На 2 звезде – задние 6,5,4.
  • На 1 звезде – задние 1,2,3.

Конечно, эти правила могут нарушаться в зависимости от условий, но общепринятым стандартом они уже стали.

Каденс

Рассмотрим физическую подготовку велосипедиста.

Каденс – это частота педалирования, с которой едет велосипедист. Идеальным для длительного передвижения является стабильный каденс, т.е., если на всём протяжении пути педали крутятся равномерно, а неровности ландшафта, встречный ветер компенсируются с помощью комбинаций скоростей.

Но если выносливость важна только на длительных дистанциях, то в любой момент следует иметь в виду здоровье суставов и мышц. Многие начинающие райдеры перегружают колени, выдавая на каждом обороте шатунов максимальное усилие. Это не только утомляет и повреждает мышцы, но и при долгом повторении скажется на здоровье коленного сустава. Профессионалы используют стабильные и частые движения без серьёзной нагрузки на ноги. Этот режим наиболее безопасен и для велосипедиста, и для велосипеда.


Тренировка и подготовка

Для подготовки к езде в начале дня или сезона рекомендуют использовать пониженные передачи. Первые 10-20 минут длительной поездки ногам необходим «разогрев», для которого идеальна частота педалирования в 60 rpm (движений в минуту) и минимальная нагрузка – т.е. скорости с 1 и 2 передними звёздами.

Аналогичная рекомендация и в более глобальном плане – первую сотню километров в сезоне, особенно на горном велосипеде, следует преодолевать на пониженных передачах, чтобы ноги «вспомнили» навыки и не были повреждены слишком серьёзными изменениями дневной нагрузки.

Иные принципы

Когда речь идёт о переключении скоростей, почти всегда это стандартные переключатели, но есть и иные модели, например, планетарная втулка и «привет» из автомобильного мира – трансмиссии-автоматы.

В городских байках и дизайнерских чопперах обычно нет переднего переключателя, но зато есть редкая для велосипедного мира вещь – планетарная втулка, когда система передач и переключения упаковывается в единый закрытый механизм, устанавливаемый внутрь колеса. Такой принцип применяется на автомобилях, а у велосипедистов особого признания не находит, поглощает слишком много энергии (до 10%).

С другой стороны, у планетарной втулки нет никаких ограничивающих переключение механических факторов – можно переключать передачу и под нагрузкой, и в «неподходящий» момент. Механизм отработает исправно.



Планетарная втулка и дисковый тормоз

Автоматическое переключение

Конечно, производителям не живётся спокойно на стабильном рынке, и они ищут новые сферы применения талантов своих инженеров. Так, уже долгое время топовые фирмы Shimano и SRAM выпускают небольшими партиями коробки-автоматы, где с помощью электронных датчиков (Shimano Nexis, Auto и др.) переключают скорости в планетарной втулке.

Существуют и редкие модели с автоматическим переключением скоростей на механической основе – по центробежной силе груза определяется частота вращения, отчего механизм и изменяет передаточное число.

Заключение

В заключение можно составить небольшой список тезисов, в соответствии с которыми, ещё до набора должного опыта, можно вполне аккуратно и правильно переключать, используя следующие правила переключения скоростей:

  • переключаться только во время движения и без серьёзной нагрузки;
  • управлять велосипедом с помощью трансмиссии, а не мышечным усилием;
  • переключаться заранее, а не в последний момент, или когда «стало слишком тяжело»;
  • переключать передачи по одной и по очереди спереди и сзади;
  • не отклоняться от нормальных комбинаций звёздочек;
  • содержать велосипед в чистоте и не допускать сильного износа деталей.

Велосипед – достаточно сложная, и в то же время уникальная конструкция. Как правильно переключать скорости на велосипеде? Искусство велопрогулок требует внимания и терпения, ведь недостаточно просто приобрести велосипед, и научиться хорошо балансировать.

Немаловажной особенностью является управление скоростным режимом. На первый взгляд, этот алгоритм не представляет затруднений, но на деле имеет некоторые нюансы.

Устройство состоит из стальных шестеренок – «звезд», различающихся по диаметру. Эти детали укомплектованы в блоки, которые лежат вблизи переднего колеса. Такое сочетание называется «система». Блок, расположенный возле заднего колеса, носит название «кассета». Также имеется цепь, которая натянута на «звёзды».

Сбоку от руля располагается конструкция для переключения скоростей, или «манетки». При её повороте цепь движется к нужной звезде. Задний блок и «кассета» при этом отвечают за нижний уровень цепи. Именно этой частью управляет правая манетка. Передний блок и «система» необходимы для верхнего уровня цепи. Ей управляет левая манетка.

Выбор передачи


Для определения частоты движения педалей применимо понятие «каденс». Расчет происходит исходя из числа оборотов за минуту. Среднестатистический каденс составляет 85-100 вращений. Данные показатели характеризуются физиологическими особенностями коленного сустава велосипедиста.

Основной механизм: медленная скорость движения жидкости в суставе, приводит к трудностям вращения педалей, и наоборот. Следует учитывать, что избыточная нагрузка, негативно сказывается на опорно-двигательном аппарате.

Исходя из данных характеристик установлено:

  • при выборе передачи необходимо поддерживать каденс на среднем уровне;
  • не следует перенапрягать суставы, прилагаемые усилия не должны изменяться.

Например, при подъеме в гору, напряжение на ноги будет больше, чем при спуске. Если поверхность ровная, предпочтителен выбор передачи вне напряжения.

Наиболее высокие режимы скорости неблагоприятны для старта. Начинать движение следует на меньшей скорости, чтобы разогреть мышечный корсет и установить нормальный каденс.

Правила переключения скоростей


Существует ряд определённых правил по переключению скоростей. Их соблюдение – обязательно!

Только в движении

Переключать скорости необходимо при движении велосипеда, то есть во время оборотов педалей. Все вращательные движения должны быть мягкими, тогда цепь перейдет на соседнюю звезду с незначительным усилием. Задние звезды кассеты имеют небольшой перепад, переход цепи более спокойный.

Следить за перекосом цепи

Во время переключения передач, необходимо следить, чтобы не было значительного перекоса цепи. Если в велосипеде расположены три передние звезды и 7-8 задних, не рекомендуется использовать переключение типа 1-8, 3-1, 3-4. Это приведет к выводу механизма из строя и возникнет клин.

Не давить на педали

Это правило особенно важно по отношению к передним звездам. Эта группа отвечает за верхнюю часть цепи, которая максимально натягивается при движении. Если не снизить давление на педали и менять положение скоростей, цепь может порваться.

Подъем

Если предстоит путь в гору, следует переключить скорость перед подъемом. Для этого, нужно перекинуть цепь на переднюю большую звезду. Этот принцип осуществим на низких передачах. Если включена передняя средняя звезда, то осуществляется переход на малую.

Переход на новую передачу должен быть бесшумным. Если слышен неприятный металлический звук, значит, выбрано неверное соотношение звезд. Как следствие, цепь будет перекошена. Если необходимо переключение на несколько передач одновременно, то делается это в очередной последовательности.

Часто встречающиеся ошибки и проблемы


К часто встречающимся ошибкам и проблемам при переключении скоростей на велосипеде относятся:

  1. Тяжелая передача. Такая проблема распространена у новичков. Многие утверждают, что им не хватает количества передних звезд. Это не так. Если все время раскручивать тяжелую передачу, можно повредить суставной аппарат. Нужно постоянно следить за каденсом, пока это не станет систематизировано. Достаточное количество оборотов – 100. Ели установлена передача 44-11, этого хватит для развития скорости в 60 км/час.
  2. Искривленная передача. Иногда встречаются случаи, когда включается режим по типу 3-1. При этом, состояние цепи не проверяется. Происходит цепной изгиб, повышается вероятность износа. При таких обстоятельствах она может слететь. Наиболее правильно – положение с переходом от передней звезды к задней, при этом соблюдая минимальный перекос.
  3. Переход с нагрузкой. Во время переключения, нужно максимально снижать действие на педали. Для этого, можно просто легко их крутить, пока цепь не дойдет нужной звезды. Всегда важно правильно оценить ситуацию и возможные преграды, заранее переключая передачу.
  4. Затягивание цепи. Такая проблема заключается в затяжке цепной конструкции передними звездами, что приводит к дефекту кареточной структуры. Зацепки образуются при неправильной настройке и сборке. Данная ситуация является еще одной причиной обратить внимание на скоростной режим.
  5. Проскакивание цепи. При постановке новой цепи на уже походившую кассету и сильной нагрузке на педали цепь может проваливаться. Учитывая эту вероятность, нужно соблюдать адекватный режим езды, пока все детали не притрутся. Следует отметить, что даже для очень мощной кассеты срок притирания составляет 150 км.

Если велосипедные прогулки начались недавно, нужно уделять больше внимания системе педалей, переключению скоростей, а также задействовать все виды переключателей. Лучше выбирать режим, исходя из желаемых действий при езде.

Вы стали владельцем новенького велосипеда. Вам посоветовали купить велосипед, оснащенный устройством для переключения скоростей. Но как использовать его, вы, начинающий велосипедист, не знаете. Неправильная эксплуатация двухколесного транспорта может привести к поломке устройства, преждевременному износу цепи. Минимум теории и простые советы написаны для вас.

Для чего нужно переключение скоростей?

Что тяжелее - поднять два десятилитровых ведра с водой или те же ведра, но без воды? Ответ очевиден.

Поднимаясь в горку на простом велосипеде , без переключателя скоростей, вам придется потратить гораздо больше физических усилий, нежели проделать тот же путь на велосипеде с правильно подобранной передачей.

Каждый велосипедист крутит педали со своей, только одному ему удобной частотой вращения. Эта частота называется каденс.

Как устроен переключатель скоростей

Чтобы научиться переключать скорости, надо немного разобраться в устройстве переключателя скоростей. Он состоит из стальных шестерней разного диаметра. Они называются звезды. Звезды собраны в блоки. Блок, расположенный ближе к переднему колесу называется «система», блок, расположенный ближе к заднему колесу называется «кассета». Цепь натянута на звезды.

На руле (слева и справа) находится устройство, для переключения скоростей. Оно называется «манетки». Вы переключаете скорость, т. е. поворачиваете манетку, - цепь смещается на нужную вам звезду.

«Кассета» или задний блок отвечает за часть цепи, расположенной снизу. Ею управляет правая манетка. «Система» или передний блок отвечает за верхнюю часть цепи. Ею управляет левая манетка.

С чего начать?

Перекос цепи (слева) и правильное расположение цепи (справа)

Сядьте на велосипед и взгляните на цепь сверху. Верхняя и нижняя ее часть должны лежать параллельно друг другу или под небольшим уклоном относительно друг друга, но они не должны перекрещиваться! Такое положение цепи называется перекос. Если левая манетка стоит в позиции 1, а правая в позиции 7, перекос непременно произойдет.

Не допускайте перекоса цепи, он приведет к преждевременному износу деталей велосипеда.

Звезды, расположенные ближе к велосипедной раме , отвечают за понижение передачи. Внешние звезды – за повышение передачи.

Выбор передачи

Нет однозначного ответа на вопрос: «Какую передачу выбрать?». Он зависит от многих факторов: рельефа местности, вашего личного удобства, особенностей велосипеда. Но для начала можно воспользоваться таблицей, которая составлена для велосипеда с 24 скоростями (у него на левой манетке три позиции, а на правой – восемь). Для велосипеда с 18 скоростями (на левой манетке три позиции, а на правой – шесть) таблица будет выглядеть по-другому.

Эти таблицы дают приблизительное представление о том, какие передачи можно выбирать.(В скобках указан диапазон передач для 18 скоростного велосипеда) Точную таблицу, идеально подходящую вам, предстоит нарисовать самому.

«Повышенные» и «пониженные» передачи

Чем выше передача, тем сильнее сопротивление педалей, тем медленнее приходиться их крутить. Чем ниже передача, тем слабее сопротивление педалей, тем быстрее их нужно вращать. Ездить на сильно завышенной для вас передаче, то есть прилагать усилия больше, чем необходимо, опасно для здоровья (вопреки мнению неопытных велосипедистов). Резкие нагрузки вредны для работы сердца. Кроме того, можно перегрузить мышцы ног и спины.

  • Не пугайтесь, если у вас не вышло освоить переключатель скоростей с первого раза. К велосипеду, как и к машине, надо привыкнуть, «почувствовать» его. Для этого, чаще садитесь на велосипед
  • Переключайте скорости, только крутя педалями
  • Перед подъемом в гору необходимо немного увеличить скорость (разогнаться) и переключить скорость, перед спуском, наоборот, притормозить и переключиться заранее
  • Не допускайте перекоса цепи
  • «Слушайте» свой велосипед. Скрипа, скрежета быть не должно
  • Берегите здоровье. Ездить на завышенных передачах вредно (нагрузка на колени)

В искусстве переключения скоростей нет ничего сверхсложного. Вам потребуется лишь капелька терпения, чтобы путешествие на велосипеде принесло море положительных эмоций.

Привет друзья.

Вы уже заметили, что весна в разгаре 🙂

Еще не настолько жарко, чтобы прятаться в тени потягивая мохито, и уже не настолько холодно, чтобы кутаться в плед, согреваясь более горячими напитками (я о чае, а вы о чем подумали?)

Наконец пришло время, когда можно выкатить своего двухколесного друга и вволю погонять кровь по организму.

Если позволяет дорожное покрытие и участок, плавно переключаем звезды до максимальной, соответствующей средней передней звезде (в нашем примере до 7й) и только после этого переключаемся на большую переднюю звезду (3).


В случае если качество дороги снижается (кочки, ухабы, песок), плавно переключаем звезды до минимальной соответствующей звезды (в нашем примере до 3й) и только после этого переключаемся на малую переднюю звезду (1).

Как только дорожная обстановка начинает возвращаться к исходной (ровный участок), также плавно возвращаемся обратно к средней передней звезде и далее к большой.

Рабочая передняя звезда – это средняя! С нее начинаем, ей и заканчиваем.

Как переключать передачи

Наконец мы добрались до последнего, но не менее важного вопроса – как переключать передачи.

Как не в смысле куда нажимать и что крутить, а в смысле как правильно переключать, чтобы не наломать дров.

Как мы уже говорили выше, все переключения должны быть плавными, без рывков и попыток перепрыгнуть через звезду (а то и две).

Дождитесь момента включения выбранной передачи, и лишь потом переключайтесь на следующую.

Все переключения нужно осуществлять только в движении: стоя на месте это все равно не получится.


Никаких излишних нагрузок на педали во время переключения быть не должно: порвете цепь. Достигли необходимой скорости – на время сняли усилие с педалей (достаточно простого их сопровождения) – переключили передачу – продолжили педалирование.

Зная и выполняя эти несложные правила, мы намного повысим качество управления велосипедом, сбережем собственное здоровье и продлим жизнь двухколесному другу.

Говоря о продлении жизни велосипеду, стоит вспомнить о своевременном техническом обслуживании , но это мы оставим для отдельной статьи. Для того чтобы не пропустить ее рекомендую подписаться на обновления блога.

И напоследок 9 полезных советов:

  1. о том какую передачу выбрать стоит подумать заблаговременно, не дожидаясь момента, когда это уже будет поздно;
  2. не забываем о переднем переключателе скоростей: сначала переключаем передние, потом задние звезды;
  3. стараемся поддерживать равномерный каденс (частоту вращения педалей);
  4. перед подъемом, заранее переключаемся на малую переднюю звезду, потом это может не получиться;
  5. если на подъеме скорость выбрана неправильно – дождитесь более-менее ровного участка для переключения, не рвите цепь;
  6. все переключения проводим без лишней нагрузки на педали;
  7. при езде по вязкому грунту переключаемся на более высокую передачу – меньше вероятность завязнуть;
  8. торопиться с переключением значит подвергать опасности систему переключения передач. Плавность – залог успеха.
  9. перед спуском, заранее выбираем необходимую передачу, потом на это может не быть времени ведь придется следить за дорогой и тормозами.

На сегодня у меня все.

Удачных покатушек.

С уважением, Сергей Дроздов

P . S . Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.

P . P . S . С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на.

Казалось бы, что сложного может быть в деле управления двухколесным транспортным средством? Знай себе крути педали, регулируя скорость движения по своему усмотрению. Но, как показывает практика, не все так просто обстоит с вопросом переключения скоростей. Новичку, который только обзавелся велосипедом, порой бывает весьма затруднительно самостоятельно разобраться с вопросами регулировки скоростей. Между тем, освоить эту науку можно достаточно быстро.

Переключение скоростей на велосипеде – типичные ошибки

Наиболее частой ошибкой, которую допускают новички, является выполнение переключения передачи под нагрузкой. Такая манипуляция неизменно приводит к сокращению рабочего ресурса звезд системы и велосипедной цепи. В некоторых случаях неправильное переключение скоростей может стать причиной выхода из строя переключателя передач.

Во избежание быстрого износа ходовых частей двухколесного транспортного средства бывалые велосипедисты рекомендуют немного замедлить вращение педалей непосредственно перед переключением скорости. После переключения передачи, можно вновь крутить педали в полную силу.

Как переключать скорости на велосипеде – руководство для новичков

Подавляющее большинство моделей современных велосипедов производители оснащают цепной трансмиссией. Принцип ее работы прост, как и все гениальное: сила ног велосипедиста через педали передается на ведущие звезды и шатуны системы, приводя в движение цепь, которая располагается на ведомых звездах кассеты колеса. В данном случае переключение скорости велосипеда осуществляется в результате того, что цепь попросту перескакивает со звезды одного размера на звезду другого размера.

рис.1. переключатель передач скоростей на велосипеде

Правила переключения скоростей:

  • Переключение скоростей необходимо выполнять только во время движения велосипеда.
  • В момент переключения передачи необходимо снизить давление ног на педали транспортного средства.
  • Выезжая на гору, нужно заранее позаботиться о переключения передачи.
  • Нельзя одновременно переключать несколько передач. На нужную скорость необходимо переходить постепенно, непосредственно после того, как цепь перешла полностью на предыдущую (промежуточную) передачу.

Невыполнение этих элементарных правил неизменно может привести к перекосу цепи велосипеда.

Минимизировать риск деформации цепи велосипеда можно одним способом – необходимо правильно переключать передачи, выбирая оптимальную скорость передвижения в зависимости от характеристик местности. Перекос цепи возникает только в том случае, если, к примеру, одна из звезд стоит на позиции №1, а вторая звезда на позиции №7. В этом случае, элементы цепи во время движения на своем пути задевают абсолютно все, что можно задеть. Результат таких манипуляций плачевен – неравномерная нагрузка на элементы цепи приводит к ее быстрому износу и выходу из строя переключателя передач.

Предлагаем вам ознакомиться со схемой, на которой наглядно показано какие именно скорости могут сочетаться друг с другом.

рис.2 схема сочетания скоростей

У вас все еще остались вопросы относительно правил переключения скоростей на велосипеде? Рекомендуем просмотреть данный видео-ролик:

Распространенное, но все уменьшающееся заблуждение о том, что чем больше скоростей тем лучше.

Нужно задаться вопросом чем лучше? Или кому лучше?

Сегодня можно встретить решения от 1 до 33 скоростей. В самых различных сочетаниях: 1x7, 1x11, 2x9, 3x10 (первая цифра - количество звезд спереди, вторая цифра количество звезд сзади на кассете). Перемножая эти цифры вы получаете то, максимальное количество скоростей, которое можете "включить" во время катания.

Что значит «переключить передачу»?

Переключение передач - это переброс цепи с одних звезд на другие. Таким образом изменяется передаточное соотношение и усилие "на педалях".

Зачем велосипеду скорости?

В первую очередь для комфорта. Передачи дают возможность экономить силы и выбирать удобный режим педалирования исходя из:

  • Рельефа дороги (плоскость, подъем или спуск, разгон или плавное торможение);
  • Качества дорожного покрытия (шоссе, проселок, горы);
  • Требуемой скорости;
  • Погоды (попутный или встречный ветер);
  • Физического состояния райдера.

При правильно подобранных передачах:

  • Быстрее и экономичнее (с точки зрения физических сил) передвигаться;
  • Получить дольший срок службы работы компонентов велосипеда;
  • Снизить нагрузку на коленные суставы.

А также быстрее ехать с горки, взбираться в подъемы затратив меньше усилий или ехать с удобной постоянной скоростью.

Сколько скоростные трансмиссии бывают?

Сзади на кассете, если велосипед многоскоростной обычно от 5-11 звездочек. Так и трансмиссии бывают 7/8/9/10/11 скоростные.

Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше - стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10-11 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.

Спереди обычно бывает от 1 до 3 звезд.

Почему раньше все хотели сделать скоростей побольше?

Считалось, небезосновательно, что чем большее передаточное соотношение будет на конкретном велосипеде, тем более точную передачу можно подобрать под конкретный рельеф. Это действительно так.

Однако сегодня все таки пришли к тому, что можно обходиться и меньшим количество звездочек на велосипеде. Тем самым сильно экономя вес, так как убираются лишние звезды спереди и передний переключатель.

Почему цепь не спадает с одной звезды спереди?

Разработка последних лет - специальная звезды Narrow Wide с переменным и более высоким сечением зубов, а также особенный задний переключатель, который гасит все неровности. Все это вкупе позволяет обойтись без необходимости успокоителя цепи на передней звезде.

Сколько все это стоит?

Тенденция такая, что чем выше классом трансмиссия - от 7 до 11 скоростной, тем она дороже.

  • 7-9 скоростные ставят на самые доступные велосипеды;
  • 10 скоростные можно встретить на велосипедах среднего класса;
  • 11 и даже 12 скоростные версии встречаются на профессиональных моделях.

Чем больше звезд в кассете, тем они становятся ближе друг к другу и цепь будет тоньше. От этого цена такого изделия будет выше, а долговечность ниже.

На фото 10 и 11 скоростная кассета.

Что значат цифры в описании трансмисии 48х36х26Т?

Они означают количество зубьев на звездочках. Если вы новичок, то информация для вас почти бесполезна так как не с чем сравнить. А вот если вы уже опытный велолюбитель, то сможете выбрать новую трансмиссию или велосипед согласно своим предпочтениям на опыте предыдущих велосипедов.

Как правильно переключать скорости на велосипеде

Если вы хотитет чтобы ваша цепь и звездочки прослужили максимально долго рекомендуется производить переключение в момент минимальной нагрузки. Поясним - переключение посреди подъема оказывает очень сильную нагрузку на трансмиссию, из-за чего возможны ситуации вплоть до поломки переключателя или разрыва цепи.

Также старайтесь переключаться заранее и не допускать чрезмерного перекоса цепи.

Поломки переключения передач.

Через какое-то время катания, смазываете ли вы цепь или нет, может потребоваться внимание к трансмиссии. Цепь может перестать идеально переключаться как в самом начале. Проблемы могут быть в следующем:

  • Растянулся тросик переключения передач - требуется подтянуть специальным рычажком на манетке или переключателе;
  • Рубашка тросика скопила слишком много грязи - лучше заменить вместе с тросиком;
  • Не настроен задний переключатель - требуется настройка, лучше в мастерской.

Какие виды переключателей на руле бывают?

Переключают передачи специальными ручками на руле - манетками. Они бывают:

  • вращательными - переключение скоростей происходит поворотом ручки;
    • (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.

  • рычажковыми - передачи переключаются специальными рычажками.

      Специальные рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.

Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая - за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.

Что такое "каденс"?

Если говорить более профессионально, то смена скоростей меняет каденс . Каденс — это частота вращения педалей и необходимая сила давления на них, достигаемая за счет изменения передаточного числа между колесом и педалями. Каденс важен с точки зрения сил и пользы для здоровья, чтобы равномерно распределять затрачиваемую на вращение педалей энергию.

Оптимальным считается каденс в районе 60-100 вращений в минуту.

Если вы едете в гору или по неровной местности, нужно прилагать массу усилий для кручения педалей, что при большой продолжительности грозит артритом. Включив низкую скорость, вы облегчите себе кручение педалей, уменьшите нагрузку на мышцы и суставы, но велосипед будет ехать медленнее.

На ровной трассе или при спуске с горы необходимо включать высокую скорость, тогда для кручения педалей потребуется бОльшее усилие (по сравнению с моделями без скоростей или другой передачей), но двухколесный конь станет быстрее, устойчивее, будет двигаться ровнее и стабильнее.

Так сколько же нужно скоростей для счастья?

Передач в современном велосипеде много. С каждым днем производители внедряют в свои модели все . Если около десяти лет назад начальная линейка компонентов Shimano Alivio была предназначена для 6 звезд в кассете (то есть 3х6=18 скоростей), то сегодня на велосипеды ставятся 9-звездочные кассеты этого класса (3х9=27). Даже недавно популярные (всего-то год-два назад) кассеты на 8 звезд сейчас редко встретишь, разве что на дешевых велосипедах. Все это делается не только в угоду маркетинговым целям, но также для повышения производительности работы трансмиссии: во-первых, немного расширяется диапазон скоростей, во-вторых (и это более существенно), толчки от смены передаточного отношения становятся более плавными. Нагрузка на цепь и звезды снижается, что увеличивает ресурс компонентов.

Как же правильно справляться со всем этим хозяйством? Как правильно переключать передачи на велосипеде? Давайте разбираться. Советы пригодятся всем велосипедистам, у которых на байках больше одной передачи. Хотя нет, просто всем, чтобы можно было учить уму-разуму своих друзей-знакомых.

Учимся переключаться правильно

Каждая передача, как хорошая шутка, должна быть к месту. На подъеме понижаемся, на спуске повышаемся. Выбор подходящего передаточного отношения для конкретных условий движения вам подскажет усилие на педалях. Если крутить становится тяжело, следует переключиться ниже, слишком легко – выше. Но в любом случае нагрузка на ноги должна сохраняться, вращать педали нужно внатяг – только так педалирование будет эффективным.

Каденс

По поводу частоты вращения (каденса) . Каждому человеку комфортен свой каденс, при котором педали будут вращаться с максимальным КПД. Если скорость вращения будет ниже удобного вам ритма, то силы будут тратиться впустую. При неверном каденсе появляется также риск травмы. Это связано с повышенными нагрузками на суставы и мышцы. Так что при езде обратите внимание на этот момент.

Слишком быстро крутить педали тоже не нужно, иначе быстро устанете. Подобрать идеальную для себя частоту несложно, полагайтесь на ощущения. Добавлю только, что кроме дорожных условий на выбор передачи и каденса влияет сила и направление ветра, а также физическая форма велосипедиста в данный момент.

При любых условиях цель одна – крутить педали с неизменной скоростью и постоянным усилием на них в независимости от выбранной передачи . Один и тот же ритм значительно отодвигает момент наступления усталости и увеличивает выносливость. Следовательно, преодолеть можно существенно большее расстояние.

Устройство трансмиссии

В двух словах об устройстве системы переключения передач. На современные велосипеды устанавливается два переключателя – передний и задний. Управление ими осуществляется через манетки: левая предназначена для переднего переключателя, правая – для заднего. Количество позиций на них должно соответствовать количеству звезд в системе шатунов и в кассете.

Принцип работы переднего переключателя довольно прост – он двигает цепь с одной ведущей звезды на другую. Задний переключатель устроен сложнее, так как на него возложена функция натяжения цепи, длина которой изменяется при переходе со звезды на звезду. Он имеет лапку с двумя роликами и мощную пружину. Благодаря такой конструкции цепь произвольно не соскакивает и не провисает, а при необходимости усилием одного пальца быстро и четко перемещается на соседнюю звездочку.

Как правильно переключать передачи на велосипеде — основные рекомендации

Педали при переключениях можно крутить только вперед. Некоторые «уникалы» (в основном, дети, в независимости от возраста) любят делать наоборот, издеваясь над велосипедом. Плохой пример для подражания, согласитесь. Да и разрыв мощности никак не способствует эффективному ускорению.

В момент переключения необходимо немного уменьшать усилие, прикладываемое к педалям. Переход на другую передачу будет мягким, без ударов, что положительно сказывается на долговечности всей трансмиссии.

С приобретением опыта вы будете интуитивно подбирать комбинации передних и задних звезд. Если же система переключения пока не до конца вами освоена, последите за положением цепи в той или иной позиции. Передач-то более двух десятков (подавляющее число велосипедов сегодня имеют 24, 27 и 30 скоростей), но реально пользоваться можно только двумя третями из них. Проблема в сильном перекосе цепи, который возникает, когда используется связка «внешняя передняя звезда и внутренние (ближние к раме) задние», и наоборот. Цепь и звезды в таких сочетаниях звезд быстро портятся, а задний переключатель испытывает повышенные нагрузки. Коэффициент трения в целом выше, что требует от двигателя-велосипедиста лишних усилий. В конце концов, это шумно.

Поэтому запоминаем: большие передние звезды и маленькие задние – это передаточные числа для быстрой езды, маленькая передняя и большие задние – для бездорожья и преодоления препятствий. Комбинировать «быстрые» с «медленными» нельзя.

Не спешите: переключайте передачи по одной, а не на несколько сразу. Дождитесь, пока цепь перейдет на соседнюю звезду, и только тогда продолжайте переключение.

На подъеме не рекомендуется переключаться из-за повышенных нагрузок на всю трансмиссию. Поэтому выберете подходящую под его крутизну передачу заранее. Большую переднюю сразу исключайте из возможных вариантов, так как с ней будет очень сложно забраться наверх.

Поддерживайте свой велосипед в чистом состоянии, вовремя смазывайте и подстраивайте механизмы.

И самое важное – с умом подходите к езде на велосипеде.

Видео-десерт. Ученые последнюю фразу этой статьи поняли буквально и решили создать велосипед с мысленным переключением передач.

На самом деле, переключение скоростей на велосипеде – это тренируемое искусство, которое зависит и от физического состояния райдера, и от долговременной подготовки, и от устройства конкретного велосипеда. Рассмотрим в этой статье различные факторы.

Механика

В первую очередь, правильное переключение зависит от устройства велосипеда. Ранее проблем с переключением не было, так как и скоростей на большинстве велосипедов не было. Все препятствия преодолевались с помощью силы райдера или пешком. Чтобы понять, как переключать скорости, следует изучить саму конструкцию системы переключения.

Скорости и звёзды

Первыми велосипедами с переключением были такие модели как «Турист», массовые наследники спортивных байков из 70-х. У них не было переднего переключателя, зато кассета позволяла выбирать одну из четырёх скоростей.

Со временем количество доступных скоростей росло, и сейчас уже стандартом де-факто становятся велосипеды с 18, 21, 24 и 27 значениями. Обычно это комбинация 3-х звёзд на переднем переключателе и 6-9 на заднем, в комбинации 3 и 7 звёзд получается 21 скорость. Некоторые скоростные модели обзавелись уже 10-ью звёздами на , но пока это редкость.

Собственно, «скорость» – это и есть звезда, а суммарное передаточное число получается из комбинации текущих звёзд, выбранных передним и задним переключателями.

Механика переключения

Правильное переключение не требует больших знаний. Практически все модели велосипедов оснащены тросиком, который приводит усилие с манетки – элемента управления переключателем – на сам переключатель.

При натяжении тросика рамка переключателя передвигается и переносит цепь на звезду большего диаметра, при освобождении – спадает или передвигается к меньшим звёздам. Данные действия производятся без вспомогательных механизмов, с использованием гибкости цепи и трения с рамкой переключателя, т.е. цепь и все элементы испытывают нагрузки, в нормальной работе трансмиссии не предусмотрены. Из-за этого и появляется рекомендация не переключать скорости под нагрузкой или без движения.

Корректные комбинации

Несмотря на то, что номинально в трансмиссии может быть 27-30 скоростей, т.е. комбинаций звёздочек, не все из них рекомендуется использовать, так как они опасны для механизмов велосипеда. Почему так происходит? Не все звёзды находятся в одной плоскости, а это значит, что при их комбинации цепь испытывает нагрузку под небольшим углом, что вызывает дополнительное трение и, в итоге, искривление звеньев, затем – растяжение цепи и последующее повреждение как цепи, так и звёзд.

Базовое правило – это примерная параллельность цепи плоскости звёздочек, без перекосов. В цифрах, для классического на данный момент 24-скоростного горного велосипеда, значение на заднем переключателе должно быть между удвоенным и утроенным значением на переднем, за некоторыми исключениями – на краях, например, комбинаций 1-1. Т.е. из 24 вариантов рекомендуется использовать следующую схему переключения скоростей:

  • На 3 – самой большой передней звезде – задние скорости 6, 7, 8.
  • На 2 звезде – задние 6,5,4.
  • На 1 звезде – задние 1,2,3.

Конечно, эти правила могут нарушаться в зависимости от условий, но общепринятым стандартом они уже стали.

Каденс

Рассмотрим физическую подготовку велосипедиста.

Каденс – это частота педалирования, с которой едет велосипедист. Идеальным для длительного передвижения является стабильный каденс, т.е., если на всём протяжении пути педали крутятся равномерно, а неровности ландшафта, встречный ветер компенсируются с помощью комбинаций скоростей.

Но если выносливость важна только на длительных дистанциях, то в любой момент следует иметь в виду здоровье суставов и мышц. Многие начинающие райдеры перегружают колени, выдавая на каждом обороте шатунов максимальное усилие. Это не только утомляет и повреждает мышцы, но и при долгом повторении скажется на здоровье коленного сустава. Профессионалы используют стабильные и частые движения без серьёзной нагрузки на ноги. Этот режим наиболее безопасен и для велосипедиста, и для велосипеда.

Тренировка и подготовка

Для подготовки к езде в начале дня или сезона рекомендуют использовать пониженные передачи. Первые 10-20 минут длительной поездки ногам необходим «разогрев», для которого идеальна частота педалирования в 60 rpm (движений в минуту) и минимальная нагрузка – т.е. скорости с 1 и 2 передними звёздами.

Аналогичная рекомендация и в более глобальном плане – первую сотню километров в сезоне, особенно на горном велосипеде, следует преодолевать на пониженных передачах, чтобы ноги «вспомнили» навыки и не были повреждены слишком серьёзными изменениями дневной нагрузки.

Иные принципы

Когда речь идёт о переключении скоростей, почти всегда это стандартные переключатели, но есть и иные модели, например, и «привет» из автомобильного мира – трансмиссии-автоматы.

В городских байках и дизайнерских чопперах обычно нет переднего переключателя, но зато есть редкая для велосипедного мира вещь – планетарная втулка, когда система передач и переключения упаковывается в единый закрытый механизм, устанавливаемый внутрь колеса. Такой принцип применяется на автомобилях, а у велосипедистов особого признания не находит, поглощает слишком много энергии (до 10%).

С другой стороны, у планетарной втулки нет никаких ограничивающих переключение механических факторов – можно переключать передачу и под нагрузкой, и в «неподходящий» момент. Механизм отработает исправно.


Планетарная втулка и дисковый тормоз

Автоматическое переключение

Конечно, производителям не живётся спокойно на стабильном рынке, и они ищут новые сферы применения талантов своих инженеров. Так, уже долгое время топовые фирмы Shimano и SRAM выпускают небольшими партиями коробки-автоматы, где с помощью электронных датчиков (Shimano Nexis, Auto и др.) переключают скорости в планетарной втулке.

Существуют и редкие модели с автоматическим переключением скоростей на механической основе – по центробежной силе груза определяется частота вращения, отчего механизм и изменяет передаточное число.

Заключение

В заключение можно составить небольшой список тезисов, в соответствии с которыми, ещё до набора должного опыта, можно вполне аккуратно и правильно переключать, используя следующие правила переключения скоростей:

  • переключаться только во время движения и без серьёзной нагрузки;
  • управлять велосипедом с помощью трансмиссии, а не мышечным усилием;
  • переключаться заранее, а не в последний момент, или когда «стало слишком тяжело»;
  • переключать передачи по одной и по очереди спереди и сзади;
  • не отклоняться от нормальных комбинаций звёздочек;
  • содержать велосипед в чистоте и не допускать сильного износа деталей.