Ярославский локомотив выжившие. Неизвестные факты о гибели хоккейного «Локомотива. Гибель в авиакатастрофе команды Hendrick Motosport

Год назад, 7 сентября 2011 года пассажирский самолет Як‑42Д с бортовым номером RA‑42434 ЗАО "Авиационная компания "Як Сервис", выполнявший нерегулярный международный рейс по перевозке пассажиров по маршруту Ярославль (Туношна) - Минск, из аэропорта "Туношна" в Ярославской области.

На борту самолета находились 45 человек: команда ярославского хоккейного клуба "Локомотив" ‑ 37 пассажиров ‑ и восемь членов экипажа. Игроки основного состава хоккейной команды направлялись в Минск, где на следующий день была назначена игра с хоккейным клубом "Динамо" ‑ первый матч "Локомотива" в сезоне Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).

Ярослав Неелов

Хоккейный клуб "Локомотив" (Ярославль)

В простых метеоусловиях самолет начал разбег на взлетно‑посадочной полосе (ВПП) аэропорта "Туношна".

Самолет набрал высоту не более пяти‑шести метров, затем столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ), расположенной в 435 метрах от торца ВПП и имеющей высоту около трех метров, с контейнером КРМ, затем с интенсивным левым креном столкнулся с основанием огней подхода (светосигнальная система аэродрома) и деревьями, ударился о поверхность земли примерно в 600 метрах от торца ВПП, на берегу реки Туношонки, и разрушился. Основная часть фрагментов самолета была разбросана на расстоянии 800‑900 метров от торца ВПП.

43 человека погибли сразу (39 человек ‑ от мгновенных механических повреждений тела, три человека ‑ из‑за утопления, один человек погиб из‑за термических повреждений тела).

Выжили только двое ‑ хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. Оба после крушения самолета оказались в реке. Галимов был в сознании, смог сам уйти от горящего самолета и назвал свою фамилию сотрудникам полиции.

Выжившие были госпитализированы.

Спортсмен, получивший ожоги 90% тела, был доставлен в ожоговое отделение Института хирургии имени Вишневского в Москве, где скончался 12 сентября.

Сизов на следующий день после катастрофы НИИ скорой помощи имени Склифосовского в Москве с множественными переломами ребер, оскольчатым переломом бедра, проникающим ранением головы с повреждением головного мозга и ожогами 15% тела. Состояние пациента было крайне тяжелым.

Нападающий команды "Локомотив" 20‑летний Максим Зюзякин и финский тренер вратарей Йорма Валтонен, работавший в ярославском клубе, на матч в Минск и остались живы.

7 сентября Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сформировал комиссию для расследования причин и обстоятельств катастрофы.

По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса Российской Федерации. Следствием о технической неисправности самолета и ошибке пилотирования.

В связи с гибелью основного состава команда "Локомотив" ‑ Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) ‑ в сезоне 2011‑2012.

10 сентября в ледовом дворце спорта Ярославля . Непосредственно в Ярославле были похоронены 14 человек, тела остальных погибших были доставлены в другие города и страны. Среди погибших были граждане Украины, Белоруссии, Чехии, Словакии, Германии, Швеции и Латвии.

РИА Новости. Владимир Терентьев

"Локомотив", каким мы его запомним

К 15 сентября Ространснадзор проверил все 15 авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты Як‑ 42. По итогам проверки были отстранены от полетов три воздушных судна, всего было проверено 28 самолетов Як‑42.

22 сентября выживший в катастрофе наземный инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов был допрошен заместителем председателя МАКа по расследованию авиационных происшествий, заслуженным пилотом СССР Георгием Ячменевым. По словам Александра Сизова, никаких замечаний к работе авиатехники ни при подготовке к полету, ни в ходе взлета не было. Сизов отметил, что не видел, кто управлял самолетом во время взлета. Момент самой катастрофы Сизов не запомнил, он помнил только, как лайнер взлетал, а в следующий момент очнулся в воде, где горел разлившийся керосин.
По показаниям Сизова МАК уточнил фактическое размещение пассажиров и багажа: в переднем салоне находился руководящий состав команды и тренеры, команда находилась во втором салоне, основная масса багажа была загружена в задний багажник. Это о том, что самолет не смог штатно взлететь по причине смещения центровки, так основная часть пассажиров якобы находилась в переднем салоне.

В начале октября 2011 года бортинженер Александр Сизов успешно перенес пластические операции на лице и шее.

РИА Новости. Ярослав Неелов

Мемориальный комплекс членам хоккейного клуба "Локомотив", погибшим в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года, на Леонтьевском кладбище в Ярославле.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

"Локомотив" летел в Минск на матч с местным "Динамо", который должен был состояться в четверг в рамках первого тура чемпионата Континентальной хоккейной лиги. Всего на борту находилось 45 человек. Спастись удалось бортпроводнику Александру Сизову и хоккеисту Александру Галимову. Через несколькочасов в СМИ появилась информация, что Галимов скончался в реанимации, однако позже ее опровергли медики.

Выживший в авиакатастрофе нападающий Александр Галимов.

Як-42 принадлежал авиакомпании "Як Сервис". Катастрофа произошло рядом с аэропортом Туношна. Как сообщили в Росавиации, по одной из версий, Як-42 разбился из-за столкновения с антенной маяка, находящейся за пределами взлетно-посадочной полосы. По неизвестным пока причинам воздушное судно не смогло набрать безопасную высоту при взлете, что и привело к столкновению. В итоге самолет развалился на две части, одна из которых рухнула в Волгу.





Об авиакатастрофе уже доложено премьеру Владимиру Путину, который отправил на место крушения самолета главу Минтранса Игоря Левитина. Также на место ЧП направилось руководство ФК "Локомотив", в том числе и генеральный менеджер железнодорожников Юрий Лукин.

По факту крушения возбуждено уголовное дело по статье 263 УК России - "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта".

Ярославский "Локомотив" - один из самых титулованных хоккейных клубов в новейшей истории России. Основан в 1959 году под названием "Торпедо", под которым и выступал до 2000 года, пока не был взят под крыло ОАО "РЖД".

Достижения: чемпион России - 1996/1997, 2001/2002, 2002/2003; серебряный призер чемпионата России - 2007/2008; серебряный призер чемпионата КХЛ - 2008/2009; бронзовый призер чемпионата России - 1997/1998, 1998/1999, 2004/2005; бронзовый призер чемпионата КХЛ - 2010/2011.

Победы в предсезонных турнирах: Мемориал Беляева - 1996; Мемориал Ромазана - 1998, 2000, 2001; Кубок президента Республики Башкортостан - 2002, 2004; Кубок Паюлахти - 2002; Кубок Латвийских железных дорог - 2010, 2011.

Серебряный призер розыгрыша Континентального Кубка - 2003.

Бронзовый призер Кубка Шпенглера - 2003.

Участник (4-е место) финального турнира розыгрыша Евролиги - 1998.

Успехи связаны, прежде всего, с именами российских тренеров Владимира Юрзинова и Петра Воробьева, а также чешского специалиста Владимира Вуйтека, уволенного в апреле нынешнего года по причине невыполнения поставленной задачи.

В мае руководство клуба "подписало" известного канадского тренера Брэда Маккриммона. В заявке команды - 26 игроков, включая вратарей. В основном - это граждане России, но есть также шведы, чехи, словаки, немец, латыш.

Главные звезды "Локомотива"

Ян Марек. Крайний нападающий. Выступал за сборную Чехии. Играл в России с 2003 года. Выступал за команды "Металлург" (Магнитогорск), московский ЦСКА и подмосковный "Атлант". Ярославский "Локомотив" стал его последним клубом.

Карел Рахунек. Защитник. Выступал за сборную Чехии. Стал чемпионом мира в 2010 году, забросив одну из двух шайб в ворота сборной России в финале турнира в Германии. Становился чемпионом России вместе с "Локомотивом" в сезоне 2002/2003.

Йозеф Вашичек. Центральный нападающий. Выступал за сборную Чехии, в составе которой стал чемпионом мира в 2005 году. Также стал обладателем Кубка Стэнли, играя в команде "Каролина Харрикейнз".

Павол Демитра. Выступал за сборную Словакии. Бронзовый призер чемпионата мира-2003. Принимал участие в трех Олимпиадах (2002, 2006 и 2010). В 2010 году занял со сборной Словакии 4-е место на Олимпийских играх в Ванкувере.

Стефан Лив. Вратарь. Выступал за сборную Швеции. Лучший игрок шведской Элитсерии 2008.

Александр Васюнов. В 2011 году перебрался из клуба НХЛ "Нью-Джерси Девилз" в "Локомотив".

Роберт Дитрих. Участник чемпионатов мира 2007, 2010 и 2011 в составе сборной Германии.

Марат Калимулин. В составе молодежной сборной России выиграл бронзовые медали чемпионата мира 2008.

Александр Калянин. Победитель Кубка Первого канала в составе сборной России.

Андрей Кирюхин. Серебряный призер молодежного чемпионата мира 2007.

Никита Клюкин. Чемпион мира среди юниоров 2007. Бронзовый призер молодежного чемпионата мира 2008.

Руслан Салей. Выступал за сборную Белоруссии. Финалист Кубка Стэнли-2003 в составе команды "Анахайм Дакс". Заслуженный мастер спорта Белоруссии.

Карлис Скрастиньш. Выступал за сборную Латвии. С 1998 по 2011 годы играл в НХЛ за команды "Нэшвилл предаторз", "Колорадо Эвеланш", "Флорида Пантерз" и "Даллас Старз". Из НХЛ приехал в "Локомотив".

Даниил Собченко. Чемпион мира 2011 в составе молодежной сборной.

Иван Ткаченко. Серебряный призер чемпионата мира 2002, чемпион России 2002 и 2003.

Павел Траханов. Чемпион Европы-1996 среди юниоров.

Геннадий Чурилов. Серебряный призер молодежного чемпионата мира для игроков не старше 20 лет 2006, 2007.

Главный тренер команды: канадец Брэд Маккриммон. Он руководил командами НХЛ "Нью-Йорк Айлендерз", "Калгари Флэймз", "Атланта Трэшерз", "Детройт Ред Уинг". "Локомотив" возглавил в 2011 году.

Список погибших

Пассажиры:

Аникеенко Виталий Сергеевич
Бахвалов Юрий Алексеевич
Беляев Александр Владимирович
Баландин Михаил Юрьевич
Васюнов Александр Сергеевич
Вашичек Йозеф
Вьюхин Александр Евгеньевич
Дитрих Роберт Генрихович
Демитра Павол
Зимин Андрей Валерьевич
Калимулин Марат Натфуллович
Карповцев Александр Георгиевич
Калянин Александр Игоревич
Кирюхин Андрей Анатольевич
Клюкин Никита Сергеевич
Королёв Игорь Борисович
Кривоносов Николай Иванович
Куннов Евгений Геннадьевич
Кузнецов Вячеслав Михайлович
Лив Стефан Даниэль Патрик
Марек Ян
МакКриммон Брэд Байрон
Остапчук Сергей Игоревич
Пискунов Владимир Леонидович
Рахунек Карел
Сидоров Евгений Владимирович
Скрастиньш Карлис Мартинович
Снурницын Павел Сергеевич
Собченко Даниил Евгеньевич
Ткаченко Иван Леонидович
Траханов Павел Сергеевич
Урычев Юрий Олегович
Чурилов Геннадий Станиславович
Шувалов Максим Алексеевич
Ярчук Артём Николаевич

Соломенцев Андрей Анатольевич, командир
Живелов Игорь Константинович, 2-й пилот
Журавлёв Сергей Васильевич, бортмеханик
Сарматова Елена Александровна, бортпроводник
Максумова Надежда Мурзафаровна, бортпроводник
Шавина Елена Михайловна, бортпроводник
Матюшин Владимир Юрьевич, бортмеханик

Выжившие:

Сизов Александр Борисович, бортпроводник
Галимов Александр Саидгереевич, хоккеист

Неизвестна судьба еще одного хоккеиста "Локомотива" Руслана Салея. СМИ написали, что в самолете его не было, якобы, Салей ждал команду в Минске. Позже МЧС сообщило, что хоккеист числится в списке погибших. В опубликованных списках фамилия Салей не значится.

Авиакатастрофы, в которых погибали спортсмены

Одной из самых трагичных стала авиакатастрофа в небе над Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В тот день столкнулись два рейсовых пассажирских самолета Ту-134. В одном из них из Ташкента на матч чемпионата СССР в Минск летела команда "Пахтакор". Вместе с 17 членами клуба в той авиакатастрофе погибли 172 человека.

Еще одна авиакататсрофа унесла жизни 11 талантливейших хоккеистов ЦСК ВВС, их тренера, врача и массажиста. 7 января 1950 года в свердловском аэропорту "Кольцово" потерпел крушение самолёт "Ли-2" ("Дуглас"), на котором хоккеисты вылетели в Челябинск на матч с командой "Дзержинец" (нынешний "Трактор"). Жив остался лишь опоздавший на рейс Всеволод Бобров. Команду ЦСК ВВС собирал сам Василий Сталин.

6 февраля 1958 года в авиакатастрофе погибли 8 футболистов "Манчестер Юнайтед", 3 руководителя команды, 8 журналистов и 2 члена экипажа.

Уже в 2006 году в результате крушения А310 в Иркутске погиб генеральный директор московского хоккейного клуба "Спартак" Вадим Мельков. На должность гендиректора клуба он был назначен за месяц до гибели.

В результате авиакатастрофы в 2011 году под Петрозаводском погиб судья ФИФА Владимир Петтай. Его последний матч национального уровня в качестве судьи стал сотым в карьере, и он смог стать 22-м "сотником" чемпионатов России. Это была игра 13-го тура российского чемпионата между "Рубином" и "Динамо".

Что такое Як-42

Як-42 - среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолет, разработанный в СССР в середине 1970-х для замены Ту-134. Первый полет состоялся в марте 1975 года. Начало эксплуатации - 22 декабря 1980 года. Производился по 2002 год. Всего произведено 188 самолетов. Крейсерская скорость - 810 км/ч. Дальность полета - 2900 км. Число пассажиров - 120.

На сегодняшнее время износ российского авиапарка среди Як-42 составляет примерно 50%, что гораздо лучше, чем у ряда других российских самолетов, выпущенных в СССР.

По данным на 7 сентября 2011 года, было потеряно 9 самолетов типа Як-42, погибло 562 человека.

Днём 7 сентября 2011 года на часах новенького, но провинциального с виду и достаточно тесного внутри аэропорта «Туношна», расположенного под Ярославлем, было примерно 15:30 по московскому времени, когда объявили посадку на чартерный рейс до Минска. Никакой толкотни и суеты не было — самолёт предназначался не для обычных российских туристов, а для местной хоккейной команды «Локомотив», которая отправлялась на свой первый в сезоне матч — против белорусского «Динамо».

Через двадцать минут чёрные сумки с амуницией заняли свои места в грузовом отсеке в хвостовой части самолёта, тяжёлые металлические ящики и кофры с клюшками и другим оборудованием были загружены в передний багажник. Когда на часах было 15:51 командир и второй пилот начали подготовку ко взлёту.

В 15:58 при отличной лётной погоде экипаж получил разрешение на взлёт. Самолёт привычно вырулил на взлётную полосу и начал разгон. В 15:59 борт разогнался до скорости 190 километров в час. Все параметры, если верить бортмеханику, были в норме. Но самолёт почему-то не взлетал…

Не взлетел он и через 45 секунд, когда переднее шасси первым коснулось гравия. Взлётная полоса закончилась. У экипажа оставалась последняя возможность. «Взлётный!!!» — крикнул капитан, когда самолёт набрал скорость 250 километров в час. Тормозить уже было поздно. Оставалось лишь попробовать взмыть вверх — вдруг пронесёт. В 15 часов 59 минут и 54 секунды хоккеисты, хоть понимали, что происходит что-то неладное, не паниковали. Кто-то держал в руках крестик, кто-то целовал икону, кто-то просто, закрыв глаза, молился, чтобы всё это хорошо закончилось. Но никто даже не двинулся с места, разве что потуже затянули ремни безопасности.

За две секунды до этого прозвучал сигнал тревоги. Но самолёт всё-таки взмыл вверх. Лишь на пять секунд. За секунду до 16:00 связь с бортом оборвалась. Як-42 всей своей 40-тонной тушей рухнул на землю и загорелся.

В этом аду сумел выжить лишь один человек — инженер по наземному обслуживанию радиоэлектронного оборудования Александр Сизов . 7 членов экипажа, 4 члена тренерского штаба, 7 сотрудников команды и 25 хоккеистов ярославского «Локомотива» погибли на месте.

Фото: РИА Новости / Ярослав Неелов

Александр Галимов

Был ещё один выживший. Единственным из всей команды, кто отказался погибать в этом аду из горящего топлива и плавящегося металла, был 26-летний нападающий Александр Галимов. Он сам выбрался из пылавшего самолёта, когда его нашли подоспевшие на место спасатели. У спортсмена было обожжено 90% кожного покрова и дыхательные пути. Лёгкое и почка получили сильнейший ушиб.

В таком состоянии он был доставлен в ярославский госпиталь, а затем, на следующий день, на самолёте МЧС перевезён в Москву. Только там, в НИИ им. Вишневского его погрузили в медикаментозный сон, чтобы он мог бороться с ожоговым и болевым шоком.

Сил у хоккеиста хватило ещё на пять бесконечных дней. Ухудшение состояния началось утром 12 сентября. Все жизненные показатели падали, пока в 9:30 Александр не перестал дышать, так и не придя в сознание.

«Локомотив» был единственным клубом в жизни Александра, с 5 лет, когда он впервые встал на коньки, и до 26 лет, когда он улетел на свою последнюю игру. Дома у Александра остались жена Марина, которая раньше работала хореографом и танцором в хоккейной команде, но после замужества перебралась на ту же должность в волейбольный клуб, и дочь Кристина, которой на тот момент было всего два года. Место крушения самолёта было одним из любимых у Александра — именно там он с отцом частенько ловил рыбу — места были с хорошим клёвом.

Фото: РИА Новости / Ярослав Неелов

Иван Ткаченко

31-летний Иван Ткаченко был капитаном ярославского «Локомотива», отправлявшегося на матч с минским «Динамо». Он родился в Ярославле, там же начал заниматься хоккеем и осуществил свою мечту — стал игроком основного состава «железнодорожников». Покинуть клуб ему пришлось лишь однажды, когда он с 1999 по 2001 годы вынужден был играть за «Мотор» из Запрожья и нижнекамский «Нефтехимик». Но при первой же возможности Иван вернулся в родной клуб и впоследствии стал не только его капитаном, но и рекордсменом по количеству передач и набранных очков.

Сегодня именем Ивана Ткаченко названа общеобразовательная школа № 9 в его родном Ярославле. Тогда же его родители объявили и о строительстве ледового дворца спорта, в котором должна была открыться школа хоккея имени их сына. Город выделил под проект землю в одном из лучших районов города, а отец Ивана Ткаченко заплатил 2,5 миллиона рублей за проект. Он, правда, так и не был организован — нет средств на строительство. Сейчас волонтёры пытаются собрать деньги, устраивая разные акции, но крупных инвесторов найти не удаётся, а народом сумму в 140 миллионов рублей собрать не так-то просто.

Когда произошла трагедия, все знали Ивана исключительно как хоккеиста. Лишь спустя какое-то время оказалось, что он был и великим человеком. Капитан команды тратил значительную часть своего заработка на благотворительность, и никто об этом не знал, пока не сучилось страшное. Всего за свою карьеру он пожертвовал на помощь детям 9 миллионов 996 тысяч 300 рублей. Последний перевод суммой в 500 тысяч рублей был осуществлён в день катастрофы — за считанные часы до того, как Иван занял своё место в злополучном самолёте. Хоккеист помог девочке, страдающей острым лимфобластным лейкозом.

Дома папу так и не дождались две его собственные дочери, Александра и Варвара. Иван, как и почти любой мужчина, мечтал о сыне. Его мечта осуществилась лишь через четыре месяца после его гибели — в январе супруга хоккеиста родила сына, которого назвали Николаем.

Фото: РИА Новости / Ярослав Неелов

Юрий Урычев

2 апреля 2011 года. Шестой матч финальной серии в Западной конференции между ярославским «Локомотивом» и подмосковным «Атлантом». Для «железнодорожников» всё так замечательно начиналось — две победы в двух первых встречах. Но затем их надежды на финал Кубка Гагарина рухнули — три подряд поражения и разгромный счёт 1:4 к началу третьего периода в решающем поединке.

Всего через день молодому защитнику Юрию Урычеву исполнялось 20 лет, и он хотел отпраздновать не только свой юбилей, но и победу над «Атлантом» и переезд серии домой — в Ярославль — для решающего поединка. Когда стало понятно, что праздник вряд ли состоится, он всё равно отказывался уступать хоть метр площадки. И вот он разгоняется, чтобы отобрать шайбу у нападающего соперника, но в последний момент молодые нервы не выдерживают, и игрок выставляет вперёд колено. Свисток судьи. Удаление до конца матча. В той встрече «Локомотив» проиграл со счётом 2:8, а самому Юрию выписали дополнительное наказание за грубую игру — пятиматчевую дисквалификацию. Старт следующего сезона он должен был пропустить — пять игр.

Но надо было знать Юрия, чтобы понять его решение. Он был плоть от плоти воспитанником «Локомотива» и хотел везде быть со своей командой. Поэтому, вместо того чтобы остаться дома, он, дисквалифицированный, с травмой руки, да с такой, что краги не налезали на опухшую конечность, захотел отправиться в Минск со своей командой — поддержать ребят в первой игре начинающегося сезона. Тренеры пошли ему навстречу…

Фото: РИА Новости / Ярослав Неелов

Александр Калянин

Игра в Минске должна была стать одной из главных в начинавшейся карьере молодого нападающего Максима Зюзякина. До этого он лишь трижды появлялся на льду в основном составе. Впервые это произошло в сезоне-2009/10, когда Зюзякин провёл на льду около семи минут, но ничем не впечатлил тренерский штаб и ещё на год был возвращён в молодёжную команду «Локо». Второй шанс представился в сезоне-2010/11, когда Максима вновь вызвали во взрослую команду. Там за два матча он получил в распоряжение чуть больше восьми минут — опять провал и новая ссылка в «молодёжку».

Третий раз Максима вызвали в «Локомотив» в самом начале сезона-2011/12 — вместо травмированного Александра Калянина. Он значился в заявке на стартовый матч — против минского «Динамо» — и тренировался вместе с основой. Событию он радовался вместе со своим лучшим другом Юрой Урычевым, с которым был не разлей вода — наконец они с ним вместе должны были выйти на лёд в составе главной команды. Счастья было…

Но вечером за день до вылета, 6 сентября 2011 года, Максиму позвонил кто-то из тренерского штаба и сообщил печальную весть — он остаётся с молодёжной командой «Локо» в Ярославле. Вместо него в заявку внесён Калянин. Лишь в последний момент врачи дали добро на его участие в игре — он сумел залечить травму и уже готов был выйти на лёд. Так в составе «Локомотива» на игру против «Динамо», как и на борту, вылетавшем в Минск, вместо Максима Зюзякина оказался Александр Калянин.

После катастрофы «Локомотив» на год покинул Континентальную хоккейную лигу, но продолжил существовать в Высшей хоккейной лиге, чтобы через год вернуться в элиту российского хоккея. Сегодня «Локомотив» входит в число лучших команд страны. В прошлом сезоне он, хоть и потерпел неудачу уже в четвертьфинале плей-офф Западной конференции, до этого сумел занять вторую строчку в общей таблице регулярного чемпионата, уступив лишь чемпионскому ЦСКА. Сейчас ярославские хоккеисты начинают новый поход за Кубком Гагарина. Но они, как и мы, никогда не забудут тот «Локомотив», которого не стало пять лет назад.


© РИА Новости


7 сентября 2011 года произошла страшная трагедия. На берегу реки Туношонки потерпел крушение самолёт с командой «Локомотив», отправлявшейся на первый матч сезона с минским «Динамо». Сегодня мы вспоминаем, как развивались события в чёрный день мирового спорта.

15:58 (мск). Самолёт начал разбег по взлётной полосе ярославского аэропорта «Туношна». Воздушное судно выкатилось за пределы взлётно-посадочной полосы, полёт длился несколько секунд - лайнер набрал высоту не более 5-6 метров, затем столкнулся с радиомаяком, врезался в землю на берегу реки Туношонки и разрушился. 16:30. Ярославский портал новостей «Ярновости» одним из первых сообщил, что в аэропорту Туношна при взлёте упал самолёт Як-42 с основным составом «Локомотива», летевшим в Минск на матч с местным «Динамо». Всего на борту было 45 человек, в первых сообщениях СМИ говорили только об одном выжившем. Как сообщали очевидцы, самолёт представлял собой груду обгоревшего железа. 17:00. В результате авиакатастрофы под Ярославлем 36 человек погибли, 1 пострадал, сообщал РБК со ссылкой на источник в Росавиации . Позже выяснилось, что погибли 44 человека (36 пассажиров и 8 членов экипажа). 17:22. Агентство ТАСС сообщило, что в авиакатастрофе под Ярославлем выжили три человека. Состояние пострадавших расценивалось как тяжёлое. Позже стало известно, что в госпитализировано было лишь двое - инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов . 17:29. В Уфе в эти самые минуты проходил матч-открытия нового сезона КХЛ между «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом». На 17-й минуте первого периода игра была остановлена, на лёд вышел президент КХЛ Александр Медведев . «У нас сегодня произошло страшное горе. При вылете из Ярославля на матч с минским „Динамо“ разбился самолёт с игроками, тренерами и администраторами команды „Локомотив“. По данным, имеющимся на сейчас, из 37 человек выжил один. Предлагаю почтить память погибших минутой молчания…», - произнёс дрожащим голосом, ели сдерживая слёзы, Александр Иванович. Через 15 минут президент КХЛ вновь выступил перед зрителями и заявил об отмене матча.

17:35. По факту крушения самолёта под Ярославлем незамедлительно было возбуждено уголовное дело. На месте катастрофы продолжались поисково-спасательные работы. 17:45. Главный врач больницы им. Соловьёва Александр Дегтярёв сообщил, что в его лечебное учреждение доставлено двое выживших. Это нападающий хоккейного клуба «Локомотив» Александр Галимов и техник самолёта Александр Сизов. 18.00. В прессе появилось первое фото с места падения самолёта.

18:03. Названа причина крушения Як-42, в котором находились игроки ярославского «Локомотива». Как сообщил ИТАР-ТАСС со ссылкой на Росавиацию, самолёт при взлёте не смог набрать безопасную высоту и столкнулся с антенной маяка. После столкновения, самолёт развалился на части и упал. 18:18. До сих пор нет полных данных о погибших. По неподтвержденной информации, защитник ярославского «Локомотива» Руслан Салей не был с командой на борту самолёта Як-42. Предположительно хоккеист ждал команду в Минске. Через несколько часов стало известно, что Салей полетел на матч вместе с командой. 19:00. Ярославские СМИ сообщили, что форварду Александру Галимову сделана операция, у игрока 80 процентов ожогов. 20:00. Болельщики «Локомотива» собрались, чтобы почтить память погибших игроков клуба. Около трёх тысяч людей пришли к «Арене-2000». Многие пришли с цветами, атрибутикой любимой команды. На улицах Ярославля можно было увидеть автомобили с флагами и символикой «Локомотива». Некоторые болельщики зажигали свечи. Кроме того, около 50 болельщиков приехали непосредственно к месту гибели команды близ аэропорта Ярославля. В память о погибших хоккеистах болельщики били в колокола церкви, которая находилась недалеко от места авиакатастрофы. 20:30. ИТАР-ТАСС со ссылкой на представителя Росавиации сообщил, что разбившийся самолёт перед вылетом был технически полностью исправен. «Перед вылетом самолёт прошёл оперативную форму осмотра, были проверены все основные системы судна, и замечаний выявлено не было. Все двигатели самолёта были исправны и находились в ресурсном состоянии», - отметил источник. По данным ведомства, у самолёта был действующий сертификат лётной годности.

9:00. Состояние нападающего Александра Галимова и лётчика Александра Сизова, выживших в авиакатастрофе, не изменилось. «По-прежнему оба тяжёлые», - сообщал дежурный по реанимации. 9:30. Капитан «Вашингтона» Александр Овечкин попросил всех сочувствующих гибели в авиакатастрофе команды «Локомотива» мысленно поддержать нападающего Александра Галимова, который продолжает бороться за свою жизнь в реанимации. «Сашка Галимов ты должен жить! Держись! Мы все с тобой! Молимся за тебя! Все наши мысли и силы должны быть с Александром Галимовым! Давайте все вместе», - написал Овечкин в своём «твиттере».

10:00. Руководство КХЛ приняло решение приостановить чемпионат из-за авиакатастрофы. Турнир был возобновлён 12 сентября. 14:00. Нападающий Максим Зюзякин рассказал, почему не полетел с «Локомотивом» на стартовый матч сезона в Минск. «Мне в предыдущий день перед полётом сказали, что я остаюсь в Ярославле. Я готовился к выезду в Минск, был состав определённый, я тренировался днём, а вечером, за день до вылета, мне позвонили и сказали, что лучше мне остаться здесь и сыграть игру (с молодёжной командой „Локо“). Я не считаю себя счастливчиком - у меня сейчас другие мысли. У меня сейчас нет никаких планов до похорон. Я стал трагическим героем. Родители переживают за родственников ребят - это утрата. Когда узнали о трагедии, стали меня обнимать, спасибо тренеру, что так получилось», - рассказывал Зюзякин, который сейчас играет в ВХЛ за тюменский «Рубин». 18:00. Официальный сайт ярославского «Локомотива», прекративший работу в среду в связи с авиакатастрофой, в четверг возобновил свою работу. Сайт начал работать в режиме «книги памяти», где каждый болельщик мог оставить своё сообщение со словами поддержки.

Около 100 тысяч человек пришли проститься с погибшими в авиакатастрофе игроками «Локомотива». После завершения церемонии прощания, люди не расходились. На площади перед «Ареной-2000» они, аплодируя, выкрикивали «Локо! Локо! Локо!», из динамиков звучали гудки локомотива. Президент ярославского «Локомотива» Юрий Яковлев заявил, что команда не будет участвовать в нынешнем чемпионате КХЛ. «Наша первая задача - заботиться о близких и семьях погибших. Вторая задача - восстановить команду соответствующего уровня. Мы приняли решение, что команда начнет играть в КХЛ со следующего сезона», - сказал Яковлев. Состояние здоровья Александра Галимова, выжившего при крушении самолёта, оставалось крайне тяжёлым, но стабильным.

Галимов скончался в больнице. «Утром 12 сентября, несмотря на проводимую терапию с использованием всех возможных современных методов лечения, в ожоговом центре института хирургии имени Вишневского скончался Александр Галимов от ожогов, не совместимых с жизнью», - говорилось в сообщении администрации НИИ Вишневского. Таким образом, единственным выжившим в авиакатастрофе остался бортмеханик Александр Сизов.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал окончательный отчёт расследования катастрофы. Согласно выводам комиссии, непосредственной причиной катастрофы явились ошибочные действия командира воздушного судна или второго пилота, непроизвольно нажимавшего на тормозные педали во время разбега. Также МАК отмечает, что в организме второго пилота были найдены следы фенобарбитала, оказывающего тормозящее действие на центральную нервную систему. Пилоты, принимающие данный препарат, к лётной работе не допускаются.

Близ ярославского спортивного комплекса «Арена-2000» был открыт мемориал «Хоккейное братство». *** Каждый год 7 сентября мы все мысленно перемещаемся в 2011 год. Мы смотрим на фотографии погибших хоккеистов и тренеров, читаем их последние интервью. Прошло шесть лет, но боль не ушла. К горлу подступает ком, а на глазах наворачиваются слёзы. Мы никогда не забудем ту команду, которая так несправедливо ушла. Вечная память погибшим в авиакатастрофе.