Промысловый корабль. Рыболовные суда. Суда флота рыбной промышленности. Гарпунные суда или драги

Используются для добычи, транспортировки, переработки рыбы, крабов, водорослей и т. д. В зависимости от назначения суда подразделяются на добывающие, добывающе-перерабатывающие, перерабатывающие и обслуживающие. Особенности и техническое оснащение промысловых судов зависит от формы организации промысла. Промысел может быть экспедиционным или автономным. При автономном промысле суда выходят на лов рыбы и наполнив трюм доставляют её в порт в сыром виде или виде полуфабриката.

При экспедиционном промысле рыболовные суда уходят в плаванье на длительный период времени и занимается такое судно исключительно добычей рыбы. Обработкой и транспортировкой рыбы занимаются производственно-транспортные суда. Некоторые добывающие суда могут не только вылавливать рыбу, но и частично её обрабатывать, но если они выходят в экспедиционное плаванье, то также сдают улов транспортным судам или рефрижераторам.

Добывающие суда

К добывающим относятся все промысловые суда, которые предназначены для добычи, морских крабов, беспозвоночных водорослей и т. п. Промысловый флот в основном состоит из добывающих и добывающе-перерабатывающих судов. К добывающим судам причисляются – траулеры, сейнеры, рыболовные боты, дрифтеры, тунцеловы, краболовы, китобойцы, суда для бессетевого лова рыбы.

Добывающе-перерабатывающие суда

К добывающе-перерабатывающим судам причисляются большие морозильные траулеры–рыбзаводы, среднетоннажные рыболовные траулеры с кормовым тралением, малые рыболовные траулеры и траловые боты.

По методу траления, то есть ловли, траулеры делятся на бортового траления и кормового траления. Все большие траулеры бывают только с бортовым тралением. По степени обработки улова траулеры разделяются на траулеров-ловцов, траулеров с частичной переработкой и на траулеров-рыбзаводов. Траулеры-ловцы каждый день сдают наловленное на транспортные суда или береговую базу. На траулерах с частичной переработкой улов выпотрашивают, засыпают льдом и сдают полуобработанную рыбу один раз в несколько дней. Траулеры-рыбзаводы полностью перерабатывают свой улов и передают уже готовый к продаже продукт.

Тип: добывающе-перерабатывающие суда

Траулеры малые и средние – это однопалубные судна, а большие траулеры – как правило двухпалубные. На траулерах-рыбзаводах есть несколько цехов специального назначения – цех по переработке рыбы, морозильный, цех консервирования рыбы и цех утилизации отходов. Также большие траулеры оборудованы рефрижераторными и обычными трюмами.

В отличие от траулеров, которые производят улов тралением, сейнеры используют для лова кошельковый невод. Как и траулеры, сейнеры классифицируют по величине, разделяя на большие, средние малые. Также все сейнеры делятся на одноплощадочные и двухплощадочные, площадка располагается на открытом пространстве палубы и необходима для работы.


Тип: сейнеры

Малые сейнеры с одной площадкой, средние и большие могут быть как с одной так и с двумя площадками. У сейнеров помимо кошельковых неводов имеются и другие рыболовные приспособления, так как кошельковый метод является сезонным.

Дрифтеры

Дрифтеры - суда предназначенные для лова рыбы только плавными сетями. По размерам дрифтеры являются судами намного меньшими, чем траулеры, хотя по строению и внешнему виду кроме размеров ничем не отличаются от траулеров.

Дрифтерные сети – дрейфующие, то есть они облдают свойством осуществлять лов во время дрейфа, захватывая рыбу, пытающуюся пройти сквозь сеть за плавники и жабры.

Китобойцы

Китобойцы – охотничьи суда, оснащённые гарпунной пушкой для забоя китов. С 1972 года убой китов запрещён, поэтому сейчас китобойцы – это уже история.

Перерабатывающие суда

Суда приспособленные специально для приёма улова с рыболовных суден и его переработки. Помимо этого они снабжают рыболовные суда всем необходимым во время экспедиционного лова.


Тип: перерабатывающие суда

Перерабатывающими являются сельдяные, краболовные, рыбомучные, морозильные и плавучие рыбоконсервные базы. Все перерабатывающие суда разделяются на два типа – рефрижераторы и плавучие базы.

Плавучие базы

Плавучие базы являются самыми большими промысловыми судами, их водоизмещение измеряется от 10 тыс. до 15 тыс. тонн. Базы имеют различные надстройки и по несколько палуб. Помещения внутри самих баз делятся на жилые, производственные, грузовые и служебные. Число команды и производственных работников может достигать до 400 человек. Поэтому на плавучих базах большие площади выделены под жилые помещения, общественные и культурные, а также медицинский блок.

Производственные рефрижераторы

Рефрижераторы, вид промысловых судов, на которые улов передаётся с рыболовов, не имеющих морозильных камер. Производственные рефрижераторы доставляют замороженную рыбу на борт транспортных рефрижераторов или прямиком на берег.

Тюленей, а также любых других животных, которые могут обитать в море, океане, озере, речке и т.д.

Общие сведения

В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается примерно четыре миллиона рыболовных судов коммерческого использования. Однако тут очень важно отметить, что подсчитать реальное количество судов, которые используются для ловли рыбы, практически невозможно, так как многие люди занимаются частным промыслом.

Разделение на классы. Дрифтер

Рыболовные суда в настоящее время разделяются на несколько классов в зависимости от своих размеров, а также способа ловли.

Существует такой класс, как дрифтер. Данный корабль принадлежит к малым и среднетоннажным Название же этого судна произошло от английского слова drift, что означает дрейф. Названо оно было так не случайно, а потому, что ловля рыбы осуществляется в то время, пока судно спокойно дрейфует. Отлов добычи же осуществляется за счет плоской сети, которая в высоту может достигать от 3 до 15 метров, а ее длина может достигать 5 км. К особенностям конструкции этого типа корабля стоит отнести то, что у него низкий борт, а также много свободного места в носовой части палубы. Это место предназначено для расположения устройств, занимающихся выборкой сети.

Траулер

Рыболовные суда-траулеры считаются одними из наиболее распространенных Для того чтобы увеличить количество пойманной рыбы за один заход, эти большие судна используют траловые сети - тралы. Также на этих судах происходит и первичная обработка всей пойманной добычи. В настоящее время все рыболовные суда, принадлежащие к этому типу, оснащаются холодильными установками и морозильными камерами, которые предназначены для хранения пойманной рыбы в то время, пока экипаж все еще находится в плавании. Тут стоит отметить, что существует несколько подклассов траулера. Главное отличие между этими видами заключается в способе, которым они ловят рыбу.

Бывает рыболовный траулер с боковым тралением, рыболовный траулер с кормовым тралением, большой рыболовный траулер, большой автономный траулер и т.д. Как видно из их названия, разница между большинством кораблей заключена в месте размещения трала, от чего изменяется и процесс ловли рыбы.

Стоит отметить, что вакансии на работу на рыболовные суда - это большая редкость. Несмотря на то что работа очень тяжелая, за нее платят хорошие деньги даже обычным матросам.

Ярусники

Следующим типом ловли рыбы стал ярусный лов. Использование этого метода подразумевает охоту за такой рыбой, как треска, тунец, палтус, сайда. Суть этого метода заключается в том, что в море спускается крючковая снасть с наживкой. Данная снасть крепится к длинному тросу, который и называют ярусом. По этой причине все корабли, использующие этот метод рыбной ловли, называют ярусниками.

В то время, пока судно следует к точке, где будет проводиться ловля рыбы, экипаж занимается насадкой наживки на крючки. Длина труса может составлять до 5 км. В таком случае имеется примерно 4500 крючков, на которые необходимо надеть наживку. Для того чтобы опустить снасть с крючками на самое дно, где и кормятся рыбы, используют якоря. Однако существуют и более продвинутые суда типа ярусника. Модернизация заключается в том, что на борту корабля имеется автоматическая система насадки наживки на крючки. Скорость насадки достигает четырех крючков в секунду.

Сейнер

Сейнеры - это рыболовные суда, матросы которых ведут лов рыбы, используя такой метод, как кошельковый невод. Данный невод поднимается из воды при помощи грузового крана корабля. Используется этот метод очень активно для ловли такой рыбы, как сельдь. Наибольший улов можно получить весной, если промышлять ловлей рыбы в городе Sitka, расположенном на Аляске. По своей конструкции сейнер - это самое простое рыболовное судно с одной палубой, а также надстройкой, которая чуть смещена в сторону носа корабля. На корме судна располагается рабочее пространство, где происходит хранение и обработка невода, а также тут располагается поворотная площадка, из которой он выметывается при облове. Стоит также отметить, что сейнер обычно буксирует за собой небольшую моторную лодку. Для того чтобы обнаружить большую стаю сельди во время ловли, у этого судна имеется эхолокатор.

Плавучие базы

Чаще всего происходит так, что рыболовное судно выгружает свой улов на рыбоперерабатывающий корабль. Данная категория считается наиболее многочисленной, а функционирует она обычно вдали от берега. На борту таких судов обязательно имеется место для хранения, а также для переработки рыбы. Среди характеристик таких кораблей можно выделить то, что их максимальная грузоподъемность может достигать от 2 000 до 3 000 тонн. Кроме этого, такие объекты имеют на своем борту оборудование, которое вполне способно осуществлять все процессы по переработке рыбы, включая очистку, разделку, замораживание и т.д.

Численность экипажа, который обслуживает это судно и работает на нем, доходит до 90 человек. Фото рыболовных судов этого типа всегда найти проще остальных, так как размеры этой категории корабля намного больше остальных. Стоит отметить, довольно долго находятся в тех районах, где ведется промысел рыбы, а потому они чаще всего комплектуются плавучими базами. На таких базах расположены административные органы флота, места отдыха экипажа, госпитали и средства для связи с землей.

Гарпунные суда или драги

Использование гарпунных судов оправдано лишь в охоте на очень крупную дичь. Чаще всего этой дичью являются киты. Такие судна оборудованы большими гарпунами, к концам которых крепится канат, а наконечник обладает либо заостренными концами, либо поворотными лапами. Тут стоит отметить, что ловля кита чаще всего осуществляется не одним судном. Для этого используют целые китобойные флотилии, а хранение и переработка добычи осуществляются на плавучих базах.

Однако в настоящее время ловля кита запрещена практически всеми странами, кроме Японии, Исландии и Норвегии. Рыбная ловля - это очень прибыльный промысел, однако стоит подготовиться к тому, что большую часть года придется проводить в море.

Промысловые суда предназначены для ловли различных рыб, китов, морских зверей и нерыбных объектов. Такие суда имеют большую автономость. Промысловые суда бывают добывающими, обрабатывающие и выполняющие обе функции сразу. Некоторые промысловые суда имеют охлаждаемые помещения для хранения пойманной рыбы. Обладают всем оборудованием для обработки рыбы. Водоизмещение некоторых промысловых судов превышает несколько десятков тысяч тонн.

Сейнер – промысловое судно, занимающееся ловлей рыб кошельковым закидным неводом. Однопалубное судно с надстройкой на носу и пространством на корме для хранения и обработки рыбы. Ha корме также есть поворотная площадка для управления неводом. Известен сейнерДмитрий Весельчаков.

Траулер – предназначен для лова рыбы траломи обработки продукта: очистки, мойки, заморозки. Траулер имеет множество видов: большой рыболовный, большой морозильный рыболовный, средний рыболовный, малый рыболовный и т.д. На траулерах XX века трал опускали с борта, у современных моделей трал опускается с кормы. На современных траулерах имеется рыбопоисковая аппаратура.

Литовский БМРТ Нида

Китобойное судно – большой специализированный корабль, предназначенный для ловли китов. Длина судна достигает 60 метров. Такие суда должны быть очень быстрыми. Для этого на них устанавливалась специальная система парусов, а позже усиленная двигательная установка. Выслеживая кита, с корабля спускаются шлюпки, и матросы с помощьюгарпуновубивают китов. На современных китобойных судах гарпун установлен на носу. В настоящее время не используются из-за запрета китобойного промысла.

Дрифтер – судно, ловящее рыбу дрифтерными сетями. Сеть закидывается с кормы и свободно плавает за судном. Судно имеет низкий надводный борт и снабжено аппаратурой для выбирания сети и обработки рыбы.

Вспомогательные суда

Суда, выполняющие второстепенные задачи – вспомогательные суда не перевозят пассажиров и грузы, не участвуют в битвах, но выполняют некоторые важные задачи: тушение пожаров, спасение потерпевшихбедствие. Другие предназначены для развлечения, например, для гонок. Есть также суда, которые выполняют научную исследовательскую работу.

Ледокол – судно, выполняющее ледокольные операции: проводка судов через льды, спасательные операции и, наконец, покорение арктических и антарктических льдов. Ледокол разбивает лёд своей тяжестью. В основном в качестве двигатель на ледоколах применяется паровая машина. Первым ледоколом стал российский «Пайлот». В1959 годупоявился ледокол «Ленин», который стал первым судном с атомной энергетической установкой. Вторым ледоколом-атомоходом была «Арктика». Также созданы российские «Сибирь», «Россия».

Буксир тащит баржу

Буксир – судно, предназначенное для транспортировки несамоходных судов. Буксирное судно берёт баржу или сломавшееся судно на буксирный канати доставляет в порт. Существуют буксиры-толкачи, осуществляющие буксировку методом толкания.

Пожарное судно – судно, предназначенное для тушения пожаров на больших судах, например, танкерах, или на берегу. На пожарном судне установлены насосы, подающие воду вшлангии рукавные линии. Судно может близко подходить к огню, поскольку по его периметру проложенытрубопроводы. Пожарные суда могут также тушить разгоревшуюся на поверхности водынефть.

Спасательное судно – предназначено для спасательных операций в море. Подбирает потерпевших крушение, на судне им оказывается медицинская помощь. Спасательное судно помогает кораблям, попавшим в аварию. Иногда берёт их на буксир и доставляет в порт.

Землесос – подводное и надводное судно, предназначенное для углубления подводной почвыв некоторых местах, также для взятия земли наэкспертизу.

Батискаф – подводный обитаемый аппарат, предназначенный для океанографических и других подводных исследований на большой глубине. Первый батискаф появился в 1948 году, построен учёнымОгюстом Пикаром. Благодаря прочности стен, батискаф выдерживает огромное давление на глубине более 10 000 м.

Спортивные суда – суда, участвующие в гонках и бьющие рекорды. Такие суда чаще всего – маленькие катера, развивающие большую скорость. Существует такое понятие как регата, в которой участвуют парусные суда.

Водолазное судно – судно, оснащённое водолазным комплексом и предназначенное для подводных работ.

Развлекательные суда – предназначены для развлечения людей. В список развлекательных судов входят водный мотоцикл,прогулочный катер,яхтаводный велосипед и разные типы лодок.

Плавучий маяк – мореходное, но не всегда самоходное, судно, предназначенное своим присутствием, а также подаваемыми им световыми и звуковыми сигналами отмечать определённую точку прибрежной зоны мирового океана с целью облегчения ориентировки судов в затруднённых условиях плавания. Устанавливается на мёртвых якорях, что исключает возможность его маневрирования с целью оптимальной встречи набегающей волны; это значительно снижает его безопасность в штормовой обстановке. Маяки бывают окрашены в красный цвет и имеют надпись на бортах: «Плавучий маяк».

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ
ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

Промысловые суда служат для добычи, переработки и
транспортировки рыбы, крабов, морского зверя и
морских растений.
По назначению промысловые суда делятся на:
добывающие,
добывающе-перерабатывающие,
перерабатывающие
обслуживающие или вспомогательные суда

Существуют две формы организации промысла -
автономная и экспедиционная.
При автономной организации судно вылавливает
рыбу и по заполнении трюмов транспортирует ее в порт
в обработанном виде, в виде сырца или
полуфабрикатов.
При экспедиционной организации рыболовные
суда уходят на промысел на длительное время и
заняты только добычей рыбы.

К добывающим судам относятся рыболовные суда:
траулеры
сейнеры
тунцеловы
рыболовные боты
китобои
К добывающе-перерабатывающим судам относятся:
большие морозильные траулеры-рыбозаводы (БМРТ)
траулеры-рыбоконсервные заводы
морозильные траулеры

К перерабатывающим судам относятся:
сельдяные
краболовные
рыбоконсервные плавучие базы
рыбомучные
морозильные суда (рефрижераторные суда)
К обслуживающим или вспомогательным судам
относятся:
суда для научных рыбохозяйственных исследований
рыболовно-поисковые суда
учебные суда
рыбоохранные суда

Траулеры являются наиболее
типом рыболовного судна.
распространенным
В зависимости от размеров различают большие,
средние и малые траулеры.
По способу траления различают траулеры бортового и
кормового траления.
Траулеры различают также по степени переработки
улова:
траулеры − ловцы
траулеры с частичной переработкой
траулеры-рыбозаводы

Большие рыболовные траулеры имеют: D=3000 … 3500т,
крупнейшие − 10000 т,
средние траулеры D=250…900т
малые траулеры и рыболовные боты − до 300 т.
Скорость больших траулеров - 12…14узл.
средних - 9,5… 12узл., малых - 8…9 узл.

Траулер и схема лова тралом

Рыболовный траулер с боковым тралением

10.

Сейнерами называют суда для ловли рыбы кошельковым неводом.
Различают большие, средние и малые рыболовные сейнеры.
Водоизмещение больших рыболовных сейнеров достигает 160-300 т,
средних - 100-150, малых - 45-80; скорость - 7-10 уз,
автономность плавания - 4-10 сут. Экипаж - 8-12 человек.

11.

Сейнер и кошельковый невод

12.

Неводом окружают косяк рыбы. Затем стягивают его нижнюю
кромку, образуя подобие кошелька, и выбирают улов на борт
сейнера.

13.

Улов кошельковым неводом

14.

Дрифтер (англ.
«drift»
дрейф)
рыболовное
судно,
предназначенное для ловли рыбы находясь в дрейфе при помощи
плоских сетей высотой от 3 до 15 метров и длиной до 5000 метров,
свободно плавающих после их постановки.
Схема дрифтерного лова

15.

Ярусный лов
Этот способ лова применяется для добычи наиболее ценных
видов рыб, обитающих в открытых морях и океанах, при малых
скоплениях рыбы или в тех случаях, когда затруднено
использование других способов лова.
Ярусный порядок
а - схема ярусного порядка; б
- конструкция поводка и
крепление его к хребтине; в -
конструкция буйка и крепление
его к хребтине

16.

Пока рыболовецкое
судно следует в точку лова,
команда надевает наживку на
4500 крючков, прикрепленных
к тросу длиной до 5 км,
которые составляют большую
снасть. Для исследования
морского дна капитан
использует эхолот и
электронные карты.
Лов ярусом

17.

Специальный лов
К специальным орудиям лова можно отнести тролловые снасти,
удочки, рыбонасосы, снасти для лова на электросвет, донные
подвижные неводы (драги, снюрреводы), донные ловушки, т.е.
снасти, используемые в специфических условиях и для ловли рыб
определенной породы.
Тролловая снасть
а - тролловая установка в
плане; б - соединение крючка с
лесой; в - оснащение крючка
приманкой в виде кальмара

18.

Драгеры- суда для сбора сгребаемых с морского дна устриц и
морских гребешков.

19.

Плавучие
базы
-
крупнейшие
промысловые
водоизмещением в среднем от 10000 до 15000 т.
Рыбопромысловая база
суда

20.

Рыбоперерабатывающие
суда самый
многочисленный
рыболовецкий флот, работающий на больших расстояниях от берега, и
имеющие на борту средства для хранения и переработки рыбы. На
современном плавучем заводе выполняются все процессы
переработки добытых морепродуктов, включая чистку, разделку,
замораживание,
брикетирование,
расфасовку,
упаковку,
консервирование, извлечение рыбьего жира, изготовление пищевых
продуктов. Полная грузоподъемность таких судов составляет от 2000
до 3000 тонн, численность экипажа доходит до 90 человек.

21.

Природоохранное судно проекта 6457с (спрут)

22.

КЛАССИФИКАЦИЯ
СЛУЖЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СУДОВ

23.

Служебно-вспомогательные суда разделяют на
обслуживающие и служебные.
К обслуживающим относятся:
ледоколы
буксиры
спасатели
противопожарные суда
судоподъемные
плавучие маяки
снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики)
зерноперегружатели и пр.
К служебным судам относятся:
научно-исследовательские
медико-санитарные (плавучие госпитали, карантинные суда)
плавучие гостиницы, общежития
суда-выставки
учебные суда

24.

Ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. В
зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые,
морские, и речные. Особую группу составляют арктические линейные
ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному
морскому пути.

25.

Ледокол за работой.

26.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ЛЕДОКОЛОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
КАТЕГОРИЯ
ИНТЕРВАЛ ВЕЛИЧИНЫ
ЛЕДОПРОХОДИМОСТИ,
НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕДОКОЛА
КЛАСС ПО
ПРАВИЛАМ
РЕГИСТРА
ПРИМЕРЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
ЛЕДОКОЛОВ
ЛИДЕР
(1 катег.)
свыше 3 м, надежная круггодичная работа во всех
арктических морях
Icebreaker 9
Проект ЛК-110Я
(атомный)
ЛИНЕЙНЫЙ
АРКТИЧЕСКИЙ
(2 катег.)
2,4-3 м, проводка караванов летом
и осенью по всему Севморпути,
круглый год в западном районе
Арктики и у побережья
ЛИНЕЙНЫЙ
(3 катег.)
1,8-2,4 м, проводка караванов
в неарктических морях, помощь
Icebreaker 9
Icebreaker 8
основному ледоколу при проводке
сложных караванов по Севморпути
АРКТИКА
(атомный)
Проект ЛК-60Я
(двухосадочный атомный)
ЕРМАК
ТАЙМЫР
Проект ЛК-25
Fennica, Oden
СЛУЖЕБНЫЙ
(4 катег.)
1,3-1,8 м, работа летом в Арктике,
зимой в неарктических морях
Icebreaker 7
МОСКВА
КАПИТАН СОРОКИН
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ
(5 катег.)
0,9-1,3 м, зимой проводка судов
в районах вблизи портов, летом
в прибрежных районах Арктики,
включая обслуживание буровых установок
Icebreaker 6
МУДЬЮГ
Проект ЛК-7
КАПИТАН БЕЛОУСОВ
ПОРТОВЫЙ
(6 катег.)
0,7 м, обслуживание причалов и
портах и на их акваториях, лето
и осень в мелководных районах Арктики
Icebreaker 6
ВАСИЛИЙ ПРОНЧИЩЕВ,
КАПИТАН ИЗМАЙЛОВ
РЕЧНОЙ
(7 катег.)
0,4 м, работа на реках, озерах и
водохранилищах
ВОЛГА
КАПИТАН ДРАНИЦЫН

27.

Ледокол «Москва»
Атомный ледокол «Таймыр»
с уменьшенной осадкой
для проводки судов в устья
сибирских рек.

28.

Ледокол «Мудьюг» с дизельэлектрической силовой
установкой.
Речной ледокол «Капитан
Демидов» во время работы.

29.

Буксиры, относящиеся к классу обслуживающих судов,
разделяют на океанские, морские, рейдовые, портовые и для
внутренних водоемов.
Буксиры (особенно портовые) отличаются малой длиной,
обеспечивающей необходимые им маневренные качества, и
большой остойчивостью.
Буксир

30.

Буксиры и толкачи используются для транспортировки плотов, барж и
различных плавучих сооружений.
Обычный буксир тянет за собой несамоходные баржи или лихтеры, которые
крепятся к нему буксирным тросом.
Толкач – толкает баржи впереди себя и находится в жёсткой сцепке с ними.
Для грузовых перевозок буксировка толканием предпочтительнее обычной.

31.

Буксир-толкач в сцепке с баржей

32.

Группа портовых буксиров ведёт по фарватеру огромный
крупнотоннажный контейнеровоз.

33.

В последние годы в связи с необходимостью организации спасательной
службы на море возник новый тип специализированных обслуживающих судов
- спасателей. Они отличаются высокой скоростью (18-22 уз), большой
мощностью энергетической установки (9000-22 000 л. с.) и оснащены
разнообразным оборудованием для оказания помощи терпящим бедствие
судам - для тушения пожаров, откачки воды, стаскивания с мели, подводного
осмотра и ремонта, буксировки, а также спасения людей и оказания им первой
медицинской помощи.

34.

Для тушения крупных пожаров на судах и прибрежных строениях служат
специальные пожарные суда, имеющие мощные противопожарные средства:
системы водо- и пенотушения. Дальность действия лафетных стволов,
подающих воду или другие огнегасящие средства, достигает 60-100 м. Эти
суда имеют высокую скорость (12-14 уз) и хорошую маневренность.

35.

Пожарные суда борются с огнем на вышке «Deepwater
Horizon» у берегов Луизианы 21 апреля 2010 года.
(Reuters/U.S. Coast Guard)

36.

Научно-исследовательский корабль "Сюэлун"

37.

Плавучий госпиталь ВМС США “Comfort”.

38.

Плавающий отель на реке Амазонке в Перу

39.

Учебное парусное судно барк «Крузенштерн»,
Россия, Калининград.

40.

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА

41.

К суда технического флота относятся:
дноуглубительные снаряды
грунтоотвозные шаланды
суда-нефтесборщики, удаляющие остатки разлитых на поверхности
моря нефтепродуктов
плавучие краны
крановые суда
плавучие доки
плавучие мастерские.
К этой группе судов причисляют также промышленно-хозяйственные
суда, предназначенные для выполнения различных строительных,
мелиоративных и лесосплавных работ, для прокладки кабеля, а также
добычи нефти и газа в открытом море, песка, гравия и других работ по
освоению континентального шельфа и Мирового океана:
плавучие буровые установки
буровые суда
трубоукладчики
цементировщики скважин
плавучие электростанции
суда-кабелепрокладчики
лесосплавные суда и т. п.

широко используются при освоении морских нефтегазовых месторождений
для прокладки трубопроводов диаметром до 1220 мм на глубинах до 130 м.
Судно-трубоукладчик

48.

Тип судов CABLE VESSELS - предназначены для прокладки
кабеля по морскому либо океанскому дну, а так же ремонта и
обслуживания линий передачи электричества и связи.

49.

Типы буровых платформ

50.

П л а в у ч и е б у р о в ы е у с т а н о в к и делятся на два типа:
с а м о п о д ъ ё м н ы е и п о лу п о г ру ж н ы е.
Как те, так и другие доставляются к месту бурения буксирами или на
специальном транспортном судне.

51.

П олу п о г р у ж н а я буровая установка, придя на место бурения, принимает
водяной балласт и частично притапливается.
В отличие от самоподъёмной установки она не опирается на дно, а остаётся
на плаву. В точке бурения она удерживается с помощью системы якорей или
комплекса подруливающих устройств.
Полупогружная
буровая платформа:
1 – осадка в походном
положении;
2 – осадка в рабочем
положении.
1
2

52.

Самоподъёмная буровая
установка на буксировке
(ферменные опоры выдвинуты
в крайнее верхнее положение,
чтобы уменьшить
сопротивление воды при
движении).
Самоподъёмная буровая
установка в рабочем
положении (опоры опущены и
упираются в дно).

53.

Для нормальной работы буровых платформ их необходимо обеспечить
топливом, буровыми растворами, бурильными трубами, цементом и т.п.
Кроме того, при смене точек бурения необходима буксировка платформы и
заводка ее якорей. Эту работу выполняют суда обеспечения
Судно обеспечения буровых установок

    промысловое судно - Судно, используемое для лова и обработки или только обработки рыбы и других живых ресурсов моря и имеющее на борту специальный персонал в количестве более 12 человек (под указанными судами понимаются рыбообрабатывающие суда, тунцеловные базы,… … Справочник технического переводчика

    Для добычи и обработки рыбы, а также морского зверя и других нерыбных объектов. Различают промысловые судна добывающие (траулеры, сейнеры и т. д.) и обрабатывающие (рыбоконсервные плавучие базы и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь

    Промысловое судно - 1. Промысловое судно Судно, используемое для лова и обработки или только обработки рыбы и других живых ресурсов моря и имеющее на борту специальный персонал в количестве более 12 человек (под указанными судами понимаются рыбообрабатывающие суда,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации - 1.6. Иностранное промысловое судно судно, осуществляющее плавание под флагом другого государства и ведущее промысел водных биоресурсов и (или) морские ресурсные исследования...