Как отбивать волейбольный мяч ударом снизу. Прием и передача мяча в волейболе Обучение технике передачи мяча двумя руками снизу

Мячи, летящие с большой скоростью, в современном волейболе принимаются, как правило, снизу двумя руками и реже - одной рукой. Установлено, что в технике выполнения этих приемов име­ются значительные различия исходя из встречной скорости полета мяча, высоты и направления его траектории по отношению к игроку. По этой причине крайне важно дифференцирование рассматривать технику приема мяча снизу, исходя из воздействий вышеперечис­ленных факторов.

Техника приема мяча снизу состоит из исходного положения и четырех последовательных фаз: подготовительной, основной (рабо­чей), заключительной и фазы последействия.

Рациональность приема мяча снизу состоит в том, что волей­болист, как правило, остается в опорном положении, позволяющем быстро включаться в последующие игровые действия.

Техника приема мяча снизу при незначи­тельной скорости полета состоит в следующем (рис. 28).

Р и с. 28. Контурограмма (а). хронограмма (б) и циклограм­ма (в) техники нижней переда­чи мяча, летящего со скоростью 6,4 м./сек.

В исходном положении ноги игрока согнуты в коленных и го­леностопных суставах, а туловище незначительно наклонено вперед. Руки в локтевых и лучезапястных суставах выпрямлены.

После исходного положения в подготовительной фазе несколь­ко увеличивается сгибание ног в суставах, благодаря чему руки опускаются вниз-назад. Из этого положения начинается активное разгибание ног, выпрямление туловища и смещение рук вперед-вверх.

Встречная скорость движения рук к мячу тем выше, чем меньше скорость полета мяча. При этом еще до момента соприкосновения рук с мячом скорость их движения в пространстве заметно понижается. Это выражается в замедлении движения рук в плечевых суставах,

приторможенном разгибании ног и выпрямлении туловища. Сниже­ние скорости движения в данном случае крайне важно для ʼʼмягкогоʼʼ плассированного соприкосновения предплечий с мячом и сообще­ния ему новой траектории.

Мяч соприкасается с супинированными предплечьями выпрям­ленных рук волейболиста. После приема мяча руки смещаются вперед-вверх главным образом за счёт выпрямления туловища и разгибания ног; смещение рук в плечевых суставах в данный момент почти отсутствует.

Мышечное напряжение двуглавой и трехглавой мышц плеча плавно повышается к моменту рабочей фазы и затем также плав­но понижается в послеударном движении при сопровождении мяча руками. Незначительное увеличение электрической активности на общем сгибателœе и разгибателœе кисти и пальцев свидетельствует о ʼʼсвободномʼʼ, ненапряженном состоянии мышц предплечья и кисти при выполнении приема мяча, летящего с незначительной ско­ростью. Плавность движений при данном способе техники приема мяча характеризуется также волнообразной структурой динамографической кривой, показывающей усилия игрока, прилагаемые к опоре.

В заключительной фазе (сопровождение мяча) наблюдается значительное выпрямление ног в коленных и туловища в тазобед­ренных суставах, что говорит об активности движений ног и туло­вища в момент приема мяча.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, техника приема мяча, летящего с незначитель­ной скоростью, состоит из плавного движения выпрямленных рук, смещающихся вперед-вверх, выпрямления туловища и активного разгибания ног, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ несколько притормаживается в момент со­прикосновения рук с мячом.

Затем волейболист быстро опускает руки вниз и принимает игровую стойку.

Техника приема мяча, летящего на уровне пояса при скорости его полета 18 м/сек (рис. 29), за­ключается в следующем.

В исходном положении ноги волейболиста незначительно согну­ты в коленных суставах (110-112°). Туловище игрока выпрямлено, взгляд направлен на приближающийся мяч.

В начале подготовительной фазы руки в течение 0,1 сек смеща­ются вниз-назад, что происходит одновременно с некоторым незна­чительным сгибанием ног в коленных, тазобедренных и голеностоп­ных суставах.

Несмотря на отсутствие движений в суставах, на мышцах плеча и предплечья уже в начале подготовительной фазы наблюдается по­вышение электрической активности, что свидетельствует о напря­жении этих мышц.

При смещении рук вперед-вверх скорость их движения доволь­но незначительна (2 м/сек), тогда как в момент подготовительной фазы простой передачи наблюдается более высокая скорость (до 8 м/сек). Это говорит о довольно быстром встречном движении

рук к мячу, летящему с незначительной скоростью, и их весьма медленном смещении вперед-вверх при увеличении скорости

С самого начала подготовительной фазы плечевой сустав по­следовательно смещается назад-вверх, что осуществляется одновре­менно с разгибанием ног в суставах и выпрямлением туловища.

Рис. 29. Контурограмма (а), хронограмма (б) и циклограм­ма (в) техники нижней переда­чи мяча, летящего со скоростью 18 м/сек.

Изменение положения стопы и динамографическая запись уси­лий, прилагаемых к опоре, свидетельствуют об активных движениях, направленных на отталкивание игрока от опоры вверх-назад, при котором происходит одновременное разгибание голеностопных и коленных суставов.

В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока, смещаясь назад-вверх, находится в приподнятом положении (нача­ло безопорной фазы) вследствие ранее приложенных усилий. Руки соприкасаются с мячом внутренней частью супинированных пред­плечий в течение 0,03 сек. К этому моменту скорость их движения в пространстве падает до нуля, что способствует смягчению удара и снижению скорости полета мяча после отскока до 9,9 м/сек.

Амортизация удара обеспечивается целым комплексом движе­ний. К ним относятся: приподнятое положение туловища в момент приема мяча и смещение рабочей поверхности рук вверх-назад.

Степень мышечного напряжения в фазе амортизации значи­тельно увеличивается. В особенности это проявляется в повышении напряжения двуглавой мышцы плеча и общего разгибателя паль­цев и кисти, что связано с выпрямленным положением рук.

Реактивное увеличение биоэлектрической активности у трехгла­вой мышцы плеча обусловлено отведением предплечий вниз в мо­мент соприкосновения с мячом, что является важным компонентом фазы амортизации.

Все перечисленные выше движения имеют непосредственное от­ношение и к заключительной фазе-смещению рук вверх-назад и безопорному положению туловища.

При высокой скорости полета мяча угол между плечом и вер­тикальной осью туловища не изменяется и в течение всœего приема находится в пределах 40°, что свидетельствует об отсутствии дви­жения рук в плечевом суставе навстречу мячу.

После смещения туловища назад-вверх волейболист приземля­ется, опускает руки вниз и занимает игровую стойку.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основной двигательный механизм рабочей фа­зы техники приема мяча, летящего на уровне пояса со скоростью 19-20 м/сек, состоит в максимальном снижении скорости дви­жения рук в рабочей фазе, что достигается последовательным раз­гибанием ног в коленных суставах, отталкиванием от опоры назад-вверх, выпрямлением туловища в тазобедренных суставах, смеще­нием плечевого сустава и рук назад-вверх.

Техника приема мяча, летящего ниже пояса со скоростью 20 м/сек (рис. 30), состоит в следующем.

В исходном положении ноги игрока согнуты в суставах, руки выпрямлены и подготовлены к приему мяча, туловище незначитель­но наклонено вперед, взгляд сконцентрирован на мяче.

Определив, что траектория полета мяча направлена ниже уров­ня пояса, игрок в подготовительной фазе сгибанием ног опускает ОПТ вниз. При этом вначале происходит смещение рук вниз-назад, а затем вперед-вниз. Скорость движения рук постепенно снижается и еще до момента соприкосновения с мячом приближается к нулю.

В фазе амортизации и отскока мяча сгибание ног продолжа­ется. В отличие от предшествующего способа приема мяча обраща­ет на себя внимание тот факт, что после соприкосновения рук с мя­чом ОЦТ игрока продолжает понижаться в результате непрекра­щающегося сгибания ноᴦ. Вследствие этого и главным образом из-за выпрямления туловища от 27° в начале рабочей фазы до 10° в мо­мент вылета мяча, а также из-за уменьшения угла между тулови­щем и плечом на 10-12°, руки волейболиста͵ амортизируя удар, смещаются назад-вниз. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в данном случае принимаю­щая поверхность рук для погашения силы удара смещается в сто­рону, противоположную направлению удара. В результате аморти­зации мяч получает начальную скорость отскока 8 м/сек.

После приема мяча скорость смещения рук в пространстве уве­личивается, а их движение направлено вверх. Увеличение скорости в данном случае связано не с активным их движением в суставах, а объясняется разгибанием ног, последующим их отталкиванием

Рис. 30. Контурограмма (а), хронограмма (б) и циклограм­ма (в) техники нижнего прие­ма мяча, летящего ниже пояса со скоростью 20 м/сек.

от опоры, выпрямлением туловища и перемещением ОЦТ игрока назад-вверх.

Отталкивание от опоры и перемещение ОЦ1 игрока назад-вверх имеет место и в технике рассмотренного выше способа, однако там это движение начинается несколько раньше. Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ за­паздывание в описываемом техническом приеме объясняется более значительным сгибанием ног, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ больше, чем в технике приема

мяча на уровне пояса на 30° в голеностопном, на 60°-в колен­ном и на 50° - в тазобедренном суставах.

Увеличение сгибания ног в суставах является необходимым условием при снижении траектории полета мяча, а более позднее разгибание ног, отталкивание от опоры и смещение ОЦТ волейбо­листа назад-вверх компенсируется в данном способе уступающим движением рук в рабочей фазе, направленным назад-вниз.

Заканчивается весь цикл движений смещением рук вверх-на­зад и затем вниз-назад, что происходит в результате отталкивания от опоры, выпрямления туловища, перемещения ОЦТ игрока назад-вверх и последующего приземления волейболиста.

Техника приема мяча снизу двумя руками с падением-перекатом на спину значительно расши­ряет диапазон действия волейболистов. Этот технический прием при­меняется тогда, когда мяч летит в стороне от игрока. Предохранение от ушибов и травм в результате динамичности движений в момент группировки игрока и переката делает его одинаково доступным как для мужчин, так и для женщин, юношей и девушек. Быстрота выполнения переката с последующим переворотом и выходом в упор лежа способствует быстрому включению волейболиста в игру. Точный отскок мяча вверх достигается симметричным расположе­нием сведенных вместе кистей рук.

Выполняя данный прием, волейболист, находящийся в игровой стойке, начинает перемещение в сторону полета мяча (рис. 31). Перемещение выполняется на согнутых в коленных суставах ногах. Сделав несколько мелких приставных шагов, игрок производит по­следний широкий шаг-выпад в сторону летящего мяча, одновре­менно опуская туловище к бедру опорной ноги (рис. 31, а, б, в). Сзади стоящая нога - прямая и касается внутренним сводом стопы

поверхности площадки. Руки волейболиста выпрямлены (кисти соединœены вместе) и вытянуты вперед-вниз в сторону приближаю­щегося мяча.

В основной фазе волейболист, продолжая сгибание ноги, нахо­дящейся на выпаде, смещает туловище за опору, отрывает от по­верхности площадки сзади стоящую ногу и подбивает опускающий­ся мяч (рис. 31, г). После этого в заключительной фазе следует приземление на бедро-таз (рис. 31, д), перекат на спинœе и пере­ворот через правое (левое) плечо с выходом в положение упора лежа (рис. 31, е, ж, з). Перекат с последующим за ним переворотом осуществляется благодаря развиваемой туловищем инœерции, полу­

чаемой в результате перемещения, быстрого снижения ОЦТ, выве­дения его за опору и отталкивания от нее в момент приема мяча. Из положения упора лежа волейболист может быстро встать на но­ги и включиться в игру.

Техника приема мяча снизу одной рукой с падением-перекатом на спину выполняется анало­гично описанному выше способу, за исключением фазы приема мя­ча, который производится одной рукой (рис. 32).

С помощью приема одной рукой можно еще больше увеличить обороняемый сектор площадки.

Техника приема мяча снизу двумя и одной Руками с опорой на руки и падением-перека­том на грудь-живот (рис.33).

Большое значение для успешной игры в защите имеют приемы мяча снизу одной и двумя руками с последующими падениями. Их применение является совершенно необходимым в том случае, когда

мяч неожиданно изменяет свою траекторию или летит далеко от игрока.

При этом умение использовать прием мяча с падением значи­тельно повышает игровую активность и расширяет диапазон дей­ствий волейболистов.

Наиболее распространенным и широко применяемым среди мужчин-волейболистов является прием мяча снизу в броске с опо­рой на руки и падением-перекатом на грудь - живот. Учитывая анатомо-физиологическне особенности женского организма, выполне­ние этого приема для женщин противопоказано.

Весь цикл движения можно расчленить на несколько последо­вательных фаз: передвижение по площадке с заключительным ша­гом-выпадом, отталкивание от опоры, безопорную фазу с приемом мяча и приземление с опорой на руки и падением-перекатом на грудь - живот.

Выполняя последний шаг передвижения, игрок постепенно вы­прямляет правую ногу и переносит вес туловища на выставленную вперед и согнутую в коленном суставе левую ногу. При этом наклон туловища вперед значительно увеличивается. Руки игрока опущены вниз и отведены несколько назад для предстоящего махового дви­жения. В фазе отталкивания левая нога почти выпрямлена в ко­ленном суставе и соприкасается с площадкой лишь носком стопы, завершающим толчковое движение.

В результате этих движений ОЦТ игрока смещается вперед-вверх, а туловище выносится за опору и отклоняется вперед от вер­тикали, руки выносятся вперед и готовятся к приему мяча. Бедро правой ноги, согнутой в коленном суставе, расположено горизон­тально к поверхности площадки.

В безопорной фазе левая нога, оттолкнувшись от опоры, начи­нает смещение вверх-назад и приближается к правой. Туловище игрока перемещается в пространстве вперед-вверх, угол его накло­на к горизонтали увеличивается.

Кисть правой руки производит удар по нижней поверхности мяча и затем несколько его сопровождает. Удар производится либо напряженной вогнутой частью ладони, либо тыльной ее стороной, либо кулаком. Смещение правой руки вверх противоположно дви­жению левой руки, которая смещается вниз для опоры о поверхность площадки.

После приема мяча туловище игрока продолжает находиться в безопорном положении, ОЦТ волейболиста начинает смещаться вперед-вниз по касательной к поверхности площадки, правая рука приближается к левой и также готовится к опоре.

С опоры рук о площадку начинается приземление. После этого в результате сгибания рук в локтевых суставах туловище, прогиба­ясь в поясничной части позвоночника, опускается вперед-вниз до соприкосновения груди и живота с площадкой. Фаза приземления сопровождается скольжением туловища по площадке. Для предот­вращения травмы подбородка игрок в момент приземления откло­няет голову несколько назад.

Вступление.

Передача сверху двумя руками, передача снизу двумя руками в волейболе относятся к базовым (фундаментальным) техническим элементам. Без правильного освоения этих элементов на начальных этапах обучения игре волейбол невозможно добиться ощутимых результатов в дальнейшем. Данное исследование базируется на мировом опыте обучения базовым техническим элементам волейбола, принятым в Италии, США, Германии. Исследование состоит из описания техники элемента, дидактических (обучающих) прогрессий, целевых обучающих установок, методических указаний и советов

ПЕРЕДАЧА СНИЗУ ДВУМЯ РУКАМИ

Прием мяча снизу двумя руками - это решающий элемент при переходе от защиты к нападению и возвращению подачи. Насколько хороший прием -часто диктует, как будет идти остальная часть игры. Команда, которая принимает эффективно, может последовательно бросать вызов любому противнику. Каждый игрок должен овладеть приемом, пока это не станет его врожденным качеством.

Передача мяча снизу двумя руками - часто один из первых легких элементов, который изучают молодые волейболисты, а также первая вещь, которую они забывают. Передача снизу двумя руками кажется неуклюжей новым игрокам. Нет ни одного другого вида спорта, который использует эту часть тела, чтобы войти в контакт с мячом и часто новые игроки пытаются использовать их кисти рук вместо предплечий. В этой работе обращается внимание на некоторые простые шаги обучения эффективному приему.

Первая вещь, которую Вы должны выучить - это выход к мячу . Сразу выходя к мячу, Вы должны принять стойку. Часто игроки пробуют паснуть мяч с первой установки их положения при приеме, заканчивающиеся увеличивающимися ошибками.

Поставьте нош так, чтобы одна была слегка впереди другой, на ширине плеч друг от друга. Кисти рук должны быть соединены вместе с большими пальцами, параллельными друг другу. Колени должны быть согнуты, а руки продлевали ваше тело так, чтобы они были параллельны с бедрами. Когда игроки наклоняются вперед, сохраняя их ноги прямыми, то это обычно заканчивается приемом мяча, который приходит слишком низко и быстро. Сохраняйте руки, параллельными к бедрам, что поможет устранять мячи, контактирующие с вашими руками выше локтей, иногда заканчивающихся двойным касанием или даже хуже - груди. Спина должна быть прямая, Вы должны быть расслаблены и держать ваши глаза на мяче.

Убедитесь, что руки соединенные вместе пытаются принять мяч в необходимом направлении. После контакта с мячом, ноги слегка продлеваю! движение и перемещают ваши руки незначительно в переднее и восходящее движение - "тыкание", попытайтесь использовать ноги, чтобы задать направление мячу, а не руки. Наклоните руки в направлении цели, сохраняя ваши бедра под вашим центром тяжести и наклоненными вперед. Наиболее важная и часто забываемая часть - это умение смотреть на мяч, когда он вступает в контакт с вашими руками. После того, как состоялся контакт с мячом, удостоверьтесь, что Вы держите вместе руки и они следуют за мячом к цели вашего приема. Удостоверитесь, что Вы не поднимаете их слишком высоко. Вы должны держать их всегда ниже уровня плеч при приеме мяча снизу двумя руками. Переместите вес к вашей впередистоящей ноге. Это увеличит способность управлять вашим приемом. Когда игроки " падают назад " при приеме мяча, он направляется выше ожидаемой траектории. Как всегда, приготовьтесь и поддерживайте глазами контакт с мячом.

Прием мяча снизу двумя руками - один из самых легких элементов в волейболе, но не многие игроки владеют им. Если Вы новичок или закаленный игрок, который принимает, но делает это некачественно, то постоянно стремитесь к улучшению приема мяча.

Фронтальная передача снизу

Фронтальная передача снизу с выпадом вправо

Передача снизу с перемещением скрестным шагом

Передача снизу двумя руками также известна как передача с ударом.

Чтобы использовать её правильно, Вы должны соединить ваши руки вместе и позволить мячу одновременно ударить мясистую часть ваших предплечий. Существует много способов соединить ваши руки, Мы затронем четыре способа. Но лучший cпocoб научиться состоит в том, чтобы наблюдать за игроками и экспериментировать. Общая ошибка состоит в том, чтобы позволить мячу ударить ваши запястья или кисти рук, часто заканчивающиеся непредсказуемым приемом или мячом, возвращенным через сетку, обычно называемым переходом. Лучший способ избежать этой проблемы состоит в том, чтобы напомнить себе напрячь ваши запястья и руки перед воздействием, чтобы создать платформу для мяча.

1 - кисть правой руки удобно сжата в кулак, левая слега раскрыта.

2 - пальцы правой кисти вытянуты и удобно соединены с левыми, большие пальцы соединены.

3 - правая и левая кисти руки не имеют прямого контакта, только посредством запястий, которые касаются внутренней стороной (с этой техникой легко подвергнуться ошибке - большое разделение предплечий, смещая плоскость отскока, такая техника может создавать проблемы, в частности, у начинающих).

4 - пальцы правой кисти скрещиваются с такими же пальцами левой кисти.

Пять основных предписаний

Выберите метод приема, который работает лучше всего для Вас. Не беспокойтесь, какой лучше другого. Это действительно персональный выбор для эффективного управления. Какой бы Вы ни выбрали, запомните эти пять пунктов:

  1. Держите мяч между запястьями и локтями в самой широкой части предплечья.
  2. Сожмите запястья и кисти рук для того, чтобы лучше вытянуть руки.
  3. Соедините локти. Это даст мячу большую площадь для контакта и помогает контролировать направление приема.
  4. Попытайтесь согнуть колени до того, как мяч долетит до Вас так. чтобы Вы обеими коленями смогли амортизировать подачу и переадресуйте передачу.
  5. Попытайтесь сжать плечи по направлению к цели в моментстолкновения.

Последовательность обучения передаче снизу двумя руками (приложение1)

ВЕРХНЯЯ ПЕРЕДАЧА ДВУМЯ РУКАМИ

Рассмотрим верхнюю передачу или передачу на удар. В спортивной литературе это называется верхней передачей, если фактически вторым касанием не пасуется нападающему. Передача на удар - один из самых легких волейбольных навыков, но самый трудный для достижения мастерства.

Передачей сверху намного легче управлять и направлять пас, чем передачей снизу или ударом. Абсолютно успешной передача становится возможной, если Вы занимаете положение готовности под мячом, с расставленными ногами на удобное расстояние, обычно на ширине плеч, одна нога на шаг впереди. Приподнимите голову, колени и локти должны быть согнуты. Кисти рук подняты выше головы приблизительно на 15 см. и удалены от вашего лба. Руки должны быть направлены наружу так, чтобы ваши большие и указательные пальцы сформировали треугольник. Это может использоваться как руководящий принцип, следя за мячом через этот треугольник.

Вы должны удостовериться, что ваши плечи перпендикулярны к вашей цели. Самое простое выполнить передачу в направление, к которому Вы стоите лицом. Однако, если занимаете положение под мячом достаточно рано, то до передачи необходимо скрыть ваше намерение. Если Вы находитесь под мячом, то Вы должны просто отшагнуть назад на один шаг прежде, чем состоится контакт, чтобы послать мяч вперед, и сделать шаг вперед, чтобы послать его назад. С практикой и увеличивающейся способностью, Вы не можете задерживать это действие ближе к времени контакта с мячом, не давая вашему противнику никаких признаков вашего направления передачи и поэтому оставляя блокирующим противника меньше времени, чтобы сблокировать предстоящий удар.

Как только мяч вступает в контакт с кистями рук, то форма кистей принимает форму,мяча вокруг него таким способом, что только большие пальцы и два верхних пальца совместно вступают в контакт с мячом. Пробуйте войти в контакт с мячом вашими пальцами и большими пальцами одновременно. Ладонь руки никогда не должна касаться мяча. Вы хотите войти в контакт с мячом в нижней части мяча. Снова, удостоверитесь, что ваши локти разведены. Если они находятся по направлению к телу, то в результате часто ошибка при передаче или нести. Поскольку мяч входит в контакт с кистями рук, продолжайте движение руками и ногами, направляя вес тела к предназначенному направлению передачи. Итак, если это передача вперед, то вес тела перемещается

вперед, передача назад за голову, то тогда назад. Как только мяч оставляет кисти рук, то ваши руки указывают направление к предназначенной цели.

Пасующий управляет нападением и определяет, кому из нападающих выполнить передачу. Иногда, команда имеет двух пасующих. Ключ к хорошей передаче на удар - постоянство. Основная предпосылка к передаче на удар - прием мяча с доводкой и преобразование его в хорошо направленный мяч, который может быть эффективно пробит другим игроком в площадку противника.

Правильная техника постановки кистей рук : поднять кисти рук приблизительно на пятнадцать сантиметров выше головы с большими пальцами в основании, направленными к вашим глазам. Пальцы должны быть расставлены и иметь немного чашевидную форму. Не расставляйте широко кисти рук. Как руководящий принцип, имейте промежуток не больше пяти сантиметров между большими и указательными пальцами.

КИСТИ РУК

Большие и указательные пальцы формируют равнобедренный треугольник. Зоны кистей рук, которые находятся в контакте с мячом. отмечены темным цветом.

ПАЛЬЦЫ

Пальцы полностью расслаблены. Контакт с мячом должен произойти со всеми десятью пальцами

Если подачу можно отрабатывать самостоятельно, то прием полностью зависит от подачи.

Игрок на подаче и игрок на приеме находятся в разных условиях. Первому психологически легче, так как его результаты зависят только от него самого. Ему никто не мешает в обращении с мячом: он сам выбирает цель, расстояние до лицевой линии, силу удара. Второй же игрок лишен этих преимуществ. Поэтому для того чтобы прием подачи не был слабым местом в игре команды, необходимо включать в программу занятий упражнения, развивающие быстроту, ловкость, координацию движений.

Техника приема

Чтобы исполнение приема мяча снизу соответствовало качеству тактической игры команды в целом, тренер должен хорошо узнать индивидуальный уровень возможностей каждого игрока и только после этого строить тактику игры. Качество приема мяча снизу зависит от стойки игрока: положения ног, корпуса и рук.

1. Ноги должны находиться в удобной широкой стойке в согнутом положении и быть параллельны друг другу.

2. Корпус прямой. При обучении приему мяча снизу тренер обязательно должен обратить внимание на спину ученика, чтобы быстро исправить ошибки. Если корпус немного наклоняется вперед, то спина выгибается, и со временем может развиться сутулость. Поэтому спина должна быть выгнута вперед, плечи развернуты, положение головы – такое, чтобы глаза смотрели прямо. Полет мяча, его уровень, изменение направлений определяет только взгляд. Выбор позиции для приема мяча – основа последующей точной передачи. Для этого каждый игрок должен знать: принимать позицию для приема мяча надо после того, как мяч пролетит половину или треть пути. Когда мяч рядом с игроком или уже над головой – ошибка неминуема.

3. Кисти в «замке», руки прямые, вытянуты и опущены вниз. Прием идет на предплечья. Положение корпуса и рук максимально взаимосвязано. Все зависит от полета мяча, его силы и цели передачи.

Тактические хитрости

Если при приеме мяча сверху тренер может поставить плохо принимающих учеников в безопасные зоны, то нижний прием должны уметь выполнять все. Для этого выстраивается система защиты, которая требует строгого соблюдения.

1. Качество приема мяча снизу зависит от строгой игровой дисциплины принимающих и от действий игроков атакующей команды. Каждый игрок должен знать свою задачу, место на площадке, чтобы не мешать товарищу в выборе позиции. Подачи принимают только справа (за исключением игрока зоны 5).

2. Игроки при приеме нападающих ударов из зоны 4 должны стоять по диагонали.

3. При приеме игроки задней линии сдвигаются вправо. Этого можно добиться путем соблюдения строгой дисциплины при тактическом построении игроков. Игрок зоны 6 может располагаться только в двух позициях: у трехметровой линии при страховке своих игроков передней линии или на 1–2 м дальше к задней линии по отношению к расположению игроков зон 1 и 5. Расположение игроков зон 1, 5 и 6 в одну линию – грубая ошибка.

Упражнения для обучения приему мяча снизу

При назначении игроков на прием следует ориентироваться на выполнение ими сложных упражнений, дающих большую физическую нагрузку.

Прием мяча снизу отрабатывается как индивидуально (броски в стену и прием отскочившего мяча), так и в группах.

1. В парах и тройках принимающий игрок отрабатывает прием сильных ударов или бросков на своей стороне площадки.

2. То же – через сетку.

3. То же – в определенной игровой зоне.

4. Для выработки низкой стойки удары надо делать вниз. Правильной низкой стойки можно добиться путем быстрого опускания на одно колено, сохраняя при этом прямое положение корпуса. Возможная ошибка: прием идет на почти прямых ногах за счет сгибания спины и опускания предплечий.

5. Для разворота предплечий вправо или влево бросок мяча идет прямо в грудь. Вес тела переносится на одну ногу, а предплечья занимают место корпуса. Это движение часто применяется при низких ударах в корпус, когда возможности отхода нет.

6. Перемещение в низкой стойке без движения рук в стороны. Качество передач всегда выше, если руки делают движение снизу вверх перед корпусом. Для этого надо вначале сделать 2–3 шага в сторону, а затем принять мяч.

7. Упражнение с несколькими мячами. Принимающий совершенствует сразу 2–3 варианта приема мяча снизу: после сильной подачи, укороченных бросков, бросков в корпус.

8. Игрок набрасывает мяч с противоположной стороны площадки. Его партнер должен выполнить прием и совместно с партнерами произвести розыгрыш мяча. Главное в этом упражнении – внимательность и правильный выбор позиции.

9. На приеме остаются три человека: два принимающих игрока и разводящий. Главная задача принимающих – довести мяч до разводящего. Когда эта задача выполнена, команда может решать любые тактические задачи в нападении.

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

WikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Удар мяча снизу опущенными и сцепленными в замок руками является самым основным и наиболее важным навыком в волейболе. Эта техника применяется для того, чтобы ударить мяч, находящийся ниже головы и, как правило, в качестве приема первой подачи или возврата мяча. Если вы собираетесь научиться играть в волейбол, вам нужно освоить этот удар, чтобы вы могли принимать и пасовать мяч.

Шаги

Встаньте на позицию. Вы должны поставить ноги на ширину плеч и немного наклониться вперед. Колени должны быть слегка согнуты, чтобы быть готовыми к движению. Вы должны соединить руки в последний момент перед приближением мяча; по приближении мяча, руки могут находиться примерно в пятнадцати сантиметрах одна от другой, и смыкать их вместе, когда мяч приближается к вам. Иначе будет сложно маневрировать, чтобы занять правильную позицию и отбить мяч.

Сделайте платформу из рук. Платформа - это область между запястьем и локтем, которая является “активной точкой” для удара по мячу. Чтобы сделать платформу, нужно соединить руки правильно и держать их прямо перед собой чуть ниже пояса с изогнутыми плечами. Соедините руки большими пальцами вместе. Не скрещивайте большие пальцы, так как можете потерять контроль над мячом.

  • Вы можете сжать одну руку в кулак, а второй обхватить ее (метод мяча) или спрятать большой палец в кулак на одной руке и обхватить второй (метод чашки).
  • Если используете метод чашки, большие пальцы должны быть параллельны друг другу, так же как и другие пальцы.
  • Помните, что нужно держать локти закрытыми, а колени согнутыми.
  • Пользуйтесь ногами. Пользуйтесь коленями и руками для того, чтобы отбить мяч. Люди думают, что все дело в руках, но на самом деле удар зависит от согнутых колен, которые создают импульс.

    Отбивайте мяч обеими руками. Выбирайте положение так, чтобы вы могли ударить мяч обеими руками. Иначе вы не сможете попасть по мячу правильно и провалите удар. Это может быть сложно, когда мяч летит на вас под неожиданным углом, но всегда важно стоять так, чтобы мяч ударил обе руки и вы могли направить его в нужном направлении.

    Двигайтесь к мячу, чтобы он падал прямо на вас. Конечно же, можно ударить мяч, стоя спиной к нему, но все-таки нужно убедиться, что вы контактируете с мячом, находящимся непосредственно перед вами (вам может понадобиться повернуться спиной к сетке).

    • Если вам не нужно возвращать мяч, раскачайте руки или поднимите их выше плеч. Если же нужно, медленно махайте руками назад столько, сколько понадобится.
  • Пасуйте мяч. Внимательно следите за мячом. Прослеживайте всю его траекторию даже после того, как отбили. Отбивайте мяч примерно на уровне талии. Как только он окажется над предплечьями, подпрыгните для того, чтобы выполнить удар. Старайтесь отбивать мяч предплечьями (выше ладони, но ниже локтя). В то же время, приподнимите руки чуть вперед и ни в коем случае не взмахивайте ими. Вопреки мнению неопытного большинства, сила удара должна идти от ваших ног, а не от рук.

  • Направляйте мяч. Наклоняйте или поворачивайте плечи для направления удара. Нельзя направлять мяч предплечьями, потому что их нужно держать ровно для создания платформы. Вместо этого двигайте руками так, чтобы они были вместе как одно целое. В идеале вы можете стать напротив траектории мяча, чтобы ударить его прямо. Старайтесь направлять его чуть правее центра сетки, так как именно там стоит связующий.

    • Вы должны опустить плечи и перенести вес вашего тела на мяч, летящий в направлении цели. Используйте платформу, чтобы отправить мяч точно в цель.
  • Следите за мячом после того как отбили его. Следите за мячом глазами, а не телом, пытайтесь держать подбородок внизу, так как это даст больше контроля над ним. Некоторые тренеры даже могут заставить взять воротник вашей рубашки в рот для того, чтобы научить вас удерживать подбородок внизу.

    • Как только отбили мяч, можете отдалить руки, но продолжайте держать их на расстоянии в пятнадцать или больше сантиметров одна от другой в ожидании мяча.
    • Не наклоняйтесь к мячу и не сгибайте спину; иначе будет плохой контроль. Согните колени и сделайте прыжок на шаг вперед или назад. Наклоняйтесь только в отчаянных ситуациях. Например, когда в полную силу бежите за мячом, который далеко от вас.
    • Держите ваши руки прямо и на одном уровне. Если одна рука будет выше второй, мяч отскочит перпендикулярно углу прикосновения. Этим можно воспользоваться, чтобы передать пас партнеру. Но сначала убедитесь, что умеете отбивать мяч прямо, чтобы в дальнейшем направлять его в желаемую точку.
    • Старайтесь не махать руками, когда пасуете мяч. Это приведет к неуправляемому пасу. Ваши руки не должны быть выше уровня плеч. Вместо этого попробуйте стать так, чтобы вы могли ударить его прямо или если это невозможно, наклонить плечи в направлении цели.
    • Если мяч летит на большой скорости, вам не понадобится прикладывать силу для удара (просто дайте мячу ударится о ваши руки, и направьте его с помощью ног).
    • Сохраняйте спокойствие и внимание.
    • Вы можете ударить мяч, чтобы послать его в сторону противника, в то время как опытные игроки пасуют мяч связующему, для выполнения подачи в прыжке.
    • Всегда ОСТАВАЙТЕСЬ НА НИЗКОМ УРОВНЕ. Это важно практически во всех аспектах волейбола. Такое положение увеличит контроль и силу подачи.
    • Практика определенно нужна в освоении подачи. Неплохой способ попрактковаться - это отбивать мяч от стены столько, сколько сможете.
    • Если вы играете больше чем с тремя людьми и хотите принять мяч, желательно кричать “МОЙ!”, чтобы избежать столкновений.
    • Не собирайте руки вместе в «чашку», такое действие сделает удар слишком сильным.
    • Не бойтесь бежать или нырять за мячом. Однако не бегите за мячом с соединенными руками. Из-за этого вы будете бежать медленно и пропустите мяч.
    • Вы можете вложить больше силы в удар, перемещая ваш вес непосредственно в его сторону.

    Предупреждения

    • Не скрещивайте пальцы. Если мяч случайно попадет по ним, это может привести к травмам.
    • Не бейте мяч ладонью. Большинство людей утверждают, что играть в волейбол больно, но это в основном потому, что они бьют мяч ладонью. Кроме того, ладонь не самая лучшая и гладкая платформа, ее неровность приводит к неточной подаче.
    • Не поднимайте и не переносите мяч. Удар должен быть быстрым. Если мяч остается в контакте с вами слишком долго, вам засчитают фол, и вы потеряете очко.
    • Если у вас нежная кожа или тонкая кость, то, скорее всего, у вас будут болеть предплечья уже после нескольких ударов. Не волнуйтесь, со временем вы привыкните, и боль пройдет.
  • Целями организации и проведения занятий волейбола являются освоение занимающимися данной спортивной игры, ее популяризация и приобщение учащихсяк систематическим занятиям физическими упражнениями. Для организации и проведения занятий по волейболу_школа должна иметь соответствующую материальную базу: игровую площадку, а также необходимый инвентарь: волейбольные мячи, волейбольную сетку, котораяможет устанавливаться на разной высоте.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №401

    Методическая разработка

    на тему:

    «Методика обучения технике приема и передачи

    мяча снизу двумя руками

    в волейболе»

    Разработчик:

    Максимова Татьяна Анатольевна

    учитель физической культуры

    педагог дополнительного образования

    педагог-организатор спортивной направленности

    Санкт-Петербург

    2015

    Проработав несколько лет учителем физкультуры, педагогом дополнительного образования, педагогом-организатором по спортивной работе, подробно рассматривая трудности и ошибки, которые возникают у школьников при изучении волейбола, я рекомендую упражнения, с помощью которых можно исправить эти ошибки или вовсе избежать их.

    Особенности методики обучения приёмов мяча

    Целями организации и проведения уроков волейбола являются освоение занимающимися данной спортивной игры , ее популяризация и приобщение учащихсяк систематическим занятиям физическими упражнениями . Для организации и проведения занятий по волейболу

    школа должна иметь соответствующую материальную базу : игровую площадку , а также необходимый инвентарь : волейбольные мячи , волейбольную сетку , котораяможет устанавливаться на разной высоте .

    Приём мяча снизу двумя руками

    Фото с сайта www.shutterstock.com

    Первый урок волейбола проводится в виде теоретического занятия . Последующие уроки служат для решения основных задач по обучению техническимэлементам игры , формированию умений и навыков , необходимых для волейбола .

    Планирование занятий по волейболу должно строиться исходя из задач изучаемого предмета и с учетом индивидуальных особенностей учеников . Задачинеобходимо ставить на каждый урок и даже на его отдельные части . В то же время учитель должен быть готовым к решению более отдаленных задач , которыепредстоит реализовать на следующих занятиях . Следует помнить , что в процессе обучения на одном уроке обычно решается 3 - 4 задачи . При этом очень важноразграничить основные и второстепенные задачи , реализуя их в соответствии с возрастом и уровнем физической подготовленности занимающихся . Для созданиянаиболее благоприятных условий при изучении игровых приемов необходимо придерживаться следующей последовательности :

    Общее ознакомление с игровым приемом .

    Выполнение игрового приема в упрощенных условиях .

    Изучение технического приема в условиях , приближенных к игровым .

    Совершенствование игрового приема в групповых упражнениях и игре .

    При подборе упражнения следует избегать однообразия , а при выполнении – большого количества повторений . Рекомендуемые задания должны постоянновидоизменяться , дополняться другими . Интерес к занятиям будет выше , если использовать соревновательную форму проведения урока : «Кто больше выполнитпередач ? » , «Чья группа дольше продержит мяч в воздухе ? » – и т . д .

    Таким образом , только правильно организованный учебный процесс , систематическое проведение комплекса мероприятий , направленных на предупреждениетравматизма , позволит сохранить и укрепить здоровье учащихся и добиться их спортивного совершенствования .

    1. Техника приема мяча снизу двумя руками

    Прием подачи чаще всего производится снизу двумя руками. Это самый надежный способ, и волейболисты всего мира так обычно принимают подачу. На рис. 1 показано положение игрока, принимающего мяч с подачи этим способом. В исходном положении ноги согнуты, одна нога немного впереди, руки подготовлены для приема мяча. Большое значение имеет положение рук. Кисти рук сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, развернуты кнаружи и максимально сближены. Очень важно своевременно занять показанное исходное положение. Для этого игрок должен уметь передвигать возможное направление подачи и своевременно выйти на удобную позицию для приема.

    1. Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий, иногда говорят «на манжеты». Руки в момент приема мяча выпрямлены, грубой ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Не должно быть сильного встречного движения рук, они приближаются к месту встречи с мячом за счет некоторого разгибания ног, руки подставляют под мяч, регулируя траекторию первой передачи, но не «отбивают» его. Существует даже выражение «прием подачи осуществляется ногами», подчеркивая этим роль своевременного выбора исходного положения. Степень сгибания ног зависит от траектории подачи, при очень низкой – игрок принимает мяч с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину.

    2. Подготовительные упражнения

    Определение навыком приема подачи во многом зависит от уровня развития определенных физических качеств, развитие которых и составляет начальный этапподготовки . В группе этих упражнений (подготовительных ) входят следующие :

    ∙ Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах , круговые движения кистями . То же , но кисти сомкнуты (пальцы сцеплены )

    ∙ Из упора стоя у стены , одновременное попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах : ладони располагаются на стене пальцами вверх , в стороны , вниз , пальцы сомкнуты или расставлены .

    ∙ Из упора стоя у стены отталкивание ладонными и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой .

    ∙ В упоре лежа передвижения на руках по кругу , носки ног на месте .

    ∙ Передвижение в упоре лежа , ноги удерживает партнер (для мальчиков ).

    ∙ Из упора присев , разгибаясь вперед - вверх , перейти в упор лежа .

    ∙ Броски набивного мяча (вес 1 кг ) снизу двумя руками в стену , после отражения от стены подставить руки (положение приема снизу ).

    ∙ То же в парах , расстояние – 3-4 м .

    Бег с ускорением из статического положения в ответ на сигнал (обычно зрительный ) и остановка после пробегания расстояния от 1 до 5 м .

    ∙ То же , но ускорение вправо , влево , спиной вперед .

    То же , но приставными шагами лицом , правым , левым боком , спиной вперед .

    Упражнения с ловлей набивного мяча весом 1 кг двумя руками на уровне коленей , руки прямые .

    Броски набивного мяча (1 кг ) на расстоянии до 10 м и ловля руками снизу . Броски различных мячей на расстояние 15-20 м и ловля .

    В этих упражнениях вырабатывается умение соразмерять свои действия с учетом направления полета мяча и развивается скорость реакции на движущийсяобъект , что очень важно при приеме подачи .

    Перечисленные упражнения применяются в занятиях систематически , даже тогда , когда юные спортсмены уже научились играть в волейбол . Послеопределенного периода использования этих упражнений приступают к упражнениям с волейбольным мячом . Вначале применяют подводящие упражнения .

    3. Подводящие упражнения

    В первую очередь надо научить правильному положению рук, кистей. Наиболее распространенным является такое положение рук, когда правая ладонь накладывается на левую, большой палец левой руки прижимается к пальцам правой и располагается параллельно большому пальцу правой руки. Обе кисти отгибаются внизу и в приеме мяча не участвуют. На рис. 2 показаны способы соединения кистей рук. Каждый спортсмен выбирает для себя способ

    Отбивание волейбольного мяча, подвешенного на шнуре. Движение рук - главным образом за счет разгибания ног – в плечевых суставах незначительно, в локтевых отсутствует. Основная задача – почувствовать положение рук в момент приема.

    То же, после перемещения вправо, влево и остановки.

    Прием мяча снизу, мяч набрасывает партнер (расстояние – 2-3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10-15 м).

    У стены: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение руками незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.

    То же, но мяч посылать в стену передачей сверху двумя руками. Расстояние постепенно увеличивается. выполнять на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад.

    а,б,в - правильно, г, д, е - с ошибками

    рис. 2

    То же, но мяч посылать в стену ударом одной рукой.

    Передачи над собой снизу многократно (жонглирование).

    Броски мяча вверх-вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока.

    Прием мяча в зону 6, мяч через сетку набрасывает партнер.

    Систематическое применение подготовительных упражнений (для развития специальных качеств) и освоение подводящих упражнений создают прочную основу для овладения навыками приема подачи в совершенстве. Главными здесь будут упражнения по технике. Они весьма многообразны.

    Стойки игрока

    Различают высокую , среднюю и низкую стойки , которые различаются положением ног , рук , туловища , углом между бедром и голенью . Высокая стойкаприменяется для разбега , выполнения нападающего удара и блокирования ; средняя – для выполнения передач ; низкая – для игры в защите .

    Возможные ошибки

    ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях ;

    руки опущены ;

    чрезмерный наклон вперед .

    поочередное выполнение стоек на месте ;

    принятие той или иной стойки по сигналу учителя ;

    принятие различных стоек после выполнения каких - либо заданий ;

    подвижная игра «Воробьи и вороны» , где исходными положениями являются стойки волейболиста ;

    перемещения по площадке в стойке волейболиста ;

    имитация различных стоек у зеркала .

    Прием мяча снизу двумя руками .

    Приём мяча снизу относится к технике защиты . Данный приём выполняют двумя и одной рукой . При обучении приёма мяча снизу двумя руками учительзаостряет внимание уч - ся на своевременном выходе под мяч . После перемещения к месту встречи с мячом игрок вместе с последним стопорящим шагом левой ногивыносит вперед руки , вытянутые и слегка напряженные , кисти соединены вместе . Ноги согнуты в коленях , туловище несколько наклонено вперед . Рукирасполагаются перпендикулярно траектории полета мяча . Вес тела переносится на впереди стоящую ногу . Прием производится в широком выпаде движением руквперед вверх .

    При приближении мяча , встречное движение начинают ногами , руки включаются в работу несколько позже . Прием мяча производится на нижнюю частьпредплечья . Нельзя сгибать руки в локтевых суставах в момент приема мяча . Не должно быть и большого встречного движения рук вперед вверх .

    Упражнения для обучения приему мяча снизу .

    Имитация приема снизу двумя на месте и после перемещения .

    Сделать выпад правой (левой ) ногой вперед , взять прямыми руками набивной мяч (вес 1 кг .) и не сгибая рук , бросить мяч вверх .

    То же , что и упр . 2, но выполнить после бега вперед и остановки .

    В парах . Броски набивного мяча снизу двумя . Обратить внимание , чтобы руки были прямые и не поднимались выше уровня плеч .

    Прием снизу подвешенного волейбольного мяча стоя на месте и после перемещения .

    «Жонглирование» мячом непрерывное отбивание мяча вверх снизу двумя руками .

    Передача снизу

    Используется при приеме подач , при игре в защите , при перебивании мячей через сетку .

    Возможные ошибки

    несвоевременный выход к мячу ;

    неправильное положение и движение рук ;

    несоответствие скорости движения рук и ног скорости полета мяча ;

    отсутствие согласованности в движении рук , туловища и ног .

    имитационные движения для уточнения положения рук , одновременное их движение в плечевых и локтевых суставах в сочетании с работой ног ;

    в парах : один игрок набрасывает мяч другому в удобное для приема положение , а тот возвращает его нижней передачей ;

    удар о пол мячом , затем перемещение и нижняя передача партнеру ;

    выполнение передачи над собой снизу двумя руками – на месте , в движении ;

    прием и передача мяча двумя руками снизу у стены или сетки .

    подвижные игры : «Мяч в воздухе» , «Мяч капитану» .

    Передача мяча двумя руками снизу

    Передача мяча двумя руками снизу - элемент техники, наиболее часто применяемый в игре. Он используется при приеме мяча после подачи, при игре в защите, при страховке и при перебивании через сетку мячей, далеко летящих за пределы площадки. Этот элемент техники игры наиболее надежен на начальном этапе обучения, когда ученики еще не обладают достаточно высокой подвижностью.

    Техника его выполнения заключается в следующем. Находясь в стойке готовности, волейболист принимает исходное положение - ноги на ширине плеч, согнутые в коленных суставах, одна впереди другой, руки выпрямлены и направлены вперед - вниз, локти приближены друг к другу, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед. При выполнении приема и передачи игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним.

    Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям рук. Движения прямыми руками вперед-вверх производятся только в плечевых суставах. Туловище выпрямляется, ноги активно разгибаются. Сопровождающее мяч движение выполняется за счет дальнейшего разгибания ног и туловища, а также плавного смещения рук вперед-вверх вслед за мячом .

    Выбор способа передачи мяча двумя руками снизу зависит от скорости полета мяча и высоты его траектории по отношению к игроку. При приеме мяча двумя руками снизу, летящего выше уровня пояса с незначительной скоростью, необходимы устойчивое положение игрока в средней стойке, плавное встречное движение выпрямленных рук вперед-вверх, выпрямлением туловища и заключительное активное разгибание ног.

    Если мяч летит на уровне пояса, то наклон туловища игрока вперед выражен незначительно. В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока смещается назад-вверх; скорость движения рук незначительна, что способствует смягчению удара и снижению скорости полета мяча после соприкосновения его с руками.

    При приеме двумя руками снизу мяча, летящего с большой скоростью (18-20 м/с) ниже уровня пояса, учащийся больше сгибает ноги в коленных суставах в исходном положении; ОЦТ понижается за счет увеличения сгибания ног в коленных суставах; руки, амортизируя удар, смещаются назад-вниз

    Целесообразно включать прием мяча двумя руками снизу в каждое занятие в виде эстафет у стены, встречных передач, чтобы постоянно закреплять навык в этом упражнении.

    Обучение передаче мяча двумя руками снизу осуществляется параллельно с усовершенствованием передачи мяча двумя руками сверху. Ученики должны научиться применять передачи снизу и сверху в зависимости от обстановки.

    Передача мяча на месте

    1. Передача мяча партнеру. Расстояние между учениками около 4 м. Партнер набрасывает мяч передающему игроку так, чтобы ему было удобно принять его двумя руками снизу. Передающий, приняв мяч, из исходного положения передает его партнеру. Обратить внимание на технику выполнения приема.

    2. Передача мяча партнеру с выпадом в стороны, вперед, назад. Партнер набрасывает мяч на 0,5 м левее, правее передающего, ближе к нему или за его голову. Передающий, сделав выпад, стремится принять мяч на нижнюю часть параллельно расположенных предплечий и согласованным движением ног, туловища и рук передает мяч. Обратить внимание учащихся на необходимость своевременного выполнения выпада к падающему мячу.

    3. Прием и передача мячей, летящих по различным траекториям. Игроки в парах располагаются на расстоянии 3-5 м друг от друга, поочередно передают мяч по низкой, средней и высокой траектории. Обратить внимание на изменение угла наклона рук при приеме и передаче в зависимости от траектории полета мяча: чем ниже траектория, тем больше угол наклона рук с последующим активным встречным движением их вперед-вверх.

    4. Прием и передача мячей, летящих с различной скоростью. Учащиеся в парах располагаются на расстоянии 3-5 м друг от друга, поочередно передают мяч, летящий с различной скоростью. Обратить внимание занимающихся на необходимость быстрого встречного движения рук к мячу, летящему с незначительной скоростью, и относительно медленном смещении рук вперед-вверх при увеличении скорости полета мяча. В том случае, когда мяч летит с большой скоростью, т. е. после удара, следует снижать скорость полета мяча за счет амортизации, когда в момент приема мяча туловище несколько приподнимается, а руки незначительно смещаются вверх-назад.

    5. Игроки располагаются на расстоянии 1,5-2 м от стенки, передают мяч двумя руками снизу с ударом о стенку (максимальное количество раз).

    6. Прием и передача мяча с изменением направления под углом 45°. Трое учащихся располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3 м друг от друга. Передача мяча слева-направо, в средней стойке. Обратить внимание учащихся на необходимость движения рук в направлении вперед-вверх-вправо после соприкосновения с мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела переносится на правую ногу. То же, но в другую сторону. Руки после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-вверх-влево, правая нога разгибается активно, тяжесть тела переносится на левую ногу.

    7. Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 3, колонна игроков - в зоне 5. Передача мяча из зоны 4 в зону 5, оттуда поочередно в зону 3 с возвращением мяча в зону 4.

    8. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, оттуда в зону 3 с возвращением мяча в зону 2. Основное внимание уделяется передаче мяча из зоны 1 в зону 3 .

    9. Передача мяча с изменением направления под углом 90°

    Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 2, колонна игроков в зоне 6. Поочередно из зоны 6 направляют мяч в зону 2, затем в зону 4.

    Прием и передача мяча через сетку. Учащиеся в колоннах располагаются с противоположных сторон сетки в 2 м от нее. Мяч передается по невысокой траектории - 0,5-1 м над сеткой.

    Игроки в колоннах располагаются в зонах 4, водящие - в зонах 3.

    Передача мяча из зоны 3 в зону 4, оттуда через сетку в зону 6 .

    Учащиеся в колоннах располагаются в зонах 2 правым боком к сетке, водящие в зонах 6. Передача мяча из зоны 6 в зону 2, оттуда в зону 6 .

    Прием мяча от сетки. Занимающиеся в колоннах расположены в зонах 4 в 1,5 м от сетки лицом к ней. Водящий с мячом стоит в зоне 6 в 3-4 м от сетки и бросает мяч в сетку; мяч поочередно после выхода вперед принимают игроки, стоящие в колонне, и передают водящему в зону 3 . Учащимся следует объяснить, что мяч отскакивает от сетки по-разному, в зависимости от того, в какое место сетки он попадает и с какой скоростью направлен в сетку.

    Передача мяча после перемещений

    1. Передача мяча после перемещения вперёд, в стороны, назад. В парах. Один не добрасывает мяч партнёру на 1-2 м, набрасывает левее, правее или за голову. Другой старается переместиться к летящему мячу так, чтобы до касания к нему руками уже находился в исходном положении.

    2. Учащиеся располагаются в парах на расстоянии 4 м. Один несильным ударом направляет мяч другому на 1 м ближе, левее или правее его.

    То же, что и в упражнении 2, но расстояние между игроками 6 м. Ударом или передачей мяч направляется партнеру на 1,5-2 м от него.

    Учащиеся в колонне располагаются в зоне 6,. учитель с мячом в зоне 3. Учитель несильным ударом направляет мяч в зону 5 или 1. Учащиеся поочередно после перемещения в сторону принимают мяч и передают его в зону 3. Учитель с мячом стоит на стуле в зоне 3 с одной стороны сетки, учащиеся построены в колонну в зоне 6 - с другой.

    Обучение передаче мяча двумя руками снизу перед собой , в стороны и за голову на месте

    1. Ознакомление с исходным положением перед выполнением передачи мяча двумя руками снизу .

    2. Упражнение в парах . Из исходного положения бросок мяча партнеру . Занимающиеся должны выполнять упражнение согласованным разгибанием ног и туловища , а также движением рук вперед - вверх .

    3. Упражнение в парах . Один занимающийся набрасывает мяч партнеру на предплечья выставленных вперед - вниз прямых рук , тот ударом снизу отбивает его вобратном направлении .

    4. То же , что и упр . 3, но мяч партнер не добрасывает , бросает левее или правее на 0,5 м от занимающегося , который вначале должен выполнить выпад или приставной шаг в сторону , а потом подбить мяч . Руки в момент удара в локтевых суставах не сгибают .

    5. Передача мяча двумя руками снизу в парах . Расстояние между 4 м .

    6. Передача мяча по треугольнику слева направо и справа налево . Перед передачей занимающийся должен принять исходное положение , повернуться лицом в направлении передачи и расположиться так , чтобы мяч можно было принять перед собой .

    7. То же , что и упр . 6, но четверо занимающихся передают мяч в сторону под углом 90 ° .

    8. Упражнение в парах . Бросок мяча за голову . Перед броском занимающийся делает выпад вперед и , прогнувшись , прямыми руками посылает мяч за голову напартнера .

    9. Передача мяча за голову . Трое занимающихся располагаются в колонну по одному . Крайний набрасывает мяч среднему , а тот ударом двумя руками снизупосылает мяч за голову на партнера .

    10. Упражнение в парах . Передача мяча двумя руками снизу через сетку .

    Обучение передачам мяча двумя руками снизу после перемещений

    вперед , в стороны и назад

    1. Упражнение в парах . Один занимающийся не добрасывает мяч партнеру , бросает левее , правее , за голову ; другой выбегает под мяч , принимает исходноеположение и ловит мяч , а затем имитирует передачу . Руки выпрямлены . Ноги и туловище разгибают одновременно с движением рук .

    2. То же , что и упр . 1, но занимающийся , выйдя под мяч , подбивает его двумя руками снизу , направляя на партнера . В момент удара руки не должны сгибаться влоктевых суставах .

    3. Занимающиеся в колонне по одному . Тренер не добрасывает мяч на 1 - 1,5 м , занимающийся выбегает вперед и ударом двумя руками снизу возвращает ему мячпо средней траектории .

    4. Трое занимающихся с мячами располагаются в зоне нападения с интервалом 2,5 м . Остальные построены в колонну по одному в зоне 5, откуда поочередновыбегают вперед и подбивают наброшенный им мяч , а затем перемещаются вправо и подбивают мяч , наброшенный другим , и т . д .

    5. То же , что и упр . 4, но построены в зоне 1 и перемещаются влево .

    6. Занимающиеся располагаются в шеренге на линии нападения лицом к сетке . Тренер из зоны 3 набрасывает мяч за голову первому занимающемуся , которыйпосле перемещения назад подбивает мяч двумя руками снизу , направляя его тренеру . Обучающимся необходимо быстро переместиться назад так , чтобы до удараруками по мячу находиться в устойчивом положении

    7. Встречная передача мяча через сетку в колоннах .

    8. То же , что и упр . 4, но мяч не добрасывается и перебивается через сетку .

    9. Передача мяча двумя руками снизу в зону 2 после перемещения из зоны 6 в зону 1.

    Обучение приему мяча после подачи

    1. Упражнение в парах . Один занимающийся с расстояния 7 - 8 м несильным ударом направляет мяч по средней траектории на партнера , который принимает его . Если мяч летит выше пояса , то занимающийся принимает его двумя руками сверху , если ниже -двумя руками снизу .

    2. То же , что и упр . 1, но расстояние между занимающимися 10 - 11 м .

    3. Упражнение в тройках . Двое занимающихся с расстояния 9 - 10 м поочередно подают мяч на третьего . При подаче мяча партнером снизу принимающий передает его двумя руками сверху , при верхней подаче принимающий передает мяч двумя руками снизу .

    4. То же , что и упр . 3, но мячи подают через сетку с расстояния 6 - 7 м от нее .

    Обучение приему мяча после подачи

    1. Занимающиеся располагаются на одной половине площадки (рассредоточено , независимо от зоны ), тренер с мячом - на противоположной - за лицевой линией . Тренер имитирует различные способы подачи , занимающиеся внимательно следят за его действиями и в зависимости от способа подачи (по заранее установленному заданию ) выполняют шаг вперед , назад , в стороны .

    2. Трое занимающихся располагаются в зонах 1, 6 и 5, остальные поочередно подают мяч . После приема мяч направляют в зону 3.

    3. То же , что и упр . 2, но мяч после приема направляют в зону 2.

    4. То же , что и упр . 2, но мяч после приема направляют в зону 4.

    Список литературы:

    1. А.Г. Фурманов Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. – М: 1982 стр.43-79

    2. Волейбол «У истоков мастерства» Ю.Д.Железняк, В.А. Кунянский

    Москва 1998г

    3. Волейбол « Путь к победе» Я. Мацудайра, Н. Икеда, М Сайто

    М «ФиС» 1999

    4. Волейбол «Внеурочная деятельность учащихся» Г.А. Колодницкий В.С.Кузнецов И.В. Маслов Москва 2011г

    5. Назаренко Л.Д. На занятиях с волейболистами-старшеклассниками /Л.Д. Назаренко // Физическая культура в школе.2005. - № 2. с. 43-46

    6. Гончарова Е.Д. Урок волейбола по методу круговой тренировки /Е.Д. Гончарова// Физическая культура в школе.2004. - № 6. с. 23-26

    7. Железняк Ю.Д. Обучение техники приема подачи в волейболе

    Физическая культура в школе.2004. - № 7. с. 29-34