Майская игра в мяч. Как играли в мяч древние майя? Ритуальная игра в мяч майя

Футбол не случайно пользуется особой популярностью на фоне других видов спорта. Мяч - древнее и универсальное изобретение человечества. Представители самых разных народов на всех материках уже играли с ним за много тысячелетий до наших дней. Причём, зачастую игре придавалось религиозное и мистическое значение: за поражение и даже за победу в игре «футболистов» приносили в жертву жестоким первобытным богам.

Футбол в древности

Окунемся в историю самой любимой в мире спортивной игры - футбола. Таки прав был дедушка Карл Юнг, когда открыл свое коллективное бессознательное, этот глубинный слой в подсознании каждого человека, в котором заложены-записаны знания едва ли не всего человечества. А в тех знаниях среди терабайтов самой различной информации большими и жирными буквами в частности написано слово «ФУТБОЛ», а еще «НАДО ГОЛ!», «СУДЬЮ НА МЫЛО» и далее по списку.

(Хотя записано в основном в подсознании мужчин, но и у некоторых девушек тоже случается). А футбол - не только самая популярная в мире спортивная игра, но и одна из самых древнейших. (Даже не игра, а образ, один из архетипов коллективного бессознательного всего человечества). Подтверждением этому служит тот факт, что в тех или иных проявлениях футбол возникал в разных культурах и цивилизациях, которые казалось не имели между собой никакого контакта, заядлыми футболистами были древние китайцы, римляне и греки, индейцы майя, эскимосы и еще огромное количество самых разных народов.

В некоторых местах появление футбола имело религиозную подоплеку, и было покрыто красивым покрывалом, сотканным из мифов и легенд. Скажем, у древних греков, по одному из мифов, первый футбольный мяч был подарен прекрасной богиней любви Афродитой (она же Венера) своему сыночку Амуру (это тот товарищ с луком и стрелами любви). Поэтому, когда Амур играл в футбол (вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности - целить стрелами любви человеческие сердца) любовь заменялась футболом, отступала на второй план, действительно, какая любовь, когда идет футбол!

У индейцев майя ритуальная игра в мяч упоминается в их священном эпосе Пополь-Вух. Там идет речь о приключениях двух божественных героев-близнецов, которым в частности приходится играть в мяч (т.е. футбол) со злыми богами смерти. И которых они, конечно же, побеждают (правда, забыл с каким счетом). Мяч, которым братья-близнецы играли в футбол, символизировал, не что не будь, а Землю, нашу любимую и дорогую планету. Индейцы майя воспроизводили свой эпос реальной игрой в футбол. Хотя это был не совсем футбол в современном понимании, более того, их футбол был не просто спортивной игрой, а самой настоящей религиозной мистерией.

Индейцы майя играли в ритуальный футбол каучуковым мячом, а в качестве ворот необходимо было попасть вот в такое кольцо, прикрепленное к стене.

Что сделать было довольно непросто, ведь как и в современном футболе, им запрещалось брать мяч руками, можно было пользоваться только ногами (и другими, кроме рук, частями тела). Но, тем не менее, индейские футболисты старались и выкладывались на все 250, ведь у них была очень мощная мотивация - команда, которая проигрывала, в полном составе приносилась в жертву богам. (Да-да, проиграл - и сразу секир бошка).

Любили играть в футбол и древние китайцы, у них эта игра называлась «цуцзюй» (с китайского переводится как «толкни мяч») и по официальной исторической версии именно китайцы были первыми, кто начал гонять мяч - зародился цуцзюй еще в 2 -м веке до н. е.

Игроки с помощью ног должны были закинуть маленький мяч в сетку противника. Игра в цуцзюй входила в обязательную физическую подготовку китайских воинов.

У эскимосов игра в мяч называлась «тунгантаак» и проводилась с наступлением первых морозов (видимо, чтобы согреться). Игроки разбивались на две команды, а целью игры было просто не допустить, чтобы команда соперников завладела мячом.

Римские легионеры, которые в свое время завоевали большую часть Европы и нехилую часть Азии и Африки, в перерывах между походами и битвами с варварами тоже любили сыграть в футбол, который у них назывался «гарпаструмом». В отличие от современного футбола, в древнеримском футболе можно было брать мяч в том числе и руками, а главной целью было пронести мяч на территорию противника. Таким образом, древнеримский футбол-гарпаструм был больше похож на современное регби или американский футбол и отличался немалой жестокостью (да и римские легионеры никогда не были пай-мальчиками). Римские легионеры, стоявшие в Британии, на свою голову познакомили с гарпаструмом местных жителей-кельтов, которым настолько понравилась эта игра, что сразу стала самой их любимой, а в 270 году н. е. в городке Дерби даже состоялся первый международный футбольный поединок между командами римлян и местных бриттов, в котором римляне были побеждены...

Мистика и ужасы древнего футбола

Руины древних стадионов ацтеков и майя, на которых смотреть древний футбол собирались сотни и тысячи болельщиков, сохранились до наших дней. Всего уцелело до 1300 подобных сооружений, некоторые - в прекрасном состоянии, куда лучшем, чем руины древнеримских колизеев. Размеры крупнейшего из таких стадионов в Чичен-Ица  достигают 96,5×30 метров. Площадки для человеческих жертвоприношений и особые сооружения, где выставлялись черепа принесенных в жертву «футболистов» находились тоже непосредственно на стадионах.

«Несмотря на многочисленные свидетельства, мы очень мало знаем о ритуальной значимости игры в мяч, - отмечает портал arzamas.academy. - Вероятно, она представляла собой сражение, которому мог приписываться сакральный смысл. Команды могли олицетворять две противоположные стихии, например огонь и воду, или два противоположных мира, например нижний мир и верхний мир. В иероглифических надписях майя упоминается, что игроки в мяч выступали в роли божеств... Начиная с классического периода (I тысячелетие н. э.) появляются свидетельства связи игры в мяч с человеческими жертвоприношениями. В разных областях Америки обряд жертвоприношения был разным. Чаще всего жертв обезглавливали. Эта особенность игры сильнее всего проявилась в классическом Веракрусе и в культуре майя, которые оставили наиболее полные изображения жертвоприношений. Среди последних - фрески на стенах стадионов и каменная плита с изображением обезглавленного игрока. Еще одна разновидность игры в мяч, известная у майя, была связана с войной. Захваченным пленникам заламывали за спину руки и ноги и таким образом сворачивали их в мяч, который сбрасывали со ступеней. Царь-триумфатор стоял внизу, принимая эту подачу и нанося побежденным решающий удар».

Любопытно, что вначале индейцы приносили в жертву капитана не проигравшей, а победившей (!) команды - у него вырезали сердце и сжигали его. Правила изменил местный властитель под смешным прозвищем «18 кроликов». Он счёл несправедливым, что казнили победителя и приказал вместо него приносить в жертву капитана проигравшей команды.

Смертельный футбол

Ацтеки и майя играли в ритуальный смертельный футбол или баскетбол под названием - «ток-а-ток». Многие историки считают, что именно эта игра, привезенная конкистадорами из Нового света, стала прародителем многих спортивных игр с мячом. Тогда, видимо и прошли первые чемпионаты Америки, по баскетболу и футболу. Проводились эти древние чемпионаты как правило в городах. Специально построенное поле для этой игры, представляло собой четырехугольный двор длиной около 50 и шириной около 18 метров, со всех сторон поле было окружено окруженный высокими уступчатыми стенами. Они походили на небольшие трибуны, на которых по-видимому располагалась знать Майя или Ацтеков. Этакие VIP трибуны.

Играли Майя, как и Ацтеки, в игру под названием «ток-а-ток». Именно ее многие считают прародителем если не футбола, то уж баскетбола, это точно. Мячом служил резиновый шар из натурального каучука дерева гевеи. Вес мяча у Майя, иногда достигал веса двух килограмм, хотя диаметром был не более двадцати пяти сантиметров. В отличие от игры в футбол, в «ток-а-ток» строго запрещалось касаться мяча ногами, и даже кистями рук. Водили мяч по игровому полю быстрыми движениями тела. Мяч толкали плечами, били коленями, подбрасывали головой и локтями. Эдакий, акробатический баскетбол. Кроме того на каждой из четырех наклонных гладких стен, где то на четырехметровой высоте, были вмонтированные каменные кольца, через которые игрокам было необходимо пробросить мяч. Причём, в это же время не дать сделать это команде противника.

Игроки часто сталкивались на больших скоростях. Именно поэтому они облачались в специальную экипировку. На груди был деревянный щит, руки и ноги обматывали полосами толстой кожи. Напоминает Американский футбол или регби, не правда ли? Так скольким спортивным играм дала начало «ток-а-ток»? Но все равно, это скорее всего был футбол! С помощью «ток-а-ток» не просто играли для удовольствия. Игра служила для обрядов и предсказаний. А самое страшное - для человеческих жертвоприношений. Капитана проигравшей команды приносили в жертву. А в очень засушливые годы и целую команду. Но прародителями этой игры, скорее всего были не Майя или Ацтеки, а по-видимому - Ольмеки. И цивилизации Майя и Ацтеков получили ее по наследству, вместе со страшным ритуалом жертвоприношения. И может это также стало психологической причиной гибели этих некогда великих цивилизаций.

Предлагаю включить нашу машину времени и отправиться тропинками прошлого - в историю этой самой любимой в мире спортивной игры - футбола. Таки прав был дедушка Карл Юнг, когда открыл свое коллективное бессознательное, этот глубинный слой в подсознании каждого человека, в котором заложены-записаны знания едва ли не всего человечества. А в тех знаниях среди терабайтов самой различной информации большими и жирными буквами в частности написано слово «ФУТБОЛ», а еще «НАДО ГОЛ!», «СУДЬЮ НА МЫЛО» и далее по списку.

Из блога

(Хотя записано в основном в подсознании мужчин, но и у некоторых девушек тоже случается). А футбол - не только самая популярная в мире спортивная игра, но и одна из самых древнейших. (Даже не игра, а образ, один из архетипов коллективного бессознательного всего человечества). Подтверждением этому служит тот факт, что в тех или иных проявлениях футбол возникал в разных культурах и цивилизациях, которые казалось не имели между собой никакого контакта, заядлыми футболистами были древние китайцы, римляне и греки, индейцы майя, эскимосы и еще огромное количество самых разных народов.

В некоторых местах появление футбола имело религиозную подоплеку, и было покрыто красивым покрывалом, сотканным из мифов и легенд. Скажем, у древних греков, по одному из мифов, первый футбольный мяч был подарен прекрасной богиней любви Афродитой (она же Венера) своему сыночку Амуру (это тот товарищ с луком и стрелами любви). Поэтому, когда Амур играл в футбол (вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности - целить стрелами любви человеческие сердца) любовь заменялась футболом, отступала на второй план, действительно, какая любовь, когда идет футбол!


Индейский футболист, изображенный на вазе майя, 650 год, из блога

У индейцев майя ритуальная игра в мяч упоминается в их священном эпосе Пополь-Вух. Там идет речь о приключениях двух божественных героев-близнецов, которым в частности приходится играть в мяч (т.е. футбол) со злыми богами смерти. И которых они, конечно же, побеждают (правда, забыл с каким счетом). Мяч, которым братья-близнецы играли в футбол, символизировал, не что не будь, а Землю, нашу любимую и дорогую планету. Индейцы майя воспроизводили свой эпос реальной игрой в футбол. Хотя это был не совсем футбол в современном понимании, более того, их футбол был не просто спортивной игрой, а самой настоящей религиозной мистерией.

Индейцы майя играли в ритуальный футбол каучуковым мячом, а в качестве ворот необходимо было попасть вот в такое кольцо, прикрепленное к стене.


Из блога

Что сделать было довольно непросто, ведь как и в современном футболе, им запрещалось брать мяч руками, можно было пользоваться только ногами (и другими, кроме рук, частями тела). Но, тем не менее, индейские футболисты старались и выкладывались на все 250, ведь у них была очень мощная мотивация - команда, которая проигрывала, в полном составе приносилась в жертву богам. (Да-да, проиграл - и сразу секир бошка).


Из блога

Любили играть в футбол и древние китайцы, у них эта игра называлась «цуцзюй» (с китайского переводится как «толкни мяч») и по официальной исторической версии именно китайцы были первыми, кто начал гонять мяч - зародился цуцзюй еще в 2 -м веке до н. е.


Китайский император наблюдает за игрой своих придворных в цуцзюй-футбол, из блога

Игроки с помощью ног должны были закинуть маленький мяч в сетку противника. Игра в цуцзюй входила в обязательную физическую подготовку китайских воинов.

У эскимосов игра в мяч называлась «тунгантаак» и проводилась с наступлением первых морозов (видимо, чтобы согреться). Игроки разбивались на две команды, а целью игры было просто не допустить, чтобы команда соперников завладела мячом.

Римские легионеры, которые в свое время завоевали большую часть Европы и нехилую часть Азии и Африки, в перерывах между походами и битвами с варварами тоже любили сыграть в футбол, который у них назывался «гарпаструмом». В отличие от современного футбола, в древнеримском футболе можно было брать мяч в том числе и руками, а главной целью было пронести мяч на территорию противника. Таким образом, древнеримский футбол-гарпаструм был больше похож на современное регби или американский футбол и отличался немалой жестокостью (да и римские легионеры никогда не были пай-мальчиками). Римские легионеры, стоявшие в Британии, на свою голову познакомили с гарпаструмом местных жителей-кельтов, которым настолько понравилась эта игра, что сразу стала самой их любимой, а в 270 году н. е. в городке Дерби даже состоялся первый международный футбольный поединок между командами римлян и местных бриттов, в котором римляне были побеждены...

Мистика и ужасы древнего футбола

Руины древних стадионов ацтеков и майя, на которых смотреть древний футбол собирались сотни и тысячи болельщиков, сохранились до наших дней. Всего уцелело до 1300 подобных сооружений, некоторые - в прекрасном состоянии, куда лучшем, чем руины древнеримских колизеев. Размеры крупнейшего из таких стадионов в Чичен-Ица  достигают 96,5×30 метров. Площадки для человеческих жертвоприношений и особые сооружения, где выставлялись черепа принесенных в жертву «футболистов» находились тоже непосредственно на стадионах.


Древний стадион в Мексике, Монте-Альбан, Bobak Ha’Eri , 2005 год

«Несмотря на многочисленные свидетельства, мы очень мало знаем о ритуальной значимости игры в мяч, - отмечает портал arzamas.academy . - Вероятно, она представляла собой сражение, которому мог приписываться сакральный смысл. Команды могли олицетворять две противоположные стихии, например огонь и воду, или два противоположных мира, например нижний мир и верхний мир. В иероглифических надписях майя упоминается, что игроки в мяч выступали в роли божеств... Начиная с классического периода (I тысячелетие н. э.) появляются свидетельства связи игры в мяч с человеческими жертвоприношениями. В разных областях Америки обряд жертвоприношения был разным. Чаще всего жертв обезглавливали. Эта особенность игры сильнее всего проявилась в классическом Веракрусе и в культуре майя, которые оставили наиболее полные изображения жертвоприношений. Среди последних - фрески на стенах стадионов и каменная плита с изображением обезглавленного игрока. Еще одна разновидность игры в мяч, известная у майя, была связана с войной. Захваченным пленникам заламывали за спину руки и ноги и таким образом сворачивали их в мяч, который сбрасывали со ступеней. Царь-триумфатор стоял внизу, принимая эту подачу и нанося побежденным решающий удар».

Любопытно, что вначале индейцы приносили в жертву капитана не проигравшей, а победившей (!) команды - у него вырезали сердце и сжигали его. Правила изменил местный властитель под смешным прозвищем «18 кроликов». Он счёл несправедливым, что казнили победителя и приказал вместо него приносить в жертву капитана проигравшей команды.

Ацтеки и майя играли в ритуальный смертельный футбол или баскетбол под названием - «ток-а-ток». Многие историки считают, что именно эта игра, привезенная конкистадорами из Нового света, стала прародителем многих спортивных игр с мячом. Тогда, видимо и прошли первые чемпионаты Америки, по баскетболу и футболу. Проводились эти древние чемпионаты как правило в городах. Специально построенное поле для этой игры, представляло собой четырехугольный двор длиной около 50 и шириной около 18 метров, со всех сторон поле было окружено окруженный высокими уступчатыми стенами. Они походили на небольшие трибуны, на которых по-видимому располагалась знать Майя или Ацтеков. Этакие VIP трибуны.

Играли Майя, как и Ацтеки, в игру под названием «ток-а-ток». Именно ее многие считают прародителем если не футбола, то уж баскетбола, это точно. Мячом служил резиновый шар из натурального каучука дерева гевеи. Вес мяча у Майя, иногда достигал веса двух килограмм, хотя диаметром был не более двадцати пяти сантиметров. В отличие от игры в футбол, в «ток-а-ток» строго запрещалось касаться мяча ногами, и даже кистями рук. Водили мяч по игровому полю быстрыми движениями тела. Мяч толкали плечами, били коленями, подбрасывали головой и локтями. Эдакий, акробатический баскетбол. Кроме того на каждой из четырех наклонных гладких стен, где то на четырехметровой высоте, были вмонтированные каменные кольца, через которые игрокам было необходимо пробросить мяч. Причём, в это же время не дать сделать это команде противника.


Из блога

Игроки часто сталкивались на больших скоростях. Именно поэтому они облачались в специальную экипировку. На груди был деревянный щит, руки и ноги обматывали полосами толстой кожи. Напоминает Американский футбол или регби, не правда ли? Так скольким спортивным играм дала начало «ток-а-ток»? Но все равно, это скорее всего был футбол! С помощью «ток-а-ток» не просто играли для удовольствия. Игра служила для обрядов и предсказаний. А самое страшное - для человеческих жертвоприношений. Капитана проигравшей команды приносили в жертву. А в очень засушливые годы и целую команду. Но прародителями этой игры, скорее всего были не Майя или Ацтеки, а по-видимому - Ольмеки. И цивилизации Майя и Ацтеков получили ее по наследству, вместе со страшным ритуалом жертвоприношения. И может это также стало психологической причиной гибели этих некогда великих цивилизаций.

«В мои планы не входил рассказ о спортивных состязаниях в мяч у майя. Однако, сам по себе факт того, что для древнего народа не были чужды развлечения, соревнования, спортивная борьба и конкуренция, достоин упоминания. Несмотря на то, что народ майя имел такую необыкновенную письменность, почти никаких упоминаний не осталось о каждодневной, будничной жизни простых людей. Никаких хозяйственных записей или расчетов, имущественных документов… Возможно, записи делались на материале, не предназначенном для столь длительного хранения. Память о правителях сохранилась на века и тысячелетия. На стелах, памятниках, архитектурных сооружениях, в гробницах, на стенах зданий - в камне были выбиты их имена и даты правления. Много рисунков посвящено их жизни, а также батальным схваткам и победам. Большое мастерство и недюжинная сила требовались от художников и скульпторов, архитекторов для создания шедевров.

Стела 1. Накбе Химбапь. Стела 1

Стела 11, Копан Ваза с именами 19 правителей Калакмуля.

Пишущий кролик. Деталь керамической вазы.

Всё же, предметы быта, красивые безделушки, кувшины, кубки для питья какао всегда украшались орнаментом либо рисунком. Искусство древнего народа было на высоте. Вот почему в 16 веке большой популярностью пользовались артефакты, привезенные из Нового Света. Однако, это большая интересная тема. Кому интересно, можно обратиться к источнику.» (Автор блога Н.А.)

Отрывки из книги: Дэвид Дрю. «Майя. Загадки великой цивилизации.»
http://coollib.com/b/251529/read

А теперь вернемся к открытиям наших героев, сделанным в Ушмале. Там Стефенс и Казервуд обнаружили странное место — поле, на котором возвышались две параллельные стены, удаленные друг от друга на расстояние в 20 метров. К каждой стене на некотором удалении от земли было прикреплено каменное кольцо, напоминающее, как бы сейчас сказали, баскетбольное. Путешественники справедливо предположили, что данное поле со странными стенами и кольцами на них служило «площадкой для какой-то массовой игры». Такая же площадка, только более внушительных размеров, имелась и в Чичен-Ице. Стефенс назвал этот комплекс «Гимназиум». В записях испанского хроникера Эрреры исследователи нашли описание игры в мяч — тлачтли, — которую практиковали ацтеки во времена испанской конкисты:

Мяч этот сделан из резины, которую дает одно дерево, растущее в жарких странах. Они ударяли по нему любой частью тела… иногда били по нему бедрами, что считалось высшей степенью проворства и ловкости. Место, где проходила игра, представляло собой длинное узкое поле, всегда оштукатуренное и ровное. На боковых стенах они прикрепляли плоские камни, похожие на мельничные жернова. В центре каждого камня зияло отверстие такого же размера, как и мяч, и тот, кто попадал мячом в это отверстие, выигрывал игру.

Таким образом, предположения Стефенса подтвердились.

Игрок в мяч


Поле для игры в мяч — еще одна занимательная достопримечательность Копана. Подобные поля имеются и в других городах, но стадион в Копане — самый впечатляющий и вместительный среди всех, причем таковым он сделался при 18-Кролике.

Копан. Площадка для игры в мяч

Стефенс первый связал некое сооружение в Чичен-Ице, которое назвал «гимназиум», с игрой в мяч, описанной еще испанскими хроникерами во времена конкисты. Испанцы, если и имели опыт игры в мяч, то лишь те из них, кто жил в Экстремадуре и в свободное время гонял на задворках своего городка или селения надутый свиной пузырь. Зрелище, которое они наблюдали во время ритуальных ацтекских празднеств, немало их удивляло. Могучие тела игроков, настоящие стадионы с трибунами, толпы зрителей — все это не могло не изумить непрошеных гостей. Дошло до того, что Кортес в 1528 году отправил в Европу целую группу мексиканских игроков. В общем, в Месоамерике в мяч играли повсюду, правда, правила в разных местностях варьировались. Самый древний стадион обнаружен на тихоокеанском побережье Чьяпаса и датирован приблизительно 1800-м годом до н. э. Эту игру культивировали ольмеки, с тех пор сохранилось несколько довольно плотных резиновых мячей. Собственно, само название «ольмеки» этому народу дали ацтеки, что в переводе с языка на-уатль означает «люди из страны каучука». Кстати, ольмеки, выплачивая дань Теночтитлану, отправляли туда ежегодно, помимо прочего, 16 тысяч каучуковых мячей.

Клеймо с площадки для игры в мяч в Копане. Игрок слева в защитных доспехах — один из героев-близнецов. Его соперник — бог подземного мира

Вариантов и разновидностей игры в мяч существовало действительно много, как и конструктивно отличающихся стадионов. У ацтеков игровое поле в плане напоминало букву «I»: центральная аллея шириной от 8 до 10 метров и длиной до 40 ограничивалась по сторонам двумя параллельными стенами и на концах переходила в широкие игровые зоны. Как отмечают хроникеры, в двух противоборствующих командах одновременно могли находиться не более чем по 4 человека.

Правила заключались в том, что мяч надлежало поддерживать в воздухе, ударяя по нему коленями, локтями или кистями рук; другими частями рук и ног действовать запрещалось. Разрешалось использовать отскоки мяча от стены. Мяч диаметром от 15 до 20 сантиметров, сделанный из цельного куска резины (каучука), был необычайно тяжелым, поэтому игроки, одетые лишь в набедренные повязки, часто получали различные травмы. Однако у них имелись дополнительные средства защиты: перчатки, наколенники, пояса-корсеты, выполненные из шкур животных, деревянных щитков, либо подушечек, набитых растительным волокном. Иногда на поясе игрока крепился «хомут», чтобы тот мог противостоять особенно сильным ударам; известны даже каменные «хомуты», но они настолько тяжелы, что вряд ли использовались для игры — скорее, в ритуальных целях.

К сожалению, испанцы не оставили никаких комментариев по поводу правил игры или подсчета очков, но, анализируя собранные по крупицам сведения, мы приходим к выводу, что игроки противоборствующих команд стремились во что бы то ни стало протолкнуть мяч сквозь каменное кольцо, висевшее на каждой из боковых стен. Внутренний диаметр кольца был чуть-чуть больше диаметра мяча, поэтому, чтобы сотворить такое чудо, требовались и везение, и мастерство. Команда, умудрившаяся забросить мяч в кольцо, сразу же объявлялась победителем, а игрок — настоящим героем. Ученые сходятся во мнении, что даже просто попадание мячом по кольцу приносило какие-то очки. Дополнительные баллы начислялись, если одна из команд загоняла мяч на игровое поле противоположной команды.

Команду, уронившую мяч на землю, штрафовали очками либо сразу же объявляли проигравшей. Испанцы наблюдали за болельщиками с не меньшим интересом, чем за ходом игры. Зрители кричали, вскакивали с мест, заключали между собой пари. По окончании матча болельщики проигравшей команды порой уходили домой без одежды, теряли имущество и отдавали себя в рабство выигравшей стороне. Испанцы обычно запрещали такие пари из соображений безопасности для самих же болельщиков, и просто считая этот обычай варварством. Но особенно поразил испанцев тот факт, что проигравшую с позорным счетом команду в полном составе могли обезглавить прямо после окончания матча.

В классический период правила и условия игры в мяч существенно отличались в разных городах. На барельефах и керамике того времени «спортивные» сцены показывают, что мяч мог быть гораздо большего диаметра (ученые не исключают, что это художественный прием преувеличения), а поля меньшего размера.

Самой большой площадкой для игры в мяч в майяском мире считается стадион в Копане. В древние времена знать наблюдала за состязанием, сидя на ступеньках примыкающих к игровому полю пирамид. Простой же люд толпился под стенами стадиона, слушая «комментатора». Последний стремился угадать ход развития матча, вслушиваясь в реплики игроков и звуки мяча, отскакивающего от коленей и локтей игроков, а также от стен. Иногда комментатору кричали с пирамид, объясняя истинное положение дел на поле.

До недавнего времени считалось, что тлачтли — игра в мяч по-ацтекски — не имеет ничего общего с тем, что практиковалось среди майя: якобы последние играли мягче, изящнее, и уж, конечно, и речи не было о послематчевых расправах. Однако барельефные тексты и рисунки явно указывают на то, что и в мире майя игра в мяч носила сакральный характер и являлась центральным элементом во всей религиозной жизни общества даже среди знати. Так что последствия неудачной игры для спортсменов майя могли быть такими же печальными, как и для ацтекских. Здесь прослеживается некая связь с гладиаторскими боями Древнего Рима, где жертвоприношение с обязательным убийством проигравшего также составляло часть общего ритуала.

Как ритуальные объекты стадионы для игры в мяч строились посреди главной площади города, что подчеркивало значение этого действа в общественно-религиозной и культурной жизни народа. В Копане, например, игровое поле формирует «мост» межу Акрополем — священным обиталищем царей — и общественными комплексами и площадями в северной стороне города. Этот район был полностью перестроен 18-Кроликом и в качестве главного украшения получил целую россыпь удивительных монументов и стел.

Паленке. Внутренний двор площадки для игры в мяч, левая сторона.

Паленке. Барельеф с изображением пленных, связанных своими же набедренными повязками.

Фигурки игроков в мяч. Культура майя, начало VII века н. э. Boltin Picture Library / Bridgeman Images / Fotodom

Мифы

Игра в мяч так или иначе была зафиксирована во множестве артефактов, оставшихся от древних мезоамериканских культур, — в рисунках, барельефах, статуэтках, фресках. Cцены игры с мячом есть в каждом мезоамериканском кодексе и во множестве индейских мифов. С эпизода игры начинаются основные сюжеты одного из главных мифологических произведений майя — эпоса «Пополь-Вух ».

«Пополь-Вух» состоит из трех частей. В первой части описывается сотворение мира, в двух других — история о братьях-близнецах Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу и их игре в мяч.

Братья были вторым поколением богов, детьми прорицателей, придумавших, из чего делать людей. Все свое время они проводили за игрой в мяч. Однажды они не смогли найти место, где бы поиграть, и увидели незнакомую пустую дорогу, не догадываясь, что эта дорога ведет в преисподнюю — Шибальбу.

Демоны преисподней, боги всех болезней, страхов и смерти, сильно заволновались, почему это у них над головами кто-то пинает мяч,
не испытывая к ним никакого страха и почтения. Выглянули, чтобы посмотреть, кто это, и увидели Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу. На братьях было очень хорошее снаряжение: кожаные наколенники, перчатки, шлемы и маски; в подземном мире не существовало ничего подобного, и владыки Шибальбы стали им сильно завидовать. Они вышли к братьям, начали сладко с ними разговаривать, уверять, что игра «сделает подземных богов счастливыми». Братья не сообразили, что их хотят убить, простились
с матерью и отправились в подземелье, где, пережив множество испытаний, были принесены в жертву демонами.

В другой части речь идет уже о детях Хун-Хун-Ахпу — братьях Шбаланке и Хун-Ахпу. История начинается так же: братья приходят поиграть на неизвестную дорогу, которая оказывается путем в преисподнюю. И их тоже зовут в подземный мир сыграть матч. Шбаланке и Хун-Ахпу тоже не стали отказываться, но, в отличие от отца и дяди, все испытания они прошли успешно, убили чудовищ, препятствовавших явлению зари, и отомстили
за гибель родственников, победив демонов Шибальбы.

Согласно мифу, сохранившемуся в ацтекской «Легенде Солнц», полулегендарный правитель тольтеков Уэмак решил сыграть в мяч
с божествами дождя — тлалоками. Обе стороны поставили на кон драгоценности — зеленые камни чальчиуитль (жад Жад — различные камни зеленого цвета (жадеит, серпентин, фуксит и пр.), которые имели высокую ценность. ) и перья птицы кецаля. После того как Уэмак выиграл, тлалоки предложили ему символический выигрыш — зерна кукурузы вместо жада и початки вместо перьев кецаля. Оскорбленный царь отказался принять такой выигрыш, потребовав настоящие драгоценности. Тлалоки отдали их ему, но в наказание наслали на тольтеков четырехлетний неурожай и голод.

Правила

У игры в мяч не было раз и навсегда установленных правил — они могли различаться от места к месту и от эпохи к эпохе. Правильнее рассматривать мезоамериканскую игру в мяч как целое семейство похожих игр.

Типы игры: «бедро-мяч», «локоть-мяч», «палка-мяч» и «рука-мяч» — различались не только правилами, но и размерами мяча, обликом стадионов и характером экипировки. Наиболее ранней и популярной версией игры можно назвать «бедро-мяч».

Воспроизвести правила древней игры во всех подробностях сегодня невозможно, но многое позволяют узнать изображения и описания игр, увиденных испанцами в XVI веке. Некоторые детали можно реконструировать, наблюдая за игрой «улама», в которую играют современные индейцы.


Сцена игры в мяч из ацтекского кодекса Борджиа www.academia.edu

Видимо, игра выглядела примерно так: в матче участвовало два игрока или две команды игроков из двух или трех человек. Каждая команда располагалась на своей половине поля, мяч перекидывался между игроками до его выхода
за пределы площадки или падения на землю. Команда, заставившая соперника уронить мяч, зарабатывала очки. Победителя определяли по сумме очков. Позднее появилось нововведение: на противоположных сторонах стадионов стали размещать каменные кольца. В игре появилось много дополнительных правил, которые применяются и во многих современных командных играх. Эти правила упомянуты в текстах испанского монаха Торибио де Бенавенте (по прозвищу Мотолиния), описавшего жизнь ацтеков в 1520-30-х годах.

Команда, закинувшая мяч в кольцо, сразу побеждала. Но это происходило очень редко, поэтому обычно победитель выявлялся по сумме заработанных очков.

Игрок мог заработать очки для своей команды, если после его удара мяч попадал в стену за спиной соперника. Если игроку приходилось дважды бить по мячу перед возвращением его противникам, или если он бил мяч в кольцо, но не попадал в него, или если от его удара мяч покидал пределы поля, его команда теряла очки.

Ритуал

Несмотря на многочисленные свидетельства, мы очень мало знаем о ритуальной значимости игры в мяч. Вероятно, она представляла собой сражение, которому мог приписываться сакральный смысл. Команды могли олицетворять две противоположные стихии, например огонь и воду, или два противоположных мира, например нижний мир и верхний мир. В иероглифических надписях майя упоминается, что игроки в мяч выступали в роли божеств.

Игрок в мяч готовится
к жертвоприношению. Хутьяпа, Гватемала
www.authenticmaya.com

Начиная с классического периода (I тысячелетие н. э.) появляются свидетельства связи игры в мяч с человеческими жертвоприношениями. В разных областях Америки обряд жертвоприношения был разным. Чаще всего жертв обезглавливали. Эта особенность игры сильнее всего проявилась в классическом Веракрусе Классический Веракрус — культура, существовавшая в I тысячелетии н. э. в северной части современного мексиканского штата Веракрус. и в культуре майя, которые оставили наиболее полные изображения жертвоприношений. Среди последних — фрески на стенах стадионов и каменная плита с изображением обезглавленного игрока.

Еще одна разновидность игры в мяч, известная у майя, была связана с войной. Захваченным пленникам заламывали за спину руки и ноги и таким образом сворачивали их в мяч, который сбрасывали со ступеней. Царь-триумфатор стоял внизу, принимая эту подачу и нанося побежденным решающий удар.

Экипировка

Рисунки, каменные рельефы и статуэтки — основные источники информации о том, как одевались древние игроки в мяч. Одежда и экипировка были весьма разнообразны: например, на рельефах Даинзу изображены игроки в плащах и масках, в ацтекских кодексах на руках игроков видны перчатки.

Фигурка игрока в мяч в шлеме. IV-VII века н. э. Private Collection / Bridgeman Images / Fotodom

Основной набор игрока при игре бедрами состоял из набедренной повязки, иногда с кожаной защитой бедер. Такие повязки изображены на статуэтках игроков из Тлатилько, Тлапакоя Тлатилько и Тлапакоя — самые крупные памятники культуры тлатилько, существовавшей в долине Мехико между 1250 и 800 годами до н. э. и культуры ольмеков Ольмеки — одна из ранних культур Мезоамерики, расцвет которой пришелся
на XV-V века до н. э.
. Во многих культурах для дополнительной защиты использовался пояс-корсет. На поясе также крепился «хомут» весом до 30 килограммов, который использовался для более сильного удара по мячу. Многие игроки также использовали наколенники. Судя по сохранившимся изображениям, игроки могли быть оснащены защитными шлемами и пышными головными уборами (они особенно часто встречаются на вазах майя и на статуэтках с острова Хайна).

Размеры и вес мячей, использовавшихся в игре, неизвестны: ученые нашли несколько десятков мячей, которые были положены в священных болотах
и родниках как подношения, но остается неизвестным, использовались ли
они в игре. Основываясь на параметрах современных мячей для игры и археологических свидетельствах, можно предположить, что древние мячи были примерно 20 сантиметров в диаметре, а весили четыре килограмма и более, так как делались из каучука. То есть это был цельный кусок резины: испанский летописец Диего Муньос Камарго свидетельствовал, что травмы, полученные после контакта с мячом, были настолько серьезны, что требовали хирургической помощи, а если мяч попадал игрокам в голову или живот, это и вовсе приводило к гибели.

Стадионы


Стадион для игры в мяч в Монте-Альбане. Около 500 года до н. э. Wikimedia Commons

Всего в Мезоамерике было обнаружено более 1300 стадионов для игры в мяч, известных как тлачтли.

Размеры стадионов сильно различаются, но форма их всегда одинакова — это длинное узкое пространство между горизонтальными и наклонными стенами (изредка вертикальными). Стены были оштукатурены и ярко раскрашены. Первые стадионы были открыты со всех сторон, позднее с двух сторон добавились замкнутые пространства, из-за чего сверху стадион был похож на букву I. Размеры крупнейшего стадиона в Чичен-Ица Чичен-Ица — город майя на севере мексиканского полуострова Юкатан (VIII-ХI века). — 96,5 на 30 метров, а стадиона в Тикале Тикаль — одно из крупнейших городищ майя. — всего 16 на 5 метров. Отношение длинной стороны стадиона к широкой почти всегда составляет 4:1.

Стадионы были частью ритуальных комплексов. В них входили пирамиды, храмы (часто заупокойные), площадки для человеческих жертвоприношений, цомпантли — особые сооружения, где выставлялись черепа принесенных
в жертву (иногда их называют «стены черепов» или «места черепов»).

Для индейцев было важно, чтобы стадионы были сориентированы либо по оси север-юг, либо по оси запад-восток. Ученые предполагают, что в первом случае площадки указывали на север, где, согласно представлениям некоторых индейских народов, находилось царство мертвых. Во втором случае (ось восток-запад) ориентация стадионов, возможно, указывала на связь игры с движением небесных светил, прежде всего солнца.


Ритуальная игра в мяч. Рисунок на керамическом сосуде. 900-500 годы до н. э. research.mayavase.com

Кроме игр, на стадионах проходили другие ритуальные мероприятия, а также музыкальные представления и фестивали. Предметы, найденные на главном стадионе Теночтитлана, включают миниатюрные свистульки, окарины (глиняные фигурки-флейты) и барабаны. На доколумбовых керамических изделиях из Западной Мексики изображены соревнования по борьбе, проходящие на стадионе для игры в мяч.

Происхождение игры

Ученые не могут точно ответить на вопрос, когда и где появилась игра в мяч. Самому старому стадиону, найденному археологами в Пасо-де-ла-Амада Пасо-де-ла-Амада — археологический памятник в штате Чьяпас на юге Мексики (XIX-XII века до н. э.). , около 3400 лет: он был построен приблизительно в 1400 году до н. э. Несколько каучуковых мячей, обнаруженных на территории религиозного центра ольмеков Эль-Манати Эль-Манати — археологический памятник
на юге мексиканского штата Веракрус (XVIII-XIII века до н. э.).
, еще древнее: они датируются 1700-1600 годами до н. э.

Современность

Один из видов этой игры — улама — дожил до наших дней среди индейцев Мексики.

Две команды играют на прямоугольном поле без сетки, располагаясь каждая на своей половине. Также как и в волейболе, мяч перекидывается между командами до его выхода за пределы поля или до падения на половине противника, но отбить мяч можно только бедрами и локтями.

В последнее время латиноамериканские чиновники активно поддерживают идею воссоздания чемпионата: считается, что он может привлечь туристов. 

Ритуальная игра в мяч была распространена почти во всех регионах Мексики. Собственно, «тлачтли» на языке ацтеков и «пок-та-пок» на языке майя – не была игрой в нашем понимании, хотя и зрители, и болельщики на ней присутствовали. Игра в мяч была тесно связана с богами подземного царства, которые, согласно индейским сказаниям, сами были заядлыми игроками.

Точные правила этой игры до нашего времени не сохранились, к тому же, они менялись от региона к региону и время от времени. Неизменным оставалось то, что игра носила не развлекательный, а ритуальный характер и была напрямую связана с человеческими жертвоприношениями. В разное время в жертву приносились либо игроки побежденной команды, либо победившей, либо только их капитаны – в источниках нет единого мнения на этот счет. В любом случае, жертвоприношение участника являлось большой честью для него и для его семьи и воспринималось с гордостью.

Большие стадионы для этой игры выстраивались только в крупных религиозных центрах. Кое-где сохранились каменные фризы с изображением игроков. Например, на фризе в Чичен-Итце показан капитан команды победителей, держащий в руках голову побежденного соперника.

Уже сама игра могла стоить человеку жизни или сделать его калекой. Игра велась тяжелым каучуковым мячом, вес которого мог достигать 4 кг. Удар таким мячом при должном ускорении мог запросто убить человека. Поэтому игроки имели специальное снаряжение, надежно защищающее тело. Отбивать мяч можно было бедром, локтями или коленями, но ни в коем случае не ступней и не руками. Испанцы, впервые наблюдавшие эту игру, отмечали, что некоторые травмы, полученные игроками, были так серьезны, что им требовалась хирургическая помощь. Современная версия игры – «улама» – больше походит на волейбол. Каждая команда – от 2 до 5 человек – находится на своей части поля, игроки перебрасывают мяч друг другу до его падения на землю.

Стадион представлял собой узкое поле, ограниченное двумя стенами, с большим или меньшим уклоном, от которых отскакивал мяч. На этих стенах укреплялись тяжелые каменные кольца, в которые нужно было попасть мячом. Сделать это было не так-то легко, т.к. диаметр кольца был лишь ненамного больше диаметра мяча, к тому же, висели они довольно высоко. Каждый неудачный бросок засчитывался как промах. Команда, первой забросившая мяч в кольцо, считалась победительницей.

Экипировка игроков представляла собой набедренную повязку, с кожаной накладкой для защиты бедер, или же корсет. На поясе крепилось специальное приспособление в виде хомута, которое служило для сильного удара по мячу. Вес хомутов мог доходить до 30 кг, хотя считается, что такие тяжелые хомуты не использовались для игры, а надевались только в ритуальных целях. Иногда игроки использовали наколенники и перевязывали руку в локте. На отдельных изображениях можно видеть на головах игроков пышные головные уборы из перьев. Предположительно, назначение их тоже было ритуальным.

В некоторых источниках говорится, что в игру играли и просто так, ради развлечения. В ней принимали участие все желающие, в том числе женщины и даже дети.

Мариула Рамачандран