Основы боя на мечах. Фехтование с катаной

В Японии спочан входит в курс обязательной школьной программы на уроках физкультуры. Считается‚ что этот вид спорта воспитывает у детей смелость‚ целеустремленность и решительность. Но овладеть данными качествами не поздно и во взрослом возрасте!

Анна ДЮЖЕВА, фитнес-редактор:

«Помню, как в детстве мой папа пытался обучить меня базовым приемам самозащиты. Тогда я лишь заливисто хохотала и отчаянно молотила по воображаемому сопернику. А теперь понимаю, что даже минимальные навыки в этом деле важны. Впрочем, помимо правил техники безопасности на тренировке по спочану я также узнала, как управлять своими эмоциями и трезво оценивать ситуацию. Умение вовремя взять себя в руки, отбросить страх и сомнения, грамотно расставить противнику тактические ловушки, чтобы реализовать право на удар, особенно ценно в повседневной жизни для достижения высоких целей в карьере или устройства личной жизни. Сегодня атакуешь ты, а завтра могут атаковать тебя. Нужно быть готовым к любым неожиданностям. Разве не так звучит главный девиз успешных людей?!»

Каори КИМУРА, четвертый дан по кэндо и спочану, инструктор фитнес-клуба «Икс Фит Фьюжн»:

«Спочан (сокращенно от «спорт чанбара») - это современное искусство фехтования на травмобезопасных аналогах холодного оружия - поролоновых мечах. Впервые спорт чанбара появился в 1971 году благодаря японскому мастеру Танабэ Тэцундо как система вооруженной самообороны. В России восточное единоборство стало развиваться только в 2002 году. Соревновательный спарринг проводится до одного очка, выигрывает спортсмен, нанесший удар первым. Благодаря поролоновым мечам и защитному снаряжению (заниматься необходимо в шлеме) спочан называют простым и доступным боевым искусством. Обучиться ему могут люди любого возраста и физической подготовки. В ходе увлекательных поединков улучшается скорость реакции, выносливость и координация».

Упражнения

Боевая стойка

Встаньте напротив противника, правую ногу выставьте немного вперед. Правая рука чуть согнута в локте и держит меч, левая напряжена и лежит на бедре. Приготовьтесь к атаке!

«Мен» - удар по голове

Встаньте в боевую стойку. Сделайте правой ногой небольшой шаг вперед. Правой рукой выполните широкий замах мечом от плеча и нанесите сопернику удар по голове.

Для защиты шагните назад и поднимите меч над головой перпендикулярно оружию противника.

«Аши» - удар по ноге

Встаньте в боевую стойку. Сделайте правой ногой выпад вперед и, направив меч к полу, нанесите удар по ноге соперника. Для защиты опустите меч вертикально вниз, опережая таким образом удар противника.

«Котэ» - удар по руке

Встаньте в боевую стойку. Сделайте правой ногой небольшой шаг вперед и, слегка размахнувшись, нанесите удар по правому предплечью соперника.

Для защиты отступите назад, отводя правую руку в ту же сторону и прижимая запястье к туловищу.

«Цуки» - укол в корпус

Встаньте в боевую стойку. Сделайте правой ногой небольшой шаг вперед и атакуйте соперника коротким колющим ударом в центральную часть туловища.

Для защиты выполните небольшой размах мечом справа налево и отразите удар, поставив свой меч перпендикулярно оружию противника.

Регулярные тренировки по спочану оказывают положительное влияние одновременно и на тело, и на дух. На занятиях укрепляются все основные группы мышц, повышается самооценка и вырабатываются лидерские качества.

Для ясности здесь опущены обычаи всех японских искусств, таких как, проявление уважение к своему оружию или завязывание хакама (самурайских штанов). Если не указано иначе, «вид искусства», «искусство» и «форма» относятся к искусству владения японским мечом.

Шаги

    Выберите вид искусства. Поскольку каждый имеет свои особенности боя, вы должны найти вид боевого искусства, в котором вы компетентны. Если вы не знакомы с японскими боевыми искусствами, то вот несколько самых известных:

    Соберите необходимое снаряжение. Снаряжение зависит от вида искусства. Среди видов оружия известны такие:

    Возьмите книги. После того, как вы выбрали вид искусства, в котором заинтересованы и подобрали необходимое снаряжение, подберите учебники по теме и проведите некоторые исследования. Книгами нужно пользоваться В СОЧЕТАНИИ с квалифицированным учителем! Пытаться самостоятельно изучить приемы настоятельно не рекомендуется, поскольку это может разрушить ваши основы.

    Найдите сенсея (боевого наставника). Невозможно обучиться искусству без учителя. Найдите додзё или школу для изучения желаемого искусства.

    Тренируйтесь. Практикуйте ката, или последовательность движений, до того, как вы сможете выполнять их быстро и эффективно. При необходимости, найдите себе партнера для тренировки. Затем, если разрешено, переходите на других. Не забывайте о старых.

  1. Приобретайте настоящее (или, по крайней мере, лучшее) оружие. Как только вы почувствуете в себе уверенность, приобретите лучшее (которое обычно означает более опасное) оружие.

    • Боккен является очень эффективным инструментом для обучения. Он на самом деле облегчит размахивание настоящим мечом во многих случаях.
    • Правильно изъятие шинкена, или боевого клинка, не производит никакого звука. Плохое производит все виды звуков. Работайте с новым клинком или используйте новые техники пока вы не научитесь не царапать сая (ножны). Самая большая ошибка при изъятии оружия – это когда оно вынимается вверх, выходит наружу и может порезать сая-ножны.
    • Не торопитесь. Наспех изучая технику и виды без освоения понятия в целом, приведет к целому ряду проблем. Рубить быстро не настолько важно, как рубить правильно.
    • Отступайте. Не все твердо, как камень. Если вы находите что-то особенное некомфортным, экспериментируйте, пока не найдете то, что вам подходит, но не изменяйте это настолько, что будет далеко от оригинала.
    • Держите меч правильно. Правая рука (или ваша рабочая рука) должна находиться непосредственно под цуба (металлическая пластинка-защита), а левая (или нерабочая) рука должна быть как можно дальше от правой. Самые маленькие пальцы должны сжимать крепче, давление должно уменьшаться вверх по руке и наконец, указательный палец должен просто опираться на рукоятку, а не схватывать ее. При размахивании левая рука должна выполнять тяговое движение, в то время как правая направлять левую. Когда вы размахиваете мечом, плотнее схватите его рукой, превращая руку с рукояткой в одно целое. Если все сделано правильно, это одновременно создаст разрубающее и распиливающее движение.
    • Наличие хай (пазов) на мече сделает его легче, таким образом, ставя под угрозу целостность плохо выполненного разреза. Пазы присутствуют, т.к. материал был удален.
    • Катана не предназначена для блокирования и может обрубить при ударе, поскольку ее край сделан из твердой стали. Единственный способ, которым вы могли бы повредить режущий край – это блокировать им удар. Блокирование при использовании катаны осуществляется с помощью мун, или задней кромки клинка. Лучше всего отойти, когда вы отклоняете удар мечом. Нужно пытаться использовать его для отражения удара и дать ему соскользнуть, вместо того чтобы остановиться вместе, соприкасаясь лезвиями, что действительно искорежит вашу катану, если вы неосторожны. Для каждого типа кири-режущего движения или цуки-нападения существует защита с помощью скользящего блокирования.
    • Поищите кого-нибудь, чтобы потренироваться, это очень помогает при спарринге.
    • После обращения со своим мечом, лучше всего протереть его чистой тряпочкой и нанести тонкий слой масла. Исходя из традиционной точки зрения, вы можете использовать масло чожи, хотя минеральное масло тоже хорошо действует. Несколько капель масла на чистую тряпочку сделают свое дело – не надо промачивать катану. Будьте осторожны при чистке вашего меча – сконцентрируйте на нем все свое внимание и продолжите свой разговор по окончанию чистки. Люди поймут.
    • В действительности овладение любым видом боевого искусства может занять более 50 лет. Наберитесь терпения, если вы действительно хотите изучить искусство.

    Предупреждения

    • Не пытайтесь «поймать» падающий меч. Если вам не повезло, и вы уронили клинок, отойдите немедленно – он может отскочить в каком-угодно направлении. Если вы попытаетесь схватить падающий меч, вам может понадобиться помощь, чтобы собрать свои пальцы с пола.
    • Не покупайте катаны из «нержавеющей стали». Они обычно являются декоративными и предрасположены к разламыванию, что может быть потенциально опасно для любого, находящегося на линии прицеливания, когда (и это СЛУЧИТСЯ) она ломается. Если необходимо купить, то возьмите катану из твердой стали.
    • Настоящая катана, как известно, способна полностью уничтожить другие виды оружия. Как правило, каждая цель, пораженная катаной, имеет летальный исход. Не используйте настоящую катану для состязания, если вы и ваш партнер не являются профессионалами, или не намерены умереть.
    • Не провоцируйте и не угрожайте другим своим искусством. Помимо того, что угроза может быть уголовным преступлением, многие другие владеют или даже превосходят вас в одном или нескольких боевых искусствах. Провокация потенциально вредна для вашего здоровья. Наконец, не стройте из себя крутого или мачо только потому, что у вас есть меч.
    • Не нападайте, пока на вас не нападут, в этом случае последующее убийство (вами) будет оправдано. Используйте здравый смысл.
    • Проверяйте свой меч! Если какая-то его часть не зафиксирована, дайте взглянуть кому-нибудь с большим опытом. Если вы не знаете никого, напишите письмо в местное додзё и спросите, не согласятся ли они проверить ваш меч. У вас не получится остановить клинок, вылетающий из рукоятки.
    • Не пытайтесь чинить меч, если только поломка незначительна для вас.
    • Катана, вакизаши и танто должны быть легально зарегистрированы. Перед приобретением выясните это у адвоката.
    • Ни при каких обстоятельствах не покупайте настоящее оружие, если вы не знаете, как умело обращаться с учебным оружием. Оружие, даже находясь в вашем распоряжении, может легко обернуться против вас, если вы некомпетентны.
    • Не покупайте оружие, если вы не обращались с ним лично и не знаете, подходит ли оно вам.
    • Не изучайте искусство с целью мести или для исполнения насильственных преступлений. Это крайне позорно и, бесспорно, вы не станете такими же компетентными, как настоящие студенты.
    • Ношение оружия, которое может быть истолковано как угроза или запугивание, является при определенных юрисдикциях, размахиванием оружием. Опять же, прежде чем делать это, посоветуйтесь с адвокатом.
    • НИ ПРИ КАКИХ обстоятельствах не используйте свое лезвие, чтобы проверить, режет ли оно предметы. Возьмите слово с каждого – оно режет. Это касается упаковок воды, продуктов питания, кирпичей, баночных напитков, веток деревьев и любых других предметов, на которых люди, как известно, испытывают режущую силу. На это есть две причины; раз – неумелый разрез непоправимо испортит ваш клинок, два – если вы совершите ошибку, это может привести к потере пальца или глубокой ране прежде даже, чем вы осознаете, что вы истекаете кровью. Даже у мастеров иногда случаются оплошности, но дабы свести к минимуму вероятность травмы и максимально продлить срок службы вашего лезвия, режьте только тщательно подготовленные гоза, или свернутые татами.
    • Не рекомендуется применять любое боевое искусство, когда вы находитесь под воздействием тормозящих средств или наоборот, инкапаситантов, в состоянии болезни, расстройства или инвалидности.
    • Не изучайте искусство самостоятельно. Одна ошибка в процессе обучения приведет к эффекту снежного кома и сделает владение искусством потенциально опасным для вас.

Меч и техника владения мечом во время боя

Надо полагать, искусство фехтования в Европе появилось приблизительно в то же время, что и само рыцарство. Уже на памятниках изобразительного искусства IX-X вв. встречаются изображения пеших воинов, сражающихся на мечах.

На протяжении всей своей истории техника боя на холодном оружии, несмотря на общие изменения в его конструкции, придерживалась одной и той же биомеханической основы. Действия руками с течением времени и с усовершенствованием конструкции вооружения изменялись довольно заметно, но перемещения ног менялись незначительно.

О технике рыцарского боя, относящейся к XI- XIV вв. мы можем судить прежде всего по многочисленным дошедшим до нашего времени иконографическим памятникам - книжным миниатюрам, скульптурам, рельефам и т. д., а также по текстовым источникам.

Как правило, сражающиеся рыцари изображены примерно в одной и той же позиции, которую, пожалуй, можно трактовать как исходную боевую стойку перед боем: с выставленной вперед ногой, обычно левой, реже правой, несколько наклоненным вперед туловищем. Рука со щитом выставлена вперед, при этом щит расположен на таком уровне, чтобы закрыть как можно большую площадь тела; рука же с мечом либо отведена назад, либо находится несколько сбоку. Туловище рыцаря повернуто к противнику боком.


Раннесредневековая стойка с большим щитом...

Такая стойка с поворотом корпуса и выставленной вперед ногой создавала для воина достаточно большую площадь опоры, так что рыцаря было довольно трудно повалить на землю, тем более что при этом вес тела равномерно распределялся на обе ноги, а кроме того, к противнику была обращена именно та сторона тела, которая была закрыта щитом. При этом щит прикрывал тело от рубящего удара сверху, им можно было отбить в сторону колющий удар противника и прикрыть ноги, опустив щит вниз. Если позволяла дистанция между сражающимися, то щитом можно было и толкнуть неприятеля, попытаться сбить его с ног.


Фехтование позднего средневековья с применением кулачного щита



Мечевая рубка в конном строю. XIII в.

Совершенно очевидно, что во время боя далеко не всегда у рыцаря было достаточное количество времени, чтобы принять исходную боевую стойку. К тому же зачастую приходилось сражаться не с одним противником, а с двумя-тремя одновременно. Поэтому для того, чтобы успешно выходить из подобных положений, прибегали к широким маховым ударам, которыми можно было хотя бы отогнать противников на некоторое расстояние и таким образом выиграть время и занять более выгодную позицию.



XVI в.: массовая схватка по правилам "фехтовально-борцовского братства св. Луки" (Германия)

Что касается перемещений воинов во время боя, то они зависели прежде всего от конструкции и массы оборонительного снаряжения, главным образом щита. Поскольку до второй половины XII в. щит был довольно высоким и соответственно тяжелым, то быстро передвигаться с ним, а также подставлять его под удары было весьма трудно. Чаще всего рыцарь не столько отбивал удары щитом, сколько прятался за ним. Поэтому основой перемещения рыцарей того времени в бою была ходьба или короткий небыстрый бег для сближения с врагом, а во время самого поединка - шаги вперед, назад, вправо или влево, при нападении сзади или сбоку - повороты всего тела в соответствующую сторону.

В это время предпочитают, используя вес холодного оружия, его инерцию, а также мускульную силу воина, наносить широкие сильные рубящие удары, которые призваны были если и не разрубить доспехи неприятеля, то хотя бы сбросить их, чтобы нанести серьезный ушиб или контузию, а уже после этого серией ударов по противнику рыцарь поражал его окончательно.

Томас Мэлори в своей книге "Смерть Артура", вышедшей в 1469 г., дает много образцов фехтовальных и рукопашных поединков. Ему можно верить: Мэлори - не кабинетный писатель, но рыцарь (кажется, он даже разбойничью "профессию" однажды испробовал). Описывая одну из таких схваток - несколько "архаичную" по сравнению с боями его собственного времени Мэлори приводит такую подробность: после долгого боя рыцарь оказывается столь утомлен, что уже не может парировать удары щитом и начинает от них уворачиваться (что ему, надо сказать, удается недолго).

Положение несколько изменилось с появлением небольших щитов, которые были гораздо легче и удобнее, поскольку их относительно малый вес позволял быстро подставлять их под удары. Так что стали возможны уже более активные перемещения во время поединка - вперед, назад, вправо или влево, по прямой или по кругу, одиночными или двойными шагами, перебежками или прыжками, а также различные уклонения тела вперед, назад, вбок и вниз.

Подобно тигру мастер выделывал прыжки
И только тем спасался от рыцарской руки.

("Кудруна")

Кроме того, уменьшенный вес щита позволял не только парировать им удары неприятеля, но и использовать его в качестве наступательного вооружения, а именно - наносить рукой со щитом удары в корпус или голову врага, причем удары можно было наносить как плоскостью, так и кромкой, а также углами щита.

Но щитами не только ударяли. В крайнем случае можно было попытаться даже метнуть его во врага.

Был Зигфрид ранен насмерть, но жаждал отомстить.
Он так сумел в убийцу своим щитом пустить,
Что лопнул щит...
От мощного удара свалился с ног злодей...

("Песнь о Нибелунгах")

Понятно, что нужно было обладать воистину силой Зигфрида, чтобы, будучи смертельно раненным, так запустить щит в обидчика, но само по себе это отнюдь не отвергает возможности использования подобного приема в реальных боевых условиях.

В эпоху викингов щиты, правда, тоже метали - и не только в противника: описаны случаи, когда щит бросали так, чтобы он в падении прикрыл своей плоскостью одного из "своих" (раненого, оглушенного и т. п.).


Деталь гравюры Г. Гольбейна "Битва ландскнехтов". Сочетание кинжально-мечевои схватки с приемами рукопашного боя

Очень часто бой на мечах сопровождался не только толчками, но и разного рода подсечками, захватами и бросками, а также ударами ногой в пах или под колени Неприятелю.

Как видно из изобразительных источников, при нанесении ударов часто использовалась не только мускульная сила воина, но и вес его тела. При замахе осуществлялись, помимо движений рук, перемещения всего корпуса, так что эффект от наносимого таким образом удара был весьма значительным.

Так сильно ударяли противники лихие,
Что наземь отлетели навершья мечей золотые...

("Кудруна")

Очень часто, например, на книжных миниатюрах можно увидеть, как ударом меча снимают с противника голову или разрубают его почти напополам, что, надо сказать, не является таким уж большим преувеличением. При раскопках могил русских воинов, погибших во время знаменитой битвы у Чудского озера, был обнаружен череп с несколькими сохранившимися шейными позвонками. Как показал анализ, воин, которому принадлежал этот череп, погиб в результате отсечения головы от туловища одним сильным ударом меча. Но при нанесении столь сильных ударов нужно было быть очень внимательным, так как можно было сломать собственный меч.

Вонзился в щит клинок прямой
Так глубоко, что там сломался...

("Эрек и Энида")

Сами же удары можно условно распределить на такие разновидности:
а) вертикальный, наносившийся сверху вниз, рубящий удар по голове или по плечу;
б) вертикальный секущий удар по лицу или корпусу;
в) горизонтальный рубящий удар по голове, шее или плечу;
г) горизонтальный рубящий удар по туловищу примерно на уровне груди;
д) наклонный рубящий удар по голове или плечу;
е) наклонный секущий удар по корпусу;
ж) удар снизу вверх в подбородок или в живот.

Исходя из анализа средневековых изображений, а также текстовых памятников, можно с достаточной уверенностью сказать, что большинство ударов направлялось в голову, шею и верхнюю часть туловища неприятеля, то есть в те места, попадание по которым могло привести к смерти или тяжелому ранению.

Достал жених Кудруны сверкающим клинком
Грудь Людвига меж шлемом и кованым щитом.

("Кудруна")

...По шлемам сыпятся удары,
И не жалеет сталь меча
Ни шеи крепкой, ни плеча...

("Эрек и Энида. Клижес")

Несколько реже били по рукам, в основном с тем, чтобы вывести противника из строя, или для того, чтобы выбить оружие.

"...Кто ранен в кисть, кто древко расщепил и на руку кладет себе лубки", - описывает последствия таких ран "Песнь о Гильоме".

Удары по ногам на иконографических памятниках встречаются относительно нечасто, но из текстовых источников, а также данных археологических раскопок, например, на острове Готланд, можно установить, что такие удары использовали весьма активно, в основном как обманные, вынуждавшие врага открыть голову.

"Магистр захотел явить все свое умение: скрестив свой меч с симитаррой (род сабли) Мусы, он сделал вид, будто собирается поразить того в бедро, и для этого опустил свой меч ниже симитарры мавра. Муса поспешил опустить и свое оружие, чтобы защитить бедро. Но тогда магистр с такой невероятной скоростью взмахнул мечом и занес его над головой Мусы, что доблестный Муса не смог с необходимой поспешностью защититься от удара: меч магистра с такой сокрушительной силой обрушился ему на голову, что срезал половину зеленой чалмы... оставляя открытым шлем".

Иногда, впрочем, поступали наоборот: Обманный удар направляли в голову, а настоящий - в ноги(у Висбю были раскопаны скелеты, у которых были перерублены обе ноги).

"... магистр получил рану в руку, и из раны, хотя и небольшой, обильно полилась кровь. Эта рана явилась причиной ярого гнева магистра, который, решив за нее отомстить, направил свой удар в голову Мусы, но тот с поспешностью защитился и избежал раны. Магистр, увидев удар отраженным, стремительно нагнулся и нанес удар Мусе в бедро, и броня, прикрывавшая его, не помешала острому мечу магистра коснуться тела".

Вообще, надо отметить, что многие типы доспехов защищали ноги хуже, чем торс.

Видно также, что иногда воины берутся за меч обеими руками, несмотря на то что рукояти мечей XII- XIII вв. не предназначены к такого рода хватам. При нанесении наклонных или горизонтальных ударов перемещали не только само оружие, но и одновременно, для усиления эффекта, проворачивались всем корпусом, стараясь, однако, не отрывать ступни ног от земли, чтобы самому не потерять равновесие.
Это вполне сродни характерным для дальневосточного боевого искусства принципам оптимальных траекторий движения.

Колющие удары старались наносить в те места, которые были слабее всего защищены доспехами, как правило в лицо (если шлем противника был открытым) или шею, под шлем, а также в низ живота, под панцирь. С появлением доспехов типа "бригантина" и щитков на руках и на ногах старались уколоть в места стыков, для чего, как известно, в XIV в. появились "мечи-протыкатели", или в глазницы шлема.

Все вышесказанное, естественно, относится к пешему поединку. Конный же бой на мечах отличался тем, что удары в нижнюю часть тела и по ногам наносились очень редко, но, с другой стороны, чаще били по рукам. Такой бой был более быстротечным, чем пеший. Нередко для нанесения ударов использовали энергию скачущего коня, особенно для ударов колющих, когда рыцарь выставлял меч острием вперед, как копье. Таким ударом можно было проткнуть насквозь даже защищенного доспехами противника. С разгона наносились и рубящие удары по- шлему.


Франция XVв.: обезоруженный рыцарь "разворачивает" противника, не давая ему возможности нанести удар

В конном бою щит также не был только пассивным средством защиты. На одной из миниатюр XII в., изображающей бой святого Георгия с драконом, показано, как Георгий на полном скаку направляет заостренный конец своего миндалевидного щита прямо дракону в пасть. Конечно, сам сюжет миниатюры - фантастический, но что, если представить на месте дракона какого-нибудь пехотинца? А если рыцарь немного поднимет конец щита - пожалуй, он сможет поразить и вражеского коня.

Как известно, классический рыцарский бой, как правило, начинался со сшибки на копьях, после чего и приступали к рубке на мечах. Но часто бывало так, что дистанция между противниками не позволяла пустить в ход мечи, и поэтому в подобных случаях сразу же после тарана копьем рыцари хватались за кинжалы. И, надо сказать, действовали ими весьма эффективно.

"Когда французы увидели, что греки нападают на них со всех сторон, они пустили в ход копья, а потом схватились за ножи и мизерикорды, которые были при них, и начали защищаться с такой силой, что многих
убили".

Часто, за недостатком времени, в ход пускали любое I оружие, какое в этот момент оказывалось под рукой, или же первый попавшийся под руку предмет.

Граф Оливье несется полем вскачь.
Обломок древка у него в руках
Он Мальзарому им нанес удар,
Щит расписной сломал, разбил шишак,
У мавра вышиб из орбит глаза,
И вылетел на землю мозг врага...
"...Я бью арабов,- Оливье сказал,
- Мне меч из ножен недосуг достать".

("Песнь о Роланде")

О способах боя, на мечах с конца XIV в. известно несколько больше. К этому времени относятся первые изданные в Европе книги по фехтовальному искусству, написанные немецкими мастерами Оттом (которая, к сожалению, до настоящего времени не сохранилась) и Лихтенауэром (1388), который, в частности, рассказывал в ней, что "обучал молодых рыцарей фехтованию мечом даже стоя на лошади, в доспехах и без них". С этого же времени, по-видимому, начинается постепенная дифференциация способов фехтования в разных европейских странах (о чем будет подробнее сказано ниже).

Но несмотря на региональные различия, в европейском фехтовании сохранялись и общие черты, характерные для всех западноевропейских государств.

Стремительно возрастает значение колющего удара - ведь латные доспехи, появившиеся еще во второй половине XIV в., все равно не удавалось разрубить, зато можно, было нанести укол в сочленение или в не защищенное доспехами место. Перемещения во время боя, несмотря на усиление доспеха и на некоторое увеличение его массы, убыстряются.


Очередной вариант средневековой баталии: сочетание действий вооруженных и невооруженных рук. Слева: "таран" мечом, удерживаемым как копье." (Миниатюра первой трети XIV в.)

Движения нападения и защит несколько усложняются, поскольку отбить колющий удар было гораздо труднее, чем рубящий. Кроме того, такие усложнения были вызваны еще и тем, что с середины XV в. в бою перестали пользоваться щитом: латные доспехи прекрасно защищали от рубящих ударов клинкового оружия и копейных таранов, но их сочленения оставались весьма уязвимыми к уколу.

Все же заметим, что для противодействия таранному удару копья щит иногда продолжал применяться: в основном для того, чтобы рассредоточить колоссальную энергию соударения.

В заключение этого раздела следует вкратце упомянуть о способах боя на двуручных мечах. Хотя они предназначались для "неблагородных" пехотинцев, все же изредка ими пользовались в пешем бою и рыцари.

Сражались такими мечами, как явствует из их названия, только двумя руками. Обхват оружия осуществлялся тремя основными способами:
а) обеими руками: за рукоять;
б) одной рукой за навершие, другой - за рукоять;
в) одной рукой за рукоять, другой - за рикассо ("пятку" - затупленное основание клинка).

Такие мечи служили главным образом для нанесения широких рубящих ударов с замахом обеими руками из-за головы (при вертикальных или наклонных ударах) и из-за корпуса (при боковых ударах).

Впрочем, судя по фехтовальным учебникам XVI- XVII вв., в бою на двуручных мечах практиковались обводки, доставание противника на предельной дистанции самым кончиком клинка (т. е. с "досыланием") и т. д. Применимо для двуручных мечей и понятие "линии атаки", характерное для шпажного боя. Вообще, это как будто неуклюжее и архаичное оружие позволяло осуществлять фехтование высочайшего уровня и с не меньшей научно-теоретической проработкой приемов, чем это применялось для шпаги!

Информация предоставлена

Если вы искали самоучитель по практике японского фехтования кендзюцу (иногда пишут по-другому: кен-дзюцу, кэн-дзюцу) то вы нашли его здесь. Если же вам нужен Учитель кендзюцу, то вам .

На данном сайте имеется раздел, описывающий последовательную практику японского фехтования кендзюцу. Этот раздел “Дистанционное обучение” (см. ссылку далее) представлен последовательным описанием практики с фото и видео материалом.

Как и ранее, довожу до вашего сведения (хотя наверняка вы имеете свое даже противоположное мнение), что самостоятельно изучать кендзюцу, впрочем как и другой вид специализации и мастерства, например: вождение автомобилем в экстремальной ситуации, управление самолетом (Боевые Искусства здесь не исключение), конечно можно, но изучить корректно – не возможно!

Если же вы считаете, что БИ можно изучить самоучкой без Учителя – флаг вам в руки!

Также понятно, что если вы находитесь вдали от нашей Школы, которая располагается в Санкт-Петербурге, то вы не можете практиковать у нас.

При этом у вас имеется выбор:
1) практиковать самостоятельно;
2) практиковать с нами у себя дома при нашем содействии, например, создав филиал;
3) практиковать с нами в Санкт-Петербурге.

Итак выбор за вами, пишите, звоните, мы ждем информации о вашем выборе.

Так же следует иметь ввиду, что имеется ОГРОМНАЯ разница между японским преподаванием кендзюцу (как историческое фехтование) и реальным японским кендзюцу, которое практикуем мы.

Вы спросите: в чем разница? Читайте ответ на .

Так же следует обратить внимание на наши 3 группы:

  1. кендзюцу,
  2. кендзюцу с неотъемлемой её частью тайдзюцу,
  3. кендзюцу с неотъемлемой её частью тайдзюцу.

Урок №04
04 Раздел “Кобудзюцу — фехтовальная техника”. Урок 01

Фехтовальная техника, как основа работы с клинком. “Склеенные мечи”. Кен-дзюцу, как открытая форма ведения боя клинковым оружием.

Кен-дзюцу -– искусство фехтования катаной, универсальным клинковым оружием, дающим возможность работать как тяжелым мечом, быстрой саблей, лёгкой шпагой или коротким мечом. Одновременное использование нескольких фехтовальных техник -– сложное и красивое искусство, напрямую связанное с уровнем владения собственным телом (тай-дзюцу, тай-сабаки) и “манипулированием” противником (тактика и стратегия хэйхо-дзюцу).

Вспомним о некоторых методах практики в Традиционной Школе:
1. Ката -– формальные сольные и парные упражнения
2. Рандори –- свободное фехтование
3. Специальные упражнения, в т.ч. тай-сабаки, субури
4. Тамеси гири -– разрубание предметов
5. Кумитэ -– различные виды соревнований, как доступный способ проверки результатов.

Ката (кадзё, форма), медитативная одиночная и парная практика с мечом в Японии, начинается с использованием “боккэн”, имитирующего настоящий меч – катану.

Для сравнения посмотрите два подхода в практике кен-дзюцу парных кадзё (ката, форм):

1-я форма стиля Катори. Омотэ-но тачи: Ицуцу-но тачи

1-я форма Син Кагэ стиля. Сан Гаку тай-но тачи. Итто Рёдан

Сразу бросается в глаза достаточно длинный ката в Катори, в т.ч. для более лучшего вхождения в медитативную практику (кстати на среднем и высоком уровне обучения они становятся значительно короче). А в Син Кагэ -– очень короткий ката (если не обращать внимание на нарочито «медленные» действия исполнителей в этом ролике), который можно выполнять двумя способами:
1. за счёт физической силы, грубо, но практично
2. технически тонко и более «мягко»

Вопрос: А можно ли изучить тонкую и мягкую работу катаной в короткой ката?

Ответ: Можно, если уже имеется достаточная чувствительность и умение работать не жестко.

Имеющиеся различия в технике специалистам видны невооруженным глазом:
– Катори использует прямолинейные силовые методы, простые и надежные, чем обусловлена её популярность в армейской среде. Катори никогда не была закрытой школой, и подобная демократичность сыграла роль спасательного круга в смутные времена, которые поглотили немало прекрасных стилей.
– Син Кагэ представляется некой противоположностью, так как практиковалась в рядах высшей знати. Приемы округлы, “мягки”, движения “тоньше”, точно выверены, акцент смещен в сторону мастерства, а не пробивной мощи. Наблюдается явно отличная от Катори стратегия КАГЭ (Тень) и Принципом Маробаси, “заимствованным” из более старинной Традиционной Школы Боевых Искусств (БИ) Кагэ-рю.

Кстати, стоит вспомнить, что Традиционные Школы в Японии, преподававшие в целях бизнеса, разделяли обучение как минимум на 3 уровня:
1. Омотэ -– открытый раздел, «скрывающий» истинные техники, которым обучали только своих;
2. Тюдан – средний;
3. Окудэн – закрытый.
И хотя, о раскрытии “тайн” в Омотэ говорить не приходится, в первых ката тем не менее можно найти ВСЁ из арсенала стиля.

Открою вам тайну: невозможно научиться «секретам» (даже если их тебе дают) в начале обучения, должно пройти некоторое время в наработке чувствительности собственного тела, видении преподаваемой техники и умении повторить.

Вопрос: Можно ли фехтовать без чувствительности?

Ответ: Можно и без чувствительности, но фехтованием это будет назвать затруднительно, не говоря уж о “секретах”. Но при этом работать мечом вы научитесь значительно быстрее. Поэтому мы начнем с практики Катори стиля одновременно со свободными спаррингами, а через некоторое время перейдем к стилю Син Кагэ.

Вопрос: Как можно наработать чувствительность?

Ответ: Практикой специальных упражнений: тай-сабаки, «липких рук», «склеенных мечей» и др.

Поэтому параллельно с обучением фехтованию в виде практики ката и рандори, необходимо обязательно развивать чувствительность другими специальными упражнениями. Продолжая совершенствовать начатое в первом уроке о тай-сабаки, перейдем непосредственно к фехтовальной технике.

Урок №01
01 Методический раздел. Урок 01. План обучения

Недавно на одном из уважаемых форумов, посвящённых боевым искусствам, обсуждался вопрос: «Можно ли обучиться этим искусствам самому, без учителя по книгам и фильмам, обмену опытом и пр.?»

Большинство участников обсуждения пришло к выводу, что обучиться полноценно и корректно без Учителя — крайне затруднительно. И поэтому любой материал (видеоролики, книги, фотографии, обсуждение на форумах) могут носить информацию:
– либо как память своего опыта. Например, всем известный трактат «Хэйхо кадэн сё» Ягю Мунэнори – сборник разделов “Мокуроку”, копируемых и выдаваемых ученику после окончания обучения именно по этим разделам;
– для собственного развития… при условии уже имеющейся СЕРЬЁЗНОЙ базы.

В современное время можно и нужно пользоваться новыми методами сохранения и передачи информации, в частности — ВИДЕОФИЛЬМАМИ, поэтому Академия наметила запись обучающих видеороликов по темам:

1. Кен-дзюцу – искусство меча (катаны):
1.1 Базовая техника:
1.1.1 Стойки, перемещения, удары, блоки, парирования
1.2 Стиль Катори
1.2.1 Разовые техники (удар – смещение тела с ответным ударом)
1.2.2 Кадзё – формы (ката)
1.3 Стиль Син Кагэ
1.3.1 Ката: удар – блок – парирование (смещение оружия) со смещением тела с ударом
1.4 Стиль Муто
1.4.1 Провал атакующего с одновременным ударом

2. Иаи-дзюцу – искусство внезапного нанесения удара: удары (учи, кири, цки), вкладывание меча (ното), стряхивание (тибури)

3. Дзё-дзюцу – искусство посоха (палка 120 см): удары, блоки, парирования

4. Калли, в т.ч. парные: удары, блоки, парирования

5. Ки в КокюХо и Ци в Тайцзи-цюань:
5.1 По силе:
5.1.1 Через руки перед собой у груди
5.1.2 Через руки перед собой снизу сидя и стоя
5.2 АйКи, как присоединение к силе атакующего:
5.2.1 Айки-но дзюцу
5.2.2 Айкидзюдзюцу
5.3 Ки/Ци (АйКи и КиАй) по силе и в обход силы атакующего и защищающегося:
5.3.1 Тайцзи-цюань

6. Таи-дзюцу – искусство тела, как «скрытая» техника рукопашного боя:
6.1 Атэми – ударная техника:
6.1.1 Удары на месте
6.1.2 Удары с движением
6.1.3 Удары одновременные с уклоном (скрытая техника)
6.1.4 Удары разночастотные с перемещением
6.2 Таи-сабаки – перемещение тела:
6.2.1 Уклоны, нырок, приседание от ударов рук, ног, палки, мячей
6.2.2 Техника перемещений без смещения стоп и укоренения
6.2.3 Микширования с входом от удара: в плечо спереди и сзади, в грудь, в спину, голову, бедро, ногу
6.2.4 Проваливание атаки в Пустоту – Муто
6.3 Аси-сабаки – перемещения тела посредством смещения стоп:
6.3.1 Техника перемещений
6.3.2 Перемещение с ударами
6.3.3 «Блокирование» с перемещением
6.4 Нагэ – бросковая техника с Ки/Ци и без – только физической силой (Ли):
6.4.1 Дзю-дзюцу, тайцзи-цюань
6.4.2 Айки-но дзюцу, тайцзи-цюань
6.4.3 Айкидзюдзюцу, тайцзи-цюань
6.5 Техника контроля «противника»:
6.5.1 Японское осаэ вадза
6.5.2 Китайское тин-на (цин-на)
6.6 Спец. упражнения:
6.6.1 Вращение дзё
6.6.2 Столбовая работа одиночная, с партнером на ногах, на руках
6.6.3 С тяжелым мячом, с метал. трубой, с длинным шестом, с короткой палкой
6.6.4 Комплекс разминки
6.6.5 Комплекс на сухожилия
6.6.6 Комплекс с дзё
6.6.7 Вращение кали
6.6.8 Маробаси с колесом (выведение из равновесия, броски)

7. Хэйхо-дзюцу – искусство стратегии

8. Госин-ё-но-тэ – методы самообороны

Уточнения по технике можно получать:
– дистанционно в vkontakte в нашей группе
– в рамках обучения в нашей Школе – на татами
– периодически на семинарах, а также на Открытых Уроках Академии.

Фехтование с катаной - бой с мечом для самурая

Во все времена именно катана считалась символом самурая. Катана - чисто гражданский вариант самурайского меча. Военный вариант самурайского меча назывался тати и никогда не применялся в гражданской жизни, хотя по сути, являся коипей катаны. Он подвешивался к поясу, а не за пояс, был менее остро заточен и угол его заточки был больше, так как он был рассчитан на прорубание доспехов, где бритвенно острое лезие катаны испорилось бы после нескольких ударов.

Однако именно самурайский меч - катана стала по праву симолом самурая.

Фехтование c катаной претерпело достаточно изменений и улучшений, прежде чем достигло современного высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался со времени периода Сэнгоку (яп. 戦国時代 сэнгоку дзидай «Эпоха воюющих провинций»)— период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века, когда власть сегуната ослабела и пошатнулась и яполния вступила в период феодальныхъ смут и междоусобных войн. Эта эпоха закончилась только в XVII веке с установлением сегуната Токугава.

Именно в эпоху бесконечных войн всех со всеми и расцветает японское искусство фехтования катаной.

К этому времени, а точнее к XVI веку отнсится образование старейшей фехтовальной школой Японии - Синкагэ-рю. Она считается древнейшей школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному исккуству владения мечом.

Основоположник школы Синкагэ-рю - самурай Исэ-но-ками Нобуцуна сам был отличнейшим фехтовальщиком своего времени. Он лично прошел обучение в трех школах фехтования - нэн-рю, катори синто-рю и кагэ-рю. Выбрав из этих школ самое лучшее, самое на тот момент прогрессивное и объединив их паринципы в
единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу - Синкагэ-рю, которая и положила основы Кендзюцу - то есть фехтования с мечом в тогдашней Японии. За основу фехтования с катаной Исэ-но-ками взял приемы фехтования школы Кагэ-рю.

Основатель школы Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю. Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю.

Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкаге-рю была популярной вплоть до времени реставрации Мэйдзи, когда начался ее упадок и забвение, продолжавшееся вплоть до 50-х годов 20 века, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание.

Целью развития фехтования катаной было не только осовение умения владения и фехтования мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила "Если я ударю мечом Мастера меча в тот момент, когда он любуется цветущей сакурой и не ожидает нападения, то даже Мастер меча, не имеющей себе равных в искусстве владения мечом не сможет отразить нападение (Сугавара).

Следовательно, моральный аспект фехтования катаной - это ударить ли подло в спину самурая, когда тот не готов к битве или нет. А технический момент - быть всегда готовым к битве, чтобы тебя не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И этим не попасть в постыдную ситуацию. Бой с мечом - это непрерывная концентрация тела, духа, и мысли.

«Большинство людей предпочитают смотреть в глаза противнику. В таком случае, глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широк. Зрачки должны быть неподвижными. Когда противник рядом, смотри так, как если бы глядел вдаль. И тогда сможешь видеть не только лицо противника, но и все его тело, что позволит предугадать любой атакующий выпад с его стороны...... В фехтовании можно позволить глазам выразить предельную решимость, но никогда не позволяй им выдать свой разум». (Миямото Мусаси).

Вообще, в фехтовании катаной различались три типа стоек для нанесения ударов: Дзедан - позиция с высоко поднятым мечом, Чудан - позиция с мечом поднятым перед собой, и Гэдан - с мечом опущенным вниз. Это основные типы стоек при фехтовании на мече. Бой с мечом у самураев подразумевал использование всех трех типов стоек в связках однга с другой.

Самих основных ударов при фехтовании катаной насчитывается восемь, как и три основх защиты - верхняя, средняя и нижняя.

Разумеется, комбинаций всех ударов, защит и их вариацийможет быть бесчисленное множество. Защита может иджи влево или вправо, из различных видов стойки, с разными углами выноса меча вперед. Равно как и ударов при ататке - бесчисленное множество.


Основа успешного фехтования катаной - это правильное предугадывание действий противника и выбор комбинации ударов и защиты, блокирующих и нейтрализующих это действие. Для успешного предугадывания приема противника важно то, о чем писал Мусаси - видеть лицо противника и читать его разум, как раскрытую книгу. То есть фехтование с катаной - это еще и искусство психологического подавления противника, искусство чтения его мыслей и действий, написанных в глазах, на лице, мимике, жестах.

Школа фехтования Katana Club старается привить своим ученикам сплав нового и старого - старых техник фехтования с катаной с использованием традиционных приемов Синкагэ-рю, и нового - приемов, для катаны, наработанных уже в 20 и 21 веках в Японии, США, Европе. Такое соединение всего самого передового и отточенных веками традиций делает приемы фехтования с катаной Katana Club очень эффективными. Основной упор делается в Katana Club на универсальность приемов, как для длинного меча - катаны, нодати, так и для более коротких, одноручных мечей - вакидзаси, и для ножей - танто.

Именно универсальность движений и приемов позволяет нарабатывать крайне эффективную таткитку боя - не важно, какое у вас оружие, важно то, как ты им пользуешься и как проводишь защиту и ататку. Ученику не приходится разрываться между техникой для ножа, короткого меча (мачете) саблей, или длинным мечом - катаной, нодати, или даже европейским полуторником. Одна и та же техника для внешне разного оружия и механика доводят его мышечную память до совершенства. разумеется, есть и отличия в приемах. Но сама основа остается одинаковой.


Одна мышечная память для разных видов оружия, изучаемая и применяемая на уроках фехтования позволяет в короткие сроки стать эффективным бойцом на разном оружии, в то время как в обычных фехтовальных школах на это уходят долгие годы тренировок.

Школа фехтования Katana Club постоянно соврешенстует свои навыки, приемы и методики фехтования в Москве с катаной, вакидзаси/мачете, и ноже/танто. Мы открыты для новых приемов и стараемся общаться с другими клубами для обмена опытом и знаниями, создавая в то же время свою, уникальную базу знаний.