Картина "Не взяли на рыбалку" Олега Поповича: описание главных героев. Одноимённое полотно Ксении Успенской-Кологривовой. Насыщенное сочинение по картине "не взяли на рыбалку" О попович не взяли на рыбалку заключение

Сочинение по картине: О. Поповича "Не взяли на рыбалку".
План сочинения.
Сюжет картины
Композиция картины
Цветовая гамма
Сидел рыбак веселый На берегу реки,
И перед ним по ветру Качались тростники.
М. Ю. Лермонтов
Глядя на картину Олега Владимировича Поповича "Не взяли на рыбалку", невольно вспоминаешь иллюстрации на страницах "Веселых картинок", "Мурзилки" и других детских журналов, а также книг для детей. Это и неудивительно: О. В. Попович - известный художник-иллюстратор, работающий над оформлением изданий, предназначенных для детей. Характерный стиль изображения, живой, запоминающийся; чуточку забавный, пожалуй, в чем-то немного схожий с карикатурными изображениями. Так и представляешь, как автор, работая над рисунком, улыбается, и улыбка добрая, теплая, как солнечный луч. Конечно, художник любит своих героев, радуется их успехам, сочувствует промахам и неудачам. Сюжет картины будет понятен каждому зрителю, даже такому, который еще не умеет читать или не знает, как картину назвал автор. Отец и старший сын вместе отправились на рыбалку, а маленького мальчика с собой не взяли. Очевидно, что тот до последней минуты надеялся пойти с ними. Может быть, ему даже пообещали взять его с собой, если он будет хорошо себя вести, как взрослые нередко обещают детям, а потом не взяли в наказание за какую-нибудь мелкую провинность или просто под предлогом того, что он еще маленький. Можно предположить, что брать мальчика на рыбалку запретила мать, побоявшись, как бы с ребенком не случилось что-нибудь плохое: вдруг отец и брат так увлекутся рыбной ловлей, что в какой-то момент перестанут внимательно следить за малышом. Так или иначе, но мы видим, что мальчик очень расстроен. Он смотрит вслед уходящим отцу и брату, вытирая слезы рукой. В другой руке мальчик держит удочку, которая ему не понадобилась. Рядом в траве валяется опрокинутое ведерко: наверное, огорченный ребенок уронил его или даже специально бросил, чтобы выразить свой протест и негодование. Рядом с малышом стоит девочка - наверное, старшая сестра. Она с участием наклонилась к ребенку; можно предположить, что она уговаривает его не плакать и не огорчаться так сильно - если он будет вести себя хорошо, в следующий раз его обязательно возьмут на рыбалку. Можно предположить, что младшему мальчику около пяти-шести лет, а возраст старшего мальчика и девочки - примерно двенадцать-четырнадцать лет. Трудно сказать, чем больше всего огорчен мальчик - тем, что он не побывает на рыбалке, или же тем, что у него отняли возможность почувствовать себя взрослым. Скорее всего, он раньше и не бывал на рыбалке, так что вряд ли представляет себе то удовольствие, которое можно получить от этого занятия. Но пример отца и брата, их разговоры о рыбалке, конечно же, давно заинтересовали малыша. Ведь все незнакомое, особенно имеющее отношение к миру взрослых, всегда притягивает детей.
В композиции рисунка можно выделить две группы действующих лиц: отец со старшим сыном и сестра с младшим братом. Отец со старшим сыном идут в сторону плетня: мы не видим ни дома, ни калитки, но очевидно, что персонажи картины собираются выйти со двора. Художник изобразил своих героев в движении. Интересно отметить любопытную деталь - движения обоих, отца и сына, почти одинаковы. Можно предположить, что мальчик копирует поведение отца, стараясь выглядеть взрослым и серьезным, настоящим рыбаком. Оба не обращают внимания на негодование малыша. Однако по выражению лиц можно предположить, что отец поступает так, чтобы малыш быстрее прекратил плакать, либо же просто поглощен мыслями о предстоящей рыбалке. Брат игнорирует поведение младшего демонстративно, увлекшись подражанием отцу. Но отец добродушно улыбается, глядя перед собой, а его старший сын вызывающе отвернулся от малыша, вздернув подбородок. Общность композиционной группы "отец - старший сын" подчеркивается такими деталями, как одинаковые зеленые рюкзаки, хотя у мальчика рюкзак чуть поменьше, а также тем, что оба несут удочки. Отец несет две удочки на плече, сын держит удочку вертикально. Хотя у малыша тоже в руках есть удочка, но она не выделяется на общем фоне, так как он опустил ее вниз.
Другую группу составляют девочка и малыш. Если внимательно посмотреть на рисунок, эту группу можно легко вписать в воображаемый треугольник, в нижнем правом углу которого будет находиться брошенное малышом ведерко. Девочка смотрит на малыша. Вероятно, она утешает его, но по выражению ее лица можно предположить, что она считает причину его слез несерьезной. Она не пытается приласкать расстроенного ребенка, наоборот, сложила руки на груди, да еще беззаботно вертит в пальцах цветок. Если она и успокаивает ребенка, то скорее для того, чтобы он не мешал своим плачем.
Не последнее значение для создания целостной композиции имеют такие детали, как очертания плетня, четкие в правой части угла и размытые в отдалении, а также полоска травы, по которой идут и на которой стоят изображенные художником персонажи. Для того чтобы оживить изображение, сделать его более реалистичным, художник использовал и ряд мелких, но выразительных деталей: перевернутый чугунок на одном из кольев плетня, по-детски нарисованные красные и голубые цветочки в траве и собравшийся взлететь воробей. Художник использовал яркие краски, что вполне оправданно, если иметь в виду, что картина предназначена для детей. На ней мы без труда найдем четыре основных цвета: зеленый, желтый, красный и голубой. Помимо них, художник использовал и другие цвета: разные оттенки рыжевато-коричневого (брюки отца и маленького мальчика, ботинки отца, туфли девочки и чугунок на плетне), серый (свитер старшего мальчика и ведерко), серовато-коричневый (плетень). Как уже отмечалось, у отца и сына зеленые рюкзаки; более светлый тон использован для изображения травы. Желтого цвета на картине сумка, которую несет в руках отец, и футболка малыша с узкими красными полосками. Красного цвета кофточка девочки и шлепанцы старшего мальчика; у кепки отца красная боковая часть. Джинсы старшего мальчика ярко-голубого цвета; юбка девочки более темного оттенка. Волосы у мужчины и мальчиков приблизительно одного оттенка, темно-русого, но у мальчиков с чуть заметным рыжеватым оттенком; у девочки рыжие волосы. Нужно отметить, что тон лицам художник не придавал, лишь наметил румянец на щеках. Основной фон - белый лист бумаги.

Сочинение по картине Поповича "Не взяли на рыбалку" .
Когда мне было лет шесть, я со своей семьей отправился на лето в деревню. Моя семья - папа, мама, старшая сестра Ира, брат Павлик и я прекрасно проводили время. Любимым занятием моего папы, старшего брата Павлика и меня была рыбалка. Каждое утро мы брали удочки, наживку, рюкзаки с завтраком и отправлялись на речку. В то лето я впервые побывал на рыбалке, и мне очень понравилось удить рыбу. Долго я смотрел на поплавок, представляя себе улов. А когда наконец клевало, я всегда, прежде чем выудить рыбку, загадывал, чтобы попалась большая.
В основном на мою удочку попадались мелкие рыбешки, но однажды я поймал самую большую рыбу - карася. В тот день я чувствовал себя героем. Папа похвалил меня, а брат, конечно, позавидовал. Когда мы вернулись с рыбалки, я похвалился уловом маме, сестре и, услышав слова одобрения от них, помчался играть со своими друзьями.
Я нашел своих закадычных друзей Сережку и Петьку возле большой ветлы, под которой был крошечный пруд, больше похожий на лужу, где купались деревенские гуси и утки. Мальчишки сидели на ветвях дерева и швыряли камни в середину пруда, соревнуясь в том, кто кинет дальше. Я похвалился удачей на рыбалке и как рыболов со стажем и опытом принялся обучать их секретам удачного клева. Петька с Сережкой тоже засобирались на рыбалку. Но у них не было удочек. Я подумал, что, пока мой папа отдыхает, а брат где-то гуляет со своими друзьями, можно было бы взять ненадолго его удочки, а потом, после рыбалки, вернуть. Мне так хотелось похвастать перед друзьями своим умением, что я решил ненадолго одолжить удочки у папы без спроса.
И вот, накопав червей, прихватив удочки, мы отправились на речку. Придя на то место, где мы обычно ловили рыбу, мы расположились на берегу реки. Я начал объяснять ребятам, как нужно насаживать червяка, закидывать удочку. Но, честно говоря, мне самому в этом помогал папа, поэтому я не очень справлялся. Но все-таки приладив кое- как червяка на крючок, я попытался закинуть поплавок. Однако удочка папы была длинной, и я не рассчитал размаха: леска с крючком полетела почемуто не в сторону воды, а застряла где-то сзади,
и, судя по Петькиному крику, крючок застрял на спине его майки. Мы принялись выпутывать крючок, но запутали леску и в итоге порвали ее.
Я страшно испугался: папа рассердится не на шутку. Но друзья успокоили меня, сказали, что, как только мои родные увидят необыкновенно большой улов, на меня никто не станет сердиться. И мы решили попробовать со второй удочкой.
На этот раз все было еще хуже: пытаясь закинуть леску, я размахнулся посильнее, и крючок вместе с леской улетел куда-то высоко, в крону растущего рядом дерева. Распутать леску мы не смогли, а принялись тянуть удочку изо всех сил втроем и в конце-концов сломали ее пополам.
Я плохо помню, как мы шли домой. Как утешали меня товарищи и какие советы они мне давали. Но мне повезло: я потихоньку поставил удочки на место, и в этот вечер никто не обратил на них внимания.
Утром, как обычно, мы собрались на рыбалку с папой и братом. Я все думал, как сказать папе о том, что случилось. Но пока я придумывал объяснение, он сам обнаружил, что его рыболовные снасти испорчены. Что тут было: отец очень быстро выяснил, кто виновник случившегося. Он меня не ругал, но лучше бы ругал! Брат дразнил меня исподтишка. Я что-то пытался сказать в свое оправдание. В этот день мы на рыбалку не пошли: папа чинил свои удочки.
На следующее утро я проснулся. И увидел, что отца и брата нет - они уже ушли на рыбалку, не разбудив меня. Я быстро поднялся, оделся, схватил свою удочку и бросился вдогонку. Очень быстро я догнал их. Но папа, повернувшись ко мне, строго сказал, что они не возьмут больше меня с собой. От обиды я заревел, но спорить не посмел. Я смотрел, как они удаляются, и сквозь всхлипывания слышал слова моей сестры о том, что никогда нельзя без спроса брать вещи другого, потому что, сломав эту вещь, ты можешь испортить человеку весь день, как это случилось вчера. Этот урок я запомнил на всю жизнь.

Сочинение по картине О. Поповича "Не взяли на рыбалку" .
Грустно, когда надежды не оправдываются. Конечно, со временем обиды забываются, но пока оно пройдет - боль остается. Обида, которой наполнено все существо маленького мальчика на картине О.В. Поповича "Не взяли на рыбалку", бьет через край.
В центре картине изображен маленький мальчик, который недоуменно потирает голову. Он искренне не понимает, почему его не берут на рыбалку. В руках у малыша небольшое ведерко, в котором он держит наживку - червяков. Потом автор показывает, что ведерко падает то ли от огорчения, то ли от возмущения. Рядом с мальчиком стоит старшая сестра, которая утешает малыша. Она склонилась над ним - и пытается как-то отвлечь от случившейся беды.
В это время старший брат и отец мальчика уходят на рыбалку. Отец немного пригнулся вперед под тяжестью удочек и сумки, а старший брат малыша идет гордый, с высоко поднятой головой. Он безумно гордится тем, что отец взял его с собой, а маленького брата, который остается, ему совсем не жалко.
Картина "Не взяли на рыбалку" больше напоминает карикатуру или рисунок маленького мальчика, который испытал серьезную обиду. Возможно, автор картины - это и есть тот обиженный малыш, которого не взяли на рыбалку. Мне искренне жалко мальчика, потому что видно, как сильно он хотел пойти с отцом.

Школьникам часто задают домой написать сочинение на разные тематики. Зачастую такими задачами является описание картин. Родителям следует тщательно подготовиться, чтобы быть готовыми подсказать любимому чаду нюансы таких творений. Сочинение по картине «Не взяли на рыбалку» может быть просто повествовательным, а может быть наполнено эмоциями и переживаниями. В любом случае, сам ребенок может не справиться с такой задачей, поэтому мамам, папам и бабушкам с дедушками нужно знать аспекты таких работ.

Как составить план к сочинению

Чтобы мальчик или девочка с легкостью написали сочинение по картине «Не взяли на рыбалку», следует составить план, двигаясь по которому, ребенок сможет осилить задачку. Последовательность написания может быть следующей:


Работая по такому плану, в полной мере будет описана картина Поповича «Не взяли на рыбалку». Сочинение будет насыщенным, и передавать основную мысль произведения автора.

Какие эмоции нужно влить в рассказ

Понятное дело, что у каждого пишущего свое восприятие. В целом же, следует описать все эмоции, которые выражены в художественном творении. Это могут быть:

  • Переживания.
  • Сострадание.
  • Жалость.
  • Сочувствие.
  • Удивление.
  • Радость.

В общем, каждый ученик школы сможет самостоятельно понять, какие чувства он переживает, глядя на холст или на изображение картины в учебнике по литературе.

Красивое сочинение по картине «Не взяли на рыбалку»

Стоит уделить время обдумыванию сюжета. Только в таком случае сочинение по картине «Не взяли на рыбалку» будет красивым и лаконичным. Для примера ученикам можно показать следующие идеи творений:

На переднем плане видно обиженного до слез мальчишку. Вероятнее всего, он себя плохо вел, за это отец его наказал и не взял на рыбалку. Мальчишка словно раскаивается, он очень хочет плакать. Но он, как настоящий будущий мужчина, изо всех сил пытается себя сдержать, потому что понимает, что заслужил этого наказания. Все равно очень жаль мальца. Ведь он имел сильное желание посетить столь увлекательное событие, как рыбалка.

На втором плане видно сестру и брата мальчишки. Они, словно насмехаются над ним, говоря: «Сам виноват, заслужил». Сестра, вероятно, рада, что брат остается с ней и не придется скучать. А брат со всей мощи пытается показать, насколько он счастлив, что сам не попал под отцовское наказание. Папа же, скорее всего, обдумывает, какой же улов будет сегодня. Он вовсе не обращает внимание на младшего сына.

Я считаю, что художник смог в полной мере передать чувства и эмоции тех, кто изображен на холсте. У меня создалось впечатление, что это я, тот бедный мальчик, который обижен и опустошен от того, что не сбылась мечта об утренней рыбалке.

Сочинение-описание картины «Не взяли на рыбалку» для школьников

Когда детишкам задали написать свои мысли касательно художественного произведения, следует иметь на заметке несколько вариантов таких творений, чтобы поведать ребенку о том, какой приблизительно должна быть работа. За пример можно взять такое сочинение по картине «Не взяли на рыбалку»:

На первом плане видно расстроенного мальчика. Он очень хотел на рыбалку с папой и старшим братом, но его по каким-то причинам не взяли с собой. Переполненный переживаниями, чувством вины и невероятным желанием половить рыбку, мальчишка чешет голову и обдумывает свои поступки.

На втором плане довольная тем, что брата наказали, сестрица. А старший брат чувствует себя настоящим героем, ведь он идет на рыбалку с папой, и с издевкой посматривает на младшенького. Отец весь погружен в предстоящее событие. Он уверенной поступью направляется к водоему и даже не смотрит на маленького сына.

Также можно написать менее эмоциональное сочинение. Картина Успенской «Не взяли на рыбалку» передается в разных ракурсах.

Главным героем картины является провинившийся перед отцом мальчишка. Папа придумал для него максимально большое наказание, не взяв его с собой на рыбалку. Полный отчаяния, мальчик, наверное, обдумывает, как себя вести в следующий раз. Сестра и брат посмеиваются над младшим членом семьи. А отец целенаправленно движется по заданному предварительно маршруту.

Художник сумел хорошо передать эмоции, сделать картину живой и отражающей происходящее.

Как помочь ребенку написать сочинение по картине

Не стоит делать работу за своего сына или дочь. Дети школьного возраста вполне могут сами выразить свои мысли. Родителям нужно просто подсказать, в какой очередности писать изложение, чтобы получить наивысший балл, и на чем сделать акценты.

Олег Попович - известный всему миру художник, который рисовал веселые и забавные иллюстрации к детским стихотворениям и считалкам, а затем они печатались в журналах для детей. В своих веселых картинах для малышей он выбрал свой стиль изображения, который никто и никогда не смог повторить. Одна из его таких работ для детей называется «Не взяли на рыбалку».

Главный герой сюжета - мальчик, который еще совсем не ходит в школу и вот однажды у него случилось несчастье, так как его не взяли на рыбалку. А ведь мальчику очень обидно, так как его отец, да и старший брат вместе отправились ловить рыбу. Конечно же, мальчик надеялся до последней минуты, что ему на этот раз повезет, и он тоже сможет, как взрослый, пойти на рыбалку. Но его опять не взяли с собой, и мальчик сильно расстроился и обиделся.

Художник отвел своему герою центральное место в своей картине, поэтому зритель отчетливо может видеть, что, глядя, как уходят старшие мужчины в семье на берег реки, тяжело вздыхает и вытирает рукой те слезы, которые вдруг неожиданно накатились на глаза. Но в другой руке маленького героя зажата удочка, которую, как оказалось, все-таки ему пока не нужна.

Рядом с мальчиком на земле лежит перевернутое небольшое ведерко, которое, скорее всего, он мальчик бросил от обиды, когда узнал, что на рыбалку его не берут. Может быть, так он пытался выразить свое негодование и обиду. Малыш так громко плакал и кричал, что проходящая мимо сестра остановилась и решила его немного успокоить. Она наклонилась над ним и стала говорить о том, что в следующий раз его тоже возьмут с собой на рыбалку, и поэтому не стоит так сильно огорчаться.

Наверное, этот малыш, которому на вид не больше шести лет, никогда еще не был на ловли рыбы, но он так часто слышал рассказы своего отца и брата о том, какое это удовольствие, что давно мечтает и самому стать одним из рыбаков. Девочка, которая его успокаивает, уже подросток, ей исполнилось четырнадцать лет. И на рыбалку отправился старший брат этого малыша, которому уже исполнилось двенадцать лет.

Сюжет художника Олега Владимировича разделен на две части. Первая часть - это главный герой и сестра, которая выглядывает из дома и пытается утешить младшего брата, который огорчен и обижен. А вторая часть сюжета - это отец и старший брат. Они быстро движутся к забору, чтобы пойти на рыбалку. Интересно смотреть на то, как старший сын копирует движения своего отца, чтобы казаться всем более взрослым. Оба рыбака движутся быстро и по выражению отца заметно, что он старается уйти как можно быстрее со двора, чтобы малыш быстрее смог успокоиться. А брат непросто уходит, а еще оглядывается, потому что он старается уйти так, чтобы было заметно. Но при этом он тоже демонстративно не замечает плачущего братишку.

Чтобы подчеркнуть похожесть отца и сына, художник Олег Попович вводит в свой сюжет одинаковые детали. Например, цвет у рюкзаков и мужчины, и юного рыбака зеленый. В руках у заядлых рыбаков удочки. Рюкзаки героев отлично сочетаются с насыщенным цветом травы, полоска которой виднеется возле забора, и по ней как раз идут рыбаки. Интересен и забор, который напоминает плетень. Он старый и серый, каждая веточка в ней прописана автором картины четко и детально.

А чтобы его живописный сюжет ожил, стал более реальным, художник Олег Попович внес в свою картину огромное количество мелких, но таких значимых деталей. Например, бросается в глаза зрителю плотный темный чугунок, который когда-то и кто-то повесил на колья плетеного забора, и теперь он напоминает зрителю о том, что весь сюжет живописного полотна - это реальность. На зеленой траве виднеются небольшие цветочки самого разного цвета, а ведь в деревнях и селах всегда во дворе трава пестрит небольшими яркими цветочками. И эта деталь из мира реального. Кажется, словно картина начинает оживать прямо на глазах. На этой траве скачет небольшой серый воробей. Живописец Олег Попович запечатлел его в тот миг, когда он решил взлететь.

Все краски, использованные художником, яркие и разноцветные. Этот художественный прием автор картины использовал специально, чтобы его полотно могло заинтересовать не только взрослых и рассудительных людей, но, прежде всего, и детей, ведь сюжет о них. Все основные цвета присутствуют в картине, а еще огромное множество оттенков. Вот брюки у рыбаков необычного темно-рыжего цвета. Такого же цвета и туфли у девочки.

Так живописец попытался объединить всю семью, чтобы у них было общее. Есть на картине и другие объединяющие цвета. Можно рассмотреть серый. Такого цвета маленькое ведерко, которое бросил обиженный мальчик - самый маленький член семьи. И такого же приятного серого цвета свитер у его старшего брата-рыболова. И такого же серого с небольшими оттенками коричневого плетень, на котором висит чугунок.

Картина Олега Поповича интересна и немного забавна, так как мальчик, несмотря на то, что он обижен, вызывает добрые чувства и к нему, и к старшим рыболовам.

Рассказ по картине О. Поповича «Не взяли на рыбалку» Когда мне было лет шесть, я со своей семьей от­правился на лето в деревню. Моя семья - папа, мама, старшая сестра Ира, брат Павлик и я пре­красно проводили время. Любимым занятием мо­его папы, старшего брата Павлика и меня была ры­балка. Каждое утро мы брали удочки, наживку, рюкзаки с завтраком и отправлялись на речку. В то лето я впервые побывал на рыбалке, и мне очень понравилось удить рыбу. Долго я смотрел на поплавок, представляя себе улов. А когда наконец клевало, я всегда, прежде чем выудить рыбку, за­гадывал, чтобы попалась большая. В основном на мою удочку попадались мелкие рыбешки, но однажды я поймал самую большую рыбу - карася. В тот день я чувствовал себя героем. Папа похвалил меня, а брат, конечно, позавидовал. Когда мы вернулись с рыбалки, я похвалился уло­вом маме, сестре и, услышав слова одобрения от них, помчался играть со своими друзьями. Я нашел своих закадычных друзей Сережку и Петьку возле большой ветлы, под которой был кро­шечный пруд, больше похожий на лужу, где купа­лись деревенские гуси и утки. Мальчишки сидели на ветвях дерева и швыряли камни в середину пруда, соревнуясь в том, кто кинет дальше. Я похвалился удачей на рыбалке и как рыболов со стажем и опытом принялся обучать их секретам удачного клева. Петь­ка с Сережкой тоже засобирались на рыбалку. Но у них не было удочек. Я подумал, что, пока мой папа отдыхает, а брат где-то гуляет со своими друзьями, можно было бы взять ненадолго его удочки, а потом, после рыбалки, вернуть. Мне так хотелось похвас­тать перед друзьями своим умением, что я решил не­надолго одолжить удочки у папы без спроса. И вот, накопав червей, прихватив удочки, мы отправились на речку. Придя на то место, где мы обычно ловили рыбу, мы расположились на берегу реки. Я начал объяснять ребятам, как нужно наса­живать червяка, закидывать удочку. Но, честно говоря, мне самому в этом помогал папа, поэтому я не очень справлялся. Но все-таки приладив кое- как червяка на крючок, я попытался закинуть по­плавок. Однако удочка папы была длинной, и я не рассчитал размаха: леска с крючком полетела по­чему-то не в сторону воды, а застряла где-то сзади, и, судя по Петькиному крику, крючок застрял на спине его майки. Мы принялись выпутывать крю­чок, но запутали леску и в итоге порвали ее. Я страшно испугался: папа рассердится не на шу­тку. Но друзья успокоили меня, сказали, что, как только мои родные увидят необыкновенно боль­шой улов, на меня никто не станет сердиться. И мы решили попробовать со второй удочкой. На этот раз все было еще хуже: пытаясь заки­нуть леску, я размахнулся посильнее, и крючок вместе с леской улетел куда-то высоко, в крону рас­тущего рядом дерева. Распутать леску мы не смог­ли, а принялись тянуть удочку изо всех сил втроем и в конце-концов сломали ее пополам. Я плохо помню, как мы шли домой. Как утеша­ли меня товарищи и какие советы они мне давали. Но мне повезло: я потихоньку поставил удочки на место, и в этот вечер никто не обратил на них вни­мания. Утром, как обычно, мы собрались на рыбалку с папой и братом. Я все думал, как сказать папе о том, что случилось. Но пока я придумывал объя­снение, он сам обнаружил, что его рыболовные снасти испорчены. Что тут было: отец очень быс­тро выяснил, кто виновник случившегося. Он ме­ня не ругал, но лучше бы ругал! Брат дразнил меня исподтишка. Я что-то пытался сказать в свое оправ­дание. В этот день мы на рыбалку не пошли: папа чинил свои удочки. На следующее утро я проснулся. И увидел, что отца и брата нет - они уже ушли на рыбалку, не разбудив меня. Я быстро поднялся, оделся, схва­тил свою удочку и бросился вдогонку. Очень быс­тро я догнал их. Но папа, повернувшись ко мне, строго сказал, что они не возьмут больше меня с со­бой. От обиды я заревел, но спорить не посмел. Я смотрел, как они удаляются, и сквозь всхлипы­вания слышал слова моей сестры о том, что нико­гда нельзя без спроса брать вещи другого, потому что, сломав эту вещь, ты можешь испортить чело­веку весь день, как это случилось вчера. Этот урок я запомнил на всю жизнь.

Урок развития речи в 5 классе
Сочинение – рассказ по рисунку О.В. Поповича
«Не взяли на рыбалку».
Цели:
­познакомить учащихся с особенностями построения рассказа на основе ролевой игры по
рисунку;
­привить навыки составления диалога;
­обогатить речь учащихся словами, связанными с темой рисунка и средствами выражения
замысла художника.
Оборудовании: компьютер, экран, презентация.
Ход урока.
I. Слово учителя.
­Ребята в основе рассказа лежит какой­то случай, эпизод. Вспомните, мы недавно писали
сочинение «Как я испугался». Какой случай (эпизод) лёг в основу этого рассказа?
­Сегодня на уроке мы с вами тоже будем составлять рассказ, а основой этого рассказа
будет эпизод, запечатлённый О.В. Поповичем «Не взяли на рыбалку».
II.Беседа по рисунку.
Посмотрите внимательно на картину и скажите:
­Где и когда происходит действие, изображённое на рисунке?
В деревне, так как нам отчётливо виден забор, на котором висит глечик – деревенская
посуда; летом (зелёная трава, цветут цветы, одежда), скорее всего утро (иначе не
стоит отправляться на рыбалку).
­Как художник показал, что отец и старший брат собрались на рыбалку?
Отец несёт одной рукой две удочки, а другой – сумку, вероятно, с провиантом; на спине
у него рюкзак, наверное, с рыболовными принадлежностями. В руках старшего
мальчика удочка и на спине рюкзак, видимо, с его собственными снастями.
­ Как показано на рисунке, что рыбаки уходят?
Они показаны в движении, обращены спиной к малышу; старший брат гордо подняв
голову шагает за отцом.
­Кто, по­вашему, главный герой картины?
Малыш. Он изображён в центре картины.
­Как вы думаете, сколько ему лет?
Мальчику от 4 до 5 лет. Он мал ростом.
­Как вы догадались, что малыш готовился к рыбалке?
В руках у мальчика удочка, а на земле лежит его ведёрочко с червями.
­Какое настроение у малыша и почему?
Настроение у малыша грустное, плохое. Он очень обижен, огорчён, потому что его не
взяли на рыбалку.
­Как художник показал огорчение малыша?
Малыш уронил от обиды ведро, один конец удочки касается земли, он закрыл лицо
одной рукой, чтобы вытереть слёзы. Он стоит в растерянной позе, закрыв глаза рукой,
надул губы. У него рыжие взъерошенные волосы, жёлтая в красную полосочку рубашка
и коричневые шорты.
­Почему малыша не взяли на рыбалку?
Он ещё маленький, устанет, может упасть в реку.
­Кто наблюдает за малышом?
Девочка, наверное, его сестра. Она стоит рядом с ним, пытается уговорить его найти
себе другое занятие, например, помочь ей собрать цветы для венка.
­Нравится ли вам этот рисунок? Чем?
На ней показан очень симпатичный малыш. Мой братишка, когда обидится, очень
похож на него. А мне нравится, как художник изобразил обиду малыша.
­ Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на
картине?

Эта история, наверное, началась вечером, когда малыш случайно услышал, что
старший брат и отец собираются на рыбалку. Он тоже захотел пойти с ними и
побежал в огород копать червей.
III. Словарно­стилистическая работа.
Рыбалка­рыболов­рыбак­рыболовные принадлежности (снасти);
Удочка­удить (рыб);
Червяк­(накопать червей);
Банка­(жестяная банка);
Рюкзак, плетень (забор);
Малыш­(маленький мальчик);
Расстроен, огорчён, обижен;
Обида­обидеться­обиделся­обиженный;
Огорчение­огорчиться­огорчился­огорчённый;
Бежать вдогонку­догонять­догнать;
Рыжие волосы;
Светло­зелёная травка;
Рисунок, картина;
Художник, О.В.Попович;
Фигура, поза, краски, цвет, композиция.
IV. Ситуативно­ролевая игра.
­ А теперь попробуем оживить эту картину: обыграть то, что произошло накануне вечером,
что происходит сейчас и что случится потом. Мы станем с вами участниками события,
которое изображено на рисунке. Будем играть, как артисты на сцене. Это поможет
составить нам рассказ по картине «Не взяли на рыбалку», который вы затем напишите
дома.
Выбор артистов:
Малыш ­….
Отец­….
Старший брат­…
Сестра­…
Автор­…
Задача автора состоит в том, чтобы ввести слушателей в круг тех событий, которые
происходили вечером, описать то, что изображено на рисунке (природу, героев, их
настроение).
Один из возможных вариантов инсценировки.
Автор­ведущий.Однажды вечером, когда вся семья собралась ужинать, отец вышел на
крыльцо. Он посмотрел на небо. Там не было ни одного облачка. Солнце уже начинало
садиться. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить утром на рыбалку. Он вошёл в
дом. Дети уже сидели за столом. Отец подошёл к старшему сыну и сказал…
Отец.­Коля, пойдём завтра ловить рыбу?
Коля.­Пойдём, я после ужина накопаю червей.
Автор.­Маленький Андрюша, когда услышал о рыбалке, выронил ложку и быстро выпалил:
Малыш.­И я с вами.
Автор.­Отец улыбнулся и ничего не ответил. Андрюша стал просить старшего брата взять
его на рыбалку. Малыш так долго просил и клянчил, что Коля не выдержал и пообещал
взять его.
Коля.­ Ладно, возьмём тебя, если ты рано проснёшься.
Автор.­Андрюша побежал в огород, накопал червей, приготовил удочку и лёг спать.
Наступило утро. День обещал быть хорошим. Малыш проснулся от какого­то шума. Он
открыл глаза и увидел, что отец и брат уже около забора. Андрюша быстро встал, оделся,
схватил удочку, ведёрко и побежал вдогонку за рыбаками.
Малыш.­Папа, подождите, я с вами. Посмотрите, каких я червей накопал!
Отец.­ Не,сынок, ты ещё маленький. Подрастёшь – тогда и будешь ходить с нами на
рыбалку. Оставайся дома.

Коля.­ Андрюша, не обижайся, мы возьмём тебя на рыбалку в другой раз.
Автор.­Малыш очень обиделся. Он стоял, вытирая слёзы рукой. К нему подошла сестра и
сказала…
Сестра.­Андрюша, пойдём играть!
Автор.­А он так обиделся, что даже ничего не слышал. Он шептал про себя…
Малыш.­ Зря старался. Я столько трудился, а они… не взяли.
Сестра.­Андрюша, пойдём вместе со мной цветы собирать. Я тебе венок сплету.
Автор.­ Андрюша согласился. А вечером радостно встретил отца и брата с рыбалки.
IV.Составление рассказа.
­ Ребята, я предлагаю вам сочинить свои рассказы по заданному сюжету, выступить в роли
писателя. Однако прежде чем писать рассказ, автор должен знать законы его построения.
Давайте вновь вернёмся к тексту инсценировки.
­Вспомните, о чём говорил автор в самом начале своего выступления?
Он рассказал о том, что однажды вечером, когда вся семья села ужинать, отец и
старший брат договорились идти утром на рыбалку.
­Видите. Автор начал со вступления к рассказу, описал обстановку. Вспомните, когда и
как началась история, момент которой изображён на рисунке.
Маленький Андрюша узнал, что отец и брат идут на рыбалку. Он решил пойти с ними
вместе.
С этого момента завязалось действие, и мы стали следить за его развитием. Это завязка.
­Как же развивалось действие дальше? Какой диалог (разговор) состоялся между малышом
и отцом?
Андрюша приготовил червей, удочку, сам рано проснулся и просил отца взять его сна
рыбалку, но отец велел ему оставаться дома.
­Каким был этот момент для малыша?
Очень напряжённым, он не ожидал, что его не возьмут на рыбалку.
Самый напряжённый момент в развитии действия называется кульминацией.
Малыша не взяли на рыбалку, он очень расстроился. В этой части рассказа вы подробно
опишите позу мальчика, его настроение, выражение его лица.
­А как вы думаете, чем закончится действие?
Малыш вскоре забудет о своей обиде и будет весело играть с сестрой, а когда он
вырастет большим, он тоже пойдёт на рыбалку.
­ Это развязка действия (ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ. Развязка – это та часть
произведения в литературе, в которой судьба героя переворачивается. Оканчивается
развязка обычно победой или поражением главного героя.)
Теперь, когда вы уже знакомы с особенностями построения рассказа, вы можете сами, как
настоящие писатели, написать рассказ или сценарий к картине.
V. Домашнее задание.
Напишите сочинение­рассказ по рисунку О.В.Поповича «Не взяли на рыбалку».