Правила безопасности на уроках лёгкой атлетике. Техника безопасности на уроках легкой атлетики. Уроки физкультуры в школе Легкая атлетика техника безопасности


ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

К занятиям по легкой атлетике учащиеся допускаются с 1-го класса. Обязательны инструктаж по безо­пасности и медицинский осмотр. Учитель должен быть убежден, что у детей нет противопоказаний по состоя­нию здоровья.

Занятия по легкой атлетике проводят на школьном стадионе (или на пришкольной спортивной площадке) и в спортивном зале.

Опасные факторы, которые могут привести к травмам:

Низкая температура воздуха, повышенная влажность воздуха, сильный зетер;

Скользкий грунт, скользкое твердое покрытие;

нахождение в зоне броска во время метания мяча, снаряда;

выполнение упражнений в беге, прыжках и метаниях без разминки, что может привести к растяже­нию, надрыву связок и мышц опорно-двигателького аппарата.

^ Типичные травмы. На занятиях по легкой атлетике возможны: растяжение связок локтевого к плечевого суставов - при метании малого мяча и гранаты; растяжение связок голеностопного и коленного суставов; растяжения и надрывы двуглавой и четырехглавой мышц бедра - при беге на короткие дистанции с максимальной скоростью, прыжках в длину и в высоту с разбега; ушибы пятки при отталкивании в прыжках в высоту и в длину с разбега, воспаления надкостницы большеберцовой кости; мышечные боли; ослабление свода стопы.

При занятии легкоатлетическими упражнениями иногда случается «гравитационный шок» - кратковре­менная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замед­ляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.

Разминка. Разминку проводят с целью функциональной подготовки организма к предстоящей основной работе. Как правило, разминка состоит из медленного бега, комплекса общеразвивающих упражнений, беговых и прыжковых упражнений, ускорений.

Длительность медленного бега - 2-3 мин. В жаркую погоду она сокращается, а в холодную увеличива­ется. После бега выполняют общеразвивающие упражнения в течение 6-8 мин.

Необходимо соблюдать следующие методические правила:

При разминке поочередно воздействуют на основные группы мышц (сверху вниз) и постепенно увеличивают нагрузку - потягивания; упражнения для мышц рук и плечевого пояса: упражнения для мышц ту­ловища и ног; прыжки; дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Подбор упражнений должен быть соотнесен с предстоящей основной деятельностью на уроке. Уп­ражнения по координационным механизмам и характеру физических нагрузок должны соответствовать особен­ностям основных упражнений.

В комплексе должно быть не менее 6-8 упражнений различной направленности; выполнять каждое упражнение 6-8 раз.

Упражнения в беге выполняют: для подготовки мышц и связок к интенсивной работе; для коррекции техники бега; для настройки на работу. Достаточно 3-5 упражнений на дистанции 30-40 м, по 2-3 серии.

Спортивная ходьба. В спортивной ходьбе наибольшая нагрузка падает на мышцы задней поверхности бедра и стопы, поэтому при помощи упражнений разогрейте и растяните их. Смотрите всегда на 4-5 шагов вперед, особенно при ходьбе вне стадиона, чтобы вовремя заметить неровности и ямки, дабы не поставить на место ногу. Контролируйте свои движения, при монотонной работе длительное время можно расслабиться и получить травму. Особое внимание обратите на удобную обувь и одежду, чтобы не было потертостей - это основная беда ходоков.

Бег. Перед занятием осмотреть и очистить трассу. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. При беге на стадионе надо соблюдать следующие правила:

не бегать против часовой стрелки;

Не стоять на рабочей дорожке (по которой бегут);

Обгонять всегда справа;

При обгоне нельзя резко принимать влево;

Помнить, что первая дорожка для всех бегунов.

В тренировочных занятиях в барьерном беге ставьте барьеры на 4-5 дорожки по прямой и на до­рожки при беге по кругу.

При беге вне стадиона надо всегда смотреть себе под ноги, чтобы вовремя увидеть помехи или неровности и избежать их. Нельзя толкать соперника или товарища (даже в шутку), особенно в лесу.

^ Прыжки в длину. В легкоатлетических прыжках в первую очередь обратите внимание на место призем­ления. В прыжках в длину и тройных прыжках яма с песком должна быть вскопана. Необходимо проверить, нет ли в песке травмоопасных предметов (стекла, щепки, камни и т. п.). Грабли и лопаты убрать подальше от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз.

Причиной травм может быть мокрый или выступающий над дорожкой брусок для отталкивания. Также опасно выполнять прыжки, если дорожка неровная, рыхлая или скользкая.

Поточные прыжки в длину при разбеге по одной дорожке или по двум дорожкам, расстояние между которыми мало, могут привести к столкновениям. Даже широкая яма с песком, позволяющая использоватъ две дорожки, не является гарантией безопасного приземления. Ученик, прыгнувший первым, может упасть в сторону и оказаться на месте приземления другого ученика, разбегающегося рядом. Параллельный разбег возможен только в случае, если достаточно велико расстояние между линиями разбега.

Прыжки надо выполнять поочередно, не мешая друг другу, нельзя перебегать дорожку разбега, когда выполняются прыжки. Не начинать разбег, пока в месте приземления находится другой прыгун. Чтобы не по­лучить травму при приземлении, научить прыгуна сначала правильно приземляться.

^ Прыжки в высоту. Если они проводятся в спортзале, правильно уложить гимнастические маты на месте приземления (толщина поролоновых матов должна соответствовать установленным нормам, маты должны плотно состыковываться друг с другом); места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими.

Иногда одновременно начинают разбег с разных сторон двое занимающихся. В полете или при приземлении они могут столкнуться. Поэтому следует регулировать порядок выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегающихся с одной стороны (толчковая нога - левая), а затем – с другой (толчковая нога - правая).

^ Метание мячей, снарядов. Легкоатлетические метания требуют к себе особого внимания. При выполнении метаний следует неукоснительно выполнять следующие требования:

В секторе не должно быть посторонних;

В поле для метаний нельзя стоять или идти спиной по направлению к метателю;

Нельзя стоять со стороны метающей руки метателя (если правша, то справа и наоборот);

При метаниях группой - шеренгой (фаната, мяч), метать надо поочередно справа налево, если все правой рукой. Метнул и отошел назад. Если есть метающие левой рукой, они становятся на левый фланг и метают после всех поочередно слева направо. После метания последнего в шеренге все идут за снарядами.

Помните, метания самые опасные виды в легкой атлетике с точки зрения нанесения ущерба здоровью, причем другому спортсмену.

Необходимо включать в разминку упражнения для растягивания мышц и связок, активно участвующих в броске. Не проводить встречных метаний. Выполнять упражнения целесообразно в шеренге, разомкнутой на вытянутые руки, а если это невозможно, располагать группы так, чтобы между ними было достаточно большое расстояние. Строго устанавливать очередность метаний снарядов. После того как все выполнят метание, дать команду собирать снаряды.

Во избежание травм локтевого сустава необходимо следить за тем, чтобы во время броска кисть со снарядом (мяч, фаната) проносилась над плечом, а не через сторону.

После занятия по легкой атлетике следует убрать спортивный и другой инвентарь в отведенное для хранения место, а затем тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Говоря о профилактике травматизма, следует отметить, что травмы в основном появляются из-за бес­печности самих занимающихся, но есть и моменты, которые надо обязательно учитывать.

Существует несколько групп причин возникновения травм, знание которых позволяет провести соот­ветствующие меры профилактики:

Неправильная методика проведения занятий, несоблюдение принципов последовательности и постепен­ности в увеличении нагрузок и сложности упражнений, недостаточный учет возрастных и половых особенно­стей, несоблюдение принципа индивидуализации, недостаточное или полное отсутствие страховки, слабая подготовка организма к предстоящей деятельности и т. п.

Недочеты в организации занятий, перегрузка мест занятий, встречное движение, слишком большое коли­чество занимающихся в одной группе, проведение занятий без преподавателя и т.п.

Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, инвентаря, одежды и обуви спортсменов.

Неблагоприятные метеорологические условия (сильный дождь и ветер, снегопад, очень высокая или низ­кая температура воздуха).

Нарушение правил врачебного контроля, допуск к занятиям без разрешения врача, неправильное распре­деление по группам без учета возраста, пола, физической подготовленности, преждевременное начало занятий после травмы, болезни или длительного перерыва, несоблюдение правил личной гигиены.

Нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время уроков, тренировок и соревно­ваний.

Создание оптимальных условий для проведения учебного, тренировочного процесса к соревновании, постоянный контроль со стороны учителя, тренера и самоконтроль, соблюдение всех правил и дисциплины на занятиях является основой для занятий легкой атлетикой без травм и других нарушений в жизнедеятельности спортсменов.

Физическая культура и спорт – одно из средств всестороннего развития личности, подготовка людей к трудовой и общественной деятельности; гармонического развития организма; подготовка к военной службе.

1.Физическая культура и спорт…………3
2.Медицинские требования к
занятиям легкой атлетики……………..5
3.Техника безопасности до
занятий легкой атлетикой…………….6
4.Техника безопасности во
время занятий
4.1 Техника безопасности: бег…………...7
4.2 Техника безопасности: прыжки
и спортивные снаряды……………….8
4.3 Техника безопасности: метание…….9
4.4 Техника безопасности: плавание…..10
5.Техника безопасности при
получении травм……………………....11
6. Техника безопасности по
окончании занятий……………………12
7.Заключение……………………………..13
Список литературы……………………...14

Работа содержит 1 файл

    Реферат по дисциплине:

    «Физическая культура» на тему:

    Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой

    Оценка по выполнению:

1.Физическая культура и спорт…………3

    2.Медицинские требования к

    занятиям легкой атлетики……………..5

    3.Техника безопасности до

    занятий легкой атлетикой…………….6

    4.Техника безопасности во

    время занятий

    4.1 Техника безопасности: бег…………...7

    4.2 Техника безопасности: прыжки

    и спортивные снаряды……………….8

    4.3 Техника безопасности: метание…….9

    4.4 Техника безопасности: плавание…..10

    5.Техника безопасности при

    получении травм……………………....11

    6. Техника безопасности по

    окончании занятий……………………12

    7.Заключение……………………………..13

    Список литературы……………………...14

1.Физическая культура и спорт

Физическая культура и спорт – одно из средств всестороннего развития личности, подготовка людей к трудовой и общественной деятельности; гармонического развития организма; подготовка к военной службе.

Физическая культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, достижений общества, относящихся к сфере физического развития, образования и воспитания. Физическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на человека средствами специальных упражнений и гигиенических мероприятий с использованием естественных природных факторов; целью его является формирование таких знаний, умений, навыков и двигательных качеств, которые способствуют потребностям общества и личным интересам каждого человека.

Спорт – одна из форм физической культуры. Особенности спорта – стремление к высшим достижениям, систематическая тренировка, специализация в отдельных видах физических упражнений. Спорт, также как и оздоровительная физкультура, используется как один из важнейших факторов гармонического развития человека, то есть сочетания умственных, нравственных и физических качеств в той мере, которая обеспечивает возможность успешно учиться, работать и быть готовыми к защите Родины. Занятия спортом укрепляют здоровье, способствуют правильному физическому развитию и совершенствованию жизненно необходимых двигательных качеств – ловкости, силы, быстроты, координации, выносливости. Спорт – это борьба с соперниками. Но правила спортивной этики требуют, чтобы эта борьба была честной. И хотя в спорте применяются обманутые приемы – проявление грубости, причинение вреда противнику не допускаются. Наоборот, считается достойным всеобщего уважения тот участник соревнований, который в сложной ситуации помогает сопернику, дает нужный совет.

Занятия физическими упражнениями – не только непрерывный труд, физические и волевые усилия, напряжение. Это еще и большое удовольствие: удовлетворение потребности в движении, приятная усталость, красота телосложения, уверенность в себе, радость общения. Ежедневный бег, гимнастические упражнения, различного рода прыжки, силовые упражнения, на гибкость, - являются основными видами легкой атлетики.

      2.Медицинские требования к занятиям легкой атлетики

При занятиях легкой атлетикой допускается много ошибок. Чтобы этого не случилось, необходимо соблюдение общих правил техники безопасности при занятиях спортом:

  1. К занятиям легкой атлетикой допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
  2. Опасные факторы:
  • травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
  • травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;
  • выполнение упражнений без разминки.
  • При занятиях легкой атлетикой должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
  • После окончания занятий легкой атлетикой каждый спортсмен должен принять душ и тщательно вымыть руки с мылом.
      • 3.Техника безопасности до занятий легкой атлетикой

    Перед началом занятий легкоатлет, уверенный в своих силах, в возможность достижения рекордных результатов должен соблюдать правила подготовки к соревнованиям и участия в них:

    1. Перед соревнованием за ранее и подробно необходимо ознакомиться со стадионом, дорожкой, сектором, инвентарем, снарядами. За ранее отрепетируйте разминку на предназначенном месте, пройдите отсюда до места старта тем же путем, что и в день соревнований. Тем самым вы застрахуете себя от опоздания на регистрацию перед стартом и от излишнего волнения;
    2. После разминки разметьте длину разбега, опробуйте снаряд, сделайте пробные попытки и окончательно подготовьтесь к старту;
    3. Разминку делайте в тренировочном костюме и спортивной обуви с не скользкой подошвой. Одежда должна быть теплой, но достаточно пористой, чтобы не было перегревания организма. Обувь должна быть мягкой, мало теплопроводной, хорошо облегать ногу, но в тоже время достаточно просторной.
    4. Между тренировками не должно быть больших перерывов, то есть легкая тренировка лучше пассивного отдыха.

        4.Техника безопасности во время занятий

        4.1 Техника безопасности: бег

    Во время занятий бегом на улице соблюдаются следующие правила техники безопасности:

    1. Студент обязан внимательно следить за командами тренера и четко их выполнять;
    2. Бежать по кругу можно только в одном направлении – против движения часовой стрелки;
    3. При групповом старте на короткие дистанции бежать необходимо только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее, чем на 15 метров за финишную отметку;
    4. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.

        4.2 Техника безопасности: прыжки и спортивные снаряды

    Во время занятий прыжками на улице и занятий на спортивных снарядах соблюдаются следующие правила техники безопасности:

    1. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки;
    2. При прыжках в длину, прежде чем начать разбег, следует проследить, чтобы яма приземления была свободна;
    3. При прыжках в высоту нужно соблюдать очередность разбега с правой и с левой стороны;
    4. На снарядах можно делать упражнения только при наличии подложенных матов;
    5. Обнаружив неисправность снаряда, надо немедленно прекратить упражнение.

        4.3 Техника безопасности: метание

    Во время занятий на улице (метания) соблюдаются следующие правила техники безопасности:

    1. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания;
    2. Не производить метание без разрешения тренера, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь;
    3. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами без разрешения тренера;
    4. Не подавать снаряд для метания друг другу броском;
    5. Метать на встречу друг другу категорически запрещено.

        4.4 Техника безопасности: плавание

    Во время занятий плаванием соблюдаются следующие правила техники безопасности:

    1. Занятия в закрытых плавательных бассейнах проводятся в соответствии с правилами работы этих сооружений;
    2. При организации занятий на естественных водоемах необходимо правильно выбрать и оборудовать место для обучения: найти разрешенную глубину, учитывать скорость течения и температуру воды;
    3. Во время занятий плаванием входить в воду и выходить нужно только по команде тренера или с его разрешения;
    4. Запрещается заплывать за пределы места занятия, создавать ложную тревогу;
    5. На открытом водоеме все упражнения выполняются только в сторону берега или мелкого места.

        5.Техника безопасности при получении травм

    1. При плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом тренеру;
    2. При сильном ушибе наложить смоченную водой ткань, а затем давящую повязку;
    3. Если ушиблен сустав, при перевязке ограничить его подвижность;
    4. При закрытом переломе или подозрении на него обеспечить неподвижность конечности и немедленно отправить пострадавшего к врачу;
    5. При получении травмы следует немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

        6. Техника безопасности по окончании занятий

    По окончании занятии легкой атлетикой выполняются следующие правила техники безопасности:

    1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь;
    2. Снять спортивный костюм и спортивную обувь;
    3. Принять душ или тщательно вымыть руки с мылом.

    7. Заключение

    Легкая атлетика дарит здоровье, радость движений, силу мышцам, выносливость телу, воспитывает трудолюбие, смелость и волю к победе. Легкая атлетика особенно доступна тем, кто с детских лет много бегал, прыгал, целыми днями пропадал в лесу, бросал камни на берегу реки…

    Современный легкоатлет знает свой вид легкой атлетики, отлично разбирается в технике движения и тактике, досконально знает, как надо тренироваться и вести себя на занятиях и соревнованиях, умеет оценивать состояние своего организма и многое другое.

    К тому же спортивная тренировка не терпит догмы. Даже самая лучшая система подготовки должна применяться с учетом индивидуальных особенностей, с постоянным корректированием программы тренировки, соответственно изменяющимся возможностям организма.

    Спортсмен постоянно учится и имеет обширные знания. В первую очередь ему необходимо знать общие положения теории и методики легкой атлетики, которые помогут правильно строить свою тренировку и успешно повышать спортивное мастерство.

    ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

    для обучающихся

    по соблюдению мер безопасности на уроках/занятиях

    по легкой атлетике.

    1. Общие требования

    1.1. Возможное воздействие на обучающихся опасных факторах при проведении уроков/занятий по легкой атлетике:

    • использование неисправного спортивного оборудования и инвентаря;
    • падение на скользком полу, грунте или площадке;
    • нахождение посторонних предметов на беговой дорожке и в секторе для прыжков;
    • нахождение в зоне броска во время занятий по метанию.

    1.2. На уроке/занятии по физической культуре соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и плана эвакуации.

    1.3. На уроках/занятиях по легкой атлетике соблюдать правила поведения на спортивных площадках, стадионе и спортивном зале.

    1.4. Соблюдать в процессе уроков/занятий по легкой атлетике порядок выполнения упражнений.

    1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить о случившимся учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения.

    2. Требования по соблюдению мер безопасности перед началом занятий.

    2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

    2.2. Внимательно прослушать инструктаж учителя о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений.

    3. Требования по соблюдению мер безопасности во время занятий.

    3.1. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке.

    3.2. Во избежание получения травмы исключить резко «стопорящую» остановку.

    3.3. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.

    3.4. Не выполнять прыжки при закрытом прыжковом секторе.

    3.5. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.

    3.5. Не производить метания без разрешения учителя, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.

    3.6. Не стоять справа от метающего, не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя.

    3.7. Не подавать снаряд для метания друг другу броском.

    3.8. Не находиться в зоне проведения занятий по прыжкам, бегу и метаниям.

    3.9. Перед метанием в мокрую погоду вытирать снаряды насухо.

    4. Требования по соблюдению мер безопасности в аварийных ситуациях.

    4.1. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или социального характера немедленно прекратить занятия и точно следовать командам учителя по эвакуации.

    5. Требования по соблюдению мер безопасности по окончании занятий.

    5.1. Сообщить о плохом самочувствие учителю по окончанию урока/занятия по физической культуре.

    5.2. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

    5.3. Соблюдать дисциплину в раздевалке спортивного зала.


    ИНСТРУКЦИЯ №25

    ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ по легкой атлетике

    1. Общие требования к безопасности.


    1.1. Занятия легкой атлетикой на спортивной площадке (стадионе) проводятся в сухую, теплую погоду.
    1.2. К занятиям легкой атлетикой допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
    1.3. Всем обучающимся необходимо уметь оказывать первую доврачебную помощь. Они должны знать, что во время занятий легкой атлетикой чаще всего травмы возникают при:
    - падении на скользком грунте или твердом покрытии;
    - нахождении в зоне броска во время выполнения метаний;
    - выполнении упражнений без разминки.
    1.4. У учителя (тренера) должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
    1.5. При переходе через улицу (дорогу) обучающиеся обязаны соблюдать правила дорожного движения.


    2. Требования к безопасности перед началом занятий .


    2.1. Перед началом занятий обучающиеся обязаны:
    надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой;
    тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме (место приземления), проверить отсутствие на нем посторонних предметов;
    протереть сухой тряпкой снаряды для метания (диск, ядро, гранату и т.д.);
    провести разминку.
    2.2. Перед выполнением метания обучающийся обязан убедиться, что в секторе для метания нет людей.


    3. Требования к безопасности во время занятий .


    3.1. Во время занятий обучающиеся обязаны:
    при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. При этом дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;
    бег по кругу выполнять только в направлении против часовой стрелки; во время бега во избежание столкновений исключить резкие остановки.
    3.2. Во время занятий обучающимся запрещается:
    выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте;
    приземляться при прыжках на руки;
    производить метания без разрешения учителя (тренера);
    оставлять без присмотра снаряды для метания;
    стоять справа от метающего (при метании левой рукой - слева) и находиться в зоне броска;
    подбирать снаряды для метания без разрешения учителя (тренера);
    подавать друг другу снаряд для метания броском;
    снимать спортивную обувь и бегать босиком;
    покидать спортивную площадку (стадион) без разрешения учителя.


    4. Требования к безопасности после завершения занятия .


    После завершения занятия обучающиеся обязаны:
    убрать спортивный инвентарь в места для его хранения;
    снять спортивную форму и спортивную обувь;
    принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.


    5. Требования к безопасности в особых ситуациях .


    1. При плохом самочувствии обучающийся должен прекратить занятия и сообщить об этом учителю (тренеру).
    2. О получении травмы в ходе занятия обучающийся должен немедленно сообщить учителю (тренеру).
    3. При резком ухудшении погоды прекратить занятия и по команде учителя (тренера) вернуться в спортивный зал.



    Уроки по легкой атлетике обычно проводят на школьном стадионе или на пришкольной спортивной площадке, реже - в спортивном зале. На занятия могут действовать факторы, способствующие росту травматизма и заболеваемости учеников:

    ■ отрицательная температура воздуха;

    ■ мокрый грунт (пол);

    ■ сильный ветер;

    ■ опавшая с деревьев листва;

    ■ падение на скользком грунте или твердом покрытии;

    ■ нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты;

    ■ выполнение упражнений в беге, прыжках и метании без разминки.

    Типичные травмы

    При выполнении легкоатлетических упражнений возможны:


    • растяжения связок локтевого, плечевого, голеностопного и коленного суставов;

    • растяжения и надрывы двуглавой и четырехглавой мышц бедра;

    • воспаление надкостницы большеберцовой кости;

    • мышечные боли;

    • ослабление свода стопы.
    Иногда случается «гравитационный шок» - кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замедляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.

    Меры по обеспечению безопасности

    1. Качественно и всесторонне провести разминку. Она должна включать две части упражнений: общеподготовительную (медленный бег 2-3 мин, комплекс общеразвивающих упражнений 6-8 мин) и специально-подготовительную (беговые и прыжковые упражнения, ускорения).

    Выполняя упражнения при разминке, необходимо придерживаться следующих методических правил:

    ■ последовательно воздействовать на основные группы мышц (потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища и ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление);

    ■ упражнения по своему характеру и интенсивности должны соответствовать предстоящей основной деятельности на уроке;

    ■ общеразвивающий комплекс должен включать не менее 6-8 упражнений различной направленности, с повторением каждого 6-8 раз.

    Специальные беговые упражнения выполняются для подготовки у занимающихся мышц и связок двигательного аппарата к интенсивной работе. Достаточно 3-5 упражнений на дистанции 30-40 м, по 2-3 повторения.

    2. При проведении занятий по бегу:

    ■ осмотреть и очистить трассу от посторонних предметов;

    ■ проводить бег только в одном направлении;

    ■ на коротких дистанциях бежать только по своей дорожке;

    ■ за финишной линией дорожка должна продолжаться еще не менее чем на 15 м;

    ■ не делать резко «стопорящую» остановку после бега.

    3. При проведении занятий по прыжкам в длину.

    ■ место приземления должно быть ровным, рыхлым, без посторонних предметов;

    ■ во время прыжков следует периодически перекапывать песок, чтобы исключить жесткое приземление;

    ■ подсобный инвентарь (грабли, лопаты) должен находиться не ближе 1 м от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз;

    ■ дорожка для разбега должна быть ровной, твердой и не иметь выбоин, особенно в месте отталкивания;

    ■ необходимо соблюдать безопасную дистанцию при поточных прыжках;

    ■ параллельный разбег и прыжки на одной яме возможны лишь при безопасном расстоянии между дорожками разбега.

    4. При проведении занятий по прыжкам в высоту:

    ■ в спортивном зале гимнастические маты на месте приземления необходимо укладывать плотно и ровно;

    ■ места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими;

    ■ в случае использования учениками разбега с разных сторон следует усилить внимание к регулированию порядка выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегающихся с одной стороны (толчковая нога - левая), а затем - с другой (толчковая нога - правая);

    ■ не допускать поспешности с поднятием планки на предельную высоту;

    ■ не применять на уроке способы прыжков в высоту, не предусмотренные учебной программой и правилами соревнований.

    4. На занятиях по метанию:

    ■ не проводить встречного метания;

    ■ строго устанавливать очередность метания снаряда (гранаты, мяча);

    ■ команда «собирать снаряды» подается только после того, как все учащиеся выполнят метание;

    ■ перед выполнением упражнений необходимо убедиться, что в секторе метания никого нет;

    ■ не производить метание без разрешения учителя;

    ■ не оставлять без присмотра спортивный инвентарь (малые мячи, гранаты);

    ■ нельзя стоять справа от метающего и находиться в зоне броска;

    ■ не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя;

    ■ не передавать снаряд для метания друг другу броском.

    Во избежание травм сустава необходимо следить за тем, чтобы во время броска кисть со снарядом (мяч, граната) проносилась над плечом, а не через сторону.


    1. Безопасность на уроках по гимнастике
    Выполнение учащимися отдельных упражнений (особенно на гимнастических снарядах и опорных прыжков) связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности и неловком движении возможны срывы со снарядов (перекладина, брусья, бревно, гимнастическая лестница и др.) и падения, а в результате - травмы.

    Типичные травмы:

    ■ ссадины, потертости и срывы мозолей;

    ■ ушибы и растяжения сумочно-связочного аппарата лучезапястного, локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов;

    ■ разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени;

    ■ не исключены ушибы головы.

    Меры обеспечения безопасности

    1. Правильно выбирать места занятий и размещать снаряды в зале, располагать их на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы учащиеся выполняли упражнение лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Снаряды необходимо обложить гимнастическими матами с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. В местах приземления желательно уложить два слоя матов. Гимнастические маты укладывать так. чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них.

    2. При подготовке к занятиям на брусьях прежде всего необходимо проверить высоту брусьев. Для этого следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), а другой, отвернув стопорный винт, надавить пружину защелки. Если делать это вдвоем, то один ученик должен держать жерди и изменять их высоту, а другой - отвертывать и завертывать стопорные винты. Высоту жердей обычно устанавливают одновременно с обоих концов, при этом стоять под ними запрещается.

    3. При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крючкам на полу (лягушкам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предварительно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности установки снарядов нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя: перекладина и брусья должны находиться в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока следует протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой.

    4. Не реже одного раза в учебный год необходимо тщательно осматривать подвесные снаряды (канат, шест, кольца) и гимнастические стенки. Особенно часто и внимательно следует проверять надежность крепления снарядов. Канаты, шесты, гимнастические стенки должны быть крепкими, надежно прикреплены к потолку, стене. На канатах не допускаются порывы нитей и завязывания узлов. Шесты и рейки гимнастической стенки должны быть гладкими и не иметь трещин, сколов.

    5. В подготовительной части урока, при выполнении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанции и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга, что может привести к ушибам. В разминку необходимо включать подготовительные упражнения направленного воздействия.

    Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа; из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.

    Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращательными движениями стопой; поднимание на носки с пружинистым покачиванием и др.

    Для подготовки локтевых и плечевых суставов выполняют: вращательные и рывковые движения; сгибание и разгибание рук. Эффективным является выполнение этих упражнений с использованием гимнастических палок и отягощений, например гантелей.

    Подготовка меж позвонковых сочленений включает: прогибания и глубокие наклоны; различные повороты и вращения.

    При выполнении упражнений на гибкость необходимо учитывать уровень физической подготовленности занимающихся, так как некоторые упражнения (например, шпагат) могут стать причиной повреждений мышечно-связочного аппарата.

    6. В основной части урока важное значение для обеспечения безопасности имеют помощь и страховка. Помощь в гимнастике - это облегчение действий ученика при выполнении упражнений. Она способствует созданию у занимающихся правильного представления об упражнении, овладению техникой его выполнения; применяется при недостаточном развитии у обучаемых мышечной силы, координационных способностей, быстроты.

    Различают следующие вилы помощи:

    ■ проводка - действия учителя физкультуры сопровождают ученика по ходу всего упражнения или отдельной его части, фазы;

    ■ фиксация - задержка ученика учителем в определенной точке движения;

    ■ подталкивание - кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх;

    ■ поддержка - кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;

    ■ подкрутка - кратковременная помощь ученику при выполнении поворотов;

    ■ комбинированная помощь - использование различных приемов, применяемых одновременно и последовательно.

    Помощь, как правило, оказывается на начальной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения техникой выполнения упражнения непосредственная помощь заменяется страховкой, которая позволяет решать задачи психологической подготовки занимающихся (преодоление страха), а также избежать травмы.

    Страховка - это обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое учителем физической культуры или учениками класса. В зависимости от сложности упражнения страхует кто-то один или одновременно несколько человек. Нельзя ставить на страховку не подготовленных для этого учеников.

    Всех занимающихся следует обучать не только приемам помощи и страховки, но и самостраховки для того, чтобы они умели самостоятельно выходить из опасных положений.

    Самостраховка - это заранее разученные приемы обеспечения безопасности, применяемые самим занимающимся для предупреждения травм. Например, предотвратить срыв со снаряда можно своевременным прекращением движения, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных движений (сгибания рук, ног, туловища для замедления инерционного движения), изменением упражнения.

    Очень важно научиться правильно приземляться во время падения: при падении назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад; при падении вперед - сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки.

    Стоящий на страховке обязан правильно выбрать место для оказания страховки и, не мешая выполнению упражнения, умело использовать разные приемы страховки. Так, при выполнении упражнений на брусьях нельзя держать руки над жердями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страхуют, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно необходимо страховать учеников во время выполнения соскока (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). При выполнении опорных прыжков на коне (козле) страхуют, стоя непосредственно у места приземления, поддерживая ученика за руку.


    1. Безопасность при проведении подвижных игр
    Подвижные игры, входящие в программу физического воспитания школьников, характеризуются разнообразными двигательными действиями: бегом, остановками, поворотами, прыжками, лазанием, перелезанием, соскоками, перемещением по узкой опоре и др. Поэтому на уроках физкультуры при проведении подвижных игр во избежание получения травмы нужно:

    1. Строго соблюдать правила игры.

    2. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.

    3. При падении сгруппироваться.

    4. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя.

    5. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) учителя.


    1. Безопасность на уроках по спортивным играм
    Баскетбол

    Характеризуется разнообразными двигательными действиями на небольшой по размеру спортивной площадке, непрерывным изменением ситуаций и непосредственным контактом с противником.

    Причинами травм на уроках баскетбола могут быть:

    ■ захваты, перехваты и неудачные финты;

    ■ резкие прыжки и столкновения;

    ■ падения на мокром, скользком полу (на площадке);

    ■ недисциплинированное поведение, например, кто-то из учеников после выполнения упражнения не положил мяч в отведенное место и он выкатился на площадку, а другой ученик споткнулся об этот мяч и подвернул ногу.

    Типичные травмы - повреждение пальцев рук, голеностопного сустава, боковых крестообразных связок, менисков коленных суставов, позвонков крестцового отдела позвоночника.

    1. Занятие по баскетболу должны проводиться на сухой спортивной площадке или в спортзале с чистым сухим полом.

    2. Следует заранее проветрить спортивный зал, очистить спортивную площадку от посторонних предметов.

    3. Занимающиеся должны быть в спортивной одежде и спортивной обуви (тренировочный костюм, майки, трусы, кроссовки с нескользкой подошвой). Ногти на руках коротко острижены. Очки дополнительно закреплены.

    4. Перед занятием необходимо снять все украшения (кольца, браслеты, цепочки, серьги и др.).

    5. На занятиях необходимо строго соблюдать дисциплину, выполнять указания учителя физической культуры (судьи, капитана команды).

    6. Особую осторожность проявлять при единоборствах игроков вблизи стен или возле какого-нибудь спортивного оборудования, иногда находящегося в зале.

    Все острые и выступающие части оборудования предварительно заложить матами или огородить.

    Дисциплинированность, хорошая разминка, овладение рациональной техникой, соблюдение правил игры - основа обеспечения безопасности на уроках баскетбола.

    Волейбол

    Двигательная деятельность учащихся на уроках волейбола осуществляется с помощью игровых приемов - перемещений различными способами (ходьба, бег, прыжки), подач, приема и передач мяча, нападающих ударов и блокирования, а также двухсторонней (учебной) игры.

    Травмы во время игры в волейбол можно получить при приеме сильно поданного мяча, падениях, прыжках и блокировании мяча. Неопытность и отсутствие быстрой реакции у одних и сильные удары по мячу других могут стать причиной повреждений кистей рук, лица, головы и туловища.

    Типичные травмы: вывихи фаланг пальцев, растяжение связочного аппарата лучезапястного сустава, вывихи в плечевом суставе, ушибы туловища. Следствием плохой разминки могут стать: растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова сухожилия, связок голеностопного сустава; повреждение коленных суставов.

    Необходимо соблюдать правила, аналогичные при игре в баскетбол. Во время игры рекомендуется пользоваться защитными приспособлениями (наколенниками, налокотниками и др.).

    Футбол

    Двигательная деятельность учащихся на уроках футбола характеризуется различными передвижениями с быстрым изменением скорости и направления, ускорениями, резкими рывками с мячом и без мяча, прыжками (борьба за летящий мяч), финтами, отбором мяча у противника, ударами по мячу. Для того чтобы завладеть мячом, занимающемуся часто приходится вступать в единоборство, плечом или корпусом оттесняя соперника, сопротивляясь его же действиями.

    Причинами травм на уроках футбола являются: подножки, финты, прыжки и столкновения игроков, падения на мокром, скользком полу, умышленные нарушения правил игры, грубости в игре.

    Типичные травмы:

    ■ растяжение связок коленного и голеностопного суставов;

    ■ повреждение менисков коленного сустава;

    ■ разрывы и надрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц;

    ■ сотрясение головного мозга;

    ■ ушибы тела при столкновении и неудачном падении.

    Необходимо соблюдать следующие правила:

    1. Обувь у всех должна быть однотипной (кроссовки или бутсы).

    2. До занятия проверить состояние футбольного поля, устойчивость ворот.

    Занятия по футболу проводятся только на ровном и сухом поле (без ям, канав, луж). Поле должно быть очищено от всего, что может стать причиной травм (камни, жестяные банки, пластиковые бутылки, щепки, ветки деревьев и т.п.).

    3. При выполнении прыжков, а также столкновениях и падениях применять приемы самостраховки, например приземление в группировке, кувырки в группировке, перекаты.

    4. Во время игры соблюдать игровую дисциплину, не применять грубые и опасные приемы.


    1. Безопасность на уроках по лыжной подготовке
    Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных способов передвижения на лыжах - лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; проходит при низкой температуре воздуха.

    Во время занятий на лыжах возможны:

    ■ обморожения лица, рук и ног при скорости ветра более 1,5-2,0 м/с и температуре воздуха ниже минус 20°С;

    ■ травмы при ненадежном креплении лыж к обуви (потертости на ногах при неправильной подгонке лыжных ботинок;

    ■ ушибы, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с лыжного трамплина.

    Типичные травмы: ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связочного аппарата конечностей. Чаще всего травмы возникают при выполнении учениками непосильных для них заданий или при слишком быстром переходе от легких упражнений к сложным, например к спускам с крутых и неровных склонов, к выполнению поворотов и торможений на высокой скорости и т.п.

    Причиной травм может быть:

    ■ короткая разминка, утомление;

    ■ недостаточная техническая или физическая подготовленность ученика;

    ■ несоблюдение определенной дистанции между учащимися на лыжне;

    ■ наступание на пятки лыж обгоняющего.

    К травмам может привести ошибка учителя физической культуры в организации занятия. Так, например, если спуск и подъем на склоне осуществляются в одном и том же месте или если лыжни спусков двух занимающихся групп пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.

    Травмирование может произойти: при движении по узким лесным дорогам; на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало снега, где торчат пни, камни и растет кустарник.

    Необходимо соблюдать следующие правила:

    1. Занятия но лыжной подготовке начинать и заканчивать только в школе или на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.

    2. Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.

    3. Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.

    4. Заранее определить и подготовить место для занятий: проложить учебный круг и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предметы (ветки, камни и т.п.), исключить обрывы и сложные для учеников склоны.

    Крутизну склона учитель должен выбрать в соответствии с уровнем технической подготовленности учащихся. На склоне не должно быть выступающих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев. Снег на склоне должен быть уплотнен, чтобы лыжи не зарывались в него. На леденистом снегу занятия лучше не проводить, так как возможны падения и травмы. Склон должен иметь достаточно длинный выкат, позволяющий, при необходимости, выполнить торможение.

    Переходить с пологих склонов на крутые нужно постепенно. При выполнении учениками спусков, торможений, поворотов, подъемов учитель обычно находится на середине склона, а группа размещается шеренгой наверху. Учащиеся поочередно спускаются по склону, выполняя задание, а возвращаются наверх, проходя сзади учителя. В этом случае не будет встречного движения, столкновений и травм.

    При спуске нужно держать палки наконечниками (штырями) назад. Нельзя выставлять их вперед: при потере равновесия и падении есть опасность наткнуться на них лицом или туловищем, что чревато серьезными травмами.

    Необходимо соблюдать определенную дистанцию на лыжне и на спусках со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впереди: не менее 3-4 м на ровных участках лыжни и не менее 30 м при спуске со склона.

    Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуться тот, кто спускается за ним. В исключительных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуществить торможение преднамеренным падением, чтобы не получить серьезную травму.

    Необходимо строго соблюдать температурные нормы, при которых разрешены занятия по лыжной подготовке той или иной возрастной группе учащихся:

    1-4-й классы - до минус 12°, 5-9-й классы до минус 16°, 10-11 -й классы - до минус 20° при безветренной погоде или слабом ветре.

    Чтобы на уроках физической культуры не возникли опасные для жизни и здоровья школьников ситуации, необходимо:

    1. Создать хорошую материально-техническую базу.

    2. Выполнять санитарно-гигиенические требования.

    3. Правильно выбирать место для занятий.

    4. Методически грамотно планировать и проводить уроки.

    5. Предупреждать учащихся о возможных травмах при нарушении дисциплины, неисполнении указаний, неправильных двигательных действиях.

    Физическое воспитание в общеобразовательной школе должно осуществляться по известной формуле безопасности:

    ■ всегда предвидеть;

    ■ по возможности избегать;