Правила игры саджо. Игры с мячом учебно-методическое пособие на тему. Игра «Весёлый счет»

Эта игра немного напоминает «Съедобное-несъедобное ». Для неё необходим небольшой и не очень тяжелый мячик . Играют компанией от трех человек.

Варианты названий

Эта игра — абсолютный чемпион по количеству названий. В разных местностях её назвали по-своему, поэтому названий очень много: «Анжелика», «Артек», «Биржа», «Бэмби», «Вада», «Весёлая семейка», «Джейран», «Джем», «Джин», «Джон», «Дрэва», «Дуськи-Маруськи», «Душамбе», «Желание», «Жена-не жена», «Зелёное стёклышко», «Клубничка», «Лампа Алладина», «Мечта», «Мёд», «Негр», «Паспорт», «Подарок», «Семейка», «Сабже», (и все его разновидности: «Сабжо», «Сабжэ», «Саджо», «Самжел» (сам желай), «Сандже», «Санже», «Санжо», «Соджо», «Сэй-Джо»), «Суп», «Тебя зовут…», «Тюльпан», «Фанта», «Шанс», «Чичи-Мичи».

Правила игры Сабже

Выбирается ведущий, остальные садятся в ряд на скамейку или диван. Ведущий придумывает вопрос, подходит к каждому игроку и кидает мяч, предлагая варианты ответа.

Если игроку вариант нравится, он ловит мяч, если нет, то он мяч отталкивает.

Ведущий предлагает три варианта ответа, если все три игрок оттолкнул, по умолчанию ему назначается третий вариант.

Ведущий может кинуть мяч и сказать

Если игроку удалось поймать этот мяч, он сам придумывает ответ на заданный вопрос

Вопросы могут быть любыми, например:

- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь?
- Кто твой муж (жена)?
- Сколько у тебя детей?

- Тебя зовут?
- Аня
- игрок отталкивает мяч
- Катя - игрок ловит мяч, значит его в этой игре зовут Катя

- Сколько тебе лет?-
- 3 года
- отталкивает мяч
- 77 лет - отталкивает мяч
- 12 лет - отталкивает мяч, значит игроку назначается последний вариант 12 лет.

- Где ты живешь?
- В пещере
- отталкивает мяч
- Сабже - игрок ловит и выбирает себе, например, дворец

Дворовая игра «Сабже» поможет весело провести время детям разного возраста – от 5 лет и старше. Она рассчитана на компанию от трех человек. Продолжительность развлечения может ограничить только воображение играющих: им нужно придумать как можно больше вопросов и оригинальных ответов на них.

Ход

По сути, игра – это веселое сочинение биографии участника. Здесь многое зависит от ведущего, от его выдумки!

Дети садятся в ряд, а во?да задает вопрос. Затем начинает озвучивать варианты ответов и кидает остальным мячик . Одно и то же уточнение предлагают всем по очереди. Если ответ подходит, то мяч нужно поймать, если нет – оттолкнуть.

Выбирать можно будет лишь из трех вариантов. Если мяч ни разу не поймали, то засчитывается последняя предложенная версия. Кроме того, во время перечисления ответов водящий может произнести: «Сабже». Это джек-пот, и главное его не упустить (не оттолкнуть по ошибке мяч, так как игра проходит в довольно быстром темпе)! В случае удачи игрок получает право самому придумать ответ на заданный вопрос.

Что узнать?

Спрашивать можно о чем угодно. Как правило, интересуются об имени, возрасте, семье, работе. Поэтому в конце у каждого получается свой рассказ-биография, который он должен запомнить и пересказать! Так что эта игра параллельно развивает и память – описать все перипетии выдуманной истории бывает не просто!

Можно ли использовать мяч на уроках английского языка? Вопрос достаточно сложный. Решение принимать вам на основании дисциплины и количества учащихся в группе. Можно заменить мяч воздушным шариком или мягкой игрушкой для большей безопасности, но будьте уверены, любое задание с движениями вызовет радость ребят.
Мяч - одна из самых любимых детских игрушек. сформируют положительное отношение к обучению английскому языку. Необходимость быстрой реакции в таких играх разовьет скорость припоминания и беглость английской речи. Выбрали для вас 6 самых интересных игр.

1. Bomb

Ученики передают друг другу мяч, повторяя слово (для отработки произношения) или отвечая на вопросы (например, «How old are you? – I am…. How old are you?» ). В определенный момент мяч «взрывается». Тот, у кого он находится в руках, выбывает из игры. «Взрыв» происходит по секундомеру или по остановке мелодии. Игра получается азартной и веселой.

2. Sabge

Эту дворовую игру помнят ещё наши родители. На уроке английского языка она будет развивать память, фантазию и диалогическую речь. Ведущий придумывает вопросы (например, «Where do you live?», «What do you do?», «What is your name?» ) и предлагает к ним по три ответа. Каждый игрок выбирает ответы на вопросы ведущего и запоминает их. Если игрок ловит мяч, он соглашается с ответом, если на все три вопроса - отталкивает мяч, по умолчанию ему назначается третий ответ. Ведущий может бросить мяч и сказать «Сабже». Если игрок поймает этот мяч, он может сам придумать ответ на вопрос. В конце игры игроки должны припомнить и повторить все свои ответы. Выигрывает рассказавший «новую биографию» точнее всего.

3. Spelling game

Игра на развитие грамотности и внимательности. Дети передают друг другу мяч по кругу и называют слово по буквам (table – ти-эй-би-эл-и). Ученик, назвавший букву неверно, выбывает из игры. Победитель должен не допустить ни одной ошибки.

4. Catch and say

Эта игра может использоваться для любого drilling task. Условие может быть любым - назвать слово на определенную тему, дать ответ на вопрос, назвать антоним или синоним (например, учитель бросает мяч и задает вопрос «Do you like…?» , ребята должны дать краткий ответ «Yes, I do./No, I don’t.» ).

5. Basketball

Интересным вариантом игры «Catch and say» может стать «Basketball». Игроки называют слово на заданную тему (еда, школьные принадлежности, мебель) и бросают небольшой мячик в корзинку. Один балл начисляется за верный ответ, один – за попадание в цель. Азарт увеличится, если разделить учеников на группы. Яркие эмоции от игры помогут лучше запомнить новые слова.

6. True/False

Игра развивает внимание и навык аудирования. Это разновидность всем известной игры «Съедобное/несъедобное». Учащиеся отбивают мяч, если ведущий «ошибся» (например, «Cats eats mice», «What are your name?» ) и ловят мяч только после слов с определенным звуком, из нужной группы или только после грамматически правильных предложений.
Если нужно увидеть ответы всего класса, выбираются жесты (поднять руку или хлопнуть в ладоши) или карточки (красная - нет, зеленая - да). Можно попросить детей ловить мяч и бросать обратно учителю, исправляя допущенные ошибки.
Перед проведением игр с мячом следует обговорить с ребятами правила поведения (не бросать мяч в лицо, не бросать мяч далеко, не кричать, не подсказывать) и предусмотреть наказание в случае нарушений (например, прекращение игры).

Игры с мячом могут быть «десертом» урока. Ученики будут с нетерпением ожидать это веселое задание.

Игры с мячом для детей от 5 лет. Каждый сам за себя

Козёл

В эту игру играют, в основном, мальчишки.

Для игры нужны: как минимум, два человека (каждый играет сам за себя), глухая стена здания и футбольный (или обычный) мяч.

Игроки встают колонной друг за другом перед стенкой. Первый игрок ногой бросает мяч об стену, его задача – попасть мячом выше определенного уровня. Для обозначения этого уровня проводится черта на расстоянии примерно 30 см от земли. Игрок, кинувший мяч, встает в конец очереди, теперь кидает мяч об стену следующий игрок.
Тому, кто попадёт мячом в стену ниже черты, присваивается буква «К», в следующий раз - «О» и т.д.

Тот, кто первым соберёт целиком слово «КОЗЁЛ», выбывает из игры.

Выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.

Сейчас современные дети, чтобы продлить удовольствие от игры, иногда собирают «КОЗЁЛ.РУ».

Вместо черты, можно начертить на стене определенного размера круг или ворота, за границы которых нельзя попадать мячом.

Королева

Эту игру ещё называют «Лягушка», и играют в неё, в основном, девочки.

Для игры нужны: глухая стена, как минимум, 2 игрока, мяч.

Играющие становятся друг за другом в колонну. Первый ребенок руками кидает мяч об стену на своём уровне или чуть выше себя. Когда мяч летит обратно и ударяется об землю, через него нужно перепрыгнуть, не задев его ни рукой, ни ногой. Стоящий за ним игрок ловит мяч и проделывает то же самое. После прыжка игрок становится в конец очереди.

Если игрок не перепрыгнул через мяч или задел его, то ему приписывается буква «К», потом - «О» и т.д., пока не наберётся целиком слово «КОРОЛЕВА» (или «ЛЯГУШКА»).
Тот, кто наберёт всё слово целиком, выбывает из игры. Выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.


Стенка

Дети становятся в колонну друг за другом. Первый игрок бросает мяч об стену выше себя и отбегает в конец колоны. Игрок, стоящий за ним, должен успеть поймать мяч. И точно так же кинуть его для следующего игрока. Игрок, не успевший поймать мяч, выбывает из игры.

Съедобное – несъедобное

Все дети встают в шеренгу или садятся на длинную лавочку. Напротив них стоит ведущий. Он кидает мяч по очереди всем игрокам и называет различные предметы: «суп», «подъёмный кран», «яблоко» и т.д. Если названный предмет съедобный, игрок ловит мяч и делает вид, будто ест его, если несъедобный - отбивает мяч обратно водящему.

«Я знаю пять имён…»

В эту игру можно играть, когда собирается небольшое количество девочек (мальчикам эта игра не очень нравится).

Первый игрок берёт мяч, бьёт им об землю, отбивая ладошкой и говорит (на каждый удар нужно произносить одно слово): «Я знаю пять имён мальчиков: Ваня – раз, Лёша – два…», - и так до «пяти» (повторяться нельзя). Потом так же проговаривает свои пять имён следующий игрок и т.д.
На следующих «ступенях» перечисляются имена девочек, названия цветов, птиц, деревьев, рыб, насекомых, городов, стран, марок машин (это если вдруг мальчики захотят поиграть).

Если игрок сбился (упустил мяч или не вспомнил нужное название), то он остается на той же «ступени», т.е. когда до него дойдет очередь в следующий раз, он опять будет перечислять названия предметов из той категории, на которой он сбился. В итоге, игроки как бы «растягиваются» вереницей по «ступеням». Выигрывает тот, кто первым дошел до последней «ступени».



Штандер-стоп

В эту игру очень хорошо играть, когда гуляет немного народу, от трёх до шести человек. Можно и больше, но тогда особо нетерпеливым участникам может надоесть ждать своей очереди. У этой игры много разновидностей.

Мы играем так:

Все встают кругом. Водящий с мячом в одной руке становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает вперёд свободную руку. Остальные участники идут вокруг него. В какой-то момент водящий говорит: «Стоп!» и открывает глаза.

Тот, на кого указывает его рука, бежит за мячом, который водящий куда-нибудь со всей силой закидывает. Когда он возьмет мяч в руки, ему нужно крикнуть: «Штандер-стоп!». Водящий в это время уже убежал далеко в другую сторону.

Тот, кто с мячом, должен оценить расстояние до водящего и сказать, сколько до него гигантских (огромных) шагов, лилипутских (мелких шажков, когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой), человеческих (обычных), «зонтиков» (поворот на одной ноге вокруг себя), «лягушек» (прыжки), «верблюдиков» (нужно плюнуть и встать на место, куда доплюнул).

Можно называть несколько видов шагов, например: «До Егора - 15 «гигантов», 3 «зонтика» и 2 «верблюдика».

После этого игрок с мячом выполняет все названные шаги, приближаясь к водящему.
Когда он приблизился к водящему, сделав столько шагов, сколько назвал, водящий сцепляет руки перед собой кольцом, а игрок с мячом должен попасть в это кольцо мячом. Если попал – то он становится водящим. Если нет – водящий остаётся прежним.


Собачки

Количество игроков – от трёх человек, но чем больше участников, тем интереснее.

Все встают в большой круг, выбирается «собачка» (если народу много, можно выбрать 2-3-х «собачек»), которая должна встать в центр круга. Игроки перебрасывают друг другу мяч в произвольном порядке. Задача «собачки» - перехватить мяч или хотя бы дотронуться до него, когда мяч находится в воздухе, на земле или в руках у игроков.

От кого был перехвачен мяч, тот становится на место «собачки».

Картошка

Дети встают в круг на одинаковом расстоянии друг от друга и начинают перебрасывать мяч друг другу. Тот, кто не поймал мяч или уронил его, садится на корточки в центр: он - «картошка».

Так может набраться достаточно много «картошек». Чтобы «картошкам» снова войти в игру, кому-то из них надо изловчиться, подпрыгнуть, не вставая с корточек, и перехватить летящий мяч. Тогда все «картошки» встают в круг к другим игрокам, а тот, от кого был пойман мяч, становится «картошкой».

Картошка–2, или Одиннадцать

Дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. Первый, кто бросает мяч, говорит: «Один!» Остальные броски игроки просчитывают про себя: «Два, три, четыре …».

Тот, кто не поймал мяч, садится в круг: он - «картошка», и счёт начинается заново. Тот, к кому летит одиннадцатый мяч, должен сказать: «Одиннадцать», - и, не ловя, отбить его руками так, чтобы он ударился о землю в центре круга или об кого-то из игроков (если таковые уже есть в центре). Тогда все «картошки» перестают быть «картошками» и встают в круг. Если тот, кто отбивал одиннадцатый мяч, забыл сказать: «Одиннадцать», - или ни в кого не попал, то он присоединяется к «картошкам».

Калека, Инвалид, или Больничка

Дети становятся в круг и кидают друг другу мяч в произвольном порядке. Если кто-то не поймал мяч, то тот, кто бросал, «отнимает» у него какую-то часть тела или лица.

Например, ногу – тогда игроку надо стоять на одной ноге, или руку – тогда нужно ловить мяч одной рукой, глаз – играть с одним закрытым глазом, рот – молчать, если отнимается вторая нога – нужно встать на колени. Если «инвалид» бросил кому-то мяч, а тот не поймал, то «инвалид» может вместо «отнимания» вернуть себе недостающую часть тела или лица.

Тот, кто уже больше не может ловить мяч («нет» двух рук, двух глаз, двух ног), выбывает из игры.

Инвалида может выручить любой другой игрок, если бросит ему «аптечку». Если инвалид поймал этот мяч, то он может вернуть себе одну недостающую часть тела или лица.
Выигрывает тот, кто в конце игры останется самым «здоровым».



Веселая семейка

У этой игры много названий – «Сам Же», «Саджо», «Сабже».

Дети выстраиваются в линию, водящий кидает мяч поочередно каждому из них. Сначала определяются имена всех участников. Водящий кидает мяч первому игроку и говорит: «Твоё имя - Лампочка» (или любое другое слово). Тот, кому предназначался мяч, может поймать его – тогда его имя - «Лампочка» - либо откидывает его. Тогда водящий снова кидает ему мяч с новым именем. И так до тех пор, пока этот человек не поймает мяч.

Иногда водящий может кинуть мяч и сказать: «Семейка» (или «Сам Же»). Если игрок поймал мяч, ему предоставляется право самому выбрать себе имя. (Как правило, дети выбирают своё настоящее имя). Таким же образом получают имена остальные игроки.
На втором круге начинают подбирать фамилию, на третьем – отчество. Затем подбираются: имя «мужа», его фамилия, профессия и т.д.

Иногда получаются смешные комбинации: Лиса Сапоговна Уткина, у неё муж Клоун Федорович Блинов, у них 100 детей и т.д. Играть, как вы понимаете, можно до бесконечности, пока не надоест.

Десятки, или Десятины

Для игры нужны: высокая глухая стена, как минимум, двое игроков и мяч. Каждому игроку предстоит пройти 10 «ступеней», каждая «ступень» - это определенное задание, которое необходимо выполнить. Причём остальные могут мешать игроку, который сейчас выполняет задание: смешить его, что-то спрашивать, делать вид, что сейчас отнимут мяч и т.д.

Задания могут быть следующими:

1. Подбросить и отбить прямой ладонью мяч об стену один раз.

2. Два раза отбить мяч об стену сложенными вместе кулаками (можно сцепить руки так: ладонью одной руки обхватить сжатый кулак другой руки).

3. Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.

4. Бросить мяч об стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли поймать мяч и снова бросить им об стену. Проделать это 4 раза.

5. Стоя спиной к стене, бросить мяч между ног, быстро повернуться и поймать его в руки после удара о стену. Проделать это 5 раз.

6. Стоя лицом к стене, бросить мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, ударился о стену, и затем поймать его в руки. Проделать это 6 раз.

7. Стоя лицом к стене, бросить мяч из-под левой ноги так, чтобы он ударился о стену, с отскока от стены поймать мяч руками. Проделать это 7 раз.

8. Стоя лицом к стене, бросить мяч из-под правой ноги так, чтобы он ударился о стену, с отскока от стены поймать мяч руками. Проделать это 8 раз.

9. Девять раз бросить мяч об стену, отбивая его ладонями снизу.

10. Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.

Выполнять все задания следует по порядку.

Выполнивший задание игрок переходит на следующую «ступень». Как только игрок роняет мяч, ошибается, смеётся или что-то говорит, ход переходит к следующему игроку, а ему потом надо будет начинать с того этапа, на котором он остановился.
Выигрывает тот, кто быстрее всех пройдет все «ступени».

Выжигало

Все встают в ряд спиной к глухой стене. Водящий находится на некотором удалении от других игроков (как в вышибалах), он должен пнуть мяч ногой и в кого-то попасть. Игроки могут уворачиваться. Сменяет водящего тот, в кого попал мяч.



Снайпер

В эту игру играют точно так же, как в «выжигало». Единственное отличие в том, что мяч нужно кидать руками (как в вышибалах), а не пинать ногой.

Четыре квадрата

В эту игру нужно играть вчетвером. На асфальте мелом чертится квадрат со стороной примерно 5-6 шагов, который делится на четыре клетки. В каждой клетке размещается по одному игроку. За пределы своей клетки выходить нельзя.

В начале игры разыгрывается мяч: он подбрасывается вверх, на чью территорию упадет – тому и начинать. Этот игрок должен дать пас ногой в любой другой квадрат. Там мяч принимается и тут же отправляется кому-то другому.

Если игрок не успел принять мяч – мяч, отскочив от его клетки, вылетел за её пределы, - то ему засчитывается одно очко.

Если же тот, кто пасовал мяч, промахнулся, и мяч улетал сразу за пределы общего квадрата, то это уже его оплошность и ему присуждается 1 очко. Проигрывает тот, кто первым набирает 20 очков. А выигрывает тот, кто набрал наименьшее количество очков.


Материал к занятию.

Это мы, взрослые, уже приспособились часами сидеть за рабочим столом, выполняя свою скучную работу Но детей, которых переполняет любознательность, тяга к новым открытиям и приключениям, сложно удержать на месте. Между тем, иногда обстоятельства складываются так, что приходится просить, умолять и даже требовать от ребенка, чтобы он вел себя тихо, не бегал и вообще молчал (в очереди в поликлинике, в машине, в поезде). В ответ мы слышим обиды и слезы. Стыдно? А что делать? Может быть, лучше не ругать малышей, а предложить им вместе с нами сыграть в детские сидячие игры?


Игра «Сабже»

Ведущий берет в руки мяч. Игроки садятся в ряд на диван или скамейку. Ведущий начинает задавать им по очереди вопросы, затем бросает мяч и предлагает свои варианты ответов. Если участника ответ устраивает, он ловит мяч, если нет - отталкивает (аналогично, как в игре «Съедобное - несъедобное»). На один и тот же вопрос ведущий предлагает 3 варианта ответа, если тот так ничего и не выбрал, за ним по умолчанию остается последний вариант.

В любой момент ведущий имеет право бросить мяч, произнеся «сабже». Это означает, что на заданный вопрос игрок придумывает ответ там. Список вопросов остается на усмотрении ведущего, но интересней, если они будут как бы вытекать один из другого, чтобы потом получилась целая история про игроков. Каждый должен запомнить только что созданную про себя историю и пересказать ее в конце игры. Весело, когда ответы на вопросы ведущих предлагает забавные. Например:

Как тебя зовут? (Катя, Гольфстрим, Акакий)

Сколько тебе лет? (1 год, 200 лет, 13 лет)

Где ты живешь? (во дворце, в коробке от телевизора, в пещере)

Кто твоя жена/муж? (художник, пес-барбос, президент)

Игра «Лопата, ножик, кочерга»

В процессе этой игры хорошее настроение вам и вашим детям будет обеспечено. Отличное занятие для дошкольников. Скажите малышам, что каждый из них на все ваши вопросы должен отвечать конкретным словом. Пусть к одному ребенку будет прикреплено слово «лопата», к другому - «ножик», к третьему - «кочерга» и т.д. Главное правило - ни в коем случае не смеяться и даже не улыбаться. Вопросы задавайте любые:

Как тебя звать?

Что у тебя на голове?

Что ты любишь кушать?

Кто твой лучший друг?


Игра «Вы поедете на бал»

В эту увлекательную игру иногда предлагают сыграть учителя детям, которые поступают в первый класс, поскольку она требует внимания и смекалки. Ведущий начинает игру с такой присказки:

Вам барыня прислала 100 монет
Ждет вас в гости и передает привет.
Черное и белое не берите,
«Да» и «нет» не говорите.

Задача игрока, которому задают вопросы, не нарушить правила игры (не произносить слова «белое», «черное», «да», «нет»). Цель ведущего - спровоцировать его своими вопросами именно на такие ответы. Игрок, который случайно проговорится, меняется с ведущим местами.Например:

Скажите, вы отправитесь на бал?

Скорее всего.

Вы один поедете?

Пока не знаю.

Вы наденете свое самое красивое платье?