Дмитрий скогорев - русский рукопашный бой. "русский рукопашный бой" Школа Д. Скогорева - взгляд со стороны

Страница 1 из 4

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой.
Часть 2

Школа Д. Скогорева - взгляд со стороны

Меня с детства привлекали самые разные виды единоборств. Я успел позаниматься борьбой, боксом, каратэ, ушу… Наверное, потому что мне нельзя было этого делать (из-за плохого зрения), меня манили они, как запретный плод, который, всем известно, сладок.
Я считал, что мужчина должен уметь защитить себя и того, кому вдруг может понадобиться его помощь. По большому, как говорят, «по гамбургскому счету», каждый мужчина должен уметь защитить себя, народ и государство.
То, что сейчас происходит в России, я думаю, можно назвать «мирным» завоеванием нас и с Запада, и с Востока. На телевидении преобладает «лучшее в мире» американское кино, в магазинах импортные товары вытеснены отечественными, да и мораль меняется под напором всего чужеземного явно не в лучшую сторону.
Но не будем о политике и экономике… Рассуждать о них - дело неблагодарное и бесполезное.
Как все это связано с боевым искусством? На мой взгляд - напрямую. Когда после долгого сдерживания на нас снежной лавиной обрушились импортные боевые искусства, они заняли давно пустовавшую нишу: многих привлекало физическое совершенствование, возможность научиться приемам самозащиты, экзотика.
Каратэ, ушу, кикбоксинг, тхэквондо - только выбирай.
И как-то не думалось, что это чужое. Пусть интересное, полезное, манящее… Но не свое. А чужую одежду как ни примеряй…
Да и бесплатный сыр - известно, где бывает.
А через некоторое время мне попали в руки журнал «Русский стиль. Боевые искусства» и новосибирская газета «Боевые искусства России». Для меня стало открытием, что у нас в стране, оказывается, многие понимают и развивают отечественное боевое искусство: в Краснодаре - Алексей Кадочников; в Петербурге - Андрей Грунтовский, Александр Ретюнских (президент Международной федерации русского боевого искусства); в Москве - Александр Белов (славяно-горицкая борьба), Михаил Ребко (современное направление русского стиля «Система»); в Твери - Григорий Базлов… Немало их, развивающих это самое свое, хотя «восточники» и преобладают количеством.
Наконец, повезло еще больше: я познакомился со Школой русского боя «Сибирский Вьюн» и ее руководителем - Дмитрием Скогоревым. После одной статьи были написаны еще несколько, журналистский интерес обернулся занятиями (чтобы почувствовать на практике, что это такое) и двумя семинарами. Надо сказать, я очень пожалел, что не встретил подобного раньше…
- Почему «Сибирский Вьюн»? - допытываюсь я у Дмитрия.
- Название выбрано не случайно. - объясняет он, - вьюн - это и растение, и рыба… Символизирует сложные спиралевидные движения: завивания, обвивания, мешающие движениям противника, сплетение воедино, заполнение пустого пространства - как раз то, что, на мой взгляд, характеризует русские единоборства. Вьюн - этнографическое название. Существует некое «вьюнение» в наработке техники кулачного боя. Также мы соотносим вьюн и хмель, который, в свою очередь, считается духовным растением. Есть и выражение «хмель в голове», означающее измененное состояние сознания, или инакость, - состояние бойца в боевом поединке.
Я испытал инакость на себе. Когда противник непрерывно движется, как бы соединенный с тобой невидимыми нитями, а любое твое нападение, почти незаметно для тебя, «уводится» с траектории атаки и оборачивается против тебя же - в этом мало приятного. Особенно, когда действия противника непредсказуемы.
В «Сибирском Вьюне», как и во всем русском боевом искусстве, нет приемов как таковых: работа строится на принципах и законах природы. Если их соблюдать и умело использовать, тело само адекватно ситуации среагирует на агрессию - вступит с нападающим во взаимодействие, восстанавливающее гармонию и равновесие в реальном мире.
По мере освоения некоторых технических принципов стиль Школы Скогорева стал казаться мне гораздо более изощренным и сложным: со стороны все выглядело простым, естественно происходящим действием в пространстве и времени.
Когда я наблюдал, как работают Скогорев и его ученики против невооруженного противника, противника с ножом, палкой, а также против нескольких нападающих, мне не раз приходила в голову мысль о том, что нам показывают в гонконговских боевиках просто дешевую подделку под настоящее боевое искусство.
Вот бы киношникам снимать свои фильмы с нашими ребятами!
Даже с точки зрения пластики - хореографам стоит оценить своеобразие и красоту их работы! А насколько реальны и тяжелы удары скогоревских учеников, я видел на тренировках, где они, используя принцип «волны», отрабатывают приемы на боксерских лапах, а также применяют их в состязательных боях.
Впрочем, описать, что из себя представляет Школа Скогорева - очень сложно, тем более что Школа постоянно развивается.
Начинали они в конце восьмидесятых, проводили тренировки где придется, порой в подвалах. Казалось, занимались непонятно чем, но уж точно не восточными видами боевых искусств. Собирали обрывки знаний, находили людей, владеющих практическим рукопашным боем, учились у них. Цели, по словам Дмитрия, ставились две: познание внутренних сил человека и работа в бою с противником так, чтобы «побеждать, не побеждая».
После трех лет поисков «вышли» непосредственно на русский стиль рукопашного боя, и дальнейшая работа пошла в этом направлении. Приобретенный опыт стал фундаментом для всего последующего. Их уже интересовала не только практика боя, но и его истоки: философия, культура Руси в целом.
- Чем отличается наше боевое искусство от восточного? Кулачный бой - от рукопашного? - переспрашивает меня Дмитрий.
- Прежде всего внешне, хотя и здесь есть кое-что общее. Но главное - внутреннее отличие. Оно в нашем этническом происхождении. Мы родились на земле русской, сибирской, и все наше мировоззрение строится на этом. Как бы мы ни хотели понять того же буддиста или даоса, мы в полной мере не можем этого сделать, мы - русские. И многое определяет такое понятие, как «род» - Родина. Сейчас очень часто говорят о памяти рода, о зове предков. На самом деле, оно так и есть. Каждый из нормальных людей иногда задумывается о том, кем были его пращуры, на какой земле они родились и жили, а в трудные времена отстаивали ее.
И тем, что мы сейчас живем, мы обязаны им. Тогда сразу возникает вопрос, а что мы оставим своим потомкам? Или это их проблема - как, с чем и где они будут жить?.. Каратэ или айки-до нам чужды. То, что наши ребята успешно осваивают их, говорит лишь о том, что русскому человеку все под силу.
Русский кулачный бой - состязательная культура, она является лишь одним из пластов, срезов многогранной русской культуры. В качестве составных частей она включает и фольклор - песни, частушки, которыми традиционно вызывали на драку, и философию, основанную на вековой морали и вере. В конце концов, это традиция выживания народа и целой культуры.
Вообще, в русском боевом искусстве условно можно выделить три направления: этнографическое, состязательное и прикладное.
С этнографическим и состязательным, я думаю, все понятно. Кулачные бои, устраиваемые во время проведения народных праздников, тяготеют к традиционному обряду и больше относятся к этнографии, самбо, как современный вид спорта, - к состязанию.
А вот к третьему, прикладному направлению, уже можно отнести владение любыми видами оружия и сам рукопашный бой, или, как называли его предки, - увечный бой. В отличие от кулачного, он рассчитан на уничтожение противника любыми подручными средствами, а не только голыми руками за короткое время. Да ведь и история наша была такой, что не только дружиннику, но и крестьянину зачастую приходилось браться за оружие, а иной раз и вилы с серпами шли в ход…
- Чем отличалось обучение боевым навыкам у русских? - спрашиваю я.
- Изначально на Руси не было «школ» - как на Востоке. Хотя существовало и монашеское направление (вспомним Пересвета и Ослябю), и скоморошеское. От них мало что осталось, хотя… На Руси кулачные бои были частью народной жизни, они позволяли быть готовым в любой момент встать на защиту родной земли, своего Отечества, Отсюда обрядовые, игровые бои на Масленицу, день Ивана Купалы и другие праздники.
Игры, направленные на развитие боевых навыков, мужества, соборности, практиковались с детства… Мальчиков определяли в так называемые беседы, где они начинали постигать азы воинской культуры, таким образом и шла передача традиционных знаний и навыков. Подготовка начиналась с двух лет. Детей приучали к игрушечному оружию, а в четыре года уже сажали на коня. В десять лет ребенок должен был владеть в совершенстве деревянным оружием. К двенадцати годам мальчик осваивал приемы рукопашного боя без оружия - ударную и бросковую технику. С двенадцати лет обучение шло с настоящим оружием. По достижении совершеннолетия парни проходили обряд инициации - жесткие испытания на посвящение в мужчины-воины. Они должны были продемонстрировать навыки выживания в экстремальных ситуациях, знать тактику и технику засад, хорошо бегать и плавать, и т. д.
Для профессиональных воинов (княжеской дружины), а также для самого князя обучение, конечно, было более изощренным и основательным. Князь должен быть максимально жизнеспособным, дабы продлевать и поддерживать свой княжеский род, от которого будет зависеть жизнь простого люда, его подданных, и защита Отечества.
Очевидная вроде бы мысль: а зачем заниматься чужими боевыми искусствами, если есть свое? Вспомню семинар по ушу, который я проходил когда-то, чтобы получить корочки инструктора. Тренировки проводились очень жестко и однотипно. Все происходившее походило на давно отрепетированный театральный спектакль - ни одного лишнего слова, улыбки, движения в сторону. Мы заучивали длиннющие тао - упражнения формы, которые практиковались в знаменитом Шаолиньском монастыре. Тренировались набирать чистую энергию ци в пыльном, пахнущем краской спортзале - там шел ремонт…
Что осталось от всего этого, не идущего от естества, интересного, но формального и утомляющего однообразием и некоторой театральностью? В реальной жизни мне больше пригодились игровые занятия, которые мы небольшой группой - когда боевые искусства были загнаны в подполье - свободно и раскрепощенно проводили в лесу, на снегу, на льду.

Д. Скогорев пошел значительно дальше. Ему очень помогли семинары А. Ретюнских, Г. Базлова, организованные Сибирским центром русского боевого искусства, возглавляемым Д. Семеновым. Кое-чему научился у князя Тимофеева-Голицына из Санкт-Петербурга, сохранившего родовые воинские секреты, пошли на пользу встречи с А. А. Кадочниковым.
Но главным было ощущение правильного пути, уверенность в том, что существует некая общая система, основанная на конкретных законах и принципах. Поскольку эти принципы не относились ни к одному из направлений, с которыми столкнулись Д. Скогорев и его товарищи, у них формировалась своя школа, свой взгляд на рукопашный бой как на систему передачи знаний и подготовки в короткий срок рукопашника, способного противостоять любому противнику или противникам.
В 1993 году в г. Юрге Кемеровской области состоялся первый семидневный семинар по русскому рукопашному бою, который Дмитрий Скогорев и его товарищи организовали и провели сами.
В нем приняло участие 25 человек, в основном борцы и боксеры, работники правоохранительных органов, студенты, школьники…
Семинар удался, он положил начало самостоятельной серьезной работе.
Последующие семинары посвящались отдельным аспектам кулачного и рукопашного боя, психофизиологии и психологии: работа с оружием и различными предметами - от веревки до экзотической рогатины, бой в воде, психологические тренинги, основы школы выживания, народные игры, развивающие боевые навыки и помогающие лучше понять дух наших предков.
Семинары проводятся по сей день, и не только в России: в 1997 и 2001 годах прошли в Германии, по некоторым даже отсняты видеофильмы. В настоящее время планируется выпуск учебных фильмов.
В 1997 году была зарегистрирована Межрегиональная общественная организация под названием «Школа русского боя "Сибирский Вьюн"», а через год при налоговой полиции открыта детско-юношеская школа рукопашного боя «Юный Динамовец» - подразделение «Сибирского Вьюна».
С 1999 года Школа «Сибирский Вьюн» сотрудничает с «Центром нетрадиционных технологий в обучении Н. А. Зайцева», в котором они проводят различные праздники, выезды на природу с игровыми, сказочными программами, а также регулярные оздоровительные занятия.
В 2000 году при Сибирском филиале Национального института здоровья открыт курс подготовки тренеров-преподавателей по русскому стилю рукопашного боя на базе высшего или среднего специального образования, где Д. В. Скогорев является старшим преподавателем. В перспективе открытие факультета.
В Службе физической защиты Управления федеральной службы налоговой полиции по Новосибирской области, где Дмитрий служил с 1995 по 2001 год, в 1997 году вышла его книга - «Рукопашный бой». В ней суммируется опыт, накопленный Школой «Сибирский Вьюн» как в теории, так и на практике. В том же году издано учебно-методическое пособие для инструкторов Школы, а в 1999 году - «Взаимодействие с силой».
В 2000 году у Школы наконец-то появилось свое небольшое помещение в центре города, и сейчас все группы занимаются - в прямом и переносном смысле - централизовано. Возраст - от 5-летних до людей преклонного возраста, радеющих за русское боевое искусство.
Что же касается всего остального - вот перед вами руководство по отечественному рукопашному бою. Я думаю, оно скажет больше, чем моя, во-многом непрофессиональная, попытка объяснить, что из себя представляет Школа Дмитрия Скогорева.
А закончить мне хотелось бы простой мыслью: по-моему, то, с чем мне повезло познакомиться, - это один из множества небольших ручейков, которые впадают в одну большую реку нашего отечественного боевого искусства. Сравните вкус газированного напитка и воды из родника. Может, кому-то первая и покажется вкуснее… А полезнее?
А. Подистов

СКОГОРЕВ Дмитрий Викторович


"РУССКИЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ"

Русское боевое искусство

Школа Д. Скогорева - взгляд со стороны

Меня с детства привлекали самые разные виды единоборств. Я успел позаниматься борьбой, боксом, каратэ, ушу… Наверное, потому что мне нельзя было этого делать (из-за плохого зрения), меня манили они, как запретный плод, который, всем известно, сладок.

Я считал, что мужчина должен уметь защитить себя и того, кому вдруг может понадобиться его помощь. По большому, как говорят, «по гамбургскому счету», каждый мужчина должен уметь защитить себя, народ и государство.

То, что сейчас происходит в России, я думаю, можно назвать «мирным» завоеванием нас и с Запада, и с Востока. На телевидении преобладает «лучшее в мире» американское кино, в магазинах импортные товары вытеснены отечественными, да и мораль меняется под напором всего чужеземного явно не в лучшую сторону.

Но не будем о политике и экономике… Рассуждать о них - дело неблагодарное и бесполезное.

Как все это связано с боевым искусством? На мой взгляд - напрямую. Когда после долгого сдерживания на нас снежной лавиной обрушились импортные боевые искусства, они заняли давно пустовавшую нишу: многих привлекало физическое совершенствование, возможность научиться приемам самозащиты, экзотика.

Каратэ, ушу, кикбоксинг, тхэквондо - только выбирай.

И как-то не думалось, что это чужое. Пусть интересное, полезное, манящее… Но не свое. А чужую одежду как ни примеряй…

Да и бесплатный сыр - известно, где бывает.

А через некоторое время мне попали в руки журнал «Русский стиль. Боевые искусства» и новосибирская газета «Боевые искусства России». Для меня стало открытием, что у нас в стране, оказывается, многие понимают и развивают отечественное боевое искусство: в Краснодаре - Алексей Кадочников; в Петербурге - Андрей Грунтовский, Александр Ретюнских (президент Международной федерации русского боевого искусства); в Москве - Александр Белов (славяно-горицкая борьба), Михаил Ребко (современное направление русского стиля «Система»); в Твери - Григорий Базлов… Немало их, развивающих это самое свое, хотя «восточники» и преобладают количеством.

Наконец, повезло еще больше: я познакомился со Школой русского боя «Сибирский Вьюн» и ее руководителем - Дмитрием Скогоревым. После одной статьи были написаны еще несколько, журналистский интерес обернулся занятиями (чтобы почувствовать на практике, что это такое) и двумя семинарами. Надо сказать, я очень пожалел, что не встретил подобного раньше…

Почему «Сибирский Вьюн»? - допытываюсь я у Дмитрия.

Название выбрано не случайно. - объясняет он, - вьюн - это и растение, и рыба… Символизирует сложные спиралевидные движения: завивания, обвивания, мешающие движениям противника, сплетение воедино, заполнение пустого пространства - как раз то, что, на мой взгляд, характеризует русские единоборства. Вьюн - этнографическое название. Существует некое «вьюнение» в наработке техники кулачного боя. Также мы соотносим вьюн и хмель, который, в свою очередь, считается духовным растением. Есть и выражение «хмель в голове», означающее измененное состояние сознания, или инакость, - состояние бойца в боевом поединке.

Я испытал инакость на себе. Когда противник непрерывно движется, как бы соединенный с тобой невидимыми нитями, а любое твое нападение, почти незаметно для тебя, «уводится» с траектории атаки и оборачивается против тебя же - в этом мало приятного. Особенно, когда действия противника непредсказуемы.

В «Сибирском Вьюне», как и во всем русском боевом искусстве, нет приемов как таковых: работа строится на принципах и законах природы. Если их соблюдать и умело использовать, тело само адекватно ситуации среагирует на агрессию - вступит с нападающим во взаимодействие, восстанавливающее гармонию и равновесие в реальном мире.

По мере освоения некоторых технических принципов стиль Школы Скогорева стал казаться мне гораздо более изощренным и сложным: со стороны все выглядело простым, естественно происходящим действием в пространстве и времени.

Когда я наблюдал, как работают Скогорев и его ученики против невооруженного противника, противника с ножом, палкой, а также против нескольких нападающих, мне не раз приходила в голову мысль о том, что нам показывают в гонконговских боевиках просто дешевую подделку под настоящее боевое искусство.

Вот бы киношникам снимать свои фильмы с нашими ребятами!

Даже с точки зрения пластики - хореографам стоит оценить своеобразие и красоту их работы! А насколько реальны и тяжелы удары скогоревских учеников, я видел на тренировках, где они, используя принцип «волны», отрабатывают приемы на боксерских лапах, а также применяют их в состязательных боях.

Впрочем, описать, что из себя представляет Школа Скогорева - очень сложно, тем более что Школа постоянно развивается.

Начинали они в конце восьмидесятых, проводили тренировки где придется, порой в подвалах. Казалось, занимались непонятно чем, но уж точно не восточными видами боевых искусств. Собирали обрывки знаний, находили людей, владеющих практическим рукопашным боем, учились у них. Цели, по словам Дмитрия, ставились две: познание внутренних сил человека и работа в бою с противником так, чтобы «побеждать, не побеждая».

После трех лет поисков «вышли» непосредственно на русский стиль рукопашного боя, и дальнейшая работа пошла в этом направлении. Приобретенный опыт стал фундаментом для всего последующего. Их уже интересовала не только практика боя, но и его истоки: философия, культура Руси в целом.

Чем отличается наше боевое искусство от восточного? Кулачный бой - от рукопашного? - переспрашивает меня Дмитрий.

Прежде всего внешне, хотя и здесь есть кое-что общее. Но главное - внутреннее отличие. Оно в нашем этническом происхождении. Мы родились на земле русской, сибирской, и все наше мировоззрение строится на этом. Как бы мы ни хотели понять того же буддиста или даоса, мы в полной мере не можем этого сделать, мы - русские. И многое определяет такое понятие, как «род» - Родина. Сейчас очень часто говорят о памяти рода, о зове предков. На самом деле, оно так и есть. Каждый из нормальных людей иногда задумывается о том, кем были его пращуры, на какой земле они родились и жили, а в трудные времена отстаивали ее.

И тем, что мы сейчас живем, мы обязаны им. Тогда сразу возникает вопрос, а что мы оставим своим потомкам? Или это их проблема - как, с чем и где они будут жить?.. Каратэ или айки-до нам чужды. То, что наши ребята успешно осваивают их, говорит лишь о том, что русскому человеку все под силу.

Адамович Г. Э. Беларусские асилки. - М., 1994.

Баранов Д. А., Баранова О. Г., Мадлевская Е. Л., Соснина И. Н. Русская изба. - СПб., 1999.

Васильева Е. В. Мануальная терапия. Биомеханика. - М., 1998.

Грунтовский А. В. Русский кулачный бой. - СПб., 1993.

Гурангов В., Долохов В. Курс начинающего волшебника. Технология успеха. - СПб., 1999.

Долматов А. И. Специальная физическая подготовка. - М., 1989.

Зайцев А. С. Советы мастеров. -Л., 1973.

Иванов Ю. Б., Гордон В. О., Семенцов-Ожевский М. А. Курс начертательной геометрии. - М., 1988.

Кадочников А. А. Несекретная физика - пинцет, тачка, коромысло//Русский стиль. Боевые искусства. - 1993. - № 1. - с. 28–31.

Краткая медицинская энциклопедия/Под ред. В. И. Покровского . - М., 1994.

Невидимое оружие самозащиты - рукопашный бой. Основы русского стиля рукопашного боя. - М., 2000.

Плыкин В. Д. «В начале было слово…» или след на воде. - Ижевск. 1997.

Покровский Е. А. Детские игры. - М., 1997.

Ретюнских А. И. Русский стиль рукопашного боя. Стиль А. А. Кадочникова. - Новосибирск. 1991.

Ростовцев Н. П., Игнатьев С. Е., Шорохов Е. В. Рисунок. Живопись. Композиция. - М… 1989.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М., 1992.

Скогорев Д. В. Взаимодействие с силой. - Новосибирск, 1999.

Скогорев Д. В. Рукопашный бой. - Новосибирск, 1997.

Скогорев Д. В. Учебно-методическое пособие для инструкторов школы «Сибирский Вьюн» по рукопашному бою. - Новосибирск, 1997.

Словарь иностранных слов в русском языке. - М., 1996.

Справочник по высшей математике. - М., 1979.

Справочник по физике. - М., 1980.

Трубников Б. Г. Большой словарь оружия. - М.-СПб., 1997.

Физика: Наглядный словарь/Сост. Д. Чэллонер. - М., 2001.

Флексибл С. Секреты гибкости: полная амплитуда движений. - М., 1997.

Чумаков Е. М. Тактика борца-самбиста. - М., 1996.

Шорохов Е. В. Композиция. - М., 1986.

Каталог видеофильмов учебно-практических семинаров школы «Сибирский вьюн»

разминка: волна;

ударная техника ног;

акробатика: различные виды страховки;

защита от ножа, пистолета, палки и др.;

построения бойцов при работе группой: работа двойками, тройками и против нескольких нападающих.

развивающие коллективные игры;

разминка: волна;

принципы выведения из равновесия;

освобождение от захватов (подводящие упражнения);

акробатика: кувырки вперед, на боку;

ударная техника рук;

защита от ножа вплотную;

связывание и конвоирование;

фрагмент семинара, проведенного в марте 1996 г., г. Новосибирск.

развивающие коллективные игры;

разминка: волна;

стеношный бой (подводящие упражнения);

рукопашный бой (подводящие упражнения);

перемещения, сбросы ударов с тела;

освобождение от захватов, обхватов;

защита от пистолета вплотную;

защита от ножа вплотную и на дистанции;

акробатика: кувырки вперед, назад;

работа палкой и ее использование в бою.

развивающие коллективные игры;

работа с ножом (подводящие упражнения);

использование и защита от ножа;

традиционное состязание на деревянных ножах;

защита с использованием ножа против нескольких нападающих;

комбинированная работа;

акробатика;

работа шашкой, саблей против нескольких нападающих;

лекции теоретических занятий.

«Боевая трость. Воинские состояния. Искусство перевоплощения». 1–3 августа 1997 г., с. Боровое (180 мин):

развивающие игры;

защита от атаки палкой, лежа;

работа «палка на палку»;

работа против двух нападающих, вооруженных палками;

работа в воде;

лекции теоретических занятий.

«Воинские состояния. Рукопашный бой, кулачный бой». 5–7 сентября 1997 г., с. Боровое (180 мин):

развивающие игры;

заготовка боевой трости;

перемещения;

ударная техника рук и ног;

растяжка суставов;

защита от ножа (подводящие упражнения);

защита от ножа при помощи палки;

работа без оружия: структура защиты «домик»;

акробатика;

работа с бревном: волновые сбросы, подбивы.

Показательные выступления, г. Новосибирск, к/т им. Маяковского. Сентябрь 1997 г.

«Сила намерения. Ломка шаблонов». 6–9 ноября 1997 г., г. Новосибирск (180 мин):

развивающие игры;

подводящие упражнения;

защита от атаки палкой: разрыв программы;

ударная техника: методика постановки удара;

работа со связанными руками, ногами;

работа с завязанными глазами против захватов двух противников;

работа сидя и лежа на полу;

защита от атаки ножом;

работа двумя короткими палками против атаки ножом;

работа против нескольких нападающих, вооруженных ножом и палкой.

«Международный семинар в Германии» . 26 мая 1997 г., г. Падерборн (180 мин):

перемещения;

выведение из равновесия;

структура защиты «домик»;

ударная техника;

кустовой метод обучения (нож, пистолет, палка).

«Как создавать модели обучения». 13–14 декабря 1997 г., г. Новосибирск (180 мин):

разбор стандартных методик преподавания;

создание своих методик преподавания;

усложнение-упрощение (подводящие упражнения);

кустовой метод обучения;

получение обратной связи при работе с группой;

организация занятий по рукопашному бою;

лекции теоретических занятий.

«Рукопашный бой в стихии воды». Февраль 1998 г., г. Новосибирск (180 мин):

развивающие игры;

освобождение от захватов, сидя и лежа на полу;

выведение противника из равновесия с помощью палки;

рикошеты;

постановка ударов в воде рукой, шашкой;

защита от ножа на разной глубине.

Показательно-обучающее занятие в УФСНП РФ по НСО: защита от ударов руками, ногами; защита от ударов ножом, палкой; освобождение от захватов.

Работа саблей: секторы защиты; работа «оружие на оружие»; работа против нескольких нападающих.

Меня с детства привлекали самые разные виды единоборств. Я успел позаниматься борьбой, боксом, каратэ, ушу… Наверное, потому что мне нельзя было этого делать (из-за плохого зрения), меня манили они, как запретный плод, который, всем известно, сладок.

Я считал, что мужчина должен уметь защитить себя и того, кому вдруг может понадобиться его помощь. По большому, как говорят, «по гамбургскому счету», каждый мужчина должен уметь защитить себя, народ и государство.

То, что сейчас происходит в России, я думаю, можно назвать «мирным» завоеванием нас и с Запада, и с Востока. На телевидении преобладает «лучшее в мире» американское кино, в магазинах импортные товары вытеснены отечественными, да и мораль меняется под напором всего чужеземного явно не в лучшую сторону.

Но не будем о политике и экономике… Рассуждать о них - дело неблагодарное и бесполезное.

Как все это связано с боевым искусством? На мой взгляд - напрямую. Когда после долгого сдерживания на нас снежной лавиной обрушились импортные боевые искусства, они заняли давно пустовавшую нишу: многих привлекало физическое совершенствование, возможность научиться приемам самозащиты, экзотика.

Каратэ, ушу, кикбоксинг, тхэквондо - только выбирай.

И как-то не думалось, что это чужое. Пусть интересное, полезное, манящее… Но не свое. А чужую одежду как ни примеряй…

Да и бесплатный сыр - известно, где бывает.

А через некоторое время мне попали в руки журнал «Русский стиль. Боевые искусства» и новосибирская газета «Боевые искусства России». Для меня стало открытием, что у нас в стране, оказывается, многие понимают и развивают отечественное боевое искусство: в Краснодаре - Алексей Кадочников; в Петербурге - Андрей Грунтовский, Александр Ретюнских (президент Международной федерации русского боевого искусства); в Москве - Александр Белов (славяно-горицкая борьба), Михаил Ребко (современное направление русского стиля «Система»); в Твери - Григорий Базлов… Немало их, развивающих это самое свое, хотя «восточники» и преобладают количеством.

Наконец, повезло еще больше: я познакомился со Школой русского боя «Сибирский Вьюн» и ее руководителем - Дмитрием Скогоревым. После одной статьи были написаны еще несколько, журналистский интерес обернулся занятиями (чтобы почувствовать на практике, что это такое) и двумя семинарами. Надо сказать, я очень пожалел, что не встретил подобного раньше…

Почему «Сибирский Вьюн»? - допытываюсь я у Дмитрия.

Название выбрано не случайно. - объясняет он, - вьюн - это и растение, и рыба… Символизирует сложные спиралевидные движения: завивания, обвивания, мешающие движениям противника, сплетение воедино, заполнение пустого пространства - как раз то, что, на мой взгляд, характеризует русские единоборства. Вьюн - этнографическое название. Существует некое «вьюнение» в наработке техники кулачного боя. Также мы соотносим вьюн и хмель, который, в свою очередь, считается духовным растением. Есть и выражение «хмель в голове», означающее измененное состояние сознания, или инакость, - состояние бойца в боевом поединке.

Я испытал инакость на себе. Когда противник непрерывно движется, как бы соединенный с тобой невидимыми нитями, а любое твое нападение, почти незаметно для тебя, «уводится» с траектории атаки и оборачивается против тебя же - в этом мало приятного. Особенно, когда действия противника непредсказуемы.

В «Сибирском Вьюне», как и во всем русском боевом искусстве, нет приемов как таковых: работа строится на принципах и законах природы. Если их соблюдать и умело использовать, тело само адекватно ситуации среагирует на агрессию - вступит с нападающим во взаимодействие, восстанавливающее гармонию и равновесие в реальном мире.

По мере освоения некоторых технических принципов стиль Школы Скогорева стал казаться мне гораздо более изощренным и сложным: со стороны все выглядело простым, естественно происходящим действием в пространстве и времени.

Когда я наблюдал, как работают Скогорев и его ученики против невооруженного противника, противника с ножом, палкой, а также против нескольких нападающих, мне не раз приходила в голову мысль о том, что нам показывают в гонконговских боевиках просто дешевую подделку под настоящее боевое искусство.

Вот бы киношникам снимать свои фильмы с нашими ребятами!

Даже с точки зрения пластики - хореографам стоит оценить своеобразие и красоту их работы! А насколько реальны и тяжелы удары скогоревских учеников, я видел на тренировках, где они, используя принцип «волны», отрабатывают приемы на боксерских лапах, а также применяют их в состязательных боях.

Впрочем, описать, что из себя представляет Школа Скогорева - очень сложно, тем более что Школа постоянно развивается.

Начинали они в конце восьмидесятых, проводили тренировки где придется, порой в подвалах. Казалось, занимались непонятно чем, но уж точно не восточными видами боевых искусств. Собирали обрывки знаний, находили людей, владеющих практическим рукопашным боем, учились у них. Цели, по словам Дмитрия, ставились две: познание внутренних сил человека и работа в бою с противником так, чтобы «побеждать, не побеждая».

После трех лет поисков «вышли» непосредственно на русский стиль рукопашного боя, и дальнейшая работа пошла в этом направлении. Приобретенный опыт стал фундаментом для всего последующего. Их уже интересовала не только практика боя, но и его истоки: философия, культура Руси в целом.

Чем отличается наше боевое искусство от восточного? Кулачный бой - от рукопашного? - переспрашивает меня Дмитрий.

Прежде всего внешне, хотя и здесь есть кое-что общее. Но главное - внутреннее отличие. Оно в нашем этническом происхождении. Мы родились на земле русской, сибирской, и все наше мировоззрение строится на этом. Как бы мы ни хотели понять того же буддиста или даоса, мы в полной мере не можем этого сделать, мы - русские. И многое определяет такое понятие, как «род» - Родина. Сейчас очень часто говорят о памяти рода, о зове предков. На самом деле, оно так и есть. Каждый из нормальных людей иногда задумывается о том, кем были его пращуры, на какой земле они родились и жили, а в трудные времена отстаивали ее.

И тем, что мы сейчас живем, мы обязаны им. Тогда сразу возникает вопрос, а что мы оставим своим потомкам? Или это их проблема - как, с чем и где они будут жить?.. Каратэ или айки-до нам чужды. То, что наши ребята успешно осваивают их, говорит лишь о том, что русскому человеку все под силу.

Русский кулачный бой - состязательная культура, она является лишь одним из пластов, срезов многогранной русской культуры. В качестве составных частей она включает и фольклор - песни, частушки, которыми традиционно вызывали на драку, и философию, основанную на вековой морали и вере. В конце концов, это традиция выживания народа и целой культуры.

Вообще, в русском боевом искусстве условно можно выделить три направления: этнографическое, состязательное и прикладное.

С этнографическим и состязательным, я думаю, все понятно. Кулачные бои, устраиваемые во время проведения народных праздников, тяготеют к традиционному обряду и больше относятся к этнографии, самбо, как современный вид спорта, - к состязанию.

А вот к третьему, прикладному направлению, уже можно отнести владение любыми видами оружия и сам рукопашный бой, или, как называли его предки, - увечный бой. В отличие от кулачного, он рассчитан на уничтожение противника любыми подручными средствами, а не только голыми руками за короткое время. Да ведь и история наша была такой, что не только дружиннику, но и крестьянину зачастую приходилось браться за оружие, а иной раз и вилы с серпами шли в ход…