Игры с мячом 10 лет. Игры с баскетбольным мячом. Подвижные игры с мячом

Игры с мячом для детей от 5 лет. Каждый сам за себя

Козёл

В эту игру играют, в основном, мальчишки.

Для игры нужны: как минимум, два человека (каждый играет сам за себя), глухая стена здания и футбольный (или обычный) мяч.

Игроки встают колонной друг за другом перед стенкой. Первый игрок ногой бросает мяч об стену, его задача – попасть мячом выше определенного уровня. Для обозначения этого уровня проводится черта на расстоянии примерно 30 см от земли. Игрок, кинувший мяч, встает в конец очереди, теперь кидает мяч об стену следующий игрок.
Тому, кто попадёт мячом в стену ниже черты, присваивается буква «К», в следующий раз - «О» и т.д.

Тот, кто первым соберёт целиком слово «КОЗЁЛ», выбывает из игры.

Выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.

Сейчас современные дети, чтобы продлить удовольствие от игры, иногда собирают «КОЗЁЛ.РУ».

Вместо черты, можно начертить на стене определенного размера круг или ворота, за границы которых нельзя попадать мячом.

Королева

Эту игру ещё называют «Лягушка», и играют в неё, в основном, девочки.

Для игры нужны: глухая стена, как минимум, 2 игрока, мяч.

Играющие становятся друг за другом в колонну. Первый ребенок руками кидает мяч об стену на своём уровне или чуть выше себя. Когда мяч летит обратно и ударяется об землю, через него нужно перепрыгнуть, не задев его ни рукой, ни ногой. Стоящий за ним игрок ловит мяч и проделывает то же самое. После прыжка игрок становится в конец очереди.

Если игрок не перепрыгнул через мяч или задел его, то ему приписывается буква «К», потом - «О» и т.д., пока не наберётся целиком слово «КОРОЛЕВА» (или «ЛЯГУШКА»).
Тот, кто наберёт всё слово целиком, выбывает из игры. Выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.


Стенка

Дети становятся в колонну друг за другом. Первый игрок бросает мяч об стену выше себя и отбегает в конец колоны. Игрок, стоящий за ним, должен успеть поймать мяч. И точно так же кинуть его для следующего игрока. Игрок, не успевший поймать мяч, выбывает из игры.

Съедобное – несъедобное

Все дети встают в шеренгу или садятся на длинную лавочку. Напротив них стоит ведущий. Он кидает мяч по очереди всем игрокам и называет различные предметы: «суп», «подъёмный кран», «яблоко» и т.д. Если названный предмет съедобный, игрок ловит мяч и делает вид, будто ест его, если несъедобный - отбивает мяч обратно водящему.

«Я знаю пять имён…»

В эту игру можно играть, когда собирается небольшое количество девочек (мальчикам эта игра не очень нравится).

Первый игрок берёт мяч, бьёт им об землю, отбивая ладошкой и говорит (на каждый удар нужно произносить одно слово): «Я знаю пять имён мальчиков: Ваня – раз, Лёша – два…», - и так до «пяти» (повторяться нельзя). Потом так же проговаривает свои пять имён следующий игрок и т.д.
На следующих «ступенях» перечисляются имена девочек, названия цветов, птиц, деревьев, рыб, насекомых, городов, стран, марок машин (это если вдруг мальчики захотят поиграть).

Если игрок сбился (упустил мяч или не вспомнил нужное название), то он остается на той же «ступени», т.е. когда до него дойдет очередь в следующий раз, он опять будет перечислять названия предметов из той категории, на которой он сбился. В итоге, игроки как бы «растягиваются» вереницей по «ступеням». Выигрывает тот, кто первым дошел до последней «ступени».



Штандер-стоп

В эту игру очень хорошо играть, когда гуляет немного народу, от трёх до шести человек. Можно и больше, но тогда особо нетерпеливым участникам может надоесть ждать своей очереди. У этой игры много разновидностей.

Мы играем так:

Все встают кругом. Водящий с мячом в одной руке становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает вперёд свободную руку. Остальные участники идут вокруг него. В какой-то момент водящий говорит: «Стоп!» и открывает глаза.

Тот, на кого указывает его рука, бежит за мячом, который водящий куда-нибудь со всей силой закидывает. Когда он возьмет мяч в руки, ему нужно крикнуть: «Штандер-стоп!». Водящий в это время уже убежал далеко в другую сторону.

Тот, кто с мячом, должен оценить расстояние до водящего и сказать, сколько до него гигантских (огромных) шагов, лилипутских (мелких шажков, когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой), человеческих (обычных), «зонтиков» (поворот на одной ноге вокруг себя), «лягушек» (прыжки), «верблюдиков» (нужно плюнуть и встать на место, куда доплюнул).

Можно называть несколько видов шагов, например: «До Егора - 15 «гигантов», 3 «зонтика» и 2 «верблюдика».

После этого игрок с мячом выполняет все названные шаги, приближаясь к водящему.
Когда он приблизился к водящему, сделав столько шагов, сколько назвал, водящий сцепляет руки перед собой кольцом, а игрок с мячом должен попасть в это кольцо мячом. Если попал – то он становится водящим. Если нет – водящий остаётся прежним.


Собачки

Количество игроков – от трёх человек, но чем больше участников, тем интереснее.

Все встают в большой круг, выбирается «собачка» (если народу много, можно выбрать 2-3-х «собачек»), которая должна встать в центр круга. Игроки перебрасывают друг другу мяч в произвольном порядке. Задача «собачки» - перехватить мяч или хотя бы дотронуться до него, когда мяч находится в воздухе, на земле или в руках у игроков.

От кого был перехвачен мяч, тот становится на место «собачки».

Картошка

Дети встают в круг на одинаковом расстоянии друг от друга и начинают перебрасывать мяч друг другу. Тот, кто не поймал мяч или уронил его, садится на корточки в центр: он - «картошка».

Так может набраться достаточно много «картошек». Чтобы «картошкам» снова войти в игру, кому-то из них надо изловчиться, подпрыгнуть, не вставая с корточек, и перехватить летящий мяч. Тогда все «картошки» встают в круг к другим игрокам, а тот, от кого был пойман мяч, становится «картошкой».

Картошка–2, или Одиннадцать

Дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. Первый, кто бросает мяч, говорит: «Один!» Остальные броски игроки просчитывают про себя: «Два, три, четыре …».

Тот, кто не поймал мяч, садится в круг: он - «картошка», и счёт начинается заново. Тот, к кому летит одиннадцатый мяч, должен сказать: «Одиннадцать», - и, не ловя, отбить его руками так, чтобы он ударился о землю в центре круга или об кого-то из игроков (если таковые уже есть в центре). Тогда все «картошки» перестают быть «картошками» и встают в круг. Если тот, кто отбивал одиннадцатый мяч, забыл сказать: «Одиннадцать», - или ни в кого не попал, то он присоединяется к «картошкам».

Калека, Инвалид, или Больничка

Дети становятся в круг и кидают друг другу мяч в произвольном порядке. Если кто-то не поймал мяч, то тот, кто бросал, «отнимает» у него какую-то часть тела или лица.

Например, ногу – тогда игроку надо стоять на одной ноге, или руку – тогда нужно ловить мяч одной рукой, глаз – играть с одним закрытым глазом, рот – молчать, если отнимается вторая нога – нужно встать на колени. Если «инвалид» бросил кому-то мяч, а тот не поймал, то «инвалид» может вместо «отнимания» вернуть себе недостающую часть тела или лица.

Тот, кто уже больше не может ловить мяч («нет» двух рук, двух глаз, двух ног), выбывает из игры.

Инвалида может выручить любой другой игрок, если бросит ему «аптечку». Если инвалид поймал этот мяч, то он может вернуть себе одну недостающую часть тела или лица.
Выигрывает тот, кто в конце игры останется самым «здоровым».



Веселая семейка

У этой игры много названий – «Сам Же», «Саджо», «Сабже».

Дети выстраиваются в линию, водящий кидает мяч поочередно каждому из них. Сначала определяются имена всех участников. Водящий кидает мяч первому игроку и говорит: «Твоё имя - Лампочка» (или любое другое слово). Тот, кому предназначался мяч, может поймать его – тогда его имя - «Лампочка» - либо откидывает его. Тогда водящий снова кидает ему мяч с новым именем. И так до тех пор, пока этот человек не поймает мяч.

Иногда водящий может кинуть мяч и сказать: «Семейка» (или «Сам Же»). Если игрок поймал мяч, ему предоставляется право самому выбрать себе имя. (Как правило, дети выбирают своё настоящее имя). Таким же образом получают имена остальные игроки.
На втором круге начинают подбирать фамилию, на третьем – отчество. Затем подбираются: имя «мужа», его фамилия, профессия и т.д.

Иногда получаются смешные комбинации: Лиса Сапоговна Уткина, у неё муж Клоун Федорович Блинов, у них 100 детей и т.д. Играть, как вы понимаете, можно до бесконечности, пока не надоест.

Десятки, или Десятины

Для игры нужны: высокая глухая стена, как минимум, двое игроков и мяч. Каждому игроку предстоит пройти 10 «ступеней», каждая «ступень» - это определенное задание, которое необходимо выполнить. Причём остальные могут мешать игроку, который сейчас выполняет задание: смешить его, что-то спрашивать, делать вид, что сейчас отнимут мяч и т.д.

Задания могут быть следующими:

1. Подбросить и отбить прямой ладонью мяч об стену один раз.

2. Два раза отбить мяч об стену сложенными вместе кулаками (можно сцепить руки так: ладонью одной руки обхватить сжатый кулак другой руки).

3. Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.

4. Бросить мяч об стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли поймать мяч и снова бросить им об стену. Проделать это 4 раза.

5. Стоя спиной к стене, бросить мяч между ног, быстро повернуться и поймать его в руки после удара о стену. Проделать это 5 раз.

6. Стоя лицом к стене, бросить мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, ударился о стену, и затем поймать его в руки. Проделать это 6 раз.

7. Стоя лицом к стене, бросить мяч из-под левой ноги так, чтобы он ударился о стену, с отскока от стены поймать мяч руками. Проделать это 7 раз.

8. Стоя лицом к стене, бросить мяч из-под правой ноги так, чтобы он ударился о стену, с отскока от стены поймать мяч руками. Проделать это 8 раз.

9. Девять раз бросить мяч об стену, отбивая его ладонями снизу.

10. Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.

Выполнять все задания следует по порядку.

Выполнивший задание игрок переходит на следующую «ступень». Как только игрок роняет мяч, ошибается, смеётся или что-то говорит, ход переходит к следующему игроку, а ему потом надо будет начинать с того этапа, на котором он остановился.
Выигрывает тот, кто быстрее всех пройдет все «ступени».

Выжигало

Все встают в ряд спиной к глухой стене. Водящий находится на некотором удалении от других игроков (как в вышибалах), он должен пнуть мяч ногой и в кого-то попасть. Игроки могут уворачиваться. Сменяет водящего тот, в кого попал мяч.



Снайпер

В эту игру играют точно так же, как в «выжигало». Единственное отличие в том, что мяч нужно кидать руками (как в вышибалах), а не пинать ногой.

Четыре квадрата

В эту игру нужно играть вчетвером. На асфальте мелом чертится квадрат со стороной примерно 5-6 шагов, который делится на четыре клетки. В каждой клетке размещается по одному игроку. За пределы своей клетки выходить нельзя.

В начале игры разыгрывается мяч: он подбрасывается вверх, на чью территорию упадет – тому и начинать. Этот игрок должен дать пас ногой в любой другой квадрат. Там мяч принимается и тут же отправляется кому-то другому.

Если игрок не успел принять мяч – мяч, отскочив от его клетки, вылетел за её пределы, - то ему засчитывается одно очко.

Если же тот, кто пасовал мяч, промахнулся, и мяч улетал сразу за пределы общего квадрата, то это уже его оплошность и ему присуждается 1 очко. Проигрывает тот, кто первым набирает 20 очков. А выигрывает тот, кто набрал наименьшее количество очков.


Материал к занятию.

Самый лучший способ убрать негативные эмоции – это занятие спортом. Особенно хорошо помогают игры с мячом. Вкладываясь в каждый удар по мячу, вы убираете все плохие мысли из своей головы. Вот несколько простых игр с баскетбольным мячом, в которые можно играть в любом возрасте и с любым количеством человек на площадке.

33

Самая известная игра с баскетбольным мячом. Игра начинается с броска со штрафной линии. Если игрок попадает то ему начисляется три очка, и он совершает ещё броски со штрафной линии, до того момента пока не промажет, ценность каждого попадания 3 очка. При промахе игрока, следующий за ним игрок должен поймать мяч и произвести бросок с того места в котором был пойман мяч. Если при броске(промахе), мяч не задевает щит или дугу кольца, то следующий игрок производит свой бросок с линии штрафного броска. При достижение игроком 30 очков, все последующие броски он производит с «трехи». Ценность каждого попадания 1 очко. Для победы нужно попасть три раза и таким образом набрать 33 очка

Игра Паспорт или 21

Смысл игры в том, чтобы набрать 21 очко.
Для начало нужно «открыть паспорт» забив с линии штрафного броска. Игроки производят броски по очереи. Затем игрокам открывшем паспорт дается три броска за попытку. Первый бросок, ценной в три очка, производится с линии штрафного броска. После броска мяч должен стукнуться один раз об землю и быть пойманным. Только в этом случае можно производить второй бросок, ценной в два очка. Второй бросок производится с места в которым был пойман мяч. После второго броска мяч должен быть пойман сразу же после касания щита или попадания, без удара об землю. Далее производится третий бросок, ценной в одно. Игрок забивший в одной попытке все три мяча получает шанс еще на одну попытку. После набора 21 очка нужно «закрыть паспорт» попаданием с линии штрафного броска. При наборе очков от 0 до 21 устанавливаются несколько «сгораемых сумм очков». Это могут быть 9, 15, 18. Если игрок набирает такую сумму, то все его очки сгорают

«Козел»

Первый игрок бросает мяч с любой точки баскетбольной площадки. Если он не попадает, то следующий за ним игрок, совершает бросок с любого места баскетбольной площадки, до того момента пока кто-то не попадет. Точка, с которой был произведен точный бросок, теперь является заданием. Все другие игроки должны произвести бросок с этой точки. Тот из игроков кто последний попал в кольцо, задает новое задание. Тем игрокам, кто не попал с этой точки (не выполнили задание), им приписывает­ся буква «К». За последующее невыполнение другого задания, играющему приписывается буква «О» и т. д. Игрок, не выполнивший пять заданий, «козел». Он выбывает из игры, а осталь­ные продолжают играть до тех пор, пока не останется один игрок. Он - победитель.

Эта игра потребует от ребят ловкости, изворотливости и быстроты соображения. Игра очень нравится детями и сильно их увлекает, несмотря на своё не вполне политкорректное название (другие названия этой игры - «Инвалид» и «Калека 21 века»). Особенно она полюбится для тех, кто начал играть в такие игры с мячиком в кругу, как Собачка или Горячая Картошка .

Правила игры Калека

Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мячик. Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» у штрафника на выбор какую-нибудь часть тела. Например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч только одной рукой), глаз (его закрывают), рот (не разговаривать).

Если «одноногий» бросил мяч кому-то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо «отбирания» части тела вернуть что-то недостающее себе и продолжать игру уже вполне «здоровым». Тот «Калека», который не справившился со своей утратой (например, не устоявший на одной ноге или не поймавший мяч одной рукой), покидает круг. Последний «выживший» игрок объявляется победителем.

1) Игра «Мяч в кругу».

Дети рассаживаются на полу (на участке) на корточках в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга. Он катит мяч каждому ребенку по очереди или тому, кого назовет: «Саша, лови!» Ребенок ловит мяч и отсылает его обратно, но при этом надо выполнить какое-либо задание: успеть хлопнуть 2-3 раза в ладоши, назвать количественное или порядковое число. Например, воспитатель говорит: «Первый», ребенок отвечает: «Второй» и т. д. Можно назвать любой предмет, входящий в обобщенное понятие (мебель, овощи, фрукты и т. д.). Воспитатель следит, чтобы дети катили мяч, а не подбрасывали его.

Примечание. При повторном проведении игры в центре может быть любой ребенок.

2) Игра «Мяч на полу».

Музыкальное сопровождение: мелодия русской народной песни «Как у наших у ворот».

Описание.

Дети сидят на стульях вдоль стены. Воспитатель вызывает трёх-четырёх ребят, даёт каждому большой мяч (разного цвета).

Дети садятся на ковёр лицом к группе на расстоянии двух- трёх метров от неё, кладут мячи перед собой (ноги немного расставлены). Все поют знакомую песенку.

Я ладошками стучу, я ладошками стучу,

Я ладошками стучу.

Мяч Наташе (Маше, Саше) покачу.

Дети, сидящие на ковре, энергично шлепают ладошками по мячу в такт мелодии. На возглас «Оп-па!» перекатывают мяч тому, чьё имя сами произнесут в песенке. Игра продолжается.

3) Игра «Называй и не зевай!».

Цель: развивать в игре умение быстро реагировать на слово.

Игровые задания. Дети встают в круг, поочередно бросают друг другу мяч. Ребенок, бросивший мяч первым, произносит какое-либо слово, например «мяч». Тот, кто ловит, отвечает созвучным словом (например «грач») и перебрасывает третьему и т. д. Если ребенок не успел подобрать слово, он выбывает из игры.

4) Игра «Мяч вдогонку».

Дети встают по кругу (можно в два круга). Воспитатель 3-4 детям, стоящим в разных местах круга, раздает 3-4 цветных целлулоидных мяча. По сигналу воспитателя: «Мяч вдогонку!» - дети одновременно начинают быстро передавать мячи друг другу. Если у одного ребенка окажется два мяча сразу, он выбывает из игры. После 3-4-кратного повторения игры ребенок вновь встаёт в круг и играет со всеми вместе.

Примечание. Сначала игра проводится с двумя мячами. Воспитатель следит за правильностью передачи мяча (можно передавать мяч перед собой, за спиной, но нельзя передавать через одного ИЛИ нескольких игроков, нельзя сходить с места).

5) Игра «Подбрось - поймай».

Дети стоят в двух шеренгах (напротив друг друга) на расстоянии вытянутых в стороны рук. У детей одной из шеренг в руках мяч. По сигналу воспитателя дети одновременно подбрасывают мяч перед собой вверх, ловят его двумя руками и прокатывают мяч играющим, стоящим напротив в другой шеренге. Те в свою очередь повторяют задание в подбрасывании и ловле мяча.

Примечание . При повторении игру можно усложнить: бросить мяч вверх и хлопнуть 2-3 раза; поймать мяч в прыжке; бросить мяч, успеть повернуться вокруг себя и затем поймать мяч; бросать мяч одной рукой, а ловить другой.

6) Игра «Попади мячом».

Описание.

Играющие встают в круг, расстояние между ними - 2-3 шага. Очерчивается круг, в середине которого находится водящий.

Стоящие по кругу дети, не выходя за линию, бросают небольшой поролоновый мяч в водящего, стараясь попасть в него. Водящий, бегая внутри круга, увертывается от мяча. Ребенок, попавший в водящего, меняется с ним местом.

Правила игры.

1. Играющим нельзя переступать за черту.

2. Мяч берет тот ребенок, к которому он летит или катится.

3. Бросать мяч можно только ниже колен.

4. Если водящий поймает мяч, это за попадание не считается.

Примечание. Игру целесообразно проводить с небольшой группой детей (6-8 человек).

7) Игра «Встретятся ли мячи?».

Детей разбиваем на пары и даём задание: прокатить мячи так, чтобы они встретились.

Дети-зрители хором считают, сколько раз мячи ударились, встретившись, у каждой пары участников. Побеждает та пара игроков, у которой окажется больше встреч мячей.

8) Игра «Беги, лови!».

Дети свободно стоят на одной стороне площадки. Воспитатель с большим красивым мячом в руках находится перед ними на расстоянии 1,5-2 м. Подбрасывая мяч вверх и ловя его, воспитатель отступает на несколько шагов, приговаривая: «Бросаю раз, бросаю два, бросаю три - беги, лови!» Дети бегут к воспитателю, стараясь поймать мяч; воспитатель сам ловит мяч и говорит: «Не поймали - бегите обратно!»

Дети возвращаются на свои прежние места. Игра повторяется 2-3 раза, после чего воспитатель дает возможность кому-нибудь из детей поймать мяч. Назвав этого ребенка по имени, воспитатель предлагает ему нести мяч, держа его руками над головой. Остальные строятся за ребенком, поймавшим мяч, и идут друг за другом.

Игру можно закончить или повторить еще 2-3 раза. Во время этой игры дети упражняются в беге, ходьбе за ведущим; одновременно у них развивается внимание и выдержка.

9) Игра «Покати ко мне».

Дети сидят на полу перед воспитателем, расставив ноги. Воспитатель катит большой мяч то к одному, то к другому ребенку, приговаривая: «Мячик поймай и мне отдай!» Ребенок ловит мяч, катит его к воспитателю. После того как это сделают 5-6 детей, воспитатель внезапно поднимает мяч вверх, отбегает подальше от детей и кричит: «Ко мне!» Дети должны быстро встать и подбежать к воспитателю. Воспитатель отходит от детей на несколько шагов, ударяя мячом о пол, и говорит: «Попрыгайте, как мой мячик!» Дети прыгают. Затем воспитатель, приговаривая «Мячик устал, за ребятами побежал!», катит мяч к детям. Они должны убежать от мяча и сесть на свои места. Игра повторяется 3-5 раз и заканчивается спокойной ходьбой всех детей за тем ребенком, который несет мяч. Мяч получает тот, кто лучше других выполнил все задания. Во время ходьбы воспитатель может передать мяч другому ребенку. При этом он говорит: «Кто хорошо идет, тот мяч понесет».

В этой игре дети упражняются в катании мяча, подскоках на двух ногах, в беге по сигналу; одновременно у них развивается умение мягко, легко прыгать, быстро менять положение.

Если дети играют на воздухе, мяч можно катать из положения стоя, приседая на корточки.

10) Игра «Мой веселый, звонкий мяч».

Дети стоят лицом к воспитателю, в руках которого большой красивый мяч. Воспитатель, высоко поднимая мяч, говорит: «Подойдите ко мне и посмотрите на мой мяч, а теперь идите на свои места и еще раз посмотрите на мяч». Дети подходят к воспитателю, затем возвращаются. Воспитатель повторяет приглашение и предлагает детям стать шире в круг и посмотреть, как прыгает мячик. Отбивая его рукой о пол, воспитатель приговаривает:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой -

Не угнаться за тобой!

Он предлагает детям попрыгать вместе с мячом, а затем бросает мяч в сторону: «Мячик вас догонит - убегайте от него!» Дети убегают. Игра повторяется 3—4 раза. В конце игры воспитатель дает мяч одному из детей; все идут «за мячом».

После этого дети встают по кругу. Воспитатель дает сигнал остановиться и берет мяч себе. «Я поднимаю мяч высоко, - говорит он, - и вы тоже так сделайте!» Дети поднимают руки вверх и вместе с воспитателем опускают их вниз. Так повторяется 3-4 раза. «Я положу мяч па пол, встану и спрячу руки, - говорит воспитатель, показывая движения, - и вы сделайте так же». Дети повторяют движения 3-4 раза. «Я присяду и покатаю мяч», - продолжает воспитатель. Дети подражают движениям воспитателя. «А теперь всем бежать, мяч ловить и бросать», - говорит он и бежит, подбрасывая и ловя мяч. Дети бегут за ним, подражая его движениям. Воспитатель переключает детей на спокойную ходьбу: «Тихо, тихо мы идем и наш мячик уберем».

Мяч относят на место.

В такой игре дети упражняются в целом комплексе разнообразных движений: беге, подпрыгиваниях, гимнастических упражнениях; одновременно у них развивается умение действовать по сигналу.

11) Игра «Лови и бросай - упасть не давай!».

Дети стоят в кругу; воспитатель - в центре с большим мячом. Он бросает мяч то одному, то другому ребенку. Дети ловят его и снова бросают воспитателю, который приговаривает: «Лови и бросай - упасть не давай!»

Затем воспитатель говорит: «Прыгайте ко мне, как мячики!» Дети прыгают на носочках, приближаясь к воспитателю. Он быстро поднимает мяч: «Убегайте быстрее! Мяч скачет за вами». Дети убегают, а воспитатель ударяет мяч о пол, ловит его и возобновляет игру, бросая мяч тем детям, которые еще не ловили его. Закончить игру можно ходьбой. Идущему впереди дается мяч.

Дети упражняются в бросании и ловле мяча, в подскоках на двух ногах с продвижением вперед.

12) Игра «Мяч в ворота».

Из 6 кубов (высота каждого 15-20 см) дети строят ворота, т. е. сверху на кубы кладут тонкую рейку длиной 1,5-2 м. Перед воротами на расстоянии 1,5-2 м от них на черте или протянутом шнуре лежат 5-6 мелких мячей. Ребенок по указанию воспитателя подходит к ним, берет один мяч, катит в ворота и бежит за ним, проползая в ворота на четвереньках; затем выпрямляется, догоняет мяч и, положив его на прежнее место, садится отдыхать и смотрит, как дети катают мячи.

Эта игра укрепляет мышцы рук, ног, спины, живота; у детей развивается согласованность движений, ловкость. Игра помогает организовать коллектив детей.

13) Игра «Мячик с горки».

Дети стоят лицом к воспитателю, который строит «горку». На низкую гимнастическую скамейку он кладет одним концом доску (можно доску для сбегания укрепить на гимнастической стенке, второй конец доски - на полу). Около скамьи - большой мяч. Воспитатель зовет детей. Они поочередно встают на скамейку, подходят к горке, скатывают с нее мяч и бегут, догоняя его, затем приносят мяч на место и наблюдают за играющими.

Игра проводится с небольшой группой детей; они упражняются в беге по наклонной плоскости; у детей развивается смелость, ловкость и быстрота.

14) Игра «Мяч не теряй!».

Всем детям раздают средние или маленькие мячи. Воспитатель говорит: «Можешь с мячом, как хочешь, играть! Но мяч не терять! Играйте!» Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят. На слова воспитателя: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» - все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется 3-4 раза. После этого воспитатель предлагает детям пройти с мячом в руках по кругу.

Расставив детей по кругу, воспитатель предлагает им выполнить несколько упражнений с мячами, например:

1. Поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить.

2. Развести руки в стороны, затем, соединив перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить их вниз.

3. Наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч.

4. Присесть, покатать мяч от правой руки к левой руке и наоборот, затем встать, подняв мяч. После этого можно предложить ходьбу с мячами. Закончив игру, дети убирают мячи в корзины или ящики.

Игру можно проводить с детьми средней и старшей групп. Тогда в первой части игры дети должны выполнять определенные движения, например: бросать мяч перед собой и ловить его во время ходьбы и бега, не роняя; играть в мяч, отбивая его о пол; ударять мяч о пол и ловить его. Во второй части игры тоже следует дать более сложные движения. Детей можно построить не по кругу, а парами. Это даст возможность включить такое упражнение, как перекатывание или переброска мячей.

Примерные упражнения с мячом для старших детей:

1. Переложить мяч из руки в руку над головой.

2. Переложить мяч из руки в руку под ногой.

3. Держа мяч в правой руке, повернуться, не отрывая ног от пола, вправо и переложить мяч за спиной в левую руку, повернуться влево и положить мяч в правую руку.

4. Присесть как можно ниже и переложить мяч из руки в руку.

5. Сидя на полу на скрещенных ногах и держа мяч в вытянутой руке, наклоняться вправо и влево, касаясь мячом пола.

6. Сидя с вытянутыми ногами на полу, наклониться вперед, положить мяч между ног и взять его обратно.

7. Сидя и опираясь сзади на руки, поддерживая мяч двумя ногами, поднять его вверх и опустить.

8. Лежа на спине, поднимать мяч ногами кверху.

9. Лежа на животе, поднимать мяч руками вверх.

10. Сидя на полу, подтянуть ноги к животу, зажать мяч у ступней и, вытягивая их вперед, толкать мяч от себя ногами.

15) Игра «Два круга с мячом».

Дети строятся в два (старшим можно и в три) круга. Воспитатель держит большой красивый мяч и, подбрасывая его вверх, говорит: «Бросаю раз, бросаю два, бросаю три - в разные стороны беги!»

Дети бегают до тех пор, пока воспитатель не скажет: «В два (или три) круга!» Дети быстро занимают свои места.

Затем воспитатель бросает мяч кому-нибудь из детей в тот круг, в котором дети быстрее собрались. Ребенок ловит мяч и возвращает воспитателю. Он бросает мяч другому ребенку, стоящему в этом же кругу. Повторив упражнение 3-4 раза, воспитатель подбрасывает мяч и говорит: «Беги!» Игра возобновляется.

Дети в этой игре упражняются в ловле и бросании мяча; в беге врассыпную; учатся по сигналу быстро собираться в круг.

16) Игра «Красный, синий, кто за ним?».

Дети, построившись в две шеренги (в каждой шеренге должно быть не более 10-12 детей), стоят лицом друг к другу на площадке или в комнате. У воспитателя в руках корзинки с мячами красного и синего цвета. Мячей столько, сколько играющих. Дети одной шеренги должны бежать, когда покатятся красные мячи, другой - когда синие. Отвлекая внимание детей и показывая то одну, то другую корзинку, воспитатель внезапно опрокидывает одну из них; дети бегут за мячами, собирают их, затем кладут обратно в корзинку, которую держит воспитатель, и возвращаются на свои места.

Игра развивает внимание, быстроту реакции, ловкость.

17) Игра «Мяч через сетку».

Дети делятся на две группы. Одна стоит по одну сторону натянутой сетки, другая - по другую. Крайний справа бросает мяч через сетку стоящему напротив. Тот должен поймать мяч, перебросить его стоящему рядом и т. д. Воспитатель подсчитывает количество ошибок и неудач в каждой группе. Когда мяч попадет в руки последнему играющему, начинают играть сначала; теперь мяч бросает крайний слева.

В игре дети учатся хорошо бросать и ловить мяч; у них развивается координация движений. Все это служит хорошей подготовкой для игры в волейбол.

18) Игра «Мяч с горки и в ворота».

Дети стоят или сидят перед воспитателем, который, показывая мяч, говорит: «Сейчас будем мяч катать и догонять!» Нескольким участникам игры воспитатель дает задание построить горку и ворота. Дети должны принести скамейку, длинную доску, рейку, несколько кубов. Ворота строятся перед горкой на расстоянии полутора-двух метров. Ворота - это рейка, положенная на кубы, высота которых 60 см. По сигналу воспитателя первый играющий с мячом становится на горку. Он должен прокатить мяч так ровно, чтобы тот с горки попал в ворота. Затем ребенок сбегает с горки, проходит в ворота - проползает на четвереньках, чтобы не задеть рейки, выпрямляется и бежит, догоняя мяч. Догнав, поднимает его высоко над головой, приносит к горке и отдает или бросает следующему.

Играющих нужно разделить на 2-3 звена; дети из одного звена одновременно строятся, подходят к горке и выполняют задание друг за другом. Когда выполнит задание последний, отмечаются как достижения звена, так и ошибки; когда выполнят задание все звенья, отмечается лучшее звено. Закончить игру можно ходьбой. Для этого воспитатель выстраивает всех детей. Лучшее звено идет впереди, ведущий несет мяч.

Чтобы ускорить игру, можно взять 2-3 мяча; когда один убегает с горки, другой начинает упражнение со вторым мячом.

В этой игре дети упражняются в равновесии во время бега по наклонной плоскости, в лазании, ловле мяча, бросании его; одновременно у них развивается точность, ловкость, согласованность движений, быстрота и сообразительность.

19) Игра «Догони мяч!».

Играющие образуют круг. Воспитатель приносит два мяча- большой и маленький. Дети должны по сигналу передавать мячи по кругу. По сигналу: «Большой, вперед!» - передается большой мяч, а за ним через два человека по сигналу: «Маленький, вперед!» - маленький. Через некоторое время по указанию воспитателя начинают передавать мячи в другую сторону, т. е. большой мяч догоняет маленький. Игра продолжается, пока один мяч не догонит другой.

Эта игра развивает внимание, сообразительность, быстроту, точность движений; хорошо упражняются мышцы рук, ног, туловища.

20) Игра «Не пропускай мяч в ворота!».

Дети становятся в круг; ноги на ширине плеч; один из играющих с большим мячом стоит в середине. Сказав: «Начинаю!», - он катит мяч кому-нибудь под ноги, стараясь, чтобы тот попал за круг, но каждый, к кому катится мяч, должен быстро наклониться и отбить его руками обратно. Тот, кто пропустит мяч, должен его догнать и стать с ним в центр круга вместо водящего, который после этого присоединяется к остальным детям. Стоя в кругу, дети должны держаться прямо и наклоняться только тогда, когда подкатится мяч.

Игра развивает внимание, ловкость движений, умение быстро и точно катать мяч.

21) Игра «За мячом».

Дети делятся на четыре группы. Вдоль одной стены комнаты проводят черту, у которой стоят две группы; две других - у противоположной стены, тоже на одной линии. Крайним играющим, справа или слева, дают по одному мячу. По сигналу воспитателя: «Начинайте!» - они бросают мячи стоящему напротив и сразу же бегут к той колонне, куда бросили мяч, и становятся сзади. Тот, кто поймал мяч, бросает его тоже стоящему напротив, бежит к той колонне, куда полетел мяч, и становится сзади. Игра продолжается до тех пор, пока все не поменяются местами.

В этой игре дети упражняются в ловле и бросании мяча, в беге, быстроте, точности, ловкости движений.

22) Игра «Мяч о пол».

Дети строятся в четыре колонны так же, как в игре «За мячом». Игра начинается после сигнала. Первые в каждой колонне справа или слева бегут, отбивая мяч о пол; добежав до первых в противоположной колонне, передают им мячи, а сами становятся сзади. Получивший мяч без задержки бежит, направляя его ударами о пол к той колонне, в которой мяч был раньше, и т. д. Когда все поменяются местами, воспитатель должен отметить ту колонну, которая выполнила задание лучше.

В этой игре дети упражняются в беге, отбивании мяча о пол; одновременно у них развиваются координация движений, быстрота, точность.

23) Игра «Успей поймать».

Дети строятся по кругу, водящий - в середине. Дети перебрасывают мяч с одной стороны круга на другую; водящий должен поймать мяч или коснуться его рукой. Если это удается сделать, он встает в круг, а в середину идет тот, кто бросал мяч.

В этой игре дети упражняются в бросании мяча, ловле его, подпрыгиваниях, быстрых поворотах; одновременно у них развиваются координация движений, ловкость.

24) Игра «Принеси мяч».

Дети строятся друг за другом в три колонны в одной стороне площадки или комнаты. Перед каждой колонной - корзина. Напротив колонн на расстоянии 6-7 м лежат на полу мячи. По сигналу: «Беги, принеси!» - первые из каждой колонны бегут к мячам; каждый берет столько мячей, сколько сможет. По дороге мячи не должны падать. Если мяч упадет, воспитатель отмечает это как неудачу. Принесенные мячи играющие кладут в корзины и отходят в сторону или в конец колонны. Когда все выполнят упражнение, определяют, у кого больше мячей; учитывается и качество выполнения упражнения. В этой игре дети упражняются в быстроте и ловкости движений.

25) Игра «Мячи разные несем».

Дети строятся в две шеренги у противоположных сторон площадки. У детей одной шеренги маленькие цветные мячи (лучше мягкие, набивные). Дети другой шеренги поворачиваются спиной к стене. Первая шеренга поднимает мячи и приближается ко второй. Воспитатель приговаривает: «Мы идем, идем, идем, мячи разные несем!».

Подойдя ко второй шеренге, дети с мячами останавливаются на расстоянии двух шагов и кладут мячи на пол. Воспитатель говорит:

У кого здесь мяч лежит, Тот за нами не бежит, А наш мячик поднимает И скорее в нас бросает!

После этих слов дети первой шеренги быстро убегают на свои места, а дети второй - поднимают мячи и бросают их в сторону убегающих. Бросающие собирают мячи. Игра повторяется 2-3 раза; затем дети меняются местами.

В этой игре дети упражняются в бросании мяча, беге; одновременно развиваются внимание, выдержка.

Игра-упражнение для выступлений

Слова воспитателя:

1. Бросай - поймай,

Бросай - поймай,

Бросай - поймай,

Бросай - поймай!

2. О пол - и в руки,

О пол - и в руки,

О пол - и в руки,

О пол - и в руки!

3. Катай - поднимай,

Катай - поднимай,

Катай - поднимай,

Катай - поднимай!

4. Беги и бросай,

Упасть не давай,

Беги и бросай,

Упасть не давай,

Упасть не давай,

Упасть не давай!

Движения детей:

1. Дети подбрасывают мячи и ловят их. Упражнение повторяется четыре раза.

2. Ударяют мяч о пол и ловят его. Упражнение повторяется тоже четыре раза.

3. Дети приседают и перекатывают мяч стоящему напротив, толкая его правой рукой. Получив мяч от товарища, ребенок встает и выпрямляется, подняв мяч вверх двумя руками.

4. Дети становятся в затылок друг другу и бегут, подбрасывая и ловя мячи; одна колонна бежит вправо, другая - влево; на середине они объединяются в пары и продолжают бежать; останавливаются, кладут мячи на пол, хлопают в ладоши и говорят: «Всё!» Затем берут мячи и убегают.

В игре дети показывают умение владеть мячом, быстроту, ловкость, точность, согласованность движений всех играющих.

26) Игра «Мяч с горки».

Дети стоят в колонну по одному перед горками по 5-6 человек. Примерно должно быть по 3-4 горки на всю группу детей. Каждый ребенок скатывает мяч с горки, бежит за ним, передает следующему в колонне и встает сзади всех. Побеждает та команда (колонна), которая быстрее выполнит задание.

Примечание. Воспитатель встает сбоку от колонн и следит, чтобы дети бежали за мячом по одной стороне, а возвращались по другой (во избежание столкновений). На расстоянии 2-3 м от горки устанавливаются препятствия, задерживающие мяч.

Воспитатель может предложить различные варианты скатывания мяча: скатывать правой, левой, двумя руками; скатить так, чтобы мяч точно прошел в ворота, сделанные из кубиков, булав и т. д.; скатывать мяч не с руки, а с совка (фанерки, дощечки, ракетки, картонки и т. п.); скатить мяч и успеть поймать его в совок.

27) Игра «Докати до стены».

Из 6-8 палок делают коридор шириной 40-50 см так, чтобы он доходил до стены. Таких коридоров должно быть два. Группа детей делится на две команды, которые рассаживаются на стулья (скамьи) по обеим сторонам зала.

Двое из каждой команды встают у стены: один ловит мяч, другой готовится. По сигналу воспитателя первый в команде катит мяч по коридору, мяч должен коснуться стены. Играющий, стоящий у стены, берет мяч после отскока и встает на исходную позицию для прокатывания. Его место занимает следующий и т. д. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.

28) Игра «Догони мяч».

Из гимнастических палок делают 3-4 коридора длиной 3-4 м, шириной 70 см. Дети распределяются на 3-4 команды. По два человека от каждой команды встают у начала коридора. Остальные дети садятся по двум сторонам зала. Первый катит мяч, бежит за ним, старается поймать, не давая выкатиться из коридора, затем поднимает мяч и бросает любым способом следующему в колонне, а сам садится на место. Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно выполнит задание.

Примечание. Воспитатель находится в конце коридоров и следит, чтобы дети соблюдали очередность и точно выполняли соответствующие действия с мячом, дает конкретные замечания: «Не так сильно бросай мяч, иначе не успеешь догнать его до конца коридора»; «Чтобы поймать мяч, накрывай его рукой сверху «лодочкой»; «Старайся точно перебросить мяч своему товарищу».

Игра может проходить в более усложненных вариантах: поймать катящийся мяч после сигнала «Раз-два-три! Лови!»; поймать в конце коридора; у флажка; при перебрасывании мяча товарищу успеть хлопнуть определенное число раз. Границами коридора могут быть линии, начерченные на полу, земле. Игра может проходить и без коридоров. Дети просто катят мяч в прямом направлении.

29) Игра «Закати мяч».

Дети сами выкладывают из строительною материала 3-4 прямоугольника без одной стороны, обращенной к играющим (в виде ворот). По числу прямоугольников дети распределяются на команды. У каждого играющего по одному мячу. На расстоянии 2-3 м ребенок катит свой мяч в ворота прямоугольника. Когда все выполнят задание, подсчитывается количество мячей, попавших в ворота. Побеждает та команда, которая забросила большее число мячей. После этого кто-нибудь из детей в каждой команде собирает мячи и раздает их товарищам. Игра возобновляется.

Примечание. При неоднократном повторении игры ширина ворот постепенно уменьшается (от 70 до 40 см) или увеличивается расстояние от места прокатывания мяча до ворот, но не более 5-6 м.

30) Игра «Мяч навстречу мячу».

Группа детей распределяется на две команды. Обе команды встают друг против друга на расстоянии 4-6 м. Первые - капитаны, у каждого по мячу. По сигналу воспитателя: «Начали!» - дети прокатывают мячи навстречу один другому, но так, чтобы мячи не столкнулись. Поймав мяч, капитаны передают мячи своим товарищам и т. д. Побеждает та команда, которая допустила меньшее число ошибок. Игра повторяется 2-3 раза.

Примечание. Эта игра проводится только после того, как дети научатся прокатывать друг другу большой мяч двумя руками. В таком случае дети не распределяются на команды, а играют самостоятельно в группе или на участке. Воспитатель показывает способы прокатывания и объясняет: «Каждый должен катить мяч немного вправо, тогда мячи не столкнутся».

31) Игра «Поймай отскочивший мяч».

Игра проводится в групповой комнате или в зале. Два стола сдвигаются узкой стороной и ставятся вплотную перпендикулярно стене. Ребенок встает у края стола напротив стены и катит мяч по столу так, чтобы он отскочил. После этого ребенок должен быстро поймать мяч и передать товарищу. Игра может проходить по подгруппам, тогда необходимы 2-3 игровых поля, т. е. поставить рядом 4—6 столов.

32) Игра «Передай мяч».

Дети распределяются на 3-4 команды и выстраиваются в колонны друг за другом на расстоянии 2-3 м. Перед каждой колонной на расстоянии 3-4 м ставится любой предмет: стул, большой мяч, булава, кубик и т. д. Первый в колонне с теннисным целлулоидным мячом должен обежать предмет, передать мяч следующему в своей колонне и встать сзади всех. При потере мяча ребенок обязан возвратиться, поднять его и бежать с того места, где упал мяч.

Примечание . Воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила игры: не выходили раньше времени навстречу игроку, старались не задевать предмет, не передавали мяч по воздуху и переходили в колонны с одной стороны. Если дети часто допускают перечисленные ошибки, то воспитатель может остановить игру и еще раз объяснить правила.

Игра может проходить в другом варианте: обежать стул, положить на него мяч, а возвращаясь к своей колонне, дотронуться до руки следующего играющего; тот, обегая стул, берет мяч, передает его другому и т. д.

33) Игра «Перебрось мяч».

Дети строятся в две шеренги. У детей первой шеренги по одному мячу. Они перебрасывают мяч детям другой шеренги.

Побеждает та подгруппа детей, у которой число падений мяча будет наименьшим.

Примечание . Игра может проходить по сигналу: «Начали!», который дает воспитатель. Дети одновременно перебрасывают мяч.

34) Игра «Успей поймать».

Игра проводится с небольшой подгруппой детей. Они встают в круг. В центре - водящий. Дети перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если ему это удается, он занимает место того, кто неудачно бросил мяч. Последний идет в середину круга.

Примечание. Воспитатель стоит за кругом, следит, чтобы дети долго не держали мяч, не бросали одному и тому же ребенку. Если водящему долго не удается поймать мяч, назначается новый.

Игру можно усложнять: ввести двух водящих и перебрасывать два мяча.

35) Игра «Попади в «окошко».

Дети распределяются на 4-6 команд. В каждой команде должно быть не более 5-6 детей. Одновременно играют две команды. Ребята встают в колонну по одному сбоку от гимнастической стенки по обе ее стороны на расстоянии 1 м. На этом же расстоянии проводится черта.

Одна команда получает мяч. Стоящий первым бросает мяч в нижний пролет гимнастической стенки - «окошко» и встает в конец колонны. Ребенок, стоящий первым в противоположной команде, ловит его (или берет с пола, земли) и бросает мяч в этот же пролет. Следующие дети бросают в пролет повыше и т. д. Если один не попал в «окошко», то следующий ребенок из этой же команды бросает мяч в то же «окошко».

В зависимости от того, какая команда и каким боком стоит к гимнастической стенке, дети бросают в «окошко» правой или левой рукой.

Когда мяч побывает в каждом «окошке», команды меняются местами: те, кто бросал мяч левой рукой, бросает правой, и наоборот. Побеждает та команда, которая допустила наименьшее число ошибок. После этого их место занимает другая пара команд.

Примечание . Воспитатель следит, чтобы дети во время броска не подходили к гимнастической стенке ближе положенного расстояния.

Игру можно проводить одновременно с четырьмя командами, тогда одна пара команд встает с одного края гимнастической стенки, другая - с другого края. Это сократит время игры, и большая часть детей будет занята в игре.

Игра «Мяч в сетку»

На площадке на высоте 110-120 см натягивается волейбольная сетка. Дети также распределяются на команды и встают по обе стороны сетки. Каждый ребенок из команды поочередно бросает мяч в любую клеточку сетки, ребенок, стоящий напротив, - ловит.

36) Игра «Мяч о пол».

Дети стоят в две шеренги напротив друг друга. У детей одной шеренги мячи, они бросают их о пол, ловят двумя руками и катят партнерам из другой шеренги.

Можно подбросить мяч вверх и поймать его после того, как он стукнется о пол.

37) Игра «Мяч в корзину».

Дети встают по кругу, в зависимости от количества детей можно образовать не один, а 2-4 круга. В середине ставится корзина. У каждого из детей мяч. Нужно бросить мяч о пол так, чтобы он попал в корзину.

Мячи бросают по очереди или все вместе. Во втором случае мячи должны быть цветными. Воспитатель стоит за кругом.

38) Игра «Попади в круг».

Дети так же, как и в предыдущей игре, строятся в 4-6 колонн напротив стены. На полу в 30-40 см от стены кладется обруч или делается из гимнастических палок квадрат.

Каждый по очереди бросает мяч об степу так, чтобы он, отскочив, попал в круг, затем ловит мяч и передает следующему игроку, а сам встает в конец колонны.

Примечание. Вначале воспитатель показывает, как надо действовать: мяч держать легко тремя пальцами, бросать снизу, левая (правая) рука чуть выставляется вперед.

39) Игра «Мяч в кружок».

Дети распределяются на несколько команд, в каждой по 5-6 человек. На полу раскладываются в любом порядке цветные бумажные диски или цветные обручи по 3-4 штуки против каждой команды. Дети встают перед обручами на расстоянии 1,5-2 м. По сигналу воспитателя первые бросают мяч так, чтобы он попал в кружок.

Каждый ребенок делает по два броска в любой круг, или воспитатель предлагает определенную последовательность: попасть в красный, синий, желтый и т. д. Побеждает та команда, которая поразила все цветные диски.

Примечание. Дети могут бросать мяч любым способом, но воспитатель должен объяснить, что бросок снизу более результативен, при этом надо мяч держать свободно.

Игра может проводиться перьевым мячом (воланом).

Игра «Через веревочку в обруч» (как вариант предыдущей игры)

Игра проводится так же, как и предыдущая, только проходит она на площадке. Между двумя стойками на высоте 120-130 см натягивают веревку.

На одной стороне площадки за веревкой чертят круг диаметром 1 м, на расстоянии 50-70 см перед веревкой проводится линия. Дети по очереди бросают мяч (волан) через веревку, стараясь попасть в круг. Можно распределить детей на несколько команд. Побеждает та команда, у которой большее число попаданий мяча в круг.

40) Игра «Попади и поймай».

Группу детей разбить на четыре команды. Все выстраиваются в колонну по одному. Перед каждой командой на полу (земле) нарисованы квадраты на близком расстоянии друг от друга. По сигналу воспитателя первые игроки из каждой команды бегут к квадратам и, стараясь ударить мячом в квадрат, пытаются поймать его. Движение напоминает забивку кольев.

После этого мяч передается следующему игроку. Можно ударять мяч левой рукой, а ловить правой или наоборот; либо ударять и ловить одной и той же рукой.

40) Игра «Послушный мяч».

На пол кладется обруч или чертится круг. Ребенок отбивает рукой мяч, стараясь точно попасть в круг. Ударять по мячу надо несильно, но твердой ладонью и после того, как мяч достаточно высоко отскочил от пола. Это упражнение можно провести, или сидя на стуле; или не используя обруча (круга); или отбивая мяч каждой рукой то отдельно, то поочередно.

Упражнение может быть усложнено тем, что ребенок будет отбивать мяч поочередно каждой рукой в треугольник, сторона которого равна 40 см.

Примечание . Воспитатель следит, чтобы дети не только правильно отбивали мяч, но и сохраняли свободное естественное положение корпуса: колени слегка согнуты, не напряжены, тело чуть-чуть наклонено вперед.

Можно организовать игру как соревнование между командами или между детьми попарно: кто дольше сможет отбивать мяч, точно попадая в круг, треугольник и т. п. Каждый выигравший получает очко.

41) Игра «Мяч на дорожке».

Группу детей разбить на две команды, перед каждой из которых рисуют или выкладывают из гимнастических палок, веревок коридор шириной 50-100 см и длиной 3 м. У каждого ребенка в руках мяч.

Нужно, ударяя мяч о пол, провести его по коридору, вернуться, встать в конце колонны и передать мяч следующему. Если игрок уронит мяч, он должен поднять его и продолжать вести с этого места.

Следующий в колонне начинает движение только тогда, когда предыдущий играющий пройдет коридор. Возвращаться в свою колонну можно только по определенной стороне.

Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно выполнит задание.

Примечание . Дети могут вести мяч в прямом направлении сначала правой рукой до середины коридора, а затем левой.

42) Игра «Мяч вокруг обруча».

Группа детей разбивается на 4-5 команд. Напротив команды на расстоянии 1,5-2 м лежат обручи, диаметр каждого 1 м (можно использовать хула-хуп). По сигналу воспитателя первые начинают вести мяч, направляясь к обручам, обходят его, берут в руки, затем бегом возвращаются в свою колонну и передают мяч следующему. Если кто-либо роняет мяч, то продолжает вести его с того места, где он упал.

Примечание . Игра проводится с детьми только тогда, когда они научатся вести мяч в прямом направлении. Вести мяч можно правой рукой, левой или поочередно.

43) Игра «Мяч по кочкам».

Дети встают по 5-6 человек в колонну по одному. У первого ребенка мяч. На площадке чертят 6-8 кружков диаметром 30-40 см на расстоянии 5-10 см друг от друга. Первый должен провести мяч так, чтобы он скакал по кружкам - «по кочкам», и передать мяч следующему.

Примечание. Воспитатель следит за ходом игры, показывает по мере необходимости, как правильно вести мяч, попадая в каждый кружок, сравнивает это движение с бегом по кочкам. Игра может проводиться с небольшими вариантами: вести мяч поочередно каждой рукой; попадать в тог кружок, на который укажет воспитатель; вести мяч между кружками.

Упражнения с мячом.

Не обязательно все игры с мячом воспитателю проводить со всей группой детей. Это могут быть индивидуальные занятия, в которых хорошо использовать отдельные элементы игр, их варианты и примерные упражнения.

1. Прокатывать мяч друг другу на расстоянии 1,5-2 м попеременно правой и левой рукой.

2. Подбрасывать мяч вверх, ловить двумя руками или поочередно каждой рукой.

3. Бросать мяч о пол, ловить двумя руками, успев хлопнуть. Выполнять упражнения на месте и в ходьбе.

4. Подбросить мяч вверх, дать ему стукнуться о пол, поймать двумя руками, каждой рукой, после броска успеть сделать поворот вокруг себя.

5. Бросить мяч о стену, подпрыгнуть на одной ноге, поймать двумя руками.

6. Бросить мяч о стену, после отскока от пола поймать двумя руками или каждой рукой поочередно.

7. Бросить мяч о пол так, чтобы он коснулся стены, и поймать.

8. Бросить мяч о пол так, чтобы он коснулся стены, снова ударился о пол, и поймать.

9. Вести мяч одной рукой, как баскетбольный мяч, обходя предметы.

10. Положить мяч на голову и стараться продержать его как можно дольше. Выполнить упражнение на месте, в ходьбе. Упражнение способствует формированию осанки.

Для всех этих подвижных игр необходима стена. Например, глухая стена дома. Или стена для теннисных тренировок. Очень хорошо, если площадка у стены асфальтированная. Играть можно вдвоем или небольшой компанией – 3-5 человек. Если народу больше, то слишком долго приходиться ждать своей очереди и ребята начинают скучать. Мяч для игр должен обязательно быть «прыгучим», упругим. Игры подходят детям от 5-6 до 10-12 лет. Все представленные подвижные игры развивают координацию движений и ловкость детей.

«Десяточка» – подвижная игра с мячом у стены для детей от 7-8 лет

В игре нужно выполнить 10 заданий – отсюда и название – «Десяточка». Для игры нужен «прыгучий» резиновый мяч, лучше всего сантиметров 12-15 в диаметре. И глухая стена, чтобы не попасть в стекло. Ребята по очереди выполняют задания. Тот, кто ошибся, передает мяч следующему.
Если перед стенкой довольно много места, то можно играть немного по-другому. На асфальте перед стеной рисуют своеобразные классики, как на рисунке.


Каждое задание надо выполнить сначала «в первом классе», потом во втором и т.д. Когда первое задание выполнено во всех «классах», то игрок опять возвращается «в первый касс» и выполняет второе задание. Выполняя задания, нельзя выходить за приделы прямоугольника-класса или наступать на черту. Игра становиться сложнее и интереснее. Есть много разных вариантов заданий, которые нужно выполнять.
Упражнения-задания к подвижной игре с мячом «Десяточка»:

  1. Бросить мяч так, чтобы он ударился о стену, и поймать двумя руками.
  2. Бросить мяч так, чтобы он ударился о стену. Пока мяч летит надо хлопнуть в ладоши, а потом поймать мяч двумя руками.
  3. Бросить мяч так, чтобы он ударился о стену, и поймать его одной рукой.
  4. Бросить мяч так, чтобы он ударился о стену, повернуться вокруг себя и поймать мяч.
  5. Бросить мяч так, чтобы он ударился о стену,и перепрыгнуть через него.
  6. Бросить мяч так, чтобы он ударился о стену, затем о землю, и перепрыгнуть через него.
  7. Бросить мяч так, чтобы он ударился о землю, затем о стену и поймать мяч двумя руками.
  8. Бросить мяч из-под ноги так, чтобы он ударился о стену, и поймать его.
  9. Бросить мяч, стоя спиной к стене так, чтобы он ударился о стену, затем повернуться и поймать мяч двумя руками.
  10. Бросить мяч между ногами, стоя спиной к стене так, чтобы он ударился о стену, затем повернуться и поймать мяч двумя руками.

Побеждает тот, кто первым выполнит все задания и закончит «школу».

«Лягушка» – подвижная игра с мячом для детей от 6-7 лет

Дети становятся друг за другом, на расстояние около 2 метров от стены. Первый играющий бросает мяч об стену так, чтобы он ударился о стену, затем о земля, и перепрыгивает через него. При этом ребенок не должен задеть мяч. После того, как прыжок совершен, игрок бежит в конец колонны и становится последним в «очереди». Стоящий вторым ребенок ловит мяч и так же кидает мяч и прыгает через него.
Если ребенок не смог перепрыгнуть через мяч или задел его ногой или рукой, то становиться «обладателем» первой буквы из слова «Лягушка». При втором промахе – вторая буква и т.д. Тот, кто «соберет» слово целиком выходит из игры. Победитель тот, кто продержится дольше всех.
Подвижная игра «Лягушка» пользуется популярностью у ребят-дошкольников и девочек 8-12 лет. Мальчишки предпочитают более жесткий вариант– игру с мячом «Козел»

«Козел» – подвижная игра с мячом для детей от 9-10 лет

Для этой игры обычно берут футбольный мяч. Стена обязательно должна быть глухая. Иначе жильцы первого этажа рискуют остаться без стекол.
Все ребята выстраиваются на расстоянии около 2 метров от стены друг за другом. Первый в колонне пинает мяч так, чтобы он ударился о стену и тут же бежит в конец. Стоявший за ним игрок бьет по отскочившему от стены мячу и убегает в конец колонны-очереди и так далее. Если игрок не попадает мячом по стене или промахиваться по мячу, то ему «присваивают» первую букву из слова «Козел». При следующей ошибке – второю букву. И так до тех пор, пока кто-то не совершит 5 ошибок и не соберет слово целиком.
Тот, кто набрал все слово целиком встает к стене лицом, а остальные участники стараются попасть мячом уже не в стену, а в эту «живую мишень». За каждое попадание списывается одна буква. Получив пять «пинков» мячом, игрок полностью «очищается» и возвращается в игру.
Есть и другой вариант «списывания» букв, возможно, более гуманный. Игрок, «получивший козла», старается помешать пробить по стене. При этом сам он стоит около стенки, лицом к остальным игрокам, становясь своеобразным вратарем. Если ему это удалось, то он «перевешивает» свою букву на того из ребят, чей бросок оказался неудачен.

«Стенка» – подвижная игра с мячом для детей от 4-5 лет

Облегченный вариант игр «Козел» и «Лягушка». Дети встают друг за другом напротив стены. Тот, кто стоит первым, бросает мяч о стену, бежит и встает последним. Игрок, который оказался теперь первым, должен мяч поймать, бросить в стену и бежать в конец шеренги и т.д. Если игрок ошибся, не сумел поймать мяч, он выбывает из игры. Как вариант этой игры – мяч надо не ловить, а через него перепрыгивать.

Другие подвижные игры для детей с мячом: