Абрамов, Анализ произведения О чём плачут лошади, План. Урок-размышление по повести Ф. Абрамова «О чем плачут лошади Главная мысль о чем плачут лошади

Литературоведческий анализ.

Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затра-гивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произ-ведении автор рассуждает о нужности, полезности челове-ка и всякого живого существа, занимающего какое-то ме-сто в жизни. Рассказ построен в виде сказки и потому имеет три плана повествования.

Первый план — собственно сказка. Старая лошадь Ры-жуха обращается к автору с вопросом: действительно ли в прежние времена лошадям лучше жилось — действи-тельно ли лошадей по-хозяйски любили и холили за их тя-желый труд? Автор не находится, что ответить, и с бесша-башной удалью предлагает не думать о пустяках, а «грызть хлеб, пока грызется».

Второй план — это реальная ситуация в советской де-ревне в «благополучные» годы окончательной победы со-циализма. Да, лошадь действительно любили и холили, к ней относились по-хозяйски — так было в годы коллек-тивизации, так было после войны. Но затем человек внеш-не стал жить лучше, он все больше заботился о себе и все меньше о других. Технику и одежду стали ценить гораздо больше, чем красивое сильное животное. К лошадям ста-ли равнодушны, исчезла личная связь между колхозни-ком и конем.

Третий план — это внутренний конфликт автора от осо-знания невозможности разом изменить действительность, невозможности в одночасье повлиять на испортившуюся со временем природу человека. Автор вынужден делать вид, что все нормально. Автор проникается общей психологией: надо есть свой кусок, «пока грызется», и не задумываться о больших проблемах, нависших над обществом. Человече-ское равнодушие на самом деле гораздо шире, оно распро-страняется не только на лошадей, но и на людей. Ценим ли мы друг друга, таких же тружеников, как и сами — вот во-прос, который ставит Абрамов. Мы потребительски поль-зуемся многими общественными благами, но забываем ис-тинную цену этих благ — уважение к человеку, делающе-му жизнь лучше.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

г. Барнаула Алтайского края

Конспект урока по литературе
в 7 классе

Ф. Абрамов «О чём плачут лошади»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Глазина Елена Александровна

г. Барнаул

2012

Цели урока:

    познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.
    продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес.
    содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)
Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”, В. Я. Коровина. Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия, мультимедийный проектор с экраном, слайды. Цели урока:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?»

С. Есенин

        Сообщение о писателе учителя,

Слайды 1 – 3. Род в дер. Веркола Архангельской обл.

После войны заканчивает филологич. факультет Ленинградского университета,

Попадает в аспирантуру, становится кандидатом наук,

Затем заведующим кафедрой советской литературы.

В 1960 уходит в докторантуру, чтобы написать докторскую диссертацию – и не возвращается в университет

Он сам начинает писать худ. произ –я.

Центром произведений Абрамова становится дер. Пекашино, в которой мы угадываем родную Абрамову Верколу . Слайд 4 .

В судьбе этой деревни Абрамов видит отражение судеб всего русского народа.

        Жизненный путь писателя прост и труден:

армия, ранение, университет, аспирантура, заведование кафедрой и

писательская деятельность. Но именно здесь и были трудности. «Меня били! Крепко

били , - скажет он впоследствии, - но через годы эти произведения причисляли к

лучшим». – Как понимаете эти слова? В 40-50 гг. существовала точка зрения на русскую деревню, в которой существовал колхозно-совхозный строй, как на край благополучия. Этот взгляд был выгоден власти, но не соответствовал действительности. Целый ряд писателей (Бабаевский С., Ю. Лаптев, Г Николаева и др.) создавали произведения, искажающие, «лакирующие», приукрашивающие действительность. Они признавались официальной критикой как образцовые.

Ф. Абрамов написал в 1954 г. статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» , где критиковал подобные произведения. Кроме этого, он писал и худ. произ – я, которые говорили правду о русской деревне. И впоследствии стали классикой советской л – ры. Однако официальная критика была очень влиятельной. Например, за очерк «Вокруг да около», который не соответствовал официальной идеологии, редактора журнала «Нева», где он был напечатан, сняли с работы. Соответственно множество препятствий чинилось и автору в виде запрета на публикации своих произведений, ущемления свободы научной работы и т. д. «Но ничто не могло сломить волю и свободомыслие Абрамова », - утверждает его жена Л. Крутикова-Абрамова.

        Какова главная тема творчества Ф. Абрамова?

5 . Чтение учителем рассказа «О чем плачут лошади » - начало знакомства с текстом. 6. Словарная работа : Слайд 10 Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья.

Дернина – дерн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений верхний слой почвы.

Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами.

Лесопункт – пункт лесозаготовки

(стать) – (здесь) телосложение, общий склад фигуры

Угор – (диалект.) – пригорок

«чёртом выгибались» - молодцевато выглядели.
7. Обсуждение .

    Как вы понимаете содержание рассказа ? Во времена коллективизации стали обрабатывать поля трактором, грузы перевозили на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости. Потому что это не бездушный механизм, каким является трактор. Человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным другом и помощником человека, и вот теперь лошади оставлены без ухода. Получается, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРЕДАЛ СУЩЕСТВА, которые он сам же приручил

    Слайд 11 . Прочитать описание луга в начале рассказа. Какими мыслями и чувствами оно проникнуто? Родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется самым чудесным временем жизни человека – детством.

    Как ощущает себя рассказчик в мире природы? О чём говорит воспоминание о детстве, стоящее в одном ряду с воспоминанием о «мире пахучих трав, стрекоз… и лошадей »? Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.

    Слайд 12. Как автор описывает лошадь ? Не просто как живое существо, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо . Мы понимаем, что кобыла Рыжуха и другие лошади и есть главные действующие лица рассказа. «Особо-лошадиная красота луга » даётся в резком контрасте с тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды …», что вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к животным.

    Слайд 13. Какое нарождающееся в сознании людей отношение к миру отражает их повсеместное увлечение небывалыми кличками – Идея, Звезда, Победа и т. д.?

Как автором подчёркивается через описание внешнего вида Рыжухи и истории лошадиной жизни в русской деревне несостоятельность новых убеждений? В период коллективизации клички давались идеологизированные. Таким образом стремились запечатлеть образ новой, небывалой жизни. Также, в первые годы после революции нередко детям давали «революционные» имена: Вилор – Владимир Ильич Ленин Организатор Революции;

Октябрина – в честь октября – месяца, в котором совершилась революция»

Стали ́ на – в честь Ста ́ лина

Тракторина – в честь появления трактора в колхозе;

Гертруда – герой труда. Новые клички выражали устремления народа в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне, естественного течения жизни человека в окружающем его мире. Разрушая этот мир, человек приносил страдание и самому себе и всему живому вокруг себя.

    Слайд 14 Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте »? Подчёркивается единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжает нести ему помощь и поддержку.

    Слайд 15 . В чём смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе? («Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку, отличаясь, например, от Миколки, который жестокость по отношению к лошадям – а значит, старому крестьянскому укладу жизни – не осознаёт трагичность происходящих потерь)

    Слайд 16 . как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чём плачут …»? Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий

    В каком из прочитанных произведений автор ставит перед читателем подобную проблему? (Л. Андреев «Кусака»)

    Слайд 17 . Как вы понимаете слова писателя: « В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег …»? Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам

    Слайд 18. В чём рассказчик обманул Рыжуху ? не ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком, не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности.

Слайд 19. Какова идея этого рассказа ? Рассказ Абрамова обращён к нам, людям, живущим сегодня. Автор хочет нам сказать, что каждый человек на нашей Земле отвечает за будущее мира. Строки рассказа, возможно, говорят о том, что человечество погибнет, если бросит на произвол судьбы тех животных, которые верно служили ему, и шире – если не будет заботиться о будущем Земли.

    Слайд 20 . Вспомните стих – е Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Как соотносится это стихотворение с рассказом Ф. Абрамова? Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы»? Герой рассказа сам ощущает страдания лошадей. Таким образом, он может ощутить единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость)

Д. з . Экологическую тему и разговор о прекрасном продолжает в своих произведениях другой писатель-прозаик - Евгений Иванович Носов.

Пересказ статьи Е. И. Носова «Из автобиографии». Прочитать рассказ Е. И. Носова «Кукла», подготовить ответы на вопросы учебника-хрестоматии (стр. 176)

Инд. задание : подготовить выразительное чтение рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»

Учащиеся и сами могут попробовать сочинить рассказ, например: «Как я спас щенка», «Рассказ о котятах», «Пропал котенок…»

Список использованной литературы:

1. О. Е. Ерёмина Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс». Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. «Экзамен», Москва. 2008 г. 2. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова. «Литература в 7 классе» Урок за уроком. Москва, «Русское слово», 1997

О чем плачут лошади — это рассказ в рассказе, который был написан замечательным писателем Абрамовым. Если кратко описать рассказ О чем плачут лошади для читательского дневника, то это произведение о нелегкой судьбе лошадей. Лошадь спросила героя, правда ли, что раньше лошадей ценили, но герой не смог ответить правду, тем самым предав дружбу с животным.

Абрамов О чем плачут лошади

Абрамов в работе О чем плачут лошади знакомит нас с героем, который любил лошадей, приходил на луг и подкармливал лошадей. Особенно приглянулась рассказчику лошадь Рыжуха. С ней у него были какие-то особенные чувства и отношения. Вот только однажды герой увидел, как его лошадь плачет, а став ее расспрашивать, лошадь задала вопрос о прошлой жизни, о том, что в песне услышала, как хорошо жилось лошадям ранее, как за ними ухаживали и любили, ценили и лелеяли. Не то что сейчас, лошадей с легкостью оставляют на жаре, их морят голодом и наблюдают, как истощенные лошади погибают. Вот только не смог рассказчик ответить лошади правду, а между тем над ней все стали насмехаться.

О чем плачут лошади главные герои

В рассказе О чем плачут лошади главным героем является рассказчик. Рассказчик перед нами предстает в виде доброго, заботливого человека, который очень любит животных, а особенно, лошадей, которые ему напоминают годы детства и юности.

Также героем рассказа есть лошадь, которая и интересовалась прошлой жизнью лошадей.

О чем плачут лошади главная мысль

Если обратиться к рассказу О чем плачут лошади и его главной мысли, то мне кажется, автор хотел показать нам, насколько равнодушными стали современные люди, они черствые и не имеют жалости. А между тем, лошади умирают, они страдают, голодают. Вот только человеку до этого нет дела, ведь что за польза от лошади, которая уже выработалась. Думаю, автор, с помощью рассказа хотел призвать людей к тому, чтобы стали они относиться к братьям нашим меньшим с уважением и любовью, призывает задуматься о наших поступках, ведь порой, такое отношение у людей не только к животным.

План

1. Далекое детство — мир лошадей
2. Рассказчик подкармливает лошадей
3. Конюх пьяница, который не заботится о лошадах
4. Любимица Рыжуха и ее слезы
5. Рассказ Рыжухи о былой жизни лошадей
6. Рассказчик не в состоянии подтвердить правдивость рассказа Рыжухи
7. Раскаяние героя.

В этой статье мы рассмотрим краткий анализ рассказа "О чем плачут лошади" Абрамова и посмотрим какова главная идея рассказа и какой урок можно извлечь из него. Федор Абрамов действительно необыкновенно ярко изобразил прелести русской природы, и читая рассказ, мы буквально вдыхаем аромат трав, слышим, как порхают бабочки и летают стрекозы, чувствуем, как лошади касаются нас мягкими и теплыми губами.

Захочется потянуться к лошадям и городскому жителю, который видел животных лишь в зоопарке или на арене цирка. А человека, которому доводилось покормить с рук лошадь и дать ей хлеба или сахара, наполнит жалость и сострадание к этим измученным работой и обращением животным. Вот и Рыжуха всплакнула - конюху, который постоянно пьяный, нет дела до того, чтобы дать корма и воды.

Делая анализ рассказа "О чем плачут лошади", мы видим некое фантастическое допущение. После того как лошадь отвечает рассказчику, почему она плачет, выясняется, что она может, будто в сказке, говорить. От Забавы, старой кобылы, читатель узнает, что в прежние времена лошадям были почет и уважение. А как же иначе! Не могли без этих животных обходиться крестьяне, тем и жили. А с приходом техники лошади стали не так нужны. Не совсем их, конечно, отвергли, но все больше пренебрежения появилось у человека к лошади.

Какую идею хотел донести автор?

Федор Абрамов в своем рассказе "О чем плачут лошади", анализ которого мы проводим, старается вызвать сожаление читателя, потосковать о бывших временах. Если внимательно читать произведение, то становится видно, что и самому рассказчику хочется поплакать о том, что былой деревенский уклад разрушен. Чем же он был хорош, разве технический прогресс и появление техники не облегчило жизнь? Но дело в том, что раньше человек лучше ладил с природой, чувствовалось единение с ней. Каждый знал, что и труд, и праздник, да и сама жизнь имеет свою цену. Герой рассказа смотрит в глаза лошади и отражается в них. А ощущает он себя маленьким человеком...

Рассказ побуждает задуматься также о сказочных, деревянных конях, которые так гордо венчают русские крыши. В них воплотилась мечта крестьянина, но теперь о конях забыли, и можно сказать - предали их.

В чем же идея автора, что он хотел нам сказать? Обратим внимание на ключевую мысль анализа "О чем плачут лошади". Чувства героя рассказа подавлены, ведь герой понимает, что и он такой же предатель, потому что представляет собой новое практичное и жестокое время. В конце концов, мы видим, что на нем модные джинсы, и в их карманы он засовывает руки, оставив луг за спиной.

Выводы в анализе

Однако повествователь не так черств душой, наоборот, он тоскует, ведь прежние времена живы в его памяти, он помнит о них, и поэтому ощущает себя противно. Да, он - существо "нелепой лошадиной породы". Почему? Да потому, что ему приходится много работать, а благодарность никто и не выкажет. К тому же он бывший крестьянин, и душа у него крестьянская, не принимающая законов современности - безжалостных и грубых.

Итак, все меньше человек соприкасается с красотой природы, все меньше ценит ее, все больше работает и думает о себе, но пока эти связи остаются, мы будем глубоко сожалеть о потерянном, в том числе, и о лошадях.

Вы прочитали анализ рассказа "О чем плачут лошади" Федора Абрамова. Надеемся, он оказался полезным для вас. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с анализами произведений и характеристиками персонажей.

Федор Александрович Абрамов - автор талантливых и правдивых произведений, посвященных русской деревне. Герои его романов - главные действующие лица русской истории: пахари и солдаты, колхозники и лесозаготовители, вдовы и сироты, старики и старухи. Со страниц произведений Ф. А. Абрамова звучит прямой, честный голос настоящего писателя, говорящий о человеке, его отношении к миру и природе, любви и ненависти, правде и лжи, добре и зле. Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» заставляет задуматься о прошлом и настоящем, о сохранении в себе чувства человечности и любви ко всему живому на земле.

Герой рассказа с любовью и удивительно по-доброму относился к лошадям: «Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую - лошадиную - красоту...» Он мог часами любоваться красотой этих добрых и умных животных.

К восхищению лошадьми примешивалось чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними, потому что нелегко жилось беднягам: «Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус... тучей клубился над ними комар и мошкара... На некоторых из них просто мочи не было смотреть...» Были лошади с «тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре».

Автор задумывается, отчего лошадям так тяжело живется. Почему? Ведь были времена, когда «лошадей жалели и берегли пуще всего на свете» . Когда-то «лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Ведь еще недавно были такие времена, «когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба...» Лошадь называли сокровищем и опорой «всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес». Отношение к лошади было как к самому главному члену семьи, и так оно и было.

Но отношение человека к лошади со временем изменилось. Может быть, в этом виноват стремительный научно-технический прогресс, а может быть, - даже точно! - сами люди, которых нельзя назвать людьми. Ведь у людей должно быть действительно человеческое (в прямом смысле этого слова) отношение к животным. Но герой рассказа не может быть в ответе за всех людей. Тяжело ему было видеть вопрошающие лошадиные глаза и искать ответы на вопросы всего лошадиного царства. Ответов не было: «А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена? »

Не найдя ответов на немые вопросы лошадей, напустив «на себя бесшабашную удаль», герой «вдруг стал понимать, что... совершил что-то непоправимое, страшное, что... обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг...» «И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...»

Доброта к любому живому существу - это и есть то, что делает человека нравственно богатым.

Нравственные ценности - это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека - опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.

2 вариант

Федор Александрович Абрамов известен как автор правдивых произведений, посвященных в основном русской деревне. И это не случайно. Ведь родился будущий писатель в архангельском селе. И здесь, на Русском Севере, учился в школе, сюда вернулся после войны.

В произведении «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамов поднимает проблему отношения людей к животным, проблему прошлого и настоящего, а также проблему сохранения в людях чувства человечности и любви по отношению ко всему живому на земле.

Герой рассказа живет в деревне, любовно относится к окружающей природе, которая напоминает ему его детство. С особой нежностью он относится к лошадям, но почему-то лошади вызывали у него «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». И вот разговор с его любимицей Рыжухой дает ему разгадку о причине этих непонятных чувств. Она рассказала, что услышала из песен старой кобылы, «что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете».

Но другие лошади не верят этому, ведь теперь все изменилось. Они часто остаются голодными, когда пьяный конюх Миколка сутками не заявляется к ним. Днем им приходится тянуть тяжелую косилку, а злые мужики «то и дело лупят» их. Разве могут они поверить теперь, что когда- то «лошадью дышали и жили», что «ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю

краюху хлеба». Раньше они были главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес. И во время войны они были рядом с солдатами. Но люди разучились ценить дружбу с благородными животными, стали неблагодарными и жестокими.

Укор и боль всей живой природы видит герой рассказа в лошадиных слезах. И он чувствует тяжелую вину, которая пригибает его к земле. И он уже сам увидел себя «каким-то нелепым, отжившим существом».

Ф. А. Абрамов с болью описывает нарушение гармонии между людьми и природой и заставляет нас задуматься о проблеме отношения к окружающему миру.