Развитие сферы физическая культура и спорт. Реформирование сферы физической культуры и спорта. Особенности отрасли «Физическая культура и спорт»

Физическая культура и спорт

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»);

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Общие сведения

Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта , но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века , после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время - журнал «Теория и практика физической культуры». Постепенно термин «физическая культура» получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и в некоторых странах «третьего мира». Уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре . Физическая культура - это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с религиозной точки зрения - Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека ..

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце , воздух и вода - наши лучшие друзья!), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части физической культуры

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт », «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру .

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. - recreatio, буквально - восстановление) - 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация - это двигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Адаптивная физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов .

Физическое воспитание

Под современным широким понятием «физическое воспитание » подразумевается органическая составная часть общего воспитания - учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально - образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербург-ской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания. Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь ввиду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др. Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма ;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

  • Обучение проводится на базе высшего или среднего профессионального образования.
  • Время обучения составляет от 250 ак. ч.
  • Форма обучения заочная с использованием дистанционных образовательных технологий.
  • Выдается диплом установленного образца, дающий право на ведение профессиональной деятельности в соответствии с пройденной программой профессиональной переподготовки.

Профессиональная переподготовка от 250 ак. ч. Профессиональная переподготовка от 500 ак. ч. Профессиональная переподготовка от 1000 ак. ч.


По факту прохождения обучения контрольное тестирование.
Выполнение аттестационной работы.
Выдается диплом установленного образца.
По факту прохождения обучения контрольное тестирование.
Выполнение аттестационной работы.
Выдается диплом установленного образца.

9900 руб. СКАЧАТЬ ЗАЯВКУ

14900 руб. СКАЧАТЬ ЗАЯВКУ

24900 руб. СКАЧАТЬ ЗАЯВКУ


РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ

В настоящее время вступили в силу несколько профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта. В связи с этим актуализируется проблема образовательного ценза работников физкультурных и спортивных организаций. В настоящее время в таких организациях успешно работают тренеры и методисты, не имеющие базового физкультурно- спортивного образования. Профессиональный стандарт предусматривает решение проблемы посредством дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в организации. То есть, освоив программу профессиональной переподготовки, тренер-преподаватель или инструктор-методист получает право вести педагогическую деятельность в современной спортивной организации.

НАПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ЦЕНА

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
И СПОРТ

Руководитель физкультурно-спортивной организации 288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Организационно-методическое обеспечение деятельности организации дополнительного образования в физкультуре
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Деятельность тренера-преподавателя в условиях реализации требований ФССП 288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Менеджмент в сфере физической культуры и спорта
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Спортивный маркетинг
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Спортивный менеджмент
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Руководитель организации, осуществляющей деятельность в области спорта
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Инструктор-методист
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Тренер-преподаватель
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Тренер
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Фитнес-тренер
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
Физическая культура в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС
288 ак. ч.
9900 р.
520 ак. ч.
14900 р.
1040 ак. ч.
24900 р.
ПРОЙДЯ КУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ДИПЛОМ УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА

Занятия физической культурой и спортом, как никакой другой вид деятельности, оказывают огромное, часто решающее влияние на становление личности, ее гармоничное развитие, являются поистине мощным средством гражданско-патриотического воспитания, формирования здорового образа жизни, без которых не обеспечить ни безопасности страны, ни ее экономического процветания.

Создание условий для привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом - является важнейшей задачей Департамента физической культуры и спорта.

Анализ деятельности органов власти г. Москва в сфере физической культуры и спорта позволяет выявить ряд недостатков, мешающих всестороннему и эффективному развитию этой отрасли.

Одной из важнейших проблем является тот факт, что при разработке целевых программ власти города зачастую в качестве целевой группы выбирают лишь молодежь и детей, при этом забывают о других категориях населения (пожилое граждане, лица с ограниченными возможностями здоровья и др.). Так, мероприятия ГЦП "Спортивный город", в основном, рассчитаны на молодое поколение, в связи с чем многие функции по реализации мероприятий Программы переданы Главному управлению образования и Комитету по делам молодежи.

Проведем оценку Программы по нескольким критериям:

  • - Проблемы;
  • - Цель;
  • - Сроки действия и этапы;
  • - План мероприятий;
  • - Софинансирование;
  • - Оценка результативности.

Проблема. В качестве главных проблем, предлагаемых для решения программно-целевым методом, приводятся недостаточное бюджетное финансирование отрасли физической культуры и спорта, слабое развитие материально-технической базы спорта, нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Заявленные проблемы по большей части подтверждаются либо устаревшими статистическими данными, либо не подтверждаются вообще. Так, при оценке бюджетных вложений приводятся данные 2003 г. и оцениваются расходы бюджета Российской Федерации, а не г. Москва. При описании кадровой проблемы не приводятся данные о фактической численности и уровне квалификации тренерского и педагогического состава на момент принятия Программы, отсутствуют показатели фактической и нормативной обеспеченности населения специалистами. Называя проводимую работу по привлечению населения к занятиям физкультурой и спортом недостаточно активной, разработчики программы не предоставляют информации о том, какую работу следует считать удовлетворительной.

Обоснование необходимости решения проблем программно-целевым методом присутствует (комплексный подход, распределение полномочий и ответственности среди исполнителей мероприятий Программы), однако отдельные направления требуют постоянного, а не краткосрочного, внимания со стороны органов управления (например, работа по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом).

Цель. Главная цель Программы сформулирована крайне нечетко и представляет собой не описание желаемого видения состояния объекта, а перечень функций органов управления в сфере физической культуры и спорта. Всеобъемлемость цели затрудняет проведение соответствия ее заявленным проблемам. Верифицируемость достижения цели невозможна ввиду ее размытости. Формулировки типа "создание условий…", "популяризация…" не позволяют провести квантификацию цели и подтвердить факт ее достижения. Из девяти приведенных задач ни одна не является измеримой, таким образом, контролировать их выполнение не представляется возможным.

Проведем соответствие задач Программы главным целям и представим результат в Таблице 3.

Как видно из Таблицы, не все задачи соответствуют главным целям Программы. Более того, некоторые задачи объективно являются целями более высокого уровня по отношению к главным целям Программы. Так, согласно Программе, цель "Создание условий для привлечения населения к занятиям физической культуры и спортом" требует решения задачи "Вовлечение населения в активные занятия физической культурой и спортом". Противоречие состоит в том, что декларируемая цель значительно уже представленной задачи, то есть для вовлечения населения в активные занятия физической культурой и спортом следует создать необходимые условия. Другой пример: популяризация массового спорта ставит своей целью повышение интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, а не наоборот.

Что касается соответствия целей и задач заявленным проблемам, то здесь стоит отметить, что цели и задачи Программы не предусматривают решение кадровой проблемы.

Таблица 3 - Сопоставление целей и задач ГЦП "Спортивный город"

Цель Программы

Задачи Программы

Создание условий в г. Москва для привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом

Обеспечение доступности занятий спортом для различных категорий граждан;

Обеспечение высокого качества спортивных услуг;

Планирование деятельности и развитие детско-юношеского и молодежного спорта, создание условий для достижения высоких спортивных результатов.

Развитие и укрепление материально-технической базы спорта г. Москва

Улучшение материально-технической базы спорта;

Развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства.

Популяризация массового спорта

Популяризация массового спорта, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни;

Организация пропаганды физической культуры и спорта.

Задачи, не соответствующие поставленным целям

Вовлечение населения в активные занятия физической культурой и спортом;

Популяризация профессионального спорта;

Повышение интереса различных категорий граждан к занятиям физической культурой и спортом.

Сроки действия и этапы Программы. Срок реализация Программы рассчитан на три года и разделен на четыре этапа. В качестве индикативных показателей реализации этапов выступают ежегодный рост численности занимающихся физической культурой и спортом, ежегодное увеличение специалистов высшей квалификации, работающих в данной отрасли, строительство не менее двух новых спортивных объектов в год, увеличение объема инвестиций в отрасль, ежегодное увеличение спортсменов-разрядников. Однако, в связи с тем, что отсутствуют стартовые показатели, оценка промежуточных итогов затруднена.

Тот факт, что реализация ГЦП "Спортивный город" началась спустя год после завершения ГЦП "Развитие физической культуры и спорта в г. Москва в 2003-2006 гг." говорит о необходимости разработки долгосрочной целевой программы развития физической культуры и спорта.

План мероприятий. Программа предусматривает реализацию 44 мероприятий, выполнение которых планируется ежегодно. По содержанию мероприятия лишь частично призваны решить заявленные проблемы и не в полной мере соответствуют поставленным целям. Например, в числе задач Программы предусмотрено обеспечение доступности занятий спортом для различных категорий граждан, однако, как уже отмечалось, под различными категориями граждан подразумеваются дети и молодежь. Проведение спартакиад планируется лишь среди работников районных администраций и муниципальных спортивных учреждений, в то время, как работники остальных сфер остаются не вовлеченными в это мероприятие.

Возникают вопросы и по поводу финансирования этих мероприятий. Так, проведение спартакиад планируется ежегодно, а средства на их проведение выделяются лишь в первые два года реализации Программы. То же самое можно сказать и по поводу финансирования команд мастеров по игровым видам спорта, финансирования спортивно-массовых мероприятий в ДЮСШ, СДЮШОР, МОУДО "НЦВСМ", спортивных секциях и кружках по месту жительства и др.

Несмотря на всеобъемлющую формулировку цели, очевидно, что реализация Программы направлена на развитие массового спорта. Таким образом, мероприятия, направленные на совершенствование подготовки спортивного резерва и спортсменов высшей квалификации, не соответствуют ни обозначенным проблемам, ни провозглашаемым целям.

Софинансирование. На финансирование Программы, как уже отмечалось ранее, помимо средств городского бюджета, планируется привлечение внебюджетных источников, однако эти источники не определены. В связи с тем, что г. Москва был включен в федеральную целевую программу по развитию физической культуры и спорта, на реализацию отдельных мероприятий на условиях софинансирования выделены средства из федерального бюджета, доля этих средств в общем объеме финансирования Программы не указана.

Оценка результативности. Методика оценки эффективности Программы отсутствует. В разделе "Оценка эффективности и ожидаемые результаты реализации Программы" представлены двенадцать ожидаемых результатов, однако в большинстве случаев оценка этих результатов невозможна, поскольку большая часть из них не является измеримой (пример - "совершенствование учебно-методического, информационного и кадрового обеспечения деятельности отрасли физической культуры и спорта"). Оценка же остальных результатов осуществляется по формуле "не менее, чем…", однако ввиду отсутствия начальных показателей, ее проведение становится крайне затруднительным.

Стоит отметить также, ожидаемые результаты не в полной мере соответствуют целям и задачам Программы. Так, например, нет показателя результата, соответствующего задаче "Повышение интересов различных категорий граждан к занятиям физической культуры и спорта".

К числу немаловажных проблем относится и то, что власти города зачастую отождествляют понятия "массовый спорт" и "профессиональный спорт", функции которых заметно различаются. Этот недостаток нашел отражение и в ГЦП "Спортивный город". Как видно из формулировки цели Программы, реализация ее направлена на развитие массового спорта, однако в календарном плане необоснованно всплывают мероприятия по увеличению количества и повышению качества спортивного резерва, совершенствованию подготовки спортсменов высшей квалификации.

Отраслевая структура народного хозяйства характеризуется перечнем отраслей, отдельных производств и видов деятельности, выделившихся в экономике страны на основе общественного разделения труда. Все предприятия и учреждения народного хозяйства нашей страны, в зависимости от выполняемых ими функций, сведены в отрасли.

Отрасль – это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональных навыков работающих и удовлетворяемых потребностей.

Отрасль предполагает объединение функционирующих в ней предприятий (организаций) и их отраслевое обособление на основе единого органа управления.

Согласно ОКОНХ, все отрасли экономики объединены в две сферы - производственную (материальное производство) и непроизводственную (нематериальное производство).

Производственная сфера представляет собой совокупность отраслей материального производства, имеющих конечным результатом своей деятельности некий материальный продукт.

Непроизводственная сфера – это комплекс отраслей, не производящих, как правило, непосредственно осязаемых материальных ценностей. В большинстве случаев это отрасли, связанные с удовлетворением нематериальных потребностей людей посредством предоставления разнообразных услуг: ЖКХ, бытовое обслуживание, здравоохранение, народное образование, культура, искусство, наука, ФКиС.

Физическая культура и спорт - одна из сфер общественной деятельности. Физическая культура и спорт, как отрасль народного хозяйства, представляет собой систему предприятий, учрежде­ний и организаций, осуществляющих деятельность, направлен­ную на обеспечение всестороннего физического совершенство­вания человека.

Какое же место занимают физическая культура спорт в системе общественного производства и в отраслевой структуре народного хозяйства?

Физическую культуру и спорт следует отнести к нематери­альному производству. Пользуясь плодами материального про­изводства (спортсооружения, инвентарь, одежда), физическая культура производит свою специфическую продукцию - спортив­ные услуги, расширяя фонд личного потребления общества.

Физическая культура и спорт располагают своими специ­фическими элементами производства. Это, во-первых, средства труда: спортивные сооружения, их оборудование, спортивный инвентарь (в процессе оказания спортивных услуг используются специальные материальные средства: спортивные сооружения, инвентарь, одежда, обувь и другое имущество, то есть всё то, что составляет материально-техническую базу физической культуры и спорта);

во-вторых, труд физкультурных работников (занятия физической культурой и спортом предназначены для личного потребления. При этом возникают услуги в их чистом виде, что связано с деятельностью по обслуживанию личного потребления. Оказывают эти услуги не сами потребители (физкультурники, спортсмены ), а специальные лица, физкультурные работники, для которых спортивные услуги являются производственной, трудовой деятельностью.

в-тре­тьих, предмет труда физкультурников и спортсменов (результаты).

Физическая культура и спорт – отрасль народного хозяйства, основной экономической функцией которой является производство спортивных услуг.

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта.

Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

Успешное решение поставленных задач в области физической культуры и спорта невозможно без создания необходимой законодательной и нормативной правовой базы. В течение длительного времени на федеральном уровне отсутствовало комплексное законодательное регулирование физической культуры и спорта. Алексеев С.В. Спортивное право России. М.: Юнити, 2011. С.20.

Федеральный закон от 29.04.1999 №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» носил декларативный характер, в нем имелись внутренние несоответствия. Со времени его введения был накоплен определенный опыт применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта.

В связи с тем, что за последнее десятилетие произошли существенные изменения в бюджетном законодательстве, законодательстве о разграничении полномочий, о труде, в том числе в области физической культуры и спорта, возникла необходимость в подготовке новой редакции указанного федерального закона и иных законодательных актов.

За последние годы в развитии законодательства в области физической культуры и спорта произошли серьезные изменения.

30 марта 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - федеральный закон). Федеральный закон является второй редакцией и третьим по счету законом в истории становления спортивного законодательства в России и направлен на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта, соответствующей новому уровню социально-экономического развития. Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2011. №5. С. 20.

Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

Данный федеральный закон содержит новые подходы к регулированию отношений в области физической культуры и спорта по созданию необходимых условий для развития физической культуры и спорта, физического воспитания населения, подготовки спортивного резерва и сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях, в том числе Олимпийских играх.

Федеральный закон подготовлен в соответствии с Конституцией РФ и законами Российской Федерации и направлен на реализацию части 2 статьи 41 Конституции РФ, которой установлено, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта, а также статьи 72 Конституции РФ, в соответствии с которой общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В федеральном законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат, распределены компетенции и зоны ответственности между государством и самоуправляемыми спортивными организациями, созданы экономические и организационные условия для развития как спорта высших достижений, так и массового спорта.

Так, федеральный закон включает в себя:

Систему терминов спортивного законодательства, многие из которых впервые раскрыты на уровне закона (объекты спорта, организатор спортивного мероприятия, спортивная дисквалификация, спортивная федерация, тренер, подготовка спортивного резерва и др.);

Систему принципов спортивного законодательства, обеспечивающих право каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, запрет дискриминации и насилия в этой области, безопасность жизни и здоровья спортсменов и зрителей;

Перечень субъектов физической культуры и спорта, включающий физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные и спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, оборонные спортивно-технические организации, а также общественно-государственные организации, обеспечивающие проведение соревнований по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Кроме этого, к субъектам отнесены образовательные и научные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, и другие организации. Кроме того, в законе разграничены полномочия между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления в области физической культуры и спорта; значительно уточнен правовой статус Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России, Специальной олимпиады России. Предусматривается реализация их уставных задач и программ развития физической культуры за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке.

Предусматривается деятельность общественного объединения - спортивной федерации. Это созданная на основе членства организация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими. Устанавливаются особенности создания, государственной регистрации и реорганизации спортивных федераций, их права и обязанности, а также требования к содержанию уставов. Так, общероссийские спортивные федерации в установленном настоящим федеральным законом порядке вправе организовывать и проводить чемпионаты, первенства и кубки России в соответствующем виде спорта; осуществлять формирование, подготовку и направление спортивных сборных команд Российской Федерации для участия в международных соревнованиях; разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта и др. Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2011. №5. С. 21.

Федеральным законом установлены и урегулированы права и обязанности организатора соревнования, а именно: права на телетрансляцию спортивных мероприятий и коммерческие права как важная составляющая ресурсов для развития спорта, в том числе профессионального и детско-юношеского.

В федеральном законе закрепляются такие институты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, Всероссийский реестр видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе образуют стройную систему.

Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта. В частности, к таковым относятся нормы, регулирующие:

Деятельность в спорте высших достижений, в системе подготовки спортивного резерва по формированию и функционированию сборных команд Российской Федерации;

Взаимоотношения спортсмена и физкультурно-спортивной организации;

Организацию физической культуры и спорта в системе образования, физической подготовки в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и иные специальные виды службы, по месту работы, жительства и отдыха населения, развитие физической культуры и спорта среди инвалидов;

Деятельность, направленную на создание и укрепление материально-технической базы, совершенствование образовательного и медицинского обеспечения физической культуры и спорта. Федеральным законом предусмотрено введение с 1 января 2009 года спортивного паспорта, который является документом единого образца, удостоверяющим принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена. Спортивный паспорт содержит следующие сведения о спортсмене: фамилию, имя, отчество; дату рождения; принадлежность к физкультурно-спортивной организации; выбранные виды спорта и спортивные дисциплины; сведения о присвоении спортивных разрядов и званий; сведения о подтверждении выполнения норм и требований, необходимых для присвоения спортивных разрядов; отметку о прохождении спортсменом медицинских осмотров; результаты, достигнутые на спортивных соревнованиях; сведения о дисквалификации; сведения о государственных наградах и иных формах поощрения и другие данные. Осуществление полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Введен раздел, посвященный подготовке спортивного резерва, впервые установлены права и обязанности спортсмена, а также меры по противодействию использования допинговых средств и методов в спорте. Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2011. №5. С. 23.

Правительству Российской Федерации и Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ предстоит разработать и принять перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации указанного федерального закона.