Интересные жеребьевки. Способ жеребьевки. Как будет проходить церемония жеребьевки

ГРУППЫ СОРЕВНОВАНИЮ

Соревнования объединяются в следующие группы:

Основные -- первенства или чемпионаты и соревнования накубок.

Вспомогательные -- классификационные, или отборочные,или турниры претендентов.

Агитационно-массовые и показательные встречи.

В зависимости от состава участников соревнования проводятся для: 1) мальчиков и девочек (13--14 лет),

юношей и девушек (15--16 лет, 17--18 лет),

мужчин и женщин (19 лет и старше).

По масштабу соревнования подразделяются на: соревнования внутри коллектива физкультуры или клуба (цех, отдел, курс, факультет и между ними); районные и городские; областные, краевые и автономных республик; республиканские; всесоюзные; международные.

В соответствии со структурой физкультурного движения соревнования могут быть территориальными, ведомственными и территориально-ведомственными.

В территориальных соревнованиях участвуют сборные команды территориально-административных подразделений; в ведомственных-- сборные команды коллективов физкультуры и спортивных клубов ведомства или ДСО либо сборные команды территориальных подразделений данного ведомства или ДСО; в межведомственных-- сборные команды ведомств или ДСО (армии, профсоюзов, «Динамо» и др.); в территориально-ведомственных-- сборные команды коллективов физкультуры и спортклубов различных ведомств и ДСО, представленных в территориальном делении, например «Буревестник» (Харьков), ЦСКА (Москва), «Динамо» (Краснодар).

Подготовка к соревнованиям начинается с составления положения.

ПОЛОЖЕНИЕ О СОРЕВНОВАНИЯХ

Этот документ содержит следующие разделы:

Цели и задачи соревнований.

Место и сроки проведения.

Руководство проведением соревнования.

Участвующие организации и участники соревнований.

Способы розыгрыша, оценка результатов, выявление победителей.

6. Условия подачи и порядок рассмотрения протестов. 7. Порядок награждения команд-победителей и участников соревнований.

Условия приема команд.

Формы и сроки представления заявок, время и место проведения жеребьевки.

ЖЕРЕБЬЕВКА КОМАНД

Основное назначение жеребьевки -- присвоить команде определенные номера. Перед жеребьевкой объявляется, по какой таблице будет составляться календарь игр. Проводится общая жеребьевка для всех команд одновременно или же с рассеиванием команд. Общая жеребьевка нужна в тех случаях, когда команды играют друг с другом без деления на подгруппы. Заранее заготовленные номера по количеству участвующих команд опускаются в урну.

Затем поочередно называются наименования команд и; для каждой из них вынимается номер из урны.

Жеребьевка с рассеиванием применяется при проведении соревнований с разделением команд на подгруппы. При рассеивании команд можно сформировать подгруппы, примерно равные по силам.

Применяются два способа рассеивания: рассеивание жребием и рассеивание по способу «змейка».

Команды рассеиваются по результатам, показанным ими на предыдущих или предварительных соревнованиях, или же по другим признакам.

Рассеивание жеребьевкой производится следующим образом. После определения принципа рассеивания берется число команд, соответствующее количеству подгрупп, и между ними бросается: жребий для распределения по подгруппам. Затем таким же образом распределяется по жребию следующая группа команд и т. д. Рассеиванию могут подвергаться или все команды или часть команд.

Это предусматривается положением о соревнованиях.. Если рассеиванию подвергается часть команд, то остальные команды распределяются по подгруппам чистой жеребьевкой.

Рассеивание по способу «змейка» производится следующим образом.

Командам в соответствии с их местом, занятым на предыдущих соревнованиях, присваиваются номера, и команды распределяются «змейкой» по подгруппам. При рассеивании команд на две подгруппы конфигурация «змейки» одна, а при рассеивании на три группы и более -- другая.

При рассеивании по способу «змейка» создается условное равенство в подгруппах.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Предпочтения в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации обучения и воспитания отдается тем из них, которые многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Одним из таких средств является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Замечено, что дети, которые не наигрались в детстве, при неблагоприятной воспитательной ситуации страдают игровым дефицитом, который отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности ребенка. Конфликтность в отношении с окружающими как следствие отклонений формировании самосознания детей проявляется в неадекватности самооценки, неуверенности в своих силах, пассивности, агрессивности, замкнутости, неумении подчинять личные интересы - коллективным.

Игровая этика усваивается детьми с желанием, без моралей и диктата со стороны взрослых, что позволяет ребенку безболезненно формировать навыки саморегулирования и совершенствования поведения с окружающими людьми.

Высокие требования к честности, справедливости и доброте заключены во всех народных играх. Веками заведено и никем не оспаривается, что за нечестность, обман товарищей любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобой больше не играем» . И тут уж ничего невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправиться. Недаром, еще в прошлом веке К. Д. Ушинский видел задачу будущей педагогики в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства» .

Итак, все собрались, игра выбрана. Но прежде чем ее начать, необходимо распределить роли, да так, чтобы не было произвола, чтобы никому не стало обидно. И в этом случае функцию распределения ролей среди игроков, решению которой все беспрекословно подчиняются, могут выполнять такие жанры народного фольклора, как жеребьевки и считалки, выступая как своеобразные игровые прелюдии. Кроме игры, жеребьевки можно использовать и в учебной деятельности, когда надо разделить класс на две группы.

Жеребьевки предназначены для тех игр, в которых предусмотрены две команды. Есть несколько вариантов проведения жеребьевки. Двое сильных и ловких ребят становятся водящими (командирами) , подбирающими себе команду. Остальные парами отходят в сторонку и шепотом договариваются, кто кем из них будет: золотая чашечка или серебряное блюдечко. Каждая пара придумывает себе жеребъевую сговорку по вкусу, фантазирую или рифмуя. Вот примеры жеребьевых сговорок:

Коня вороного или казака удалого?

Шар катить или воду лить?

Сундук денег или золотой берег?

Дома быть или по морю плыть?

С неба стрельца или с земли молодца?

Пара за парой подходят к водящим и нараспев спрашивают, кто из них кого выбирает. В зависимости от ответа каждый из пары становится за своим водящим (командиром) . Так все игроки постепенно делятся на две команды.

«Ворота» - вариант жеребьевки, когда двое водящих (взрослые или обученные дети) , тайно сговариваются перед каждой парой, кто как будет называться: ночь-день, сосна-ель, василек-ромашка, холод-жара и т.п. Главное, чтобы названия были красивые и приятные на слух: называться лопухом или крапивой никто не захочет. По очереди пары игроков подходят и выбирают, кто кем будет, затем встают за своим водящим. Сам процесс формирования двух команд будет для детей увлекательной «игрой перед игрой» .

Современные дети редко пользуются жеребьевкой, и очень жаль, ведь умение быстро сконструировать самому остроумную или живописную формулу для жеребьевки свидетельствует об уровне интеллектуального и эстетического уровня ребенка.

Более распространенным способом распределения ролей в игре являются считалки. Происхождение считалки связано с особым видом древней иносказательной речи – с тайным счетом. В древности существовал запрет на прямой пересчет добытой дичи или приплода скота, поэтому наши предки изобрели форму косвенного пересчета.

Кроме организации игры, воспитатели используют считалки при выборе ребенка, который выполнит или возглавит определенную работу, когда многие хотят выполнить интересное и почетное задание.

Катилося яблочко круг огорода,
Кто его возьмет, тот воевода.

Детям, имеющим затруднения в умении вести обратный счет, помогут считалки:

9,8,7, 6, 5-кто из нас пойдет искать,

4,3, 2, 1-в прятки мы играть хотим!

Мало ли в педагогическом процессе моментов, когда именно считалки помогут каждому быть беспристрастным, справедливым, уважающим честные правила взаимного общения.

Право вести пересчет, по детским неписаным законам, предоставляется не всем, а только тем, в ком уверены остальные, кто будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков. Считалка, таким образом, способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство.

Таким образом, там, где находится место играм со считалками и жеребьевками, всегда царит хорошее настроение, а это – залог успешной работы в процессе воспитания и обучения детей. Без этих жанров фольклора ребенок никогда не станет хозяином родного языка, владеющим всеми его богатствами, исходящими из народного творчества.

Как провести онлайн жеребьевку?

Этим вопросом время от времени задаются организаторы покерных событий. В офлайне все достаточно просто: на столе лицевой стороной вниз раскладывают специальные карточки с обозначением стола и позиции, участники выбирают любую понравившуюся и занимают соответствующее место. Когда речь идет о спортивных состязаниях, правильность такой жеребьевки проверяет главный судья или его помощники, собирая карточки у игроков. Иногда используют специальную компьютерную программу, тогда сомнений в секретности и честности процедуры ни у кого не возникает.

Любителям приходится труднее. Чтобы провести онлайн жеребьевку, покупать специальную программу, за которую покер-клубы платят немалые деньги, никто не будет. А традиционным подбрасыванием монетки в Сети точно не обойтись. Так появляются темы на покерных форумах с просьбами о помощи, а организаторы днями ломают голову над осуществлением задуманного. Главное требование - чтобы исход определял рандом, слепой случай, а не чье-то решение.

Можно, конечно, озадачить знакомого, который разбирается в софте и напишет программку в помощь. А можно подыскать подходящий сервис. Некоторые из них, к сожалению, на английском, но при желании разобраться не так сложно. К примеру, один из отличных сайтов для задач подобного рода - http ://www .random .org / . Там можно подбросить виртуальную монетку (Coin Flipper ), кинуть кости (Dice Roller ), перетасовать карты (Playing Card Shuffler ), сгенерировать случайные числа и т.д.

Для организации онлайн жеребьевки отлично подойдет и «рандомайзер »: http ://www .random .org /lists / . В открывшееся поле достаточно вписать имена игроков в произвольном порядке, каждое - в отдельной строке (т.е. в столбик). Затем жмем «Randomize » - готово. Отличный сервис с массой возможностей, практически все эмуляторы бесплатны и доступны без регистрации.

Чтобы не тратить время на перевод с оригинала, можно попробовать русскоязычный RandomPicker (http ://www .randompicker .com /Default .aspx ). Этот случайный генератор поможет определить победителей и подвести итоги жеребьевки. Пользователям доступна бесплатная версия, но с одним требованием - это не должно быть коммерческим использованием.

Принцип работы этого онлайн сервиса аналогичен, нужно скопировать в форму список игроков и положиться на волю случая. При этом программа не затребует личных данных, соблюдая принципы безопасности. Могут применяться разные схемы, есть возможность провести тестовую жеребьевку, разобраться с нюансами работы системы и убедиться в том, что результат всегда отличается, а уже потом приступить к финальному этапу.

Что касается результатов, RandomPicker позволяет создать наглядный протокол. Его можно опубликовать и представить в качестве доказательства честности жеребьевки. Каждый участник вправе проверить, был ли он включен в список. Еще одна отличная возможность - услуга «Человек-аудитор». Жеребьевка может быть проведена третьей стороной, что сэкономит время. Правда, за такой бонус доведется заплатить, зато результаты не вызовут сомнений.

Провести «прозрачную» и удобную онлайн жеребьевку не так просто, но вполне возможно. Достаточно подобрать оптимальный вариант процедуры, немного попрактиковаться, чтобы учесть все нюансы, позаботиться о том, как представить участникам результат, и, пожалуй, все. За остальное пусть отвечает рандом;)

Каждый, кто видел трансляции жеребьевок предыдущих турниров, может представить себе, насколько скучной и затянутой кажется эта процедура. Репортеры агентства Bleacherreport придумали несколько способов, как придать сегодняшней церемонии колориту. "РГ" предлагает Вашему вниманию самые интересные из них.

Разыграть лотерею

Для этого совершенно не придется менять процедуру жеребьевке, но для зрителей она станет куда более захватывающей. Сначала надо выпустить специальные бинго-карточки, которые сможет за небольшую сумму купить каждый желающий. Выручка пойдет на благотворительность.

А дальше, если последовательность вытаскиваемых шаров совпадет с той, что указана в вашей карточке, вам полагается денежный приз. Разумеется, для ФИФА это предприятие убыточное, но, с другой стороны, 22 спонсора международной федерации футбольных ассоциаций вполне способны покрыть возможные расходы.

Положить в один из шариков паука

Бразильский блуждающий паук, один из самых ядовитых в мире. Что если шар с таким "товарищем" будет фигурировать в корзине Х, которую создадут для того, чтобы развести по группам европейские команды? Адреналин зрителям и участникам такого шоу гарантирован. Конечно, дело может закончиться смертельным исходом, но есть и положительный момент: считается, что яд блуждающего паука продлевает эрекцию.

Устроить жеребьевку на раздевание

Как известно, процедуру проведут знаменитые футболисты прошлых лет: Альсидес Гиджа, Джефф Херст, Кафу, Фабио Каннаваро, Марио Кемпес, Фернандо Йерро, Зинедин Зидан и Лотар Маттеус. Пусть перед тем, как вытащить шар, участники жеребьевки называют страну: если они угадают, процедура продолжается, если нет - необходимо снять с себя часть одежды. Телерейтинги такому шоу будут обеспечены.

Провести соревнование на меткость

Пускай футболисты выберут себе группы сами. Необходимо сделать массивный экран с восемью отверстиями по числу групп. Далее футболист от каждой из 32 сборных получает право удара. В какую группу попадет та или иная команда зависит от меткости ее игрока. Если в отверстии уже четыре мяча, оно закрывается. Порядок пробития ударов можно устанавливать согласно рейтингу ФИФА.

Превратить трансляцию в праздник

Надо признать, что выше предложенные способы растормошить жеребьевку достаточно радикальны для ФИФА и вряд ли будут использованы в ближайшее время. Но помешать устроить праздник во время жеребьевки вам никто не сможет. Например, можно провести игру на выпивание.

каждый раз, когда говорит Блаттер - 1 глоток

плохая шутка от ведущих - 2 глотка

неоткрывающийся шар или проблемы с прочтением страны - 2 глотка

упоминание слов "самба" и "карнавал" - 1 глоток

демонстрация видеороликов с предыдущих церемоний - 3 глотка

извлечение вашей команды из корзины - глоток до дна

______________________________________

Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада_ (под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)

Выбор водящего (разные виды жеребьёвок)

Выполнение многих игровых приёмов обучения, рекомендуемых в социо-игровой педагогике, рассчитано на выбор то ведущего, то капитана, то судьи (или судей). Некоторым воспитателям проще и быстрее назначать их самим по своему усмотрению. Но это частенько ведёт к появлению каких-то оспариваний, недовольств, отказов работать.

Помочь детям освободиться от подобных реакций - задача воспитателей. И эту задачу они могут с успехом выполнить, используя мудрость народной педагогики, содержащуюся в детских жеребьёвках, гадалках, считалках. Именно они в условиях игрового пространства позволяют детям добровольно подчиниться общей воле, являясь главным средством социализации ребёнка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.

Выбор водящего или капитана с помощью, например, считалочек, поможет воспитателю за короткий отрезок времени настро­ить детей на деловой лад и создать игровую атмосферу. И первое, и второе являются важными компонентами обучающих занятий.

Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьёвки, которые позволяют без споров, «по справедливости» выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру её участников (или команд). «Ребят тешит ожидание решения не от разумного расчёта, а от случая, от воли судьбы», - справедливо отмечал ещё в 1930 году выдающийся фольклорист Г.С.Виноградов. В разрешении затруднений «случаем» он усматривал гениальный психотерапевтический приём народной педагогики.

Метка . На каждого играющего готовят по одинаковой палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий. Кто вытянет коротышку, тот и водит.
Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят крестик и, свернув, перемешивают в шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянет отметинку.

Мéриться на палке . Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. Например, среди посыльных от каждой команды или среди капитанов.
Берется палка (от метра и более). Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т. д. Когда все участники жеребьёвки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий.
Иногда последнему участнику остаётся столь маленькая верхуш­ка палки, что возникают споры, кому достанется жребий - ему или предыдущему. На этот случай существует правило: последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий остаётся за ним. Если нет, то за предыдущим.

Считалочки . Этот способ и деления на команды, и установления очередности, и выбора ведущего до сих пор является самым популярным среди детей даже дошкольного возраста. В книге «Вспомним забытые игры» (М.,1990) С.К.Якуб отмечает: «В мое время ребята знали невероятное количество всяких счи­талок, некоторые штук по тридцать, если не больше. Поэтому не то что на дню, но, почитай, и за целую неделю считалки почти не по­вторялись. Бывало, такую смешную да заковыристую услышишь, что бывало завидно».

Итак, все становятся в тесный кружок. Кто-то один (вызвавшийся добровольно) неторопливо произносит считалку, указывая пальцем по кругу, начиная с себя, и далее «по солнцу» (старинное правило многих народных игр и обрядов: если в любой час дня обернуться к солнцу, то начало его пути – восток – будет где-то слева, а конец – запад – справа. Отсюда и счет, и многие обрядовые движения, такие, как хороводы, ведутся слева направо).

Те, на кого приходится последнее ударение в считалке, считаются вышедшими (освобожденными от жребия) или зачисленными в ту или иную команду (по договоренности). Они покидают круг и ждут в сторонке.

Оставшийся последним обычно – водит (вариант: водит тот, кто первым вышел из круга).

Весьма интересен (и очень полезен для дошкольников) вариант ведения расчёта, который называется «На кулÁчках ». Все вместе со считающим выставляют вперед сжатые кулаки. Считающий на первом ударном слоге считалочки легонько ударяет сверху левым своим кулаком по правому. На втором ударении – наоборот. На третьем – своим правым кулаком по пра­вому кулаку соседа, потом по его левому кулачку. По кругу он дотрагивается до каждого выставленного кулака.

Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Все кричали «куку - мак!»
Отжимай один кулак.

На чьем кулачке считалочка кончится, тот его разжимает и опус­кает руку. Расчёт повторяется. Так постепенно кулачки опускаются. Кто опустит оба - выходит (или водит).

Примеры детских фольклорных считалок :

Стакан, лимон -
Выйди вон!

Ниточка, иголочка, ти-ти -
Улети!

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
Буду резать, буду бить -
Все равно тебе водить!

По дороге на Кавказ
Едет старый тарантас.
В тарантасе сидит котик,
У него болит животик!

Ехал барин в тарантасе.
Таракана раздавил -
И за это приключенье
Три с полтиной заплатил!

Айны, деву,
Рики, факи,
Торба, ерба.
Он Дэсмаки,
Дэус, дэус,
Касматэус,
Бакс!

Специалисты по детскому фольклору среди считалочек особо вы­деляют считалочки «с выбором ». Наиболее известна из них следующая:

На золотом
Крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?

Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а называет одного из перечисленных. Предположим, он произнес слово королевич. Тогда считалочку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. Теперь концом расчёта будет слово королевич. На кого оно придется, тот выходит.
Таким образом, в считалочках «с выбором» для того, чтобы вышел один игрок, приходится рассчиты­ваться дважды. Первый раз полностью, второй - до того слова, ко­торое было выбрано. Подобные считалочки хорошо тренируют спо­собность осмысленно воспринимать тексты со слуха.

Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько ему
Надо гвоздей,
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!

Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать?
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.

Примеры считалок , а также детских закличек , приговорок , жеребьёвок , дразнилок и молчанок можно найти во многих сборниках и хрестоматиях.
Обратим особое внимание воспитателей, что на занятиях и во время прогулок можно использовать вариант жеребьёвки, побуждающий детей расширять объем удерживаемых в памяти разнообразных и часто используемых считалок.

Эстафета считалочек . Сначала идет все как обычно: все дети стоят кружком. Один из них считающий. Он под ритм произносимой им считалочки поочередно водит пальцем по участникам. На последнем слове считалочки палец замирает.

Теперь начинаются отличия. Тот ребёнок, на которого указывает палец ведущего, не выбывает, а наоборот принимает эстафету и сам становится считающим. Прежний выбывает из круга, а новый начинает новую, свою считалочку и выясняет, на ком она остановится, то есть определяет того, кому передать эстафету дальше, чтобы выйти самому из круга.

Расчёт идет до тех пор, пока не останется один-единственный че­ловек - он и будет водить в предстоящем задании. На развитии многих детей этот вариант сказывается гораздо лучше, чем заучивание дежурных «детских» стишков к очередному мероприятию-празднику.