"ореховый" массаж рук. Упражнения с грецким орехом или шариком су-джок Упражнения с орехами для рук

Простейший беспредметный массаж - это сгибание - разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Массаж с предметами и приспособлениями

Массаж ладоней и пальцев можно выполнять различными предметами. И лучше всего начинать с использования специальных ребристых мячиков или мячиков с резиновыми шипами. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, максимальным).

Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, латекса, пластмассы, предназначены для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Шипы на поверхности мячи при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, - незаменимый предмет для самомассажа. Дети с удовольствие выполняют несложные комплексы упражнения.

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно вы­полнять с помощью хорошо знакомого детям предме­та - карандаша. В зависимости от поставленной задачи применяются толстый шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий либо длинный тяжелый ка­рандаши.

Массаж карандашами


Упражнения для массажа карандашами

Массаж грецкими орехами

С помощью грецкого оре­ха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ла­дони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, круг­лой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.

Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.

Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.

Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.

Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.

Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

Массаж шариками марблс

Массаж шариками марблс

Массаж шариками марблс - стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические (разноцветные, диаметром 1-2,5 см) шарики - хороший тренажер для развития мелких движений пальцев рук. Их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаясь в точности попадания.


Массажер «Каштан»

используется в логопе­дической практике для коррекционных упражнений при речевых расстройствах у детей, на физкультминутках в ходе занятий для профилактики мышечного пальчико­вого утомления, для подготовки руки к письму, повышения рабо­тоспособности, снятия нервного напряжения.

Детям младшего возраста пред­назначен массажер «Каштан» с колокольчиком. Колокольчик звуком привлекает внимание ре­бёнка к своим рукам, развивая зрительно-двигательную коорди­нацию. Для детей старшего дош­кольного возраста с выраженны­ми моторными нарушениями желательно использовать модификацию массажера, оснащенную магнитом.

Иппликатор Кузнецова

Приспособление для стиму­ляции нервных окончаний на ладонях и кончиках паль­цев рук. Обычно имеет круглую форму. Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Методика применения очень проста. Иппликатор располагается на столе игольчатой стороной вверх. Ребенок прижимает ладони к иппликатору (в пре­делах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд, после чего иппликатор снимают, давая рукам отдых в течение 1 мин., кисти рук массируют и поглаживают. За­тем процедура повторяется еще 3 раза. Курс проводится в течение 2 недель каждый день по 3-5 мин.

Массаж деревянными катушками

Деревянные катуш­ки для наматывания ниток можно использовать как тре­нажер для развития мелкой моторики пальцев и для са­момассажа кистей рук и ладоней. Манипуляции с катуш­кой могут превратиться для ребенка в увлекательную, интересную забаву.

1. Самомассаж ладоней катушкой в различных на­правлениях.

2. «Перевертыши». Приподнять катушку над столом, зажав ее боковыми поверхностями пальцев, перевернуть кисть руки ладонью вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной.

3. «Круги». Повернуть катушку на столе кончиками пальцев по часовой стрелке, а затем обратно, так чтобы катушка описала круг.

4. «Штанга». Поднять катушку усилием мышц среднего и указательного пальцев над столом как можно выше, как штангу. Большой, указательный пальцы и мизинец плотно прижаты к поверхности стола.

5. «Прижми к ладошке». Катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Ребенок старается плотно прижать катушку к ладони, а потом максимально выдвинуть ее вперед.

6. «Заведи мотор». Удерживая катушку горизонтально за диски подушечками указательных и средних пальцев, вращать ее вперед, словно заводя мотор.

Массаж шариком для пинг-понга

Маленькие целлулоидные шарики тоже можно приспособить для массажа детских ладошек. Детям обычно очень нравится этот предмет: легкий, прыгучий, иногда привлекательно ярко окрашен­ный. Можно выполнять следующие упражнения.

1. Сжимание шарика в правой и левой ладони попере­менно.

2. Удержание шарика двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымян­ным, большим и мизинцем.

3. Удержание шарика верхней фалангой пальцев, пе­редача шарика от одного пальца к другому.

4. Прокатывание шарика по столу внутренней поверх­ностью ладони.

5. Прокатывание шарика по столу в различных направ­лениях каждым пальцем правой и левой руки.

6. Прокатывание шарика по межпальцевым поверхно­стям и удержание верхними фалангами соседних пальцев.

7. Перекатывание шарика по столу и отбивание внут­ренними поверхностями ладоней.

8. Прокатывание шарика между двумя ладонями.

Приёмы массажа шариком для пинг-понга

Пальчиковые упражнения

Детей старшего дошкольного возраста можно заинте­ресовать играми с пальчиками, или, как говорят специа­листы, пальчиковой гимнас­тикой (пальчиковыми упраж­нениями).

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: бе­зымянными, средними, ука­зательными и большими.

«Черепашка»

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки при­касаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть ука­зательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик черепашки». Аналогичным спо­собом передвигать «домик че­репашки» средним, безымян­ным пальцами и мизинцем.

Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней!

«Братцы»

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: снача­ла мизинец и безымянный, затем - средний и указатель­ный. Большим пальцем «звать» братьев и «кор­мить» их кашей.


Шупта Ирина Юрьевна,

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 1»

г. Нефтеюганск

С давних времен известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук - ручной и речевой моторики. Восточные специалисты считают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Современные исследования подтвердили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. М.М.Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих на мелкую и артикуляционную моторику, является необходимым элементом в системе коррекционной работы с воспитанниками с нарушениями речи.

Дети, с которыми я провожу коррекционные занятия, имеют неуверенную координацию движений пальцев рук, у них в тонусе мышцы артикуляционного аппарата. Отмечаются: моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела), неточные движения при выполнении артикуляционной гимнастики («язык неслушается»).

Вот поэтому в своей работе я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Этому способствуют игры в сухом бассейне (рис, фасоль, кукурузная крупа), игры с пробками, мягкие пазлы и конструкторы, доски Сегена, шнуровки, игры с ковролиновым конструктором, пальчиковый театр, работа с шаблонами и трафаретами, графические задания в тетради, выкладывание узоров из счетных палочек, выкладывание узоров из шерстяных ниток, нанизыванию бусин и макарон, рисование по песку. При этом интеллект ребенка развивается самым естественным, здоровым образом.Играя пальчиками в различные игры, выполняя разные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Существует множество интересных игр и упражнений для развития мелкой моторики, для того чтобы кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, но они со временем надоедают детям и тут на помощь приходят не совсем обычные и привычные средства.

Презентация: http://yadi.sk/d/3dS3U-cDLkL7 D (посмотреть/скачать)

В своей работе использую нетрадиционные приемы массажа и самомассажа пальцев рук и мышц лица. Формирование движений происходит при участии речи. Лучше всего в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности дает большой эффект: включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы. Ритм речи способствует развитию координации и произвольной моторики, а также вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Все пособия собраны в красочный сундучок – «Волшебный сундучок логопеда для массажа».


Описание пособия

  • · Самомассаж ладоней бытовыми щетками, расческами для волос, ипликатором Кузнецова, массажными колесиками Ляпко.

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

  • · Упражнения с мячами для тренировки кисти рук. Слайд 4

Ребенку дается мяч продолговатой (яйцевидной)формы, мягкий и приятный на ощупь. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, после каждой строчки смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка умнее!

  • · Прищепочный массаж .

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После каждого двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».

Жук летит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

И усами шевелит!

В. Цвынтарный

  • · Массаж ладоней бигудями-липучками.

Прокатывание бигудей-ежиков между ладонями с проговариванием стихотворных текстов из пальчиковой гимнастики.

  • Массаж пальцев рук с помощью мячиков с шипами и обычными попрыгунчиками, грецкими орехами (каштанами) .

«Фокусник» - упражнение с мячом-попрыгунчиком. Совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложенных слов. Движения выполняются по тексту.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти на покой.

Над рукою он кружит,

От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу.

Сзади спрячу, потрясу.

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке качу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник какой!


«Мяч – ежик» - упражнение с мячом с шипами. Движения по тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь – последний трюк:

Мяч летает между рук!

(мяч между ладоней)

(смена рук)

(соответственно)

(смена рук)

(сжимаем мяч)

(смена рук)

(соответственно)

(смена рук)

(перебрасывание мяча

из руки в руку)

Птичка

Птичка веток набрала. (2 раза)

Крепко гнездышко свила,

И снесла яичко

Умница-синичка.

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай.

Очень хрупкое оно,

Так у птиц заведено.

Дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой руки. Сводят обе ладони «гнездышком» вместе с мячиком («яичком»). Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Колючий ёжик

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошки бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес,

Где ты живёшь!


Шарик между ладошками вперед, назад.

Шарик между ладошками круговые движения по ладони.

Движения по пальцам правой руки, затем левой.

Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев.

«Китайские шары» - упражнение проводится с парой каучуковых мячиков (грецких орехов или каштанов). Ребенок кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-ой строчки – смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

Катать два каштана (ореха) между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Я катаю свой орех,

Чтобы был круглее всех

  • Массаж лица с помощью мелких мячиков-ежиков.

Массаж используется в логопедической работе с детьми у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Основные цели массажа:

  • нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
  • увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  • активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
  • формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток.

Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивидуальны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!

Этапы массажа:

  • поглаживание – легкое, затем более интенсивное;
  • разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверхности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;
  • вибрация – похлопывание щеткой

Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц лица и пальцев рук).

Метод Су-джок терапии основывается на традиционной акупунктуре и характеризуется эффективностью, безопасностью и простотой. На ладони человека находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно влиять на соответствующий этой точке орган человека, то есть можно опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Су-джок также используют и при плохой подвижности пальчиков. Этот метод улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Массаж проводится при помощи массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, в сочетании со словесными играми и упражнениями по коррекции звукопроизношения.

Массаж Су-джок шариками - с помощью шариков можно предложить детям массировать ладони и пальцы рук, прокатывая шарик между ладоней и проговаривая при этом такие слова:

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

На клубочек ты похож.

На спине иголки

Очень-очень колкие.

Хоть и ростом ёжик мал,

Нам колючки показал,

А колючки тоже

На ежа похожи.

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки

Прокатывать "ежика" по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задержаться на подушечке каждого пальчика.

Массаж пальцев эластичным кольцом - дети поочередно одевают массажные кольца на каждый пальчик и одновременно проговаривают слова пальчиковой гимнастики:

Мальчик-пальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево – как хочу.

Этот мальчик встал у стенки,

У него дрожат коленки.

Под счет дети надевают массажное колечко на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Литература:

  1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  2. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
  4. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Грецкий орех

Начинать развитие мелких мышц кистей рук и пальцев у малышей нужно практически с пеленок.Ведь это оказывает существенное влияние на процесс формирования пространственного и логического мышления, своевременное речевое развитие ребенка, развитие координации и внимания. И от того насколько задействованы у ребенка кисти и пальчики зависит как скоро он научится говорить, застегивать пуговички, рисовать, писать и многое другое.

Развитие моторики рук позволяет эффективно влиять на будущее развитие письменной и устной речи ребенка. Так, в раннем возрасте малышам рекомендован массаж кистей и пальчиков. К 4 месяцам можно добавлять простейшие пальчиковые игры, а для полугодовалых деток существуют специальные игрушки и упражнения, применяемые для развития мелкой моторики рук.Хотелось бы отметить высокую эффективность упражнений с грецким орехом.

Примеры упражнений с грецким орехом
Для начала дайте малышу несколько грецких орехов. Пусть он познакомится с ними, потрогает, поиграет. Желательно делать массаж с помощью грецких орехов. Суть массажа заключается в:
-катании двух орехов между ладонями;
-одновременном удерживании между растопыренными пальцами рук более 2 орехов;
-катании одного ореха между пальцами;
-фиксировании одновременно нескольких орехов между пальцами обеих рук.

Затем предложите выполнить малышу ряд упражнений с грецким орехом:
1.«Здороваемся с орешком». Ребенок должен сначала крепко сжимать в кулачке грецкий орех, а затем разжимать. Повторять данное упражнения каждой рукой не менее 3раз.
2.«Побежал орешек по дорожке». Руку нужно положить на стол. Пальчики должны находиться вместе. На запястье укладывается орешек и накрывается другой ладонью. Суть упражнения состоит в том, чтобы катать орешек до кончиков пальцев и обратно - вниз и вверх, вниз и вверх по дорожке ты катись. Выполнять упражнение нужно по 10 раз каждой рукой.
3. «Катаем машинку». В качестве машинки будет грецкий орех. Сначала нужно прижать орех ладонью к ковру и прокатить его 10 раз вперед-назад. Затем рука меняется и упражнение повторяется. Орешек будет хорошо кататься, если выполнять упражнение на ковре или застеленном полотенцем столе.
4.Представьте, что у вас не орешек, а колобок. Попросите ребенка покатать его в ладошках. Одну руку при этом нужно поставить ладонью вверх, положить на нее орех, сверху прижать другой рукой и катать орешек (колобок) по кругу между ладонями около 15 секунд, поочередно меняя руки.
5.Орешек решил побыть птичкой. Значит нужно сделать для нее гнездышко. Нужно сложить пальчики одной руки и положить на них орех, стараясь удерживать в этом положении орех несколько минут. Затем это же упражнение нужно выполнить другой рукой.

Что дают малышу упражнения с грецким орехом?
На кончиках детских пальчиков находятся нервные окончания, передающие большое количество сигналов в мозговой центр, что оказывает существенное влияние на общее развитие ребенка. Именно поэтому так важно развивать моторику мелких мышц кистей и пальцев с самого раннего возраста. А помочь в этом могут упражнения с грецким орехом.

АнапаМама.ру

Пальцевые упражнения с орехами...

Нам всем непременно поможет это упражнение с орехами! Уважаю восточную медицину и считаю этот метод великолепным решением для всех, кто время от времени испытывает нервное напряжение.

Чем сложнее становится механизм нашего общества, тем чаще мы испытываем стресс, повседневная жизнь не балует современных людей… Сейчас ты узнаешь, как снять стресс и успокоить нервы всего за несколько минут. Тебе понадобится 2 грецких ореха и решительный настрой!

Метод подействует моментально: мы проведем массаж ладони грецкими орехами. К скорлупе так приятно прикасаться! Этот природный материал не сравнится ни с одним другим массажером для акупунктурных точек.

На наших ладонях расположены активные точки, отвечающие за работу внутренних органов. Нажимая на них, можно избавиться от разных заболеваний!

Эффективность упражнений с орехами восточная медицина объясняет тем, что психической деятельностью управляет не голова, а внутренние органы: энергия таится в легких, ум — в сердце, дух — в печени, воля — в селезенке, а стремление к достижению цели — в почках. Между пальцами и нервами существует тесная связь, потому для быстрого успокоения необходимо выполнить следующие упражнения.

  1. В каждую ладонь возьми по 2 ореха и делай ими круговые движения.
  2. Помести орех на активную точку, расположенную на внутренней поверхности запястья в углублении между сухожилиями, слегка прижми его ладонью другой руки и сделай круговые движения орехом.
  3. Слегка помассируй кончики мизинцев пальцами другой руки.

Стресс и напряжение возникают, когда человек не слушает свой внутренний голос, не обращает внимания на свои истинные чувства. Помни, что источник гармонии и равновесия уже есть в тебе!

Каждый из нас — одинокий самурай, в душе у которого есть место, где можно отдохнуть и найти гармонию. Необязательно уезжать куда-то, отвлекаясь от тягот жизни, и забываться в вихре развлечений. Иногда для успокоения достаточно просто закрыть глаза и подумать о чём-то по-настоящему прекрасном!

Пальцевые упражнения с орехами всегда помогут в экстренной ситуации, когда нужно быстро успокоиться...

Практикум

1.

Цель :

Развитие ручной умелости с помощью массажа рук предметами.

Задачи:

Формировать навыки выразительности, пластичности движений;

Развивать речь и активизировать словарь.

Материал:

Карандаши, грецкие орехи, орехи каштана, массажные мячи, зубные щетки.

Прокачу я свой орех

По ладоням снизу вверх,

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Вокруг земли луна летает,

А вот зачем - сама не знает.

(Движения соответствуют тексту).

Упражнения с карандашами

(карандаши должны быть неоточенными, для того чтобы дети не поранились)

«Утюжок»

Прокатывание карандаша по коленям.

Возьмите карандаш. Положите его на колени. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатайте карандаш по коленям.

«Добывание огня»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положите карандаш на одну ладошку. Прикройте его другой. Прокатывайте карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее. От кончиков пальцев к запястьям.

«Ладошка»

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

2. Пальчиковая гимнастика

Цель:

Развитие мелкой моторики рук и речи ребенка.

Задачи:

Повышать работоспособность головного мозга;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивать тактильную чувствительность.

Упражнения с пальчиками

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг, в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)

Встали пальчики. Ура! (разжимаем кулачок)

В детский сад идти пора!

Разотру ладошки сильно (растираем ладони)

Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)

(затем руки я помою… («моют руки»)

пальчик в пальчик я вложу… (пальцы складывают в «замок»)

на замочек их закрою

и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики –

Пусть бегут, как зайчики (расцепляют пальчики и перебирают ими).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

(На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга).

3.Упражнение «Утюжок»

Цель:

Развитие умения детей сминать лист бумаги, тетрадный лист, салфетку и за тем разглаживать их.

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук,

Развивать координацию движения рук;

Развивать тактильное восприятие.

Материал:

Лист бумаги, тетрадный лист, салфетка.

Цель:

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей.

Задачи:

Развивать познавательную активность детей;

Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет;

Воспитывать усидчивость, умение принимать воображаемую игровую ситуацию.

Выполнять действия с предметами.

Материал:

Прищепки разного цвета, заготовки различных картинок.

Цель:

Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Задачи:

Развивать координацию движения рук;

Развивать внимание;

Создавать условия для активизации словаря ребенка.

Материал:

Емкость, наполненная фасолью, горохом, мелкие предметы.

Цель:

Развитие движения пальцев рук, координации движений.

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук;

Способствует развитию, действия рук и формирует ручную умелость;

Стимулирует развитие речевой активности детей;

Развивает внимание, усидчивость.

Материал:

Листы картона с картинками животных, картинками еды для животных, шнурок.

7. Пальчиковый театр

Цель:

Развитие речи детей, координированных движений мелких мышц, пальцев и кистей рук.

Задачи:

Развивать память, мышление;

Пополнять словарный запас;

Формировать и совершенствовать чувство ритма;

Доставлять детям радость от обыгрывания сказок.

Материал:

Пальчиковые куклы.

Моя семья

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.

Куклы – топотушки

Топ-топ - Учимся ходить!

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум

  1. Массаж ладоней, пальцев с помощью карандашей, массажных мячиков, грецких орехов.

Цель :

Развитие ручной умелости с помощью массажа рук предметами.

Задачи:

Формировать навыки выразительности, пластичности движений;

Развивать речь и активизировать словарь.

Материал:

Карандаши, грецкие орехи, орехи каштана, массажные мячи, зубные щетки.

Упражнения с массажным мячиком

Упражнение с грецким орехом: «Орех»

Прокачу я свой орех

По ладоням снизу вверх,

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Вокруг земли луна летает,

А вот зачем - сама не знает.

(Движения соответствуют тексту).

Упражнения с карандашами

(карандаши должны быть неоточенными, для того чтобы дети не поранились)

«Утюжок»

Прокатывание карандаша по коленям.

Возьмите карандаш. Положите его на колени. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатайте карандаш по коленям.

«Добывание огня»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положите карандаш на одну ладошку. Прикройте его другой. Прокатывайте карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее. От кончиков пальцев к запястьям.

«Ладошка»

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

2. Пальчиковая гимнастика

Цель:

Развитие мелкой моторики рук и речи ребенка.

Задачи:

Повышать работоспособность головного мозга;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивать тактильную чувствительность.

Упражнения с пальчиками

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг, в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)

Встали пальчики. Ура! (разжимаем кулачок)

В детский сад идти пора!

Разотру ладошки сильно (растираем ладони)

Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)

(затем руки я помою… («моют руки»)

пальчик в пальчик я вложу… (пальцы складывают в «замок»)

на замочек их закрою

и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики –

Пусть бегут, как зайчики (расцепляют пальчики и перебирают ими).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

(На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга).

3.Упражнение «Утюжок»

Цель:

Развитие умения детей сминать лист бумаги, тетрадный лист, салфетку и за тем разглаживать их.

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук,

Развивать координацию движения рук;

Развивать тактильное восприятие.

Материал:

Лист бумаги, тетрадный лист, салфетка.

4. Игра «Разноцветные прищепки»

Цель:

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей.

Задачи:

Развивать познавательную активность детей;

Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет;

Воспитывать усидчивость, умение принимать воображаемую игровую ситуацию.

- Выполнять действия с предметами.

Материал:

Прищепки разного цвета, заготовки различных картинок.

5. Игры с фасолью, горохом: «Найди игрушки»

Цель:

Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Задачи:

Развивать координацию движения рук;

Развивать внимание;

Создавать условия для активизации словаря ребенка.

Материал:

Емкость, наполненная фасолью, горохом, мелкие предметы.

6. Игра со шнурком: «Кто, что ест»

Цель:

Развитие движения пальцев рук, координации движений.

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук;

Способствует развитию, действия рук и формирует ручную умелость;

Стимулирует развитие речевой активности детей;

Развивает внимание, усидчивость.

Материал:

Листы картона с картинками животных, картинками еды для животных, шнурок.

7. Пальчиковый театр

Цель:

Развитие речи детей, координированных движений мелких мышц, пальцев и кистей рук.

Задачи:

Развивать память, мышление;

Пополнять словарный запас;

Формировать и совершенствовать чувство ритма;

Доставлять детям радость от обыгрывания сказок.

Материал:

Пальчиковые куклы.

Моя семья

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.

Куклы – топотушки

Топ-топ - Учимся ходить!

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.